Социально-психологические проблемы личности с позиций психологии отношений
Основоположниками психологии отношений в России являются Александр Федорович Лазурский (1874-1917) и его ученик и последователь Владимир Николаевич Мясищев (1893-1973).
По мнению А.Ф. Лазурского, отношение является системообразующим фактором структуры личности. Характеризуя личность как сложное целое, он разделил ее проявления на два рода: эндопсихические и экзопсихические.
Эндопсихика — это совокупность всех взаимосвязанных и взаимозависимых психических элементов и функций. Это внутренний механизм человеческой личности.
Экзопсихика определяется отношением личности к внешним объектам, к среде; это природа, материальные вещи, другие люди, социальные группы, наука, искусство, религия, душевная жизнь самого человека.
По мнению Лазурского, существует семь характеристик отношений, и они являются базовыми. Это:
в модальность отношений — согласно данному критерию, отношения могут быть положительными, отрицательными, безразличными; и степень интенсивности отношений;
■ качественные особенности отношений;
■ уровень развития и дифференцированности отношений;
■ степень сознательности отношений;
■ степень культурности форм отношения или его осуществления (позднее В.Н. Мясищевым данная характеристика была трансформирована в такое понятие, как форма обращения);
■ широта или объем отношения, то есть количество объектов, привлекающих интерес человека.
Разработку концепции психологии отношений продолжил В.Н. Мясищев.
Он разработал одно из важнейших в отечественной психологии принципиальных положений теории личности. Согласно его точке зрения, «…
система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности.
И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности, более специфической, чем, например, ряд других ее компонентов, таких как характер, темперамент, способности».
Сама по себе деятельность может оказаться нейтральной для формирования основных психических качеств, составляющих нравственное ядро личности, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, если не происходит постоянного «подкрепления» хода деятельности провоцированием взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам.
По мнению Мясищева «»дефектные» отношения, в которые может оказаться включенным человек, ведут к отклонениям в формировании личности. И наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности».6
6 Мясищев В.Н. Психология отношений. — М., 1998.
Отношения составляют системообразующее качество личности. В развитом виде они представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей с различными сторонами объективной действительности.
Исследуя отношения, можно понять познавательные, волевые, эмоциональные процессы, темперамент, способности и характер человека. Отношения человека определяют движущие силы личности, выражающиеся в целях и задачах, которые она сама себе ставит.
В системе отношений центральное место занимают отношения человека к обществу, общности, коллективу, группе, к самому себе.
Для понимания личности важен характер преобладающих отношений, меняющихся по степени или уровню развития. Уровни развития системы отношений определяются:
■ уровнем отношений личности (идейный, конкретно-личный и витальный);
■ сравнительной ролью общественно-коллективистических и индивидуально-эгоистических тенденций во взаимоотношениях с людьми;
■ избирательно положительным или отрицательным характером отношений к тем или иным объектам в той или иной форме деятельности.
По этим основаниям выделяется три уровня в развитии системы отношений. Так, нижнему уровню соответствует примитивный, витальный, ситуативно обусловленный характер отношений (влечений).
Среднему уровню соответствует преобладание отношений конкретно-личного характера, личной симпатии, антипатии, непосредственного утилитарного интереса или расчета.
Высшему уровню соответствует преобладание идейных отношений-убеждений, сознания долга, общественно-коллективистических мотивов. По мере повышения уровня отношений возрастает их социальность.
Система отношений образуется в результате развития, воспитания и самовоспитания человека. Дальнейшее развитие концепции отношений было предпринято Борисом Федоровичем Ломовым (1927-1989).
По мнению Б.Ф. Ломова, для раскрытия объективного основания психических свойств личности необходим анализ отношений «индивид — общество». В этой системе в качестве такого основания выступают общественные отношения.
Личность как член общества «необходимым образом включена (сознает ли она это или не сознает) в систему общественных отношений. Ее мотивы, стремления, установки, привычки, симпатии и антипатии зависят от того, каково ее объективное отношение к производству, обмену и потреблению, какими гражданскими правами она обладает, как включена в политическую и идеологическую жизнь общества»7.
7 Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984.
В жизнедеятельности личности общественные отношения проявляются в многообразных формах. Это личные и межличностные отношения, взаимовлияния и взаимные действия, содействия и противодействия, поступки, участие в социальных событиях, профессиональная и непрофессиональная деятельность, прямое и косвенное общение и т. д. и т. п.
Во всех этих включенностях в общественные отношения личность выступает как социальное качество индивида. Проявлениями этого качества являются действия, поступки, интеллектуальные, эмоциональные и волевые психологические свойства человека.
Процесс взаимодействия личности и системы общественных отношений осуществляется путем социализации и индивидуализации личности. Социально-психологические качества личности особенно отчетливо проявляются в ее направленности.
По мнению Ломова, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад.
Отношения личности с другими людьми отражаются в ее потребностях, начиная от потребностей в материальных условиях жизни, включая потребности в деятельности, познании, общении, в способе удовлетворения этих потребностей. На базе потребностно-мотивационной сферы формируются нсизкенные цели личности, концепция ее собственного будущего. Особое значение для социальной психологии личности имеют идеи Б.Ф. Ломова о субъективных отношениях.
Эти отношения отражают, как личность относится к тем или иным событиям и явлениям мира, в котором она живет. В данном случае речь идет о ценностных ориентациях, привязанностях, симпатиях, антипатиях, интересах и др., т. е. о том, в чем выражается субъективная позиция личности, ее пристрастность, оценка событий, лиц, участвующих в них.
Субъективные отношения являются интегральными свойствами личности, выступают в роли своего рода «костяка» субъективного мира личности.
Субъективные отношения личности формируются и проявляются прежде всего как отношения к людям. Отношения ко всем другим сферам действительности опосредуются ими.
Полем формирования субъективных отношений выступают предметная деятельность, совместная деятельность и общение. Выступая как форма отражения взаимодействий и взаимоотношений людей и их регулятор, субъективные отношения являются сущностной характеристикой социальной психологии личности.
Согласно комплексной теории Б.Г. Ананьева, в изучении человека как личности особо выделяется:
· статус личности, то есть ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т. д.);
· общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи;
· мотивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей, образующих внутренний мир;
· мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе); характер и склонности. Вся эта сложная система субъективных свойств и качеств человека, его социально-психологических феноменов определяет его деятельность и поведение.
Основу динамической структуры личности составляет система социальных взаимозависимостей человека.
В.Г. Ананьев считал, что структура личности строится по двум одновременно действующим принципам:
· субординационному, или иерархическому, при котором более сложные или более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;
· координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для координируемых свойств, т. е. относительную автономию каждого из них.
Необходимость изучения личности в системе социальных связей и отношений, по мнению Б.Г.
Ананьева, обусловило то, что историческое, социологическое и социально-психологическое исследования личности составляют единый и основной путь ее изучения, определяющий собственно психологическое исследование.
Деятельностная теория
Деятельностная теория основывается на фундаментальном принципе — деятельностном подходе к психике. Психика неразрывно связана с деятельностью человека. А деятельность — это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, процесс решения жизненно важных задач.
При деятельностном подходе психика понимается как форма жизнедеятельности субъекта, обеспечивающая решение определенных задач в процессе взаимодействия его с миром. Психика — это не просто картина мира, система образов, но и система действий. Хотя связь между образами и действиями является двусторонней, ведущая роль принадлежит действию.
Ни один образ, ни чувственный, ни абстрактный, не может быть получен без соответствующего действия субъекта. Восприятие как чувственный образ — результат действий восприятия. Понятие — продукт различных познавательных действий человека, направленных на исследуемые объекты.
Использование образа в процессе решения различных задач также происходит путем включения его в то или иное действие. Следовательно, образ без действий субъекта не может быть ни сформирован, ни восстановлен, ни использован.
По мнению сторонников этой теории психическое развитие человека имеет социальную природу: прогресс человечества определяется не биологическими, а социальными законами.
Видовой опыт человечества фиксируется не с помощью механизмов генетической наследственности, а закрепляется в продуктах материальной и духовной культуры.
Человек не родится с готовыми приемами мышления, с готовыми знаниями о мире и не открывает заново ни логических законов мышления, ни известных обществу законов природы — все это он усваивает как опыт человечества, опыт общественно-исторической практики.
Учение и воспитание — специально организованные виды деятельности людей, в процессе которой они усваивают опыт предыдущих поколений.
Единство психической и внешней материальной деятельности в том, что то и другое — деятельность, что оба эти вида деятельности имеют идентичное строение (цель, мотив, объект, на который она направлена, определенный набор операций, реализующих действие и деятельность; образец, по которому она совершается субъектом; является актом его реальной жизнедеятельности, принадлежит субъекту, выступает как активность конкретной личности). Их единство заключается и в том, что внутренняя психическая деятельность есть преобразованная внешняя материальная деятельность, есть порождение внешней практической деятельности.
Деятельность порождает все психические феномены, качества, особенности, процессы и состояния. В отличие от индивида, личность «ни в каком смысле не является предшествующей к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается».8
8 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.
Главными психологическими составляющими деятельности являются ее мотивы. А.Н. Леонтьев разделяет мотивы на два вида: мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы.
Личностный смысл выступает как особое сверхчувственное качество личности. Личностные смыслы интегрируются друг другом в связанную систему, обозначенную А.Н. Леонтьевым термином «смысловые образования личности». Иерархические связи мотивов образуют ядро личности.
Леонтьев отмечал: «Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий.,.
Внутренние соотношения основных мотивационных линий в совокупности деятельностей человека образуют как бы общий «психологический профиль» личности». В концепции А.Н.
Леонтьева категории «личность», «сознание>, «деятельность» выступают в своем диалектическом взаимодействии, триединстве.
А.Н.
Леонтьев считал, что личность — это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности. Направленность и воля принадлежат личности, ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, так и направленность есть непосредственное выражение мотивационных структур, т. е. ядра личности,
Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется поэтому пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным.
Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире (природном и социальном) и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.
Аксиологический (ценностный)потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями.
Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.
Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной сфере (или нескольких сферах) труда, социально-организаторской и критической деятельности.
Коммуникативный потенциалличности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.
Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства.
Таким образом, личность определяется не своим характером, темпераментом, физическими качествами и т. п., а тем, 1) что и как она знает; 2) что и как она ценит; 3) что и как она созидает; 4) с кем и как она общается; 5) каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет, а главное какова мера ответственности за свои поступки, решения, судьбу.
Реализация деятельностного подхода л социальной психологии личности представлена в концепции деятельностного опосредования межличностных отношений Артура Владимировича Петровского.
Социально-психологический акцент этой концепции состоит в том, что основополагающими категориями в ней являются личность, деятельность и коллектив. Межличностные отношения в группе опосредованы содержанием и ценностями группы.
Социально-психологические явления в группе определяются содержанием этой деятельности, многоуровневой структурой групповой активности, уровнем развития групп.
Вектор этого развития — от диффузной группы до развития коллектива, который представляет собой группу, где «межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностью значимым содержанием совместной деятельности…
Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредуются содержанием. ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников».9
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М,: Политиздат, 1982.
Выделение главного в личности явилось основанием для обозначения своей концепции личности как концепции личности в коллективе, в группе, в системе межличностных отношений.
Источник: https://megalektsii.ru/s31426t4.html
Социально-психологические проблемы личности с позиций психологии отношений
Основоположником психологии отношении в России был А. Ф. Лаз>рский. По мнению Лазурского, отношение является системообразующим фактором структуры личности Характеризуя личность как сложное целое, он разделил ее проявления на два рода: эндопсихические и экзопснхические Эндопсихика — это совокупность всех взаимосвязанных и взаимозависимых психи-
Социальная психология личности_____________ 67
ческих элементов и функций Это — «внутренний мечанизм человеческой личности» (Лазурский, 1997, с. 9).
Экзопсихика определяется отношением личности к внешний объектам, к среде. Понятие среды берется в самом широком смысле слова. «Око объемлет всю сферу того, что противостоит личности и к чему личность может так или иначе относиться* (там же, с. 10). Это-природа, материальные вещи, другие люди, социальные группы, наука, искусство, религия, душевная жизнь самого человека.
Отношения к разным категориям действительности отличаются по форме отношений, форме достижений, форме удовлетворения ими, по направленности (по знаку) (положительное — отрицательное) Фундаментом личности, по мнению Лазурского, выступают два вида отношений: 1) отношения между личностью и окружающей средой и 2) отношения между эндо- и экзопсихическими ее проявлениями.
Эти отношения проходят разные уровни развития, причем на разных уровнях разными являются и их соотношения. По параметрам этих соотношений выделяются чистые и смешанные, переходные типы низшего, среднего и высшего уровней. Направление развития — повышение значения экзопсихических особенностей.
Общепсихологические характеристики смешаются в сторону социально-психологических.
Поставив задачу создания научно обоснованной классификации личностей, Лазурский сформулировал важное для социальной психологии положение: «идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку, конечно, они стоят в связи с его характером; другими словами, классификация личностей должна быть не только психологической, но и психосоциальной в широком смысле этого слова» (Лазурский, 1997, с. 78).
В разработку концепции психологии отношений большой вклад внес В. Н. Мясищев. Исходным для психологии личности, по Мяси-щеву, является характеристика сущности человека как ансамбля общественных отношений. Общественные отношения существуют в двух формах: как объекгивные отношения и как субъективные отношения.
Последние им называются также отношениями личности, психологическими, внутренними, жизненными отношениями. Отражая объективные общественные отношения, эти субъективные отношения «в наибольшей степени характеризуют личность каждого человека… Именно эти внутренние отношения в действительности составляют ядро личности» (Мяскщев, I960, с. 263).
Психологические отношения составляют системообразующее качество личности. В разви-
68_____________________________________________________Глава 2
том виде они представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей с различными сторонами объективной действительности Исследуя отношения, можно понять познавательные, волевые, эмоциональные процессы, темперамент, способности и характер человека Отношения человека определяют движущие силы личности, выражающиеся в целях и задачах, которые она сама себе ставит * Возникает вопрос об уровне задач и целей, ради которых человек живет к борется — руководит ли им социальный идеал блага и освобождения трудящихся или тичного преуспевания, или человек не ставит себе отдаленных задач и целей, стремится справиться только с подавляющими его повседневными заботами, или, наконец, у человека доминируют влечения, которые имеются и у животных -пищевые, половые» (Лебединский, Мясищев, 1966, с 78)
В системе отношений центральное место занимают отношения человека к обществу, общности, коллективу, группе, к самому себе Самые важные и содержательные отношения складываются в межличностном взаимодействии Для понимания личности важен характер преобладающих отношений, меняющихся по степени или уровню развития Уровни развития системы отношений определяются 1) уровнем отношений чичности идейный, конкретно-личный и витальным, 2) сравнительной ролью общественно-коллективистических и индивидуально-эгоистических тенденций во взаимоотношениях с людьми, 3) избирательно положительным или отрицатель ным характером отношении к тем или иным объектам в той или иной форме деятельности По этим основаниям выделяется три уровня в развитии системы отношений Так, нижнему уровню соответствует примитивный, витальный, ситуативно обусловленный характер отношений (влечений). Среднему уровню соответствует преобладание отношений конкретно-личного характера личной симпатии, антипатии, непосредственного утилитарного интереса или расчета Вые шему уровню соответствует преобладание идейных отношений -убеждений, сознания долга общественно-коллективистических мотивов По мере повышения уровня отношений возрастает их социальность В структуре личности повышается значение ее социально-психологических качеств В Н Мясишев предложил оригинальною концепцию измерения отношений В качестве параметров этого измерения им были выделены степень устойчивости, базовый характер, производноетъ от базовых отношений, доминантность, эмоциональность, степень обобщенности, принципиальность, степень активности, уровень сознательности
Система отношений образуется в результате развития, воспи-
Социальная психология личности_____________________________ 69
тания и самовоспитания человека. Эти процессы протекают в условиях общения и общественной практики.
Значительным шагом в развитии психологии отношений и ее применении к разработке социально-психологических проблем личности является концепция Б. Ф. Ломова.
Главное в этой концепции в этой связи: I) характеристика общественных отношений как общего основания свойств личности; 2) анализ социально-психологического аспекта направленности личности, 3) развернутая характеристика субъективных отношений. По мнению Ломова, для раскрытия объективного основания психических свойств личности необходим анализ отношения «индивид—общество».
В этой системе в качестве такого основания выступают общественные отношения. Личность как член общества «необходимым образом включена (сознает ли она это или не сознает) в систему общественных отношений.
Ее мотивы, стремления, установки, привычки, симпатии и антипатии зависят от того, каково ее объективное отношение к производству, обмену и потреблению, какими гражданскими правами она обладает, как включена в политическую и идеологическую жизнь общества» (Ломов, 1984, с. 300). Различны способы включения конкретных личностей в разные виды общественных отношений Различны также степень их реализации в жизни каждой личности.
В жизнедеятельности личности общественные отношения проявляются в многообразных формах. Это — личные и межличностные отношения, взаимовлияния и взаимные действия, содействия и противодействия, поступки, участие в социальных событиях, профессиональная и непрофессиональная деятельность, прямое и косвенное общение и т д и т.
п (Ломов, 1984) Во всех этих включенностях в общественные отношения личность выступает как социальное качество индивида.
Проявлениями этого качества являются действия, поступки, интеллектуальные, эмоциональные и волевые психологические свойства человека Характеристика личности как социального качества индивида — это, по существу, социально-психологическая ее характеристика.
Процесс взаимодействия личности и системы общественных отношений осуществляется в процессе социализации и индивидуализации личности.
Социально-психологические качества личности особенно отчетливо проявляются в ее направленности По мнению Ломова, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад.
Реализация направленности осуществляется прежде всего ее мотивационной сферой. Социально-психологический вектор направленности определяется
70_____________________________________________________Глава 2
тем, что она связана с отношениями личности с другими людьми. Эги отношения отражаются в потребностях людей, начиная от потребностей в материальных условиях жизни, включая потребности в деятельности, познании, общении, в способе удовлетворения этих потребностей.
На базе потребностно-мотивационной сферы формируются жизненные цели личности, концепция ее собственного будущего. Особое значение для социальной психологии личности имеют идеи Ломова о субъективных отношениях. Эти отношения отражают то, как личность относится к гем или иным событиям и явлениям мира, в котором она живет.
В данном случае речь идет о ценностных ориентаци-ях, привязанностях, симпатиях, антипатиях, интересах и др., всем том, в чем выражается субъективная позиция личности, ее пристраст ность, оценка событий, лиц, участвующих в них.
Ломов считает «субъективные отношения» родовым понятием по отношению к таким понятиям, как «установка», «личностный смысл», «аттитюд». В ряде случаев он называет эти отношения субъективно-личностными отношениями.
Система этих отношении составляет сложнейшее, многоуровневое, динамическое образование, которое можно описать как многомерное субъективное «пространство»,каждое измерение которого соответствует определенному субъективно-личностному отношению (к труду, собственности, другим людям, политическим событиям и т. д.).
Субъективность отношений означает принадлежность их общественному субъекту. Они выступают как способ включения личности в объективно развивающиеся общественные отношения.
Субъективные отношения являются интегральными свойствами личности, «выступают в роли своего рода «костяка» субъективного мира личности» {Ломов, 1984, с. 331).
Субъективные отношения личности формируются и проявляются прежде всего как отношения к людям. Отношения ко всем другим сферам действительности опосредуются ими.
Полем формирования субъективных отношений выступают предметная деятельность, совместная деятельность и общение. Выступая как форма отражения взаимодействий и взаимоотношений людей и их регулятор, субъективные отношения являются сущностной характеристикой социальной психологии личности.
Источник: https://cyberpedia.su/9x88d6.html
Психология отношений: 5 основных правил гармоничных отношений (правило первое)
Психология отношений
Для начала давай определимся с тем, что такое гармоничные отношения.Гармоничные отношения – это отношения в равной степени комфортные для обеих сторон. Когда в отношениях одна сторона получает больше комфорта, а вторая меньше, возникает дисбаланс. Чем больше разница, тем меньше шансов на то, что такие отношения продлятся долго.
Когда в отношениях есть гармония, их ценность для каждой стороны одинакова, так же как одинакова и заинтересованность сторон в их сохранении. В этой статье пойдет речь о том, как построить гармоничные отношения и как увеличить степень комфортности взаимоотношений и, таким образом, поднять их ценность.
Зачем? Да затем, что от этого зависит твое личное счастье и удовольствие — т.е. качество твоей жизни.
Итак, психология отношений: 5 главных правил.
Правило№1: «В гармоничных отношениях, на личностном уровне, обе стороны находятся на равных позициях»
Психология отношений определяет два вида распределения позиций с точки зрения уровня человека: ролевое разделение и личностное.
Ролевое разделениеРолевое разделение допускает наличие разности в соотношении позиций сторон. В его основе лежит некий набор правил для каждой роли, и принятие участниками отношений соответствующих им ролей.
Например, самое распространенное ролевое разделение в психология отношений выделяет роль мужчины — мужа (сильный вид) и женщины — жены (слабый вид). Правила взаимоотношений в рамках данного ролевого разделения могут существовать, например, такие:
— Мужчина имеет приоритет в принятии решений (потому что мужчина)- Мужчина (как муж) имеет право, в определенной степени ограничить свободу женщины (его жены), так же, как и жена имеет свое моральное право ограничить свободу мужа.Для каждой роли, помимо правил, существуют и ролевые обязанности, такие как стирка, кухня, уборка, обеспечение, и пр. Каждый выбирает то, что ему ближе. В итоге, окончательное распределение ролей дает нам общую картину взаимоотношений, на которой и проявляется разность или равенство позиций сторон. Лидером в отношениях становится тот, за кем закреплено большее кол-во ролей, предполагающих доминирование.
С точки зрения сохранения гармонии, не важно кто в отношениях играет доминирующую роль. Мужчина или женщина. Ролевое разделение придумано исключительно для организации удобства в отношениях.
Его цель – организовать максимально комфортный вид взаимодействия сторон на бытовом уровне. И не более. Не имеет значение, какую роль ты займешь, доминирующую или ведомую.
Это никак не влияет на общий уровень взаимоотношений, в том случае если всех все устраивает. Главное чтобы каждый чувствовал себя в выбранной роли комфортно.
Личностное разделение
Психология отношений выделяет такое понятие как уровень личности. Прежде чем читать дальше, рекомендую, определиться с пониманием термина «Уровень личности». Если с этим понятно, тогда идем дальше.Личностные уровни сторон в отношениях должны стремиться абсолютному равенству.
Это одно из главных правил психологии отношений. Это равенство — один из факторов, от которых зависит гармония в отношениях. Ролевое разделение – это нечто нематериальное, придуманное и от этого незначительное. Личностное разделение – это настоящее и от этого существенное.
Когда мы сталкиваемся с человеком, личностный уровень которого, по нашей оценке, ниже нашего, этот человек для нас представляет не большой интерес. С таким человеком никаких серьезных отношений строить не хочется. Почему? Есть сразу несколько причинВо-первых, мы понимаем, что заслуживаем на более достойную кандидатуру.
Во-вторых, разница в уровнях часто провоцирует доминирующую сторону сохранять свой превосходящий статус, и вынуждает быть в постоянном напряге от этого. Ведь то, к чему мы стремимся в общении на самом деле – это возможность расслабиться и просто быть самим собой. А расслабиться, т.е.
открыться перед человеком более низкого уровня, — значит самому опуститься до его уровня.Кроме того, одной из проблем существования разности на личностном уровне является то, что в виде следствия, периодически проявляются психологическое давление одной личности на другую.
Проще говоря, более сильный начинает ущемлять слабого: пренебрегать интересами, не учитывать мнение, ограничивать личную свободу (выходя за рамки правил ролевого разделения) и т.д. В итоге, наблюдаем такую картину:
Слабая сторона:
— Постоянно испытывает дискомфорт от психологического давления (естественная реакция на нарушение личного психологического пространства) + оценивает настоящее соотношение личностных уровней.- Стремится сохранить связь с человеком более высокого уровня (закон природы: большее притягивает меньшее + особенность человеческой натуры, выраженная в желании иметь больше, чем заслуживаешь)Парадокс в том, что психологическое давление, при всем своем дискомфорте у слабой стороны, параллельно демонстрирует разность личностных уровней, и, тем самым, вызывает естественное притяжение слабого к сильному. Чем жестче давление, тем больше личностный разрыв, тем сильнее притяжение. Т.е., в данном случае, дискомфорт провоцирует у слабого стремление к близости.
Сильная сторона:
— Испытывает удовольствие от удовлетворения Эго, + оценивает настоящее соотношение личностных уровней.- Снижается интерес к партнеру, как к личности с, соответствующим ей, более низким уровнем.
В данном случае, парадокс в обратном: чем больше удовольствия от личностного доминирования, тем меньше интерес к личности.
рис1. Психология отношений людей имеющих разный уровень личности
Серьезные отношения между людьми находящимися на разных личностных уровнях обычно не завязываются. Но зато часто бывает так, что разница личностных уровней появляется с развитием отношений.
Это происходит потому, что любое нормальное развитие отношений сопровождается психологическим раскрепощением людей и постепенным переходом от своего «социального образа» к себе настоящему (об этом подробно я расскажу в одном из следующих правил).
Таким образом, в человеке раскрываются его слабые и сильные стороны, которые и определяют дальнейшее соотношение личностных уровней. Как правило, перестановка позицией происходит в тех же ситуациях, в которых возникает конфликт. Я имею ввиду ситуации личностного давления.
Рано или поздно, такие ситуации в отношениях происходят, и для того чтобы сохранить гармонию, выходить из них необходимо на равных. Если все же, в итоге, одна личность начинает довлеть над другой, то более сильная сторона рискует скоро потерять интерес к отношениям.
Примечательно, что психология отношений, в нашем обществе, принимает за норму небольшое отклонение в соотношении личностных уровней между мужчиной и женщиной в пользу мужчин.
С одной стороны – это подарок женщинам, поскольку, имея связь с человеком более высокого личностного уровня, ты испытываешь больше комфорта, чем в случае с человеком, уровень которого ниже чем твой.
С другой стороны – женщинам приходится платить за это тем, что мужчины чаще совершают измены и более склонны к поиску новых партнеров и уходу из семьи. Не потому что мужчины от природы «полигамнее» женщин. Просто тот, чей личностный уровень выше, будет продолжать искать себе ровню.
Совет:
В отношениях будь самим собой. Если в какой-то момент ты почувствуешь, что твой личностный уровень преобладает, и интерес к отношениям начал падать – значит, тебе просто нужен другой партнер.
Если же ты начал ощущать на себе психологическое давление (это легко заметить по чувству душевного дискомфорта) – это сигнал о том, что ситуация требует от тебя проявления силы. Устраняй это немедленно, иначе ты рискуешь потерять человека.
Интересует вопрос «Как устранять?», тогда добро пожаловать на тренинг «Стратегия интеллектуального лидерства». Тренинг учит тому, как повысить свой уровень личности, в т.ч. в и в отношениях с близкими людьми.
Успехов!
Александр Лысенко
Источник: http://bestrong.kiev.ua/information/7-relationship/67-psychology-relations-rule1.html
Консалтинговый Центр Рефлексивного Управления РОСОРГКОНСАЛТ
Взаимосвязь профессиональной и личностной позиции психолога
Из книги «Самоопределение психолога» Татьяны Сизиковой
В исследованиях по психологическому консультированию решается вопрос о существовании двух позиций психолога–консультанта: профессиональной и личностной, и их взаимосвязи. Существует два подхода к решению этого вопроса.
Одни считают, что эти две позиции существуют и они различны, другие стремятся к их единству, третьи не выделяют позиций, рассматривая личностно – профессиональное как единое целое.
Основные разногласия проявляются не в области различения позиций в деятельности, а в области наполнения профессиональной позиции личностными качествами и личной позиции профессиональными качествами.
В процессе профессионального становления и развития личностные качества психолога трансформируются под влиянием профессиональных требований. Профессиональный психолог не может поступать не адекватно ситуации. Профессиональная позиция наряду с профессиональными средствами деятельности наполнена и профессиональными, и личными качествами человека.
Во многом личные и профессиональные качества психолога совпадают, разделение всегда условно. Личная позиция может выстраиваться на основе профессиональных знаний, умений. Необходимым для эффективного функционирования является способность адекватно занимать и менять позиции в процессе любых видов деятельности.
При нарушении адекватности профессиональной и личностной позиций могут развиваться так называемые “профессиональные болезни”. Это явление емко представлено Б. Тренкле в юмористической форме, в виде психологического анекдота: “Турист выходит на остановке из берлинского трамвая и спрашивает прохожего, как пройти на одну из главных улиц города.
Прохожим оказывается психотерапевт:
— Как туда пройти, я не знаю. Но разве не прекрасно, что мы об этом поговорили так откровенно?”
К профессиональным болезням относится “синдром эмоционального сгорания”, описанный Н.А. Аминовым со ссылкой на Е. Малера.
Автор выделяет двенадцать проявлений данного синдрома:
- истощение, усталость;
- психосоматические осложнения;
- бессоница;
- негативная установка к клиентам;
- негативная установка к работе;
- пренебре-жение исполнением своих обязанностей;
- увеличение приема психостимуляторов;
- уменьшение аппетита или переедание;
- негативная самооценка;
- усиление агрессивности
- усиление пассивности (цинизм, пессимизм, безнадежность, апатия);
Мудрость психолога–консультанта заключается в искреннем и точном определении собственной компетентности; знании за что он несет ответственность, а что находиться за пределами его контроля, влияния; осознании элементов случайного, неожиданного, незапланированного, порою божественного; бытии «для другого и через него для себя» (М. Бахтин).
Психологу необходимо познание себя, своего лика, своей самости. В процессе консультации наибольшее значение имеет событийное взаимодействие, в котором раскрывается и развивается личность психолога и клиента, а не техники, методы, теоретические воззрения, которые используются психологом в работе.
Даосское изречение гласит: «Когда неправильный человек использует правильные средства, правильные средства работают неправильно».
Источник: http://www.ccru.ru/metodicheskie-razrabotki/vzaimosvyaz-professionalnoy-i-lichnostnoy-pozitsii-psihologa/
Шпаргалка по социальной психологии
Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
Межличностные отношения включают:
1) восприятие и понимание людьми друг друга;
2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);
3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).
Компоненты межличностных отношений:
1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:
а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;
б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;
2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:
а) симпатии или антипатии;
б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;
в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);
3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.
Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.
Виды межличностных отношений:
1) производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:
а) по вертикали – между руководителями и подчиненными;
б) по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;
в) по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;
2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;
3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;
4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.
На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.
Этапы развития межличностных отношений:
1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;
Психология bookap
2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);
3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.
Источник: http://bookap.info/sociopsy/cheldyshova_shpargalka_po_sotsialnoy_psihologii/gl36.shtm
Что такое отношения личности?
В психологии, начиная с В.Н. Мясищева, основоположника отечественной концепции отношений личности, «отношение» определяется как «психологическая связь человека с окружающим его миром вещей и людей».
Отношения личности образуют систему, которая включает в себя отношение к предметам и явлениям внешнего мира (субъектобъектные отношения), отношение к другим людям (субъектсубъектные, межличностные отношения) и отношение к себе (самоотношение).
Традиционно отношения личности к различным социальным объектам и ситуациям изучаются в психологии как социальные установки, или аттитюды, личности. В западной психологии история изучения аттитюдов началась в 1918 г., когда было дано определение аттитюда как «психологического переживания индивидом ценности, значения, смысла социального объекта».
С тех пор в зарубежной психологии накоплен немалый опыт в изучении аттитюдов, определены их функции и структура. В отечественной психологии В. А.
Ядовым была предложена «иерархическая схема диспозиционной регуляции социального поведения личности», объединяющая установки личности различных уровней: 1) элементарные фиксированные установки (формируются в простейших ситуациях на основе витальных потребностей); 2) социальные фиксированные установки (формируются в малой группе на основе потребности человека в общении); 3) базовые социальные установки (формируются в более широких социальных областях — в трудовой сфере, сфере досуга — на основе фундаментальной потребности человека в активности); 4) ценностные ориентации личности.
Кроме отношений в русле социальных установок личности в психологии также изучаются отношения в контексте таких явлений, как аттракция и аффилиация. Аттракция — это возникновение при восприятии одного человека другим его привлекательности для субъекта восприятия.
При изучении аттракции главное внимание уделяется выяснению факторов, влияющих на формирование симпатии или антипатии к объекту восприятия; так, установлено, что одним из главных факторов возникновения аттрактивных отношений является внешняя привлекательность, компетентность людей.
Аффилиация — это стремление человека быть в обществе других людей, ориентация личности на поддержку со стороны другого человека.
В результате многочисленных экспериментов выявлено, что люди обладают различным уровнем выраженности аффилиативных тенденций, которые определяют их отношения друг к другу.
Таким образом, «отношение» — более широкое понятие, чем «социальная установка», «аттракция» или «аффилиация». Отношения личности как психологическое явление характеризуются следующими сущностными чертами: 1) отношения человека связаны с его потребностями (физиологическими и в первую очередь с психологическими).
Отношение возникает как своеобразная связь между субъектом (человеком), испытывающим потребность, и объектом (будь то человек или предмет окружающего мира), способным удовлетворить эту потребность. Эта связь или, иначе говоря, отношение субъекта к объекту, проявляется, по мнению В.Н.
Мясищева, в «переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им». Например, отношение ребенка к матери детерминировано как его физиологическими потребностями, так и психологическими потребностями в защите и безопасности.
В психологии рассматривают следующие психологические потребности, опосредующие отношения человека к себе и другому: потребность в установлении близких отношений; в контроле себя и других; потребность во включении в различные социальные группы; потребность в самоуважении;, в позитивной оценке; потребность в понимании, в сочувствии, в опеке; потребность быть нужным, значимым; 2) в общении отношение взаимосвязано с отражением и взаимодействием человека с человеком. Возникновению отношения предшествует этап восприятия (отражения) субъектом объекта и оценки (на основе отражения) его потенциальных возможностей в плане удовлетворения тех или иных его потребностей. Таким образом, в результате отражения личностью Окружающей действительности формируется отношение, которое проявляется затем в формах взаимодействия, закрепленных в речи и экспрессивном поведении личности;
3) отношение есть одновременно процесс и результат общения и взаимодействия; его структура состоит из когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов. На основе их сочетания определяются вид и тип отношений.
Отношение как процесс проходит в своем развитии определенные этапы: формирование отношения, развитие отношения, стабилизация или распад отношения.
Отношение как результат имеет определенные параметры: знак, интенсивность, модальность, осознанность и т.д.
Наряду с понятием «отношение» в психологии используют понятия «межличностное отношение», «взаимоотношение», «межгрупповые отношения».
Межличностное отношение — это вид отношений личности, раскрывающийся в отношении к другому, это субъектсубъектное отношение. Оно является одним из компонентов системы отношений личности наряду с самоотношением и отношением к предметам окружающего мира.
Для обозначения межличностных отношений в психологии используют термин «взаимоотношение»; для того чтобы подчеркнуть, что межличностные отношения, или взаимоотношения, есть результат взаимного восприятия, познания, воздействия, влияния, оценки, есть, по словам К.А. АбульхановойСлавской, «некоторый идеальный продукт взаимных усилий».
Иногда термин «взаимоотношение» сводится к понятию «отношение»; так, В.И.
Паниотто пишет в книге «Структура межличностных отношений» (1975) о том, что «взаимоотношение Л и В — это совокупность отношения Л к В и отношения В к А (точнее, система этих отношений, ибо они, как правило, тесно взаимосвязаны и представляют собой некоторую целостность, а не просто совокупность)».
Наконец, термины «отношение» и «взаимоотношение» используют для обозначения разных этапов динамики отношений. Например, Л.Я. Гозманом (1987) показано, что на этапе зарождения отношение представляет собой «индивидуальный феномен», характеризующийся направленностью от субъекта отношения к объекту отношения; по мере развития индивидуальное отношение превращается во взаимоотношение, или «диадическое отношение».
В отличие от межличностных отношений под межгрупповыми отношениями понимают «субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный им способ взаимодействия групп».
На настоящий момент в психологии выделены два основных направления в исследовании отношений личности: структурное и динамическое.
В рамках структурного направления ведется работа по изучение различных компонентов отношения, осуществляется поиск методического инструментария для их измерения.
Общепризнанно выделение в строении отношения эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов.
Динамическое направление изучения отношений человека предполагает рассмотрение их как процесса с момента возникновения до распада. Основу этого направления составляет фундаментальное положение о динамичной природе отношений личности, разрабатываемое В.Н. Мясищевым, Л.И. Анциферовой, К.А.
АбульхановойСлавской, И.С. Коном и др. В рамках динамического направления получены сведения о формах динамики отношений.
Например, выделены две формы динамики отношений: развитие, к которому относятся новообразования в сфере отношений, необратимые изменения в системе отношений личности (прогресс и регресс) и функционирование, включающее в себя обратимые изменения в пределах сложившейся организации личности.
Данный тип динамики называют также ритмами отношений, под которыми понимают периодическое изменение параметров отношений (знака, интенсивности, модальности и др.) с течением времени.
Таким образом, среди понятий «отношение», «межличностное отношение», «взаимоотношение», «межгрупповые отношения» самым широким является понятие «отношение», которое рассматривается как психологическая связь субъекта с объектом (в качестве которого может выступать сам субъект, другой человек, предметы и явления окружающего мира или социальная группа). Понятие «межличностные отношения» охватывает область отношений между людьми, а «межгрупповые отношения» — между социальными группами. Понятие «взаимоотношение» отражает качество сложившихся отношений, а именно: их взаимность, степень симметричности.
ЛИТЕРАТУРА 1.АбульхановаСлавская К.А. Личностный аспект проблемы общения в психологии. М., 1981. С. 218—241. 2. Андреева I.М. Социальная психология. М., 1996. С. 288—303. 3. Анцыферова Л.И.
Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе» личность и ее жизненный путь. М., 1990. С. 7—17. 4. ГозманЛЯ. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. С. 75—101. 5. Мясищев В.Н.
Психология отношений: Избранные психологические труды. М., 1995. С. 1527.
6. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 5—15.
Источник: https://psyera.ru/chto-takoe-otnosheniya-lichnosti_9186.htm