Стереотип — психология

Стереотип — что это такое? Основные виды и формирование стереотипов :

Не секрет, что общество живет в мире стереотипов и домыслов, которые возникают из-за тривиальной нехватки информации (а в отдельных случаях — и знаний). Данная статья расскажет о происхождении этого термина и о том, какие социальные стереотипы существуют.

Стереотип: что это такое

Стереотип — термин из социальной психологии. В широком смысле слова это определенные убеждения, которые касаются какой-либо категории людей, а также определенная модель поведения, которая используется для определения всей группы таких людей или их поведения в целом. Стереотип — понятие, которое имеет много общего с такими терминами, как «обычай» и «традиция».

Эти мысли или убеждения не всегда точно отражают действительность. В психологии и других науках существуют различные концепции и теории стереотипов, которые имеют общие черты, а также содержат противоречивые элементы.

Происхождение термина

Необходимо знать этимологию данного слова, чтобы понять его суть. «Стереотип» происходит от греческих слов στερεός (стерео) — «твердый, затвердевший» и τύπος (типос) — «впечатление», следовательно, это слово можно перевести как, «твердое впечатление от одной или нескольких идей/теории».

Этот термин изначально употреблялся в основном в типографии. Впервые был использован в 1798 году Фирмином Дидотом для описания печатной формы, которая тиражировала любую печатную продукцию. Дубликат печатной формы, или стереотип, используется для печати вместо оригинала. Вне контекста типографии первое употребление слова «стереотип» датируется 1850 годом.

Оно использовалось в значении «увековечение без изменений». Однако только в 1922 году термин «стереотип» впервые использовался в современном психологическом смысле американским журналистом Уолтером Липпманом в его работе «Общественное мнение».

Постепенно данный термин входит в обиход и постоянно употребляется как в речи простых людей, так и в средствах массовой информации.

Виды стереотипов

Социальные стереотипы можно разделить на основные подвиды:

  • Стереотипы, относящиеся к народам и целым расам (например, стереотипы о русских и евреях).
  • О богатых и бедных.
  • Относительно мужчин и женщин.
  • О сексуальных меньшинствах.
  • Возрастные (как должен вести себя человек в том или ином возрасте).
  • Стереотипы, относящиеся к какой-либо профессии.

Это лишь часть предубеждений, которые влияют на социальные нормы и поведение людей.

Функции стереотипов

Первые научные исследования утверждалии, что стереотипы используются только жесткими и авторитарными людьми. Эта идея была опровергнута современными исследованиями, которые предполагают, что стереотипы общества существуют повсеместно.

Также было предложено рассматривать стереотипы как вид убеждения какой-либо группы людей, а это означает, что люди, принадлежащие к одной и той же социальной группе, имеют один и тот же набор стереотипов.

Современные исследования утверждают, что полное понимание этого понятия требует рассмотрения его с двух взаимодополняющих точек зрения: как разделенных в пределах определенной культуры/субкультуры, так и сформированных в сознании отдельного человека.

Гендерные исследования

Гендерные предубеждения являются одними из самых доминирующих в общественном сознании. По этой причине половые различия между мужчинами и женщинами изучались экспертами различных научных направлений уже очень давно.

Долгое время главной целью ученых, изучавших различия между мужчиной и женщиной, было найти научные доказательства гендерным стереотипам и тем самым предоставить достоверное обоснование сложившимся стереотипам касательно гендерных ролей.

Но данная задача так и не была решена: большинство исследований выявили гораздо больше сходств, чем различий между двумя противоположными полами, а выявляемые небольшие различия обычно имеют очевидно социальный базис.

Например, мужчины, в отличие от представительниц прекрасного пола, согласно традиционной гендерной роли, сообщают, что не являются слишком эмоциональными и чувствительными.

Однако измерения физиологических реакций и их мимики не раз показывали, что различий непосредственно в эмоциональных реакциях между противоположными полами не существует.

Другие научные данные в который раз подтвержают, что мужчины чувствуют гнев, грусть и тревогу так же часто, как женщины, но при этом чаще выражают злость и подавляют другие отрицательные эмоции, а женщины, наоборот, подавляют злость и выражают грусть и страх.

Это еще раз подтверждает, что это стереотипы восприятия нашего общества, которые очень мешают видеть объективную реальность.

Влияние гендерных предубеждений

Как и другие общественные стереотипы, гендерные предубеждения исполняют функцию оправдания социального, а именно полового, неравноправия. Данный вид стереотипов мешает как женщинам, так и мужчинам. К примеру, стереотипы, которые предписывают женщинам быть нежными и осуждают проявление агрессии и напористости, часто способствуют дискриминации представительниц прекрасного пола на работе.

Большинство стереотипов приписывают женщинам положительные свойства: чувственность, интуитивность и заботу.

По мнению экспертов, в обществах с подобными стереотипами такие черты характера ценятся не так сильно, нежели рациональность и деятельность, которые присущи сильному полу.

Таким образом, эти стереотипы создают и закрепляют андроцентризм — убеждение о мужчинах как о норме, касательно которой женский пол — это, по сути, отклонение.

Как показывают многие научные данные, приверженность этим сложившимся стереотипам и патриархальным взглядам на роли мужчины и женщины — одна из главных характеристик мужчин, которые совершают бытовое и сексуальное насилие по отношению к женщинам. Бытовое насилие всегда тесно связано с желанием сильного пола доминировать.

Предубеждения также вредят мужчинам, которые в силу тех или иных причин оказались не в сильной позиции.

Например, мужчины, которые пережили сексуальное насилие, из-за прессинга этих стереотипов очень редко просят помощи, и даже если просят, часто не получают ее, так как врачи и полиция не верят, что мужчины могли стать жертвой такого вида насилия. Общество постепенно признает, что данные стереотипы очень часто далеки от реальности.

Стеклянный потолок

Все эти факторы создают эффект так называемого «стеклянного потолка». Данное понятие происходит из психологии полов, которое ввели в середине 1980-х годов, чтобы описать барьер в карьерном росте).

Данный «потолок» ограничивает движение женского пола по карьерной лестнице по причинам, которые не связанны с их уровнем профессионализма.

Впоследствии термин распространился и на представителей других социальных групп и меньшинств (этнические меньшинства, представители нетрадиционной ориентации и др.). Конечно, этого потолка официально не существует, поскольку он является негласным.

Карьерные последствия

По заявлениям организаций по защите прав женщин, женщины и сегодня сталкиваются с этим невидимым потолком. Так, около 80 % руководителей 500 главных компаний Америки являются мужчинами, несмотря на то что женщины составляют значительную часть всех работников на низовых уровнях в фирмах.

Данный барьер, по мнению экпертов, существует из-за устоявшихся стереотипов относительно женского пола и других социальных групп, которых угнетают. У данной категории лиц даже возможно появление так называемой боязни успеха.

По мнению современных исследователей, главными препятствиями на пути женщин к высоким и ответственным должностям является традиционная кадровая политика фирм, которая полагает, что женщина не пригодна для роли руководителя.

Национальные предубеждения

Практически о любой национальности сложился тот или иной стереотип. Например, все евреи прагматичны и алчны, немцы — прирожденные педанты, а итальянцы — самые страстные мужчины.
Одним из самых главных предрассудков относительно русских является мнение о повальном алкоголизме населения России.

Однако, согласно мировой статистике потребления спиртных напитков по странам мира, Россия далеко не на первом месте. Следует признать, что это стереотип, не имеющий реальных оснований. Первые места в данном рейтинге принадлежат Молдове, Ирландии и Венгрии.

Еще один стереотип о России, что якобы русские — это хмурый и неприветливый народ. Конечно, не в российской традиции улыбаться каждому прохожему.

Но вряд ли найдется другой такой народ в Европе, который так ответственно относится к чужому горю или житейским трудностям. В некоторых поселениях России даже сейчас можно постучаться в дом и попроситься на ночлег.

Незваного гостя, конечно же, и накормят, и разрешат остаться на ночь.

Существуют также стереотипы о русских женщинах. Например, считается, что российские дамы самые красивые и женственные среди всех европеек. Однако и другие славянские женщины могут похвастаться своей привлекательной внешностью. Польки и украинки тоже славятся на рынке невест в Европе.

Конечно, стереотипов о России большое множество. В основном они распространены в западных странах, которые всегда опасались могучей и большой России.

Каждый сомнительный факт стоит проверять на подлинность. Очень часто оказывается, что это стереотип, всего лишь чье-то мнение, которое ничего общего с реальностью не имеет.

Источник: https://www.syl.ru/article/366799/stereotip—chto-eto-takoe-osnovnyie-vidyi-i-formirovanie-stereotipov

Стереотипы

Восприятие предметов со сходными особенностями помогает нам образовывать понятия. Точно так же и люди классифицируются нами по их принадлежности к той или иной группе, социально-экономическому классу или по физическим характеристикам.

Таким образом создаются стереотипы, которые порождают у нас слишком условное и упрощенное представление о других людях. Если, опираясь на стереотипные представления о человеке, мы в дальнейшем устанавливаем с ним контакт, заранее зная, чего от него можно ожидать, это часто лишает нас стимула понять его как личность.

Когда появился этот термин?

Впервые термин стереотип использовал классик американской журналистики Уолтер Липпман (Walter Lippmann), который в 1922 году опубликовал книгу «Общественное мнение».

Этим словом он пытался описать метод, с помощью которого общество пытается категоризировать людей. Липпман выделил четыре аспекта стереотипов.

В дальнейшем появилось несколько других градаций, но все они в определенной степени опирались на идеи Липмана.

Аспекты стереотипов по Липману

  1. Стереотипы всегда проще, чем реальность. Сложнейшие характеристики стереотипы выражают в одном предложении.
  2. Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта.

    Чаще всего, мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим (от родителей, друзей), из СМИ, старающихся дать упрощенное представление о проблемах – особенно о тех, о которых мы не располагаем никакими сведениями.

  3. Все стереотипы ложны. Они приписывают конкретному человеку черты, которыми он обязан обладать лишь из-за своей принадлежности к определенной группе.

  4. Стереотипы очень живучи. Даже если люди убеждаются в том, что стереотип не соответствует действительности, они склонны не отказаться от него, а утверждать, что исключение лишь подтверждает правило.

Стереотипы в массовой культуре

Стереотипы являются частью массовой культуры. Они могут формироваться на основе возраста (например, «молодежь сейчас ужасно невоспитанная»), пола («все мужчины хотят от женщин только секса»), религии («ислам – религия террора»), и т.д.

Можно ли победить стереотипы?

Сегрегация между группами может только способствовать закреплению стереотипов, а сближение групп, наоборот, приводит к изменению стереотипов, а иногда – к их полному уничтожению.

Например, был проведен эксперимент, в ходе которого представителей разных рас поселили в одном здании на разных этажах. В результате их стереотипы сохранились и даже укрепились.

И наоборот, многие стереотипы в этих группах разрушились, когда они стали занимать один этаж, сталкиваясь с одними и теми же бытовыми трудностями и совместно решая проблемы.

Стереотип не равен истине

Стереотип имеет познавательную и мотивационную функцию. То есть, он представляет собой информацию в наиболее легкой и понятной форме. Но та же самая информация может дезориентировать человека, если будет сильно расходиться с действительностью.

Наиболее емко сформулировал это Чарлз Бакли, звезда баскетбола: «Вы понимаете, что мир не такой, какой вы думали, когда узнаете, что лучший рэпер — белый (имеется в виду Эминем), лучший игрок в гольф — чернокожий, самый высокий баскетболист — китаец (суперзвезда NBA Яо Минь, ростом 2 м 29 см), а немцы не хотят воевать в Ираке».

Источник: http://medportal.ru/enc/psychology/relations/6/

Что такое стереотип — природа и признаки

Изначально, стереотип – типографическое клише, которое применялось в печати. Если представить себе работу печатной машинки, станет понятно, почему понятие «стереотип» было перенесено из печатного дела в социальную сферу. Принятое в общественной системе клише, оставляя отпечаток на «чистом листе» человеческой души, запечатлевает определенную установку, устоявшееся мнение о чем-либо.

Природа и признаки стереотипов

Стереотип – устойчивое мнение, выработанное поколениями людей либо индивидуально в процессе жизнедеятельности личности.

Есть стереотипы о мужчинах и женщинах, начальниках и подчиненных, людях определенной национальности и вероисповедания и так далее. Во всех сферах человеческой жизни выработаны клише-стереотипы.

Стереотипы, с одной стороны, помогают человеку, давая ориентиры действий и суждений, а с другой – мешают, так как могут быть ложными. Не стоит слепо доверять стереотипам, не осмыслив их.

Например, в мире моды приняты определенные, всем известные стандарты красоты, которые по большей части отредактированы при помощи косметической коррекции лица и тела моделей, а также при помощи коррекции их фотографий в специальных программах.

На обложке журнала читатели видят прекрасного, но не существующего в реальности, человека. К удивлению, практически все женщины в мире стремятся к нереальным стандартам женской красоты.

Стереотип о том, что истинная красота – это красота, пропагандируемая индустрией моды, обманчив и неверен.

Чтобы отличить стереотип от предубеждения или личного мнения, нужно ориентироваться на его признаки:

  • отображение реальности в схематичной, сокращенной форме,
  • искаженное, не подтвержденное фактами или ложное мнение о чем-либо,
  • мнение, выработанное обществом в целом или несколькими поколениями людей,
  • неоспоримость; для опровержения стереотипа требуется много времени.

Виды стереотипов

Классифицируют стереотипы по двум основаниям:

  1. В зависимости от субъекта восприятия выделяют автостереотипы и гетеростереотипы.

Автостереотип – мнение личности и себе, о том, каким человеком следует быть.

Гетеростереотип – стереотипное мнение личности о группе людей.

Второй вид стереотипов распространяется на мнения людей о целых народах, расах, странах и тому подобных социальных общностях. Пожалуй, у каждой страны есть такие «визитные карточки» – стереотипы, которые накладываются на восприятие ее граждан.

  1. В зависимости от индивидуальности выделяют индивидуальные и социальные стереотипы.

При накоплении личного жизненного опыта человек вырабатывает собственные мнения и взгляды, из них и формируются индивидуальные стереотипы. К примеру, если человека часто обманывали работодатели, он усвоит, что все работодатели – недобросовестные люди.

Социальных стереотипов очень много, они касаются всех социальных сфер: политики, экономики, образования, здравоохранения и так далее.

Власть стереотипов

Если бы обществом и самой личностью не вырабатывались стереотипы, человеку пришлось бы тратить много личного времени, своим умом осмысливая и оценивая каждое явление.

Стереотип помогает сориентироваться в жизненной ситуации, не допустить ошибки. В некоторых стереотипах содержится опыт многих поколений, что делает его априори верным. Но то, что может быть полезным в одной ситуации, вредит в другой. Одному человеку стереотип поможет, а другому – помешает.

К примеру, молодой женщине отказывают в приеме на работу, ссылаясь на то, что вскоре она может уйти в декретный отпуск.

Руководствуясь стереотипом, что все женщины в определенном возрасте становятся матерью, руководитель может упустить ценный кадр и хорошего специалиста либо оградит себя от необходимости в ближайшее время снова искать сотрудника (в случае, если женщина действительно возьмет декретный отпуск).

Современное мировое сообщество определяет себя как гуманное, цивилизованное и толерантное, но все еще бытует множество негативных, грубых, нелепых, дискриминирующих стереотипов. Разумному человеку следует критически оценивать все существующие стереотипы.

Какие стереотипы влияют на Вашу жизнь?

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/chto-takoe-stereotip

Психология стереотипов

«Палки и камни могут переломать Вам кости, обозначения могут Вас убить»

Фил Зимбардо, 2008

Предубеждение (стереотип) — это негативное предвзятое мнение о конкретной группе людей. Мы все имеем склонность «с предубеждением» относиться к другим людям и делаем это либо на основе нашего собственного прошлого опыта, либо, если он ограничен, на основе готовых расхожих стереотипов.

Мы можем выделять целые группы людей — например, русских, украинцев, белорусов, казахов, чернокожих, белых, славян, женщин, мужчин, студентов, блондинок, толстяков и т.д. — подобное стереотипирование является вполне очевидным.

Эти стереотипы часто встречаются в масс-медиа и дают пищу многочисленным когнитивным искажениям в выводах об общности подобных групп, не верного перехода от общего к частному, порождает большое кол-во шуток и недопонимания.

Стереотипы, имеющие отношение к этнической, расовой и религиозной принадлежности, всесторонне исследованы и вызывают вполне обоснованную критику, так как они порождают предвзятость мнений и дискриминацию — что является одним из проявлений предубеждения.

Однако существуют и другие стереотипы, которые настолько являются частью нас самих, что мы едва осознаем их. Многие из стереотипов всплывают во время повседневных бесед и редко оспариваются.

Если мы не знакомы с конкретной группой лично или имеем о ней мало достоверной информации, то мы легко можем подсознательно принять стереотипы, которые навязываются нам в повседневной жизни и присутствуют в нашем языке.

Большинство из нас легко делает предположения о конкретных группах людей: 

  • подростки, болтающиеся без дела по улице, опасны; 
  • политики лгут; 
  • пожилые люди могут свободно распоряжаться своим временем и т.д. 

Результатом этих предположений являются предубеждения и дискриминация.

Мы можем считать себя непредубежденными людьми, но на самом деле проявляем предубежденность чаще, чем понимаем или признаем это, — что иллюстрирует следующая загадочная история:

Когда эту загадку предлагали студентам с факультета психологии, то лишь 25% из них давали правильный ответ: хирургом была мать мальчика. Возможно, Вы, подобно им, также будете удивлены тем фактом, что именно наше предвзятое мнение мешает нам немедленно найти правильный ответ.

Результаты исследований позволяют утверждать, что никто искренне не верит в абсолютное соответствие всех членов группы стереотипу.

Тем не менее, возможно, имеется определенная доля истины в тех стереотипах, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, — а если нет, как же тогда они возникли? Каковы их психологические предпосылки? Если формирование стереотипов обычно рассматривается как что-то негативное, то почему оно продолжается?

Одна из причин, по которым стереотипы вызывают такое неблагоприятное отношение в печатных изданиях, заключается в том, что большинство из них являются негативными: блондинки глупы, студенты ленивы и т.д. Однако существуют также и позитивные стереотипы: например, левши креативны, а верующие люди добры.

Несмотря на то, что и позитивные и негативные стереотипы могут быть как правильными, так и не правильными, большинство психологических исследований сконцентрированы на изучении негативных стереотипов — причем часто именно тех, которые ассоциируются с определенными нациями или этническими группами.

по этой причине люди обычно лучше осведомлены о ложных негативных стереотипах, которые игнорируются большинством образованных людей.

Jane Elliott

Силу стереотипа наглядно показал знаменитый эксперимент, проведенный в конце 1960-х гг. Джейн Эллиот (Jane Elliott), школьной учительницей (Gilmartin, 1987). Напуганная широким распространением расизма, приведшим к убийству Мартина Лютера Кинга, Эллиот принесла в школу книгу, написанную якобы одним выдающимся ученым. 

Она рассказала своим восьми-девятилетним ученикам, что в соответствии с результатами исследования, проведенного автором книги, голубоглазые люди лучше кареглазых.

Когда ее кареглазые ученики стали чувствовать себя неловко, она заявила, что именно такого поведения она от них и ожидала.

Она велела каждому ребенку носить до конца дня специальный ярлык с указанием принадлежности либо к породе голубоглазых, либо породе кареглазых людей.

В течение дня изменения в поведении детей стали совершенно очевидны. Голубоглазые дети стали получать более высокие оценки по математике и родному языку, чем получали прежде, и начали читать приблизительно так, как читают дети, которые были старше их на два года.

В то же время кареглазые ученики стали заниматься намного хуже и получать более низкие оценки, чем получали неделю тому назад. Их самоуважению был нанесен серьезный удар, и в результате они стали более угрюмыми и замкнутыми. При этом их голубоглазые одноклассники наслаждались своим неожиданно обретенным превосходством и проявляли возросший энтузиазм в учебе.

Кроме того, они начинали демонстрировать пренебрежительное отношение к «низшим» кареглазым детям.

Однако на следующий день Эллиот объяснила детям, что допустила ошибку — в действительности исследование показало, что «высшим» являются кареглазые дети. Она быстро обнаружила, что и школьные успехи, и поведение двух групп резко изменилось.

Эллиот объявила о допустимости оценки человека на основе цвета глаз, но она не велела детям притеснять представителей «низшей» группы; их инстинкт к такому поведению, скорее всего, был врожденным.

По-видимому, в случае стереотипирования детей — неважно, позитивного или негативного — они будут вести себя соответствующим образом и восприниматься другими в соответствии с навешенными на них ярлыками.

Muzafer Sherif

Другое знаменитое исследование, продемонстрировавшее влияние стереотипипрования и предубеждений на детей, было выполнено Музафером Шерифом (Muzafer Sherif) и его коллегами в 1961 г. 

Мальчиков, посещавших летний лагерь в США, разбили на две команды: «гремучих змей» и «орлов». Затем две команды приняли участие в нескольких состязаниях, которые быстро перерастали в стычки.

Каждая команда заранее начинала приписывать другой команде отрицательные качества и стереотипы: например, «Все «гремучие змеи» — обманщики», «все «орла» — плохие спортсмены» и т.п.

Это исследование показало, как быстро люди начинают отождествлять себя со своей группой в ущерб другой группе.

Психологический эффект навешивания ярлыков на людей иногда может оказаться позитивным, но обычно бывает негативным. Известно множество разновидностей такого эффекта. Ярлыки используются для определения «своих групп»(групп, в которые входим мы) и «они-групп»(групп, в которые мы не входим).

Отождествление с конкретной социальной группой может породить «мы-они» предубеждение, то есть склонность восхвалять «наших» людей и порочить «не наших».

Те люди, которые прочно отождествляют себя с конкретной «своей группой», с большей вероятностью испытывают предубеждение против людей из конкурирующих «они-групп».

Люди склонны верить, что их «своя группа» состоит из многих разных типов людей, но при это все члены «они-группы» одинаковы: все русские — шпионы, все бухгалтеры — зануды, все бритоголовые молодые люди — хулиганы и т.д. В этом проявляется эффект гомогенности «они-группы», являющийся классическим примером выработки стереотипов.

После того как он проявится хотя бы однажды, подавить его становится очень трудно, хотя «гипотеза контакта» предпологает, что активация контактов между разными группами людей может ограничить этот эффект и ослабить предубеждение.

По мере того как люди все больше узнают о разных обычаях, нормах и установках членов «они-группы» происходит осознание ими ее внутреннего разнообразия.

Возможно, одна из причин устойчивости стереотипов состоит в том, что иногда мы видим подтверждение их обоснованности в нашей повседневной жизни.

Так называемая «угроза стереотипа» возникает тогда, когда человек настолько сильно напуган возможностью подтверждения своего негативного стереотипа, что действительно начинает хуже выполнять свое задание и таким образом подтверждает стереотип, т.н. сбывающееся пророчество.

Очевидным примером может служить женщина, которая настолько осознает и верит в стереотип «женщины за рулем», что ее вождение заметно ухудшается, когда она везет пассажира-мужчину.

Оборотная сторона эффекта проявляется тогда, когда негативный стереотип принижает способности членов «они-группы», и таким образом люди могут испытывать так называемый «подъем под влиянием стереотипа» — повышение эффективности работы, когда сравнение делается с вызывающей пренебрежение «они-группой».

Например, водители-мужчины (своя группа) действительно могут вести машину лучше при напоминании о том, что они считаются более умелыми водителями, чем женщины (очерняемая «они-группа»).

Однако этот «подъем под влиянием стереотипа» не возникает, когда исследователи манипулируют ситуацией таким образом, что негативные стереотипы оказываются неподходящими или нерелевантными для данной задачи. Это предполагает, что фактически именно создание стереотипов влияет на последующее поведение человека — независимо от его врожденных способностей.

Результаты исследований показывают, что многие люди, по-видимому, достаточно бездумно связывают негативные стереотипы с оценочными критериями (Walton and Cohen, 2003).

Расширение знаний о стереотипах может заставить нас подвергнуть их обоснованность сомнению и открыть нам глаза на индивидуальные различия, заметные в каждой стереотипируемой группе, — если только возьмем на себя труд присмотреться к ним внимательнее.

Помните о том, что стереотипирование может породить предубеждения и дискриминацию. Смотрите на людей, а не на навешенные на них ярлыки, и тогда, я уверен, вы сможете открыть множество удивительных фактов, скрытых в джунглях предубеждений.

Источник: http://www.felicidad.ru/2014/03/blog-post_4115.html

Стереотип — что это такое

Как часто мы оцениваем людей по их принадлежности к полу, считаем, что подростки не могут судить о жизни, а люди из разных культур все как один имеют определенные особенности?

При этом выясняется, что немец – не обязательно педант, блондинка может оказаться доктором наук, а семнадцатилетний юноша иногда имеет больше знаний, чем тридцатипятилетний мужчина.

Только стереотипы от этого не исчезают, такова их природа – встретив исключение, человек его отметает, а подтверждения, наоборот, складирует, тем самым укрепляя стереотипное представление.

Что такое стереотип и зачем нам столько предубеждений насчет разных групп людей?

Стереотипом в социальной психологии называют фиксированное, обобщенное убеждение о конкретной группе или классе людей, как правило, окрашенное эмоциями, хотя бывают и нейтральные. Значение слова «стереотип» в переводе с древнегреческого – «объемный отпечаток». Раньше слово использовали для обозначения монолитных печатных форм.

Существуют и другие варианты использования слова, сходные по первоначальному смыслу.

По мысли Павлова и его последователей, динамический стереотип – сложная система условных и безусловных рефлексов, которая образуется благодаря воздействию повторяющегося комплекса раздражителей.

А в психиатрии слово «стереотипия» означает отклоняющееся от нормы поведение при расстройствах интеллектуальной деятельности – это сложные или простые действия и фразы, которые бессмысленно повторяются.

История и основные моменты

Понятие стереотип, в том виде, в каком мы его теперь используем, ввел Липман в 1922 году. Именно с этого момента начинается история изучения в социальной психологии стереотипов современного общества. Сейчас почти все знают, какое стереотипы имеют значение и как сильно они распространены, но не все догадываются об их подспудном влиянии на людей.

Причины возникновения стереотипов лежат в социальном научении. Групповые нормы, взгляды близких, СМИ, анекдоты, рассказы, а иногда и реальный опыт находятся в основе их укоренения и развития. Нам сообщают много информации о мире, прежде чем мы получим возможность с ним сами познакомиться. Поэтому Липман утверждает, что мы сначала знаем, а потом наблюдаем.

Рекомендуем: Что такое предрассудки?

Функции стереотипов разнообразны. Вот некоторые из них, заслужившие особое внимание ученых:

  • Осуществлять контроль социального поведения (привычки, отношения с родителями, членами семьи, стариками и детьми, традиции, обычаи, вероисповедание и многое другое).
  • Оказывать помощь в идентификации себя с группой или отказе от принадлежности к какой-то группе.
  • Упрощать восприятие и мышление (экономия ресурсов).

Поведенческие стереотипы живучи, возникают спонтанно, и их крайне трудно искоренить. Даже результаты тестов на наличие предубеждений тех людей, которые, как они утверждают, не придерживаются стереотипов, показывают, что неосознанно они все же их разделяют.

На вопрос, какие бывают стереотипы, высказывались многие психологи. Почебут обращает внимание на следующие виды стереотипов: восприятия, толкования поведения и самого поведения. Можно также выделить расовые или этнонациональные, социально-статусные, ролевые, эстетические (к примеру, оценка личности по «красоте» человека), вербально-поведенческие, гендерные и возрастные стереотипы.

Недостатки

Стереотипы поведения и мышления стали одной из ведущих тем в социальной психологии. Ключевым недостатком стереотипов является игнорирование различий между конкретными людьми.

На их основе может возникать дискриминация.

По мнению Почебут, предубеждения и предрассудки – стереотипы ложной интерпретации поведения, а дискриминация – устойчивый стереотип поведения, основанный на предубеждениях и предрассудках.

Большинство стереотипов говорят о негативных чертах. Впрочем, есть примеры и положительных: о добродушии полных людей, об аккуратности и дисциплинированности военных и т. д.

Позитивная стереотипизация может быть ничуть не лучше отрицательной. Красивых людей многие воспринимают как добрых, приятных, умных, целеустремленных (по результатам исследования Миллера). Так же оценивают и их достижения, способности.

Рекомендуем: Что такое аутентичность?

Реан приводит пример эксперимента, в котором преподаватели должны были оценить студентов по личным делам. К одним делам прилагалась фотография симпатичного и серьезного молодого человека, к другим – юноши малопривлекательного и фатоватого того же возраста.

Соль была в том, что личное дело было всего одно. И в том, и в другом случае и у всех преподавателей. Но характеристики, которые были даны по личному делу, в корне отличались. Те преподаватели, что видели дело с симпатичным молодым человеком, оценивали студента позитивно; вторая фотография вела к негативным характеристикам.

Когда вы нанимаете кого-то на работу или говорите о профессиональных качествах коллеги, точно ли вы уверены, что не смотрите в первую очередь на внешность? Возможно, тот, кто воспринимается эталоном трудолюбия, симпатичный лентяй?

Дамоклов меч: угроза подтверждения предрассудков

Опасность стереотипов не ограничивается тем, что мы относимся к людям с предубеждением.

Кроме этого они могут существенно вредить развитию личности и её самосознанию, добавлять к действиям человека тревожность и ожидание провала, в целом снижать производительность.

Даже если человек не верит в то, что ему, как представителю конкретной группы, приписывает стереотипное мышление, он все равно испытывает влияние стереотипов, даже когда просто знает о них.

Последнее утверждение было доказано целым рядом экспериментов, после чего само явление стало называться «стереотипной угрозой». Стереотипная угроза – это феномен, отражающий влияние стереотипов на обучение и уровень достижений. Как же он действует?

Человек слышит или знает о том, что его воспринимают как представителя группы; если социальные убеждения относительно этой группы негативные, то человек начинает тревожиться, как бы своими действиями не подтвердить мнение общества. По результатам тестов у людей в состоянии угрозы подтверждения стереотипа увеличивается артериальное давление и частота сердечных сокращений, повышается уровень кортизола.

Рекомендуем: Расшифровка понятия: перцепция

К примеру, гендерные стереотипы указывают на то, что у женщин меньше способностей к математике, чем у мужчин. Если девушкам перед тем, как они сядут решать задачи, связанные с математикой или логикой, напомнить распространенные стереотипы о женщинах, они хуже справятся с задачами, чем те девушки, которых на эти мысли не наводили.

Этнические стереотипы оказывают такое же негативное влияние, что было доказано Стилом и Аронсом в 1995 году.

Если при информировании о целях исследования темнокожим студентам сообщали, что оно направлено на измерение интеллекта, они справлялись с ним хуже, чем в случаях, когда просто решали задачу.

Реан подчеркивает, что именно этнонациональные предубеждения чаще всего беспочвенны и вредны, они ничего не дают для понимания человека.

Негативные социальные стереотипы и их действие на производительность людей, которые подпадают под их влияние, активно исследуется.

Так, исходя из результатов 2007 года, полученных Gupta и Bhawe, стереотипы о мужчинах и женщинах оказывали сильное влияние на женщин относительно предпринимательства.

Когда предпринимательство было представлено в профессиях, считающихся нейтральными (подходящих и для мужчин, и для женщин), заинтересованность женщин возрастала.

Рекомендуем: Что значит: ригидность?

Стереотипы в обществе настолько распространены, что дети уже в первом классе знают свое место, как показало исследование, проведенное в 2008 году Desert, Preaux и Jund.

Дети из семей с низким социально-экономическим статусом показывали разные результаты в тестах на измерение интеллектуальных способностей в зависимости от того, сообщали ли детям при инструктаже о том, что их будут оценивать.

Напротив, результаты тестов детей из семей с высоким социальным статусом не зависели от содержания инструкций.

Последствия и борьба

Последствия переживания угрозы многочисленно подтверждены. Люди отказываются от тех областей деятельности, которые, согласно предрассудкам, им не подходят как представителям конкретных групп.

Каждый раз, переживая тревогу и получая в итоге низкие результаты, они отстраняются от этих видов деятельности. Более того, у людей, часто сталкивающихся с этим феноменом, возрастает вероятность депрессии.

Рекомендуем: Привычка — это

Как избавиться от стереотипов и их пагубного влияния? Поможет вдумчивое и открытое общение с другими людьми, хотя от укоренившихся предубеждений избавляться придется очень долго, постепенно: узнавая людей, получая опыт, не боясь его принимать, мы можем приблизиться к лучшему их пониманию, и стереотипы уже не понадобятся.

Есть несколько эффективных приемов, которые в совокупности понизят негативные последствия феномена угрозы стереотипа у человека:

  • Помочь человеку в переориентации внимания, идентификации с другой группой.
  • Не упоминать о стереотипах, убрать все возможные ссылки на них, атмосфера должна быть в целом нейтральной.
  • Отвлечь внимание. Для того чтобы негативные предубеждения меньше действовали на человека, можно включить его в деятельность, где он на время сможет о них не беспокоиться.
  • Рассказать о самом существовании «стереотипной угрозы».
  • Развенчивать стереотипы и предрассудки путем апелляции к научным источникам.
  • Приводить примеры, которые опровергают предрассудки (девушкам, сдающим математические тесты, демонстрируют женщин, добившихся больших успехов в математике), устранить деление на сугубо мужские и женские сферы деятельности.
  • Подчеркивать роль не групповых, а индивидуальных особенностей, необходимых для успеха в обсуждаемой деятельности. Особенно актуально это для учителей и воспитателей: гендерный стереотип часто приводит к отсутствию мотивации у девочек или мальчиков в сфере деятельности, которая маркирована в обществе сугубо как «мальчишечья» или «девчачья».
  • Объяснить, что каждая наша способность может быть развита больше, а всему, что мы пока не умеем и не знаем, можно научиться, тем самым повышая свои успехи в любой области деятельности.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/stereotip.html

открытая библиотека учебной информации

Стереотип и его общие характеристики

Роль национальных и этнических стереотипов в понимании других людей

Знания о людях, накопленные как в личном опыте общения, так и из других источников, обобщаются и закрепляются в сознании людей в виде устойчивых представлений – стереотипов. Стереотипы являются одним из видов социальной установки. Οʜᴎ весьма широко используются человеком при оценке людей, ибо упрощают, облегчают процесс познания.

Термин «социальный стереотип» введен в социальную психологию У. Липпманом («Общественное мнение», 1922 ᴦ.) для обозначения предвзятых представлений и мнений.

Он указал также на две базовых причины склонности к стереотипному оцениванию: принцип экономии умственных усилий и функции защиты групповых ценностей, авторитетов, взглядов и мнений.

Речь идет об оценочных стереотипах, а не о привычках.

По мнению известного исследователя стереотипов О. Клайнберга, сумма истинных знаний в стереотипе всœегда больше суммы ложных знаний; однако, в силу своей большой обобщенности, значительной информации они не содержат (Klineberg, 1936).

Существуют стереотипы профессиональные, физиогномические (в основе лежит связь черт внешности и личности), этнические и другие. Наиболее изучены национальные стереотипы, которые фиксируют отношения между этническими группами, являются частью самосознания и менталитета нации, имеют выраженную связь с национальным характером.

Национальный стереотип – инструмент политики. Причины возникновения стереотипов – общая тенденция к упрощению, игнорированию индивидуальных различий.

Функции стереотипов. Стереотипы выступают как регуляторы социальных взаимоотношений. Их отличает экономия мышления, «защита» (оправдание собственного поведения), удовлетворение агрессивных тенденций, способ выхода группового напряжения.

Важным в их изучении является представление о том, каким образом это знание «затвердевает», превращается в догму и функционирует даже тогда, когда доказана его несостоятельность. Все дело в том, что информация, полученная ранее, оказывает большее влияние на образование категории, чем более позднее опровержение этой информации.

духовное образование, сложившееся в сознании людей, эмоционально окрашенный образ, передающий значения, в которых есть элементы описания, оценки и предписания.

Устойчивость стереотипа относительна. В лонгитюдных исследованиях обнаружен эффект «затухания», движения в сторону большей схематизации и абстракции.

Стереотип формируется у человека в возрасте от 11 до 13 лет. Об этом свидетельствует эксперимент, в котором для изучения слухов использовалась методика «последовательное воспроизведение» («испорченный телœефон») (Allport, 1958).

По своему содержанию стереотип представляет собой набор характеристик, приписываемых этнической группе. Вместе с тем, отмечается направленность стереотипа (положительная или негативная), степень его внутренней согласованности и степень предубежденности.

Читайте также

  • — Аналитико-синтетическая деятельность мозга. Динамический стереотип.

    Торможение условных рефлексов. Физиологические механизмы образования условных рефлексов. Классификация условных рефлексов. Правила выработки условных рефлексов. ПРИОБРЕТЕННЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ 1. Приобретенные формы поведения: классификация,… [читать подробенее]

  • — Стереотипы взаимодействия семьи

    Под ними понимают сообщения, которыми члены семьи обмениваются друг с другом (муж улыбается жене, а она в ответ показывает язык – преамбула к скандалу или сексу и пр.). Сообщением в семье является любое событие. Гром кастрюль на кухне может означать рассерженность мамы). … [читать подробенее]

  • — Стереотипы исторического материализма и подрыв гегемонии советского строя

    Мы обсуждаем вопрос, почему сознание советских людей оказалось таким беззащитным. Почему они (за исключением сельских жителей) под воздействием ТВ утратили, хотя бы временно, способность к рассуждениям исходя из здравого смысла? Выше уже отметили некоторые культурные… [читать подробенее]

  • — Стереотипы

    Метафоры — это готовые штампы мышления, но штампы эстетически привлекательные. Это — выраженные художественно стереотипы. Одним из главных «материалов», с которым орудует манипулятор, являются социальные стереотипы. В словарях сказано: «Социальный стереотип — устойчивая… [читать подробенее]

  • — Стереотип антигосударственности 4 страница

    Ясно, что дело серьезнее, чем следует просто из благосклонного восприятия фильма. Мы, похоже, в массе своей оторвались от понятий марксизма и не освоили никакого другого стройного учения. Проскочив рациональные общественные понятия, радикально настроенные люди… [читать подробенее]

  • — Стереотип антигосударственности 3 страница

    Сказав о Сталине, было логично включить в манипуляцию образ крови. И.Р.Шафаревич напоминает, что во время войны были убиты 1 русский из 16 и 1 узбек из 36. Что означает этот намек? Узбекам по тайному приказу Сталина давали бронь? Узбекам по блату выдали бронежилеты? И что вообще… [читать подробенее]

  • — Стереотип антигосударственности 2 страница

    Уже в 1993 г. новая демокpатическая номенклатуpа из России откупала на южном беpегу Испании целые отели с комнатами по 400 доллаpов в сутки. Ели они так, как не позволяли себе никогда отдыхающие там же кувейтские шейхи (метрдотели давали газетам интервью с фантастическими… [читать подробенее]

  • — Стереотип антигосударственности 1 страница

    Первым условием успешной революции (любого толка) является отщепление активной части общества от государства. Каждого человека тайно грызет червь антигосударственного чувства, ибо любая власть давит. Да и объективные основания для недовольства всегда имеются. Но в норме… [читать подробенее]

  • — Стереотипы сообщений

    В языке UML предусмотрены некоторые стандартные действия, выполняемые в ответ на получение соответствующего сообщения. Они могут быть явно указаны на диаграмме последовательности в форме стереотипа рядом с сообщением, к которому они относятся. В этом случае они… [читать подробенее]

  • — II. Формирование стереотипа полоролевого поведения

    На этом этапе (5–12 лет) происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей психофизиологическим особенностям ребенка, обучение общению со сверстниками, совершенствуются эмоциональные реакции, формируется характер. Родители и их взаимоотношения становятся… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/psihologiya/view/852079_stereotip

    Стереотипы – как сознание обманывает нас

    «Не встречайся с ним – он тебе в отцы годится», «Нужно похудеть, моя талия на 3 сантиметра больше нормы», «Все англичане – чопорные, а американцы – глупые». Перед вами типичные сложившиеся стереотипы, которые можно часто встретить в современном обществе.

    Из-за подобных предрассудков большая любовь может быть разрушена банальной разницей в возрасте, девушки подрывают свое здоровье, следуя стандартам 90-60-90, люди предпочитают не заводить дружбу с иностранцами. Власть стереотипов огромна.

    Давайте разберемся, что это такое, какой вред может нанести стереотип развитию личности, и какую пользу можно извлечь из этого явления.

    Что такое стереотип?

    Этимология этого слова восходит к типографскому делу. Именно так назывались специальные клише, которые применялись в печатных машинках. Сегодня, естественно, все знают это слово по другой, более близкой человеку области – по психологии. В зависимости от научной школы, современные стереотипы могут трактоваться по-разному.

    Однако общая их идея одинакова – это устоявшееся мнение насчет людей, национальностей, поступков или действий. Первым ученым, который использовал слово «стереотип» по отношению к психологическому явлению, был журналист Уолтер Липпман.

    Его работа была написана еще в 20-х годах прошлого века, за это время методы оценки стереотипов изменились.

    Что создает стереотипы людей? Откуда они берутся? Несомненно, человек использует собственный опыт, обобщает его, превращает в стереотип. Мы боимся еще раз ошибиться, поэтому можем, например, не заводить дел с людьми другой национальности после негативного опыта общения с одним из них.

    Однако есть и более широкое понятие социальных стереотипов. Они также создаются на основе опыта, только опыт этот длится несколько веков. Именно опыт и время являются основными источниками возникновения стереотипов. Социальный стереотип не создается за один день, но и разрушить его за один день невозможно.

    На это требуется долгое время.

    Особенности стереотипов

    По исследованию Уолтера Липпмана все стереотипы обладают четырьмя признаками:

    • они схематичны, не отображают реальность в полном объеме;
    • они ложны, не дают действительного представления о человеке или объекте;
    • они живучи, для разрушения стереотипа требуется время;
    • они редко воссоздаются одним человеком, это обычно плод работы общества в целом.

    Виды стереотипов

    • автостереотипы и гетеростереотипы

    Автостереотип – это представление человека о самом себе, а гетеростереотип – мнение о большой группе людей, о национальности или расе. Гетеростереотипы могут меняться в разных социальных группах. Некоторые народы могут считать чрезмерную экономию расчетливостью или бережливостью, а для других это станет проявлением жадности.

    • индивидуальные и социальные

    Индивидуальные стереотипы относятся только к одному человеку. Они могут быть получены вследствие негативного или положительного опыта. Социальные стереотипы – это довольно обширная категория, сюда входят и политические, и этнические, и гендерные стереотипы, которые сопровождают общество в целом.

    Стоит ли бояться стереотипов?

    Естественно, что немотивированный страх перед людьми другой расы, неаргументированное желание выглядеть как звезды подиумов – это неоднозначное явление, которое может страшить нас. У слова закрепилась негативная коннотация.

    Однако стереотип – это способ классифицировать современный мир. Человечество привыкло отличать своих от чужих, эти категории работают не только во вред. Мы стараемся обобщить наше окружение, чтобы не тратить умственные ресурсы для постоянного оценивания.

    Поэтому стереотипы поведения невероятно важны. Мы сразу видим, относится ли человек к категории своих или чужих, понимаем, что стоит от него ожидать. Эта экономия, с одной стороны, положительно сказывается на нашей личности, мы уделяем время чему-то другому.

    Но именно в ней и заключается негативное влияние стереотипов на саморазвитие.

    Прогрессивный человек, уделяющий внимание развитию своей личности, обязательно скажет, что стереотипы – это бред, что он никогда не будет отдавать предпочтение молодому человеку исключительно из-за возраста, никогда не будет отказывать в помощи людям другой национальности.

    Все это может быть сказано с пафосом и рвением, однако через 5 минут этот же перспективный и саморазвивающийся человек будет смеяться над анекдотом про блондинок. Да, ассоциация цвета волос с умственными способностями – это тоже стереотип.

    Складывается ощущение, что в какой-то момент стереотипы перестают выполнять функцию фильтра, а начинают проецировать негатив, недоверие на людей или поступки, которые считаются «чужими» в системе ценностей. Это связано с тем, что стереотипы находятся в одной цепочке с предубеждениями и предрассудками.

    В последних двух понятиях уже больше негатива, они могут стать причиной дискриминаций. Стереотипы – это наш щит от действительности. Он защищает нас от огорчений или переживаний, которые мы можем испытывать к людям, маркированным в нашем сознании меткой «чужие».

    То есть, мы перестаем сочувствовать людям другой расы, вероисповедания, национальности исключительно из-за давления стереотипов. Естественно, что такой подход невозможен для человечества, ведь стереотипы общества действительно становятся предлогом для бесчувствия.

    Однако не только негативное отношение к явлению или социальной группе можно назвать минусом стереотипов. Положительные предубеждения приводят к излишней доверчивости, к ошибкам и деформации процесса интерпретации.

    Пожилой человек может быть более способным к работе, однако часто на собеседовании ему отказывают, отдают предпочтение молодому специалисту.

    Естественно, что такая предвзятость отрицательно сказывается на успешности компании.

    Откуда берутся стереотипы?

    Есть мнение, что социальные стереотипы – это давнее явление, пронесенное через поколение. Отчасти это так, но всю информацию о них человек впитывает из окружения, воспитания, рассказов и отношения родителей. Часто стереотип может быть навязан обществом.

    Человек может не испытывать страха или неприязни к определенной категории людей и поступкам, но перенимает настороженность из-за боязни совершить ошибку. Хотя общество склонно изменять свое отношение к стереотипам.

    Некоторые явления могут кардинально поменяться за годы и века.

    Одним из наглядных способов изучения собственных стереотипов, основанных на неявных ассоциациях, является сайт Гарвардского университета. Тесты разделены на категории – раса, цвет кожи, национальность.

    Простые задания позволяют выявить ваши предпочтения. Вероятно, кого-то удивят полученные данные, а кто-то, наоборот, ожидает подобного результата.

    Стоит попробовать, возможно, тесты смогут открыть глаза на многие вещи.

    Да, для разрушения стереотипов требуется довольно много времени. Вероятно, что вы можете с опаской относиться к своему коллеге другой национальности.

    Но для полноценного развития личности не нужно давать стереотипам власть над здравым смыслом. Возможно, этот коллега способен отлично работать с вами в команде, стоит только открыться для него.

    И вы сможете, ломая стереотипы, избавляться от немотивированного негативного отношения.

    Источник: https://constructorus.ru/psixologiya/stereotipy-kak-soznanie-obmanyvaet-nas.html

    Ссылка на основную публикацию