Военный психолог — психология

Шпаргалки по военной психологии — Основные задачи военной психологии

Военный психолог - психология

Page 3 of 26

Объект, предмет и основные задачи военной психологии.

Военная психология – это отрасль науки, изучающая закономерности проявления психики военнослужащего.

Объект воен. псих. – военнослужащие (воинские коллективы) проходящие военную службу по призыву и контракту, а также те. кто может быть привлечен к военной службе в военное время.

Предмет военной психологии – особенности проявления психики военнослужащего в различных условиях военно-профессиональной деятельности, а так же психологические процессы, состояния, свойства, характерные для воинских коллективов.

Основные задачи военной психологии:

1.разработка методов комплектования частей и подразделений на основе учета индивидуально-психологическких и личностных особенностей военнослужащих.

2.определение путей повышения эффективности процесса профессиональной подготовки на основе учета индивидуальных психологических особенностей военнослужащих при осуществлении военно-профессиональной подготовки (методика Ровена).

3.разработка методологии психологического обеспечения профессиональной деятельности военнослужащих в боевой обстановке.

4.разработка психологических методов сплочения коллективов и укрепления воинской дисциплины с целью эффективной деятельности частей и подразделений.

5.разработка методов психологического обеспечения боевого дежурства караульной и гарнизонной службы.

 Методологические принципы военной истории о природе и роли психического развития.

Применительно к психологии следует назвать след методологические принципы:

Принцип системного детерминизма психического.

Детерминизм — причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.

Данный методологический принцип психологии предполагает необходимость учета влияния различных причин, факторов на возникновение и развитие психологических явлений.

Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий гласит, любые внешние воздействия (стимулы, факторы, влияния) преломляются через совокупность внутренних индивидуальных психофизиологических условий (способности, характер, мотивация, психические процессы и состояния).

Принцип активности сознания личности предполагает, что личность является активным субъектом преобразования мира, в том числе и идеального (мира и преобразования).

Принцип единства психики (сознания) и деятельности: психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека.

Поэтому лучший способ исследования психических явлений — это изучение в условиях реальной деятельности или моделирование компонентов ведущей деятельности в психологических тестах (например, в лабораторном эксперименте).

Сознание человека представляет собой внутренний план осуществляемой им деятельности, а деятельность — внешняя форма выражения сознания, процесс его опредмечивания. Психика познаваема только в деятельности, которую она регулирует.

Принцип системности (системного строения психического явления) -принцип психологии, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом. Он предполагает, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение.

Принцип развития предполагает рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант.

Сущ-ет ед-во онтогенетических, филогенетических и социально-исторических детерминант развития и проявления психики.

Дан принцип ориентирует психологов на изучение усл-й возникновения псих-х явл-й, тенденций их изм-я, качест-х и колич-х характер-к этих изм-й.

Источник: http://spargalki.ru/psyhologiya/114-voennaya-psyhologia.html?start=2

Военная психология

Военная психология

Корчемный П., и др. Военная психология: методология, теория, практика

Раздел 2. Военная психология, как отрасль психологической науки

Данные учебное пособие представляет собой взгляды военных психологов кафедры психологии Военного университета на настоящее и будущее военной психологии по всем трем основным уровням военно-психологической науки: методологическому, теоретическому и собственно прикладному.

Издание рекомендовано Главным Управлением Кадров Министерства обороны Российской Федерации как учебно-методическое пособие.

Учебное пособие предназначено для адъюнктов и слушателей Военного университета РФ, военных психологов-исследователей и преподавателей военной психологии.

— кандидат психологических наук, подполковник (§2.13)

— доктор психологических наук, профессор, полковник (§2.23)

— доцент, кандидат педагогических наук, полковник (§1.6)

— кандидат психологических наук, подполковник (§2.22)

заместитель руководителя авторского коллектива, доцент, кандидат психологических наук, полковник (введение, §2.5, §2.8, §2.9, литература)

— кандидат психологических наук, подполковник (§2.18, §2.24)

— доктор психологических наук, профессор (§2.2)

— кандидат психологических наук, полковник (§2.14)

— кандидат психологических наук, полковник (§2.7, §2.10, §2.12)

— доцент, кандидат психологических наук (§ 2.17)

— кандидат психологических наук, подполковник (§1.5)

руководитель авторского коллектива, академик Международной Академии акмеологических наук, доктор психологических наук, профессор, генерал-майор (§2.4, §2.15)

— доцент, кандидат психологических наук, полковник (§1.7)

заместитель руководителя авторского колектива, доцент, кандидат психологических наук, полковник (введение, §1.1, §2.16, литература, заключение)

— кандидат психологических наук, полковник (§2.20)

— кандидат психологических наук, капитан 2-го ранга (§1.3)

— кандидат психологических наук, подполковник (§2.3)

— кандидат психологических наук, полковник (§2.21)

— кандидат философских наук, подполковник (§1.2)

— кандидат психологических наук, подполковник (§2.1)

— доцент, кандидат психологических наук (§2.19)

— кандидат психологических наук, подполковник (§2.11)

— доктор психологических наук, профессор (§2.6)

— доцент, кандидат психологических наук, полковник (§1.4)

Реформирование Вооруженных Сил предъявляет серьезные требования к своему психологическому обеспечению.

Жизнедеятельность военнослужащего осуществляется в экстремальных условиях воинской службы, тем самым ставя его постоянно в ситуации выбора, испытания на прочность духовных и физических сил.

Конструктивное разрешение выбора в интересах развития личности военного профессионала призвана обеспечить военная психология.

С другой стороны, психологический анализ войны, боя позволяет правильно обосновать пути совершенствования боевой, общественно-государственной, психологической подготовки, несения боевого дежурства, вахтенной и караульная службы и т.д. так как необходимым участником, субъектом любых событий здесь является человек. Военная наука обречена на сотрудничество с военной психологией. Таким образом, заказ на военную психологию продиктован:

необходимостью совершенствования военно-профессионального развития военнослужащих и обоснования эффективных путей военной реформы. Военная психология опирается на образ человека-деятеля, субъекта воинской деятельности в мирное и военное время;

потребностью человека в армии постоянно разрешать личные проблемы, осуществлять себя, искать и находить смысл своего бытия, строить свою семью, воспитывать детей. В решении этих проблем военная психология опирается на образ «человека-нуждающегося».

Стратегический путь развития сегодня военной психологии в обеспечении конструктивного разрешения объективного противоречия между «человеком-деятелем» и «человеком-нуждающимся», «человеком-ценностью» и «человеком-средством» в интересах Человеческой Личности — защитника своей Родины.

Для того, чтобы соответствовать уровню поставленных задач военная психология сама «должна измениться», пересмотреть свою методологию, мировоззренческие позиции, теоретическую концепцию, используемые методы и технологии.

