Повторное рождение — психология

Ребёфинг — повторное рождение

Повторное рождение - психология

Таинство рождения

Человеку не дано помнить свое рождение, но, однажды свершившись, это событие оставляет уникальный отпечаток на всей дальнейшей жизни человека.

В момент рождения человек получает первое представление о жизни, а последующий опыт раннего детства закрепляет определенный способ взаимодействия с миром.

Наше тело помнит все, начиная с момента зачатия, каждое наше ощущение и переживание записано и сохранено в телесной памяти.

При повторном рождении человек может заново пережить реальные ощущения, которые испытывал во время настоящего рождения, осознать глубинные причины жизненных проблем и, нейтрализовав их, улучшить качество своей жизни, здоровье, социальную реализацию. Проходя повторное рождение, человек освобождается от балласта, получает мощный приток созидательной энергии и новый импульс в своем развитии.

Различают несколько школ терапии повторного рождения, оказавшие наибольшее влияние на существующие в этой области методы. Одна из них создана Станиславом Грофом. Он акцентирует метафорические и трансперсональные аспекты повторного рождения и с целью доступа к данным о рождении человека использует технику гипервентиляции.

 
Другой подход, разработанный Орром, также включает гипервентиляцию, а иногда и применение горячих ламп с целью воссоздания состояний, соответствующих процессу рождения. 
Третья школа представлена работами английского психотерапевта Ф.

Лейка, также применяющего технику гипервентиляции и разработавшего теорию, которая объясняет природу детской реакции на стресс рождения.

Бодинамический развивающий импринтинг-метод отличается от перечисленных выше подходов, хотя создатели и включают в их понимание развития характера человека обобщенное представление Ф.Лейка о детском сознании и защитных механизмах при внутриутробном и родовом состояниях.

Бодинамический ребёфинг — уникальный подход к повторному рождению. Основу его составляет бодинамика или соматическая психология развития – современный, стремительно развивающийся метод телесно-ориентированной психотерапии, разработанный датским исследователем и психотерапевтом Л. Марчер и Л.

Олларсом в ходе клинической практики, в значительной степени независимо, более 15 лет. Свое начало он ведет из нескольких источников. К ним принадлежит, прежде всего, датская система телесных тренингов “школы релаксации”, известной по работам Ш.

Сильвер, где основное внимание уделяется низшему уровню телесного осознавания. Затем следует соматический развивающий подход норвежским психотерапевтом Л. Янсеном и датчанкой Б. Холле. И, наконец, — главнейшая часть, которую составляют открытия Л. Марчер в области развития психомоторики.

 
У них сложилось критическое отношение к техникам гипервентиляции, которые широко используются в процессе повторного рождения.

Поскольку метафорическую тему “смерти и возрождения” они рассматриваем как достойный предмет терапевтического исследования, то главной своей задачей считали введение нового психомоторного запечатления повторного рождения, которое протекает в безопасной, поддерживающей атмосфере.

Соматическая психология развития анализирует процесс рождения в плане общего соматического рождения человека. На каждом из этапов процесса родов у ребенка происходит активация специализированных типов моторных рефлексов.

Самые определяющие из них включают рефлексы, первоначально связанные с выталкиванием младенцем собственного тела как реакция на процесс сокращения матки, что всегда заканчивается последующим резким выходом из нее.

В послеродовой период наиболее важными являются рефлексы сосания, доставания, поиска и хватания. В наилучшем случае данные моторные шаблоны поведения автоматически теряют свою актуальность и не совершаются по мере утраты необходимости в них.

 
Тем не менее, существует вероятность, что в неблагоприятных стрессовых условиях данные виды рефлекторных шаблонов поведения потеряют способность автоматического исчерпания. Они могут оставаться в теле до тех пор, пока не найдут свой выход в процессе терапии.

Вследствие абсолютного осознания данных рефлекторных шаблонов поведения и их психодиагностического смысла, специалисты в области соматической психологии развития работают над процессом рождения в психотерапии взрослых и пожилых людей различного возраста.

Особенности процесса

В процессе созревания ребенка в утробе матери, в его теле последовательно активизируются определенные точки. Воздействуя на эти точки, терапевты создают условия для включения механизмов подготовки к родам и активации самих родов.

Рождающийся, имеет необходимое для него время, чтобы спокойно пройти все этапы процесса в атмосфере любви, радости, желанности. Он переживает все, что чувствует младенец в утробе матери, в процессе родов и после рождения.

 
Это подтверждается наличием у прошедших повторное рождение рефлексов новорожденного. Например, можно наблюдать рефлекс Бабинского: если провести кончиком пальца по наружному краю подошвы в направлении от пятки к пальцам, то они веерообразно разогнуться.

Легкое же надавливание на подошву у основания 2-го и 3-го пальцев приводит к сгибанию пальцев, демонстрируя хватательный рефлекс. Новорожденного встречает любящая «мама», готовая обнять и накормить.

Лизбет Марчер взяла за основу своей методики теорию развития ребенка и революцию мышечных напряжений и паттернов. Совершенствование данной теорией Л. Марчер заключалось в проведении исследования за психологическим составляющим мышечных реакций ребенка, наблюдением за моментами активизации мышц в процессе развития ребенка.

Данные исследования стали основой для создания теории структуры характера а также “Телесной карты”, одного из наиболее современных методов диагностики, в процессе проведения которого на карте отмечаются все мышцы тела, прошедшие проверку на гипер- и гипоактивность.

 
Главная цель телесной карты – выявление и анализ трудностей человека, возникших в процессе рождения и взросления. Чрезмерная активизация либо, напротив, недоактивизация мышц является показателем сохранения телом человека детской травмы.

В данном рассмотрении принимают участие исключительно мышцы, активизирующиеся человеком при рождении, а сам метод, как правило, проводится на начальной стадии процесса терапии.

В процессе лечения травмы, полученной человеком при рождении, решаются следующие главные задачи:

  • Нахождение истинного фактора, оказавшего травматическое воздействие на психику человека при рождении.
  • Снижение влияния данного фактора на психику путем создания нового “отпечатка рождения”, помогающего человеку ощутить те моменты, которых ему так не хватало при его первоначальном рождении.

При осуществлении сеанса повторного рождения при помощи гипервентиляции (повторное переживание травмы) соматические способности и шаблоны действий человека остаются нераскрытыми, а ведь именно эти паттерны несут в себе глубокий психологический смысл для избавления человека от травмы.

Во время проведения сеанса соматической психологии развития основная задача терапевта заключается в создании благоприятных возможностей с целью возникновения таких жизненных ресурсов человека, как способность оставаться стойким к воздействию негативных раздражителей, ощущать поддержку и доброжелательность, способность преодолевать даже самые тяжелые стрессовые ситуации, ощущать свободу времени, выдерживать давление со стороны.

Как и каждый иной процесс, бодинамический анализ предполагает соблюдение определенных условий. Только в случае их правильного соблюдения воспроизведение рождения произведет необходимое терапевтическое воздействие:

  • Клиент предварительно должен провести работу над своими психологическими проблемами перед началом сеанса повторного рождения. Если этого не сделать, то при интеграции процесса рождения у человека может возникнуть дефицит важнейших психологических ресурсов, или человек после прохождения сеанса бодинамического анализа может стать менее организованным и собранным.
  • Клиент должен пребывать в стабильной социальной среде, так как существует вероятность того, что ему понадобится помощи близких людей. Воспроизведение повторного рождения отнимает у человека немало психологических, физических и эмоциональных сил, поэтому после проведения ребёфинга очень важно, чтобы рядом с человеком была поддержка и опора близких (на период от двух до трех недель в зависимости от протекания сеанса повторного рождения).

