Такие разные манипуляции, такие разные манипуляторы — психология

Психология манипулирования

Существует много интересных наук, которые позволяют человеку изучить этот удивительный мир. Но есть такие науки, которые для каждого из нас представляют наибольший интерес в силу своей полезности. Одной из таких наук является психология, которая помогает человеку разобраться в людях и в самом себе.

Есть и более специализированная наука, которая открывает перед человеком большие возможности – это психология манипулирования. Психология манипулирования – это наука о манипуляциях. А что такое манипуляция? Это скрытое психологическое воздействие на человека.

Какова цель такого воздействия? Цель – заставить человека совершить какое-то действие вопреки его интересам. В некоторых случаях целью манипуляции является призыв человека к бездействию. Таким образом, с помощью манипуляции осуществляется скрытое управление человеком.

А теперь задумайтесь, друзья, насколько наука о манипуляциях важна для нашей жизни? Если вы, как и я, считаете ее очень важной и полезной, тогда продолжайте читать эту статью – в ней мы познакомимся с этой наукой поближе.

Первым делом давайте с вами выясним, какую роль манипуляция играет в нашей жизни. И тут я могу вам с полной уверенностью сказать, что с манипуляциями мы сталкиваемся повсюду – дома, на работе, на отдыхе, в общем везде, где есть люди.

А почему мы с ними повсюду сталкиваемся? Потому, что люди не просто любят, когда кто-то поступает так, как им нужно, но и потому, что они привыкли друг другом манипулировать. Правда делают они это как правило довольно примитивно, можно даже сказать, коряво.

Взять, к примеру, продавца, хвалящего свой товар – ну разве это не очевидная манипуляция? Однако же она работает, пусть не всегда и не со всеми, но работает. Так что склонность к манипуляциям у людей в крови. И тут ничего удивительного нет.

Природа предусмотрела разные способы взаимодействия людей друг с другом – в одних случаях люди друг с другом договариваются по-честному, в других они конфликтуют, дерутся, воюют, в-третьих они друг другом манипулируют. А задача любого взаимодействия с людьми всегда одна – удовлетворить с их помощью свои потребности.

Что касается манипуляций, то их преимущество в том, что они помогают человеку повлиять практически на кого угодно. То есть, если люди не хотят или не могут честно с вами сотрудничать или, в других случаях, вы не можете или не хотите с кем-то конфликтовать, враждовать, драться, то манипуляция – это лучший способ договориться практически со всеми людьми. Точнее, это очень хороший способ чего-то добиться от других людей.

Так что, как вы понимаете, манипуляция – это полезный инструмент взаимодействия с людьми. А психология манипулирования – это способ данным инструментом обзавестись. Умные люди всегда стремятся освоить самые действенные техники манипулирования.

Они понимают, что люди всегда стремились к превосходству друг над другом – это закон природы, в ней существует жесточайшая конкуренция. И чтобы выжить в этой конкурентной борьбе и занять достойное место в обществе – необходимо научиться грамотно бороться за свое место под солнцем.

Ведь если вы не научитесь манипулировать людьми, или хотя бы противостоять их манипуляциям, тогда они будут манипулировать вами. А это означает, что вы будете действовать больше в чужих, нежели в своих интересах. Поэтому психология манипулирования – это максимально приближенная к жизни наука.

Ее имеет смысл изучать хотя бы для того, чтобы адекватно воспринимать реальность. Можно сказать, что это наука для умных людей, понимающих, как устроена наша жизнь.

Давайте теперь подумаем, в чем смысл любой манипуляции. Вот допустим, я хочу, чтобы вы что-то для меня сделали, например, купили у меня какую-то вещь. Что произойдет, если я просто предложу вам ее купить? Вы, как минимум, задумаетесь над тем, зачем вам эта вещь нужна. Верно? Мы ведь обычно не покупаем что попало.

Нам нужно знать – за что мы платим свои деньги. А если я скажу вам, что я хочу, чтобы вы у меня эту вещь купили, потому что мне нужно ее продать. Тогда как? Это весомый для вас аргумент, чтобы отдать мне свои деньги? Думаю, что нет. Скорее всего вы у меня ее не купите.

А почему? Потому что я скажу вам о своей выгоде, о том, что нужно мне, а не о том, что получите вы. А зачем вам делать что-то для меня – ведь вы хотите сделать что-то хорошее для себя, вам нужно думать о собственной выгоде.

Правильно? А вот если я, предлагая вам купить у меня какую-то вещь, начну вам говорить о вашей выгоде, о том, что вы получите, покупая у меня эту вещь, то с этого момента начнется манипуляция, потому что я буду представлять вам информацию таким образом, чтобы вы отреагировали на нее нужным мне образом.

Совсем необязательно, что я буду вас обманывать и как-то вредить вам, просто сам процесс подачи информации именно таким образом будет являться манипуляцией. Я буду преследовать свои интересы, говоря вам о ваших интересах, то есть, я буду ставить ваши интересы превыше своих. А это неестественное для людей поведение.

Конечно, я могу продать вам полезную, очень полезную для вас вещь, но используемый мною для ее продажи подход – это манипуляция. И в большинстве случаев – такой подход срабатывает. Потому что люди хотят думать о своей выгоде, а не о чужой.

Какой вывод можно сделать из этого примера? Очень простой – чтобы манипулировать людьми, необходимо понимать, как они обычно реагируют на ту или иную информацию, которую получают из внешнего мира. Узнав о закономерностях человеческой реакции на внешние раздражители как можно больше, вы сможете добиваться от них нужного вам поведения в большинстве случаев.

Вообще, чем более амбициозен человек, тем сильнее он нуждается в навыках манипуляции. Ведь чем выше мы поднимаемся по социальной пирамиде, тем более хитрые, коварные, изворотливые люди встречаются на нашем пути.

Например, вы не сможете успешно заниматься бизнесом, если не научитесь манипулировать людьми, потому что честность и открытость в бизнесе очень часто жестоко наказываются.

Я не говорю, что вам обязательно нужно обманывать людей, предавать, подставлять, использовать, чтобы преуспеть в бизнесе, я говорю, что для того, чтобы совершать выгодные сделки – нужно уметь определенным образом влиять на людей.

Любой бизнес – это продажа, а чтобы продавать – нужно уметь убеждать, внушать, объяснять, побуждать и таким образом договариваться с людьми. Ведь с некоторыми людьми договориться очень непросто, к ним требуется особый подход. И чтобы этот подход найти – необходимо воспользоваться подходящими приемами манипуляции.

Источник: https://psichel.ru/psihologiya-manipulirovaniya/

Человек-манипулятор

Человек-манипулятор – это личность, которая пользуясь манипулятивными техниками, влияет на других, использует их в своих корыстных целях.

Чтобы определить, что значит человек-манипулятор, следует понаблюдать за людьми из своего окружения. Такой человек почти всегда не удовлетворен собой или другими, он не любит и не ценит то, чем занимается.

К своим личным делам относится, как к тягостным обязанностям, от каких желает как можно быстрее избавиться.

Ответ на вопрос, что значит человек манипулятор, можно найти в книге Шостром «Человек-манипулятор». Эверетт Шостром в своей книге «Человек-манипулятор» расписал восемь самых популярных типов людей манипуляторов.

Человек-манипулятор не умеет ловить приятные моменты и наслаждаться ими. Переживание сильных чувств также чуждо для него.

Мысли такого человека очень критичны, он считает, что после юности в жизни больше нет места для развлечений, удовольствий или саморазвития.

Поэтому при достижении зрелого возраста, начинает вести стоический образ жизни, в котором нет места для непосредственности, веселья или философских размышлений на тему своего предназначения в жизни.

Человек-манипулятор совершенствуется только в одном направлении – улучшении манипулирования.

Человек-манипулятор имеет искаженное представление о мире, ему нравится переживать страдания, он все время оправдывается, говорит, что все несчастья вытекают из его негативного прошлого опыта, хотя это может быть неправдой. Такой индивид очень желает получить высокую оценку, сам себя не может оценить так, как ему бы хотелось, поэтому чувствует себя недооцененным, непризнанным.

Неважно, каким методом пользуется манипулятор человек, психология скрывает его комплекс неполноценности, и человек-манипулятор считает, что этот комплекс можно преодолеть, только если бороться с самим собой и с окружающими.

Мало, кто знает, что человек-манипулятор почти каждый день попадает под влияние манипуляции.

Психика людей устроена так, что она является слишком восприимчивой для любых влияний, только специально наученные или очень внимательные люди могут избегать попадания под влияние человека манипулятора.

Индивид, привыкающий к частому применению техник манипулирования, теряется в жизни, забывает, каким является на самом деле, неспособен выражать себя прямо или вести себя естественно. Может много говорить о своих чувствах, но совершенно их не испытывать.

Типы людей манипуляторов

Чтобы понять, что значит человек-манипулятор, нужно рассмотреть, свойственные ему характеристики и типы людей манипуляторов.

Основные характеристики человека, применяющего манипуляцию:

— ложь (приемы и методы мошенничества, маневры, разыгрывание эмоций, ролей, наигранное поведение, желание произвести впечатление, фальшивость чувств и эмоций);

—  неосознанность (скука, апатия, бездействие, отсутствие понимания своего места в жизни, восприятие только того, что важно для своей личности);

— контроль (представление жизни в виде шахматной игры, контролирование всех, кто поддается, и построение стратегий против более сильного «соперника»);

— цинизм (полное недоверие ко всем людям, даже самим родным, деление людей на тех, кто контролирует и тех, кто подчиняется).

В книге «Человек-манипулятор» Шостром говорит, что существуют различные люди манипуляторы характеристика, которых описана ниже.

Диктатор – это тип манипулятора человека, который раздает всем указы, а в случае непослушания, сыплет окриками и угрожает. Его орудием является власть, он управляет и помыкает другими с помощью силы, суровости, грубых выражений и жестких действий. Человек с такими чертами характера и поведения нестерпимо жаждет власти, обретая ее становится еще большим деспотом и тираном.

Человек по типу «калькулятор» – это с виду очень воспитанная личность, которая общается со многими людьми, но на самом деле избирает только тех, от кого может получить выгоду.

Такой индивид много времени предоставляет на вычисление лучших и выгодных путей. В каждой жизненной ситуации руководствуется стремлением остаться в выигрышном положении.

Его не интересуют люди, если только они не представляют выгодного знакомства.

Манипулятор человек психология утверждает, что он работает только в направлении получения выгоды от других людей, является очень одиноким. Иногда ему становится от этого грустно, но часто ему нравится такое положение вещей.

Человек-манипулятор типа «тряпка» – в своем поведении инфантилен, безволен и беспечен. Всегда жалуется, у него редко бывает хорошее настроение. Он хочет все внимание людей обратить к себе, чтобы они его жалели, понимали, просто были рядом. Такой тип манипулятора часто использует плач, истерики, чем быстро добивается желаемого.

Манипулятор-«прилипало» – это человек, который стремится быть под контролем другого человека, он желает быть управляемым, ведомым. Он слишком назойлив, ленив и слаб. Он не любит делать что-то сам, он всегда ждет приказа и такие приказы ему искренне по душе.

Человек-манипулятор по типу «судья» – это вечно недовольный человек, причем масштабы его недовольства, просто глобальные, кажется, будто весь мир перед ним чем-то провинился.

Манипулятор человек «судья» приписывает всем различные прегрешения, которых эти люди и в помине не совершали. Для него всякий человек – враг и лжец. На лице такого человека ярко читается презрение.

Человек-манипулятор, типа «защитник» – это человек, с огромным стремлением выгораживать и оправдывать поступки близких людей. Этим он желает показать себя намного умнее, справедливее других.

Человек-манипулятор «славный парень» отличается слишком выраженной добротой, что часто отдает неискренностью. Такая доброта наиграна, навязчива, за ней кроются страшные умыслы человека. Часто люди после общения с таким человеком говорят, что удивляются, как такой хороший человек может быть способным на какую-то там большую подлость.

Манипулятор типа «хулиган» – это человек, решающий все проблемы только одним способом – кулаками. Если что-то ему не нравится, он начинает злиться, кто-то не нравится – он будет его бить, плохое настроение, значит, будет дебоширить. Такого человека все боятся, поэтому должны ему покоряться.

Читайте также:  Тест розенцвейга, интерпретация н.козлова - психология

Как противостоять человеку манипулятору

Как уже известно, существуют различные люди манипуляторы характеристика, которых описана выше. Со временем раскрывается сущность таких людей, но это бывает поздно, и последствий уже не вернуть. Тогда еще остается вариант, чтобы не оставаться под влиянием таких личностей, знать правила, следуя которым можно оказать сопротивление манипуляции и контролю других людей.

Если манипулятор видит, что его раскусили, он начинает оказывать давление еще больше. Тогда необходимо внутренне настроиться и твердо себе сказать, что это можно выдержать, и придерживаться такой схемы до конца.

Если человек старается разными способами изменить мнение другого человека, нужно сказать ему: «Я подумаю». Таким образом, создается дистанция между манипулятором и подвластным человеком. Перед таким человеком нужно практически сразу представлять свои желания, мысли и твёрдую позицию.

Главное придерживаться четкой позиции, несмотря на реакцию (истерику, слезы, шантаж), которая очень хорошо отрепетирована и проиграна тысячу раз.

Нельзя позволять субъективным взглядам одного человека повлиять на течение собственной жизни, следует четко понимать свои намерения, слушать советы умных людей, но всё-таки делать по-своему.

Требуется находить компромиссы, но так, чтобы уступки были, ровно одинаковые с обеих сторон. Нужно озвучивать свои негативные чувства относительно какой-то ситуации или предъявляемых претензий.

Бывает так, что человек не осознает, что он манипулятор и не отдает себе отчет в нанесении душевных ран другим людям. Если за близкими людьми замечаются попытки манипулировать, тогда необходимо в очередной раз остановиться и спросить себя, что сейчас происходит.

Таким образом, вырабатывается привычка самонаблюдения, и со временем можно узнать свои слабые места, на которые давит манипулятор и прорабатывать их.

Как противостоять человеку-манипулятору? Чтобы научиться противостоять манипуляции, необходимо знать рамки своего личностного пространства. Нельзя во всём и всем потакать. Необходимо разделять те ситуации, где индивид вполне способен самостоятельно нести ответственность за себя и свои действия и те ситуации, в которых хочется что-то делать, исключительно выходя из личных стремлений.

Можно также применять различные техники самоконтроля. Например, если индивид чувствует, что может сейчас поддаться на манипуляцию, то он может посчитать до ста, то есть дать себе время на размышление, а не поддаться первым охватившем порывам.

Если человек умеет брать свои эмоции и чувства под контроль, он становится независимым, и манипулятор, увидев, что ожидаемого эффекта нет, другой раз не будет воздействовать в этом направлении или вовсе переключится на более слабого человека.

Только уверенный в себе человек, который способен держать эмоции под контролем, знает свои возможности и четко определяет границы личностного пространства, не так часто будет становиться жертвой манипуляции.

Источник: http://psihomed.com/chelovek-manipulyator/

Шесть принципов эффективного манипулирования

·        Типовые характеристики, влияющие на отношение к человеку окружающих:

·        Уловки, использующие особенности психики

·        ЗАЩИТА ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ

·        Люди, независимо от их идеологии и политических пристрастий, делятся на два типа.

·        В принципе можно программировать поведение человека

·        только боги и звери могут жить вне общества.

·        можно выделить главные признаки манипуляции.

·        Всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие.

·        Общение людей — непрерывный театр

·        Основные способы манипуляции сознанием.

·        удивительная способность телеэкрана «стирать» различие между правдой и ложью.

ПРИНЦИПЫ

ЭФФЕКТИВНОГО   МАНИПУЛИРОВАНИЯ

СОЗНАНИЕМ

Принцип последовательности

Естественное стремление людей быть и считаться последовательными — очень мощное средство влияния. Не так уж редко принцип последовательности заставляет нас действовать явно вопреки личным интересам.

Кем обычно представляется непоследовательный человек в глазах окружающих? Правильно: непостоянным, ненадежным, ветреным, капризным, неосновательным, неверным — да мало ли еще эпитетов? Кому хочется иметь такую репутацию?

А вот последовательным выглядеть куда более удобно и приятно: такие люди имеют реноме надежных, рассудительных, решительных, убежденных в своих взглядах.

Кроме того, стремление к последовательности позволяет избежать постоянных размышлений, принятия решений, ограждает от многих беспокойств. Машинальное стремление к последовательности — своего рода защитный автоматизм нашего мышления. Именно поэтому данный принцип — золотая жила для манипуляторов, стремящихся к механическому, без лишних размышлений, удовлетворению их пожеланий.

Наша собственная склонность быть последовательным приносит этим эксплуататорам немалые дивиденды.

Ведущее значение здесь имеют обязательства . Поскольку человек принял на себя какое‑либо обязательство, он, согласно правилу последовательности, будет стремиться его выполнять. Если его позиция определена, то он станет автоматически действовать в соответствии с ней.

Одно из ярких свидетельств этому — принятие воинской присяги. Образцы использования нашей приверженности быть последовательными можно найти на каждом шагу.

Гораздо легче, например, занять деньги у человека, если, позвонив ему, в первую очередь поинтересоваться, как у него дела или как он себя чувствует. Но, разумеется, цель такого звонка — не участие и не любовь к ближнему. Заемщик рассчитывает получить стандартный ответ.

На такие учтивые формализованные вопросы люди, как правило, автоматически отвечают чтото вроде: «Спасибо, нормально», «Замечательно», «Хорошо» или «Все в порядке, благодарю».

И как только заемщик услышал, что все отлично, ему уже куда легче загнать потенциального кредитора в угол — вынудить прийти на выручку тем, у кого дело дрянь: «Как приятно это слышать! Звоню тебе, чтобы спросить, не мог бы ты мне помочь?…»

Письменные же обязательства имеют вообще магическое действие. Почему мы пишем расписки, подписываем договоры, ставим свои подписи под соглашениями? Потому что письменный документ, в отличие от устных заявлений, нельзя забыть или отрицать. Он требует неукоснительного соблюдения принципа последовательности ровно столько времени, сколько существует.

Принцип взаимного обмена

Это называют еще правилом признательности. Оно очень глубоко внедрено в человеческое сознание. Согласно ему, если другой человек нам предоставил что‑то, то мы должны постараться ему за эту любезность каким‑то образом отплатить.

Если нам подарили подарок, оказали услугу, пригласили на день рождения, откликнулись на нашу просьбу, то следует воздать должное: позаботиться об «отдарке», при случае оказать ответную услугу, пригласить в гости и т.п. Это правило как бы гарантирует нам вознаграждение за оказанное благо. Оно всеобще и могущественно.

Ориентируясь на будущее, люди стараются делать так, чтобы все придерживались этого правила и верили в него. Благодеяние является как бы инвестицией на перспективу. Человеческая эволюция сделала систему признательности общественным автоматизмом, стереотипом, особенностью человеческой культуры.

Слова «спасибо» или «благодарю» сегодня означает примерно то же самое, что и словосочетание «очень Вам обязан».

Но если есть стереотип, то всегда найдется тот, кто захочет его использовать в качестве орудия влияния с выгодой для себя. Автоматизм принципа взаимного обмена — не исключение. Стоит только понаблюдать. Многие просьбы или требования выполняются нами только потому, что к этому нас обязывает чувство признательности.

Оглянитесь: вокруг полно манипуляторов, которые могут вынудить делать все, что угодно. Они просто оказывают небольшую любезность до того, как попросят Вас о том, что нужно им.

Отказать в этом случае неудобно — срабатывает боязнь прилепить на себя ярлык неблагодарного. Раскусившие этот секрет эксплуатируют его при каждом удобном случае.

Назойливые продавцы, лукавые работодатели, эгоистичные сослуживцы, хитрые знакомые — им несть числа…

Принцип общественного доказательства

По своей природе подавляющее большинство людей являются имитаторами, и лишь только около 5% — инициаторами, зачинателями. Большинство считают свое поведение правильным, если видят других людей, ведущих себя аналогичным образом или считающих так же.

Мы автоматически допускаем, что если множество людей делают одно и то же, то они, должно быть, знают нечто такое, чего не знаем мы. Чаще всего это действительно оправдано.

Но «психологические спекулянты» эффектно эксплуатируют нашу автоматическую склонность считать, что действие является правильным, если его совершают другие или оно соответствует общепринятым нормам.

Еще в древнейшие времена охотники поняли, что можно убить громадное число животных, загнав стадо к крутому обрыву. Мчащиеся животные, глядя на поведение других особей и не видя ничего впереди, сами предрешали свою судьбу. Несущиеся сзади толкали бегущих впереди, и таким образом все стадо по своей собственной воле становилось пищей.

Термин «козел отпущения» означает «специально натренированное животное, используемое на мясокомбинатах для заманивания стада в скотобойню».

Профессиональные нищие «солят» свои шапки и ладони несколькими якобы уже брошенными другими людьми монетами, призывая нас последовать их примеру.

Редкая реклама не демонстрирует, что предлагаемый товар одобрен многими, что его «поразительно быстро раскупают».

Принцип авторитета

Слово «авторитет» происходит от латинского Аuctoritas  — власть, влияние. Сознание необходимости безоговорочного повиновения чему‑то или кому‑то авторитетному очень глубоко укореняется в сознании людей с детства. Более того, от века к веку с младых ногтей нам прививается мысль, что неподчинение авторитетам — неправильно, аномально и даже наказуемо.

Конечно, приказаниям истинных авторитетов подчиняться даже удобно: ведь они на самом деле знающие, мудрые и сильные, а значит, знают, что делают или велят. Они за нас уже все обдумали и решили. Эти их качества вызывают только уважение. Поэтому наше подсознание выработало установку: повиноваться авторитетам — рационально.

Во многих областях жизни авторитет играет решающую роль. Например, без уважения и повиновения властям не было бы ни государства, ни общества.

Но нужно сознавать, что на нас способны оказывать влияние и контролировать наше поведение не столько авторитеты, сколько атмосфера, которая их окружает, авторитетность .

Авторитетность демонстрируется символами авторитета. И подсознание привыкло реагировать именно на символы, а не на собственно авторитет. Главные символы авторитета — титулы, одежда, манера поведения и атрибуты.

Непререкаемым заслуженным авторитетом пользуются известные ученые, писатели, юристы, медики, вклад которых в жизнь общества общепризнан.

Авторитет официанта, когда он рекомендует нам то или иное блюдо, продиктован нашим пониманием, что он наверняка знает , какое блюдо сегодня получилось лучше.

Но официант может и использовать эту нашу подсознательную установку, рекомендуя не особенно удавшиеся, а просто дорогие блюда.

 Если по телевизору будет доказывать новую экономическую теорию спасения России какой‑нибудь «Вася с улицы», мы прислушаемся к нему ровно настолько, чтобы улыбнуться и забыть о его словах через 5 минут.

Если же это будет делать заслуженный доктор экономических наук или знаменитый банкир, то обязательно обратим внимание и призадумаемся.

Но если тот же «Вася» будет преподнесен нам как талантливейшее молодое дарование с большим будущим, а также станет рассуждать в манере состоявшейся экономической знаменитости, то он может рассчитывать на наш особый интерес. По тому же принципу, кстати, ведется и «раскрутка» молодых эстрадных певцов.

Принцип благосклонности

Симпатичным нам людям, с которыми у нас духовная близость, трудно отказать в их просьбах. Профессионалы манипуляции активно используют это качество в своих воздействиях.

Типовые характеристики, влияющие на отношение к человеку окружающих:

Физическая привлекательность

Наша реакция на привлекательность людей — психический автоматизм, относящийся к категории гало‑эффектов . Это когда какая‑то одна позитивная черта человека более заметна и как бы затмевает собой все остальные его качества.

Из года в год в вузах студенты в ходе классического эксперимента описывают характер людей только по предъявленным фотографиям. Более привлекательные неизменно оцениваются как более успешные в профессиональной карьере и в личной жизни.

Источник: http://skazki-shamana.narod.ru/manipul.htm

Как манипулировать людьми? + техника и 8 важных советов

Психологическое давление вынуждает дать быструю ответную реакцию – выполнить условия манипулятора. Такой раздел как манипулировать людьми в психологии не подразумевает привычную логику, а выстраиваются логические уловки на демонстрации знаков поведения, словесных подменах и эмоциональном резонансе.

Читайте также:  Эмоции у животных - психология

Как манипулировать людьми и что такое манипуляция?

Иногда чтобы получить от другого человека ответ, повернуть текущую ситуацию в более результативное русло – рациональных доводов недостаточно. Здесь не учитывается свободная воля индивида. Тогда учатся как манипулировать людьми скрыто через активные связи, окружающую атмосферу. Методы скрытого психологического воздействия воспринимаются всегда негативно.

Что управляет человеком разум или чувство? Это зависит от конкретной ситуации, которая может затронуть жизненно – важные ценности. Поэтому в течении жизни сознательно или бессознательно каждый понемногу пробует как можно управлять близкими людьми.

Стоит обратить внимание на то как ребенок учиться подчинять себе взрослых людей и управлять ими с помощью сильных эмоций. Это происходит потому что, дети не обладают полноценной логикой и доносят о своих проблемах, управляя чувствами окружающих людей сменой настроения.

Многое из детского поведения показывает, как надо манипулировать человеком.

Аналогичное поведение, уже более изощренное, можно ожидать и со стороны взрослых женщин, мужчин. Особенно тех, которым нравиться сложная эмоциональная игра в отношениях (с получением морального удовлетворения). Умение манипулировать людьми необходимо в сфере бизнеса, потребительских услуг – как привлечение покупателей, обход конкурентов, наращивание авторитета в компании.

Что же такое манипулирование?

Что значит манипулировать человеком? Манипуляция – это различные методы внушения, воздействия на сознание оппонента через подсознания. Иногда вплоть до гипноза (например, цыганский, психотерапевтический гипноз).

Человек, который знает, как управлять людьми – это тонкий психолог от природы. Он постоянно кому-то сопереживает, но не отделяется от собственной личности совсем.

Знает те сферы психики, которые можно использовать для проигрывания своих ролей, внедрения полезных мыслей. Умеет без усилий заставить делать то, чего собеседник не делает по собственному желанию.

Знают, как читать невербальную информацию, чтобы манипулировать людьми.

При умелых манипуляциях информация доходит до мотивационной сферы оппонента обходным путем – минуя сознание.

Основное правило, как манипулировать людьми –это то, что выражения подаются в нейтральной форме, либо с эмоциональным сопровождением, которое стушевывает главный смысл.

Усыпляет чувство критики и протеста. Сознательный выбор слов, их сочетание меняет восприятие объективной реальности.

Общие знания как манипулировать людьми в обществе

Можно ли манипулировать уверенным людьми? – психология дает положительный ответ. Достаточно посеять в них зерно сомнения. А затем дать новые знания, теорию о мире. Легче всего управлять неуверенными в себе людьми, как неустойчивыми личностями.

Чтобы управлять людьми нужно внимательно изучать характер постоянных соперников. Мысленно «делите – включайте» окружающих в более общие типы характеров. О том, как управлять людьми часто пишут в общей психологии человека. Знание о строении личности – это базовая информация как управлять людьми, выделенный психотип подскажет особые способы воздействия.

Тип личности представляет собой набор постоянных характеристик, привычек, сформированных ранее в детстве.  Это хорошо проверенный механизм адаптации к требованиям социума. Ведущие качества определяют главный смысл жизни человека, способности и слабости, подкрепленные энергетическими ресурсами психики.

Например, если человек по типу – чувственный (ведущая и более осознанная сфера – ощущения тела). Главным аргументом будет то что близко связанно с присутствием материи.

Кроме того, основной способ подтверждение подлинности слов и отношений – это непосредственная информация – зрение, слух, обоняние. Наибольшее значение имеет тактильный контакт – эти люди редко доверяют красочным картинкам, абстрактным идеям.

Им важно ощущение тяжести предмета(вещи) в руках, его структура, расположение в пределах вытянутой руки.

Некоторые чувственные личности более продуктивны и представляют эталон формального лидера. Не исключено, что данная личность знает, как влиять на людей и управлять ими в материальных сферах.

Активные ресурсы психики могут распределяться по-разному в соответствии с механизмами личности. Например, тот же самый чувственный тип – может обладать качествами хорошего бизнесмена и стратега, но быть плохим психологом.

Это обуславливается тем, что на обучение практических навыков уходит больше ресурсов, чем в сферу духовную.

Эмоционально-духовную сферу данная личность не может самостоятельно поддерживать – необходимо её наполнение с помощью социальных контактов, примеров других людей.

Подробнее о типах людей можно узнать, прочитав книгу Г. Юнга о психотипах, изучить некоторые разделы социальной психологии.

Из чего строиться психологическое манипулирование?

Состояние активного диалога включает в себя не только передачу информации языковыми средствами, но всегда сопровождается невербальным воздействием. В разговоре имеет значение внешность, поза, манеры собеседника. Собственный имидж может успешно подчеркивать авторитет, чужой – дает необходимую информацию о жизни, мыслях оппонента.

Отмечают следующие невербальные факторы речи:

  1. Симптомы – поведение, выражающие состояние собеседника как психическое, так и физическое (например, усталость, болезненность)
  2. Символы – атрибуты, подчеркивающие социальный статус, убеждения, личные отношения (например, кольцо на левом пальце, крестик)
  3. Особые знаки приветствия – например, рукопожатие, поцелуй. Походка, направление взгляда.
  4. Собственно, паралингвистические – интонация, темп речи, громкость голоса, речевые паузы. Включают также жестикуляцию рук, расстояние между собеседниками – дистанцирование.

Речевое воздействие затрагивает вербальные методы НЛП, способы аргументирования, метафоры, копирование особенностей чужой речи, знание жаргонного словаря отдельных социальных групп.

Умение интерпретировать эти знаки повысит способность управлять другими людьми.

Но чтобы правильно манипулировать людьми четко разграничивайте собственные  мысли, проблемы от «чужих» – занимайте самоанализом и ведите ежедневник для заметок.

8 важных советов от психолога как манипулировать людьми.

Стоит упомянуть о пользе и вреде умения влиять на людей и управлять ими. Не всегда психологическое влияние применяется с целью – эгоистично использовать постороннюю силу и время.

Умение манипулировать отдельным индивидом иногда имеет позитивный, положительный эффект.

Например, передать полезные знания через психологическую подстройку, помочь выйти из тяжёлого состояния(стресса), сгладить неловкую ситуацию (не привлекая внимания остальных).

Техники управление чувствами людей, основанные на роле ментора, опытного «наставника» необходимы психологу для выведения человека из депрессии. Когда пациенту не хватает собственной воли уйти от проблемы

Совет 1. Называйте всех по имени

Это описывается ещё в книге Дэйла Карнеги, один из способов как можно манипулировать людьми. Собственное имя звучит для каждого человека наиболее приятно. Повышает вес личности в глазах окружающих.

Близко к этическим нормам, когда разговор о делах происходит в присутствии упомянутой личности, при персональной просьбе.

Употребление указательных местоимений – «он», «она», «это» нежелательно, когда вы хотите управлять чувствами людей более продуктивно.

Совет 2. Комплимент

Уместный комплимент способ как легко манипулировать людьми, не используя сложные стратегии. Это не только расслабляет оппонента, но и поднимет ему настроение перед деловым разговором. Прибывая в хорошем настроении, человек чаще идет на уступки, становиться эмоционально отзывчив, открытым. Комплементы должны основываться на чем-то визуально заметном, а не выглядеть как грубая лесть.

Совет 3. Отражение

Как манипулировать людьми, которые не всегда могут взглянуть на свои поступки со стороны? Не принимают критику от окружающих? Хороший способ показать им как они поступают – это «отзеркалить», скопировать поведение. Помогает в ситуациях, когда человек не ориентируется в запросах партнера или друга (показать то, что требуется сделать на собственном примере). Техника работает, как и в личных отношениях, и на работе.

В целом копирование поведения – это попытка войти в сферу доверия. Каждый человек – индивидуален и гордиться собой, но тем не менее плохо переносит статус «белой вороны» в обществе.

Во многом оппонент сам выдает «ключи» к своим мыслям, к секретным слабостям – где некритично воспринимаются указания, чужие советы.

Например, акцентируется на соблюдении временного графика (при этом постоянно смотрит на часы, торопиться, использует часто слово «время», читает прогнозы в газетах).

Совет 4. Эффект усталости

Этот метод помогает понять, как управлять правильно людьми на работе. Пользуйтесь им в конце рабочего дня.

Если вы видите, что кто-то уже подустал, сидит скучно в предвкушении выходных или торопится на встречу после работы – это самый удобный момент. Мягко предложите помощь, пообещайте доделать работу за него.

Поверьте, человек будет считать себя должным, позднее выполнит любую просьбу с двойным рвением.

Совет 5. Простая просьба

Некоторые люди легко управляют другими людьми начиная с простой просьбы. Выполнив незаметно легкое поручение, оппонент чувствует себя значимым. Далее, когда легкая ступень преодолена, в удобный момент попросите, о чем – то более сложном.

Постепенно человек совершит плавный переход от легких выполнений к сложным. Аккуратно выбирайте момент учитывая текущие дела оппонента. Как показывает опыт эффективно управлять людьми данный способ позволяет с перерывами.

Не навязывайте слишком много поручений.

Совет 6. Внимательно слушайте собеседника

Терпение, внимание к разговору – основные чувства, которыми следует воспользоваться в то время как управляете людьми на работе. Используйте внимание как инструмент, чтобы правильно управлять людьми, не используя речевые усилия. Иначе вас не хватит.

Во время речи оппонента, не перебивайте, внимательно отнеситесь к излагаемой информации. Удовлетворив потребность во внимании, человек начинать воспринимать собеседника нейтрально, позитивно. Будет готов понять стороннюю точку зрения, спокойно примет чужое мнение, даже если оно противоречит убеждениям и указывает на его ошибки.

Чтобы быть уверенным в споре, развивайте чувство невозмутимости, внутренней гармонии.

Совет 8. Манипулирование на чувстве жадности, страхе

Этот совет как нельзя лучше подойдет личностям из бизнеса, рекламы, маркетинга и позволит управлять массами людей. Методы рекламы позволяют управлять людьми на расстоянии. Иллюзии больших скидок, подарков, бонусов позволяют манипулировать людьми на чувстве жадности.

Например, «купите утюг Сони сейчас, и вы получите дозатор воды в подарок». А, Рекламы о здоровье действуют, когда человеком управляют страхи о болезнях. Например, «в ротовой полости каждую секунду размножаются кариозные бактерии, только уникальная паста «Фтородонт»».

Манипулирование людьми в дружеских отношениях на чувстве страха, ревности, жадности часто имеют обратный эффект. Чтобы самому не стать «жертвой» рекламной манипуляции не бойтесь менять свою жизнь и узнавать новое.

Техника манипуляции людьми

Некоторые психотехники НЛП, вербальное манипулирование

Данные вербальные техники рассчитаны на преобразование фраз, которые помогают менять восприятие действительности. Расширять или сужать картину мира индивида. Общие принципы как манипулировать людьми с помощью слов строятся на убеждении, что любой человеческий язык не является идеальным посредником между сознанием, психикой и действительным опытом.

С одной стороны, язык выделяет для сознания наиболее значимые моменты опыта, не перегружая его деталями. С другой стороны, имеется связь между психикой индивида и языком: язык вскрывает желания, мотивы; аутистичное восприятие собственных формулировок действует по типу самовнушения. В том, как манипулировать людьми данная теория превосходит все остальные.

НЛП (Нейролингвистическое программирование) — это способ программирования системы мыслей человека и коммуникации с обществом.

Чаще используйте модальный оператор – «можно», «возможно»

Способ как манипулировать людьми с помощью замены операторов речи? Не используйте модальные слова обязательства и утвердительный тон которые превращают личную просьбу в приказ.

Не используйте, «надо», «нужно», а чаще употребляйте «можно», «возможно». Приказ «сходи на почту, отправь посылку» – исправляйте на просьбу «можешь сходить, отправить посылку?».

Также используйте «можно, можешь», даже когда отношения чисто формальные.

Техника научит управлять людьми на работе, согласно экспериментам психологов с включением, оператора возможности повышается уверенность, мотивация и опускаются психологические рамки для личности.

Используйте во фразах частицу «не»

Используя такую частицу как «не» можно научиться управлять другими людьми с помощью противоречий. Формальные компоненты (слова, частицы), участвующие в построение фразы предназначены для сознания.

Подсознание же параллельно начинает исключать все вспомогательные средства из предложения (им нету соответствия в реальности). Образует естественный утвердительный смысл высказывания. Чтобы научиться манипулировать людьми – перестраивайте просьбы, замечания с включением частицы «не».

Читайте также:  Эмпиризм - психология

Например, «если слишком поздно, то не делай этого» – человек обязательно это сделает.

Правила 3-х «да»

Правило 3-х «да» согласно психологии, как эффективное внушение, помогает управлять людьми на деловой работе.

Когда человеку предлагают два вопроса, подразумевающие согласие в любом случае, то ответ на третий-четвертый вопрос идет автоматически с согласием.

Также можно использовать в вопросах близкие ассоциации, чтобы навести человека на желаемый ответ, исполнение. Например, ассоциации с цветом, формой. Подобное инертное согласие может пригодиться, когда нужно получить автоматическое одобрение.

Выстраивание предположений с включением важной мысли

Причинно-следственная связь создается как логическая связка, позволяющая хорошо управлять группой людей. Например, студентов повышая мотивацию к обучению «если вы выполните задание, то сможете понять общий принцип решения задачи».

Используется также при индивидуальном общении с взрослым, ребенком дома. С помощью формальной конструкции можно связывать любые семантические компоненты – «если ты помоешь посуду, то пойдешь гулять». Логически «посуда» и «прогулка» между собой мало связанны.

Но теперь «помыть посуду» тесно связанно (например, у ребенка) со сферой желания в бессознательном.

Иллюзия выбора без выбора

Чтобы уметь манипулировать людьми в сфере менеджмента, торговли используйте частицу «или». Она дает интересную логическую завязку – предоставляет человеку «несуществующий» выбор.

Например, «вы хотите чаю или кофе?». Человек может быть не испытывает особой жажды вообще, но будет вынужден принять «угощение» какой бы вариант не выбрал.

Другой пример, «вы будете платить с карточки или наличными?»

Недосказанность мысли, незавершенность действия

Один методов как манипулировать людьми с помощью активного воздействия на чувства. Попробуйте такой прием как управление людьми с помощью любопытства.

Интригуйте – вызывайте, усиливайте активное любопытство у собеседников. Например, «сегодня разберем основные приемы НЛП, а завтра в 8 утра продолжим лекцию о гипнозе».

Пример – недосказанность на словах «сейчас об этом говорить ещё рано», «поговорим об этом, когда завершим текущие дела».

Заключение

Самое главное необходимо знать, как не потерять контроль, если вы научились управлять людьми – идет продуктивная отдача. Психология советует быть невозмутимым лидером, действовать спокойно.

Если вы загораетесь бессмысленной радостью и впадаете в эйфорию – это может разрушить всю систему взаимоотношений. Приложенные усилия уйдут в пустую. Наличный результат не характеризует успешное завершение дела и может в дальнейшем быть промежуточным звеном к чему-то большему.

Не стоит терять невозмутимость. Есть неудачный опыт, который в процессе отсеивания неэффективных техник приведет на уровень успеха.

Источник: https://rabochiedela.ru/kak-manipulirovat-lyudmi/

Манипуляции в отношениях и эмоции. Манипуляции и эмоции — какая связь?

Одна моя знакомая в подростковом возрасте жила с бабушкой. Каждый раз, когда она приходила домой позже, чем должна была, в доме сильно пахло корвалолом. Сейчас она уже взрослая женщина, но, все равно, если где-то послышится терпко-травяной запах, она начинает чувствовать себя виноватой.

Интересно наблюдать, как меняется понимание того, что такое психологическая манипуляция и отношение к этому явлению. Еще несколько лет назад трендовыми в популярной психологии были темы вроде «как заставить мужчину сделать предложение»,  «как склонить девушку к сексу», «как отучить мужа пить».

Не то, чтобы подобные проблемы перестали быть популярными, но сейчас на первые места выходят статьи про то, что такое манипуляции в отношениях, как противостоять манипуляциям, как распознать манипулятора (он же социопат, психопат и т.п.).

Меняется и само понятие манипуляции, и отношение к ней. Раньше возможность повлиять на другого, дергая за тайные ниточки его души, оценивалось скорее как хорошая возможность добиться цели (особенно, если дергающий представлял себя мудрым незаметным руководителем, а того, кем он манипулирует, слабым человеком, который пропадет, если его предоставить самому себе).

Теперь манипулятор выглядит как бездушный, циничный злодей, использующий других людей, а его жертва — совершенно беспомощной, не способной противостоять коварству.

В манипуляторстве обвиняются все: дети, плачущие от обиды (хотят заставить родителей исполнять их капризы); молодые люди, выражающие симпатию не прямым текстом (дарит цветы и зовет в кино, а в любви не признается, поэтому и отказать ему не получается); и даже те, кто просто вызывает у нас нежелательные чувства (например, вину).

Что такое манипуляции в отношениях? Что в них плохого? Нормально ли хотеть чего-то от другого? Как вырваться из замкнутого круга манипуляций? Попробуем разобраться в этой статье.

Почему манипуляции в отношениях возможны?

Люди — существа социальные.  В течение всей истории человечества общество было залогом выживания индивида. Чтобы социум мог существовать как целостное образование, должны были появиться механизмы влияния на отдельных его членов.

Поэтому каждый (нормальный!) человек снабжен таким механизмом, делающего его восприимчивым к состоянию другого человека и  общественным посланиям. Это само по себе не хорошо и не плохо — это то, что заставляет принимать во внимание других людей, и вообще позволяет человечеству быть целостным.

Эмоции  — один из инструментов влияния людей друг на друга.

Выражение чувств – это, в том числе, послание окружающим о своем состоянии. Например, выражение гнева говорит о том, что лучше не трогать того, кто гневается, – он готов защищать себя и бороться.

Кроме того, проявление чувств у других вызывают в нас собственные эмоции, побуждающие к определенным действиям. Утешить ребенка, который заплакал. Или побежать прочь от опасности, поддавшись общему страху. Если научится различать в себе тот отклик, который находят в нас  чувства окружающих, это может стать основой для развития эмпатии, умения сопереживать, лучшего понимания людей.

Но если эмоция неприятная, человек часто не хочет оставаться в таком состоянии, и действует сразу, не успев осознать ни себя, ни ситуацию.  Если он находит то действие, которое избавляет его от переживаний, при возникновении подобных чувств снова, он просто повторяет его.

Стремясь избавится от негативных переживаний, некоторые люди привыкают действовать реактивно, и это становится похожим на рефлекс. Образуется выработанный стереотип: ситуация — эмоция — реакция.

И это плохо тем, что человек лишает себя возможности переосмыслить ситуацию и поступить по-другому.

Люди, находящиеся рядом с таким человеком, тоже привыкают к тому, что его можно заставить действовать через определенное чувство.

Например, мама, которая не может переносить слез своего ребенка, предпочитает задабривать его (подарками, быстрыми выполнениями его желаний), лишь бы тот успокоился.

Сначала ребенок плачет не для того, чтобы что-то получить, а потому что ему грустно, страшно или обидно, но потом привыкает, что в ответ на его слезы есть определенная реакция родителя, и тогда начинает плакать уже с конкретной целью.

Но мама не пытается разобраться, что происходит с ее ребенком,  она не может просто побыть с ним рядом, утешить его.

Ребенок же, может, и получает определенную выгоду от своих слез, но в то же время чувствует себя одиноким и непонятым.

Он привыкает к тому, что его слезы могут быть инструментом для достижения цели, но понять свои переживания, научиться с ними справляться он не может, т.к. мама делает все, чтобы они поскорее прекратились.

Ребенок учится тому, что люди могут быть инструментами в достижении цели, но не тому, что они могут просто быть рядом и поддержать. И кроме того, он не получает опыта проживания чувств, поиска самостоятельных действий, которые могли бы ему помочь.

Манипуляция или просто выражение чувств:

чем отличается манипуляция в отношениях от эмоционального послания?

Манипуляцию чаще всего определяют как тип психологического или социального воздействия на человека или группу людей, с целью добиться определенной реакции от того, на кого направленно данное воздействие.

Обычно указывается, что манипуляция  — это скрытое воздействие, и цель манипулятора — получение определенной выгоды для себя. То есть подразумевается, что манипулятор хорошо знает цель с которой манипулирует, а манипулируемый не понимает, что побуждает его поступать так или иначе.

Такие манипуляции в отношениях действительно имеют место, например, в политике и рекламе. Однако в близких отношениях манипулятивные действия, как и реакция на них, часто не до конца осознанны и манипулятором, и манипулируемым. Причем роли (кто кем манипулирует) постоянно меняются.

Как уже было сказано выше, люди вольно или не вольно постоянно влияют друг на друга своим поведением, словами, выражениям чувств. Кроме того люди часто что-то хотят друг от друга (и это нормально) и пытаются добиться поставленных целей.

Но можно выделить те свойства, которые отличают манипулятивные, «злокачественные»  отношения от достаточно «здоровых».

Пожалуй, главное свойство манипуляции в отношениях: тот, на кого она направлена, перестает восприниматься как человек свободный, обладающий собственными чувствами и волей. Он только инструмент в достижении цели. Цель становится важнее, чем тот, через кого она достигается.

Можно хотеть внимания от близкого человека и добиваться его. Но для манипулятора становится важным проявление внимания само по себе, а не тот, кто его проявляет.

  • В каком настроении тот, от кого я хочу любви?
  • Есть ли у него силы и возможности сейчас что-то для меня делать?
  • Может быть, он хочет сейчас другого?

Для манипулятора желание другого, противоречащее  его собственным — препятствие на пути, которое нужно преодолеть, а не повод узнать что-то про своего близкого.

Другое важное свойство манипуляций — это не просто скрытое воздействие, но двойное дно. В манипуляции всегда есть двойное сообщение, одно на поверхности, как официальный повод, другое скрыто и указывает на настоящую цель манипулятора.

Если девушка улыбается молодому человеку, который ей нравится, и она хочет, чтобы он тоже заинтересовался ей — это не манипуляция, хотя ее послание и не прямое (она не говорит ему прямо «ты мне нравишься»).  Она хочет, чтобы ее поняли правильно.

А вот если девушка демонстрирует парню свою симпатию, чтобы он начал надеяться на отношения с ней и помог бы ей с какими-то бытовыми проблемами, то это манипуляция. Фасадное послание здесь: «ты мне нравишься и у тебя есть шанс». И второе скрытое: «мне нужно, чтобы то сделал для меня определенные вещи».

Кроме того, манипуляторы обычно очень сильно боятся неопределенности. Страх отвержения и страх потерять контроль — эти переживания можно найти у каждого склонного к манипуляциям человека.

Сама цель не обязательно выглядит эгоистично. Например, родители подростка, который хочет выбрать непопулярную или творческую специальность, могут запугивать его, убеждать, что у него ничего не выйдет, грозить оставить его без поддержки, если он сделает «неправильный» выбор.

При этом они убеждены, что действуют в его интересах, а ребенок просто жизни не знает. Цель – обеспечить хорошее будущее сыну –  становится важнее самого сына.

Зачем это нужно родителям? Часто для того, чтобы справится с собственным страхом за ребенка, успокоить свою тревогу.

Желания сына, причины, по которым он хочет именного этого, наконец, его право самому распоряжаться своей жизнью выходят за пределы родительских интересов.

Почему людям не удается сопротивляться манипуляциям в отношениях с близкими людьми и как противостоять манипуляциям, мы обсудим во второй части статьи «Как противостоять манипуляциям».

Форма записи на консультацию к психологу Елене Кольчугиной:

Если у Вас возникли вопросы к психологу по статье:

«Манипуляции в отношениях и эмоции. Часть 1: Манипуляции и эмоции — какая связь?»

Вы можете задать их нашему психологу в скайпе онлайн:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли задать вопрос психологу онлайн, то оставьте свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный психолог-консультант — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо зайдите на психологический форум.

«Манипуляции в отношениях и эмоции. Часть 1: Манипуляции и эмоции — какая связь?»

https://PsyHelp24.org/manipulyatsii-v-otnosheniyah/

Источник: https://PsyHelp24.org/manipulyatsii-v-otnosheniyah/

Ссылка на основную публикацию