Тест розенцвейга, интерпретация н.козлова — психология

Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей

Тест Розенцвейга, интерпретация Н.Козлова - психология

Инструкция: «Я буду показывать тебе рисунки (приложение в отдельных папке), на которых изображены люди в определенной ситуации. Человек слева что-то говорит и его слова написаны сверху в квадрате. Представь себе, что может ответить ему другой человек. Будь серьезен и не старайся отделаться шуткой. Обдумай ситуацию и отвечай побыстрее».

Сочетанию тех или иных двух вариантов присваивается собственное буквенное значение. В том случае, если в ответе с экстрапунитивной, интропунитивной или импунитивной реакцией доминирует идея препятствия, добавляется значок «прим» (Е’, I’, М’).

Тип реакции «с фиксацией на самозащите» обо значается прописными буквами без значка (Е, I, M). Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности» обозначается строчными буквами (е, i, m).

Экстра- и интропунитивные реакции самозащитного типа в ситуациях обвинения имеют еще два дополнительных варианта оценки, которые обозначаются символами Е и I.

Появление дополнительных вариантов подсчета Е и I обусловлено разделением ситуации теста на два типа. В ситуациях «препятствия» реакция субъекта обычно направлена на фрустрирующую личность, а в ситуациях «обвинения» она чаще является выражением протеста, отстаивания своей невиновности, отвержения обвинения или упрека, короче – настойчивого самооправдания.

    Е’ – «Как это неприятно». I’ – «Я совсем не испачкался». (Субъект подчеркивает как неприятно вовлекать во фрустрирующую ситуацию другое лицо). М’ – «Ничего не случилось, он немного забрызган водой». Е – «Вы неуклюжи. Вы недотепа». I – «Ну конечно, мне надо было остаться на тр -• туаре». М – «Ничего особенного». е – «Вам придется почистить». i – «Я почищу».m – «Ничего, высохнет».

Описание смыслового содержания факторов, используемых при оценке ответов (Детский вариант)

100% X (количество баллов) = GCR
(число ситуаций)
100% X (количество баллов) = GCR
(число рисунков)

  • Четвертый дополнительный образец включает сравнение ответов Е и I в ситуациях «препятствия» иситуациях «обвинения». Сумма Е и I рассчитывается в процентах, исходя также из 24, но поскольку только 8 (или 1/3) тестовых ситуаций позволяют подсчетЕ и I, то максимальный процент таких ответов будет составлять 33%. Для целей интерпретации полученные проценты могут быть сравнены с этим максимальным числом.

    АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ

    Анализ тенденций проводится на основании листа ответов испытуемого и ставит целью выяснение того, имело ли место изменение направления реакции или типа реакции испытуемого во время проведения опыта. Во время проведения опыта испытуемый может заметно изменить свое поведение, переходя из одного типа или направления реакций к другому.

    Наличие таких перемен свидетельствует об отношении испытуемого к своим собственным ответам, (реакциям). К примеру, реакции испытуемого экстрапунитивной направленности, (с агрессией на окружение), под влиянием пробужденного чувства вины могут смениться ответами, содержащими агрессию на самого себя.

    Анализ предполагает выявить существование таких тенденций и выяснить их причины, которые могут быть различны и зависят от особенности характера испытуемого.

    Тенденции записываются в виде стрелы, над которой указывается численная оценка тенденции, определяемая знаком «+» (положительная тенденция) или знаком «-» (отрицательная тенденция), и вычисляемая по формуле:

    ( а — б ) : ( а + б ), где

    «а» – количественная оценка проявления фактора в первой половине протокола (ситуации 1–12), «б» – количественная оценка во второй половине (от 13 до 24). Тенденция может быть рассмотрена как показатель в том случае, если содержится как минимум в четырех ответах испытуемого, и имеет минимальную оценку ±0,33.

    Анализируются пять типов тенденций:

      Тип 1. Рассматривается направление реакции в графе ОД. Например фактор Е’ появляется шесть раз: три раза в первой половине протокола с оценкой, равной 2,5 и три раза во второй половине с оценкой в 2 балла. Соотношение равно + 0,11. Фактор I’ появляется в целом только один раз, фактор М’ появляется три раза. Тенденция 1-го типа отсутствует. Тип 2. Аналогично рассматриваются факторы Е, I, M. Тип 3. Аналогично рассматриваются факторы е, i, m. Тип 4. Рассматриваются направления реакций, не учитывая графы.Тип 5. Поперечная тенденция – рассматривают распределение факторов в трех графах, не учитывая направления, например, рассмотрение графы OD указывает на наличие 4 факторов в первой половине (оценка, обозначенная 3) и 6 во второй половине (оценка 4).

    Аналогично рассматриваются графы ED и NP. В целях выявления причин той или иной тенденции рекомендуется проведение беседы с испытуемым, в процессе которой с помощью дополнительных вопросов экспериментатор может получить необходимую, интересующую его информацию.

    ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

    Первый этап интерпретации заключается в изучении GCR, уровня социальной адаптации испытуемого. Анализируя полученные данные, можно предположить, что испытуемый, имеющий низкий процент GCR, часто конфликтует с окружающими, поскольку недостаточно адаптирован к своему социальному окружению.

    Данные, касающиеся степени социальной адаптации испытуемого, могут быть получены с помощью повторного исследования, которое заключается в следующем: испытуемому повторно предъявляются рисунки, с просьбой дать в каждом задании такой ответ, который по его мнению было бы нужно дать в этом случае, т. е. «правильный», «эталонный» ответ.

    «Индекс рассогласования» ответов испытуемого в первом и во втором случаях дает дополнительную информацию о показателе «степени социальной адаптации». На втором этапе изучаются полученные оценки шести факторов в таблице профилей.

    Выявляются устойчивые характеристики фрустрационных реакций испытуемого, стереотипы эмоционального реагирования, которые формируются в процессе развития, воспитания и становления человека и составляют одну из характеристик его индивидуальности.

    Реакции испытуемого могут быть направлены на окружающую его среду, выражаясь в форме различных требований к ней, либо на самого себя как виновника происходящего, либо человек может занять своеобразную примиренческую позицию.

    Так, например, если в исследовании мы получаем у испытуемого оценку М – нормальную, Е – очень высокую и I – очень низкую, то на основании этого можно сказать, что субъект в фрустрационной ситуации будет с повышенной частотой отвечать в экстрапунитивной манере и очень редко в интропунитивной.

    То есть, можно сказать, что он предъявляет повышенные требования к окружающим, и это может служить признаком неадекватной самооценки. Оценки, касающиеся типов реакций, имеют разный смысл.

  • Оценка NP – признак адекватного реагирования, показатель той степени, в которой субъект может разрешать фрустрационные ситуации.

    Третий этап интерпретации – изучение тенденций. Изучение тенденций может иметь большое значение в понимании отношения испытуемого к своим собственным реакциям. В целом можно добавить, что на основании протокола обследования можно сделать выводы относительно некоторых аспектов адаптации испытуемого к своему социальному окружению. Методика ни в коем случае не дает материала для заключений о структуре личности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на различные трудности или помехи, которые встают на пути к удовлетворению потребности, к достижению цели.

    Стимульный материал .

  • Источник: http://www.eti-deti.ru/det-test/350.html

    rumagic.com

    rumagic.com

    В моем личностном развитии в свое время мне очень помог тест Розенцвейга. Как с ним работать, в мою бытность студентом нам толком не рассказывали, но идея была понятна, и этого хватило.

    Я просил заполнить тест сестру и соседа-алкоголика, родителей и их гостей, друзей и подруг и даже вахтера в общежитии, который не пускал меня к подруге, я не поленился опросить несколько десятков испытуемых, пока не убедился, что все типичные ответы я получил и остальные — только повторы, после чего стал в них разбираться. И мне открылось такое разнообразие реакций!! Кроме примитивного «агрессия на себя — агрессия на другого», можно было разглядеть оправдания и бодрящий юмор, люди использовали переключение внимания и деловой конструктив, брали на испуг и на жалость, демонстрировали принятие и возмущение, сожалели и успокаивали. Да та же агрессия была — то тупой руганью, то едким издевательством, то демонстративной обидой.

    • Я догадывался, как богаты человеческие отношения, но тут я это увидел настолько наглядно, что пропустить мимо себя уже стало нельзя. Это богатство через схемки, списки и таблицы стало в меня укладываться.

    Возможно, тест Розенцвейга создавался, чтобы мы узнавали особенности других людей, я же с его помощью занялся самообучением: видя, как реагируют другие люди, примерял это к себе и брал от них лучшее. У меня это работало; естественно было предположить, что это будет работать и на других.

    Повторю идею: вы дали человеку тест, тест показал то, что есть. А вы теперь (с помощью того же самого теста!) покажите то, что быть может, и этому человека — научите. Хороший диагностический тест при желании легко превращается в обучающую процедуру вполне в духе П.Я. Гальперина.

    Вариантов обучающих процедур может быть много, покажу самую простую.

    У меня есть педагогическая задача — какая, не скажу, иначе не будет интриги. Под нее я предлагаю вам двенадцать картинок теста (этого вполне достаточно), вам нужно обычным образом дать реплики для озадаченного персонажа. Ответы лучше давать, не размышляя над тем, что вы говорите,

    • если именно так вы среди людей и живете,

    но можете одновременно включать и голову, если вы к этому приучены и вас это не затрудняет.

    Для самых продвинутых и недовольных любыми ограничениями разрешается давать даже несколько ответов — в конце концов, у вас же бывают разные настроения!

    • И все равно можете быть уверенными, что ваши результаты вас подведут.

    Итак:

    — Как обидно, что моя машина сломалась и вы из-за этого опоздали на поезд!

    — Простите, пожалуйста, значит, нас неправильно соединили!

    Вам же не видно экрана!

    Она должна была быть здесь уже десять минут назад!

    — Вот ваша газета, мне очень жаль, что ребенок ее разорвал!

    — Я понимаю, что подвожу тебя, но приехать не смогу.

    — Это тетя Наташа, она просит нас немного подождать, пока она не придет и еще раз не пожелает нам доброго пути!

    Вы не ушиблись?

    — Как нарочно, теперь ты потерял ключи.

    — Мне очень жаль, но мы как раз продали последний экземпляр!

    — Вот уже третий раз я прихожу к вам с этими часами. Я их купила всего неделю назад, но, как только прихожу домой, они останавливаются.

    — Твоя подруга пригласила меня сегодня вечером на танцы. Она сказала, что ты не пойдешь.

    Ну вот и славно. А теперь

    Источник: http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/kozlov/8/j128.html

    » Фрустрационный тест Розенцвейга: как тестировать детей с его помощью?

    Состояние тревожности, неудовлетворённости собой и окружающими пагубно сказывается на личности, ограничивая её возможности и способности. Поэтому так важно правильно диагностировать причины возникновения состояния беспокойства, расстройства. Для этого можно использовать несколько психодиагностик, в числе которых фрустрационный тест Розенцвейга и его детский вариант.

    Характеристика фрустрационной методики Розенцвейга

    Фрустрация — напряжённое состояние психики, которое может быть вызвано разного рода препятствиями на пути к достижению поставленных целей.

    При этом преграды бывают как объективными (возникшими не по вине фрустрированного человека), так и субъективными, то есть надуманными искусственно.

     Тест на диагностику этого состояния был предложен в 1945 году психотерапевтом из Америки Саулом Розенцвейгом.

    Целями тестирования являются:

    • исследование реакций испытуемого на случившееся, на неудачи;
    • поиск путей выхода из обстоятельств, которые являются преградой к деятельности;
    • создание ситуации успеха.Из картинок такого типа состоит тест Розенцвейга

    Диагностика ценна тем, что, кроме прочего, определяет явную и скрытую агрессию в характере. Фрустрационный тест позволяет выявить направленность злобы — на себя или на других. А также выяснить, какой путь решения конфликтных ситуаций ребёнку ближе: порицать других, мириться с трудностями или искать конструктивные решения.