Процесс повторного рождения включает в себя следующие стадии:

  1. Период, начинающийся перед схватками.
  2. Начало схваток.
  3. Период непосредственных родовых схваток.
  4. Стадия рождения.
  5. Принятие ребенка.

Уже перед началом первого этапа следует учесть все нюансы, а именно: наличие комфортного безопасного помещения, наличия поддержки близких людей, одеяла, подушки и матрас, мягкие игрушки и пара бутылок с молоком либо соком. От серьезности к данным нюансам во многом зависит эффективность целого процесса.

Также следует определиться с “родителями” пациента, чтобы во время процесса не возникли дополнительные проблемы. Предпочтительно, чтобы в роли родителей выступили два терапевта – мужчина и женщина.

Главное, чтобы в роли родителей не выступали партнеры клиентов, так как в процессе повторного рождения возможно возникновение переноса.

Для проведения повторного рождения необходимо от четырех до шести человек, помимо клиента и терапевта. Это должны быть люди, которым клиент доверяет и относительно которых существует уверенность, что они смогут хорошо работать вместе.

Идеально, если некоторые из участников группы могли бы взять на себя частичную ответственность за период, следующий непосредственно за повторным рождением. Желательно, чтобы процедура рождения планировалась заранее, и в течение нескольких дней клиент мог бы не работать.

Воздействие процесса повторного рождения продолжается не менее двух недель, в течение которых клиент может чувствовать себя дезорганизованным или слабым, поэтому заранее следует позаботиться об окружении клиента на этот период времени.

Ребёфинг полезен тем людям,

  • кто родился посредством кесарева сечения;
  • у кого было обвитие пуповины, ягодичное предлежание или просто тяжелые роды;
  • кто был нежеланным ребенком или ребенком «не того пола»;
  • чья мама испытывала сильные боли или негативные эмоции, связанные с родами;
  • кого долго не приносили к матери или не прикладывали к груди.

Рекомендован для тех,

  • кто стремительно развивается и самосовершенствуется;
  • у кого занижена самооценка;
  • кому трудно проходить через стрессовые ситуации и находить нужные решения;
  • кто не верит в свои силы или ощущает нехватку жизненной энергии;
  • у кого твориться в жизни что-то непонятное.

Повторное рождение — это путь самосовершенствования, физического и душевного оздоровления, освобождения от прошлого и открытия нового счастливого будущего. Метод повторного рождения позволяет вскрыть и устранить очаги подавленных переживаний, освободить психическую энергию, получить заряд активности, радости, великолепного самочувствия.

Источник: http://ksl.kz/rebirthing

Рожденная заново: как избавиться от родовой травмы

Рожденная заново: как избавиться от родовой травмы

Родиться заново сегодня возможно благодаря дыхательной практике ребефинга (от английского rebirthing – «перерождение»). Как это происходит? Рассказ от первого лица.

В современной традиционной и уж тем более – нетрадиционной психологии есть теория о том, что каждый человек в процессе рождения переживает родовую травму. Память о ней перемещается в бессознательное и накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

И чтобы «очистить карму», «закрыть гештальты» или «осознать себя в моменте», очень важно освободиться от подавленных негативных состояний. Сделать это можно при помощи ребефинга, дыхательной психотехники, которая появился в начале 1970-х в США.

Ее смысл – перепроживание рождения и освобождение от родовых травм.

О ребефинге я знала давно, но, будучи дочерью медиков, относилась к нему с недоверием. Мне было известно, что официальная наука не признает его результатов, и доказанных клинических подтверждений его эффективности пока нет. Но: запретный плод сладок.

Тем более, как говорят пережившие подобный опыт, ощущения отличаются от других способов погружения в бессознательное (например, с помощью гипноза), затрагивают перинатальные воспоминания, возвращают нас в состояние «между жизнью и смертью», а потому особенно интересны.

И я решилась.

Зная о том, что проходить эту практику можно только у очень опытных инструкторов, я доверилась Колину и Марине Кэмпбелл-Дауни в центре TaoGarden (Таиланд). Они учились у родоначальника психотехники американца Орра и Чарковского, который привез ребефинг в Россию.

Мы проходили его вчетвером: я, мой муж и еще одна супружеская пара. Вообще, экспериментировать рекомендуют с участием как можно большего количества людей – для эффекта групповой динамики. Считается также, что это создает больше пространства для выхода эмоций.

Мы пришли в достаточно просторное помещение (что необходимо, чтобы избежать ощущения замкнутого пространства), нам предложили лечь на приготовленные матрасы, выдали пледы и салфетки. Играла тихая музыка – звуки природы, индийские мантры. Нам рассказали, как будет проходить ребефинг. Мы легли, закрыли глаза и начали дышать под руководством инструктора.

Для входа в процесс необходимо особое дыхание, которое запускает так называемую гипервентиляцию легких. Конечно, я много читала о ребефинге, была знакома с холотропным дыханием, проходила динамические медитации по Ошо, поэтому понимала, чего следует ждать с точки зрения физиологии.

«За счет поступления нестандартно большого объема кислорода может начать кружиться голова, а в зависимости от склонности к фантазиям и развитости воображения возможны и другие эффекты – от видений и галлюцинаций до так называемых «выходов в бессознательное», – так я размышляла в момент начала ребефинга.

Когда мы начали дышать – сначала циклически, затем переходя на глубокое двухфазное дыхание – я не ощущала ничего. Позже наступило легкое покалывание в пальцах (меня это не испугало, поскольку я была готова, что такое может случиться). В этот момент другие участники издавали самые разные звуки: кто-то дышал очень громко, кто-то всхлипывал, кого-то я совсем не слышала.

В это время инструктор вслух приглашал нас пройти путь перерождения и мягко, деликатно объяснял, что именно вы, как рождающийся ребенок, переживаете в настоящий момент. Мысленно мы представляли себе прохождение через родовые пути.

Он негромко «вел» нас по родовому каналу, напутствуя улыбаться и радоваться выходу на свет.

И вот мы как бы первый раз «видим» свет, делаем первый вдох, первый раз «касаемся» мамы, впервые встречаемся со своими родителями, чувствуем их радость от нашего появления.

До этого момента у меня не было никаких особенных ощущений ни внутри, ни снаружи. Но в ту самую секунду, когда я представила себе момент своего рождения так подробно, как только могла, когда внутренне соприкоснулась со своей мамой, «увидела» себя со стороны впервые… я разрыдалась. Какая-то сила перевернула меня со спины на бок в «позу эмбриона», а потом – на живот, в йоговскую позу ребенка.

Умом я осознавала, что ищу те позы, которые кажутся моему телу наиболее приспособленными к душевным переживаниям. И это было особенно странным: попеременно то уходить в глубокие эмоции, то жестко оценивать со стороны свою позу, наблюдать слезы, пытаться услышать других участников. Через несколько минут я уткнулась лицом в полотенце и просто беззвучно плакала.

Глубоким переживанием в этот момент было ощущение радости от моего появления на свет, что я есть у мамы и папы. Несмотря на то что в семье меня любили, я всегда осознавала, что не была на самом деле желанным ребенком.

Что было в те времена в порядке вещей – так я искренне считаю до сих пор. В 1980-е дети не рождались «по семейному заказу и планированию», как сейчас. Конечно, я была для родителей сюрпризом. Не говоря уже о том, что они ждали мальчика.

Читайте также:  Родной - психология

И даже заготовили ему имя. А получилась я.

Разумеется, меня полюбили и приняли – в этом не было сомнений, мое счастливое детство тому подтверждение. Но процесс рождения и первое удивление мамы – «У вас девочка!» – «Как девочка?!» – никто не отменял.

Так же, как и отсутствие папы в родильном доме. Семейная легенда гласит, что он не справился с захлестнувшими эмоциями и предпочел отметить рождение ребенка дома с другом.

Наверное, с того момента, как я об этом услышала, мне тоже хотелось «пережить» это как-то по-другому.

И вот я пережила это заново. Так, как мне хотелось бы это узнать. Так, будто меня осознанно ждали, планировали, будто папа тоже был там, в родильном зале, а не так, как это было на самом деле. И вот я пришла в этот мир заново – в любви, добре и чистоте. Так, как мне бы хотелось. Так, чтобы однажды самой не побояться родить ребенка.

Чувства, которые остаются после этих переживаний, сравнимы с глубокой исповедью. Чистота, благодарность, принятие… После такого эмоционального очищения сердце наполняется радостью, как после марафонской дистанции.

Когда открываешь глаза, впервые смотришь на яркий дневной свет, поднимаешься и делаешь первый осознанный шаг по земле, все происходит как будто бы заново.

Поверьте, мне, привыкшей контролировать каждый свой шаг, не склонной к «полетам в бессознательное» и плохо поддающейся гипнозу, признаться в этом было необычайно сложно.

При всей глубине собственных переживаний я не могу советовать пройти и испытать это каждому. Некоторые участники не испытывают ничего. Другие больше ощущают физические процессы – например, скрючивание пальцев, и не переживают никаких особых эмоций. Пример тому – мой муж.

Я считаю, что, как и в любом деле, нужно очень хорошо понимать задачу, с которой вы работаете. И если это простая и естественная задача – просто родиться заново, чтобы снова сделать самый первый шаг (в отношениях, бизнесе, собственном развитии), – то не надо искать других причин.

Этого достаточно для того, чтобы просто пойти и сделать.

Источник: http://www.psychologies.ru/psychotherapy/methods/rojdennaya-zanovo/

Повторное рождение

Повторное рождение

Тренинг «повторное рождение» — это уникальная телесно-ориентированная практика осознанного проживания таинства рождения. Это новые ощущения собственной силы, способности противостоять стрессам, восприятие позитивных аспектов мира! Главная задача тренинга — освобождение от последствий родовой травмы

Добро пожаловать на практический телесно-ориентированный тренинг «Повторное рождение»!

Тренинг «повторное рождение» — это уникальная телесно-ориентированная практика осознанного проживания таинства рождения.

Целью тренинга является освобождение от последствий родовой травмы.

Тренинг создает уникальные условия для вскрытия потаенных бессознательных комплексов — подавленных переживаний, психологических травм, неосуществленных желаний — и последующей гармонизации внутреннего мира человека.

«Повторное рождение» — это путь самосовершенствования, физического и душевного оздоровления, освобождения от прошлого и открытия нового счастливого будущего.

Тренинг полезен тем людям,

   Кто родился посредством кесарева сечения;

   У кого было обвитие пуповины, ягодичное предлежание или просто тяжелые роды;

   Кто был нежеланным ребенком или ребенком «не того пола»;

   Чья мама испытывала сильные боли или негативные эмоции, связанные с родами;

   Кого долго не приносили к матери или не прикладывали к груди;

Рекомендован  для тех,

   Кто стремительно развивается и самосовершенствуется;

   У кого занижена самооценка;

   Кому трудно проходить через стрессовые ситуации и находить нужные решения;

   Кто не верит в свои силы или ощущает нехватку жизненной энергии;

   У кого твориться в жизни что-то непонятное.

Таинство рождения

Человеку не дано помнить свое рождение, но, однажды свершившись, это событие оставляет уникальный отпечаток на всей дальнейшей жизни человека. В момент рождения человек  получает первое представление о жизни, а последующий опыт раннего детства закрепляет определенный способ взаимодействия с миром.

Наше тело помнит все, начиная с момента зачатия, каждое наше ощущение и переживание записано и сохранено в телесной памяти.

При повторном рождении человек  может заново пережить реальные ощущения, которые испытывал во время  настоящего рождения, осознать глубинные причины жизненных проблем и, нейтрализовав их, улучшить качество своей  жизни, здоровье,  социальную реализацию. Проходя повторное рождение, человек освобождается от балласта, получает мощный приток созидательной энергии и новый импульс в своем развитии.

Техники повторного рождения

   Наиболее известной техникой повторного рождения является ребефинг – дыхательная психотехника, созданная Леонардом Орром в начале 70-х годов в США.

   Еще один метод, предложенный Гермесом Трисмегистом, основан на выполнении специального упражнения Фараонов «Анкх».

Мы предлагаем уникальный бодинамический подход к повторному рождению. Основу его составляет бодинамика  или соматическая психология развития  – современный, стремительно развивающийся метод телесно-ориентированной  психотерапии, разработанный датским исследователем и психотерапевтом Лисбет Марчер.

Особенности процесса

В процессе созревания ребенка в утробе матери,  в его теле последовательно активизируются определенные точки. Воздействуя на эти точки, терапевты создают условия для включения механизмов подготовки к родам и активации самих родов.

  Рождающийся, имеет необходимое для него время, чтобы спокойно пройти все этапы процесса в атмосфере любви, радости, желанности. Он переживает все, что чувствует младенец в утробе матери, в процессе родов и после рождения.

Это подтверждается наличием у прошедших повторное рождение рефлексов новорожденного. Например, можно наблюдать рефлекс Бабинского: если провести кончиком пальца по наружному краю подошвы в направлении от пятки к пальцам, то они веерообразно разогнуться.

Легкое же надавливание на подошву у основания 2-го и 3-го пальцев приводит к сгибанию пальцев, демонстрируя хватательный рефлекс. Новорожденного встречает  любящая «мама», готовая  обнять и накормить.

Освобождение дремлющей энергии

Для вытеснения из сознания и удержания в области бессознательного в подавленном состоянии «нежелательных» переживаний тратится определенное количество психической энергии.

Чем больше у человека таких очагов подавленных эмоций, тем больше жизненной энергии отвлекается на их блокировку, в результате чего личность может испытывать определенный ее недостаток.

Это может проявляться в неудовлетворительном психическом или физическом самочувствии, ослаблении активности, потере интереса к жизни, отсутствии радости, увеличении проблем и конфликтов.

Метод повторного рождения позволяет вскрыть и устранить очаги подавленных переживаний, освободить психическую энергию, получить заряд активности, радости, великолепного самочувствия.

Пройдя тренинг «Повторное рождение » Вы сможете:

   Осознанно прожитьодин из базисных этапов своей жизни – собственное рождение;

   Получить богатый ресурс пребывания в атмосфере чуда, любви, нежности, заботы, осознавая, что Вы желанны и неповторимы;

   Почувствовать, какой  мощной энергией  наделила Вас природа, извлечь свою силу и осознанно использовать весь свой потенциал в последующей жизни;

   Осознать корни своих психологических проблем, компенсировать травматические переживания и обнулить негативные программы, связанные с рождением, запустить программу успеха;

   Научиться свободно начинать новое и завершать начатое, самостоятельно принимать важные для Вас решения и достигать поставленных целей;

   Освободить свое подсознание от страхов, взглянуть на мир и себя другими глазами, увидеть свое совершенство и зазвучать по-новому!

   Ребенок, рождающийся естественным путем, преодолевает сильнейший стресс и выходит победителем,громко оповещая мир об этом событии. Осознанное повторное рождение позволит повысить самооценку, усилить стрессоустойчивость и запустить новые эффективные паттерны поведения в стрессовых ситуациях.

Формат проведения тренинга: группа не более 3-х человек, 

Варианты групп:

1. Детская группа. Дети с 10 лет с родителями .

2. Взрослая группа.

Продолжительность занятий: 1 день (6-8 часов).

Тренинг «Повторное рождение» проводится регулярно.

Ведущие: Ирина Захаренко и Диана Филимонова

Ирина Захаренко — кандидат биологических наук, психолог, парапсихолог, специалист по системным расстановкам по методу Берта Хеллингера, специалист по энергоинформационной медицине и биолокации, телесно-ориентированной терапии, бодинамике, специалист по работе с шоковой травмой и зависимостями.

Контакты организаторов: 

(017) 219-03-09; +375 29 120-09-31; +375 29 160-90-94 Диана +375 29 681-62-29 Ирина

»

Источник: https://www.razvitie.by/training/povtornoe-rozhdenie

Влияние родов на формирование психики человека

Влияние родов на формирование психики человека

Это сообщение будет во многом непривычно для вас. Непривычны подходы трактовки и объяснения тех явлений, которые постоянно отмечаются в практической деятельности акушеров и над сутью которых многие акушеры мало задумываются. В самом деле, попробуем ответить на самые, казалось бы, простые вопросы:

  • Когда начинается психическая жизнь человека?
  • Каково влияние матери на психику новорожденного?
  • Как влияет процесс родов на психику рождающегося человека?

Словом, много вопросов возникает и не на все сегодня можно получить ответ.

Многие психологи приводили эмпирические доказательства того, что существует «эмбриональная память плода», «память опыта рождения» и даже память на события, отличавшиеся в жизни предков («архетипы» К.Г. Юнга).

Эта точка зрения имеет значительное распространение, во многих странах мира акушеры, психиатры и психологи пытаются добыть факты, подтверждающие это положение.

Влияние процесса родов на формирование психики рождающегося человека

Основные положения такого рода были объединены около 30 лет назад американским ученым Харрисом: «Общими для многих теорий родовой травмы является предположение, что чувства, вызванные этим событием, записываются мозгом и хранятся в нем в некоторой форме».

20 лет назад современные исследователи ряда ведущих стран объединились в «Национальные ассоциации пренатального воспитания». Такое воспитание происходит благодаря физическому, эмоциональному и ментальному «материалу», который плод человека получает извне, т.е. из окружающей биологической или социальной среды.

Воззрения о психической жизни плода стали основными для нового раздела науки о человеке — трансперсональной психологии.

У истоков трансперсонального движения стояли А. Эйнштейн, Н. Бор, В. Гейзенберг, Р. Оппенгеймер. Это движение поддерживали Янг, Капра, С. Гроф.

В трансперсональной психологии процесс родов предполагается ключевым в формировании психики и сознания человека. Механизмом такого влияния считаются так называемые перинатальные матрицы.

Последние составляют важную роль «бессознательного психического», которое по положениям трансперсональных психологов, имеет уровни:

  • Биологический — отражает индивидуальный опыт;
  • Перинатальный — включает клише событий, связанных с пренатальным развитием и родовой деятельностью.
  • Трансперсональный — распадается на две категории: расширение сознания до объекта окружающего мира и расширение сознания до архетипов.

Что касается плода, то в последние десятилетия делаются попытки связать особенности развития родов и состояние плода в разных стадиях родов с формированием у плода стойких функциональных структур (материя), являющихся базовыми для его психических и физических реакций.

Итак, матрицы — это стойкие функциональные структуры («клише»), которые являются базовыми для многих (если не для всех) психических и физических реакций в течение всей последующей жизни человека. Положение о формировании матриц при родах постепенно становится оригинальной теорией. Полученные на сегодня данные говорят о правоте теоретиков — трансперсональных психологов.

Активация сформировавшихся матриц является основой реакции человека в его повседневной жизни.

В некоторых случаях (при нервно-психической нагрузке, сильных психических переживаниях, в состоянии крайней усталости и утомления) активация матриц выражается в развитии соматического, психологического или психического расстройства, либо включается упоминавшаяся матрица «индивидуального конденсирования опыта» (биографическая).

Остановимся на формировании матриц подробнее. Чаще всего психологами, работающими в роддомах, выделяются 4 периода, в каждом из которых формируется своя перинатальная матрица.

Первая матрица формируется в конце беременности и в начале I периода родов (в его латентную фазу, т.е.

до 4-х сантиметров открытия маточного зева), вторая — в активную фазу до начала II периода родов, третья — во II периоде родов при прохождении плода по родовым путям, четвертая — в момент рождения ребенка и первые минуты его жизни.

В настоящее время начаты и частично завершены специальные наблюдения о характерных для каждой матрицы особенностях психических и соматических реакций. Особенно много для изучения перинатальных матриц сделано американским психиатром польского происхождения Станиславом Грофом.

Первая матрица имеет особое значение. Процесс ее формирования обусловлен сложнейшими процессами развития плода, его нервной системы, органов чувств, различными двигательными реакциями.

Именно первая матрица делает способным организм плода и рождающегося ребенка формировать сложные психические акты, например, при обычном положении плода она отражает биологическое единство плода и матери.

При идеальных условиях так оно и есть, и образуемая матрица проявляется отсутствием границ сознания, «океаническим сознанием», связанным «с природой — матерью», дающей пищу, безопасность, «блаженство».

При действии неблагоприятных факторов в течение первых месяцев и лет жизни может появиться симптоматика, содержанием которой будут неосознанная опасность, «неприветливость природы», извращенные восприятия с параноидным оттенком.

Предполагается, что при возникновении у такого человека уже в зрелом возрасте психического расстройства, основной симптоматикой будут параноидные нарушения, ипохондрия. При различных осложнениях в течение беременности (гипоксия внутриутробного плода, эмоциональные срывы у матери во время беременности, угроза прерывания беременности и др.) формируются воспоминания о «плохом лоне», паранойяльное мышление, неприятные телесные ощущения (дрожь и спазмы, синдром «похмелья», отвращение, ощущение подавленности, галлюцинации в виде встречи с демоническими силами и т.д.).

