Вчувствование в группу — психология

Ответы к экзамену по социальной психологии — Психологические условия сплочения коллектива

Page 36 of 48

Психологические условия сплочения коллектива (малой группы)

Сплочение малой группы — это процесс формирования такого типа связей и отношений между ее членами, которые позволяют достигать ценностно-ориентационного единства, наилучших результатов в совместной деятельности, избегать конфликтов и конфронтации.

Термин ценностно-ориентационное единство введен в отечественную социальную психологию А.В.

Петровским и означает, что отношения между членами группы носят опосредованный совместной деятельностью характер, выражением чего является совпадение для членов группы ориентации на социальные ценности совместной деятельности.

Сплоченность как черта психологии группы, выражающая степень единомыслия и едшюдействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства. Для членов малой группы сама по себе сплоченность — привлекательная цель и ценность, групповое состояние, к которому надо стремиться.

Процесс сплочения членов малой группы осуществляется на всех этапах ее развития и проходит три ступени. Сначала члены группы воспринимают друг друга в соответствии с общечеловеческими нормами поведения и, как правило, по внешним, поверхностным и несущественным признакам. В ходе общения (в основном эмоционального) складываются симпатии или антипатии, доверие или недоверие и т.п.

Таким образом, осуществляются так называемая первичная психологическая дифференциация группы и интеграция неформальных микрогрупп в ней. Затем по мере осознания и внутреннего принятия людьми целей и задач совместной деятельности, понимания ими своей роли и ответственности за их достижение складывается новый характер отношений между членами малой группы.

Новые системы ценностей и возникающие на их основе взаимоотношения как бы накладываются на уже существующие, а их согласование и адаптация проходят уже безболезненно.

И, наконец, в процессе дальнейшей совместной деятельности продолжается упрочение системы ценностно-ориентационного взаимодействия, а деловое и эмоциональное единство членов малой группы становится фактором развития психологии малой группы.

Психика малой группы: сущность, структура, функции

подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).

Выделяют 2 вида групповой структуры: 1) Формальная С – задается вышестоящей организацией и характеризует формальные предписанные, обязательные связи между участниками. 2) Неформальная структура – основана на эмоциональных привязанностях людей и зависит.

   Малую группу характеризуют как статические (состав, границы, композиция), так и динамические процессы. Главной задачей социально-психологических исследований является изучение динамических процессов.

В результате этих исследований выявляются общие закономерности общения и взаимодействия, реализуемые в малой группе; раскрываются механизмы связи с общественными отношениями и доведения до личности общественных норм, ценностей, установок.

Важный аспект исследования – это изучение процесса развития группы, изменения групповых свойств на различных этапах становления группы, а также, каким образом активность личности реализует усвоенные влияния и осуществляет их отдачу.

   Понятие групповая динамика может употребляться в трех значениях:
   1) направление исследования малых групп в западной социальной психологии (школа К. Левина);
   2) обозначение методик, используемых при изучении малых групп, разработанных в школе К.

Левина (особый вид лабораторного эксперимента);
   3) совокупность процессов, которые происходят в малой группе.
   Групповая динамика – совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какой-то период ее существования.

   Важнейшими динамическими процессами являются: образование малых групп (способы формирования групп, психологические групповые механизмы: феномен группового давления, развитие групповой сплоченности); групповая сплоченность; лидерство; принятие группового решения; эффективность группы.

   В отечественной социальной психологии развивалось направление, рассматривающее в качестве своеобразного итога развитие группы такой специфической стадии, как коллектив. Вся проблематика коллектива также имеет отношение к групповой динамике малой группы.
   Малая группа задается функционированием общества.

Таким образом, причины ее возникновения лежат в социальной структуре. Социальная психология изучает переход социального процесса образования группы в психологическую плоскость. Анализ развития группы как психологической общности базируется на выделении двух главных сфер ее жизнедеятельности: деловой и эмоциональной. Можно выделить три механизма групповой динамики: разрешение внутри-групповых противоречий (противоречия между потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью; между стремлением членов группы к самореализации и тенденциями включения в групповые процессы); идиосинкразический кредит (лидеру позволяется нарушать групповые нормы, что нельзя рядовому члену); психологический обмен (через совместную деятельность происходит статусная дифференциация).

Социально-психологические феномены (характеристики) малой группы.

1) Размер или численность группы. С т.з. взаимоотношений и управления группой оптимальным размером группы будет 7 ± 2. Для целей обучения оптимальным считается 25 человек т.к. необходима вариативность мнений.

2) Структура группы отражает характер связей и взаимоотношений между участниками группы. Выделяют 2 вида групповых структур:

2.1 Формальная структура группы – задается вышестоящей организацией и характеризует формальные, предписанные обязательные связи между участниками группы (Руководитель -> замы -> подчиненные ).

ФС предполагает деловое общение между участниками группы для реализации групповых целей. Эти отношения являются предписанными обязательными, т.е.

при ФС люди общаются в группе из необходимости осуществлять групповую деятельность.

2.2 Неформальная структура группы – основана на эмоциональных привязанностях, на симпатиях/антипатиях людей. С т.з. Морено НфС состоит из 4 элементов в соответствии с тем статусом или позицией которую занимает каждый из участников:

· Звезды (лидеры) – люди, пользующиеся максимальной популярностью.

· Предпочитаемые – участники группы, по отношению к которым преобладает ”+” отношение, нежели ”-”.

· Отвергаемые – те участники группы у кого ”-” выборы преобладают над “+”.

· Изгои (аутсайдеры) – те, кто не получил ни ”-” ни “+”, самая неблагоприятная группа.

Считается, что группа хотя бы с одним лидером более успешна, чем без него. Такие группы менее подвержены панике, более организованны, легче управляются. Соотношение ФС и НфС в реал жизни: 1) Ф и НфС частично совпадают 2) полностью совпадают 3) вообще не совпадают.

3) Групповая сплоченность – мера тесноты и устойчивости связей внутри группы. Это такое морально-психологическое состояние участников группы, при котором чувство Я заменяется чувством Мы, и возникает возможность жертвовать чем либо ради групповых интересов, такая группа более мобильна и организованна. Факторы способствующие ГС:

1) Фактор общей территории

2) Общий язык, национальность

3) Схожий культурно-интеллектуальный уровень

В современной СП феномену ГС предается большое значение.

4) Фасилитация — повышение эффективности (в плане скорости и продуктивности) деятельности личности в условиях ее функционирования в присутствии других людей, которые в сознании субъекта выступают в роли либо простого наблюдателя, либо конкурирующего с ним индивида или индивидов.

Ингибиция — ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, как реальных, так и воображаемых.

5) Психологическая совместимость – сложный феномен, проявляющий себя на неск. уровнях:

5.1 Биологический уровень – совместимость крови.

5.2 ПС по типу темперамента. Она подчиняется принципу комплиментарности – чем ближе отношения между людьми, тем более противоположенные темпераменты являются совместимыми.

5.3 ПС по чертам характера и по духовному, культурному различию. Тут действует принцип сходства.

5.4 Социально-психологическая совместимость – совместимость по жизненным целям и ценностям, по идеалам, по убеждениям. Действует принцип сходства. [ПС — парный феномен]

6) Срабатываемость участников группы – легкость достижения совместных результатов в какой-либо деятельности. С для новых участников группы возникает не сразу. 2 уровня С:

1) Психофизиологический – С образуется благодаря синхронности и слаженности выполнения деятельности.

2) Социально-психологический – С вырабатывается благодаря оптимальному распределению обязанностей с учетом индивидуальных особенностей.

7) Внушаемость – стихийное эмоциональное давление в группе на ее участников (прямое/косвенное). Человек не осознает этого влияния на рациональном уровне, он становиться объектом внушения.

8) Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) конформности.

Первая представляет собой демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц; вторая — действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения.

9) Эмпатия – способ-ть эмоционально воспринимать других людей проникать в их настроение

И Э состояние в процессе общения. Лежит в основе сочувствия и сопереживания. Развитие Э-ии зависит от типа темперамента, пола, даже возраста.

10) СПК – преобладающий относительно-устойчивый эмоциональный настрой в группе, влияющий на образ жизни людей, их повседневное самочувствие, работоспособность. СПК зависит от: 1) Сумма индивидуальных эмоциональных вкладов 2) Характеристики проф или учеб деятельности 3 вида СПК: 1)Благоприятный 2)Не благоприятный 3) Нейтральный

Источник: http://spargalki.ru/psyhologiya/117-soci.html?start=35

Эмпатия — психологические тренинги и интенсивы от профессионалов

Эмпатия- это творческий коллектив психологов, психотерапевтов и педагогов. В сочетании этих трех направлений родилась комплексная программа социально-психологического сопровождения для подростков, которая носит название «Студия практической психологии Эмпатия».

Мы рассматриваем психологическую работу с детьми и подростками не как набор отдельных тренингов, а как комплексную социально-психологическую работу, которая включает в себя набор различных методов: групповая психологическая работа (тренинги), индивидуальные консультации, профориентацию, развивающий досуг, психологическую работу с родителями.

Это очень важно, так как создает среду для изменений,пространство развития. Психологические тренинги и интенсивы — наша специализация.

Подростковый возраст  – это возраст, когда личность человека  приобретает яркие и очевидные черты. Часто подростковое взросление – это сложный период, как для самого подростка, так и для его родителей.

Цель нашего проекта – комплексное психологическое сопровождение подростков и их родителей.

Мы помогаем подросткам и родителям сделать подростковый возраст гармоничным началом взрослой жизни. Совместно мы создаем пространство уважения и развития, формируем полезные навыки для строительства гармоничных отношений с окружающими и познания себя.

БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА

Базовая программа, развиваем навыки общения, повышаем уверенность, учим работать в группе.

Идет запись в сентябрьские группы

Подробнее…

Выездной интенсив для подростков и молодежи.
6-9 апреля. Можно присоединиться!

Подробнее

Научим эффективно общаться, слышать и слушать, предотвращать конфликты, говорить о своих чувствах.
15 и 22 апреля.

Подробнее…

Как выражать эмоции, как понять себя и другого. 13 и 20 мая. Идет запись.

Подробнее…

14 лет опыта

Наш проект существует с 2004 года. За это время было разработано более 60 тренинговых программ и терапевтических групп по различным тематикам

100 длительных групп

Именно на длительной группе есть максимальная возможность полноценного раскрытия, развития уверенности в себе, познания своего внутреннего мира

1000 консультаций

Гештальт-терапия, клиент-центрированная психотерапия, арт-терапия, процессуальный подход, психодрама, расстановки, травма-терапия

2500 участников

Отзывы многих из них и их родителей говорят о том, что это был важнейший этап их жизни, в процессе которого  ребята смогли найти себя

БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА

Подростковый возраст  – это возраст, когда личность человека  приобретает яркие и очевидные черты. Часто подростковое взросление – это сложный период, как для самого подростка, так и для его родителей.

Цель нашего проекта – комплексное психологическое сопровождение подростков и их родителей.

Мы помогаем подросткам и родителям сделать подростковый возраст гармоничным началом взрослой жизни. Совместно мы создаем пространство уважения и развития, формируем полезные навыки для строительства гармоничных отношений с окружающими и познания себя.

Базовая программа, развиваем навыки общения, повышаем уверенность, учим работать в группе.

Идет запись в сентябрьские группы.

Подробнее…

Выездной интенсив для подростков и молодежи.
6-9 апреля. Можно присоединиться!

Подробнее

Как выражать эмоции, как понять себя и другого. 13 и 20 мая. Идет запись.

Подробнее…

Научим эффективно общаться, слышать и слушать, предотвращать конфликты.
15 и 22 апреля.

Подробнее…

14 лет опыта

Наш проект существует с 2004 года. За это время было разработано более 60 тренинговых программ и терапевтических групп по различным тематикам

100 длительных групп

Именно на длительной группе есть максимальная возможность полноценного раскрытия, развития уверенности в себе, познания своего внутреннего мира

1000 консультаций

Гештальт-терапия, клиент-центрированная психотерапия, арт-терапия, процессуальный подход, психодрама, расстановки, травма-терапия

2500 участников

Отзывы многих подростков и родителей говорят о том, что это был важнейший этап их жизни, в процессе которого ребята смогли найти себя и построить гармоничные отношения с окружающими

20.03.2018

Источник: https://empatia.ru/

Роль эмпатии в науке и обществе

Колтаков Г. С. Роль эмпатии в науке и обществе [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/197/9888/ (дата обращения: 18.05.2018).

Читайте также:  Эмоциональная неуязвимость - психология

Ключевые слова: эмпатия, сопереживание, вчувствование, сочувствие, свойства личности

Задолго до того, как в психологической науке возник термин «эмпатия» (от греч.

empatheia — сопереживание), такие понятия, как сопереживание и сочувствие уже являлись общеупотребительными и априори служили мерилом морально-нравственного облика личности, а также, признаком психической нормы для специалистов в области психологии.

Многочисленные описания этого чувства встречаются еще в старинных летописях, произведениях классического и современного искусства, эпоса, фольклора. Так, главный герой в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» являет собой образ человека с гипертрофированной способностью к эмпатии.

Один из примеров героя с полным отсутствием этого свойства — это главный герой произведения В. Ерофеева «Жизнь с идиотом». И в том, и в другом случае мы имеем дело с симптомами психических отклонений, однако художественные образы, описанные авторами наглядно иллюстрируют значимость эмпатии в жизни любого общества.

Ранее считалось, что способность к сопереживанию этологически отличает высших приматов, как вид, от большинства других живых существ и лишь некоторые виды имеют зачаточные формы эмпатии. Чувства эмпатии преподносилось, как прерогатива разумных существ.

Однако, ученые из канадского Университета Макгилла, опытным путем на примере мышей доказали, что не только приматы, но и другие виды животных способны к проявления этого чувства.

В последствии было выявлено, что в популяции слонов, также наблюдаются схожие проявления.

Способность к эмпатии не обязательно должна быть связана с ощущением боли. Как показали исследования ученых под руководством Н.Данцигера, у пациентов с генетическим заболеванием врожденной нечувствительностью к боли, при отсутствии болевого опыта, все же проявлялась способность к эмпатии при демонстрации материалов, описывавших физические страдания людей.

Испытуемые мимически и моторно отражали переживания боли. Подтверждалось это активацией центров боли в головном мозге при магнитно-резонансном томографическом исследовании.

На сегодняшний день, многие психологи, биологи и генетики склонны считать, что способность к эмпатии обусловлена генетически, поскольку она является наиболее удобным способом анализа чувств и поступков других.

Способность к сопереживанию не могла не привлечь психологов, как с точки зрения его феноменологической сущности, так и в дальнейшем с точки зрения тонкостей его применения в прикладном, профессиональном отношении.

Если обратиться к истокам возникновения самого понятия эмпатии в психологии, необходимо отметить огромный вклад таких именитых ученых, как Э. Титчнер, Т. Липпс, Дильтей, З. Фрейд, В. М. Лейбин, К. Роджерс, Ч. Райкрофт и многих других психологов.

Введения в психологию такого понятия, как эмпатия, имело не только принципиально важный смысл, но и являлось своего рода необходимостью.

Из очевидных причин, по которым данный термин был необходим можно выделить следующие: во-первых, возникла необходимость развести понятия сопереживания в «житейском» понимании и сопереживания в профессиональном понимании.

Во-вторых, возникла необходимость сформулировать критерии эмоциональной вовлеченности специалиста во время психологического консультирования, психокоррекционной или психотерапевтической работы, во избежание ряда негативных последствий, как для клиента/пациента, так и для специалиста.

Такое формулирование предоставляло возможность заглянуть в саму структуру этого переживания, выделить ее компоненты, что, в свою очередь, являлось определяющим в формировании адекватного психологического раппорта для специалиста в области психологии.

Дифференциация общечеловеческого чувства сопереживания и профессионального, открыла новые возможности в понимании процессов более эффективного профессионального взаимодействия психологов/психотерапевтов и клиентов/пациентов.

На основе выделившихся компонентов эмпатии, появилась возможность выстраивать те модели лечебного взаимодействия, при которых минимизировались риски возникновения таких негативных последствий для специалиста, как например так называемое «профессиональное выгорание». И, наконец, в-третьих, оптимизация профессиональных возможностей для специалиста, значила, как качественные изменения в работе, так и шанс увеличить объем выполняемых работ в количественном отношении.

На сегодняшний день существует ряд научных определений понятия свойства эмпатии. Приведем некоторые из них.

Термин эмпатия впервые был введен Э. Титченером. Согласно классификации, предложенной автором, эмпатию принято разделять на: эмоциональную, когнитивную и предикативную.

Эмоциональная эмпатия вызывается подражательными и аффективными механизмами в отношении других людей. Когнитивная эмпатия — эмпатия основанная на интеллектуальных механизмах сравнения.

Предикативная проявляется в виде способности предугадывать возможные аффективные реакции.

Одним из первых концепция эмпатии была предложена немецким психологом Т.

Липпсом, который рассматривал ее, как некий психический акт, в процессе которого человек проецирует собственное эмоциональное состояние на предметы, испытывая при этом эстетические переживания различной направленности. Так, эффект зрительных иллюзий рассматривается в концепции автора, как привнесенное субъективное восприятие и наполнение им предмета.

В. Дильтей вкладывал несколько иной смысл в суть эмпатии. Автор считал эмпатию ключевым фактором в понимании окружающей человека действительности. Он понимал эмпатию, как способность человека к проникновению в состояние других людей и воссоздание их переживаний посредством собственных ощущений.

Значительное положение эмпатия занимает и в психоаналитической школе. Так, З. Фрейд описывал его, как попытку понять чувства пациента и сравнить их с собственными. При этом происходит отождествления себя с пациентом, однако дистанциированно на столько, чтобы избежать предвзятости в суждениях и интерпретациях.

Понятие эмпатии в отечественной психологической науке появилось благодаря К. Роджерсу. Автор отводил этому чувству одну из важнейших ролей.

Эмпатия в гуманистической психологической концепции Роджерса является одним из основных приемов полноценного психотерапевтического взаимодействия.

Полное принятие клиента, как бы проживание его жизни, всех его переживаний, без оценочных суждений, по мнению автора, — есть необходимые условия успешной психотерапии.

На сегодняшний день проводятся многочисленные научные исследования, с целью выявления связей эмпатии с высшими психическими функциями человека: эмоциональным и социальным интеллектом, мышлением, памятью и вниманием.

Изучаются особенности проявления эмпатии в различных социальных группах и сообществах, таких как например, студенты, школьники, представители различных профессий. Определяются различные социальные явления и процессы, в которых проявление эмпатия играет значительную роль.

Так, например научный интерес вызывают исследования эмпатии, в ее связи с процессами социализации, адаптации или толерантности личности.

В настоящее время существует достаточно много классификаций и определений эмпатии, объединяет же все эти концепции тот факт, что понятие эмпатии гораздо более сложное, нежели понятие сопереживания.

Оно определенно имеет широкую структуру и вероятно связанно со многими свойствами личности, явлениями и процессами в обществе. Эмпатия представляет большой научный интерес еще и за счет возможности междисциплинарных исследований.

В работе психолога способность к эмпатии играет одну из ключевых ролей.

В этой связи, наиболее актуальными для науки, на наш взгляд, являются эмпирические исследования, с целью изучения отдельных свойств в структуре чувства эмпатии, на примере специалистов, практикующих в области психологии и психотерапии и представителей других профессий. Цель подобных исследований может заключаться в выявлении специфических переменных эмпатии и их связей или взаимосвязей для представителей тех или иных профессий.

Таким образом, проведенный обзор литературы на заданную тематику, указывает на то, что, не взирая на многочисленные исследования, чувства эмпатии еще недостаточно изучено. Данные обстоятельства предоставляют возможность поиска новых междисциплинарных подходов к его изучению и понимаю.