    Методика была адаптирована для использования среди граждан бывшего СССР группой учёных в НИИ им. В.М. Бехтерева. В результате появилось два варианта заданий: для зрелых людей и для детей.

    Причём различия есть только в содержании, по форме проведения тестирования одинаковы. Проективная методика основана на исследование типов реакций человека на предложенные ему 24 картинки.

    Читайте также:  Поведение - психология

    На них показаны двое и более человек, ведущих диалог; задача испытуемого — придумать реплику одного из собеседников.

    Процедура проведения теста рисуночной фрустрации

    Использование стимульного материала для взрослых рекомендуется с 15 лет. Детский же вариант применяется для тестирования школьников в возрасте от 6 до 13. В период с 13 до 15 лет возможно использование обеих версий теста.

    Проводить диагностику допускается и в групповой, и в индивидуальной форме. Для глубокого анализа индивидуальная модель более информативна, так как даёт возможность оценить не только вербальную реакцию, но и настроение, мимику, жесты, зрительный контакт и так далее.

    Тестирование малышей проводится только один на один, при этом задача взрослого — записывать ответы ребёнка. Испытуемым в возрасте от 10 лет предлагается самостоятельно заполнить пустующее поле на каждой из 24 картинок ответной репликой на высказывание изображённого собеседника. Сделать это необходимо как можно быстрее, не слишком задумываясь.

    Для получения полной картины экспериментатору необходимо отмечать все важные нюансы — интонации, мимику испытуемого и так далее

    Файл: Стимульный материал (взрослый и детский вариант)

    Картинки для взрослого и детского варианта теста Розенцвейга

    Анализ результатов

    Обработка

    Картинки теста делятся на две группы по характеру ситуации:

    • препятствие — персонаж сбит с толку, это мешает пониманию сути проблемы или вопроса; задача испытуемого — объяснить ситуацию (карточки № 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24);
    • обвинение — герой без реплик служит «мальчиком для битья», которого и нужно оправдать испытуемому (задания № 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21).

    Некоторые ситуации обвинения могут приниматься за препятствие и наоборот. Поэтому важно правильно интерпретировать реакции испытуемого. Анализ реплик ребёнка проводится по двум векторам:

    • направленность реакции;
    • тип реагирования.

    Первый параметр подразумевает:

    • экстрапунитивные реакции (обозначаются буквой E) – гиперболизация создавшейся ситуации, потребность её разрешения третьими лицами;
    • интропунитивные (I) – испытуемый принимает ответственность на себя, обстоятельства воспринимаются как опыт;
    • импунитивные (M) – тревожная ситуация — нечто неизбежное, что пройдёт само по себе.

    По типу реагирования выделяются такие ответы:

    • препятственно-доминантные (OD) – испытуемый постоянно делает акцент на трудности;
    • самозащитные (ED) – ребёнок всячески пытается уклониться от ответственности, защищает своё «я»;
    • необходимо-упорствующие (NP) – тестируемый ищет конструктивное решение проблемы.

    Если в ответе акцент смещается на препятствия, то рядом с буквой направленности реакции ставится чёрточка (Е’, I’, М’). Ответы, в которых ребёнок делает ставку на самозащиту, не помечаются никак. Когда же реплика тестируемого выражает желание удовлетворить потребности, её помечают строчной буквой.

    Смысловая наполненность исследуемых факторов представлена в таблице (в скобках указан номер ситуации): 

    Так, испытуемый в ситуации №14 («Подождём ещё минут пять») проявил импунитивную реакцию (m), тип которой можно определить «с фиксацией на удовлетворение потребности» (NP). Эти ответы являются стандартизированными: если реплика ребёнка совпадает с образцом, то он получает 1 балл.

    Школьник дал ответ, содержащий двойную оценку, одна из которых совпала с образцом (например, в ситуации №2, где девочка отбирает самокат у мальчика, могла бы быть ещё и такая реакция: «Ты постоянно жадничаешь, вот я и забрал силой») — выставляется 0,5 очка.

    За несовпадение не засчитывается ничего.

    Сводная таблица стандартизированных ответов:

    Интерпретация

    Определение социальной адаптации ребёнка

    После суммирования баллов необходимо высчитать GCR — степень социальной адаптации индивида, приняв количество контрольных ситуаций (указано в таблице выше) за 100%.

    Подсчёт GCR на основе ответов детей младшего школьного возраста:

    Таблица GCR для детей среднего школьного возраста

    Расчёт GCR помогает определить, хорошо ли ребёнок адаптирован в обществе или же есть проблемы

    Эти показатели трактуются так:

    • 12–10,5 (15–13,5) — ребёнок хорошо адаптирован в социуме;
    • 10–8 (13–11) — в целом адаптация успешна, но периодически тестируемый испытывает напряжение (чаще всего в отношениях со взрослыми, которые не являются близкими родственниками — например, учителями);
    • 7,5–6,5 (10,5–7,5) — довольно часто возникают ситуации фрустрации, но ребёнок справляется с ними сам;
    • 6–4 (7–5,5) — беспокойство и напряжение сопровождают любое начинание школьника, для преодоления препятствий ему нужна помощь авторитетных взрослых;
    • 3,5–2 (5–2,5) — ребёнок часто испытывает беспокойство, которое иногда перерастает в агрессию, направленную на сверстников;
    • 1,5–1 (2–1) — напряжение и агрессия направлены на всех окружающих малыша, чтобы справиться с ней, ему нужна помощь специалиста.

    Анализ профиля и тенденций

    Профиль нужен специалисту для составления психологического портрета личности или при групповом проведении теста. Если же работа проводится один на один, то экспериментатор может делать пометки в удобной для себя форме, а не в таблице.

