Жадность ребенка — психология

Детская жадность: причины и способы борьбы с нею

Рано или поздно, но любой родитель, на самую простую, обычную просьбу поделиться чем-то слышит от ребенка: «Не дам!». Конечно, один случай не показательный, но наступает время, когда «моё» мы начинаем слышать довольно часто.

Естественно, у нас появляется вопрос: что это, жадность? А что делать? И вообще, откуда она могла взяться? Мы сразу начинаем рисовать себе мрачные перспективы, у нас появляется страх, что ребенок вырастет одиноким и т.д.

Но так ли все на самом деле? Да, во многих священных писаниях жадность является смертных грехом, но имеет ли он место у нашего ангелочка? На самом деле, особенно в раннем возрасте, детское «не дам» является лишь признаком формирования чувства собственности, т.е. развития и взросления нашего маленького человечка.

Если же детская жадность проявляется на протяжении длительного времени, если она касается разных ситуаций, то тут стоит задуматься и начинать нам (родителям) искать её причины, а также готовиться к «войне» с нею.

Причины детской жадности

Наиболее распространенной причиной детской жадности является депривация или, если говорить проще, хронический недостаток родительской любви. Проявляется она разным способом:

  • излишней опекой своих вещей;
  • желаем дольше находиться с бабушками, с нянями, в садике или школе и т.д.

Аналогичного стиля поведения ребенок может придерживаться и при острой ревности к брату / сестре.

Второй, но не менее часто встречающейся причиной формирования детской жадности является воспитание, т.е. погрешности в нем.

Согласитесь, каждому знакомы ситуации, когда вынести крики ребенка просто невозможно и мы даем ему то, что он хочет, лишь бы замолчал.

Наше сокровище хорошо усваивает такую тактику поведения и в последствии она формируется в определенную политику поведения со сверстниками, т.е. он старается отнять чужие игрушки / вещи, а к своим прикасаться запрещает.

Еще одной причиной детской жадности может стать поведение родителей, ведь ребенок рождается «чистым листом» и ему неизвестны нормы поведения, мораль и т.д. Он смотрит, ориентируется на нас и именно мы является эталоном для него.

Наше общение с ним формирует его будущий стиль общения с другими людьми. В первую очередь откажись от любой агрессии. Забирая, в сердцах, игрушку у своего сокровища и отдавая её другому ребенку, мы показываем ему, что «сильный властвует над слабым».

Мы не учим его делиться, не заставляем это сделать, а лишь уничтожаем его доверие к нам. Стыдить ребенка за такое поведение, как и запрещать вести себя определенным образом, тоже нельзя.

В первом случае он может почувствовать себя отвергнутым, а во втором случае будет создан «запретный плод», вызывающий еще больший интерес. Так что же делать, чтобы справиться с детской жадностью?

Способы борьбы с детской жадностью и её проявлениями

  1. Определите причины детской жадности, а также постарайтесь их устранить. Старайтесь больше внимания уделять своему сокровищу, проявлять любовь к нему, гордость за его успехи. Не устанавливайте правил «одна конфета в день, а подарки только по праздникам».

    Всегда давайте чуть больше, про запас, для друзей. Так вы избежите формирования ощущения «последний кусочек», что важно.

  2. Не используйте запреты. Они только загонят детскую жадность глубоко внутрь и научат ребенка скрывать её. Лучше акцентировать внимание на щедром поведении.

    Постарайтесь вызвать у сына / дочери радость от того, что он поделился и от этого стало все весело и приятно. К примеру, купите пачку мармелада и предложите её раздать на детской площадке. Конечно, про себя ваш малыш тоже не должен забыть.

  3. Следите за тем, что «не перегнуть палку» в процессе.

    Не стоит заставлять делить всем, даже последним. Новые игрушки лучше оставлять дома, чтобы не создать повод «для беспокойства». Если он сейчас играет конкретной игрушкой и другой ребенок тоже её просит, то научите его делиться ею после того, как он наиграется, а также ждать, пока поиграет другой малыш.

  4. Никогда не вешайте ярлыки! Лучше и намного эффективнее использовать политику «антиярлыков». Старайтесь найти повод, чтобы похвалить ребенка за то, какой он добрый, какой он щедрый и из него получится хороший друг.

Конечно, детскую жадность можно еще воспринимать, как проявление экономности, бережливого отношения к своим вещам. Это хорошие качества, но следите, чтобы они не стали пороками.

Больше материалов по воспитанию ребенка и психологии общения с ним вы можете найти в одноименных разделах нашего клуба родителей по ссылкам:

Источник: http://roditeli.club/vospitanie-rebenka/detskaya-zhadnost-prichiny-i-sposoby-borby-s-neyu/

Жадные дети – в чем причина, и как воспитывать ребенка-жадину

Причины детской жадности – что делать родителям, если ребенок жадный

Ответственность за воспитание малыша всегда лежит на родителях. Именно они воспитывают в маленьком человечке, как положительные стороны характера, так и прямо противоположные. Родитель – это, своего рода, художник – что нарисует, то и увидит мир. Поэтому и причины детской жадности следует искать, в первую очередь, в воспитательных методах папы и мамы.

Как растет детская жадность – проявления жадности у ребенка на разных этапах возраста

Нежелание делиться своими игрушками, вещами и даже едой замечают у своих малышей многие родители.

Нередко мамам приходится краснеть за своих крох в гостях или на детской площадке, когда маленькая жадина кричит сверстникам «Не дам!» и прячет за спину совочек или машинку.

Или прячет дома свои игрушки от брата (сестры), категорически не желая делиться вещами даже «ненадолго, просто поиграть». В чем причины?

  • 1,5-3 года. В этом возрасте понятие «свое/чужое» у малыша еще не сформировано. Потому что сейчас крохе принадлежит весь обозримый им мир.
  • К 2-м годам малыш уже осознанно произносит слово «мое!» и перестает говорить о себе, любимом, в 3-м лице. Это означает, что начался первый серьезный этап психологического развития ребенка. Сейчас он формирует представление о себе самом и начинает устанавливать границы, разделяющие «свое» и «чужое». Слово «мое» от ребенка – это обозначение его личного пространства, включающего все, что дорого крохе. Это естественный процесс формирования психики и появления понятия «чужое». Соответственно, и ругать малыша в этом возрасте за жадность не следует.
  • К 3-м годам малыш приобретает способность говорить «нет». При отсутствии такой способности малышу будет тяжело «балансировать» в более старшем возрасте. Неумение говорить «нет» ведет к потаканию капризов окружающих людей в ущерб себе, к одолженным деньгам, которые потом месяцы (а то и годы) просишь вернуть обратно, и к прочим последствиям. Научиться говорить «нет» — важно. Но также важно и научить ребенка четко отслеживать грани – где именно естественная реакция на действия окружающих переходит в жадность.
  • После 3 лет начинается новый этап социализации. На передний план выходит общение. Игрушки и личные вещи становятся инструментами, связующими это общение. К малышу приходит осознание, что делиться – это располагать к себе людей, а жадничать – значит, настраивать их против себя.
  • В возрасте 5-7 лет жадность – это внутренняя дисгармония малыша, свидетельствующая о внутренних проблемах. Родителям следует «копнуть глубже» и разобраться, прежде всего, в своих методах воспитания.

Основные причины жадности у детей: так почему ребенок – жадина?

Чтобы «вылечить» жадность, нужно понять – откуда она появилась. Специалисты выделяют несколько основных причин:

    • Ребенку не хватает родительской любви, внимания, тепла. Чаще всего маленький жадина растет в семьях, где проявлением любви является очередной подарок от слишком занятых родителей. Малыш, тоскуя по вниманию мамы с папой, воспринимает их подарки как особо ценные, и в этом случае жадность становится естественным (но неправильным!) следствием ситуации.
    • Ревность к братьям (сестричкам). Чаще всего – к младшим. Если брату (сестре) достается больше внимания и родительской ласки, то ребенок автоматически выражает свою обиду проявлениями жадности и агрессивности по отношению к брату (сестре).
  • Избыток внимания и родительской любви. Конечно, родительской любви много не бывает, но позволяя ребенку все (с пеленок), и удовлетворяя каждый его каприз, мама в итоге воспитывает маленького тирана. И даже если резко прекратить потакать его капризам – это не изменит ситуацию. Ребенок просто не поймет – почему раньше можно было все, а теперь – ничего?
  • Застенчивость, нерешительность. Единственные друзья скованного в общении малыша – это его игрушки. С ними ребенок чувствует себя в безопасности. Поэтому и делиться ими малыш, конечно, не хочет.
  • Излишняя бережливость. Это тот самый случай, когда малыш настолько переживает за сохранность и целостность дорогих ему игрушек, что никому не позволяет в них играть.

Что делать, как бороться с жадностью ребенка – практические советы для родителей

Как лечить детскую жадность? Что делать родителям? Специалисты делятся своими рекомендациями:

    • Маленький ребенок всегда замечает все новое, красивое и «блестящее» у своих сверстников и друзей. И, конечно, требует того же и для себя. Причем, чтобы обязательно совпали цвет, размер, вкус и пр. Не следует сразу лететь в магазин и удовлетворять каприз крохи: в 5 лет малыш потребует такой же, как у друга, велосипед, в 8 лет – такой же компьютер, в 18 – автомобиль. Эффект «снежного кома» обеспечен. Объясняйте ребенку с пеленок – что купить можно, а что нельзя, почему все желания не могут исполняться, почему вредна зависть и жадность. Учите своего малыша принимать мир таким, каков он есть, ценить чужой труд.
    • Мягко и спокойно объясняйте крохе – почему он испытывает такие чувства, почему жадность – это плохо, почему важно делиться. Учите его своевременно распознавать свои эмоции, разделять свой негатив от позитива и останавливаться, когда нехорошие чувства начинают возобладать над хорошими.
    • Закладка моральных ценностей длится до 4-5 лет. В 10 лет уже будет поздно бороться с тем тираном внутри ребенка, которого вы сами создали или не досмотрели.
    • Не корите и не ругайте маленького жадину – устраняйте причины, которые ведут к его жадности. Не идите на поводу у своего страха «ой, что народ-то подумает» — думайте о ребенке, ему придется жить с этой жадностью в социуме.
    • Не переборщите и сами четко отделяйте жадность ребенка от его нормального естественного желания – защитить свою территорию, отстоять свои права или свою индивидуальность.
    • Нельзя отнять у своего малыша игрушку и дать ее тому хнычущему карапузу из песочницы против воли своего ребенка. Ребенком это приравнивается к предательству. Нужно объяснить ребенку – почему важно делиться, и сделать так, чтобы малыш сам этого захотел.
    • Учите ребенка собственным примером: помогайте тем, кто нуждается в помощи, кормите брошенных животных в питомниках, делитесь со своим малышом всем – кусочком торта, мыслями, домашними заботами и отдыхом.
    • Не вешайте на кроху ярлык «жадина» и не перегибайте в демонстрации своего неприятия этого чувства. «Ты – жадина, я с тобой не дружу сегодня» — это неправильный подход и обычная родительская манипуляция ребенком. Малыш в такой ситуации готов на что угодно, лишь бы мама снова его полюбила. В итоге воспитательные цели не достигнуты (ребенок «перестает жадничать» от банального страха), а внутри малыша растет неуверенный в себе человечек.
    • Любому ребенку для понимания любой ситуации нужна мотивация. Будьте готовы всегда объяснить малышу, что такое хорошо и что такое плохо именно в такой «подаче», чтобы ваш ребенок заинтересовался, понял и сделал выводы.
    • Не стыдите ребенка при окружающих – «все будут думать, что ты – жадина, ай-яй-яй!». Это тоже неправильный подход. Так вы воспитаете человека, который будет зависеть от мнения посторонних людей. Зачем ребенку думать, что о нем подумают окружающие? Ребенок должен думать о том, чтобы перед самим собой оставаться честным, добрым и отзывчивым.
    • Заранее готовьте ребенка перед прогулкой или походом в гости, что «там будут детишки». Возьмите с собой игрушки, которыми ему не жалко поделиться.
    • Рассказывайте крохе о плюсах и минусах: о радостях обмена игрушками, о том, что с добрым нежадным человеком всегда все с удовольствием общаются, а с жадинами играть не любят, и пр. Приведите примеры из «личного опыта». Главное – не «тыкайте» малышу, говорите о гипотетическом «третьем лице», чтобы ребенок не подумал, будто вы его линчуете, но понял, что жадность – это плохо.
    • Если карапуз свои игрушки прячет за пазухой, а чужие берет с удовольствием, объясняйте, что такой «обмен» не является честным.
    • Подарите ребенку часы и научите разбираться во временных отрезках. Если кроха так сильно боится, что игрушку сломают или не вернут, то определите время, в течение которого «Маша поиграет машинкой и отдаст». Пусть ребенок сам решит – на 5 минут или на полчаса он меняется игрушками.
    • Хвалите ребенка за доброту. Пусть он запомнит, что мама радуется, когда он с кем-то делится игрушками, или когда помогает посторонним детям и взрослым.
    • Учите ребенка уважать и чужие желания (то есть чужие границы личного пространства). Если друг вашего малыша не хочет делиться игрушками – это его право, и это право нужно уважать.
    • Если малыш хочет выгулять свой любимый автомобиль на детской площадке и совершенно не планирует им с кем-либо делиться, то захватите с собой игрушки, о которых ваш ребенок волноваться не будет. Пусть он выберет их сам.

Помните, что жадность – нормальное явление для малышей. Со временем, если вы станете для крохи хорошим учителем, жадность пройдет сама. Наберитесь терпения. Подрастая, ребенок увидит и почувствует положительную отдачу от добрых поступков, а поддержка и одобрение мамы с папой еще больше укрепят в нем понимание, что он действует правильно.

Источник: http://www.colady.ru/prichiny-detskoj-zhadnosti-chto-delat-roditelyam-esli-rebenok-zhadnyj.html

Как бороться с детской жадностью

Жадность присуща практически всем детям в возрасте 2-5 лет, спустя некоторое время это проходит, но ведь никому из родителей не хочется, чтобы его чадо называли жадиной. Так что самое время принимать меры, чтобы потом нежелание делиться не стало психологической проблемой.

Жадность нельзя назвать чертой характера или следствием воспитания, психологи утверждают, что она свойственна всем детям, которые еще попросту не понимают, почему они должны отдать кому-то вкусности или любимую игрушку.

Нередко мамам и папам бывает стыдно за свое не самое щедрое чадо, но чтобы его перевоспитать нужно учитывать различные факторы: возраст, темперамент, характер ребенка.

Проблема в том, что дети, которые проявляют жадность, нередко остаются одни, с ними никто не хочет играть и дружить, а они не понимают, почему.

Родительские хитрости

Почему делиться приятно? – Это нужно растолковывать большинству детей, ведь рано или поздно каждый ребенок демонстрирует чувство собственности.

Это естественное явление, которое проходит, если не вызвано определенными причинами: скажем, ревностью к младшим или повышенной потребностью во внимании.

В первом случае, бороться нужно не с жадностью, а с проявлениями ревности, особенно, если дети – родственники.

Временами родители сами тормозят развитие щедрости у ребенка, безоглядно жертвуя своими интересами. Конечно, приятно отдать свою конфетку любимому чаду, притворившись, что вы не любите сладкое. Но проблема в том, что вам действительно ничего не жалко, а вот ребенок воспринимает это как должное и не понимает, что мама на самом деле тоже сладкоежка, просто нарочно отказывается в его пользу.

Показывать щедрость лучше собственным примером: все в семье делите поровну, не забывая оставить лакомство и папе, если он задерживается на работе или отнести бабушке, которая живет неподалеку.

Ребенок постепенно к этому привыкнет, и такая «дележка» станет вполне нормальным явлением для него. Если ваш карапуз самостоятельно отдаст причитающуюся долю пришедшему в гости дедушке, то можно считать, что эксперимент удается.

Если кроха угощает вас, обязательно благодарите его и возьмите подношение, обнимите малыша, чтобы он понял, что делиться – это тоже приятно.

Отношения с другими детьми. Бывает и так, что развитию жадности способствуют сами родители: «Ты почему не следишь за своими игрушками? – сейчас придет другой мальчик и их заберет».

Возможно, никто и не покушался на любимую машинку или куклу ребенка, но теперь у него в голове прочно засядет утверждение, что с игрушек нельзя спускать глаз и уж тем более нельзя давать их потрогать чужим.

Не называйте своего ребенка «жадиной» или «ты плохой мальчик, с тобой не будут играть другие дети». Услышать такое из уст мамы или папы неприятно и взрослому человеку, что уж говорить о крохе, у которого моральные устои еще не сформированы. Нередко дети с радостью объявляют «Да, я жадный, я не дам свой паровозик!».

Не скупитесь на похвалы, почаще рассказывайте крохе, какой он хороший и щедрый, и что дать машинку подержать другу – это совсем не страшно. Очень важно, чтобы поделиться – это было решение ребенка, ведь куда проще решить скандал, забрав у него игрушку и дав другому.

Только этим вы продемонстрируете чужому ребенку, какая вы щедрая мама, а вот свое собственное чадо затаит обиду. Лучше начать с уговоров, а если малыш поддается, обязательно его хвалите, чтобы ему захотелось попробовать еще раз и получить новую порцию ласки.

Предложите крохе альтернативу: ты дашь мальчику свою лопатку, а он тебе мячик, а потом вы снова поменяетесь.

Поощряйте стремление ребенка играть с другими детьми – так он быстрее поймет, что вместе куда интереснее, чем в одиночестве. Все конфликтные ситуации старайтесь решать миром, будьте авторитетом для крохи, который всегда разъяснит ему, что верно и что неверно.

Если уж какая-то игрушка очень дорога сердцу ребенка, лучше оставить ее дома и не брать в детский сад или во двор. Либо сразу подготавливайте карапуза к мысли, что придется поделиться и с другими.

В некоторых ситуациях учить малыша слову «нет» тоже нужно: если он сам будет уметь отказывать в нужное время, то и в свой адрес это слово будет воспринимать вполне адекватно.

Будет здорово, если ваш ребенок с детства будет знать, что дарить подарки не менее приятно, чем получать. Если вы идете в гости, попросите ребенка подарить тете, дяде или другому малышу подарок.

Кроха поймет на собственном опыте, что это приятно. Приучайте ребенка к щедрости и дома: давайте ему 2 конфетки, 2 яблока, чтобы у него была возможность поделиться.

Отдавать последнюю вкусняшку не любит никто.

Почему ребенок жадничает? Как с этим бороться?

Прежде всего, постарайтесь принять мотивы своего чада: если ребенок совсем маленький, для него знакомые игрушки – это якорь, который привязывает его к родному миру.

Отобрать у малыша любимую машинку равносильно тому, что у взрослого человека отнять дома или автомобиль. Пока крохе не исполнилось трех лет, позвольте ему защищать свое, и не прибегайте к силовым методам.

Малыш должен уметь постоять за себя, научиться говорить «нет». Если он захочет, он поделится.

Оптимальный возраст для воспитания щедрости – от 3 до 5 лет. Сейчас крохе уже проще понять, что если он даст свою игрушку другому, то сможет играть в коллективе, а может, взамен ему тоже дадут что-то интересное.

Если у вашего чада огромное количество игрушек, ему вполне может не хватать живого общения, так что постарайтесь его социализировать пораньше.

Ведь ни для кого не секрет, что современные родители часто бывают загружены, так что времени на эмоциональный контакт не хватает катастрофически.

Иногда жадность – это свидетельство того, что ребенок хочет занять лидерскую позицию. Дети прекрасно все подмечают: если ты не отдаешь игрушку, вокруг тебя все начинают бегать и уговаривать, разве можно этим не воспользоваться? В основном, так себя проявляют дети, избалованные вниманием родных, так что может лучше пересмотреть свои взгляды, пока не поздно?

Бывает и так, что у ребенка мало игрушек, поэтому он их ревностно охраняет.

В этом случае, лучше предложить обмен: на время чадо отдаст свою игрушку, а взамен получает возможность поиграться чем-то новеньким.

Кстати, бывает, что накопительство вызвано особенностями личности ребенка: малыш с педантичным характером хочет, чтобы у него все было по полочкам, а вторжение извне нарушает его порядок.

Ребенок понимает, какие люди для него близкие – с ними он охотнее общается, может дать им свои лучшие игрушки. В то время как случайных людей он может бояться или не доверять – это вполне понятные чувства, поэтому не требуйте, чтобы он сразу же отдал любимый конструктор Ване, Диме, Игорю и т.д., которых видит впервые.

Воспитывать малыша можно и на примере познавательных книг и мультфильмов, обсуждайте с ним поведения героев, позвольте высказаться и сделать свои выводы. Как бы то ни было, именно тесная связь родителей и ребенка дает самые лучшие плоды!

Источник: https://best-mother.ru/article/mother/Psihologija_rebenka/kak_borotsya_s_zhadnostyu_rebenka_roditelskie_hitrosti_o_kotorih_vi_ne_znali/

Поощрять или «лечить» жадность ребенка

Часто на детской площадке можно услышать такие обращения к детям:

«Не будь жадным», «Поделись с девочкой (мальчиком)», «Дай другому малышу поиграть с твоими игрушками», «Надо делиться с другими» и прочее.

Давайте разберемся, правильно ли поступают взрослые в такой ситуации?

Во-первых, никогда не нужно навешивать на ребенка ярлыки, называя его жадным. Не стоит критиковать личность ребенка, можно критиковать только поступки.

Во-вторых, в такой ситуации следует учитывать возраст ребенка. Ведь нежелание делиться не обязательно связано с понятием жадности.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Жадность в детском возрасте — это естественный защитный механизм.

Ребенок пытается отстоять свое право на владение собственными вещами. Он просто защищает то, что имеет и что ему действительно дорого.

В возрасте 1-2 лет ребенок только учится отстаивать свои границы и говорить «нет». Понятия жадности пока для него не существует.

Рекомендации:

Не давить на ребенка. Если ребенок не научится говорить «нет», то из него может вырасти безотказный человек, которым с легкостью смогут манипулировать окружающие.

В 2 года малыш уже может отличить свое от чужого. Он должен быть уверен, что его вещи будут неприкосновенны и принадлежат только ему.

Рекомендации:

Необходимо уважать границы ребенка. Брать вещи можно только с его разрешения.

Опасные послания:

«Не будь жадиной!»

В 3-4 года ребенок уже умеет отказывать. Он вступает в новый этап своей жизни, этап социализации. В этом возрасте ведущим видом деятельности для ребенка становится общение. Игрушки и вещи приобретают роль инструментов, с помощью которых можно налаживать коммуникацию с другими детьми. Поделившись, ребенок может расположить к себе другого ребенка.

Но здесь таится и опасность. Близкие отношения с другими детьми не должны приобретать оттенок «товарных» отношений. В таком случае ребенок разуверяется в безусловной любви и приятии, личность ребенка обесценивается.

Рекомендации:

задача родителей — научить ребенка отличать такие понятия как защита своих вещей от посягательств других людей и откровенная жадность, так сказать из вредности.

Опасные послания:

«Если не будешь делиться – с тобой никто не будет играть!»

Жадность ребенка 5-7 лет может быть связана с внутренней дисгармонией.

 
 

Одним из примеров может служить жадность по отношению к своим братьям и сестрам. Возможно, здесь имеет место ревность к родителям. По ощущениям ребенка он получает меньше внимания, любви, тепла, заботы, чем его сиблинги.

Также жадность может проявляться в семьях, где родители постоянно заняты и «откупаются» от детей. Эти вещи становятся бесценными. И естественно, что ребенок будет реагировать болезненно на любое посягательство.

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь! 

Как не странно звучит, но и переизбыток любви и внимания также ведет к нарушению поведения ребенка.

Малыш, с которого буквально сдувают пылинки, превращается в эгоцентриста. Ему кажется, что мир кружится вокруг него и окружающие должны беспрекословно исполнять его желания.
 

Чрезмерно бережливые дети не позволяют даже дотрагиваться до своих вещей, дабы сохранить их целостность.

Застенчивые детки не стремятся делиться своими вещами, поскольку вещи обеспечивают им чувство защищенности.

Особенно ребенок начинает дорожить своими вещами в период стресса.
 

У ребенка начинает формироваться система ценностей, как моральных, так и материальных. И мы родители, помогаем эту систему ценностей сформировать.

Порой сами не замечаем, как сами себе противоречим. Например, недоумевая, почему малыш не может поделиться одной из десятка машинок, или выбросить найденный на улице красивый камушек.

При этом сами не стремимся расстаться со своими вещами и поделиться ими с тем же ребенком. Мы сами приучаем его не трогать мамины и папины вещи.

Так и для малыша дорога игрушечная машинка, как для вас настоящий автомобиль.

Детям свойственно воспринимать любые предметы и игрушки как часть самого себя.

Станьте на место ребенка. И постарайтесь уважать его чувство собственности и пространства.

 

Причины, по которым дети становятся жадными.

Можно с уверенностью сказать, что семья способствовала жадности ребенка. Ведь как уже стало понятно из вышесказанного, ребенок не рождается жадным.

Что способствует:

Собственный пример. Ребенок – отражает поведение родителей.

Фразы и послания:

«Не будь жадным! Это некрасиво!»,

«Не носи свои игрушку на детскую площадку, их сломают»,

«Если не уберешь свои игрушки – отдам другим»,

«Будешь ломать игрушки – отнесу в детский дом»,

«… — не куплю больше» и прочее.

Родители говорят такие слова и даже не задумываются, насколько серьезно ребенок их воспринимает, и после удивляются, появлению негативных черт характера у своего чада.

 

Что делать, если нездоровая форма поведения уже сформирована и достигла крайности?

Любите безусловно своего ребенка! Качественный эмоциональный контакт – лучшая профилактика всех проблем, в том числе жадности.

Не балуйте чрезмерно! Не потакайте крикам и капризам. В семейной системе ребенок не должен занимать первое место (оно принадлежит родителям), иначе ребенок может вырасти маленьким тираном.

Показывайте собственным примером, как можно проявлять щедрость, сострадание и заботу по отношению к другим.

Читайте литературные примеры о том, что такое хорошо, и что такое плохо.

Не навешивайте на ребенка ярлыков. Не ругайте, не критикуйте, не стыдите при свидетелях! Не сравнивайте с другими детьми.

Учите обмениваться игрушками.

В том случае, когда ребенок не делится своими игрушками, а без зазрения совести берет чужие — объясните ему, что это нечестно.
Хвалите ребенка за проявление щедрости! опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

Автор Смирнова Александра 

фото Loretta Lux

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/180560-pooschryat-ili-lechit-zhadnost-rebenka

Мой ребенок жадина — что делать? Бороться или смириться? Причины детской жадности

Большинство детей с трудом расстаются со своими игрушками и ни в какую не хотят делиться. Наверное, каждой маме приходилось краснеть на детской площадке или в гостях, когда их ребенок кричал другим малышам: «Это мое! Не дам!».

Жадность в детском возрасте — это естественный защитный механизм. Ребенок таким образом пытается отстоять свое «имущество», отвоевать право владеть игрушками, книжками или чем-то еще.

Малыш наблюдает, что у мамы и папы есть личные вещи, которыми пользуются только они. Значит, собственность должна быть и у ребенка.

О том, как выяснить причины жадности и научить малыша делиться своими ценностями, читайте в этой статье.

Жадность — возрастная норма или отклонение?

Вначале нужно понять, осознанно ли ребенок жадничает или это естественный этап его развития. Ответ зависит от возраста:

1-2 года. Понятия «жадности» пока не существует. В возрасте 1-2 года малыш только учится говорить «нет». Давить на ребенка в этот период нельзя.

Если он с малых лет не научится говорить «нет», это существенно осложнит его жизнь в будущем. Практика показывает, что у мам, которые боялись воспитать жадин, вырастают безотказные дети.

Когда они становятся взрослыми, ими легко манипулируют окружающие.

2 года. К этому возрасту ребенок уже воспринимает свои вещи как продолжение собственной личности и осознанно говорит «мое». Важно, чтобы малыш был уверен: вещи, которые ему принадлежат, неприкосновенны, никто не может взять их без его согласия. В двухлетнем возрасте у ребенка формируется представление о самом себе. Он начинает определять границы между «своим» и «чужим».

3 года. Ребенок уже должен уметь отказывать. Если к 3 годам малыш не научится говорить «нет», это приведет к тому, что он будет потакать чужим капризам в ущерб себе.

Из-за этого он сам будет страдать.

Задача родителей — научить малыша тому, что одно дело — защищать свои вещи от посягательств других людей и другое — откровенная жадность, когда не хочется делиться просто из вредности.

4 года. Этот возраст — начало нового этапа социализации маленького человека. Первостепенным становится общение, а разные вещи и игрушки приобретают роль инструментов, которые помогают наладить коммуникацию с другими детьми. Четырехлетний малыш уже осознает, что он может расположить к себе человека, если поделится с ним интересной игрушкой.

5-7 лет. Если жадничает дошкольник, причиной является внутренняя дисгармония. Часто бывает так, что ребенок не хочет делиться с младшими братьями и сестрами, яростно вырывает игрушки из их рук. Возможно, он ревнует родителей, считает, что малыш забрал у него внимание мамы и папы, а теперь положил глаз еще и на его вещи.

Детская система ценностей

Детям часто говорят: «Нельзя быть жадиной», «Делись», «Дай, пусть другой поиграет», а малыши противятся указам взрослых. Нежелание делиться и отстаивание собственности не обязательно связано с понятием жадности. Ваша кроха просто защищает то, что имеет и что ему дорого.

Ведь если он не научится этого делать, что его ожидает в будущем? Он вырастет безвольным, не сможет отстоять свои права, защитить близкого человека, станет слишком уступчивым. В силу возраста, он еще не осознает разницы в ценности вещей и не понимает, какие можно легко отдать, а какие важно отстоять.

Это понимание приходит со временем, а если же этого не происходит, то формируется личность уступчивая, не умеющая возражать и отстаивать честь и собственное мнение.

Мы, взрослые, имеем другую систему ценностей, как моральных, так и материальных. Нам дико, почему кроха не дает поиграть одной из десятка своих песочных формочек, или не хочет выбросить обычный камушек, заходя домой.

Почему ребенок должен расстаться со своими вещами по требованию окружающих? Посмотрите на ситуацию с другой стороны, если обычный человек на улице потребует отдать ему вашу личную вещь, сумку или ключи от машины, вы тут же отдадите их? Так и ваш малыш не желает раздавать то, что считает своим, личным, и он имеет на это полное право.

Для ребенка его машинка настолько же дорога, как вам настоящий автомобиль, а собранные веточки или красивая ракушка – и вовсе бесценный клад.

Подумайте, вы ведь сами приучаете малыша к уважению чужой собственности (мы говорим ребенку: «Это папа не разрешает трогать! Не бери, это мамино!» ), не разрешая трогать ваши вещи, лезть в шкафы и тумбочки с личными предметами. Не делайте исключение для чада, его чувство собственности и пространства тоже нуждаются в уважении. Детям свойственно воспринимать любимые предметы и игрушки как часть самого себя.

Особенно становятся дороги собственные вещи, если ребенок переживает стресс, например, недавно пошел в детский сад. Потрепанный мишка, которого малыш не дает даже постирать, становиться для него союзником и «моральной поддержкой». В такие периоды не заставляйте ребенка отдавать важные для него игрушки даже на время.

А что если и правда жадина?

Чувство собственности может принимать и нездоровую форму, достигнуть крайности. Ребенок не рождается жадным априори, его к этому приучают в семье постепенно.

Задумайтесь, а не говорили ли вы малышу, что, если он будет плохо себя вести, вы все игрушки отдадите детям на улице, или предупреждали кроху: «Не неси новый паровоз на детскую площадку, тебе его сломают», «доедай скорей – а то собачка съест».

А знакомы ли вам такие восклицания: «Если будешь разбрасывать игрушки – подарю их чужому мальчику», «Сломаешь машинку – отдам все твои игрушки в садик»? Мы часто не задумываемся, что дети принимают все наши слова всерьез и применяют ко всем жизненным ситуациям. А после удивляемся, откуда в ребенке появились негативные черты.

Родители могут неосознанно навязывать чаду гипертрофированное чувство собственности и навешивают на него ярлык: «Ты жадный! Фу, как это некрасиво! Ты жадина!» При таком подходе ребенок очень быстро сдается, перестает защищаться, и в будущем постарается соответствовать негативной характеристике родителей – это касается любых ярлыков: «глупый, медлительный, грязнуля, нытик, дурачок» и прочее. Обзывать ребенка подобными словами – самый верный способ воспитать эти качества.

Понаблюдайте за ребенком, не является ли он провокатором ссор на почве нежелания делиться игрушками, отличайте, в какой ситуации ваш малыш прав, а в какой он сам становится зачинщиком раздора и специально негативно настраивает друга, братика или сестричку.

Причины, по которым дети становятся жадинами

У малышей младше 5 лет жадности как таковой еще не существует. Начиная с 5 лет, жадность нужно «лечить». Прежде всего необходимо понять, откуда растут корни жадности. Причины могут быть разными:

  1. Ребенок страдает от недостатка родительской заботы, любви, тепла и внимания. Маленькие жадины растут в семьях, где родители вечно заняты и свою любовь проявляют подарками. Для малышей такие вещи становятся особенно важными, ведь они очень страдают от недостатка родительской ласки. Вполне естественно, что ребенок будет болезненно реагировать на попытки любого человека забрать его ценности.
  2. Ревность. Если малышу кажется, что родители больше любят его брата или сестру, на него или на нее он перенесет свою обиду. Это и вызовет приступы жадности и агрессии. Не нужно настаивать на том, чтобы старший ребенок делился с младшим. Это только усилит его обиду и злость на родителей.
  3. Переизбыток родительской любви и внимания. Ребенок, с которого буквально сдувают пылинки, которому всегда и все можно, превращается в маленького домашнего тирана. Такой малыш уверен, что он является центром вселенной, а все окружающие должны беспрекословно исполнять все его прихоти. Если что-то идет не так, как он хочет, возникают истерики. Поэтому нужно приучать ребенка к тому, что во всем должна быть мера.
  4. Застенчивость и нерешительность. Дети с такими чертами характера часто одиноки. Их единственные друзья — это игрушки. Они дарят ребенку чувство безопасности и защищенности. Неудивительно, что делиться ими малышу не хочется.
  5. Чрезмерная бережливость. Некоторые дети настолько сильно переживают за сохранность и целостность дорогих ему игрушек, что не позволяют никому даже трогать их.
  6. Защита своего имущества. Это совершенно нормальная реакция. Ведь вы тоже не станете бездействовать, если кто-то будет «вскрывать» вашу машину… Даже если только покататься!
  7. Недоверие. Думаете, малышу все равно с кем играть (лишь бы песком не обсыпался)? А вот и нет! Даже в два года ребенок уже имеет свои симпатии и антипатии, кому-то доверяет, а кому-то нет.

Советы родителям

Если ребенок обижает малышей, которые посягают на его игрушки, а сам берет чужие машинки, из него может вырасти скупой и не очень приятный человек. К счастью, детскую жадность можно «вылечить». В этом вам помогут советы специалистов.

Как «лечить» жадность

  • Уделяйте больше времени своему ребенку и показывайте ему свою любовь, убедитесь, что вы уделяете малышу достаточно внимания и ласки: разговаривайте с ним о том, как прошел день, гуляйте, играйте. Хороший эмоциональный контакт с малышом — лучшая профилактика жадности;
  • Не балуйте ребенка чрезмерно. Иначе он сядет вам на шею и будет добиваться всего, чего хочет, с помощью криков и капризов. Присмотритесь, какое положение занимает ребенок в семье. Не позволяйте ему становиться маленьким тираном;
  • Читайте ребенку книжки, вместе смотрите мультики, в которых рассказывается о том, что быть жадиной — плохо, а щедрым человеком — хорошо. Хороший пример — мультфильм «Мы делили апельсин»;
  • Учите ребенка быть щедрым, проявлять заботу и сострадание по отношению к другим — именно вашу модель поведения ребенок видит и перенимает. Кормите в приютах брошенных бездомных животных, помогайте тем, кому нужна помощь. Пусть малыш учится на вашем примере;
  • Не ругайте и не стыдите малыша при свидетелях. Нельзя говорить ребенку при посторонних: «Все подумают, что ты жадина!». Иначе он станет неуверенным в себе человеком и будет сильно зависеть от мнения окружающих. Если ему внушить, что он жадный, ребенок поверит в ваши слова о том, что он жадина, и потом от этого порока не избавить;
  • Рассказывайте ребенку, как приятно и весело обмениваться игрушками. Говорите ему, что так другие дети станут лучше к нему относиться. Если ваше чадо прячет свои вещи, но без зазрения совести берет чужие, объясняйте ему, что это нечестно;
  • Хвалите ребенка, когда он проявляет доброту. Он должен запомнить, как счастлива бывает мама, если он делится игрушками с другими детьми. Пусть все проявления жадности остаются в прошлом, а запоминается только тот единственный случай, когда малыш проявил щедрость.

Рекомендации, как вести себя на детской площадке. Как бороться с жадностью?

  • Собираясь на прогулку или в гости, напомните своему карапузу, что он встретится с другими малышами. Собираясь на детскую площадку, предложите ему взять только те игрушки, которыми он готов поделиться. Если к вам идут гости, скажите ребенку убрать игрушки, которые он никому не даст. Возьмите на площадку игрушки, о которых ваш малыш волноваться не будет;
  • Не запрещайте ребенку защищать свое «имущество» от посягательств других детей. Он должен научиться постоять за себя. Игрушки — это собственность малыша: если он захочет, он поделится ими с другими детьми, если нет — это его право. Помните, что сейчас у него формируется умение постоять за себя. Придерживайтесь стратегии «он может поделиться, если захочет»;
  • Учите ребенка спрашивать у хозяина игрушек разрешения взять их. Пока карапуз совсем маленький, за него это должна делать мама;
  • Объясните ребенку, что игрушку другой ребенок не забирает, а берет ненадолго, поиграет немного – и вернет. Чаще всего дети боятся, что их игрушку им не вернут;
  • Попробуйте уговорить кроху поделиться, а лучше поменяться! И обязательно подчеркивайте, что это временно!
  • Если ребенок не поддается на уговоры, нужно уступить. Не упрекать ребенка, не ругать, а согласиться с его мнением. Ведь это его игрушка, не так ли? Разве он не вправе решать, кому давать свои вещи, а кому нет? Ведь и взрослые поступают так же со своими вещами!
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми: «Видишь, все делятся, а ты нет». Лучше скажите «сопесочникам»: «Мы с вами познакомимся получше, а потом уже будем делиться, да, Сережа?»;
  • Не дразните малыша, не высмеивайте его поведение и не разрешайте другим обзывать ребенка жадиной. Пока кроха не научится делиться, сглаживать конфликты придется вам. И делать это нужно тактично, не задевая чувств обеих сторон. Обвиняя и стыдя малыша, вы можете развить в нем чувство вины. И кроха будет считать себя плохим и даже нелюбимым!
  • Приветствуйте щедрость ребенка. Купите несколько конфеток и предложите крохе угостить ими детей в песочнице. Скорее всего, малышу понравится реакция других детей. После этой акции щедрости ребенок охотнее будет делиться;
  • Покажите пример. Соберитесь к кому-нибудь в гости, вместе с малышом купите что-нибудь к чаю. Спросите мнение ребенока, что лучше приобрести: печение или тортик?
  • Если ребенок злится, спокойно поговорите с ним. Мягко и спокойно объясняйте ему – почему он испытывает такие чувства. Научите малыша осознавать и выражать свои эмоции, а не держать их в себе.

Что делать, если разгорелся конфликт?

  • Если малыш силой выхватил свою игрушку из рук другого ребенка, сохраняйте спокойствие. Не ругайте его, не показывайте, что вы сердитесь. Конечно, нельзя называть жадинами и чужих детей, которые отнимают игрушки у вашего ребенка;
  • Не отнимайте у своего ребенка игрушку, чтобы отдать ее другому малышу против воли своего ребенка — это равносильно предательству. Ребенок подсознательно начнет думать так: «Мама сильнее меня и забрала у меня мою машинку. Подражая маме я тоже могу отнимать вещи у тех, кто слабее!»;
  • Предложите ребенку все-таки поделиться игрушкой: «Петя так расстроился, он чуть не плачет. Может, дашь ему хотя бы посмотреть на машинку?»;
  • Спросите у ребенка, не согласится ли он дать «обиженному» ребенку другую игрушку, которая пока лежит без дела;
  • Мама «обиженного» малыша осуждает вас? Скорее всего, у нее очень маленький ребенок или она уверена, что все должны делиться игрушками. Не спорьте с ней, чтобы не провоцировать новый конфликт;
  • Если разгорелся конфликт между несколькими детьми, взрослым лучше сразу вмешаться. Только не ругайте никого и не кричите. Самый разумный выход из ситуации — придумать общую игру для всех детей.

Помните, что жадность – нормальное явление для малышей. Это закономерный этап взросления.

Родителям нужно набраться терпения, больше общаться с ребенком, рассказывать ему, что жадиной быть плохо, а делиться игрушками — весело и интересно. Хвалите малыша, когда он проявляет щедрость. Это укрепит его веру в себя. Подрастая, ребенок увидит и почувствует положительную отдачу от своей щедрости, а поддержка и одобрение мамы с папой еще больше укрепят в нем понимание, что он действует правильно. Если же у вас никак не получается справиться с детской жадностью, возможно, причина лежит глубже. Не бойтесь обращаться к психологам.

Видео консультация. Детская жадность: почему ребенок не хочет делиться игрушками?

Как воспитать ребенка, чтобы он не был жадным и научился делиться с другими детьми своими игрушками и вещами? О причинах и рекомендациях родителям рассказывает психолог, создатель Первой Детской Академии и Школы профессиональных родителей, бизнес-коуч и мама четверых (на двоих с мужем) детей, Марина Романенко:

Вы изо всех сил приучаете ребенка не быть жадным, а он наотрез отказывается делиться игрушками на детской площадке, а на любую просьбу поделиться отвечает истериками? Сегодня вместе с психологом Викторией Люборевич-Торховой мы определим пять фраз, которые помогут ребенку не быть жадным:

Источник: http://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/moy-rebenok-zhadina-chto-delat-borotsya-ili-smiritsya-prichinyi-detskoy-zhadnosti.html

Ребенок и жадность

Как правило, жадность ребенка начинает проявляться в детских играх во дворе в песочнице. Поскольку жадность практически мгновенно обращает на себя внимание, то родители испытывают стыд и неудобство за свое чадо.

Жадность появляется очень рано. Надо сказать, что двухлетние дети всегда являются эгоистами и даже эгоцентриками.

Такие формулировки, как делиться — это хорошо, на ребенка не окажут никакого действия, поскольку у него отсутствует пока социальный опыт.

Дело в том, что дети на данном этапе своего развития пока не могут предугадывать результаты своих поступков и осознать, что если они будут делиться с другими, то и другие поделятся с ними. Конечно, родители могут доказать это ребенку, но это ничего не даст, так как ребенку нужен личный опыт.

Психологи уверяют, что жадность очень редко бывает свойством характера. Это больше напоминает своеобразную защитную реакцию, когда ребенок в чем-то испытывает психологический дискомфорт. Задача родителей в данном случае заключается в их выявлении и способах преодоления.

Жадность может появиться в тех случаях, когда мама и папа перекладывают заботы о ребенке бабушкам и дедушкам, когда в отношениях между родителями не все гладко. В такой ситуации бороться с жадностью не имеет смысла.

Однако стоит отношениям в семье улучшаться, как и жадность куда-то пропадает.

Некоторые родители совершают ошибку, говоря такие фразы: «Съешь сам котлетку и никому не давай, ни с кем не делись, иначе останешься голодным».

Если конфликт по поводу жадности возник в песочнице, то лучшее, что могут сделать родители, так это переключить ребенка на что-то иное, что никаким образом не будет перекликаться с предметом спора, на что-то увлекательное: начать что-либо конструировать или предложить прокатиться с горки.

В процессе коллективного действия вполне вероятно, что ребенок спокойней отреагирует на то, что другой ребенок взял его игрушку. Другим способом бороться с жадностью может стать обмен: на время отдать другому ребенку игрушку, а взамен взять другую.

Если оба участника конфликта согласны, то это будет первым шагом к осознанию того, что делиться взаимовыгодно. Если одна из сторон противится, вредничает, то настаивать не стоит: время не пришло.

Во время прогулки лучше не брать дорогостоящие игрушки, поскольку излишняя щепетильность со стороны мамы и папы негативным образом отразиться на психике ребенка, и ему сложнее будет показывать щедрость. Почаще нужно рассказывать ребенку сказки как из книжек, так и придумывать сюжеты, исходя из пережитых конфликтов. Так ребенок быстрее запомнит реакцию других детей на его жадность и не будет скупиться.

Источник: http://www.raut.ru/article/rebenok_i_zhadnost.html

Что делать, если растет ребенок жадина

Детская жадность – явление, с которым сталкиваются многие молодые родители. Ребенок прижимает к себе новую игрушку и не внимает просьбам поделиться с другом или сестрой.

Через этот период проходят практически все дети, но если ничего делать для искоренения этих качеств, то они перерастут со временем во вредную привычку. Как правило, люди негативно воспринимают жадность.

Поэтому перед родителями встает вопрос, как отучить ребенка жадничать.

Психология жадности

В большинстве случаев детская жадность проявляется у детей после трех лет. До этого возраста малыши просто не в состоянии охватить смысл понятия «личное имущество». Но после достижения двух лет кроха начинает осознавать собственную личность, после чего у него формируется осознание личной собственности. Это могут быть игрушки, одежда и даже определенные полки в шкафу.

По утверждению психологов, это вполне нормальный процесс. Более того, будет неправильно, если время идет, а у малыша не возникает чувства собственности. С большой долей вероятности, став взрослым, он будет испытывать сложности при общении с другими людьми. Также не исключено, что в дальнейшем ребенок будет страдать от чувства несправедливости, связанного с отсутствием у него собственности.

Если процесс развития протекает нормально, то после трех лет кроха начинает осознавать принадлежность ему определенных вещей. Совершенно очевидно, что он не хочет делиться ими с другими детьми и даже своими родителями. В большинстве случаев методы, при помощи которых взрослые стараются отучить ребенка от жадности, являются в корне неправильными.

Как нельзя поступать

Чаще всего родители стараются убедить ребенка поделиться любимой игрушкой. Иногда взрослые насильно отбирают у малыша ценную для него вещь и дают ее поиграть другим. А если ребенок жадина начинает плакать и капризничать, то его даже могут наказать.

Психологи утверждают, что перечисленные выше способы являются в корне неправильными и не могут помочь в решении проблемы. Существует даже норма закона, запрещающая отбирать у малыша, которому не исполнилось трех лет, его любимые игрушки. В противном случае это нарушит равновесие детской психики, в результате чего ребенок станет несчастным и озлобленным.

Как отучить от жадности

Детская жадность превосходно поддается коррекции, если родители грамотно подходят к решению проблемы. Есть несколько простых способов, помогающих отучить малыша от этой привычки:

  • лучше всего, если родители на собственном примере продемонстрируют крохе необходимость делиться. Например, мама поделит кусочек торта между всеми членами семьи;
  • перед тем, как съесть последнюю конфету, нужно узнать у других, не хотят ли оно отведать лакомство;
  • важно давать малышу право выбора – мама дает ему конфету, а взамен он не трогает ее тушь;
  • очень часто при посещении детского сада ребенок жадничает, что делать? В этом случае родителям рекомендуется объяснить, что малышу не следует брать с собой игрушку, которой он не готов поделиться с другими. Но ругать кроху за такое поведение нежелательно, ведь он еще сам не наигрался с новым конструктором либо плюшевой кошкой. Как только это произойдет, ребенок сам станет предлагать их своим друзьям;
  • хороший эффект имеет рассказ фантастической истории, герои которой делятся друг с другом своими сокровищами. Например, о добром докторе Айболите, который живет в лесу и лечит заболевших зверушек, а они в благодарность за помощь делятся с ним своими сокровищами: белочка приносит орешки, а медвежонок сладкие ягоды.

Если применять подобные методы, то малыш скоро поймет необходимость предлагать своим друзьям любимые игрушки и перестанет жадничать.

Источник: http://super-mother.com.ua/detskaya_gadnost/

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию