Воспитание и близкие понятия — психология

О воспитании детей, «безусловной любви» и родительской строгости. психолог ольга лысова-бродина / православие.ru

    

Воспитание из всех святых дел – самое святое.

Святитель Феофан Затворник

Мне не раз приходилось исповедовать людей перед смертью. В своих исповедях они никогда не сокрушаются о том, что не заработали лишний миллион, не построили роскошный дом, не добились успеха в делах.

Но люди в последние часы сокрушаются в первую очередь о том, что не смогли сделать какое-то добро, помочь, поддержать родных, близких, даже случайных знакомых.

А второе, что мучает перед смертью почти всех, – это то, что уделяли мало внимания детям.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Во всяком деле важны талант, одаренность, так же как труд и усердие. Мне кажется, в деле воспитания есть тоже моцарты и сальери. Есть родители, которые воспитывают детей по интуиции, не прибегая ни к каким теориям, методикам, приемам. Они любят детей, дети платят им взаимностью, их связывает настоящая дружба.

Помню, одна моя старшая знакомая всё рассказывала с нежностью о своем сыне, уже давно женатом. И вот однажды я увидела их встречу: пожилая мать и взрослый сын бежали навстречу друг другу, как старые друзья, которые давно не виделись. Рая (мать) не то что о методиках воспитания ничего не слышала, вряд ли даже задавалась вопросом, как надо воспитывать. Просто любила своего сына.

Это одаренные родители, моцарты в воспитании. Другие, которых, конечно, большинство, постоянно ставятся поведением своих детей в тупик, и интуиция их чаще всего молчит. Нет, они тоже любят детей, но любят как-то неграмотно, что ли.

Мы, родители, за своих детей жизнь отдать готовы, не спать, не есть, но к ужасу своему нередко видим, что любовь наша несовершенна, что мы часто раним своих детей, раздражаемся и ссоримся с ними, не находим общего языка, отдаляемся.

Что делать маме или папе, которые и от природы не обладают педагогическим талантом, и от своих родителей восприняли неверную модель воспитания, тем, у кого больше вопросов, чем интуитивных прозрений? Книжки читать, конечно. Так сказать, «алгеброй гармонию поверять». Книжки очень вдохновляют.

Кажется, сейчас вот пойду и всё сделаю правильно.

Но на деле всё не так просто: знания, почерпнутые из книг, встречают часто серьезные, а иногда непреодолимые препятствия в нашей натуре, привычках, глубоко укоренившейся педагогической модели, воспринятой от родителей, усталости, сосредоточенности на себе, на жизненных проблемах.

Кроме того, мне кажется, нам часто не хватает не какого-то специфического педагогического дара, а простых общечеловеческих качеств: остроумия, доброты, любви, собственно. Дети, даже с самым сложным характером, очень любят веселых, добрых, «легких» взрослых.

Так что же делать тем, кто родители, но не гении, уже мамы и папы, но еще даже не умелые ремесленники? Тем, кто понимает, что трудность воспитания не столько в детях, сколько в них самих? Ведь, скажем, остроумие – это дар, доброта и любовь приобретаются многолетним подвигом, а неправильных и, может быть, губительных шагов за это время можно сделать немало.

Эти и другие вопросы о делах родительской любви мы адресуем православному семейному психологу Ольге Лысовой-Бродиной.

    

– Да, истинная евангельская доброта и жертвенная мудрая любовь – редкие дары, но если встать на позицию, что успешно воспитывать своих детей может только человек с тонко развитой интуицией, остроумный, веселый, добрый и умеющий жертвенно любить, – то большинство из нас очень быстро зайдет в тупик, да еще приобретет комплекс родительско-педагогической неполноценности. Вышеперечисленные «простые общечеловеческие качества» довольно редко сочетаются в одном человеке. А если к этому списку добавить интеллигентность и деликатность, то руки могут совсем опуститься. Многие родители на консультациях с болью говорят о том, что любят своих детей не такой мудрой любовью, как им бы хотелось, что часто остро ощущают дефицит терпения и сердечной теплоты в общении с ребенком, из-за чего заходят в тупик и начинают унывать. И психологу требуется приложить немало усилий, чтобы помочь родителю понять, что это не повод для уныния и самобичевания, а повод для творческой работы над возникающими трудностями в отношениях с ребенком, для получения новых знаний, для работы над собой. Важно понимать, что если Господь даровал человеку ребенка, значит, он верит в него, значит, родительский талант у него есть, быть может, в самом зачаточном латентном состоянии, но ЕСТЬ! И что это ответственность большая перед Богом и своими детьми! Что этот талант нужно и можно развивать!

