Предупреждение — психология

Психология предупреждения терроризма

Предупреждение - психология

98 просмотров

Термин “предупреждение” означает – отвратить что-либо заранее принятыми мерами; опередить, сделать что-либо ранее, чем что-нибудь произошло.

Существует ряд особенностей, влияющих на предупреждение и борьбу с терроризмом: 1) борьба с преступностью террористической направленности ведется в основном в ходе реагирования на уже совершенные преступления; 2) отсутствие совместной работы по предупреждению преступных посягательств, разрушению международных и межрегиональных связей преступных группировок, и как следствие, ликвидации террористических организаций; 3) в настоящее время еще не создан совместный и полноценный информационный банк данных обо всех ранее совершенных террористическими группами преступлениях и участниках этих групп; 4) негативно сказывается ведомственная разобщенность в вопросах учета, регистрации преступлений, связанных с терроризмом. В результате искажается достоверность статистической информации, нарушается порядковая регистрация уголовных дел, что приводит к дублированию следственных и оперативных мероприятий, лишает возможности оперативного обмена информацией; 5) вне поля зрения остаются многие ранее отбывшие наказание за совершение преступлений террористического характера. Ряд этих граждан продолжают заниматься антиобщественной деятельностью, хранят огнестрельное оружие, укрывают лиц, находящихся в розыске; 6) многочисленные обыски, проводимые по инициативе органов внутренних дел по местам жительства предполагаемых челнов террористических группировок, оказываются безрезультатными. По некоторым уголовным делам была замечена утечка информации о готовящихся следственно-оперативных мероприятиях.

Проблемным является вопрос о современных тенденциях терроризма, только с учетом которых можно говорить об эффективной системе предупреждения и борьбы с ним. В качестве основной тенденции терроризма называют интенсивное изменение терроризма в направлении повышения его общественной опасности:

— по темпам роста и прироста (за последние три десятка лет в мире было совершено более 10 тыс. террористических актов только широко известных и нашедших отражение в СМИ);

— по уровню организованности (терроризм в истекшее столетие развивался от террористов-одиночек до создания террористических групп, крупных организаций, политических террористических формирований до транснациональных террористических объединений типа “Аль-Каида”);

по материально-техническому и финансовому обеспечению (развитие идет от применения кинжала, пистолета до колоссальных взрывов и средств массового поражения при помощи мировых центров финансирования террористических акций);

— по национальным и транснациональным масштабам террористической деятельности (терроризм “движется” от единичного места преступления до охвата целых городов, стран, регионов);

— по степени тяжести наступивших последствий и числу человеческих жертв (темпы прироста человеческих жертв в среднем на порядок опережают темпы прироста самих террористических актов. Тенденция такова: от убийств отдельных ненавистных террористам лиц, до уничтожения тысяч и десятков тысяч ни в чем повинных людей);

— по характеру и объему целей (диапазон достаточно широк: от убийств отдельных лиц до свержения легитимных властей, разрушения государств и фактического уничтожения целых народов);

— по расширению социальной базы терроризма (под знамена террористов становятся не только отдельные организации, политические, националистические и религиозные определения, а целые народы (нередко обманутые) или его значительные слои).

Правовую основу борьбы с преступлениями террористического характера в России образуют Уголовный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О борьбе с терроризмом».

Прямое или косвенное отношение к борьбе с терроризмом также имеют Федеральные и Федеральные конституционные законы «О безопасности», «Об обороне», «О государственной границе», «О чрезвычайном положении», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об оружии», «О свободе совести и религиозных объединениях».

В статье 2 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» сформулированы основные принципы борьбы с терроризмом:

1) законность;

2) приоритет мер предупреждения терроризма;

3) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

4) сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;

5) комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;

6) приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;

7) минимальные уступки террористу;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) минимальная огласка технических приёмов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.

Для борьбы с такой всеобщей угрозой как терроризм необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации.

Нужна общегосударственная стратегия борьбы с терроризмом, комплексная программа, включающая политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный и другие аспекты.

Нужны взаимодействие и координация всех здоровых сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной проблемы.

Большую роль в федеральной системе предупреждения и борьбы с терроризмом могут сыграть негосударственные предприятия безопасности. Формами их участия в предупреждении терроризма могут быть:

— своевременное информирование правоохранительных органов о подозрительных лицах, фирмах, конкретных фактах;

— участие групп быстрого реагирования негосударственных охранных структур в силовой поддержке при проведении правоохранительными органами крупномасштабных оперативных мероприятий (задержания, аресты, обыски, выемки, обеспечение понятыми и т.д.);

— публикации в прессе и выступления по телевидению в качестве экспертов бывших сотрудников правоохранительных органов, хорошо знающих проблему борьбы с терроризмом;

— разработка рекомендаций и консультирование по проблемам противодействия терроризму;

— организация общественных мероприятий (конференций, “круглых столов”, семинаров и др.) с привлечением представителей государственных правоохранительных органов и спецслужб;

— привлечение в кризисных ситуациях сотрудников частных охранных предприятий для патрулирования жилых кварталов крупных городов;

— участие в международных общественных комитетах и движениях по борьбе с терроризмом;

— разработка, производство и поставка негосударственными предприятиями для правоохранительных органов и спецслужб, для других частных охранных предприятий специальной техники, предназначенной для выявления оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также взрывозащитных средств (к примеру, блокираторов радиовзрывателей). Оборудование этой техникой контрольно-пропускных пунктов в местах скопления людей.

Источник: https://students-library.com/library/read/33196-psihologia-preduprezdenia-terrorizma

Профилактика психических заболеваний

Профилактика психических заболеваний

Рациональное трудоустройство больного требует внимательного изучения его индивидуальных особенностей и знания условий труда там, куда его направляют.

Если больной, страдающий, как это бывает при эпилепсии, слабой переключаемостью внимания, известной инертностью нервных процессов, работает в условиях, где требуется быстрота переключения внимания, высокая подвижность нервных процессов, то у него может быстро наступить ухудшение состояния, нервное истощение.

И, наоборот, если человека с высокой переключаемостью нервных процессов поместить в условия однообразного, монотонного труда, у него также ухудшится психическое состояние.

В то же время при некоторых психогенных заболеваниях, а также при психопатиях необходимо осторожно подходить к рекомендациям уменьшения трудовой нагрузки или перемены профессии на более легкую. В таких случаях важно стимулировать больных к прежней работе, способствовать укреплению их заинтересованности в труде, обеспечить правильные взаимоотношения больного с коллективом.

В тесной связи с психогигиеной находится психопрофилактика как система мероприятий, направленных на предупреждение психических заболеваний. В этом большую роль играют общепрофилактические мероприятия.

Читайте также:  Воспитание и дрессировка - психология

Так, например, устранение инфекционных заболеваний, ликвидация промышленных и бытовых интоксикаций есть не что иное, как абсолютная или первичная профилактика нервных и психических заболеваний.

К числу факторов, пагубно отражающихся на здоровье, относится алкоголь. Борьба с алкоголизмом — одна из важнейших задач, обеспечивающих профилактику психических заболеваний.

В выполнении этой задачи большую роль играют санитарно-гигиеническое просвещение населения, мобилизация общественности на борьбу с этим пережитком прошлого.

Таким образом, действенная профилактика психических заболеваний связана с общегосудаственными мероприятиями по борьбе с инфекциями, интоксикациями, алкоголизмом и другими вредными факторами внешней среды.

В понятие профилактики психических заболеваний входит также и так называемая относительная, или вторичная, психопрофилактика.

В задачи относительной психопрофилактики входят следующие разделы: 1) предупреждение психических расстройств у лиц, подвергшихся воздействию каких-либо экзогенных (внешних) факторов, поражающих нервную систему; 2) предупреждение психических заболеваний, причина которых еще в достаточной степени не выяснена, но в возникновении которых играют существенную роль поражение зародыша или плода, наследственные факторы, а также различные внешние моменты, способствующие возникновению болезни; 3) предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний.

В тех случаях, когда человек перенес инфекционное заболевание или травму черепа, необходимо обеспечить мероприятия, предотвращающие возникновение у него нервно-психических расстройств.

Известно, что у лиц, получивших травму черепа, иногда спустя длительный промежуток времени могут развиться отдельные последствия повреждения мозга.

В таких случаях правильный психогигиенический режим, а именно устранение перегрузок в процессе труда, соблюдение правильного режима отдыха, ограждение человека от всякого рода излишеств и от употребления алкоголя, может предупредить развитие отдаленных последствий травмы.

Это особенно относится к травмам, полученным в детском возрасте. За детьми, получившими травму черепа, необходимо систематическое врачебное наблюдение, не говоря уже о том, что некоторые из них должны воспитываться с более строгим учетом индивидуальных особенностей их личности не только в семье, но и в школе.

Страницы: 1 2 3 4 5

Источник: http://www.medical-enc.ru/psycho/profilaktika-psihicheskih-zabolevanii-3.shtml

Профилактика психических заболеваний

Профилактика психических заболеваний

Профилактика психических заболеваний

Психопрофилактика — это система мероприятий, цель которых — изучение причин, способствующих возникновению психических заболеваний и нарушений, их своевременное выявление и устранение.

В любой области медицины, будь то хирургия, терапия, инфекционные или другие болезни, российское здравоохранение большое внимание уделяет вопросам профилактики. При решении вопросов предупреждения различных психических расстройств и заболеваний профилактические мероприятия должны своевременно внедряться в жизнь и практику здравоохранения.

Методы психопрофилактики включают, в частности, предупреждение обострений психического заболевания. Поэтому может быть необходимым изучение динамики нервно-психического состояния человека во время трудовой деятельности, а также в бытовых условиях.

С помощью целого ряда психологических и физиологических методов ученые исследуют влияние различных профессиональных вредностей некоторых отраслей труда (факторы интоксикации, вибрации, значение перенапряжения в работе, самого характера производственного процесса и т. д.).

Психопрофилактика представляет собой раздел общей профилактики, который включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний.

Между психикой человека и его соматическим состоянием имеется тесная связь. Устойчивость психического состояния может оказывать влияние на соматическое состояние. Известно, что при большом эмоциональном подъеме редко возникают соматические заболевания (примером могут служить военные годы).

Состояние соматического здоровья также может оказывать влияние на психику человека, вести к возникновению тех или иных расстройств или препятствовать им.

В. А. Гиляровский писал, что роль нервного подъема в преодолении трудностей для организма и, в частности, вредностей для нервной системы должна быть использована в планировании работ психопрофилактического характера.

Задачами профилактики являются: 1) предотвращение действия на организм болезнетворной причины, 2) предупреждение развития заболевания путем раннего его диагностирования и лечения, 3) предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.

В профилактике психических заболеваний большую роль играют общепрофилактические мероприятия, такие, как устранение инфекционных заболеваний, интоксикаций и других вредных воздействий внешней среды.

Под психической профилактикой (первичной) принято понимать систему мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней.

Все мероприятия, относимые к психической профилактике, направлены на повышение выносливости психики к вредным воздействиям.

К ним относятся: правильное воспитание ребенка, борьба с ранними инфекциями и психогенными воздействиями, которые могут вызвать задержку психического развития, асинхронию развития, психический инфантилизм, которые делают психику человека неустойчивой к внешним воздействиям.

Первичная профилактика включает в себя также несколько подразделов: провизорную профилактику, целью ее является охрана здоровья будущих поколений; генетическую профилактику — изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, которая направлена также на оздоровление будущих поколений; эмбриональную профилактику, направленную на оздоровление женщины, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения; постнатальную профилактику, состоящую в раннем выявлении пороков развития у новорожденных, своевременном применении методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития.

Вторичная профилактика. Под ней понимают систему мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания.

Вторичная профилактика включает раннюю диагностику, прогноз и предупреждение опасных для жизни больного состояний, раннее начало лечения и применения адекватных методов коррекции с достижением наиболее полной ремиссии, длительной поддерживающей терапии, исключающей возможности рецидива болезни.

Третичная профилактика — система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение методов лечебной и педагогической коррекции.

Все разделы психопрофилактики особенно тесно связаны в тех случаях профилактики психических заболеваний, в которых речь идет о таких расстройствах, как реактивные состояния, в возникновении которых играют роль не только психогенные моменты, но и соматические расстройства.

Как уже говорилось, психогениями принято называть заболевания, вызванные психическими травмами. Термин «психогенные заболевания» принадлежит Зоммеру и вначале применялся только для истерических расстройств.

В. А. Гиляровский для обозначения этих состояний пользовался термином «пограничные состояния», подчеркивая этим, что указанные расстройства как бы занимают пограничное место между психическим заболеванием и психическим здоровьем или соматическими и психическими заболеваниями.

По мнению многих специалистов, с нервно-психическими нарушениями и болезнями необходимо вести такую же усиленную борьбу, как и с инфекциями.

Методы психопрофилактики и психогигиены включают в себя психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, «телефонов доверия» и других организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым людям. В числе психопрофилактических мероприятий могут быть — массовые обследования с целью выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними, информация населения и т. д.

Читайте также:  Вредит ребенок - психология

Источник: http://hyperthermia.in.ua/2015/08/30/profilaktika-psixicheskix-zabolevanij/

Новая превентивная парадигма и уровни профилактики психического здоровья

ГЛАВА 4

УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ: ПРИНЦИП ПРЕВЕНЦИИ

Индивидуальные резервы психического здоровья

Индивидуальная профилактика имеет решающее значение в большинстве случаев потенциальных проявлений психической патологии.

Поскольку эпидемиологическая концепция риска подтверждает тот факт, что многие заболевания имеют психогенную природу, а многие предрасполагающие и провоцирующие факторы связаны с личностными особенностями человека, то психологические методы превенции выступают в качестве наиболее действенных мер.

Тем более что к настоящему времени психологической традицией накоплен существенный багаж теоретических моделей и практических техник поддержания психического здоровья.

Речь идет о психологическом консультировании, применяющемся для предотвращения многих состояний, в которых человеческая психика становится уязвимой: стресса и постстрессовых расстройств, фрустрационных реакций и тревоги, кризисных состояний, психосоматических заболеваний, невротических расстройств, а также части психических заболеваний.

Задачи интервенции на этапе индивидуальной профилактики носят валеологический характер и сводятся к тому, чтобы сделать здорового человека здоровым, т.е. укрепить психические ресурсы организма.

Навыки поддержания психического здоровья являются интегральной частью здорового образа жизни и носят название психогигиенических навыков. В жизни любого человека происходят события, истощающие его нервно-психическую устойчивость, все люди сталкиваются со смертью близкого или переносят другие тяжелые испытания.

Воспитание чувств и мышления, овладение навыками саморегуляции помогают подготовиться к травматическим событиям и предотвратить нервные срывы.

Овладеть навыками психогигиены можно как под руководством консультанта, так и самостоятельно. Многие люди подбирают, а иногда и придумывают сами подходящие для них способы снятия нервного напряжения, стресса, тревожности.

Специалисту при этом важно не только предложить как можно большее количество вариантов или убедить человека в эффективности отдельно взятой методики, но в первую очередь удостовериться, что индивид стремится изменить свое состояние, помочь себе сам — т.е. создать мотивацию для укрепления психического здоровья.

Формирование мотивации к использованию навыков психогигиены, также как и культуры здорового мышления, чувствования и поведения, требует длительной работы. На это прежде всего и должны быть направлены профилактические усилия, предпринимаемые профессионалами в области психического здоровья.

При отсутствии стремления работать над своим психическим состоянием человек может обратиться к таким легким и кажущимся действенными мерам снятия психического напряжения, как алкоголь и наркотики.

В этом контексте необходимо отметить, что работа по раскрытию индивидуальных резервов должна носить постоянный характер, а не ограничиваться единичными поисками успокаивающего или другого желаемого эффекта.

Индивидуальная профилактика, предполагающая применение навыков саморегуляции, связана с последовательным формированием, строительством психического здоровья.

В определенном смысле она отлична от самопомощи, зачастую не менее необходимой в экстремальных случаях, представляющих субъективную или объективную трудность.

Советы из цикла «помоги себе сам» полезны тогда, когда человек не осознал полноту ответственности за собственное психическое состояние и готов что-либо предпринимать лишь время от времени. Однако экстренная помощь, будь то самопомощь, помощь специалистов или групповая помощь, использующаяся в период активного кризиса, не может заменить целенаправленных профилактических усилий по построению собственного здоровья.

Позитивные индивидуальные приемы саморегуляции варьируют в зависимости от уровня образования, профессиональной деятельности, социального статуса, возраста, пола и т.д.

Хотя эти методы структурированы в различной степени, самое главное, чтобы они были органичными по отношению к психологической культуре человека.

Рассмотрим способы профилактики кризисного состояния, которыми пользуются разные респонденты.

«Я стремлюсь быть здоровой во всем — начиная от тела, заканчивая духом. Нужно научиться понимать себя… Я часто общаюсь со святыми. Они меня лечат, с их помощью я помогаю и другим людям обрести здоровье тела и духа.

Нужно избавиться от всех дурных мыслей, нельзя плохо думать о ком бы то ни было, это все возвращается к вам с умноженной силой, поэтому люди так часто болеют.

Я постоянно себя настраиваю на добро, добрые мысли, на любовь и понимание» (целительница).

«Для специалистов, которые каким-либо образом связаны по роду занятий с психологической или психиатрической деятельностью, в первую очередь необходимо проходить регулярно супервизию, т.е. собираться и проговаривать друг с другом свое состояние.

Это делается для того, чтобы как бы не «сгореть» на работе.

Нужно отвлекаться от чужих проблем и уметь переключаться на так называемую нормальную жизнь, всегда немного дистанцироваться от клиента и его проблем, иначе это уже не профессионально» (психолог).

«Я по возможности стараюсь облегчить нагрузку в течение дня. Заранее планирую, записываю вечером, что надо сделать завтра и что уже сделала сегодня… Утром, перед тем как встать с постели, обязательно ложусь прямо, делаю глубокий вздох, потягиваюсь и лежу минуты две-три, чтобы организм проснулся и пришел в норму» (врач).

Особая настроенность на работу с собой и осознание важности профилактики нервно-психического напряжения отличает все эти индивидуальные мнения.

Внимательное отношение к себе, не только к своему телу, но и к нервной системе, помогает также быстро распознать признаки усталости, хронического перенапряжения и направить собственную энергию на положительное, оздоравливающее внутриличностное взаимодействие.

ГЛАВА 4

УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ: ПРИНЦИП ПРЕВЕНЦИИ

Новая превентивная парадигма и уровни профилактики психического здоровья

Профилактика выступает в качестве первой практической технологии, направленной на улучшение индивидуального и общественного психического здоровья.

На современном этапе рассмотрение принципа превенции как второстепенного по отношению к другим постулатам комплексной деятельности по охране психического здоровья заменяется осознанием исключительной важности профилактических мероприятий.

Деятельность по предотвращению психических нарушений воздействует на причины их возникновения, а не борется с последствиями. Речь идет не только об эффективности финансовых вложений в мероприятия по предотвращению инцидентов болезни, но и о «спасенных человеческих душах».

Профилактика делает акцент на возможности обнаружения факторов, оказывающих патогенное влияние, и воздействия на них, а также на укрепление факторов психического здоровья.

Постепенно принцип профилактики проникает во многие традиционные науки о психическом здоровье, а в отдельных направлениях социальной медицины, психологии и социальной работы становится ведущим.

Его роль тем более выражена, чем больше медицинские и социальные науки продвигаются в своих задачах от рассмотрения индивидуальных случаев к общественному здоровью, изучая в совокупности факторы микро- и макросреды.

Подобная закономерность характерна для социальных наук, хотя, как мы видели, такие психологические направления, как валеология и психология здоровья, также призваны воспитывать у человека привычку к здоровью. Набирает темпы и профилактическая медицина. Профессионализм медицинских специалистов важен сегодня не только в психофармакологии, но и в применении методов психопрофилактики.

Профилактическая парадигма помогает увидеть всю палитру состояний психического здоровья. Исходя из того, что здоровье, как и болезнь, рассматривается как ступенчатый процесс, каждому его уровню соответствуют различные способы профилактического воздействия.

Французский физиолог Клод Бернар писал о необходимости познания врачом трех вещей:

Читайте также:  Чувство-ощущение - психология

— условий здоровья, чтобы их поддерживать;

— условий развития болезни, чтобы их предупреждать;

— условий выздоровления, познание которых позволит закрепить лечебный эффект.

Поэтому профилактическая работа может осуществляться на всех ступенях континуума здоровье—болезнь. В настоящее время принята трехуровневая схема профилактики, включающая первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактикапредполагает активное проведение мероприятий, предупреждающих возникновение заболевания. На этом уровне профилактика наиболее полно отвечает своему определению.

В общем виде ее задачами являются предвосхищение будущих проблем и целенаправленные действия во имя желаемой цели или предотвращения нежелательных результатов.

Основные усилия направлены на то, чтобы изменить ситуацию до того, как она будет оказывать негативное влияние на человека, в данном случае на его психику.

Мероприятия первичной профилактики охватывают широкий спектр работы с населением в целом, а не только с группами риска.

К ним относятся просвещение, информирование, образовательные превентивные программы, социально-гигиенические мероприятия, специализированные уроки в школах, классы для родителей, психологическое консультирование.

На этом уровне существуют также целевые программы для социальных групп, у которых высок риск возникновения психических нарушений, например выражен наследственный фактор, плохие условия жизни и работы, имеются вредные привычки и т.д.

Вторичная профилактика включает мероприятия, проводимые на этапе, когда наличие патологии уже может быть установлено.

Здесь превентивные усилия направлены на то, чтобы предотвратить развитие болезни, ухудшение симптомов, распространение воздействия сопутствующих негативных факторов на окружение, а также воспрепятствовать хронизации заболевания.

Вторичная профилактика часто связывается с лечением, определяя терапевтический компонент в качестве основного в недопущении рецидивов болезни. Так, работу по предотвращению повторных суицидальных попыток можно отнести к уровню вторичной профилактики.

Профилактика на этом уровне зачастую носит индивидуальный характер, но может осуществляться и по отношению к группам, объединенным схожими проблемами психического здоровья.

Рецидив болезни — ухудшение, осложнение течения болезненного процесса.

Ремиссия — улучшение состояния здоровья в период заболевания.

Третичная профилактика соотносится с деятельностью, направленной на предупреждение дальнейшего развития клинических проявлений заболевания, приводящих к инвалидизации и неблагополучному исходу.

Целью мероприятий на этом этапе является по-прежнему профилактика рецидивов, а также стабилизация состояния даже хронических больных путем внедрения медицинских и социальных программ.

Поэтому задача третичной профилактики ставится более широко — восстановить не только здоровье, но и поддержать социальное функционирование. Помощь направлена на уменьшение остаточных эффектов болезни, сокращение ее продолжительности и ограничение возможностей.

Для профилактики инвалидизации при психической болезни наряду с лечебными программами применяются специализированные реадаптационные мероприятия, специальное социальное обслуживание и другие меры. Поэтому третичная профилактика часто рассматривается как реабилитация.

В России известна также классификация профилактических мероприятий, разработанная А.В.Мартыненко. Предложенная им базовая модель основана на дифференциации групп, нуждающихся в медико-социальной помощи, т.е. клиентских групп.

Среди них — группа повышенного риска, члены семьи клиента и его ближайшее социальное окружение, длительно и часто болеющие, больные с выраженными социальными проблемами, инвалиды.

В рамках модели предполагается, что превентивные усилия особенно важны для первой и второй групп, в других группах значимость их уменьшается.

Профилактическая медико-социальная работа рассматривается наряду и в сравнении с работой патогенетической направленности, в рамках которой осуществляются лечебные мероприятия. В кратком изложении общие формы профилактической медико-социальной работы, в том числе и по отношению к проблемам психического здоровья, представляются следующим образом.

Базовая модель медико-социальной работы профилактической направленности

Первая группа группа повышенного риска

— разработка целевых программ профилактики заболевании сохранения и укрепления здоровья;

— проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и формированию установок на здоровый образ жизни с учетом специфики клиентов групп повышенного риска;

— выполнение определенных профилактических мероприятий

— участие в проведении социально-гигиенического мониторинг;

— организация профилактических осмотров;

— определение факторов риска для здоровья;

— информирование граждан о состоянии индивидуального и общественного здоровья.

Вторая группа — члены семьи клиента и его ближайшее окружение

— санитарно-гигиеническое просвещение;

— содействие организации досуга и формирование здорового образа жизни;

— профилактика вовлечения в асоциальные группы;

— семейное консультирование;

— патронаж семей социального риска;

— содействие в разрешении микросредовых проблем;

— содействие семьям в получении информации о видах социальной защиты.

Третья группа — длительно и часто болеющие

— профилактика неблагоприятного развития и ухудшения здоровья, выхода на инвалидность;

— комплексная оценка социального статуса клиента;

— содействие в преодолении правовых проблем;

— содействие в решении вопросов материального характера;

— патронаж клиента в связи с болезнью.

Четвертая группа больные с выраженными социальными проблемами

— профилактика развития болезни, выхода на инвалидность, смертности;

— выявление неблагоприятной микросреды и ее оздоровление;

— участие в предупреждении общественно опасных действий;

— социально-правовое консультирование, защита прав и интересов;

— содействие в преодолении социально-бытовых и жилищных трудностей;

— оформление опеки и попечительства;

— информирование соответствующих служб о социальном статусе и социальных проблемах больных.

Пятая группа — инвалиды

— предупреждение усугубления медицинских последствий и преждевременной смертности;

— участие в предупреждении общественно опасных действий;

— участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности и смертности;

— организация медико-социальной экспертизы;

— определение потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

— содействие инвалиду в реализации его прав, представление его интересов в органах власти;

— участие в определении дееспособности, возможной опеке и попечительстве;

— содействие в получении материальной помощи, решении жилищных проблем;

— помещение клиента в стационарные учреждения социального обслуживания.

Таким образом, целенаправленная профилактика в данной модели затрагивает в большей мере возможности внешней среды но обеспечению медико-социальной помощи, а в меньшей — внутриличностные установки по укреплению здоровья, также являющиеся существенными ресурсами.

Детализация системы медико-социальной помощи демонстрирует пути улучшения микросоциальных и макросоциальных условий, в которых находятся проблемные группы — группы риска и группы заболевших.

Тем не менее для целей первичной профилактики исключительное значение придается работе с широким сообществом, а не только с Группами риска.

В связи с этим необходимо прояснить технологии профилактики и сосредоточиться на методах социальной превенции в области психического здоровья, а затем обратиться к возможностям самопомощи и индивидуальной профилактической работы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: http://zdamsam.ru/a31583.html

Ссылка на основную публикацию