Процессуально-ориентированная психотерапия — психология

Международная программа повышения квалификации //«ПРОЦЕССУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Процессуально-ориентированная психотерапия - психология

Страница 1 из 3

Программа соответствует российскому (повышение квалификации) и международному (IAPOP) стандартам обучения. По окончании при прохождении всех модулей программы выдаются  Института Повышения Квалификации Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги.

 При выполнении всех требований международной программы (скачать руководство к программе , заявление в программу, дневник участника) выдаётся Международный сертификат ISPWR IAPOP.

После завершения международной сертификационной программы при желании развивать свою профессиональную карьеру в этом подходе Вы сможете вступить в дипломную программу  ISPWR подготовки тренеров.

Программа набирается один раз в год осенью в Москве и раз в два года в других городах. Длительность обучения — 2 года. Завершено обучение в Риге, Иркутске. Продолжается обучение групп в Москве (2017-2019, 2016-2018), Екатеринбурге (2017-2019), Уфе (2017-2019), Новосибирске (2017-2019). 

 Начат набор в группу обучения 2018-2020 года в Москве и Красноярске. Начало занятий — осень 2018 г.

Программа направлена на теоретическое и практическое изучение одного из наиболее интересных и эффективных современных методов практической психологии, разработанных Арнольдом Минделлом.

Техники процессуальной психологии позволяют успешно работать с большим спектром запросов: проблемы личностного развития, межличностных взаимоотношений, хронические телесные симптомы и психосоматические заболевания, зависимости, измененные состояния сознания, сновидения и жизненные сценарии и др.

Освоение метода создаёт прочную основу психологической работы и расширяет возможности работы психологов любой модальности, а также даёт прекрасный инструмент для личностного роста и саморазвития.

 Метод зарекомендовал себя с наилучшей стороны в работе с широким спектром клиентских запросов: от работы с пациентами в состоянии комы (в т.ч. в России – в институте Бурденко) до работы с международными конфликтами (в настоящее время проводится тестирование метода ООН). 

Ведущие программы: Бабак Маргарита Борисовна — к.б.н.

, психолог, сертифицированный специалист кафедры-сети ЮНЕСКО/МЦОС в области технологий предупреждающего прогнозирования и безопасного развития, консультант-психотравматолог (институт Готфрида Фишера, Кёльн), дипломированный специалист и тренер ISPWR по процессуально-ориентированной психологии (член IAPOP), действительный член ППЛ, тренер-супервизор АПОПП (Ассоциации процессуально-ориентированных психологов и психотерапевтов).

Елена Николаева – психолог, преподаватель психологии, дипломированный специалист и тренер ISPWR по процессуально-ориентированной психологии (член IAPOP), сертифицированный специалист по терапии психической травмы, телесно-ориентированной психотерапии, психотерапии психосоматических расстройств, действительный член EABP, международный тренер ППЛ, тренер-супервизор АПОПП. В настоящее время проходит сертификацию в Кёльнском институте психотравматологии Готфрида Фишера (консультант-психотравматолог).

Александр Николаев – психолог, преподаватель психологии, дипломированный специалист и тренер ISPWR по процессуально-ориентированной психологии (член IAPOP), сертифицированный специалист по терапии психической травмы, психотерапии психосоматических расстройств, международный тренер ППЛ, тренер-супервизор АПОПП. 

 Ассистенты программы в Москве: Зайченко Татьяна, Баев Сергей. Ассистент программы в Новосибирске: Шипулина Татьяна. Ассистенты программы в Екатеринбурге: Притчина Юлия, Беренова Анастасия.

ПОСМОТРЕТЬ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.  Скачать книгу ведущих о методе

Посмотреть ОТЗЫВЫ о программе 

РАСПИСАНИЕ:

Москва (2016-2018):

Источник: http://www.pscenter.ru/edudopedu/1128-proc-psi

ПсихолоГ_и_Я

ПсихолоГ_и_ЯПроцессуально-ориентированная психология и психотерапия

Процессуально-ориентированная психология (англ. process oriented psychology, Process Work) — это направление психологии, объединяющее в себе психотерапию, личностный рост и групповые процессы, это разносторонний подход к работе с телом и разрешению.

Процессуальная работа следует за человеческим опытом с осознанием и открытостью. В процессуальной работе переживания, телесные симптомы, конфликты во взаимоотношениях, социальные напряженности рассматриваются как временные состояния на дороге жизни.

Их можно довести до полного выражения, а это будет началом разрешения проблемы. Жизненные затруднения могут стать отправной точкой нового процесса личностного роста и осознания. В любом событии, происходящем с человеком изначально заложен смысл. И осознавание этого облегчает состояние человека, который находится в поиске.

Можно сказать, что процессуальная работа — это практика осознавания.

Теория процессуально ориентированной психологии берёт своё начало в конце 1970-х годов и связана с именем американского психотерапевта Арнольда Минделла и его жены Эми.

Арнольд Минделл, исследуя связи между телесными переживаниями и сновидениями и каким образом сознание сновидения производит бессознательные сигналы, проявляющиеся в человеке в процессе общения, обнаружил, что это осознавание увеличивает эффективность межличностной коммуникации.

Процессуальная работа близка философии даосизма и дзен-буддизма. Также она использует телесно-ориентированную терапию, НЛП, глубинную психологию и другие направления XX и XXI века.

В процессуальную работу включены идеиквантовой физики, буддийских учителей медитации, ученияДона Хуана Матуса, описанного Карлосом Кастанедой, представления о сновидении аборигенов Австралии, Африки и Америки.

Некоторые аспекты процессуальной работы не всегда можно выразить, но ее конкретная часть имеет дела с сигналами, которые могут рассказать о том, что они означают.

Выделяют три уровня процессуальной работы:

  1. Уровень общепринятой реальности. Здесь процессуальная работа имеет дело с «реальными» событиями, нерешенными вопросами, которые связаны с развитием отдельных людей, предприятий, и городов.
  2. Уровень Страны грез. Это сновидения, глубинные чувства, невысказанными истинами, непреднамеренные сигналы, «призраки» и призрачные роли в историях и мифах отдельных людей и организаций.
  3. Уровень «сущности». Здесь мы имеем дело с ощущением тенденций. Их направляющее воздействие человек может чувствовать, но пока не может выразить словами. Даосизм говорит об этом уровне как о «Дао, которое нельзя выразить словами»

В процессуальной психотерапии выделяют две формы процесса: первичный, находящийся ближе к сознанию, и вторичный, не осознаваемый человеком, включающий в себя различные физические симптомы, сны, непроизвольные движения.

И процессуальная психотерапия сосредотачивает своё внимание на вторичном процессе, который не используется обычно человеком в повседневной жизни. Основной акцент делается на поток событий, процесс, происходящий с человеком и уважение к нему. Природу человека нельзя не признавать и процессуальная работа есть следование этой природе.

Это даже не набор определённых техник, а специфическое отношение к человеку. Научитьсяпонимать, как мы воспринимаем этот мир, вот что важно.

Бывают моменты, когда человек стоит словно на краю. В процессуальной работе край — это точка, заключающая в себе наибольший потенциал для изменения. Человек, работающий над своими «краями» постепенно становимся более гибкой личностью.

«Каждый раз, когда вы игнорируете сущность — непонятное, сноподобное ощущение, вы попадаете в состояние легкого шока. Это происходит потому, что вы прошли мимо духа жизни, в котором кроется ваш потенциал», — пишет Арнольд МинделлТак не проходите же мимо себя. Экспериментируйте с неизвестным, проявляйте смелость, творчество и вы откроете новые миры.

Источник: http://stanislav.my1.ru/index/processualno_orientirovannaja_psikhologija_i_psikhoterapija/0-62

Процессуально-ориентированная психология

Процессуально-ориентированная психология

СТУДИЯ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ   INTEGRO

8(917)229-97-71

Центр INTEGRO — это проекты,

сочетающие психологию, психотерапию, творчество,

развитие, обучение и активную жизнь. Это события,

расширяющие границы общепринятой картины мира.

Это игра с огромными внутренними пространствами и

потенциалами.

Ведущие семинаров, тренингов, лекций- наши партнеры и друзья.

Среди них ведущие специалисты города Казани и крупнейших городов нашей страны и Европы в области психологии, психотерапии, практик личностного и духовного роста, культуры и искусства ,ведущие и тренера индивидуальных и групповых методов работы в области классического психоанализа, трансперсональной психологии, процессуально-ориентированной психологии, сказкотерапии, символдрамы, песочной психотерапии, психодрамы, арттерапии, НЛП, гипноза, телесно-ориентированной психотерапии, системных семейных расстановок, психосоматичекой психотерапии, ведущие женских тренингов.

Процессуально-ориентированная психология (англ. process oriented psychology, Process Work) — это направление психологии, объединяющее в себе психотерапию, личностный рост и групповые процессы, это разносторонний подход к работе с телом и разрешению.Процессуальная работа следует за человеческим опытом с осознанием и открытостью. В процессуальной работе переживания, телесные симптомы, конфликты во взаимоотношениях, социальные напряженности рассматриваются как временные состояния на дороге жизни. Их можно довести до полного выражения, а это будет началом разрешения проблемы. Жизненные затруднения могут стать отправной точкой нового процесса личностного роста и осознания. В любом событии, происходящем с человеком изначально заложен смысл. И осознавание этого облегчает состояние человека, который находится в поиске. Можно сказать, что процессуальная работа — это практика осознавания.Процессуальная работа близка философии даосизма и дзен-буддизма. Также она использует телесно-ориентированную терапию, НЛП, глубинную психологию и другие направления XX и XXI века. В процессуальную работу включены идеи квантовой физики, буддийских учителей медитации, учения Дона Хуана Матуса, описанного Карлосом Кастанедой, представления о сновидении аборигенов Австралии, Африки и Америки.Некоторые аспекты процессуальной работы не всегда можно выразить, но ее конкретная часть имеет дела с сигналами, которые могут рассказать о том, что они означают.

Выделяют три уровня процессуальной работы:

1.Уровень общепринятой реальности. Здесь процессуальная работа имеет дело с «реальными» событиями, нерешенными вопросами, которые связаны с развитием отдельных людей, предприятий, и городов.2.Уровень Страны грез. Это сновидения, глубинные чувства, невысказанными истинами, непреднамеренные сигналы, «призраки» и призрачные роли в историях и мифах отдельных людей и организаций.3.Уровень «сущности». Здесь мы имеем дело с ощущением тенденций. Их направляющее воздействие человек может чувствовать, но пока не может выразить словами. Даосизм говорит об этом уровне как о «Дао, которое нельзя выразить словами»В процессуальной психотерапии выделяют две формы процесса: первичный, находящийся ближе к сознанию, и вторичный, не осознаваемый человеком, включающий в себя различные физические симптомы, сны, непроизвольные движения. И процессуальная психотерапия сосредотачивает своё внимание на вторичном процессе, который не используется обычно человеком в повседневной жизни. Основной акцент делается на поток событий, процесс, происходящий с человеком и уважение к нему. Природу человека нельзя не признавать и процессуальная работа есть следование этой природе. Это даже не набор определённых техник, а специфическое отношение к человеку. Научиться понимать, как мы воспринимаем этот мир, вот что важно.Бывают моменты, когда человек стоит словно на краю. В процессуальной работе край — это точка, заключающая в себе наибольший потенциал для изменения. Человек, работающий над своими «краями» постепенно становимся более гибкой личностью.

«Каждый раз, когда вы игнорируете сущность — непонятное, сноподобное ощущение, вы попадаете в состояние легкого шока. Это происходит потому, что вы прошли мимо духа жизни, в котором кроется ваш потенциал», — пишет Арнольд Минделл. Так не проходите же мимо себя. Экспериментируйте с неизвестным, проявляйте смелость, творчество и вы откроете новые миры.

Процессуально-ориентированная психология

Источник: http://integrokazan.ru/procorient.php

Процессуально-ориентированная психотерапия — Психологос

Процессуально ориентированная психология, процессуальная работа — теоретическое и практическое направление в практической психологии, объединяющее широкий спектр областей, включая психотерапию, личностный рост и групповые процессы. В США она обычно известна под названием «процессуальная работа», тогда как название «процессуально ориентированная психология» используется на территории Европы и Азии.

История

Процессуально ориентированная психология была основана в конце 1970-х годов Арнольдом Минделлом, занимавшимся в то время юнгианским анализом. Истоки её лежат в наблюдении, что ночные сновидения находят отражение в соматических переживаниях клиентов Минделла, в особенности физических симптомах.

Он расширил термин «сновидение», включив в него любые аспекты опыта, которые — хотя, вероятно, и отличаясь от консенсуальных взглядов на реальность — согласуются как со сновидениями, фантазиями и соматическими переживаниями человека, так и с непреднамеренными, но имеющими смысл сигналами, формирующими фон межличностных отношений.

Физическое образование Минделла способствовало формированию точки зрения на бессознательное как с феноменологических, так и с символических позиций, что выразилось в применении концепций теории информации к наблюдению поведения своих клиентов.

В этом свете концепция «бессознательного» была расширена, чтобы включить в себя целый спектр неинтенциональных (непреднамеренных) вербальных и невербальных сигналов, с одной стороны, и перцепциями, убеждениями и идеями, с которыми индивид не идентифицируется — с другой.

Чтобы помочь своим клиентам интегрировать эти формы бессознательных проявлений, Минделл расширил такие юнгианские техники, как активное воображение и интерпретация сновидений, добавив к ним методы по прямой работе с невербальным, телесным опытом.

Основываясь на паттернах осознавания, заимствованных из разнообразных источников (от даосизма и шаманизма до современной физики), Миндел разработал систему, в которой клиенты поощряются к индентифицированию себя с бессознательным опытом через процесс, названный им «разворачивание». Процесс разворачивания представляет собой деконструкцию опыта клиента, полагающуюся не только на вербальный материал и воображение, но и на движения, глубинные соматические переживания, межличностные отношения и социальный контекст.

В начале 1980-х вместе со своими коллегами по процессуальной работе Минделл начал применять концептуальную рамку, используемую им для работы с индивидами, парами и семьями, для фасилитации решения конфликтов в больших группах. Он стал автором термина «работа с миром», описывающего эту новую дисциплину.

В конце 1990-х Минделл вновь вернулся к своему интересу в физике, и приступил к разработке системы по пониманию общих основ человеческого опыта, на которых, с одной стороны, основывается психология, а с другой — квантовая и релятивистская физика.

Читайте также:  Личностное состояние - психология

Основные идеи процессуальной работы

По определению Минделла, процессуальная работа — это мультикультурная многоуровневая практика осознавания.

Процессуальная работа сосредотачивается на осознавании «реальных» и «выдуманных» психологических процессов, раскрывающих и, вероятно, разрешающих вопросы внутреличностного, межличностного, группового и глобального характера.

Хотя процессуальная работа применяется и к ситуациям психотерапии, и к таким традиционно не считающимся терапевтическими, как разрешение конфликтов, основные идеи процессуально ориентированной психологии можно более чётко понять именно с психотерапевтической точки зрения.

Процессуальная работа акцентирует внимание на важности осознавания — и со стороны клиента, и со стороны психотерапевта. Термин «процесс» в процессуальной работе основывается на нескольких источниках.

Один из них — это концепция Юнга о процессе индивидуации, при котором клиент интегрирует содержимое бессознательного, проявившееся через сновидения, фантазии и синхронистичности.

Другой источник термина можно найти в физике и формулировке Дэвида Бома о потоках, лежащих в основе всех событий. Процесс описывает коммуникацию и течение сигналов между терапевтом и клиентом.

Согласно процессуально ориентированной психологии, опыт можно разделить на два вида: тот, с которым идентифицирует себя клиент, и тот, который определяется как «чуждый» клиенту.

Переживания, с которыми клиент себя идентифицирует, называются «первичным процессом», поскольку он происходит на осознаваемом клиентом уровне.

Опыт, маргинализируемый клиентом в качестве «чуждого», называются «вторичным процессом», ибо он не находится в фокусе осознавания.

Более того, когда клиента поощрают принять в себя или идентифицироваться с переживаниями вторичного процесса, он обычно делает это с неохотой или даже оказывается неспособен на подобный поступок, как если бы какая-то граница отделяла первичные процессы от вторичных. Такая граница в терминах процессуальной работы называется «гранью» индентичности человека.

Грани можно категоризировать, основываясь на источнике той идентичности, которую они определяют:

  • Личные: у человека грань может лежать касаться его интеллекта, что способно привести к проецированию высокого интеллекта на других и восприятию самого себя как глупого или невежественного. Истоки подобной грани могут лежать в раннем опыте семейного или школьного общества.
  • Семейные: у семейной системы может быть какое-то предубеждение или правило относительно определённого вида опыта, который, по такому правилу, члену семьи надлежит старательно избегать. Например, семья, воспринимающая себя как мирную или дружественную может наказывать или маргинализировать агрессивное или соревновательное поведение у члена семьи. Такой субъект может развить грань в отношении своих агрессивных и соревновательных склонностей, проецируя их на других и испытывая от этого неудобство.
  • Социальные: пол, религия, этническая или иная социальная принадлежность часто определяют поведенческие или опытные нормы, ведущие к осложнению для субъекта возможности выражать контрастные переживания. Например, человек из другой культуры, акцентированной на жёсткости и бесчувственности как необходимых маскулинных чертах, может испытывать серьёзные неудобства из-за своих чувственных черт. Он может проецировать эти переживания на других людей, почитаемых им за «слабых» или, например, гомосексуальных. Это один из механизмов, движущих гомофобией.
  • Человеческие: существует определённый спектр опыта, обычно приписываемый «человеческой природе», в то время, как другие переживания, не входящие в рамки этого спектра, определяются как «бесчеловечные», «животные» или «не от мира сего». Люди, проявляющие склоннсть к сильно изменённым состояниям сознания и духовным переживаниям, зачастую имеют грань, отделяющую их от подобного опыта, считаемого ими нечеловеческим. Данная точка зрения также поддерживается социальной реальностью консенсуса, или общепринятой реальностью. Подобные переживания могут порождать экстремальные состояния сознания, приводящие к психиатрическому вмешательству.

В процессуальной работе стремятся определить как первичные и вторичные процессы клиента, так и грани, их разделяющие. Затем в ней фасилитируется обогащение идентичности клиента путём усиления и разворачивания вторичнопроцессуальных переживаний до степени осознавания (на когнитивном и соматическом уровнях), чтобы они стали частью сознаваемого клиентом мира.

Уровни опыта

Категоризирование опыта на первичные и вторичные процессы, как правило, акцентирует внимание на контрастностях в опыте клиента, а не на его целостности.

На этом уровне, который в процессуальной работе называется «сновидением», вторичнопроцессуальные переживания вступают во взаимодействие с первичными процессами клиента, угрожая его целостности и выражаясь в виде «проблем», которые необходимо решить.

Подробное исследование опыта клиента раскрывает более глубокий, довербальный и доконцептуальный уровень, унифицирующий переживания, конфликтующие на уровне сновидения.

Этот уровень опыта описывается Арнольдом Минделлом как «чувствующая сущность».

Работа с чувствующими сущностями может оказаться весьма полезной для клиентов, страдающих от полярных сновиденческих процессов на протяжение многих лет и внутренних конфликтов, связанных с напряжением из-за неразрешённости проблемы.

Сферы применения

Арнольд Миндел со своей женой Эми Минделл и коллегами исследовали возможность применения концепций процессуально ориентированной психологии и её методов на широком спектре ситуаций, в некоторых случаях выходящих за пределы внимания вербально основанных и ориентированных на понимания видов психотерапии. В качестве примеров можно привести:

  • Работа с физическими симптомами как с проявлениями процесса сновидения. Проявляя внимания к субъективному опыту болезни, переживание «создателя симптома» зачастую раскрывает важные и потенциально полезные вторичные процессы. Если клиент может интегрировать эти переживания, они могут оказать целительный эффект на физический симптом.
  • Работа с клиентами в коматозных и околосмертных состояниях сознания (см. также терминальные состояния). Такие субъекты обычно рассматриваются как обладающие недостаточным уровнем сознавания, чтобы с ними взаимодействовать вербально ориентированными способами коммуникации и психотерапии.
  • Работа с людьми в экстремальных состояниях сознания, диагностированных как обладающие психиатрическими расстройствами.
  • Фасилитация конфликтов в малых и больших группах. Группа схожа с индивидом в том, что у неё есть идентичность, или первичный процесс, а также вторичные процессы, беспокоящие эту идентичность. Если помогать группе интегрировть эти влияния, это обогащает её идентичность и помогает ей стать ещё более глубоко демократичной.
  • Работа с миром (worldwork, букв. «мировая работа») в ситуациях бизнеса, с некоммерческими и правительственными организациями. Работа с миром представляет собой глобальную теорию с универсальными категориями, описывающими и анализирующими все организационные процессы. Многие организации применяют этот метод при разрешении конфликтов или ликвидации препятствий для развития стратегии, проведения переговоров или роста лидерских навыков.

Организации

Ссылки

Источник: https://www.psychologos.pro/articles/view/processualno-orientirovannaya-psihoterapiya

Процессуально-ориентированная психология и терапия

Психологическая группа. Метод: психодрама.1-2 декабря 2012 г.

г. Киев

«Смелость мечтать и смелость действовать» – это девиз нашего семинара.
Пока будущее не наступило, у нас есть возможность представить его себе любыми чудесными способами. Но почему-то многие люди видят его серым и безрадостным, и все-таки хотят, чтобы оно было прекрасно.

Приглашаем на двухдневный психодраматический семинар тех, кто:— не удовлетворен настоящим- с трудом представляет свое будущее- не знает, с чего начать- знает, куда идти и что делать, однако энергия куда-то уходит…- испытывает страх при мысли о будущем

— быстро зажигается и быстро потухает и не знает, как поддержать себя в своих планах…

Приглашаем Вас, если вам интересно:— что мешает раскрасить свое будущее яркими красками- что останавливает даже представить себе счастливый конец и удачное достижение цели- как мы выбираем – триллер, комедия или драма наша жизнь

— кто и как выдает нам роли в нашей собственной жизни

Приглашаем Вас, если вы хотите:— заглянуть в свой сценарий будущего- найти способы сделать что-то по-новому, переписать свой привычный сценарий- обрести смелость мечтать и смелость действовать- узнать, чем именно в своей жизни вы хотите и можете управлять

— исследовать свои препятствия, ограничения на пути к будущему

Будем рады вас видеть на семинаре. Приглашаем прожить эти два дня интересно и плодотворно, с радостью и удивлением, честно и трепетно, внимательно друг к другу и к себе.
Метод, которым мы работаем – психодрама (от греч. «душа» и «действие»).

Девиз метода «не рассказывай – покажи!». Психодрама помогает увидеть события вашей жизни со стороны, сыграть и прожить их заново именно так, как вам этого хочется, и постепенно через игру стать режиссером своей жизни.

Основатель психодрамы Якоб Морено считал, что если изменить внутреннюю реальность человека, то изменится его реальная жизнь.

Ведущие:
Валерия Гаращук (г. Киев) — сертифицированный психодраматерапевт (сертификат МИГИП, ИГПиСП ), кризисный психолог, психолог-консультант (диплом МГПУ), ведущая терапевтических групп, тренер 1 ступени МИГИП по психодраме, индивидуально консультирую с 2005 года.

Марина Слепцова (г. Москва) — сертифицированный гештальт-терапевт, психодраматерапевт (сертификаты МИГИП), оргконсультант, коуч. Занимаюсь индивидуальным консультированием с 2003 года, веду группы. Професhttp://msleptsova.ru/сиональные интересы: возможности развития людей, развитие творческой деятельности, футуропрактика.  http://msleptsova.ru/

Формат группы: суббота, воскресенье с 11.00 до 18.00.
Стоимость:  500 грн.Предварительная запись обязательна.

Контакты для записи и дополнительной информации:

+38 (068) 100 84 07 vgar@mail.ru Валерия
+7 (905) 560 28 04 msleptsoba@yandex.ru Марина

Источник: https://processwork-ru.livejournal.com/

Арнольд минделл: за пределами юнга..

АРНОЛЬД МИНДЕЛЛ: ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЮНГА

Процессуально ориентированная психология, или процессуальная работа (англ. process oriented psychology, Process Work) — теоретическое и практическое направление в психологии, объединяющее широкий спектр областей (психотерапию, личностный рост, групповые процессы) и заполняющее собой разрывы между искусством, психотерапией, духовной практикой и социальной активностью.

Парадигма Процессуальной работы предлагает новый взгляд на работу со всеми областями человеческого опыта, в особенности с теми, которые считаются проблемными или болезненными: телесными симптомами, конфликтами взаимоотношений, социальными напряженностями и политическими различиями. 

Создатель процессуально-ориентированной психологии Арнольд Минделл – американский психолог, психотерапевт, писатель. Но прежде, чем стать психологом, Минделл закончил Массачусетсткий технологический институт и получил диплом физика. В 1961 он приехал в Цюрих продолжать свое физическое образование.

Однако там он познакомился с работами К.Г.Юнга, заинтересовался его аналитической психологией и стал юнгианским аналитиком в институте Юнга.

Минделл никогда не был лично знаком с Юнгом, более того, до своего приезда в Цюрих (спустя всего неделю после смерти Юнга!) он ничего не слышал о Юнге и аналитической психологии.

Юнг, которого всегда интересовало взаимоотношение между сновидениями и физической реальностью, последние годы жизни посвятил исследованию в сотрудничестве с физиком В.Паули связи между психологией и физикой.

Незадолго до своей смерти он просил Марию Луизу фон Франц, свою ученицу и духовную наследницу, продолжить эти исследования (М.Л.фон Франц «Число и Время» – книга о единой основе психологии и физики).

Из бесед Минделла с фон Франц и выросли его исследования в области процессуально-ориентированной психологии.

А.

Минделл прошел профессиональную подготовку по юнгианской психологии, и процессуальную работу он оценивает как современное продолжение юнгианских традиций (хотя гештальт-терапевт, по его остроумному замечанию, может сказать, что она является новой ступенью в развитии гештальтистской практики). На самом деле процессуальная работа – это «пирог, каждая долька которого имеет свой собственный вкус» (из книги А.Минделла «Вскачь задом наперед»):

«Ролевая игра в процессуальной работе напомнит гештальт. Когда идет работа с мифами и сказками, это напоминает юнгианство. Стремление уделить внимание процессу осознавания похоже на випассана-медитацию, а доверие к текущему моменту – на даосизм.

Читайте также:  Проблемы с едой или во время еды - психология

Кто-то увидит в процессуальной работе общее с хайкоми, биоэнергетикой, массажем или другими формами телесной работы». А.

Минделл любит повторять, что в процессуальной психологии есть только одна техника – осознание, использует же она все, чего в данный момент требует процесс: буддизм, юнгиансую психологию, НЛП, гештальт и «многое другое, о чем мы и помыслить не можем». 

Один из главных принципов Юнга — его телеологическая концепция («телеос» — цель), объяснение настоящего с точки зрения будущего, в отличие от принцина казуального, согласно которому события настоящего – это следствия прошлых событий. Настоящее определяется не только прошлым (каузальность), но и будущим (телеология).

Каждое событие стремится к значимой цели. Юнг применял свою телеологическую концепцию к снам, Минделл применил ее к телесным переживаниям: он обнаружил, что физические симптомы, если их усилить и раскрыть, отражают образы из сновидений. Тело и взятый из сна образ — это два канала одного и того же глубинного процесса.

Юнговская концепция «бессознательного» А.Минделлом была расширена по той причине, что он считал необходимым в свою практику юнгианского аналитика включить движение и работу с телом.

Таким образом, его практика работы со сновидениями стала работой со сновидящим телом, поскольку он включил в нее собственный эмпирический метод установления связи между телесными симптомами и ночными сновидениями. В результате была написана (в первой половине 1970-х) первая книга А.

Минделла — «Сновидящее тело», которая адресована тем, кто хотел бы найти психотерапевтический подход, заполняющий существующую теоретическую брешь между психикой и телом. Сновидящее тело – это некая форма опыта, которая выражает себя посредством ощущений в теле и образов в сновидениях, и тело, и сновидение одновременно. 

Подобно Юнгу, Минделл исходил из того, что все происходящее в жизни имеет смысл: «Изучая юнгианскую психологию, начинаешь понимать, а вернее, обнаруживаешь опытным путем, что события имеют свой смысл. Мысль, что боль в ноге сообщает мне о том, что я нездоров, казалась не совсем правильной.

Внутри себя я слышал другой, более заботливый, голос: «Может то, что происходит с тобой, — нечто вроде сновидения!» Я задумался. Я всегда полагал, что сны имеют значение. Вот я и подумал: быть может, то, что происходит в теле, тоже имеет какой-то смысл, а не является просто патологией» (из книги «Вскачь задом наперед»).

Минделл стал следовать процессу, стал следовать бессознательному, стал следовать телу и благодаря этому им было сделано замечательное открытие – идея саморазъяснения сновидения: если сосредоточиться на текущем процессе, то сон объяснит, раскроет себя сам.

То же самое говорил Юнг, только другими словами: он утверждал, что в сновидениях содердится их собственная интерпретация.

В процессуальной работе важную роль играет телеологическая значимость симптома: ис–целение.

Работая с симптомом, процессуальный терапевт обращает внимание не на то, откуда он (симптом) пришел (каузальная значимость), а с какой целью, для чего он есть у клиента; в отличие от казуального подхода (поиск причины и выявление причинно-следственных связей, например, обращение к детским травмам), взгляд, характерный, например, для психоанализа. В основе процессуальной работы лежит не поиск причин и ответ на вопросы «откуда?, почему?», а поиск цели и ответ на вопросы «зачем?, для чего?».

Отсюда разница между лечением, целью которого можно назвать поиск причины, породившей симптом, и избавление от симптома путем работы с причиной, – и исцелением. Ис-целение с точки зрения А.

Минделла – путь к большей целостности путем интеграции того, что отвергалось. Симптом в процессуальной работе становится не проблемой, которую надо решать, не врагом, которого нужно победить, а другом, союзником, подарком.

Симптом несет в себе дар, послание, смысл. Поэтому при исцелении не ставится цель избавления от симптома.

Связь процессуальной работы с юнгианским анализом и архетипами.

Аналитики не обучены отслеживать сигналы и обратную связь, они сосредоточены на содержании сновидения, а не на его процессе. С другой стороны, многие процессуальные терапевты пренебрегают символикой. Юнгианцы говорят, что на глубинном уровне все архетипы тесно переплетены между собой.

Они имеют в виду, что как только погружаещься в образ, он начинает изменяться, течь (это течение и слияние архетипов и есть коллективное бессознательное). Минделл назвал это процессом. Таким образом, между аналитической психологией и процессуальной работой существует тесная взаимосвязь.

Аналитик интерпретирует или дает советы, процессуальный терапевт помогает человеку самостоятельно раскрыть смысл своего сновидения.

Однако часто хороший аналитик помогает жизни развернуться, а тот, кто работает с процессом, помимо прочего знает, как использовать поток-интерпретацию, которая сводит воедино настоящий и прошлый опыт человека.

Чтобы шаг за шагом описывать процесс сновидения, Минделл искал беспристрастный язык, не зависящий от таких терминов, как тело, материя или душа, но объясняющий события нейтрально.

Он использовал информационную теорию, чтобы определить явления с точки зрения процесса, чувственно-ориентированных переживаний, сигналов и каналов. Таким образом, работа со сновидящим телом привела к созданию концепции процесса и каналов.

Термин «процесс» указывает на непрерывное течение сигнала по различным перцептивным каналам.

Он основывается на нескольких источниках, и один из них — это концепция Юнга о процессе индивидуации, при котором клиент интегрирует содержимое бессознательного, проявившееся через сновидения, фантазии и синхронности. Другой источник термина можно найти в физике и формулировке Дэвида Бома о потоках, лежащих в основе всех событий. Процесс описывает коммуникацию и течение сигналов между терапевтом и клиентом.

Согласно процессуальной психологии, опыт можно разделить на два вида: тот, с которым идентифицирует себя клиент («первичный процесс»), и тот, который определяется как «чуждый» клиенту («вторичный процесс»).

Более того, когда клиента поощряют принять в себя или идентифицироваться с переживаниями вторичного процесса, он обычно делает это с неохотой или даже оказывается неспособен на подобный поступок, как если бы какая-то граница отделяла первичные процессы от вторичных.

Такая граница в терминах процессуальной работы называется гранью или краем (англ. edge) идентичности человека.

В процессуальной работе стремятся определить как первичные и вторичные процессы клиента, так и грани, их разделяющие. Затем в ней усиливаются и разворачиваются вторичнопроцессуальные переживания до степени осознавания.

В книге «Сновидящее тело» А.Минделл использовал парадигму аналитической психологии, но в дальнейшем он больше не мог «втискивать» свои результаты в формат аналитического мышления: это было все равно что «плавать в открытом море на дырявой лодке.

Я понял, что время и энергию, которые я затратил на починку старой лодки, можно было вложить в постройку новой. Итак, с некоторой печалью, страхом и волнением я начал строить другую лодку, ту, в которой мы с вами сейчас плывем.

Так что я всегда с любовью ссылаюсь на Юнга, потому что именно он дал мне идею о том, что сновидения представляют собой собственные решения. Процессы являются самообъясняющими» (из книги «Квантовый ум»).

Минделл – последователь Юнга, но, развивая идеи Юнга, Минделл, в отличие от него, предлагает не только идти во вторичный процесс, не только осознавать, но и проживать его, тем самым его трансформируя.

Сновидение (как дыхание) – это почти неощутимый опыт, который происходит постоянно, даже когда мы спим. Он едва уловим, но мы можем его обнаружить с помощью осознания. Мы склонны маргинализировать сновидения (как и дыхание!), считая их чем-то само собой разумеющимся, однако сновидения – источник и снов, и реальности.

Чтобы их почувствовать, необходимо сосредоточиваться на самых неуловимых тенденциях своей повседневной жизни. Именно в этом – отличие подхода А.Минделла к сновидениям: исследование прежде всего тенденций, которые дают начало не только сновидениям, но и всему телесному опыту.

Это позволит понять свое обыденное «Я» и свои сны с совершенно новой позиции – с т.з. Создателя сновидений.

Сновидение – не просто духовный или мистический фактор. Мы не просто двигаемся: каждому нашему движению предшествует тенденция двигаться в определенном направлении. Сновидения – это ощущаемая нами тенденция к движению или мышлению, тенденция ощущать, видеть или слышать, которую мы чувствуем непосредственно перед тем, как ощущать, видеть или слышать.

Если эти тенденции не отслеживать, пропускать, оставляя незамеченными, они могут усиливать сами себя и становиться телесными симптомами. Они усиливают себя подобно квантовым феноменам в физике, а также феноменам сновидений в традициях аборигенов. Тенденция – понятие из квантовой физики.

Один из ее основателей, Вернер Гейзенберг, предположил, что волновая функция (точнее, амплитуда волновой функции) – это тенденция некоего события в реальности, тенденция, дающая начало повседневной реальности (квантовая волновая функция представляет собой математическую структуру, используемую в физике для описания свойств частиц). Так вот сновидение (сон) – это образное представление этих тенденций, пытающихся воплотиться в реальности. Их осознание подскажет смысл сна. Истоки работы со снами находятся в разработанной Юнгом методике анализа сновидений. Но Минделл, в отличие от Юнга, предлагает два способа интерпретации сновидений (и это – два совершенно разных взгляда на мир):

1. С повседневной т.з. сон можно понимать как часть нас самих, которую нам нужно лучше узнать, расширить самотождественность, включив в нее персонажи или события сновидения; такая интерпретация основана на образах сновидения.

2. Духовная интерпретация – это интерпретация с т.з. Создателя сновидений: сон можно понимать как проявление некоей духовной силы. Она основана на той энергии, которая дает начало, создает образы сновидения.

Процессуальная работа также расширяет юнговскую технику активного воображения, созданную для установления рабочих отношений между осознающим разумом и бессознательным. Таким образом ее становится возможным использовать, когда визуальный канал меняется.

Если мы видим персонаж сновидения и бессознательно начинаем двигаться, создается впечатление, что наш образ пропал. На самом деле процесс лишь сменил каналы.

Информация, которая ранее явилась как видение, теперь проявляется в движении и обрабатывается в этом канале.

Ещё о процессуально-ориентированной психологии:

«По ту сторону сновидения…»

Источник: http://piliugina.ru/arnold-mindell-za-predelami-yunga/

Процессуальная психотерапия. Статья. Процессуально-ориентированная психология и психотерапия. Самопознание.ру

Процессуальная психотерапия. Статья. Процессуально-ориентированная психология и психотерапия. Самопознание.ру

Процессуальная психология (терапия/работа), созданная Арнольдом Минделлом в 70-х годах и развиваемая им и его учениками и коллегами, гармонично объединила в себе, казалось бы, несочетаемые академические психотерапевтические школы (гештальт-терапия, юнгианский анализ, трансперсональная психология, телесно-ориентированная психотерапия, арттерапия, психодрама) и «мистические» направления (шаманизм, даосизм, буддизм), как на уровне философии, так и на уровне психотехник. Процессуальная терапия значительно расширяет феноменологию поля, с которым работает психотерапевт, до «эзотерических», трансперсональных понятий, привносит новую целостную концепцию психологии человека и даёт большую практическую систему глубинных техник работы с различными индивидуальными запросами клиентов, семейными отношениями, психопатологией и работы с группами.

Основные понятия процессуальной терапии — первичный и вторичный процесс. Первичный процесс — это то, что мы осознаём, с чем себя идентифицируем, вторичный, соответственно — то, что мы в данный момент не осознаём, то, что относится к бессознательному, этот вторичный процесс несёт в себе очень важную и полезную информацию, к которой мы можем получить доступ.

Когда клиента поощряют принять в себя или идентифицироваться с переживаниями вторичного процесса, он обычно делает это с неохотой или даже оказывается неспособен на подобный поступок, как если бы какая-то граница отделяла первичные процессы от вторичных. Такая граница в терминах процессуальной работы называется «гранью» или «краем» (англ. edge) идентичности человека.

Читайте также:  Генотип и фенотип - психология

Вторичный процесс может проявляться в снах, телесных симптомах, или движениях, жестах, которые мы не замечаем, и роль терапевта — отслеживать и помогать клиенту раскрывать вторичный процесс, и, при необходимости, расширять границы своей идентичности.

Именно раскрытие и осознание тех посланий, которые нам даёт бессознательное через вторичные процессы, даёт ключ к решению проблем и личностному росту.

Большое значение в процессуальной психологии уделяется чувственным навыкам терапевта, умению отслеживать обратную связь, которая может быть положительной, отрицательной и «промежуточной», так называемой «краевой», когда человек колеблется: отчасти он хочет идти дальше, отчасти сопротивляется. «Край» может быть не только у клиента, но и у терапевта, поэтому для терапевта важно осознание собственных чувств. Процессуальная работа делает акцент на сознательном использовании чувств в практике. Актуальные чувства, время от времени овладевающие терапевтом, — задача состоит в том, чтобы сделать их осознаваемыми и полезными в терапевтической ситуации. Способность легко, по мере возникновения, переходить от одной чувственной позиции к другой даёт терапевту доступ к основам основ различных школ психотерапии.

Методы процессуальной терапии эклектичны: в ней используется многое из разных видов психотерапии.

Круг проблем, с которыми имеет дело процессуальная психология, впечатляет — работа со снами и движением, взаимоотношения и коматозные состояния, большие группы и внутренняя работа, разрешение конфликтов и работа с психотическими состояниями. Это не «неразборчивость» и самоуверенность панацеи. Дело в методах процессуальной работы.

Процессуальная терапия предлагает новые способы работы с проблемными и болезненными областями жизни. Минделл утверждал, что решение проблемы содержится непосредственно в самой проблеме.

Таким образом, корректное и тщательное изучение симптомов и процессов телесных проявлений, трудностей в общении, социльных конфликтов, а также сновидений и изменённых состояний сознания может способствовать новым открытиям и личностному и духовному росту.

У психотерапии, как и у других видов деятельности, есть свои противопоказания. Есть ситуации, когда психотерапия не сработает или даже будет во вред. Чтобы избежать разочарования, потери денег и времени, а может, даже ухудшения самочувствия, перед записью на встречу обратите внимание на следующие моменты… Читать дальше
Решила немного развлечь себя статистикой своей работы за свои 10 лет психотерапевтической практики. Предполагаю, что на эти цифры влияет регион — Екатеринбург/Урал, и мой личный стиль работы.Итак, среди всех обращений ко мне:

  • 30% — единичные обращения (1–6 нерегулярных встреч).

Это категория состоит… Читать дальше

Каждый из нас хоть раз сталкивался с потерей или горем. Так устроена наша жизнь. Но у каждого человека горе — своё. Это может быть окончание отношений, потеря значимой вещи, смерть важного человека, смерть домашнего питомца, переезд в другой город, потеря работы или статуса, серьёзное заболевание или… Читать дальше
Часто возникает вопрос, что необходимо делать после проведённой внутренней работы? В частности, после проведения расстановки. Что-то было сделано, немало осознаний, но что потом? Иногда результат сразу ощущается, например, проходит симптом. Но иногда как будто нужно что-то ещё. Что же можно сделать… Читать дальшеПсихотерапия представляет собой сравнительно новое явление в социо-культурной жизни России. Для Западной культуры — это нечто хорошо известное и имеющее свою историю. И в том, и в другом случае психотерапия появляется в тот момент, когда общество переживает кризис, связанный прежде всего с деятельностью… Читать дальше
Глава из книги Николаевой Е.В. и Николаева А.Ю. «Процессуально-ориентированная психология: философско-религиозные, психологичесчкие, психофизиологические основы метода. Метанавыки работы психолога.»Глава 4. Метанавыки как основа работы терапевта в процессуально-ориентированном подходе.Часть 2. Навык… Читать дальшеВ данной статье в форме диалога будут приведены наиболее распространённые вопросы, которые появляются у людей перед первым посещением психолога.— Зачем нужен психолог?— Психолог помогает вам быстрее и эффективнее справиться со сложными ситуациями в жизни, с комплексами и с тем, что вас давно мучает… Читать дальше

Источник: https://samopoznanie.kz/articles/processualnaya_psihoterapiya/

Процессуально-ориентированная психология Арнольда Минделла

Процессуально-ориентированная психология Арнольда Минделла

Процессуально-ориентированная психология выросла из аналитической психологии Юнга, использует телесно-ориентированную терапию, НЛП, глубинную психологию и другие направления XX и XXI века. Уникальный и особый взгляд на происходящие процессы является основой процессуальной работы.

Арнольд Минделл родился в США в 1940 году. Получив диплом по физике в Массачусетском технологическом институте в Кембридже, он отправился в Цюрих, Швейцария, где начал изучать аналитическую психологию Юнга. В 70-е годы Минделл расширил свою практику аналитика-юнгианца, включив движение и работу с телом.

Вместе с единомышленниками он начал исследовать, как связаны телесные ощущения, симптомы со снами. Появилось понятие «сновидящее тело» — то, что порождает сны, телесные ощущения, симптомы. Работа со сновидящим телом привела к созданию концепции процесса и каналов, затем теории сигналов.

В 1986 году Арнольд Минделл со своей женой и партнером во всем Эми Минделл начали путешествовать по разным странам и континентам – Азия, Австралия, Африка, участвовали в различных психологических конференциях, по гуманистической, трансперсональной, аналитической психологии и гештальту, а также в научных конференциях.

В их практику добавились работа со взаимоотношениями, с людьми, находящимися в измененных состояниях сознания, с умирающими, работа с глобальными проблемами и разрешение конфликтов.

В процессуальную работу также включены идеи квантовой физики, буддийских учителей медитации, учения Дона Хуана Матуса, описанного Карлосом Кастанедой, представления  о сновидении аборигенов Австралии, Африки и Америки.

В процессуальной работе существуют специфические термины, основные понятия, такие как сновидящее тело, первичный и вторичный процесс, двойные сигналы, край, уровни описания реальности.

В процессуальной работе привлекает и вдохновляет не только это, а также, то, что называется «дух процессуальной работы». Это скорее специфическое отношение к людям и природе, чем набор технических приемов. В процессуально-ориентированной психологии есть самая важная техника – осознание.

Задача состоит в том, чтобы научиться понимать, как мы воспринимаем этот мир.

Дух процессуальной работы – это интерес к обучению и росту, творчество, смелость, экспериментирование с неизвестным. «Если у нас достаточно смелости последовать за непроизвольным сигналом к его краю, мы не упадем, а откроем новые миры».

В настоящее время процессуальная работа имеет много аспектов и вдохновляет разнообразием подходов к людям, взаимоотношениям, группам.

Первичный и вторичный процесс

С первичным процессом мы отождествляемся большую часть времени. Первичный процесс – часть того, что мы называем собственным «Я», часть, которая «живет» нашу жизнь, играет определенные роли, работает, выполняет обязанности.

Также у нас есть соображения и тревоги, которые являются  вторичными, то есть не совпадают с тем, что мы делаем. Вторичный процесс реагирует на то, что мы делаем и затрудняет сосредоточение внимания на этом. Это источник телесных проблем и трудностей во взаимоотношениях.

Также вторичный процесс может проявляться вокруг нас в виде происшествия, расстраивающего наши планы, или сна, который будит среди ночи. Вторичный процесс не всегда пребывает в согласии с первичным. Аспекты нас самих, с которыми мы, как отдельные люди или группа, предпочитаем не отождествляться – это также проявление нашего вторичного процесса.

Нередко мы проецируем эти аспекты на людей, которых считаем «врагами».

По мере развития осознанности мы можем преодолеть край и интегрировать опыт вторичного процесса в свою повседневную реальность. Это позволит нам более целостно и эффективно действовать в нашей жизни.

Край

Опыт неспособности что-либо делать, ограничений или препятствий в осуществлении чего-либо, мышлении, или общении. Со структурной точки зрения, край отделяет первичный процесс от вторичного. Граница между нашим известным миром и непознанным.

Край появляется, когда возникает что-то новое и неизвестное, и мы оказываемся в нерешительности и отступаем к своей привычной идентичности. Иногда, на краю, когда начинают возникать новые переживания, люди глупо хихикают, медлят, или смущаются.

Если вы приятный человек, ваш вторичный процесс, против которого у вас край, состоит в том, чтобы быть жестче и менее чувствительным в каких-то ситуациях. Вы обнаруживаете, что вам больше не хочется быть приятным, но фактически у вас край против этого!

Также край – это точка, которая заключает в себе наибольший потенциал для изменения и  часто воспринимается как область, в которой вещи выходят из-под контроля.

Если мы работаем над своими краями, то постепенно становимся более гибкой личностью.

Сновидящее тело

Мы описываем свое реальное тело всякий раз, когда говорим: «Мое тело чувствует то-то и то-то», и обычно мы отождествляем себя с реальным телом. Сновидящее тело или тело сновидения – это переживание, которое случается с нами или нашим телом.

Например, мы  можем сказать, что плохо себя чувствуем из-за сильной головной боли («голова раскалывается»). Это выражение показывает каким образом реальное тело переживает сновидящее тело, например, раскалывающийся характер головной боли.

  Минделл называет их переживаниями сновидящего тела, потому что в образах сновидений можно найти отражение любого телесного симптома или боли. Формулируя это по-другому, можно сказать, что наше тело сновидит.

При сосредоточении на телесных переживаниях и их усилении, они всегда оказываются отраженными в сновидениях, которые у нас были до появления симптомов.

Чаще всего реальное тело воспринимает себя в качестве жертвы переживаний сновидящего тела. Впервые мы замечаем сновидящее тело как расстройство реального тела.

В наших сновидениях оно предстает в виде персонажей или ситуаций, которые бросают вызов нашим личным самоотождествлениям. В жизни мы можем проецировать его на других людей.

Если мы можем отождествиться со сновидящим телом, то это дает возможность по-новому взглянуть на ситуацию, а в случае телесного симптома – перестать испытывать боль.

Двойные сигналы

Двойные сигналы – это непреднамеренные сигналы, посредством которых мы общаемся. Эти сигналы содержатся в тоне нашего голоса, в том, как мы используем тело, в жестах, в нашей позе, в расстоянии, на котором мы стоим, когда общаемся с другими людьми. Бессознательные телесные жесты, выражающие внутренние фигуры сновидения, с которыми мы не отождествляемся в данный момент.

Двойной сигнал представляет собой сигнал, содержащий два конфликтующих послания.

Например, в отношениях мы можем соглашаться с каким-то предложением, а бессознательно выражать безразличие или демонстрировать отвержение. Минделл приводит пример женщины, которая говорила о чувстве беспомощности и обиды, глядя в пол – это было первичным сигналом.

А сжатые в этот момент кулаки были вторичным сигналом. Женщина не замечала этого, пока Минделл не попросил ее обратить внимание на свои кулаки. Женщина не осознавала своей силы, и единственным способом выхода этой силы наружу был двойной сигнал.

Двойные сигналы зачастую являются ключами, позволяющими распутать сложные взаимоотношения.

Типичными двойными сигналами являются переживания, которые мы боимся выражать прямо, или переживания, в которых отказываемся признаваться даже самим себе.

Сочувствие

Нам нужно добавить новое измерение к нашим убеждениям относительно человеческого бытия. Это новое измерение довольно точно выражается в старинном изречении: «Мир совершенен в том виде, как он есть».

Этим новым измерением могло бы стать приятие и обработка всех событий, включая гнев, ревность и жадность, с тем, чтобы раскрыть их жизнеутверждающий потенциал.

Вместо того, чтобы пытаться исправить свою природу в соответствии с нашими представлениями о гармонии и мире, мы можем стремиться найти целесообразность, стоящую за событиями.

Сочувствие – важнейший элемент процессуальной работы, поскольку оно позволяет с любовью терпеть и принимать потенциальный рост внутри нас.

Это означает принятие ценности всех наших частей и взаимоотношений с другими, которые потенциально могут стимулировать наш личный рост. Нет «плохих» и «хороших» людей: все мы – части одного целого, требующего осознания и взаимодействия.

И сочувственное осознавание всех наших собственных восприятий является центром процессуальной работы.

Автор — Могилевкина Ирина

Источник: http://www.psychology.su/2010/03/26/processualno-orientirovannaya-psixologiya-arnolda-mindella/

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию