Поведение — психология

Психология и поведение человека | Дистанционные уроки

Поведение - психология

Вопрос А17 теста  ГИА по биологии —

Темы, которые надо знать:

  • Головной мозг;
  • Нервная система человека;
  • Органы чувств

Поведение человека определяется двумя составляющими:

  • нервно-гуморальной деятельностью организма;
  • социальными условиями его жизни.

Мы рассмотрим первую составляющую — нейрогуморальную регуляцию психологии и поведения человека.

Сначала рассмотрим аспекты мозговой (нервной) деятельности:

Во-первых, правое и левое полушарие головного мозга — у каждого полушария есть своя функция:

  • Правое полушарие — творческое мышление, восприятие образов, музыки, эмоции, чувства, функциональность левой руки;
  • Левой полушарие — логика, стратегическое мышление,  чтение, счет, функциональность правой руки.

Интересно, что право- или леворукость человека закладывается еще в зародыше — та рука, пальчик которой он сосет, и будет функциональной, когда он родится и повзрослеет.

За высшую нервную (психологическую) деятельность человека отвечает кора , ее участки принято делить на доли головного мозга:

ФункцииОтдел коры головного мозга
Высшие психологические функции:

  • мышление
  • осознание
  • жизненные ценности
  • Движение,
  • речь,
  • аналитическая деятельность,
  • мотивация
  • Лобные доли головного мозга
  • Слух,
  • вкус,
  • понимание речи
  • Чувства человека — тепло,холод, боль и т.д,
  • восприятие музыки
  • Теменные доли головного мозга

Нервная система человека действует по принципу возбуждения — основные функции нейрона и нервной ткани — возбудимость и проводимость.

Однако есть противоположный механизм — торможение — прекращение возбуждения, блокировка поступающих в кору головного мозга импульсов. Это позволяет нервной ткани отдохнуть, восстановиться.

Самый яркий пример торможения — сон. В этот момент нервная система не перестает работать, она перестраивается на другой режим работы — отдых, приведение всех функций в норму, расслабление.

Виды торможения

  1. Внешнее торможение, оно же физиологическое, оно же безусловное — по названию и суть -это какое-то сильное воздействие на нервную систему извне, например, резкий звук, болевой эффект и т.д. Получается, что новый нервный импульс, новый «сигнал» подавляет, перебивает предыдущий.
  2. Внутреннее торможение — идет изнутри, т.е. из непосредственно из коры головного мозга, проявляется в следующих случаях:

Первая и вторая сигнальные системы человека

Психология и поведение человека определяется получением сигналов извне (внешних раздражителей).

  • первая сигнальная система — то, что человек слышит, видит, чувствует, воспринимает;
  • вторая сигнальная система человека — присуща именно человеку,  это получаемая информация через слова, это уже результат высшей нервной деятельности человека, социальный аспект.

Обсуждение: «Психология и поведение человека»

(Правила комментирования)

Источник: https://distant-lessons.ru/psixologiya-i-povedenie-cheloveka.html

Психология человека по поведению и жестам. Свойства личности

Психология человека по поведению и жестам. Свойства личности

Задумывались ли вы, почему с одним человеком нам приятно и легко общаться, при этом он может оказаться совершенно незнакомым, чужим, простым встречным, а с другим – напряженно? Возникает желание поскорее уйти или отвернуться. Не смотря на то, что это может быть ваш давний знакомый или сосед, которого вы знаете не один год, который всегда вежлив и обходителен.

СОДЕРЖАНИЕ

Психология девиантного поведения

Психология поведения жестов

Психология зависимого поведения

Психология человека по поведению и жестам

Психология поведения мужчин

Психология поведения детей

Формы поведения

Психология поведения женщин

Однако мы на каком-то инстинктивном уровне понимаем, что это человек – неискренен. Именно поэтому мы и испытываем противоречивые чувства: с одной стороны, нам ничего плохого не сделали и никаких видимых поводов испытывать неприязнь у нас нет, с другой стороны – все наши чувства говорят, что от этого знакомого надо держаться подальше.

Описанный феномен в человеческих отношениях объясняет такая сфера знаний практической психологии как психология поведения, которая позволяет интерпретировать невербальное поведение – жесты, мимику, интонации и прочие внешние проявления другого человека и, на основании оценки совокупности этих факторов, делать вывод о том, насколько он правдив, искренен, открыт, уверен и пр.

Порою мы такую оценку делаем неосознанно, именно тогда мы и можем чувствовать себя не очень комфортно и даже испытывать чувство вины по отношению к нашему знакомому за то, что избегаем общения.

Однако, на самом деле, мы оцениваем его невербальные проявления, которые и сигнализирует нам о том, что человек не о нас думает, как к нам относится, хотя его слова могут быть совершенно нейтральными и даже доброжелательными.

Психология поведения человека имеет ряд способов для оценки истинных намерений человека, его уровня самооценки, испытываемых эмоций. Как мы уже говорили, набор его движений, мимики и других особенностей, выдает его подсознательные установки, страхи, комплексы — все, что мы улавливаем на подсознательном уровне или, при наличии соответствующих знаний и опыта, можем оценить вполне сознательно.

Обычно мы воспринимаем процесс общения не как совокупность последовательных отдельных моментов, а как картину в целом.

Иногда во время общения мы можем не замечать, во что одет собеседник, что он говорит, но мы реагируем на то, как он говорит, как выражается, какие слова употребляет, в какой позе сидит, что держит в руках.

Порою какая-нибудь маленькая, на первый взгляд неприметная деталь крепко и надежно «впивается» в наше внимание (осознанно или нет): запах, дефекты или особенности речи, акцент, неуместный смешок, оговорки и т.д.

Именно такие небольшие и иногда неосознаваемые нюансы в поведении людей, которые выдают их истинные намерение и помыслы, то, что они хотят скрыть или приукрасить, помогает объяснить, систематизировать и расшифровать психология поведения.

