Язык — психология

Введение в психологию речи и языка

Язык - психология

В психологии речь рассматривается в тесной связи с языком, общением и мышлением. Соотношение этих понятий столь сложно, что каждый очередной шаг в их'«познании приводит к появлению новых проблем.

Возникает ряд вопросов: что исторически первично — речь или язык? Является ли способность к усвоению речи врожденной или приобретается за счет социального опыта? Эти вопросы возникли не из простого научного любопытства. Ответы на них открывают широкие возможности для создания новых психологических технологий в сфере эффективного взаимодействия людей.

Речь реализуется с помощью языка. Речь — процесс общения, язык — средство общения. Как средство общения язык при этом играет роль условных символов (знаков), принятых в данной общности людей. Речь озвучивает и оживляет языковые символы. Язык и речь являются сложными образованиями и имеют определенную структуру, которая обеспечивает их нормальное функционирование.

В психологии имеется узкое и широкое понятие речи. В широком смысле речь рассматривается как процесс общения через всевозможные коммуникационные средства. Например: слова, жесты, мимика, позы, телодвижения. В узком смысле — как процесс общения с помощью естественного языка, исторически сложившегося в результате взаимодействия людей данной этнической группы.

Одним из общих элементов речи и языка является слово, точного определения которому до сих пор нет, хотя каждому понятно, что скрывается за этим понятием. В языковом аспекте можно сказать, что слово — это минимальный элемент языка, который может быть использован автономно в устойчивой письменной речи.

Речь выполняет ряд функций:
Коммуникативная функция речи заключается в обмене информацией между людьми, в выражении своего отношения к чему-либо. Эта функция находит широкое применение в повседневной жизни каждого человека.

Если человека полностью и на продолжительное время исключить из коммуникативного процесса, то у него могут развиваться психические расстройства. Человеку крайне необходимо отражаться в других и видеть свое отражение.

У народов Севера был обычай: соплеменника, совершившего злой поступок, изгоняли из племени и вынуждали жить вдали без права общения даже со случайно встреченным человеком. Это считалось крайней мерой наказания.

Лишение коммуникативной функции как самая строгая мера наказания используется и в местах лишения свободы, в виде временного помещения провинившегося в камеру-одиночку. А разве может существовать в реальности Маугли?

В рамках коммуникативной функции можно выделить информационный, организационный, побудительный и маркировочный аспекты речи.

Познавательная функция обеспечивает накопление человеком опыта, знаний, способствует привитию навыков и умений. В этом контексте речь можно рассматривать и как форму познания,- и как средство развития познавательных процессов.

В этом качестве речь ускоряет процесс накопления опыта.

Возьмем, к примеру, простейшую операцию заточки обыкновенной иглы напильником, даже если человек когда-то наблюдал эту операцию, без инструктивного слова «бывалого» здесь не избежать пораненных пальцев (о качестве работы и говорить не приходится).

Психодиагностическая функция речи состоит в определении личностных свойств, состояний и психических процессов индивида по параметрам речевого процесса.

Психотерапевтическая функция речи, выражается в речевой поддержке индивида, нуждающегося в психологической помощи.

Слово как исцеляющее средство во все века ставилось впереди хирургического ножа и даже лечебных трав.

Психолог и врач, не не использующие это средство, должны сменить свои профессии, ибо неумение оказать помощь человеку с полной объективностью молено квалифицировать как нанесение вреда клиенту.

В онтогенезе общения все эти вышеперечисленные функции набирают свой вес не сразу и не одновременно. Так, примерно до полутора лет «абсолютную власть» удерживает коммуникативная функция.

При этом на первых порах главенствует ее информационный аспект, затем активно подключаются к общению другие аспекты и функции. Общение само по себе стимулирует развитие речи, действуя в качестве положительной обратной, связи.

Здесь вновь можно сослаться на эффект Маугли: отсутствие общения с людьми приостанавливает развитие не только речи, но и психики в целом.

Источник: https://psyera.ru/vvedenie-v-psihologiyu-rechi-i-yazyka-472.htm

Речь в психологии

Речь в психологии

Понятие речи в психологии расшифровывается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных обозначений для передачи информационного багажа. Некоторыми исследователями речь также была охарактеризована как процесс материализации и передачи мыслей.

Речь и язык в психологии — это система условно принятых символов, которые помогают передавать слова, в виде сочетания звуков, обладающих для людей определённым смыслом. Отличие языка от речи заключается в том, что язык это объективная, исторически сформированная система слов, в то время как речь — это индивидуальный психологический процесс формирования и передачи мыслей, посредством языка.

Функции речи в психологии

Психология рассматривает речь, прежде всего, как одну из высших психических функций человека. Её структура совпадает со структурой любого другого вида деятельности. Речь включает в себя:

  • мотивацию;
  • планирование;
  • реализацию;
  • контроль.

Язык выступает в качестве инструмента опосредующего речь.

Далее рассмотрим основные функции речи.

  1. Сигнификативная или номинативная. Суть её состоит в том, чтобы обозначить, дать название, объектам и явлениям вокруг нас. Благодаря ей, взаимопонимание между людьми строиться на изначально общей системе обозначения предметов, как говорящим, так и воспринимающим информацию.
  2. Обобщающая. Она занимается тем, что выделяет ведущие признаки, сущность, предметов и объединяет и в группы по каким то схожим параметрам. Слово обозначает не отдельный предмет, а целую группу предметов, схожих с ним и всегда является носителем их выделяющихся признаков. Данная функция неразрывно связана с мышлением.
  3. Коммуникативная. Обеспечивает передачу информации. От двух вышеуказанных функций она отличается тем, что имеет проявление, как в устной, так и в письменной речи. Такое её отличие имеет отношение к внутренним психологическим процессам.

Виды речи — психология

В психологии различают 2 основных вида речевой деятельности:

1. Внешняя. Она включает в себя как устную, так и письменную речь.

  • диалог — непосредственная беседа, происходящая между 2 людьми.
  • монолог — длительное, последовательное изложение мыслей или мнений одного человека. Сочетательная сторона монологической речи должна сопоставляется с выразительной.
  • письменная речь – представляет собой развёрнутый вариант монолога, но при этом она может оказывать влияние лишь с помощью слов.

2. Внутренняя. Особый вид речевой деятельность. Для внутренней речи характерно с одной стороны, фрагментарность и отрывочность, с другой стороны, в ней исключается возможность неправильного восприятия ситуации. Впрочем, при желании внутренний диалог можно остановить.

Общение и речь в психологии объединяют в себе эти 2 вида речевой деятельности, поскольку на начальных этапах задействована внутренняя речь, а дальше используется внешняя речь.

Психология и культура речи неразрывно связаны между собой. Культура речи — это такая организация языковых средств, которая в современных условиях позволяет наиболее лаконично и информативно высказаться в определённой жизненной ситуации таким образом, чтобы слушатель правильно воспринял полученную информацию.

Именно поэтому, если вы хотите казаться культурным и высокоинтеллектуальным человеком, вам необходимо следить не только за своей внешностью и поведением, но и за своей речью.

Умение правильно высказываться, очень цениться во все времена, и если вы сможете овладеть этим мастерством, то перед вами будут открыты все двери.

Источник: https://womanadvice.ru/rech-v-psihologii

Клиническая психология

Клиническая психология. . .

Слово и речь являются важнейшими содержательными компонентами психики человека.

Речь влияет на протекание психических процессов (под влиянием словесных раздражителей снижаются пороги ощущения и восприятия, облегчается выделение фигуры из фона, образ представления вызывается словом).

Но особенно тесно речь связана с мышлением, так как мысль существует в слове и выражается словом. Язык выступает как материальная оболочка мысли.

Язык — это строго нормализованная система средств общения. Речь — применение языка в процессе общения для передачи мыслей, воли, чувств. Вместе с тем речь — это особая и наиболее совершенная система средств общения, свойственная только человеку.

В отличие от звуковой сигнализации животных, содержанием языка является не выражение внутреннего состояния, а обозначение, сигнализация объективных вещей, предметов, явлений. Поэтому важнейшей функцией речи является сигнификативная, обозначающая.

Слово обозначает при этом не столько единичный предмет, сколько категорию, общие связи предметов. Поэтому речь выполняет функцию обобщения. И, наконец, речь выполняет функцию общения.

Коммуникативная функция речи позволяет устанавливать контакт между людьми. В коммуникативной функции речи можно выделить 3 аспекта:

1) информационный (речь выступает как способ передачи информации от одного человека к другому и от поколения к поколению);

2) выразительный (средство передачи чувств, отношений, при этом большое значение имеют интонация, экспрессивные, паралингвистические составляющие — жесты, мимика, пантомимика);

3) речь как побуждение к действию, волеизъявление.

Коммуникативная функция имеет огромное значение, организуя взаимодействие людей. Всем известны стихи Щипачева: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно людей за собой повести…».

Сказанное врачом или другим медицинским работником слово может резко изменить эмоциональное состояние пациента, его отношение к болезни, помочь мобилизовать силы, но может вызвать и так называемые «ятрогенные», внушенные болезни.

У человека различают развитие сенсорной речи (то есть понимание речи) и развитие экспрессивной речи (то есть способность говорить). Способность понимать речь появляется у ребенка уже во втором полугодии жизни, способность говорить — позже, как правило, в конце первого — начале второго года.

Речь может быть внешней и внутренней. Внешняя речь в свою очередь делится на письменную и устную. Устная речь по своему психологическому составу является слуходвигательной.

В восприятии и понимании речи решающее значение имеет фонематический слух, базирующийся на звуковысотной различительной чувствительности слухового анализатора, что позволяет дифференцировать близкие по звучанию гласные (о-ё, а-я; у-ю) и согласные (б-п; д-т, г-к; з-с; л-р).

Дети при несформированности слухоречевой дифференцировки и больные при ее нарушениях становятся нечувствительными к различению этих близких звуков, что затрудняет восприятие и понимание речи.

Устная речь характеризуется некоторыми отличительными признаками, важнейшими из которых являются ситуационность (она зависит от конкретных обстоятельств, условий, в которых происходит общение); обращенность — направленность к определенному лицу, собеседнику; эта речь поддерживаемая, ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих.

Если сравнить непосредственную ситуацию диалогового общения и магнитофонную запись этого общения, то мы увидим, насколько обедняется общение без эмоционально-экспрессивного контакта, из речи уходит контекст, зачастую суть разговора теряется. Монологическая речь — длительное последовательное связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом.

Монологическая речь — связная, контекстная, подчиняется требованиям, которые предъявляются к логической мысли: она должна быть последовательной, доказательной, не терпит неправильного построения фраз, предъявляет требования к темпу и звучанию. Примерами монологической речи являются устный рассказ, лекция, доклад, речь.

Письменная речь появилась позже устной и прошла сложный путь развития от идеографической формы к современному алфабетическому письму. Письменная речь по своим механизмам — зрительно-слухомоторная. Никаких внеречевых средств воздействия, которые есть в устной речи, в письменной речи нет. Это требует от нее развернутости, связности, логической стройности. Письменная речь требует большей ответственности, так как она сохраняется в роли документа.

Речь выступает не только в форме устного выражения, письма и чтения, но и в своеобразной форме внутренней речи. Основным признаком внутренней речи является ее непроизносимость, она беззвучна. Часто мы говорим сами с собой «про себя» и «для себя», беззвучно обсуждаем сложившееся положение, намерение или мысль.

Читайте также:  Гиппенрейтер, юлия борисовна - психология

Этот «внутренний голос» становится особенно заметным, когда человек находится в ситуации логического затруднения или нравственного противоречия.

Соколов убедительно показал, что как только человек сталкивается с решением мыслительной задачи, резко возрастает электрическая активность речедвигательных мышц, что подтверждает факт наличия внутренней речи, проговаривания «про себя».

Таким образом, внутренняя речь связана, с одной стороны, с формированием мысли, с другой стороны — с нравственным самосознанием личности, ее совестью, установками и потребностями. В форме внутренней речи протекает мышление, возникают намерения, планы.

Источник: http://bookap.info/genpsy/clinpsy/gl5.shtm

Речь и язык

Речь и язык

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности.

Понятия речи, языка и слова

Язык – это система условных знаков, выработанная обществом в процессе исторического развития. Чаще всего под языком понимают систему вербальных (словесных) знаков, однако существует и, например, язык жестов, где условными знаками являются невербальные единицы.

Речь – это процесс применения языка данным конкретным субъектом, речь – это язык в действии.

Единицей речи и языка является условный знак, которым в наиболее распространенном виде речи – вербальной речи – является слово.

Слово в составе языка обладает значением, слово в составе речи – личностным смыслом.

В соотношении объективного значения слова как единицы языка и субъективного смысла слова как единицы речи отражается соотношение языка и речи: язык объективен, существует независимо от каждого отдельно взятого человека, а речь субъективна и связана непосредственно с особенностями данного субъекта.

Функции языка

  1. Средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта. Язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений.

    Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.

  2. Средство общения (коммуникации); язык позволяет оказывать воздействие на собеседника – прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).
  3. Орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.

Функции речи

  1. Коммуникативная функция речи – речь является средством общения людей.

    Данная функция выступает в нескольких аспектах:

    • Информационный аспект (функция сообщения) – передача информации в процессе общения;
    • Выразительный аспект (экспрессивная функция) – передача чувств и отношений говорящего к предмету сообщения;
    • Волеизъявительный аспект (функция воздействия) – оказание одним человеком влияния на мысли, эмоции, поведение другого.
  2. Сигнификативная функция речи – относится к внутренней психической деятельности и заключается в способности давать названия, присваивать условные знаки предметам и явлениям.

Две основные функции речи — коммуникативная и сигнификативная, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания, формируются одна через другую и функционируют одна в другой.

Виды речи

Основными видами речи являются внешняя и внутренняя речь. Внешняя речь обращена к собеседнику или слушателям, а внутренняя речь является речью человека для самого себя и сопровождает функционирование когнитивных психических процессов.

Согласно другой классификации, различают звуковую речь и речь жестов, или кинетическую речь. Условными знаками языка звуковой речи являются звуки, условными знаками речи жестов – движения тела человека или отдельных его частей. Кинетическая речь сохранилась у человека с древних времен.

Выделяют так же монологическую и диалогическую речь. Монологическая речь – это чаще всего последовательное и связное изложение системы мыслей, знаний одним человеком.

К формам монолога относятся объяснение, описание, рассказ, выступление, доклад, лекция. Диалогическая речь представляет собой обмен репликами между двумя общающимися сто­ронами.

Она используется для обмена мнениями, согласования совместных дей­ствий.

Кроме того, речь классифицируют на устную и письменную.

В большинстве современных языков и пись­менная, и устная речь является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов устной речи.

Устная речь применяется в непосредственном общении людей и, как правило, служит целям текущей ситуации. Письменная речь изображается графически, с помощью письменных знаков, и позволяет длительно сохранять содержание речи в первоначальном виде.

И, наконец, различают активную (экспрессивную) и пассивную (импрессивную) формы речи человека. Активная (экспрессивная) форма речи – это речь говорящего, передающего информацию человека, пассивная речь – это речевая деятельность слушающего человека, принимающего информацию.

Свойства речи

  • Информативность речи — зависит, прежде всего, от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.
  • Понятность речи — зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой.
  • Выразительность речи — предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/rech-i-yazyk/

Язык и речь, Понятие о языке и его функции — Общая психология Библиотека русских учебников

Ключевые понятия темы:

язык, знак, знаковая система, семантика, словарный состав, грамматический строй, сигнификативних функция языка, функция выражения содержания предмета информации, речь, внешнее вещание, диалогической речи ния, монологическая речь, письменная речь, устная речь, внутренняя речь, полное вещание, пустое речи

Понятие о языке и его функции

Наиболее общими и необходимыми условиями продуктивной психической деятельности личности является язык и речь, общение и внимание

С одной стороны, они пронизывают все психическую жизнь человека и обеспечивают возможность активного удовлетворения ее познавательных и общественных потребностей, а с другой — являются средствами реализации внутреннего мира и м возможностей личности.

Язык — чисто человеческий способ общения в духовном и практической жизни человека и представляет собой систему знаков для передачи, приема и использования информации

Язык возник в процессе становления самого человека как общественного существа, в процессе совместной трудовой деятельности людей

Предпосылками возникновения языка были способности издавать звуки и осуществлять движения, которые выступали способом общения, средством удовлетворения потребности обмениваться мнениями, узнавать свойства предметов и объявления.

Язык — общественное явление, важнейшее средство устройства человеческих отношений. С ее помощью люди способны объясниться, осуществляют обмен мнениями, приобретают знания, передают их потомкам, могут орган низуваты совместной деятельности во всех сферах человеческой практики.

Комплексы звуков речи, обозначавшие определенные объекты, приобретали определенного значения, становились общим для людей средством обмена мнениями

Язык является системой знаков социального происхождения, образовалась и сформировалась на протяжении исторического развития деятельности человека

Слово как единица языка имеет два аспекта — внешний, звуковой (фонетический) и внутренний, содержательный (семантический). Оба они являются продуктом длительного общественно-исторического развития

Единство этих двух аспектов (но не тождество) образует слово. Внешняя фонетическая форма слова — это условный знак предмета или явления, не передает прямо и непосредственно его свойств

Слово совмещает функции знака и значения. Последнее исторически развивалось, сужался, обобщалось, предоставлялось новым объектам. Вследствие этого возникла многозначность слов, также являющийся продуктом историко ичного развития языковви.

Главные составляющие языковой системы — его словарный состав и грамматический строй

Словарный состав — это совокупность слов каждой отдельной языка. Его специфика характеризует уровень развития речи: чем богаче и разнообразнее словарь, тем богаче и разнообразнее язык

Практическое применение языка включает активный словарь, т.е. слова, которыми человек пользуется для выражения своих мыслей, общаясь с другими людьми, и пассивный — слова, которые она понимает, когда слышит или читает, но редко предприняло.

Объем и характер активного и пассивного словарей человека зависят от его образования, профессии, степени овладения речью, характера и содержания деятельности

Словарный состав сам по себе еще не составляет языка. Для того чтобы с помощью слов человек мог обмениваться мнениями, нужна грамматика, которая определяет правила изменения слов, сочетание их в предложения. Это забей езпечуе грамматический строй языковви.

Слова, что есть в предложении, необходимо не только понимать, но и соответственно согласовать, чтобы точно передать содержание мысли

Грамматика языка формирует правила изменения слов (морфология) и правила сочетания их в предложения (синтаксис) и этим дает возможность выражать понятия и суждения, составлять представление о предметах и ??явлениях, их различные ных признаки и отношения.

Слово как единица языка является носителем информации, оно всегда соотносится с обозначаемого им определенными объектами и явлениями действительности. Фиксация в слове объективной действительности и общественно-исторического опыта в в различных формах их проявления определяет сигнификативних (означувальну) функцию каки.

Грамматический строй речи — функция, обусловленная потребностями общения и развитием выражения содержания предмета в форме информационных структур. Она — возможность формулировать мысли и передавать содержание сообщений. Эння.

Описанные ранее главные элементы и функции языка становятся средством общения, средством обмена мнениями при условии, когда происходит речи между людьми

Язык и речь — понятия не тождественные

Речь — это акт употребления человеком языка для общения

зависимости от возраста, характера деятельности, среды обитания человека и его речь приобретает определенных особенностей, несмотря на то, что люди говорят на одном языке

Так, у одного человека речи образное, яркое, выразительное, убедительное, а во второй — наоборот: ограниченное, бедное, сухое, малопонятное. Это уже свидетельствует о различиях во владении языком

Каждому человеку присущи свой индивидуальный стиль речи, различия в артикуляции звуков, интонации, логической выразительности. Итак, каждый человек говорит по-своему, хотя и пользуется общем вс сих мовою.

Речь не существует и не может существовать вне любом языке. С другой стороны, сам язык остается живой только при условии, когда активно используется людьми. Язык развивается и совершенствуется при м речевого общения. Речь и является формой актуального существования каждого языковови.

Вещание толкуется и как речевая деятельность, поскольку с его помощью можно, например, обеспечить общение, решать мнемонические или умственные задачи. В таких случаях речь может приобретать формы речевого акта, является составным элементом другой целенаправленной деятельности, например трудовой или учебної.

Язык — это средство или орудие общения между людьми

Источник: https://uchebnikionline.com/psihologia/zagalna_psihologiya_-_maksimenko_sd_/mova_movlennya-1.htm

Язык жестов: психология

Язык жестов: психология

Язык жестов: психология реакций человеческого тела и мимики на определенные ситуации, чувства и эмоции.

В Россию в массы язык жестов пришел в 90-х годах прошлого столетия, благодаря одноименной книге Алана Пиза «Язык жестов».

Актуальность эта тема на сегодняшний день не только не потеряла, но и возросла, тем более, что все больше информации появляется, как в печатных изданиях, так и по телевизору.

С чего все начиналось?

Когда-то давно наш соотечественник и по совместительству путешественник и учёный Николай Николаевич Миклухо-Маклай высадился с палубы корвета «Витязь» на незнакомый берег. Это была Новая Гвинея, и жили там папуасы. С помощью матросов Маклай построил на берегу жильё. И вдруг увидел, как один из папуасов, размахивая руками, пытается ему что-то сказать.

Читайте также:  Тренерская компетенция - психология

Не знал наш первооткрыватель языка папуасов. Но понял, что тот хотел ему сказать.

Туй, так звали папуаса, не просто махал руками, он показывал, что скоро придут туземцы, разрушат только что построенную хижину и убьют всех копьями.

Миклухо-Маклай и папуас поняли друг друга, потому что говорили на особом языке. Универсальный язык, понятный всем, — это и есть язык жестов и мимики, или иначе язык жестов: психология общения.

Язык жестов: психология общения

Люди общаются между собой не только при помощи слов. Часто понять истинные намерения собеседника помогают так называемые невербальные средства. Психологи установили: поза, жесты и мимика дают около 80 % информации о человеке. Да и слушатель больше верит именно тому, что видит своими глазами. Хотите лучше узнать своего собеседника – учите язык жестов.

Чтобы расположить к себе партнёра по бизнесу или просто собеседника, надо запомнить: жесты должны быть примерно на уровне груди. Представьте себя танцующим русский народный танец.

Представили? А теперь руки от себя и к себе. На уровне груди. Причём ладони должны быть немного видны. Открытость груди и ладоней идёт по традиции от наших предков.

Это обозначало следующее: «я не держу камень за пазухой», «я открыт для общения».

Если человек заинтересован в том, что вы говорите, то понять это можно по тому, как он сидит. Корпус немного наклонён вперёд, взгляд прямой, руки-ноги не перекрещены. Головой собеседник может слегка кивать, как бы поддерживая ту мысль, которую он слышит. Это поза заинтересованного слушателя.

Жесты дополняют и сопровождают нашу речь, то есть помогают нам общаться. Но чтобы жесты стали действительно нашими помощниками, нужно научиться пользоваться ими.

Вспомните Чарли Чаплина — Легенду немого кино. И Лайму Вайкуле, спевшую о нём. Как там, в песне: «не промолвив даже слова, ты всё сказал»! Неподражаемый Чаплин, не сказав ни единого слова с экрана, обворожил своим взглядом весь мир. Это и есть — великое искусство жестов и мимики!

Мимика как коммуникация

Многие психологи утверждают, что мимика – это естественное и спонтанное проявление текущего эмоционального состояния. Конечно, здесь не идет речь о том, что человек может скрыть или изменить свою эмоциональную реальную реакцию на происходящее, но в общем и целом, когда человек счастлив – он смеется, а когда ему грустно – он плачет.

Однако существует и альтернативная точка зрения на сей счет. Вспомнить хотя бы то, что Ч.Дарвин выдвинул гипотезу о связи между выражением лица человека и экспрессивным проявлениями приматов.

Аналогичным образом, некоторые исследователи утверждают, что человеческая мимика – это прежде всего коммуникация. Это не столько раскрытие внутреннего состояния, сколько сообщение о том, что человек намеревается сделать или хочет, чтобы сделали окружающие.

Точно так же он как оскал обезьян свидетельствует о том, что они принимают подчиненную позицию, обиженное выражение лица человека.

По мнению сторонников данного подхода, это говорит о том, что человек хочет, чтобы его обняли или пожалели; злое выражение лица — о том, что человек хочет, чтобы окружающие принимали его всерьез, подчинялись, оставили в покое и так далее.

Язык жестов: психология и эксперименты

Сторонники коммуникативного подхода обычно предлагают несколько направлений доказательства. Во-первых, говорят они, наверно, что выражение лица – неизбежный и естественный результат того, что некто испытывает некоторую определённую эмоцию. В частности, это замечание проиллюстрировано изучением реакции золотых медалистов на Олимпийских играх 1992 года.

За медалистами велось наблюдение, пока они стояли на пьедестале почета, пока они получали свои заслуженные награды, пока они с упованием выслушивали гимн своей страны и наблюдали поднятие своего национального флага.

Практически все золотые медалисты описывали это состояние в как чрезвычайно счастливый момент. Но при этом, почему-то, они очень редко улыбались, когда им вручали медали, когда поднимали флаг и исполняли гимн страны.

Только после того, как заканчивалась церемония награждения и почета, на их лицах появлялась постепенно улыбка.

Эти данные вполне согласуются с тем фактом, что человеческая мимика гораздо более выразительна, когда человек находится в обществе других людей, и особенно, когда между людьми существует контакт.

Поэтому очень важно помнить о том, что мимика – это не просто реакция организма на раздражители, но явный коммуникационный процесс, который затрагивает группу людей одновременно.

Язык жестов: психология лжи читайте в этой статье >>>>>

Источник: https://psyezo.ru/yazyk-zhestov-psyhologiya/

Язык и речь. Функции языка и речи

Язык и речь. Функции языка и речи

Одно из основных понятий лингвистики «язык и речь» (Langue-досрочное освобождение), эти понятия были введены Ф. де Соссюра ещё в начале прошлого столетия и сегодня мы не можем представить нашу жизнь без разнообразия их словоформ.

В соответствии с ними, язык представляет собой систему элементарных и сложных знаков-фонем, морфем, слов, словосочетаний, высказываний и комбинации высказываний, он, как такая система, существует в человеческом разуме в виде нескольких форм, которыми мы наслаждаемся, произнося наши любимые фразы.

Наука, которая изучает естественный человеческий язык, называется языкознание. В ней существует два понятия, язык и речь, которые хоть и являются тесно связанными между собой, но их нужно научиться различать и это совсем не сложно.

Если язык — это средство и орудие общения, определенная система знаков, правил и средств говорения, который объединяет представителей определённого сообщества и является постоянным явлением для определённого времени, то речь – понятие переменное и зависит от состояния того, кто произносит слова, от его уровня воспитания, образования и тд. Это процесс общения и речь имеет черты индивидуальности того человека, который является её носителем. Можно даже сказать, что это составляющие одного и того же, достаточно сложного, явления. Их можно даже сравнить с ручкой и текстом, которые имеют разные смысловые нагрузки.

Понятие языка

Американский логик и философ Чарльз Пирс, определил знак, как нечто такое, узнавая которое мы накапливаем систему знаний, и происходит это уже много веков в разных социальных средах. Наука о знаках – семионика подходит к их делению очень серьёзно и выделяет среди их общего числа иконические знаки, индексы, а также символы.

Наибольший вклад в изучение языка, как системы знаков внёс швейцарский лингвист начала прошлого века Фердинанд де Соссюр. Положения его теории и сегодня изучаются лингвистами всего мира.

Он сравнивал язык с другими знаковыми системами, такими, как военные сигналы в военно-морском флоте, азбукой для глухонемых людей или формами учтивости, просто он считается на порядок выше.

Учёные по-разному подходили к изучению и по-разному определяли понятие знака, например, немецкий логик Готлоб Фреге, ввел различение между денотатом выражения и его глубоким смыслом, соглашаясь с определением которое дал знаку Соссюр.

Кроме этих двух учёных проблемами языка занимались также: семиотик Чарльз Моррис, который был последователем Чарльза Пирса, английские лингвисты Чарльз Огден, Айвор Ричардс, которые в 1923 году в книге «Значение значения» представили наглядно знаковое отношение в виде, так называемого, семантического треугольника или треугольника референции.

Функции языка определяются их значением для общественной жизни. Язык выполняет следующие функции:

  1. Коммуникативная функция
  2. Мыслеформирующая функция
  3. Когнитивная (гносеологическая) функция

Речи также уделялось и уделяется много внимания отечественными и зарубежными лингвистами. Функции речи исследовал русский и американский лингвист начала прошлого века Роман Осипович Якобсон. Он также определял и понятие речи.
Он выделил следующие функции речи:

  1. Коммуникативная (референтивная) функция
  2. Экспрессивная (эмотивная) функция
  3. Поэтическая (эстетическая) функция
  4. Апеллятивная (директивная) функция
  5. Фатическая функция (контактоустанавливающая)
  6. Метаязыковая функция

Важными средства передачи эмоционального состояния человека является — интонация и жесты, которые во многом вносят разнообразие в нашу речь.

В своей практике учения основные положения языкознания использовал К.С. Станиславский, который, обучая актёров, использовал всевозможные речевые приёмы и различные упражнения с использованием интонации, голоса и тд..

Например, великий русский режиссёр использовал упражнение, по которому его студентам нужно было передать 40 сообщений в разной форме, но произнося одну лишь только фразу, например, «Пожар, господа, пожар!». После произношения этой фразы слушатели должны были определить, о какой ситуации идёт речь.

Одну и ту же фразу, как в том анекдоте, когда ребёнок в разной форме просил денег у отца „Папа, вышли денег», можно произносить по-разному с грустью, вопросом, восклицанием и тд.

Иногда человеку может проговариваться форма слова, и он её произносит по нескольку раз. Например, в романе «Война и мир» Долохов с удовольствием произносил слово «наповал» об убитом солдате не потому, что он имеет садистские наклонности, а потому, что ему очень нравилось это слово, его форма и звучание.

Высказывания, реплики, споры – мы не можем без них представить сегодня нашу жизнь. Она будет казаться скучной и однообразной. Именно речь и знаки вносят яркие краски в нашу жизнь.

Источник: http://www.edu-psycho.ru/yazyk-i-rech-ponyatie-yazyka.html

Речь в психологии

Речь в психологии

Речь является одним из важнейших достижений человечества. Именно этот «инструмент» позволяет нам не только общаться, но и использовать опыт предыдущих поколений. В психологии речь тоже имеет огромное значение, она напрямую связана с уровнем развития рассматриваемой личности.

Многие наверняка наблюдали за маленьким ребенком, когда он занят своими игрушками. Малыш, играя, разговаривает сам с собой. И ему совсем не важно, что его собеседником является он сам. Такое понятие речи в психологии называется внутренней, так как впоследствии, когда ребенок вырастет, он будет опять же вести диалог с самим собой, только его уже не будет слышно окружающим.

Речь – это не только физическое действие (произношение звуков и слов), но и мыслительная деятельность. Выражая свои размышления словами, вы передаете собеседнику свои мысли. Язык и речь в психологии – два тесно связанных понятия.

В психолингвистике и психологии речь выполняет следующие функции:

  1. Средство существования, так как именно с помощью речи передается и усваивается информация. К примеру, с помощью объявления, наклеенного на стену, вы узнаете, что впереди стоящий дом лучше обойти, так как там производятся ремонтные работы. Это яркий вариант письменного языка и речи в психологии.
  2. Средство общения. Важнейшее свойство речи в психологии. Существует древняя библейская легенда о вавилонской башне. Когда-то, на заре всего человечества люди говорили на одном языке, однажды они решили построить такую высокую башню, которая достала бы до Бога. И это им удавалось – работа была слаженной. С каждым днем башня поднималась все выше и выше. Богу это не понравилось, и он наказал людей-строителей, сделав так, что все они заговорили на разных языках и перестали понимать друг друга. Грандиозная стройка остановилась, так как люди не могли обмениваться информацией.
  3. Средство интеллектуальной деятельности. Речь в психологии играет решающую роль в процессах памяти, восприятия, воображения и мышления.

Проблема речи в психологии заключается иногда не в том, что люди говорят на разных языках, а в том, что они, произнося те же слова, могут вкладывать совершенно разный смысл, из-за чего и происходит путаница. Иногда, чтобы понять собеседника, приходится вставать на его место, пытаться примерить к себе его чувства и эмоции.

Читайте также:  Тарасов, владимир константинович - психология

Именно поэтому чаще всего и происходят ссоры между двумя любящими людьми – что-то недосказывается, что-то, в порыве ссоры, наоборот выставляется на всеобщее обозрение. Иногда несколько слов, сказанных сгоряча, могут стать причиной разрыва. Поэтому к такому понятию, как речь следует относиться очень внимательно, помните, что не зря говорят, что слово не воробей, вылетит –не поймаешь.

Кроме всего прочего, речь с точки зрения психологии – способ воздействия на собеседника. К примеру, можно уговорить преподавателя не ставить плохую оценку, если вы обладаете талантом убеждения.

Или же, наверное, не раз так бывало, что вы помогаете какому-то незнакомому вам человеку только потому, что это была его просьба, выраженная вежливо и так настойчиво, что вы не сумели отказать.

Именно поэтому теории речи в психологии уделено так много внимания.

Психологи, занимаясь с людьми, пытаются найти такие слова, которые убедят оппонентов в том, что их страхи беспочвенны или же не стоят такого внимания. Речь в данном случае будет играть роль своеобразного «лекарства», так как только таким способом и можно будет переубедить тех, которым мешают жить их же комплексы.

Как правильно общаться с людьми?Умеете ли вы правильно общаться с людьми? И проблем с коммуникабельность у вас нет? Ну тогда вы счастливый человек, который справится с любой ситуацией и всегда найдёт тех, кто с радостью окажет ему свою помощь. Не можете похвастаться вышеперечисленными навыками? Ничего страшного, ведь учиться никогда не поздно.
Как понять, что человек врет?

Вы наверняка не раз задавались вопросом: «Как понять, честен ли с тобой собеседник или он выдаёт желаемое за действительное?». И хотя ловких врунов на сегодняшний день действительно развелось немало, существует несколько признаков, которые помогут вам распознать обман.

Пожалуй, стать идеальной женой мечтает каждая женщина. Но ведь это очень непростая задача — во всем угождать мужу, при этом не превращаясь в унылую домохозяйку. Непростая, но решить ее можно — прислушайтесь к нашим советам.В современном мире нам очень часто приходится разговаривать по телефону, поэтому без знания правил телефонного этикета не построить ни карьеру, ни найти новых друзей или партнеров по бизнесу.

Источник: http://kak-bog.ru/rech-v-psihologii

Язык и психология — Записки лингвиста

Язык и психология — Записки лингвиста

Интересно тут Николай Патрушев высказался:

Уберём отсюда информационный мусор:

И вот что получается. Секретарь Совета безопасности осознаёт роль российских реалий в подпитке «экстремистских течений», но говорит о иностранных спецслужбах и оппозиции. Тем самым исключается право молодежи быть недовольной российскими реалиями без посредников.

Порой краем уха слышишь прекрасное. Не зная начала и продолжения ты дорисовываешь себе остальное (мальчик в метро восхищенно рассматривает туннель и говорит дедушке: «Ого! Там — пеще-е-ера…»), а иногда даже дорисовать не можешь (девушка — молодому человеку: «Чтобы девушка была влюблена, нужно две вещи…»).

Ещё одно слово — и волшебство момента растаяло бы.

Аню ели волки:

Владислав:

Летом варит Света плов:

Садовод:

Кайфую:

Я не люблю фразу «Казнить нельзя помиловать». Есть много других способов показать роль пунктуации. Вот, к примеру, рассказ Бориса Соловейчика, героя романа «Дети Арбата» о причине ссылки:

На Лайфхакере вышла статья с очень странным названием — «Как выучить программирование с нуля». Со странным, потому что программирование нельзя выучить. Это не стихотворение, не формула по физике, не таблица умножения. Программирование — навык, который можно приобрести через практику, которому можно научиться (опять же благодаря практике).

Можно выучить (а лучше: освоить, впитать в себя) принципы, подходы к программированию, а само программирование выучить нельзя. Нельзя же выучить альпинизм, танцы или пение — эти и многие другие виды действий осваиваются, им учатся.

Можно выучить алгоритм решения конкретной задачи, но готовый алгоритм — не программирование.

Можно выучить предмет в школе или вузе — только в этом отношении фраза «выучить программирование» корректна: здесь имеется в виду ‘подготовиться к занятию или экзамену‘.

То, что имеет явные границы, выучить можно. Как правило, это то, что изучается в детских садах и младших классах школы, а также в самом начале освоения какой-то новой области. Дни недели, алфавит, падежи, таблица умножения, времена в английском языке, устройство двигателя внутреннего сгорания — все это можно выучить.

То, что явных границ не имеет, можно освоить, научиться (но не выучить!): игра на гитаре, танцы, английский язык, программирование, физика, вождение автомобиля, прогаммирование и т.п.

Из-за ожидания границ там, где их нет, слово «выучить» часто крайне неудачно используется. Вопросы «как выучить английский язык» и » как выучить физику» предполагают ожидание быстрого результата, близкое разочарование от отсутствия результатов и сильное удивление от отсутствия границ.

Иосиф Кобзон о Софии Ротару:

В контексте, конечно, сказанное о Ротару, звучит как комплимент. Кобзон отмечает, что когда артист записывает песню, он находится в определенном физическом и моральном состоянии, и повторить это состояние невозможно. И Ротару — редкое здесь исключение.

Однако вне контекста высказывание Кобзона шедеврально. Он не только отметил талант Софии Ротару, но и охарактеризовал тексты её песен как простые (если не сказать примитивные).

Слово не только фиксирует объекты и явления реального мира, но и ставит границы между ними. Пока нет слова — нет ничего. Ничто ничему не противопоставляется, нет границ. Но едва прозвучало слово, как свет отделился от тьмы, а небо — от воды. И так с любым словом.

И когда создатели мюзикла «Письма к Богу.

Оскар и Розовая дама» фокусируют внимание на «уникальном формате, где на сцене одновременно выступят артисты с глухотой и звезды музыкальной сцены», то тем самым сводят на нет заявленную «остросоциальную миссию», так как противопоставляют глухих актёров актёрам вообще.

Трудно представить себе афишу, в которой будет фокусироваться внимание на наличие в спектакле, скажем, актёров-женщин или актёров-пенсионеров. Формулировка «уникальный формат, где на сцене одновременно выступят артисты-удмурты и звезды музыкальной сцены» очевидно дика, но также дика и формулировка в рекламе мюзикла.

Смысл не в «привлечении внимания общества к миру глухих людей» (чувствуете очередное противопоставление: вот есть общество, а есть мир глухих?), а в создании условий, в которых каждый чувствует себя человеком.

Гуляем с Аленой, разговариваем. Среди прочего дочь рассказывает как поймать кошку: «Берёшь мешок, режешь мышку на салат…»

Позже видит плакат с рекламой мультфильма про Спанч Боба. Алёна: «О! смотри! Мультфильм про сыр».

*Там, конечно, был билборд, но я пока такой в сети не нашел, поэтому постер.

В метро увидел вчера рекламу «Невских берегов»:

Это ж какая нищета, если покупка шапки воспринимается как праздник!

Эти ребята, похоже, не знают про тестирование на фокус-группах. Как итог — крайне неудачное название.

Источник: http://khvorostin.com/category/language/language-and-psychology/

Английский язык и его психологические составные в процессе онлайн обучения

  • 24 янв.

    Наверняка каждый изучающий английский язык хотя бы раз в неделю задается вопросом: «Почему же так трудно он дается?» Посудите сами: когда ребенок делает уроки по математике, физике, истории или биологии, то мы говорим, что ему нужно «выучить» уроки. В деле же с домашкой по иностранным языкам, мы скорее говорим своему ребенку «учи английский!» Сами того не замечая, мы подразумеваем, что нереально выучить язык до конца. Почему так?

    Любая деятельность, в том числе и речевая в психологическом плане устроена одинаково.

    Тогда почему говорить по-английски нам труднее, чем на родном языке? Во-первых, чтобы построить высказывание, носители разных языков должны проделать целый ряд операций: анализ ситуации, целей, условий речевого общения и т.д.

    К примеру, японец должен учитывать гораздо больше информации о возрасте, социальном статусе и других характеристиках собеседника благодаря своему менталитету.

    Во-вторых, языки отличаются теми речевыми операциями, которые должен проделать говорящий, чтобы построить высказывание с одним и тем же содержанием и одной и той же направленностью. Овладеть этими операциями только путем подражания (методом проб и ошибок) или только осознанного их осуществления невозможно: мы сами того не замечаем, как на практике используем оба способа.  

    И вот тут мы подходим к главному вопросу: а есть какой-то доминирующий или более эффективный способ?

    Именно последнему сегодня отдается предпочтение в системе образования. Ключевым понятием этого подхода является речевой навык. Сформировать его – значит, обеспечить, чтобы учащийся правильно построил и реализовал высказывание.

    Но для полноценного общения нужно, чтобы мы, во-первых, умели использовать речевые навыки для того, чтобы самостоятельно выражать свои мысли, намерения, переживания; в противном случае речевая деятельность оказывается сформированной только частично.

    Нужно также, чтобы мы могли произвольно или осознанно выбирать сочетание речевых операций в зависимости от того, для какой цели, в какой ситуации, с каким собеседником происходит общение.

    Таким образом, в самом общем плане переход от речи на родном к речи на иностранном языке – это переход от программы к ее реализации. Эта смена, конечно же, не может произойти сразу раз и навсегда: человек сразу не может заговорить на новом языке.

    Он должен пройти через ступень опосредованного владения иностранным языком; опосредующим звеном здесь выступает «родная» система правил, то есть наша русская речь.

    Некоторые отчаявшиеся люди стопорятся именно на этой стадии, и тогда мы о них говорим, что они разговаривают на русско-английском языке, то есть отдельные слова родного языка переводят на иностранный без применения правил грамматики.

    То звено, до которого они не доходят, — установление прямой связи между программой и системой правил иностранного языка, что соответствует относительно полному владению. По выражению знаменитого психолога Б.В. Беляева, именно тогда человек начинает мыслить на иностранном языке. Разве не об этом нам постоянно твердят наши преподаватели? Что мы не овладеем иностранным языком, пока не научимся на нем думать?

    Хотим мы того или нет, но психологическая модель порождения высказывания включает аналогию между родным и иностранным языком. Неправильно было бы говорить о том, что иностранный язык нужно изучать на иностранном языке. Да, результат, несомненно, будет.

    Однако он останется на уровне стандартных и простых выражений из серии «здравствуйте», «как дела?», «меня зовут Анна», «мне нравится ваш дом», «у меня в семье пять человек» и т.д. Как правило, мало кто довольствуется таким результатом – по крайней мере на протяжении долгого промежутка времени.

    Фундаментальное, вдумчивое и осознанное изучение иностранного языка требует долго не задерживаться на стадии аналогии. Закономерно за ней следует стадия стратегии, то есть осознания закономерностей иностранного языка.

    Так что мы вам желаем не задерживаться в родном языке и как можно скорее перейти на более продвинутый уровень!

    Добавлено: 24.01.13

  • Источник: https://www.learnathome.ru/blog/foreign-language-learning

    __________________________________________
    Ссылка на основную публикацию