Внутренний образ — психология

Внутренний образ — Психологос

Внутренний образ - психология

Внутренний образ — реальный или вымышленный персонаж, с которым человек себя отождествляет внутренне. Вариант работы с личностью через метафору.

Работа с внутренним образом

Внутренних образов у человека может быть много: тогда на каждый случай жизни у него есть образ, который для него будет ориентиром.

Например: с начальником, с шефом, с учителем — можно разговаривать держа в воображении образ исполнительного Афрания из Мастера и Маргариты, говорит его интонациями, его фразами.

Если нужна смелость, решительность, уверенность и честность — ипользовать образ Короля Матиуша Януша Корчака. Нужна грация, женственность, загадочность — черная Багира Киплинга станет идеальным персонажем. См. →

За образом можно тянуться: если сейчас нужные качества не развиты — найти себе образ, который симпатичен, и который обладает нужным качеством в избытке — и вживаться в этот образ, привыкать к нему, поступая так, как поступал бы этот образ.

Как подбирать образы

Выписать несколько качеств (7-10), которые нужны в той или иной ситуации.

Посмотреть, какие образы наиболее созвучны этим качествам на ваш взгляд.

Выбрать самый симпатичный образ.

Как развивать и вживаться в образ

Для начала представлять: а как бы поступил на этом месте мой образ? Исходя из чего он бы действовал? Что бы он сделал? Жить образом сначала 10 минут в день, потом дольше — пока образ не станет знакомым.

Осваивать каждый следующий образ всегда проще, чем предыдущий — формируется привычка и умение быть разным.

Список возможный образов

  • Акулина (Лизавета Петровна) — (А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка» и одноименный фильм) — непосредственность, теплота, статность,
  • Афраний («Мастер и Маргарита», М.А. Булгаков) — исполнительность, рабочий формат, верность
  • Багира («Маугли» Р.Киплинг) — грация, сила, уверенность
  • Барон Мюнхгаузен ( к/ф «Тот самый Мюнхгаузен») — благородство, честность, своеобычность, творческий подход к жизни
  • Белый клык (Одноименная повесть, Дж. Лондон) — верность, преданность, уверенная сила.
  • Герои-пионеры из советских рассказов — самоотверженность, смелость, склонность к романтику
  • Король Матиуш («Король Матиуш» и «Король Матиуш на необитаемом острове» Януш Корчак) — честность, ответственность, смелость.
  • Кошка, которая гуляла сама по себе — (Одноименная сказка Р. Киплинга) — грация, независимость, загадочность, мягкость.
  • Остап Бендер («12 стульев», «Золотой теленок» Ильф и Петров) — неунывающий, хитрый.
  • Мастер восточных единоборств — мудрость, спокойствие, сила
  • Человек с бульвара каппуцинов (Одноименный фильм) — мечтательность, великодушие, доброта

Королевская осанка — подключаем образ Выполнение упражнения растянулось у меня на три недели. В первую неделю выполняла упражнения нацелен…

Метафора Метафора — образный способ описания ситуации, образное сравнение, помогающие через картинку увидеть…Метафора жизни Какой метафорой вы опишите свою жизнь? Внимание: 1) Не путайте метафору с мечтой: мечта — это реалис…Метафора Дом души Дом души — одна из фундаментальных метафор внутреннего мира, определяющих ценности и самоощущение ли…Бесплатные материалы
«Как стать психологом для себя, для семьи и для дела»

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/vnutrenniy-obraz

Образ в системе психической регуляции деятельности

В психологической науке проблема образа принадлежит к числу фундаментальных. Изучение формирования образа окружающей действительности в сознании человека, его функций в поведении и деятельности, его мозговых механизмов имеет исключительно большое значение для развития как общей теории психологии, так и теоретических позиций специальных психологических дисциплин.

Разработка этой проблемы не менее важна и для решения прикладных задач, которые ставятся перед психологией общественной практикой, особенно когда речь идет о психологическом обеспечении процессов обучения человека, проектировании его деятельности, согласовании технических устройств (в первую очередь систем передачи информации) с характеристиками и возможностями человека.

Уже на первых этапах развития психологической науки проблема образа выступала как одна из центральных. Большое внимание этой проблеме уделялось в трудах основоположника отечественной психологии И.М. Сеченова.

Следуя традициям материалистической философии, подтверждаемым развитием естествознания, Сеченов трактовал ощущение, восприятие как «сколки с действительности» — образцы ее, возникающие по законам рефлекторной деятельности мозга.

Являясь отражением этой действительности, они выполняют функцию регуляции поведения, обеспечивающей его адекватность окружающей среде.

1.1. Образ как феномен психического отражения

Когда речь идет об образе, естественно, возникает вопрос: образ чего? Имеется в виду отношение образа к чему-то другому, к тому, что принято называть оригиналом. Что же это за отношение?

С позиций, разработанных в советской психологии, это есть отношение отражения. Образ представляет собой отражение какого-либо объекта, предмета или события. (Подробнее об отражательной сущности психических явлений см. [7, 8, 87, 100]).

Продолжая линию исследований психических явлений, намеченную Сеченовым, советские психологи пришли к пониманию того, что категории отражения принадлежит в психологической науке основополагающая роль: именно данной категорией раскрывается наиболее общая и существенная характеристика психики. В этой связи

они обратились к ленинской теории отражения, которая выступила в качестве общей методологической платформы, дающей возможность разобраться в лабиринте психологических понятий, концепций и направлений, определить предмет психологической науки, раскрыть логику ее проблем, разработать методы исследования.

Именно с освоения категории отражения в ее диалектико-материалистической трактовке и началось развитие советской психологии.

Особое значение для понимания сущности образа имеют следующие положения ленинской теории отражения: а) ощущение есть образ явлений внешнего мира, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств, и основной источник знаний; б) ощущение как образ объективной реальности отражает то, что существует независимо от человека и его сознания; в) ощущение выступает как субъективный образ; г) критерием истинности отражения является практика [2].

Эти положения определили общий подход к изучению всей системы когнитивных (познавательных) процессов: прежде всего ощущения, восприятия, представления, мышления.

В многочисленных экспериментальных и теоретических исследованиях была вскрыта отражательная сущность перечисленных процессов и выявлены их основные особенности (Б.Г. Ананьев [7-9], С.В. Кравков [78], А.Н. Леонтьев [87, 88], С.Л. Рубинштейн [132], А.А. Смирнов [137], Б.М. Теплов [147] и др.).

Сформулировано общее положение о предметности психического образа (любого уровня сложности), т.е. о его отнесенности к предметам объективной действительности. Именно эти предметы (и явления) выступают как содержание образа.

Предметность исходного, сенсорно-перцептивного, образа (ощущения и восприятия) связана с тем, что, как писал еще И.М.

Сеченов, орган чувств (например, глаз) ощущает не сам себя (не изменения в сетчатке глаза), а внешнюю причину ощущений [135, с. 433].

По замечанию К. Маркса, «световое воздействие вещи на зрительной нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаза» [1, с. 82].

В работе Б. Г. Ананьева мысль о предметности образа выражена так: «Нормальное практическое зрение основывается не на абстрактно-зрительной функции, а на предметности, ситуативности зрительного образа» [7, с. 227].

С.Л. Рубинштейн же пишет: «Образ вообще, безотносительно к предмету, отображением которого он является, не существует» [133, с.34]. По его мнению, под образом в собственном смысле надо разуметь отнюдь не всякое чувственное впечатление, а лишь такое, в котором явления, их свойства и отношения выступают перед субъектом как предметы или объекты познания.

Образ не представляет собой некоторого моментального снимка предмета. Его формирование — это сложный развертывающийся во времени процесс, в ходе которого отражение становится все более и более адекватным отражаемому предмету.

При этом на каждой фазе процесса выявляются все новые свойства предмета и уточняются те, которые уже выявлены. В процессе отражения непрестанно происходит реконструкция образа в направлении повышения уровня его адекватности предмету (и в зависимости от целей деятельности, которые человек ставит перед собой).

Этот процесс не является монотонным; в ходе его развития неизбежно возникают противоречия: например, между ощущениями разных модальностей, уровнями дифференциации и интеграции сенсорных данных, чувственными и рациональными осознаваемыми и неосознаваемыми компонентами познания, перцептивными и мнемическими образами, а также образами и воображением, образами и понятиями и т.д. В развертывании динамики образа возможны «зацикливания», отступления и искажения.

Решающая роль в преодолении противоречий, возникающих в процессе отражения, принадлежит деятельности субъекта.

Являясь отражением предметов (и явлений) объективной, т.е. существующей вне и независимо от сознания человека действительности, образ вместе с тем субъективен. В самом широком смысле слова субъективность образа означает его принадлежность субъекту. Но что такое субъект?

В идеалистически ориентированных направлениях психологии субъект трактуется как некоторый внутренний наблюдатель, бестелесное нематериальное начало, существующее вне всеобщих взаимосвязей явлений материального мира; при этом утверждается, что субъективное может быть познано только путем интроспекции, интуиции и веры.

Читайте также:  Корыстная любовь - психология

Марксистская психология исходит из принципиально иной трактовки: субъект — это не бестелесное, нематериальное начало, а живой, телесный индивид, включенный во всеобщую взаимосвязь явлений материального мира, подчиняющийся объективным законам бытия.

Человек рассматривается как субъект жизнедеятельности: прежде всего труда, познания и общения. Именно в жизнедеятельности он формируется как субъект.

При таком подходе субъективный характер психического отражения раскрывается через анализ жизнедеятельности.

Поскольку психическое отражение формируется и развивается в процессе жизнедеятельности субъекта, «обслуживая» его как целостность, оно не может не быть субъективным.

Эта субъективность по-разному проявляется в различных связях человека с миром и на разных уровнях психического отражения.

Общим основанием разнообразных проявлений субъективности является то, что отражение человеком окружающего мира осуществляется с той специфической, обусловленной особенностями его жизнедеятельности (индивидуально-неповторимой) позиции, которую он в этом мире занимает.

Психология bookap

Субъективность образа включает момент пристрастности, зависимости образа от потребностей, мотивов, целей, установок, эмоций человека и т.д.

Образ формируется на базе опыта, который накопил человек, в той или иной мере ассимилируя этот опыт, что особенно отчетливо выражается в случаях, когда речь идет об образах, связанных с жизненно значимой для человека деятельностью. Поэтому для изучения образа методы кратковременных проб (тестов) недостаточны.

Они должны дополняться данными, которые позволяли бы судить о том, как в изучаемом образе проявляется опыт человека, сложившаяся у него система установок, субъективных отношений, мотивов и целей.

Именно поэтому в данной книге большое внимание уделяется самоотчетам летчиков. Они дают возможность раскрыть влияние профессионального опыта на формирование тех образов, которые включены в летную деятельность, выполняя функцию ее психической регуляции.

Источник: http://bookap.info/genpsy/obraz/gl2.shtm

Образ – наше «всё». Психология формирования образной картины мира

Эта статья вообще не должна была появиться. В разговоре о психологических особенностях интроверта она казалась избыточной.

Зачем останавливаться на том, что в книгах по психологии давно считается «общим местом», зачем возвращаться к азам? Но лишней эта статья только казалась.

К нашему удивлению, подавляющее большинство людей, с которыми мы общались, совершенно недооценивали значение Образа восприятия мира. Совершенно «не по-нашему» определяли его роль.

Капканы психологии. Споткнулись на ровном месте

Это самое «подавляющее большинство» сразу озадачило нас отношением к Образу, как к чему-то литературному или модельно-дизайнерскому.

В основном, эти люди считали Образ узкопрофессиональным термином, использование которого в жизни необязательно.

Удивились мы ещё и потому, что для нас Образ – это фундаментальное понятие психологии, без использования которого вообще никакого диалога не получается.

Приходится проговорить нашу позицию по этому вопросу «на берегу», иначе «дальше» мы перестанем понимать друг друга. А «дальше» идут статьи о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, статьи о дружбе, о психологическом восприятии Родины и т.д.

Что такое психологический образ

В заголовке мы не преувеличивали. Образ – это «всё»:

  1. Когда вы разговариваете с каким-то человеком, вы не его видите перед собой, а своё представление о нём – Образ.
  2. Когда вы вспоминаете об отпуске, вы не улицы-пляжи-моря вспоминаете, а впечатление от них – Образ.
  3. Когда вы читаете эпизод истории мира-страны-личности, вы не перечень реальных фактов принимаете в виде знаний, а сформированный историками, традициями, общественным мнением, сплетнями и т.д. шаблон-представление – Образ.

 

Психологический образ всегда и везде

Но и вас никто по-настоящему не знает. Даже самые близкие люди. Ведь они тоже общаются не с вами, а с представлениями о вас – с вашим Образом. Вы можете своим поведением вносить коррективы в первоначальную конфигурацию образа, сложившуюся по мотивам вашей личности. Хотите или нет – вносите. Но далеко не всегда вы корректируете расчётливо.

Потому что, если одни воспринимают вас как не вполне уравновешенного человека, а другие знают вас как любителя домашних животных, то одно и то же поведение – прыжок в горящее здание, откуда доносится слабое мяуканье, –

  1. одни посчитают проявлением ненормальности и назовут вас психом,
  2. а другие – проявлением гуманизма, и назовут вас героем.

Потому и образ интроверта в массовом сознании – это гораздо более серьёзная величина, чем кажется. От этого не отмахнёшься просто так, если люди остаются частью вашей среды обитания.

Образ интроверта в собственных глазах

Но ещё более серьёзное значение имеет тот образ, который складывается у человека о самом себе. Категорическое несовпадение представлений о себе с реальными возможностями своего организма, может вообще угрожать жизни.

Более-менее адекватное восприятие своих возможностей снижает эту угрозу, но не гарантирует комплексной истины. То есть, сам себя человек тоже не знает. И, кажется, это принципиальное незнание. (Подробнее в статье «Отражённый образ интроверта.

Психологическое восприятие самого себя»).

Так что говорить о том, какой человек «на самом деле», по меньшей мере, некорректно. Этого не знает никто, в том числе, и сам человек тоже. Говорить можно только об образе человека в различных представлениях. И от этого основополагающего постулата мы будем «плясать».

Источник: http://i-introvert.com/logika-vybora-introverta/16-obraz-nashe-vsjo-psikhologiya-formirovaniya-obraznoj-kartiny-mira

Проблема вторичных образов в психологии

Проблема вторичных образов в психологии

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2012, том 33, № 4, с. 17-26

К 40-ЛЕТИЮ ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИИ РАН И 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Б.Ф. ЛОМОВА

Проблема вторичных образов в психологии

© 2012 г. А. А. Гостев

Доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института психологии РАН, Москва

На основе понятия образной сферы человека и с опорой на междисциплинарное знание задается новый уровень осмысления образного опыта во внутреннем мире личности. Рассмотрены проблемы осознаваемого/неосознаваемого, самопознания, резервных возможностей психики, онтологического статуса образов, социального восприятия и др.

Вводится понятие о трансляционной функции образной сферы, ответственной за единство контакта субъекта с внешней действительностью и собственным внутренним миром.

Представлены иллюстрации данной функции, в том числе на культурологическом материале, роль образов в понимании духовных смыслов, в самопознании, личностном и духовном развитии, в отражении социальной реальности.

Ключевые слова: вторичные образы, образная сфера, личность, трансляционная функция, духовные смыслы, осознавание внутреннего опыта, социальное восприятие.

Современный мир в качестве главных задач психологической науки выдвигает исследование «тайн человеческой души» и ее возможностей. Это предполагает углубление изучения внутреннего мира личности и приводит к исследованию основных форм психического отражения-регулирования, в которых человеку представлены и объективная действительность, и его субъективность.

Одной из таких форм выступают многочисленные образные явления — образы долговременной и кратковременной памяти, представления о мире и самом себе, воображение/фантазии, сновидения и другие.

«Образные события» (явления) во внутреннем мире личности, связанные с неосознаваемым психическим и духовно-нравственной сферой человеческого бытия, представлены спектром «внутренних образов», переживаемых в отсутствии непосредственно воздействующего физического стимула в качестве прообраза, т.е.

образах, не привязанных к непосредственному воздействию на человека окружающей материальной среды. Обобщающим и выражающим эту идею является понятие «вторичный образ» [47]. Разработка данного феномена заложена представителями Ленинградской психологической школы — Б.Г. Ананьевым, Б.Ф. Ломовым и др.

ОБРАЗНАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕКА

В психологии вторичные образы связываются с уровнем представлений, который является пе-

реходным звеном от восприятия к высшим психическим процессам [1, 11]. Сформированный в единстве восприятия, мышления и речи образ-представление рассматривается как качественно новая ступень познания.

Уникальность и универсальность роли «внутренней образности» включает ее во все области психологического знания (хотя и в отечественной, и в западной психологии образы и «изгонялись», и «возвращались»).

Изучение образов приобретает огромное значение для решения теоретических проблем психологической науки: целостного понимания психики и ее резервных возможностей, механизмов осознаваемого/неосознаваемого, соотношения чувственного и понятийного в психике, ее полифункциональности, семиотической организации мировосприятия [12], онтологии образа и др.

Познавательная и регулятивная сила «внутренней образности» понятна: образы являются самым древним языком психики, связанным с допонятийным мышлением, и в онтогенезе до овладения речью опыт ребенка «записывается» в образной форме. Образы выступают «мостиками» к хранилищу опыта, куда нет доступа понятийному познанию, с этого глубинного уровня они формируют «программы-матрицы», участвующие в психической регуляции и влияющие на действительность.

Читайте также:  Злость - психология

Невозможно назвать область человеческой жизнедеятельности, где не функционировали

бы вторичные образы. Психология традиционно подчеркивала их значение в познании, труде и общении, в научном и художественном творчестве.

Роль образов обобщенно определяется тем, что их содержание, произвольно и непроизвольно перемещаясь в пространстве и времени, репрезентирует в осознаваемом/неосознаваемом (включая «сверхсознательные сферы») отсутствующий стимул-объект-прообраз в ситуации взаимодействия человека с миром — «здесь и теперь».

В то же время приходится констатировать, что, несмотря на теоретическую и практическую значимостью изучения вторичных образов, на внимание к ним разных областей психологии, по-прежнему наблюдается фрагментарность и неоднозначность знания о предмете.

Для осмысления многообразия образного опыта мы вводим понятие о совокупности-спектре вторичных образов различных классов — образной сфере человека (ОСЧ или просто ОС) как важнейшем компоненте его внутреннего мира.

ОСЧ описывает совокупность взаимосвязанных классов вторичных образов, и, соответственно, многообразие образного опыта человека. В ОСЧ вторичные образы представляют собой элементы, имеющие структуру, систему функций, особенности развития.

Образная сфера как понятие задает представление о более высоком уровне целостности вторичных образов, включенных в психику, что позволяет рассматривать нечто общее в структуре и функционировании «внутренней образности».

ОСЧ анализируется в нескольких аспектах, таких как: 1) классификация/систематика образных феноменов; 2) множество вторичных образов, которые могут быть пережиты конкретным человеком; 3) множество форм потенциального образного опыта, который может быть представлен в сознании людей.

В целом же ОСЧ понимается как многомерная, многоуровневая динамическая подсистема психики, «элементы-образы» которой выполняют специфические функции в психическом отражении-регулировании относительно внешней действительности, и внутреннего мира личности в соответствии с жизненными обстоятельствами.

В исследованиях ОСЧ необходимо изучение: 1) состава/структуры — совокупности основных классов вторичных образов и характера их взаимосвязи; 2) характеристик — общих и частных, присущих конкретным классам вторичных образов и ОСЧ в целом [5, 7]. Множество классов и подклассов вторичных образов может быть описано кольцевой структурой, демонстрирующей связь

образов с явлениями сознания/неосознаваемого; классы вторичных образов — в соответствии с психологическим (память, внимание) и общенаучным (пространство — время — энергия — информация) базисами [2, 3].

ОСЧ представлена как система, состоящая из классов и подклассов, упорядоченных в соответствии с условными уровнями активации сознания1 и замкнутых в «кольцевую структуру» (этим показана невозможность изъятия его элементов). Основные классы образов дают целостное представление о феноменологии образной сферы человека, предполагая его духовно-нравственные потенции.

Систематика допускает свою конкретизацию по набору оснований: подклассы образов в секторах «кольца» могут быть типоло-гизированы по параметрам «продуктивность-ре-продуктивность» и «произвольность-непроизвольность», субъективная локализация и чувство реалистичности образа, факторы порождения образов, содержания образа — «реально-бытийного» и «виртуально-инобытийного».

Описание индивидуального сознания [3, 5] дает дополнительные «феноменологические кирпичики» для образного опыта в особых (измененных) состояниях сознания. И это значимо, ибо психология мало знает об образах в подобных состояниях сознания, которые важны в связи с осмыслением механизмов глубинных/надличностных субъективных реальностей.

«Белым пятном», например, являются образы, связанные с религиозно-мистическими переживаниями. Изучение латентных функций образов особых состояний сознания поможет ответить на значимый вопрос теории психического отражения-регулирования: для чего нужно потенциальное многообразие классов вторичных о бразов.

Раскрытие понятия ОСЧ предполагает описание характеристик вторичного образа в каждом его классе (в связи с процедурами измерения), определение дублирования и взаимодополняемости измерений «внутренней образности», разведение общих и частных параметров, соотнесение их с сенсорной, эмоциональной и двигательной сторонами психики.

Необходимы также: 1) систематизация в наборе исходных характеристик, описывающих конкретный класс вторичного образа, 2) определение набора интегральных характеристик «образности», таких как «яркость-четкость-ясность», «контролируемость» (аспекты мысленного оперирования образами), «подвижность» вторичных образов (скорость формирования об-

1 Вторичные образы — единицы потока сознания, а состояния сознания детерминируют образный опыт.

разов, их смены в сознании), 3) выявление соотношения интегральных и парциальных характеристик [5, 8].

Исследования подтвердили сложный характер функциональной нагрузки параметров образной сферы человека, что подчеркивает значимость дифференциально-психологического подхода к ней, связанного с анализом вклада индивидуальных особенностей вторичных образов различного класса в обеспечение конкретных проявлений жизнедеятельности человека, а также актуальность изучения взаимной детерминации интегральной картины мира и конкретных образов. Индивидуальные особенности вторичных образов приводят к различиям в «мире образов». Влияние конкретных образов на картину мира может быть проиллюстрировано религиозным опытом: переживания возникающих образов трансформируют представления о мире.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИ-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБРАЗНОМУ ОПЫТУ

Трудности в изучении образной сферы человека во многом определяются отсутствием должного синтеза естественно-научного и гуманитарного оснований психологической науки, который позволил бы вывести проблему в междисциплинарный контекст.

В связи с этим вызывает интерес феноменологическая «развертка» ОСЧ — формы субъективной репрезентации окружающей реальности и внутреннего мира, закономерности актуализации глубинного образного опыта, латентного для «повседневного осознания».

С позиций феноменологически-герменевтического подхода (ФГП) [5, 6] образный опыт человека рассматривается как «субличность-персонаж», которую человек призван понимать; элементы этого опыта, соответственно, также объект понимания. ФГП основывается на принципах «понимающей психологии» и позвол

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/problema-vtorichnyh-obrazov-v-psihologii

Внутренний образ себя – улучшаем мнение о себе

Внутренний образ себя – улучшаем мнение о себе

Когда вы в последний раз смотрели в зеркало? Я имею в виду, реально смотрели в зеркало. Что вы видели?

Были ли вы удивлены отражению? Оно выглядело как вы? Совпало ли отражение с образом, который вы держите у себя в голове?

Если они не совпадали, какие были отличия? Что изображение говорит вам?

Таким вас видят остальные? Совпадает ли отражение с вашим внутренним представлением себя? Как оно изменилось спустя год? 5 лет? 10 лет?

Подумайте о представлении себя. Развивалось и изменялось ли оно также, как изменялись вы? Представляете ли вы себя все еще 20-ти летним человеком, хотя вам уже почти 50?

Так часто мы держим образ себя в уме, не обновляя его, в соответствии с тем, как мы изменяемся во внешнем мире. Мы обновляем технику, мобильные телефоны, компьютеры и т.д., тем не менее, забываем обновить наше собственное внутренне представление о себе.

Ваш образ себя устарел?
Подумайте, как вы изменились и сообразите, изменились ли вы и ваш образ. Застрял ли ваш внутренний образ в 70’ и диско, пока ваш внешний образ достиг последний веяний моды?

Внутреннее представление себя это не только образ тела, но и ваше общее поведение, разум и дух.

Изображение тела является такой мощной темой в средствах массовой информации в последнее время с актрисами, которые говорят о своей борьбе с пищей и внешним видом.

В то время как давление на них исходит от их отрасли, они также сами навязывают это себе. Неуверенность в своей внешности существовала глубоко внутри их существа, и с грохотом разнесло их внутреннюю основу задолго до начала внешнего давления.

Подумайте о своей внутренней основе. Оно стабильно или расшатано последними тенденциями моды и моделями на обложках журналов? Если вы чувствуете себя неуверенно, сомневаетесь в себе и вашем внутреннем образе, какие шаги вы должны предпринять?

Во-первых, определите, что такое ваше внутреннее изображение. Изображение не реальная вещь, это картина или идея, заполненная в вашей памяти и представлении. Это изображение было подвергнуто многолетнему влиянию СМИ, семьи и общества.

Читайте также:  Отношения с родителями - психология

Образ уже не дает ясной картины, он был подвергнут многим слоям искажений, которое напоминает цифровую обработку, высокотехнологичную анимацию или карикатуру. Это больше не правда.

После многих лет искажения, образ требует очищения. Сортировка по слоям может занять некоторое время и концентрированных усилий. Это требует терпения и преданности, наряду с хорошей дозой сострадания и самовоспитания.

Очищайте слои.
По мере удаления слоев, каждый шаг важен для достижения правды. Спрашивайте себя, является ли настоящее изображение вами, истинным вашим существом. Слушайте свою интуицию. Ощутите ответ внутри себя. Это ваши убеждения или общества? Это голос вашей матери или еще кого-нибудь?

Затем спросите себя, чем мотивирован этот образ. Он мотивирован ради удовлетворения вашей мамы? Это требуемы образ для вашего отца? Может ли он быть мотивирован стремлением привлечения внимания? Может ли он быть мотивирован сравнением, необходимостью соответствовать выдуманным стандартам?

После того как вы определили свою мотивацию, вы можете выбрать для решения основные вопросы. Вы можете столкнуться с эмоциями, которые связаны с убеждением и отпустите их, а затем замените убеждения новой истиной.

Источник: http://einsofor.com/psichologiya/vnutrenniy-obraz-sebya-uluchshaem-mnenie-o-sebe

Практическая психология: Упражнение-путешествие № 12 «Образ самого себя»

Практическая психология: Упражнение-путешествие № 12 «Образ самого себя»

Происходящее в нашей жизни связано с нашей картиной мира: тем что мы думаем о жизни, о людях и себе. Сложившийся образ самого себя и то, что мы о себе думаем, влияет на нашу жизнь, самочувствие, жизненные достижения.

Наше представление о себе формируется в детстве. Его основа связана с восприятием нас родителями, значимых людей. Именно от них мы первоначально узнаем, красивы ли мы, хороши, умны, какие наши достоинства и в чем наши недостатки и т.д.

В последующем этот образ наполняется новым содержанием и значением.
В зрелом возрасте полезно понять особенности своего образа себя, а также вносить в него изменения и коррективы. Поскольку от отношения к себе зависит основной сюжет нашей жизни.

Осознавая его особенности и внося коррективы мы способны управлять своей жизнью.

Образ самого себя или самооценка имеет свою структуру, а также общее, итоговое отношение к себе. Какие-то качества личности составляют ядро самооценки, тогда как другие проявления менее важны. Признание, подтверждение и принятие значимыми людьми качеств, которые относятся к ядру, чрезвычайно важно для человека.

Например, если одним из качеств ядра личности являются умственные способности, и человека не принимают в ВУЗ или исключают из него, то это может причинить серьезный удар. Вызвать апатию или протест. Тогда как признание того же человека, ценящего себя за ум, «Мисс факультета» будет не более, чем приятным моментом.

По своему суммарному значению самооценка может быть завышенной, адекватной и заниженной.

Адекватная самооценка характерна для людей, у которых образ самого себя и оценка своих возможностей близка с оценкой окружающих его людей. Соответственно завышенная самооценка характерна для тех, чье представление о себе более высокое, чем восприятие окружающих. Завышенная самооценка хоть и порождает множество конфликтов, но способна также вносить позитив в жизнь человека.

Поскольку у него изначально существует ожидание того, что он может и заслуживает большего. Наверняка, каждому встречались девушки, которые при совершенно посредственной внешности считали себя красавицами. И что удивительно, постепенно, окружающие начинали более позитивно воспринимать их внешность.

Убеждение в собственной ценности и позитивности способно мотивировать человека на многие достижения и привлекать в его жизнь фантастические возможности. Главное при этом не накапливать обид на окружающих, которые не разделяют мнения о способностях данного человека.

При наличии стремления к саморазвитию и самосовершенствованию человек с завышенной самооценкой может много достичь в жизни. Ими часто руководит стремление «доказать», которое выполняет роль драйвера.

Что касается заниженной самооценки, то именно она может быть причиной того, что человек получает от жизни меньше, чем мог бы и заслуживает.

То есть если сам человек полагает, что ему не на что рассчитывать на этом празднике жизни, то вероятность того, что счастье, богатство и успех обрушатся на него, уменьшается. Ведь для того, чтобы обрести что-то, этого нужно хотеть и в это верить.

Даже когда человек в соответствии с качеством своего внутреннего содержания (добрый, трудолюбивый, скромный, умный, порядочный) встречает созвучного ему человека, то в последствии отношения часто портятся: его избранник перестает ценить.

Это происходит потому, что постепенно окружающим передается отношение самого человека. И если он сам считает, что не достоин чего-то хорошего, то рано или поздно к подобному заключению придут и те, кто рядом с ним.

Итак, образ самого себя сложное структурное образование. В нем могут быть аспекты, которые низко оцениваются человеком, адекватно и наоборот высоко. Самооценка отражает особенности восприятия себя и может служить опорой, мотиватором достижений или препятствием, в жизни человека.
Реальность всегда следует нашему образу.

Наш образ самих себя должен быть меняющимся, гибким, растущим и расширяющимся. Если только он не находится далеко от действительности, которую мы создаем, реальность откликнется.

Если вы пытаетесь обрести богатство, но ваш образ самого себя ассоциируется с постоянной нехваткой денег, есть опасность, что вы столкнетесь с неожиданным и дорогостоящим событием – ремонтом дома, аварией или большими долгами. Так образ будет поддерживаться.

Когда реальность неожиданно изменяется не в лучшую сторону, в первую очередь мы должны немедленно начать работу над своим образом. В ходе личностного развития очень важно уделить внимание своему образу себя, понять причины и особенности своего отношения к себе. И при необходимости внести коррективы.

В этом Вам помогут следующие упражнения.

УПРАЖНЕНИЯ

1. Исследования образа самого себя Выберите область жизни, в которой хотите активных улучшений, например здоровье, работа, отношения, деньги или духовность, и запишите все, что приходит на ум относительно своего образа, связанного с этой областью. Например, «Я и здоровье», «Я и работа».

Когда закончите – это может занять у вас и пять минут, и пять часов – просмотрите свои записи и выделите центральные темы.

Есть ли там слово, способное подытожить написанное, к примеру, «неудачник», «я все порчу», «мыслитель», «циник», «страдалец», «святоша», «жалобщик», «страдалец», «бедолага», «везунчик»? Какую реальность создает человек с подобным образом самого себя? Теперь подумайте, какую бы реальность Вы хотели создать? Какой образ необходим для ее поддержания? Запишите все, что приходит на ум. Найдите слово, описывающее новый образ самого себя: «победитель», «исследователь», «душа компании», «энергичный», «изобретатель», «весельчак», «энтузиаст», «философ», «путешественник», «баловень судьбы», «счастливчик».

Как бы этот человек думал, чувствовал, вел себя? Во время медитации представьте, что справляетесь с ситуацией, войдя в новый образ. Начинайте видеть себя в новом ключе.

2. Техника «ВХОДА И ВЫХОДА»

Представьте нужный образ, глядя на него как бы вне своего тела. Затем «войдите» внутрь тела и вновь посмотрите на образ. Покиньте тело, потом снова вернитесь в него и продолжайте действовать так до тех пор, пока образ не покажется вам полностью завершенным. Всегда заканчивайте это упражнение как бы вне своего тела.

3. Позитивные утверждения для поддержания позитивного образа себя Для создания и поддержания позитивного образа себя ежедневно используйте ментальные формулы Сант-Лайт и позитивные установки:

  • «Я – чудо вселенной. Я – достояние мира. Я – дар Божий».
  • «Я ценю себя. Я ценю тебя. Я ценю весь мир».
  • «Я люблю и принимаю себя»
  • «Я достойна всего наилучшего»
  • «Я разрешаю себе быть счастливым, здоровым и успешным»

Предложенный перечень полезно также дополнить своими установками, к полезности внесения которых Вы пришли после анализа образа себя.

Попутного ветра позитивным изменениям!

С уважением, Елена Кравченко психолог-консультант, астролог

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Заказать консультацию психолога >>Наверх ↑

Источник: http://astropsy.com.ua/psychology/practical-psychology/119—12-l-r.html

Ссылка на основную публикацию