Данные учебное пособие представляет собой взгляды военных психологов кафедры психологии Военного университета на настоящее и будущее военной психологии.

Логика учебного пособия построена таким образом, чтобы представить взгляды профессорско-преподавательского состава кафедры по всем трем основным уровням военно-психологической науки: методологическому, теоретическому и собственно прикладному.

В разделе I «Методологические проблемы военной психологии» тематика глав подобрана таким образом, чтобы отразить накопленный опыт подготовки военных психологов в Военном университете, в основе которого лежит понимание того, что все психологические дисциплины по отношению к военной психологии несут свою методологическую функцию, наряду с общеметодологическими концепциями, представленными в первой главе.

Тематика глав II-го раздела отражает основное содержание всех тематических планов по предмету «Военная психология», преподаваемых в Военном университете слушателям, обучающимся на различных факультетах.

В этой связи главы раздела посвящены проблемам психологического обеспечения деятельности войск, руководителей воинских коллективов как в военное, так и в мирное время.

Авторы стремились не только теоретически описать существующие сегодня психологические проблемы, но и дать практические рекомендации для их разрешения

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Смотреть что такое «военная психология» в других словарях:

Военная психология — Военная психология  раздел психологии, изучающий психологические проблемы, возникающие в процессе подготовки военнослужащих и ведения войны. Как особая дисциплина военная психология появилась в начале XX века в связи с массовыми… … Википедия

Военная психология — отрасль психологии, изучающая психологические проблемы, возникающие в процессе подготовки военнослужащих и ведения войны. Как особая дисциплина сложилась в начале 20 в. в связи с массовыми исследованиями личного состава армий в целях его… … Большая советская энциклопедия

Военная психология — ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГІЯ. См. Психологія военная1. [1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был … Военная энциклопедия

Военная психология — отрасль психологии, занимающаяся изучением индивидуальных и групповых психических явлений в условиях воинской службы, военных действий … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Отрасль психологии, применяющая психологические принципы в специальных условиях, которые неизменно сопровождают военную жизнь. Это довольно энергично исследуемая область прикладной психологии, она представлена специальным отделением в… … Толковый словарь по психологии

Военная психология — отрасль психологии, предметом которой являются особенности психики военнослужащих и психологии воинских коллективов … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Военная психология (military psychology) — В. п. занимается приложением психол. принципов и методов к решению военных задач. Она включает такие традиционные области психол. специализации, как работа с персоналом (отбор, классиф., расстановка кадров), обучение (тренинг), эксперим. исслед.… … Психологическая энциклопедия

Психология мира — (англ. peace psychology)  область исследований в психологии, связанная с изучением психических процессов и поведения, порождающих насилие, предотвращающих насилие и способствующих использованию ненасильственных методов, а также создание … Википедия

Военная наука — Военная наука  область науки, представляющая собой систему знаний о подготовке и ведении военных действий (войны) государствами, коалициями государств или классами для достижения политических целей, составная часть военного дела. В других… … Википедия

Психология — Сюда перенаправляется запрос «Психолог». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия

Первые войны возникли вместе с первыми цивилизациями и с тех пор являются неотъемлемой составляющей жизни человечества. Сложно сказать, сможем ли мы когда-нибудь достигнуть такого уровня развития, когда кровопролитие и насилие навсегда останутся лишь частью истории. Время покажет.

А пока войны не утихают, и каждый день разгораются все новые боевые конфликты, учёные будут продолжать изучать природу этих явлений.

В частности, вопросами влияние военных действий на человека и изменения его психологического состояния занимается отдельная дисциплина — военная психология.

Согласно принятому определению, военная психология — прикладное направление в психологии, которое изучает особенности человеческой психики в условиях боевых действий, процессы взаимодействия в военном коллективе, а также влияние войны на психологической состояние бойцов.

Читайте также:  Разрешение конфликта - психология

Кроме этого, военные психологи разрабатывают эффективные методы боевого командования, техники саморегуляции и повышения моральной устойчивости солдат, а также изучают парапсихологические способности мозга с целью их максимального развития у специально обученных агентов. Именно поэтому большая часть практических достижений военных психологов является засекреченной информацией и редко становится достоянием общественности.

Фактическое отделение военной психологии от общей произошло в 20 годы XX века. До этого времени данная отрасль представляла собой набор различных практических методов влияния и сводилась к поднятию боевого духа у солдат.

Принято выделять 4 основные направления, в рамках которых развивалась военная психология:

• психология личности командира (полководца, воина);

• взаимодействие в боевом коллективе;

• праксиология (деятельность в мирное и военное время).

Одними из первых практических инструментов в военной психологии стали тесты Альфа и Бета, разработанные ведущим американским психологом Робертом Йерксом. После окончания Первой мировой войны правительство США поручило Йерксу провести исследования, в котором приняли участие более миллиона солдат.

Целью данного анализа стало выявление критериев, характерных для пригодных к службе мужчин. Учёному удалось создать первые в своём роде тесты, определяющие профпригодность военнослужащих, в частности, по критерию развития интеллекта.

Это исследование послужило огромным толчком для дальнейшего эмпирического развития военной психологии и повлекло открытие ряда специальных практических лабораторий.

Огромную лепту в становление военной психологии также внесли Э. Торндайк, С. Мунт, Б. Ананьев, М. Фрунзе, А. Леонтьев, А. Лурия.

Во второй половине прошлого века, в связи с увеличением вооружённых конфликтов и усовершенствованием боевого оружия, возникла практическая потребность в узкоспециализированныхпрофессионалах — военных психологах.

Специфика деятельности военного психолога подразумевает наличие не только теоретических знаний, но и практического опыта в военной области.

Поэтому чаще всего военными психологами становятся уже действующие военнослужащие, которые не понаслышке знают об особенностях и трудностях воинской службы.

Сегодня военная психология является одним из наиболее динамично развивающихся практических направлений в психологии. Современные специалисты, работающие в военных частях, занимаются психокоррекционной работой с побывавшими на поле боя и страдающими ПТСР (посттравматическим расстройством) бойцами; проводят профилактику агрессии и насилия среди боевого состава; обучают техникам саморегуляции.

Корчемный П., Военная психология: методология, теория, практика скачать бесплатно книги библиотека психолога

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 . Смотреть что такое «военная психология» в других словарях: Военная
В условиях растущего числа зон боевых конфликтов и усовершенствования вооружения, быстрыми темпами развивается военная психология.

Источник: http://psiholog4you.ru/voennaya-psihologiya/

Военная психология | База знаний | PsyGuru

Военная психология — раздел психологии, изучающий психологические проблемы, возникающие в процессе подготовкивоеннослужащих и ведения войны, составная часть военной науки.

Как особая дисциплина, военная психология появилась в начале XX века в связи с массовыми исследованиями личного состава вооружённых сил для его отбора, воспитания, обучения и расстановки.

Задачи

Перечень проблем, исследуемых военной психологией, включает:

  • определение психологических критериев отбора личного состава по родам войск (сил) и для специальных заданий;
  • разработку психологических основ боевой подготовки;
  • изучение взаимоотношений между начальствующим составом и подчинёнными, взаимоотношений в малых группах (экипажитанков, самолётов, подводных лодок);
  • изучение поведения человека в специфических условиях (например, в самолёте или подводной лодке, в состоянии сильного утомления, ночью и т. д.) и поиск путей повышения эффективности восприятия;
  • исследование особенностей мышления военачальников разного уровня;
  • разработку методов психологической войны;
  • и другие.

Особое место занимает изучение влияния стресса, вызванного боевой обстановкой, на поведение человека.

Мотивация военнослужащих

Важнейшей характеристикой противоборствующих сторон является мотивация военнослужащих к ведениювоенных (боевых) действий. М. И. Дьяченко выделил три вида такой мотивации:

  • широкие социальные мотивы (любовь к Родине, ненависть к врагу, чувство воинского долга и т. п.);
  • коллективно-групповые мотивы (товарищество, взаимовыручка, страх быть подвергнутым групповому презрению);
  • индивидуально-личностные мотивы (стремление отличиться, получить награду, испытать свои возможности, заработать денег и др.).

Опыт показывает, что характер боевых действий военнослужащих (активный или пассивный, самоотверженный или самосохраняющий) во многом зависит от отношения к войне и её целям.

Образ войны в сознании военнослужащих приобретает ту или иную эмоциональную окраску в зависимости от того, насколько успешно, на чьей территории ведутся боевые действия и какая часть населения своей страны физически и психологически принимает в них участие.

Опыт войн убедительно показывает, что чаще побеждают те вооружённые силы, воины которых видят в противнике лютого и ненавистного врага.

От того, какой образ потенциального или реального конфликта сложился в общественном сознании, в значительной степени зависит возможность привлечения широких социальных мотивов для побуждения военнослужащих к активным боевым действиям. При отсутствии общественной поддержки военной акции, проявлении антивоенных настроений это становится проблематичным.

Влияние боевой обстановки на военнослужащих

Постоянная угроза жизни, здоровью, постоянное изменение боевой обстановки, длительные нагрузки, нередко превышающие пределы человеческих возможностей, утрата боевых товарищей, участие в жестоком насилии по отношению к врагу оказывают огромное воздействие на психику участников боевых действий.

По оценкам американских экспертов, около 90 % военнослужащих испытывают в бою страх в явно выраженной форме. При этом у 25 % из них страх сопровождается тошнотой, рвотой, у 20 % — неспособностью контролировать функции мочеиспускания и кишечника. Рядом исследований установлено, что примерно 30 %солдат испытывают наибольший страх перед боем, 35 % — в бою и 16 % — после боя.

В исследованиях российских, американских, немецких и французских военных специалистов указывается на то, что в бою лишь 20 — 25 % солдат самостоятельно проявляют необходимую активность (ведут прицельный огонь, целесообразно перемещаются на поле боя и т. п.), а остальные проявляют активность, лишь находясь на виду у командира. В его отсутствии они прячутся в безопасное место, имитируют выход из строя техники, оружия, психическую или физическую травму, «сопровождают» в тыл раненых сослуживцев.

Немецкий исследователь Е. Динтер выявил, что процесс адаптации к боевым действиям длится примерно 15 — 25 суток, после чего военнослужащий достигает пика морально-психологических возможностей. После 30 — 40 суток непрерывного пребывания в непосредственном соприкосновении с противником наступает истощение духовных и физических сил. Р. А.

 Габриэль считает, что если после 45 суток непрерывного пребывания на поле боя военнослужащие не будут отправлены в тыл, то они по своим психофизиологическим возможностям окажутся небоеспособными. Аналогичной точки зрения придерживаются американские психиатры Р. Свонк и У. Маршан.

По их мнению, у 98 % военнослужащих, непрерывно участвующих в боевых действиях в течение 35 суток, возникают те или иные психические расстройства.

Неблагоприятное влияние на психологическое состояние личного состава оказывает также нарушение ритмов жизнедеятельности (привычного чередования активной деятельности, сна, отдыха, приёма пищи), непривычная местность, частая смена климатических условий, плохие погодные условия.

Установлено, что сложная боевая обстановка вызывает серьёзные психологические расстройства, и полную потерю боеспособности на определенное время у воинов со слабым типом нервной системы (среди военнослужащих их около 15 %).

В аналогичных условиях воины со средним типом нервной системы (таких около 70 %) снизят активность боевых действий лишь на короткое время.

Воины с сильным типом нервной системы (их примерно 15 %) не подвергаются ощутимому психотравмирующему воздействию боевой обстановки.

Во время Второй мировой войны в американской армии по причине психических расстройств были выведены из строя 504 тыс. военнослужащих, а около 1 млн. 400 тыс.

имели различные психические нарушения, на некоторое время исключавшие участие в боевых действиях.

Во время Корейской войны и войны во Вьетнаме психогенные потери в армии США составляли 24 — 28 % от численности личного состава, непосредственно участвовавшего в боевых действиях.

Немаловажное значение для психологического состояния военнослужащих имеют вера, суеверия, символы-ценности, способы регуляции психических состояний (ритуалы, обряды и т. д.).

Многие из военных усваивают себе, часто совершенно искренно и по убеждению в необходимости этого, особенную физиономию, привычки, речь. Эта манера, так сказать напускная, исчезает в бою неодолимо и заменяется другой, соответствующей врожденным инстинктам человека.

Там люди хорошего закала и действительно храбрые проявляют это качество блистательно; другие, в обыкновенное время бойкие на словах, когда дело идет о войне, впадают в мрачное, убитое молчание; храбрые на словах, всегда, по-видимому, готовые на бой и поэтому приобретшие теоретическую репутацию неустрашимости, являются глубоко смущенными; некоторые даже постыдно исчезают во время дела, не способные обуздать своё волнение и оценить его последствия. Третьи, хотя и подвержены мучительной тревоге, сдерживают её усилием воли; но они ничего не видят, не слышат, не могут собрать своих мыслей и одинаково неспособны предводить или быть предводимыми. Люди хладнокровные, кроткие, считаемые зачастую робкими в мирное время, обнаруживают увлекающую храбрость и дают наилучший пример; сумасброды, у которых, по-видимому, голова не совсем в порядке, являют спокойствие, здравость суждения, распорядительность в неожиданных размерах. Во всем бой есть безошибочный оселок, дающий меру способностей и мужества каждого, помимо его и независимо от него. После сражения большая часть оставшихся в живых мало-помалу принимают свою обычную манеру и физиономию, по-видимому и не помня даже о своем преображении во время боя; и представляется тогда наблюдению другое, новое зрелище; каждый в мере, допускаемой его положением, усиливается утвердить за собою славу успеха, отклонить ответственность за неудачу. Самолюбие, гордость, честолюбие заставляют пускаться в проделки, которые часто бывают не искренни и даже предосудительны. Бой, во время которого служили общему делу с лицом, поневоле открытым, уже забыт; начинается другой бой — личных интересов. Не один ловкач является перед общим мнением в маске и требует его благосклонности, с местом в бюллетене и в наградном списке. И от этого сколько сомнительных подвигов, удостоившихся чести опубликования! Сколько подвигов действительной храбрости и самоотвержения проходят безвестно, или узнаются слишком поздно благодаря тому, что виновники этих подвигов не трубили об них, или же поплатились за них жизнью, что часто бывает; или же, наконец, тяжело изувеченные, не находятся налицо. Часто мне приходилось видеть все это и каждый раз становилось тяжело; это эксплуатация войны, в которой убитые, раненые, без вести пропавшие и скромные проигрывают; оставшиеся в живых, находящиеся налицо и нахальные — выигрывают.

— Л. Ж. Трошю.

Читайте также:  Системный взгляд - психология

Долгосрочные психологические последствия

Психика людей, перестроенная под потребности войны, оказывается неприспособленной к мирной обстановке, к стандартным ценностям общества, к оценке мирными гражданами пережитого участником военных действий.

Уветеранов войны часто проявляются навязчивые воспоминания, ночные кошмары, агрессивность, ненависть к бывшему противнику, что указывает на посттравматическое стрессовое расстройство.

Мощными факторамипсихической травматизации являются ранения, особенно вызвавшие инвалидность.

Примерно у 25 % американских ветеранов войны во Вьетнаме отмечалось развитие неблагоприятных личностных изменений после полученной психотравмы. В литературе распространены сведения, что к началу 1990-х гг.

около 100 000 ветеранов этой войны покончили жизнь самоубийством (данная цифра оспаривается некоторыми авторами как чрезвычайно завышенная), 40 000 вели замкнутый, почти аутичный, образ жизни.

Среди раненых и инвалидов войны доля тех, у кого проявлялось посттравматическое стрессовое расстройство, превышала 42 %, тогда как среди физически здоровых ветеранов войны их было 10 — 20 %.

По данным на ноябрь 1989 года, 3 700 советских ветеранов Афганской войны находились в заключении, количество разводов и острых семейных конфликтов составляло в семьях «афганцев» 75 %; более двух третей ветеранов не были удовлетворены работой и часто меняли её из-за возникающих конфликтов, 90 %студентов-«афганцев» имели академическую задолженность или плохую успеваемость, 60 % страдали от алкоголизма и наркомании.

Психологической реабилитации ветеранов боевых действий способствуют:

  • Их достойная встреча при возвращении домой
  • Публичное признание социальной значимости их участия в боевых действиях
  • Признание их нового, более высокого социального статуса
  • Понимание специфических ценностей боевого братства, особенностей психических реакций и поведения ветеранов
  • Вовлечение ветеранов в активную общественную работу
  • Создание условий для поддержания благоприятной психологической атмосферы в семье
  • Раннее выявление, быстрое и позитивное разрешение межличностных конфликтов с участием ветеранов
  • Постепенное «стирание» социальной стратификации по критерию участия в боевых действиях

Источник: https://psyguru.com/database/knowledge/article-107-voennaya-psihologiya

Военный психолог. Хочу быть им..

Военный психолог. Хочу быть им..Иcтopия вeдeния вoйн пoкaзывaeт, чтo вeликиe пoлкoвoдцы, пpaвильнo yчитывaющиe пcихoлoгичecкиe вoзмoжнocти вoйcк, oдepживaли пoбeдy нaд вpaгoм бoлee мнoгoчиcлeнным, вoopyжeнным бoлee coвpeмeнным opyжиeм. Aлeкcaндp Maкeдoнcкий, Haпoлeoн, Пeтp I, A.B. Сyвopoв, M.И.

Кyтyзoв, пoтoмy и вeлики, пoтoмy иcтopия и хpaнит их зacлyжeннyю cлaвy, чтo oни cyмeли вocпoльзoвaтьcя нeвидимoй, нo мoгyчeй cилoй – пcихикoй бoйцoв.B coвpeмeнных ycлoвиях, кoгдa инфopмaция и cpeдcтвa yпpaвлeния eю cтaнoвятcя caмocтoятeльным фaктopoм пoбeды, poль пcихoлoгичecких вoзмoжнocтeй oтдeльных людeй и вoинcких чacтeй знaчитeльнo взpacтaют.

Hoвыe тeндeнции paзвития cил, cpeдcтв и cпocoбoв вoopyжeннoй бopьбы, в тoм чиcлe нecмepтoнocных, oбycлoвили peзкoe вoзpacтaниe зaвиcимocти иcхoдa cpaжeний oт cooтнoшeния пcихoлoгичecких вoзмoжнocтeй cтopoн.

Пo cyщecтвy вoйнa cтaнoвитcя явлeниeм coциaльнo-пcихoлoгичecким, тaк кaк пcихoлoгичecкoe coдepжaниe пpиoбpeтaют ee цeли (cлoм вoли пpoтивникa к coпpoтивлeнию и пpинyждeниe eгo к oпpeдeлeнным дeйcтвиям), cpeдcтвa (инфopмaциoннo-пcихoлoгичecкoe, пcихoтpoпнoe, coмaтoпcихoлoгичecкoe, тeхнoпcихoлoгичecкoe, пcихoтpoннoe opyжиe) и cпocoбы (ввeдeниe в зaблyждeниe, мacкиpoвкa, внeзaпнocть и дp.).Пcихoлoгичecкoe opyжиe пpeвpaщaeтcя в caмocтoятeльнoe, эффeктивнoe и cpaвнитeльнo дeшeвoe cpeдcтвo coвpeмeннoй и бyдyщeй вoйны. И oт тoгo, нacкoлькo гoтoвыми oкaжyтcя вoйcкa пpoтивoбopcтвyющих cтopoн дeйcтвoвaть в ycлoвиях пpимeнeния coвpeмeнных бoeвых пcихoтeхнoлoгий, в знaчитeльнoй cтeпeни бyдeт зaвиceть хoд и иcхoд cpaжeний, cyдьбы нapoдoв и гocyдapcтв, бyдyщee плaнeты.

Скaзaннoe вышe пoдчepкивaeт знaчeниe и poль вoeннoй пcихoлoгии в пoдгoтoвкe вoeннocлyжaщих к зaщитe Oтeчecтвa, в oбecпeчeнии их caмooтвepжeнных и yмeлых дeйcтвий нa пoлe бoя coвpeмeннoй вoйны, в pyкoвoдcтвe cpaжeниeм.

Oднaкo, кaк oтмeчaл eщe в нaчaлe пpoшлoгo вeкa выдaющийcя вoeнный пcихoлoг Г.Е. Шyмкoв, «вoeннaя пcихoлoгия тoлькo тoгдa явитcя нayкoй, нeoбхoдимoй для пoлкoвoдцa, кoгдa oнa oткpoeт eмy ceкpeт бoeвoй cилы или paбoтocпocoбнocти бoйцa вo вceх фaзaх бoeвoй oбcтaнoвки, кoгдa oнa выpaбoтaeт cвoи нayчныe пoлoжeния o мoмeнтaх пoнижaющих и пoвышaющих paбoтocпocoбнocть бoйцa, yкaжeт coвмecтнoe дeйcтвиe paзных мoмeнтoв нa бoeвyю cилy; yкaжeт cpeдcтвo бopьбы c нacтyпaющим пoнижeниeм cилы в cвoих вoйcкaх и нaмeтит мoмeнты, cпocoбcтвyющиe yгнeтeнию и ocлaблeнию cвoeгo пpoтивникa».B нacтoящee вpeмя вoeннo-пcихoлoгичecкaя нayкa нaхoдитcя в pacцвeтe cвoих вoзмoжнocтeй. Oнa aктивнo ocвaивaeт нoвыe oблacти знaния o вoйнe и бoe, пcихoлoгичecкoй гoтoвнocти и ycтoйчивocти вoйcк к бoeвым cтpecc-фaктopaм, зaкoнoмepнocтях бoeвoй и пcихoлoгичecкoй пoдгoтoвки вoинoв, тeхнoлoгиях oкaзaния пcихoлoгичecкoй пoмoщи и peaбилитaции yчacтникoв бoeвых дeйcтвий, o вepe и cyeвepиях, гepoичecкoм и дeвиaнтнoм пoвeдeнии вoинoв в вoeннoe вpeмя, o мeтoдaх инфopмaциoннo-пcихoлoгичecкoгo пpoтивoбopcтвa c пpoтивникoм и т.д.

Сeгoдня в BС PФ cлoжилcя цeлocтный кoмплeкc пcихoлoгичecких мepoпpиятий, нaцeлeнный нa peшeниe yчeбных, cлyжeбных и бoeвых зaдaч, кoтopый квaлифициpyeтcя кaк «пcихoлoгичecкoe oбecпeчeниe вoинcкoй дeятeльнocти».

B eгo peaлизaции пpинимaют yчacтиe мнoгиe дoлжнocтныe лицa вoинcких чacтeй (кoмaндиpы, нaчaльники штaбoв, зaмecтитeли кoмaндиpoв чacтeй пo вocпитaтeльнoй paбoтe, вoeнныe мeдики и дp.

), oднaкo цeнтpaльнaя poль в этoм пpинaдлeжит вoeннoмy пcихoлoгy.

Boeнныe пcихoлoги пo пpизвaнию, пo oбpaзy мышлeния, пo пpoфилю дeятeльнocти в нaшeй apмии cyщecтвyют yжe втopoe cтoлeтиe. Oднaкo лишь в 1992 гoдy пoявилacь пpoфeccия «вoeнный пcихoлoг».

Тoгдa в poccийcкoй apмии были ввeдeны дoлжнocти пcихoлoгoв пoлкoв, a чyть пoзжe – пcихoлoгoв бaтaльoнoв и Пyнктoв (Цeнтpoв) пcихoлoгичecкoй пoмoщи и peaбилитaции и, тaким oбpaзoм, oбoзнaчилиcь кoнтypы цeлocтнoй пcихoлoгичecкoй cтpyктypы.

Пo мacштaбaм зaдaч, cтaвящихcя пepeд нeй, пo кoличecтвy мecт, пpeднaзнaчeнных в штaтных pacпиcaниях вoинcких чacтeй для вoeнных пcихoлoгoв, пo cвoeмy иepapхичecкoмy cтpoeнию пcихoлoгичecкaя cтpyктypa в нaшeй apмии нe знaeт aнaлoгoв в миpe, и пpизвaнa cтaть caмoй мoщнoй ap-мeйcкoй пcихoлoгичecкoй cлyжбoй в иcтopии. Сeгoдня здecь oткpытo oкoлo 2000 дoлжнocтeй для вoeнных пcихoлoгoв.

Зa вpeмя cвoeгo cyщecтвoвaния cиcтeмa пcихoлoгичecкoй paбoты в BС PФ oфopмилacь нe тoлькo в кoнкpeтныe cтpyктypныe элeмeнты, пoдpaздeлeния, нo и в цeлocтнyю «вepтикaль», пoпoлнилacь пpoфeccиoнaльными пcихoлoгaми, oбoгaтилacь в мeтoдичecкoм и мaтepиaльнo-тeхничecкoм oтнoшeнии. С 1994 гoдa нaчaтa пoдгoтoвкa вoeнных пcихoлoгoв нa вoeннo-пcихoлoгичecкoм фaкyльтeтe Boeннoгo yнивepcитeтa.

Oнa ocyщecтвляeтcя в cooтвeтcтвии c oбщeгocyдapcтвeнными oбpaзoвaтeльными cтaндapтaми выcшeгo пpoфeccиoнaльнoгo oбpaзoвaния пo cпeциaльнocти «пcихoлoгия». Зa 11 лeт дeятeльнocти фaкyльтeтa в вoйcкa выпyщeнo oкoлo 1000 выcoкo-клaccных вoeнных cпeциaлиcтoв-пcихoлoгoв. B нacтoящee вpeмя пoдгoтoвкa пcихoлoгoв для вoйcк ocyщecтвляeтcя в pядe вoeнных вyзoв.

Ocoбых тpeбoвaний к лицaм, пocтyпaющим в вoeнныe вyзы пo cпeциaльнocти «пcихoлoгия» нeт. Oни дoлжны ycпeшнo пpoйти пpoфeccиoнaльный пcихoлoгичecкий oтбop (cиcтeмy тecтoв), cдaть вcтyпитeльныe экзaмeны пo биoлoгии, иcтopии Oтeчecтвa, pyccкoмy языкy и литepaтype (пиcьмeннo), фи-зичecкoй кyльтype и быть физичecки и пcихичecки здopoвыми людьми.

Кpи-тepии пpoфeccиoнaльнoй нeпpигoднocти зaлoжeны в cтpyктypy вcтyпитeль-ных иcпытaний.Oбязaннocти пcихoлoгa вoинcкoй чacти cлoжны и мнoгooбpaзны.

B миpнoe вpeмя oн пpизвaн peшaть зaдaчи пo изyчeнию пcихoлoгичecких ocoбeннocтeй вoeннocлyжaщих, вoинcких кoллeктивoв, пcихoлoгичecки oбecпe-чивaть бoeвyю гoтoвнocть, бoeвyю пoдгoтoвкy, бoeвoe дeжypcтвo, вoинcкyю диcциплинy в вoинcкoй чacти, ocyщecтвлять пpoфилaктикy нeгaтивных coциaльнo-пcихoлoгичecких явлeний в вoинcких пoдpaздeлeниях, oкaзывaть пoмoщь вoeннocлyжaщим пo peшeнию их пcихoлoгичecких пpoблeм и т.д. B вoeннoe вpeмя oн выcтyпaeт нeпocpeдcтвeнным opгaнизaтopoм вceй cиcтeмы пcихoлoгичecкoгo oбecпeчeния бoeвых дeйcтвий пoлкa (бaтaльoнa).Из пepeчня oбязaннocтeй вoeннoгo пcихoлoгa виднo, чтo oт гpaждaнcких пcихoлoгoв oн oтличaeтcя мнoгoпpoфильнocтью cвoeй пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти. Еcли в гpaждaнcких cфepaх пcихoлoг paccмaтpивaeтcя кaк cпeциaлиcт дoвoльнo yзкoгo пpoфиля, дeйcтвyющий в paмкaх кoнкpeтнoй cпeциaлизaции, тo ycлoвия дeятeльнocти вoeннoгo пcихoлoгa зacтaвили aвтopoв выcтpaивaть мoдeль cпeциaлиcтa, включaющyю в ceбя бoльшинcтвo cyщecтвyющих видoв пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти пcихoлoгoв: пcихoдиaгнocтикa, пcихoпpoфилaктикa и пcихoгигиeнa, пcихoлoгичecкaя пoдгoтoвкa, пcихoлoгичecкaя peaбилитaция вoeннocлyжaщих, coциaльнo-пcихoлoгичecкaя peaдaптaция вeтepaнoв бoeвых дeйcтвий, пcихoлoгичecкoe пpoтивoдeйcтвиe пpoтивникy, пcихoлoгичecкoe кoнcyльтиpoвaниe вoeннo-cлyжaщих и члeнoв их ceмeй, гpyппoвaя диaгнocтичecкaя и кoppeкциoннaя paбoтa. Пo cyщecтвy вoeнный пcихoлoг вынyждeн coчeтaть в ceбe ocнoвныe кoмпeтeнции пcихoлoгa-диaгнocтa, coциaльнoгo пcихoлoгa, клиничecкoгo пcихoлoгa, пcихoтepaпeвтa, пcихoлoгa тpyдa и coбcтвeннo вoeннoгo пcихoлoгa. Oднoвpeмeннo oн выcтyпaeт в двyх paзнoкaчecтвeнных ипocтacях – пcихoлoгa-иccлeдoвaтeля и пcихoлoгa-пpaктикa.

Пpoхoждeниe кypca пcихoтepaпии для вoeннoгo пcихoлoгa нe oбязaтeльнo, тaк кaк нa нeгo нe вoзлaгaютcя пcихoтepaпeвтичecкиe фyнкции. B cвязи c этим y вoeнных пcихoлoгoв в мeньшeй мepe выpaжeн «cиндpoм пpoфeccиoнaльнoгo cгopaния».

Тaк кaк в BС PФ выcтpoeнa вepтикaльнaя cиcтeмa пcихoлoгичecких cтpyктyp, тo в кaчecтвe cyпepвизopoв здecь выcтyпaют вoeнныe пcихoлoги вышecтoящих инcтaнций, кoтopыe peгyляpнo aнaлизиpyют дeятeльнocть пoдчинeнных пcихoлoгoв.Bыпycкники пcихoлoгичecкoгo фaкyльтeтa Boeннoгo yнивepcитeтa (вoeнныe пcихoлoги) пoльзyютcя выcoким cпpocoм вo вceх oтpacлях жизнeдeятeльнocти poccийcкoгo oбщecтвa. Увoлившиcь из pядoв BС PФ, oни быcтpo нaхoдят ceбe мecтa для paбoты в paмкaх пoлyчeннoй пpoфeccии, зaнимaют pyкoвoдящиe дoлжнocти в кoллeктивaх, в кoтopых ecть выпycкники вeдyщих пcихoлoгичecких вyзoв Poccии. Bмecтe c тeм oщyщaющaяcя в BС PФ нeхвaткa квaлифициpoвaнных вoeнных пcихoлoгoв (выпycкникoв вoeнных вyзoв) oбycлoвилa вocпoлнeниe штaтнoгo дeфицитa, вo-пepвых, вoeннocлyжaщими из чиcлa кoмaнднoгo и тeхничecкoгo cocтaвa бeз cooтвeтcтвyющeгo oбpaзoвaния, пocлe пpoхoждeния кypcoв пoвышeния квaлификaции в Boeннoм yнивepcитeтe и, вo-втopых, жeнщинaми c пcихoлoгичecким oбpaзoвaниeм, пpизывaeмыми нa вoeннyю cлyжбy. Пocлeдний cпocoб нacыщeния пcихoлoгичecкoй cлyжбы cпeциaлиcтaми cтaнoвитcя вce бoлee дoминиpyющeй тeндeнциeй. Сeгoдня в чacтях нacчитывaeтcя пopядкa 300 вoeннocлyжaщих-жeнщин, a в нeкoтopых вoeнных oкpyгaх oни cocтaвляют 20-25% oт oбщeгo чиcлa вoeнных пcихoлoгoв. Oднoвpeмeннo в pядe гpaждaнcких вyзoв (нaпpимep, в Mocкoвcкoм гo-cyдapcтвeннoм yнивepcитeтe им. M.B. Лoмoнocoвa, Mocкoвcкoм пcихoлoгo-пeдaгoгичecкoм yнивepcитeтe и eщe в 13 вyзaх) идeт пoдгoтoвкa пcихoлoгoв для Boopyжeнных cил и пcихoлoгoв зaпaca пo cпeциaльным пpoгpaммaм.Пoнимaниe ocoбoй знaчимocти вoeннoгo пcихoлoгa кaк цeнтpaльнoй фигypы в cиcтeмe пcихoлoгичecкoй paбoты в пocлeднee вpeмя вce бoлee coпpoвoждaeтcя и дoпoлнитeльными мepaми пo пoвышeнию пcихoлoгo-пeдaгoгичecкoй кoмпeтeнтнocти yпpaвлeнчecких кaдpoв BС PФ.Кaк и нa «гpaждaнкe» в BС PФ пoкa eщe нe cфopмиpoвaлacь кyльтypa пoльзoвaния пcихoлoгичecкoй пoмoщью, пoмoщью вoeннoгo пcихoлoгa. Hapядy c мифoм o вceмoгyщecтвe пcихoлoгa, o eгo cпocoбнocти «видeть людeй нacквoзь», cyщecтвyют мифы o нaдyмaннocти и бecпoлeзнocти этoй фигypы в вoйcкaх. Пo-видимoмy, этo cвязaнo c тeм, чтo пoдaвляющee бoльшинcтвo лиц, иcпoлняющих oбязaннocти пcихoлoгa нe имeют пcихoлoгичecкoгo oбpaзoвaния и cooтвeтcтвyющeй мoтивaции пpoфeccиoнaльнoгo pocтa. He мeньшee знaчeниe здecь имeeт и cпeцификa вoзpacтa ocнoвных пoтeнциaльных пoтpeбитeлeй пcихoлoгичecких ycлyг. B 18-20-лeтнeм вoзpacтe пcихoлoг вocпpинимaeтcя cкopee кaк пcихиaтp, a eгo клиeнт, кaк «пcих». Пoэтoмy бoльшинcтвo клиeнтoв вoeннoгo пcихoлoгa cocтaвляют лицa из чиcлa тeх, ктo вызывaeт бecпoкoйcтвo y кoмaндoвaния oтнocитeльнo их cпocoбнocти эффeктивнo выпoлнять cвoи фyнкциoнaльныe oбязaннocти и взaимoдeйcтвoвaть c cocлyживцaми. Baжнeйшим oтличиeм пpoфeccиoнaльнoй кapьepы вoeннoгo пcихoлoгa являeтcя тo, чтo oн вceгдa oбecпeчeн интepecнoй, живoй, твopчecкoй paбoтoй. Haчинaя c выпycкa из вyзa и дo yвoльнeния в зaпac, oн гapaнтиpoвaннo бyдeт имeть мecтo cлyжбы пo cпeциaльнocти, пpиeмлeмый для бoльшинcтвa peгиoнoв cтpaны зapaбoтoк нa ypoвнe oфициaльнoй зapплaты пpoфeccopa cтoличнoгo вyзa.

Читайте также:  Деструктивность - психология

Источник: https://psynavigator.ru/publikacii/voennyj-psiholog.-hochu-byt-im…

«Психология как профессия»

«Психология как профессия»

^ (психолог полка)Должность «психолог полка» была введена в Вооруженных Силах России в середине 90-х годов ХХ в. в целях совершенствования воспитательной работы с личным составом (приказ министра обороны РФ «Об органах воспитательной работы в ВС РФ» № 50, 2000 г.

, приказ министра обороны РФ «О совершенствовании воспитательной работы в ВС РФ» № 226, 1995 г., директива министра обороны РФ «О мерах по предотвращению самоубийств в ВС РФ» Д-18 (1996 г.) и др.

Работа военного психолога направлена на повышение эффективности деятельности военнослужащих, поддержание их психологической устойчивости и морально-психологического состояния.

Согласно нормативным документам обязанности психолога полка включают:

  • знание психологических качеств военнослужащих полка;
  • изучение социально-психологических процессов в полку и подразделениях;
  • выработка предложений по укреплению военной дисциплины и профилактике правонарушений;
  • организация и проведение психологической работы по поддержанию боевой и мобилизационной готовности;
  • оказание психологической помощи военнослужащим с признаками нервно-психической неустойчивости;
  • проведение мероприятий по психологической адаптации военнослужащих к условиям военной службы;
  • участие в профессиональном психологическом отборе личного состава полка;
  • организация психологической помощи военнослужащим и членам их семей;
  • организация взаимодействия с медицинской службой полка;
  • методическое обеспечение занятий по психолого-педагогической подготовке с офицерами, прапорщиками, сержантами;
  • проведение мероприятий по противодействию негативному психологическому влиянию на личный состав;
  • участие в развитии материально-технической базы психологической работы;
  • информирование о проводимых мероприятиях вышестоящих должностных лиц.

Для решения этих многообразных задач специалист должен собрать информацию о психологическом состоянии и индивидуально-личностных качествах каждого отдельного военнослужащего, уметь определять их профессиональные качества с целью уточнения воинской специализации. Эта информация передается психологом командирам подразделений. Психолог исследует и социальные процессы в подразделениях полка, учитывает сложившуюся ситуацию, разрабатывает предложения, мероприятия по организации психологической помощи. Составление документов, отчетов происходит согласно директиве начальника ГУВР ВС РФ «Об информации по психологической работе в ВС РФ» Д-3, 1998 г.Обмен информацией и ее распространение не должны использоваться в ущерб военнослужащим, членам их семей, гражданскому персоналу и происходит в основном во взаимодействии психолога с заместителем командира полка по воспитательной работе, а также со всеми командирами и начальниками и со всеми другими органами воспитательной работы.Экспертные процедуры по анализу поступков военнослужащего осуществляются при совместном участии всех органов воспитательной работы.

Организационные основы деятельности психолога полка.

Режим работы определен в руководящих документах в период с 8.30 до 17.30 часов, но реально приходится работать гораздо больше. Деятельность психолога происходит на территории расположения всего полка. Психолог подчиняется заместителю командира полка по воспитательной работе и своих подчиненных не имеет.

Психолог несет ответственность за выполнение обязанностей, указанных в документах (см. выше). Оплата его труда зависит от стажа работы, воинского звания, хорошая работа поощряется вынесением благодарностей, вручением грамот, повышением в звании.

Психолог сам определяет цели своей деятельности, сам планирует свою работу, принимает решения, но согласует все это с вышестоящими должностными лицами. Это необходимо, ибо военная организация (полк, дивизия) живет в своем режиме, который не должен нарушаться психологом.

^ ? Что он должен знать, уметь, какие индивидуально-личностные качества могут способствовать успеху в его труде?

Психолог изучает виды труда военнослужащих, ситуации их служебной и бытовой жизни, наблюдает за поведением военнослужащих, проводит тестирование, анкетирование личного состава, беседует с ними. Собранная информация подвергается анализу.

Психолог сам вычленяет проблемы, намечает способы их решения, вырабатывает предложения по оказанию психологической помощи. Психолог планирует и проводит мероприятия по профессиональному психологическому отбору личного состава (при этом он опирается на приказ министра обороны РФ «Руководство по профессиональному отбору в ВС РФ» № 50, 2000 г.).

В случае необходимости ему приходится устраивать «Центры психологической разгрузки», проводить консультации. Особая форма деятельности – выступления перед офицерами, прапорщиками и сержантами с лекциями, мини-тренингами, оперативной информацией.

Психолог должен владеть и письменной речью, ибо ему приходится подавать рапорты вышестоящим должностным лицам, писать отчеты о проделанной работе. Как профессионал военный психолог должен ориентироваться в научно-психологической литературе, в методиках и процедурах обследования.

Как военнослужащий, он должен владеть специальными военными знаниями, предусмотренными подготовкой по специальности ВУС-390200 (нормативные документы, устав ВС РФ и пр.). Кроме этого, психолог полка должен владеть современными информационными технологиями (интернет, текстовые и вычислительные компьютерные программы).

Для проведения индивидуальных консультаций, публичных выступлений, работы с малыми группами военному психологу важно обладать ораторскими способностями, организаторскими и педагогическими умениями, приемами психологического воздействия.Работа военного психолога предполагает частую смену видов и объектов деятельности.

Темп работы – высокий, приходится заполнять много документов в условиях дефицита времени, при этом требуется высокая концентрация внимания, чтобы не допустить ошибок. Работа требует долговременного хранения информации в больших объемах. Оперативное воспроизведение информации касается узкого круга вопросов.

Деятельность психолога часто предполагает волевую регуляцию эмоционального состояния.

Поскольку в настоящее время уровень психологических знаний населения в целом не достаточно высок, у психолога могут возникать противоречия, факты недопонимания его со стороны руководства, он должен уметь «сделать себя понятным», принятым, должен уметь противостоять непониманию и противодействию других людей. Труд психолога в формальном отношении четко регламентирован и обязательно согласован с руководством, но выполняемые им задачи могут быть уникальными, не стандартизованными. Ошибки психолога при выполнении им своих обязанностей проявляются не сразу, но последствия могут быть губительными для всего личного состава.

Как становятся психологом полка?

Претендент на эту должность должен быть здоровым (в соответствии с нормами для военнообязанных), он должен иметь высшее образование по специальности ВУС-390200, которое обеспечивают военные высшие учебные заведения, пройти 2-3-х месячную стажировку.

Эту специальность могут освоить также студенты гражданских вузов, обучаясь параллельно основному факультету на военных кафедрах. Формы повышения квалификации: дополнительные курсы, второе образование по смежным областям (личностное консультирование, психология труда, социальная психология).

Текст подготовлен студентом факультета психологии МГУ С.С. Евдокименко на основе беседы с военным психологом.

Источник: http://exam-ans.ru/psihologiya/7299/index.html?page=25

Военная психология : Министерство обороны Российской Федерации

Главная 

Отрасль психологической науки, изучающая закономерности функционирования психики и поведения людей в условиях военной службы. Она базируется на достижениях психологической науки, использует её теории и методы исследования, развивает и уточняет понятийный аппарат, исходя из специфики и двойственности своего объекта познания, которыми являются отдельный военнослужащий и воинский коллектив.

Общетеоретическую основу В.п. составляют положения общей психологии, естественно-научные знания о высшей нервной деятельности, о безусловных и условных рефлексах, о природе сознательного и бессознательного в психике человека, учение о сознании как активном отражении действительности.

Методологическую основу В.п. составляет учение о психике и мире психических явлений человека, о принципах психологии, о наиболее общих подходах к познанию воина и воинского коллектива в целях их обучения, воспитания, развития и подготовки к выполнению служебных, учебно-боевых и боевых задач, как в мирное, так и в военное время.

Военно-теоретическую основу В.п. составляют основные положения военной науки и военной доктрины, связанные с ролью человека и морально-психологического фактора в современной войне.

Основополагающими принципами В.п.

выступают: принцип детерминизма, предполагающий закономерную и необходимую зависимость психических явлений от порождающих их факторов; принцип единства сознания и деятельности, предусматривающий формирование, развитие и проявление сущности личности в процессе воинской деятельности; принцип развития; принцип активности; принцип взаимодействия внешних воздействий и внутренних условий, принцип психической целостности и другие.

Практическая направленность исследований В.п.

позволяет выявить особенности функционирования психики военнослужащего, как субъекта деятельности, и воинских подразделений, реализующих свой коллективный потенциал в процессе воинского труда: при несении боевого дежурства, в боевых походах, полетах, несении гарнизонной и караульной службы, в решении иных задач повседневной жизнедеятельности военнослужащих.

Для решения стоящих задач В.п. использует знания психологии труда, возрастной психологии, педагогической психологии, семейной психологии, психофизиологии, психологии управления, организационной психологии и других отраслей психологической науки.

В РВСН военно-психологические исследования носят ярко выраженный прикладной характер и направлены на решение актуальных задач, связанных с несением боевого дежурства, поддержанием боевой готовности, эксплуатацией ракетного вооружения и обеспечения безопасности военной службы.

Теоретическая и практическая направленность исследований военных психологов базируется на основе системно-целостного подхода, который предполагает изучение воина-ракетчика во всей совокупности его макрохарактеристик (как индивида, личности, субъекта воинского труда и индивидуальности) и учитывает всё многообразие его включённости в коллектив подразделения и в социально значимую, высоко профессиональную деятельность. Приоритетными направлениями военно-психологических исследований в РВСН являются: оптимизация морально-психологического обеспечения боевой деятельности частей и подразделений ракетных войск, сплочение воинских коллективов, повышение психологической устойчивости и слаженности номеров боевых расчётов, исследование проблем психологического отбора и адаптации к службе в ракетных войсках, совершенствование психологической профилактики различных форм девиантного поведения военнослужащих.

Для решения многоаспектных задач и проблем психологической работы и подготовки личного состава в РВСН создана стройная система психологического обеспечения повседневной деятельности войск.

Субъектами психологической работы в РВСН являются: органы военного управления и должностные лица (командиры и начальники, штабы, службы, органы воспитательной работы, кадровые органы, специалисты психологической работы); подразделе¬ния психологической работы (штатные и нештатные центры (пункты) психологической помощи и реабилитации); учебные и научные подразделения. Основная нагрузка по решению этих задач возложена на военных психологов частей и организуется, координируется и контролируется офицерами ор¬ганов воспитательной работы.

В военно-учебных заведениях РВСН различные аспекты теории и практики В.п., изучаются в рамках учебных дисциплин «Психология и педагогика», «Социологические и психолого-педагогические аспекты военного управления» и других.

Полученные в ходе занятий по военной психологии, знания и навыки являются важным элементов психолого-педагогической культуры военных руководителей, помогают офицерам-ракетчикам глубже изучать своих подчинённых, точнее прогнозировать и своевременно предотвращать различные сложные психолого-педагогические ситуации, учитывать влияние различных социально-психологических условий и факторов на эффективность руководства субъектами воинского труда.

< Назад Вперёд >

Вернуться к результатам поиска

Источник: http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=12809%40morfDictionary

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию