Риторика — психология

Книги по ораторскому искусству и риторике

Как уже можно было понять из наших предыдущих уроков по ораторскому искусству, умение выступать на публике – это не только прекрасный союз риторики, актёрского таланта и различных психологических техник, но ещё и залог достижения успеха в жизни.

Ведь человек, владеющий навыками ораторского мастерства, уже априори имеет гораздо больше шансов на то чтобы стать выдающейся личностью, известным деятелем, влиятельным человеком, знаменитостью и т.п.

А если это вас не интересует, то, в любом случае, умение красноречиво и убедительно изъясняться всегда сослужит вам хорошую службу и пригодится в любой жизненной ситуации.

Конечно же, на тему ораторского искусства сегодня существует очень большое количество всевозможных материалов, таких как видео- и аудиоуроки, тренинги, лекции и курсы, интернет-порталы (например, 4brain.ru) и т.д., а риторика вообще является одним из обязательных предметов в образовательных программах некоторых учебных заведений.

Но, как бы то ни было, самым распространённым способом получения любой информации являются книги, пусть даже и в электронном варианте. И представляемая вашему вниманию статья посвящена именно книгам по изучаемому нами в этом курсе предмету.

Ниже мы рассмотрим несколько самых интересных, самых популярных и эффективных книг по ораторскому искусству, которые, несомненно, придутся по вкусу любому, кто заинтересован в развитии своих ораторских навыков.

Содержание

Учебник риторики. Хайнц Леммерман

Эта книга по риторике написан немецким профессором Бременского Университета X. Леммерманом почти в середине прошлого века.

Книга задумана как систематическое введение в современную риторику для непросвещённого читателя без специального филологического и лингвистического образования. Хайнц Леммерман пытается популярно раскрыть ключевые понятия и принципы риторики, которые необходимы каждому из нас.

Учебник подходит как взрослым, так и школьникам, и в нем каждый может освоить предлагаемый автором курс риторики и научиться ярко и убедительно публично говорить.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Как выступать публично. Дейл Карнеги

Эта книга впервые увидела свет в 1956 году в США, явившись переработкой и дополнением прежних трудов Карнеги по ораторскому мастерству. Многим известно, что Дейл Карнеги – знаменитый психолог самоучка.

Но мало кто знает, что он основал собственный «Институт эффективного ораторского искусства и человеческих отношений» (Dale Carnegie Institute for Effective Speaking and Human Relations).

Риторика, красноречие и мастерство публичных выступлений всегда интересовали этого знаменитого американского педагога, психолога и писателя.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Язык телодвижений. Аллан и Барбара Пиз

Данная книга является уникальной в своём роде и помогает человеку раскрыть определённые грани своих внутренних способностей.

При помощи материала, изложенного в этой книге, вы сможете научиться на основе жестикуляции своего собеседника сознательно фиксировать, обозначать и понимать его внутренние психические особенности, а именно: его отношение к происходящему, расположенность к вам, настроение и т.п.

Всё это, в свою очередь, будет способствовать тому, что вы сможете оказывать влияние на тех, с кем общаетесь, формируя свои ораторские навыки в соответствии с новыми знаниями. Книга рассчитана и на мужчин и на женщин, но особенно рекомендуется мужчинам, т.к. они в меньшей степени, нежели женщины, владеют искусством бессознательного восприятия.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Чёрная риторика. Карстен Бредемайер

Эта книга посвящена умению эффективно применять особые техники, направленные на достижение в процессе переговоров или выступлений тех результатов, которые необходимы конкретно вам.

Также рассматриваемые приёмы научат вас определять значение и значимость приводимых вами аргументов в тех или иных ситуациях, устранять противоречия, задавать «темп» разговору, трансформировать негативное мышление собеседника в позитивное, избегать ловушек и всегда держаться уверенно в любой беседе.

Книга прекрасно подойдёт и новичкам, только начинающим осваивать навыки ораторского мастерства, и профессионалам, желающим повысить свой уровень. Успешному закреплению материала способствуют приводимые в книге многочисленные упражнения и примеры.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно. Ларри Кинг

Особенностью многих людей является то, что очень часто он опасаются того что скажут что-то не то или как-то не так. А в случаях с публичными выступлениями эти опасения вообще могут вырасти в панический страх. Данная книга предназначена специально для того чтобы избавиться от подобных страхов, т.к.

после её прочтения для вас станет возможным уверенно вести любую беседу и максимально эффективно доносить свои мысли. В работе собрано множество советов, рекомендаций и практических указаний, многократно проверенных на опыте самим автором, иллюстрированных интересными примерами и ситуациями из жизни.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Язык жестов. Гленн Вилсон

В представленной работе особе внимание уделено таким вещам как мимика, жесты и позы людей.

Эти особенности проявления психики рассматриваются не просто как информация о чувствах и мыслях людей, но как эффективное и действенное оружие в процессе коммуникации, ведь при общении люди неосознанно реагируют на выражение лиц, движения и позы тех, с кем общаются.

Данная книга — это очень интересный экскурс в особенности невербальных средств общения. После ознакомления с материалами, представленными здесь, вы сможете оказывать на окружающих людей гораздо большее влияние, чем раньше, и станете лучше их понимать, а также станете более убедительным и красноречивым собеседником.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Психология общения. Рудольф и Кейтлин Вердербер

Рассматриваемая книга представляет собой замечательное руководство по психологии общения, состоящее из отличной теоретической части и эффективных практических указаний. Многие специалисты придерживаются мнения, что эта книга является сегодня одной из лучших, касающихся вопросов коммуникации между людьми.

В её состав входят интересные и важные сведения из психологии межличностного общения и социальной психологии, и материалы на тему влияния на социальные процессы речевых коммуникаций.

Приобретённые из данной книги знания, при условии их применения, выведут вас на новый уровень общения, который поможет вам стать настоящим мастером коммуникации.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Я читаю ваши мысли. лиллиан гласс

Эта уникальная книга научит вас, как говорится, видеть людей насквозь и выявлять настоящие мотивы тех или иных их поступков.

Собранные в работе техники и приёмы позволят вам замечать малейшие изменения в интонации и тембре голоса людей, их манере вести беседу, мимике, жестах и т.д.

и интерпретировать их правильно, и, следовательно, использовать полученную информацию для повышения эффективности общения. Книга основана на личном опыте автора, познакомившись с которым вы научитесь видеть истинную суть вещей.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Гений общения. Д. В. Аксёнов

Эта книга раскрывает читателю основы и особенности таких терминов как «калибровка», «подстройка», «манипуляции» и «контрманипуляции», а также содержит множество упражнений, приёмов и техник, способствующих повышению эффективности коммуникации в любой ситуации. За основу взят непосредственный опыт автора и анализ применения приводимых им методов. Материал рассчитан на широкий круг читателей и будет полезен, как новичкам, так и мастерам общения.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Курс русской риторики. А. А. Волков

Данная работа представляет собой серьёзный, многомысленный, увлекательный учебник, изучение которого, несомненно, повысит личную продуктивность в общении каждого, кого интересуют вопросы роли и значения языка в формировании личности и общества в целом.

По сравнению со многими книгами, эта книга, вполне возможно, будет даваться несколько труднее, т.к. её отличает более научный подход. В ней собраны основы курса общей риторики. А сама она написана на основе лекций, которые автор читал в МДА и МГУ.

Материал рассчитан на студентов и учащихся лицеев и гимназий, а также на педагогов, юристов, политиков, журналистов и всех тех, чей род деятельности связан с публичной аргументацией.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Культура речи. Л. А. Введенская

Ещё один учебник, который мы представляем вашему вниманию. Он написан в соответствии с образовательной программой для университетов.

Читайте также:  Мышление и восприятие - психология

Основной целью это учебника является обучение навыкам бытовой и деловой коммуникации, расширение представления о русском языке и его возможностях, знакомство с особенностями звучащей речи, невербальными средствами общения, ораторским искусством и мастерством полемики, обучение правилам речевого этикета.

Материал рассчитан на студентов ВУЗов, учащихся гимназий и лицеев, а также менеджеров, бизнесменов, политиков, руководителей и всех тех, чья деятельность связана с публичными выступлениями, и кто просто интересуется вопросами ораторского искусства.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Как мы можем увидеть, теме ораторского искусства, риторики и другим связанным с ними вопросам сегодня посвящено довольно большое количество книг, каждая из которых по-своему интересна и уникальна, и в каждой из которых приводится полезнейшая информация, необходимая к изучению. Это говорит о важности того, как важно иметь хорошую теоретическую базу и владеть знаниями. И это действительно важно. Но, наряду с этим, нельзя забывать и о том, что, помимо теории, существует и практика, которая также играет важнейшую роль.

Поэтому, изучайте книги по ораторскому мастерству и впитываете новые знания, но помните, что все эти знания нужно непременно подтверждать опытным путём. Так что, используйте всё, что вы узнаёте, в своей повседневной жизни.

Мы желаем вам успехов в освоении навыков ораторского искусства!

← Экзамен по практике Известные речи →

1Сторителлинг, 1Коммуникации

Источник: https://4brain.ru/oratorskoe-iskusstvo/knigi.php

Связь риторики с другими науками и искусством

Красноречие рождается из многих знаний и умений. Для того чтобы быть хорошим оратором, по словам Цицерона, «…

необходимо усвоить самые разнообразные познания, без которых беглость в словах бессмысленна и смешна; необходимо придать красоту самой речи, и не только отбором, но и расположением слов; и все движения души, которыми природа наделила род человеческий, необходимо изучить до тонкости, потому что вся мощь и искусство красноречия в том и должны проявляться, чтобы или успокаивать, или возбуждать души слушателей. Ко всему этому должны присоединиться юмор и остроумие, образование, достойное свободного человека, быстрота и краткость как в отражении, так и нападении, проникнутые тонким изяществом и благовоспитанностью. Кроме того, необходимо знать всю историю, чтобы черпать из нее примеры; нельзя также упускать знакомства с законами и гражданскими правами. Нужно ли мне еще распространяться о самом исполнении, которое требует следить и за телодвижениями, и за жестикуляцией, и за выражением лица, и за звуками и оттенками голоса?»

Из этого высказывания следует, что риторику можно определить и как науку, и как искусство. Если в античности риторику называли «царицей всех искусств», то в наши дни она чаще рассматривается как наука. Отсюда следует еще одно определение риторики — теорияубеждающей коммуникации. Что же сближает риторику с искусством, и с какими науками она теснейшим образом связана?

Если рассматривать риторику как мастерство публичного выступления, то можно заметить ее особенную близость с литературойи театром.

Выдающийся русский судебный оратор и теоретик красноречия А. Ф. Кони считал риторику литературным творчеством, но в устной форме. Общее между красноречием и поэзией находил Аристотель.

Актерскими приемами пользовались все выдающиеся ораторы, начиная с Демосфена и Цицерона.

В то же время на риторику смотрели и как на часть системы знаний, как на способ познания и толкования сложных явлений жизни. Особенно очевидна связь риторики и логики, в древности они рассматривались в неразрывном единстве.

И сегодня в период подготовки содержания речи логике отводится главенствующая роль. Отбор фактов, разработка плана и композиции выступления, обеспечение доказательности и аргументированности речи — все это требует знания законов логики.

Логическая культура пригодится оратору, если в момент выступления завяжется спор, и на этапе подведения итогов выступления.

Основное требование к современной речи — это её эффективность. Этому требованию она может отвечать только тогда, когда говорящий владеет языковой культурой.

Работа над языком и стилем — обязательный этап в подготовке речи, но настоящую проверку языковая культура проходит в момент выступления, в ходе неизбежных импровизаций, отступлений от заранее отредактированного текста.

Продуманная, тщательно выверенная речь в живой аудитории должна быть хорошо произнесена. Четкость, ясность, интонационное богатство речи облегчают общение в любой ситуации. Технику речи можно отточить, опираясь на данные физиологии, анатомии, акустики, сценической речи.

Психология, педагогика помогут оратору (говорящему) выработать психологические качества, необходимые для работы с большой аудиторией, и для общения в рабочей группе, и в неофициальной обстановке.

Поведение оратора на трибуне, форма контакта с любым слушателем, пути выхода из непредвиденных ситуаций, возникающих в ходе общения, определяется не только знанием психологии, но и тем, насколько говорящий владеет этикой, каков у него уровень культуры общения.

Таким образом, в основной перечень наук, с которыми связана риторика, входят логика, этика, эстетика, психология, педагогика. Но все же, риторика остается именно лингвистической наукой.

Вывод:

Итак, в этой главе мы узнали, что человеку, не посвященному в тонкости ораторского искусства, не удастся произвести на публику того впечатления которое требуется, а значит риторика — наука, прежде всего, требующая подготовки и образования.

Так же, мы узнали, что риторика состоит из частей ее изучения, мы познакомились с ее особенностями, и использованием в современном мире.

Так же, мы узнали, что искусство риторики тесно связанно с такими науками как логика, этика, эстетика, психология и педагогика, но прежде всего является лингвистической наукой.

Глава 3. Структура современного публичного выступления

Вступление

Задачи оратора во вступлении:

· привлечь внимание слушателей («реклама» в соответствии с современной терминологией);

· настраивать аудиторию на позитивное восприятие речи («вербовка союзников»);

· готовить почву для разработки темы («презентация темы»).

«Основные приемы, используемые здесь: обращение, апелляция к интересам аудитории, к известным событиям, к речи предыдущего оратора, к известным источникам информации или авторитетам, а также вопросы к аудитории, юмористические замечания и др.» (18, 36)

Если ваша речь носит аргументирующий или агитирующий характер, особенно важно показать, что вы не намерены «давить» на аудиторию, принуждать ее к чему-либо. Больше того, в интересах оратора продемонстрировать свою честность, объективность, заинтересованность в общем согласии.

Поэтому лучше избегать таких слов, как «вы должны…», «вам придется…», «я заставлю вас…».

Во введении к убеждающей речи можно сформулировать ее главный тезис или (в зависимости от особенностей аудитории) сказать о том, какой вопрос будет рассматриваться в речи и на каких проблемах, относящихся к этому вопросу, вы остановитесь.

Чтобы заинтересовать слушателей информирующей речью, во вступлении можно объяснить, зачем слушателям понадобится та информация, которую вы хотите сообщить.

Главные требования к вступлению:

1. Оно должно быть предметом особого внимания оратора, потому что «Привести предмет в движение труднее, чем поддерживать само движение» .

2. Необходимо стремиться к максимальной лаконичности вводной части (по правилу Леонардо да Винчи вступление и заключение не должны превышать одной трети всего выступления).

3. Опытные ораторы пишут вступление в последнюю очередь, когда вся речь уже подготовлена.

4. Начиная произносить речь, не извиняйтесь, что вы плохой оратор, неопытны или не представляете себе тему. Вообще не извиняйтесь!

Главная часть речи

В основной части реализуются главные целевые установки оратора: сообщить информацию, изложить свою точку зрения и доказать ее (если необходимо, опровергнуть точку зрения оппонента), убедить аудиторию, побудить ее к конкретным действиям! В зависимости от цели избирается метод преподнесения материала. В параграфе «Классический образец речи-рассуждения» упоминалось об индуктивном и дедуктивном методе изложения материала. Теперь остановимся на них еще раз и назовем некоторые другие.

Индуктивный метод — изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам.

Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях, когда трудно предусмотреть отношение аудитории к выдвигаемому тезису или когда оратор заранее знает, что его тезис будет встречен «в штыки».

Аргументы располагаются от слабого к сильному по возрастающей.

Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах.

Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера, когда аудитория относится к тезису благожелательно. При этом аргументы могут располагаться по убывающей: от сильного к слабому.

Или по возрастающей от слабого к сильному и снова к слабому.

Метод аналогии — сопоставление различных событий, явлений, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод — последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части более оригинальной, нестандартной.

Каким бы методом ни пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения — убедительными. Особенно это касается аргументирующей речи, которая является самой сложной для разработки.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/35902.html

Риторика и психология общения

Этот курс мы рекомендуем  в качестве  базового курса   на отделении общей риторики   тем  людям,    которые   нуждаются в преодолении  барьеров общения.

Обычно барьером в общении является одна из форм дискоммуникации: 

  • стремление к контакту с невозможностью найти собеседника (чувство одиночества в кругу людей);
  • стремление к контакту с неспособностью завязать и наладить общение даже при наличии подходящих собеседников (коммуникативная беспомощность);
  •  стремление к контакту с целью разрядить накопившиеся агрессивные импульсы (конфликтное общение);
  • угасание стремления к контактам (усталость от контактов, непереносимость контактов, уход в себя)

      Курс «Риторика и психология общения» так же, как и курс общей риторики, является той базой, на которой основываются все курсы ораторского искусства. 

      Этот   курс  посвящен психологии не делового, а межличностного общения: как эффективно вступать в контакт и взаимодействовать на различных уровнях — от формальной коммуникации до более глубокого общения.

      Кажется парадоксальным, что в наш бурный век развития передовых технологий коммуникации (интернет, спутники связи, сотовые телефоны, Skype, гаджеты  и др.

), устранивших нашу разобщенность в пространстве, люди все чаще заговаривают о «некоммуникабельности», разобщенности  и одиночестве в реальной жизни.

     Курс психологии    общения способен дать многое каждому человеку, даже, казалось бы, самому общительному.

Многие из нас от незнания законов общения допускает ошибки, которые портят все впечатление о нас у наших собеседников, слушателей.

Данный курс  позволит    обрести новые знания и практические умения, заставит меняться и двигаться вперед, вместо того, чтобы топтаться на месте  и  жить в своих неудачах и комплексах.

В доброжелательной обстановке вы узнаете секреты успешного общения, научитесь слышать собеседника, а не просто слушать. А самое главное, обретете уверенность в общении с другими людьми.

Ситуации, которые будут моделироваться в виде игр и мини-тренингов,  помогут  вам   понять, что вы раньше делали неправильно, почему люди реагировали на вас не так, как вам бы хотелось,  даст возможность осознанно избавиться от своих ошибок в общении с людьми.

     Вы станете более компетентны в вопросах человеческих отношений,  ощутите насколько приятно общаться, получите неповторимые ощущения от общения с участниками группы, приобретете жизненный опыт и психологическую устойчивость, из-за нехватки которых   и  существует негатив в процессе общения.

      Это возможность обрести друзей, получить признание . И тем самым удовлетворить одну из главных человеческих потребностей – потребность в общении, уважении и признании другими людьми.

Источник: http://www.pleade.ru/edu/psihobscenia.shtml

Риторика: секреты ораторского искусства

Наверное, вам не раз приходилось присутствовать на таких выступлениях, во время которых многие не скрывали свою сонливость, полную апатию ко всему происходящему, разочарованность и даже раздражение? А теперь представьте на минутку, что к вашим выступлениям могут относиться таким же образом, ведь многие, находясь за трибуной, совершенно не чувствуют настроение зала, не видят равнодушные лица зевающих людей. Разве плохо учиться быть лучшим, плохо перенимать опыт людей, владеющих ораторским искусством в совершенстве? По-моему,  ответ очевиден, а самая большая глупость верить в то, что ты все умеешь и можешь делать лучше других.

Приемы и тонкости ораторского искусства

Не секрет, что риторика – наука, изучающая искусство речи, предполагает некоторые хитрости, используемые ораторами  для еще бόльшего влияния на аудиторию.

1. Нельзя свое выступление затягивать слишком сильно, 20 минут будет вполне достаточно, чтобы вас услышали окружающие. Растягивать монолог на более длительный временной отрезок можно лишь в том случае, если вы мастер слова, а люди вам готовы платить просто за то, чтобы вы говорили без умолку. 2. На людей обязательно подействует прием внесения небольшой интриги. Например, после произнесенных враз: «Со мной лично произошло следующее…», «Как-то раз я …» и т.д., вы непременно заметите заинтересованные взгляды своих слушателей. Что произошло? Аудитория включилась в монолог, а ее сознание готово слушать истории из вашей жизни. Используйте этот способ привлечения внимания, ведь все великие ораторы были великими мастерами интриги, причем, «истории из жизни» далеко не всегда были таковыми. 3. Каким бы серьезным, ответственным и сложным не был ваш доклад, в процессе изложения материалы прибегайте к юмору. Разбавляйте свое выступление оригинальными шутками и случаями из собственной жизни или жизни своих коллег, знакомых, друзей и т.д. Главное, чтобы шутки аудитории не показались «плоскими» или вульгарными. Иногда именно юмор является лучшим аргументом, который помогает  поднять настроение залу, немного разрядить нагнетенную атмосферу, не отвечать на провокационные вопросы. 4. Ораторское искусство – это ценный дар, которым обладает не каждый. От природы такой талант дается лишь единицам, остальным приходится учиться тонкостям и нюансам публичного слова. Одним из таких секретов является экспрессия (эмоциональность). Но проявление этого качества должно быть природным и естественным. В противном случае окружающим вы покажитесь не обаятельным и интересным, а …неадекватным и смешным. 5. Молчание – золото? Любой человек, владеющий приемами риторики, ответит утвердительно: «Да!». Если выступление публичное, это вовсе не означает, что вам необходимо говорить, не замолкая. Ученые давно доказали, что молчание оказывает  бόльшее влияние на сознание, чем крик. Оно, как бы, активизирует его включение. А вы, в свою очередь, предоставляете слушателям шанс подумать, поразмышлять. Поможет этот секрет и тем, кто слишком волнуется перед аудиторией, неуверенно держит микрофон. Самой большой ошибкой может стать  признание в том, что у вас было мало времени на подготовку выступления. После этих слов внимание и интерес слушателей мгновенно пропадет, а вам не останется ничего, как «дотянуть» свой рассказ до конца. Лучше немного помолчите, если сбились или что-то забыли, а зал на самом деле и не поймет, в чем действительная причина вашей паузы. Лучше попробуйте сыграть на контрасте и после молчания, начнет эмоциональное озвучивание вслух новой мысли. Это нравится слушателям, внимание которых будет практически заворожено. 6. И последнее: никогда не забывайте, что закрепить и отшлифовать полученные навыки поможет постоянная практика. Не брезгуйте любыми возможностями публичного выступления, потому что только так вы сможете достичь пика своего мастерства.  

В чем вам может помочь обучение риторике?

Риторика. Если вы действительно твердо решили овладеть талантом публичной речи, в этом вам помогут специальные курсы, на которых расскажут не только об определенных приемах и секретах, но и научат, как правильно пользоваться полученными знаниями.

Если вам кажется абсурдной сама мысль о том, чтобы учиться правильно говорить, ведь вы «говорите с рождения», обучающие тренинги или  курсы изменят ваше сознание в корне.

Буквально на первом занятии вы окончательно убедитесь в том, что об ораторском искусстве не знаете практически ничего, а держать внимание зала вам просто не под силу.

На первых «парах» обучения шаги будут робкими, а чувство страха и стеснения будет предательски подводить в самый неподходящий момент.

Однако потом вы поймете, что постижение чего-то нового является увлекательным путешествием в мир непознанного, но чего-то очень интересного.

К тому же, при обучении применяется не «голый» подход, а такие тонкости, как юмор, игра, коллективная работа и все то, что может прохождение курсов сделать максимально удобным и увлекательным.

Статья на тему: «Риторика: секреты ораторского искусства »

Источник: http://MedNurse.ru/bolezni/ritorika-sekrety-oratorskogo-iskusstva

Понятие риторика

Одной из главной составной части любой коммерческой или публичной деятельности является умение владеть словом, при этом четко обрисовать существующую проблему, показать ее суть на конкретных фактах ее актуальность и сформулировать конкретные советы по ее решению.

Поэтому владение техникой выступать перед коллективом или другой более обширной аудиторией — визитная карточка каждого серьезного бизнесмена или политика, это одна из важнейшей составной части его личного делового имиджа.

Установлено, что никакая другая способность, которой может владеть деловой человек, не дает ему такого состояния авторитета и возможности быстро и в кратчайшие сроки завоевать симпатии слушателей, как владение техникой хорошо выступать.

Умению правильно выступать перед аудиторией учит особая наука — риторика, или другими словами наука о красноречии. Понятие  риторики излагает правила подготовки и произношения публичных выступлений с целью оказания необходимого воздействия на аудиторию, для того, чтобы в дальнейшем склонить большинство людей к личным  взглядам и пониманию занимаемой позиции.

Хочется особо подчеркнуть, что риторика — это не просто своеобразная наука о методах и способах красивой передачи необходимой информации посредством устного слова, но своеобразный эталон конкретных, необходимых в данной ситуации законов и правил, обеспечивающих при правильном подходе действенность речи, которая, превращает слово в средство подсознательного влияния на других людей.

Знание и умение использовать законов и правил красноречия особенно необходимо для людей дела.

Не владение этими правилами — одна из существенных причин неудач деловых людей и многих коммерческих и в том числе политических проектов. Поэтому необходимо в самых общих чертах знать сущность ораторского искусства.

Понятие риторика предполагает учет многих факторов, от которых в большей или меньшей степени зависит действенность общения.

Первый фактор — это фактор разности состава аудитории, т. е. то, что характеризует ее культурно-образовательные, национальные, возрастные, политические и профессиональные особенности.

Второй фактор — это учет содержания и характера проведения самого выступления. При выступлении недопустимы авторитарный тон беседы, безапелляционность высказываний. Необходимо понимать и проявлять доверие к людям, советоваться по возможности с ними в процессе своего выступления.

Третий фактор риторики требует объективной и взвешенной самооценки докладчиком своих личностно-деловых качеств, которые находятся в компетенции затронутых вопросов, которые он представляет в своем выступлении. Необходимо владеть понятием риторики, не переоценивать и не занижать уровень личной подготовленности.

Источник: https://delovoi-etiket.ru/psihologiya-delovogo-obscheniya/ritorika.html

ПсихолоГ_и_Я

Приемы риторики
В процессе убеждение задействован один агент влияния, который пытается оказать влияние на целевую аудиторию, состоящую одновременно из многих людей. Сущностью убеждение эффективное использование слов и риторических приемов. Выдающимся ораторам удавалось силой слова побудить людей к действиям.

Многим из них удалось возглавить мощные общественные движения и доказать, что «умная речь является сильнее меч».
Чтобы убедить человека, субъект воздействия должен стремиться изменить само убеждение объекта воздействия, а не заставлять его действовать или вести себя определенным образом.

Хотя специально созданная среда менее индивидуализированная, чем среда межличностного взаимодействия, многим комуникторам удалось достичь значительных успехов. Примеры применения риторики выдающимися художниками слова, которые пользовались авторитетом и доверием массы людей, свидетельствуют силу убеждающего воздействия, иногда поражает.

Важным для агента влияния (оратора) является владение искусством риторики. Этим искусством овладеть не так просто, но те, кто обладает умением влиять на большую аудиторию, способны править миром, как в положительном так и в отрицательном смысле.История человечества есть много примеров успешного применения приемов риторики.

Древние ораторы Демосфен, Цицерон сыграли большую роль в развитии ораторского искусства. их речи (например, речь Цицерона против Катилины и Антония) стали образцом ораторства, на которых поныне учатся мастерству риторики.

Яркая речь, обращенная к большой аудитории, может повлиять на каждого из слушателей, силой слова побудить людей к действию, если оратор является мастером речи.

Таким мастером речей был выдающийся политический и религиозный деятель Мартин Лютер Кинг, который силой слова вызвал у слушателей доверие, побудил людей к действиям тем, что в своих речах подчеркивал именно то общее, что сближало его со слушателями и участниками его движения.

Слова и идеи, которые были хорошо знакомы аудитории, касались чувствительных струн в душах людей.С помощью этого риторического приема Кинг создавал и укреплял в сознании людей ассоциативные связи между уже известными и положительно оцениваемыми идеями и новыми — его собственными.

Другими словами, использование лексики, которая одобряется аудиторией, придавало идеям Кинга убедительность и подчеркивало их соответствие религиозным, культурным и патриотическим ценностям слушателей.

Итак, такими факторами, определяющими успех убеждения, являются:

• умение оратора создать у слушателей впечатление, что он свой;
• умение создавать позитивные ассоциативные связи в сознании слушателей;

Правильное понимание смысла сообщения является важным фактором эффективности его воздействия. Именно этот фактор срабатывал в выступлениях Кинга. Оратор владел искусством говорить понятно и просто.

Специалисты по риторике утверждают, что, несмотря на развитую речь, в своих выступлениях Кинг активно использовал простую бытовую лексику, а также своеобразный «библейский жаргон», мастерски воплощая в свою речь цитаты и сюжеты из Библии, откровенно рассчитывая на чувства верующих.

Он пытался сделать свои идеи доступными и легкими для понимания, неоднократно повторяя основные фразы и поощряя слушателей присоединиться к нему, хором подтвердить свое согласие с услышанным. Это так называемая техника «просьбы-и-отклика».Другой выдающийся политический деятель, Р.

Рейган, завоевал аудиторию таким риторическим приемом, как эмоционально-оптимистический тон слова.Многочисленные психологические исследования показали, что нотка оптимизма вызывает доброжелательную реакцию слушателей: «Все будет хорошо» Р.Рейган высказывал такую идею: если мы будем брать пример «из старых добрых американцев», вернемся к своим корням, — все будет в порядке.

Рейган выступал в роли сладкого утешителя. Он активно использовал также такие приемы, как идентификацию с аудиторией, или чувство тождественности со слушателями, видимая открытость, элегантная простота идей.

Благодаря использованию риторических приемов, особенно таких приемов, как эмоциональность речи, простота языка Адольфу Гитлеру удавалось манипулировать большими массами людей.

Он играл на чувствах немецкого народа, на его переживаниях, среди которых были и уплотнена национальная гордость, и негодование, и разочарование в связи с унизительной контрибуцией, которую было наложено на Германию после Первой мировой войны.Заповедью составления политических выступлений он считал простоту.

По словам Гитлера: «Восприимчивость массы очень ограничена, круг ее понимания узок, зато забывчивость очень велика.

Уже из одного этого любая пропаганда, если она хочет быть успешной, должна ограничиваться лишь некоторыми пунктами и излагать эти пункты кратко, четко, понятно, в форме чисел, легко запоминающиеся, повторяя все это до тех пор, пока уже не может быть никакого сомнения в том, что и наиболее отстающий из слушателей наверняка усвоил то, чего мы хотели.

Как только мы откажемся от этого принципа и постараемся сделать нашу пропаганду многосторонней, влияние ее сейчас же начнет рассеиваться, ибо широкая масса не в состоянии будет ни переварить, ни запомнить весь материал ». [До всех риторических ухищрений Гитлера следует добавить его коронный номер — своего рода выявление инновационности с его стороны. Это театрализация всех его мероприятий, тенденция окружать себя пугающими и впечатляющими спектаклями, от которых по спине жителей Германии, чья индивидуальность полностью терялась в масштабах гигантских митингов, пробегали мурашки. От зрелища шло ощущение огромной власти и исторической значимости момента. Все эмоции и сила, которые возникали, ассоциировались с Гитлером и его идеями, которые привели, в конечном счете, к катастрофе.Этот прием театрализации описал в работе «Пропаганда и психологическое оружие» Кволтер: «Униформа, оркестры, флаги, символика — все это были элементы механизма немецкой пропаганды, сконструированного Гитлером и Геббельсом для того, чтобы усилить впечатление от жестоких слов демонстрацией жестоких поступков.

Функции общественных митингов не ограничивались тем, чтобы дать нацистам возможность высказать свои речи.

Это были тщательно отрежисованы театральные представления, в которых и декорации, и освещение, и музыкальное сопровождение, и хронометраж появления и исчезновения действующих лиц — все было рассчитано на то, чтобы вызвать максимальный энтузиазм слушателей, которые без того находились в напряженном состоянии после часа патриотических песен и скандирование лозунгов »

Источник: http://mypsiholog.com

Источник: http://stanislav.my1.ru/publ/psikhologija_socialnogo_vlijanija/ritorika_ubezhdenie/16-1-0-183

Ссылка на основную публикацию