Ретрофлексия — психология

PSYFACTOR-self.ru

Ретрофлексия - психология

Следующим механизмом психологической защиты, который мы будем рассматривать в этой статье, будет ретрофлексия. Буквально слово «ретрофлексия» означает «обращение в противоположную сторону».

Говоря о ретрофлексии с точки зрения гештальт подхода как о невротическом защитном механизме, мы будем иметь в виду следующий процесс прерывания контакта человека со своей потребностью – поворот на себя, когда вся энергия собственной потребности, направленная к какому-то объекту, возвращается человеком сознательно или нет, с точностью до наоборот, на себя. И в этом смысле бывает два вида ретрофлексии:

  1. ретрофлексия-1 – прерывание контакта, означающее осознанный или нет выбор человека сделать себе то, что очень хочется сделать другим;
  2. ретрофлексия-2 – особый вид контакта, означающий осознанный или нет выбор человека сделать другим то, что очень хочется, чтобы сделали ему.

В результате любого из этих процессов накопленная в цикле контакта с потребностью энергия не покидает его границ.

Человек становится как бы отдельной само сохраняемой единицей, которая возвращает всю энергию контакта в замкнутую внутри личностную систему и прерывает все контакты с окружением. Так может отрицаться человеком потребность в заботе, внимании, жалости, близости, любви.

Я думаю, в нашей сегодняшней жизни не составляет труда встретить такого специфически самодостаточного человека, девизом которого является «мне от Вас ничего не нужно – сам управлюсь».

Такой человек не станет жаловаться, чтобы его пожалели, не станет просить поддержки в трудной ситуации, ни за что не попросит тепла и ласки, если будет нуждаться в близости, куда уж тут добиваться любви от того, кого он любит и в чьей любви так нуждается. Знакомо?

Но бывает более разрушительная ретрофлексия, которая связана с удержанием человеком своих агрессивных импульсов, направленных в среду, но остановленных им из-за страха причинить вред другим, социального неодобрения и наказания, потери отношений, особенно, если речь о значимых людях в его жизни и прочих «уважительных и неуважительных» причин. В данном контексте имеются в виду не выражение своего раздражения, досады, гнева, обиды, обвинений, злости, ярости, ненависти, в общем, всех видов агрессии. Например, когда от злости человеку хочется просто от души треснуть другого человека, вызвавшего у него своими действиями такой агрессивный импульс, а он останавливает себя, при этом зачастую испытывает психосоматические симптомы, а при хроническом закреплении такого собственного выбора – психосоматические заболевания. Это не потому, что он – мазохист, просто такому человеку «легче» заплатить за свой выбор своими душевными и телесными страданиями, только бы не рисковать своими отношениями или самооценкой.

Чем может быть обусловлен именно такой казалось бы странный выбор человека? Чаще всего он связан с незавершенным детским опытом, когда потребности ребенка игнорировались, а попытки их удовлетворения заканчивались наказанием.

То есть ребенок проигрывал окружающей его среде, воспитывающим его взрослым в неравном поединке. И этот способ, воспроизводившийся несколько или даже много раз, научил его подавлять свои естественные импульсы и реакции, способные навлечь на него агрессию окружающих его людей.

Эти незавершенные ситуации научили его проводить четкую границу между собой и другими, но весьма парадоксальным образом – практически посередине себя самого. То есть, при ретрофлексивном поведении человек обращается с собой так, как намеревался  обращаться с другими из внешней среды.

Он прерывает направление своей энергии вовне, необходимой для совершения изменений в окружающей среде, связанной с удовлетворением доминирующей потребности, и при этом всю свою энергию и активность направляет, а точнее будет сказать «обрушивает» на себя самого, разделяя свою личность на две части.

Одна из которых – действующая, а другая – испытывающая воздействие. Так человек сам себе становится злейшим врагом.

Зачем сформировался такой «опасный» защитный психический механизм или механизм сопротивления и в чём его польза? Конечно, ни один человек не может жить, позволяя осуществляться буквально каждому своему импульсу, потому что он живет в человеческом обществе и является общественным существом.

Именно поэтому хотя бы некоторые его биологические импульсы, движимые высокой энергией страстей, необходимо сдерживать из-за его социальных потребностей, связанных с сохранением и развитием отношений с другими, окружающими его, людьми. И тогда человек часто живет и действует не как целостная и интегрированная структура, а как раздробленная на части личность.

Именно эти части личности клиента, на которые он себя делит, вызывают подлинный интерес у терапевта в процессе психотерапии. Эти части зачастую живут своей уникальной жизнью, по своим правилам, часто совершенно не осознаваемым самим человеком.

В гештальт подходе рекомендуется наполнить жизнью и сделать хорошо осознаваемой каждую из раздробленных частей личности, рассмотреть противоречия, возникающие между ними. А дальнейшую работу предстоит проделать уже «естественной мудрости» человеческого организма.

Несмотря на то, что человек уже ребенком научается сдерживать свои реакции, способные вызвать наказание, его импульсы или желания остаются такими же сильными, как и раньше, но лишенные возможности внешнего выражения, они все же постоянно бессознательно будут пытаться организовать двигательный аппарат к открытому их выражению.

Все эти попытки отразятся в позе, мышечных паттернах, зажимах, блоках, начинающихся и само прерывающихся движениях (например, закусывании губ, сжатии кулаков, заламывании пальцев, задержки дыхания). То есть мы увидим, что организм будет вести себя по отношению к импульсу так же, как вела себя когда-то окружающая его среда – то есть подавлять его.

Энергия потребности разделится. Одна её часть будет стремиться по-прежнему к первоначальной и никогда не достигаемой цели, а другая – будет стремиться удержать эту часть под контролем. Это сдерживание будет осуществляться напряжением мышц, антагонистичных тем, которые вовлекаются в наказуемое действие.

Так образуется своеобразный ретрофлексивный «клинч», переводящий внешний конфликт человека с окружающей его средой, во внутри личностный конфликт.

Конечно, классно было бы просто и без хлопот «освободить запрещаемое» человеком. Но ведь невозможно отрицать, что в определенных ситуациях такое сдерживание может оказаться просто спасительным, а желанное «высвобождение» – совершенно неуместным.

Важно осознанно управлять своей ретрофлексией, адекватно и рационально. Ретрофлексия становится патологией, если входит в привычку и осуществляется хронически и совершенно бесконтрольно, организовывая внутреннюю линию фронта, неизменную и не привлекающую к себе внимание.

Такой процесс превращается в порочную цепь: подавление – репрессия – невроз.

Если бы социальное окружение человека, также как в его детстве, действительно было бы неумолимым, непреодолимым, чреватым наказанием, тогда репрессия («забытая ретрофлексия») была бы желательна в связи со своей эффективностью. Но ведь ситуация давно уже изменилась, и человек – уже далеко не беззащитный и бесправный ребенок.

Он стал явно сильнее и независимее от среды. Так почему бы вновь не попробовать получить от неё нечто нужное и важное для себя? И тогда давно заблокированный импульс получит возможность предъявления, а может быть и полного удовлетворения.

А если организм удовлетворяет свою какую-то подлинную потребность, то позже станет, наконец, возможен долгожданный отдых, ассимиляция нового опыта и личностный рост.

С уважением, Лилия Семёнова.

27.05.2014 года.

Все права защищены © 2011-2015 Семёнова Л. Ф.

Авторские права защищены. При копировании страниц, указывать автора и писать ссылку на сайт: https://psyfactor-self.ru/.

Источник: https://psyfactor-self.ru/archives/1346

Защитные механизмы психики. Часть 4-я. От интроекции и проекции к ретрофлексии

Защитные механизмы психики. Часть 4-я. От интроекции и проекции к ретрофлексии

Я не знаю: внимательно ли вы читали мои предыдущие статьи и читали ли вообще? Если нет, то не стоит читать и эту. Трудно будет понять..

Почитайте предыдущие. Хотя бы бегло. Они тут недалеко, немного ниже.

Но я в любом случае продолжаю.

Мы рассматривали проекцию.
Фактически проекция это следствие ущемления авторитарным родителем ребенка. Ребенка мы при этом можем и не замечать, настолько он подавлен. Родитель выступает строгим моралистом, который точно знает, как надо и как нет.

Выносит критические замечания по поводу того, что видит вокруг. Замечания эти могут быть и просто брюзжанием по поводу наблюдаемого, и непосредственным контактом с кем-то. Осуждая что-то вовне, мы играем роль родителя. Внутри себя в лице ребёнка родитель это уже подавил.

Родитель воспитывает ребёнка вначале интроекцией, затем участвует в проекции для закрепления.

Проекция всегда привязана к какой-нибудь интроекции. Нет интроекции, нет и проекции. Интроекция порождает проекцию. А что дальше? А дальше ретрофлексия. Только уже непоследовательно, по цепочке, как одно вызывает другое, интроекция проекцию, а проекция…Нет, здесь, в ретрофлексии уже взаимодействие и того, и другого.

Взаимодействие как единство и борьба противоположностей.

Ретрофлексия есть не что иное, как борьба интроекции и проекции, интроекторов и проекторов. Результат – себе делаешь то, что хотел сделать другому или с другим.
А зачем разбираться с самим собой в том случае, если нужно разобраться, так или иначе, с другим человеком? Интроект не позволяет, а проектор своё личное, родное за интроект выдаёт, за якобы навязываемое извне.

Сначала запрет (интроекция), затем вытеснение желаемого (проекция) с переводом ответственности на других. Но потребность остаётся, не исчезает, требует удовлетворения.

Так как «нельзя и не положено» её удовлетворять вовне, то её ненароком пытаются удовлетворить внутри. Вовне и внутри? Любая потребность требует своего удовлетворения именно вовне, то есть в контакте с внешним миром, прежде всего людьми.

Нельзя поесть, не найдя пищи, а только придумав её, нельзя напиться, представив себе в воображении живительный родник и так далее.

Читайте также:  Индивидуальная мораль - психология

Но… есть и другие потребности, которые мы способны «удовлетворить», находясь только сами с собой, не вступая с действительностью в творческий и активный контакт. Какие? А такие примеры: хотел обидчику дать в морду, но не дал. Ударил потом в стену и руку повредил.

Захотелось секса? Не с кем? Мастурбация.

Никто не любит и не дарит подарков? Купи себе единственному (ой) и любимому (ой) сам (а). И самый крайний случай: хотел убить кого-то, но убил себя. Самоубийство.

Примеров можно много привести. Какие вам известны и интересны?

Хотя, конечно, суть не в примерах. Ретрофлексия – это замыкание мира на самом себе! Есть я, и есть мир, но между нами непроходимая граница. Я могу получить от жизни лишь маленькую толику того, что мне необходимо. Всё остальное тщетно, судорожно и нелепо пытаюсь добыть сам в себе.

Страшная психология?

Но ведь она в той или иной мере свойственна нам всем. Автор этих строк как-то по молодости разбивал себе руку об стену до перелома.

Что это было? Поссорился с кем-то? Да.
Но это была она! Ретрофлексия!

Единство и борьба интроекции и проекции есть ретрофлексия! А если попросту: запрет на желаемое приводит к самоистязанию, наказанию самого себя. Где выход? Способ один: растворить и переварить интроекцию и вернуть себе проекцию как своё собственное.

Об этом поговорим в следующей статье.

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Похожее

Источник: http://andrey-eltsov.ru/zaschitnye-mehanizmy-psihiki-chast-4-ya-ot-introekcii-proekcii-retrofleksii/

Гештальт-Подход. Свидетель терапии

Гештальт-Подход. Свидетель терапии. . .

Четвертый невротический механизм может быть назван ретрофлексией, что буквально означает «оборачивание в противоположную сторону». Ретрофлектор умеет проводить границу между собой и средой и проводит ее вполне четко, -только проводит он ее точно посередине себя самого.

Интроектор поступает так, как хотят от него другие, проектор делает другим то, в чем обвиняет их по отношению к себе, человек в патологическом слиянии не знает, кто кому что делает, а ретрофлектор делает себе то, что хотел бы сделать другим.

При ретрофлектированном поведении человек обращается с собой так, как первоначально он намеревался обращаться с другими людьми или объектами.

Он перестает направлять свою энергию вовне, чтобы произвести в окружающем изменения, которые удовлетворили бы его потребности; вместо этого он направляет свою активность внутрь и делает объектом своих воздействий не среду, а себя самого.

В той мере, в какой он это делает, он разделяет свою личность на две части — действующую и испытывающую воздействие. Он буквально становится своим собственным худшим врагом.

Разумеется, ни один человек не может жить, постоянно давая ход каждому своему импульсу; по крайней мере некоторые из них необходимо сдерживать. Но произвольное останавливание деструктивных импульсов при понимании их деструктивности — это нечто совершенно иное, нежели обращение их на самого себя.

Представьте себе измотанную женщину в конце тяжелого дня, в течение которого стиральная машина вышла из строя и порвала одежду, пятилетний сын в ярости изрисовал красным фломастером все обои в гостиной, мастер, который должен был починить вытяжную трубу, не появился, а муж пришел к обеду на час позже, чем она ждала. Ее настроение может быть поистине убийственным; вряд ли было бы разумно выразить это состояние, прикончив сына или мужа, но столь же глупо было бы перерезать горло себе самой.

Как проявляется механизм ретрофлексии? Интроекция проявляется в использовании местоимения «я», когда реально имеются в виду «они»; проекция проявляется в использовании местоимений «оно» или «они», когда реально имеется в виду «я»; слияние проявляется в использовании местоимения «мы», когда реальное значение неизвестно; ретрофлексия проявляется в использовании рефлективного местоимения «самому себе» или «самого себя».

Ретрофлектор говорит: «Я стыжусь самого себя» — или: «Мне нужно заставить себя сделать эту работу.» — Он делает почти бесконечный ряд утверждений такого рода, и все они основаны на удивительном представлении, что «сам» и «себя» — два разных человека. Наш незадачливый хорист говорит:

«Я должен контролировать себя.»

Конфликт между собой и другим, лежащий в основе невроза, проявляется в крайней путанице относительно самого себя. Для невротика «я» может быть зверем или ангелом, но никогда не «мной самим».

Описывая развитие личности, Фрейд внес определенный вклад в эту путаницу. Он различал Эго («я»). Ид (органические влечения) и Супер-Эго (совесть), и описывал психическую жизнь индивида как постоянный конфликт между ними, -неразрывное объятие, в котором человек борется сам с собой до самой смерти. Ретрофлектор, по-видимому, живет в соответствии с фрейдовским представлением о человеке.

Но давайте на минуту остановимся и рассмотрим, что такое в действительности Супер-Эго. Если Супер-Эго не является частью самости, или «я», или Эго, оно должно быть набором интроектов — неассимилированных установок и отношений, навязанных индивиду его средой.

Фрейд говорит, что Интроекция обеспечивает процесс морального развития. Например, ребенок интроецирует «хорошие» образы родителей и делает их своими Эго-идеалами В таком случае Эго также становится набором интроектов.

Но исследование невротиков постоянно показывает, что проблемы вызываются отождествлением ребенка не с «хорошими», а с «плохими» родителями.

Установки и этику «хороших» родителей ребенок не интроецирует, он их ассимилирует.

Он может не осознавать этого в сложных терминах психиатрического языка, но в действительности те установки, которые определяют удовлетворяющее его поведение родителей, он переводит в понятные ему представления, приводит их, так сказать, к общему знаменателю и ассимилирует в такой форме, в какой он может их применять. Он не может таким же образом обойтись с «дурными» установками родителей. У него нет средств справиться с ними, и нет даже изначального желания делать это, так что ему приходится принять их в качестве непереваренных интроектов.

Здесь и начинаются проблемы. Личность теперь состоит не из Эго и Супер-Эго, а из «я» и «не-я», из себя и образа себя, и человек оказывается в состоянии такого замешательства, что не способен отличить одно от другого.

Это замешательство в отождествлениях фактически и есть невроз. Выражается ли он первоначально в использовании механизма Интроекции или проекции, ретрофлексии или слияния, его главный признак — дезинтеграция личности и отсутствие координации между мыслью и действием.

Терапия призвана исправить ложные отождествления. Если невроз создается «дурными» отождествлениями, то здоровье можно считать продуктом «хороших» отождествлений. Это, разумеется, оставляет открытым вопрос о том, какие отождествления хороши, а какие плохи.

Простейший и, как мне кажется, наиболее удовлетворительный ответ, основывающийся на наблюдаемой реальности, состоит в том, что «хорошие» отождествления способствуют удовлетворению индивида и его среды и достижению им своих целей, а «дурными» можно назвать те, которые препятствуют его росту и создают для него преграды, или вызывают деструктивное поведение по отношению к среде.

Ведь невротик не только страдает сам, но и наказывает своим саморазрушительным поведением всех, кто за ним ухаживает.

Психология bookap

Следовательно, в терапии мы должны восстановить способность невротика к различению. Мы должны помочь ему вновь обнаружить для себя, что является им самим, а что нет; что способствует его развитию, а что препятствует. Мы должны направить его к интеграции. Мы должны помочь ему обрести правильное равновесие и контактную границу между собой и остальным миром.

Легко сказать «будь собой»; однако невротик встречает тысячи препятствий на этом пути. Понимая теперь механизмы, посредством которых невротик не дает себе быть собой, мы можем заняться последовательным отодвиганием этих препятствий с его пути. Именно это должно происходить в терапии, к описанию которой мы и переходим.

Источник: http://bookap.info/popular/perlz/gl11.shtm

Как избавиться от ретрофлексии? Психологическая техника

Как избавиться от ретрофлексии? Психологическая техника.

Но для начала мы бы хотели дать вам полезные советы, которые помогут вам избавиться от ретрофлексии.

Что нужно делать:

1. Начать следить за собой. Как только вы отследили у себя очередную нелепую позу в момент переживания эмоций, запоминайте её. А затем утрируйте до идиотизма.

Например, мы втягиваем плечи и сутулимся, когда боимся людей. Доведите этот «жест» до абсурда, изобразите «бабу-ягу», и этот мышечный зажим Вас покинет.

Он не любит утрирования (когда над ним смеются) и яркого света внимания на него направляемого.

2. Посещать бассейн и массажиста. Особенное внимание нужно уделить массажу лица! Хоть мы и не привыкли к такой услуге как массаж лица, но это, пожалуй, первое, с чего стоит начать.

Наше бедное лицо привыкает к таким не осознаваемым нами гримасам, что его порой нужно «перелепливать» заново ибо показывает оно уже не наши черты, данные нам природой, а всю нашу психоневрологию и больше ничего.

Как шутит народ: «Если Вы стали похожи на Вашу фотографию на паспорте — срочно в отпуск!»

3. И, наконец. Поломать стратегию избегания правды жизни. Самое трудное — научиться открыто (в рамках дозволенного нашей культурой и УК РФ) выражать свои правдивые эмоции по отношению к людям, как позитивные, так и негативные эмоции.

Грубо говоря, научиться продуктивному и полноценному общению. В этом вам поможет психотерапевт. Он поможет вам сделать первый шаг этой дороги в тысячу ри.

Читайте также:  Характеристика - достоинство - выгода - психология

 Именно психотерапевтическая работа позволяет осознать, проснуться от бессознательного поведения, увидеть наконец, что есть проблемы, проговорить их и начать с ними работать как можно скорей.

В подарок в этой статье мы прилагаем психологическую технику, которая научит вас еще лучше видеть свою ретрофлексию, так сильно мешающую жить действительно своей жизнью.

Выполнение техники:

Когда мы употребляем такие выражения, как «Я спрашиваю себя» или «Я говорю себе», что имеется ввиду? Эти выражения, которые мы используем на каждом шагу, молчаливо предполагают, что человек как бы разделен на две части, что это как бы два человека, живущих в одном теле и способных разговаривать друг с другом. И помните, наш мозг воспринимает все буквально. Все, что касается внутренней речи.

Попробуйте действительно понять, что «спрашивая себя» о чем-то, вы задаете ретрофлексивный вопрос. Вы не знаете ответа, иначе вы бы не задавали вопрос. В этом случае ответьте на такие вопросы, чтобы проанализировать:

Кто в вашем окружении знает или должен был знать?

Если вы можете определить, кто это, можете ли вы почувствовать желание задать свой вопрос не себе, а ему?

Что вас удерживает?

Застенчивость? Боязнь отказа? Нежелание обнаружить свое невежество?

Когда вы «советуетесь с собой» о чем-то, можете ли вы осознать свои мотивы?

Они могут быть разными. Это может быть игра, домогательство, утешение или выговор самому себе. Чем бы это ни было, кого вы подменяете собой?

Рассмотрите угрызения совести. И вы найдете здесь не подлинное чувство вины, а лишь притворство. Обратите упрек к тому, к кому он реально обращен. Кого вы хотите укорить?

Кого вы хотите переделать?

В комы вы хотите вызвать чувство вины, притворяясь, что вы испытываете его сами?

Рассмотрите случаи саможаления и самонаказания и попробуйте ответить на все вопросы, представленные в этой психологической технике.

Кого вы хотите пожалеть?

От кого бы вы хотели получить сочувствие?

Кого вы хотите наказать?

Кем бы вы хотели быть наказаны?

По всем возникшим вопросам с проведении психологической техники, обращайтесь в обратную связь.

Источник: http://psi-labirint.ru/kak-izbavit-sya-ot-retrofleksii-psihologicheskaya-tehnika/

Ретрофлексия: приказано выжить

Ретрофлексия: приказано выжить

Надо бы уже допеть спонтанно возникшую песню о механизмах прерывания. Ретрофлексия — самый что ни на есть «прерывательный» механизм прерывания.

В ретрофлексии мало мистического, красиво рассказать про нее не получится. У «Камеди Вумен» есть изумительная сценка (мне ее, кстати, показали студенты на одной из учебных групп), она называется «Обучение в паспортном столе».

В течение шести минут мы беззастенчиво хохочем над утрированным хамством и невменяемостью, которое мы прекрасно помним по УФМС начала нулевых. Актеры искроментно изображают издевательства над гражданами, требуют «фото с уголком или без уголка», «копии всех документов» и тренируются максимально неразборчиво отвечать на любые вопросы посетителей.

Все, кто видел эту сценку, смеялись до слез. Прежде, чем читать дальше, предлагаю посмотреть ролик, ссылку на который я прикрепила.

https://rutube.ru/video/6d089d066e831c36e3b292c8b8b5a732/

… А теперь представьте себе, что все это происходит с вами наяву, и вы — тот самый человек, которому срочно нужен загранпаспорт. Представили? Полагаю, смех немедленно исчез. А также проследите, что стало с руками, лицом, шеей, животом.

Все напряглось, подтянулось, окаменело и заныло? Сжались зубы? В общем, у кого что, но только знайте: исключительно благодаря всем этим и некоторым другим вещам, о которых ниже, у всех нас есть загранпаспорта.

Все эти штуки — и есть ретрофлексия.

В самом буквальном (в том числе — медицинском) смысле слово «ретрофлексия» означает «оборачивание назад», а психологи приватизировали термин для обозначения импульса, развернутого не вовне, а внутрь, на самого автора. Мощность работы механизма ретрофлексии можно представить себе, оценив, насколько извне заметен сам «разворот».

Если вы выкрикнули «Б!», а потом натянуто улыбнулись, значит вам не удалось красиво подрезать импульс до взлета, вы его сбили уже в воздухе. Если лицо белое (красное), руки (лицо, ноги) дрожат, пульсирует вена на виске (и так далее, и так далее… ), значит вы справляетесь лучше, но тоже с трудом.

С ретрофлексией в виде зримой телесной (речевой, мыслительной) остановки работать проще всего. Человек оборвал себя практически на сознательном уровне.

Наиболее сложна для доступа ретрофлексия, которой нас обучали с самого начала, которая незаметна извне, ровная, отполированная, на уровне отказа от импульса, от действия, и особенно — на уровне отказа от самих чувств. По телу такая ретрофлексия почти не видна, нужны специальные умения и опыт, чтобы что-то заметить.

Ретрофлексия, как, наверное, уже ясно, сильнейшим образом связана с телом. Встреча любых чувств с сознанием происходит на уровне тела, поэтому блокирование чувств также наиболее эффективно осуществляется на уровне тела.

Обесчувствливание себя — лучший способ заставить себя потерпеть. Обесчувствливание другого — лучший способ заставить его подчиниться. Где тело, там и болезни.

Ретрофлексия напрямую ассоциирована с психосоматическими заболеваниями.

Ретрофлексия — очевидно социально значимый мезанизм. Он обслуживает интроекцию и дает нам возможность выжить в социуме, достигая по возможности желаемого без человеческих жертв. Я шучу, но представьте себе, что происходило бы в паспортных столах, изображенных выше, не умей мы все ретрофлексировать. Социальную роль ретрофлексии сложно переоценить.

Поэтому работа с этим механизмом прерывания должна включать в себя уважительное отношение ко всем тем ценностям, угрозу которым представляет из себя ретрофлексируемый импульс.

Описывать ретрофлексию нагляднее всего на примере остановленной злости (и других ее деструктивных аналогов), однако ретрофлексироваться может любое «неуместное» чувство — любовь, интерес, печаль.

Ретрофлексия сильно связана с интроекцией, потому что именно так выглядит стандартный воспитательный процесс: «Потерпи, мальчики не плачут» или «Не звони первая, девочке это неприлично».

Ясно, что первая часть каждого послания — призыв к ретрофлексии, вторая — интроецирование. Впрочем, последовательность не важна. Справедливости ради необходимо упомянуть и слияние, так как все связано. Слияние здесь (как и везде) — то, с чего все начинается.

В смысле: да, конечно, я буду слушаться тебя и делать все, что ты говоришь, чтобы не решать самому, плакать мне или нет, звонить или потерпеть. А чтобы не сомневаться в этих выборах, я даже не буду думать, что они вообще существуют.

Сомнение, инициация сомнения — вот первый шаг ЛЮБОЙ психотерапевтической работы, но об этом — когда-нибудь потом 🙂

PS Приходите, кстати, учиться, я набираю в сентябре базовую программу подготовки гештальт-терапевтов и гештальт-консультантов в Московском Гештальт Институте. Делаю я это раз в три года. Вести будем вместе с прекрасной Светланой Злобиной.

Подробности здесь: http://personagrata-studio.ru/projects/gestalt-therapy-russia-usa/

Другие заметки о механизмах прерывания:

Проекция: и вечный бой

Интроекция: чувство дома

Слияние: единственный выход

Источник: http://gaverdovskaya.ru/public/old/story1818.htm

Клуб Здорового Сознания

Клуб Здорового Сознания

 Скажи спасибо, всяк сюда входящий!

Peтpoфлeкcия

Self, (личнocть) в тeopии гeштaльт-тepaпии — это нeпpepывнo пpoтeкaющий пpoцecc взaимoдeйcтвия opгaнизмa co cpeдoй и c caмим coбoй.

Взаимодействие Личности (self) с Миром cocтoит из двyx фaз:

  •  идeнтификaции («этo Я») — «фигура»
  • oтчyждeния («этo нe Я») — «фон»

В норме, Личность (Self), создаёт из «фона» «фигуру» по механизму: Преконтакт- Контакт- Финальный контакт- Постконтакт. Если этот механизм прерывается, то такой процесс называется «Механизм прерывания контакта».

Mexaнизм пpepывaния кoнтaктa — этo фopмa кoнтaктa нe c внeшним миpoм (здесь и сейчас), a c пpeдыдyщим oпытoм (тогда и тогда)

Одним из механизмов прерывания контакта является Ретрофлексия:

Ретрофлексия — этo пpoцecc вoзвpaтa чyвcтв нaзaд, тoчнo пpoтив ceбя.

Эмoции, peaкции, дeйcтвия пpeднaзнaчeнныe дpyгим людям, мeняют нaпpaвлeниe и oбpaщaютcя к cyбъeктy в тoм cлyчae, кoгдa иx нeпoлнoцeннo oтpeaгиpoвaли.

Peтpoфлeкcия coдepжит и пpoeкцию и интpoeкцию.

Варианты ретрофлексии:

Развивающий процесс — пpoявляeтcя вo вpeмя cтaдии aвтoнoмии (cтыдa – coмнeния) и иcxoдит из физиoлoгичecкoй пoтpeбнocти кoнтpoлиpoвaть coбcтвeнный кишeчник и мoчeвoй пyзыpь, т.e. «cдepживaть» и «oтпycкaть». Этa физиoлoгичecкaя нeoбxoдимocть пoтoм пepexoдит в пcиxoлoгичecкyю нeoбxoдимocть «пoзвoлять» или «oтпycкaть» чyвcтвa, пoвeдeниe.

Здopoвoe иcпoльзoвaниe — выpaжaeтcя в caмoкoнтpoлe и caмoдиcциплинe, тaк кaк coзнaтeльнaя aдaптaция индивидa к coциaльным нopмaм имeeт фyнкциoнaльнyю цeннocть.

Heздopoвoe иcпoльзoвaниe — выpaжaeтcя чepeз пcиxocoмaтичecкyю бoлeзнь, дeпpeccию и caмoдecтpyктивнoe пoвeдeниe (кpaйняя фopмa пpoявлeния peтpoфлeкcии – cyицид ).

Boзникaeт тoгдa, кoгдa пo кaким-либo пpичинaм чeлoвeк нe мoжeт oтpeaгиpoвaть нaкoпившиecя y нeгo эмoции вoвнe. Koгдa нe мoжeшь выpaзить cвoй гнeв, и вынyждeн пoдaвить eгo.

Oднaкo энepгия гнeвa нe иcчeзaeт, a тoлькo мeняeт cвoю нaпpaвлeннocть, пpeвpaщaяcь в ayтoaгpeccию, a

зaтeм и в чyвcтвo вины.

Пpoявлeния:

1. Зaдepжкa дыxaния. 2. «Пpoглaтывaниe» чyвcтв. 3. Mycкyльныe пpoявлeния, тaкиe кaк cжaтиe кyлaкoв, зaкycывaниe гyб или, нaпpимep, cитyaция кoгдa чeлoвeк зaдыxaeтcя. 4. Измeнeниe тoнa и цвeтa кoжи в мecтax, гдe вoзникaют блoки. 5. Пoлoжeниe тeлa (cкpeщивaниe нoг, cкoвaнныe pyки и т.д.).

6. Жaлoбы нa пcиxocoмaтичecкиe бoлeзни или дeпpeccию.

Виды ретрофлексии:

  1. Cyбъeкт дeлaeт ceбe тo, чтo xoтeл бы cдeлaть дpyгим. Cжимaeт кyлaки, бьeт ceбя пo кoлeнy (кoгдa гнeвaeтcя). Этo нe чтo инoe, кaк caмoдecтpyктивнoe пoвeдeниe, чтo изнaчaльнo былo нaпpaвлeнo нa дpyгиx и вoзвpaщeнo к ceбe. «Я xoтeл бы, чтoбы дpyгиe…», «Я cтapaюcь быть…».
  2. Cyбъeкт дeлaeт ceбe тo, чтo xoчeт, чтoбы дpyгиe cдeлaли eмy. «Дpyгиe xoтeли бы, чтoбы я…», «Я cтapaюcь быть…». Xapaктepнo нaличиe яpкиx тeлecныx пpoявлeний, ceбя бecкoнeчнo oбнимaeт, поглаживает (кoгдa xoчeт лacки).
Читайте также:  Человек как звание - психология

Зaдaчи тepaпии:

  1. Пepepacпpeдeлeниe энepгии тaким oбpaзoм, чтoбы внyтpeнняя бopьбa, т.e. pacкoл, зaмeчeнный paнee, был вcкpыт (вoзвpaщeниe к иcтиннoй зaдepжaннoй эмoции).
  2. Этo дocтигaeтcя paбoтoй c чyвcтвoм вины, клиeнтy пoмoгaют выpaзить этo чyвcтвo, зaтeм вoccтaнoвить aгpeccивный кoмпoнeнт чyвcтвa, и лишь зa тeм paзвopaчивaют нaпpaвлeниe aгpeccии, кoтopaя cтaнoвитcя гeтepoaгpeccиeй.
  3. Tpaнcфopмaция энepгии из внyтpeннeй вo внeшнюю зaвиcит oт пocтoяннoгo oдoбpeния дыxaния и в cooтвeтcтвyющий мoмeнт экcтepнaлизaции, вepбaльнoй экcпpeccии и нaмepeннoгo пpeyвeличeния кoнкpeтныx тeлecныx пoз или движeний.
  4. Haпpимep, кoгдa клиeнт зaкycывaeт гyбy, cпpocить егo: «Haд чeм ты xoчeшь пopaзмыcлить?»,
  5. или, кoгдa клиeнт cжимaeт кyлaки, пoпpocить eгo выpaзить нa внeшнeм oбъeктe (пoдyшкe) вce чтo oн cдepживaeт и oбpaщaeт нa ceбя.
  6. B кoнтeкcтe тeopии пoляpнocти нeoбxoдимo пoдвecти клиeнтa к aбcypднocти cкaзaннoгo им,
  7. дocтигaeтcя пyтeм пoкaзa клиeнтy тoгo, чтo двe чacти aмбивaлeнтнocти гoвopят oднo и тoжe (например, при работе с «горячим стулом»).
  8. Peтpoфлeкcия пpи этoм cнижaeтcя.

Дополнительная информация по ссылке:

Источник: https://psy-space.ru/?page=retrofleksiya

Сопротивления в гештальт-терапии

Сопротивления в гештальт-терапии

Сопротивления в гештальт-терапии

Гештальт-терапия направлена не на атаку, победу или «преодоление» сопротивлений, а на осознавание клиентом этих сопротивлений. Сопротивления могут быть нормальными и необходимыми для психического равновесия. Но их обострение и постоянное возникновение в несоответствующие моменты может говорить о невротическом поведении.

Слияние (конфлюенция)

«Слияние – это состояние неконтакта

ибо оно состоит в отсутствии границ своего Я». Ж.-М. Робин

Слияние состоит в том, что человек вообще не чувствует границы между «Я» и «не Я», полагает, что он и среда – одно целое. В состоянии слияния происходит полное отождествление с другим /ми, отказ от различий и непохожести, утрачивается чувство реальности собственного Я. Любой резкий разрыв конфлюенции повлечет за собой сильную тревогу, усиленную чувством вины.

Признаки слияния:

Использование местоимения «мы» вместо «я»;

Повторение попыток прийти к негласному соглашению с терапевтом, например, «вы, как женщина, конечно, меня поймете; как всякий разумный человек, я. Естественно…и вы, конечно…»;

Частое упоминание о семье, группе, партии и т.д. в контексте «само собой разумеющихся вещей»;

Заявки на сеансе, касающиеся отношений с близкими людьми: «Хочу разобраться со своей дочкой, у нее проблемы…» (клиент хочет решить за кого-то какую-то проблему);

Трудности в осознавании конфликтов и агрессии внутри близких отношений;

Затягивание времени пребывания вместе, трудности расставания.

Ретрофлексия

При ретрофлексии человек оборачивает мобилизованную энергию против себя самого, причиняя себе то, что он хотел бы сделать другим (например, кусает себе губы или сжимает руки, чтобы не ударить другого человека; делает себе то, что он хотел бы получить от других, например, бахвальство).

Признаки ретрофлексии:

Клиент говорит о том, что он хочет, но не может сделать чего-то;

Сообщение о телесных симптомах, возникающих в связи с эмоционально напряженными событиями;

Наличие психосоматических заболеваний (бронхиальная астма, язва 12-перстной кишки, ВСД и т.д.);

В поведении: неловкие, неудобные позы или мышечные блоки, зажимы, напряжения; боли (заметные или декларируемые); зажатое неровное или поверхностное дыхание; неспецифические повторяющиеся жесты (когда человек что-то сам себе делает); гримасы.

В речи: обилие возвратных грамматических форм; резкое изменение регистра голоса во время эмоционально значимых переживаний; «рассказы о…» — по сути заговаривание своих собственных актуальных переживаний.

Проекция –

Вынесение вовне внутриличностных процессов или причин, попытка сделать среду ответственной за то, что исходит  от самого человека;

Отказ от какой-то части себя, которая, переставая быть частью нас самих, проявляется во внешнем мире;

Механизм, когда нечто, принадлежащее внутреннему миру человека, он приписывает фигурам внешнего мира, другим людям, неживым объектам.

Проекция рассматривается как патологическая только в том случае, если она проявляется как постоянный и стереотипный механизм защиты и возникает вне всякой зависимости от реального поведения других людей в данный момент времени.

Нередко это проявляется в стремлении клиента в разговоре об окружающих произвольно обозначать их каким-то обобщающим словом, например, «вы не слушаете меня…», «меня никогда не понимают…», вместо: «я думаю, что сейчас ты меня не совсем понял…».

Другому человеку приписывается то, что происходит внутри нас самих, например, «вы, я вижу, утомились» — говорит ученикам уставший учитель.

Признаки проекции:

Речь обеднена «я-высказываниями». Вместо них «ты-высказывания», интерпретации, оценки, суждения о том, что думает другой;

Предположения о чувствах и отношении других в свой адрес;

Объяснение своих переживаний и состояний с помощью безличных обстоятельств: погоды, ситуации, социальных условий и т.д.;

Предсказания событий или чьего-то поведения.

Виды проекции (Ж.-М. Робин, 1996):

Зеркальная проекция – субъект находит  в другом характерные черты, которые он рассматривает как свои или хотел бы их иметь;

Проекция катарсиса – субъект приписывает другому характерные черты, от которых он отказывается, не признавая их собственными, и от которых он освобождается, приписывая их другому;

Дополнительная проекция – субъект обнаруживает или приписывает другому характерные черты, которые позволяют ему, тем самым, оправдать свои собственные.

Дефлексия (отклонение) –

это процесс ухода от прямого контакта с собой, т.е. от своих собственных глубоких переживаний, и/или от контактов с окружением. Это часто бывает результатом недоверия, отсутствия безопасности и страха боли, пережитыми в прошлом.

Дефлексирующий человек слишком часто шутит, иронизирует, меняет темы, его речь обобщена и абстрактна, ее содержание тонет в словах, он задает больше вопросов, чем делает утверждений, говорит за других или неизвестно кому.

Он «не слышит» реплики терапевта, «не видит» выражения его лица, «не понимает» то, что терапевт говорит или делает. Такой человек не может ни выразить себя, ни почувствовать другого по-настоящему.

Он избегает контакта, переводя прямой контакт в формальный, косвенный, неотчетливый.

Признаки дефлексии:

Жалобы на скуку, вялость и т.д.;

Избегание зрительного контакта;

Обилие «двойных посланий»;

Неконгруэнтность чувств с выражаемыми реакциями;

Уход от эмоционального напряжения;

Стремление не выделяться;

Поворот тела от контакта с человеком;

Постоянные движения, топтание на месте или «non-stop».

Интроекция

«Нездоровое

использование»

«Здоровое

использование»

Вмешательство

Возникает, когда ценности, верования, отношения и т.д. «проглатываются целиком», не проверяясь. Внутренний конфликт развивается, когда ребенку не позволяют пробовать, сравнивать, опровергать, изменять и/или принимать систему верований его значимых людей.Это интериоризация «правил» жизни, полученных от значимых взрослых. Этот процесс происходит непосредственно как ролевое обучение, и его можно увидеть в имитации и ролевых играх.Основной инструмент – фокусировка на развитии у человека чувства выбора, возможного для него, и, следовательно, утверждения его личностной силы, помогающей различать «меня» и «тебя».

Проекция

«Нездоровое

использование»

«Здоровое

использование»

Вмешательство

Критическое осуждение других за те их особенности, которыми обладает сам проектор. Такой способ искажения реальности мешает человеку оценивать свой вклад во взаимодействии с окружением.Личностная идентификация и эмпатия с другими. Ясное видение мира, чувствование (что происходит и собирается произойти), понимание и принятие ответственности за свои наблюдения, осознавание проекции и восприимчивость к новой информации.Возврат тех свойств, отношений, верований, поведения и чувств, которые клиент проецирует на других посредством предоставления клиенту возможности идентифицировать проекции при помощи диалога на «горячем стуле» (между осуждаемым и осужденным). интеграция происходит, когда клиент вновь возвращает себе непринимаемые  части себя.

Ретрофлексия

«Нездоровое

использование»

«Здоровое

использование»

Вмешательство

Выражается через психосоматическую болезнь, депрессию и самодеструктивное поведение.Самоконтроль и самодисциплина. Человек способен осуществить этот дискриминационный процесс, когда переживает внутренние побуждения, чувства и т.п.Перераспределение энергии так, чтобы внутренняя борьба, раскол были вскрыты. Таким образом, энергия высвобождается и может проявляться в отношениях с окружением. Этот процесс сопровождается работой с дыханием на осознавание напряжения, познанием тела и когнитивных ключей; выражением потребностей и исследованием интроекции, мешающей свободному проявлению эмоций.

Слияние

«Нездоровое

использование»

«Здоровое

использование»

Вмешательство

Заключается в «слитых» отношениях, когда нет разницы между людьми. Слияние — самый близкий к взаимозависимости невротический процесс.Это чувство слияния с другими. Примерами могут быть: религиозный опыт, интимные и любовные отношения, опыт «я-ты» в терапии, групповой работе, работе в команде.Противодействие слиянию – контакт, дифференциация и артикуляция. Человек должен начать проживать опыт собственных выборов, потребностей и чувств и не смешивать их с выборами, потребностями и чувствами других людей. Главный фокус вмешательства – развитие границ.

Дефлексия

«Нездоровое

использование»

«Здоровое

использование»

Вмешательство

Пагубные пристрастия и другие принудительные поведения, которые мешают значимому контакту человека с самим собой или окружением.Как ответ на угрозу, реальную или мнимую, дефлексия может быть стратегией избегания выбора.Усиление контакта (с собой или окружением). Клиента поощряют дышать глубже и фокусироваться на себе, центрироваться на себе. Чувствовать опору и уверенность; просят установить визуальный и вербальный контакт в диалоге.

Источник: http://blog-psy.ru/soprotivleniya-v-geshtalt-terapii.html

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию