Организационная психология — психология

Организационная психология

Кто виноват?

(А.Герцен)

Что делать?

(Н.Чернышевский

В чем моя вера?

(Л.Толстой)

Когда же придет настоящий день?

(Н.Добролюбов)

Большую часть активной жизни человек занимается повседневным и профессиональным трудом. Потребность в труде неизбежно возникает у каждого индивида и становится насущной необходимостью. Облик человека формируется в различных видах профессиональной, социальной, психологической, культурной и духовной деятельности.

Социально значимый труд обеспечивает получение вознаграждения, способствует удовлетворению многочисленных потребностей. Следовательно, теоретическое и эмпирическое исследование трудовой деятельности должно охватывать все стороны жизни человека. Но далеко не все люди придают труду адекватное значение, для них он становится ненужной тратой времени.

Личностное, социальное и объективное значение труда далеко не всегда соответствуют друг другу.

Само понятие «труд» в различных дисциплинах, таких, как философия, психология, социология, антропология, физика, сформулировано по-разному и имеет свои особенности. Понятие «труд», «работа» обычно понимают как:

– физическое или интеллектуальное напряжение;

– целенаправленную ориентацию в контексте задания, имеющего временные или пространственные ограничения;

– получение дохода и обеспечение существования;

– неприязнь или нежелательность переживания нагрузок;

– обмен труда как товара на заработок в условиях эксплуатации.

Все эти признаки под разным углом отражают выполняемую деятельность и соотносят ее с трудом.

Трудовая деятельность – это многочисленные роли личности, которые зависят от социальной, экономической, политической и культурной обстановки повседневной жизни. Для каждого человека остро стоит проблема смысла труда, характера и качества труда как индивидуального, так и выполняемого в совместной деятельности.

Почему люди выполняют работу, что они хотят получить от нее? Исследования показывают, что у каждого человека существует свое мнение по поводу того, что дает работа [77. С. 268]. Работа:

– обеспечивает необходимый доход;

– дает положение и престиж;

– обеспечивает занятость;

– обеспечивает интересные социальные контакты;

– является хорошим способом служения обществу;

– является значимо интересной и приносит удовлетворение.

Из перечисленных выше функций труда наивысший балл респонденты присвоили функции обеспечения доходов. Но предложенные функции далеко не исчерпывают ответы на поставленные вопросы, и вознаграждение за труд не обязательно должно иметь денежное выражение.

Это могут быть условия труда, возможность самовыражения, форма поддержания физического и психического здоровья.

Концепция смысла труда должна рассматриваться как система взаимодействующих характеристик, где нарушение или неудовлетворение одного из компонентов влияет на значимость всех остальных.

Современное состояние труда, развитие информационных технологий, изменения в структуре личности предполагают возрастание роли организационной психологии.

И главный вопрос заключается не в том, как адаптировать новые технологии к их пользователям и обеспечить эффективное производство, что, безусловно, является значимым.

Организационная психологическая работа должна направляться видением будущего и ответами на вопросы, способны ли новые технологии улучшить качество человеческой жизни, развивают ли они сознание человека, делают ли они его более свободным и осознающим свое предназначение в этом мире.

В основе жизни каждого человека лежит миссия, которая является абсолютной доминантой всей его жизнедеятельности. Выполнение миссии теснейшим образом связано с многообразной деятельностью и сопровождается развитием всех физиологических и психических структур человека и постепенным эволюционным восхождением.

Поиск «самого себя», осознание своего предназначения, развитие способностей приводит к расширению и объективации сознания.

Общим направлением во всех видах человеческой деятельности является активность, осознанная или неосознаваемая целенаправленность, что и приводит к процессу постоянного преобразования себя и внешнего мира.

Известно, что в совместном труде и общении наиболее полноценно формируются и проявляются человеческие качества и способности. В результате многообразной деятельности человек творит самого себя и окружающий мир, при этом у него складываются субъективные отношения с объективной реальностью.

В труде создаются материальные и идеальные ценности, необходимые людям. Труд может быть простым и сложным, ручным и автоматизированным, творческим и механическим, требующим высокой или низкой квалификации.

Всякий труд и любая деятельность изменяют социально-психологическое пространство, затрагивают интересы других людей, помогают им в развитии или задерживают его. Очевидно все виды индивидуальной и совместной деятельности направлены на то, чтобы человек, в конечном счете, осознал самого себя и стал истинным творцом.

Чем более человек осознаёт смысл своего труда, тем больше он получает радости и удовольствия, тем быстрее происходит раскрытие его сознания.

В организационной психологии проблема изучения трудовой деятельности больше связана с тем, каким образом человек может принести максимальную помощь самому себе и другим людям в материальном плане.

Материальные ценности доминируют над социальными и духовными (идеальными) благами, но особенно мало внимания уделяется тому, каким образом трудовая деятельность способствует духовному развитию человека, раскрытию его сознания.

Поэтому хотелось бы особо отметить, что труд необходим именно для того, чтобы человек мог раскрывать сознание.

Трудовой процесс подвергается строгому контролю во времени и пространстве. Для лучшего понимания и освоения контролируемого труда существует структура профессии. В структуру профессии входят: предмет труда, профессиональные цели, задачи, действия и операции, средства, условия, результаты труда. Все эти объективные реалии складываются в обществе исторически и составляют единое целое.

Для эффективного выполнения какой-либо деятельности человек должен обладать некоторыми психологическими характеристиками, которые составляют его психограмму.

Она включает в себя ряд профессионально важных качеств, таких как потребности и мотивы, личностные качества, профессиональные притязания, удовлетворенность процессом и результатами труда, профессиональные способности, профессиональный тип мышления, коммуникативные способности.

Состав трудовой деятельности определяется специалистами и выражается в системе правил, нормативных документов, квалификационных требованиях, функциональных обязанностях, должностных инструкциях. В них разъясняется, какие цели и задачи ставятся в этом виде труда, какими способами и средствами пользоваться.

Поведение человека в труде изучает многочисленный комплекс наук: гигиена труда, физиология трудовых процессов, экономика, трудовое право, охрана труда, социология, этика, археология, психология, эргономика и некоторые другие.

В последнее десятилетие эта проблема всесторонне изучается организационной психологией, которая образовалась в 50 – 60-х г. XX в. на стыке традиционной психологии труда и социальной психологии, когда возникла проблема целостного рассмотрения человека в системе «человек – предприятие – социум».

В организацию приходит живой человек, а не механизм, который «очеловечивает» производственные процессы и вступает в двусторонние отношения с окружающей его техникой и средой.

Организационная психология – прикладная отрасль психологии, она изучает все аспекты психической деятельности и поведения людей в организациях в целях повышения эффективности и создания благоприятных условий труда, индивидуального развития и психического здоровья членов организации.

Организационная психология занимается изучением поведения работающих людей и тем, как они выполняют свою деятельность в рамках организованных структур. Другая ветвь психологии – психология труда – акцент ставит на особенностях индивида, его склонностях, потребностях, мотивах.

Обе эти ветви психологических знаний связывают мир труда и деятельность организаций, жизнь человека и те отношения, которые возникают в результате взаимодействия человека и социальной среды, человека и орудий труда, человека и техники.

В круг интересов психологии труда и организационной психологии входят проблемы профотбора, профориентации, профадаптации, профессиональной аттестации как единого и целостного процесса.

Многообразие видов труда, типов организаций, условий работы, стадий профессионального развития делает предмет организационной психологии чрезвычайно сложным. В «Словаре наименований профессий» дано описание нескольких десятков тысяч специальностей и профессий. Типы организаций также различаются как по форме (частные, фонды, государственные, местные органы власти и пр.

), так и по направленности деятельности и получаемым результатам. Многообразны и условия, в которых выполняется работа.

Организационные психологи работают для клиентов и руководителей организаций, разрабатывают более совершенные системы вознаграждения за труд, участвуют в отборе претендентов, создают более эффективные технологии обучения и переобучения, проводят профессиональные тренинги.

Основные задачи организационной психологии в прикладных исследованиях – гуманизация труда, повышение его производительности, безопасности.

Необходимо помнить, что в любом трудовом процессе ключевой фигурой является человек, его физическое, психическое и духовное здоровье, поэтому необходим такой труд и такие условия труда, которые способствуют всестороннему развитию личности.

Гуманизация включает профилактику переутомления и профессиональных заболеваний, предупреждение травматизма и профессиональной деформации личности. Для решения этих задач проводятся технологические, организационные, медико-психологические, экономические мероприятия, что в целом составляет структуру научной организации труда.

Организационная психология связана с созданием психотехник, когда необходимы точные знания об индивидуально-психологических особенностях субъекта трудовой деятельности, – это его сенсорные, перцептивные, психомоторные, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, коммуникативные свойства.

На процессы и результаты труда оказывают влияние такие факторы, как: отношение человека к себе и своей профессии, другим людям, материальным и культурным ценностям, религии. Субъективная позиция личности, ее мотивы, потребности и установки играют определяющую роль по отношению ко всему процессу труда.

Особая роль психотехник проявляется в составлении профессиографии и профотборе.

Современная трудовая деятельность невозможна без профессиональной специализации или профессии. Мир профессий постоянно обновляется, возникают новые виды труда, исчезают старые. Молодым людям, вступающим в самостоятельную жизнь, необходима профессиональная ориентация. Она базируется на следующих положениях.

Первое – каждая профессия предъявляет к человеку свои требования. Второе – люди обладают разными моторными, интеллектуальными, личностными особенностями.

Задача профессиональной ориентации состоит в том, чтобы привести в соответствие мир профессий и мир людей, чтобы были удовлетворены потребности общества в представителях каждой профессии и интересы человека.

Все вышесказанное позволяет организационной психологии наиболее полно соединять теорию и практику, лабораторный эксперимент и естественную трудовую жизнь.

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/22246.html

Организационная психология — pdf

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель учебного курса «Организация социальной работы в Российской Федерации» сформировать у студентов научные представления

Читайте также:  Позитивный перевод - психология

Подробнее

ОСНОВЫ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1 Цели и задачи дисциплины: Целями освоения дисциплины «Основы консультативной психологии» являются формирование представлений о современных подходах в консультировании

Подробнее

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ «ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ» 1. Цель и задачи дисциплины: Цель дисциплины «Техника и технология паблик рилейшнз» — формирование профессиональной компетенции в области техники и технологии связи

Подробнее

УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель Формирование у студентов устойчивой системы знаний, умений и навыков, необходимых для управления в социальной работе. Задачи ознакомить студентов

Подробнее

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ 1. Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины дать студентам знания в области разработки, функционирования и использования автоматизированных информационных технологий

Подробнее

АВТОМАТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ 1 Цели и задачи дисциплины: Дать базовые знания и умения по использованию систем автоматической обработки информации в предстоящей профессиональной деятельности. Обучить

Подробнее

ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА 1 Цели и задачи дисциплины: Цели учебной дисциплины «Организация исполнения бюджета» — формирование знаний в области организации исполнения федерального и территориальных

Подробнее

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ИХ СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель изучения дисциплины: Цель дисциплины дать студентам бакалавриата по направлению «политология» базовые теоретические

Подробнее

ОСНОВЫ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 1 Цели и задачи дисциплины: Целью дисциплины Основы автоматизированных информационных систем является изучение и усвоение студентами основных знаний в области

Подробнее

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ 1 Цель и задачи дисциплины: Цель учебной дисциплины «Экономика образования» — сформировать у студентов теоретические знания и практические навыки в области экономики образования.

Подробнее

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель учебной дисциплины «Стратегическое планирование» — изучение теоретических и методологических основ стратегического планирования, а также обучение

Подробнее

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины «Бюджетная система РФ» усвоение студентами суммы знаний о бюджетной системе РФ, специфике бюджетной классификации, особенностях функционирования

Подробнее

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 1 Цели и задачи дисциплины: Цель — формирование у обучающихся системы знаний о закономерностях создания и реализации дидактических проектов в различных образовательных

Подробнее

СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ И ПАРТИЙ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель: Цель изучения дисциплины — приобретение знаний и ориентиров в области политической социологии, в особенности социологии политических

Подробнее

АУТСОРСИНГ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины обеспечить студенту знание и понимание теоретических положений по аутсорсингу, его роли и места в решении проблем повышения эффективности менеджмента.

Подробнее

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ 1 Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины «Введение в профессию» — формирование у обучаемых целостного видения психологии, рассматриваемой как наука, профессиональная деятельность

Подробнее

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины «Анализ финансовой деятельности» — обеспечить знание и понимание студентом анализа финансовой деятельности, его сущности, значимости

Подробнее

УЧЕТ И АНАЛИЗ (ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ) 1 Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины «Учет и анализ (финансовый учет)» овладение методикой и навыками ведения бухгалтерского финансового учета, получение представления

Подробнее

ДЕОНТОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель Сформировать у студентов научные представления о морально-этических принципах работников социальной сферы, соблюдение которых необходимо им

Подробнее

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛИНГВИСТИКЕ 1. Цели и задачи дисциплины: Целью дисциплины «Информационные технологии в лингвистике» является формирование углубленных знаний об образовательном потенциале Интернет

Подробнее

СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель учебной дисциплины «Связи с общественностью» дать студентам теоретические знания об основных этапах возникновения связей с общественностью, а также

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 Цели и задачи дисциплины: Политологическое обеспечение дисциплины состоит в изучении способов формирования и структуры Федерального собрания — парламента

Подробнее

УПРАВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЯМИ 1 Цели и задачи дисциплины Целью дисциплины «Управление операциями» являются: — изучение теории и методологии управления операциями в производственной деятельности; — приобретение

Подробнее

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА (ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ) 1 Цели и задачи дисциплины Цель: получение студентами теоретических знаний и практических навыков организаторского мышления и умения строить сначала простые, а затем

Подробнее

СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель учебной дисциплины «Социальные инновации» формирование у студентов представлений о социальных процессах и явлениях как системном целом, функционирующем

Подробнее

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель Изучение студентами основных технологических подходов, организационных положений и методик в области проектирования и функционирования

Подробнее

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКСКУРСИОННЫХ УСЛУГ 1 Цели и задачи дисциплины: Целью дисциплины является содействие становлению базовой профессиональной компетентности бакалавра туристского направления путем овладения

Подробнее

ПОЭТАПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель курса «Поэтапное формирование умственных действий» — формирование у обучающихся целостного представления о структуре деятельности,

Подробнее

ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины: преподавание и изучение дисциплины «Психология общения» направлено на формирование у студентов систематизированного представления

Подробнее

ФИНАНСЫ И СТАТИСТИКА В ТУРИЗМЕ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель Овладение студентами теоретическими знаниями и практическими навыками в области финансов и статистики в туризме. Задачи усвоение методологии

Подробнее

КОНСАЛТИНГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель учебной дисциплины «Консалтинг в социальной сфере» формирование у студентов навыков и практических умений оказания консалтинговых услуг применительно

Подробнее

СТАТИСТИКА: ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины «Статистика: теория статистики» обучение студентов теоретическим основам статистики, что включает овладение статистической методологией

Подробнее

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 1 Цели и задачи дисциплины Цель изучения дисциплины «Дифференциальная психология» — ознакомиться с основ-ными проблемами психологии индивидуальных различий и подходами к их

Подробнее

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА В ДОУ 1 Цели и задачи : Цель — познакомить студентов с основными направлениями работы в ДОУ, ее видами и современными организационными формами. Задачи : сформировать у студентов теоретические

Подробнее

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель Изучение студентами основных технологических подходов, организационных положений и методик в области проектирования

Подробнее

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА 1 Цели и задачи дисциплины: Цель учебной дисциплины «Государственная и муниципальная служба» — сформировать у студентов в рамках общей профессиональной культуры правовое

Подробнее

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ 1. Цели освоения дисциплины Целью учебной дисциплины «Информационные технологии в туристской индустрии» являются изучение студентами основ организации современных

Подробнее

КОНТРОЛЬ И РЕВИЗИЯ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель учебной дисциплины «Контроль и ревизия» — обеспечить знание и понимание студентом сущности, роли, функции, метода контроля и ревизии как инструмента

Подробнее

ОРГАНИЗАЦИЯ, ПОДГОТОВКА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель Формирование и систематизация у студентов устойчивой системы знаний, умений и навыков в практической

Подробнее

ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель учебной дисциплины этики делового общения ввести студента в круг знаний, составляющих основы профессиональной и нравственной культуры бакалавра философии.

Подробнее

СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ 1 Цели и задачи : Цель: Цель привить студентам необходимые знания и помочь овладеть минимальными навыками в сфере социологического способа изучения массовой коммуникации.

Подробнее

СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности» формирование у магистрантов комплексных теоретических

Подробнее

УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины — формирование у магистрантов устойчивой системы знаний, умений и навыков, необходимых для управления в социальной сфере. Задачи

Подробнее

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины «Исследование систем» ознакомить и обеспечить знание студентами методологического аппарата и методики исследования систем организацией.

Подробнее

ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ, СЕРТИФИКАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины «Основы стандартизации, метрологии и сертификации» — формирование у студентов целостной системы знаний и умений

Подробнее

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СЕТИ 1 Цели и задачи дисциплины: Цели Формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков применения современных информационных технологий (ИТ).

Подробнее

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины «Сравнительный менеджмент» — получение необходимых теоретических знаний и приобретение практических навыков в области сравнительного

Подробнее

ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА 1 Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Технологии управления развитием персонала» формирование у магистрантов комплексных теоретических знаний и практических

Подробнее

СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 1. Цели и задачи дисциплины Цель учебной дисциплины «Социальная безопасность» дать студентам в системном изложении социологические знания и представления о сфере безопасности человека,

Подробнее

ЭКОЛОГИЯ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель учебной дисциплины «Экология» формирование у студентов социальной работы понимание взаимосвязей в системе человек-общество-природа, в которой общество и природа

Подробнее

ПЕДАГОГИКА 1 Цели и задачи дисциплины Цель — формирование у обучающихся общепедагогических компетенций, направленных на осуществленное педагогической деятельности и педагогического общения, повышение психолого-педагогической

Подробнее

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины ознакомить студентов с теорией организации коммуникативного пространства современного общества, выработать навыки использования

Подробнее

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 1. Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины «Организация научно-исследовательской и педагогической деятельности

Подробнее

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины — усвоить теоретические знания, овладеть практическими навыками и умениями,

Подробнее

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины «Организация сервисного обслуживания» — изучение теории и практики сервисной деятельности, услугах, формах обслуживания,

Читайте также:  Манипулятивное влияние - психология

Подробнее

ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ 1 Цели и задачи дисциплины: Цель — сформировать у обучаемых систему знаний о технологиях, необходимых для повышения эффективности сотрудничества педагога

Подробнее

Источник: http://docplayer.ru/32162694-Organizacionnaya-psihologiya.html

Организационная психология

Организационная психология имеет и более современное название — психология менеджмента. Это направление психологической науки, которое основано на применении различных теорий, направленных на решение задач управления, организации и бизнеса.

Организационная психология: азы

Психология – сравнительно новая области науки. Хотя сегодня специальность «организационная психология и управление персоналом» является весьма престижной и востребованной, еще 100 лет назад ее вообще не существовало.

Сегодня в рамках психологии организационного поведения и культуры рассматривают широкий круг проблем:

  • мотивация персонала;
  • стили управления;
  • обучение персонала;
  • подбор персонала и другие.

Организационная психология отсчитывает свою историю с 1925 года, когда было произведено обобщение классических исследований. Эксперименты, которые проводились, позволили сделать выводы относительно того, что условия и режим труда – это отнюдь не все, что влияет на производительность.

Объективных факторов недостаточно, и порой причина продуктивности или ее отсутствия лежит именно в более глубокой сфере. Так, например, большое значение имеет стиль руководства, отношения между сотрудниками, отношение к начальнику, общий моральный дух и многое другое. Все это и попало во внимание этой отрасли психологии.

Организационные методы в психологии

Организационные методы в психологии рассчитаны на изучение эффективности с целью ее повышения. Существует три категории:

  1. Метод «поперечного среза» или сравнительный. В данном случае различные группы людей сопоставляются по возрасту, деятельности, образованию и т.д. В качестве примера можно привести две группы людей одного пола и возраста – но одна группа это рабочие, другая – студенты.Их исследуют одинаковыми методами, а полученные данные сопоставляют между собой.
  2. Метод «продольного среза» или лонгитюдный метод. В данном случае одни и те же лица обследуются многократно в течение большого временного отрезка, чтобы выявить перемены и динамику в целом.
  3. Комплексный метод. В данном случае любые группы исследует большое количество представителей разных наук, что позволяет выявить множество оттенков отличий между испытуемыми.

Организационная психология во многом опирается на результаты исследований и экспериментов. Это позволяет выбирать максимально выигрышные комбинации факторов.

Управление малым бизнесомУправление малым бизнесом мало чем отличается от управления бизнесом вообще. Для этого необходимо владеть всей необходимой информацией, которую мы изложим в этой статье.
Морально-психологический климат в коллективе

Нельзя не согласиться с тем, что от морально-психологического климата в коллективе зависит эффективность работы в целом и отдельно взятого сотрудника. Именно об этом мы и расскажем в этой статье.

Как заставить подчиненных слушаться?Быть руководителем, да таким, чтобы подчиненные не просто беспрекословно выполняли все указания, но еще и уважали, достаточно не просто. Наша статья расскажет о том, какой стиль управления выбрать для этого.Японская модель управленияЭта статья расскажет об особенностях японской модели управления, которую взяли на вооружение многие европейски сраны, благодаря ее эффективности в повышении производительности труда.

Источник: http://kak-bog.ru/organizacionnaya-psihologiya

Организационная психология

Организационная психология (психология менеджмента) — это прикладная наука, которая изучает различные аспекты проблем организации труда, управления и ведения бизнеса.

Предметы исследования организационной психологии

Данная отрасль психологии занимается подбором персонала, обучением и развитием сотрудников, а также она затрагивает вопросы мотивации и организационного поведения.

Организационная психология изучает взаимоотношения в трудовом коллективе, психические феномены, совместимость и конфликты, удовлетворенность работников своим трудом. Она также выясняет, как влияет производственная обстановка на состояние и эффективность производительности труда сотрудников, и исследует закономерности формирования трудовых навыков.

Кому и в каких ситуациях может помочь организационная психология?

Деятельность организационного психолога должна быть направлена на достижение максимальной эффективности труда каждого работника. Для этого кадровый психолог должен помочь служащим выбрать сферу деятельности, которая бы максимально соответствовала их интересам и способностям.

Очень важным направлением в работе является профориентация сотрудника, выявление склонностей, способностей и направленностей его личности.

В обязательном порядке психолог обязан выяснить центральные социально-психологические проблемы, которые становятся причиной затруднений в профессиональной, социальной и личностной сфере, а также помочь человеку найти внутренние ресурсы, которые могут справиться с этими проблемами.

Для этого следует искать индивидуальные эффективно действующие мотивирующие факторы и индивидуально корректировать стиль деятельности сотрудника.

Зачастую на предприятиях работает один организационный психолог, который вынужден взаимодействовать со специалистами разных профессий. При этом в его обязанности входит анализ причин утомления сотрудников, а также разработка действенных предложений и рекомендаций для их устранения.

Терапевтические методы, используемые в организационной психологии:

  • психодиагностика (в том числе и профориентация) — постановка психологического диагноза
  • групповые дискуссии, практические психологические и психотехнические упражнения, ролевые игры, техника психодрамы и спонтанного театра
  • тренинги общения
  • применение техники, позволяющей снять эмоциональное напряжение и снизить тревожность.

Вместе с тем кадровый психолог должен уметь организовывать образовательные программы, которые направлены на развитие чувства сопричастности к делу предприятия каждого отдельного рабочего и служащего, а также на повышение производительности труда.

Также зачастую психолог вынужден выступать в роли консультанта при разрешении возникших в коллективе конфликтов.

Какими качествами должен обладать хороший организационный психолог?

При выборе персонала, работающего с кадрами, следует обращать внимание на способность специалиста находить правильный стиль общения с каждым отдельно взятым претендентом, а также на его умение сопереживать человеку и вести максимально полный и информативный диалог.

Как правило, успеха в этой области добиваются энергичные специалисты, способные выдерживать эмоциональное напряжение, умеющие переключать внимание на разные особенности поведения человека, обладающие высоким культурным уровнем, хорошей памятью и внятной речью. Очень важны для организационного психолога компетентность, решительность, самокритичность, готовность к разумному риску, смелость, терпение, обязательность и наличие чувства юмора.

Источник: http://medafarm.ru/psychology/organizatsionnaya-psikhologiya

Профиль «Организационная психология»

Программа профессиональной подготовки по направлению «Организационная психология» ориентирована на студентов, планирующих работать в будущем в областях организационного развития, корпоративного обучения и бизнес-тренерства, развития лидерства, организационного консалтинга и коучинга.

Большинство имеющихся на рынке образования университетских программ обучения и специализации в области «Организационной психологии», «Психологии труда»,  «Психологии в бизнесе» сфокусированы в значительной мере на академических исследованиях и теоретико-научных проблемах бизнеса и организаций. В большинстве случаев курсы в рамках этих программ читаются специалистами в области методологии организационной психологии и ориентированы, в первую очередь, на подготовку психологов-исследователей.

Уникальность и преимущество предлагаемой программы заключается в том, что:

  • программа имеет прикладную ориентацию, гармонично сочетая в себе современные концептуальные представления в области организационной психологии с ключевыми методами и подходами работы с организациями
  • программа собирает в себе наиболее востребованные сегодня на рынке области, таких как психологический оргконсалтинг, управление изменениями, бизнес-тренинги, фасилитация, коучинг и др.
  • программа читается практиками, имеющими большой личный опыт в консультировании, создании и проведении обучающих корпоративных программ, ведении своего личного бизнеса.

Целью данного направления является всесторонняя профессиональная подготовка специалиста-психолога, способного конкурентно предлагать, продвигать себя и работать с организациями в области T&D (Trainings and Development) и L&D L&D (Learning and development).

Обязательные дисциплины:

  • Современные концепции организационной психологии
  • Организационное развитие
  • Организационная диагностика
  • Мотивация и развитие персонала
  • Управление человеческими ресурсами
  • Медиация в профессиональной деятельности
  • Современная корпоративная культура
  • Основы Тайм-менеджмента
  • Основы организационного консультированияОсновы и технологии бизнес-тренинга
  • Бизнес-коучинг: практический курс
  • Управление изменениями в организации
  • Психология рекламы и связи с общественностью
  • Психологические основы маркетинга в организации

Дисциплины по выбору:

  • Психоанализ организаций
  • Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в организации
  • Основные правила и психологические принципы интернет-маркетинга
  • Лидерство и работа с руководящим составом организацииПсихологические основы командообразования
  • Социометрический анализ взаимодействия
  • Вербальные и невербальные методы деловой коммуникацииРечевые манипуляции в коммуникациях
  • Эмоциональная и коммуникативная компетентность
  • Методы профессионального позиционирования
  • Управление карьерой
  • Организация службы управления персоналом Управление человеческими ресурсами в государственной организацииПсихология менеджмента

Подробный учебный план высылаем по запросу

Я хочу поступить

Источник: http://inpsycho.ru/edu/psychology-1st/profile_organizacionnaya_psyhologia

Что такое организационная психология?

Что такое организационная психология?

Организационная психология или психология менеджмента — применение психологических теорий и исследовательских методик к проблемам организации, управления и бизнеса. Затрагивает вопросы подбора персонала, мотивации, обучения и развития сотрудников, организационного поведения и т. д.

Из организационной психологии в конце 1980-х гг. как самостоятельное направление выделился коучинг.

В бывшем СССР организационная психология не представляла собой самостоятельной дисциплины и обычно рассматривалась в рамках инженерной психологии или социальной психологии. Пионерами организационной психологии в СССР были Дж. М.Гвишиани, А. И. Китов,В. И. Терещенко. В России представлен сайт Ассоциации организационной психологии.

Организационная психология или психология менеджмента — это раздел психологии, целью которого является практическое применение психологических теорий и исследовательских методик к проблемам организации, управления и бизнеса. Конечной целью применения организационной психологии является повышение производительности труда и удовлетворённости работой в различных организациях. В рамках этой дисциплины изучается очень широкий круг тем, а именно:

стили управления

подбор персонала

мотивация персонала

обучение персонала

2. В каком году появилась организационная психология как научная дисциплина?

История развития организационной психологии началась в 1925 г. с обобщений результатов классических Хоторнских исследований.

Эти эксперименты, помимо прочего, позволили сделать принципиальный вывод: изменения производительности труда рабочих невозможно объяснить одними объективными факторами, такими как материальные условия и режим труда.

Для понимания трудового поведения большое значение имеют субъективные факторы, такие как моральный дух, стиль руководства, межличностные отношения сотрудников компании .

Читайте также:  Игра «гений маркетинга» - психология

Одно из авторитетнейших сообществ психологов — Американская психологическая ассоциация (АРА), признала самостоятельность этого научного направления лишь в 1973 году, переименовав одну из своих секций в секцию индустриальной и организационной психологии. Однако уже к началу 80-х годов это направление психологической науки стало не только признанным во всем мире, но и превратилось в одну из наиболее популярных университетских специализаций.

?3. Каковы цели и задачи организационной психологии?

4. Как называется научная дисциплина, включающая в себя две проблемы — проблему организации (коллектива сотрудников) и проблему поведения?

Организационное поведение

Что такое организационное поведение?

Организационное поведение (далее – ОП) является научной дисциплиной, которая занимается изучением поведения работающих людей и тем, как они осуществляют деятельность в рамках определенных организационных структур.

Исследования ОП позволяют определить пути повышения эффективности трудовой деятельности человека. ОП – это научная дисциплина, в которой к основному массиву знаний постоянно добавляются результаты новых исследований и концептуальных разработок. ОП – это прикладная наука, благодаря которой опыт удачных и неудачных компаний распространяется в других организациях.

Назовите компоненты группового уровня организации.

Группа. Исследования показывают, что группы обладают характеристиками, которые невозможно вывести из личностных характеристик ее членов. Группа имеет собственное мышление, устанавливает свои цели, характеризуется специфическим поведением. Некоторые исследователи даже обосновывают существование групповой личности.

Такие групповые характеристики, как структура группы, динамика развития, совместимость и т.п., выступают важными детерминантами организационной эффективности. Все это свидетельствует о том, что групповой уровень анализа является необходимым компонентом организационно-психологического анализа.

?7. На каком уровне изучения поведения людей в организации присутствую такие задачи управления организационным поведением как мотивация, стресс, лояльность, обучение?

Как называется совокупность людей, объединенных определенными правилами и процедурами для достижения целей ее создателей и работников?

организация

Что формирует регулярное воспроизведение таких видов деятельности, как распределение заданий, руководство и координация действий сотрудников?

структуру организации

Что представляет собой выражение: «Сделать управление людьми эффективным»?

Эффективное управление организацией предполагает формулирование адекватной стратегии, а также развитие структур, способствующих ее реализации посредством стимулирования нововведения, соответствующего условиям внешней среды.

С помощью такой структуры организуются наиболее рациональное и желаемое управление системой и реализация адаптивных свойств системы?

К чему относится горизонтальное и вертикальное разделение функций?

Организационная структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления. Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями.

Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано на подпроцессы промышленного производства; изготавливаемые изделия; пространственные производственные условия. Организационная структура регулирует разделение задач по отделениям и подразделениям; их компетентность в решении определенных проблем; общее взаимодействие этих элементов.

Тем самым фирма создается как иерархическая структура.

Элементы организационной структуры управления: службы, отделы, другие органы аппарата управления, а также отдельные работники (руководители, специалисты и служащие). Взаимодействие между элементами организации осуществляется с помощью вертикальных и горизонтальных связей.

?13. Как называется тип организационной структуры, описанный в виде системы подразделений, групп и рабочих мест?

Традиционная структура

?14. На что ориентирована матричная структура организации?

На продукт

Какой системой должна быть организация для успешного её развития?

Назовите основной внутренний фактор, отрицательно влияющий на организацию.

сопротивление организационным изменениям

Что является главным сопротивлением изменению организационной структуры?

Сопротивление изменениям со стороны индивидов и групп нередко может быть единственной, но мощной силой, сдерживающей развитие организации.

Каковы признаки решаемой проблемы нововведений?

Какова цель организационного изменения?

изменения открывают дополнительные возможности для поступательного развития организации

К каким причинам относится сопротивление к изменениям на уровне настроения, чувств, которые испытывают люди, встречаясь с каким-то нововведением?

Психологические причины

Назовите основную тактику организации для преодоления сопротивления к её изменениям.

Для того чтобы преодолеть препятствия изменениям и обеспечить поддержку со стороны работников, руководство организации должно предпринимать следующие действия:

— участие в принятии решений;

— убеждение;

— переговоры;

— принуждение;

— манипуляция;

— другие формы поддержки.

?22. Перечислите принципы управления организационным изменением.

Что такое организационное развитие?

Непрерывный процесс реорганизации системы управления, включающий оптимизацию и реинжиниринг бизнес-процессов и процессов управления, совершенствование функциональной и организационных структур и комплекс вопросов управления персоналом.

Как называется любой объект, вид искусства или событие, служащее для передачи культурного значения?

церемонией

Что такое групповые нормы?

Нормы – общепринятые стандарты, правила индивидуального или группового поведения, сложившиеся в результате взаимодействия членов группы, принятые и выполняемые ими.

Групповые нормы выполняют функцию регулирования совместной деятельности членов группы. Они могут быть формализованы в определенных документах, положениях, процедурах и т. п. Вместе с тем большинство групповых норм носит неформальный характер.

Групповые нормы оказывают сильное влияние на поведение ее членов. Это обусловлено тем, что, соблюдая нормы, человек может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Они также помогают членам группы определить, какое поведение и какие результаты от них ожидаются.

?50. Какую коммуникационную сеть склонна использовать группа совместно действующих людей?

Децентрализованная

Как называется модель группы, в которой групповые цели определяются субъектом управления, есть только официальная организационная структура, деятельность индивидуальна, определяется личными интересами?

Что такое коллектив?

Коллектив — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы.

Примером чего является кружок качества?

Кружок качества (кружок контроля качества) — группа работников завода (фабрики), регулярно собирающихся на добровольных началах для выявления проблем, влияющих на эффективность производства и качества продукции, и подготовки предложений по их устранению. Кружки качества возникли в Японии в 1962 г. на промышленных предприятия .

Кружки качества представляет собой группу рабочих одного производственного участка: число участников обычно от 4 до 8 человек. Большая численность, как показывает опыт, не дает возможности «выразиться» каждому участнику. Кружок собирается, как правило, 1 — 2 раза в неделю в рабочее время (а часто и в нерабочее) на 1-1,5 часа.

Основное отличие таких кружков от индивидуального рационализатор­ства не только в коллективной работе, но и в ее целенаправленности, а главное — в существовании единой методической базы. Все члены кружков обучаются методам статистического контроля качества, анализа проблем и выработки оптимальных решений.

В итоге появляется возможность содержательно анализировать производственные проблемы, оценивать влияние каждой из них на качество и эффективность работы, разрабатывать конкретные решения и проводить их в жизнь с помощью администрации предприятия. Однако результаты деятельности кружков контроля качества не исчерпываются прямым экономическим эффектом.

Гораздо более важен косвенный эффект, выражающийся созданием морально-психологического климата, способствующего активизации деятельности рабочих по совершенствованию организации труда на собственном участке.

Использование японскими фирмами системы материальных и моральных стимулов, и навязчивая пропаганда сформированных стереотипов поведения исподволь приучают к необходимости интенсивного труда с высоким качеством.

Что такое авторитет?

Авторитет — в общем смысле: значение и основанная на значении или с ним соединённая власть; в узком — влияние умственное, побуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной власти или выдающейся и признанной мудрости, знания, добродетели.

Что такое организационная психология?

Организационная психология или психология менеджмента — применение психологических теорий и исследовательских методик к проблемам организации, управления и бизнеса. Затрагивает вопросы подбора персонала, мотивации, обучения и развития сотрудников, организационного поведения и т. д.

Из организационной психологии в конце 1980-х гг. как самостоятельное направление выделился коучинг.

В бывшем СССР организационная психология не представляла собой самостоятельной дисциплины и обычно рассматривалась в рамках инженерной психологии или социальной психологии. Пионерами организационной психологии в СССР были Дж. М.Гвишиани, А. И. Китов,В. И. Терещенко. В России представлен сайт Ассоциации организационной психологии.

Организационная психология или психология менеджмента — это раздел психологии, целью которого является практическое применение психологических теорий и исследовательских методик к проблемам организации, управления и бизнеса. Конечной целью применения организационной психологии является повышение производительности труда и удовлетворённости работой в различных организациях. В рамках этой дисциплины изучается очень широкий круг тем, а именно:

стили управления

подбор персонала

мотивация персонала

обучение персонала

2. В каком году появилась организационная психология как научная дисциплина?

История развития организационной психологии началась в 1925 г. с обобщений результатов классических Хоторнских исследований.

Эти эксперименты, помимо прочего, позволили сделать принципиальный вывод: изменения производительности труда рабочих невозможно объяснить одними объективными факторами, такими как материальные условия и режим труда.

Для понимания трудового поведения большое значение имеют субъективные факторы, такие как моральный дух, стиль руководства, межличностные отношения сотрудников компании .

Одно из авторитетнейших сообществ психологов — Американская психологическая ассоциация (АРА), признала самостоятельность этого научного направления лишь в 1973 году, переименовав одну из своих секций в секцию индустриальной и организационной психологии. Однако уже к началу 80-х годов это направление психологической науки стало не только признанным во всем мире, но и превратилось в одну из наиболее популярных университетских специализаций.

?3. Каковы цели и задачи организационной психологии?

4. Как называется научная дисциплина, включающая в себя две проблемы — проблему организации (коллектива сотрудников) и проблему поведения?

Организационное поведение

Источник: https://infopedia.su/11x5e3c.html

Ссылка на основную публикацию