Тактики воспитания — психология

Тактики семейного воспитания

Тактики воспитания - психология

Вопросы отношений детей и родителей окружены массой расхожих, ставших банальностями мнений, различных стереотипов, заблуждений и в то же время сменяющих со временем идей различных модных теорий воспитания.

Проблема «отцов и детей» признана вечной и практически неразрешимой, некой неизбежностью, данной человеку в его жизни. Среди советов по «правильному» воспитанию доминируют «надо просто любить детей». Все просто, если известно, что такое любовь. Практически каждый знает, что такое любовь, как правильно воспитывать детей….

Только почему тогда столько несчастных семей, разводов, «трудных» детей и многого, многого другого?

Сколько семей — столько вариантов семейных отношений, хотя у многих из них есть те или иные общие качества, которые позволяют ученым создавать классификации, типологии.

Каждый тип семейных отношений включает в себя различные тактики воспитания, среди которых какая-то одна доминирует, используется как основная, а остальные могут использоваться эпизодически или в виде теоретических знаний, представлений о них. Многие из этих тактик воспитания знакомы из повседневной жизни.

Причем, в воспитании собственных детей все уверены, что поступают правильно и во благо своему ребенку, хотя глядя на чужие отношения родителей с детьми практически все видят их недостатки.

Закономерность «в чужом глазу соринку видно, а в своем и бревно не заметно» для жизни человека носит всеобщий характер! Научные знания полезны, по крайней мере, в том, что дают возможность посмотреть на собственную деятельность, поступки еще с одной, проверенной в научных исследованиях, точки зрения. 

А.В. Петровский выделяет пять тактик семейного воспитания: диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование, сотрудничество.

1. Диктат. Для этой тактики характерно подавление одними членами семьи чувства собственногодостоинства, самостоятельности, инициативы других. Члены семьи, выполняющие роль диктатора, характеризуются как деспотичные, авторитарные личности. Диктатором в семье может быть любой член семьи, в том числе и ребенок.

Это чаще всего встречается в детоцентрических семьях. Как правило, данную тактику воспитания используют отцы, но в современных семьях при условии позиции «невмешательства» отца такую тактику может использовать и мать.

Требовательность старших членов семьи в вопросах воспитания младших без доверия и уважения к ребенку оборачивается грубым давлением, принуждением. 

 2. Опека. Тактика опеки предполагает постоянную заботу, ограждение от трудностей, участие во всех вопросах жизнедеятельности ребенка. Это препятствует развитию самостоятельности, инициативы, ответственности.

Ребенок задерживается в процессе своего социально-психологического развития, взросления, он не стремится к деятельности по принципу «я сам», а предпочитает принцип «пусть мама/папа сделает/поможет/решит».

«На первый план для родителей выходит проблема удовлетворения потребностей ребенка и ограждение его от трудностей» [1, c.243]. Опека как воспитательная тактика формирует иждивенческую позицию личности.

Забота об облегчении жизни ребенка, ограждение от трудностей жизни, решение за него каких-либо жизненных задач оборачиваются неспособностью ребенка жить самостоятельно в реальной жизни. 

 3. Конфронтация. Данная воспитательная тактика характерна для конфликтных, проблемных семей.

В семьях, в которых общение между поколениями имеет конфликтный характер с использованием стратегии соперничества, накапливаются взаимные обиды, раздражение, восприятие других членов семьи искажается и им приписывается большее количество негативных качеств личности, чем те, которыми они действительно обладают.

Педагогический результат проявляется в виде деформации и разрушения детско-родительских и в целом семейных отношений. Взрослые дети в последствии используют тактику конфронтации и даже диктата в отношении своих состарившихся родителей. 

 4. Мирное сосуществование. Эта тактика невмешательства в дела других членов семьи, в том числе и детей. Каждый обособлен в своих делах, проблемах, трудностях и успехах.

Часто родители гордятся своими отношениями с детьми на основе невмешательства в их делах, считая это проявлением самостоятельности, достаточной взрослости детей.

Родители считают, что тактика невмешательства развивает независимость, не сковывает свободу личности, создает условия для разностороннего развития и самореализации личности.

Этот тип детско-родительских отношений основан на нежелании воспитателя затрачивать душевные, психологические и другие силы на руководство развитием ребенка, целенаправленное формирование личности. В трудных жизненных ситуациях, требующих помощи и поддержки других членов семьи каждый остается с ними один на один. Семья со временем перестает существовать в силу отсутствия взаимосвязей между членами семьи.

5. Сотрудничество. Тактика сотрудничества характерна для детско-родительских отношений в семьях, достигших в своем развитии как социальной группы, высшего уровня – коллектива.

В семье существует единая система ценностных ориентаций, общая цель совместных видов деятельности, для взаимоотношений членов семьи характерны взаимопомощь, поддержка, открытость и доверительность отношений.

Наличие ценностно-ориентационного единства в семье – главный духовно-нравственный фактор воспитания детей. Данная тактика является наиболее благоприятной для формирования духовно и нравственно здоровой личности. 

В классификации видов семейного воспитания А.Е. Личко выделяются тактики, которые называются неправильными. Почему неправильыми? Потому что они всегда приводят к тем или иным нарушениям процесса социализации ребенка, формированию личности с какими-либо психологическими нарушениями. 

Гипопротекция. Этот вид воспитания проявляется недостатком заботы, опеки и контроля за поведением ребенка. В своей крайней форме проявляется в виде безнадзорности.

Чаще всего этот вид проявляется в обеспечении материальных и физических потребностей ребенка и бесконтрольности за его социально-психологическими, духовными и другими потребностями и их удовлетворением.

Дети и подростки оказываются заброшенными в психологическом, духовно-нравственном, интеллектуальном аспектах. Гипопротекция существует в открытой форме, скрытой и потворствующей.

Скрытая гипопротекция существует в виде формального контроля за поведением ребенка. Она часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.

Подросток чувствует, что взрослые заняты своими делами и им не до него и начинают жить своей жизнью, приспосабливаясь к формальному контролю.

 «Особенно неблагоприятна при акцентуациях по неустойчивому, гипертиммному и конформному типам: такие подростки быстрее других оказываются в асоциальных компаниях и привыкают к праздному образу жизни» [1, с. 245].

Потворствующая гипопротекция проявляется в сочетании недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушению поведения у подростка.

«Родители пренебрегают сигналами со стороны о его дурном поведении, негодуют по поводу общественных порицаний, стремятся оправдать его поступки, переложить вину на других. Они выгораживают своего ребенка, любыми средствами стараются освободить от заслуженных наказаний.

Такое воспитание культивирует и неустойчивые, и истероидные черты» [1, с.245]. Этот тип воспитания способствует формированию делинквентных форм поведения. Ограничительные меры действуют только те, которые исходят от государственных (правоохранительных) органов.

Личность, сформировавшаяся при таком стиле воспитания, не признает авторитета никаких взрослых, действенными средствами оказываются только те, которые основаны на грубой силе.

Гиперпротекция – это вид неправильного воспитания, который предполагает чрезмерную опеку ребенкародителями. Гиперпротекция существует в виде доминирующей и потворствующей гиперпротекции.

Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле за каждым действием ребенка. В семье существует система  постоянных запретов и неослабевающего бдительного наблюдения за подростком. Решения во всех случаях принимают родители.

В данном случае формируются такие неблагоприятные для социальной адаптации качества, как несамостоятельность, нерешительность, безынициативность, не развивается способность к анализу собственного жизненного опыта, своих переживаний – самосознание остается недостаточно развитым.

 У гипертимных подростков такой тип воспитания приводит к усилению реакции эмансипации, бунту против родительских запретов, уходу в асоциальную компанию.

При психастенической, сенситивной и астеноневротической акцентуации доминирующая гиперпротекция оказывает усиливающее их астенические черты действие: формируется неуверенность в себе, несамостоятельность, нерешительность, они легко попадают в зависимость от других людей.

Потворствующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной заботе об удовлетворении потребностей ребенка, стремятся предвосхитить любые его желания. «Ребенок не знает запретов и ограничений. А в результате стремится во всем превосходить других, хотя зачастую не обладает для этого необходимыми ресурсами.

Отсюда закономерно вытекают проблемы в общении со сверстниками» [1, с. 246].

 Эмоциональная сфера детей при таком типе воспитания деформируется: низкий уровень эмпатии и понимания собственных эмоциональных переживаний, неадекватное экспрессивное выражение собственных эмоций препятствуют полноценному общению с другими людьми.

«Неудача приводит к всплеску негативных эмоций, причем это состояние может продлиться достаточно долгое время. Эмоциональная регуляция развита недостаточно. Такие дети гипертрофированно радуются и удивляются, демонстративно рыдают, не обращая внимания на уместность или неуместность столь бурного проявления эмоций» [1, с. 246].

Родители при таком типе воспитания восхищаются мнимыми талантами ребенка, преувеличивают его действительные способности. Ребенок стремится быть лидером, но не обладает способностями и умениями выполнять эту роль. У него не формируются навыки систематического труда, ответственность, самостоятельность, недостаточно развита волевая сфера.

Потворствующая гиперпротекция усиливает истероидную акцентуацию характера, способствует появлению истероидных черт при лабильной и гипертимной акцентуации. При эпилептоидной акцентуации данный вид воспитания приводит к формированию личности семейного тирана, способного даже к физической агрессии в отношении родителей.

Симбиоз – вид неправильного воспитания, при котором практически отсутствуют границы между матерьюи ребенком. Мать стремится привязать ребенка к себе, иметь с ним максимально близкие отношения, делая все за него, ограждая от всех опасностей.

Дети имеют нарушения в области эмоционально-волевой сферы, которые проявляются в трудностях осознания собственных эмоций и чувств, понимания чувств других людей.

По мере взросления симбиотические отношения с матерью приводят к значительным трудностям в общении и установлении долговременных отношений с представителями противоположного пола, становятся препятствием для образования собственной семьи. 

 Эмоциональное отвержение характеризуется дефицитом эмоций и чувств, в которых проявляется любовь к ребенку.

«При этом типе воспитания ребенок или подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, что он – обуза для детей, что без него им было бы легче.

Установлено, что эмоциональное отвержение ощущается детьми самого раннего возраста и может иметь серьезные последствия вплоть до гибели ребенка» [1, с. 247].

 
«Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители, сами себе не признавались в этом, тяготятся сыном или дочерью, хотя гонят от себя подобную мысль, возмущаются, если кто-либо укажет им на это. Родители могут даже внешне проявлять утрированные знаки внимания, однако ребенок и подросток чувствуют недостаток искреннего эмоционального тепла» [1, с. 247].

При сочетании эмоционального отвержения с гипопротекцией лабильные подростки ищут эмоциональных контактов с другими, часто асоциальными людьми, выбирают девиантные формы поведения. Такие дети часто имеют низкий уровень интеллектуального развития, испытывают трудности при обучении, социальные и трудовые навыки слабо развиты. 

 Условия жестких взаимоотношений. Этот стиль воспитания обычно сочетается с эмоциональным отвержением.

 «Жесткое отношение может проявляться как открыто…, так и в виде полного пренебрежения интересами ребенка, когда он может рассчитывать только на себя, не ожидая участия взрослых.

…В настоящее время условия жестких взаимоотношений в семьях с эмоциональным отвержением со стороны матери, отчима (отца обычно нет), даже прародителей все более распространяются» [1, с. 249].

Условия повышенной моральной ответственности. Данный тип воспитания встречается в ситуациях, когда родители связывают будущее ребенка с собственными несбывшимися планами и мечтами. Родители предъявляют к ребенку повышенные, не свойственные его возрасту и способностям требования.

Повышенная моральная ответственность возникает также в ситуациях, когда на ребенка или подростка возлагаются взрослые заботы о благополучии младших и беспомощных членов семьи. Большинство подростков достаточно устойчивы к повышенным родительским ожиданиям или возложенным на них трудным обязанностям.

Только при психастенической акцентуации усиливаются психастенические черты или развивается невроз.

                                                                                                     * * *

Среди типов и тактик воспитания, которые выделяются современной наукой нет одного, проверенного веками, основанного на главных моральных ценностях человечества и существующего в семьях, живущих по православным христианским правилам.

Именно в этих семьях отношения родителей и детей основаны на любви, заботе и уважении. Духовные ценности семьи определяют особенности методов воспитания и в конечном счете — особенности жизни взрослеющего ребенка и стареющих родителей.

Читайте также:  Системный взгляд - психология

_____________

1. Андреева Т.В. Психология семьи: Учебное пособие. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2014. 

Источник: http://sidlife.ru/psikhologiya/sotsialnye-gruppy/87-taktiki-semejnogo-vosptaniya.html

Воспитание ребенка. Тактики — их недостатки и преимущества

Воспитание ребенка. Тактики — их недостатки и преимущества

Проблемы воспитания ребенка, всегда будут находиться на первом месте для любой семьи. Все желают вырастить хорошего ребёнка, который будет соответствовать нашим идеалам. Именно тут и возникает вопрос о видах воспитания. Хочется, чтобы ребенок был занят постоянно чем-то полезным

Несмотря на то, что существует множество тактик развития, так же существуют и аналогичные проблемы независимо от процесса воспитания. Как их избежать и на каком виде остановится именно Вам? Давайте рассмотрим несколько широко распространённых вариантов воспитания, которые наиболее часто используются родителями.

Исходя из педагогических теорий, можно выделить несколько основных тактик воспитания: сотрудничество и опека ребёнка, демократия и диктатура. Именно эти виды воспитательного процесса наиболее часто используются в семьях.

Говорить о том, что выбрав один из этих методов воспитания Вы можете избежать неблагоприятных последствий- нельзя.

Каждая тактика имеет свои плюсы и минусы- это стоит учитывать, так как возможны совершенно нежелательные последствия.

Давайте разберём более подробно, каждый вид воспитательного процесса и их вклад на развитие личности Вашего ребёнка.

Тактика «сотрудничество»

Такое воспитание ребенка, предполагает взаимоподдержку. В семьях, где применяется такой вид воспитания, присутствует местоимение «мы».

Принятие ребёнка, понимание его мировоззрения, поддержка при любой ситуации, общая идеология, единство духа – главные движущие силы такой семьи. Взрослые дают свободу действий для своего ребёнка, но при этом всегда находятся где-то рядом.

Сплочённость всей семьи, крепкая эмоциональная связь, доверие — главные характерные признаки данной тактики воспитания.

Чрезмерная опека в воспитании  — гиперопека

Этот вид воспитания ребенка имеет множество нежелательных последствий, которые можно получить в итоге. При таком процессе родители остерегают детей от любых проблем, от всех неприятностей и негативного воздействия.

Конечно, мы безумно любим своих малышей, они и в 30 лет останутся для нас маленькими и любимыми детками, но родители, которые прибегают к такой тактике воспитания детей не задумываются о фатальных последствиях.

При применении данного процесса воспитания велика вероятность беспомощности ребёнка. Мы сами того не замечая, выращиваем человека, который неспособен решать жизненные проблемы, тяжёлая адаптация в коллективах, растерянность.

Несмотря на это, так же существует обратная сторона медали: такие дети могут всячески ограждать себя от чрезмерной родительской опеки. Ограждение и отказ от родительской гиперопеки, приводит к конфликтам в семье, к протестам и бунтарству, со стороны ребёнка.

Демократическое воспитание ребенка в семье

Данная тактика воспитательного процесса, подразумевает практически полную свободу действий для ребёнка. Родители полагают, что благодаря их демократическому поведению, ребёнок научится самостоятельно решать проблемы, делать выбор и ответственно подходить к различным жизненным вопросам.

