Опыт методологического анализа психологических категорий: психика, душа и личность. — психология

Опыт методологического анализа психологических категорий: психика, душа и личность

Опыт методологического анализа психологических категорий: психика, душа и личность. - психология

​В результате дискуссий, проходивших на протяжении последних лет среди православных психологов, возникло много проблем. Одна из самых ярких проблем возникла в результате обсуждения богословского понимания личности.

Вывод заключался в том, что психологи не могут богословское понимание личности использовать, применить, переместить в пространство психологических обсуждений. Понятие личности в богословии и в психологии – разные понятия. И мы должны, переходя из одной дисциплины в другую, сознавать это и объяснять, как мы понимаем личность в богословии.

Кроме того, основная категория психологии “психика” с точки зрения христианства вызывает массу критики, непонимания и проблем, так как “психика” — понятие значительно более узкое, чем та жизнь, которую мы обнаруживаем в себе (“душевная” жизнь или жизнь личности).

Оказалось, что в психологии, особенно в классической ее части, вообще можно не ссылаться на живую человеческую личность. Психология может работать с психологическими функциями, даже не оглядываясь на то, что человек есть живая личность. И это будет вполне научно, а результаты будут вполне достоверны.

Если мы расширяем предмет психологии, пытаясь охватить все реальности, происходящие в душе человека, то мы обязательно приходим в противоречие с классической психологией. В психологии нельзя говорить о мистической или духовной жизни.

Психология духовной жизни в современной классической психологии есть нонсенс. Психология не имеет никакого теоретического и категориального аппарата для того, чтобы рассуждать о духовности, мистике, молитве, религиозном опыте и т.д.

Чтобы это стало возможным, нам надо провести определенную работу.

И, таким образом, возникла необходимость переосмысления основных категорий психологии. Переосмысления в рамках христианской психологии.

Методологические основания для этого, прежде всего, это – христианская антропология, богословские дисциплины (богословское понимание личности, применение в психологии таких понятий, как молитва, покаяние и др.). Конечно, классические психологические теории нам также необходимы, иначе мы не поймем друг друга то, о чем мы будем говорить.

Но также, как методологическое основание, нам необходимо понятие души. Но понятие души вырабатывается не психологией, а богословием, так как это – богословская категория. И возникала она в философии и богословии.

Наверное, есть некоторая правда в том, что психология отказалась от категории “душа”. Грамотный психолог должен был признать свою несостоятельность в том, чтобы профессионально работать с этим термином и отказывался от него.

Но для христианского психолога невозможно работать без этого понятия – о чем тогда говорить? И, самое главное, захочет ли христианин оставаться психологом, если ему будет запрещено как специалисту говорить о душе.

Я, лично не могу работать в психологии, если мне нельзя будет говорить о живой личности, данной Богом и о сотворенной Богом душе – для меня такая психология не существует.

О каких категориях мы должны говорить в христ. психологии? Прежде всего, это – душа. Но здесь проходит грань. Когда мы говорим о душе, то мы говорим на языке богословия или, в лучшем случае, философской антропологии. Хотя и в последней это тоже серьезная методологическая проблема.

А в богословском понимании души главное, что душа – результат акта творения. В акте творения есть Творец и есть тварь. Это – личные взаимоотношения. В этом – уникальность этого творческого акта. Не единственность, но личный характер. Аверинцев говорил: “Бог словом своим окликал тварь из небытия.

Когда Бог творит душу человека, душа откликается Богу, потому что она – живая и, самое главное, личная. И Бог есть личность.

Итак, в самом акте творения происходит не только возникновение твари, то есть души, а встреча твари со своим творцом. Последнее очень важно для психологии, поскольку мы не можем, как психологи, найти именно тот момент происхождения человека, когда бы он не был личной, отвечающей Богу тварью.

Нет такого временного отрезка жизни человека, когда он пребывает безличным и безответным Богу (Совесть – голос Бога в человеке). Человек возникает сразу же, как отвечающее Богу создание, как тварь, отвечающая Творцу. И тогда вопрос о том, когда начинается человеческая личность, когда начинается душа, решенный в богословии, является привнесенным в психологию.

Это не психологический результат, а нечто привнесенное в психологию. Может ли психология что-то сделать с душой? Нет, не может, поскольку это – не ее предмет. И мы как психологи, в рамках своей науки, должны признать, что мы встречаемся в психологии с деятельностью души, с душевной жизнью, но мы ее не познаем. Психология – это наука не о происхождении души.

Она не может даже ставить такой вопрос – это не ее поля ягода.

Но душа, конечно же, проявляется, и с ее проявлениями психологи работают. Но душа не познается психологическими средствами (психологией как наукой, как дисциплиной). Вопросы: что есть душа, откуда и как – это не психологические вопросы, а вопросы богословские.

Это очень неудобно. Вот почему честный психолог говорит: я ничего не могу сделать с “душой”, ее нет в психологии.

Здесь задача психолога – встать над дисциплинарным противоречием и в своей личности соединить между собой эти две междисциплинарные плоскости души и психики.

На мой взгляд, неуместно сравнивать душу и психику – это не одно и то же, это – вещи не совпадающие. Качества души – креативность (творческий характер), сила, бессмертие. Когда мы говорим о психике, то это – о формирующихся функциях, об обучении, о воспитании, о приобретении, об эктра- или об интраеризации, о деятельности, о навыках. По отношению к душе такие понятия едва ли применимы.

Говоря о психике, мы должны признать, что существуют до- психические и вне-психические реальности. То есть, это те душевные реальности, которые не могут быть опознаны как психические.

То, что происходит с ребенком в утробе, в младенчестве (до-психические реальности), то, что происходит с человеком, когда нарушены его высшие психические функции (вне-психические) – это не только состояние бессознательного, но и экстаза, интуиции.

Или, например, состояние распада сознания, когда человек продолжает жить, бытийствовать, когда он жаждет жить, он любит и в этих жизненных актах он продолжает быть душою, хотя, быть может, не продолжает реализовываться в опознаваемых психических реальностях.

Итак, мы должны говорить о до-психическом и вне-психическом опыте человека. И это очень важно для психологического понимания человека.

Самоотношение человека в утробе матери и сразу же после рождения относится, отчасти, к до-психическому опыту, поскольку формирование самоотношения нельзя назвать психической функцией, психической реальностью. Это еще только формирующаяся реальность.

В этом самоотношении ребенок поступает уже как личность. Потому что самоотношение – это не только отношение к себе, но и некий выбор, причем выбор поступка. Оказывается, что младенец может по-разному отнестись к себе. Но это невербальный уровень, неосознанный выбор.

И неосознаваемыми являются те выборы, которые мы делаем в самом раннем, месячном возрасте. Выбор “Я есть” или “Я не хочу быть” или “Я не знаю, есть ли я” и т.п.

Хотя мы называем это словами, но это – дословесные состояния, которые в результате психотерапии или психологического консультирования, а также в пастырских беседах выявляются в человеке в глубинах его души.

Подытоживая, скажем о несовпадениях и схожести богословского и психологического понимания личности.

Личность как возможность. Мы знаем, что если нарушено развитие человека, то личность может не сформироваться (различные психопатологии). С богословской точки зрения это невозможно. Даже о глубоком психическом инвалиде мы должны говорить как о личности.

Схожесть понятий. И в психологии, и в богословии мы можем говорить о свободе, о превосхождении природы, о творчестве и опосредованности развития личности.

Здесь поставлены проблемы тех категорий, с которыми мы работаем. Каждая категория требует грамотного и осторожного пожхода. Каждый раз надо оговаривать, что мы понимаем под той или иной христианской психологической категорией.

Источник: https://knigarazuma.ru/article/opyt_metodologicheskogo_analiza_psihologicheskih_kategoriy_dvoe_zn__psihikazpt_dusha_i_lichnost

Проблема возвращения категории «Души» в научную психологию

Проблема возвращения категории «Души» в научную психологию

Национальный психологический журнал №3(15)/2014, 3-12 УДК: 141.4; 30; 159.9.01 Оригинальная статья

National Psychological Journal #3(15)/2014, 3-12 doi: 10.11621/npj.2014.0301 Original Article

Проблема возвращения категории «души» в научную психологию

Б.С. Братусь МГУ имени М.В. Ломоносова. Москва, Россия

Поступила 14 ноября 2014/ Принята к публикации: 20 ноября 2014

The problem of restoring the category of «soul» in academic psychology

Boris S. Bratus Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia

Received: November14, 2014 / Accepted for publication: November 20, 2014

«^употребление понятия души является, вот уже более ста лет запретным для научно-психологической литературы. Его давно заменили (вытеснили) понятия У «психики», «сознания», «самооценки» и т.п. В статье поставлен вопрос о необходимости нового рассмотрения души, как фундаментального основания психической деятельности человека.

Показана многомерность понятия души, прямая отнесенность к нему целого ряда традиционных разделов теоретической и прикладной психологии, таких как изучение мышления, памяти, восприятия, ощущений, эмоций и др.

Обнаружено, что среди принятых значений понятия души (в статье их перечислено более десяти), только одно заведомо выпадает из требований научно-психологического рассмотрения, а именно понимание души как «духовной части существа человеческого».

Делается принципиальный вывод, что душа как таковая никогда не уходила полностью из рассмотрения научной психологии, но, напротив, в большинстве своих проявлений оставалась в центре внимания ученых. Для того, чтобы развести компетенции психологии и теологии, предлагается разделение на «внутреннюю» и «внешнюю» стороны душевных проявлений.

При таком делении внешняя сторона, целиком обращенная к материальному миру, практически, прямо и целиком отвечает требованиям, предъявляемым к предмету науки, тогда как сторона «внутренняя» связана с психологией лишь опосредствованно через соотнесение с той реальностью, которую принято обозначать как духовность, что помимо теологических интерпретаций может быть понята нравственно-философски как ценностно-смысловая сфера и уровень придельных умопостигаемых оснований бытия человека. Такой подход позволил подойти к рассмотрению проблемы соотношения «духовного» и «личностного», установлены взаимоотношения психологии личности с обеими (религиозным и секулярным) подходами. Показано, что без учета методологического соотнесения с этими подходами личность как психологическая категория редуцируется до индивидуальных различий характера и мотивационно-волевых показателей.

Ключевые слова: личность, психика, душа, дух, методология науки, философия психологии, теология.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-vozvrascheniya-kategorii-dushi-v-nauchnuyu-psihologiyu

Методологические, теоретические и естественные основы психологии. Принципы психологии

Методологические, теоретические и естественные основы психологии. Принципы психологии

Методология — это учение об общих точки зрения, с которых должен выходить исследователь психической природы «Я» человека, о правилах, которых он должен придерживаться в исследовании, и о средствах, которыми он должен пользоваться. Методология базируется на своеобразие предмета науки. Методология делится на техническую и философскую.

Техническая методология изучает внешние и специальные признаки явлений, которые нуждаются в специальных приемов исследования. Техническая методология психологии определяет процедурные особенности как методик психологического исследования, так и методик психологического воздействия.

Философская методология познает широкие общие свойства и соотношения явлений, которые вообще отличают одну науку от других. Философской методологии психологии есть философия человека (философская антропология).

Она проявляет себя в принципах построения психологического исследования — то есть восходящих положениях, которые обусловливают научную взаимодействие психолога с психологически-содержательными явлениями мира.

Наиболее полное изложение тех методологических принципов, которые были разработаны в советской психологии (которые хотя и разработанные на основах философии диалектического материализма, но определенным образом и отвечают требованиям западной академической психологии, построенной на принципах позитивизма) дает украинский психолог В. М. Ткаченко. Согласно ему, субъект (человек) взаимодействует с объектом (действительность) на трех основных уровнях: организма, индивида, личности. Эти уровни становятся определяющими в толковании методологических принципов: детерминизма, отображения, единства сознания и деятельности, развития, системно-структурного.

Читайте также:  Паттерн - психология

Принцип детерминизма был предложен С. Л. Рубинштейном в формулировке «внешнее через внутреннее» (т.е. внешние причины влияют на человека, только преломляясь сквозь внутренние условия); В. М.

Леонтьев его переформулировал как «внутреннее через внешнее» (то есть внутреннее, субъект, действует через внешнее, и тем себя изменяет); В. М.

Ткаченко принял оба формулировки как такие, которые составляют диалектическом единстве.

• В формулировке Рубинштейна главное то, что по внутренним как признается субъектом власти самодетерминации (внутренней причинной обусловленности психических явлений); внутреннее корректирует внешние влияния, а значит, оно не полностью зависит от внешнего, оно имеет собственную сущность, развивается по собственной логике. Самый принцип был необходимым, чтобы указать на другой тип детерминации в гуманитарном знании по сравнению со знанием природничонауковим, где детерминизм является прямым.

• В формулировке Леонтьева важным оказывается уже не то, что внутреннее (субъект) действует, а то, что через внешнее; здесь подчеркнуто, что деятельность служит усвоению индивидом социально произведенных средств деятельности, социализации личности.

• Ткаченко также не акцентирует момент самодетерминации субъекта (как чисто психической детерминации): у него действует біопсихічна детерминация (на уровне организма, которому присущ реактивный характер организации поведения); соціопсихичічна (на уровне индивида — субъекта общественных отношений в процессе усвоения готового социального опыта); отдельный подуровень соціопсихічної (на уровне личности, которая достигла способности к творчеству нового социального опыта).

Принцип отражения (он происходит непосредственно из ленинской теории отражения), в наиболее жесткой форме утверждает, будто психическое не является само по себе объективным бытием, а просто отражает в сознании бытия внешнего мира.

Согласно этому принципу все психические функции по своей природе является відображувальними; психическое отражение имеет сигнальный характер (сообщает субъекта о значимых для него объекты за помощью нейтральных раздражителей).

Никакой внутренней (сущностной) единства в такой відображувальній системе не предусмотрено; последовательное применение этого принципа ведет к функционализму (направления, который рассматривает психику-сознание как средство адаптации организма к условиям среды, что меняются. Этот принцип также можно рассмотреть на разных уровнях субъекта.

На уровне организма психическое отражение обеспечивает жизнедеятельность субъекта, на уровне индивида — присвоение социального опыта, на уровне личности — творчество социально значимых продуктов. Ничего значимого не биологически или социально, а просто индивидуально-психически психическое отражение не дает, потому что оно отражает только нечто внешнее субъекту.

Принцип единства психики и деятельности (он принадлежит С. Л. Рубинштейну, но в нем речь шла о единстве с деятельностью не психики, а именно сознания). Согласно этому принципу психика представляет собой внутренний план деятельности (жизнедеятельности, усвоения социального опыта, его производства — соответственно уровням субъекта).

В С. Л. Рубинштейна принцип единства сознания и деятельности не сводится к тому, что сознание выступает внутренним планом деятельности, повторяет ее внутри субъекта (идея інтеріоризації); он принципиально отличает сознание от деятельности. Единство их — это не тождество. Это единство вытекает из принадлежности как сознания, так и деятельности сознательном и действующему субъекту.

Личность становится основанием связи сознания и деятельности, именно в личности и личностью эта связь реализуется (то есть связь сознания и деятельности оказывается личностно опосредованным). Это личностный опосредования связи сознания и деятельности преодолевает функционализм: психические процессы не имеют самостоятельных линий развития, а развиваются в процессе развития личности.

Если в Рубинштейна центральной категорией в понимании единства сознания и деятельности выступает субъект (личность), то в Леонтьева на его место подставлена деятельность; личностный опосредования заменено деятельностным. В Рубинштейна личности как субъекта принадлежит и сознание, и деятельность; в Леонтьева и сознание, и личность относятся к деятельности.

Принцип развития в діалектико-материалистическом толковании таков: каждому уровню детерминации соответствует свой тип развития (как организм субъект развивается в процессе созревания психофизиологических своих подструктур, как индивид — в процессе деятельностной присвоение, как личность — в процессе преобразующей деятельности. Вместе с тем имеется в виду, что организм, индивида и личность также связывает между собой определенная линия развития — как три последовательные качественные стадии. Это развитие не напоминает саморазворачиванию психической сущности, оно оказывается производным от развития биологической и социальной систем.

Системно-структурный принцип берет психику как систему взаимосвязанных элементов; особый акцент делается на открытость системы: взаимодействие с биологической системой (на уровне организма); с социальной системой (на уровне индивида); с культурно-историческими ценностями общества (на уровне личности).

Применение данного принципа в советской психологии имеет ряд особенностей, производных с определенной позитивистской установки на первичность социальной системы по отношению к индивидуальной психики (которая приобретает системных качеств будто именно от общества). Л. С.

Выготский (чья идея о «динамические смысловые системы» вызвала эту тенденцию), получил эту установку, когда изучал психические особенности речи. Через структурную лингвистику Ф.

де Соссюра он получил представление о языке как о системе знаков, каждый из которых получает определенное значение лишь благодаря целостной системе (которая существует в определенный момент в общественном сознании). Следствием стало представление о том, что и сознание и личность человека происходит от ее приобщение к актуальной социальной системы.

Упомянутый перечень принципов не является единственно возможным! Современная онтологически-ориентированная психология, учредителем которой является С. Л.Рубінштейн, пользуется другими принципами построения психологического исследования.

Наиболее полный перечень этих принципов приведен киевским ученым И. П.

Манохою: объективности психологического исследования, многомерного и многоуровневого существования предмета психологии, исследования психических явлений в их развитии, творческой самодеятельности, организации развивающих и формирующих психологических воздействий.

Принцип объективности психологического исследования решает проблему объективного и субъективного в научном познании. Этот принцип утверждает, что индивидуальный мир «Я» человека (предмет психологии) существует объективно.

Он является целостным и завершенным в своей сущности, а потому нет нужды объяснять психическое через другие («более объективные») уровне реальности-биологическое и социальное.

Психическое предстает как объективное явление, содержание которого всегда является субъективным.

Принцип многомерного и многоуровневого существования предмета психологии указывает на то, что определение сущности предмета психологического исследования могут касаться различных уровней его существования, но они должны быть родственными и находиться в определенной иерархии, в зависимости от содержательной иерархии самих уровней существования данного явления. Соблюдение этого принципа является необходимым в синтетических исследованиях на пересечении различных отраслей науки: философии, психологии, лингвистики, социологии и др.

Принцип исследования психических явлений в их развитии базируется на понимании индивидуального мира «Я» личности (предмета психологии) как динамического явления, которое постоянно находится в состоянии изменения.

В отличие от принципа развития в предварительном перечне, данный принцип предполагает, что психическое явление разворачивается с собственной сущности, а не является пассивным объектом решающих для развития влияний извне — с биологической природы или социума.

Принцип творческой самодеятельности (С. Л. Рубинштейн) указывает на основную движущую силу развития индивидуального мира «Я» человека (предмета психологии) и на смысловой направление динамики психических явлений.

Этот принцип требует признание взаимозависимости бытия мира и человека, образующиеся одним и тем же актом творческой самодеятельности, которым личность включается в мировое целое, которое ее охватывает. И. П.

Маноха выделил пять основных положений, которые составляют в единстве содержание данного принципа:

• о необходимости включения в объективное бытие, которое составляет модель конструктивного целого, элемента творческой конструктивности;

• о том, что объективность субъективного психического содержания зависит не от того, что он создан объективными факторами, а от того, он замыкается в самостоятельную целостность;

• о признании акта творческой самодеятельности таким, что имеет в качестве объекта самостоятельный мир (объективное бытие) и таким, что выстраивает перед субъектом мир в целостности и завершенности;

• о том, что субъект в актах творческой самодеятельности не только проявляет себя, но и создается, определяется;

• об определении создаваемой субъектом деятельностью не только завершенного ее продукта, но и богатства самого субъекта.

Творческая самодеятельность (как путь развития человека, связанный с внутренней детермінацією) альтернативная социализации, решающем влияния общества.

Принцип организации развивающих и формирующих психологических воздействий определяет условия, при которых воздействие психолога на психическое явление действительно может считаться развивающим.

Главным условием для осуществления такого влияния является «смысловое співнастроювання» с предметом, с его сущностью, с индивидуальной логикой его развития.

Также этот принцип определяет необходимый и ожидаемый эффект взаимодействия психолога с предметом своего исследования и преобразования.

Теоретические основы психологии образуют объяснительные модели. Эти модели могут быть разного уровня обобщения. Они могут охватывать психический мир в целом, или касаться только определенных классов психических явлений.

Методы теоретизации, которые применяются при создании этих моделей, должны согласовываться с методологическими принципами (не обязательно со всеми изложенными выше и только с ними — но четкая методологическая определенность теоретику необходима). Психологические теории имеют обратную влияние на методологию.

Когда найден объяснительный принцип оказывается более широким, чем теоретические рамки, в которых он создан, он может распространиться дальше и создать парадигму — принцип, который доминирует в науке на протяжении некоторого времени и приобретает в настоящее время методологического значения.

Примером парадигмы может считаться, например, ленинская теория отражения, которая отрицала существование психики как мира, наделенного самостоятельной сущностью.

Естественные основы психологии (к которым можно отнести эволюционную теорию Ч. Дарвина, учение И. М. Сеченова о рефлексы головного мозга и И. П.

Павлова о высшей нервной деятельности) долгое время существовали в качестве равных по значению теоретическим и методологическим основам.

Психология, чтобы утвердиться как серьезная наука, вынуждена была опираться на факты физиологии, даже когда имела достаточно собственно психологических фактов.

Подчеркивать материальность предмета психологии — а это было идеологически необходимо — позволяло ссылки на связь психики с деятельностью нервной системы. Эта связь действительно существует, но когда он превращается в отождествления, психология тем самым превращается в физиологии центральной нервной системы — потому что теряет собственный объект изучения — психическую реальность.

Источник: https://banauka.ru/2972.html

Психолог — Проблема личности в психологической науке

Приветствую Вас, Гость · RSS18.05.2018, 03:35

1. Проблема  личности   в   психологической науке

Психология личности – это часть психологии, которая занимается изучением человеческой индивидуальности, ее иногда называют персонологией. Этот термин предложил Генри Мюррей в 1938 году.

Данный раздел психология выделяется среди психологических дисциплин своим вниманием к индивидуальным особенностям людей. Психология личности интегрирует принципиальные положения других областей психологии, стремясь к тому, чтобы понять человека как единое целое.

Личность является конечным и наиболее сложным объектом психологии.

Привычное словосочетание «психология личности» нуждается в разъяснении.

Во-первых, слово «психология» иногда воспринимается как тождественное понятию «психика», и тогда «психология личности» означала бы описание «той психики, которая свойственна личности», что не соответствует соотношению понятий «психика» и «личность».

Во-вторых, понятие личности является общим для ряда общественных наук, и поэтому есть много непсихологических концепций личности: философских, социологических, культурологических, антропологических, юридических и даже экономических.

Психология личности – это совокупность психологических концепций личности, то есть один из разделов психологической теории и практики, который занимается личностными особенностями человеческой психики.

Психология личности является теоретико-методологической базой личностного принципа («персонализма»), согласно которому личность – это логический центр, вокруг которого выстраиваются все остальные категории психологии и система психологических наук в целом. В своем развитии психология личности становится «гуманистической психологией».

Читайте также:  Роберто ассаджиоли - психология

Что же такое личность? Это слово появилось лет 300 назад. Дж.Брунер считает, что признаком этого служит употребление (в английском языке) приставки «само» (само-уважение, самооценка), что датируется XVII в. и связывается с возникновением индивидуалистического учения пуританства.

