Свобода выбора — психология

Свобода выбора

Свобода выбораСвобода выбора - психология

Свобода вообще, и свобода выбора, в частности, представляются большинству людей важным и неотъемлемым правом человека. Невозможность осуществления выбора воспринимается как ущемление прав и заставляет человека страдать.

Допустим, некто приходит в ресторан. Им движет чувство голода, то есть нужда, необходимость. Взяв меню, он может выбрать какие блюда ему хотелось бы отведать, чтобы насытиться. Тогда удовлетворение потребности превращается в удовольствие.

При отсутствии выбора человеку пришлось бы есть то, что дают – то, что не хочется, поэтому гнев или печаль появились бы автоматически.

Наличие выбора подразумевает тот факт, что человек может выбирать; то есть свобода выбора является доказательством наличия у него свободной воли.

Тогда ощущение свободы воли позволяет придать человеческому эго больший вес и сделать значимыми его решения, а выбор – важным. Другими словами, вопрос наличия свободной воли жёстко связан с возможностью осуществления свободного выбора.

Я уже касался ранее вопроса человеческой воли – она проявляется как следование желаниям, или, наоборот, противостояние им.

Сильное желание подтолкнёт человека к совершению больших усилий и создаст иллюзию наличия у него сильной воли. Запрет на реализацию желания, идущий из обусловленности, явит миру примеры аскетизма и самоограничения, что также будет приравниваться к акту проявления свободной воли.

Любая программа может выполнять только те функции, которые в неё заложили. Обусловленность разного рода идеями есть набор программ, на основе которых функционирует человеческий ум. Идеи способствуют формированию желаний.

Желания не падают с неба, они формулируются на основе имеющейся у человека обусловленности. И они, а не человек, осуществляют так называемый выбор.

Даже противостояние желаниям возникает на основе желания: исходя из идеи греховности или аморальности каких-либо действий, человек хочет быть правильным и благочестивым, подавляя те желания, которые подпадают под осуждение.

Скажем, три разных человека собираются купить одну и ту же вещь. И у них, как полагается в современном мире, есть широкий выбор моделей.

При этом один будет исходить в своём выборе из желания сэкономить, второй – желать качества и долговечности покупки, третий – соответствовать моде и престижу.

Разве не их желания изначально программируют результат? То есть желания программируют выбор, нравится нам это или нет. И вся свобода выбора всегда сводится к кругу, очерченному желанием.

Нередко случается, что один человек одновременно хочет сэкономить, купив при этом качественную и престижную вещь. То есть его мучают противоположные желания.

Тогда ему трудно решиться на покупку, он исполняется неуверенностью в своём выборе, и, что бы он не приобрёл в результате, чувство неудовлетворённости покупкой не покинет его.

Это типичная ситуация выбора для противоречащих друг другу желаний – попытка найти компромисс между ними приводит к тому, что ни одно из них не удовлетворяется полностью, и человек уже не рад своему выбору.

Существует вариант выбора, который диктуется страхом. Хотя сказать так значит погрешить против истины.

Страх слишком негативен для того, чтобы способствовать хоть какому-то действию, а вот сопутствующее ему желание – не испытывать страха и избежать опасных ситуаций, вполне позитивно.

Оно в полной мере выражает имеющийся страх и толкает человека к выбору в пользу безопасности (в широком смысле слова). Таким образом, вариант действия, продиктованного страхом, всё равно будет выбран через желание.

Я часто видел людей, которые стояли перед выбором: «как мне поступить», находясь в сложной жизненной ситуации. Наблюдая их метания, я понял, что они всегда знают, что будут, в итоге, делать. Выбор осуществляется мгновенно, и исходит, как обычно, из доминирующего желания.

Другое дело, что он может быть неприятен для эго, для той роли, которую человек привык играть на людях.

Поэтому начинается спектакль со страданиями, стенаниями и жалобами – изображается внутренняя борьба, во время которой человек уговаривает себя и окружающих, что другого выхода у него нет, и не будет.

Причём чаще всего спектакль разыгрывается абсолютно искренне, ведь эго требуется время, чтобы смириться и принять уже имеющееся решение. Нужно объяснить себе и окружающим, что оно единственно верное на данный момент. Так иррациональная сила желания рационализируется умом.

Обусловленность и желания не оставляют нам вариантов: выбор становится предопределён.

И неважно, что непосредственный выбор сорта конфет в магазине, как бы остаётся за вами – он будет предрешён ценой, привязанностью или желанием попробовать что-нибудь новенькое.

Конечно же, на выбор повлияет ассортимент, и, если желание сильное, а нужных конфет нет, вы отправитесь их искать. И не остановитесь, пока не найдёте; в противном случае вы будете чувствовать, что вашей жизни чего-то не хватает.

Тому, кто привык во всём доходить до сути, необходимо ответить ещё на один вопрос: случайна ли обусловленность, которую получает человек в процессе воспитания? Другими словами – случайно ли человек рождается в тех или иных условиях, благодаря которым его выбор запрограммирован на всю оставшуюся жизнь? Если он случаен, то есть мы имеем дело с процессом воспроизводства биомассы, в которой всем руководит случай, то выхода нет: кто-то произвёл вас, кто-то меня – и мы не остались в стороне и дали потомство, руководить действиями которого станут все виды желаний. Сразу же утрачивается хоть какой-то смысл, потому что в этом случае мы ничем не отличаемся от мотыльков, живущих один день только для того, чтобы успеть дать потомство.

Принятие случайности как двигателя прогресса лишает смысла сам прогресс. А понятие естественного отбора давно потеряло смысл в большей части человеческого общества, где поддерживают больных, помогают инвалидам, и учат идиотов.

Все социальные теории, построенные на основе дарвинизма – что коммунизм, что фашизм, потерпели исторический крах. В любом случае, ответ на вопрос – случайны мы здесь или нет, невозможно найти через внешние исследования.

Он может быть найден только внутри человеческого существа, в исследовании природы его сознания.

Итак, случайность, как и естественный отбор, лишают смысла существование человека.

Какая разница являетесь ли вы случайной комбинацией генов, или же она возникла из-за встречи доминирующего самца с крепкой самкой, способной дать многочисленное потомство? Природа в данном случае выступает в роли Сатаны, для которого главное – плодитесь и размножайтесь; а желания становятся инструментом, удерживающим человека в рабстве.

Если принять за основу движения не хаотическое движение частиц, а Волю Божью, картина радикально меняется. Однако, живя в миру, мы можем совершенно не ощущать наличия какой-либо Воли.

Это факт, столь же верный, как и тот, что если мы будем смотреть только себе под ноги, нам никогда не увидеть неба. Смотреть под ноги очень важно с практической точки зрения – мы должны видеть куда идём, чтобы не упасть.

Для того чтобы насладиться необъятностью неба, нужно остановиться и отвлечься от ходьбы, от бесконечных попыток достижения утилитарных и иллюзорных целей.

Мир – сам по себе есть проявление Воли, все его законы – суть Воля, поэтому, находясь под их действием, нам трудно осознать этот факт.

Всё очень привычно, банально и обыденно, а проявления Воли, как кажется, должны быть чем-то необыкновенным… Поэтому, живя внутри проявлений Воли, мы вполне можем отрицать Её присутствие, чувствуя, что сама возможность отрицания укрепляет позиции «свободной» воли нашего эго.

Итак, принимая Волю, мы можем признать наличие определённого замысла Творца.

Учитывая, что большинство из нас не в силах понять ни одной теоремы из высшей математики или квантовой физики, больше того, мы зачастую не можем понять друг друга – не думаю, что нам по силам осознать всё величие этого замысла.

Правда, всегда находятся личности, утверждающие обратное и сводящие суть вопроса к набору тоскливых штампов, – типа Бог вас любит и прочее; их утверждения глуповаты и потому открыты для критики тех, кто предпочитает жить так, как им хочется (власть желания), отрицая любые смыслы, не связанные с насыщением желаний.

Читайте также:  Как реагировать на детское: «купи!» - психология

Замысел предполагает участников, тех, через кого он может быть воплощён. Поэтому существует Судьба, некое предопределение для человека. Поэтому он рождается в тех или иных условиях, именно там, где он должен реализоваться в замысле. Здесь я останавливаюсь, не излагая Истины до конца – с моей точки зрения каждый искатель должен найти её сам.

Итак, физическое тело, эмоциональное, а также тело ума мы наследуем от родителей. Само это наследование предопределяет наши возможности – физическую выносливость, темперамент, склад ума. Наш выбор уже не может выйти за рамки возможностей этих тел.

От Бога мы получаем Судьбу – то есть набор качеств и способностей, которые можно или нужно реализовать в предложенных обстоятельствах. Я не буду подробно объяснять, почему эти качества не наследуются – посмотрите внутрь себя и всё поймёте.

В любом случае, все возможные варианты выбора уже очерчены нашей Судьбой, или, если угодно, призванием. Чтобы сделать более понятным сказанное выше, приведу пример.

Семья, состоящая из двух невротиков, произведёт на свет детей, обречённых страдать невротическими расстройствами разной степени тяжести.

Неизбежность этого обусловлена унаследованным состоянием вегетативной нервной системы, повышенной реактивностью эмоционального тела и наследственной мнительностью, вкупе с повышенной внушаемостью ума.

Если же ребёнок появляется в семье поэтов, то он практически никогда поэтом не становится – некоторые качества не передаются по наследству.

Ошо говорил о состоянии невыбирающего сознания. Возможно, смысл сказанного им был искажён при переводе, потому что сознание в принципе не участвует в выборе, ибо он – прерогатива ума. Тот, кто вышел из под власти ума и порождаемых им желаний, кто более не отождествлён с ними, живёт не выбирая.

С одной стороны, он принимает то, что есть, не стремясь прилагать внешние усилия без необходимости. С другой стороны он действует в рамках собственных нужд – того, что необходимо для поддержания жизни в теле, продолжения Работы. С третьей стороны, он следует Воле, участвуя в претворении замысла Творца.

Следуя Воле, он избавлен от выбора, хотя для непосвящённых всё может выглядеть с точностью до наоборот.

Поэтому мудрый отказывается от выбора в пользу следования. А глупец стремится получить от него удовольствие. Оба они по-своему прекрасны, являясь частью великой игры, называемой Творением.

Источник: http://www.selfcreation.ru/psixologiya/svoboda-vybora.html

Психология свободы. Реальна ли свобода?

В ощущении свободы кроется колоссальный потенциал жизненной энергии, мотивирующий людей на поступки, на выражение своей воли и желаний, раскрытие всей глубины своей личности.

Психология свободы занимается изучением понятия свободы в процессе принятия человеком жизненных решений, как человек понимает свободу, как он переживает ощущения свободы и несвободы.

При этом рассматривается две основные теории свободы: ее поиск и бегство от нее.

Свобода личности – это не цель, а, скорее, открытый путь к возможностям для осуществления своей мечты и жизненной цели. Если человек знает, что делать со своей свободой, он будет счастлив, получив ее. При этом свобода может быть как внешняя, так и внутренняя. Внешняя свобода, или физическая — это отсутствие материальных препятствий. Т.е.

заключенный в камере не свободен физически, а работник в офисе — свободен. Внутренняя свобода – это отсутствие сознательных и подсознательных ограничений, свобода выбора, принятия решений, воли. Такую свободу не ограничить решетками и замками, но только моральными установками, благовоспитанностью, принципами. Она проявляется в том, как мы делаем выбор.

В течение всей жизни мы выбираем действия, слова, людей, отношения, дом, собаку, одеяло, под которым спим, утреннюю газету, мороженое в магазине. И если мы чувствуем, что делаем выбор, который нам нравится, то ощущаем, что живем хорошо. Мы довольны тем, что с нами происходит, не чувствуем, что чем-то ограничены.

Психологи утверждают, что выбор у человека есть всегда, но то, что он выберет, зависит от того, насколько в нем присутствует эта внутренняя свобода.

Есть и другая, обратная сторона отношения к свободе: когда человек боится ее, не знает, что с ней сделать. Психология свободы предполагает, что иногда человеку нужны этические, моральные, ценностные ограничения для того, чтобы выбрать жизненный путь, модель поведения, определиться со своими целями и быть счастливым.

При мысли об абсолютной свободе такие люди теряются и начинают пугаться, потому что внезапно ощущают, как прочная основа из правил, воспитания, важности мнения окружающих уходит из-под ног. Для них свобода может стать источником страданий, разочарования, болезненных эмоций, изоляции и одиночества.

В конце концов, она загонит их в тупик, из которого они не смогут выбраться, если не преодолеют этот страх. К слову, страхи являются главными ограничителями внутренней свободы человека. Это значит, что если человек жалуется на отсутствие свободы, то, на самом деле, может, он просто боится стоящего перед ним выбора.

Он есть, он реален, но человеку страшно принять его, поэтому ему проще сказать, что он несвободен в своих решениях в силу обстоятельств.

Таким образом, свобода – это возможность осуществления своих желаний, но она не является гарантией того, что все непременно получится.

К ней нужно относиться внимательно и вдумчиво, ведь зачастую наша свобода действительно заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Это закон гармоничного сосуществования людей на Земле, который не стоит игнорировать. Он и делает нашу свободу достаточно условной.

Скачать данный материал: 

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:

Источник: http://www.konspekty.net/stati/statya-psihologiya-svobodyi.html

Свобода личности

старшая страница|перечень направлений|свободный поиск техник

К психотехникам             К книгам

Свобода личности или личностная свобода, что же это такое? Свобода личности, когда человек может проявлять свободно свою волю, когда человек может действовать в соответствии со своими взглядами, желаниями, интересами.

Но стоит учитывать, что свобода не имеет однозначного и общепринятого толкования. Но чтобы понять, можно пойти от противного, свобода -это противоположность рабству, здесь имеется в виду, когда мы делаем что-либо в угоду другим и в ущерб себе, это и есть рабство.

Нет свободы выбора, как выражать свои желания, так и воплощать их.

Но также существует теория, довольно распространенная, описанная Фроммом в книге «Бегство от свободы» , где он рассматривает проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей: «Наше поведение во многом определяется ценностными суждениями, и на их обоснованности зиждется наше психологическое здоровье и благополучие

Также Вам могут быть интересны книги по направлению

Вади А. — Стань свободным человеком — Свобода это то, чего хотят все. Свобода это условие счастья. К счастью, свобода человека – его неотъемлемое право.

Но всегда ли мы чувствуем себя свободными? Разве всегда мы делаем то, что хотим? Свободе личности мешает то и это, и мы мечтаем о том, что бы мы сделали, если бы… Бывает и наоборот – человек ощущает себя свободным. Что хочет, может купить, куда угодно поехать.

Но действительно ли это свободный человек? Что такое реальная свобода личности и как ее обрести?

Грачева Л.Д. — Тренинг внутренней свободы — Упражнения, представленные в этой книге, направлены на актуализацию творческого потенциала: развитие восприятия, реактивности, внимания, воображения, обретение мышечной свободы, освобождение от «брони характера» и т.д.

Они используются в программе обучения актеров в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, но с равным успехом могут применяться в обучении любой творческой специальности, так как тренируют не профессиональные навыки, необходимые для того или иного вида творческой деятельности, а обучают организм человека новым для него психофизическим состояниям, новому восприятию, новым реакциям, непривычному эмоциональному включению.

Леонтьев Д.А. — Стратегия свободы — Проблема свободы — одна из основных в философии.

Поиск пу­тей освобождения от любых форм принуждения, цензуры и ограниче­ний, которые выходят за рамки естественной необходимости самосо­хранения общества, является значительным завоеванием философии разума.

Однако сегодня появились серьезные сомнения относительно эмансипирующих возможностей разума вследствие неэффективности просвенцения и критики “масс медиа”, манипулирующих сознанием, а точнее — поведением, на основе искусственно создаваемых мифоло­гем.

Кроме того, есть достаточно серьезные основания считать рацио­нальное познание не только средством освобождения от грубых форм принуждения, но и инструментом реализации других, может быть, бо­лее либеральных, но вместе с тем более глубоких и действенных меха­низмов власти.

Поэтому необходимо по-новому рассмотреть, казалось бы, органичное единство разума и свободы, дополнить критическую рефлексию открытием тех способов, которые используются во взаим­ной игре власти и познания, а также обратить внимание на появление новых форм репрессивности и манипуляции, связанных с управлени­ем разнообразными нормами жизнедеятельности людей.

Фромм Э. — Бегство от свободы — Одна из основополагающих работ Эриха Фромма — «Бегство от свободы» — посвящена психологическим аспектам власти, зависимости и обретения личностей независимости.

«Может ли свобода стать бременем, непосильным для человека, чем-то таким, от чего он старается избавиться? Почему для одних свобода — заветная цель, а для других — угроза?». «Не существует ли — кроме врожденного стремления к свободе — и инстинктивной тяги к подчинению?..

Не является ли подчинение источником некоего скрытого удовлетворения; а если так, то в чем состоит его сущность?

Психотехники по направлению

Как повысить самооценку    Самопознание    Свобода личности    
52 шаг из тренига «Развитие уверенности».
унисекс
для взрослых
индивидуально
гештальттерапия
Нина Рубштейн
Манипуляция людьми    Развитие активности    Свобода личности    
Упражнение на личностную свободу.
унисекс
для подростков и старше
индивидуально
арт-терапия
неизвестно
Как развить уверенность в себе    Командообразование    Свобода личности    
Упражнение на командообразование и снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности.
унисекс
для любого возраста
в группе
арт-терапия
неизвестно
старшая страница|перечень направлений|свободный поиск техник

Источник: http://NavigatorWay.com/tehnik_nap.php?type_teh=22

Свобода – основа взаимоотношений

Свобода – основа взаимоотношений

По-настоящему любить себя – это очень тонкое и глубокое проникновение в свою суть. Это единение со своей душой, это единение с Богом. Поэтому, по настоящему любящих себя людей не так много. Это и создаёт проблемы человечеству.

Особенно сложно, даже наверное невозможно, проявить истинную любовь к себе, и к другому человеку, когда забываешь о свободе. Если о любви всё-таки думают и говорят, то о свободе во много раз меньше. А ведь без свободы нет истинной любви, как и без любви нет истинной свободы! Любовь и свобода настолько взаимосвязанные категории, что это, на самом деле – суть одно, и это есть Бог!

Полная свобода каждой личности – вот естественный и духовный путь развития! Отсутствие в сознании человека этой мысли мешает истинному проявлению любви.

Она становится неполноценной и, как следствие, любовь делится на человеческую и божественную.

Когда в любви нет или недостаточно свободы, возникает ревность, ненависть, или любовь отождествляется с жалостью и человек идёт на самоунижение и затем на самоуничтожение.

Если этот принцип поставить во главу угла отношений мужчины и женщины – изначально, с момента зарождения отношений, – то исчезнут привязки, желание превратить партнёра в свою собственность.

Тогда и разводов будет значительно меньше, и любовь сильнее (свобода усиливает любовь!), и пространство любви больше, в котором дети будут счастливы.

Дети, рождённые и воспитанные в любви и свободе, будут гармоничными и гармоничными будут их отношения с жизнью.

Сегодня, в эпоху Водолея, которая уже началась, свобода является основой основ. Хотим мы этого или нет, но свободными становятся все проявления жизни, и нужно быть готовым к этому, чтоб было поменьше неожиданностей.

Если бы люди думали о свободе столько же, сколько думают о любви, осознавали бы их неразделимость, и стремились к раскрытию свободы, как и любви, то жизнь на Земле изменилась бы коренным образом. Любовь человеческая в этом случае приобретает божественность.

На самом деле свобода не приходит, и её не дают – она есть в человеке изначально. Человек есть сама свобода! Свобода не может быть неполной. Она или есть, или её нет. Поэтому малейшее ущемление свободы есть ущемление самой сути человека, и оно мучит и унижает его и заставляет отдавать жизнь ради свободы.

Что же это такое – «это сладкое слово – свобода»!? Каждая душа приходит в эту жизнь решать свои задачи, приобретать свой опыт, и никто не имеет право нарушить свободу воли этой души.

Даже Бог! А человек, зачастую, берёт на себя это право! За что и получает множество проблем. Чувствовать своей собственностью мужа (жену), ребёнка – это уже крайность в проявлении несвободы. И это мы видим сплошь и рядом.

Считать, что если есть печать в паспорте, то имеется полное право на судьбу другого человека – это абсурд.

Поэтому и возникает недоумение – «мы любим друг друга, а почему у нас проблемы со здоровьем, с финансами? Почему мало радости и счастья – ведь когда есть любовь, то всё должно быть прекрасно»? Посмотрите внимательнее – а так же сильно как и любовь проявлена свобода? Если нет, то тогда любовь неполноценна, и вот эта неполноценность и создаёт проблемы.

Сейчас многие считают себя верующими людьми, но Бог есть абсолютная любовь и абсолютная свобода! Не соблюдение ритуалов, а любовь и свобода, проявленные в жизни – вот истинная вера в Бога.

Полная свобода – основа взаимоотношений, иначе они не работают.

Там, где нет свободы, там нет любви! Это нужно хорошо усвоить и стремиться привнести в свою жизнь как можно больше свободы, тогда любовь будет проявлена в достаточной степени и к себе, и к другим. Развитие свободы есть развитие любви. И когда чувствуете, что любовь перестала расти, посмотрите, а растёт ли свобода? Чаще всего из-за отсутствия свободы прекращается рост любви.

Вот жизненная ситуация. Муж говорит жене, что уйдёт, если не будет получать от неё больше внимания. Жена, проявляя свободу воли, может сделать свой выбор: уделять больше внимания или нет. В зависимости от этого её свободного выбора и будут развиваться дальше события. И вот их нужно принять благосклонно, не нарушая свободы другого человека.

Оба партнёра во взаимоотношениях свободны высказывать свои пожелания и предпочтения.

Свободный выбор одного из партнёров не должен оскорблять или обижать другого. Оскорбляться и обижаться – это значит отрицать свою истинную сущность и истинную сущность партнёра. Когда это происходит, это значит люди забыли, кто они есть на самом деле.

Вот простой, но безотказный тест на наличие истинной свободы в человеке. Представьте, что Ваш любимый (любимая) влюбился в кого-то. Глубоко, искренне, честно порадуйтесь этому! Если сможете, то это и есть истинная свобода, это и есть истинная любовь. Если нет, то признайте наличие задачи и действуйте, то есть Вам нужно поработать над собой.

Только не через равнодушие! Равнодушие к жизни близкого человека, к своей жизни – это уже уход от Бога. И когда в окружении человека появляется кто-то, к кому он равнодушен, это сигнал о том, что человек отворачивается от Бога.

Следует задуматься о своей жизни, о своём понимании Мира. Что-то не так в этой жизни, в этом мировоззрении. Равнодушие – это тест на веру в Бога, то есть на веру в Жизнь, в Любовь, в Радость, в Свободу – потому как всё это и есть Бог.

«Материнская любовь», Некрасов Анатолий

Источник: http://AstroFactor.ru/psihologiya-otnosheniy/psychology-freedom

Презентация на тему «Воля и свобода выбора в теориях У. Джемса «

  • Скачать презентацию (0.38 Мб)
  • 1 загрузок
  • 4.0 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация для школьников на тему «Воля и свобода выбора в теориях У. Джемса » по психологии. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов17
  • Словапсихология воля свобода теория джемса
  • КонспектОтсутствует
  • Слайд 1Выполнели: Артюхова Тома, Базанова Саша.
  • Слайд 2Воля— способность и умение выбора цели деятельности и внутренних усилий, которые необходимы для её осуществления. Воля — это не физическая деятельность, не эмоциональная деятельность и не всегда сознательная деятельность человека; но деятельность, всегда отражающая принципы морали и нормы личности и указывающая на ценностные характеристики цели выбранного действия.
  • Слайд 3Человек Волевые действия Сильная личность Импульсивные желания !!! Импульсивные желания
  • Слайд 4Несколько научных направлений, по разному истолковывающих понятие «воля»:воля как волюнтаризм, воля как свобода выбора, воля как произвольное управление поведением, воля как мотивация, воля как волевая регуляция.
  • Слайд 5Свобода воли— способность человека к самоопределению в своих действиях. Свобода выбора(в философии) — реальная сфера проявления свободы воли, как ее практическое выражение.
  • Слайд 6(11 января 1842, Нью-Йорк — 26 августа 1910) — Американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма, профессор физиологии и психологии, затем философии Гарвардского университета.
  • Слайд 7Главная функция воли — принятие решения о действии при наличии в сознании одновременно двух или более идей движения.
  • Слайд 8!!! Для совершения действия надо осуществить выбор идеи и принять решение (от лат. Fiat! — Да будет!). Представления о движении переход Конкурирующая идея Действие
  • Слайд 9Интерес Выбор Направление внимания Избранный объект Д Е Й С Т В И Е Д Е Й С Т В И Е ИДЕЯ!!! ИДЕЯ!!!
  • Слайд 10Волевое усилие — направлении человеком своего сознания на непривлекательный, но нужный объект и сосредоточении на нем всего внимания. У. Джемс считал волю самостоятельной силой души, обладающей способностью к принятию решений о действии.
  • Слайд 11Виктор Франкл (26 марта 1905, Вена — 2 сентября 1997, там же) — австрийский психиатр и психологВиктор Франкл — всемирно известный психиатр, психотерапевт, философ, создатель так называемой Третьей Венской Школы психотерапии.
  • Слайд 12«Человечность человеческого поведения» определяется субъективными основаниями. Свобода выбора — это не произвол, это не «свобода от», а «свобода для». Аспекты Человеческого бытия: Свобода, Детерминизм. ! Франкл дает формулу: «свобода, несмотря на детерминизм»
  • Слайд 13В. Франкл пишет, что человек не свободен от внешних и внутренних условий, ноон свободен занять позицию по отношению к ним. Вывод: «в конечном итоге человек неподвластен условиям, с которыми он сталкивается; скорее, эти условия подвластны его решению.
  • Слайд 14Основание выбора, принятия решения, о котором говорит В. Франкл, — это не что иное, как мотив. ! Проблема конфликтов побуждений и их разрешения (поскольку именно при внутренних конфликтах свобода выбора выступает наиболее рельефно). Для решения конфликтов человеку нужны основания, т. е. причина, достаточный повод, оправдывающий при­нимаемое решение.
  • Слайд 15! Основной тезис учения о свободе воли гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода ограничена объективными обстоятельствами. ! Человек свободен потому, что обладает двумя фундаментальными, психологическими характеристиками: способностью к самотрансценденции, способностью к самоотстранению
  • Слайд 16!Проблемасвободного выбора — это проблема мотивации поведения.

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/psihologia/volya-i-svoboda-vybora-v-teoriyah-u-dzhemsa-i

Свобода выбора

Свобода выбораСвобода выбора - психология

Есть ли у человека Свобода Выбора? В праве ли он самостоятельно выбрать свой путь или всё предначертано? Карма передается в наследство от предыдущей жизни или от родителей? 

Интригующие вопросы, на которые у многих уже есть свои ответы.

Кто-то утверждает, что всё прописано и мы лишь марионетки сценария, кто-то будет копаться в прошлой жизни, некоторые просто скажут повезло, не повезло.

У каждого своя правда, но от этого не легче, конечно пока у тебя не появится своя, а это уже твой свободный выбор. В общем предлагаю абстрагироваться от всех канонов и самостоятельно выяснить свой ответ. 

Кого ты винишь когда жизнь переходит в чёрную полосу? Когда депрессия? Когда нет денег и ничего не получается? Продажных политиков? Жадного начальника? Может Бог виноват в том, что ты не можешь разобраться в системах экономики и целепостановках? При чем тут это, спросишь ты. Ведь они реально все виноваты, только не Я.

Ничего не смущает? Человеку свойственна первичная реакция на не соответствующие представлению событие реагировать недовольством и обвинением.

Эта характеристика зарождается ещё в самом детстве из-за сверх опеки родителей и по сути депрессии и истерики это претензия человека, который возмущен, что что-то случилось не так, как он этого хотел бы.

Женщины например возмущены, что их суженый уделяет мало внимания, мужчины возмущены, что начальник или заказчик не оценил достойно их труд, а дети в принципе как и женщины, только хотят, чтобы с ними поиграли.  Попробуй дополнить понятие «Свобода выбора» таким термином, как «ответственность» и всё станет на свои места.

Свобода выбора ответственности,  вот вся суть личностного успеха. Посчитай количество выборов, который ты делаешь за день? А за месяц или год? Просыпаться рано или поздно? Читать книгу или посмотреть шоу по тв? Купить абонемент на йогу или за те же деньги сходить в ночной клуб? Свобода выбора измеряется ответственностью в соответствующем жизненном выборе.

«Мы сегодня, являемся следствием нас вчера и причиной нас завтра»

​А.Менегетти

Получается так, что каждый наш выбор является причиной нашего будущего и будущего наших детей. Конечно есть люди, которые в силу разных причин не могут взять за себя полную ответственность — это маленькие дети. 

«Дети всегда «святы». Если они и болеют, то только потому, что испытывают конфликтное влияние со стороны близких взрослых людей. Психологическая практика свидетельствует, что за каждым больным ребенком просматривается влияние несчастного взрослого человека. И лишь излечив взрослых, можно гарантировать здоровье детей.»

Психология обнаружила, что человек во взрослом возрасте сохраняет усвоенные в детстве модели поведения, и если это поведение ошибочно, то оно остается таковым на протяжении всей жизни. Если его не изменить…

P.S. Целью всего что сказано выше является стимулирование личности на осознании возможного блага. 

Источник: http://ibetliy.blogspot.ru/2013/04/blog-post_29.html

Ссылка на основную публикацию