Читайте также:  Малышка жутко кокетничает - психология

Вторая матрица формируется в течение относительно короткого периода времени (4-5 часов) при усилении схваток. Плод впервые после периода «блаженства» и безопасности, начинает испытывать сильное внешнее давление, агрессию.

Активация этой матрицы при действии неблагоприятных факторов на протяжении последующей жизни человека может приводить к выявлению в нервной системе пациента, т.е. в памяти ситуаций, угрожающих выживанию или целостности тела человека.

Возможны и переживания нахождения в замкнутом пространстве, апокалиптические видения мира, зловеще окрашенного в темные цвета, чувство страдания загнанности в ловушку, безвыходной ситуации, которой не видится конца, чувство вины и неполноценности, бессмысленность и абсурдность человеческого существования, неприятные телесные проявления (ощущение гнета и давления, сердечная недостаточность, жар и озноб, потливость, затрудненное дыхание).

Конечно, все положения о матрицах в значительной степени являются гипотезой, но некоторые подтверждения гипотеза получила при изучении пациенток, перенесших кесарево сечение. Последнее приводит к тому, что рождающийся посредством кесарева сечения ребенок не проходит 3-ю и 4-ю матрицы. Значит, эти матрицы не могут проявиться в последующей жизни.

С.

Гроф, специально занимавшийся этим вопросом, делает вывод, что «достигнув уровня рождения под гипнозом те кто был рожден кесаревым сечением сообщают о чувстве неправильности, как будто они сравнивают способ, каким пошли в этот мир с какой-то филогенетической или архетипической матрицей, показывающей каким должен быть процесс рождения. Удивительно, как им явно не хватает переживания нормального рождения — содержащегося в нем вызова и стимула, столкновения с препятствием, триумфального выхода из сжимающего пространства».

Конечно же, это знание послужило основанием для разработки специальных приемов.

При родах с помощью кесарева сечения трансперсональные психологи полагают, что для устранения последствий неожиданного разрыва контакта с матерью должен быть предпринят ряд специальных мер непосредственно после рождения (уложить ребенка на живот, поместить в слегка подогретую воду и др.) и тогда у новорожденного происходит вырабатывание «психологически благоприятного впечатления о мире».

Вместе с тем известно, что опытные акушеры уже давно стремятся (в случае отсутствия страдания плода) при операции кесарева сечения сдержать стремительное извлечение новорожденного, ибо это через ретикулярную формацию способствует включению дыхательной системы, точнее, первого вдоха новорожденного.

Признание роли перинатальных матриц делает возможным придти к принципиально важному выводу о том, что в утробе матери плод живет собственной психической жизнью.

Конечно, последняя ограничена бессознательным психическим, но, тем не менее, плод может регистрировать происходящие в родах собственные психические процессы.

Знание картины активации матриц позволяет прогнозировать симптоматику развития клинической картины в конкретных условиях воздействия вредных факторов.

В качестве примера практического значения изучения перинатальных матриц, остановимся на исследованиях Ф. и Т. Тернеров.

В их работе, озаглавленной «Психотерапия неврозов на основе перинатальной памяти» авторы с помощью анкеты выяснили особенность течения беременности матерей пациентов, которые болели неврозами. Предложив на основании исследования методику лечения неврозов, авторы успешно использовали ее на 10 тыс.

пациентов в 23-х странах. В основе терапии лежит учет особенностей беременности и родов. Авторы смогли разработать рекомендации акушерам в психопрофилактике дородового периода.

Изучение перинатальных матриц должно способствовать выяснение их биологической роли в жизни человека. Эти познания позволяют не только понять механизмы психической деятельности, но и разработать практические приемы психопрофилактики здорового человека и терапии больного.

В последнее время появились новые наблюдения, расширяющие положение о роли перинатальных матриц. Есть подтвержденное психотерапией мнение о возможности активации матриц как механизма усилия естественных эволюционно выработанных способов физиологической защиты и выздоровления организма.

На беременность, роды и послеродовый период организм матери реагирует, помимо известных и изученных реакций, активацией собственных перинатальных матриц. Таким образом, в родах изменяется уровень сознательного в психике, активируются необходимые для организма перинатальные матрицы. Степень и выраженность активации матриц определяется бессознательным (подсознанием).

Примером могут являться исследования об изменении сознания женщины в родах (Л.И. Спивак, К.Р. Вистранд, В.В. Абрамченко, И.Б. Каплун, 1993-94гг.). Они описали необычные психические феномены, возникавшие при физиологических родах у 133 рожениц.

Наиболее часто отмечались субъективные ощущения «необычности собственных психических процессов» (42,9% в родах и 48,9% после родов), «почти телепатический контакт с ребенком» (20,3% и 14,3%) или такой же контакт с родными и мужем (12% и 13%), а так же феномен «отключения» от происходящего и наблюдения за собой со стороны (6,8% и 5,3%).

Отмечено, что у повторнородящих пациенток у 23% эти феномены встречались в каждых родах, у 22% — только в первых и у 35% — только во вторых. Многие женщины обозначают эмоциональный фон в родах как «радость, сосуществующие вместе с болью». Но это чувство «больше, чем обычная радость и счастье». Профессор Р.П.

Нарциссов, пытаясь охарактеризовать это эмоциональное состояние необычного душевного подъема и счастливого переживания предложил термин «сладостные роды» (partus felix), который однако многими оспаривается из-за схожести со словом «сладострастие».

Д. Тандер для обозначения эмоции женщин при родах использовал термин А. Мэслоу «пиковое переживание», указав, что оно «сильнее любого упоения счастьем». Е. Шестел выделял «магическую радость» в отличие от «реальной радости».

«Магическая радость» может изменить характер жизни и восприятие мира. В философии существует понятие «синергии» — слияние с Богом, которое чувствуешь в молитве.

Рождение — возможно и есть то самое слияние с Богом, независящее от личности.

Под изменением сознания сейчас понимают разновидность сознания здорового человека, находящегося в необычных условиях существования. В нашем случае такими условиями существования являются физиологические роды.

Итак, приблизительно у 50% женщин при физиологических родах наблюдаются психические феномены, являющие необычными в их повседневной жизни.

При исследованиях не выявилось зависимости от общего физического состояния пациенток, тяжести и длительности родов или от личностных и психических особенностей. Феномены, таким образом, возникают непроизвольно (бессознательно) и самими пациентками трактуются как «необычные» для них.

Однако, повторнородящие, испытавшие такие переживания в первых родах, считают их «нормальными», обычными для родов и охотно сообщают о них. Принято считать, что роды являются физиологическим актом, к которому организм матери эволюционно подготовлен.

Изменение сознания женщин при родах можно трактовать как выражение защиты мозга от «истощения сознания». Это отражает основное свойство психики — самоорганизацию и саморегуляцию. Изменение сознания способствует активации или включению защитных физиологических механизмов оздоровления.

Д. Винникот полагает, что в родах у женщин возникает особое состояние, названное им «первичная материнская сосредоточенность», при которой часть личности отключается, а остающаяся часть сосредоточивается на родах, на заботе о ребенке, т.е. «регрессия матери служит целям продолжения рода». С.