    Образец профиля:

    Такая сводная таблица представляет собой наглядное отображение фрустрационных реакций испытуемого, выраженное в количественной форме.

    Для глубокого анализа фрустрационных состояний ребёнка исследуются тенденции его ответов.

    Если поначалу преобладают экстрапунитивные ответы, то под влиянием осознания вины они могут смениться проявлениями агрессии, которая будет направляться на самого себя. Такие изменения говорят об отношении школьника к своим собственным ответам.

     Расчёт нужен для определения склонности испытуемого к положительному или отрицательному восприятию событий жизни, он выполняется по такой формуле:

    (а-б) / (а+б), где а — проявление одинаковых реакций в заданиях № 1–12, б — повторяющиеся ответы на картинках № 13–24. Минимальное количество — 4 аналогичных ответа.

    Тенденцию можно считать показательной в том случае, если при расчёте получается минимум 0,33.

    Фрустрационный тест Розенцвейга нельзя расценивать как безусловное основание для выводов относительно личности испытуемого.

    Но некоторые тонкости поведения ребёнка в условиях взаимодействия в коллективе методика дать может.

    В любом случае какими бы ни были результаты, выбирать коррекционную программу должен профессиональный психолог после проведения дополнительных исследований психоэмоционального состояния школьника.

    Источник: http://paidagogos.com/?p=10229

    Рисуночный тест фрустрации Розенцвейга

    Рисуночный тест фрустрации Розенцвейга

    Рисуночный тест фрустрации Розенцвейга

    Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

    Фрустрация — состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели.

    Методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Ситуации, изображенные на рисунках, можно разделить на две основные группы.

    • Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций.Изображения: 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.
    • Ситуации «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Таких ситуаций 8.Изображения: 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.

    Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.

    Рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта.

    Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы.

    Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса).

    Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета).

    Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен быть получен новый ответ. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.

    Инструкция к тесту

    Для взрослых: «Вам сейчас будут показаны 24 рисунка. На каждом из них изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что может ответить ему другой человек. Напишите самый первый пришедший Вам в голову ответ на листе бумаги, обозначив его соответствующим номером.

    Рисунок 1. Мне очень жаль, что мы обрызгали ваш костюм, хотя так старались объехать лужу.

    Рисунок 2. Это ужасно, Вы разбили любимую вазу моей матери

    Рисунок 3 вам же не видно экрана.

    Рисунок 4.Как обидно, моя машина сломалась и вы из-за этого опоздали на поезд.

    Рисунок 5. Вот уже третий раз я прихожу к вам с этими часами. Я их купила у вас всего неделю назад, но как только приношу их домой, они останавливаются.

    Рисунок 6. Согласно библиотечным правилам вы можете брать одновременно 2 книги.

    Рисунок 7.Не слишком ли Вы шумите.

    Рисунок 8. Твоя подруга пригласила меня сегодня вечером на танцы, она сказала, что ты не пойдешь.

    Рисунок 9. Я понимаю, что вам нужен ваш плащ, однако Вы должны подождать до обеда, пока не придет заведущий.

    Рисунок 10 Вы лжец, Вы сами это знаете.

    Старайтесь работать как можно быстрее. Отнеситесь к заданию серьезно и не отделывайтесь шуткой. Не пытайтесь также воспользоваться подсказками».

    Обработка результатов теста

    Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией, Розенцвейга, по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции.

    По направлению реакции подразделяются на:

    • Экстрапунитивные : реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.
    • Интропунитивные : реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.
    • Импунитивные : фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое «со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

    По типу реакции делятся на:

    • Препятственно-доминантные . Тип реакции «с фиксацией на препятствии». Препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные.
    • Самозащитные . Тип реакции «с фиксацией на самозащите». Активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего«Я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана.
    • Необходимо-упорствующие . Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности». Постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.

    Для обозначения направления реакции используются буквы:

    • Е — экстрапунитивные реакции,
    • I — интропунитивные реакции,
    • М — импунитивные.

    Типы реакций обозначаются следующими символами:

    • OD — «с фиксацией на препятствии»,
    • ED — «с фиксацией на самозащите»,
    • NP — «с фиксацией на удовлетворение потребности».

    Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.

    Вначале исследователь определяет направление реакции, содержащееся в ответе испытуемого (Е, I или М), а затем выявляет тип реакции: ED, OD или NP.

    Описание смыслового содержания факторов, используемых при оценке ответов (взрослый вариант)

    ODEDNP
    ЕЕ’. Если в ответе подчеркивается наличие препятствия.Пример: «На улице сильный дождь. Мой плащ был очень кстати» (рис.9).«А я рассчитывал, что мы с ней пойдем вместе» (8).Встречается главным образом в ситуациях с препятствием.Е. Враждебность, порицание направлены против кого-либо или чего-либо в окружении.Пример: «разгар рабочего дня, а вашего заведующего нет на месте» (9).«Изношенный механизм, новыми их уже не сделать» (5).«Мы уходим, она сама виновата» (14).E. Испытуемый активно отрицает свою вину за совершенный проступок.Пример: «В больнице лежит полно людей, при чем здесь я?» (21).е. Требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто-то должен разрешить эту ситуацию.Пример: «Все равно, Вы должны найти для меня эту книгу» (18).«Она могла бы объяснить нам, в чем дело» (20).
    II’. Фрустрирующая ситуация интерпретируется как благоприятно- выгодно-полезная, как приносящая удовлетворение.Пример: «Мне одному будет даже проще» (15).«Зато теперь у меня будет время чтобы дочитать книгу» (24).I. Порицание, осуждение направлено на самого себя, доминирует чувство вины, собственной неполноценности, угрызения совести.Пример: «Это я опять пришел не вовремя» (13).I. Субъект, признавая свою вину, отрицает ответственность, призывая на помощь смягчающие обстоятельства.Пример: «Но сегодня выходной, здесь нет ни одного ребенка, а я очень спешу» (19).i. Субьект сам берется разрешить фрустрирующую ситуацию, открыто признавая или намекая на свою виновность.Пример: «Как нибудь сам выкручусь» (15).«Я сделаю все возможное, чтобы искупить свою вину» (12).
    ММ’. Трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводятся к ее полному отрицанию.Пример: «Опоздал так опоздал» (4).М. Ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию, сведена до минимума, осуждение избегается.Пример: «Мы же не могли знать, что машина сломается» (4).m. Выражается надежда, что время, нормальный ход событий разрешат проблему, просто надо немного подождать, или же взаимопонимание и взаимоуступчивость устранят фрустрирующую ситуацию.Пример: «Подождем еще минут 5» (14).«Было бы хорошо, если бы это не повторилось.» (11).
    Читайте также:  Малышка жутко кокетничает - психология

    Описание смыслового содержания факторов, используемых при оценке ответов (детский вариант)

    ODEDNP
    ЕЕ’. -«А что я буду есть?» (1);-«Если бы у меня был братишка, он бы починил» (3);-«А она мне так нравиться» (5);-«Мне тоже надо с кем-то играть» (6).Е. -«Я сплю, а ты не спишь, да?» (10);-«Я с тобой не дружу» (8);-«А вы выгнали из подъезда мою собаку» (7);E. -«Нет, не много ошибок» (4);-«Я тоже умею играть» (6);-«Нет, я не обрывала твои цветы» (7).е. -«Вы должны отдать мне мяч» (16);-«Ребята, куда вы! Спасите меня!»(13);-«Тогда попроси кого-нибудь другого» (3).
    II’. -«Мне очень приятно спать» (10);-«Это я сам в руки попался. Я и хотел чтобы ты меня поймал» (13);-«Нет, мне не больно. Я просто съехал с перил» (15);-«Зато теперь он стал вкуснее» (23).I. -«Бери, я больше без разрешения не буду брать» (2);-«Простите, что помешал вам играть» (6);-«Я поступила плохо» (9);I. — «Я не хотела ее разбивать» (9);-«Я хотела посмотреть, а она упала» (9)i. -«Тогда я отнесу ее в мастерскую» (3);-«Я сама куплю эту куклу» (5);-«Я тебе свою подарю» (9);-«Я в следующий раз этого не сделаю» (10).
    ММ’. -«Ну и что. Ну и качайся» (21);-«Я и сам к тебе не приду» (18);-«Все равно там будет неинтересно» (18);-«Уже ночь. Я и так уже должна спать» (10).М. -«Ну, если нет денег, можешь не покупать» (5);-«Я и правда маленький» (6);-«Ну ладно, ты выиграл» (8).m. -«Посплю, а потом пойду гулять» (10);-«Я сам пойду посплю» (11);-«Она сейчас высохнет. Высушится» (19);-«Когда ты уйдешь, я тоже покачаюсь» (21).

    Так, ответ испытуемого в ситуации №14 «Подождем еще минут пять», по направлению реакции является импунитивным (m), а по типу реакции — «с фиксацией на удовлетворение потребности» (NP).

    Сочетанию тех или иных двух вариантов присваивается собственное буквенное значение.

    • Если в ответе с экстрапунитивной, интропунитивной или импунитивной реакцией доминирует идея препятствия, добавляется значок «прим» (Е’, I’, М’).
    • Тип реакции «с фиксацией на самозащите» обозначается прописными буквами без значка (Е, I, M).
    • Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности» обозначается строчными буквами (е, i, m).
    • Экстра- и интропунитивные реакции самозащитного типа в ситуациях обвинения имеют еще два дополнительных варианта оценки, которые обозначаются символами Е и I.

    Появление дополнительных вариантов подсчета Е и I обусловлено разделением ситуации теста на два типа. В ситуациях «препятствия» реакция субъекта обычно направлена на фрустрирующую личность, а в ситуациях «обвинения» она чаще является выражением протеста, отстаивания своей невиновности, отвержения обвинения или упрека, короче — настойчивого самооправдания.

    Проиллюстрируем все эти обозначения на примере ситуации №1. В этой ситуации персонаж слева (шофер) произносит: «Мне очень жаль, что мы забрызгали Ваш костюм, хотя очень старались объехать лужу».

    Возможные варианты ответов на эти слова с оценкой их с помощью вышеописанных символов:

    • Е’ — «Как это неприятно».
    • I’ — «Я совсем не испачкался». (Субъект подчеркивает как неприятно вовлекать во фрустрирующую ситуацию другое лицо).
    • М’ — «Ничего не случилось, он немного забрызган водой».
    • Е — «Вы неуклюжи. Вы недотепа».
    • I — «Ну конечно, мне надо было остаться на тротуаре».
    • М — «Ничего особенного».
    • е — «Вам придется почистить».
    • i — «Я почищу».
    • m — «Ничего, высохнет».

    Так как ответы бывают нередко в форме двух фраз или предложений, каждое из которых может, иметь несколько отличную функцию, то в случае необходимости их можно обозначить двумя соответствующими символами.

    Например, если испытуемый говорит: «Сожалею, что явился причиной всего этого беспокойства, но буду рад исправить положение», то это обозначение будет: Ii .

    В большинстве случаев для оценки ответа достаточно одного счетного ф

    • проективные тесты
    • Психодиагностика
    • фрустрации

    Источник: http://hr-portal.ru/tool/risunochnyy-test-frustracii-rozencveyga

    Тест на тему: Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга

    Тест на тему: Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга

                         Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга

    Текст экспериментально-психологической методики изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга модифицирован в НИИ им. В. М. Бехтерева. Методика Розенцвейга, как и тест руки, является проективной, а потому весьма необходимой для качественного изучения личности испытуемых.

    Теория фрустрации С. Розенцвейга, как и многие научные теории вообще, разумеется, не свободна от расширительного понимания ее значения в диагнозе и прогнозе личностного развития и роста.

    Но в целом опыт применения данной методики свидетельствует о ее ценности в дифференциальной диагностике акцентуаций характера, нарушений поведения (в том числе и социально опасных), невротических состояний, а также и в положительном плане установления оптимального состояния психического здоровья детей и взрослых.

    Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций.

    Настоящая методика впервые описана в 1944 г. С. Розенцвейгом под названием «Методика рисуночной фрустрации».

    Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном рисунке, на котором изображены два человека или более, занятые еще не оконченным разговором.

    Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрационной ситуации.

    Методика состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица находящиеся во фрустрационной ситуации.

    Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на две основные группы.

    1. Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет обескураживает, сбивает человека с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций — рисунки 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.

    2. Ситуации «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Их восемь: рисунки 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.

    Между этими типами имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.

    Процедура эксперимента организуется согласно приложенной к набору рисунков инструкции.

    Оценка теста. Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления реакции и типа реакции.

    1. Экстрапунитивные реакции (реакция направлена на живое или неживое окружение — подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, осуждается внешняя причина фрустрации или разрешение данной ситуации вменяется в обязанность другому лицу).

    2. Интропунитивные реакции (реакция направлена субъектом на самого себя: испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет на себя ответственность за исправление данной ситуации).

    3. Импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать).

    Реакции различаются также с точки зрения их типов:

    1. Тип реакции «с фиксацией на препятствии» (в ответе испытуемого препятствие, вызвавшее фрустрацию, всячески подчеркивается или интерпретируется как своего рода благо или описывается как препятствие, не имеющее серьезного значения).

    2. Тип реакции «с фиксацией на самозащите» (главную роль в ответе испытуемого играет защита себя, своего «Я», субъект или порицает кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана).

    3. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности» (ответ направлен на разрешение проблемы; реакция принимает форму требования помощи от других лиц для решения ситуации; субъект сам берется за разрешение ситуации или же считает, что время и ход событий приведут к ее исправлению).

    Р1з сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта. Для обозначения направления реакции пользуются буквами Е, I, М:

    Е — экстрапунитивные реакции; I — интропунитивные; М -импунитивные.

    Типы реакций обозначаются следующими символами: ОD — «с фиксацией на препятствии», ЕD — «с фиксацией на самозащите», и NP — «с фиксацией на удовлетворении потребности».

    Для указания, что в ответе доминирует идея препятствия, добавляется значок «прим» (Е', I', М'). Тип реакции «с фиксацией на самозащите» обозначается прописными буквами без значка. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» обозначается строчными буквами е, i, m.

    В соответствующей таблице содержатся способы оценок ответов испытуемых. Оценки заносятся в регистрационный лист для дальнейшей обработки. Она предполагает вычисление показателя GCR, который может быть обозначен как «степень социальной адаптации». Данный показатель вычисляется путем сопоставления ответов конкретного испытуемого со «стандартными», среднестатистическими.

    Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2016/02/09/metodika-risunochnoy-frustratsii-rozentsveyga

    Тест фрустрации Розенцвейга (The Rosenzweig Picture-Frustration Study)

    Методика рисуночной фрустрации (The Rosenzweig Picture-Frustration Study) опубликованна С. Розенцвейгом в 1946 году.

    В основе теста Розенцвейг использовал теорию фрустрации и агрессии. Главный постулат теории — реакции людей разделяются по типу и направленности агрессии.

    По типу агрессии выделяют:

    • препятственно-доминантные (obstacle-dominance) реакции, придающие особое значение фрусрирующему объекту;
    • эго-защитные (ego-defense) реакции, фрустрирующее внимание на защите фрустрированного субъекта;
    • потребностно-персистентные (need-persistence) реакции, концентрирующиеся на конструктивном решении фрустрирующей проблемы.

    По направлению агрессии Розенцвейг выделил следующие типы реакции:

    • экстроагрессивные (extraaggressive), направленные на внешнее окружение, и интроагрессивные (intraaggressive), обращенные на себя;
    • имагрессивные (imaggressive) — реакции с попыткой замять проблему или выкрутится из фрустрирующей ситуации.

    Рисуночная методика фрустрации среди других проективных методик является наиболее пригодным для статистического анализа, достаточно надежным и валидным психодиагностическим инструментом исследователя. За 50 лет практического использования в психодиагностике методика зарекомендовала себя в изучении возрастных измененений, половых и культуральных различий, соотношения юмора и агрессии.

    Результаты методики могут использоваться для прогнозирования наиболее вероятного поведения испытуемого в реальной фрустрирующей ситуации.

    Фрустрацияэмоциональное состояние, которое человек переживает при блокировке целей, к достижению которых он стремиться.

    В результате анализа и интерпретации данных рассчитываются семь экспериментальных показателей и показатель степени социальной адаптации (GCR). Тест Розенцвейга позволяет также определить уровень то­лерантности к фрустрации и тип реагирования в стрессовой ситуации. В связи с этим, наибольшее применение данная методика нашла в клинике пограничных психических расстройств.

    GCR (group confoumity rating) – коэффициент группового влияния (степень социальной адаптации). GCR — количественная единица меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. В норме >60%. Низкий GCR говорит о том, что испытуемый часто подвергается конфликтным ситуациям, адаптация в социуме нарушена.

    Теория фрустрации широко применяется при работе с наблюдением за детьми

    Метод наблюдения, пожалуй, самый древний метод сбора информации о поведении. Он также наиболее часто используется в педагогической практике для составления характеристики учащегося. Немаловажная роль принадлежит данному методу в психологической практике, по крайней мере, по двум причинам.

    • Во-первых, это возможность получить богатую информацию для предварительного психологического анализа особенностей поведения ребенка и составления программы исследования.
    • Во-вторых, наблюдение можно использовать, когда психологическая информация не может быть получена никакими иными методами.
    Читайте также:  Смарт (smart) - критерии грамотно поставленной цели - психология

    О рисуночных методиках читайте в руководстве по рисуночным тестам.

    Адаптация провоилась НИИ им. В.М. Бехтерева в 1984 году.

    Источник: http://psy-diagnoz.com/interpretation/59-test-rozentsvejga.html

    Рисуночный фрустрационный тест С.Розенцвейга

    Автор: Саул Розенцвейг

    Краткая история создания методики: разработана в 1945 г. на основе теории фрустрации. Существуют модификации методики предназначенные для изучения отношения к национальным меньшинствам, проблемам сохранения мира и др.

    В Отечественной психодиагностике методика использовалась для дифференциальной диагностики неврозов, при прогнозировании общественно опасных действий психически больных (Н.В. Тарабарина, 1973 г.).

    Разработаны взрослый, детский и вариант для диагностики подростков.

    Общие теоретические положения:в основе методики лежит разработанная С.Розенцвейгом теория фрустрации (с лат. – обман, тщетное ожидание, расстройство).

    В соответствии с теорией, фрустрация возникает в тех случаях, когда организм встречает более или менее существенные препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности. Защита организма во фрустрирующих ситуациях осуществляется на трех уровнях:

    1) клеточном (действие фагоцитов, антител и т.п.),

    2) автономном – защита организма в целом от физических «агрессий» (соответствует в психологическом плане состояниям страха, страдания, а в физиологическом – изменениям, происходящим в организме при стрессе),

    3) кортикальном, психологическом уровне, на котором и осуществляется выделение соответствующих типов и направленности реакций личности.

    Помимо воображения и перцепции как индикаторов мотивационных процессов при конструировании теста, использован принцип соотнесения мотива и преграды.

    Фрустрационная толерантность (ФТ) – способность человека противостоять различного рода трудностям, способность адекватно оценивать возникшую ситуацию и предвидеть выход из нее.

    С повышением уровня развития личности повышается уровень фрустрационной толерантности.

    Данные о валидности и надёжности методики:по данным зарубежных исследователей, коэффициент надежности ретестовой составляет 0,60–0,80. Достаточна высокая валидность, например по параметру экстрапунитивности, выявленному независимо по методике, составляет 0,747. Задания, составляющие тест Розенцвейга, неоднородны.

    Будут варьироваться переживания (и действия) в отношении ситуаций теста в различных обстоятельствах.

    Розенцвейг смог выявить достаточно высокие показатели ретестовой надежности методики: для взрослого варианта методики коэффициенты варьировались от +0,71 для испытуемых мужского пола ( по шкале импунитивной реакции) до +0,21 для испытуемых женского пола (по рейтингу групповой конформности).

    Цель: диагностика особенностей поведения в ситуациях, связанных с появлением трудностей, помех, препятствующих достижению цели, этот тест также выявляет особенности агрессии субъекта.

    Область применения: Существуют 2 варианта методики: детский вариант методики — от 4 до 14 лет и взрослый вариант методики.

    Организация: толькоиндивидуально, требуемое время 20-30 мин.

    Краткое описание методики: Методика состоит из 24 рисунков, на которых изобра­жены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации. Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на две основные группы.

    1. Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет, обескураживает, сби­вает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций.

    2. Ситуация «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Их восемь.

    Между этими типами имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуа­ция «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия», или наоборот.

    Стимульный материал:карточки со схематичными контурными рисунками, на которых изображены 2 или более человек, занятые еще незаконченным разговором, находящиеся во фрустрирующей ситуации, которая создается наличием препятствия или обвинения.

    Взрослый вариант 24 карточки, детский – 8 карточек. Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фрустрация собственная или другого индивидуума.

    Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать первый пришедший на ум ответ.

    * Если испытуемый отказывается отвечать на какую-то карточку, тогда карточку нужно отложить, но потом вернуться (не более двух отказов).

    Обработка результатов: по этой методике выделяется следующая информация: три типа реакций, три направленности реакций, коэффициент групповой конформности (GCR), полный образец поведения, тенденции развития поведения с течением времени.

    Первый этап обработки:ответы оцениваются в 2-х аспектах:

    1. По направленности реакции подразделяются на:

    1) Экстрапунитивные (E) – реакция направлена на окружение, осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.

    2) Интропунитивные (I) – реакция направлена на самого себя с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению.

    3) Импунитивные (M) – фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

    2. По типу реакции:

    1) (OD) Препятственно-доминантные / с фиксацией на препятствии (E’, I', M') – препятствия, вызывающие фрустрацию, акцентируются, независимо от того расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные

    2) (ED) Эго-защитные / с фиксацией на самозащите (E, I, M) – активность в форме порицания кого-либо, отрицания или признания своей вины, уклонения от упрека, направлена на защиту своего «Я»

    3) (NP) Потребностно-настойчивые / разрешающие / с фиксацией на удовлетворении потребностей (e, i, m) – постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.

    В соответствующей таблице содержатся способы оце­нок ответов испытуемых. Оценки заносятся в регистраци­онный лист для дальнейшей обработки. Она предполагает вычисление показателя GCR, который может быть обозна­чен как «степень социальной адаптации». Данный пока­затель вычисляется путем сопоставления ответов конкрет­ного испытуемого со «стандартными», среднестатистичес­кими.

    Второй этап:

    План обработки результатов:

    1. заполнить таблицу обсчета, подсчитав повторяемость каждого из символов, затем их сумму (сумма по вертикали и горизонтали должна равняться 24)

    — — — — — — — — — — —

    * по каждому протоколу составляется таблица профилей(5 столбцов и 5 строк), в которую вносятся значения – количество встречаемости каждого фактора.

    ** если ответов на одну карточку больше одного, то каждому счетному фактору присваивается такое количество баллов, которое в сумме дает 1 (напр: если на одну карточку получено 2 ответа, то каждому из них присваивается по 0,5 баллов).

    — — — — — — — — — — —

    2. по таблице перевести полученные суммы в проценты

    3. записать в символах полный образец поведения.

    Полный образец поведения«формула» поведения личности в стрессовых ситуациях, состоящая из символов, обозначающих эти реакции, записанных в порядке убывания их количественного выражения.

    — — — — — — — — — — —

    * Таких образцов 3 вида:

    1 – частота разных направлений ответа, независимо от типа реакции (пр: E>M>I).

    2 – относительная частота типов реакции, независимо от их направленности (пр: OD>ED>NP).

    3 – частота встречаемости трех счетных факторов, независимо от направленности и типа реакции (пр: M’>E>E’=i).

    * выписываем три наиболее часто встречающихся значения; если какие-то значения повторяются, то факторов может быть больше трех.

    — — — — — — — — — — —

    4. сверить GCR с ключом (по Тарабариной), число совпадений удваивается, затем перевести их в проценты

    Коэффициент групповой конформности (GCR)степень подверженности личности влиянию группы, является меткой социальной адаптации.

    Чем выше GCR, тем более конформен субъект, зависим от других, менее самостоятелен, неоригинален в принятии решений и их выполнении.

    Чем ниже GCR, тем сильнее развиты положительные качества – независимость, самостоятельность, оригинальность.

    5. подсчитать тенденции. Для этого подсчитать встречаемость символа (e, i, m, E, I, M, E’, I”, M’) в первой половине ситуаций (до 12 включительно) и во второй половине. Затем из большего числа вычесть меньшее с сохранением знака, разделить разницу на сумму встречаемости этого символа и перевести полученное число в проценты.

    Тенденции поведенияколичественно отражают динамику изменения показателей методики с течением времени. Они отражают усиление или ослабление той или иной психологической характеристики, выраженное в процентах.

    6. общая интерпретация результатов:

    Испытуемый сознательно или подсознательно иденти­фицирует себя с фрустрированным персонажем каждой рисуночной ситуации. Техника интерпретации включает несколько этапов.

    Первый этап состоит в изучении GCR, который являет­ся важным показателем методики. Так, если испытуемый имеет низкий процент GCR, то можно предполагать, что у него часто бывают конфликты (разного типа) с окружаю­щими его лицами, что он недостаточно адаптирован к сво­ему социальному окружению.

    Второй этап заключается в анализе образцов.

    Начинаем с третьего образца, поскольку он самый информативный.

    Преобладание:

    E’ ответов говорит о тревожности испытуемого, неспособности его быстро оценить изменяющуюся ситуацию и адекватно приспособиться к ней.

    I’ – говорит о стремлении найти в неблагоприятно складывающихся обстоятельствах положительные, выгодные для них моменты.

    M’ – говорит о тенденции недооценивать значимость ситуации и не придавать ей серьезного значения. В основе этой тенденции может лежать один из следующих двух механизмов:

    1) Отношение к трудностям как к «мелочам жизни», как к тому, что не заслуживает внимания. Это характерно для людей с высоким порогом стрессоустойчивости, эмоционально уравновешенных.

    2) Характерен для людей, придающих сверхважное значение затруднениям и предпочитающим лучше отказаться от своих претензий, чем подвергать себя стрессу. Сопровождается высоким нейротизмом, высокой эмоциональной неуравновешенностью.

    * чтобы выяснить – какой из механизмов присутствует у испытуемого, смотрим какой фактор следует за M’:

    если любой из NP (e, m, i), то у испытуемого присутствует первый механизм;

    если любая большая буква, то – второй механизм.

    E – отражают уровень агрессивности человека. Если ответов Eслишком много, это свидетельствует о высокой агрессивности, сильной мотивации поддерживать свой статус на высоте, стремлении первенствовать, нетерпимости к навязыванию чужой воли.

    I – говорит о гибкости, деликатности, воспитанности человека, но чрезмерно высокие значения I могут свидетельствовать о заниженной самооценке, неуверенности в себе и в своем поведении.

    M – говорит о примиренческой позиции, благодушии, бесконфликтности, стремлении поддерживать ровные дружеские отношения с окружающими.

    e– говорит о склонности к управлению другими людьми, претензии на подчинение своему диктату окружающих лиц.

    i – говорит об инициативности, самостоятельности, стремлении полагаться на свои силы.

    m – может говорить о способности переждать неблагоприятную ситуацию, умении держать паузу, дипломатичности. Очень высокий уровень m может говорить о пассивной жизненной установке.

    * если значения каких-то счетных факторов оказывается равным или они отличаются не сильно, то можно говорить о том, что испытуемый использует разнообразные стратегии при реагировании на трудные ситуации.

    Дополнительно проводится анализ первых двух образцов:

    Первый образец:

    · Преобладание экстрапунитивных реакций (E), особенно, если это реакции эго-защитного типа (ED), говорит о завышенной самооценке.

    · Большое количество интрапунитивных реакций (I) свидетельствует о низкой самооценке испытуемого.

    · Высокое число импунитивных реакций (M) говорит об адекватной самооценке и примиренческой позиции.

    Второй образец:

    · Преобладание реакции препятственно-доминантного типа (OD):

    – при высоких значениях E’ говорит о том, что субъект фрустрирован, и значит – результаты данного обследования нуждаются в дополнительной проверке;

    – если сопровождаются высокими значениями M’, это говорит о склонности субъекта не придавать серьезного значения затруднениям.

    · Преобладание реакции эго-защитного типа (ED):

    – в сочетании с высокими значениями E, говорит о силе личности;

    – если сопровождается высокими значениями I, это говорит о слабости, подчиненности, ведомости.

    · Преобладание реакций разрешающего типа (NP) говорит об адекватном реагировании на ситуации, активности, инициативности, фрустрационной толерантности личности.

    В целом можно добавить, что на основании протокола обследования можно сделать выводы относительно неко­торых аспектов адаптации испытуемого к своему социаль­ному окружению.

    Методика ни в коем случае не дает ма­териала для заключений о структуре личности.

    Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмо­циональные реакции испытуемого на различные трудно­сти или помехи, которые встают на пути к удовлетворе­нию потребностей, к достижению цели.

    Билет 45.

    Источник: https://cyberpedia.su/3x1204f.html

    Ссылка на основную публикацию