Психогигиена — психология

Психогигиена, содержание и задачи

Психогигиена - психология

Психогигиена — отрасль медицины, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья населения, а также изучающая условия оптимального психического функционирования человека.

Психогигиена — раздел гигиены, разрабатывающий мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья человека. Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой (см.

) и их разграничение в значительной мере условно, так как сохранение и укрепление психического здоровья невозможно без предупреждения возникновения психических заболеваний. Психогигиена имеет дело и со здоровыми людьми, и с больными.

В первом случае психогигиена имеет целью повышение устойчивости психического здоровья и сопротивляемости различным вредным факторам внешней среды; во втором — речь идет о предупреждении развития начальных форм психических заболеваний и их рецидивов.

Психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, на производстве, в быту, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу.

На производстве, в частности, обеспечиваемая законодательством необходимость соблюдения научно разработанных гигиенических и психогигиенических нормативов направляет инженерную мысль на совершенствование всякого нововведения, оборудования, технологии, условий труда, позволяет полнее использовать достижения научно-технической революции на благо человека.

Ясно, что наличие психических расстройств, психический дискомфорт несовместимы с понятием здоровья человека.

Психогигиена развивается на стыке самых разнообразных как медицинских, так и иных дисциплин, поскольку в правильном решении задач сохранения и укрепления психического здоровья населения непосредственно заинтересованы разные специалисты: психиатры, терапевты, педиатры, организаторы здравоохранения, психологи, социологи, педагоги и др.

Но по способу познания, по своей методологии психогигиена ближе всего стоит к гигиене, а именно к социальной гигиене.

Если социальная гигиена имеет в виду изучение влияния социальной среды на здоровье человека и акцентирует свое внимание на неблагоприятных факторах с целью предупреждения их болезнетворного действия на организм, то психогигиену будет интересовать все это в той части, которая касается психического здоровья.

Таким образом, основная цель психогигиены состоит в том, чтобы с учетом большого значения наследственности, биологических факторов в происхождении и проявлениях психической патологии изучать влияние социальной среды на психическое здоровье человека и разрабатывать меры предупреждения психических заболеваний.

Психогигиена как наука и как комплекс мероприятий пока не накопила достаточно знаний и собственных методов исследования, чтобы стать в полной мере самостоятельной. Исторически сложилось так, что она зародилась и развивается как часть психиатрии.

Через психогигиену осуществляется связь психиатрии с социальной гигиеной.

В рамках психогигиены овладение методами социальной гигиены (в том числе и статистическим) помогает клиницистам-психиатрам более полно и правильно оценивать роль социальных и биологических аспектов психопатологии с выделением профилактики как основного направления деятельности.

Ориентировка психогигиены на профилактику, повышение внимания к пограничной психической патологии, к социально-психологическим дезадаптирующим и компенсирующим психическую сферу факторам, расширение исследовательской и практической работы среди психически здорового населения, изучение условий оптимального психического функционирования человека позволяют в последнее время в ряде случаев расценивать психогигиену и как раздел медицинской психологии.

Психология — наука, изучающая психическую деятельность человека в норме. Медицинская психология — научное направление, изучающее психологические аспекты медицины и разрабатывающее методы психологического исследования при патологических состояниях.

В соответствии с общей сформулированной выше целью можно выделить ряд конкретных задач, стоящих перед советским здравоохранением в борьбе за здоровую психику и гармоничную личность.

Эти задачи определяют направления деятельности психогигиены и сводятся к разработке теории и практики сформировавшихся к настоящему времени следующих ее разделов: психогигиена труда; возрастная психогигиена; психогигиена воспитания и обучения; психогигиена семьи и половой жизни; психогигиена отдыха и быта; психогигиена больного человека; борьба с вредными привычками и алкоголизмом.

Ведется работа в области психогигиены спорта, военной, инженерной, космической психогигиены и др.

Инструментом для практической реализации достижений психогигиены являются: 1) создание для государственных и общественных учреждений научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих условия обеспечения различных видов социального функционирования человека; 2) обучение определенных контингентов населения, передача психогигиенических знаний, привитие навыков (медицинским работникам, педагогам, родителям и др.); 3) санитарно-просветительная психогигиеническая работа среди широких слоев населения;

4) широкая пропаганда психогигиенических знаний с привлечением общественных организаций.

Источник: http://www.medical-enc.ru/15/psychiatry/psychohygiene.shtml

Психогигиена

Психогигиена

Область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья. Некоторые авторы, давая определение психогигиене, относят ее не только к гигиене, но и к психиатрии. Другие (например, Мягер В. К., 1976) включают в задачи П.

предупреждение возникновения и развития психических заболеваний, сближая П. и первичную психопрофилактику. Н. Д. Лакосина и Г. К. Ушаков (1976) выделяют психогигиену в самостоятельный раздел медицинской науки. П.

является комплексной дисциплиной, тесно связанной не только с психиатрией, но и с медицинской психологией, медицинской социологией, валеологией (Петленко В. П., 1997) и др.

Психогигиена как направление возникла на рубеже XIX и XX вв. В России ее зарождение связывают с состоявшимся в 1887 г. I съездом отечественных психиатров, на котором И. П. Мержеевский, С. С. Корсаков, И. А. Сикорский обратились к психиатрам, врачебной общественности, а также ко всем передовым людям страны с идеями и программами предупреждения психических и нервных заболеваний.

В зарубежной литературе возникновение психогигиены связывают с движением, основанным Биерсом (Beers M.). Этот страховой служащий, в течение двух лет находившийся в психиатрическом стационаре, опубликовал после госпитализации в 1908 г.

книгу «Разум, нашедший себя», вызвавшую интерес во всем мире.

Затем он создал психогигиеническое общество, много путешествовал, читая лекции и пропагандируя положения о необходимости совершенствования психиатрической помощи, пытаясь привлечь внимание общественности к проблемам, связанным с психическими болезнями.

В Балтиморе был создан психиатрический госпиталь под руководством ведущего американского психиатра Майера (Meyer А.). В 1917 г. психогигиеническое общество возникло в Канаде, в 1918 г. — во Франции. Вопросами психогигиены занимались такие видные психиатры, как Крепелин (Kraepelin Е.), Форель (Forel А.), Блейлер (Bleuler E.) и др.

Перед началом Второй мировой войны во многих странах Европы и Америки уже существовали психогигиенические организации и общества, издававшие журналы, координирующие деятельность по изучению причин возникновения психических нарушений, внедряющие П.

в медицинское и общее образование, осуществляющие санитарное просвещение населения. В послевоенные годы были созданы отдел психического здоровья при ВОЗ и Всемирная федерация психического здоровья. Во многих странах ведется преподавание психогигиены.

Поскольку с начала психогигиенического движения отдельные его задачи (в частности, связанные с распространением психологических знаний) среди населения уже осуществлялись, в последние десятилетия психогигиена в большей степени ориентирована на решение социальных и экологических проблем, имеющих отношение к психическому здоровью. Основной целью психогигиены является сохранение психического здоровья, душевного равновесия. Поэтому среди ее направлений особое место занимает изучение факторов и условий среды, влияющих на психическое развитие и психическое состояние человека, и разработка мероприятии по их устранению или уменьшению в случае их патогенной роли. К таким факторам можно отнести все еще существующее неправильное отношение к лицам, страдающим психическими заболеваниями, злоупотребление лекарственными средствами, напряженные условия работы в некоторых видах деятельности, неблагоприятные экологические факторы и др. Психогигиена призвана помогать человеку избегать неблагоприятных воздействий, опасных для его психического здоровья, обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого естественные, природные ресурсы или изменяя свое отношение к ним.

В психогигиене выделяют несколько разделов и подразделов: возрастная П. (П. детства, П. подросткового, пожилого и старческого возраста); П. труда и обучения (психогигиена производственного и умственного труда); П. быта; П. семьи и половой жизни; психогигиена больного человека.

В зависимости от изучаемой области психогигиены опирается на те или иные дисциплины: педагогику, педиатрию, детскую и педагогическую психологию — психогигиена детства; геронтологию, возрастную психологию, медицинскую психологию — психогигиена пожилого и старческого возраста и т. д.

Важное место в разработке психогигиенических мероприятий занимают эпидемиологические транскультурные исследования заболеваемости, микросоциологических, психологических и социально-психологических средовых факторов.

Психогигиеническое воздействие наряду с санитарным просвещением осуществляется с помощью диспансеризации больных и лиц с повышенным риском заболеваемости, находящихся в кризисных состояниях; обеспечения «гигиенической зрелости» коллективов; разработки оптимальных режимов труда и быта. Для решения психогигиенических задач все чаще привлекаются методы психотерапии, такие как аутогенная тренировка, биологическая обратная связь, позитивная, поведенческая, групповая психотерапия и социально-психологический тренинг.

Развитие теории и практики психогигиены потребовало новых форм ее организации.

Создаются специальные психогигиенические учреждения для лиц практически здоровых, но находящихся в кризисных ситуациях: медико-психологические семейные консультации, дневные и ночные санатории-профилактории при промышленных предприятиях, вузах и др. учреждениях, кабинеты психологической и психофизиологической разгрузки, кабинеты социально-психологической помощи, телефонное консультирование и др.

Источник: https://psyera.ru/3373/psihogigiena

Психогигиена или как формируется личность

Психогигиена или как формируется личность

Психогигиена – это отрасль медицины, которая изучает факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по укреплению и поддержанию психического здоровья детей, подростков и взрослых.

Психопрофилактика предназначена для разработки мер, которые предупреждают психические заболевания и расстройства, а также препятствуют их переходам в хроническую форму.

Содержание:

Психогигиена изучает состояние нервно-психического здоровья, его динамику в связи с разнообразными факторами внешней среды (природными, производственными, социально-бытовыми). Кроме того, эта отрасль гигиены разрабатывает на основе полученных данных специальные методы воздействия на человека, чтобы создать условия для укрепления и сохранения его психического здоровья.

В настоящее время психогигиена составляет анализ влияния окружающей среды на людей и в первую очередь на подростков. Различают следующие разделы науки:

  • Возрастная;
  • Бытовая;
  • Семейной жизни;
  • Обучения и труда.

В свою очередь, возрастная гигиена прежде всего включает рекомендации, направленные для детей и пожилых людей, потому что психика этих возрастных групп значительно отличается от обычных взрослых.

Психогигиена и хорошее здоровье детей и подростков прежде всего базируются на возрастных особенностях и должны обеспечивать правильное формирование психики. Нужно понимать, что дети чутко реагируют на самые незначительные физические и эмоциональные воздействия, поэтому большая роль отводится чуткому воспитанию ребенка.

Основы психогигиены детей:

  • Воспитание эмоций;
  • Развитие и тренировка процессов торможения;
  • Преодоление трудностей.

В старческом возрасте также возникают свои специфические манеры. Это объясняется тем, что обмен веществ значительно медленней, общая работоспособность снижена, память уже не такая, как раньше.

Поэтому у пожилых людей значительно слабее психика. Любую эмоциональную травму они переносят болезненно, в особенности если это касается ломки стереотипов. Поддержать психическое здоровье поможет установленный режим дня, неутомительный труд и регулярные прогулки.

Методы психогигиены включают в себя:

  • Психокоррекционные работы, которые проводятся в консультативных центрах, «телефонах доверия» и других организациях, деятельность которых ориентирована на психологическую помощь;
  • Массовые обследования, которые проводятся для выявления так называемых групп риска, и профилактическая работа с таковыми;
  • Информирование населения;
  • Среди основных задач – помощь в кризисных ситуация, которые связаны с учебой, работой или семьей;
  • Работа с молодыми и неблагополучными семьями.

Большая часть жизни человека проходит в общении с другими людьми. Хорошему настроению способствуют приятные слова, поддержка и участие близких, а вот пренебрежительность, грубость могут травмировать психику, особенно у чувствительных людей. Можно сказать, что в дружеском коллективе психоклимат благоприятный.

Читайте также:  Добро в религиозных системах - психология

Однако есть такой тип людей, которые все слишком серьезно воспринимают и не могут тормозить отрицательные эмоции. Они должны перевоспитать себя, ведь трудности в жизни встречаются повсеместно. Для этого рекомендуется научиться правильно оценивать ситуацию, управлять своими эмоциями.

На семью положена большая ответственность, ведь именно в этом коллективе формируется личность, закладываются основы поведения. Отношения в семье существенно влияют на человека и поэтому они значимы как для каждой конкретной личности, так и для общества в целом.

Хорошие семейные отношения основаны на взаимоуважении, любви и дружбе, общих взглядах. Огромную роль играет взаимопонимание, умение идти на уступки. Дружественная обстановка способствует формированию крепкой семьи и создает хорошие условия для воспитания детей.

Стоит отметить, что психогигиена заключается у детей и подростков не только во влиянии семьи, но и в организованном коллективе, то есть в саду и школе. Сейчас большая роль отводится психогигиене учебных занятий. На время учебы приходится два возрастных кризиса (7 лет и 15 лет). В это время дети очень эмоциональны и сильно подвержены влиянию.

Психогигиена учебных занятий направлена на способствование гармоничному и своевременному развитию детей, и предотвращение психотравмирующих ситуаций в школе. Учеба должна приносить радость, положительные эмоции и противостоять напряжению, которое приводит к утомлению.

Стоит отметить, что психогигиена стресса неразрывно связана с другими разделами, в особенности с психогигиеной ребенка.

Адаптироваться к новым условиям существования детям очень непросто, а многим и достаточно болезненно. Они могут отвлекаться во время занятий, заниматься посторонними делами, плохо вести себя на переменах, бегать и кричать или, наоборот, стать пассивными. Некоторые могут смущаться при разговоре с учителем и расплакаться из-за замечания.

Нередко возникают признаки неврозов, дети теряют аппетит, стают капризными, плохо спят ночью. Полностью адаптироваться в школе удается лишь к середине первого года обучения. Однако большую роль в формировании личности и маленького ребенка, и подростка играет само учебное заведение и поведение учителя.

На основе данных психогигиены психопрофилактика разрабатывает систему мер, которые ведут к снижению психической заболеваемости, внедряет их в жизнь.

Профилактика разделяется на виды, каждый из которых отвечает за те или иные факторы:

  • Первичная направлена на предупреждение возникновения болезни. В нее включены законодательные меры, которые отвечают за охрану здоровья населения;
  • Вторичная. Заключается в выявлении начальных стадий заболеваний и их активном лечении. Можно сказать, что этот вид профилактики направлен на создание благоприятных условий течения болезни, что приводит к быстрому излечению;
  • Третичная. Меры направлены на предупреждение рецидивов заболеваний. На практике для этого проводятся мероприятия, которые направлены на устранение неблагоприятных условий учебы и работы.

Психогигиена и психопрофилактика, а точнее – их методы работы, внедряются совместными усилиями врачей и педагогов в среду подрастающего поколения. Для этого также используются санатории, детские лагеря и площадки.

Рекомендации по сохранению психического здоровья:

  • Правильная организация режима для и его соблюдение;
  • Регулировка учебных нагрузок (требования по продолжительности урока, чтения, письма, расписание занятий, их чередование, режим труда и отдыха и т.д.);
  • Подготовка детей к посещению детского сада;
  • Готовность ребенка к вступлению в школу;
  • Правильное воспитание в семье и организованных коллективах (сад, школа и пр.);
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • Обеспечение условий для благоприятного формирования эмоционального состояния детей;
  • Интеграция умственной и физической деятельности в учебный процесс.

Соблюдение вышеперечисленных рекомендаций создаст условия для оптимизации работоспособности как детей, так и подростков, кроме того, укрепит их психическое здоровье.

Источник: http://mjusli.ru/psihologija/poznaem-sebya/psixogigiena-ili-kak-formiruetsya-lichnost

Что означает понятие: психогигиена

Что означает понятие: психогигиена

Современное общество устроено так, что человеку приходится жить в постоянном напряжении, испытывая стрессы, раздражение, а это не лучшим образом отражается на здоровье. Нередко у молодых, полных сил людей возникают заболевания, абсолютно не свойственные их возрасту, а также растет количество больных наркоманией, алкоголизмом.

Психогигиена и психопрофилактика являются специализированными отраслями медицинской психологии, их задача состоит в предотвращении возникновения заболеваний психосоматического, нервно-психического характера у практически здоровых людей.

Основные направления, цели и задачи дисциплин

Ни для кого не секрет, что, столкнувшись со сложными жизненными ситуациями, люди, особенно молодые, теряются и принимают неправильные решения, которые меняют их жизнь совсем не в лучшую сторону.

Рекомендуем: Понятие осмысленности в психологии

Цель психогигиены как раз состоит в изучении факторов внешней среды, способных оказать негативное влияние на психическое здоровье человека, а также в разработке и проведении комплексных мероприятий, направленных на снижение психологической напряженности. Иными словами, выявление групп риска, целенаправленная работа с ними, функционирование кризисных центров, линий бесплатной психологической помощи являются основными инструментами этой науки.

Известный ученый А. Ребер говорил о том, что поддерживать психическое здоровье человека гораздо проще, чем лечить уже возникшее заболевание.

С этой точки зрения задача любого психолога, психотерапевта на этапе беседы состоит в том, чтобы выслушать больного, оценить влияние фактора, вызвавшего проблемную ситуацию, и оказать адекватную консультационную помощь.

В дальнейшем необходимо отслеживать изменение состояния пациента и корректировать лечение, принимать все меры к укреплению психического здоровья.

Психогигиена имеет несколько направлений деятельности. Одно из них, фундаментальное, занимается рассмотрением методических аспектов сохранения, укрепления психического здоровья людей.

Задача прикладного направления состоит в разработке технологий применения теоретических знаний на практике с учетом профессиональных, половых, возрастных, а также прочих особенностей групп потенциальных пациентов.

Рекомендуем: Ребефинг: техника дыхания

Третье, практическое направление сосредоточено на реализации в процессе работы конкретных методик, их доработке и корректировке. На этом этапе решаются задачи укрепления психологической устойчивости человека к факторам внешней среды, повышения работоспособности, снятия внутренней напряженности.

Психопрофилактика является разделом общей профилактики. Ее основная задача состоит в предупреждении психических расстройств. Наука рассматривает три состояния, в которых может находиться пациент:

  • Здоровый человек – не имеет никаких отклонений психики. Используются методы по недопущению психического заболевания.
  • Находящийся в зоне риска – или уже страдает легкой формой расстройства, или есть факторы, способные спровоцировать заболевание. Применяются методы, направленные на недопущение обострения заболевания, выведения человека из состояния нестабильности.
  • Имеется ярко выраженная психопатология. Основная задача – предупредить перетекание заболевания в более тяжелую форму, по возможности реабилитировать больного к повседневной жизни.

Области практического применения

В настоящее время почти все медицинские направления применяют психогигиенические методы обследования пациентов, испытывающих дезадаптацию. Врач любой специальности должен владеть навыками работы с пациентами в предкризисных и кризисных ситуациях. Выделяют следующие разделы психогигиены и области их практического применения:

  • Психогигиена личности – уделяет особое внимание детям, пожилым людям, направлена на преодоление периодических кризисов. Затрагивает вопросы воспитания, режимов отдыха, питания, обучения.
  • Бытовая – занимается вопросами предупреждения алкоголизма и наркомании.
  • Психогигиена труда направлена на разработку комплекса мер, обеспечивающих профпригодность, предупреждение конфликтов внутри трудовых коллективов, профилактику переутомления в ходе выполнения монотонных операций.
  • Психогигиена семьи – одно из важных направлений, посвященных формированию внутри группы близких родственников доверительных и гармоничных отношений.

Особое место в психогигиене семьи и личности занимает вопрос, посвященный беременности, родам, кормлению новорожденных грудью, правильному воспитанию детей младшего возраста.

Постоянная, целенаправленная работа, проводимая медицинскими учреждениями, позволила значительно повысить психологическое благополучие женщин предродового и послеродового периодов, снизить количество выкидышей вследствие неправильного режима дня и повышенных психологических нагрузок. Проведение для медицинского персонала обучающих семинаров повысило эффективность и своевременность диагностики психопатологий в этой группе пациентов.

Рекомендуем: Все про психические процессы

Работа, связанная с большим умственным напряжением, опасностью или требующая повышенного внимания к мелочам, может привести к переутомлению и фатальным ошибкам, а как следствие – к повышенному травматизму.

Задача психопрофилактики производственной деятельности состоит в выработке мероприятий, способных нивелировать влияние человеческого фактора, сформировать такое отношение к трудовому процессу, которое поможет избежать возникновения кризисных ситуаций. К мерам профилактики можно отнести следующие: изучение условий труда, заболеваемости сотрудников опасных производств, плановое ведение профилактических работ, контроль соблюдения техники безопасности и борьбу с вредными привычками сотрудников.

Психопрофилактика детей и подростков уделяет особое внимание переходным этапам, сопровождающим возрастное развитие. Кризис детей трех лет обусловливается пробуждением детского самосознания, желанием самому выполнять определенные действия.

В семилетнем возрасте наблюдается кризис, связанный с осознанием ребенка себя как части социума. Самый сложный этап свойственен переходному периоду, когда подростки начинают входить во взрослую жизнь, и на этом этапе они особенно остро нуждаются в психопрофилактических мероприятиях.

Рекомендуем: Пубертатный период — это

Психогигиена и психопрофилактика тесно связаны между собой, они направлены на укрепление психического здоровья не только отдельной личности, но и социальных групп. Задача обеих наук – показать человеку, насколько ценно саморазвитие, какие существуют приемы самопомощи в кризисных ситуациях.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/psixogigiena.html

ПсихолоГ_и_Я

ПсихолоГ_и_Я

Эффективное решение вопроса сохранения и укрепления здоровья и влияние его на формирование личности школьника возможно посредством применения соответствующих педагогических технологий. Обучение следует рассматривать как процесс обмена информацией между ребенком и средой.

Растущий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, применения различных технических средств обучения приводят к интенсификации умственной деятельности. Все это создает заметное влияние на нервно-психические функции ученика.

Нарушения психического здоровья является одной из причин школьной неуспеваемости, трудностей в обучении, овладении учебной программой. В связи с этим педагогам важно знать различные факторы, способствующие возникновению нервно-психических расстройств у детей.

Именно педагог в условиях оптимизации учебно-воспитательного процесса с целью сохранения психического здоровья ученика должен учитывать индивидуально-типологические особенности личности.

Это, в свою очередь, требует от педагогов и психологов школ знаний относительно причин и проявлений, согласно которым можно выявить детей, склонных к образованию невротических симтомо-комплексов.

Знание психогигиенических мероприятий, направленных на коррекцию личности этих детей и их социальных отношений в условиях школы, является залогом сохранения психического здоровья.

Поэтому квалифицированный педагог должен обладать систематизированными теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями, необходимыми для внедрения психогигиенических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья школьника.

Наличие знаний по обеспечению оптимальных условий обучения и воспитания, внедрение их в повседневную жизнь организованных детских коллективов является основой для гармоничного развития личности.

Чтобы правильно организовать учебно-воспитательный процесс и не нанести вред психическому здоровью, педагог или воспитатель должен знать основные гигиенические требования или нормативы по правильной организации учебной деятельности, режима дня и отдыха.

Несоблюдение психогигиенических рекомендаций по учебной нагрузки, режим дня, двигательная активность является причиной возникновения невротических нарушений. Именно поэтому в учебные планы педагогических вузов включено дисциплину «Психогигиена».

Ознакомить студентов с основными направлениями этой науки, расширить знания учителей, психологов и воспитателей по проблеме охраны психического здоровья — такую задачу ставили целью авторы учебного пособия.

Своевременное выявление отклонений в психическом здоровье школьника, знание их причин, а также психофизиологических особенностей детей позволяют предупредить развитие клинических выраженных форм заболевания и обеспечить коррекцию выявленных отклонений.

Для педагога важно знать признаки незначительных (функциональных) нарушений влияющих на процесс формирования личности и подлежат коррекции психолого-педагогическими средствами. Авторы пособия освещают основные клинические формы нервно-психических нарушений у детей, а также доклинические нервно-психические отклонения.

Читайте также:  Вектор силы - психология

Это увеличивает объем медико-биологических знаний педагога и способствует выявлению отклонений у детей и подростков на ранних этапах развития болезни.Педагог-воспитатель должен знать значимость фактора воспитания для формирования нервно-психических нарушений. Поэтому авторами пособия акцентируется особое внимание педагогов на возможных группах факторов невротизации при воспитании детей и предлагается комплекс мер психопрофилактической и коррекционно-реабилитационного направлений.Одной из важных задач работы педагога с подрастающим поколением является подготовка к семейной жизни. Это требует освещения вопросов поэтапной работы среди молодежи по половому воспитанию и распространение знаний по психогигиены семейной жизни. Учитывая это, авторами предложены психогигиенические рекомендации при проведении полового воспитания в разных возрастных группах.Несмотря на внедрение в современной школе оздоровительного направления в учебно-воспитательном процессе, в пособии рассмотрены различные аспекты антиалкогольной, антинаркотической и антиникотиновой пропаганды среди учащейся молодежи; рекомендованы комплексы психопрофилактических и коррекционных мероприятий по предотвращению вредных привычек.

Психогигиена — наука, интенсивно развивается и совершенствуется. Проблема охраны психического здоровья, которой занимается эта наука, является касательной, как в медицине, так и к педагогике и психологии. В условиях непрерывного образования успешное решение задач обучения и воспитания требует не только педагогических знаний, но и знаний психофизиологических основ организма человека. Применение этих знаний на практике позволит предупредить нервно-психические нарушения у детей и подростков, также будет способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.

Предмет и задачи психогигиеныТретье тысячелетие существования человечества ознаменовалось бурным научно-техническим прогрессом, огромным потоком информации, повлекшее высокие нагрузки на высшую нервную деятельность человека.

Это актуализировало проблему повышения устойчивости психики к вредным воздействиям внешней среды путем распространения медицинских знаний и расширение границ психогигиенических деятельности педагогов, психологов, врачей и т.д.»Сохранение и укрепление психического здоровья невозможно без предупреждений возникновения психических заболеваний.

Психогигиена преследует цель повышения устойчивости психического здоровья и резистентности к различным вредным факторам «(Большая медицинская энциклопедия — М., 1962.-Т. 21.-С. 317).

Психогигиена — современная наука, изучающая проблему психического здоровья и влияния на него различных факторов окружающей среды и разрабатывает мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья с целью обеспечения гармоничного психического и духовного развития личности.

Психогигиена — научная дисциплина, в рамках которой осуществляются фундаментальные и прикладные исследования. Как фундаментальная наука она рассматривает теоретические вопросы сохранения и укрепления психического здоровья, формулирует принципы оздоровления психики.

Психогигиена как прикладная научная дисциплина разрабатывает меры, правила и приемы оздоровления психики.

На практике — это реализация оздоровительных мероприятий, создание условий для наиболее оптимального сохранения психического здоровья, как отдельного человека, так и групп людей, соблюдение рекомендаций по укреплению здоровья, повышение психологической устойчивости. Психогигиеническая практика осуществляется как профессионалами, так и непрофессионалами.

Научной основой психогигиены является учение о высшей нервной деятельности, разработанное известными учеными-физюлогамы И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, П. М. Бехтерева, А. А. Ухтомским, П. К. Анохиным. Особое значение приобретает психогигиена в детском возрасте, так как именно в этот период закладываются основы психического здоровья. Состояние психического здоровья детей — объект внимательного наблюдения ВОЗ. Комитет экспертов ВОЗ констатировал, что нарушения психического здоровья среди детей с довольно распространенным явлением. Это требует особого внимания общества к проблемам психогигиены и формирует ряд новых задач, которые учитывают многофакторность влияния на психическое здоровье человека.

Психогигиенические мероприятия реализуются не только психологами и врачами, но и педагогами, воспитателями, социальными работниками

Основные задачи психогигиены:1. Создание благоприятных условий для формирования гармонично развитой личности.2. Формирование навыков оздоровительного поведения, направленного на сохранение психического здоровья.3. Разработка психопрофилактических мероприятий, направленных на предупреждение нервно-психических нарушений.4. Мониторинг психического здоровья населения.

5. Разработка и внедрение мероприятий по оптимизации умственного труда и обеспечения активного творческого долголетия.

Соответствия с задачами предметом психогигиены являются:— Исследование и систематизация критериев психического здоровья;- Научное обоснование и внедрение психопрофилактических и реабилитационно-коррекционных мероприятий с целью сохраненияпсихического здоровья различных слоев населения.

Психогигиенические мероприятия имеют практическое значение не только применительно психогенных заболеваний, неврозов, психопатий, но и в отношении различных соматических заболеваний. Так, соблюдение требований психогигиены играет важную роль для предупреждения инфарктов, предотвращения развития гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, сахарного диабета и т.д.

Общеизвестна роль психогигиены в предупреждении алкоголизма, наркомании и некоторых психозов. Одной из главных предпосылок формирования навыков оздоровительной поведения является знание психологии человека во всем многообразии ее проявлений. Движущей силой поведения являются мотивы и установки, которые определяются потребностями и ценностными ориентациями.

Последние являются основой для формирования установок. Наивысший уровень регуляции поведения личности создает система ценностных ориентаций, цель жизнедеятельности и средства достижения этой цели, К сожалению, исследованию этих важных психологических феноменов поведения личности, направленной на сохранение здоровья, уделяется слишком мало внимания.

Отсутствие соответствующей психогигиенических и психологической компетентности является причиной того, что человек не осознает связи между эмоциональным дискомфортом и соматическим нарушениям.Между тем известно, что лечить надо не болезнь, а больного.

Это подчеркивает необходимость видеть индивидуальность в каждом человеке, знать основные психологические характеристики: систему ее жизненных ценностей, доминирующую мотивацию поведения, особенности эмоциональной сферы, индивидуальный стиль общения и т.д.

Знание психики больного позволяет выявить те особенности, которые могут усилить проявления болезни или, наоборот, способствовать более успешному лечению.Как известно, болезнь легче предупредить, чем лечить. Но профилактические рекомендации без учета психологических аспектов, как правило, не будут достаточно эффективными, они должны сочетаться.

За последние годы растет количество так называемых болезней «цивилизации», к которым причисляют нервно-психические расстройства, нейродермиты, ишемической болезнью сердца, гипертонической болезнью, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, алкоголизм, наркоманию и т.д.

Изучение факторов риска и причин возникновения этих болезней показало , что очень часто в их основе лежит психоэмоциональное напряжение Возникновение последнего в основном зависит от психологических характеристик личности, ведь на одну и ту же психотравмирующую ситуацию люди реагируют по-разному, то есть те или иные социальные условия жизни и психологические особенности человека могут способствовать или предотвращать возникновению болезни. Это с особой остротой ставит проблему психологической грамотности населения, особенно молодого поколения, без чего трудно сохранить физическое и психическое здоровье. В ряде психологических исследований описываются типы личностей, у которых чаще возникают болезни сердца, желудка, сосудов и т.д. Так, например, у людей, склонных к чувству страха, внутренне напряженных чаще наблюдаются болезни сердца, а у предрасположенных к гневу — болезни печени, у людей апатичных, с пониженным жизненным тонусом, — болезни желудка и кишечника. Отрицательные эмоции могут привести к обострению язвенной болезни, диабета, гипертонии. Но человек не рождается с теми или иными личностными данными, они формируются в процессе жизни, воспитания и обучения. Следовательно, проблемы профилактики любых заболеваний, воспитания здорового поколения невозможно решить, не учитывая индивидуальные особенности человека.Психическое здоровье, внутреннее совершенство, гармоничная система отношений с окружающим миром закладываются еще в детском возрасте, поэтому профилактические психогигиенические рекомендации и меры являются наиболее продуктивными, если они реализуются с раннего детства, а не в зрелом возрасте, как это часто бывает.К наиболее важным рекомендациям, направленным на сохранение и укрепление психического здоровья детей, относятся следующие:

1. Правильная организация и соблюдение режима дня.2.

Гигиеническая организация учебной нагрузки (соблюдение гигиенических требований к продолжительности урока, письма, чтения,расписание занятий, правильное чередование уроков, разных по характеру деятельности и чередование различных видов нагрузкитечение недели, чередование учебной и трудовой деятельности с отдыхом и т.п.).3. Подготовка ребенка к поступлению в детское дошкольное учреждение.4. Готовность ребенка к школе.5. Правильное воспитание детей в семье и организованных коллективах.6. Индивидуальный подход к детям с различными типологическими особенностями ВНД.7. Обеспечение благоприятных условий для формирования у детей положительного эмоционального состояния.

8. Интеграция физической и умственной деятельности в учебно-воспитательном процессе в учебных заведениях.

Соблюдение этих психогигиенических рекомендаций создают условия для укрепления психического здоровья и оптимизации работоспособности детей и подростков.

Источник: http://mypsiholog.com

Источник: http://stanislav.my1.ru/publ/psikhogigiena/psikhogigiena_predmet_i_zadachi/26-1-0-303

Нервно-психические заболевания

Психогигиена, как и общая гигиена, является одной из важнейших областей профилактической медицины. Психогигиенические мероприятия имеют гуманные задачи: сохранение и всемерное укрепление психического здоровья человека.

https://www.youtube.com/watch?v=-fCX5pFr9lQ

Присмотритесь к людям, окружающим вас, и попробуйте всесторонне проанализировать их жизнь в семье и коллективе. Посмотрите, насколько они уравновешенны или, наоборот, грубы, несдержанны, жизнерадостны или апатичны. Как чувствуют и ведут себя в напряженных, конфликтных ситуациях? Обратите внимание и на особо выраженные свойства характеров их родственников и детей.

Вы с полной очевидностью отметите: личность человека, его характер, способности, привычки — все это не что иное как продукт определенной внешней среды, в которой человек развивается и живет. Вы заметите огромное значение так называемых бытовых мелочей, отражающихся на настроении человека, а вместе с тем и на его психическом здоровье.

Известно, что многие нервно-психические расстройства могут возникнуть только у людей, чья нервная система резко ослаблена травмирующими внешними обстоятельствами, включая неправильное педагогически безграмотное воспитание. Это подчеркивает важность внимательных и добрых взаимоотношений между людьми, где бы они ни находились: в семье, в трудовом или учебном коллективе, просто в быту.

Психогигиена играет значительную роль в пропаганде и проведении в жизнь мероприятий по охране психического здоровья среди самых широких кругов населения.

Психогигиена неразрывно связана с общей гигиеной. Иначе говоря, всестороннее укрепление здоровья человека предупреждает ослабление и заболевание его нервной системы, нарушения психической деятельности.

Многие отрицательные черты характера (мнительность, неумение владеть собой, противостоять дурным привычкам) нередко становятся прямой или косвенной причиной значительных нарушений в организме человека.

Существенным вкладом в систему психогигиенических мероприятий в нашей стране надо признать дальнейшее повышение благосостояния советских людей, их духовной культуры, а также четко организованное медицинское обслуживание.

Неуклонное снижение детской заболеваемости, а также осложнений при беременности и родах предупреждает врожденные и приобретенные умственные дефекты. Воспитывая психически полноценного человека, нужно заботиться и о его физическом здоровье, разностороннем закаливании организма.

Остановимся на основных вопросах формирования основы здоровой, гармонически развитой личности.

Иногда во взаимоотношениях с ребенком родители не учитывают его индивидуальных психологических особенностей, применяют стандартные педагогические приемы: провинился — наказан, совершил хороший поступок — поощрен и т. п.

На этой почве нередко возникают грубые педагогические просчеты, подрывающие душевные силы ребенка, влекущие за собой «однобокость» характера, вплоть до серьезных нервно-психических отклонений.

Родители должны учитывать особенности темперамента и характера ребенка. В какой степени можно и нужно воздействовать на развивающийся характер ребенка, изменять его в желаемую сторону с помощью педагогических мер?

В процессе развития человека многие свойства его характера подвергаются значительным изменениям. Это создает для родителей реальную возможность воспитать своих детей мужественными и уравновешенными людьми, с честью преодолевающими жизненные трудности.

Конечно, родители часто испытывают значительные затруднения: ведь дети от рождения бывают вспыльчивыми и неуравновешенными или, наоборот, вялыми и флегматичными.

Тем не менее родители и воспитатели должны вовремя обратить внимание на недостатки характера ребенка, помочь ему в психическом развитии.

Для того чтобы ребенок не был излишне подвижным и возбудимым, нужно найти полезный выход его энергии, но ни в коем случае не применять телесные наказания и другие крутые меры. Приведем пример, иллюстрирующий этот важный вывод.

Петя В., воспитанник средней группы детского сада, всегда отличался необыкновенной активностью, любил шумные и подвижные игры, был неизменно любознателен и неутомим на групповых занятиях.

Читайте также:  Личность в психологии - психология

Постепенно в поведении мальчика стала обнаруживаться чрезмерная вспыльчивость, доходящая до злобности: он часто обижал младших и слабых ребят, устраивал беспричинные ссоры со своими сверстниками. При этом Петя абсолютно не поддавался уговорам воспитательницы, которую раньше очень уважал и любил.

Для выяснения причин такого поведения мальчика пришлось побеседовать с его матерью. Оказалось, что правильный режим дня, столь необходимый для нормального развития, в семье не соблюдается: дети до поздней ночи играют в шумные игры, смотрят телевизионные передачи.

Отец семьи, в которой растет Петя, очень легко раздражается, по пустякам наказывает детей. В ответ на такую несправедливость они также становятся более злобными. Настойчивой воспитательнице пришлось немало потрудиться, прежде чем родители Пети поняли свои ошибки и наладили правильный режим дня.

С согласия родителей Петя был временно переведен в круглосуточную группу этого же детского сада. Мальчик вновь увлекся живым уголком, групповыми занятиями. Впоследствии и мать сумела занять сына спокойными настольными играми, читала ему стихи и сказки. Мальчик вновь стал уравновешенным, общительным и жизнерадостным.

Совершенно очевидно, что если такого ребенка продолжать грубо наказывать, ограничивать его активность частыми запретами, то можно прийти лишь к крайне нежелательному результату — нервным расстройствам, проявляя же должное умение и настойчивость, ребенка нетрудно привлечь к посильной помощи взрослым, занять спокойными играми. Этим ребенку исподволь прививаются усидчивость, целенаправленность — качества, необходимые в школьном периоде его воспитания.

Максимума внимания и специального педагогического подхода требуют и дети с врожденной слабостью темперамента. Это робкие, застенчивые ребятишки, легко подчиняющиеся даже своим сверстникам, лишь бы ни с кем не вступать в противоречие. У этих детей часто развиваются неправильные черты характера.

На предупреждение их и должно быть направлено внимание родителей. Слабым, малоактивным детям совершенно необходимо участие в коллективных играх и занятиях. Их надо увлечь яркими, но доступными для их возраста примерами мужества и стойкости, постоянно подбадривать.

Не следует переутомлять ребенка большим количеством впечатлений.

Иногда родители всячески ограждают такого ребенка от каких-либо жизненных препятствий, от участия в коллективной жизни, бесконечно балуют его и, таким образом, выращивают безвольного приспособленца.

Нужно помнить о том, что многие сильные раздражители (шум, яркий свет, телепередачи и пр.), на которые взрослые не обращают внимания, могут систематически перевозбуждать нервную систему маленького человека, отрицательно сказываться на формировании его характера.

Благоприятное формирование психики ребенка неотделимо от общей семейной психогигиены. Ссоры между родителями или другими членами семьи недопустимы в присутствии маленьких детей.

Не секрет, что в отдельных семьях ссорящиеся супруги восстанавливают своего ребенка один против другого. Такая обстановка создает в детской душе острые противоречия, травмирует его психику.

Одной из главных педагогических задач родителей является по возможности полное единство предъявляемых к ребенку требований в семье и в детских учреждениях.

Иногда спокойствие, чрезмерная задумчивость ребенка, его обособленность от детского коллектива воспринимаются родителями и даже педагогами как результат удачного воспитания. Это ложное мнение.

Такие черты в характере ребенка свидетельствуют о его однобоком развитии, В занятиях с такими детьми следует развивать их чувства, воображение, мышление, что достигается чтением и пересказами интересных сказок, фантастических или романтических историй.

Старайтесь обращать их внимание на красоту природы, доступные детскому пониманию произведения искусства, активно вовлекайте в коллективные игры и забавы.

Часто встречается и противоположное явление: ребенок обладает сильными и разнообразными чувствами, проявляемыми им почти в любой обстановке, но мало задумывается об окружающей его действительности, мыслит слишком образно, конкретно и потому поверхностно. Воспитывая таких ребят, надо тренировать их мышление серьезными и поучительными рассказами, правильно и подробно отвечать на их вопросы.

При вдумчивом и грамотном подходе к ребенку можно воспитать у него гармоничный характер, здоровые наклонности и привычки. Большая доля забот о правильном воспитании (и тем самым о психическом здоровье) детей лежит на школьных педагогах и школьных врачах.

Говоря о воспитании, нельзя не подчеркнуть особой вредности религиозных настроений в семье. Таинственные и мрачные обряды, постоянный страх перед могуществом «всевышнего» резко травмируют несформировавшуюся детскую психику, могут привести к нервно-психическим заболеваниям.

Любой достаточно развитый человек может самостоятельно воспитать в себе организованность и сдержанность, хладнокровие и даже жизнерадостность. Все это имеет большое значение в первую очередь для психогигиены быта.

Иногда мы невольно портим настроение себе и другим людям разного рода мелкими, беспринципными стычками и конфликтами. А если вдуматься, так ли уж трудно сознательно удерживать себя от необдуманных поступков и слов, проявлять по отношению к людям такт и внимание?

Каждому из нас необходимо всегда помнить о возможном травмирующем влиянии своих поступков на окружающих. Не следует подавать дурной пример детям и подросткам. Научитесь подчинять чувства и желания разуму, и вы только выиграете от этого. Ведь склонность раздражаться по малейшим поводам не только неприятна для окружающих, но и губительна для собственных нервов.

Не слишком ли дорогая это цена за сомнительное удовольствие от, так сказать, вольного желчеизлияния? «Психовать» глупо, невыгодно даже в серьезной конфликтной ситуации, когда разногласия носят принципиальный характер.

О столкновениях по пустячным поводам можно сказать, что это уже не просто глупо, но и недопустимо прежде всего в интересах здоровья окружающих и своего собственного.

Конечно, наша жизнь меняется на глазах, все напряженнее становится ее ритм. Все шире круг людей, с которыми мы вступаем в контакт, а частота этих контактов делает их прямо-таки утомительными.

Но это, разумеется, ни в малейшей мере не означает, что решения проблемы не существует. Оно вполне возможно в нашем социалистическом обществе.

Следует больше внимания уделять развитию и воспитанию общей культуры, чувства самоконтроля, воспитанию, которое должно проводиться всюду — в школе, в семье, в любом трудовом или учебном коллективе.

Иногда наблюдаются недостаточно хорошие взаимоотношения между людьми разных поколений. Нельзя обходить этот вопрос, уклоняться от его решения, говоря: «Молодежь-то какая пошла!» или «Старшие нас не понимают». Здесь необходимы справедливая оценка каждым человеком собственных достоинств и недостатков, уважение к мудрой старости и понимание неопытной молодости, даже взаимная снисходительность.

Большое значение для психогигиены быта имеет принципиальная борьба с алкоголиками, наркоманами и морально разложившимися людьми (тунеядцы, развратники и пр.). Пытаясь воздействовать на таких людей, мы порой ограничиваемся лишь формальными юридическими мерами.

Совсем другое дело, если аморальный тип будет повседневно сталкиваться с решительным общественным осуждением, почувствует нетерпимость его образа жизни, поведения. Долг каждого гражданина — неустанно принимать активное участие в борьбе за здоровый быт.

Труд советских людей принимает все более творческий характер, становится необычайно производительным.

Однако важно, чтобы стремление достичь высоких экономических показателей в социалистическом соревновании не вытесняло заботу о выполнении правил трудовой психогигиены, об организации здоровой рабочей обстановки.

Огромное психогигиеническое значение имеет правильный выбор профессии с учетом основных индивидуальных свойств характера и темперамента каждого человека.

Надо подчеркнуть, что многие профессии (медицинские, педагогические, бытового обслуживания и некоторые другие) требуют от работников особой воспитанности и гуманности. Случайность в выборе такой профессии особенно непростительна.

Важнейшим условием для слаженной и спокойной работы всего коллектива является неукоснительное соблюдение трудовой дисциплины. Для психогигиены очень важно, чтобы высокая сознательность и дисциплинированность распространялись и на бытовые взаимоотношения между сотрудниками, их коллективную жизнь вне производства.

Здоровый и дружный коллектив должен стать для рабочего или служащего его второй семьей, первым помощником в решении частных вопросов быта. Для сохранения как физического, так и психического здоровья важен правильно организованный отдых.

Поэтому каждый работник, стараясь получше отдохнуть, должен в полной мере учитывать особенности своей трудовой деятельности. Максимально должны быть использованы не только часы домашнего досуга, но и перерыв в работе, занятия производственной гимнастикой.

Желательно, чтобы весь досуг трудящегося представлял разнообразие физической и умственной деятельности, полностью восстанавливал работоспособность.

Последний вопрос, который будет здесь рассмотрен,- это психогигиена семейной жизни.

Мы повседневно встречаемся с людьми, которые считаются сдержанными, так сказать, порядочными в служебной обстановке, но почему-то неузнаваемо меняются дома.

Своим «я» они могут открыто подавлять интересы родных и близких людей, создавая удобные условия жизни только для себя. Как ни странно, в обществе на поведение такого субъекта нередко смотрят как на «личное» или «семейное» дело.

В чем же причины возникновения неравноправных взаимоотношений между супругами, часто влекущих за собой тяжелые семейные разлады и нервно-психические расстройства? Несмотря на необычайную широту поставленного вопроса, многие из таких причин все же можно назвать.

Нередко будущие молодожены к моменту бракосочетания имеют лишь ограниченные представления о ряде вопросов: о благоприятном возрасте вступления в брак, о значении перенесенных тяжелых заболеваний или наследственной отягощенности у одного из супругов, гигиене половой жизни и т. д.

Такое положение довольно часто приводит к значительным разногласиям и разочарованию. Каждый человек должен стараться учесть все обстоятельства его будущей супружеской жизни.

Основой каждой семьи должны стать сознательная ответственность за физическое и душевное здоровье потомства, нормальные семейные отношения. Очень часто семейные неполадки люди склонны объяснять такими причинами: «Характерами не сошлись», «Теща со свету сживает…» и т. д.

А не вернее ли сказать: «Не захотели сойтись характерами, погасили свою любовь»? В большинстве случаев этот вывод оказывается правильным. Человек может управлять своим поведением. Настоящий человек сильнее любых обстоятельств!

Несколько слов о психогигиеническом значении нормальной половой жизни. Прежде всего надо подчеркнуть важность разумного полового воспитания детей и подростков.

Родители должны стремиться к тому, чтобы дети не сосредоточивали свое внимание на вопросах интимной жизни взрослых. Не нужно окружать эти вопросы излишней таинственностью.

Естественный интерес подростка к изменениям в его организме надо удовлетворять, беседуя с ним о закономерностях развития человеческого организма или предлагая ему прочесть специальные статьи и брошюры.

Теперь о взрослых. Как известно, нормальная половая жизнь зрелого человека является для него одним из источников жизнерадостности. К этому надо добавить, что временное воздержание от половой близости абсолютно безвредно для здоровья человека.

Печальные результаты приходится наблюдать в случаях злоупотреблений в половой жизни, неизменно истощающих как нервную систему, так и организм человека в целом.

Неупорядоченная половая жизнь часто становится причиной тяжелых семейных разладов, наносит психическую травму.

Как видим, важность соблюдения психогигиенических норм в семейной жизни не оставляет сомнений.

Хочется еще раз призвать наших читателей к повседневной борьбе за психическое здоровье советского человека, за здоровый быт социалистического общества.

Источник: http://www.medsbb.ru/psix/psix8.htm

Ссылка на основную публикацию