Проблема критической ситуации — психология

Проблема критической ситуации (стр. 1 из 3)

Проблема критической ситуации - психология

Василюк Ф.Е.

Критическая ситуация в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.).

Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические жизненные ситуации. Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса. Несмотря на огромную литературу вопроса, теоретические представления о критических ситуациях развиты довольно слабо.

Особенно это касается теории стресса и кризиса, где многие авторы ограничиваются простым перечислением конкретных событий, в результате которых создаются стрессовые или кризисные ситуации, или пользуются для характеристики этих ситуаций такими общими схемами, как нарушение равновесия (психического, душевного, эмоционального), никак их теоретически не конкретизируя.

Несмотря на то, что темы фрустрации и конфликта, каждая в отдельности, проработаны намного лучше, установить ясные отношения хотя бы между двумя этими понятиями не удается, не говоря уже о полном отсутствии попыток соотнести одновременно все четыре названных понятия, установить, не перекрещиваются ли они, каковы логические условия употребления каждого из них и т.д.

Положение таково, что исследователи, которые изучают одну из этих тем, любую критическую ситуацию подводят под излюбленную категорию, так что для психоаналитика всякая такая ситуация является ситуацией конфликта, для последователей Г. Селье — ситуацией стресса и т.д.

, а авторы, чьи интересы специально не связаны с этой проблематикой, при выборе понятия стресса, конфликта, фрустрации или кризиса исходят в основном из интуитивных или стилистических соображений. Все это приводит к большой терминологической путанице.

Ввиду такого положения первоочередной теоретической задачей, которая и будет решаться на последующих страницах, является выделение за каждой из понятийных фиксаций критической ситуации специфического категориального поля, задающего сферу ее приложения.

Решая эту задачу, мы будем исходить из общего представления, согласно которому тип критической ситуации определяется характером состояния «невозможности», в котором оказалась жизнедеятельность субъекта.

«Невозможность» же эта определяется, в свою очередь, тем, какая жизненная необходимость оказывается парализованной в результате неспособности имеющихся у субъекта типов активности справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизнедеятельности.

Эти внешние и внутренние условия, тип активности и специфическая жизненная необходимость и являются теми главными пунктами, по которым мы будем характеризовать основные типы критических ситуаций и отличать их друг от друга.

Стресс

Непроясненность категориальных оснований и ограничений более всего сказалась на понятии стресса.

Означая сначала неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов, проявляющийся в симптомах общего адаптационного синдрома, это понятие относят теперь ко всему, что угодно, так что в критических работах по стрессу сложилась даже своеобразная жанровая традиция начинать обзор исследований с перечисления чудом уживающихся под шапкой этого понятия таких совершенно разнородных явлений, как реакция на холодовые воздействия и на услышанную в свой адрес критику, гипервентиляция легких в условиях форсированного дыхания и радость успеха, усталость и унижение. По замечанию Р. Люфта, «многие считают стрессом все, что происходит с человеком, если он не лежит в своей кровати», а Г. Селье полагает, что «даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс», и приравнивает отсутствие стресса к смерти. Если к этому добавить, что стрессовые реакции присущи, по Селье, всему живому, в том числе и растениям, то это понятие вместе со своими нехитрыми производными (стрессор, микро- и макростресс, хороший и плохой стресс) становится центром чуть ли не космологической по своим притязаниям системы, вдруг обретая достоинство не больше и не меньше, чем «ведущего стимула жизнеутверждения, созидания, развития», «основы всех сторон жизнедеятельности человека» или выступая в качестве фундамента для доморощенных философско-этических построений.

Подобные превращения конкретно-научного понятия в универсальный принцип так хорошо знакомы из истории психологии, так подробно описаны Л.С.

Выготским закономерности этого процесса, что состояние, в котором сейчас находится анализируемое понятие, наверное, можно, было бы предсказать в самом начале «стрессового бума»: «Это открытие, раздувшееся до мировоззрения, как лягушка, раздувшаяся в вола, этот мещанин во дворянстве, попадает в самую опасную…

стадию своего развития: оно легко лопается, как мыльный пузырь*; во всяком случае оно вступает в стадию борьбы и отрицания, которые оно встречает теперь со всех сторон».

/* Этим образом Л.С. Выготский передает переходящее всякие пределы возрастание объема понятия, но, конечно, не исчезновение его содержания и не упразднение его из научного обихода./

И в самом деле, в современных психологических работах по стрессу предпринимаются настойчивые попытки так или иначе ограничить притязания этого понятия, подчинив его традиционной психологической проблематике и терминологии. Р.

Лазарус с этой целью вводит представление о психологическом стрессе, который, в отличие от физиологической высокостереотипизированной стрессовой реакции на вредность, является реакцией, опосредованной оценкой угрозы и защитными процессами. Дж. Эверилл вслед за С. Сэллсом считает сущностью стрессовой ситуации утрату контроля, т.е.

отсутствие адекватной данной ситуации реакции при значимости для индивида последствий отказа от реагирования. П. Фресс предлагает называть стрессом особый вид эмоциогенных ситуаций, а именно «употреблять этот термин применительно к ситуациям повторяющимся, или хроническим, в которых могут появиться нарушения адаптации». Ю.С.

Савенко определяет психический стресс как «состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее самоактуализации».

Этот список можно было бы продолжить, но главная тенденция в освоении психологией понятия стресса видна и из этих примеров. Она состоит в отрицании неспецифичности ситуаций, порождающих стресс.

Не любое требование среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее, которое нарушает адаптацию, контроль, препятствует самоактуализации. «Вряд ли кто-либо думает, — апеллирует к здравому смыслу Р.С.

Разумов, — что любое мышечное напряжение должно явиться для организма стрессорным агентом. Спокойную прогулку… никто не воспринимает как стрессорную ситуацию».

Однако не кто иной, как сам отец учения о стрессе Ганс Селье, даже состояние сна, не говоря уже о прогулке, считает не лишенным стресса. Стресс, по Г. Селье, это «неспецифический ответ организма на любое (подчеркнем: любое. — Ф.В.) предъявленное ему требование».

Реакцию психологов можно понять: действительно, как примирить эту формулировку с неустранимым из понятия стресса представлением, что стресс — это нечто необычное, из ряда вон выходящее, превышающее пределы индивидуальной нормы функционирования? Как совместить в одной мысли «любое» с «экстремальным»? Казалось бы, это невозможно, и психологи (да и физиологи) отбрасывают «любое», т.е. идею неспецифичности стресса, противопоставляя ей идею специфичности. Но устранить идею неспецифичности стресса (ситуации и реакции) — это значит убить в этом понятии то, ради чего оно создавалось, его основной смысл. Пафос этого понятия не в отрицании специфического характера стимулов и ответов организма на них, а в утверждении того, что любой стимул наряду со своим специфическим действием предъявляет организму неспецифические требования, ответом на которые является неспецифическая реакция во внутренней среде организма.

Из сказанного следует, что если уж психология берет на вооружение понятие «стресс», то ее задача состоит в том, чтобы, отказавшись от неоправданного расширения объема этого понятия, тем не менее сохранить основное его содержание — идею неспецифичности стресса.

Чтобы решить эту задачу, нужно эксплицировать те мыслимые психологические условия, при которых эта идея точно отражает задаваемый ими срез психологической реальности. Мы говорим о точности вот почему. Спору нет, нарушения самоактуализации, контроля и т.д. вызывают стресс, это достаточные условия его.

Но дело состоит в том, чтобы обнаружить минимально необходимые условия, точнее, специфические условия порождения неспецифического образования — стресса.

Любое требование среды может вызвать критическую, экстремальную ситуацию только у существа, которое не способно справиться ни с какими требованиями вообще и в то же время внутренней необходимостью жизни которого является неотложное (здесь-и-теперь) удовлетворение всякой потребности, иначе говоря, у существа, нормальный жизненный мир которого «легок» и «прост», т.е. таков, что удовлетворение любой потребности происходит прямо и непосредственно, не встречая препятствий ни со стороны внешних сил, ни со стороны других потребностей и, стало быть, не требуя от индивида никакой активности. Полную реализацию такого гипотетического существования, когда блага даны прямо и непосредственно и вся жизнь сведена к непосредственной витальности, можно усмотреть, да и то с известными оговорками, только в пребывании плода в чреве матери, однако частично оно присуще всялкой жизни, проявляясь в виде установки на здесь-и-теперь удовлетворение, или в том, что З. Фрейд называл «принципом удовольствия».

Понятно, что реализация такой установки сплошь и рядом прорывается самыми обычными, любыми требованиями.

реальности; и если такой прорыв квалифицировать как особую критическую ситуацию — стресс, мы приходим к такому понятию стресса, в котором очевидным образом удается совместить идею «экстремальности» и идею «неспецифичности».

При описанных содержательно-логических условиях вполне ясно, как можно считать стресс критическим событием и в то же время рассматривать его как перманентное жизненное состояние.

Источник: http://MirZnanii.com/a/204822/problema-kriticheskoy-situatsii

Понятие критической жизненной ситуации и её признаки

Рассматривая целевые группы общественности, мы зачастую забываем, что помимо таких важных групп, как потребители, клиенты, акционеры, конкуренты, СМИ, органы власти, существует и еще одна общность, чье отношение к деятельности компании может стать буквально решающим для успеха всей ее деятельности. Эта общность — сотрудники компании.

Известно, что потери компаний от нелояльного отношения персонала в среднем в три раза выше, чем от деятельности конкурентов или недружественных СМИ. Тем не менее в современной российской практике лишь немногие компании ведут осознанную работу по установлению благоприятных коммуникаций со своим персоналом.

Внутренний PR направлен на разрешение кризисных ситуаций, поддержание корпоративной культуры, формирование среди сотрудников высокой лояльности к своей компании.

Главное же в ней — соответствие целям, которых компания стремится достигнуть, выстраивая систему взаимоотношений со своей внутренней аудиторией, что улучшает работу организации.

Кроме того, создание позитивного имиджа компании в глазах сотрудников влияет на имидж компании во внешнем мире, т.к. персонал является одним из каналов трансляции информации вовне.

Таким образом, внутренний и внешний PR являются частью как маркетинговой, так и кадровой политики и способствуют эффективным коммуникациям организации. Современный бизнес диктует менеджерам такие требования, которые, по всей видимости, заставят одних руководителей развивать Public Relation, а остальных — взяться за их формирование.

Читайте также:  Эмоциональная закалка - психология

Андрюшина Е.С.

ПОНЯТИЕ КРИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ И ЕЁ ПРИЗНАКИ

Ситуации, предъявляющие к людям требования, которые превышают их обычный адаптивный потенциал, обозначаются разными терминами: жизненные трудности, критические ситуации, негативные жизненные события, стрессовые события, травматические события, жизненные кризисы.

Каждая из таких ситуаций таит в себе либо вызов, либо угрозу жизнедеятельности человека, а то и вызывает невосполнимые потери, ограничивает активность индивида, предъявляя ему требования, зачастую превышающие его способности, моральные и материальные ресурсы.

В данной статье рассматриваемые ситуации описываются как критические жизненные ситуации.

Психологическая ситуация представляет собой единство внешних условий и их субъективной интерпретации, ограниченное во времени и побуждающее человека к избирательной активности.

Критическая жизненная ситуация — это эмоционально переживаемые жизненные обстоятельства, которые в восприятии человека представляют сложную психологическую проблему, трудность, требующую своего разрешения или преодоления.

Критическая ситуация в самом общем плане может быть определена также как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.).

Главное в данной ситуации — та ценность, которая в определенных условиях может быть потеряна или уничтожена. Для того чтобы её сохранить, защитить, утвердить субъект прибегает к различным приемам изменения ситуации.

При этом, чем более значительное место в смысловой сфере личности занимает ценность и чем более интенсивной воспринимается личностью угроза её потери, тем выше мотивационный потенциал совладения с возникшей трудностью.

Критические ситуации определяются также как ситуации, которые находятся на грани адаптивных возможностей личности и характеризуются появлением неравновесных состояний.

С позиций системного подхода и концепций самоорганизации неравновесные состояния представляют собой функциональную структуру, образующуюся при нарушении симметрии между личностью и средой.

Нарушение симметрии возникают вследствие процессов, обусловленных внесением потока информации и энергии в открытую систему, которой является человек. В результате вследствие самоорганизации складывается новое функциональное образование системы — неравновесное состояние.

Оно формируется в виде внезапного скачкообразного ответа системы на изменения внешних условий. Функциональная структура обладает определенным количеством энергии, которая

рассеивается посредством действий, поступков субъекта, т.е. соответствующего поведения, или обусловливает возникновение новых структур и новообразований в личности.

Возникшее новообразование (например, новое понимание, смысл, значение) закрепляются и приводят к сглаживанию неравновесности и переходу системы (субъекта) в относительно устойчивое состояние.

Этим завершается цикл «равновесие — неравновесие — равновесие» до следующего нарушения равновесия — критической ситуации, приводящей субъекта в состояние неравновесности. Актуализация такого состояния часто является причиной нерационального, неадекватного, а иногда и трагического поведения.

Критические ситуации делятся на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда «наготове», и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека.

Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной литературе описываются критические жизненные ситуации. Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса.

Тип критической ситуации определяется характером состояния «невозможности», в котором оказалась жизнедеятельность субъекта.

«Невозможность» определяется, в свою очередь, тем, какая жизненная необходимость (ценность) оказывается парализованной в результате неспособности имеющихся у субъекта типов активности справиться с наличными внешними и внутренними условиями жизнедеятельности.

Следовательно, критические жизненные ситуации — это события жизни, требующие от индивида таких действий и условий, которые находятся на грани его адаптивных возможностей или далее превосходят имеющиеся у него резервы.

Важной особенностью определения субъектом ситуации как критической, напряженной и угрожающей является её личностный смысл, осознаваемый как «значение для меня».

Следствие этого — пристрастность, значимость ситуации, выделение в ней наиболее существенного обстоятельства, фактора, который вносит основное дезорганизующее начало в жизнедеятельность личности.

На основе современных исследований данной темы в области психологии, социологии, философии можно выделить основные характеристики критических жизненных ситуаций:

Во-первых, субъективная интерпретация той или иной ситуации именно как критической, в большей или меньшей степени нарушающей нормальное течение жизнедеятельности человека, запускающая адаптивные процессы.

Во-вторых, личностная оценка ситуации как угрожающей, требующей новых форм поведения и адаптации.

В-третьих, критическая ситуация это ситуация невозможности, когда человек оказывается не в силах преодолеть трудности действительности, встающие перед ним затруднения, внутренние противоречия, сложности мира.

В-четвертых, неотвратимый, естественный, закономерный характер рассматриваемых ситуаций для развития личности.

Практически все авторы указывают на их двойственную природу влияния на человека. С одной стороны, данные ситуации оказываются конструктивными, мобилизирующими, содержат в себе потенциал развития личности.

В результате их разрешения личность может перейти на качественно новый способ жизнедеятельности: то, что служило поводом и причиной для переживания, может перевоплотиться в результате реакции преодоления во внутренний опыт, регулирующий дальнейшие принципы и программу жизнедеятельности. Но с другой стороны, критическое противоречие может быть и неразрешимым, трагическим. Это может произойти как в силу внешних причин, так и в силу сугубо личностных причин — из-за неспособности человека постичь суть происходящего, из-за бессилия перед фактами, объяснения которым лежит далеко за пределами внутреннего мира личности.

К основным субъективным признакам критических жизненных ситуаций можно отнести:

1 )частичную или полную утрату контроля над происходящим;

2)неприятное открытие, которое вызывает крайне сильное стрессовое состояние;

3 )неожид анность;

^неопределенность;

5)опасность;

6)длительное страдание;

7)изменение привычного хода событий: человек переходит из упорядоченного, привычного для него мира в новый, непредсказуемый;

8)тревогу;

9)физические признаки: эмоциональное и физическое беспокойство, напряжение; нарушение сна, аппетита, физическая усталость, истощение; апатия.

Анализируя критические ситуации, можно прийти к выводу, что причины их вызывающие, могут быть сгруппированы по четырем направлениям: 1) наличие стрессоров; 2) ограниченное или искаженное восприятие; 3) дезадаптация; 4) отсутствие или отказ систем внешней поддержки.

Оценку ситуации как критической с точки зрения самого человека определяют три основных фактора: это эмоции, ассоциирующиеся с данной ситуацией; неопределенность, вследствие нехватки информации для адекватной оценки ситуации и сужения когнитивной сферы личности; значимость происходящего.

Таким образом, критическая жизненная ситуация характеризз'ется особым состоянием человека, имеющим свои объективные и субъективные характеристики и процессом их переживания, адаптации к ним.

Все критические ситуации от сравнительно легких до самых трудных (стресс, фрустрация, конфликт, и кризис) требуют от человека различной внутренней работы, определенных умений по их преодолению и адаптации к ним.

Общей характеристикой всех критических жизненных ситуаций является необходимость их конструктивного разрешения.

Ардальянова А.Ю.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦ ИЙ

За последние десять лет в России происходило достаточное количество изменений политического социального и идеологического характера, которые, в свою очередь, приводили то к улучшению социальной обстановки, то к ее дестабилизации. Так или иначе, но можно отметить, что современная Россия уже вступила на путь социальных реформ проводимых государством.

Но немаловажную роль в поддержании хода этих реформ и в формировании социального государства в целом играет благотворительная деятельность различного рода организаций и частных лиц.

Эта деятельность своеобразным образом шлифует государственную поддержку, оказывая помощь социально незащищенным группам населения, вносит определенные коррективы в деятельность социальных служб.

Благотворительность понимается как безвозмездная материальная помощь бедным, основанная на милосердии и желании делать добро другим, которая предоставляется государством, организациями и частными лицами[1,с.420].

Сегодня большого интереса заслуживает благотворительная деятельность религиозных организаций, так как данный вид деятельности подразумевает не только материальную, но и духовную помощь всем нуждающемся, что, несомненно, имеет большое значение в идеологически нестабильном обществе.

Зачастую любая другая деятельность религиозных организаций в современном обществе не одобряется ни законом, ни морально этическими установками.

Иногда она не имеет даже фактического закрепления в священных текстах, а строится лишь на личностных мировоззренческих установках лидеров этих организации, или специфическом толковании учения. Такая деятельность зачастую носит деструктивный характер.

Однако, благотворительная деятельность религиозных организаций относится к конструктивному виду социальной деятельности. Исследователи отмечают, что подавляющая часть современных религиозных конфессий в России проповедуют общечеловеческие ценности, в которых благотворительности отводится довольно большая роль[2,с.118].

Аспекты благотворительной деятельности религиозных организаций закреплены в священных тексах, гражданским и религиозным законом. Интенсивность благотворительной деятельности религиозной организации отражает силу той социальной концепции, которая лежит в основе каждого религиозного учения.

Так, например, каждый мусульманин знает пять «столпов» ислама, одним из которых является «закят» — обязательный налог на имущество и доходы. Этот налог идет на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих[3,с.77]. Из личного стремления каждого помочь своему ближнему рождается достаточно сильная организация.

Помимо этого, благотворительная деятельность мусульманских религиозных организаций направлена на восстановление мечетей и памятников мусульманской культуры, а также на помощь беженцам. Можно найти обоснование благотворительной деятельности и в буддийской философии.

Здесь основными считаются шесть парамит, или ступеней, которые должен пройти адепт для достижения состояния батхисаттвы (мудрости про-стикающей из непосредственного восприятия истины, наряду с которой пробуждается сострадание).

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-kriticheskoy-zhiznennoy-situatsii-i-eyo-priznaki

» Критические ситуации

Проблема критических ситуаций в наш век электроники и информатики особенно актуальна, поскольку приходится обрабатывать большие объемы информации и очень часто психика с этим просто не справляется.

Критические ситуации возникают чаще всего в том случае, когда человек попадает в непредвиденные обстоятельства и не может сразу в них сориентироваться, взять себя в руки. В общем случае возникновение критических ситуаций связано с тем, что теряется смысл жизни.

Это философское понятие, однако, по мнению многих просвещенных писателей, оно играет очень важную роль в жизни личности. Например, Лев Николаевич Толстой в своей «Исповеди» показал, что утрата смысла жизни для человека равносильна смерти.

Читайте также:  Еврейское воспитание - психология

Давайте рассмотрим, какие же существуют критические ситуации и как из них надо выходить. Всего существует четыре ключевых понятия критических ситуаций, однако они могут сочетаться в самых разных комбинациях.

Стресс в переводе с английского stress означает напряжение. Это особое состояние организма, его реакция на внешние раздражители, требующее в большей или меньшей степени функциональной перестройки, адаптации к возникшей ситуации.

На самом деле каждая новая жизненная ситуация в жизни человека вызывает стресс. Жизнь без стресса невозможна, а полная свобода от стресса означает смерть, по мнению Г. Селье.

Критические состояния вызывает не стресс, а дистресс, такое состояние человеческого организма, которое он переживает как горе, истощение сил и которое сопровождается потерей контроля над собой.

Для выхода из этого состояния требуется либо собственно стресс, который в данном случае будет играть роль антидепрессанта, либо длительный отдых, возможно даже не без помощи психолога.

Фрустрация переводится с латыни frustratio как обман, расстройство. Фрустрация характеризуется двумя моментами: сильным желанием достичь цели и препятствием для ее достижения.

В качестве преград могут выступать следующие факторы: физический – ограничение или лишение свободы, биологический – болезнь или старость, психологический – страх или недостаточность интеллекта, социально-культурный – нормы и правила или запреты.

Степень выраженности этого состояния может быть неявной при незначительных проблемах, и очень яркой в том случае, когда проблемы становятся абсолютно неразрешимыми.

Внешне это может проявляться как дезорганизация поведения при утрате контроля над волей или как потеря надежды при снижении степени сознания отсутствием мотивации. Выход из состояния фрустрации возможен только в том случае, если удастся поставить сознание выше обстоятельств и таким образом нейтрализовать проблемную ситуацию.

Слово конфликт происходит от латинского conflictus, означающего столкновение. Причем это столкновение не обязательно связано с наличием внешнего фактора – другого человека.

Зачастую конфликт происходит внутри сознания самой личности, когда в нем борются противоречивые мотивации и человек не в состоянии самостоятельно с ними справиться.

В этом случае очень действенной мерой является дополнительная мотивация, которая может стать компромиссным решением возникших проблем. Для поиска такого решения может потребоваться вмешательство опытного психолога.

Кризис, как ни странно, происходит от латинского слова krisis, которое переводится как решение. Кризисом является такое состояние, когда перед человеком встает неразрешимая проблема, от которой либо совсем невозможно избавиться, например, смерть близкого человека, либо невозможно избавиться в короткие сроки, такая как потеря работы.

В зависимости от конкретной проблемы различаются два типа кризиса. В первом случае серьезное потрясение долгое время сохраняется, но оставляет шанс для выхода из кризиса. Во втором случае бесповоротно перечеркиваются жизненные замыслы, происходит глобальная перестройка психологии личности и переосмысление самого смысла жизни.

Второй случай требует от человека большой силы воли и умение адаптироваться к новым условиям.

По мнению некоторых психологов, критические ситуации являются неизбежным результатом взаимодействия личности с другими людьми, с обществом, с самим собой. Известный психолог Ф. Е. Василюк дал процессу преодоления критических ситуаций название переживания, вложив в них новый смысл.

Прежде считалось, что это понятие означает созерцание и эмоциональные действия личности в ответ на сложившиеся обстоятельства. Предложенная Ф. Е.

Василюком формулировка рассматривает переживания как внутренняя интеллектуально-волевую работу, направленную на преодоление критических ситуаций и восстановление душевного равновесия, осмысления жизни и жизненной позиции. То есть переживания это своего рода возвращение человека к жизни.

Источник: http://paidagogos.com/?p=635

Подготовка к поведению в критической ситуации

Каждый из нас время от времени попадает в такие ситуации, когда не может понять сразу — как себя вести или уверенно чувствовать, чтобы не принимать «близко к сердцу» чьи-то слова или действия, которые нас раздражают либо больно ранят? Какую ситуацию следует считать критической и как действовать в этой ситуации наиболее эффективным образом?

Ситуацию, которую человек воспринимает для себя как опасную, неопределенную, связанную с повышением ответственности, необходимостью рисковать, необходимостью находиться и действовать в незнакомых для человека условиях, а также ситуацию, которая вредно отражается на самооценке человека, когда страдает его чувство собственного достоинства, можно назвать критической. Почему критической? Именно в таких ситуациях усиливается воздействие на человека стрессогенных факторов, стало быть, возникает определенный кризис. Человек попадает в критическую ситуацию и его организм реагирует следующим образом:

— сначала возникает состояние тревоги, вызванное стрессором (раздражителем извне), в это время организм оценивает характер воздействия, возникает чувство неопределенности;

— затем все силы организма мобилизуются для преодоления возникшего затруднения и оно либо успешно преодолевается, либо человек адаптируется к своему новому состоянию и эта ситуация уже не воспринимается им как критическая, либо наступает следующая стадия реагирования;

— если организм длительное время находится под воздействием стрессоров и человек не способен их преодолеть, наступает истощение.

Стресс представляет собой биологически целесообразную реакцию организма, ведь благодаря стрессорам организм имеет возможность мобилизовать все свои силы и способности, а преодолевая трудности, человек становится сильнее. Но — каждый ли человек может преодолеть эти трудности? От чего зависит эта способность? Почему на одних людей стрессоры могут воздействовать ОТРИЦАТЕЛЬНО, а на других — нет?

Причина в том, что большинство людей не задумывается над тем, что их реакции находятся в их же власти, и что они не обязаны каждый раз реагировать на что-то, раздражаться и вести себя под воздействием стрессоров как флюгер на ветру. Как это понять?

Представим себе такую ситуацию: Вы сидите дома, никуда не спешите, уютно расположились в любимом кресле и собрались почитать (посмотреть интересную передачу, съесть что-то вкусное, растягивая удовольствие). Вдруг неожиданно для Вас раздается резкий телефонный звонок.

Ваша реакция, скорее всего, такова — Вы вздрагиваете, возникает чувство недовольства, Вы срываетесь с места, чтобы взять трубку.

Что произошло? Ваши планы сорваны, настроение изменилось, но почему? Потому что Вы в очередной раз отреагировали ПРИВЫЧНЫМ ОБРАЗОМ, не задумываясь о том, что САМИ ПО СЕБЕ внешние сигналы не имеют над нами власти, ведь у них НЕТ СИЛЫ, чтобы сдвинуть нас с места.

Следовательно, каждый из нас может выработать в себе другую привычку — ПЕРЕСТАТЬ реагировать на внешний сигнал так, будто мы ему подчинены, стать хозяином своих реакций, что, в свою очередь, позволит использовать эту способность в повседневной жизни и стать более стрессоустойчивым человеком, научиться САМООБЛАДАНИЮ.

Из школьного курса биологии вы наверняка помните об экспериментах ученого Павлова на собаках, в результате которых у собак выработался условный рефлекс: после звонка у собаки начинала выделяться слюна, потому что прежде в этот момент ей каждый раз давали пищу. Также и для каждого из нас определенный внешний раздражитель служит сигналом к тому, чтобы предпринять привычное действие и мы делаем это, не задумываясь.

Первый шаг на пути избавления себя от поведения «собаки Павлова» — запомнить, что в ответ на внешний раздражитель совсем не обязательно бросаться сломя голову и реагировать так, как привык, а сказать себе: Я НЕ ОБЯЗАН РЕАГИРОВАТЬ.

Поскольку мы люди, а не животные, то имеем возможность реагировать на любую ситуацию не по привычке, а ОСМЫСЛЕННО.

Тем более, что в поседневной жизни нас окружает великое множество «звонков», и если мы сами не позаботимся о своих реакциях и настроениях, то за короткий срок рискуем превратиться в неврастеников и жертв обстоятельств, голова которых при этом постоянно занята тревожными и непродуктивными мыслями.

Сознание человека практически никогда не бывает пусто. Каждый постоянно о чем-то размышляет, особенно находясь наедине с собой, и мысли эти могут быть как полезными, так и разрушительными, наполняющими наше существование проблемами.

Внутренний мир человека, который находится в состоянии бодрствования, складывается из таких частей — разум, эмоции, телесные ощущения.

Переживание психологической проблемы развивается в такой последовательности: негативные мысли (или влияние внешнего раздражителя) вызывают негативные эмоции, переживание негативных эмоций вызывает определенные телесные ощущения.

При негативных эмоциях и ощущения бывают неприятными — напряжение в мышцах, головная боль. При длительном нахождении в негативном состоянии возможно развитие болезней — гипертония у людей несговорчивых, язва желудка у людей тревожных, боязливых и неуверенных в себе и пр.

Однако, вышеупомянутые части, заполняющие наш внутренний мир, живут в разном ритме: мысли — наиболее скоротечный, мимолетный процесс, эмоции — процесс более замедленный, дольше затихающий; внутренние физиологические ощущения могут протекать наиболее длительно.

Таким образом, проще всего «поймать» себя на ощущениях. Кроме того, наши ощущения всегда у нас «под рукой». Что это за ощущения? Наши дыхание, температура, пульс.

Эти ощущения являются спасительными поручнями, за которые можно держаться, чтобы помочь себе и избавиться от неприятных (неконструктивных, вредящих вам) мыслей и эмоций.

Когда мы захвачены какой-то негативной идеей, мы можем СОСРЕДОТОЧИТЬ СВОЕ ВНИМАНИЕ НА ОЩУЩЕНИЯХ, связанных с этой мыслью, и в результате такого погружения в ощущения освободиться от негативных эмоций, уйти из-под влияния этой идеи.

Существует ряд простых приемов, с помощью которых можно отучиться реагировать на раздражители привычным образом и сделать свои реакции осознанными, следовательно, стать хозяином своих реакций (а вместе с ними и мыслей, чувств, всей своей жизни) и не позволить ситуации или другим людям влиять на наши эмоции и настроение.

1 прием: ЗАТЯГИВАНИЕ РЕАКЦИИ НА СИГНАЛ.

Смысл приема состоит в том, что затягивание реакции на сигнал позволяет снять мышечное напряжение, а в расслабленном состоянии человек не способен испытывать негативные эмоции и чувства, следовательно, поведение человека и принятые им решения в таком состоянии будут более осознанными и не зависящими от минутного настроения.

Читайте также:  Характеристика - достоинство - выгода - психология

Конкретные способы, помогающие затянуть реакцию на внешний раздражитель:

— во рту провести языком по нёбу;

— расслабить мышцы живота, кистей рук, плеч (именно в них «накапливаются» такие эмоции как гнев, раздражение, страх — расслабив эти мышцы, Вы сразу избавитесь от эмоций, их сопровождающих);

— медленно («про себя») сосчитать до десяти;

— сделать глубокий вдох и выдох несколько раз подряд;

— задать себе вопрос: Как я сейчас дышу, что я чувствую? (сосредоточение на дыхании само по себе замедляет его, делает ровнее, что вызывает ощущение спокойствия).

2 прием: МЫСЛЕННОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ.

Чтобы успокоиться в ситуации, вызвавшей Ваше раздражение, мысленно представьте себя в расслабленном состоянии.

Лучше сделать это помогает представление себя лежащим в теплой воде в ванной, на пляже под солнцем либо воспоминание эпизода из своей жизни, которое вызывает у Вас только приятные чувства.

Можно даже специально запомнить какой-то случай, когда Вам было очень хорошо, причем во всех подробностях и красках, чтобы затем призывать это воспоминание себе на помощь, чтобы снять внутреннее напряжение.

3 прием: ЭМОЦИОНАЛЬНО РЕАГИРОВАТЬ ТОЛЬКО НА ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС.

Иной раз, попав в трудную ситуацию, человек не может сосредоточиться из-за того, что вспоминает свои прошлые ошибки и неудачи или начинает заранее беспокоиться за исход ситуации и незаметно для себя начинает испытывать те эмоции разочарования или тревоги, которые отнимают его энергию.

Умение человека правильно (конструктивно, на пользу себе) думать и принимать решения состоит как раз в том, чтобы вовремя «поймать себя» на лишних мыслях и отделить фактическую ситуацию, в которой он находится сейчас, от тех вымыслов, которыми он нагрузил своё сознание.

Тогда удастся сконцентрироваться на решении задачи, которая требует его внимания только в этот момент.

4 прием: НЕ ПУТАТЬ ВОЛНЕНИЕ И СТРАХ.

В критической ситуации у любого, даже хорошо владеющего собой человека, возникает состояние волнения. Но многие, поддаваясь панике, путают это чувство со страхом, полностью отдаваясь переживанию ощущения тревоги.

Нужно помнить, что волнение — это естественное и нормальное состояние в стрессовой ситуации, удивляет скорее полное отсутствие волнения.

Потому важно, осознав волнение, не отдаваться ему, а просто зафиксировать его в своем сознании как естественный факт и сохранять присутствие духа.

Для тренировки по описанным приёмам вам не потребуется специальных условий, ведь в течение дня каждый из нас встречается с множеством раздражителей.

Поэтому, если каждый раз в ответ на внешний раздражитель пробовать один из приемов обучения самообладанию, то уже спустя неделю вы почувствуете положительные изменения внутри себя, ваше сознание станет более ясным и восприимчивым к новой информации, и в будущем вы сможете с достоинством выходить не только из обыденных жизненных ситуаций, но и из ситуаций критических.

Источник: https://www.all-psy.com/stati/detail/139

Проблема: Человек в критической ситуации

97894

Проблема: Человек в критической ситуации

Реферат

Логика и философия

Стресс — это состояние нервно-психического напряжения в трудной ситуации. В состояние стресса попадают практически все люди: водитель автомобиля, когда его «подрезают», врач, делающий сложную операцию, студент, сдающий экзамен. Фрустрация — это также состояние нервно-психического напряжения, когда на пути достижения очень мотивированной цели встают преграды или препятствия…

Русский

2015-10-25

52 KB

1 чел.

PAGE   * MERGEFORMAT 7

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Факультет «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте»

Проблема: Человек в критической ситуации.

Реферат по дисциплине «Культурология»

Руководитель:                                                      Разработал:

                                                                                Студент гр. Д-111

_______ Быстрова А.Н.                                        _______Затульветер Д.А.                                                                                      

2011 год

Содержание

Введение

Данный реферат я решил написать на тему «Человек в критических ситуациях» связанную с общей проблемой прочитанных мной книг: Д.Олдридж «Последний дюйм», Ф.М.Достоевски «Униженные и оскорбленные», А.Грин «Бегущая по волнам».

Критической называется ситуация, заставляющая приспосабливаться к абсолютно новым требованиям и противоречащая существующим установкам и стереотипам поведения.

К таким ситуациям относят стресс, фрустрацию, конфликт и кризис. Стресс — это состояние нервно-психического напряжения в трудной ситуации.

В состояние стресса попадают практически все люди: водитель автомобиля, когда его «подрезают», врач, делающий сложную операцию, студент, сдающий экзаменФрустрация — это также состояние нервно-психического напряжения, когда на пути достижения очень мотивированной цели встают преграды или препятствия, как материальные, так и идеальные или воображаемые.

Например, ребенок находится в состоянии фрустрации, когда родители из-за неимения денег или по другим причинам не хотят купить ему игрушку; молодые люди, пожелавшие пожениться, когда на их пути встал запрет родителей; рабочий, захотевший внедрить новую технологию, но столкнувшийся с запретом мастера.

Конфликт — еще более сложная форма проявления критических ситуаций; он всегда связан с противоборством разных тенденций, мнений, позиций, концепций и т.п. Существуют межнациональные конфликты, религиозные, производственные, экономические, межличностные, внутриличностные и т. д.

Наконец, кризис — это особое состояние, в которое попадает человек, например: кризис болезни, кризис возраста, кризис, связанный с утратой близкого человека, отрывом от семьи, перемещением в другое место, другую страну и т. п.

Все эти критические ситуации переживаются человеком достаточно болезненно и по-разному проявляются на поведенческом уровне. Именно поэтому актуальность данной темы имеет высокий уровень.

(Откуда взяты эти рассуждения? Не сам же ты их выделил и описал?)

Человек в критической ситуации

В рассказе «Последний дюйм» Джэймс Олдридж показывает ситуацию в которой оказались отец Бен и десятилетний сын Деви.

Сначала все шло хорошо. Сын сидел на берегу, Бен работал под водой. Но он случайно перепачкался кровью от приманки, и акулы напали на него. Мощные челюсти порвали его правую руку и, словно бритвой, прошили левую, также досталось и ногам. Чудом выбравшись на берег, Бен позвал сына. Мальчик испугался, когда увидел раненного отца.

Летчик понимал, что не сможет вести самолет, а это означало гибель как его, так  и сына. Единственной надеждой был самолет, и вести его придется десятилетнему мальчику. Иначе – смерть.

На маленького Деви легла трудная задача которую решать придется ему самому без чьей-либо помощи. Трудная не только в физическом смысле, но и в моральном.

Мальчик, который плачет от каждого окрика отца, должен перебороть свой страх, взять себя в руки и четко выполнить все указания искалеченного отца.

Бесспорно, ситуация в которой оказался Деви является критической. Мы с напряжением и волнением наблюдает за всем, что происходит в кабине самолета. И только когда мальчик сажает самолет в аэропорту Каира, мы понимаем, что Деви вышел из этой ситуации героем.

В этом рассказе мы видим яркий пример фрустрации. Перед Дэви встала серьёзная преграда, которая была преодолена им.

В романе Ф.М.Достоевского «Униженные и оскорбленные» мы также видим критическую ситуацию, в которой оказываются герои данного произведения, совершенно отличающуюся от той, которая была преодолена Дэви .

Н.А.Добролюбов писал «В произведениях г. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не в праве быть человеком, настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим собой».

 «Люди, человеческое достоинство которых оскорбляется,— писал Добролюбов,— являются нам в произведениях г. Достоевского в двух главных типах: кротком и ожесточенном». (Где эту мысль выразил Добролюбов? На каких страницах?) Кроткие — это те, кто не протестует, а смиряется со своим униженным положением (Наташа Ихменева, ее родители, Иван Петрович).

Ожесточенные, наоборот, хотят бросить вызов тем, кто оскорбляет и унижает их, они бунтуют против несправедливости, существующей в мире. Но этот протест трагичен, так как он приводит их к гибели, как это происходит с девочкой-подростком — Нелли. Она не хочет мириться с тем, что происходит вокруг и поэтом протестует так, как может.

Случай с Нелли без сомнения является критической ситуацией которую маленькая девочка не смогла преодолеть всилу своей слабости.

Совершенно другой случай предстает пред нами в романе «Бегущая по волнам» Александра Грина.

Случай, отличающийся от предыдущих всем, кроме того, что главный герой этого произведения Томас Гарвей также попадает в критическую ситуацию, происшедшую во время плавания на судне капитана Геза. В Дагоне на борт поднялись три женщины.

Гарвею не хотелось принимать участие в начавшемся у капитана веселье, и он остался у себя. Через некоторое время, услышав крики одной из женщин и угрозы пьяного капитана, Гарвей вмешался и, защищаясь, свалил капитана ударом в челюсть.

Томас, ни на минуту не задумываясь, выступил на защиту женщины, совершенно не интересуясь, каким образом и зачем она на корабле. Данная ситуация была не просто преодолена им, но  также она показала нам Гарвея как личность, человека смелого.

На протяжении всего романа Томас Гарвей становится невольным участником всех событий, оставаясь при этом нравственно здоровым человеком. Преодолевая препятствия на своем пути, он обретает высокую жизнестойкость и уверенность в достижении цели.

Заключение

Говорить об актуальности проблемы поднятой в данном реферате не приходится, так как каждый человек за всю свою жизнь переживает стрессы, попадает в конфликты и у каждого случается кризис. Но справиться с подобными ситуациями способны не все.

На примере трех литературных произведений, написанных разными авторами, мы можем сделать вывод, что критические ситуация, в которые попадают люди, оказывают сильное влияние на них.

Они могут сделать человека сильным и морально устойчивым к подобным ситуациям, как произошло с Деви(«последний дюйм») и Томасом Гарвеем(«Бегущая по волнам»), а могут выжать из человека все соки и свести в могилу, что произошло с Нелли(«Униженные и оскорбленные»)

Список литературы

  1.  Д.Олдридж «Последний дюйм»
  2.  Ф.М.Достоевски «Униженные и оскорбленные»
  3.  А.Грин «Бегущая по волнам»
  4.  Н.А.Добролюбов «Забитые люди»

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=97894

Ссылка на основную публикацию