Литература:

  1. Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. Под редакцией Игишева, 2008
  2. Кондаков И. М.. Психологический словарь, 2000
  3. Лейбин В. М. Словарь-справочник по психоанализу, 1990
  4. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному, 1997
  5. Бойко В. В. Методика диагностики уровня эмпатических способностей. (Тест-опросник на эмпатию Бойко)
  6. Источник: http://psycabi.net/testy/229-metodika-diagnostiki-urovnya-empaticheskikh-sposobnostej-v-v-bojko-test-na-empatiyu-bojko
  7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека, 1994

Основные термины (генерируются автоматически): чувства эмпатии, Роль эмпатии, понятия эмпатии, Формирование эмпатии, Чувства эмпатии, зачаточные формы эмпатии, значимость эмпатии, понятия свойства эмпатии, структуре чувства эмпатии, компонентов эмпатии, первых концепция эмпатии, особенности проявления эмпатии, Понятие эмпатии, исследования эмпатии, выявления связей эмпатии, определений эмпатии, специфических переменных эмпатии, понятие эмпатии, области психологии, общечеловеческого чувства сопереживания.

Источник: https://moluch.ru/conf/psy/archive/197/9888/

§1. История изучения феномена эмпатии в психологии и различные подходы к его определению

Выделение эмпатии в качестве особого психологического феномена было длительным, сложным и до сего дня его понимание не совпадает у разных ученых и в разных психологических школах.

Понятие «эмпатия» было объектом внимания философских дисциплин этики и эстетики. Интерес к понятию эмпатии формируется в учениях о явлении симпатии и вчувствования конца XIX — начала ХХ века, авторами которых выступают Смит, Спенсер, Шопенгауэр, Липпс, Шелер, Рибо, Штерн.

Сам термин пришёл в научную психологию в начале ХХ века из философии — словом «эмпатия» Э. Титченер перевёл немецкое слово «Einfuhlung» — «вчувствоваться в…», которым Т. Липпс в своей концепции эстетического воспитания описывал процесс понимания произведений искусства, объектов природы, а позже — и человека [19].

Таким образом, непосредственным истоком исследования эмпатии является учение о вчувствовании Т. Липпса. В своей теории Липпс развивал идею о том, что явление вчувствования характеризуется познавательной направленностью на объект, использованием в качестве способов познания объекта средств проекции, имитации и соотношения себя и объекта.

Вчувствование как составная часть входит в процесс понимания искусства, природы и человека [32].

Согласно учению Э. Титченера, вчувствование, или эмпатия, входя в структуру интроспекции, позволяет более объективно опиcывaть ощущения, образы и чувства в процессе восприятия внешних объектов.

Как свидетельствует ряд теоретических обзоров исследований эмпатии, в психологии насчитывается три этапа исследования эмпатии, раскрывающих попытки психологов интерпретировать природу эмпатии как психического явления. В течение первого этапа эмпатия рассматривалась как эмоциональный феномен, термин «эмпатия» означал процесс вчувствования, т.е. эмоционального проникновения в состояние другого.

Второй этап исследования эмпатии датируется появлением теорий, в которых эмпатия определяется как аффективно-когнитивное явление. Акцент смещается с эмоциональной реакции на понимание внутреннего мира другого; к аффективному компоненту здесь добавляется когнитивный.

Третий этап изучения эмпатии связан с развитием различных видов психотерапии, в которых акцент делается на поведенческой природе эмпатии. В такого рода исследованиях эмпатия определяется как помогающее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого, как содействие ему.

Наличие описанных выше этапов в изучении феномена эмпатии обусловило появление нескольких основных подходов к трактовке и определению природы эмпатии, которые имеются в современной психологии:

1) аффективный (Дж. Морено, Т.И. Пашукова);

2) аффективно-когнитивный (А.А. Бодалёв);

3) когнитивный (В.А. Лабунская);

4) интегративный (В.В. Бойко, Т.П. Гаврилова, К. Роджерс).

Представители аффективного направления трактуют эмпатию как эмоциональную реакцию (С.Бергер, 1962), эмоциональное соучастие в переживаниях других людей (Т.И. Пашукова, 1979) ,как способность приобщиться к эмоциональной жизни другого, разделить его эмоциональное состояние.

Аффективно-когнитивное направление представлено в работах А.А. Бодалёва (1995), П. Массена (1987), Н. Ньюкомб (2002) и других учёных.

А.А. Бодалёвым эмпатия понимается как способность понимать переживания другой личности и сопереживать ей в процессе межличностных отношений [6]. П. Массен и другие (1987) рассматривают эмпатию как разделённое ответное чувство, возникающее у ребёнка при постижении душевного состояния других людей.

В понятие эмпатии, фактически сводимое к понятию сопереживания, авторы включают два познавательных компонента (способность выделить и назвать чувства, которые испытывают другие, и способность принять чужую точку зрения) и эмоциональный (способность к душевному отклику) [34]. Н.

Ньюкомб определяет эмпатию как способность осознавать точку зрения и чувства другого человека [40].

В русле когнитивного направления эмпатия понимается как способ понимания другого человека, его чувств, потребностей, как интеллектуальная реконструкция его внутреннего мира, понимание и оценка отличия людей друг от друга (М.М. Муканов, Р.Б. Карамуратова). В рамках этого направления эмпатия изучается и как способность прогнозировать поведение другого человека, предсказывать его реакцию и ответы (Р. Даймонд, У. Бронфенбренер).

Интегративный подход представлен в работах В.В. Абраменковой (1978), В.В. Бойко (1996), Ю.А. Менджерицкой (1999), К. Роджерса (1994), И.М. Юсупова (1995) и др.

По мнению представителей интегративного подхода понятие эмпатии помимо когнитивного и аффективного аспектов содержит и другие: действенный аспект, выражающийся в актах бескорыстной помощи другому (Г.Ф.

Михальченко, 1987; Н.Н. Обозов, 1981; Н.И. Сарджвеладзе, 1978; и др.); коммуникативный, позволяющий передавать партнёру понимание его переживаний (Ю.Б. Гиппенрейтер, 1993; Т.Д. Карягина, Е.Н.

Козлова ,1993; и др.).

Таким образом, представления об эмпатии развивались в направлении от аффективно-когнитивного подхода к интегративному, который стремится рассматривать эмпатию как сложное явление. Такой подход к пониманию психологической природы эмпатии отражает многогранность данного феномена и подчеркивает наличие в нем эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов.

В современной психологии выделилось несколько различных подходов к пониманию феномена эмпатии. В настоящее время исследователи не пришли к единому пониманию этого явления. Определения эмпатии весьма разнообразны.

В «Большом психологическом словаре» эмпатия рассматривается как разновидность социальных (нравственных) эмоций, которая выражается в эмоциональной отзывчивости человека на переживания другого. Эмпатия как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания)[11].

Читайте также:  Практикум «развитие умения жить и действовать целесообразно» - психология

Эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Причём, здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Эмпатия противостоит пониманию в строгом смысле этого слова; эмпатия есть аффективное «понимание».

Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется» [3].

В экзестенциально-гуманистической психологии (К. Роджерс, Р. Мэй) эмпатия становится одним из центральных понятий.

Как полагает Р. Мэй, в состоянии эмпатии проявляется понимание, влияние и иные значимые аспекты человеческих отношений [39].

По мнению К. Роджерса, быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. При этом, обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации с эмоциональным состоянием другого [50].

Такая особенность эмпатии подчёркивается и в «Критическом словаре психоанализа» Ч.

Райкрофта: «понятие подразумевает, что человек одновременно и ощущает себя объектом, и продолжает осознавать собственную идентичность как самостоятельную личность.

» Эмпатия определяется здесь как способность спроецировать собственную личность на объект сопереживания, тем самым полностью постигая её; способность почувствовать себя на месте объекта [48].

Л.Я. Морено определял эмпатию как направленную на другого одностороннюю форму отношений, которые представляют собой совокупность направленных друг на друга позитивно окрашенных отношений любви, понимания, принятия, симпатии, интереса.

Е.П. Ильин определяет эмпатию как свойство, проявляющееся у индивида в случае, когда объектом его эмоциональной восприимчивости становятся переживания других людей. Эмпатия означает такое духовное единение личности, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяется в нем [23].

С определением эмпатии как безусловно положительного отношения к другому соглашается В.В. Знаков, подчеркивая что эмпатия включает не только активное оценивание субъектом переживаний и чувств познающего человека [32].

Т.П.

Гаврилова, определяя эмпатию как способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого, выделяет два её вида: сопереживание, то есть переживание объектом тех же чувств, которые испытывает другой, через отождествление с ним, и сочувствие, то есть переживание субъектом по поводу чувств другого. При этом, сопереживание и сочувствие не обязательно проявляются в чистом виде [18].

По мнению В.В. Бойко, соучастие и сопереживание это не смысл и не функция эмпатии, а эмоциональные средства достижения некой иной цели.

Необходимость в эмпатии возникает в тех случаях, когда надо выявить, понять, предвосхитить индивидуальные особенности другого и затем воздействовать на него в нужном направлении.

В таком смысле эмпатия — ценнейшее орудие познания человеческой индивидуальности, а не просто способность демонстрировать соучастие и сопереживание.

Эмпатия позволяет постичь сущность другого. Не столько понять, сколько уловить тайные движения его души: суть мотивов и смысл поступков, источники интересов или апатий, причины лжи или искренности, цели замкнутости или развязности и т.д.

Бойко выделяет в эмпатии три канала: рациональный, эмоциональный и интуитивный [23].

Рациональное в эмпатии проявляется в сопричастности — во внимании к другому, в наблюдательности за другим, в цепкости восприятия реакций, состояний и свойств другого.

Око — не дремлет, ухо — востро, ощущения — обострены, восприятие — концентрировано, мышление — актуализировано. Все психические познавательные процессы направлены на другого.

Таким образом, рациональный момент в эмпатии — не формальная логика, но интенсивная аналитическая переработка информации о другом, поступающей одновременно по разным сенсорным каналам.

Эмоциональное в эмпатии связано с пониманием другого на основе своего эмоционального опыта, посредством эмоциональных ассоциаций и переносов: я бы переживал, реагировал так (не так); обычно воспринимаю, оцениваю это так (не так); меня обычно это волнует (не волнует) и т. д.

Интуитивное при эмпатическом постижении другого сводится к подсознательной обработке информации о партнере. Обобщение и вывод о нем осуществляются без участия логики, но на основе бессознательных сопоставлений с прошлым опытом [9].

Эмпатия, таким образом, — это форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, которая позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений — свойств, состояний, реакций — в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение. [10].

Н.Н. Обозов рассматривает эмпатию как процесс (механизм) и включает в него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. По его мнению, эмпатия имеет три уровня.

В основе иерархической структурно-динамической модели лежит когнитивная эмпатия (первый уровень), проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния.

Второй уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагирования. Данная форма эмпатии включает два варианта.

Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии.

Другая, переходная форма от эмоциональной к действенной эмпатии, находит свое выражение в виде сочувствия, в основе которого лежит потребность в благополучии другого человека.

Третий уровень эмпатии — высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной.

На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называется помогающим). Между тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимости [41].

Системное понимание эмпатии представлено в работах И.М. Юсупова. Согласно И.М. Юсупову, эмпатия — целостный феномен, связующий между собой сознательный и подсознательный уровни психики, цель которого «проникновение» во внутренний мир другого человека [62].

И.М. Юсупов выделяет следующие процессы эмпатии: аттракция, интроекция, проекция, интеракция. Формами протекания процесса эмпатии выступают сопереживание, синтония, социальная сензитивность, сочувствие, интуиция, атрибуция, содействие и рефлексия. Процесс аттракции, протекающий в формах синтонии и сопереживания, относится к области аффективного регулирования.

Аттракция как неосознанная привлекательность одного человека для другого, имеет следующие аспекты: чувство одного субъекта общения к другому, эмоциональная оценка человека человеком и соответствующая регуляция поведения и эмоциональное отношение к другому [20].

Синтония в данном контексте понимается как положительная либо отрицательная реакция субъекта на эмоциональные переживания другого, что даёт возможность адекватно реагировать и устанавливать соответствующие отношения с партнёром по общению через синхронность, созвучие эмоциональных переживаний партнёров по поводу одних и тех же событий.

Сопереживание заключается в индивидуальной, качественно отличной реакции субъекта на эмоциональное состояние другого либо ситуацию общения [12].

Процесс интроекции в формах социальной сензитивности и сочувствия включен в область подсознательного отражения, причём обе эти области включены, преимущественно в подсознательную сферу психического. Интроекция рассматривается как приписывание себе субъектом обобщённо отражаемых качеств и особенностей другого через актуализацию внутреннего мира эмпатируемого.

Сочувствие заключается в чувственном отражении состояния объекта и возникает в ситуации, когда информация, поступающая от объекта эмпатии, совпадает с собственными паттернами воспринимающего субъекта.

Социальная сензитивность характеризуется повышенной чувствительностью к происходящим событиям и является минимальным условием для возникновения эмпатийного взаимодействия.

Процессы, протекающие в сфере сознания, могут быть отнесены к области опережающего отражения, либо к области произвольного регулирования.

В первую область включен процесс проекции, протекающий в формах интуиции и атрибуции.

Интуиция как неконтролируемое сознанием опережающее отражение действительности, как связующее звено сознательной и подсознательной сфер психики содержит когнитивное и эмоциональное начала.

Вторая область включает в себя процесс интеракции, реализующийся в формах содействия (альтруистического поведения как внешнее действие) и рефлексии (как активного внутреннего действия).

Интеракция понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признаётся способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнёр по общению, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия [52]. Рефлексия — осознание субъектом того, как он воспринимается партнёром по общению. Альтруистическое поведение реализуется в повседневном общении и деятельности людей как социально-психологическое появление гуманности. В его основе лежит система ценностных ориентаций личности на интересы другого человека или социальной общности [52].

Динамическая структура эмпатии в теории И.М. Юсупова представлена взаимосвязью аффективной, когнитивной и действенной составляющих, в которой взаимодополнения компонентов определяют тип эмпатийного взаимодействия с доминированием одного из них.

Специфика эмпатии заключается в сочетании когнитивно-аффективных компонентов познания, которое идёт от вчуствования-проникновения к пониманию партнёра. Согласно концепции И.М. Юсупова, эмпатия представляет собой целостный феномен осознанно-подсознательной децентрации субъекта с целью «проникновения» в скрытый мир другого человека или антропоморфизованного объекта.

Децентрация как механизм эмпатии осуществляется через проекцию субъекта в объект и обеспечивает не только его опережающее отражение, но и регулирует собственное поведение субъекта. По существу, она представляет собой способ реконструкции межличностной ситуации с целью понимания партнёра и отыскания путей к координации социальной перспективы участников взаимодействия.

Несмотря на наличие некоторого единства в трактовке эмпатии, мнения ученых расходятся тогда, когда ей необходимо придать психологический статус.

Так, некоторые исследователи полагают, что эмпатия — это психический процесс, подчеркивая тем самым ее динамический и процессуальный характер, выделяются фазы процесса эмпатии (В.В. Бойко, 1996; К. Роджерс ,1994; А.П. Сопиков ,1977; и др.).

Другая группа исследователей делает акцент на рассмотрении эмпатии как психической реакции, привлекая тем самым внимание к существованию внешнего объекта, стимула, который вызывает эмпатическую реакцию (А. Меграбиан, Н. Эпштейн, 1972).

Представителями третьего, наиболее многочисленного и перспективного, направления эмпатия определяется как способность или свойство личности (Ф.Е. Василюк, 1984).

Эмпатические способности — это социально-психологическое свойство личности, которое формируется в процессе взаимодействия людей, влияя на успешность общения. Как социально-психологическое свойство эмпатия состоит из ряда способностей:

способности эмоционально реагировать и откликаться на переживания другого;

способности распознавать эмоциональные состояния другого и как бы переносить себя в его мысли, чувства и действия;

способности давать адекватный эмпатический ответ как вербального, так и невербального типа на переживания другого [32].

В связи с тем, что эмпатия как психологический феномен представляет собой сложное многогранное явление, существуют различные концепции и подходы к определению эмпатии.

Мы разделяем точку зрения исследователей, рассматривающих эмпатию, прежде всего, как системное образование, включающее в себя ряд компонентов. Динамическая структура эмпатии в теории И.М.

Юсупова представлена взаимосвязью аффективной, когнитивной и действенной составляющих, в которой взаимодополнения компонентов определяют тип эмпатийного взаимодействия с доминированием одного из них. Согласно И.М.

Юсупову, мы будем считать, что феномен эмпатии в своей структуре включает когнитивный (гностический), эмоциональный (аффективный) и поведенческий (действенный) компоненты.

Исходя из рассмотренных определений эмпатии можно сделать вывод, что данный феномен проявляется в межличностном общении. В данной работе мы также будем опираться на это положение.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/11863

Определение понятия «эмпатия» в отечественной и зарубежной психологии

69978

Определение понятия «эмпатия» в отечественной и зарубежной психологии

Научная статья

Психология и эзотерика

Кроме того вместо эмпатии но в сходных значениях употребляются другие термины: сопереживание сочувствие сострадание альтруизм просоциальное поведение социальная сензитивность.

в западноевропейской философии рассматривались и обсуждались такие аспекты эмпатии как: определение сущности данного явления; установление и описание всевозможных форм ее проявления; выявление наличия и характера взаимосвязей с другими показателями психического развития человека. Первые исследования эмпатии в психологии носили в основном эмпирический…

Русский

2014-10-13

117.5 KB

57 чел.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭМПАТИЯ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Ж. В. Рзаева

Барановичский государственный университет, Барановичи

В данной статье рассматриваются и анализируются теоретические подходы к определению понятия «эмпатия» в отечественной и зарубежной психологии; определено направление возможных перспектив дальнейшего исследования данного феномена.

At this article describes and analyzes the theoretical approaches to the concept of «empathy» in domestic and foreign psychology, determined the direction of the possible prospects of further studies of this phenomenon.

Понятие «эмпатия» в современной психологической науке многозначно. Многозначность термина обусловлена тем, что в психологической литературе понятию «эмпатия» соответствует большое количество уточнений (эмпатическое взаимодействие, эмпатийные реакции, эмпатические способности, эмпатийные отношения).

Читайте также:  Защита - психология

Кроме того, вместо «эмпатии», но в сходных значениях употребляются другие термины: сопереживание, сочувствие, сострадание, альтруизм, просоциальное поведение, социальная сензитивность [1].

В определенной степени понятие «эмпатия» может быть конкретизировано, если обратиться к истории становления данного термина.

Понятие «эмпатия» встречается в описательных работах конца XVII – начала XX в. Однако сам термин пришел в научную психологию в начале XX в. из философии и восходит к этическому понятию «симпатия». В философских дисциплинах «симпатия» трактовалась как понимание, отзывчивость и эмоциональное соучастие.

Первым, кто обратил внимание и занялся изучением данной проблемы в XVII в., был нидерландский философ Б. Спиноза [2], который данное явление назвал «подражанием аффектам». В XVIII в. представитель английской философии А. Смит 2; 3 определил симпатию как способность человека разделять чувственные проявления другого. В этот же период немецкий философ И.

Кант [2] это явление называл состраданием и определял как эмоциональную форму межличностного познания. Позже такое же определение состраданию дал А. Шопенгауэр 2; 4. Представители английской философии XIX в. рассматривали данный феномен по-разному: Г. Спенсер ― как нравственную интуицию, Г. Льюис как «сообщность», т.е.

процесс принятия состояния партнера по общению на когнитивном уровне, без участия эмоциональной сферы субъекта 2; 5. В XX в. активно изучением данного явления занимались представители французской философии Э. Мунье и М.

 Мерло-Понти 2; 6; 7, которые рассматривали симпатию не только как чувственную форму познания людьми друг друга, но и как двусторонний механизм передачи субъективности одного человека другому в процессе построения межличностных отношений и взаимодействия.

По мнению философов, способность к эмпатийному реагированию, формируясь и совершенствуясь в процессе становления нравственности человека, является естественным базисом нравственного развития.

Следует отметить, что вышеперечисленные философы обращали внимание на тот факт, что эмпатия взаимосвязана с другими психическими свойствами: полом и возрастом индивида, характеристиками человеческой личности и т. д. Уже к XX в. в западноевропейской философии рассматривались и обсуждались такие аспекты эмпатии как: определение сущности данного явления; установление и описание всевозможных форм ее проявления; выявление наличия и характера взаимосвязей с другими показателями психического развития человека [2].

Определение понятия «эмпатия» в российской философии XIX и XX вв. связано с именами Х. Блера, К. Каутского, С. Л. Франка и др. Так, Х. Блер признает эмпатию естественной и желательной основой нравственного поведения человека, устраняющей неприятные эмоции, связанные с необходимостью выполнения морального долга перед обществом.

Мнения о том, что сочувствие не может быть присуща всем людям придерживался К. Каутский. Это, свойство по его мнению, в большей степени свойственно женщинам и молодым людям. По мнению С. Л. Франка, данное явление относится в большей степени к когнитивной, чем эмоциональной стороне психики.

Кроме того, им были выделены два уровня «вчуствования»: 1) в форме эмоционального симпатического переживания и 2) в высшей форме «прочувствования чужого» [2].

В научную психологию термин пришел в начале XX в., словом «эмпатия» Э. Титченер (1909 г.) перевел немецкое слово «Einfuhlung» ― вчуствоваться в…», которым Т.

 Липпс в своей концепции эстетического воспитания описывал процесс понимания произведений искусства, объектов природы, а позже – и человека [8; 9].

Первые исследования эмпатии в психологии носили в основном эмпирический характер, что послужило стимулом для разработки специальных методик для ее изучения 10.

Развитие понятия «эмпатия» в зарубежной психологии связано с именами таких ученых и исследователей, как: В. Колер, Дж. Мид, К. Роджерс и др. Так, В. Колер предполагал, что эмпатия в большей степени является пониманием, чем разделением эмоционального состояния, т.к.

механизмы, благодаря которым люди оказываются способными к сопереживанию, в определенной степени утрачивают свое значение [2; 7; 11]. «Способность принять другого человека» такое определение эмпатии дает Дж. Мид [6; 7; 11; 12]. Исследования Э. Стотлэнд 6; 7 позволяют определять эмпатию как эмоциоанльную реакцию наблюдателя, вызванную переживаниями другого человека.

В понятие «эмпатия» включаются прежде всего эмоции, ориентированные на человека, выражаемые в виде заботы или сочувствия, которые возникают при наблюдении переживаний другого так считает Ф. Бэтсон 7; 11. По мнению Л. Виспе 7; 11 сопереживание является состоянием повышенного сознания страдания другого человека как такового, которое должно быть смягчено [11]. В своих работах К.

 Роджерс определяет эмпатию как способ существования с другим человеком, возможность войти во внутренний мир другого и быть в нем как дома [2; 11; 13]. По мнению Р. Даймонда, эмпатия ― это воображаемое переселение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу [2; 11]. Как аффективную реакцию на переживания другого человека рассматривает данное явление М.

 Хоффман [6; 7; 11]. Под эмпатией М. Дэвис подразумевает совокупность теоретических построений, которые касаются реакции отдельного человека на переживания других [11].

Эмпатия является специфической формой психического отражения и играет важную роль в познании человеком окружающего мира подчеркивает в своих работах А. Меграбьян 6; 7; 11. Среди этих построений оказались прежде всего процессы, происходящие с наблюдателем, и эмоциональные и неэмоциональные последствия, которые появляются в результате таких процессов.

Анализируя существующие определения эмпатии в зарубежной психологии Т. П. Гаврилова, выделяет наиболее встречающиеся [14; 15]: 1) понимание чувств, потребностей другого; 2) вчувствование в событие, объект искусства, природу; 3) аффективная связь с другим, разделение состояние другого или группы; 4) свойство психотерапевта.

Отечественная психологическая наука также большое внимание уделяет исследованию различных аспектов данного феномена и определению понятия «эмпатия». Первые фундаментальные исследования данного явления были проведены Т. П.

 Гавриловой, которая рассматривает эмпатию как «специфическую способность человека эмоционально отзываться на переживание другого, будь то человек, животное или антропоморфизированный предмет» [15, с. 4].

Автор утверждает, что эмпатия может возникать и при непосредственном восприятии переживаний другого человека, и в ситуации неблагополучия индивида, которая переживается как жалость, печаль, сострадание. В основе многих исследований в отечественной психологии лежат разработки Т. П. Гавриловой.

Эмпатия, с точки зрения А. А. Бодалева, это способность понимать переживания другой личности и сопереживать ей в процессе межличностных отношений [16].

Эмпатийные отношения как целостный процесс, в котором выделенные ею структурные компоненты (когнитивный, эмоциональный, конативный) взаимодействуют и взаимообуславливают друг друга определяет Л. П. Выговская [11; 17].

По определению Л. Н. Джрназяна эмпатия – это когнитивно-эмоциональный процесс и действенный акт познания и сопереживания, который имеет трехкомпонентное строение (когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты) и осуществляется посредством действия операций опознания, интерпретации, эмоционального реагирования и активных поведенческих актов [11; 18].

Как «всмысливание и вчувствование одного в психическое состояние другого, при котором происходит быстрое определение эмоционального состояния, намерений и мыслей воспринимаемой личности» понимает эмпатию А. Г. Ковалев [11; 16; 19].

Исследования В. А. Лабунской позволяют рассматривать эмпатию как способность индивида к адекватной интерпретации выразительного поведения другого человека [16].

В работах Ю. А. Менджерицкой эмпатия определяется как «социально-психологическое свойство личности, состоящее из ряда способностей: способности к эмоциональному отклику, способности к пониманию и распознанию эмоциональных состояний другого и способности, соответствующей трем компонентам структуры эмпатии: эмоциональному, когнитивному и поведенческому» [12; 16].

Одним из важнейших феноменов межличностного взаимодействия считает эмпатию Н. Н. Обозов [7; 11; 20]. Автор считает, что благодаря эмпатии формируется система ценностей, которая в дальнейшем определяет поведение людей по отношению к другим людям.

В этом феномене отчетливо проявляется единство трех компонентов: сопереживания, взаимопонимания и соучастия. При этом исследователь подчеркивает, что в эмпатии может преобладать один из трех компонентов: гностический, аффективный или поведенческий.

Преобладание гностического компонента проявляется в точности и адекватности понимания состояния другой личности. Доминирование аффективного компонента выражается в высокой эмоциональной вовлеченности в состояние другой личности. В действенной эмпатии личность оказывает активную поддержку другому.

Следовательно, по мнению автора, эмпатия является одним из основных механизмов регуляции межличностных отношений.

Согласно, проведенным исследованиям Т. П. Пашуковой [11; 16; 21] эмпатию можно рассматривать как эмоциональное соучастие в переживаниях других людей, что обусловливается комплексом эмоционально-психологических свойств личности и проявляется в процессе межличностного взаимодействия в виде сочувствия и переживания.

Под эмпатий К. К. Платонов понимает «способность понимать переживания другой личности и сопереживать ей в процессе межличностных отношений» [11; 22].

«Процесс моделирования субъектом воспринимающего объекта, в котором может быть ведущей либо эмоциональная, либо поведенческая, либо когнитивная сторона» такое определение эмпатии дает А. П. Сопиков [16, с. 169].

Как однонаправленный сложный процесс (от сопереживания к содействию), в котором каждое звено имеет свою определенную функцию и по-разному участвует в общей эмоциональной регуляции поведения, так определяет понятие «эмпатия» Л. П. Стрелкова [7; 11; 23].

Адекватное понимание, эмоциональный отклик и содействие переживаниям партнера так понимает эмпатию С. А. Тарновский [16].

Эмпатия, с позиции И. М. Юсупова, это целостный феномен, связующий между собой сознательную и подсознательную инстанции психики, цель которого – «проникновение» во внутренний мир другого человека или антропоморфизированного объекта [11; 24].

Проблемой изучения эмпатии в Беларуси занимаются М. И. Дьяченко 25, Л. А. Кандыбович 25, Я. Л. Коломинский 11; 26; 27, С. И. Коптева 11; 28; 29, Е. И. Медведская 30, М. А. Пономарева 1; 6; 7; 11, Л. Н. Рожина 31; 32 и др.

Так, белорусские ученые М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович [25] определяют эмпатию как понимание и вчувствование в переживания и психические состояния другого человека. Процесс эмпатии является в основном интеллектуальным и эмоциональным по своему содержанию. При этом эмоции, чувства субъекта эмпатии не тождественны тем, которые переживает человек, являющийся объектом эмпатии.

Описывать структуру межличностных отношений Я. Л. Коломинский 11 предлагает в рамках компонентного состава эмпатии (когнитивного, аффективного, поведенческого) и включает эмпатию в структуру психологической культуры личности психолога.

Как системное образование рассматривает эмпатию М. А. Пономарева, выделяя следующие ее структурные компоненты 6; 7; 11]: когнитивный (понимание эмоционального состояния другого человека); эмоциональный (сопереживание или сочувствие, которые испытывает субъект к другому лицу); конативный (активная помощь объекту эмпатии).

Теоретический анализ проблемы эмпатии в современной психологии позволяет утверждать, что существуют различные подходы к определению понятия «эмпатия» [11; 33]:

  1.  Эмпатия – эмоциональный процесс, переживание аффективного состояния другого человека в ответ на его эмоциональное поведение (Т. П. Гаврилова, А Меграбьян, И. М. Юсупов и др.) .
  2.  Эмпатия – когнитивный процесс, понимание, осмысление внутренней жизни другого, способность принять роль, перспективу, позицию другого (А. П. Сопиков, В. А. Лабунская и др.).
  3.  Эмпатия – сложный аффективно-когнитивный процесс (А. А. Бодалев, А. Г. Ковалев и др.).
  4.  Эмпатия – системное образование, которое включает в себя взаимодействие аффективного, когнитивного и конативного компонентов эмпатии (В. В. Бойко, М. Дэвис и др.).

Данные нашего исследования, в рамках которого эмпатия изучалась как возможность и умение будущими педагогами эмоционально откликаться на переживания другого человека, свидетельствуют о преобладающем среднем уровне эмоциональной эмпатии у будущих специалистов системы образования (Рисунок 1).

Следовательно, большинство испытуемых нельзя отнести к числу особо чувствительных. Им не свойственна раскованность чувств, а проявление эмоциональности, в большинстве своем, находится под самоконтролем. В межличностных отношениях судить о других эти испытуемые склонны по поступкам человека, чем доверять своим личным впечатлениям.

 При общении эти испытуемые внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряют терпение. Показатели высокого и среднего уровня эмпатии распределились приблизительно одинаково. Обнаруженные факты, безусловно, требуют проведения дополнительных исследований.

Уровень эмоциональной эмпатии был измерен при помощи методики «Опросник общих эмпатийных тенденций» (А. Меграбьян и Н. Эпштейн) [11, с. 2831]. Исследование проводилось на базе факультета педагогики и психологии Барановичского государственного факультета.

Выборка испытуемых составила 520 человек (юноши и девушки), в возрасте от 18 до 22 лет. Это студенты IIIV курсов следующих специальностей: «Дошкольное образование. Иностранный язык (английский)», «Дошкольное образование. Практическая психология», «Начальное образование. Белорусский язык и литература», «Начальное образование.

Социальная педагогика», «Практическая психология. Технология (обслуживающий труд)», «Технология (обсуживающий труд). Социальная педагогика».

Рисунок 1  Общий уровень эмоциональной эмпатии у будущих педагогов

(по всей выборке испытуемых)

Таким образом, перспектива нашего дальнейшего изучения намечена в общих тенденциях современной психологии в сторону эмоционально-когнитивного подхода, опираясь на экспериментальные исследования данного феномена.

Список литературы

  1.  Пономарева, М. А. Психологическая диагностика личности: теория и практика / М. А. Пономарева. – Минск: Изд-во Грецова, 2008. – 240 с.
  2.  Ковалевская, А. В. Проблема эмпатии в философии и психологической науке / А. В. Ковалевская // Псiхалогiя. –2001. – № 2. – С. 10–24.
  3.  Смит, А. Теория нравственных чувств / Подгот. текста, коммент. А. Ф. Грязнова. – М.: Республика, 1997. – 350 с.
  4.  Шопенгауэр, А. Свобода воли и нравственность / Общ. ред., сост., вступ. ст. А. А. Гусейнова и А. П. Скрипника. – М.: Республика, 1992. – 448 с.
  5.  Спенсер, Г. Опыты научные, политические и философские. Пер. с англ. / Г. Спенсер – Минск: Современный литератор, 1999. – 407 с.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=69978

Ссылка на основную публикацию