Чтобы не загонять себя в тупик, надо не забывать, что любви, доброте, деликатности можно учиться вместе с детьми, поддерживая друг друга душевно и молитвенно. И что никогда не поздно заняться педагогическим самообразованием.

Психологам часто приходится сталкиваться и с серьезными запущенными ситуациями, когда оскудение любви между детьми и родителями доходит до взаимной неприязни, до открытого противостояния, а порой и до вражды. И даже в таких ситуациях нельзя опускать руки.

При оскудении любви между родителем и ребенком (часто это происходит, когда ребенок становится подростком) может помочь совет преподобного Амвросия Оптинского: «Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».

И не только в родительское сердце, но и щедро ребенку дарует любовь к родителям, уважение и благодарность!

– Так ведь на том этапе духовного становления, когда любовь исходит из не преображенного страстного сердца, понять, чтО в каждой конкретной ситуации будет «делом любви», а чтО может навредить, часто бывает весьма непросто, особенно если речь идет о детях.

Педагогическая интуиция напрямую связана с сердцем человека. По-настоящему мудрая любовь рождается в очищенном смиренномудром сердце. Она не уживается с эгоизмом, гневом, нетерпением и гордыней. Поэтому одно из самых главных дел родительской любви – это очищение сердца от страстей.

И самой надежной ее основой может стать завет преподобного Серафима Саровского: «Спаси себя, и вокруг спасутся тысячи». Но очищение ума и сердца – процесс длительный, а грубых ошибок важно не совершать с первых родительских шагов. И помочь в этом могут психологические и педагогические знания.

Понять, что именно будет делом любви и что принесет пользу в каждой конкретной ситуации, а что может навредить, непросто в том случае, если родитель не владеет никакими педагогическими методами, кроме метода «кнута и пряника». Именно этот метод чаще всего заводит родителей в тупик, и особенно часто в такие тупики попадают родители подростков.

Без творческого подхода к процессу воспитания трудно сохранить теплые дружеские доверительные отношения с детьми.

А чтобы творчески, гибко и мудро подходить к вопросам воспитания, необходимо иметь богатую педагогическую палитру. Поэтому очень важным делом родительской любви является получение пусть даже самых минимальных педагогических и психологических знаний.

Сегодня есть много возможностей получить базовые знания: это и книги, и интернет, и посещение психолога или педагогического семинара.

Всё это поможет избежать многих грубых ошибок и перейти от примитивной и поверхностной (так называемой кустарной) педагогики к творческой и созидательной.

– Как вы считаете, с каких тем лучше начать свое самообразование родителям, на какие из них обратить внимание в первую очередь?

Читайте также:  Самолюбование - психология

– Есть несколько базовых тем. Как основные я бы выделила следующие: безусловная любовь, принятие, уважение. Без этого сложно двигаться вперед. Еще важно знать основные педагогические модели, их влияние на формирование характера. В каждой модели есть свои плюсы и минусы, и знания о них очень помогают.

Также важно знать основное о темпераментах, о первых проявлениях зарождающегося невроза или психопатии.

Самый минимальный набор этих знаний помогает не навредить ребенку (требуя от него того, что ему не по силам) и вовремя заметить, что ему нужна помощь, что он не справляется со своими эмоциями, с нагрузками, что ему тяжело и плохо от той педагогической модели, которую вы неосознанно или осознанно выбрали.

Если быть внимательным, то можно благодаря этим знаниям заметить первые симптомы развивающегося невроза или психопатии и, обратившись за помощью к профессионалу – детскому или семейному психологу, невропатологу, – не допустить развития болезни. И это очень важное дело любви. Но не центральное!

Знания очень важны, но нельзя переоценивать их силу. Они могут помочь избежать грубых ошибок, но не могут дать главного ребенку – тепла и ласки.

Не побоюсь показаться банальной и скажу о том, о чем все знают, но часто забывают применять в повседневной жизни: я называю это витаминами группы Л (любви и ласки). Психологи не устают говорить о том, что потребность в безусловной любви и ласке является основной и базовой.