Между тем испанский философ Бальтазар Грасиан (1601-1658) в том же XVII веке употребляет понятие личность вполне в современном смысле. Он пишет: «Все уже достигло зрелости, и более всего – личность.

Нынче от одного мудреца больше требуется, чем в древности от семерых, и в обхождении с одним человеком в нынешнее время надо больше искусства, чем некогда с целым народом».

Согласно «Словарю русского языка» С.И.

Ожегова, личность – это «совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность»; «человек с точки зрения его характера, поведения, положения и пр.

» При этом слово «личность» свободно от явной оценки; оно сочетается и с «благородными» прилагательными («героическая», «выдающаяся», «яркая»), и с «низкими» («бесцветная», «преступная», «ограниченная»).

В психологии существует много определений понятия личности.

В большинстве этих определений содержатся такие признаки, как «совокупность», или «организация», «система» черт (свойств), «единство», «стабильность», «социальность», «идентичность», «индивидуальность» (целостность, неповторимость, обособленность, наличие внутреннего Я, автономность, творчество). Часто личность раскрывается через сознание и самосознание.

Самое простое, ориентировочное, определение личности сводится к указанию на совокупность духовных свойств, присущих человеку и составляющих его индивидуальность.

Швейцарский психолог Ришар Мейли пишет: «Под термином «личность» мы понимаем ту совокупность психологических качеств, которая характеризует каждого отдельного человека.

В широком смысле термин «личность» включает в себя такие понятия, как характер, темперамент и способности, соответствующие трем ее частным аспектам.

Но личность – не просто совокупность, или ансамбль свойств. Речь идет о таких свойствах, которые в своем взаимодействии порождают особое человеческое качество, чувство «Я», сознание собственной индивидуальности, или как утверждал американский психолог А.Маслоу, «переживание идентичности».

Учитывая это, личностью называют человека, имеющего свое я, способного к самоопределению посредством своей воли и к осуществлению своей воли в действии. В начале XX века русский психиатр П.П.

Викторов в своем учении о личности акцентировал самосознание и сознание: «Личность, индивидуальность, «я» метафизических психологов есть прежде всего самочувствие по отношению к внутренней среде нашего собственного тела и затем, самочувствие же, но по отношению к переменам окружающей внешней среды».

Та же идея звучит в работе современного психолога: «Отличительной характеристикой человеческой личности является сознание, способное к размышлению и продумыванию вариантов самого себя посредством проектирования».

Личность образуется в результате взаимодействия между организмом и социальной средой. Это взаимодействие приводит к возникновению целостной организации психических свойств, имеющей более или менее четко выраженный центр, который соответствует субъективному ощущению «Я».

Личность – это те характеристики человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения. Прекрасно определил личность русский психолог А.Ф.

Лазурский, как некоторое устойчивое и длительное единство, которое служит основанием всему, что совершается в душевной жизни.

Согласно английскому психологу Г.Ю.Айзенку, «личность – это более или менее стабильная и устойчивая структура характера, темперамента, интеллекта и конституции человека, которая определяет его индивидуальную адаптацию к окружающему миру».

Таким образом, личность – это интегрированная совокупность психических свойств, при наличии которых человек обретает сознание и самосознание (чувство Я), становится субъектом деятельности и партнером социальных взаимодействий.

Личность – это та сторона индивидуальной человеческой психики, которая отличается устойчивостью, определяет духовное своеобразие данного человека и обусловливает особенности его деятельности, общения и жизни в целом.

Личность — это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, об­ладающий уникальным, динамичным соотношением простран­ственно-временных ориентации, потребностно-волевых пере­живаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свобо­ду самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой.

Понятие личности является производным от базовой категории психологической науки – психики. У древних греков это слово означало не только душу, дух, но и личность.

Странно было бы не видеть связи между понятиями душа и личность! «Личность есть субстанция, характеризующаяся наличием души как субстанциональной формы и живущая не только биологической и инстинктивной, но также интеллектуальной и волевой жизнью».

Рассмотрение личности как совокупности определенных черт иногда ведет к отрыву личности от психики, что побуждает людей, чувствующих это, настаивать на том, что «не существует личностных образований вне психики, так или иначе все личностные черты связаны с механизмами психических процессов».

Психологии личности полезно помнить принцип С.Л. Рубинштейна (1889 – 1960), согласно которому «…всякая психология, которая понимает, что она делает, изучает психику и только психику». Тем не менее, до сих пор личность психологически характеризуется слабо, оставаясь чрезмерно социологизированной.

Понятие “личность” пришло в психологию, по крайней мере, из четырех источников.

Первый — христианство, которое закрепило представление о вечной и божественной душе человека.

Второй — философия. Когда в середине прошлого века психология отделилась от философии, встал вопрос об особом — философском (непсихологическом) — видении человека.

На этой почве в Германии родилась «философская антропология» — попытка соединить естественнонаучное и философское знание о человеке, найти «базисную структуру» человеческого бытия и специфических черт человека. Немецкие философы и прошлого – И.Кант, Л.Фейербах  Й.Фихте, – и современности – В.Дильтей, М.

Шелер (ХХ век) – понимали под антропологией знание о специфической сущности человека и об особенностях его физической, психической, моральной, духовной и культурной жизни.

А один из них – Макс Шелер – (1874 – 1928) заявил, что в известном смысле все центральные проблемы философии сводятся к вопросу о том, что такое человек и какое положение занимает он среди всего бытия, мира и Бога. Психология в целях отмежевания от философии некоторое время отказывалась от ответов на подобные глобальные вопросы, но необходимость оказалась сильнее межпредметных отношений.

Третий источник — психиатрические феномены «раздвоения личности», или «множественной личности». Были описаны случаи, когда человек внезапно становился кем-то другим.

У него менялись биография, образ мышления, эмоциональный мир, круг интересов. На вопрос: «что при этом происходит с человеком?» был найден удобный ответ: меняется личность.

Этот источник тщательно проанализировал классик мировой психологии В.Джеймс (1842 – 1910).

Четвертый источник — потребности самой психологии в преодолении чувства тупика. Психологи, которые в стремлении к объективности, сосредоточивалась на познании механизмов, процессов психики, чувствовали, что теряют самое существенное в человеке.

«Изучались отдельные функции, а человек  как комплекс, как сложная система мотивационных сил не рассматривался». Психоаналитики утверждают, что существенно стимулировал появление теории личности З.Фрейд.

«Его выводы и принципы вызвали к жизни первую всеобъемлющую теорию личности, основанную на наблюдении, а не на умозрительных предположениях».

Понятие личности является частным случаем проявления холистического (целостного) принципа, согласно которому психические функции не могут «существовать изолированно от общего целого, от той организации, раскрытие законов которой имеет решающее значение». В этом смысле личность представляет собой высшую форму психической целостности.


Источник: http://psycholog.ucoz.ru/index/0-54

Психология как наука. История развития психологии | Лекция | НОУ ИНТУИТ

Психология взаимодействует с множеством отраслей научного знания. Многие отрасли психологии возникли на стыке с другими науками и являются смежными, прикладными отраслями научного знания, которые исследуют закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. На рис. 1.8 показаны взаимосвязи между отдельными отраслями психологии и смежными научными дисциплинами.

Рис. 1.8. Место психологии в системе наук

Кратко рассмотрим основные этапы возникновения и развития психологии как науки.

На рис. 1.9 показана диаграмма Ганта, отражающая основные этапы становления и развития психологической науки.

Истоки психологического знания лежат в античной философии. До начала XVIII века психология развивалась как наука о душе.

Демокрит (460 – 370 до н.э.) подходил к изучению души с материалистической точки зрения; он считал, что она состоит из подвижных атомов, является частицей природы и подчиняется ее законам.

Платон (428 – 348 до н.э.), основатель идеалистического направления в философии, считал, что душа нематериальна и бессмертна. Его учение заложило основы философской теории познания и определило ориентацию психологического знания на решение собственно философских, этических, педагогических и религиозных проблем.

Аристотель(384 – 322 до н.э.) является автором первой известной работы по психологии «О душе», в которой были систематизированы и развиты идеи античных философов о душе как о бестелесной сущности живого тела, посредством которой человек чувствует и мыслит.

В работах средневековых ученых Авиценны (980 – 1037), Леонардо да Винчи (1452 – 1519) и других раскрываются знания об анатомо-физиологических особенностях организма человека как одной из основ его психики.

Второй этап развития психологического знания – психология как наука о сознании, относится к «эпохе Нового времени» (XVII – XIX вв.).

В это время на формирование западной психологической мысли большое влияние оказали работы Рене Декарта (1596 – 1650), который изучал механизмы поведения человека и сравнивал их с законами механики; он же ввел понятие рефлекса – ответной реакции организма на раздражение.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677), Джон Локк (1632 – 1704) и другие исследовали функционирование сознания, влияние на него эмоций, его связи с ощущениями, восприятием, памятью и т.д.

Начало третьего этапа – становление психологии как самостоятельной экспериментальной науки, относится к 60-70-м годам XIX века.

Основателем экспериментальной психологии является Вильгельм Вундт (1832 – 1920), который в 1879 г. открыл первую психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. В.

Вундт изучал физиологию органов чувств и анатомию нервной системы, применяя в качестве основного метода интроспекцию.

Развивая идеи В. Вундта, Эдвард Бредфорд Титченер (1867 –1927) – основатель структурной психологии, считал основной задачей психологии изучение структуры сознания, его элементов и законов их объединения для выявления связи психологической структуры сознания с физиологической организацией человека.

Уильям Джеймс (1842 – 1910), основатель функциональной психологии, в противоположность приверженцам структурализма, считал предметом психологического исследования функции сознания в поведении, выступающего инструментом, с помощью которого организм адаптируется к окружающей среде.

К концу XIX – началу XX вв. в психологии оформились современные самостоятельные направления: гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ.

Основателем гештальтпсихологии является Макс Вертгеймер (1880 – 1943); большой вклад в развитие данного направления внесли также Курт Коффка (1886 – 1941) и Вольфганг Кёлер (1887 – 1967). В рамках гештальтпсихологии психика изучается с точки зрения целостных структур (гештальтов), свойства которых несводимы к сумме свойств их составляющих элементов.

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – направление, основанное американским психологом Джоном Уотсоном (1878 – 1958), рассматривающее в качестве предмета психологии поведение индивида как внешне наблюдаемые реакции организма на стимулы (внешние воздействия со стороны среды), которые можно объективно зафиксировать.

Психоаналитическая концепция поведения человека разработана в трудах Зигмунда Фрейда (1856 – 1939) и получила дальнейшее развитие в работах Альфреда Адлера (1870 – 1937), Эриха Фромма (1900 – 1980), Эрика Эриксона (1902 – 1994) и др. В рамках данного направления разработана динамическая модель психики, включающей сознательную, подсознательную и бессознательную сферы.

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) возникла в начале 1960-х гг. и изучает когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания.

Представители данного направления – Джером Брунер (род. в 1915), Жан Пиаже (1896 – 1980), Ноам Хомский (род. в 1928 г.

Читайте также:  Храм тишины - психология

) и другие исследуют проблемы памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способностей к принятию решений.

Представители гуманистической психологии Карл Роджерс (1902 – 1987), Абрахам Маслоу (1908 – 1970), Гордон Олпорт (1897 – 1967) разработали холистический (целостный) подход к изучению человеческого существования, особо акцентируя внимание на таких явлениях, как человеческий потенциал, творчество, свобода воли, самореализация. Гуманистическую психологию иногда называют «третьей силой», в отличие от двух более традиционных подходов психологии – психоанализа и бихевиоризма.

В психологии понятия «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность» относятся к базовым категориям. Рассмотрим сущность и содержание указанных базовых категорий психологии ( рис. 1.10).

увеличить изображение
Рис. 1.10. Базовые категории психологии

Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) или индивидуум – это

  • отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств;
  • отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств;
  • человек как отдельная личность в среде других людей.

Субъект (от лат. subiectum– подлежащее; субъект, индивид) – это

  • человек, как носитель каких-либо свойств, личность;
  • конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель активного;
  • человек, чей опыт и поведение являются предметом рассмотрения; все остальные люди являются для этого человека объектами.

Личность – это

  • человек как носитель сознания (К.К. Платонов);
  • общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Б.Г. Ананьев, [1, C. 232]);
  • «социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения» [10, С. 122];
  • «качества индивида, приобретаемые им в общественной и предметной деятельности и присущие только этому индивиду» (А.В. Петровский, [8, C. 282]);
  • «отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением» [4, С. 416];
  • «формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом» (Ю.В. Щербатых, [`3 С. 199]).

Индивидуальность – это неповторимость, уникальность свойств человека.

Психология личности (англ. personality psychology) – раздел психологии, в котором изучаются природа и механизмы развития личности, строятся различные теории личности.

Психология – область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных.

Цель психологических исследований – изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей.

Объект психологии – психика, предмет – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений. Выделяют четыре группы психических явлений: процессы, состояния, свойства личности и психические образования.

Методы психологических исследований: наблюдение, интроспекция, метод эксперимента, психодиагностические методы, анализ процессов и продуктов деятельности, моделирование, генетический метод и другие.

Основные направления современной психологии: психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология.

Базовые категории психологии – понятия «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность».

  1. Проведите сравнительный анализ и обобщите приведенные в лекции определения психологии как науки.
  2. Сформулируйте цель, объект и предмет психологии как науки. Изучите, каким образом в исторической перспективе развивались взгляды ученых на предмет психологии.
  3. Дайте определения понятиям «психика» и «психические явления», опишите основные группы психических явлений и подходы к их классификации.
  4. Проанализируйте методы психологических исследований, укажите области их применения.
  5. Раскройте место психологии в системе научного знания, опишите взаимосвязи между отдельными отраслями психологической науки и смежными научными дисциплинами.
  6. Опишите основные этапы становления и развития психологии, назовите ученых, внесших значительный вклад в развитие психологического знания на каждом этапе.
  7. Дайте определения базовых категорий психологии: индивид, субъект, личность, индивидуальность; опишите их характеристики.

Источник: http://www.intuit.ru/studies/courses/3465/707/lecture/16750?page=3

Программа комплексного

^ Парадигмы в психологии личности: описательная, объяснительная и понимающая психология. Уровни исследования личности человека: макро-, мезо-, микроописания. Множественность теорий личности: отражение специфики предмета или проявление методологического кризиса. Целостная психологическая теория и частные идеи.

Требования к психологической теории: собственная философия (этика); опора на экспериментальные данные и систематические наблюдения; описание как нормальных, так и патологических процессов психики; отражение процесса развития человеческой психики. Критерии оценки теории личности. Философско-этическое основание психологической теории личности.

Представление о природе и назначении человека. Влияние данных представлений на практику психологического исследования и помогающей деятельности. Воздействие профессиональных этических ценностей психологов-теоретиков и профессиональных практиков на общественное сознание.

Человекознание и основные методологические принципы изучения личности в отечественной психологии

Центрированность на проблеме человека, интеграция и дифференциация научных дисциплин. Формирование системы синтетического человекознания.

Подсистемы человекознания: науки о человеке как биологическом виде; науки о человечестве; науки о взаимодействии человека с природой, ноосфере и освоении космоса; науки о человеке как индивиде и его онтогенезе; науки о личности и ее жизненном пути; науки о человеке как субъекте практической и теоретической деятельностиУровни методологии: общефилософский (мировоззренческий), общенаучный, конкретно-научный, уровень методов. Методологические основания психологических теорий. Представление о природе и назначении человека как общефилософское основание психологических теорий. Диалектический и исторический материализм как философское обобщение знаний о человеке в отечественной психологии личности. Общенаучная методология исследований в психологии (естественно-научный, гуманитарный подходы). Конкретно-научные методологические принципы отечественной психологии: принцип детерминизма; принцип развития; принцип опосредованного отражения; принцип единства сознания и деятельности; личностный принцип; принцип системности. Номотетический и идиографический подходы к исследованиям в психологии личности. Эмпирические и экспериментальные методы психологического исследования.

^

Сознание и самосознание как новообразования этапов развития человека. Человечество как история общества. Социум как система объективных общественных отношений.

Объективные общественные отношения как присущий определенному этапу культурно-исторического развития человечества способ производственных, экономических, правовых, политических, морально-религиозных и т.п. взаимоотношений между статусами данной общественной системы.

Социальная роль как модель поведения, ожидаемого в данной культурно-исторической общности представителем одного статуса от представителя другого статуса. Позиция как индивидуальная трактовка социальной роли личностью. Интериоризация и иерархизация социальных ролей личностью. Личность как субъект и объект общественных отношений.

Различия понятий «объект» и «субъект». Произвольность, целенаправленность, осознанность действий субъекта. Влияние феномена рефлексии на становление человека как личности. Понятие «поступка» человека. Критерии формирования человека как личности. Децентрация и социальная ответственность.

Специфика понятий «индивид», «личность», «субъект деятельности, познания, общения», «индивидуальность» в концепции Б.Г. Ананьева. Индивидуально-психоло­ги­ческие особенности человека как индивида. Индивидуально-психоло­гические свойства человека как личности. Предпосылки и особенности развития человека как индивидуальности. Принципы социализации и индивидуализации.

^

Ленинградская психологическая школа: теория отношений. Место личности и индивидуальности в концепциях В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева. Состав личности: органическая и социальная сфера личности; эндо­психика и экзопсихика. Психические уровни личности. Личность и отношения человека. Понятие системы отношений.

Объективные общественные отношения и субъективные отношения личности. Субъективное отношение личности как сознательная, избирательная, основанная на опыте психологическая связь человека с другими людьми, самим собой или миром в целом, проявляющаяся в его действиях, реакциях и переживаниях. Когнитивная, аффективная и конативная составляющие отношения.

Понятие доминирующего отношения и направленность личности.

^

С.Л. Рубинштейн: личностный подход в психологии. Место и роль личностного принципа в исследовании психических явлений (процессов, состояний, свойств). Свойства личности и их структура: направленность, способности, характер и темперамент. Тенденции и потенции личности. Формирование личности. Воля и поступок. Само­сознание личности и ее жизненный путь.

Московская психологическая школа: парадигма деятельностного подхода в изучении личности. Индивид и личность. Общая психология личности и персонология. Теория двух факторов: среда, наследственность. Эмпиризм в исследовании личности. Личность как субъект общественных отношений. Деятельность как основание личности в концепции А.Н. Леонтьева. Категория предметной деятельности.

Структура деятельности. Потребности, эмоции и мотивы. Мотивы-стимулы и мотивы-цели. Значение и личностный смысл. Формирование личности. Параметры личности. Смысловая сфера личности: Б.С. Братусь. Психология смысла: Д.А. Леонтьев. Смысложизненные ориентации как психологическая категория.Жизненное и временное пространство личности. Психологический возраст. Образ жизни человека.

Субъектные стратегии жизни.

^

Непосредственное и опосредованное воздействие окружающей действительности на человека. Проблема внимания. Два плана работы психики и уровня психической активности: план импульсивного поведения, план объективации. Автоматизированная и инстинктивная деятельность.

Установка как целостное состояние субъекта, вырабатываемая на основе опыта готовность к совершению определенной деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности в текущей ситуации. Наличие потребности и ситуации ее реализации как условие установочного поведения.

Возникновение процесса объективации при задержке удовлетворения актуальной потребности в связи с изменившейся обстановкой, произвольный выбор программы дальнейшего поведения. Роль воли и мышления в процессе объективации. Экспериментальная психология установки. Механизмы формирования установки. Слово как фактор формирования установки у человека.

Представление как фактор формирования установки. Принцип «фиксированной установки» Д.Н. Узнадзе. Первичная и вторичная установки. Моторная, перцептивная, личностная установки. Социальный уровень психической активности. Ш.А. Надирашвили – изучение установок социального поведения, формирующихся на основе социальных потребностей и воображенного приемлемого поведения.

Нравственность как система моральных установок личности. Индивидуальные типы установки. В.Н. Норакидзе – установка отдельных типов людей.

Динамичные люди (легкость возникновения и протекания объективации, гладкость переключения в направлении объективированных целей); статичные люди (грубость и стабильность статически фиксированной установки, трудность возникновения и острота переживания процесса объективации, значительные волевые усилия для актуализации признанной целесообразной установки); вариабельные люди (низкая константность установок); вариабельно-стабильные; (развитость потребностной сферы, преобладание субъективного фактора установки над объективным); вариабельно-лабильные (слабость потребностей, преобладание ситуационного фактора установки над субъективным). Объективация как независимая от установки сила. Формирование системы человеческих установок на базе объективации. Различия установки и субъективного отношения.

^

Сравнительный анализ основных методологических подходов к изучению личности в отечественной психологии: принципов комплексного подхода Б.Г. Ананьева, деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, «фиксированной установки» Д.Н.

Узнадзе, теории отношений В.Н. Мясищева.Экспериментальная психология личности (Д.Н. Узнадзе; Б.Г. Ананьев), теоретическая психология личности (С.Л. Рубинштейн; А.Н. Леонтьев), клиническая психология личности (В.Н. Мясищев).

^

Лаборатория В. Вундта и его ученики: В.М. Бехтерев, В.Ф. Чиж, Н.Н. Ланге, Г.И. Челпанов. Физиологическая психология: И.М. Сеченов, И.П. Павлов. Условный рефлекс и научение: Б. Скиннер, Дж. Уотсон. Возвращение сознания в психологию – когнитивные карты (Э. Торндайк). Когнитивная психология (У. Найссер). Человек как субъект познания.

Компьютерные модели. Человек выбирающий. Личность в когнитивной психологии. Когнитивно-рациональная терапия (А. Эллис). Когнитивная теория развития личности (Ж. Пиаже, Л. Колберг).Психодинамические концепции личности. Бессознательное. Классический психоанализ З. Фрейда. Женский психоанализ А. Фрейд, К. Хорни. Коллективное бессознательное (К.Г.

Юнг). Социальный и гуманистический психоанализ Э. Фромма. Стили жизни и индивидуальная психология (А. Адлер). Транзактный анализ (Э. Берн). Анализ социальных ситуаций (К. Левин). Поведение как функция личности и ситуации. Определение ситуаций (Р. Мишел).Диспозициональные концепции личности. Факторный анализ в психологии. Г. Айзенк и Р. Кеттелл.

Номотетический и идиографический подходы к описанию черт личности. Г. Олпорт. Статистический подход к норме в психологии. Методы измерения черт личности. Опросники и личностные тесты. Многофакторные опросники. Гуманистическая психология как третья сила. Предельный потенциал человеческого развития (А. Маслоу).

Феноменологическая реальность личности (К. Роджерс). Практическая помощь человеку в преодолении жизненных трудностей и личностном росте. Индивидуальный подход к человеку (Г. Олпорт). Учет запроса клиента. Принципы консультативной работы (Р. Мэй). Трансперсональная психология (А. Маслоу, С. Гроф). Проблема поиска смысла жизни. Логотерапия В.

Франкла. Экзистенциальная терапия Р. Мэя, И. Ялома.

^

Личность взрослого человека как квинтэссенция его жизненного пути. Внешний вид, динамические стереотипы, речь, особенности самопрезентации, специфика общения, особенности поведения в социальной ситуации как проявления личности. Психические свойства личности: темпераментные особенности, черты характера, направленность и способности. Тенденции и потенции личности.

Источник: http://exam-ans.ru/psihologiya/7095/index.html?page=16

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию