Скептицизм — психология

Скептик

Скептик – это человек, не доверяющий слухам, распространённой информации, сомнительным идеям, которые сам не проверил на правдивость. Значение слова скептик походит от греческого «skeptikos».

Греческие скептики представляли философское направление, согласно которому выдвигали сомнения в реальных возможностях мышления и сомнения касательно надёжности истины.

Античные философы скептицизма умели найти слабую сторону в теориях познания и логики разных философских направлений, а также отыскать уязвимые места данных учений и критиковать их.

Что значит скептик в нынешнем понимании? Значение слова скептик в современной трактовке говорит о человеке, который постоянно сомневается в надёжности всего окружающего, поэтому его отношение пронизано недоверием.

Скептик это человек, который никогда не скажет, что точно знает правильный ответ на что-либо. Он ничего никогда не отвергает и не принимает сразу на веру. Он сначала исследует возникший вопрос, проверяет поступающую информацию, ищет доводы, и только проанализировав всё это, высказывает собственное суждение и выводы.

Естественно, невозможно одному человеку полностью изучить всю информацию, постигнуть все обстоятельства и аспекты, однако это ему не нужно.

Требуется запас знаний ровно такой, что позволит прийти к единому предварительному мнению. До тех пор, пока суждение будет соответствовать фактам, оно будет оставаться в силе.

Но вместе с поступлением новых доводов и дополнительной информации суждение сможет поменяться.

На мнение скептически настроенного человека достаточно тяжело повлиять. Он всё время исследует новые убеждения и не слишком новые принципы, которые у него есть, размышляет, перепроверяет и оценивает на правильность. Таким образом, проводит «ревизию» собственных жизненных установок.

Человек, которому присущ здоровый скептицизм, может правильно и без эмоций оценить практически любое явление. Дать оценку текущим событиям, поступкам, сделанным в прошлом, отношениям, различным теориям.

Скептик всегда использует в своих поступках взвешенный подход, не поддаётся всплывающим эмоциям, поэтому он способен контролировать свою жизнь.

Кто такой скептик

Там, где все будут неудержимо радоваться приятной новости, скептически настроенный человек будет серьезным, потому что не поверит в эту новость, пока не найдёт соответствующие доказательства, чтобы радоваться ей

Что значит скептик? О скептике говорят, как о человеке, который отличается от других тем, что не доверяет первой услышанной информации, особенно, если она приносит положительный настрой и обещает что-то позитивное или вознаграждающее.

Или наоборот, он не станет сразу предаваться печали, когда услышит грустную новость. Следовательно, скептик это человек, который не подчиняется первой эмоции, а реагирует нейтрально, пока не станет убежденным в правдивости информации.

Его иногда путают с пессимистом через характерную мрачность. Однако пессимист априори настроен на негативный результат, а скептик пытается отыскать истинное значение, не ожидая ни плохого, ни хорошего результата.

Скептики утверждают, что истина, которая не подкреплена убедительными свидетельствами в виде отрицательного или положительного опыта, не может считаться истиной.

Значение слова скептик в философии античности определяет приверженцев скептицизма. Философия скептицизма отрицала стремление доверять истинам без доказательств.

Философский скептицизм является понятием, суть которого в невозможности постижения объективной реальности, основанного на умозрительных заключениях.

Скептики античного времени утверждали, что постижение чувственной стороны мира не бывает объективным, поскольку каждый, кто пытается объяснить мир со своей стороны является индивидуальностью, которая имеет субъективное восприятие, из-за чего такие объяснения зачастую бывают противоречивыми.

Философские скептики считали нормальным критиковать философские взгляды других, используя только собственные суждения и субъективные доводы в пользу скептицизма.

Собственно они отыграли стержневую роль в истории, поскольку подвергали сомнению теорию теологов, подготовляя этим предпосылки для создания материализма.

Отрицая значение разума в глубинном познании мира, скептики поспособствовали развитию религиозных верований.

Значение слова скептик на сегодняшний день понимается в качестве компонента поведения, а не философского учения, которое вводит в сомнение истинность определенного убеждения или любой теории без стопроцентных убедительных доказательств. Существование такого человека в коллективе оценивается вполне неоднозначно. Им восхищаются за независимость его взглядов от мнения других, и не любят за скептицизм, который временами кажется занудством.

Скептиками часто являются придирчивые бюрократы, которые требуют к одной справке сразу ещё десять дополнительных, подтверждающих её. Благодаря такой особенности своего характера они не пропускают никакой непроверенной информации.

Они утверждают новые законы и проекты, которые рассматривают во всех аспектах и проявлениях, учитывая все возникающие проблемы и вопросы.

Это может повлиять на процесс, сделает его продолжительнее, притормаживая введение новых технологий, но повышает надежность.

Зачастую скептиками являются педанты, которые являясь руководителями, требуют от подчиненных высокой четкости выполнения назначенной задачи. Они в стремлении докопаться до истины часто находят убедительные доказательства определенного мотива, которые иногда лежат очень глубоко, настолько, что часто кажутся нереальными даже в своём существовании.

Скептицизм является вспомогательным свойством во многих профессиях, но в творческой области его требуется меньше, только в виде самокритики. Такие личности в силу своего консерватизма не могут так просто позволить себе творческие полёты фантазии, поскольку с трудом могут примириться с новыми взглядами и веяниями.

Самыми истинными скептиками являются дети. Ведь очень тяжело заставить их поверить в правдивость определенных явлений, они всё равно должны сами убедиться.

Например, ребенка влечёт яркий огонь, и, сколько не говорили бы, что пламя горячее, он сам сунет в него руку, чтобы убедиться.

Это наглядный пример основного положения скептицизма – всякое утверждение должно проверяться на правдивость опытным путём.

Из вышеописанного становится ясным, что скептик это человек, который не недоверчивый, а скорее – не доверяющий теориям и идеям, не имеющим убедительного подтверждения.

Как стать скептиком

Скептик всегда добирается до непосредственного источника поступающей информации. Чтобы стать скептиком необходимо вести себя соответственно и придерживаться определенных правил.

Ведь скептик — это человек, который всегда критически анализирует информацию, что поступает к нему, соответственно, чтобы научиться этому, необходимо проверять всевозможные доводы, перепроверять материал. Многие люди любят присочинить в разговоре, мало кто может запомнить все факты.

Необходимо всегда задавать уточняющие вопросы, требуя точных и правильных ответов. Например, если знакомый говорит, что услышал удивительную информацию или прочёл её, тогда стоит спросить, когда именно он услышал и откуда узнал.

Если сомнительный индивид пытается сильно навязать определенную информацию, нужно постараться абстрагироваться от неё и от этого человека, но уловить саму её суть. Необходимо обследовать надежные источники. Исследовать данный вопрос в интернете, расспросить в проверенных людей, к которым испытываете доверие.

Скептики редко обращают внимание на розыгрыши, акции и не ведутся на «халяву». Часто в интернете можно увидеть всплывающую информацию о скидках, которые делают товар практически бесплатным. Большинство людей всё-таки скептически к ней относятся, однако есть люди, что ведутся на это, а потом сожалеют. Желательно изучать все новости из различных источников.

Как стать скептиком? Нужно развивать скептическое мышление. Даже не все научные теории всегда являются достоверными. Есть множество случаев, когда со временем они признаются нелепыми.

Скептик всегда слушает, проверяет и анализирует – это помогает ему держать глаза шире. Скептическое мышление позволят увидеть мифы и проследить дезинформацию. Необходимо проверять доказательства даже против своей воли, чтобы не остаться обманутым. Нужно слушать и обдумывать, всё, что слышите.

Если кто-нибудь говорит очень уверенно, скорей всего ему удастся убедить настолько, что человек примет это за правду, если услышит ещё где-то. Когда человек не мыслит объективно, не проверяет факты, его аргументы могут быть восприняты другими, как ошибочные, если они также исследовали этот вопрос.

Проверять идеи на достоверность самостоятельно стоит, только когда это имеет смысл. Если знакомый сказал, что выпрыгнуть с машины на ходу и запрыгнуть обратно невозможно, тогда не следует ему доказывать, что это возможно сделать.

В мире есть масса подобных идей, множество которых опасные и странные, они появляются настолько стремительно, что люди не успевают себя обезопасить от них.

Скептическое мышление поможет хоть немного уберечь свою жизнь от отрицательных влияний.

Источник: http://vseopsycho.ru/skeptik/

Кто такой скептик? Определение. Соотношение понятий «скептицизм» и «цинизм» :

Сейчас вопрос о том, кто такой скептик, злободневен как никогда. Слишком много информации циркулирует вокруг человека ежедневно. И он должен обладать в обязательном порядке здоровой долей неверия всему тому, о чем говорят СМИ. В нашей статье мы постараемся рассказать о понятиях «циник» и «скептик», об их взаимосвязи и взаимовлиянии.

Определение понятия. Первые представители

Скептицизм – это философское направление, которое провозглашает, что в основание мышления должно быть положено сомнение. Если читатель испугался того, что мы сейчас пустимся в философские дебри и заблудимся в них, то пусть остается спокоен, ибо этого не будет.

Для понимания того, что такое скептицизм, достаточно одного небольшого примера, а именно образа Фомы Неверующего. Апостол, не признающий воскрешения Христа, пока ему не предоставили неопровержимых доказательств, – он и есть самый настоящий скептик.

Правда, в данном случае мы имеем дело с умеренным скептицизмом, но есть еще и скептицизм радиальный, который не верит даже фактам, руководствуясь изречением А.П. Чехова: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда».

Таким образом, скептики (кратко) – это фомы неверующие.

Конечно, мы могли бы рассказать об истоках философского скептицизма. Обратиться к Пиррону, Монтеню, Вольтеру, Юму. Но мы не будем этого делать, боясь утомить читателя.

Лучше сразу в этом пункте сделать определенный вывод. На вопрос о том, кто такой скептик, можно ответить двойственно: с одной стороны, это человек, который верит фактам и только им, но, с другой, если у подобного субъекта сомнение возведено в абсолют, то он верит только тем событиям и явлениям внешнего мира, которые лично ему кажутся монолитными и неопровержимыми.

Эксперименты по экстрасенсорике и скептицизм

Всем так или иначе знакомы такие феномены, как телепатия (чтение мыслей), телекинез (передвижение предметов с помощью силы мысли), психометрия (способность считывать информацию о человеке, прикасаясь к вещам, которые ему принадлежат).

Немногие знают, что некоторые из этих феноменов подвергались проверке в лабораторных условиях, и кое-какие носители сверхспособностей прошли испытания. Так вот, человек, верящий фактам, допустит возможность существования парапсихологических сил, а догматичный скептик все равно будет искать подвох.

Как кажется, уже не хочется спрашивать, а кто такой скептик? Поэтому переходим к циникам.

Цинизм – это сеть скептицизма, накинутая на сферу морали и культуры

Скептицизм – это философская установка, помогающая ученому и философу отсекать все лишнее, вводящее в заблуждение. Когда же интеллектуал, занятый на научном фронте, закрывает свой кабинет, оставляя в нем халат или любую другую рабочую одежду, он не меняет при этом сетку восприятия.

Догматичный скептик (им должен быть в идеале каждый исследователь) в реальном мире превращается в прожженного циника. Так бывает всегда, когда человек не оснащен априорной верой в нечто. Его сознание (а, возможно, и вся психика) управляется только теми фактами, которые можно доказать.

Зигмунд Фрейд

Кто он — скептик, циник, а может быть, и то и другое вместе? Сложно определиться, не так ли?

Читайте также:  Родной - психология

Ясно одно: Фрейд разрушил много мифов в сфере морали. Прежде всего, заблуждение о том, что дети невинны. Также он поставил под сомнение мораль как автономную духовную сущность, редуцировав ее до человеческих комплексов. Досталось, конечно, и религии, и не только от Фрейда, но и от его учеников.

Карл Юнг писал, что определенные верования возникли тогда, когда древний человек плохо знал окружающую действительность, ему нужна была хоть какая-то гипотеза для объяснения происходящего. Кстати, в этой мысли создателя аналитической психологии нет ничего порочащего честь религиозного мировоззрения.

Фриц Перлз задевает своими высказываниями не только древних, но и современных людей, и говорит: «Бог – это проекция человеческого бессилия». Данное определение нуждается в пояснении.

Мало кто будет спорить с тем, что человек – это песчинка в мире. Для себя субъект, конечно, космос. Он что-то думает, чего-то хочет и т.д. Обычные человеческие дела, но вот упадет к примеру кому-то из нас кирпич на голову, и все – наши думы, страдания, переживания кончились.

И самое обидное в этом то, что человек, как говорил Булгаков, «внезапно смертен». Причем умереть он может от сущей безделицы, совершенно любой.

Неудивительно, что такой мелкой частице мира нужен могущественный защитник, поэтому человек и придумывает Бога как некоторого сильного и большого отца, который не даст в обиду свое чадо.

Опасность скептицизма и цинизма

Итак, настала пора подвести некоторые итоги, а также сказать, почему скептиком и циником быть опасно.

Из всего вышеизложенного понятно, что скептицизм и цинизм не делают ничего особенного, они просто призывают относится ко всему с позиций разума, а не веры. Поэтому если кто-то нас спросит, скептик – это человек каких убеждений, мы скажем, что это тот, кто не верит никому на слово и все проверяет на прочность силами своего интеллекта.

Но есть в таком мировоззрении и коварность. Она состоит в том, что нельзя возводить здание на пустоте. Другими словами, каким бы распоследним циником и скептиком человек ни был, у него все равно есть какая-то тайная вера, которая и питает его мужественный разум.

Когда же ее нет, то она скоро обязательно появится, и тогда нынешний скептик станет верующим. Кто-то скажет, а вдруг не придет к человеку убеждение в существовании чего-то высшего? Тогда адепт цинизма попадет в лапы нигилизма.

В последнем тоже мало хорошего, вспомним хотя бы судьбу Базарова, и нам сразу все станет ясно.

Надеемся, что на вопрос о том, кто такой скептик, получен исчерпывающий ответ. И в этом смысле у читателя не осталось никаких затруднений.

Источник: https://www.syl.ru/article/200047/new_kto-takoy-skeptik-opredelenie-sootnoshenie-ponyatiy-skeptitsizm-i-tsinizm

Скептицизм вокруг «пси»

Если некоторые экспериментальные подтверждения в пользу пси-феноменов настолько впечатляющи, как кажется, почему же они до сих пор не стали частью официальной науки? Почему мы продолжаем быть скептичными?

Экстраординарные утверждения. Большинство ученых полагают, что экстраординарные утверждения требуют экстраординарных доказательств.

Исследованию, в котором сообщается, что более усердные студенты получают более высокие оценки, поверят, даже если в нем есть серьезные недочеты, поскольку его данные хорошо согласуются с нашими собственными представлениями о том, как устроен этот мир.

Но утверждение, что два человека в эксперименте с пустым полем общаются телепатически, более необычное; оно нарушает априорные представления большинства людей о реальности.

Тем самым мы вправе требовать от парапсихологов доказательств более высокого уровня, поскольку, если их утверждения верны, нам придется радикально пересмотреть свою модель мира — а за такие вещи не стоит браться необдуманно. Таким образом, наука оправданно консервативна. Например, многих открыто мыслящих непарапсихологов действительно впечатляют исследования с ганцфельдом, но резонно, что они могут требовать и требуют показать им более убедительные данные, прежде чем они свяжут себя с реальностью «пси».

Экстраординарность — вопрос степени. Телепатия кажется большинству из нас менее необычной, чем предсказание, поскольку мы уже знакомы с невидимой передачей информации через пространство.

Мы можем вообще не понимать, как телевизионные картинки попадают к нам в квартиру, но мы знаем, что это так.

Почему телепатия должна казаться гораздо более таинственной? С другой стороны, предсказание кажется более необычным, поскольку мы не знаем таких явлений, при которых информация передается назад во времени.

Скептицизм психологов. Психологи — народ особенно скептичный. Опрос более 1000 профессоров колледжей показал, что около 66% из них считают, что ЭСВ — это либо установленный факт, либо возможная вероятность.

Кроме того, эти благоприятствующие взгляды были выражены большинством профессоров естественных наук (55%); общественные науки, исключая психологию, дали 66%, а люди искусства, гуманитарии и педагоги — 77%.

Соответствующая цифра у психологов составила 34% (Wagner & Monnet, 1979).

У психологов может быть несколько причин для большего скепсиса. Во-первых, они лучше знакомы с прошлыми случаями экстраординарных заявок в психологии, которые оказались основанными на порочных экспериментальных процедурах, неудачных умозаключениях или даже на обмане и мошенничестве.

За всю историю исследований по парапсихологии было, к сожалению, немало случаев, когда результаты исследований через некоторое время оказывались основанными на мошеннических данных.

Те, кто следит за развитием в этой области, настолько часто встречали шарлатанов — иногда очень умных, — что у них есть хорошее основание проявлять скепсис к новым заявлениям (Randi, 1982; Gardner, 1981).

Во-вторых, психологи знают, что в популярных изложениях психологических данных часто имеют место преувеличения.

Например, поистине замечательные результаты исследований по асимметриям человеческого мозга породили множество поп-психологических книжек и сообщений в СМИ, содержащих необоснованные утверждения о левополушарных и правополушарных людях.

Безответственные сообщения о состояниях сознания, включая гипноз и «пси», появляются в СМИ ежедневно. Так, уместно отметить, что когда профессоров колледжей в вышеупомянутом опросе попросили назвать источники их убеждений относительно ЭСВ, они чаще всего упоминали газеты и журналы.

Наконец, исследования по когнитивной и социальной психологии повысили чувствительность психологов к предвзятостям и недостаткам, свойственным нашим способностям делать достоверные выводы на основе повседневного опыта (см. гл. 18). Это делает их особенно скептичными в отношении анекдотических рассказов о «пси», где, как мы видели выше, наши суждения подвержены многообразным ошибкам.

Вот несколько причин, по которым значительная доля скептицизма психологов в отношении «пси» представляется вполне обоснованной; но есть и неоправданный скептицизм. Исследования с применением ганцфельда выдержали значительное количество тщательных проверок и обсуждений их достоверности.

Источник: https://psibook.com/books/18/3/79.html

открытая библиотека учебной информации

Название данного направления античной мысли произошло от греческого глагола “озираться”, ”осматриваться” (в производном — “взвешивать”, “быть в нерешительности”). Но для античного скептицизма характерно не прямое отрицание возможности познания, а лишь воздержание от окончательных суждений.

Воззрения основателя скептицизма Пиррона (ок. 360-270 до н.э.) несут этико-психологическую направленность. Философ, по его оценке, тот, кто стремится к счастью — невозмутимости и отсутствию страданий.

Чтобы понять, что такое счастье, крайне важно ответить на три вопроса: 1) из чего состоят вещи; 2) как мы должны относиться к этим вещам; 3) какую выгоду получим мы от этого нашего к ним отношения.

Единственным достоверным источником в ответе на данные вопросы служат чувственные восприятия и действия людей.

Объявив видимость единственным критерием истины, древние скептики выступили против догматизма существующих в античности концепций души, что, в свою очередь, стимулировало дальнейшее углубление и развитие психологических представлений античности.

Эпикуризм Древнего Рима имел ярко выраженную материалистическую направленность. Его школы функционировали в Неаполе, Афинах, Риме.

Учение эпикурейцев являлось предметом научных споров многих последующих поколений мыслителœей, а их атеистическая направленность становилась причиной угрозы существования их трудов.

Основные психологические взгляды римского эпикуризма отражены в поэме Тита Лукреция Кара (99-55 до н.э.) “О природе вещей”.

Раскрывая сущность души, он писал: “Из ничего, словом, должно признать, ничто не родится”. Материализм ученого проявился в отрицании духовной, нематериальной субстанции.

Душа и дух материальны и составляют лишь силы, присущие человеческому телу: “И дух и душа обладают телœесной природой”. Вслед за Демокритом Лукреций убежден, что душа крайне подвижна и пластична.

Она является сочетанием “воздуха, тепла и ветра незримой мощи”.

В поэме отражены зачатки эволюционного учения: органическое произошло из неорганического, сложное из простого:” Должны существа, наделœенные чувством, всœе состоять из зачаточных тел, совершенно лишенных всякого чувства …

что из бесчувственных телœец живые созданья возникли”. Лукреций развивает гипотезу Эмпедокла о естественном отборе.

Зависимость психических процессов от тела обосновывается многочисленными опытными данными: ”Ум растет и увядает вместе с телом, как и тело, подвержен болезням, помрачается при опьянении”.

Из материалистических посылок делается вывод о ложности учения о бессмертии души: “Невозможно считать, что рожденья души не знают совсœем и свободны от смерти законов”. Лукреций отрицает существование “мировой души”, разлитой в природе, потому что “всœе … не владеет божественным чувством, раз не имеет в себе никакого дыхания жизни”.

Описание познавательных процессов делается ученым с позиций материалистического сенсуализма: чувственность и объективное бытие не оторваны друг от друга. Лукрецием выдвинута довольно стройная психофизиологическая концепция сновидения, в соответствии с которой сон — “следствие состояния тела, изнеможденного под воздействием материальных причин, следствие того, что тело требует отдыха”.

Во взглядах на развитие человечества новым является не идея его эволюции, а попытка найти движущие силы, которые лежат в ее основе.

Также ценным для развития психологического знания явилось учение Лукреция Кара о происхождении языка.

Язык, по его мнению, — не сверхъестественный дар, а имеет естественное происхождение: “Полагать, что кто-то снабдил именами вещи, а люди словам от него научились впервые, — это безумие…”.

Во взглядах Лукреция на соотношение религии и чувств проявляется атеистическая направленность его учения: ”Первых богов на земле создал страх” (“у кого не сжимаются члены в испуге”).

Этико-психологические воззрения мыслителя направлены на устранение причин страданий, достижение умеренности, душевного покоя, “атараксии” — таков индивидуалистический идеал счастливой жизни.

“Нужно телœесной природе только немногое: то, что страдания всœе удаляет”.

Римский эпикуризм как направление античной мысли имел не только глубокие исторические корни, но и богатое научное продолжение. Его традиции в области психологических знаний были возрождены в творчестве ученых — эмпириков Нового времени.

Римский стоицизм просуществовал с 155 ᴦ. до н.э. до 529 ᴦ. В центре его внимания — проблемы нравственности, независимости от материальных благ, совпадения счастья и добродетели. В римском стоицизме происходит ослабление внимания к изучению природы и теории познания.

Один из виднейших представителœей стоицизма Эпиктет(род. ок. 50 ᴦ.) сочинœений-оригиналов не оставил. Сохранились лишь труды его друга Флавия Арриана: “Рассуждения”, ”Дружеские беседы” (12 книг), “Руководство Эпиктета”.

Взгляды Эпиктета несут ярко выраженную нравственно-психологическую ориентацию: от человека зависит только его духовная свобода, в которой заключается истинная свобода; познание природы и самопознание человека — крайне важное условие счастливой жизни; начинать нужно с легкого, ежедневного самоиспытания, постоянно имея в поле зрения самого себя, свои помыслы и поступки. В результате длительных упражнений человек самосовершенствуется и приближается к мудрости; мы должны изучать природу не для того, чтобы изменять ее (ибо это не в нашей власти), а для того, чтобы согласовывать наши желания с естественным ходом вещей. Материалистический сенсуализм Эпиктета проявился в трактовке влечений и желаний как выражений нашей воли, основанной на наших представлениях о мире. Представления же независимы от воли. Чувственные восприятия есть верный отпечаток реальных вещей: “Правильные представления правильны для всœех людей”. Дуализм души и тела выразился в представлении разума истинной сущностью человека: “Что же я такое? Разумное животное? По этой причине человек должен заботиться только о душе и не цепляться за тело”.

Читайте также:  Формула влюбленности и формула любви - психология

Из произведений Луция Аннея Сенеки (родился между 6 и 3 ᴦ. до н.э.) сохранились “Письма к Луцилию” и “Естественно-исторические вопросы”. К положениям его стихийно-материалистического учения относятся следующие:

— в мире царит материальное, но, вместе с тем, одушевленное существо (закон, судьба, провидение, мир — “как угодно тебе назвать”). Разум в этой связи определяется как особого рода материя, пневма — соединœение воздуха и огня, “теплое дыхание”, а природа — круговорот одушевленной материи;

— занятие наукой означает не только увлечение теорией, но и практическое осуществление добродетели. В познании эмпирического опыта усматривается средство против болезней и сил природы.

При анализе познавательных процессов Сенека продолжает древнегреческие традиции сенсуализма. Познание, по его взгляду, обусловлено воздействием внешних вещей на наши чувства, на показаниях которых основывается разум: “От чувства берет разум свое начало, ибо он не имеет ничего другого на что бы опереться и откуда бы проникнуть к истинному, и в себя возвращается”.

Страсти — гнев, любовь, скорбь — принято понимать материалистически: “В случае если ты сомневаешься в этом, посмотри, как они меняют выражение лица, заставляют хмурить лоб, улыбаться, краснеть или бледнеть. И неужели ты думаешь, что столь явственные изменения в телœе могут происходить не от причин материальных? В случае если страсти материальны, то материальны душевные болезни: скупость, жестокость”.

Идеалистическая направленность психологического учения Сенеки проявилась в трактовке тела как оковы души и в признании ее бессмертия: “Скелœет, который ты видишь у нас, мышцы и обтягивающая их кожа, лицо и послушные руки, равно как и всœе другие члены, которыми мы окружены это оковы духа и тьма. Οʜᴎ подавляют, затемняют, заражают дух, отклоняют его от истины и навязывают ему ложь; с этим отягчающим его телом душе приходится вести настоящую борьбу”.

Предметом особого внимания у Сенеки явились социально-психологические проблемы. Ученый утверждает зависимость организации жизни людей от объективных законов, что послужило для Ф.

Энгельса поводом назвать Сенеку “дядюшкой христианства”: “Судьбы ведут того, кто хочет, и тащат того, кто не хочет”; “Не может быть природы без бога и бога без природы”; “Природа должна быть нашим руководителœем: разум следует ей и советует это нам. Следовательно, жить счастливо — одно и то же, что жить согласно с природой”.

Человек, по оценке мыслителя, есть высшее звено в ряде явлений природы, близко стоящее к богу и содержащее в себе его частицу — логос. Основная цель жизни — выработка абсолютной “невозмутимости духа”.

В некоторых суждениях Сенеки нашли отражение идеи филогенеза: “Общительность обеспечила его (человека) господство над зверями… Устрани общительность, и ты разорвешь единство человеческого рода, на котором покоится жизнь человека”. Высказаны идеи о том, что отечество людей — это весь мир, а границы общества совпадают с границами мира.

В творчестве римского императора Марка Аврелия Антонина (121-180) еще в большей мере, чем у его предшественников, проявляются религиозные стороны стоицизма: противопоставление души и тела, утверждение религиозного чувства и т.д.

В отличие от материалистического стоического учения о душе как пневме Марк Аврелий различает тело, душу и дух. Все человеческое, согласно его концепции, есть дым, ничто, а люди — “мухи-однодневки”.

В сочинœении “Наединœе с собой” он пишет: “Время человеческой жизни — миг; ее сущность — вечное течение; чувство — смутно; строение всœего тела — бренно; душа — неустойчива; судьба — загадочна; слава — недостоверна. Одним словом, всœе, относящееся к телу, подобно потоку, относящееся к душе -сновидению и дыму.

Жизнь — борьба и странствие по чужбинœе; посмертная слава — забвение… Что бы не случилось с тобой, оно определœено тебе от века, … радуйся, что среди всœеобщего хаоса имеешь руководителя в себе самом — свой дух”.

О научном уровне мышления Марк Аврелий пишет: ”Чаще размышляй о связи всœех вещей, находящихся в мире, и об их взаимоотношении. Ибо всœе они как бы переплетены между собой и в связи с этим — в содружестве друг с другом, следуя друг за другом в определœенном порядке.

Это объясняется непрерывностью движения, общей согласованностью и единством сущности”. Отсюда человек должен действовать сообразно разумным законам природы, ”следовать разумному закону их государства и его старинной конституции”.

Во власти человека лишь его мысли и желания.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, римские стоики решительно и твердо отстаивали права и силу человеческого разума, его подчинœенность единым законам, которые бывают познаны. Такой подход к душевным явлениям оказал значительное влияние на формирование ранней христианской и средневековой европейской психологии.

Читайте также

  • — Скептицизм Енесідема й Агріппи

    Після Клітомаха академічний скептицизм почав сходити зі сцени. Але зате друге народження дістав крайній скептицизм, який пов'язують з Енесідемом і Агріппою. Ми нічого, щоправда, не знаємо про час життя Енесідема й Агріппи, та й у нас і немає повної впевненості в тому, що… [читать подробенее]

  • — Скептицизм. Воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными

    Стоицизм. Счастье – это жизнь в соответствии с космическим законом Эпикуреизм. Счастье – это умеренное наслаждение Основателем эпикуреизма является Эпикур. Приехав в 35-летнем возрасте со своими учениками в Афины, купил уединенный сад с домом. В знаменитом «Саду… [читать подробенее]

  • — Скептицизм — це світоглядна концепція, що піддає сумніву можливість творення адекватного образу об'єктивно існуючого світу.

    Догматизм — спосіб осягнення світу, тип мислення, за якого те чи інше вчення або положення сприймається як остаточна, вічна істина, догма і застосовується без урахування конкретних змін у розвитку тих чи інших явищ. Теоретичний світогляд — це системне бачення людиною… [читать подробенее]

  • — Агностицизм Дж. Берклі та скептицизм Д. Юма

    Дж. Берклі (1684–1753 рр.). Англійський єпископ Дж. Берклі представник того кола, що протистояло Просвітництву. У своїх трактатах (“Трактат про начала людського знання”), (“Три розмови між Гіласом і Філонусом”) Берклі не приховує, що його головна мета – боротьба проти… [читать подробенее]

  • — Скептицизм

    Нужно сознаться, что природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств объектов, скрывая от нас те силы и принципы, от которых всецело зависят действия этих объектов. (Там же. С. 28) Все признают, что… [читать подробенее]

  • — Софистика и скептицизм

    Наиболее известным постулатом софистики стала формула Протагора: «о любом предмете мож­но высказать два суждения, противоположных друг другу» (N 11, Diels, 80(74), 136 а). Мировоззренческой основой софистики послужили, по меньшей мере, три известные философские школы… [читать подробенее]

  • — Оптимизм, скептицизм, агностицизм

    Общая характеристика неклассической теории познания Сегодня можно говорить о кризисе классической гносеологии, однако это не означает конца гносеологии как таковой. Напротив, возникновение информационного общества возводит вопросы знания и познания в ранг… [читать подробенее]

  • — Оптимизм, скептицизм, агностицизм

    Общая характеристика неклассической теории познания Сегодня можно говорить о кризисе классической гносеологии, однако это не означает конца гносеологии как таковой. Напротив, возникновение информационного общества возводит вопросы знания и познания в ранг… [читать подробенее]

  • — СКЕПТИЦИЗМ

    Название данного направления античной мысли произошло от греческого глагола “озираться”, ”осматриваться” (в производном — “взвешивать”, “быть в нерешительности”). Но для античного скептицизма характерно не прямое отрицание возможности познания, а лишь воздержание… [читать подробенее]

  • — Субъектный идеализм Д. Беркли и скептицизм Д. Юма.

    Джордж Беркли (1684-1753) родился в дворянской семье. В 1710 г. вышел его главный труд «Трактат о принципах человеческого знания», в котором он излагает основные положения субъективного идеализма. В своей философии Беркли стремится защитить религию от материализма. Основные… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/863702

    Особенности скептицизма д. юма и его отличие от скептической мысли античности

    Особенности скептицизма д. юма и его отличие от скептической мысли античности

    Гукова Ангелина Валерьевна

    студент 3 курса, философский факультет ТГУ, г. Томск

    E-mail: angelina.gukovaa@yandex.ru

    Григоренко Полина Ивановна

    студент 3 курса, философский факультет ТГУ, г. Томск

    Яткина Евгения Олеговна

    студент 3 курса, философский факультет ТГУ, г. Томск

    Петренко Валерия Владимировна

    научный руководитель, кандидат философских  наук, доцент ТГУ, г. Томск

    Во все века Дэвид Юм был фигурой неоднозначной. Его философия то превозносилась до небес, в то время как его самого называли гением, то напротив, считалась совершенно неприемлемой и почти агностичной.  Так Б.

    Рассел называет его «одним из наиболее значительных философов» [1, с. 604]. В работах Д. Юма скептицизм проявился наиболее ярко, полно и разнообразно.

    В нашей статье мы рассмотрим основные скептические аспекты и основания юмовской философии и попытаемся провести параллели с античным скептицизмом.

    Следует оговорить, что в данной статье под скептицизмом, мы будем понимать концепцию методического сомнения, направленную на анализ господствующих в обществе представлений, стремящуюся преодолеть догматизм, сомневающуюся в истинности положений, признаваемых большинством, поскольку их истинность не более доказана, чем их ложность и оставляющую вопрос о поиске критерия истинности открытым.

    Именно Д. Юм довел философскую скептическую мысль до совершенства, во многом его философия похожа на взгляды «новых пирроников», но при этом в ней мало общего с античным скептическим воззрением.

    Сам Юм называл свою точку зрения «умеренным скептицизмом». Каждый из философов всех эпох имел свою точку зрения на философию Дэвида Юма, но никто не мог пройти мимо этого явления в истории философии.

    Нельзя не согласится со словами Богоуславского, который отмечает, что «Философия Юма во многом совершенно не похожа не только на взгляды «новых пирроников», но и на античный скепсис.» [2, с. 210]. Действительно, если мы сравним древний скептицизм и скептицизм Д.

     Юма, то сможем увидеть множество различий, начиная уже с самой цели и задач развития скептического метода.

    Ко времени возникновения скептицизма, в греческой философии существовало большое количество  разнообразных философских систем, среди которых велся постоянный спор о философской истине, положения многих школ были взаимоисключающи, но, при этом равнодоказательны и абсолютны.

    Античный скепсис возник как ответ на догматизм эллинистических школ и, в некоторой степени, скептицизм использовался как метод, направленный на то, чтобы опровергнуть или продемонстрировать несостоятельность определенных философских теорий.  Впоследствии скептицизм античности выделился в особую философскую школу.

    Читайте также:  Цивилизованные отношения - психология

    Юм же начинал свои исследования не с намерения опровергнуть ту или иную философскую концепцию.  Он лишь стремился избавить философию от заблуждений и рассудков и расчистить путь правде.

    Не следует упускать из вида, что скепсис Дэвида Юма направлен лишь против познаний разума в собственном смысле, и что он нисколько не пытается ослабить убедительность фактов жизни и опыта. Философ полагал, что наше знание вырождается в вероятность в результате трех сомнений, заключающихся в нем.

    Первое – поскольку существует неопределенность в самом предмете познания, затем проявляется слабость нашей способности суждения и имеется возможность ошибки при оценке достоверности суждения.

    Еще одним, довольно заметным расхождением между юмовской философией и позицией скептиков до него, является выдвигаемое античными скептиками диалектическое положение о том, что все явления сознания связаны друг с другом, а поскольку познание этого бесчисленного множества связей невозможно, то наше знание никогда не будет полным и достоверным. Д.

     Юм же высказывает абсолютно иной тезис, согласно которому все явления, напротив, отделены и изолированы друг от друга. Почти все представители скептицизма заявляли, что соглашаться можно только с тем, что убедительно обосновано нашим разумом и показаниями наших органов чувств.

     По Юму же, к деятельности интеллекта и мышлению мы прибегаем лишь выясняя отношения между идеями, которые, как разновидность восприятий, представляют собой содержимое человеческого разума.

    Здесь проявляется его представление о субъективном характере человеческих представлений, поскольку о некоторой связи мы заключаем только тогда, когда подразумеваем, что они приобрели связь в наших мыслях. Это представление приводит Юма в дальнейшем к критике причинности.

    Рассел пишет: «Он (…), начинает с намерения быть сенсуалистичным и эмпиричным, не принимая ничего на веру, но изыскивая любые указания, которые можно получить из опыта и наблюдения. (…) он пришел к злосчастному выводу, что ничего нельзя познать путем опыта и наблюдения» [1, с. 616].

    Таким образом, наследуя идеи своих предшественников,  Юм пытается развиваться в рамках эмпирической, локковской философии.  Таким образом, мы отмечаем, что Д. Юм постепенно развивает скептицизм, приходит к нему в своей философии. Все скептические заключения Юма базируются на его учении о причинности.

    Юм первый из философов, кто занялся обсуждением вопроса, откуда происходит понятие причинности, и отнес его прямо к сфере опыта. Стоит отметить, что в этом проявляется еще одно отличие юмовского скептицизма, от скептицизма античных философов. Древние скептики оставляли вопрос о причинности открытым, Юм же дал прямой отрицательный ответ. «Все наши суждения относительно причин и действий основаны исключительно на привычке.» [3, с. 293]

    Дэвид Юм утверждал, что никакое исследование не может дать нам утверждение о том, что одно явление есть причина другого, заключения о причинности «не основываются на рассуждении или на каком-либо процессе мышления» [4, c. 35].

    Юм называл это привычкой, которая проистекает из некого часто повторяющегося опыта.  Часто наблюдая последовательность действий и переходов от А к Б, наше воображение невольно находи себя расположенным при впечатлении А, ожидать возникновения впечатления Б.

    Таким образом, мы верим в их последовательность.

    Однако из этого следует, что не существует такого познания, которое было бы объективно и объекты нашего познания по сути только наши впечатления. Значит,  Юм приходит к скептическому выводу о сомнительности нашего познания, основанного на вере.

    Однако ни в коем случае не хочет опровергнуть или сделать непригодными истинные достижения человеческого познания или вовсе сделать их невозможными.  К.

     Фишер говорит об этом «Его [Юма] скептицизм разрушает только воображаемое основание, мнимую способность, которая никогда не приносит нам плодородные и практические истины, а дает лишь кажущиеся и ничего не значащие понятия» [5, c. 522].

    Таким образом мы не должны обвинять Юма в агностицизме, то есть отрицании возможности любого рода истины и способов нахождения ее, как это делают некоторые исследователи и философы, в том числе и Нарский.

    Своей философией Юм не хочет разрушить, он хочет объяснить и прояснить возможности нашего знания, показывая определенную границу человеческих способностей и указав на единственно возможные средства достижения человеческого познания. Д.

     Юм, следовательно, пытается вычленить методы, идя по которым мы не сможем достигнуть достоверного знания и, напротив, указать нам средства к его достижению. Б. Рассел говорит, что «Философия Д. Юма, истинна или ложна, представляет собой крушение рационализма восемнадцатого века» [8, с. 616].

    Изначально принимая многие идеи предшествующих философов, Юм строит собственную концепцию, в которой ярко показывает несостоятельность утверждений, которые никто до него не решался подвергнуть сомнению, используя в качестве фундамента своих философских концепций.

    Согласно всему вышесказанному мы можем сделать вывод, что скептицизм Юма в полной мере проявляет себя как гносеологическая концепция, воспринявшая идеи предшествующих философских систем, но во многом отличная от античного скептицизма.

    Список литературы:

    1. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трех книгах. Издание 3-е, стереотипное. М.: Академический проспект, 2000. – 768 с.
    2. Богоуславский В. М. Скептицизм в философии. М.: Наука, 1990. – 272 с.
    3. Юм Д. Сочинение в двух томах. Т.1 М.: Мысль, 1965 – 847 с.
    4. Юм Д. Сочинения в двух томах. Т.2 М.: Мысль, 1965 – 928 с.
    5. Фишер К. История Новой философии. Декарт:  Введение в историю новой философии. Френсис Бекон Веруламский. М.: «Издательство АСТ», 2003. – 541 с.

    Источник: https://sibac.info/studconf/science/iii/28131

    Античный скептицизм

    Скептици́зм (от греч. skeptikos — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

    Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям.

    В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

    Пиррон 365-275. Еще до Эпикура и Зенона, начиная с 323 г. до н.э., Пиррон в Элиде основал движение «скептиков» со своим строем мысли и поведения и особой судьбой в западной культуре.

    Новизна Пиррона, отличающая его от предшественников и современников, состояла именно в убеждении, что можно жить искусно и вполне счастливо даже в отсутствии истины и ценностей, по крайней мере таких, как в прошлом.

    По утверждению Пиррона, философ – тот, кто стремится к счастью. Но счастье состоит только в невозмутимости и в отсутствии страданий.

    Кто желает достигнуть понятого таким образом счастья, должен ответить на 3 вопроса: каковы вещи по своей природе?; как нам следует к ним относиться?; что для нас из этого проистекает? Природа вещей непостижима, поэтому к ним следует относиться равнодушно. Из такого отношения вытекает атараксия (невозмутимость).

      Все вещи одинаковы, неразличимы и непостоянны=>нельзя питать к ним ни малейшего доверия, но нужно жить без мнений, не склоняясь к чему-то, не вращаясь ни от чего, ибо любая вещь «есть не больше, чем есть». При таком положении дел уместны лишь апатия и непоколебимость.

    Однако воздержание не значит бездействие. Философ-скептик отличается тем, что, приняв к руководству образ жизни, согласующийся с обычаями и нравами страны, в которой он живёт, он не придаёт своему образу мыслей и действиям значения безусловно истинных. Догматическое сомнение: «Никто не знает и никто никогда не сможет знать».

    Изостéния – равносильность (противоположных суждений). Ни о чём нельзя сказать, что оно есть в большей степени одно, чем другое. Эпохé – остановка, прекращение, воздержание от суждения. Атарáксия– невозмутимость, безмятежность. Скептик – ищущий, рассматривающий, исследующий. Нельзя отличить ложное суждение от истинного, так как у нас нет критерия истины.

    Энесидем (старший скептик) Недостоверность чувственного восприятия.

    Эклектико-догматический уклон Академии, в особенности позиция Антиоха, вынудили некоторых мыслителей оказаться от догматизма и радикально пересмотреть скептические предпосылки.

    С этой целью Энесидем открыл в Александрии новую школу скептиков, выбрав в качестве авторитета Пиррона из Элиды. Энесидем составляет так называемые «тропы», или то, что мы назвали бы таблицей высших категорий сомнения.

    Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно». Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному.

    Один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение.

    Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий.

    Восприятия и суждения зависят от обычаев народов. Ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами. Вещи представляются различными в зависимости от места, в котором они находятся.

    Вещи представляются различными в зависимости от их количества. Восприятие вещей зависит от того, насколько часто они встречаются. Всякая вещь воспринимается не сама по себе, а относительно других вещей, в том числе относительно воспринимающего.

    Десятый троп подводит итог.

     Чувственное восприятие представляет собой процесс получения информации субъектом об объекте. Первые пять тропов выводят недостоверность чувственного восприятия из множественности и особенностей субъектов. Следующие четыре тропа выводят недостоверность чувственного восприятия из множественности и особенностей
    объектов.

    Агриппа (младший скептик) Недоказательность рассуждения. Троп разноречивости: утверждения людей противоречат друг другу. Троп удаления в бесконечность: всё, приводимое в доказательство, в свою очередь требует доказательства, и так до бесконечности.

    Троп относительности: все утверждения относятся не к вещам, каковы они сами по себе, а к вещам, каковы они по отношению к судящему. Троп предположения: избегая удаления в бесконечность, догматики исходят из положений, произвольно (т.е. без основания и доказательств) принимаемых за истинные.

    Троп взаимодоказуемости: всё, приводимое в доказательство, истинно лишь постольку, поскольку истинно то, что доказывается с его помощью. Троп порочного круга: все люди смертны, Сократ человек-Сократ смертен.

    Секст Эмпирик II в. н.э. (поздний пирронизм, систематизация скептицизма) (Две книги против логиков, Две книги против физиков, Против этиков, Против разных наук, Три книги Пирроновых положений).

    Секст допускает возможность для скептика согласия с некоторыми вещами, т.е. если аффекты связаны с сенсорными представлениями. И это согласие и принятие будет чисто эмпирическое, а потому не догматическое.

    Эмпирический скептицизм предписывает не апатию, но «метриопатию», т.е. модернизацию, соразмерность аффектов.

    И скептик страдает от голода и холода, но не судит о них как о зле по природе, а потому сдерживает возмущению по их поводу.

    Мы можем познавать либо с помощью чувств, либо с помощью разума. Но, как показывают тропы старших скептиков, чувственное восприятие не содержат в себе критерия истины. Как показывают тропы младших скептиков, логическое мышление также не содержат в себе критерия истины. Следовательно, критерия истины нет.

    Таким образом, мы можем увидеть главную историческую функцию античного скептицизма-катарсическую, или освобождающую. Это философское течение не разрушает философию вообще, но атакует определенную догматическую ментальность, которая была порождена великими эллинистическими системами, в особеннсоти со стоицизмом, синхронно с которым скептицизм расцветал и умирал.

    Источник: http://filosofedu.ru/index.php/otvety-na-voprosy-na-jekzamen-po-predmetu/754-antichnyj-skepticizm

    Ссылка на основную публикацию