Страта — психология

Основы социального поведения человека — роль, статус, страта. | Восстановление, развитие, лечение психики

Страта - психология

Основы социального поведения человека изучает социальная психология. Именно оттуда берутся такие базовые понятия, как роль, статус, страта. Дело в том, что человек всегда смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Статус определяет те интересы, который человек будет стремиться достичь и защищать.

Интерес к человеку, продолжительность и интенсивность отношений с ним определяются тем, дает ли он нам то, что мы рассчитывали от него получить. Истинный интерес при этом не выражается прямо, он маскируется шаблонами правил приличия. Именно социальный статус определяет характер, содержание, продолжительность или интенсивность наших взаимоотношений.

От генерала или короля окружающие ожидают один вид поведения, а от бездомного или пенсионера совсем другой, предписанный традициями и законами. Между социальным статусом и ролью есть промежуточное звено — человеческие ожидания.

 От педагога ученики и родители ожидают вполне четкого шаблона поведения: передавать знания, оценивать их, следить за дисциплиной, быть примером поведения.

Допустим, в класс вошел человек, представился учителем (носителем этого статуса), но повел себя странным образом: поставил бильярдный стол, раскинул гамак или закурил трубку. Что это такое?

Да, мы видим поведение, но не ролевое. Этот человек повел себя не так, как ожидали ученики.

Но человек, никогда в жизни не видевший учителя и ничего не знающий о его ролевом репертуаре, не сочтет такое поведение нелогичным.

 Он может подумать, что учитель именно так и должен себя вести, что такова его роль. Но ученики, их родители точно знают, какое поведение (роль) соответствует статусу педагога.

То есть исполнение социальной роли невозможно без ожидания членов группы, связанных с этим статусом, и социальных норм (правил поведения) фиксирующих требования к выполнению этой роли.

То есть статус подчеркивает сходство людей, а роль — их различие. Роль — это индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом.

 Ролевой набор — совокупность ролей (стереотипов поведения), отождествляемый с одним статусом.

Все мы в разной степени отождествляем себя со своими статусами и соответствующими им ролями.

Иногда мы буквально сливаемся с ролью: начальник ведет себя высокомерно не только с подчиненными, но и с близкими, домочадцами, прохожими, соседями. Учительница пытается поучать всех, кто попадает в ее поле зрения.

Они не задумываясь переносят стереотип поведения с одного статуса на другие, слились со своей главной ролью и ведут себя автоматически.

От преподавателя ВУЗа ожидают, что он придет на лекцию в классическом костюме и галстуке. Но некоторые специально надевают свитер и джинсы. Этим они подчеркивают сближение со студентами, показывая своим поведением, что все мы — члены одного сообщества, коллеги. 

Чем выше общество ценит какой-то статус, тем сильнее степень отождествления с ним, тем чаще обладатель высокого статуса стремится при помощи символов (обстановка кабинета, дресс-код, государственные награды, дипломы и сертификаты, премии и членство в избранных закрытых сообществах) подчеркнуть его отличия от других статусов.

Большинство ролей (водитель, пациент, покупатель) личностно не значимы для человека, их наличие или отсутствие незаметно для нашего сознания, в них не вкладываются высшие смыслы. Их отсутствие или наличие человек воспринимает незаметно.

Но маленькое количество ролей всегда воспринимаются как часть «я» (родитель, начальник, бизнесмен).

Их потеря переживается как внутренняя трагедия, вынуждая обращаться за психологической и психотерапевтической помощью (здесь — подробно о моих консультациях).

Например, ролевой стереотип мужчины — добытчик, кормилец, защитник, глава семьи. Та же потеря работы (понижение в должности, утрата бизнеса) переживается мужчинами более болезненно, как крушение личности.

Ведь у безработного быстро меняется весь образ жизни, отношения с близкими, проведение досуга, система ценностей. Разрушаются основы ценностного ядра личности — самоуважение и самооценка. Во многом роль безработного психологически сходна с ролью инвалида — человек с ограниченными возможностями.

 То есть, у каждого человека есть своя ролевая система. Но не со всеми ролями человек отождествляет себя одинаково. 

Латинское слово persona, сегодня обозначающее личность, в античном мире означало маску актера, на которой крупными мазками — так, чтобы видно было с последних рядов театра — изображался характер или роль: герой, злодей, шутник. И наша социальная роль тоже маска, которую одевает человек, взаимодействуя с людьми. Правда, она срастается с человеком, и причиняет дискофорт и ему, и его окружению. 

Социальная стратификация (расслоение) — одна из важнейших тем социологии. Она описывает социальное неравенство, разделение людей по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий.

 В сложных обществах неравенство очень сильное — касты, сословия, классы. В некоторых обществах переход из одного социального слоя (страты) в другой запрещен. Есть общества, где такой переход ограничен, и где он полностью разрешен.

Свобода таких перемещений (социальный лифт) определяет то, каким является общество — закрытым или открытым.

Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием послужила лестница доходов: бедные занимают низшую ступеньку, зажиточные — среднюю, а богатые — верхнюю.

Каждая страта включает только тех людей, кто имеют примерно одинаковые доходы, власть, образование и престиж. Неравенство статусов людей — главное свойство стратификации. У нее есть четыре параметра измерения. Все они расположены вертикально и рядом друг с другом:

  • доход;
  • власть;
  • образование;
  • престиж.
Читайте также:  Сюрприз - психология

Три шкалы стратификации — доход, образование и власть — имеют вполне объективные единицы измерения: деньги, годы, люди. Престиж стоит вне этого ряда, так как он — субъективный показатель.

1. Доход — общее количество всех денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходы обычно тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство (в виде наличных денег, банковских продуктов, имущества). Доход могут получать и не работающие (наследство), богатые также могут и не работать.

Главное достояние богатых — не доход, а накопленное имущество. Доля зарплаты невелика. У среднего и низшего классов главным источником существования выступает доход. Богатство позволяет не трудиться, а его отсутствие вынуждает работать ради зарплаты. Экономическое неравенство означает, что разные группы населения имеют неравные жизненные шансы.

Они покупают разное количество и разного качества продукты питания, одежду, жилье, медицину и образование, по-разному отдыхают. Многое жизненно необходимое становится слишком дорого. А еще зажиточные слои имеют скрытые привилегии.

У бедных короче жизнь, менее образованные дети, меньше социальная защищенность при непредвиденных последствиях (катастрофы, бедствия, войны).

2. Образование измеряется числом лет обучения в школе и других заведениях. Скажем, в начальной школе обучаются 4 года, неполной средней — 9 лет, полной средней — 11, в колледже — 4 года, университете — 5 лет, аспирантуре — 3 года, докторантуре — 3 года. Сюда входит как очное, так и заочное, и дистантное обучение (здесь подробно о плюсах и минусах обучения онлайн).

3. Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое человеком решение (то есть возможность навязывать свою волю другим людям помимо от их желания). В этом и есть суть власти (принуждение охраняемое законом).

Решения президента России распространяются на сто с лишним миллионов человек, директора школы — на сотни людей, а решения бригадира — максимум на 10 человек.

В сложном обществе обладание властью — это и обладание привилегиями, большим доступом к социальным благам и роскоши, принятие норм и законов выгодных высшему классу. То есть принадлежность к элите.

4. Престиж — уважение, каким в обществе пользуются какая-либо профессия, должность, род занятия. Профессия экономиста престижнее, чем профессии автослесаря или мясника. Должность директора банка престижнее должности операциониста.

Все профессии, занятия и должности, можно расположить сверху вниз по параметру престижа, обычно — по данным опросов общественного мнения. Обычно верхнюю часть лестницы занимают представители творческого, интеллектуального труда, а нижнюю — труда физического, малоквалифицированного.

Люди, занимающие одинаковые позиции по четырем измерениям стратификации, составляют одну страту. Например, ректор ВУЗа, генерал и епископ. Или водитель такси, хозяин овощной палатки и токарь.

Сейчас для лучшего усвоения материала по социальному поведению человека я рекомендую посмотреть интересное обучающее видео (кстати, сразу подпишитесь на мой Ю-Туб канал).

Под видео — кнопка доступа в закрытое интернет-сообщество (Мастер-Группу), где вас ждут в свободном доступе десятки редких авторских, платных материалов по психологии, социологии, саморазвитию, психотерапии.

Я желаю вам только безошибочного социального поведения!

Источник: http://psymiracle.ru/osnovy-i-psixologiya-socialnogo-povedeniya-cheloveka/

Проверенные временем способы влияния на людей

Проверенные временем способы влияния на людей

Автор: Михаил Вячеславович Плoтникoв, заместитель заведующего кафедрой общего и стратегического менеджмента Нижегородского филиала ГУ-BШЭ, заместитель декана отделения Высшей школы менеджмента по стратегическому развитию; бизнес-консультант.

Пытаясь доказать людям, что их поведение в большей степени зависит от социального окружения, социальные психологи сталкиваются с непреодолимым барьером: нашей склонностью объяснять поведение людей в терминах их личностных свойств. Этот барьер известен как фундаментальная ошибка атрибуции.

Обращаясь к механизмам, лежащим в основе социального влияния, невозможно не упомянуть блестящее исследование Роберта Чалдини. В нем он выделил и детально описал шесть основных механизмов социального влияния: взаимный обмен, обязательство и последовательность, социальное доказательство, благорасположение, авторитет и дефицит. Мы постараемся кратко и ясно проанализировать каждый из них.

1. Взаимный обмен

Когда мы получаем какой-либо подарок, мы начинаем чувствовать себя обязанными по отношению к дарителю. Это делает нас более уступчивыми и склонными подчиняться его требованиям. Правило взаимного обмена имеет несколько важных особенностей.

Во-первых, оно универсально, т.е. чувство долга возникает независимо от качества подарка. Во-вторых, это правило навязывает долги — неважно, хотим мы того или нет, возникает ощущение обязанности.

И в-третьих, при помощи этого правила можно инициировать неравноценный обмен.

Письмо одной женщины. «Когда я устраивалась на работу, женщина, на место которой я поступила, сказала мне, что начальник — на редкость приятный и щедрый человек и что она никогда в жизни бы не уволилась, если бы не ждала ребенка. Она рассказала, что начальник всегда дарил ей цветы и небольшие подарки по различным поводам.

Я уже шесть уже лет работаю с тем же начальником и могу подтвердить слова моей предшественницы. Он дарит мне и моему сыну подарки на Рождество, дарит мне цветы на день рождения.

Два года назад я осознала, что достигла потолка в своей профессиональной сфере. Если я хочу продолжать заниматься своей карьерой, мне надо пройти переподготовку и перейти в другой отдел или уйти в частный бизнес.

Но что-то во мне сопротивляется этому.

Я чувствую, что не имею права уйти. Мой начальник уже немолод, и, может быть, я смогу перейти на другую работу, когда он уйдет на пенсию. А пока я чувствую, что должна остаться: ведь начальник всегда был так внимателен ко мне.»

Создается впечатление, что из-за мелких знаков внимания эта женщина невольно приняла на себя определенные обязательства и в результате просто не может начать искать лучшую работу.

Читайте также:  Сюжет - психология

Этот рассказ — хороший урок для менеджеров, как правильно воспитывать лояльность у подчиненных.

Мелочи имеют большое значение, особенно когда они связаны с такими серьезными жизненными правилами, как взаимный обмен.

2. Обязательство и последовательность

Мы склонны к последовательности в своих действиях, словах и суждениях.

Общество высоко оценивает последовательных и обязательных людей, прикрепляя ярлыки «надежный», «верный», «держит слово», и осуждает непоследовательность: «ветер в голове», «семь пятниц на неделе», «сегодня одно, завтра другое».

Однажды выбрав дорогу, направление, способ действия, человек зачастую оказывается не в силах преодолеть давление правила последовательности и изменить решение, каким бы глупым и нелогичным оно ни казалось.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Теория трилистника, или лизинг персонала

Компания Amway, использующая сетевой маркетинг для продвижения своих товаров, способствует достижению совершенства своих сотрудников следующим образом. Штатных сотрудников просят ставить перед собой индивидуальные цели, касающиеся продаж, и брать на себя соответствующие обязательства, причем обязательно записывать их.

«Поставьте цель и запишите ее. Какой бы ни была эта цель, важно то, что вы ее поставили, поэтому у вас есть на что нацеливаться — и вы это записываете. Когда вы достигнете одной цели, поставьте другую и запишите ее.»

3. Социальное доказательство

Чалдини так формулирует это правило: «Мы считаем свое поведение правильным в данной ситуации, если часто видим других людей, ведущих себя подобным образом». Власть общества люди подметили еще с незапамятных времен. Сила воздействия этого механизма огромна. Естественно, что такое мощное средство влияния не осталось незамеченным продавцами и маркетологами.

4. Благорасположение

Сущность этого правила заключается в том, что мы обычно охотнее всего соглашаемся выполнять требования тех, кого мы знаем и кто нам нравится. Выделяют три основных аспекта, формирующие благорасположение: это физическая привлекательность, сходство и похвалы.

В Детройте живет человек по имени Джо Джирард, который на протяжении многих лет применял правило благорасположения для сбыта автомобилей марки Chevrolet. Он работал продавцом в демонстрационном зале.

Двенадцать лет подряд Джирард за каждый рабочий день в среднем продавал более пяти автомобилей, а его имя вошло в Книгу рекордов Гиннесса. Формула успеха, которой пользовался Джирард, была простой. По его мнению, решающими являются два фактора: подходящая цена и вызывающий симпатию продавец.

«Найдите продавца, который бы нравился покупателям, назначьте приемлемую цену — и вы будете постоянно заключать выгодные сделки».

5. Авторитет

Мы склонны с большей охотой соглашаться на требования и выше оценивать мнения и поступки, если они исходят от людей, авторитетных в наших глазах.

Есть три основных критерия, по которым мы определяем степень авторитетности человека: титул (звание), одежда (внешний вид) и атрибуты (вещи, свидетельствующие о социальном статусе: автомобиль, часы, ручка, сигареты и т.п.) Сила авторитета порой может быть непреодолима.

Социальный психолог Стенли Милграм захотел выяснить, насколько далеко простирается власть авторитета (Milgram, 1974). Стали бы вы выполнять приказ исследователя, с которым никогда не встречались раньше, если бы он попросил вас наносить жертве болезненные удары электрическим током, хотя вам заранее сказали, что эти удары могут быть смертельными.

До публикации результатов исследования Милграм описал эти процедуры 40 психиатрам ведущих медицинских школ и попросил их предсказать, как поведут себя люди. Ученые сочли, что менее 4% испытуемых продолжат эксперимент после того, как жертва перестанет реагировать, и только 0,01% доведут эксперимент до конца.

Психиатры существенно недооценили силу авторитета. Свыше 80% участников продолжили эксперимент, после того как жертва перестала реагировать.

65% испытуемых пошли до конца, не обращая внимания на крики невинной жертвы и последующую тишину, — просто потому, что «босс» велел им это сделать.

Столь высокий уровень подчинения остался неизменным, когда исследователи недавно воспроизвели эксперимент Милграма.

Неудивительно, что в организациях проблема беспрекословного подчинения даже нерациональным приказам стоит довольно остро.

Эта проблема имеет два важных следствия: во-первых, подчиненный снимает с себя ответственность за результаты своих действий («Я лишь выполнял приказ»), а, во-вторых, неверный приказ вряд ли будет оспорен или скорректирован.

Именно поэтому проблеме зависимости от авторитета следует уделять особое внимание в процессе формирования организационной культуры.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Цивилизованное психологическое воздействие и влияние

6. Дефицит

Ценность чего-либо позитивного в наших глазах существенно увеличивается, когда оно становится недоступным. Другими словами, дефицитные объекты мы склонны оценивать выше и стремиться обладать ими. Как следствие, мы с крайней неохотой уступаем свои позиции обладания чем-либо: из-за того, что объект может стать недоступным, его ценность в наших глазах резко возрастает.

Компания Procter & Gamble попыталась упразднить купоны на накопительные скидки при покупке их продукции, заменив их более низким общим уровнем цен. Такое решение вызвало настоящий взрыв возмущения — протесты, бойкоты продукции, поток жалоб, хотя, по данным Procter & Gamble, покупатели использовали только два процента купонов.

Характерно, что в ходе предварительных экспериментов временное изъятие купонов не вызвало возмущения: покупатели платили за продукты, не проявляя ни малейшего неудовольствия.

Как писали в той статье, вспышка возмущения произошла потому, что руководство Procter & Gamble не учло одну простую вещь: «Покупатели считают купоны своим неотъемлемым правом».

Люди яростно реагируют на попытки отобрать что-нибудь, даже если они этим никогда не пользуются.

Читайте также:  Игра «мне необходима помощь!..» - психология

Хотя для руководства Procter & Gamble взрыв возмущения, возможно, и был неприятным инцидентом, они сами неосознанно спровоцировали его. Купоны, дающие право на скидки, существуют в США более ста лет, а компания Procter & Gamble использовала их десятилетиями, тем самым приучая покупателей к мысли, что купоны — это их право, которое они уже давно привыкли считать неотъемлемым.

Механизмы социального влияния универсальны и действенны, и в управленческой деятельности их нельзя ничем заменить.

Стратагемы влияния

Одним из наиболее распространенных методов психологического воздействия, традиционно используемых в современных прогрессивных обществах, является убеждение. Убеждение — это психологическое воздействие через сообщение.

Но что влияет на убедительность сообщения? Что заставляет нас верить и соглашаться, побуждает чувствовать и действовать? Анализируя факторы, влияющие на действенность сообщения, Эллиот Аронсон и Энтони Пратканис выделили четыре стратагемы влияния: предубеждение, доверие к источнику, послание и эмоции.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Девять этапов подготовки к презентации

Предубеждение включает в себя манипулирование тем, как структурирована проблема и сформулировано решение.

Вполне успешно осуществленное предубеждение осуществляет то, «что всем известно» и что «все считают само собой разумеющимся» (даже если это отнюдь не так и данное положение, напротив, следовало бы принять как дискуссионную точку зрения).

Умело организуя формулировку и обсуждение вопроса, коммуникатор, однако, может влиять на когнитивные реакции и получать согласие, внешне даже не пытаясь нас убеждать.

Доверие к источнику. Коммуникатор должен вызывать доверие аудитории: внушать симпатию (благорасположение), выглядеть авторитетным или заслуживающим доверия (при помощи любых средств).

Следует отметить, что если коммуникатор не является первоисточником сообщения, то происхождение послания должно также заслуживать доверия, а сам коммуникатор — ассоциироваться с компетентным в этой области человеком.

Впрочем, иногда личные свойства коммуникатора могут затмить возникающие вопросы о компетентности.

Послание. Убедительное послание фокусирует внимание и мысли адресата именно на том, что нужно коммуникатору: например, отвлекая от доводов против данного предложения, или сосредоточивая его внимание на мощном ярком образе, или даже побуждая его убедить самого себя».

Задача коммуникатора — «говорить правду, только правду, ничего, кроме правды, и никогда всей правды. Очень часто, для того чтобы переключить внимание на более выгодные аспекты объекта, коммуникаторы используют так называемый метаязык.

Например, вместо «дешевый» можно сказать «недорогой», вместо «нелепый» — «оригинальный», вместо «старый» — «проверенный» и т. д.

Эмоции. Эффективное влияние контролирует эмоции аудитории и следует простому правилу: возбудите эмоцию, а затем предложите аудитории способ реагирования на эту эмоцию, который «случайно» окажется именно желательным образом действия.

В таких ситуациях адресат озабочен необходимостью справиться с эмоциями, исполняя требование в надежде избежать негативной эмоции или сохранять позитивную.

Сообщение, которое «берет за душу», несомненно, обладает значительно большим потенциалом воздействия.

Помимо четырех стратагем влияния, описанных Э. Аронсоном и Э. Пратканисом, можно выделить еще две: информация и время. Пятая стратагема влияния — это применение массированного количества структурированной информации, а шестая — обеспечение достаточно большого количества времени, в течение которого информацию предъявляют объекту влияния.

Приведенные выше стратагемы влияния — наиболее общие правила убеждения, превращающие его в действенный инструмент управления.

Научитесь лучше влиять на людей изучив курс «Психология мотивации и влияния»:

Психология мотивации и влияния: практический интерактивный дистанционный курс

Источник: http://www.elitarium.ru/pravilo-vliyaniya-ehmociya-avtoritet-vnimanie-soobshchenie-doverie-auditoriya-predubezhdenie-poslanie-stratagema-pokupatel-chaldini-vozdejstvie/

Социально-психологическая характеристика стратификации общества. Образ, качество и стиль жизни

Слово ʼʼстратʼʼ означает слой, т.е. какую-либо общность, социальную группу. Вне стратификации природу общностей понять нельзя. Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены М.

Вебером, который рассматривал социальную структуру общества как многомерную систему, где наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу.

Он считал, что в базе стратификации лежат имущественное неравенство, престиж, доступ к власти.

Наиболее разработанной является функциональная концепция социальной стратификации. С точки зрения данной теории стратификационная система общества представляет собой дифференциацию социальных ролей и позиций.

Она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а также системой ценностей и культурных стандартов, определяю-щих значимость какой-либо деятельности и узаконивающих социальное неравенство.

По мнению Т. Парсонса, универсальными критериями социальной стратификации являются˸

-качество (предписывание индивиду определенной характеристики, например компетентности);

-исполнение (оценка деятельности индивида в сравнении с деятельностью других людей);

-обладание материальными ценностями, талантом, культурными ресурсами.

Сложились три различных подхода к изучению социальной стратификации˸ а) самооценочный, или метод классовой идентификации; б) с позиции оценки репутации (например, в недалеком прошлом было выгодно иметь рабоче-крестьянское происхождение, но с наступлением других времен люди стали отыскивать корни своего аристократического происхождения); в) объективный,основанный на учете престижа профессии, уровня образования и дохода. При этом используется следующая вертикальная стратификация˸ 1) высший класс профессионалов; 2) технические специалисты среднего уровня; 3) коммерческий класс; 4) мелкая буржуазия; 5) техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции; 6) квалифицированные рабочие; 7) неквалифицированные рабочие.

Социальная мобильность и социальная стратификация – две стороны одной медали. Общественная стабильность обеспечивается за счёт определенного состояния социальной структуры˸ на-личия набора определенных страт, скажем среднего класса, и состояния каждого из них, например количества безработных.

Революция связана с изменением социальной стратификации˸ одни страты исчезают, другие занимают их место. Причем революция придает этому процессу массовый характер.

Так, после революции 1917 г. были ликвидированы классы буржуазии, аристократии, казачества, кулачества, духовенства и пр.

Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/238069_social_no_psihologicheskaya_harakteristika_stratifikacii_obschestva_obraz_kachestvo_i_stil_zhizni

Ссылка на основную публикацию