Часто, когда ребенок взрослеет, становится колючим подростком и перестает вызывать естественное инстинктивное умиление, тема любви уходит на второй план. А для того, чтобы преодолевать кризисы, ему необходимо постоянно чувствовать, что его любят.

Ребенку очень важно понимать, что в него верят и видят светлое в нем. Поэтому нужно не забывать говорить детям теплые и ласковые слова, не дожидаясь прилива тепла и нежности.

Ведь даже если мы внешне всё делаем правильно – развиваем ребенка духовно, физически, интеллектуально, но не стремимся дать ему простого душевного тепла, безусловного принятия и уважения, то мы подталкиваем его к поиску эмоциональных ощущений и радостей за стенами своего дома. А последствия этого могут быть самыми непредсказуемыми.

– Думаю, многие любящие родители просто не умеют выразить свою любовь, а лишний раз сказать ласковое слово боятся из опасения разбаловать своего ребенка, думая, что строгий тон удержит его от капризов. А многие просто от природы неласковы и считают, что ежедневная забота о детях и есть выражение родительской любви. Но некоторую дисгармонию в отношениях должны чувствовать и такие родители.

– Конечно, ведь теряется возможность построить теплые доверительные отношения. А без этого процесс воспитания становится похожим на дрессировку.

Если мы чувствуем, что излишне рациональны и холодны, то надо взять за правило хотя бы раз в неделю отложить все дела, сесть рядом с ребенком, обнять его и сказать ему о своей любви, спросить, нужна ли в чем-то помощь.

А если он не захочет обняться, то попросить просто вместе попить чаю и спокойно, никуда не спеша, поговорить – без назиданий и оценивания – по душам, посмотреть хороший фильм, поделиться впечатлениями.

Мы часто переоцениваем силу обличающего слова и строгих, пусть даже самых правильных вразумлений и недооцениваем силу простой теплой родительской улыбки и доброго ласкового ободрения. А ведь именно они вместе с нашей молитвой о детях способны творить чудеса.

Несколько лет назад меня очень порадовала одна мама. Мы ехали в метро, и она рассказывала мне о серьезном кризисе своей подросшей дочери, о ее резкости, прогулах, сложных отношениях с молодыми людьми, желании бросить учебу в медицинском колледже.

Я стала ей говорить о том, что будем помогать дочке пережить этот трудный период, что надо с ней пообщаться психологу, а окружающим запастись терпением… Вдруг мама достала телефон и стала писать смс. Через минуту пришел ответ. Она заулыбалась. У нас очень близкие отношения, и она показала мне переписку.

Там было всего по одной фразе в каждой: «Я тебя люблю!» – и ответ: «И я тебя». Сейчас они лучшие подруги, дочка стала медсестрой, готовится поступать в медицинский институт, вышла замуж и стала мамой.

В завершении первой беседы мне хочется привести слова выдающегося исследователя темы любви – философа и психолога Эриха Фромма:

«Установка, что нет ничего проще, чем любить, представляет собой наиболее широко распространенную концепцию любви, несмотря на сокрушительную очевидность обратного… Если бы речь шла о любой другой деятельности, люди стремились бы во что бы то ни стало выяснить причины неудачи… Первый шаг в этом направлении – уяснить себе, что любовь – это искусство… Если мы хотим научиться любить, мы должны поступать так же, как если бы мы хотели овладеть любым другим искусством… Кроме изучения теории и практики есть еще и третий фактор: овладение искусством должно быть делом совершенно исключительной важности; не должно быть на свете ничего важнее этого искусства».

Безусловная любовь

Источник: http://www.pravoslavie.ru/80788.html

открытая библиотека учебной информации

В связи с рассмотрением проблемы цели и задач психологии воспитания крайне важно выделить и определить содержание таких тесно взаимосвязанных друг с другом явлений, как воспитуемость и воспитанность; социализация и социальная адаптация; организационная культура и самоорганизация.

Воспитуемость — ϶ᴛᴏ характеристика гибкости, пластичности, подвижности, сензитивности, восприимчивости и других особенностей высшей психической деятельности человека и его предрасположенности к целœенаправленному внешнему воздействию с целью формирования у него определœенных установок, понятий, взглядов, позиций и убеждений. С точки зрения воспитуемости в педагогической психологии принято группировать детей на «легко воспитуемых» и на «трудно воспитуемых». Каждая группа детей требует от педагогов индивидуального подхода, дифференциации видов, направлений организуемых, воспитательных воздействий и установления критериев и уровней воспитанности.

Воспитанность — ϶ᴛᴏ уже уровень закрепленности тех или иных результатов воспитательного процесса в поведении человека. Оценка уровня, к примеру, нравственной воспитанности может идти по показателям нравственного сознания, ᴛ.ᴇ.

этических представлений (осведомленности), сознания главных этических норм и правил (взглядов, убеждений), направленности нравственного поведения и т.д. Осознанное принятие ценностей нравственности и морали — ϶ᴛᴏ главная цель воспитания. Еще Л.С.

Выготский в свое время указывал на крайне важность такой цели в формировании нравственного поведения детей и подростков.

Заражение их высокими нравственными ценностями, формирование у них социальной ответственности в решении ими сложных нравственных проблем в соответствии с образами и идеалами общества, воспитание принципиальности в определœении позиции, отношения, в том числе и к самому себе и чувства собственного достоинства и чести – вот далеко не полное представление о воспитанном человеке как личность.

Социализация связана с усвоением культуры общества. В результате социализации человек становится в данной культурной среде как бы своим «принятым» субъектом, имеющим определœенный статус как в личностном, так и в общественном плане. Он активно общается и взаимодействует с другими людьми.

Наиболее интенсивно социализация протекает в детстве и юности, но она продолжается и на других более зрелых возрастных переходах жизни. Дети в процессе социализации в первую очередь корректируют базовые ценностные ориентации, на их основе усваивают нормы и правила поведения, ᴛ.ᴇ.

Читайте также:  Чувство любви - психология

обучаются тому, как себя вести, учатся контролировать свои эмоциональные переживания, сопереживать различным жизненным, поведенческим ситуациям в окружающей среде, каким образом относиться к различным сторонам жизни (к самому себе, людям, семье, природе и т.д.

), как организовать свой быт, каких морально-этических установок взрослых придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, явление социализации многоаспектное. Оно может объясняться как результаты социального научения, взаимодействия и самоактуализации Я-концепция.

Социализация как процесс может происходить и в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в окружающей среде и в условиях воспитания – целœенаправленного формирования личности.

Социальная адаптация — ϶ᴛᴏ непрерывный процесс в меняющемся окружающем мире, в котором индивиду приходится занимать в зависимости изменений видов деятельности, обстановки и т.д. разные социальные роли.

Приспособление человека к ним происходит в зависимости от структуры потребностей и мотивов быстро, без особых затяжных противоречий, конфликтов или медленно с определœенными трудностями и нарушениями в планах и притязаниях.

Этим обусловлено отнесение социальной адаптации к одному из базовых социально-психологических механизмов социализации личности. Социализированность в среде, группе, коллективе может характеризоваться как активный – неадаптивный или пассивный – адаптивный процессы.

Неадаптивность — ϶ᴛᴏ особый мотив преодоления трудностей, неуспеха или успеха. Умение активно противостоять различным надситуативным действиям, соблазнам обеспечивает человеку прочную позицию, высокую приспособляемость и выживание. В противном случае неадаптивность может перейти в дезадаптивность.

К примеру, дезадаптированные дети обычно бывают со многими проблемами в поведении и общении. Требуется вести с ними значительную коррекционно-реабилитационную работу. Пассивная адаптивность определяется достижением лишь равновесия, избеганием неудобств, эмоциональных переживаний, конформным принятием целœей и ценностных ориентаций отдельных людей и группы.

Организационная культура — ϶ᴛᴏ собственные культурные образцы в налаживании быта͵ деятельности, взаимодействий людей в группе, коллективе. Οʜᴎ могут иметь форму традиций, правил, законов, ритуалов, ценностей и т.д., не противоречащих нормам, общечеловеческим идеалам общества.

Члены группы в пространстве своей организационной культуры чувствуют себя конформно, живут и работают в согласии и в творческом поиске.

Ценности группы обуславливают общее мировоззрение (идеологию) организационной культуры и обеспечивают внутреннюю интеграцию через создание условий межличностных и деловых отношений, коллегиальных форм принятия решений, делœегирования ответственности. Высокая организационная культура формируется на основе самоорганизации.

Самоорганизация с точки зрения личностно-деятельного подхода рассматривается как внутренняя работа человека над собой для достижения прежде всœего организованной деятельности на уровне саморегуляции, самоконтроля, самостоятельности. Οʜᴎ в совокупности и в комплексе составляют систему организационной культуры вообще. Саморегуляция как компонент самоорганизации имеет следующую структуру:

– принятая субъектом цель его произвольной активности;

– модель значимых условий деятельности;

– программа собственно исполнительских действий;

– система критериев успешности деятельности;

– информация о реально достигнутых результатах;

– оценка соответствия реальных результатов критериям успеха;

– решения о крайне важности и характере коррекции деятельности.

Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать собственные действия, ситуацию, процесс, оценивать их адекватность или неадекватность эталону – цели (идеологии) воспитания и самостоятельно принимать сознательно мотивированные решения, добиваться их успешного выполнения.

Как видно из такого краткого обзора содержания базовых понятий воспитания, развитие и формирование личности никогда и ни с кем равномерно не может идти. Тем более у детства данный процесс приводит к изменению личности ребенка на каждом возрастном этапе.

Источником развития является социальная среда: семья, двор, образовательные учреждения, группы, объединœения сверстников и т.д.

Взаимодействия ребенка со средой не всœегда соответствует его положительным ожиданиям, стремлениям, а в старшем возрасте – самостоятельности, самоопределœению и выбору жизненного пути.

Учет и предупреждение этих внешних и внутренних противоречий в воспитании, по-видимому, являются самыми сложными проблемами в практике педагогической деятельности.

Читайте также

  • — Основные понятия психологии воспитания

    В связи с рассмотрением проблемы цели и задач психологии воспитания необходимо выделить и определить содержание таких тесно взаимосвязанных друг с другом явлений, как воспитуемость и воспитанность; социализация и социальная адаптация; организационная культура и… [читать подробенее]

  • — Основные понятия психологии воспитания

    В связи с рассмотрением проблемы цели и задач психологии воспитания необходимо выделить и определить содержание таких тесно взаимосвязанных друг с другом явлений, как воспитуемость и воспитанность; социализация и социальная адаптация; организационная культура и… [читать подробенее]

  • — Основные понятия психологии воспитания

    В современном учебно-воспитательном заведении психолог занимает определенную нишу. Он выступает в роли посредника между администрацией и педагогами, воспитателями и воспитанниками, между воспитанником и группой и является главным «человековедом». К нему идут на… [читать подробенее]

  • — Основные понятия психологии воспитания

    В современном учебно-воспитательном заведении психолог занимает определенную нишу. Он выступает в роли посредника между администрацией и педагогами, воспитателями и воспитанниками, между воспитанником и группой и является главным «человековедом». К нему идут на… [читать подробенее]

  • — Тема 5.1. Основные понятия психологии воспитания. Цели, принципы, методы воспитания

    Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых (смипрнов). Воспитание- целенаправленное управление процессом социального развития личности через… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/855712

    Идеи Л.С Выготского в области педагогики и воспитания

    Annotation: The article highlights the ideas of L.S Vygotsky in the field of pedagogy and education

    Key words: pedagogy, education, pedagogy, development

    Лев Семенович Выготский — известный русский психолог начала XX века, который связал психологию с педагогикой. Его новаторские идеи и концепции в педагогике и психологии намного опередили время.

    Изучая развитие детей, ученый создал или развил несколько направлений в психологической педагогике: педологию и коррекционную педагогику.

    На основании его идей была создана новая демократическая школа.

    В процессе исследований ученый пришел к изучению не только процесса развития ребенка, но и его воспитания. А поскольку изучением воспитания занимается педагогика, Выготский начал исследования и в этом направлении.

    Он считал, что любой педагог должен строить свою работу с опорой на психологическую науку. В начале XX века появилась педагогическая психология, которая основывалась на том, что обучение и воспитание зависят от психики конкретного ребенка.

    Занимаясь педагогикой, ученый увлекся новой наукой педологией (знания о ребенке с точки зрения разных наук) и стал главным педологом страны. Новая наука не решала многих проблем педагогики. Альтернативой стала педология — комплексная наука о полном возрастном развитии ребенка.

    Центром изучения в ней является ребенок с точки зрения биологии, психологии, социологии, антропологии, педиатрии, педагогики. Горячей проблемой педологии была социализация ребенка.

    Считалось, что развитие ребенка идет от индивидуального психического мира к внешнему миру (социализации). Выготский первый выдвинул постулат о том, что социальное и индивидуальное развитие ребенка не противостоят друг другу. Это просто две разные формы одной и той же психической функции.

    Он считал, что социальная среда является источником развития личности. Ребенок впитывает (делает внутренними) те виды деятельности, которые пришли к нему извне (были внешними). Эти виды деятельности изначально закреплены в общественных формах культуры. Ребенок перенимает их, видя, как другие люди выполняют эти действия.

    Т. е. внешняя социальная и предметная деятельность переходит во внутренние структуры психики (интериоризация), и через общую социально-символическую деятельность (в т. ч. через речь) взрослых и детей формируется основа психики ребенка.

    Читайте также:  Недовольный критик - психология

    Выготский сформулировал основной закон культурного развития: в развитии ребенка любая функция появляется два раза — сначала в социальном аспекте, а потом в психологическом (т. е. сначала она внешняя, а потом становится внутренней).

    Выготский считал, что этот закон определяет развитие внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли.

    Выготский разработал новую теорию аномального развития ребенка, на которой сейчас базируется дефектология Цель этой науки социализация особых детей с дефектом, а не изучение самого дефекта. Это была революция в дефектологии.

    Он связал специальную коррекционную педагогику с педагогикой нормального ребенка. Он считал, что личность особого ребенка формируется так же, как и у обычных детей. Достаточно социально реабилитировать аномального ребенка, и его развитие пойдет по обычному руслу.

    Его социальная педагогика должна была помочь ребенку снять отрицательные социальные наслоения, вызванные дефектом. Сам дефект не есть причина аномального развития ребенка, это лишь следствие неправильной социализации.

    Исходной точкой в реабилитации особых детей должно стать не затронутое дефектом состояние организма. «С опорой на здоровое, положительное и следует работать с ребенком», — Выготский.

    Запустив реабилитацию, можно запустить и компенсаторные возможности организма особого ребенка. Очень эффективной для восстановления нормального развития особых детей стала идея зоны ближайшего развития

    Зона ближайшего развития — это «расстояние» между уровнем актуального и возможного развития ребенка. Уровень актуального развития — это развитие психики ребенка в данный момент (какие задания могут выполниться самостоятельно).

    Зона ближайшего развития — это будущее развитие личности (действия, которые выполняются с помощью взрослого). Это базируется на предположении, что ребенок, обучаясь какому-то элементарному действию, параллельно осваивает общий принцип этого действия.

    Во-первых, само это действие имеет уже более широкое применение, чем его элемент. Во-вторых, освоив принцип действия, можно применить его для выполнения другого элемента. Это будет уже более легкий процесс. Налицо развитие в процессе обучения.

    Но обучение не тождественно развитию: не всегда обучение подталкивает развитие, наоборот, оно может стать тормозом, если опираться только на то, что дитя умеет, и не учитывается уровень его возможного развития.

    Обучение станет развивающим, если ориентироваться на то, чему ребенок может научиться на основе предыдущего опыта.

    Величина зоны ближайшего развития у каждого ребенка своя. Это зависит: от потребностей ребенка; от его возможностей; от готовности родителей и учителей оказать помощь в развитии ребенка.

    Выготский не разрабатывал методики воспитания и развития детей, но его концепции правильной организации обучения и воспитания стали основой многих развивающих программ и систем. Исследования, идеи, гипотезы и концепции ученого намного опередили время.

    Ученый считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться. Это возможно при правильной организации процесса воспитания.

    Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания.

    Воспитатель должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты.

    Так воспитание становится активным процессом с трех сторон:

    ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие);

    воспитатель активен (он наблюдает и помогает);

    среда между ребенком и воспитателем активна.

    Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский с учениками.

    Это был прообраз демократической школы, базирующейся на творческой, динамичной педагогике сотрудничества. Она опережала свое время, была несовершенна, допускала ошибки, но при этом успешно функционировала.

    Идеи Выготского воплощали в жизнь педагоги Блонский, Венцель, Шацкий и другие.

    На базе школы проверялась педологическая теория: работали кабинеты психологической и педологической диагностики; осуществлялся постоянный медицинский и психологический контроль; создавались классы по принципу педологического возраста ребенка.

    Такая школа существовала до 1936 г., пока на нее не начались нападки советской власти. Школу перепрофилировали в обычную.

    Саму идею педологии извратили, и она пришла в забвение. Вторую жизнь педология и идея трудовой школы получила в 90-х гг. с развалом СССР. Единая трудовая школа в современном понимании — это демократическая школа, очень уместная в сегодняшнем образовании.

    Выготский утверждает, что ребенок быстро развивается и осваивает окружающий мир, если общается с взрослым. При этом сам взрослый должен быть заинтересован в общении. Очень важно поощрять речевое общение ребенка.

    Речь — это знаковая система, которая возникла в процессе общественно-исторического развития человека. Она способна трансформировать детское мышление, помогает решать задачи и образовывать понятия. В раннем возрасте в речи ребенка употребляются слова с чисто эмоциональным значением.

    С ростом и развитием детей в речи появляются слова конкретного значения. В старшем подростковом возрасте ребенок начинает обозначать словами и абстрактные понятия. Таким образом, речь (слово) изменяет психические функции детей. Психическим развитием ребенка первоначально управляет общение с взрослым (через речь).

    Затем этот процесс переходит во внутренние структуры психики, появляется внутренняя речь. Самому яростному осуждению подвергались исследования и идеи Выготского по психологической педагогике.

    В частности, некоторые ученые утверждали, что его концепция обучения, основанная на зоне ближайшего развития, таит в себе опасность того, что можно подтолкнуть вперед ребенка, не имеющего достаточного потенциала. Это может резко затормозить детское развитие.

    Отчасти это подтверждается модной сейчас тенденцией: родители стремятся максимально развивать крошек, не учитывая их способности и потенциал. Это резко нарушает здоровье и психику детей, снижает мотивацию к дальнейшему обучению.

    Еще одна спорная концепция: системно помогая выполнять ребенку действия, которые он не осилил самостоятельно, можно лишить дитя независимости мышления. Его идея зоны ближайшего развития помогла оценивать потенциал обучаемости и оказалась плодотворной. Перспектива ее оптимистична.

    Очень полезной для коррекции развития и обучения особых детей стала концепция дефектологии.Многие школы взяли на вооружение определения возрастных норм по Выготскому.

    С появлением новых наук (валеологии, коррекционной педагогики, новым прочтением ранее извращенной педологии) идеи ученого стали очень актуальными и вписывались в концепцию современного образования, новой демократической школы.

    Многие идеи Выготского сегодня популяризируются у нас и за рубежом. Майкл Коул и Джером Брунер включили их в свои теории развития. Ром Харре и Джон Шоттер считали Выготского основоположником социальной психологии и продолжили его исследования. В 90-х гг.

    Валсинер и Барбара Рогофф углубили психологию развития на основе выготских идей. Учениками Выготского были крупные отечественные психологи, в том числе Эльконин, который тоже занимался проблемами развития детей.

    Совместно с педагогами на базе идей Выготского, он создал эффективную развивающую программу Эльконина-Давыдова-Репкина.

    По ней обучают по особой системе математике, и языку, она одобрена государством и сейчас широко применяется в школах.

    Кроме того, осталось еще много талантливых гипотез и нереализованных идей Выготского, которые ждут своего часа.

    Литература:

    1. Педагогическая психология. — М: Работник просвещения, 1926
    2. Педология подростка. — М: МГУ, 1930

    Основные термины (генерируются автоматически): развития ребенка, ближайшего развития, развитии ребенка, зоны ближайшего развития, аномального развития ребенка, психики ребенка, развитие ребенка, особого ребенка, особых детей, деятельность ребенка, процесса развития ребенка, Зона ближайшего развития, идеи Выготского, возможного развития ребенка, развитие психики ребенка, психики конкретного ребенка, индивидуальное развитие ребенка, идей Выготского, основа психики ребенка, педагогикой нормального ребенка.

    Источник: https://moluch.ru/archive/131/35957/

    Ссылка на основную публикацию