О чем нам могут рассказать мимика и жесты

Важную роль в процессе разговора имеют мимика и жесты. Однако, несмотря на кажущуюся простоту и доступность для запоминания «расшифровок» тех или иных жестов или поз человека, они могут иметь совершенно свой прямой смысл и не говорить ни о чем таком, в чем мы можем подозревать нашего собеседника на основании наших «знаний».

Многие уже не первый раз слышали и знают, что если собеседник трогает свой нос, не смотрит в глаза, значит, он врет или что-то скрывает. Однако, человек может трогать свой нос потому, что он у него чешется, например.

Скрещенные руки и/или ноги психология поведения может трактовать как закрытость, зажатость, недоверие. Однако, человеку может быть просто холодно, поэтому он обхватывает себя руками и скрещивает ноги.

Популярные советы по интерпретации жестов и манер часто могут завести в тупик и даже поставить человека в нелепое положение. Психология поведения, как и любые другие виды знаний, подразумевает способность правильно оценивать, анализировать и интерпретировать поведение людей на основе глубоких теоретических знаний, а также при наличии хороших практических навыков.

Иначе, прочитав про открытую позу, искренний взгляд и уверенный и спокойный голос, вы можете ошибочно принять человека, имеющего мошеннические намерения, за честного: ведь преступники такого рода – отличные психологи и умеют подобрать ключик к почти любому человеку. А уж как искренне и правдиво они умеют говорить! Или так называемые пикаперы: сколько обаяния и искренности, остроумия, галантности, – и все лишь для того, чтобы самоутвердиться в своих мужских способностях.

Безусловно, спокойные, уверенные, широкие жесты могут говорить об открытости, силе, уверенности человека в себе, а бегающие глаза и прикрывание рта рукой при разговоре – о нечестности, беспокойстве и пр.

Мимические морщинки в области рта или форма губ могут говорить, что такой человек – жизнерадостный, очень часто улыбается, поэтому и уголки рта у него будут приподняты вверх.

Речь – ее скорость, ритм, громкость и интонации – также объект, который психология поведения рассматривает как существенно влияющий на общение.

Она помогает воспринимать эмоциональное состояние собеседника. Невозмутимый рассудительный человек говорит медленно, ритмично, голосом средней громкости. Эмоциональный, импульсивный собеседник говорит быстро, оживленно. У человека неуверенного в себе, замкнутого речь тихая, слабая, иногда путанная.

Зачастую не так важны слова, как интонация, с которой они произносятся. Слова могут быть совершенно нейтральными даже банальными. Но то, как человек их говорит, в какой обстановке и в связи с какими событиями, может много подсказать внимательному наблюдателю.

Однако, следует понимать, что любой человек, попавший в незнакомую ему обстановку, может повести себя совершенно по-другому, чем в привычном окружении. Психология поведения человека позволяет определить многие скрытые факторы, руководящие человеком на самом деле, но для этого надо быть достаточно «подкованным» знаниями и быть внимательным к людям.

Если для вас психология поведения – это возможность научиться разбираться в людях, то, безусловно, вы можете начать с себя.

Ведь какими бы знаниями вы ни обладали в этой области, если вы сами не уверенны в себе, неустойчивы эмоционально, подозрительны, мнительны – вам вряд ли удастся правильно применить ваши знания на практике.

Человеку свойственно проецировать свои мысли, чувства и мотивы на действия, чувства и мотивы других. Мы все в той или иной степени это делаем, проекция – это один из распространенных механизмов защиты личности.

Поэтому, если вас привлекает психология поведения, то стоит научиться быть беспристрастным в оценке людей, уметь отделять свои проекции на них, от того, что они делают и думают на самом деле.

Можно наверняка утверждать, что психология поведения станет для вас доступной и эффективной в ваших отношениях с окружающими, когда вы сами приобретете уверенность в себе, избавитесь от страхов (общения, отношений), проработаете свои подсознательные убеждения в отношении себя и других, научитесь быть внимательным к окружающим и обретете внутреннее равновесие. Тогда вы действительно сможете объективно судить о других и о том, что стоит за их внешними проявлениями.

Источник: https://mentalklinik.ru/6439-2/

Как понять человека по его поведению — научный подход

Как понять человека по его поведению - научный подход

Мысли и чувства собеседника невозможно узнать, не спросив о них, но некоторым людям это все-таки удается. Есть то, что помогает разгадать внутренний мир другого человека – его поведение. Как понять человека по его поведению?

Научный подход

Поведение – это целенаправленная система последовательных действий. Действие – это психофизиологический акт, то есть результат сложного сочетания физиологических процессов, происходящих в организме, и проявления особенностей личности человека.

Помимо физиологии и психологии, есть еще третья сила, определяющая поведение личности – ситуация. В различных ситуациях можно заметить разные стороны личности, при том, что в общем и целом, она остается устойчивой системой социально значимых черт, вне зависимости от обстоятельств.

Один и тот же человек в одной ситуации выглядит как боязливый и нерешительный, а в другой как настоящий герой. Почему? Просто ситуация как прожектор может осветить лишь одну грань личности, оставив остальные в тени. Причем трудно бывает понять: то, что проявилось в этом случае, является свойственной или несвойственной человеку чертой?

Не нужно спешить делать выводы, основываясь на одном единственном поведенческом акте личности. Чтобы узнать человека по-настоящему, потребуется время и не одна ситуация (как привычная, так и непривычная).

Народная мудрость гласит «Чтобы узнать человека, надо съесть с ним пуд соли». Пуд соли примерно равен шестнадцати килограммам. Чтобы съесть столько, должно пройти примерно два года.

Но составить общее и довольно точное представление о личности, можно и не дожидаясь, когда пройдут годы. На помощь придет наука психология.

Каждый человек, задавшийся целью понять другого по его поведению, становится исследователем. В деле изучения поведения всегда используется старый как мир, но до сих пор широко применяемый научный метод – наблюдение.

Наблюдение – это целенаправленное и организованное восприятие и фиксация психических явлений субъекта. При наблюдении за индивидом, замечаются и записываются особенности его поведения. При этом нужно постараться быть как можно более объективным наблюдателем.

Читайте также:  Наука - психология

Итак, чтобы понять человека по его поведению, нужно за ним наблюдать когда он находится в поле зрения или во время общения с ним. Достаточным сроком для того, чтобы на основании результатов наблюдения сделать правдивые обобщающие выводы не только о том, что думает и чувствует человек в конкретной ситуации, но и в принципе о его личности, нужно как минимум две недели.

Но что же именно нужно наблюдать в человеке? Какие составляющие его поведения будут самыми показательными и «говорящими»? И, самое главное, как узнать, что означает та или иная поведенческая особенность личности?

Пособиями для людей, желающих научиться читать человека как открытую книгу, в основном служат труды:

  • австралийского писателя Аллана Пиза «Новый язык телодвижений», «Язык взаимоотношений», «Почему мужчины врут, а женщины ревут» и другие;
  • американского психолога Пола Экмана «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь», «Узнай лжеца по выражению лица», прочие;
  • других авторов, например: В. Биркенберг «Язык интонации, мимики, жестов», Л. Гласс «Все лгут. Как выявить обман по мимике и жестам», Н.Н. Равенский «Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика».

Как читать человека, словно открытую книгу?

Поведение – это высший уровень взаимодействия организма с окружающей средой. Организм должен уметь воспринимать, сохранять и преобразовывать поступающую извне и изнутри себя же самого информацию для самосохранения и адаптация во внешнем мире.

Поведением называют как действие, так и бездействие. В молчании бывает больше смыла, нежели в словах. Поведение является совокупностью как вербальных (речь), так и невербальных (поза, мимика, жесты) актов.

Речь, то есть вербальная составляющая поведения, контролируются сознанием. Невербальные компоненты поведения трудно контролировать. Жесты, мимика, позы – это в большинстве своем рефлекторные, бессознательные сигналы. Зачастую в них больше правды, нежели в словах.

Именно поэтому так важно уметь понимать язык тела собеседника. Ведь так шансы быть обманутым и разочарованным уменьшаются в разы, а возможность не упустить подходящего и желанного спутника жизни увеличивается.

Все ученые, занимающиеся изучением поведения, сходятся во мнении что, наблюдая за человеком с целью понять его, важно обращать внимание на такие элементы поведения:

  1. Речь. Наблюдая речь, обращают внимание не столько на слова, сколько на соответствие и совпадение слов с выражением лица. К примеру, если на словах человек выражает сожаление, а на лице у него «написана» плохо скрываемая радость, его истинная эмоция именно радость. Если такое несоответствие наблюдается постоянно, можно предположить что человек часто лжет.

Также при анализе речи учитывается:

  • интонация,
  • темп речи,
  • запинки,
  • оговорки,
  • смысл слов.

Наблюдая за тем, как и о чем чаще всего говорит человек, делается вывод о его увлечениях, интересах, симпатиях и антипатиях, уровне интеллекта, в том числе и эмоционального.

  1. Мимика. Наблюдая за движениями лицевых мышц, замечают разные эмоции и чувства:
  • приоткрытый рот, широко раскрытые глаза, приподнятые брови – это удивление;
  • приподнятые уголки рта, улыбка, приподнятые скулы, суженые глаза и морщинки возле них – радость и счастье;
  • сморщенный нос, приподнятая верхняя губа или один край губ – отвращение, презрение;
  • сжатые губы, напряженная челюсть, сведенные и опущенные брови, блеск в глазах – злоба, ненависть, агрессивность;
  • поднятые и сведенные вместе брови, поднятые верхние веки и напряженные нижние, расширенные зрачки, приоткрытый рот и растянутые горизонтально губы – паника, страх, тревога;
  • опущенные вниз верхние веки, взгляд, уголки губ – печаль.

В зависимости от такого, какие эмоции чаще всего наблюдаются на лице человека, делается вывод о его эмоционально-волевой сфере, доминирующих эмоциях и чувствах, преобладающем настроении, отношении к жизни, о характере и темпераменте.

  1. Походка. Целеустремленные люди ходят быстро, уверенные в себе держатся ровно и смотрят вперед, а неуверенные опускают взгляд в землю и часто шаркают ногами. Если человек даже в жаркую погоду держит руки в карманах, он скрытный и властный. Если во время ходьбы человек все время оглядывается, он тревожится или боится чего-то конкретного. Если человек ходит медленно, он пассивен или пессимистичен.

Отдельно нужно понаблюдать как человек ходит рядом с кем-то. Если пытается навязать спутнику свой темп и ритм ходьбы, он привык занимать подавляющую позицию, быть лидером.

Если идет рядом в том же темпе, но при этом смотрит вперед, а не на другого человека, сосредоточен на чем-то постороннем или скрывает волнение. О скрытности говорит также опущенная голова во время ходьбы.

Руки в карманах говорят о том, что человеку комфортно и спокойно рядом со спутником.

  1. Взгляд. Самые точные сведения можно получить, наблюдая реакцию зрачков человека, она никак не контролируется сознанием. Если можно постараться и сдержать улыбку, то сужение или расширение зрачков не возможно предотвратить. Зрачки расширяются когда человек испытывает страх, радость, счастье, сексуальное возбуждение, сужаются при раздражении, ненависти, гневе.

Избегают контакта глаза-в-глаза люди, испытывающие негативные эмоции по отношению к собеседнику, что-то от него скрывающие, а также застенчивые личности. О явной лжи рассказывает бегающий взгляд, частое моргание – признак замешательства или тревожности. А вот если индивид слишком пристально сморит в глаза, он либо настроен агрессивно, либо очень заинтересован в общении с собеседником.

  1. Позы и жесты. Чем ближе человек стремиться оказаться к собеседнику, тем приятнее он ему. Наклон корпуса и головы вперед в сочетании с поворотом носков обуви в сторону собеседника, открытыми жестами, улыбкой и прямым взглядом свидетельствуют о явном расположении и интересе. Еще более показательно, когда человек бессознательно копирует позу и жесты собеседника. Зеркальное отражение собеседниками друг друга – самый явный признак симпатии.

Если же человек отстраняется, напрягается, делает указательные жесты, скрещивает руки перед собой или за спиной, а также перекрещивает ноги – это свидетельство нежелания общаться и раскрываться перед собеседником или признак негативной оценки происходящего.

Внимание следует обращать и на другие детали. Например, волосы, обувь, одежда расскажут о том, насколько человек аккуратен, чистоплотен, серьезен, а также о его материальном благополучии.

Отдельно выделяют так называемые позы и жесты флирта – невербальные сигналы тела, свидетельствующие о заинтересованности в общении с лицом противоположного пола.

Интуитивное понимание

Ни один элемент поведения нельзя рассматривать отдельно от остальных. Именно в их сочетании проявляется индивидуальный стиль поведения личности. Именно так, в совокупности всех наблюдаемых признаков, рассматривают и интерпретируют поведение.

Наблюдая за человеком с целью понять его, замечают не только то, что есть, но и то чего нет в его действиях. Например, отсутствие «гусиных лапок» в уголках глаз, естественного прищура при наличии улыбки, говорит о наигранности положительных эмоций.

Важно учитывать тот факт, что наблюдатель, проводящий наблюдение за человеком во время общения с ним, скорее заметит личное отношение, чувства, намерения по отношению к самому себе, нежели общие закономерности поведения личности. Поэтому более показательными бывают случаи, когда человек не понимает, что его поведение наблюдается и оценивается, а также когда он не контактирует с наблюдателем.

Всего выделяют около трех тысяч(!) вербальных и невербальных элементов поведения. Умение читать человека как открытую книгу, отталкиваясь от его поведения – целая наука.

Конечно, можно досконально изучить всевозможные элементы поведения и запомнить их значение, но не нужно забывать о том, что существует хоть и не научный, но часто очень точный дополнительный инструмент познания – интуиция.

Помимо сознательной оценки другого человека, всегда работает и бессознательная. Мозг считывает всю поступающую извне информацию и та ее часть, которая осталась неосознанной, все равно проходит обработку.

Вывод, который делает мозг человека без ведома сознания, часто выражается в интуитивном знании. Так, уже при первом взгляде на нового знакомого, можно сказать нравится он или нет, хотя еще ничего о нем не известно и не всегда понятно почему именно человек понравился или не понравился.

Совместив объективное наблюдение с интуицией, можно научиться понимать внутренний мир людей по их поведению.

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/kak-ponyat-cheloveka-po-ego-povedeniyu

Как заставить окружающих реагировать так, как вам нужно?

Содержание:

Знание законов человеческого сознания позволяет не только предугадывать действия людей в определенных ситуациях, но и программировать их поступки. В нашей статье мы расскажем, насколько прогнозируема психология поведения человека, и как добиться от окружающих нужной реакции.

Приемы, помогающие получить от окружающих нужную реакцию

Не замечая того, мы действуем в большинстве случаев по заданной программе. Отвечаем криком на крик, заедаем волнение мучным и сладким, тушуемся, когда нас отчитывают за проступки. Однако психологи уверяют: нетипичное поведение в типичных ситуациях дает удивительные результаты. Вот некоторые приемы, которые позволяют управлять действиями других людей.

Как заставить говорить правду?

Чувствуете, что собеседник лжет или что-то недоговаривает? Не стоит его переспрашивать и пытаться подловить на неточностях. Просто посмотрите ему пристально в глаза, и в девяти случаях из десяти обманщик выложит все начистоту.

Что противопоставить крикунам и склочникам?

Многие из нас сталкивались со склочниками, пытающимися с пеной у рта доказать свою правоту и выплескивающими на окружающих массу негатива. Вступая в спор с таким человеком и разговаривая с ним на повышенных тонах, вы только подогреете его злость.

Поэтому когда на вас кричат, например, в автотранспорте или на улице, лучше сохраняйте полное спокойствие, оставаясь невозмутимым, и через пару минут задор крикуна, не нашедшего у вас ответа, сойдет на нет. Такова психология поведения человека: накал эмоций без подпитки извне становится меньше.

Волнуетесь? Жуйте жвачку

Человек не зря начинает много есть, когда волнуется. Таким образом, считают психологи, он «гасит» переживания, отвлекаясь на действия, приносящие удовольствие от поглощения пищи. Если накатывает волнение, жуйте жевательную резинку. Она успокаивает и вселяет чувство уверенности, не прибавляя лишних килограммов, в отличие от шоколада и пончиков.

Способ справиться с психологическим давлением

Давить на психику могут учителя в школе, шеф на работе и простые знакомые, пытающиеся добиться от вас каких-то уступок. В таких случаях главное — дать понять, что вы настроены доброжелательно, но готовы разговаривать только на равных.

Улыбайтесь, будьте дружелюбны и вежливы, но стойте на своем. Стоит выйти из себя, дать слабину или попытаться проявить агрессию, по вам проедутся танком.

Как добиться от людей вежливости?

Те, кто работает с людьми, часто имеют дело с озлобленностью, высокомерием и хамством. Опытные менеджеры в таких случаях используют простой, но действенный прием: размещают у себя за спиной зеркало таким образом, чтобы посетитель видел в нем свое отражение.

Психология поведения человека такова, что он всегда хочет представлять себя в выигрышном свете. Поэтому люди, наблюдая свое злобное отражение в зеркале, меняют тактику поведения, становясь более корректными и вежливыми.

Психология поведения человека: малоизвестные секреты

Зная законы человеческой психологии, можно заставить их работать на себя. Мы раскроем некоторые секреты, которые помогут научиться «читать» людей и даже управлять их поступками.

Знаете, в каком состоянии человека легче всего вызвать на откровенность и заставить говорить правду? Когда он устал. Физическая усталость заставляет терять бдительность и говорить «лишнее».

Читайте также:  Как стеснительная верочка строит взрослых - психология

Объятие, которое длится более 20 секунд, способно в корне изменить отношение к вам. Психологи утверждают: за это время организм начинает вырабатывать вещества, стимулирующие возникновение доверия и привязанности. Но будьте осторожны: не все люди реагируют на нарушение личного пространства подобным образом.

Коммуникабельность — отличное качество. Но регулярное общение с более чем 150 людьми вызывает «перегруз» мозга. Вывод: количество не всегда переходит в качество.

Чаще всего окружающих запугивают закомплексованные люди с низкой самооценкой — таким образом они самоутверждаются. Самодостаточный человек не будет ни на кого «давить» и унижать. Поэтому, встретившись с «ходячим комплексом», не поддавайтесь на его провокации, не конфликтуйте и не принимайте близко к сердцу его замечания и комментарии.

Какие еще секреты таит психология поведения человека, смотрите в видео:

Источник: http://megapoisk.com/psihologija-povedenija-cheloveka-sekrety-spetsialistov

Психология как наука о поведении

Психология как наука о поведении

По сложившейся в психологии традиции под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иными словами, факты поведения и факты сознания разводят по методу их выявления.

Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения. Нам нужно теперь более пристально присмотреться к тому, что называют поведением человека.

Это нужно сделать по нескольким основаниям: Во-первых, чтобы проверить наше интуитивное убеждение, что поведение должно стать объектом изучения психологии. Во-вторых, чтобы охватить возможно более широкий круг явлений, относимых к поведению, и дать их предварительную классификацию. В-третьих, для того, чтобы дать психологическую характеристику фактов поведения.

Давайте поступим так же, как и при первоначальном знакомстве с явлениями сознания, — обратимся к анализу конкретных примеров.

Ответим на один из поставленных ранее вопросов:

Что такое факты поведения?

Это, во-первых, все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей, — поза, мимика, интонации, взгляды, блеск глаз, покраснение, побледнение, дрожь, прерывистое или сдерживаемое дыхание, мышечное напряжение и др.;

во-вторых, отдельные движения и жесты, такие как поклон, кивок, подталкивание, сжимание руки, стук кулаком и т. п.;

в-третъих, действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл

Исходя из указанных критериев выделено 16 типов поведения.

Перцептивное поведение – стремление совладать с информационной перегрузкой за счет перцептивной категоризации, в результате которой многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации.

Защитное поведение – любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ «Я», позитивное мнение человека о самом себе.

Индуктивное поведение – восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.

Привычное поведение – удовлетворение от положительного подкрепления – создает большую вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.

Утилитарное поведение – стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением (субъективным переживанием максимально возможного успеха).

Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким-то действиям (даже при несовпадении с личностными устремлениями).

Сценарное поведение – человек является исполнителем множества правил допустимого «приличного» поведения, соответствующего его статусу в данной культуре, обществе.

Моделирующее поведение – варианты поведения людей
в малых и больших группах (заражение, подражание, внушение), но трудноконтролируемое как самим человеком, так и другими людьми.

Источник: http://www.modo-novum.ru/psiholog/znanie8.htm

Девиантное поведение и психология

Психология, как мы уже говорили, по праву претендует на роль одного из «родителей» девиантологии, науки, которая изучает девиантное поведение. В данном случае речь идет об одном из разделов психологического знания — психологии девиантного поведения, психологии личности или персонологии.

Этот раздел психологии включает в себя широкий спектр разных, зачастую противоречивых представлений о личности.

Психологи, так же как и социологи, долгое время претендовали на монополию в области решения девиантологических вопросов.

Хотя сегодня подобные представления большинству представителей научного психологического сообщества чужды, никто не отрицает заслуг психологии  в области изучения проблем девиантного поведения.

Чтобы прояснить, где предмет интереса психологии и девиантологии совпадает, а где расходится, присмотримся к этим наукам повнимательней. Что и с каких позиций изучает это направление психологии? Общеизвестно, что на нашей планете нельзя найти хотя бы двух абсолютно похожих людей. Каждый из нас — уникальная, неповторимая личность.

Совершая одни и те же поступки, люди могут испытывать самые противоположные чувства. Например, участвуя в политическом митинге, один выражает свои убеждения, другой придерживается противоположных убеждений, но пришел из солидарности с товарищем, третий участвует просто от скуки.

Стремление понять, что лежит в основе поступков человека — один из главных интересов психологии девиантного поведения.

У каждого человека есть свой внутренний мир. Свой особый комплекс представлений, эмоциональных реакций, переживаний, склонностей поступать определенным образом.

По каким законам функционирует этот внутренний мир? Ответ на этот вопрос связан с тем или иным взглядом на природу человека.

Скажем, если я склонен просыпаться по ночам от ощущения, что по мне ползают маленькие зеленые крокодильчики — это проявление свойственных большинству людей переживаний или повод для визита к психиатру?

Пытаясь ответить на эти и другие вопросы психологи создают теории личности. Что это такое? Коротко говоря, любая теория личности — это система идей, которая объясняет, что представляет собой человек, как он себя ведет и чем он руководствуется в своем поведении.

Это — тщательно выверенные умозаключения относительно природы человека, которые обязательно должны иметь эмпирическое подтверждение. Теория должна не только объяснять прошлое и настоящее поведение человека, но и предсказывать будущее. Таким образом, теории личности описывают, объясняют и предсказывают человеческое поведение.

Если теории этих функций не выполняют, они отвергаются научным сообществом, как недостоверные.

Скажем сразу — до согласия в среде ученых по основным вопросам психологии девиантного поведения пока еще очень далеко. Так З.

