Видение — психология

Психическое видение

Видение - психология

⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 37Следующая ⇒

«Прежде чем душа увидит, гармония внутри долж­на быть достигнута и телесные очи должны закрыться навсегда для всякой иллюзии» — «Голос Безмолвия».

Любой медиум сталкивается с непреодолимыми труд­ностями, когда начинает пользоваться своим психиче­ским зрением и слухом. Он не понимает, что не спо­собен передать все увиденное и услышанное из своего психического сознания в физическое.

Некоторые части предложения или сцены видения будут переданы точно, тогда как другие — обманчивы.

Если медиум будет вне­запно разбужен или приказом воли укажет себе точно запечатлеть то, что он видит или слышит, то сам вос­препятствует исполнению своего желания; он обнару-

жит, что видение или речь ускользнули от него, пол­ностью или частично. Скорее всего от него ускользнут только первые слова фразы или эпизоды сцены. Пер­вопричина его трудностей состоит в непроизвольном использовании противоположного, отрицательного по­люса сил, действующих в это время.

Например, видение или речь появляются в резуль­тате вспышки положительной энергии — силы утвер­ждения, как происходит во всех случаях, когда на ка­ком-либо плане бытия сделано ясное заявление или совершен поступок.

Как только проявляется отрица­тельный полюс этой энергии — сила сомнения и, сле­довательно, отрицания, что всегда происходит в то мгновение, когда низший ум пытается охватить какое-то явление или проблему и разрешить их, т.е.

напрягается положительное усилие в том или ином направлении, дверь между высшим и низшим умом временно за­крывается.

До тех пор, пока увиденное или услы­шанное ставятся под сомнение или проверяются, когда человек пытается припомнить их, отрицательная сила низшего ума не дает перекинуть мост через пропасть между двумя планами и восстановить забытую фразу или видение.

Происходит полная инверсия всех планов, всех форм энергии и всех явлений на их, так сказать, периферии вследствие постоянного воздействия космической силы отражения.

Психический звук или видение можно передать с од­ного плана на другой только тогда, когда положитель­ная энергия одного плана сближается с положительной энергией другого и таким образом устанавливается не­прерывный ток.

Если отрицательный ток одного плана накладывается на положительный ток другого, послед­ний прерывается и возникает ужасная путаница; и именно это происходит с медиумом, который пытается припомнить какой-то разговор или видение и передать

их на физическом плане. Если нет причин для сомне­ния, подобные осколочные отражения не нужны, как в случае медиума, который установил полную связь ме­жду своими астральными и физическими мозговыми центрами, позволив упомянутому току без помех про­текать между своим высшим и низшим умом. Именно в этом пункте догматам Христианской науки явно не хва­тает научности.

Положительная форма энергии остается таковой не­зависимо от того, где она действует — на духовном, ментальном или физическом плане, и если отрицатель­ный ток приближается к току положительной силы, последний прерывается, как было сказано выше. Когда положительный ток между Богом, Творцом, и его Все­ленной, или творением, прерывается в точке соприка­сания посредством отрицания любой части Вселенной, низший, или отрицательный, полюс тока становится

преобладающим.

Когда положительный и отрицательный токи встре­чаются, уравновешиваются и образуется нейтральный ток, возникает Обитель Покоя — Веры и Согласия, центр действия для Целительной Белой Силы, Христа.

СИЛА ЙОГИ

«Йога предохраняет ум от воздействия внешних впе­чатлений» .

Когда обретена сила Йоги, ум способен отождествить себя с любым желаемым планом сознания — с внутрен­ней либо внешней сущностью любой степени субстан­ции, силы и сознания, а также отделить себя от них.

https://www.youtube.com/watch?v=sTECjat9yqg

Именно эта сила отличает простого смертного от ис­тинного йога. Обычный человеческий ум прикован же­лезными, медными и стальными цепями к различным условиям, привязанностям и иллюзиям материального

мира. Человек не способен освободить от них сознание, или если и может оторваться на мгновение, то почти тотчас же его ум видоизменяется и погружается в дру­гие впечатления под воздействием более или менее мощ­ной внешней вибрации, идущей от одного или несколь­ких чувств.

Ум более восприимчив к внешним силам, чем вода к воздействию ветров. Колеблющийся, текучий и под­вижный, он реагирует на малейшее дуновение импульса, внутреннего или внешнего, если не контролируется Выс­шим Манасом, слитым с шестым принципом, Буддхи, истинным Светом Ума.

Благодаря необычайной отзыв­чивости низший ум легко принимает образ того, что его видоизменяет, — и становится им на некоторое время. Таким образом, когда ум воспринимает прекрасный образ — зрительный, слуховой либо чувственный, он погружается в подобное состояние сознания, соответст­вующее глубине произведенного впечатления.

Когда же ум воспринимает искаженные, уродливые и порочные зрительные, слуховые или чувственные образы, он ото­ждествляется с ними.