Гроф сообщал по этому поводу: «… когда плод развивается в матке, бессознательное матери как бы воспроизводит историю ее собственного эмбрионального развития и, с другой стороны, процесс родов активизирует память о рождении самой матери, поэтому, когда она дает жизнь своему ребенку, происходит связывание с бессознательной записью о моменте ее собственного рождения».

Итак, коротко подытожим сказанное. Существующая во время беременности на базе организма матери дуальная психофизическая структура при родах разрушается и начинается уже раздельное существование матери и ребенка.

Обеспечение правильного «сценария» этого процесса (который и остается фиксированным в перинатальных матрицах ребенка), да еще в условиях непосредственной опасности для жизни, представляет для роженицы настолько напряженную и сложную задачу, что выполнить ее женщина может лишь опираясь на базовые структуры, т.е. на собственные перинатальные матрицы. В более широком плане назрел междисциплинарный контакт между акушерством с одной стороны, семиотикой и культурологией — с другой. Такой контакт в первую очередь должен быть сосредоточен на внутренней жизни двуединого психического субъекта «мать — дитя».

Источник: http://mama.tomsk.ru/birth/chilld_in_birth/transpersonal.html

Драма рождения

Драма  рождения

Реально ли вспомнить момент своего рождения или даже зачатия?

Некоторые современные методы трансперсональная психологии помогают человеку самостоятельно снять завесу тайны с момента своего появления на свет.

Любопытно, что идея о необходимости повторного сознательного прохождения родовых путей в прошлом веке одновременно пришла в голову нескольким работавшим независимо друг от друга людям.

Для устранения негативных последствий родовой травмы, активизации воспоминаний о различных травматичных событиях, хранящихся в подсознании, повторного переживания определенных моментов жизни, обусловливающих наличие стресса, психологических проблем, психосоматических заболеваний американец Леонард Орр еще в 1977 году разработал связанную с дыханием психотерапевтическую методику под названием «ребефинг» (от англ. rebirthing — второе рождение).

По мнению Леонарда Орра, жизнь любого человека начинается с родовой травмы.

При этом «родовой травмой» основатель нового течения в психотерапии называет все события, которые переживает ребенок, начиная с отхождения околоплодных вод вплоть до момента прикосновения к материнской груди.

Именно Орр придумал, как все эти события пережить заново, переосмыслить и изменить отношение к ним. В результате использования его метода менялся психологический фон жизни человека, состояние здоровья.

Существование болезней, напрямую связанных с моментом рождения, подтверждает и современная медицина. Ярко выраженная родовая травма связана с явными физическими нарушениями, повреждениями, влекущими за собой дальнейшие осложнения.

Родовая травма способна послужить причиной проблем с легкими. Ее следствием могут стать «синдром первого вздоха», аллергии, бронхиальная астма, асфиксия. С ней может быть связан так называемый «синдром детской вины», все болезни, касающиеся ослабления иммунитета, поджелудочной железой, печенью. В этом же ряду стоят аутоиммунные агрессии, пиэлонефрит, вирусные, грибковые инфекции.

В момент рождения также закладывается основа для многих фобий, в том числе и для агорафобии (боязни открытых пространств). Стоит ли объяснять, что такие люди живут в постоянной тревоге и имеют целый букет болезней желудочно-кишечного тракта, гипогликемию…

Если момент своего рождения  помнят единицы, а сотни тысяч не помнят ничего, стоит ли вспоминать о том, что наша память так заботливо прячет от нас? Использование сеансов ребефинга показало, что этот метод помогает лечить неизлечимые, с точки зрения современной медицины, заболевания, снимать сильные психические стрессы, повышать психофизический потенциал и даже, хотя в это трудно поверить, — помогает человеку найти смысл своей жизни в себе самом. Элементы ребефинга используются в разных направлениях современной психотерапии, а сам он стал ее самостоятельной ветвью, превратившись со временем в трансперсональную психологию.

Сторонница ребефинга Сандра Рэй организовала в США трехгодичную «Школу личностного роста», занятия в которой были направлены на снятие все той же родовой травмы. Психотерапевт изобрела специальную медитацию на прохождение родового канала, которая помогает человеку вспомнить спрятанный памятью момент рождения.

Точкой отсчета психических и физических заболеваний человека момент рождения признают и такие новейшие направления современной психотерапии как гештальт-терапия, нейро-лингвистическое программирование, эриксоновский гипноз.

Значение связанным с родами переживаниям придавал и американский психиатр чешского происхождения Станислав Гроф, являющийся создателем другого психотерапевтического метода — «холотропное дыхание». Вариантом ребефинга оказался «вайвейшн» (англ.

vivation — «жизнь как праздник», «сверхбытие»), авторами которого стали американцы Джим Леонард и Фил Лаут.

Вайвейшн акцентирует внимание человека на полном расслаблении, настраивает на спокойное принятие всех возникающих чувств — как позитивных, так и негативных, а также на полное доверие к самому процессу дыхания. В том смысле, что не бывает неудачных, плохих или пустых событий: все они чем-то вызваны и тем самым оправданы.

«- Только вспомнив свое детство, детские обиды, страхи, переживания, можно понять, что именно необходимо изменить в себе для того, чтобы начать взрослеть, — считают в санкт-петербургской системе  развития личночти «Игры в пространства». — Стать спокойным, любящим и счастливым. Человеком, не зависящим от чужого мнения, взгляда, оценки и прочего, уверенным в своем будущем. «

Вспоминать детство нужно еще и потому, что дети полностью копируют своих родителей: черты их характера, болезни, повторяют ошибки. И предупреждать их, что-то объяснять бесполезно.

Бессмысленно также говорить, поучать, запугивать. Все это пустая трата времени и сил.

Только проживая и осознавая собственные ошибки на личном опыте, меняясь внутренне, мы можем уберечь наших детей от их повторения.

Одним из способов проживания своих травм является медитация «Родовой канал», включенная в семинар «Дорога жизни» (начальный семинар  авторской системы  трансформации  личности «Игры в пространства» ).

Анна Литвинюк

Смотрите так же

Леонард Орр

Дорога жизни

В гармонии с собой и с судьбой

Трансперсональная психология

О трансперсоанльной психологии.

Источник: http://www.wholeworld.ru/pressa-o-nas/drama-rozhdeniya.html

rumagic.com

В данном разделе описываются характерологические блоки, создающие препятствие для успешного проведения повторного рождения.

Бодинамика разработала собственную систему структуры характера, основывающуюся на соответствующем понимании процесса психомоторного развития. Каждая структура характера строится вокруг исторического возникновения отдельных потребностей и импульсов.

В целом мы рассматриваем две обязательных позиции для каждой из характерологических структур.

При первой — “ранней” — позиции, имеющей в виду те варианты развития, когда импульсы рано блокируются и соматические ресурсы утрачивают возможность нормального развития, типичной реакцией является отказ (покорность).

При второй — “поздней — позиции импульсы уже имеют некоторые соматические ресурсы, поэтому могут оказывать сопротивление попыткам окружающей среды блокировать их. Поскольку мы работаем с проблемами развития в определенной последовательности — от поздних структур к ранним, именно в этом порядке мы и описываем установленные нами семь типов характера.

1) Структура Солидарность/Действие.

Способность принимать поддержку от группы и от друзей в период непосредственно после повторного рождения — важная часть успешной интеграции опыта рождения. Без способности иметь друзей и принимать их помощь клиенту сложно интегрировать глубинную потребность в заботе, возникающую после процедуры повторного рождения.

С нашей точки зрения, формирование отношения личности ребенка к группе происходит в период от 7 до 12 лет. Основной проблемой этого возраста, как мы полагаем, является установление баланса между личными потребностями и потребностями группы.

Мы используем термин “солидарность” в противовес термину “действие” для описания основной задачи, которую ребенок данного возраста пытается решить. Люди с характерологическими проблемами подобного рода имеют тенденцию либо ставить потребности группы выше своих (солидарность), либо чувствовать, что они должны действовать лучше остальных (конкуренция).

При повторном рождении конкурирующие личности стремятся быть наилучшими клиентами и показать “наилучшее рождение”: они перестают ощущать чувство отчужденности от группы и отстраняют свои сугубо личные потребности установления контактов. Личности, нивелирующие собственные потребности, по-прежнему выказывают тенденцию к признанию потребностей группы выше собственных.

Проведение повторного рождения гораздо легче, когда мы имеем дело с незавершенными проблемами нивелирования, нежели конкурирования, так как нивелирующая личность чувствует себя свободнее в вопросах помощи, по крайней мере, легче ее принимает.

Читайте также:  Понимать другого - психология

2) Структура мнений.

У детей способность формировать собственное твердое мнение вырабатывается в интервале от 6 до 8 лет.

Если у клиента, проходящего повторное рождение, есть неразрешенные проблемы, связанные с выработкой собственного мнения, то в процессе воспроизведения рождения он может отчаянно сопротивляться или, напротив, слишком легко уступать указаниям терапевта, когда они не совпадают с его мнением относительно того, что для него лучше.

3) Структура Любовь/Сексуальность.

Способность интегрировать чувство любви с сексуальными чувствами впервые развивается у детей в возрастной период от 3 до 6 лет. Люди со здоровым ощущением своих романтических и сексуальных чувств способны дифференцировать эти чувства от ранней потребности в зависимости.

А клиент, который обращает свою тревогу в сексуальные переживания, имеет тенденцию и в процессе повторного рождения сексуализировать свою тревогу.

Человек с неразрешенным эдиповым комплексом может флиртовать с терапевтом или воображать, что у терапевта есть к нему сексуальный интерес.

4) Структура воли.

В период между 1,5 и 3 годами ребенок учится переживать свою способность быть сильным в мире. Если родители не в состоянии принять способность ребенка сказать “нет” и проявление его силы, он начинает чувствовать, что проявлять энергию и эмоции опасно или бесполезно.

Обычные утверждения для этой характерологической структуры таковы: “Если я использую всю свою силу, я взорвусь” или “Это вы виноваты в том, что мне приходится сдерживаться”.

С другой стороны, если мы имеем дело с “ранним” вариантом данной структуры, когда преобладает отказ (покорность), утверждения могут носить признаки отрицания: “Я ничего не делаю правильно”.

Поскольку действия выталкивания в процессе повторного рождения требуют определенной силы, существует резонанс между процессами рождения и проблемами структуры воли: в том и в другом случае требуется проявление личной силы, но на разных уровнях развития этого качества и для разных целей. Клиент с явно выраженными проблемами рождения (ранняя позиция) говорит: “Я не могу выйти откуда-то” (матка), в то время как клиент с проблемами структуры воли (поздняя позиция) склонен к утверждениям типа: “Я не могу выбраться из чего-то внутри меня” (мои чувства).

5) Структура автономии.

В возрасте от 8 месяцев до 2,5 лет ребенок учится исследовать мир и осознавать свои чувства и импульсы как принадлежащие ему и автономные от родителей.

Если родители не способны принять автономную позицию ребенка, он может стать пассивным (ранняя позиция), неспособным чувствовать, чего он хочет: “Я вынужден подавлять свои импульсы, чтобы быть таким, каким меня хотят видеть” или “Меня любят только тогда, когда я подчиняюсь”.

Если у ребенка в достаточной степени сформирована основа его автономных импульсов, он, вместо подавления, будет высказывать сопротивление покушениям со стороны окружающего мира. “Я хочу избавиться от давления мира, заставляющего меня подчиняться, мне необходимо быть независимым: мне не нужна помощь, помощь опасна”.

Проблемы автономии могут возникнуть и при проведении повторного рождения, во время фаз сжатия и выталкивания, когда группа, симулируя давление матки, оказывает сопротивление толканию клиента.

Клиент, которому присущи проблемы автономии, может чувствовать в целом потребность сопротивляться давлению (уйти от стресса, вызванного требованиями родителей). Повторное рождение в этих случаях становится, скорее, психологической силовой борьбой в попытке спастись бегством, нежели биологическим процессом появления на свет.

6) Структура потребности.

С рождения до 1,5 лет основным для ребенка является удовлетворение потребности в заботе, включая кормление, физический контакт, развитие базового чувства доверия к миру.

Если базовые потребности не были удовлетворены, ребенок становится отчаявшимся и покорным (“ранняя” позиция) или резким и недоверчивым (“поздняя” позиция). Процесс рождения зачастую охватывает проблемы базового доверия, так и, во время фазы принятия ребенка, удовлетворения потребности в заботе.

Если клиент в течение первых полутора лет жизни переживал выраженный опыт отвержения, отчаяния и недоверия, ему будет трудно чувствовать свои потребности во время повторного рождения и обретать доверие к группе, даже если он видит, что она, действительно, присутствует здесь для него.

Однако по мере того, как группа представляет позитивные послания или физическую заботу, могут возникать следующие чувства: “Они не могут это делать серьезно” или “Я не заслуживаю этого”.

7) Ментальная/эмоциональная структура существования.

Мы рассматриваем опыт внутриутробного существования, рождение и время непосредственно после рождения как периоды, наиболее тесно связанные с проблемами существования. При благоприятных обстоятельствах мы чувствуем, что мир приглашает и ждет нас, и на некотором базовом уровне ощущаем себя желанными и получившими право на существование.

При наличии ранней физической или эмоциональной травмы (особенно во внутриутробный период), ребенок чувствует полное отвержение и не видит иного выхода, кроме глубокого погружения в себя и/или оставления своего тела. У ребенка появляется ощущение, что он исчезает. Мы называем эту “раннюю” позицию ментальной структурой существования.

Иначе складывается ситуация, когда уже в некоторой степени сформировавшееся ощущение нового существования внезапно ставится под угрозу. В этом случае защитой от угрозы чаще становится эмоциональный взрыв, нежели уход в состояние оцепенения. Внутренний опыт выражается следующим образом: “Я должен продержаться в этом мире с помощью моих эмоций, мир угрожает мне исчезновением”.

Мы называем эту более позднюю позицию эмоциональной структурой существования.

Два первичных способы защиты, в большой степени связанных с процессом рождения, — энергетический уход или эмоциональный взрыв. По теории Ф.

Лейка, каждый из этих способов имеет тенденцию меняться на противоположный в случаях, когда структура находится под влиянием “трансмаргинального” стресса (Лейк называл это шизоистерическим расщеплением). В процессе повторного рождения пациент может вновь пережить трансмаргинальный стресс.

Готовя клиента с ментальной структурой существования к повторному рождению, необходимо тщательно сформировать у них телесное осознавание, чтобы противодействовать тенденции к уходу (избеганию).

Необходимо, чтобы оно было основано в большей степени на реальных телесных ощущениях и чувствах, нежели метафорах и образах, поскольку последние относятся к ментальным, т.е. защитным навыкам, которые и без того высоко развиты у таких клиентов.

Клиенты с эмоциональной структурой существования, которые склонны к уходу в эмоции, нуждаются в обучении чувствовать свой страх и сдерживать его, так как это основная эмоция, которую они стараются блокировать путем эскалации.

Такие клиенты пытаются использовать гнев как защиту от своего страха, и, помогая им ощутить, что они на самом деле боятся, а не сердятся, можно принести им чувство облегчения.

При проведении повторного рождения с такими индивидами необходимо выдерживать медленный и неторопливый темп, чтобы они не имели повода использовать взрыв эмоций как защитное средство против тревоги.

Следует отметить, что многие проблемы, связанные с перечисленными структурами, возникают во внутриутробном периоде.

В соответствии с нашим методом, двигаясь от поздних структур к ранним, мы отмечаем, что с проблемами, сформировавшимися в период внутриутробного развития, следует работать в последнюю очередь, стараясь не касаться их при воспроизведении рождения. На практике, однако, довольно трудно бывает отличить одну от другой все эти различные проблемы.

1) Структура Солидарность/Действие.

Способность принимать поддержку от группы и от друзей в период непосредственно после повторного рождения — важная часть успешной интеграции опыта рождения. Без способности иметь друзей и принимать их помощь клиенту сложно интегрировать глубинную потребность в заботе, возникающую после процедуры повторного рождения.

С нашей точки зрения, формирование отношения личности ребенка к группе происходит в период от 7 до 12 лет. Основной проблемой этого возраста, как мы полагаем, является установление баланса между личными потребностями и потребностями группы.

Мы используем термин “солидарность” в противовес термину “действие” для описания основной задачи, которую ребенок данного возраста пытается решить. Люди с характерологическими проблемами подобного рода имеют тенденцию либо ставить потребности группы выше своих (солидарность), либо чувствовать, что они должны действовать лучше остальных (конкуренция).

При повторном рождении конкурирующие личности стремятся быть наилучшими клиентами и показать “наилучшее рождение”: они перестают ощущать чувство отчужденности от группы и отстраняют свои сугубо личные потребности установления контактов. Личности, нивелирующие собственные потребности, по-прежнему выказывают тенденцию к признанию потребностей группы выше собственных.

Проведение повторного рождения гораздо легче, когда мы имеем дело с незавершенными проблемами нивелирования, нежели конкурирования, так как нивелирующая личность чувствует себя свободнее в вопросах помощи, по крайней мере, легче ее принимает.

2) Структура мнений.

У детей способность формировать собственное твердое мнение вырабатывается в интервале от 6 до 8 лет.

Если у клиента, проходящего повторное рождение, есть неразрешенные проблемы, связанные с выработкой собственного мнения, то в процессе воспроизведения рождения он может отчаянно сопротивляться или, напротив, слишком легко уступать указаниям терапевта, когда они не совпадают с его мнением относительно того, что для него лучше.

3) Структура Любовь/Сексуальность.

Способность интегрировать чувство любви с сексуальными чувствами впервые развивается у детей в возрастной период от 3 до 6 лет. Люди со здоровым ощущением своих романтических и сексуальных чувств способны дифференцировать эти чувства от ранней потребности в зависимости.

А клиент, который обращает свою тревогу в сексуальные переживания, имеет тенденцию и в процессе повторного рождения сексуализировать свою тревогу.

Человек с неразрешенным эдиповым комплексом может флиртовать с терапевтом или воображать, что у терапевта есть к нему сексуальный интерес.

4) Структура воли.

В период между 1,5 и 3 годами ребенок учится переживать свою способность быть сильным в мире. Если родители не в состоянии принять способность ребенка сказать “нет” и проявление его силы, он начинает чувствовать, что проявлять энергию и эмоции опасно или бесполезно.

Обычные утверждения для этой характерологической структуры таковы: “Если я использую всю свою силу, я взорвусь” или “Это вы виноваты в том, что мне приходится сдерживаться”.

С другой стороны, если мы имеем дело с “ранним” вариантом данной структуры, когда преобладает отказ (покорность), утверждения могут носить признаки отрицания: “Я ничего не делаю правильно”.

Поскольку действия выталкивания в процессе повторного рождения требуют определенной силы, существует резонанс между процессами рождения и проблемами структуры воли: в том и в другом случае требуется проявление личной силы, но на разных уровнях развития этого качества и для разных целей. Клиент с явно выраженными проблемами рождения (ранняя позиция) говорит: “Я не могу выйти откуда-то” (матка), в то время как клиент с проблемами структуры воли (поздняя позиция) склонен к утверждениям типа: “Я не могу выбраться из чего-то внутри меня” (мои чувства).

5) Структура автономии.

В возрасте от 8 месяцев до 2,5 лет ребенок учится исследовать мир и осознавать свои чувства и импульсы как принадлежащие ему и автономные от родителей.

Если родители не способны принять автономную позицию ребенка, он может стать пассивным (ранняя позиция), неспособным чувствовать, чего он хочет: “Я вынужден подавлять свои импульсы, чтобы быть таким, каким меня хотят видеть” или “Меня любят только тогда, когда я подчиняюсь”.

Если у ребенка в достаточной степени сформирована основа его автономных импульсов, он, вместо подавления, будет высказывать сопротивление покушениям со стороны окружающего мира. “Я хочу избавиться от давления мира, заставляющего меня подчиняться, мне необходимо быть независимым: мне не нужна помощь, помощь опасна”.

Проблемы автономии могут возникнуть и при проведении повторного рождения, во время фаз сжатия и выталкивания, когда группа, симулируя давление матки, оказывает сопротивление толканию клиента.

Клиент, которому присущи проблемы автономии, может чувствовать в целом потребность сопротивляться давлению (уйти от стресса, вызванного требованиями родителей). Повторное рождение в этих случаях становится, скорее, психологической силовой борьбой в попытке спастись бегством, нежели биологическим процессом появления на свет.

6) Структура потребности.

С рождения до 1,5 лет основным для ребенка является удовлетворение потребности в заботе, включая кормление, физический контакт, развитие базового чувства доверия к миру.

Если базовые потребности не были удовлетворены, ребенок становится отчаявшимся и покорным (“ранняя” позиция) или резким и недоверчивым (“поздняя” позиция). Процесс рождения зачастую охватывает проблемы базового доверия, так и, во время фазы принятия ребенка, удовлетворения потребности в заботе.

Если клиент в течение первых полутора лет жизни переживал выраженный опыт отвержения, отчаяния и недоверия, ему будет трудно чувствовать свои потребности во время повторного рождения и обретать доверие к группе, даже если он видит, что она, действительно, присутствует здесь для него.

Однако по мере того, как группа представляет позитивные послания или физическую заботу, могут возникать следующие чувства: “Они не могут это делать серьезно” или “Я не заслуживаю этого”.

Источник: http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/marcher/0/j2.html

Ссылка на основную публикацию