Фрейд утверждал, что истинных мотивов своих поступков человек не осознает и направлено его поведение на удовлетворение инстинктивных потребностей. Американский психолог Б.Ф.Скиннер утверждал, что поведение людей не очень сильно отличается от поведения его подопытных голубей.

Другой психолог, В.Франкл, утверждал, что человек стремится к поиску смысла жизни и в основе его поступков лежит осознанный и свободный выбор. Эти представления о природе человека по сути противоположны.

С другой стороны, каждая из этих теорий объясняет какие-то аспекты человеческой природы. Следует понимать, что любая теория — это модель, упрощенное описание самого сложного объекта изучения — человека.

Несмотря на разницу в содержании каждой из теорий личности, наиболее серьезные вопросы во многом совпадают. При этом ответы даются, разумеется, разные. Что это за вопросы? Во-первых, это вопрос о структуре личности.

Все психологи стремятся найти относительно неизменные характеристики психики человека, которые устойчиво проявляются в различных обстоятельствах в разное время. Каждый из нас на протяжении жизни чем-то отличается от других людей. Это объясняется неповторимостью структуры нашей личности. В то же время все мы во многом похожи.

Эти различия и похожесть объясняются различными теориями по-разному. Однако любая теория личности рассматривает вопрос о том, что представляют собой стабильные, неизменные аспекты поведения человека.

Во-вторых, любая теория личности рассматривает вопрос о мотивации. Психологи стремятся объяснить, почему люди поступают так, а не иначе. Вопрос о мотивации затрагивает изменяющиеся, динамические особенности поведения человека.

Почему люди ставят перед собой различные цели в течении жизни, и с различной степенью упорства стремятся к этим целям? Что побуждает человека к действию, и что направляет его поступки? — таковы распространенные варианты подобных вопросов.

Разумеется, ответы на эти вопросы, даваемые в рамках различных теорий, так же отличаются друг от друга.

Третий компонент теорий личности — вопрос о развитии. Не секрет, что люди меняются с течением жизни. Пожилые люди ведут себя и воспринимают окружающий мир иначе, чем молодежь.

На развитие человека действуют самые разнообразные факторы: наследственность, семья, школа, имущественное положение, принадлежность к той или иной культуре. Все это создает уникальный запас личного опыта.

Какова роль тех или иных факторов в процессе развития личности? Каковы закономерности этого процесса? Без ответа на эти вопросы невозможно полноценное познание человека.

Четвертый блок вопросов, стоящих перед любой теорией личности — это вопросы психопатологии.

Почему одни люди легко приспосабливаются к жизни в обществе, а другие испытывают затруднения при взаимодействии с окружающими? Почему некоторые люди склонны воспринимать окружающий мир совершенно по-другому, нежели большинство людей (например, всерьез подозревать, что все окружающие желают причинить им вред)? Наконец, чем «нормальная» психика отличается от «ненормальной»? Эти вопросы смело можно отнести к числу важнейших в психологии девиантного поведения.

Тесно связан с предыдущим пятый компонент любой теории. Речь идет о проблеме психического здоровья. Любая теории должна предложить критерии оценки здоровой личности. Психологи уделяют много внимания созданию портрета здоровой личности и разработке положений здорового образа жизни.

Разумеется, ответы на этот центральный для психологов вопрос даются разные. Фрейд считал, что показателем здоровья может служить способность справляться с внутренней тревогой и достигать чувства удовлетворенности жизнью.

Франкл, наоборот, утверждал, что внутреннее напряжение, борьба, переживание жизни, как драмы — есть условия и показатель здоровья.

Наконец шестой важный вопрос — это вопрос о терапевтическом воздействии на личность. Как помочь людям с различными психическими отклонениями? Возможно ли скорректировать эти отклонения и изменить больную личность? Это пожалуй наиболее актуальные вопросы, служащие критерием оценки практической значимости той или иной теории.

Из нашего краткого анализа проблемной области психологии девиантного поведения, видно, что три последних вопроса имеют ярко выраженную девиантологическую окраску.

Действительно теории психопатологии, психического здоровья и возможностей терапии — дают девиантологам исключительно богатый материал для решения своих проблем.

Что бы понять природу и причины девиантного поведения людей, девиантолог обязан быть компетентным в этих разделах психологии девиантного поведения.

Однако нелегкая девиантологическая доля не исчерпывается социологической и психологической компетентностью. Люди — слишком сложные существа. Мало того, что человек участвует в общественных отношениях и имеет свой неповторимый внутренний мир.

Он еще и проявляет поразительную устойчивость некоторых психологических реакций, которые оказываются почти автономными от структуры общества или от того или иного типа личности.

Другими словами, ничего не остается, как вступить на территорию социальной психологии.

Источник: https://psychologyc.ru/deviantnoe-povedenie-i-psihologiya/

Психология поведения

Психология поведения — общепсихологическая концепция личности начала XX в., разработанная Жане.Психология поведения примыкает к теориям социальной обусловленности психики и развития личности, а также к французской социологической школе, представители которой рассматривали личность прежде всего как продукт социального развития.

Стремясь преодолеть разрыв психики и поведения, Психология поведения была направлена против ассоциативной психологии и бихевиоризма.

Основана на категориях — активность, деятельность, действие, психическая энергия, психическое напряжение, психологические уровни, психологический автоматизм, психическая сила и др.

В этих понятиях Психология поведения объясняет неврозы, психастении, истерии, травматические реминисценции и другие, которые трактует, исходя из единства эволюции психических функций в фило- и онтогенезе.

В основу понимания и развития личности в Психологии поведения положено учение о поведении. Психика человека развивается в сотрудничестве с другими людьми прежде всего благодаря общению.

Читайте также:  Зигмунд фрейд - психология

Для доказательства социальной обусловленности психики Психология поведения рассматривает процесс памяти.

Если на ранних этапах развития ребенка наиболее представлена ассоциативная память, то у зрелого человека более развит опосредствованный характер мнестической деятельности.

В Психологии поведения различаются извне наблюдаемая активность организма и образ действия как осмысленная, наполненная психологическим содержанием деятельность человека.

Поведение человека включает не только видимую активность, но и внутреннее психическое содержание, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном.

Основной клеточкой социальной жизни является социальное действие, понимаемое как отношение сотрудничества, при котором один индивид выполняет первую часть действия, а другой — вторую. Психическое рассматривается как составная часть поведения, действия.

Различные психические процессы представляют собой явления, подготавливающие и регулирующие действия. Так, психическое может выступать подготавливающей частью действия (желание), регулятором действия (чувства), неполным действием (мышление).

Выделяются семь уровней поведения человека. К первому, самому низкому, уровню поведения относятся рефлекторные акты.

Ко второму, на котором поведение приобретает опосредованное двухфазное строение (фаза подготовки и фаза завершения действия), относятся отсроченные перцептивные действия. Третий уровень включает в себя элементарные социальные акты (например, акты подражания).

К четвертому уровню Жане относит элементарные интеллектуальные акты. На пятом манипуляция с реальными объектами приводит к формированию т. н. интеллектуальных объектов.

Шестой уровень поведения — это умственная деятельность, мышление, которое Жане считал производным от практического действия. В качестве высшего, седьмого, уровня поведения называется созидательная, трудовая деятельность человека. Именно она формирует произвольность внимания и волевое усилие.

Способность к саморегуляции, к опосредованию своего поведения в Психологии поведения считается наивысшим критерием развития личности. В регуляции поведения большая роль отводится речи, в частности, процессу перехода от низшего уровня к высшему, совершаемому при помощи речи.

Действия, проговариваясь человеком, начинают функционировать в речевой форме, а затем, по мере того, как речь становится все более неслышной, они превращаются в умственные процессы, в идеи.

Развитие субъекта Жане понимает как последовательное формирование сложных личностных образований — персонажа, Я, субъективности, индивидуальности, которые формируются в ответ на необходимость совершенствовать социальные отношения человека с обществом, с другими людьми.

В противоположность термину роль выдвигается термин персонаж, предполагающий преходящую стадию развития личности. Личность возникает только тогда, когда внешние требования, предъявляемые персонажу, становятся внутренними требованиями самого субъекта — основой его инициативного поведения, осуществляющегося без идущего извне вызова.

Высшую степень развития личности.

Жане называл стадией индивидуальности, которая характеризуется появлением у человека чувства личной ответственности, оригинальности и прогрессивных тенденций, понимаемых как стремление человека содействовать прогрессу и совершенствованию общества.

Личность — это интегрированная психологическая система, отвечающая всегда как единое целое на воздействия ситуаций. Поддержание этой системы в состоянии динамического равновесия требует, согласно Психологии поведения, значительной силы и напряжения.

В Психологии поведения выдвинуто положение о психическом напряжении и психической силе как доминантах действия. Состояние напряжения, обозначаемое как сознательная психическая активность личности, предоставляет личности возможность регулировать свое поведение и определяется как активация высших потребностей.

Предполагается, что способность к усилию является основным критерием оценки личности, а ценность личности измеряется ее способностью выполнять работу, требующую усилия. Психологическая сила означает определенное свойство, проявляющееся в скорости и длительности отдельных действий, а напряжение предполагает способность к концентрации и распределению силы.

Если напряжение падает, происходят различные нарушения в функционировании личностной системы, образующие основу неврозов. Значительное снижение напряжения является следствием тяжелых соматических заболеваний, врожденной слабости нервной системы, неожиданных и тяжелых фрустраций и стрессов. Низкий уровень психологического напряжения обусловливает диссоциацию личностной системы.

Личность оказывается неспособной включить в свою систему аффективные ситуации, а мнемический след их входит в область бессознательного.

Периодические резкие колебания психологического напряжения могут приводить к образованию двух и более личностных систем, каждая из которых функционирует на своем уровне напряжения, с чем связано раздвоение личности.

Падение психологической силы и напряжения в Психологии поведения вызывает также симптом потери чувства реальности, выражающейся в том, что свою неспособность реагировать на окружающую действительность человек переживает как схематизм, обеднение окружающих предметов и людей, как их нереальность.

Ряд новых и перспективных идей Психологии поведения оказали влияние на исследования Ж. Пиаже, А. Валлона, на исследования в области психологии личности и патопсихологии Б. С. Братуся, Зейгарник, С. Я. Рубинштейн и др.

Источник: http://dev.smogendrr.ru/simplepsy/psixologiya-povedeniya

Системно-векторная психология. Психология поведения микробов и людей. Проверено на себе

Меня всегда интересовали реакции людей в различных ситуациях. К примеру, такая область, как  психология поведения  людей в экстремальных ситуациях некоторое время занимала все мое внимание.

Даже хотела писать диплом по этой теме, но как-то быстро поняла, что не все возможно точно описать и вывести закономерности. Да, какие-то моменты есть, но слишком обще и непредсказуемо.

А хотелось с полной уверенностью знать, кто сбежит от опасности, а кто кинется помогать другим.

Многочисленные тесты, исследования. Все не то. Все не дает того самого искомого Понимания. Психология поведения конкретного человека в отрыве от возможности его тестирования мало предсказуема в русле классической школы. Да и самое серьезное тестирование по факту оказывалось не надежнее профессионального гороскопа для понимания человека.

Представьте простейшую ситуацию, коих ежедневно происходят сотни.

Женщина, держа ребенка за руку, переходит дорогу, а из-за поворота вылетает машина… и чудом успевает затормозить буквально в нескольких сантиметрах от ребенка.

Как поведет себя женщина? Чем будет отличаться ее поведение в зависимости от того, будет с ней ребенок или нет? А если чужой ребенок? Любые однозначные ответы неочевидны.

Но все оказалось просто. Как все гениальное. Методику, дающую ответы на все вопросы о поведении людей, я нашла в системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Реакции на любые внешние раздражители зависят от векторов, которые управляют психическим человека.

Наличие того или иного вектора будет задавать и способ мышления, и приоритеты, и скорость реакций, если уж речь пошла о ситуациях экстремальных.

Конечно, спортивная подготовка или опыт тоже играют роль, но и при одинаковой подготовке люди с разными векторами будут действовать по-разному, согласно своей природной роли.

Видовая роль обладателя кожного вектора – охота и сохранение добычи. Соответственно этой роли у кожника сформировано от природы мышление. Задача кожника — добыть с минимальными затратами ресурсов и времени, а потом сохранить добычу для всех на случай голода или неудачной следующей охоты.

Посему кожник обладает достаточной гибкостью и скоростью принятия решений с некоторым запасом полезной жадности, которая в состоянии стресса может превращаться в патологическое скупердяйство. Это у мужчин.

Женщины (кроме кожно-зрительной) видовой роли не имеют, но сценарии поведения будут теми же.

Кожная женщина с большей вероятностью станет защищать имущество, а не ребенка. Например, в случае с резко затормозившей машиной может выпустить руку ребенка и прижать к груди сумочку. Только вторым шагом будет спасение ребенка. И «второй шаг» последует достаточно быстро.

Повторюсь еще раз. Это ни хорошо, ни плохо – всего лишь видовое поведение, не контролируемое в моменты экстренного принятия решений.

Обладательница же анального вектора первым делом защитит ребенка… если не впадет в ступор, характерный для анальника.

Поскольку видовая роль обладателя анального вектора – охрана и передача опыта будущим поколениям, анальник не приспособлен в своем психическом к быстрым реакциям. Ему скорее важны тщательность и особое внимание к мелочам, предполагающие неторопливость.

Анальник, даже хорошо тренированный, не способен к быстрым реакциям в стрессовой ситуации. Наиболее вероятная реакция – оцепенение с полной невозможностью действий.

Тем не менее для анальной женщины семья и ребенок – первейшая ценность. Как и для мужчины. Собственный ребенок. Потому в нашем примере еще и водителю может достаться от разъяренной мамаши. Многое будет зависеть еще и от уровня развитости.

Я показала разность реакции на экстремальную ситуацию на примере всего двух векторов. Представитель каждого вектора будет вести себя согласно видовой роли.

Звуковик в определенных состояниях может вообще не отреагировать на ситуацию.

А полиморф – человек, в котором сочетается несколько векторов (в городе таких большинство) — менее предсказуем, но при некотором опыте такие вещи видны с первого взгляда.

К счастью, не так часто в нашей жизни бывают экстремальные ситуации, тем не менее, умение предугадывать поведение людей всегда пригодится в повседневной жизни.

Разве плохо с одного взгляда понимать, можно ли брать человека на работу, связанную с финансовой ответственностью? Или, выбирая няню для своего ребенка, несмотря на лучшие рекомендации, понять, что она имеет склонность к рукоприкладству?

Мне всегда казалось, что должна быть какая-то «формула бытия» — уж слишком много подобия во Вселенной. Движение звезд и атомов, поведение простейших организмов и больших групп людей. Все подчиняется строгой схеме и, как бы мы ни гордились своей свободой воли, наша воля предсказуема.

Менее предсказуема, чем жизнь микроба, но… чем крупнее масштаб, тем более предсказуема психология поведения. А с помощью системно-векторной психологии можно предугадать поведение незнакомого человека вплоть до слов, которые он скажет.

И для многих это становится возможным уже после трех бесплатных лекций.

В чем же секрет?

Мир, казалось бы, движется ко все большему усложнению. Человечество пересело с телеги на автомобиль. С одной стороны, усложняется мир, а с другой, упрощаются многие вещи.

Только представьте: всего лишь двести лет назад сколько нужно было усилий, чтобы отправить письмо в другой город. А сейчас: несколько нажатий на клавиатуре – и адресат уже читает послание.

Сложно в устройстве – просто в действии.

Так же обстоит дело с психологией как наукой. Огромному объему исследований прошлого, необходимому и отменно служащему человечеству на протяжении многих лет, давно пора было превратиться в простую методику, понятную каждому ребенку, как нажатие клавиш. И такая методика появилась.

Не знаю даже, какая именно сила усмирила во мне гордыню психологической просвещенности и отправила на бесплатный тренинг. В любом случае этой силе — большая благодарность.

Когда знакомишься с системно-векторной психологией Юрия Бурлана, сначала складывается впечатление, что это одна из многочисленных попыток систематизации психологических типов.

С одним отличием: наблюдаемо с первых же шагов знакомства, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы слушателей бесплатных тренингов.

И с первых занятий тренинга слушатели увлеченно рассматривают своих родных, коллег, знакомых, поражаясь, насколько иначе они воспринимали мотивы их поступков.

Потом уже, более серьезнее позанимавшись наукой, понимаешь, что эта простота содержит в себе невероятные объемы осознания. Практически все события мира можно системно описать и объяснить. Любое явление общества предсказуемо и логично.

А главное, ты перестаешь видеть события свой жизни и окружающих людей через кривое зеркало своего восприятия, своего безразмерного Эго. Психология поведения любого человека становится очевидной.

Более того, все это легко проверяемо практикой.

Не зря на официальном портале системно-векторной психологии Юрия Бурлана такое огромное количество отзывов слушателей тренингов, с успехом применяющих знания в своей деятельности.

Что приятно, и многие психологи, психиатры, коррекционные педагоги по достоинству оценили системно-векторную психологию как неоценимую помощь в работе. Есть и опыт применения знаний системно-векторной психологии в работе служб МЧС.

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Источник: http://gorn.me/sistemno-vektornaya-psixologiya/provereno-na-sebe-psixologiya-povedeniya-mikrobov-i-lyudej/

Ссылка на основную публикацию