Социальная роль — психология

Шпаргалка по социальной психологии

Социальная роль - психология

Социальная роль – это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом.

Социальную роль – это статус в движении, т. е. набор реальных функций, ожидаемых поведенческих стереотипов.

Ожидания могут быть зафиксированы в определенных институционализированных социальных нормах: юридических документах,

инструкциях, положениях, уставах и т. д., а могут носить характер обычаев, нравов, и в том и в другом случае они определяются статусом.

Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. Время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.

Однако, каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов. В связи с этим между ролевым ожиданием и ролевым исполнением невозможно полное совпадение, что вызывает развитие ролевых конфликтов.

Виды ролевых конфликтов:

1) внутриличностный – возникает в связи с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных или в одной социальной роли;

2) внутриролевой – возникает на основе противоречия в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;

3) личностно-ролевой – причиной является несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;

4) инновационный – возникает как результат расхождения ранее существовавших ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации.

Основные характеристики роли (по Парансону):

1) эмоциональностью – роли различаются по степени проявления эмоциональности;

2) способ получения – одни роли могут предписываться, другие завоевываются;

3) структурированностью – часть ролей сформирована и строго ограничена, другая – размыта;

4) формализацией – часть ролей реализуется в строго установленных шаблонах, алгоритмах, другая – произвольно;

5) мотивацией – системой личностных потребностей, которые удовлетворяются исполнением роли.

Виды социальных ролей в зависимости от норм и ожиданий:

1) представляемые роли – система ожиданий индивида и определенных групп;

2) субъективные роли – субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами;

3) играемые роли – наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом.

Нормативная структура исполнения социальной роли:

1) описания поведения, характерного для данной роли;

2) предписания – требования к поведению;

3) оценки исполнения предписанной роли;

4) санкций за нарушение предписанных требований.

Для реализации социального статуса человек исполняет множество ролей, которые в совокупности представляют собой ролевой набор, индивидуальный для каждого человека. Т. е. личность можно рассматривать как сложную социальную систему, состоящую из совокупности социальных ролей и ее индивидуальных особенностей.

Психология bookap

Значимость роли для человека и идентификация себя с исполняемой ролью определяется индивидуальными особенностями личности, её внутренней структурой.

Человек может сильно «вживаться» в свою роль, что называется ролевой идентификацией или наоборот сильно дистанцироваться от неё, перемещаясь из актуальной части сферы сознания на периферию или даже вытесняя её из сферы сознания полностью. В случае если объективно актуальная социальная роль не осознается в качестве таковой субъектом, то это выливается в развитие внутреннего и внешнего конфликта.

Источник: http://bookap.info/sociopsy/cheldyshova_shpargalka_po_sotsialnoy_psihologii/gl24.shtm

открытая библиотека учебной информации

открытая библиотека учебной информации

Каждый человек, живущий в обществе, включен во мно­жество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.).

В каждой из этих групп он занимает определœенное положе­ние, обладает неким статусом, к нему предъявляются опреде­ленные ожидания. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, один и тот же человек дол­жен вести себя в одной ситуации как отец, в другой — как друг, в третьей — как начальник, т. е. выступать в разных ролях.

Социальная роль — соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или пози­ции в обществе, в системе межличностных отношений.

Освоение социальных ролей — часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в обще­ство себе подобных. Социализацией принято называть процесс и ре­зультат усвоения и активного воспроизведения индивидом со­циального опыта͵ осуществляемый в общении и деятельности.

Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стан­дарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществ­лять самоконтроль.

При этом, поскольку в реальной жизни чело­век включен во многие виды деятельности и отношения, вы­нужден исполнять разные роли, требования к которым бывают противоречивыми, возникает крайне важность в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целост­ность своего «Я» в условиях множественных связей с миром (т. е.

оставаться самим собой, исполняя различные роли).

Личность (а точнее сформированная подструктура направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом, кото­рый позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедея­тельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существова­ния, отказываться от одного в пользу другого.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определœенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не иденти­фицируясь с ролью.

Основные компоненты социальной роли составляют иерар­хическую систему, в которой можно выделить три уровня. Пер­вый — это периферийные атрибуты, т. е.

такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на восприятие роли окруже­нием, ни на ее эффективность (к примеру, гражданское состоя­ние поэта или врача).

Второй уровень предполагает такие атри­буты роли, которые влияют как на восприятие, так и на ее эф­фективность (к примеру, длинные волосы у хиппи или слабое здоровье у спортсмена). На вершинœе трехуровневой градации — атрибуты роли, которые являются решающими для формиро­вания идентичности личности.

Ролевая концепция личности возникла в американской со­циальной психологии в 30-х гᴦ. XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических тече­ниях, прежде всœего в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые при­сущи любому индивиду в том или ином обществе.

Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов:

1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу);

2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (я уверена, что им нравится моя новая прическа);

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (видимо, я буду всœегда так причесываться).

Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего «Я».

Как и Кули, он считал, что «Я» — продукт соци­альный, формирующийся на основе взаимоотношений с други­ми людьми. Вначале, будучи маленькими детьми, мы не спо­собны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь.

Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего «Я».

По мнению Мида, процесс формирования личности вклю­чает три различные стадии. Первая — имитация. На этой ста­дии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. За­тем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определœенных ролей: врача, пожарного, авто­гонщика и т. д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли.

ВОПРОС 64

Читайте также

  • — Это означает, что на предприятии каждый связан общими взглядами на то, что представляет собой данное предприятие, какова его экономическая и социальная роль.

    В современной литературе существует довольно много определений понятия организационная культура.

    Как и многие другие понятия организационно-управленческих дисциплин, концепция организационной культуры не имеет универсального определения. Типология… [читать подробенее]

  • — Социальная роль культуры

    Структура науки как социального института · Социальный институт включает группу людей, занимающихся научной деятельностью, · Социальные организации направлены на производство новых знаний и их практическую реализацию, · Существуют нормы, правила, стандарты… [читать подробенее]

  • — Социальная роль и сущность малых социальных групп

    Небольшие группызанимают особое место в структуре любой организации. Все они являются малыми социальными структурами и отличаются тем, что входящие в них люди действуют в режиме интенсивного группового общения, их деятельность носит совместный характер. Такого рода… [читать подробенее]

  • — Социальная роль и ценность права

    Право является не только необходимостью и средством социального регулирования, но и благом, имеющим социальную ценность. Только право обладает такими свойствами, благодаря которым можно ввести в социальную жизнь всеобщую, стабильную, строгую по содержанию,… [читать подробенее]

  • — Сущность, структура и социальная роль политического сознания

    Политическое сознание является одной из разновидностей индивидуального и общественного сознания, духовной стороной общественной жизни. В настоящее время в науке сложилось два основных подхода к пониманию его природы и сущности: бихевиориальный и аксиологический[76]. В… [читать подробенее]

  • — Понятие правового регулирования, социальная роль и функции права

    Регулирование в собственном смысле этого слова – это форма целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в объекте и развитие его путем введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Правовое регулирование… [читать подробенее]

  • — Понятие правового регулирования, социальная роль и функции права

    Регулирование в собственном смысле этого слова – это форма целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в объекте и развитие его путем введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Правовое регулирование… [читать подробенее]

    Читайте также:  Метод беседы - психология
  • — Социальная роль рынка и государства

    Социальная роль рынка и государства 2. Доходы населения: структура и показатели Рынок не идеален, не всесилен и не может обеспечить социаль­ных гарантий для всех членов общества. Превратить чисто рыночное хозяйство в социально-рыночное — призвана соци­альная… [читать подробенее]

  • — Социальная роль

    Лекция 12. Типы девиантногоповедения · Инновация –принятие социально одобряемых целей, но отрицание законных средств их достижения. · Ретуализм– отрицание принятых целей при безусловном согласии с социально одобряемыми средствами(преподаватель, для… [читать подробенее]

  • — Социальная роль

    Лекция 12. Типы девиантногоповедения · Инновация –принятие социально одобряемых целей, но отрицание законных средств их достижения. · Ретуализм– отрицание принятых целей при безусловном согласии с социально одобряемыми средствами(преподаватель, для… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/psihologiya/view/852371_social_naya_rol

    Социальная роль

    Социальная рольсовокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе.

    Источник: Краткий словарь психологических терминов

    quot;общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности». (Буева, 1967, с. 46-55

    Источник: Глоссарий по политической психологии. -М РУДН, 2003 г

    комплекс обычаев и/или конвенциальных норм, предписывающих определенные формы, методы, стиль исполнения социальной функции, а также действующие в данной культуре бытовые (повседневные) представления о фактическом порядке ее исполнения. (Косолапов Н.А., с.106)

    Источник: Глоссарий по политической психологии. -М РУДН, 2003 г

    — социальная функция личности, ее соответствие определенным требованиям, социальным ожиданиям, модель поведения.

    Источник: Юридическая психология словарь терминов

    ее выполнение — это осуществление совокупности действий, ожидаемых окружением социальным.

    Набор ролей социальных весьма широк и разнообразен. Каждый человек задействован сразу в нескольких ролях. Многие моменты процесса вхождения в роль, ее освоения и выполнения — «горячие точки» в жизни личности.

    Человек нередко срастается с ролью, она становится частью его личности. Потеря привычной роли переживается как утрата части своей личности.

    Близки к этому ситуации временного «обезроливания» — например, при тяжелых болезнях, стихийных бедствиях.

    Подобные ситуации социального уравнивания, иногда даже — социальной инверсии, весьма интересны, ибо проявляют степень жесткости связи личности со своей ролью.

    Если присмотреться ко всем фактам, составляющим «феноменологию ролей социальных», то можно заключить, что освоение ролей имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности.

    Роль социальная во всей оформленности и определенности, с запрограммированной системой действий и отношений входит в личность и становится ее органической частью.

    Но в обычных случаях личность, так ассимилируя роль, сама этой ролью целиком не ассимилируется; полное совпадение структур роли и личности возможно лишь как эпизод в развитии личности.

    Выход личности за пределы роли, перерастание ею роли весьма напоминают аналогичную динамику при идентификации (-> механизм идентификации). И так происходит с большинством личностей, с большинством ролей.

    Возможны и отклонения от этого правила, случающиеся, если личность достаточно слабая или роль достаточно сильная. В первом случае даже незначительная должность или положение может целиком наполнить жизнь человека, определить его чувства и отношения. Во втором случае роль оказывается трудно преодолимой из-за ее широты и жесткости.

    Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

    есть функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию; роль должна пониматься в двух смыслах: как положение, занимаемое человеком в группе… и как конкретное воплощение этого положения… (Н.Д. Левитов).

    Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

    социально одобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определенную позицию в системе общественных и межличностных отношений.

    Источник: Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти»/ Под общей редакцией А.А. Реана, 2002 г

    понятие, включающее описание особенностей личности, психологии и поведения человека, занимающего определенное положение в обществе или в социальной группе, например роль учителя, руководителя, родителя, ученика и т.п.

    Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2005, 100с)

    осуществление своих прав и выполнение своих обязанностей, которые человеку предписывает его социальный статус (отца, матери, учителя и т.д.). В психопатологии нередко встречается игнорирование своей социальной роли, как и отождествление ее с собственной личностью.

    Нередко и у здоровых индивидов возникают сложные психологические ситуации, когда индивид одновременно должен играть несколько противоречащих одна другой ролей. Этот ролевой конфликт может быть ситуацией, способной повлечь развитие невротических симптомов.

    Источник: Жмуров В.А.

    Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

    Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования.

    Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой – как друг, в третьей – как начальник, т.е. выступать в разных ролях. Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

    Освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемые в общении и деятельности.

    Примерами социальных ролей являются также половые роли (мужское или женское поведение), профессиональные роли. Наблюдая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль.

    Однако поскольку в реальной жизни человек включен во многие деятельности и отношения, вынужден исполнять разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в некотором механизме, который позволил бы человеку сохранить целостность своего «Я» в условиях множественных связей с миром (т.е. оставаться самим собой, исполняя различные роли).

    Личность (а точнее, сформированная подструктура направленности) как раз и является тем механизмом, функциональным органом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого. Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью. Основные компоненты социальной роли составляют иерархическую систему, в которой можно выделить три уровня. Первый – это периферийные атрибуты, т.е. такие, наличие или отсутствие которых не влияет ни на восприятие роли окружением, ни на ее эффективность (например, гражданское состояние поэта или врача). Второй уровень предполагает такие атрибуты роли, которые влияют как на восприятие, так и на ее эффективность (например, длинные волосы у хиппи или слабое здоровье у спортсмена). На вершине трехуровневой градации – атрибуты роли, которые являются решающими для формирования идентичности личности. Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. Чарлз Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я», которое состоит из трех элементов: 1. того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие («Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу»); 2. того, как, по нашему мнению, они реагируют на 3. то, что видят («Я уверена, что им нравится моя новая прическа»); 4. того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других («Видимо, я буду всегда так причесываться»). Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего «Я». Как и Кули, он считал, что «Я» – продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. Вначале, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего «Я». По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая – имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли.  

    Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии, 2001 г

    (от франц. role) – совокупность норм поведения, а также само поведение личности, реализующее эти нормы в системе межличностных отношений; социальная функция личности.

    Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

    Источник: https://vocabulary.ru/termin/socialnaja-rol.html

    Социальные роли личности (продолжение…)

    В соответствии с другим логическим основанием можно выделить специфические и диффузные роли.

    В специфических ролях взаимоотношения строятся на основе особых четко ограниченных целей (например, кассир, продающий билеты в кинотеатре, гардеробщик, принимающий верхнюю одежду, парикмахер, подстригающий своих клиентов).

    Активность лиц, выполняющих диффузные роли, наоборот, не имеет подобной специальной направленности. Такова роль матери, которую интересует буквально все, что касается ее ребенка: его здоровье, настроение, стремления, желания, вкусы, привычки. Этот интерес очевидным образом проявляется в отношении матери к ребенку.

    Все семейные взаимоотношения вообще (если рассматривать нормальные отношения) строятся на основе диффузных ролей. В форме таких ролей могут проявляться и отношения между близкими друзьями, влюбленными. При этом ролевые взаимосвязи осуществляются на почве широкого круга взаимных интересов.

    Читайте также:  Мышление в психологии - психология

    Нередко для того, чтобы окружающие имели необходимую информацию о социальной роли той или иной личности в данный момент, прибегают к ролевым символам. Примером такого символа может быть какая-либо униформа.

    Знаки отличия у военных, обозначающие род войск и звание данного лица, свидетельствуют о его социальном статусе и соответствующей роли. Строгие вечерние платья женщин и темные костюмы мужчин могут подчеркивать официальный характер какой-либо ситуации.

    Наличие белого халата на человеке в лечебном учреждении говорит о его принадлежности к медицинскому персоналу. Место социального взаимодействия индивидов также обладает характеристикой ролевого знака.

    Менеджеры часто ведут себя совершенно различным образом на месте своей работы и вне ее, даже имея дело с одним и тем же лицом. Изменение местоположения используется ими порой для того, чтобы показать соответствующее изменение их роли, скажем, переход от роли начальника к роли друга.

    Если окружающим людям известна социальная роль какого-либо индивида в данный момент, то они будут предъявлять к его поведению соответствующие ролевые ожидания.

    Эти ожидания могут включать вполне определенные предписания (то, что человеку необходимо делать обязательно), определенные запреты (то, чего человек не должен делать) и ряд менее точно определенных ожиданий (то, что человеку следовало бы делать в данной роли).

    Когда поведение индивида, выполняющего какую-либо социальную роль, соответствует ожидаемому образцу, оно считается успешным. Необходимо подчеркнуть при этом, что в ролевых ожиданиях, исходящих от конкретных лиц или групп, ярко проявляются и их социально-психологические особенности.

    Так, взаимные ролевые ожидания двух сотрудников, использующих одно и то же оборудование, обусловлены не только их официальным положением в данной организации, но и свойствами личности каждого из этих работников.

    Допустим, один из них, отличающийся аккуратностью и следящий за безукоризненной чистотой рабочего места, будет требовать от своего коллеги такого же отношения к делу. Другой работник, не столь аккуратный, может игнорировать эти требования, полагая, что достаточно иметь все оборудование в исправном состоянии.

    Человек обладает известной степенью свободы в отношении своего ролевого поведения. Вот почему выполнение одних и тех же социальных ролей различными индивидами часто имеет некоторые различия, хотя при всем этом их действия могут оцениваться как успешные.

    Возьмем, например, двух студентов, заканчивающих вуз. Один из них, готовясь к экзаменам, прорабатывал только обязательную литературу, другой читал, наряду с ней, книги из дополнительного списка.

    Однако с формальной точки зрения и первый, и второй вполне удовлетворяют требованиям, предъявляемым к студенту.

    Ролевые ожидания нередко касаются не только поведения индивида в той или иной роли, но и его внешнего облика — одежды и ее аксессуаров, украшений, прически.

    Чиновник, приглашенный на дипломатический прием, вряд ли явится туда в свитере и джинсах, а профессор даже жарким летом не рискнет предстать на лекции перед студентами в майке и шортах.

    В некоторых официальных ситуациях форма одежды сравнительно строго регламентируется.

    Каждый человек обладает множеством социальных ролей. Подобно тому, как он имеет определенный «статусный набор», можно говорить и о соответствующем «ролевом наборе» индивида.

    Имея статус отца, человек выступает в разных ролях по отношению к своей жене, сыну, своим родителям, тестю и теще, учителям школы, где учится сын. Там он может быть еще и членом родительского комитета.

    Каждое из ролевых взаимодействий, вытекающих из статуса отца, характеризуется своей спецификой (сравните, например, следующие парные взаимодействия: отец, муж — его жена, отец — его сын, отец — его мать, отец — теща, отец — учитель школы и т. д.).

    Работая на том или ином предприятии, в учреждении, человек также выполняет ряд социальных ролей, соответствующих его статусному набору. Таковы его статусы инженера, начальника цеха, члена профсоюза, совладельца акций компании. Роли, выполняемые индивидом, имеют официальный характер.

    Человек обладает также определенным ролевым «набором» и в системе неофициальных отношений, сложившихся в его организации. Часто эти роли являются следствием некоторых индивидуальных свойств личности.

    Двое рабочих, занятых на одной и той же операции, но имеющих различные черты характера, могут выполнять совершенно разные неформальные роли в своей бригаде. Спокойный и рассудительный человек порой выступает в роли «третейского судьи», к которому обращаются остальные рабочие в спорных ситуациях.

    Другой рабочий, обладающий организаторскими способностями и стремлением к лидерству, иногда становится неофициальным лидером какой-либо группы лиц в своей бригаде.

    Порой та или иная роль навязывается человеку со стороны других членов группы. Часто это обусловлено не только индивидуальными особенностями данного человека, но главным образом его положением в группе.

    Например, ученик в производственной бригаде может рассматриваться другими ее членами как объект всевозможных шуток и розыгрышей. Однако роли, которые человек выполняет в тех или иных группах, подвержены изменениям.

    Бывший ученик, вырастая до уровня высококвалифицированного рабочего, прекращает свое пребывание в роли «козла отпущения», приобретая другую неофициальную роль, как следствие его нового, более высокого социального статуса.

    Источник: http://www.eurolab.ua/balance-and-stress/2852/3770/31215/?page=2

    Социальные роли личности

    Во всех определениях личности обязательно подчеркивается ее общественная природа, включенность в ту или иную систему социальных отношений. Любая личность представляет собой своеобразный сплав биологического, психологического и социального. Это постоянно проявляется в ее связях с социальным окружением.

    Особенности конкретного исторического периода, принадлежность личности к определенному социальному классу, слою, какой-либо организации или группе накладывают свой отпечаток на черты личности, формируют характерные образцы ее поведения.

    Как говорил Вольтер: «Каждый человек является созданием времени, в котором он живет».

    Любая личность подвержена воздействиям со стороны общества на макроуровне и микроуровне. Под макроуровнем подразумевается «широкая» социальная среда вплоть до уровня всей мировой общественной системы, но в первую очередь следует отметить роль влияний того конкретного общества, к которому принадлежит личность.

    Нельзя не упомянуть воздействия на личность государства в целом и тех или иных его органов. Микроуровень — это ближайшее социальное окружение личности — семья, круг друзей, коллеги по работе, соседи, то есть все люди, с которыми непосредственно общается личность в ситуациях повседневной жизни.

    Наблюдаемые эффекты различных воздействий макро- и микросреды на психику и поведение личности дают богатый материал для социально-психологического анализа.

    Личность является не только объектом тех или иных воздействий со стороны окружающей социальной среды, но и субъектом деятельности. Каждый из нас каким-либо образом влияет на других людей, общаясь с ними в сферах труда, учения и досуга. Воздействует личность и на макросреду.

    Голосуя за того или иного кандидата на выборах, принимая участие в демонстрациях или забастовках, личность выступает как субъект политической деятельности, оказывая влияние на преобразование макросреды.

    Более того, личность является субъектом исторического процесса, ибо каждый человек выступает в нем как действующее лицо. Социально-психологический подход к личности требует рассмотрения ее в тесной связи с социальным окружением.

    Прежде всего имеются в виду те социальные группы, в состав которых личность входит, с членами которых взаимодействует. Для того, чтобы лучше понять взаимосвязи личности и ее социальной среды, психологи обращаются к положениям ролевой теории личности.

    Мысль о том, что люди в их жизнедеятельности подобны актерам на сцене театра, высказывалась еще в очень давние времена. Римский философ-стоик Эпиктет, живший в I-II вв. н. э., часто сравнивал человека с актером. Так, он заявлял: «Не забудь, — ты актер и играешь в пьесе роль, назначенную автором.

    Коротка пьеса — коротка и роль, длинна — длинна и она. Даст он тебе роль нищего, — старайся вернее создать его тип, как и тип калеки, высшего правительственного лица или частного человека». Под автором здесь имеется в виду Бог как высшая сила.

    Шекспир в пьесе «Как вам это понравится» устами одного из своих героев говорил:

    «Весь мир — театр.

    В нем женщины, мужчины — все актеры.

    У них свои есть выходы, уходы.

    И каждый не одну играет роль».

    В научный оборот термин «роль» ввели в 20-30-е гг. XX века американские исследователи Мид и Линтон. Последний определял роль как «динамический аспект статуса». Под статусом понималась какая-либо социальная позиция личности, а роль выступала здесь как определенная демонстрация этой позиции.

    Являясь членом тех или иных социальных групп, вступая во взаимодействие с другими людьми, человек в каждом из этих случаев обладает той или иной позицией (статусом) — местом в данной конкретной системе социальных взаимосвязей.

    Так, на предприятии четко различаются официальные позиции директора, бухгалтера, юрисконсульта, начальника цеха, мастера, рабочего. Многие позиции, занимаемые людьми, характеризуют их в более широком социальном смысле.

    Можно выделить общественно-политические позиции (депутат, член какой-либо партии или инициативной группы граждан), профессиональные (инженер, врач, артист) и ряд других (гражданин, потребитель, пенсионер). Человек, находящийся в той или иной официальной позиции, имеет соответствующие права и обязанности.

    Отдельно следует упомянуть позиции, занимаемые индивидом в своей семье и вообще среди родственников (дед, отец, муж, брат, племянник ). Определенные права и обязанности выступают в качестве регуляторов и в семейных отношениях.

    Читайте также:  Садизм - психология

    Каждый человек обладает рядом различных социальных позиций, что составляет его «статусный набор». Так, один и тот же человек может представать перед другими людьми как врач, муж, отец, брат, друг, шахматист-разрядник, член профсоюза. Рассмотрение любой позиции в группе или в обществе всегда подразумевает наличие других, связанных с ней позиций.

    Отсюда выводится известная взаимозависимость и между людьми, находящимися в связанных между собой позициях. Например, позиция руководителя подразумевает существование позиции подчиненного. Позиция врача подразумевает наличие позиции пациента.

    Имеется определенная взаимозависимость между сотрудниками любой организации, между членами семьи, родственниками, вообще между индивидами, вступающими друг с другом даже в один-единственный непродолжительный контакт (например, между продавцом и покупателем, кондуктором автобуса и пассажиром).

    Таким образом, можно говорить о наличии соответствующих взаимоотношений между указанными лицами. В рамках данных отношений индивиды выполняют определенные социальные роли, а эти взаимоотношения называются ролевыми.

    В настоящее время имеется много определений понятия «социальная роль», и в его интерпретации существуют заметные расхождения между исследователями. Роль можно понимать как нормативную систему действий, ожидаемых от индивида, в соответствии с его социальной позицией (положением).

    Отсюда следует, что роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и в известном смысле не зависит от его индивидуально-психологических свойств. Так, выполнение роли преподавателя вуза должно подчиняться одним официальным предписаниям, а выполнение роли студента — другим.

    Эти предписания безличны, они никак не ориентированы на особенности характеров тех или иных преподавателей и студентов.

    Существует ряд классификаций социальных ролей. Так, все их многообразие можно подразделить на роли приписанные и роли достигнутые. К приписанным относятся, например, роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по полу. Такие роли называются гендерными.

    Обычно родители понимают, что мальчиков и девочек нужно воспитывать неодинаковым образом, прививая им различные навыки. Так, мальчиков чаще учат обращаться с различными хозяйственными инструментами, а девочек — готовить пищу и шить.

    Очевидно, что даже в современных странах с развитой демократией, несмотря на социальное равенство полов, существуют ожидаемые наборы образцов поведения, присущего мужчинам и женщинам. И эти наборы имеют существенные различия.

    Так, наша общественная мораль терпимо относится к поведению юноши, если он на улице пытается познакомиться с понравившейся ему девушкой. Однако если бы подобную активность проявила девушка, это было бы расценено (во всяком случае, многими представителями старшего поколения) как отклонение от ожидаемых в обществе правил поведения.

    Гендерные роли предписывают также определенные манеры и жесты, речевые обороты, соответствующую одежду. В странах Востока различие между гендерными ролями еще более заметно. К достигнутым ролям относят те, которые выполняются в той или иной профессиональной области. Например, роли директора предприятия, доктора философии.

    Следует отметить, что возможности достижения личностью какой-либо роли существенным образом предопределены социальными условиями микросреды и макросреды, в которых находится личность. Для одних индивидов эти возможности сравнительно широки, для других — весьма ограничены.

    Так, на острове Кижи в Карелии дети всех возрастов находятся в одном и том же классном помещении во время школьных занятий. Учитель дает каждому индивидуальное задание.

    Вряд ли выпускник такой школы при поступлении в вуз составит успешную конкуренцию своим сверстникам, окончившим городские школы.

    В соответствии с другим логическим основанием можно выделить специфические и диффузные роли.

    В специфических ролях взаимоотношения строятся на основе особых четко ограниченных целей (например, кассир, продающий билеты в кинотеатре, гардеробщик, принимающий верхнюю одежду, парикмахер, подстригающий своих клиентов).

    Активность лиц, выполняющих диффузные роли, наоборот, не имеет подобной специальной направленности. Такова роль матери, которую интересует буквально все, что касается ее ребенка: его здоровье, настроение, стремления, желания, вкусы, привычки.

    Этот интерес очевидным образом проявляется в отношении матери к ребенку. Все семейные взаимоотношения вообще (если рассматривать нормальные отношения) строятся на основе диффузных ролей. В форме таких ролей могут проявляться и отношения между близкими друзьями, влюбленными. При этом ролевые взаимосвязи осуществляются на почве широкого круга взаимных интересов.

    Нередко для того, чтобы окружающие имели необходимую информацию о социальной роли той или иной личности в данный момент, прибегают к ролевым символам. Примером такого символа может быть какая-либо униформа.

    Знаки отличия у военных, обозначающие род войск и звание данного лица, свидетельствуют о его социальном статусе и соответствующей роли. Строгие вечерние платья женщин и темные костюмы мужчин могут подчеркивать официальный характер какой-либо ситуации.

    Наличие белого халата на человеке в лечебном учреждении говорит о его принадлежности к медицинскому персоналу. Место социального взаимодействия индивидов также обладает характеристикой ролевого знака.

    Менеджеры часто ведут себя совершенно различным образом на месте своей работы и вне ее, даже имея дело с одним и тем же лицом. Изменение местоположения используется ими порой для того, чтобы показать соответствующее изменение их роли, скажем, переход от роли начальника к роли друга.

    Если окружающим людям известна социальная роль какого-либо индивида в данный момент, то они будут предъявлять к его поведению соответствующие ролевые ожидания.

    Эти ожидания могут включать вполне определенные предписания (то, что человеку необходимо делать обязательно), определенные запреты (то, чего человек не должен делать) и ряд менее точно определенных ожиданий (то, что человеку следовало бы делать в данной роли).

    Когда поведение индивида, выполняющего какую-либо социальную роль, соответствует ожидаемому образцу, оно считается успешным. Необходимо подчеркнуть при этом, что в ролевых ожиданиях, исходящих от конкретных лиц или групп, ярко проявляются и их социально-психологические особенности.

    Так, взаимные ролевые ожидания двух сотрудников, использующих одно и то же оборудование, обусловлены не только их официальным положением в данной организации, но и свойствами личности каждого из этих работников.

    Допустим, один из них, отличающийся аккуратностью и следящий за безукоризненной чистотой рабочего места, будет требовать от своего коллеги такого же отношения к делу. Другой работник, не столь аккуратный, может игнорировать эти требования, полагая, что достаточно иметь все оборудование в исправном состоянии.

    Человек обладает известной степенью свободы в отношении своего ролевого поведения. Вот почему выполнение одних и тех же социальных ролей различными индивидами часто имеет некоторые различия, хотя при всем этом их действия могут оцениваться как успешные.

    Возьмем, например, двух студентов, заканчивающих вуз. Один из них, готовясь к экзаменам, прорабатывал только обязательную литературу, другой читал, наряду с ней, книги из дополнительного списка.

    Однако с формальной точки зрения и первый, и второй вполне удовлетворяют требованиям, предъявляемым к студенту.

    Ролевые ожидания нередко касаются не только поведения индивида в той или иной роли, но и его внешнего облика — одежды и ее аксессуаров, украшений, прически.

    Чиновник, приглашенный на дипломатический прием, вряд ли явится туда в свитере и джинсах, а профессор даже жарким летом не рискнет предстать на лекции перед студентами в майке и шортах.

    В некоторых официальных ситуациях форма одежды сравнительно строго регламентируется.

    Каждый человек обладает множеством социальных ролей. Подобно тому, как он имеет определенный «статусный набор», можно говорить и о соответствующем «ролевом наборе» индивида.

    Имея статус отца, человек выступает в разных ролях по отношению к своей жене, сыну, своим родителям, тестю и теще, учителям школы, где учится сын. Там он может быть еще и членом родительского комитета.

    Каждое из ролевых взаимодействий, вытекающих из статуса отца, характеризуется своей спецификой (сравните, например, следующие парные взаимодействия: отец, муж — его жена, отец — его сын, отец — его мать, отец — теща, отец — учитель школы и т. д.).

    Работая на том или ином предприятии, в учреждении, человек также выполняет ряд социальных ролей, соответствующих его статусному набору. Таковы его статусы инженера, начальника цеха, члена профсоюза, совладельца акций компании. Роли, выполняемые индивидом, имеют официальный характер.

    Человек обладает также определенным ролевым «набором» и в системе неофициальных отношений, сложившихся в его организации. Часто эти роли являются следствием некоторых индивидуальных свойств личности.

    Двое рабочих, занятых на одной и той же операции, но имеющих различные черты характера, могут выполнять совершенно разные неформальные роли в своей бригаде. Спокойный и рассудительный человек порой выступает в роли «третейского судьи», к которому обращаются остальные рабочие в спорных ситуациях.

    Другой рабочий, обладающий организаторскими способностями и стремлением к лидерству, иногда становится неофициальным лидером какой-либо группы лиц в своей бригаде.

    Порой та или иная роль навязывается человеку со стороны других членов группы. Часто это обусловлено не только индивидуальными особенностями данного человека, но главным образом его положением в группе.

    Например, ученик в производственной бригаде может рассматриваться другими ее членами как объект всевозможных шуток и розыгрышей. Однако роли, которые человек выполняет в тех или иных группах, подвержены изменениям.

    Бывший ученик, вырастая до уровня высококвалифицированного рабочего, прекращает свое пребывание в роли «козла отпущения», приобретая другую неофициальную роль, как следствие его нового, более высокого социального статуса.

    Источник: https://psibook.com/books/16/50.html

    Ссылка на основную публикацию