К сожалению, при полном невмешательстве, отсутствие тепла и заботы со стороны родителей может привести к тому, что ребёнок будет чувствовать себя одиноко, возникнет недоверие к людям, отчуждение от целостности с кем-либо. Так же, стоит заметить, что дети воспитанные в демократичных семьях, чаще всего стараются сами выполнять свои задачи, отказ от помощи, от взаимодействия с кем-либо.

Диктатура и воспитание ребенка

К сожалению, данная тактика воспитательного процесса, так же имеет место быть. В семьях, где используется авторитарная политика взаимоотношений, зачастую множество проблем. Родители стараются подавить ребёнка.

Личность малыша стопориться и не хочет развиваться в связи с тем, что все его предположения, идеи, личное мнение — отвергаются и более того в достаточно категоричной форме. При данной тактике так же есть несколько вариантов развития детей.

Конечно, если ребёнок по своей натуре достаточно меланхоличен и мнимый, то, к сожалению, данное воспитание приведёт к неуверенности, страху, затяжным депрессиям и в детском и взрослом возрасте. Страх отказа и критики будет преследовать таких детей всегда.

Другая ситуация, если ребёнок по натуре лидер, то он вполне сможет выработать устойчивость своей реакции к такому поведению родителей, что только закалит его характер и взгляд на жизнь в целом.

Как видно из данной статьи, нет идеальной тактики воспитания, необходимо комбинировать все эти виды воспитания ребенка и слушать как себя, так и ваше дитя.

Источник: http://ohpoleznye.ru/vospitanie-rebenka-sposoby-ix-nedostatki-i-preimushhestva/

Типы и тактики семейного воспитания

Типы и тактики семейного воспитания

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства».

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка.

Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения.

Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью.

Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности.

Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план.

В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.

По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей.

Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка.

Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

3 стиля семейного воспитания:

— демократический — авторитарный — попустительский При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия». При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления». При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой.

Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.

Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению).

Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая. Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки.

Не используются крайние жесткие наказания.

Источник: http://biofile.ru/chel/5784.html

Тактики воспитания детей в семье

Тактики воспитания детей в семье

Поиск Лекций

Структура взаимоотношений в семье

1. Понятие о семье. Задачи семьи

2. Характеристика стилей семейного воспитания

3. Тактики воспитания детей в семье

Понятие о семье. Задачи семьи

Семья– это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого члена семьи.

Задачи семьи:

· создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

· стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

· передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

· научить детей полезным прикладным умениям и навыкам, направленным на самообслуживание и помощь близким;

· воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Стиль семейного воспитания −наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного общения и взаимодействия.

На выбор стиля влияют:

— типытемпераментов родителей, их совместимость;

— традиции семей, в которых воспитывались сами родители;

— научно-педагогическая литература, которую читают родители;

— уровень образования родителей.

Стили семейного воспитания:

— попустительский;

— состязательный;

— рассудительный;

— предупредительный;

— контролирующий;

— сочувствующий;

— гармоничный

Характеристика стилей семейного воспитания

Попустительский стиль

—бесконтрольная свобода действий;

—главный метод воспитания – кнут и пряник;

—дети рано постигают науку выгоды.

В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности.

Такие дети проявляют

—самоуверенность, граничащую с хамством;

—умение давать обещание и не выполнять его.

Родители всегда подчеркивают достоинства ребенка, а к недостаткам относятся с любовью и умилением.

Состязательный стиль

—родители ищут в действиях ребенка нечто необычное и выдающееся;

—активность ребенка поощряется не только морально, но и материально;

Читайте также:  Порядок - психология

— родители сравнивают ребенка с другими и страдают, если сравнение не в его пользу;

—родители не обращают внимания на человеческие качества ребенка, защищая его от претензий и нападок со стороны.

В результате такого стиля воспитания формируется поисковый тип личности. Дети этого типа

Ø глубоко переживают свои промахи;

Ø могут быть очень дисциплинированными и инициативными;

Ø самоуверенны, высокомерны, эгоистичны, безразличны к интересам коллектива, сосредоточенны на демонстрации себя

Но взрослые могут помочь таким детям, открывая все лучшее, что заложено природой, развивая общительность, интеллект, уверенность в себе, самоконтроль и добросовестность.

Рассудительный стиль

—полная свобода действий, возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок;

—исключение окриков и упреков, неиспользование принудительных мер и физических наказаний;

—помощь родителей в рекомендациях или советах;

—теплые и добрые взаимоотношения в семье

В результате такого стиля воспитания формируется сенситивный тип личности.

Дети с раннего возраста

Ø относятся уважительно к старшему поколению, потому что так поступают родители;

Ø за совершение плохого поступка родители не наказывают детей, а дают ему время на осознание, подходя к проблеме с позиции другого человека, втянутого в конфликт;

Ø иногда таким детям трудно приспосабливаться к школе и к учителям, если педагоги придерживаются авторитарного стиля управления детским коллективом

Предупредительный стиль

—постоянные внимания и опека;

—лишение активной деятельности ребенка;

—использование материального стимулирования для удержания под контролем

В процессе предупредительного стиля семейного воспитания формируется инфантильный тип личности.

Такие ребята

—безразличны к сверстникам, любят наушничать и могут предать товарища, если им это выгодно;

—при поддержке их в трудную минуту, они привязываются к тому, кто их поддержал, и верят ему во всем, и могут подчиняться беспрекословно;

—легко вовлекаемы в различные компании, так как склонны к получению сиюминутных удовольствий;

—прагматичны и обязательно выполнят дело хорошо, если предполагают выгоду;

—дети адекватно оценивают свои способности, но если их что-то заинтересует, будут этим заниматься с удовольствием и кропотливо.

Контролирующий стиль

—свобода ребенка строго регламентируется и контролируется;

—активное использование методов наказания;

—нехватка родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки.

В процессе контролирующего стиля воспитания формируется тревожныйтип личности.

У таких детей

Ø возникают проблемы в обучении;

Ø мыслительная деятельность лишена самостоятельности

Ø боязнь сделать ошибку;

Ø неумение мыслить творчески, хотя обладают творческим потенциалом;

Ø не пытаются бороться за истину;

Ø высокий уровень тревожности.

Эти ребята угрюмы, подозрительны, склонны вступлению в конфликтную ситуацию, даже если в этом нет необходимости, по отношению к другим иногда грубы, беспощадны.

Сочувствующий стиль

Условием формирования такого стиля воспитания являются отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей.

Ø ребенок предоставлен сам себе;

Ø рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность;

Ø в семье ребенка стараются оградить от проблем взрослых, но дети хорошо видят и понимают родителей, стараясь поддержать их.

Сочувствующий стиль семейного воспитания формирует интровертированный тип личности

Дети этого типа:

Ø чрезвычайно наблюдательны, у них богатый внутренний мир;

Ø они уделяют много внимания наблюдению за сверстниками и взрослыми людьми, что формирует у них организованность и ответственность;

Ø на уроках они застенчивы и неактивны, отвечают неуверенно, хотя могут все знать;

Ø одним из недостатков детей этого типа является отсутствие инициативы, они не умеют постоять за себя, могут терпеть поражение в конфликтной ситуации.

Гармоничный стиль

Гармоничный стиль семейного воспитания формирует гармоничный тип личности. В таких семьях:

Ø ребенок воспитывается в теплой и дружественной атмосфере;

Ø родители уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, которых они строго придерживаются;

Ø это формирует собственную значимость ребенка, его умение жить среди людей.

Дети такого стиля воспитания:

Ø показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки;

Ø всегда говорят правду, а если по каким-то причинам хотят скрыть ее, то никогда не проговорятся;

Ø умеют верно дружить;

Ø для таких учащихся значимы любые уроки;

Ø активны на всех уроках, проявляя себя, привнося что-то новое;

Ø рано проявляют чувство самоконтроля и волевые качества.

Им свойственны уравновешенность, непримиримость к недостаткам и безобразным поступкам других людей, правдивость, вежливость, реальная оценка своих возможностей.

Тактики воспитания детей в семье

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Могут быть выделены четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Опекав семье – это система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

По сути, диктат и опека родителей – явления одного порядка. Различия в форме, а не в существе.

Разумеется, диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, а опека – заботу, ограждение от трудностей, ласковое участие.

Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Конфронтация. Вражда, война привычны в этой семье. Трудно рассчитывать на то, что здесь между поколениями наступит мир. Раздражение накапливается, растут взаимные обиды, постоянная конфронтация заставляет стороны подмечать и утрировать слабости друг друга. Возникает злорадство по поводу неудач, неприятностей, которые выпадают на долю другого.

Четвертый тип тактики семьи − мирное сосуществование с позиций невмешательства. Здесь все выглядит вполне благопристойно. У каждого свои дела, свои проблемы, свои трудности и успехи.

Родители работают, дети учатся, у каждого своя сфера, своя отрасль деятельности. Семья как центр притяжения, как эмоциональный магнит, как семейный очаг для ребенка не существует.

Жизнь родных, их радости и невзгоды для него за семью печатями.

Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, которые уклоняются от активного вмешательства в жизнь и судьбу ребенка или подростка, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществованием с ним.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.

Сотрудничество − оптимальный вид тактики семейного воспитания. Именно в ситуации сотрудничества преодолевается индивидуализм ребенка, формируются черты коллективиста.

Гармония семейных отношений предполагает взаимность в проявлении соучастия, которая цементирует взаимосвязь поколений в семье, не оставляет места равнодушию, черствости, эгоизму. Отзывчивость при бедах и затруднениях, стремление немедленно откликнуться – форма проявления соучастия и свидетельство готовности к сотрудничеству и поддержке.

Источник: https://poisk-ru.ru/s1702t4.html

Четыре типа семейного воспитания – выбор за вами

Четыре типа семейного воспитания – выбор за вами

Ни для кого не секрет, что воспитание детей в семье закладывает основной фундамент характера и серьезно влияет на будущее ребенка

По своей сути этот процесс можно смело назвать творением человека. Проблемы воспитания детей в семье – вечная и до сих пор неразрешенная до конца тема, сверхзадача, о которой легче говорить, чем с ней справиться.

В поисках золотой середины

Данный вопрос занимает умы ученых, педагогов, психологов, вызывает споры и разногласия.

Кабинетные баталии перерастают в научные конференции… Что лучше?! Строгость или мягкость? Авторитаризм или либерализм? В приверженцах того или иного варианта нехватки не наблюдается, причем как в теории, так и на практике.

Между тем сами дети продолжают теряться в догадках, как им все-таки себя лучше вести, чтобы выглядеть хорошими в глазах родителей, и чего ожидать завтра от этих непонятных взрослых…

Итак, что нам предлагают в решении проблемы достижения современной науки?

В педагогике принято выделять четыре основных типа воспитания детей. Это диктат, гиперопека, невмешательство и сотрудничество. Они имеют свои позитивные и отрицательные результаты, а также далеко идущие последствия для формирования личности ребенка. Рассмотрим подробно каждый из типов.

Диктат

Как понятно из названия, это систематическое подавление одними членами семьи (главным образом взрослыми или подражающими им старшими отпрысками) инициативы и чувства собственного достоинства у других ее членов.

Результатом приверженности родителей подобной педагогической тактике чаще всего является развитие в ребенке сильной реакции сопротивления, особенно если по характеру он самостоятелен или склонен к лидерству.

Но порой итогами такого воспитательного процесса становятся повышенная тревожность, мнительность, склонность к страхам и неуверенность в себе, когда зерна диктата угодили на почву ранимой и неустойчивой личности.

Для маленьких же упрямцев, склонных хитрить, обманывать и проявляющих большое количество дурных наклонностей, присутствие жесткой родительской воли способно стать настоящим спасением от скользких жизненных дорожек. Главное тут – не перегнуть палку.

Гиперопека

Это такая система отношений, когда родители, обеспечивая своими трудами и заботами удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо усилий и трудностей, принимая весь удар на себя.

Результаты в данном случае обычно легко предсказуемы.

Формируется эмоционально незрелая (что вовсе не предполагает незрелости интеллектуальной!), капризная, эгоцентричная, самовлюбленно требовательная к окружающим личность, плохо приспособленная к самостоятельному выживанию.

С другой стороны, гиперопека может привести к развитию ипохондрических тенденций. Ослабленный с детства чрезмерной заботой о себе, драгоценном, ребенок начинает ощущать бессилие в каждой ситуации, требующей быстрого действия или принятия решения. Инфантильность такому маленькому человечку обеспечена.

А иногда ситуация как бы выворачивается наизнанку: приближаясь к подростковому возрасту, ребенок начинает испытывать дикую потребность избавиться от излишней родительской опеки. Это приводит к бунтам, ярким проявлениям эмансипации, протестному поведению, эпатажу, грозит дурными компаниями и риском быть втянутым в секту.

Положительных сторон в данном типе воспитания, пожалуй, не найдется вовсе.

Невмешательство

Такая система взаимоотношений в семье строится на признании целесообразности независимого существования как взрослых, так и детей. В семье, где «каждый за себя», ребенок, по сути, полностью предоставлен самому себе.

Родители, выбирающие подобный стиль воспитания, полагают, что он способствует развитию самостоятельности, ответственности, накоплению жизненного опыта, поскольку, совершая ошибки, ребенок вынужден их анализировать и самостоятельно исправлять. Но это не всегда именно так.

Подобный метод опасен вероятностью развития в малыше эмоциональной отчужденности, в том числе и от отца с матерью, а впоследствии и от большинства окружающих. Недолюбленные в детстве, не получившие нужной «дозы» родительской заботы, выросшие сын или дочь ощущают себя слишком одинокими, становятся недоверчивыми, зачастую оказываются излишне подозрительными и мнительными.

В будущем таким личностям крайне трудно доверять что-либо другим людям, и они все стараются делать сами.

Сотрудничество

Данный способ построения отношений в семье, основным принципом которого является объединение под флагом общих целей и задач, подкрепляется совместной деятельностью и взаимной поддержкой во всех сферах, в том числе – в эмоциональной. Центр воспитания в данном случае приходится на слово «мы». Ребенок имеет достаточный простор для самостоятельности, но рядом с ним всегда находится взрослый, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, растолковать, успокоить.

Членов таких семей роднят неразрывные узы: общие ценности, традиции, спонтанные праздники, эмоциональная потребность друг в друге, совместная деятельность.

Читайте также:  Жизненная сказка - психология

Сегодня сотрудничество признается наиболее эффективным типом воспитания все большим количеством психологов и педагогов в мире. Однако, увы, на практике в семьях, как правило, не существует единого, «чистого» стиля, а сталкиваются различные подходы, создавая болезненную напряженность и неблагоприятно влияя на развитие личности.

Чего ни в коем случае нельзя

Предлагаем несколько основных правил, которые нельзя нарушать родителям, если, конечно, для них важнее не собственные взгляды и принципы, а интересы родного чада.

– Никогда не выясняйте отношений при ребенке.

– Не допускайте при детях необдуманных высказываний, которые угрожают подорвать авторитет вашей второй половины в его глазах: «Ты плохой отец, это все из-за тебя!» или: «Ты скверная мать»… Кроме того, обвинительные фразы, обращенные к супругу или к супруге, типа: «Взгляни на плоды твоего воспитания», рискуют вызвать в ребенке чувство вины и способствовать развитию заниженной самооценки, поэтому советуем от них раз и навсегда отказаться.

– Если вы очень сильно раздражены, отложите по возможности воспитательные дискуссии. Лучше расскажите о своих чувствах или, уединившись, постарайтесь успокоиться. Все переговоры и все решения хороши только в уравновешенном состоянии.

– Уясните: лучше одна общая линия воспитания, чем несколько эффективных, но противоречащих друг другу.

– Стол переговоров – оптимальный способ понять друг друга и выработать единую стратегию подхода к отпрыску.

– Иногда умеренный педагогический ликбез – книги и журналы по педагогике и психологии, могут стать хорошим подспорьем при обсуждении методов воспитания.

– Не бойтесь обращаться к специалистам, когда в вашей семье возникли проблемы. Не исключено, что многолетний опыт и объективный взгляд семейного психотерапевта подскажут неожиданный выход даже из таких ситуаций, которые кажутся тупиковыми.

И, наконец, помните, что залог эффективного воспитания ребенка – это элементарная любовь к нему, искренняя заинтересованность в его личности, терпимость и согласие между всеми членами семейства.

Источник: http://www.km.ru/stil/2014/01/13/deti/729651-chetyre-tipa-semeinogo-vospitaniya-vybor-za-vami

Три тактики семейного воспитания

Три тактики семейного воспитания

Нелегко
найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство,
тревога, страх — такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей
психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль
. Но при чрезмерной
податливости страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится
неуверенным в себе.

Подавляющее большинство страхов в той или иной степени
обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские
страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще
всего исчезают бесследно.

Если же они болезненно заострены или сохраняются
длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной
ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими
психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных
отношений в семье.

 Родителям необходимо
также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и
развивается, чего больше всего боятся дети и почему. Как предупредить страхи у
детей и что предпринять, если они уже есть, — это серьезный повод для разговора.

Зачатки
тревожных состояний появляются тогда,
когда ребенок узнает, что хорошо, а что
плохо, нравственно или безнравственно. 
На конфликты, которые разыгрываются между «Я» и объективным миром  большое влияние оказывает  родительское воспитание.

Необходимо помнить,
что для ребенка важны не только слова, но и интонация, с которой эти слова
произносятся. Если взрослый человек рассказывает ребенку что-то со страхом в
голосе, то эмоциональное состояние передается ребенку, и он так же начинает
испытывать страх.

Семейные проблемы, напряженное  эмоциональное состояние родителей так же
приводит к тревожному состоянию ребенка.<\p>

Очень важную
роль играет родительская установка
: мой ребенок должен быть лучше, чем я.

Такая
позиция приводит к не внимательному отношению к проблемам ребенка, что
формирует у него ощущение покинутости, не защищенности. Ребенок не чувствует
поддержки родителей.

Очень часто
родители переносят проблемы, истоки которых в раннем детстве, на ребенка
.
Утверждая, что на самом деле они не чего не боятся, а вот ребенок наоборот.
Выстраивая соответствующую тактику воспитания, стремятся оградить ребенка от беспокойного
мира. Вследствие чего, негативные родительские переживания проникают во
внутренний мир ребенка.

 Среди негативных тактик воспитания ребенка
можно выделить три основных: отвержение, сверхтребовательное отношение,  гиперопека.

Первая
тактика «отвержение» — страхи, возникающие при подобных отношениях будут
характеризоваться некоторой «размытостью», ребенок не всегда сможет сказать
чего он боится и почему.

Страх особенно усиливается в ситуации не
определенности, отсутствии полной информации. 
«Не знаю, что я с тобой сделаю!» так родители увеличивают страх ребенка.

Нормальные же  взаимоотношения
позволяют  ребенку принять родительские
убеждения, мировоззрения, стратегии, способы поведения.

Вторая
тактика – сверхтребовательное отношение. При сверхстрогом воспитании ребенок не
получает необходимого ему эмоционального контакта, ощущения благополучия и
защищенности.

Ребенок боится всего, что связанно с критикующими и пугающими
родителями. Так, ребенок может бояться закрытых дверей, потому что из-за них
всегда появляется наказывающий родитель.

Ребенок начинает бояться того, что
символизирует наказание.

Третья
тактика – гиперопека. Подобно тому, как незакаленный ребенок имеет больше
шансов заболеть, так и сверхоберегаемый может приобрести неспособность
принимать самостоятельно решения.

Страхи появляются и в том случае, если
родители очень тревожные люди и «передают» ребенку свои страхи.

Если родитель
все время повторяет с тревогой в голосе «Не отходи, а то потеряешься, что я
тогда буду делать?», то ребенок начинает испытывать страх перед всем
окружающим, не учиться ориентироваться, что еще больше усиливает страх его
родителей.

Тревога,
возникающая у ребенка, переживается в фантазии, которая придает ей
направленность, провоцируя, таким образом, страх.

Приведу один
пример,
девочка трех лет боялась воды и громких звуков. Как гроза, так и
громкие звуки ассоциировались у девочки с семейными неурядицами.

Родители,
думали, что страхи их дочери непосредственно связанны с грозой и громкими
звуками (хлопает дверь, звон посуды) и поэтому прилагали все усилия, что бы
помочь дочери преодолеть данные страхи. Поэтому страхи не исчезали, а
уменьшались или перемещались на новые объекты.

Если бы родители помогали дочери
преодолеть страх потери родительской любви, та как девочка боялась, что в
результате семейных неурядиц родители будут меньше ее любить, то страхи бы
исчезли.

К сожалению,
в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг —
предупредить возможность их появления и оградить детей от страхов, вызванных семейными
неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же
просто родительской невнимательностью.  
Важно понимать, что от родителей детям передаются из поколения в
поколение не только моральные нормы ценности правила а вместе с ними передаются
и травмирующие переживания. С возрастом у детей меняются мотивы поведения,
отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители
уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с сыном или дочерью, и в
соответствии с этим изменить свои отношения, будет зависеть тот положительный эмоциональный
контакт, который является основой душевного здоровья ребенка.<\p>

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/feya/1901315

Здоровье

Правильная тактика воспитания ребенка…

У каждого родителя, еще до появления ребенка в голове крутится одна и та же мысль – воспитать в своем ребенке личность, которая имеет представления о добре и зле, о справедливости, которая не идет вразрез с законами и моральными принципами общества.

Практически все родители думают о том, как воспитывать ребенка, какую тактику выбрать для формирования индивидуальности, соблюдающей основные принципы совместного проживания в социуме.

Не всегда оба родителя выбирают одну и ту же линию поведения, о последствиях такой разноплановой тактики вы можете рассказать на нашем форуме, а мы попробуем понять, как лучше вести себя с ребенком, чтобы в дальнейшем у него не было проблем с социализацией в обществе.

Детские характеры.

При выборе тактики воспитания ребенка родители, как правило, руководствуются его индивидуальными особенностями. Что лучше: быть строгим или лояльным? Вопрос для каждого родителя достаточно спорный.

Психологи советуют всегда полагаться на ситуацию, а не руководствоваться лишь одной тактикой воспитания. В каждой семье, как говорится, свои порядки, но проблемы отцов и детей вовсе неискоренимы, ведь, взрослея, каждый ребенок норовит проявить свою индивидуальность.

Никто не говорит, что это плохо, просто это необходимо уметь делать. В зависимости от характера ребенка и нужно выбирать тактику воспитания: либеральную и тоталитарную, или опеку и сотрудничество. Конечно, все эти способы влияния на поведение детей необходимо правильно сочетать.

Для каждой тактики есть определенные ситуации и каждая обладает как достоинствами, так и недостатками.

Если вы выбрали тактику сотрудничества, то, скорее всего, в воспитании ребенка участвуют оба родителя. То есть все члены семьи занимаются общим делом – формированием личностных качеств ребенка. В такой семье все решения принимаются совместно и преобладает совместное времяпрепровождение.

Дети в таких семьях чаще всего имеют доверительные отношения со взрослыми и получают от родителей не наставления, а скорее советы.

Одним из плюсов такого метода воспитания является то, что личностное пространство ребенка вовсе не ограничено, однако родители всегда могут дать дельный совет или помочь в решении той или иной ситуации. Такие семьи отличаются крепкими традициями, у них много поводов для совместного отдыха.

И дети с родителями очень привязаны друг к другу. Правда тут есть и обратная сторона медали, когда дети участвуют в принятии решении на так называемых семейных советах, то есть велика вероятность того, что родители утратят напористость и будут чаще потакать ребенку в его прихотях.

Демократия или вседозволенность…

Другой тактикой воспитания детей является демократическая, она основана в большей степени на невмешательстве родителей в дела ребенка. Он как бы развивается сам по себе под воздействием социума. Но все-таки такая модель не всегда позитивно сказывается на развитии личности.

Дело в том, что, не определив рамки дозволенного, нельзя от ребенка что-либо требовать. А если родители в итоге хотят вырастить социально адекватного человека, то воспитывать надо ребенка с раннего возраста.

Потому что иначе, если ребенок изначально ощущал на себе полную свободу действия, а когда его поведение идет вразрез с существующими этическими и моральными принципами, то у него возникает как внешний, так и внутренний конфликт.

Некоторые родители полагают, что подобная тактика воспитания положительно сказывается на формировании чувства ответственности у ребенка. Они убеждены, что предоставив ребенку полную свободу выбора, он научится именно на собственных ошибках, а не будет повторять промашки взрослых. Ребенок будет ответственней относиться к своим решениям и быстрее повзрослеет.

Но такое «невмешательство» имеет и обратную сторону медали, если вы вовсе не разговариваете, не советуете ничего своему чаду, то он будет испытывать одиночество, недоверие к окружающему миру и недостаток заботы и внимания. В семейных отношениях ребенок не особо общителен и отстранен от остальных членов семьи.

Он зачастую отказывается от сторонней помощи и пытается все проблемы решить самостоятельно.

Комментировать

Проблемные тактики воспитания…

Читайте еще:

Воспитание ребенка до года. С чего начать

Воспитание ребенка до трех лет. С какими трудностями придется столкнуться и как их разрешить

Как правильно сказать «нельзя»

Хорошие манеры прививаем с детства!

Как правильно перед ребенком ставить запреты

Как объяснить «что такое хорошо» и «что такое плохо»

Источник: http://xn—-9sbghaihfc5cza6m.xn--p1ai/26/6/

Ссылка на основную публикацию