Ценность — психология

Ценности будущего психолога — VALUE

От автора: Для тех, кто хочет быть психологом. <\p>

Многие думают, что психологи — это люди, наделённые особыми талантами.

Например, они видят окружающих насквозь и превосходно говорят с людьми в любых обстоятельствах.

Конечно, грамотная четкая речь, аналитическое мышление, внимательность и умение слышать других важны для психолога, но эти способности далеко не определяющие. Так что же важно для психолога?

Интерес к людям 

Если вас не интересует, как устроены люди, работать в сфере психологии не получится. Интерес к другим — это одна из важнейших ценностей психолога, благодаря которой и происходит понимание людей. Ведь если человеку действительно что-то интересно, он всегда пытается хорошо разобраться в этом.

К примеру, вы когда-нибудь задумывались над тем, почему некоторые пары ругаются прилюдно? Чего им не хватает в жизни? Другие же считают, что выяснение отношений на публике неприлично. Почему для одних такое поведение приемлемо, а для других нет? В чем здесь дело? Если все эти вопросы всерьез занимают вас, то поздравляю — вы обладаете одной из важнейших ценностей профессии.

Интерес к людям проявляется в форме волнующих психолога вопросов, на которые требуется ответить. Именно этот интерес помогает выяснять истинные причины поведения и эмоциональных реакций, а не оценивать людей с точки зрения общепринятых «хорошо» и «плохо».

Желание помогать другим 

Искреннее желание помочь другому в трудный момент, разобраться в сложившейся ситуации — еще одна ценность психолога. Ведь именно за помощью и приходят люди. Для психолога важно присоединиться к людям и вместе решить их проблемы.

Например, два человека поссорились и обратились к психологу. Им нужна помощь — решить возникший конфликт. Для психолога решение этого конфликта должно стать таким же важным, как и для этих людей.

Наверняка, вы и сами легко вспомните ситуации, где хотели помочь другим и порой переживали чужую трудность, как свою собственную. Так вот для психолога эта черта — профессиональная.

Стремление к собственному развитию 

Психолог — это профессия, требующая постоянного дополнительно обучения. Все психологи посещают различные тренинги, семинары, курсы лекций, чтобы повысить профессиональную грамотность. Психология очень разнообразна и многогранна. Она вбирает в себя множество школ и направлений, которые осваивают всю жизнь, параллельно работая с людьми.

Психологи объединяются в профессиональные сообщества, организуют конгрессы, конференции, супервизии. Это те места, где специалисты узнают новые технологии, обмениваются опытом и учатся друг у друга.

Кроме того, любой практикующий психолог постоянно развивает себя, устраняет собственные внутренние противоречия. Нередко психологи меняют взгляды, убеждения, по-другому начинают относиться к некоторым вещам. Поэтому у каждого психолога есть свой личный психолог, к которому он обращается за консультацией.

Стремление к развитию других людей

Помимо совершенствования себя, для психолога должно быть ценным развитие других людей. Психологи-практики часто занимаются повышением уровня образования окружающих. Они меняют представления людей, расширяют их картину мира. Например, читают лекции, проводят вебинары, делают презентации и открытые семинары.

Резюме 

Я рассказала вам о четырех важнейших ценностях, которые помогают психологу-практику работать с людьми. Если вы разделяете эти ценности, то смело вступайте в профессию, если, конечно, хотите. Все перечисленные пункты не просто способности, которые легко развиваются или изменяются, это — то, что составляет основу личности и сложнее всего корректируется.

Источник: http://value-psychology.com/tsennosti-budushhego-psihologa/

Профессиональные ценности студентов-психологов

В наши дни существует огромное количество всевозможных профессий, из которых необходимо выбирать молодому человеку в начале своего жизненного и профессионального пути. Если раньше подобной проблемы не было, ввиду того, что выбор будущей профессии осуществлялся по пути повторения этого выбора родителем, то сегодня как никогда молодые люди отягощены этой проблемой.

Изучением вопроса о профессиональном становлении личности очень активно занимались и занимаются Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Ю.П. Поваренков, О.Г. Носкова, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжников и другие. Особенно следует уделить внимание Э.Ф. Зееру, с его точки зрения, профессиональное становление имеет свой потенциал развития.

К нему можно отнести социально значимые качества, профессиональные умения, образование, общие и специальные способности и многое другое. Реализация этого потенциала зависит от большого числа факторов, таких как врожденная предрасположенность человека, специфика деятельности профессионала, социальная ситуация.

Однако все эти факторы вторичны, первичным же фактором выступает система тех объективных требований к личности, которые детерминированы профессиональной деятельностью. Это объясняется тем, что в ходе выполнения данной деятельности возникают новые качества и уникальные свойства, не присущие учащемуся, но имеющиеся в арсенале дипломированного специалиста.

Как таковое, профессиональное становление автор определяет, как совокупность социальных приемов влияния на человека, включение его в разнообразные значимые виды профессиональной деятельности с целью формирования у нее комплекса профессионально важных форм поведения, индивидуальных способов выполнения профессиональной деятельности и др.

Другими словами, это «формообразование» личности, подходящей, адекватной тем требованиям, которые предъявляет та или иная профессиональная деятельность.

То есть в узком смысле можно сказать, что процесс профессионального становления – это процесс, прежде всего заложения в личность ценностей, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности. Конечно, в каждом роде профессиональной деятельности эти ценности могут существенно различаться.

Наравне со многими другими профессиональными ценностями, существуют профессиональные ценности такой профессии, как психолог. Вопрос о том, какие именно ценности можно отнести к этой группе, рассматривается многими авторами (И.А. Ральниковой, Е.А. Ипполитовой, Е.В. Сидоренко, Н.Ю. Хрящевой, М.В. Молоканым, Э.Э. Вернером и др.). Н.В.

Бачманова и Н.А. Стафурина выделяют, как необходимые умение полно и правильно понимать человека, умение понимать внутренние свойства и особенности человека, умение к сопереживанию, умение анализировать свое поведение и умение управлять самим собой и процессом общения. Н.Н.

Обозов, рассматривая специфику психологического консультирования, выделяет следующие профессионально важные качества психолога-консультанта: общительность – как контактность; динамичность – гибкость поведения; избегание разного рода субъективных отклонений в собственных оценках и поведении; толерантность к возможным срывам (невротическим), умение выслушать, понять; умение совместно с клиентом рассмотреть ситуацию затруднений; знание возможных вариантов конфликта. Е.В. Сидоренко и Н.Ю. Хрящева выделяют некоторые из общих как личностных, так и профессиональных качеств психолога, формирование которых, по их мнению, обеспечит эффективную психологическаю деятельность. В качестве этих свойств психолога авторы выделяют психологическую наблюдательность, эмпатию и креативность, психологическое мышление, самообладание и умение слушать. И.А. Ральникова и Е.А. Ипполитова для своего исследования использовали профессиональные ценности, адекватные, по мнению экспертов, для профессии психолога. Это способность к эмпатии (сопереживанию); умение устанавливать контакт; общая интеллектуальность; наблюдательность; способность к рефлексии; творческий склад ума; умение четко формулировать вопросы и выражать свои мысли; здоровье (физическое и психологическое); хорошие взаимоотношения в коллективе; свобода принимать решения; благоприятные условия труда; карьерный рост; достойная заработная плата; признание профессионализма другими людьми.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что среди определений авторами профессиональных ценностей психолога существуют небольшие различия, но в целом исследователи сходятся в их понимании.

Чаще всего авторы солидарны в понимании под профессиональными ценностями психолога ценности и качества личности, необходимые для успешного осуществления профессиональной психологической деятельности; и в признании под профессиональными ценностями психологов рефлексии, эмпатии, наблюдательности и спонтанности.

Таким образом, объектом работы является профессиональные ценности, предметом – Профессиональные ценности студентов-психологов.

Цель работы – выявить особенности профессиональных ценностей у студентов-психологов в процессе их обучения.

Гипотеза исследования – вероятно, что в процессе обучения профессиональные ценности студентов-психологов претерпевают изменения.

В исследовании использовались следующие методы: анализ литературных источников, модифицированный вариант методики Е.Б. Фанталовой «Соотношение ценности и доступности профессиональных психологических ценностей».

Выборка исследования: в исследовании приняли участие 15 студентов-психологов 1 курса и 15 студентов-психологов 4 курса. Исследование проводилось на базе АлтГУ.

По результатам проведенного эмпирического исследования выявлено, что для студентов 1 курса более приоритетными оказались такие ценности как способность к эмпатии (р

Источник: https://novainfo.ru/article/3660

Ценности личности и их виды

Проблема ценностей и ценностных ориентации является предметом изучения ряда наук о человеке и обществе, в частности, философии, социологии, психологии, педагогики. «Понятие ценности скорее, чем любое другое, должно занять центральное место… способное объединить интересы разных наук, касающихся человеческого поведения».

Сходного мнения придерживались и социологи и антропологи. Ученые рассматривали ценности как критерии, которые используются людьми для выбора и обоснования своих действий, а также для оценки других людей, себя и событий.

Таким образом, ценности представляют собой в большей степени критерии оценки, чем качества, присущие самим объектам.

Целесообразно различать ценности двух типов:

1 ценности общества и социальных групп (социальные ценности);

ценности личности (индивидуальные ценности).

В социальных, психологических и педагогических исследованиях используются как понятие ценности, так и понятие ценностных ориентаций. Однозначного различения этих понятий в литературе не прослеживается. Часто они употребляются как равнозначные.

При изучении характеристик общества, культуры и отдельных социальных групп используется термин «ценность». При изучении отдельных индивидов употребимы как понятие ценностная ориентация, так и понятие ценность.

Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации — это интериоризированные личностью ценности социальных групп.

Таким образом, оказывается вполне оправданным говорить о ценностях личности как ее ценностных ориентациях.

В последние годы значительно активизировались исследования индивидуальных различий ценностей. Исследования на межнациональном уровне обнаружили различия ценностей в разных культурах мира, выявили их истоки.

Исследования выявили огромное количество вариаций в ценностных приоритетах индивидов в каждом обществе, а также различия между социальными группами в рамках одной нации.

Они позволили сделать выводы, что индивиды, принадлежащие одной и той же или различным социальным группам, довольно значительно отличаются в ценностных приоритетах. Эти различия отражают их генетическую наследственность, личный опыт, социальный статус и влияние культуры.

С одной стороны, ценностные приоритеты, превалирующие в обществе — это ключевой элемент в культуре. Ценностные приоритеты индивидов представляют центральные цели, которые связаны со всеми аспектами их поведения. С другой стороны, ценности испытывают прямое влияние повседневного опыта в изменяющемся экологическом и социально-политическом контексте.

Поэтому ценности являются хорошим индикатором для отслеживания процессов социального и индивидуального изменения, возникающего в результате исторических, социальных и личных событий.

Кроме того, они могут быть положены в основу изучения различий между социальными культурами и субкультурами, которые появляются по мере того, как социальные общности развиваются в определенных направлениях в результате их уникального опыта.

Ценности и ценностные ориентации обычно рассматриваются как индивидуальные формы репрезентации общественных (культурных, групповых и т. д.) ценностей. Таким образом, ценностные ориентации представляют собой основные формы функционирования ценностей на уровне личности.

В отечественной психологии ценностные ориентации определяются, как правило, через понятия отношения, отражения, установки (А. Г. Здравомыслов, Д. Н. Узнадзе, В. В. Сусленко, В. А. Ядов).

Читайте также:  Игра «лото» - психология

Причем, являясь одним из базовых личностных оснований, «ценностные ориентации заключаются внутрь более широкого синтетического понятия направленности личности, которая содержит в себе доминирующие ценностные ориентации и установки, проявляющиеся в любой ситуации». Б. Г. Ананьев, Л. Э.

Пробст и др. разработана статусно-иерархичная структура ценностей в виде ядерно-центрической модели:

— ценности внешнего статуса, образующие стабильное ядро;

ценности среднего статуса (структурный резерв);

ценности ниже среднего статуса (периферия);

ценности низшего статуса.

Ценности ядра и низшего статуса малоподвижны. А ценности, занимающие промежуточное положение, находятся в постоянном движении.

Обобщая определения ценностей многих зарубежных теоретиков, Шварц и Биляки выделяют следующие основные их характеристики:

Ценности — это убеждения (мнения). Но это необъективные, холодные идеи. Наоборот, когда ценности активируются, они смешиваются с чувством и окрашиваются им.

Ценности — желаемые человеком цели (например, равенство). И образ поведения, который способствует достижению этих целей, (например, честность, склонность к помощи).

Ценности не ограничены определенными действиями и ситуациями (то есть трансцендентны). Послушание, например, относится к работе или школе, спорту или бизнесу, семье, друзьям или посторонним людям.

Ценности выступают как стандарты, которые руководят выбором или оценкой поступков, людей, событий.

Ценности упорядочены по важности относительно друг друга. Упорядоченный набор ценностей формирует систему ценностных приоритетов. Разные культуры и личности могут быть охарактеризованы системой их ценностных приоритетов.

Исследования ценностей могут проводиться на двух уровнях анализа:

— на уровне личности (индивидуальных различий);

на уровне культуры (различий в социальной культуре).

Анализ ценностей на уровне личности (индивидуальных различий). В данном случае единицей анализа выступает личность. Для отдельных людей (индивидов) ценности представляют собой мотивационные цели, которые служат руководящими принципами в их жизни.

«Отношения между различными ценностями отражают психологическую динамику конфликта и совместимости, которую индивиды испытывают, когда следуют ценностям в повседневной жизни. Люди, например, не могут стремиться завоевать авторитет для себя и в то же самое время пытаться быть скромными, но они могут одновременно стремиться к авторитету и материальному благосостоянию».

Корреляции между оценками ценностей, которые дают люди, отражают лежащие в их основе оси измерения. Эти оси измерения группируют индивидуальные ценности.

Анализ ценностей на уровне социальной культуры (различий в социальных нормах, обычаях и традициях социальных групп). В данном случае единицами анализа становятся социальные группы.

Этот уровень исследования имеет место тогда, когда ценности характеризуют социальную культуру общества или группы людей, а также при рассмотрении того, что является общим для всех людей, составляющих данную культуру, когда анализируются абстрактные идеи о том, что хорошо, правильно и желательно в обществе или другой ограниченной социальной группе. В этом контексте понятие культура сходно с понятиями нации, национальности, этнической или религиозной группы, субкультуры и понимается как определенная социальная группа, характеризующаяся социальными нормами, обычаями, традициями. Наиболее точным эквивалентом широко используемого в англоязычной литературе термина культура являются, пожалуй, понятия социальная культура, или социальная группа. Это отличие важно иметь в виду, чтобы не путать данное понятие с индивидуальной культурой поведения человека — смыслом, в котором традиционно употребляется данное слово в русском языке. Социальные институты, в рамках которых живут люди, выражают определенные ценностные приоритеты в отношении целей и способов действия. Например, в обществах, где индивидуальная амбиция и успех высоко ценятся, экономическая и правовая системы, вероятно, будут соревновательными (например, сформируются капиталистические рынок и состязательная процедура судопроизводства). По контрасту, культурный акцент на групповое благополучие, скорее всего, будет выражаться в кооперативных системах (например, социализм и посредничество).

Выполняя свои роли в социальных институтах, люди используют ценности, принятые в культуре, для того чтобы решить, какое поведение является приемлемым и затем обосновать свой выбор другим. Приоритеты ценностей также влияют на то, как инвестируются социальные ресурсы.

Например, относительная значимость, которая приписывается в обществе таким ценностям, как благосостояние, справедливость и красота, отчасти детерминирует то, будут ли деньги, земля и человеческий ресурс вкладываться в индустриализацию, социальное благосостояние или в сохранение окружающей среды. Приоритеты ценностей культуры в качестве стандартов, кроме того, оказывают влияние на то, каким образом будет оцениваться работа — в терминах производительности, социальной ответственности, инновационности или поддержки существующей властной структуры.

Отношения между различными ценностями на уровне культуры отражают социальную динамику совместимости и конфликта, которая обнаруживается, когда социальные институты преследуют свои цели. Эти отношения не обязательно те же самые, что и на индивидуальном уровне.

Например, несмотря на то, что одновременный акцент на авторитете и скромности несовместимы на индивидуальном уровне (как отмечалось выше), они совместимы на уровне культуры.

Социальная система будет работать мягче (ровнее), если люди принимают авторитет как желательную основу для организации человеческих отношений и скромность как соответствующую реакцию в отношении тех, кто имеет больший авторитет.

«Поскольку отношения между ценностными приоритетами на двух уровнях могут различаться, то лежащие в их основе оси измерения, которые организуют ценности, также могут не совпадать.

Оси измерения на уровне культуры должны проистекать из корреляций среди ценностных приоритетов, характеризующих разные социальные группы.

То есть за единицу анализа принимается группа (например, нация), и корреляции высчитываются между многими социальными группами».

Таким образом, важно различать исследования ценностей на уровне личности и на уровне культуры. При этом необходимо обращать внимание на два существенных аспекта.

Во-первых, оси измерения, которые лежат в основе ценностных приоритетов, могут не быть одними и теми же при анализе на этих двух уровнях.

Во-вторых, выбор соответствующего уровня анализа зависит от характера поставленного вопроса.

1. Если вопрос касается того, как индивидуальные различия в ценностных приоритетах связаны с вариациями других индивидуальных качеств, то должны использоваться измерения ценностей на уровне личности, даже когда в исследовании принимают участие индивиды из разных культурных групп.

2. Если вопрос касается того, как культурные различия в превалирующих ценностях связаны с определенными вариациями атрибутов культуры, то необходимо осуществлять измерения на уровне культуры, даже если эти переменные представляют собой частоту индивидуальных форм поведения.

Одним из наиболее распространенных подходов к изучению ценностей и ценностных ориентации является концепция М.Рокича. Рокич стимулировал оживленный интерес к ценностям среди психологов тем, что предложил четкое определение понятия и разработал легкий в использовании инструмент. На концепцию Рокича в последние десятилетия в той или иной мере опираются многие исследователи данной проблемы.

В теории М. Рокича под ценностями понимается вид убеждений, имеющий центральное положение в индивидуальной системе убеждений. Ценности представляют собой руководящие принципы жизни. Они определяют то, как нужно себя вести, каково желательное состояние или образ жизни, достойные или недостойные того, чтобы им соответствовать и к ним стремиться.

Концепция человеческих ценностей Рокича включает в себя следующие постулаты:

— общее число ценностей невелико;

все люди обладают одними и теми же ценностями, но одни и те же ценности имеют для разных людей разный «вес»;

ценности организованы в системы;

— истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, общественных институтах и самой личности человека;

— влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах.

Под ценностными ориентациями понимаются «абстрактные идеи, положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочитаемых целях».

Рокич выделяет два типа ценностей: терминальные и инструментальные.

Терминальные ценности — это убеждения в том, что определенные конечные цели индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживают того, чтобы к ним стремиться.

Инструментальные ценности — это убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях.

На развитие и формирование ценностных ориентации личности влияет целый ряд внешних и внутренних факторов.

«К внешним факторам можно отнести элементы микросреды (группы членства, референтные группы и их ценности) и макросреды (традиционная система общечеловеческих ценностей, социальных ролей, средства масс-медиа, социальные институты и т. д.).

К внутренним факторам можно отнести возраст, пол, особенности темперамента, задатки, способности, ведущие внутрисубъектные потребности, уровень развития самосознания».

Источник: https://psibook.com/posts/tsennosti-lichnosti-i-ih-vidy.html

Основные жизненные ценности человека

Жизненные ценности – это неотъемлемая часть человеческого мировоззрения, подтвержденная его сознанием, воспитанием, жизненным опытом, личными переживаниями.

Выявляются они ограничением самого значимого и важного от второстепенного.

Накопленный багаж определенных ценностей видоизменяет сознание человека, регулирует и мотивирует его деятельность, обеспечивает формирование сильной личности.

Каждый человек расставляет приоритеты по-своему, индивидуально, сам определяет важность и значимость тех или иных явлений. В списке общепринятых ценностей выделяют традиционные материальные ценности. К ним можно отнести украшения, модную брендовую одежду, картины, современную технику, автомобили, недвижимость и много другое.

Помимо материальных, следует отметить духовные, религиозные, моральные и эстетические ценности (святость, доброта, сострадание, порядочность, чистоплотность и т.п.). Отдельной категорией являются ценности социальные, такие как положение в обществе, социальная защищенность, власть, карьера, семья, свобода и прочие.

Остановимся более подробно на некоторых универсальных общечеловеческих ценностях.

Семья и дружба

Семейное благополучие, дети, родители, друзья – для большинства людей это есть самая большая ценность. Любить семью, своих родителей и детей, заботиться о них – наша святая обязанность и привилегия.

Всегда с уважением, искренностью и любовью относиться к своим друзьям и просто к окружающим нас людям, всегда быть отзывчивыми и терпимыми – это огромнейший труд, которым необходимо платить за ценность человеческих отношений.

Что дают нам эти отношения? Они являются источником взаимной поддержки и сочувствия, общности целей и интересов, понимания и эмоциональных привязанностей.

Материальное благосостояние и карьера

Нет на свете человека, который не хотел бы твердо и уверенно стоять на ногах, ни в чем не нуждаться, обеспечить благосостояние своей семье. Однако не все ставят материальные блага на первое место в условном рейтинге жизненных ценностей.

Часто перед человеком становится дилемма: работать в дружном коллективе с лояльным начальством, получая от работы моральное удовлетворение, или же сделать выбор в пользу больших гонораров, положив на карту свою личную жизнь и здоровье.

Идеален вариант, при котором работа позволяет воплощать самые невероятные идеи, дарит множество полезных знакомств, приносит и деньги, и удовольствие. Но чаще всего, чем-то все же приходится жертвовать, и здесь главное – не ошибиться в выборе.

Здоровье

Здоровье для многих людей, особенно в зрелом возрасте, становится на первые ступеньки пьедестала ценностей. В то же время для некоторых людей на первом месте – дом, деньги, автомобили и отдых на дорогих курортах.

И эти некоторые подчас не очень хорошо понимают, что больному человеку уже ничего не важно, кроме здоровья, он готов отдать все материальные блага взамен на выздоровление, но это далеко не всегда возможно.

Читайте также:  Позитивный перевод - психология

Нужно бережней относиться к своему физическому состоянию, не убивать себя вредными привычками и чрезмерным трудолюбием, давать разгрузку своему организму и отводить достаточное время на отдых и сон.

Чрезвычайно важным является осознание того, что здоровье – самое ценное в жизни любого человека, потому что именно здоровье необходимо всем без исключения.

Саморазвитие

Очень ценно развитие самой личности. Человек зреет, становится мудрее, приобретает полезный жизненный опыт, делает правильные, осознанные и взвешенные выводы и, соответственно, принимает правильные решения в любых жизненных и профессиональных вопросах.

Он владеет своими эмоциями, культурен в общении, развивает свой кругозор, становится правильным ориентиром для подрастающего поколения. Всесторонне развитый человек уделяет внимание своему здоровью, физической подготовке и внешнему виду, аккуратен во всем, чистоплотен как в мыслях, так и в отношениях.

Человек, прилагающий максимальные усилия для личностного роста и самосовершенствования, стремится к изменению своего отношения к жизни, к осознанию своей роли в мире, к улучшению отношений с окружающими людьми.

Творчество

Ценность творчества заключается в уникальной возможности реализации своих идей. Творчество дает полнейшую свободу самовыражения автору, позволяет путем создания конечного продукта воплотить в жизнь самые смелые свои мысли, эмоции, образы.

Творческие люди – это люди с тонкой душевной организацией, это художники, музыканты, скульпторы, дизайнеры, модельеры и многие другие люди искусства. Они стараются реализовать себя в творчестве, совмещая свое призвание, свой талант с повседневной деятельностью и бытовыми обязанностями. Муза – самая главная ценность в их развитии.

Процесс создания очередного шедевра становится смыслом жизни, а вдохновение делает этот процесс невероятно легким и приятным.

Духовность

Духовно ориентированные люди живут по своим канонам. Их жизненные ценности тесно переплетаются с основными религиозными заповедями: не убей, не укради, почитай родителей своих, не прелюбодействуй и др. Они стараются в точности следовать правильным, уже заранее прописанным истинам, а не приобретать их на основе личного горького опыта.

Духовно развитый человек живет счастливо, и не только для себя, любит жизнь во всех ее проявлениях, ценит каждую минутку, проведенную с близкими и родными, радуется красоте земной (природной и созданной людьми), наслаждается музыкой и благодарит высшие силы за каждый прожитый день.

Такой человек уважает себя и других, не завидует, не выясняет отношений, обладает внутренней гармонией.

Порой бывают случаи, когда при испытании определенного стресса либо попадании в тяжелую экстремальную ситуацию у человека происходит перестройка сознания, и он переоценивает свои жизненные ценности.

То, что раньше было для него главным смыслом жизни – становится просто благом.

Так, например, только в болезни человек начинает ценить здоровье, только на войне происходит истинное осознание ценности таких понятий, как отвага, верность, взаимопомощь, сострадание.

Очень важно понять, что именно играет главенствующую роль на данном жизненном этапе, что теперь самое ценное. Только правильно расставив приоритеты, можно с уверенностью строить свое будущее.

Источник: http://psychology-s.ru/osnovnye-zhiznennye-cennosti-cheloveka/

Проблема изучения ценностей личности в зарубежной психологии

Проблема изучения ценностей личности в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке — философии, социологии, психологии, педагогики. Как отмечает Д.А.

Леонтьев (1996, 2003), у понятия ценность в гуманитарных науках во многом парадоксальная судьба. Оно не имеет своего четко определенного места.

Вплоть до 60-70 годов прошлого столетия большинство психологических исследований ценностей проходили с одной стороны, в рамках рассмотрения социального как внешнего по отношению к индивиду и чуждого ему (асоциальность в понимании человека), свойственного всем направлениям в западной психологии личности (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология). Однако исследователи не отрицали очевидности влияния различных факторов социальной природы на развитие личности, но, тем не менее, это влияние рассматривалось как давление, к которому человек с большим или меньшим успехом приспосабливается: подчиняется, адаптируется, борется, обходит и т.п. Естественно, что ценности выступали как образования сугубо индивидуально-личностной природы, не имеющие никаких корней и соответствий в социальной реальности. С другой стороны (в советской психологии) господствовала тенденция сведения формирования личности на основе социальных воздействий. Ценности понимались как социальные образования, при этом полагался прямой механизм регулирующего действия социальных ценностей на деятельность. В результате развернувшихся многочисленных сравнительно-культурных исследований в послевоенный период, ситуация начала меняться. Представитель культурной антропологии Д. Ли отмечает, то, что может казаться внешнему наблюдателю социальными ограничениями, правильнее понимать как социальные структуры, оказывающие не столько ограничительное влияние на поведение членов данного социума, сколько, напротив, организующее — расширяющее, а не сужающее индивидуальную свободу. Разработка новых подходов к регуляции поведения человека, развертывание с начала семидесятых годов работ по психологии личности и индивидуальности, переход к представлениям об опосредованном характере социальной регуляции индивидуального поведения, разворачивание исследований внутри личностных механизмов, опосредующих эту регуляцию, смещение акцентов с социальной реальности на индивидуальную, привело к преодолению асоциальной и пансоциальной парадигм. Новая парадигма, «культурно-историческая психология» (А.Г. Асмолов, 1996) предполагает, что человек не только изначально находится в социокультурном окружении, но и строит себя из него как из строительного материала. Культура и общество не просто внешние условия, но материал индивидуального развития, которое заключается в их присвоении, превращении в собственное достояние, в элементы внутренней организации личности, — это не механический, а сложно опосредованный процесс, складывающийся из разнообразных трансформаций. Согласно Д.А. Леонтьеву (1996), только при такой трактовке понятие ценности может найти свое место в психологии и, более того, оказаться незаменимым для понимания ключевых механизмов социализации личности.

В зарубежной психологии существует множество определений понятия «ценность», как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет необходимость цели.

В более общих определениях понятию «ценность» придается несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта: а) ценность — как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни, это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности; б) ценности, предстающие в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры, либо человеческих поступков; в) социальные ценности, входящие в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности. Понятию «ценность» придается также неодинаковое значение и в различных психологических школах. Так, например, З.Фрейд не касался прямо проблемы ценностей, но соотнесенность с ними все-таки подразумевалась. «Суперэго» Фрейда представляет собой по существу хранилище как бессознательных, так и социально обусловленных моральных установлений, этических ценностей и норм поведения, которые служат своего рода судьей или цензором деятельности и мыслей «Эго», устанавливая для него определенные границы. По словам Фрейда, «Суперэго» ребенка конструируется по модели «Суперэго» его родителей: оно наполнено тем же содержанием и становится носителем традиций и переживающих время суждений ценностей, которые передаются, таким образом, от поколения к поколению» (цит. по: Дж. Фейдимен, 1996, с.22). Психоаналитическую теорию З. Фрейда относят к числу психодинамических, использующих для описания личности ее внутренние психологические свойства, в первую очередь, его потребности и мотивы. Однако, по З. Фрейду, основные потребности и мотивы поведения самой личностью не осознаются и находятся в состоянии конфликта с социальными нормами. Многие неофрейдисты, в частности, Э.Фромм, пытались социологизировать теорию Фрейда. Так, по мнению Э.Фромма (1994), у каждого человека имеется потребность в ценностях, которые направляют его поступки и чувства. Э.Фромм делит их на две категории: официально признанные, осознаваемые (религиозные и гуманистические) ценности; действительные, бессознательные (порожденные социальной системой). Вторая группа является непосредственными мотивами человеческого поведения. Обе группы структурированы и образуют иерархию, «…в которой высшие ценности определяют все прочие как необходимые для реализации первых соотносительные понятия» (Э.Фромм, 1993, с.285). Э.Фромм подчеркивает известную автономию по отношению к органическим потребностям, социальный и исторический характер собственно человеческих потребностей и мотивов. Выводит типы характеров, отличающихся направленностью на различные системы ценностей. Типология социальных характеров американского социолога психоаналитического направления Д.Рисмена построена на внешнем или внутреннем происхождении ценностных ориентации личности. По его мнению, «источником ориентации личности на определенную систему ценностей может являться собственное мировоззрение человека или социальная среда, признающая, одобряющая или отвергающая те или иные ценности» (цит. по: Современная западная социология: Словарь, 1990, с.298). Д.Рисмен как основные описывает исторически обусловленные «ориентированный изнутри» и «ориентированный извне» типы социального характера. Поведение первого определяется интернализованными в раннем детском возрасте нормами, ценностями и жизненными принципами. «Ориентированная изнутри» личность является более целеустремленной, динамичной, предприимчивой, более открытой к переменам и нововведениям, требующей или осуществляющей «позитивное лидерство». Поведение «ориентированной извне» личности определяется не собственными принципами, а другими, т.е. ценностями окружающих, модой, внешними влияниями, существующей системой общественных связей. Анализ связей между ценностями личности и общества осуществлялся также при исследованиях социальной установки. У.Томас и Ф.Знанецкий понимали под социальной установкой «состояние сознания индивида относительно некоторой ценности» (цит. по: Современная западная социология: Словарь, 1990, с.351). Поведение личности в обществе оценивалось ими с точки зрения «социальной ситуации», включающей в себя социальные нормы и ценности, социальную установку индивида, и определение им ситуации. Определение ситуации индивидом, исходя из собственных установок или групповых норм, позволяет судить о его степени приспособляемости к социальному окружению, конформности. На этой основе У.Томас и Ф.Знанецкий выделили три: типа личности: мещанский (ориентирующийся на традиционные ценности), богемный (характеризующийся нестойкими и несвязанными ценностями, высокой степенью приспособляемости), и творческий (единственный, определяющий развитие общества и культуры). Таким образом, для теории З.Фрейда и его последователей свойственны врожденность механизмов развития личности, а также противоречие между потребностями личности и социальными нормами и ценностями.

Совершенно иной подход к проблеме ценностных ориентации в структуре личности сложился в «понимающей психологии». Э.Шпрангер (1982), развивая учение В.Дильтея о том, что «задача психологии состоит в раскрытии смысловой, душевной жизни личности, ценностных ориентации» (В.Дильтей, 1995, с.

132) считал, что основой личности является ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Включение субъекта в познание и означает эту ценностную ориентацию. По Э.Шпрангеру (1992), ценностная ориентация личности является продуктом общей ценностной ориентации человечества.

Это чисто духовное начало, определяющее у каждого человека понятие мира и являющееся производной частью общего человеческого духа. Исходя из этого, Э.

Шпрангер выделяет шесть типов личности, независимых от места и времени, без учета конкретных исторических и социальных условий, различающихся по преобладанию таких ценностных ориентации как: поиск истины; практические ценности; стиль и гармония; любовь, стремление к всеобщей любви, любви ко всему человечеству; власть, влияние, известность; смысл жизни.

Проблема регулятивной роли высших человеческих ценностей — смысловых образований ставится представителями гуманистического направления. Центральным звеном теории личности А.Маслоу (1982) является самоактуализация — стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, которое является высшей ступенью в иерархии потребностей.

Читайте также:  Собранность - психология

Все самоактуализирующиеся люди стремятся к реализации «бытийных» ценностей. Для них эти ценности выступают как жизненно важные потребности. А.

Маслоу полагает, что есть определенные ценности, присущие каждому человеку и выделяет две группы ценностей: Б-ценности (ценности бытия) — высшие ценности, присущие, самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность); Д-ценности (дефициентные ценности) — низшие ценности, поскольку, они ориентированы на удовлетворение какой-то потребности, которая не удовлетворена или фрустрирована.

Таким образом, ценности у А. Маслоу являются частью мотивационно-потребностной сферы, однако они рассматриваются без учета определяющей роли социальных и исторических факторов развития личности.

Концепция В. Франкла (1982), сложившаяся в рамках экзистенциальной психологии, по многим своим положениям близка гуманистической психологии. Созданная В.

Франклом теория логотерапии и экзистенциального анализа представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности. Центральным звеном этой системы выступает понятие «смысл жизни». В.

Франкл считает, что «важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент» (В. Франкл, 1982, с.123). Согласно В. Франклу (1990), смысл жизни можно обнаружить, совершая дело (подвиг); переживая ценности; путем страдания.

Исходя из этого, им выделяются три группы ценностей (смысловых универсалий), кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории. Первую группу составляют ценности творчества — наиболее естественные и важные, но не необходимые.

Вторая группа — это ценности переживания. Наиболее значимыми, по мнению В. Франкла, являются ценности отношения. «Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным» (В.Франкл, 1990, с. 174).

M.Rokeach (1972) определяет ценности как «…устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» (цит. по: Д.А.Леонтьев, 1992, с.43). По мнению M.

Rokeach, то, что является типичным для группы людей, является социальным по своей сути, согласно его мнению ценности характеризуются следующими признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; 3) ценности организованы в системы; 4) истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения. «Система ценностных ориентации не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные изменения взаимоотношений личности с миром, так и смену текущих, мимолетных жизненных ситуаций. Очень часто человек не может вести себя конгруэнтно со всеми своими ценностями. Разные ситуации приводят две или более ценностей в конфликт друг с другом. Личностная система ценностей представляет организацию правил для выбора и для разрешения конфликтов между двумя или более моделями поведения или между двумя или более конечными целями существования. Существует невероятно большое число теоретически возможных вариаций иерархии ценностей. Однако многие социальные факторы, такие как сходство культур, социальных систем, каст, классов, полов, профессий, образования, религий, политических режимов ограничивают число таких вариаций. Следует полагать, что пока личностные факторы будут повышать вариации в индивидуальной ценностной системе, культура, общество будут, тем не менее, ограничивать такие вариации до умеренного числа измерений». M.Rokeach выделяет два класса ценностей: «…несколько ценностей могут быть организованы вместе в форме инструментальной или терминальной системы ценностей. Каждая из этих систем ценностей более или менее внутренне согласуется и детерминирует поведение, однако, изменения в любой части системы будут задействовать другие связанные с ней части, что приведет к изменению поведения» (M.Rokeach, 1972, с.294). Терминальные ценности — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности — убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность. Разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств. Терминальные, или целевые ценности обобщенно выражают важнейшие цели, идеалы, самоценные смыслы жизни людей — такие как ценность человеческой жизни, семьи, межличностных отношений, свободы. В инструментальных ценностях запечатлены одобряемые в данном обществе или иной общности средства достижения цели. С одной стороны, это нравственные нормы поведения, а с другой — качества, способности людей (такие как инициативность, независимость, авторитетность и т.д.). По определению, целевые ценности более устойчивые и имеют более высокий статус по сравнению с инструментальными ценностями. Но, тем не менее, социальные ценности нестабильны во времени; изменения в политической, экономической, духовной сферах общества приводят к изменению социальных ценностей, которые по своей природе являются нормативными.

Таким образом, в зарубежной психологии ценностные ориентации как предмет психологического исследования занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания.

АВТОР: Сунцова Я.С.

Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=4170

Ценности личности

⇐ ПредыдущаяСтр 54 из 66Следующая ⇒

Ценность – это понятие, используемое в философии и социологии для указания на личностную, социальную и культурную значимость определенных объектов и явлений.

Учение о ценностях и их природе носит название аксиологии. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, элементов внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми.

Эти ценностные ориентации и составляют основу сознания и деятельности личности.

Существуют различные критерии классификации ценностей:

· в зависимости от социального значения и последствий реализации ценности делят на положительные и отрицательные;

· по виду удовлетворяемых потребностей – на материальные и духовные;

· по принципу иерархичности – на ценности-цели и ценности-средства (инструментальные), выступающие как промежуточные ценности, подчиненные высшим целям. Без ценностей-средств невозможна реализация ценностей-целей. Но далеко не всякие средства оправдываются целями.

Благородные цели, достигнутые неоправданным насилием, будут опорочены, осквернены. Не случайно в современной философии и этике так остро встала проблема ненасилия.

Основными нравственными ценностями философии и этики ненасилия являются: милосердие, терпимость, взаимопонимание, сочувствие, соучастие, противостоящие отрицательным ценностям – насилию, господству, подавлению, подчинению, деспотии.

В иерархии ценностных ориентации, детерминирующих деятельность и поведение человека, одно из важных мест человек отводит свободе.

Свобода личности – это ее способность поступать в соответствии со своими желаниями и намерениями.

Условием свободы личности является возможность выбирать ту или иную цель, тот или иной способ деятельности, то или иное отношение к ситуации и миру, при этом осознавая свою ответственность за сделанный выбор и его последствия.

Особым аспектом нормальной жизни человека (личности) в обществе является наличие социальных норм. Социальные нормы – общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей. Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

· поддерживают порядок, равновесие в обществе;

· подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты, «окультуривают» человека;

· помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.

Видами социальных норм являются: нормы морали, нормы группы, коллектива, специальные (профессиональные) нормы и нормы права.

Нормы морали регулируют наиболее общие варианты поведения людей. Они охватывают большой круг общественных отношений, признаны всеми (или большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек (его совесть) и общество, которое может подвергнуть осуждению нарушителя норм морали.

Групповые нормы – особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов (ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).

Специальные (профессиональные) нормы регламентируют поведение представителей тех или иных профессий (например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распространены среди медработников, артистов, военных и т. д.).

Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они устанавливаются особыми уполномоченными государственными органами, имеют общеобязательный характер, формально определены (четко сформулированы в письменной форме), регулируют четко определенный круг общественных отношений (а не общественные отношения вообще) и подкреплены принудительной силой государства (возможностью применения насилия, санкций со стороны специальных государственных органов в установленном законом порядке по отношению к лицам, их преступившим).

Человек, вбирая в себя выработанные обществом нормативы, начинает быть самостоятельным носителем нравственных принципов, нравственных ценностей.

Принятые в том или ином обществе нравственные принципы, правила поведения, идеалы и образцы «должной» жизни составляют в своей совокупности систему нравственных ценностей.

Опираясь на такую систему, человек в состоянии давать выверенную нравственную оценку поступкам и действиям людей, давать самооценку своего поведения.

Избранные личностью нравственные ценности воплощаются в ценностной ориентации человека, которая направляет в самых различных ситуациях помыслы и поступки человека.

Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию. Жизненная позиция – отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках.

Выделяются две основные жизненные позиции:

· пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам;

· активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией.

В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:

· авторитарно-конформистская (человек в своем поведении ориентируется на поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и авторитетного человека, как правило, руководителя коллектива);

· групповая конформистская (отдельный человек, как и другие члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе);

· общественно-конформистская (отдельный индивид подчиняется нормам общества и «плывет по течению», такое поведение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств).

Активная жизненная позиция также имеет свои грани:

· активное, самостоятельное поведение по отношению к другим индивидам, но подчинение группе;

· подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;

· игнорирование общественных норм и активное стремление «найти себя» вне общества – в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;

· непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действительность.

⇐ Предыдущая47484950515253545556Следующая ⇒

Источник: http://mykonspekts.ru/1-109961.html

Ссылка на основную публикацию