Если образы прекрасны, последствия могут быть то­лько благими, ибо Истина и Красота принадлежат выс­шему уму, и когда низший ум погружается в них, он теснее объединяется с высшим. Если же образы урод­ливы, происходит еще большее разделение между выс­шей и низшей природой.

Ум не погружается в порочные образы лишь в том случае, когда присущий ему свет слишком силен и не позволяет уму видоизмениться в соответствии с ними. Однако пока не развита некоторая степень Йоги, посто­янная близость или контакт с отрицательной, разру­шительной стороной жизни может повлиять согласно закону действия, выраженному поэтом:

Порок — чудовище, ужасное на вид, Его возненавидит всяк, кто лишь узрит

Но если слишком часто лик сей созерцать, Ты сменишь отвращенье на желание обнять.

Поэтому для ученика, желающего достичь высот жизни, столь важно всегда удерживать свой ум отрица­тельным (восприимчивым) по отношению к душе и по­ложительным (отталкивающим) к миру — чтобы мир не видоизменил его ум согласно своим искаженным формам.

Сознательно человек не положит гнилого пред­мета за пазуху и не допустит разлагающей силы, или мысли, в свой ум. Однако именно это происходит, когда он слушает, как дурно говорят о другом человеке, вуль­гарно сплетничают или клевещут.

Постоянная близость с такими силами кончается одним из двух: либо вы не позволяете своему уму видоизмениться согласно образу вульгарной личности, устраняя проводник и тем са­мым мгновенно прекращая контакт; либо погружаетесь в образ и вибрируете с ним и вскоре втягиваетесь в водо­ворот низких личных сил, которым нет места в ауриче-ском сознании того, кто знает и способен узреть Учите­лей Любви и Мудрости.

⇐ Предыдущая14151617181920212223Следующая ⇒

Источник: http://mykonspekts.ru/2-107949.html

Спонтанность видения

Спонтанность видения

Спонтанность видения

Но одна проблема остается нерешенной: каким же все-таки образом человеку, никогда прежде не входившему в режим видения, определить — это видение или хитроумная галлюцинация тоналя, сработанная тем же методом, что и Сат-Чит-Ананда ведантистов, «слияние с Духом» и т. п.?

Сегодня я могу сообщить о нескольких, на мой взгляд, достаточно четких отличиях видения от любых проекций, мыслеформ, галлюцинаций.

1. Видение всегда приходит спонтанно, т. е. совершенно неожиданно и резко. В случае того или иного вида галлюцинирования (т. е. когда имеет место «поперечный» сдвиг точки сборки) картина воспринимаемого меняется относительно плавно.

Как правило, следует череда картин, последовательно все менее различимых. Их светимость может нарастать, и завершается либо слиянием со светом, либо абсолютной пустотой, переполненной Бытием как таковым.

Думаю, отсюда и идут общие для самых разных оккультных школ идеи об иерархичности бытия, о разных «планах», по которым душа восходит к чему-то неописуемому.

Когда же включается видение, воспринимаемая картина «взрывается» светом, пренебрегая ступенями, планами и прочими «лестницами». В этот момент вы не переходите из одного мира второго внимания в другой, вы остаетесь там же, где и были.

2. После взрыва (вспышки), который длится несколько мгновений, мир начинает «укладываться» заново. Вы можете воспринять бесчисленное множество светящихся точек, затем — мириады линий, пронизывающих все вокруг и вас в том числе. Эти этапы перестройки восприятия на принципиально новый уровень еще не гарантируют, что у вас действительно «включилось» видение.

Главное начинается тогда, когда вновь возникают «отдельные объекты». Это могут быть самые разные формы или структуры светимости.

Они совсем не обязательно должны совпадать с тем, что описал Кастанеда, потому что на первых порах перцептивный аппарат лихорадочно перебирает самые разные формы интерпретации этого колоссального потока сигналов, к которому он не был приспособлен.

Важно то, что даже на уровне видения «сборка» продолжается. Светящиеся линии собираются в пучки, «клубки», «спирали», «туннели». Темное пространство между ними тоже структурируется — из него в любой момент могут «возникнуть» не замеченные раньше образования света. Все это пульсирует и движется.

По мере адаптации восприятия «объекты» становятся четче, они отделяются от массы других форм светимости. Постепенно строится мир, который невозможно описать, но мир, разделенный на объекты и фон, мир не монолитный, а «прерывистый». Как сказал бы физик, мир «квантов» и конструкций из этих «квантов».

Другое дело, что здесь все решает внимание — именно оно выбирает размеры «квантов», их форму, оно выбирает объем воспринимаемого. Видящий это чувствует. Приходится быть осторожным со своим вниманием, поскольку оно определяет «настройку».

Первое время трудно удержать исследуемое пространство стабильным — пребывая в довольно узком диапазоне интерпретируемых тоналем сигналов, мы привыкли лениво перебирать их, так как по опыту знаем, что с фиксированной «полосы» все равно никуда не убежим.

Видение демонстрирует нам совершенно иной тип отношения воспринимателя и перцептивного поля — это бесконечное пространство, в котором легко заблудиться, если не обуздать порывы собственного внимания. Однако главный критерий — дискретность, собранность — сохраняется в любом случае. При «поперечном» сдвиге этого не бывает — там воспринимаемое стремится к однородному и монолитному сенсорному «шуму».

Читайте также:  Реагирование на жалобу о проблеме - психология

3. Бурная реакция тела. Об этом уже было сказано в другом контексте, здесь лишь уместно сказать, что взрывообразное распространение светимости, которое имеет место при включении видения, всегда переживается почти как шок.

Пока трудно сказать, как именно работают в этом состоянии различные системы организма на уровне биохимии и физиологии, но наверняка ясно, что вся наша «телесность» подвергается серьезному испытанию на прочность.

Даже в сновидении это сравнимо с ударом электрическим током с последующей волной чудовищного давления. Хорошо, что это длится недолго.

4. Отсутствие эмоций. Конечно, впервые столкнувшись с видением, вы можете испытать приступ восторга и эйфории. Но даже в этом случае, все происходит чаще потом, после того, как вы вернулись в нормальное восприятие.

Галлюцинирование, в отличие от видения, эмоционально окрашено. Собственно говоря, поток эмоций (положительных или отрицательных) является неотъемлемой частью самого процесса галлюцинирования.

Эмоции провоцируют иллюзии, питают их, и наоборот — иллюзии вызывают эмоции и поддерживают ими себя.

Видение бесстрастно. Здесь нет ничего, даже отдаленно напоминающего блаженство или, тем более, экстаз. То чувство, которое сопровождает видение, глубже любой эмоции, но при этом совершенно не имеет качества.

Здесь невозможна Любовь, здесь невозможен Страх. Человек, пребывающий в этом состоянии восприятия, может даже усомниться в том, что он остается человеком.

Впрочем, такого рода сомнения тоже приходят «задним числом», в состоянии видения и они невозможны.

Наиболее доступное человеческому эго настроение во время видения — это настроение исследования. Когда проходит телесный и перцептивный шок, когда разворачиваются различные варианты новой «сборки» поступающих сигналов, в дело вступает та часть нашей психики, чье предназначение — познавать и изменяться, становиться сильнее и мудрее.

Какой-нибудь христианский моралист с ужасом назвал бы это состояние «нечеловеческим», но мне кажется, что это и есть та сокровенная часть нашей природы, которая ведет нас к бессмертию и свободе.

Она кажется неуютной только поначалу, пока мы слишком переполнены маленькими делами и заботами, которые всю нашу жизнь казались нам основным ее содержанием.

Как мне кажется, опираясь на приведенные здесь критерии, практикующий может довольно определенно отличить видение от многочисленных самодельных видений, с такой назойливостью посещающих адептов различных мистико-оккультных школ и тех «кастанедовцев», что позабыли про безупречность.

Источник: https://psibook.com/library/1593/66.html

Видение и принятие человека

Существует два видения, или способа восприятия, человека.

Первый – наиболее распространенный, привычный, обычный……

У каждого человека есть свой набор качеств, установок, мыслей, ценностей, привычек, способов реагирования на происходящее, способов воспринимать себя и других…это то, что мы обычно называем Личностью, Характером, индивидуальностью – каждый по-своему. Главное слово здесь – набор. Части этого набора как-то там между собой либо сочетаются, либо не очень, и тогда мы начинаем говорить о гармоничной или негармоничной личности.

Весь это набор составляет как бы одеждувнешний вид человека. Это видно всем – возможно, что видно и не все – не все качества (кто-то способен увидеть в другом больше, кто-то меньше). Но главное – это видно. И может быть как-то оценено, принято либо не принято окружающими.

Если кто-то видит большую часть набора – считается, что он хорошо знает этого человека.

А если при этом он еще и с уважением относится к любой составляющей из этого набора – то тогда он не только знает, но и понимает.

Чем большее количество качеств другой признает и «не трогает», не пытается их как-то изменить – тем выше считается уровень понимания.

Весь этот НАБОР, если перевести на язык метафоры, можно условно (весьма условно) назвать одеждой, а каждое отдельно взятое качество и т. д.

– частью этой «одежды», опять же условно – «карманом». Этой отдельно взятой «детальке» личности можно дать любое название – пуговка, например… абсолютно любое, значения это не имеет.

Я буду далее называть каждое отдельное качество карманом.

Далее – самое главное. У каждого набора, у этой одежды есть хозяинчеловек. Тот, кто носит это «карманы» на себе, тот, кто их имеет.

Вот тут начинается самое интересное.

Подавляющее большинство людей (возможно, что я тут несколько категорична, но так показывает жизненный опыт, реальность) – этого хозяина – человека не видит, даже не предполагает, что он вообще есть.

Для них как раз вот этот набор карманов и есть тот самый человек. И с этим набором они и имеют дело, с ним – с набором – строят отношения, общаются. Повторюсь: чем меньше претензий к «карманам», тем большим считается уровень понимания и принятия.

Но ведь принимают не человека, а его «карманы». Или не принимают.

Если эти «карманы» кому-то не нравятся, то этот кто-то начинает требовать, чтобы другой «карман» поменял. А иногда начинает этот самый «карман» менять сам, отдирать его. В общении это выглядит следующим образом: «Мне не нравится, что ты …….

. трус, скупой, закрытый, невнимательный, …..»… список можно продолжить. Далее следует требование «Стань другим! Потому что мне с тобой – таким — неудобно». Начинаются скандалы, ссоры, возникает напряжение в отношениях – и люди расстаются.

Потому что каждый из них видел не человека за этими «карманами», а видел сами «карманы», считая, что видит человека.

Есть другое видение. Таким обладает, к сожалению, меньшинство. Они видят человека, одетого в определенный «костюм». И понимают, что именно человек является хозяином всех своих «карманов».

Человек может и не видеть, не осознавать, какие «карманы» помогают ему в строительстве отношений с людьми, какие – мешают. Но тот, кто видит именно ЧЕЛОВЕКА, прекрасно понимает, что у этого «кармана» есть хозяин. И именно хозяин может решить, что ему с этим своим «карманом» делать.

И, видя в партнере — собеседнике человекахозяина, его партнер обращается к хозяину со своими мыслями о том, что им мешает построить гармоничные отношения друг с другом, показывает свое видение того, как «работает» в общении и в жизни то или иной качество человека.

Но и только! Он не настаивает на переделке, на уничтожении «неудобного кармана», а просит только посмотреть на это. И потом принять решение – как хозяину – что с этим «карманов» делать.

В этом, как мне видится, и заключается существенное различие в восприятии человека: или это хозяин «одежды» — или это «одежда», воспринимаемая как сам человек. (Мое пальто — это еще не я! И тут же – Ты и есть это самое пальто!)

 Итак: можно видеть в человеке человекахозяина, а можно видеть пальто и принимать его за человека.

Отсюда и разница в отношении к тому, с кем общаешься, разница в восприятии, принятии и т.д. собственно, во втором случае про принятие не может быть и речи.

Поскольку принимать-то некого – там нет человека. А есть НЕУДОБНЫЙ ДЛЯ МЕНЯ ФАСОН ОДЕЖДЫ.

Это же видение сказывается и на самом человеке. Если я не вижу людей – не вижу человекахозяина в другом, значит, я и СЕБЯ НЕ ВИЖУ КАК ХОЗЯИНА, А ВИЖУ ТОЛЬКО КАК НАБОР КАЧЕСТВ.

И это качества, приобретенные часто огромным трудом и большой ценой, – становятся очень дороги и важны.

И потому о пересмотре, изменении их не может быть и речи: ведь человек и сам не знает, что это – не он, а только «карман», и потому он очень дорожит своими «карманами», считая, что если он начнет что-то менять, то потеряет себя как личность.

Тут же возникает проблема понимания: если мои «карманы» не любят и не признают, то, значит, не любят и не признают меня лично. Поскольку для такого человека ОН И ЕГО КАРМАН – ОДНО И ТО ЖЕ.

С таким восприятием, как можно увидеть, тесно связана и самооценка человека: чем социально более значимы и статусны его «карманы» — тем выше самооценка. И соответственно, наоборот. Если набор этих «карманов» — качеств более или менее стандартен – считается, что личность заурядна. Причем так считает и сам носитель этих качеств.

Ну а если «карман» необычен, даже эпатажен, то тут уже говорят о личности яркой. Эту мысль можно развивать и далее, в деталях – проявлениях отношения, в предъявлении себя как личности….

Главное, конечно, в том, КАК ИМЕННО ЧЕЛОВЕК ВОСПРИНИМАЕТ СЕБЯ И ОКРУЖАЮЩИХ: как НАБОР «КАРМАНОВ» или как ХОЗЯИНА этого набора.

Гештальт, по сути своей, как мне видится, работает именно с человекомхозяином. Поддерживая его в том, чтобы увидеть за набором «карманов» самого себя и, увидев, решить, что ему с этим набором делать: что оставить, а что изменить. И все это, конечно, на осознании – признании себяхозяином.

Далее, естественно, встает вопрос о принятии на себя ответственности на «свой набор». Но это уже несколько иная тема.

Возвращаясь к теме видения ЧЕЛОВЕКА ИЛИ НАБОРА, нужно отметить, что вот это видение не зависит от возраста человека.

Молодым, как мне кажется, более свойственно видеть именно НАБОР, а не ЧЕЛОВЕКА.

Но это только потому, что старшее поколение само видит, в основном, именно НАБОР КАЧЕСТВ, и потому не может научить подрастающее поколение видеть иначе.

Читайте также:  Человек-ребенок - психология

Я думаю, что такому видению научить все-таки можно, что это не «дар небес», а вполне нарабатываемое свойство человека.

«Нарциссический парадокс состоит в том, что человек постоянно предъявляет себя окружению (и в этом смысле здесь можно найти параллели с истерической личностью): вот он я, такой замечательный, заметьте меня, оцените меня высоко! Но при этом он сам не замечает никого в своем окружении, потому что он в основном оценивает. Таким образом, он остается одинок»

(«Заметки о нарциссизме и не только» В.Богомолов)

Эта мысль мне показалась соответствующей моим мыслям. Она прекрасно вписывается в мое видение проблемы. Это как раз о том, что нарцисс видит себя не ЧЕЛОВЕКОМ-ХОЗЯИНОМ, а НАБОРОМ «КАРМАНОВ». Это несколько иной ракурс-взгляд. Он как бы открывает другую «ветку» в работе с клиентом.

 Ирина Мусинская (г. Йошкар-Ола)

Источник: http://www.center-stupeni.ru/videnie-i-prinyatie-cheloveka/

Что такое представление в психологии

Что такое представление в психологии. Понятие представления в психологии. Два типа представлений в психологии человека. Представление памяти и представление воображения.

Что такое представление и какую роль процесс имеет для психологии человека? Для начала, следует разобраться, как мы узнаем об окружающем мире? Как с самого раннего возраста получаем сведения о предметах и образах? С малых лет в мозг поступают данные по средствам восприятия и ощущений, которые передаются органами чувств: глазами, ушами, по средствам тактильного контакта и прочее.

Например, когда мы слышим рассказы о далеких странах или красивых местах, видим различные фотографии, прикасаемся к чему-либо, мы в голове воспроизводим остальные характеристики (внешний вид, состав, условия). Все, что хотя бы раз мы увидели или услышали, никуда не девается и не исчезает, вся информация и образы остаются в памяти навсегда.

Любое восприятие обеспечивается мышлением, письменностью, памятью и др., за счет чего формируется представление.

Это всего лишь начало психологических процессов восприятия окружающего мира, которые происходят в мозге человека. Самым важным аспектом является момент, когда услышанные данные или запомнившиеся картинки, начинают «всплывать» в голове человека специально или непреднамеренно.

Такие образы, которые мы вспоминаем, называются последовательными и в квалификационных психологических кругах получили название — «представление». Именно благодаря восприятию предметов, объектов, которое имело место когда-то в прошлом, пусть даже мимолетно, обусловлено само преставление.<\p>

Два типа представлений

Представление в психологии характеризуется двумя основными процессами:

Итак, представление памяти, основывается на полученной в прошлом информации, в реальности. Таким образом, для того чтобы запустить процесс восприятия памяти необходимо чтобы человек действительно увидел или услышал когда-либо данные, которые сейчас вспомнил.А есть другое представление. Оно происходит по средствам воображения – это совершенно другое дело.

Человеческий мозг устроен так, что может некоторые детали объекта или предмета просто додумать самостоятельно, получив хотя бы минимум информации.

Представление воображения позволяет отобразить то, чего никогда не видел, к примеру, не многие бывали в тропиках, зато практически все видели фотографии, и на основании этого человеческое воображение вполне способно задействовать воображение и достаточно реалистично сформировать представление о них.

Собственно чем больше человек видит, слышит, читает, чем больше он интересуется, тем более реалистичные картинки в дальнейшем может создать воображение.

При этом стоит понимать, что такая активность благотворна не только для воображения, но еще и для остальных психологических процессов, участвующих в познавательной деятельности. Например, для памяти, интеллекта, творческих способностей.

Развивайте и тренируйте способность представлять — это один из трех фундаментальных основ здорового интеллекта!

Данная статья входит в цикл статей о памяти.

Часть первая [Вы прочитали её выше] Что такое представление в психологии

Часть вторая Индивидуальные особенности формирования представлений

Часть третья Функции представления в психологии человека

Часть четвертая Индивидуальные особенности представления в психологии человека

Источник: http://razvitie-intellecta.ru/chto-takoe-predstavlenie-v-psikhologii/

Видение мира человеком

Видение мира человеком

Видение мира человеком или метапрограмма уровня его обобщения. Следующая статья, продолжающая цикл статей о фильтрах восприятия человеком входящей информации, рассматривает метапрограмму уровня общения.

На ряду с мотивацией поведения человека, важную составляющую его психологического облика.

Свое уникальное видение мира любой человек выражает словами, из этого следует, что, то как он говорит, соответствует его восприятию окружающего мира.

То есть, язык человека является ключом к его личному мировосприятию.

Существует два типа людей. Одни ориентированы на подробности, детали. Классическое их определение – «специфичные». Другие воспринимают общий план, без деталей. Их классическое определение – «глобальные».

Специфичное видение мира

Люди с детальной ориентированностью склонны анализировать частности, обрабатывать небольшие блоки информации, только впоследствии выстраивая их в целостную картину. Обычно, такой тип людей очень точно описывает какое-либо произошедшее событие: прекрасно помня все связанные с ним имена и даты.

Интересуются мелкими деталями и в рассказах точно отображают последовательность событий. Слабая сторона таких людей – увлекаясь деталями они не видят целой картины. Зачастую, погрязнув в мелочах, не могут раскрыть общий смысл происходящего.

Такие, детальные люди обязательно соблюдают последовательность. И не редко, перебитые в разговоре, начинают свой рассказ с начала. Иногда, в компаниях, таких людей называют занудами.

Для того, чтобы эффективно подстроиться к такому типу людей, следует использовать понятные для него детали: имена, даты, всякие мелочи. Снабдить разговор разными уточнениями, разбирать предметы на мелкие отдельные элементы. Ссылайтесь на конкретные данные, тщательно описывайте все шаги и тогда у человека со специфичным видением мира не появится ощущение беспорядка, хаоса.

Вопросы, выявляющие эту метапрограмму: «как семья?», «как дела на работе?». Если, отвечая на эти простые вопросы, человек «завалит» вас мелкой информацией: именами детей, жены, всех коллег, с полным описанием чем они занимались последнее время, перед вами тип человека с детальным восприятием мира.

Глобальное видение мира

Полностью противоположное, по способу обобщения, видение мира называется «глобальным». Носители этой метапрограммы воспринимают мир обобщенным, целостным, как в вещах, так и в событиях.

Конечно же, в случае необходимости подтверждения своих слов, они, в какой-то момент, используют детали, мелочи. Хотя, эта самая детализация им обременительна и тяжела.

Именно по этой причине, оценивая мир глобально, мелочи они часто просто не замечают.

Обратите внимание на рисунок ниже. Как вы конечно видите, общее изображение состоит из большого количества маленьких кусочков, своеобразная мозаика. Вот именно эти кусочки, человек с глобальным виденьем мира и не видит.

Лучшая работа для этих людей – масштабная работа. То есть это отличные руководители, всеохватно, стратегически мыслящие, но с трудностями в передаче своих распоряжений нижестоящим сотрудникам. Именно по этой причине идеальными помощниками для них будут люди с «специфичной» метапрограммой, прекрасно умеющие разделить глобальный замысел на пошаговые инструкции.

Разговаривая с человеком, имеющим «глобальную» метапрограмму, не загружайте его мелкими деталями – именами, датами, подробностями, прибегайте к глобальным идеям, общей картине и общим принципам. Необходимые уточнения сделаете позже, когда будете уверены, что завладели его вниманием. Не используйте слухи и сплетни, они им кажутся лишним перемалыванием информации.

Вопросы для определения этой метапрограммы: «слыша, что-то новое, что вас сначала интересует?», «чтобы переварить новую информацию что вам ближе – общая картинка или пошаговые точные шаги?». Человек рассуждающий о принципах, концептах или глобальных системах скорее всего обладатель глобального видения мира. Так, что и говорить с ним следует используя привычные ему элементы.

Как выявить метапрограмму при встрече с незнакомым человеком

Первым делом отслеживайте, как человек жестикулирует. Люди, ориентированные на глобальное восприятие, преимущественно жестикулируют по направлению вперед и вверх, а специфичное – указывая, точечно (не редок жест, как бы «захватывающий пустоту»).

Не менее важно отслеживать речь собеседника. Здесь конечно большую роль играет формат общения (человек знакомый или нет), но все же, по ответам на достаточно личные вопросы: «что на работе?», «как дела дома?» — вполне можно оценить количество имеющихся в них мелких деталей. Много мелких деталей – человек «специфичного мировоззрения», мало, а ответ краток – «глобальное» видение мира.

Третий фактор – профессиональная деятельность человека. К примеру, философ и бизнесмен может быть обоих метапрограмм, так как ему нужно не только видеть общую будущую картину, но и понимать шаги ее построения.

Для профессии инженер больше подойдет «детальная» метапрограмма. Политик – стратег, видящий общее направление движения к цели, часто не понимая, как ее достичь, без сомнений «общее» видение.

Налоговый инспектор, так же, как и сотрудник отдела кадров – обязаны быть «детальными», так как оба занимаются тщательной проверкой информации.

Источник: Записки профайлера. Анна Кулик…

Источник: https://kontuan.ru/psihologiya-obshheniya/videnie-mira-chelovekom.html

Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!

Правительство Российской Федерации

Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики

Факультет психологии

Кафедра общей и экспериментальной психологии

ЭССЕ

по дисциплине «Общая психология»

на тему:

Образ психолога в массовом сознании

Студентка группы № 181

Латыпова Алина Дамировна

Проверила

Кузнецова Мария Дмитриевна

Москва 2012

Введение

«Психолог, представленный на вечеринке, сразу оказывается предметом повышенного внимания и веселья, способных вызвать даже некоторую неловкость» [1].

На дне первокурсника в парке имени Горького ведущий на сцене перечислял факультеты НИУ ВШЭ, и студенты должны были откликаться, когда звучало название их факультетов. Когда настала очередь факультета психологии, ведущий заговорил таинственным голосом и совершил странный жест рукой, который, как мне показалось, символизировал неопределенность, непонятность.

Читайте также:  Что звучит вместо просьбы - психология

Почему он это сделал? Кем он считает психологов

Я неоднократно становилась свидетельницей ситуаций, в которых, когда заходила речь о психологах, люди принимали совершенно комический таинственный вид, округляли глаза, переглядывались, давясь усмешками и произнося слово «псих». Что это все значит? Какими люди представляют психологов?

В фильмах, телесериалах, в популярной литературе также имеет место множество событий, в которых, с появлением психолога, люди начинают вести себя неестественно. С чем это связано?

Именно на эти вопросы я попытаюсь найти ответ, потому что в данный момент они являются в некоторой степени животрепещущими, так как мне, как первокурснице факультета психологии, чрезвычайно интересны причины подобного поведения и отношения.

Нередко я, озвучивая выбранную мной специальность, наблюдала множество различных реакций: мои собеседники удивленно округляли глаза и после вели себя сдержанно, другие же говорили: «О, скажи про меня что-нибудь, ты ж психолог!». Услышав подобное восклицание, я, обычно, растерянно молчу, потому как совершенно не знаю, что на это вообще можно ответить.

Как мне думается, сдержанность одних вызвана как раз таки мыслями о том, что психолог есть ни кто иной, как скрытый, таинственный манипулятор, который умеет дергать людей за ниточки душ, словно марионеток.

Вторые же, скорее всего, убеждены в том, что психолог очень хорошо разбирается в людях и по каким-либо внешним признакам может определить личностные черты, разгадать «тайну души», понять, кем человек на самом деле является.

К тому же, огромное количество фильмов и сериалов о психологах влияют на мнение масс, как-то сериал «Теория лжи», главный герой которого списан с Пола Экмана — известного тем, что занимается изучением того, как ложь отражается на поведении человека.

Насколько мне известно, учение Пола Экмана не является вполне научным, и, тем более, определять лжецов по мимике на факультете психологии не учат. Впрочем, как не учат и никаким невероятным техникам манипулирования [2].

Я спросила своих знакомых о том, кем они считают психологов, почитала мнения людей на форумах в Интернете, на проекте Ответы (mail.ru) [5] и определила, что мнения людей расходятся на несколько основных русел.

Психолог — это циничный манипулятор, который видит людей насквозь

образ психолог стереотип сознание

Некоторые полагают, что психологов учат «тайным знаниям», они знают механизмы всех человеческих чувств и умеют ими управлять, по невербальным признакам могут определить, что человек думает, что он из себя представляет и что испытывает.

Такой психолог может незаметно заставить людей делать то, что ему нужно, он оказывает влияние, умеет «убеждать». Такие люди — хорошие бизнесмены, которые создают новые учения, религии и даже «секты».

Не получившие психологического образования и не имеющие к психологии никакого отношения люди легко могут стать жертвами подобных «психологов», которые зарабатывают огромные суммы обманом.

Конечно, существуют деятели, которые, получив более или менее сносное психологическое образование, придумывают новые учения, пишут пособия о том, «как разбогатеть/поумнеть/стать успешным/исполнить все желания/научиться манипулировать за короткий срок», но, как мне кажется, все эти псевдоучения — «вода», бессмысленное и беспощадное отравление мозга читателей, и если они считают все это полезным и действенным, а авторов-психологов влиятельными и компетентными людьми, то это лишь следствие их (читателей) собственной неразумности [5].

Психолог — это понимающий человек, который всегда выслушает и поможет, «которому можно выплакаться». К нему можно обратиться за советом, он поможет, «направит на путь истинный».

Психолог знает ответы на все вопросы, он способен разрешить любую проблему, в то время как у него самого проблем нет, иначе какой он профессионал? [2]Он обладает чудодейственными методами разрешения сложных ситуаций и за одну консультацию может помочь вновь обрести утерянную гармонию в душе. Более того, у него нет личной жизни, он весь на службе у людей, посвящает себя им и только им.

Такая точка зрения, возможно, выраженная мною немного гротескно, но зато ярко и понятно, кажется мне наивнейшей. Психолог — это тоже человек! У него есть личная жизни [4]. И наличие у него собственных проблем вполне нормально, это как если бы стоматолог, у которого заболел зуб, был признан некомпетентным — нелогично, абсурдно!

Психолог наклеивает «ярлыки»

Также существует мнение о том, что психологи занимаются типизацией людей, наклеиванием «ярлыков». Различные классификации, тесты на определение типа темперамента, соционика и т.д. создают впечатление, будто психологи занимаются исключительно систематикой человеческих психических свойств.

Как мне кажется, все это условно и относительно. Никакая типология не является абсолютно истинной, а каждый человек, в свою очередь, уникален.

И еще одна довольно-таки интересная точка зрения: психологи — это «в основном больные люди». Очень часто, читая форумы и обсуждения в Интернете, я сталкивалась с подобным мнением. Именно словосочетание «больные люди» то и дело мне встречалось.

Также мне хотелось бы привести некоторые цитаты: «больные люди, которые из-за своей болезни не могут никак по иному зарабатывать деньги кроме как шевелить палкой в проблемах других людей», «люди с проблемами, но удачно их скрывающие..

», «больные люди, немного поправившие свою психику медитативными практиками» [5].

Общеизвестен факт, что многие студенты идут учиться на психологов для того, чтобы разобраться в самих себе, суметь найти решение и объяснение своим проблемам. Но мне совершенно не ясна причина, по которой большое количество людей считает психологов психически нездоровыми.

Более того, существуют совершенно абсурдные «сентенции», в которых психологов называют шаманами, волшебниками и экстрасенсами [5]! У меня не выходит из головы фотография таблички у церкви, где написано: «Церковные свечи запрещается продавать лицам, обращающимся к служителям темных сил, т.е.

колдунам, магам, экстрасенсам, чародеям и психотерапевтам». Осмысленное объяснение данному феномену я дать не могу.

Фрейд

У многих образ психолога ассоциируется с известным основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом. Знания трудов З.

Фрейда у большинства людей поверхностны, неглубоки, они впитывают информацию, которая «витает в воздухе», из анекдотов, разнообразных историй; более того, многие знают о нем только два слова: «теория» и «сексуальность».

Все это перемешивается, сливается с образом психолога и создает невообразимо искаженное мнение о психологах, которое проявляется в неприличных шуточках, смешках или же наоборот — яростное возмущение. Видимо, им кажется, что психологи какие-то извращенцы, которые ставят людей на одну ступень с животными.

К счастью, мне случалось встречать адекватные, соответствующие действительности предположения о том, кем являются психологи. Но, все же, большое число людей не видят разницы между психологом и психотерапевтом, полагая, что психолог тот же врач. Бытует мнение о том, что психологи лечат, имеют право выписывать лекарства, определяют диагнозы.

Отсюда вытекает еще один миф, который можно выразить вот в таком вопросе: «Что я больной что ли, чтобы к психологам ходить?» [4].

Во многом из-за этого стереотипа о том, что к психологам ходят исключительно психически нездоровые, люди прибегают к, например, алкоголю или обращаются к друзьям, которые вполне могут оказаться несведущими в той или иной ситуации; хотя разумнее было бы проконсультироваться у психолога.

Также, очень хотелось бы привести пример из моего личного опыта (и, как мне кажется, опыта каждого студента факультета психологии): некоторые знакомые (относящиеся к неосведомленным) порой произносят поразительное: «Скажи обо мне что-нибудь, ты ж психолог!».

Очень наивно и опрометчиво говорить это студентам, которые еще не получили полного высшего образования и опыта; то бишь, если такому студенту хватит неразумности сказать что-нибудь необоснованное или резкое, то велика вероятность того, что это не будет соответствовать правде или даже ранит спрашивающего человека, отпечатается в его душе и очень долго будет расстраивать его, может быть даже натолкнет на какие-то необдуманные поступки, изменения, многих довольно легко ранить или «задеть» словом [3].

«Так кто же такой психолог? Это специалист. Это человек, который может профессиональным оком взглянуть на вашу проблему и помочь найти решение. Это проводник, который несет фонарь, пока вы не выйдите на свет» [2].

Мне очень нравится это определение, во многом из-за слова «помочь», так как психолог не ищет сам решения, не предлагает готовое, а лишь помогает найти его.

Заключение

На самом деле, исследуя мнения о том, кем являются психологи, сталкиваясь с несоответствием реального образа психолога с представлениями о нем, я от души посмеялась. Невозможно без смеха читать про «шаманов» и «служителей темных сил», но, с другой стороны, чрезвычайно печальна такая некомпетентность.

Люди не знают, кто такие психологи, строят нелепые предположения, основанные на невнятных слухах, вместо того, чтобы просто взять и хотя бы почитать Википедию.

Искаженные образ психолога в массовом сознании часто отталкивает людей от психологов, то есть при возникновении проблемы, с которой стоит обратиться к психологу, люди этого не делают ввиду каких-то стереотипов.

Мне остается только посочувствовать незнающим и пожелать быть более любознательными и менее подверженными влиянию мнения обывателей.

Список используемой литературы

Бергер П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива/ Пер. с англ. О.А. Оберемко под ред. Г.С. Батыгина. М.: Аспект-Пресс, 1996.

Василькина Ю., Кто такой психолог? — 2011. [Электронный ресурс]. URL: Шадриков В.Д., Мир внутренней жизни человека. — М.: Университетская книга, Логос, 2006. — 392 с.: ил.

Шанс А., Мифы о психологах, или кто такой психолог? — 2012. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 15.11.2012)

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=581725

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию