Третья позиция восприятия и репутация — психология

Трехпозиционное описание и боевые искусства

Третья позиция восприятия и репутация - психология

В сущности, если посмотреть со стороны, то любой поединок (конфликт), можно рассматривать как невербальную коммуникацию двух (или более) людей, а значит, при их взаимодействии будут работать те же законы и принципы, которые работают при обычном общении.

Интересно, например, что в фехтовании обмен ударами называют “обмен фразами”, что так же напрямую указывает на сходство общения, коммуникации и боя, или спарринга.

Кроме того, давно не секрет, что 80 % обычного общения составляет невербальное общение, или так называемый “язык тела”, что опять же указывает на близость и родство коммуникации и боевых дисциплин, в которых именно невербальная, или телесная составляющая и является сутью происходящего. Вследствии подобных наблюдений, напрашивается вывод исследовать наиболее успешные коммуникативных стратегии и модели применительно к бою.

Насколько мне известно, никто до этого не занимался подобными вещами, однако мой личный опыт сращивания подобного взгляда на бой и многолетней практики контактного фехтования на различных видах оружия, показывает большую эффективность и перспективы данного способа описывать искусство ведения поединка.

Одной из базовых, наиболее известных моделей в НЛП (Нейро-Лингвистическое Программирование, одной из областей которого является изучение и моделирование мастерства коммуникации во всех аспектах) является модель 3 позиционного восприятия.

Позиции восприятия – это точки зрения, которые полезно использовать, рассматривая взаимодействие между вами и другими людьми. Стоит так же помнить, что модель – это не реальность, а лишь способ ее описывать, и рассматривать модели имеет смысл с точки зрения практичности – может ли предлагаемое описание расширить ваши возможности, добавить новых перспектив и принести пользу?

Так, классически, в НЛП выделяются следующие позиции восприятия:

  • 1-я позиция (Я сам(а) ) – оценка событий со своей собственной точки зрения, связанное со своей собственной системой ценностей. Восприятие внешнего мира своими глазами, ушами, чувствами. Эту позицию так же часто называют Ассоциацией.
  • 2-я позиция (Другой) – оценка событий с точки зрения другого человека, связанная с его системой ценностей. Восприятие внешнего мира чужими глазами, ушами, чувствами..
  • 3-я позиция (Наблюдатель, или МЕТА позиция) – оценка событий с точки зрения независимого наблюдателя (системы), не связанная с убеждениями и предположениями первой и второй позиции. Подходящей метафорой для 3 позиции является Видеокамера, или бесстрастная видеосъемка. 3 позицию так же часто связывают с Диссоциацией.

Считается, что успешный переговорщик, должен гибко использовать все три позиции восприятия, и своевременно переключаться между ними:

  • для сбора информации, анализа, контроля – уметь видеть себя и всю ситуацию со стороны;
  • для чувствования и понимания своего партнера по переговорам – иметь доступ к его переживаниям, его видению происходящего;
  • для того чтобы действовать и вести процесс к своим целям – быть в контакте с самим собой и уметь отстаивать свои интересы;

Применительно к боевым искусствам, каждая из позиций имеет свои плюсы, которые при излишнем “залипании” в одной позиции могут превращаться в минусы.

Минусы, или слабые стороны.

Так, нахождение в 1 позиции без навыков доступа к двум другим является своебразной зацикленностью на себе, увлеченностью своими переживаниями, так что при этом могут проявляться:

— неспособность критически оценить себя или обстановку, отрыв от реальности — неумение чувствовать напарника или противника, его намерения, настрой и цели.

— залипание в собственных негативных (или позитивных) эмоциях или чувствах, таких как ярость, неконтролируемая агрессия, страх, сомнения и проч.

Крайним негативным проявлением 1 позиции является состояние аффекта, в котором человек не может контролировать свои действия или как-то соотносить их с окружающими людьми, а так же оценивать их адекватность со стороны.

Кроме того, любой конфликт является стрессовой ситуацией, и при отсутствии навыков диссоциации может приводить к “погружению в происходящее с головой”, что и чревато потерей какого бы то ни было контроля над происходящим.

2 позиция
Соответственно человек, воспринимающий по большей части (пускай и в какой-то отдельной ситуации или контексте) мир (поединок, спарринг, конфликт) через фильтры восприятия другого человека, будет значительно больше подвержен его же состояниям, его мыслям и его оценкам.

Другими словами, это значит, что он не достаточно хорошо может чувствовать и удерживать свои границы, или границы “себя” (1 позиция), а значит, ему с легкостью передаются все состояния его оппонента (который в том числе может намеренно транслировать дискомфортные состояния и подавлять его).

В особенности легко на подобных людей будут влиять угрозы, или в спарринговом исполнении – финты.

3 позиция
Находясь целиком в 3 позиции и будучи диссоциированным от своих ценностей, своих состояний и своего самоощущения, такой человек в сущности не проживает этот момент в полном смысле этого слова, являясь (наблюдателем) тенью самого себя, и может быть гораздо легче подвержен влиянию нерационального, то есть сильных эмоций и чувств. Будучи не в контакте с собой такому человеку легче потерять мотивацию, а значит и смысл того что он делает, оказавшись как будто бы подвешенным в пространстве. Отсутствие мотивации и смысла, в критической ситуации, легко приводят к беспомощности, т.е. неспособности проявить себя и встать на защиту своих интересов.

Сильные стороны и базовые способы развития позиций восприятия

Проанализировав собственные состояния, вы с легкостью сможете обнаружить, к какой из трех позиций восприятия у вас есть большая склонность, что означает что остальные являются для вас зоной роста.
Так, сильная сторона 1 позиции будет в развитии в первую очередь ассоциированных эмоций, чувств и состояний.

Другими словами, речь идет о том, чтобы иметь доступ к вашим собственным ценностям, то есть тому, что для вас важно и значимо здесь и сейчас, а значит знать и чувствовать, что вы защищаете в конфликтной ситуации и быть готовым отстаивать свои интересы.

Быть ассоциированным — это ощущать и чувствовать себя, свои переживания, принимать их, жить ими, и относиться ко всему что с вами происходит. Оглянитесь вокруг. Прислушайтесь к звукам, которые вас окружают. Что вы чувствуете сейчас? Уделите внимание себе, вашим внутренним переживаниям, своим ощущениям и телу.

Постарайтесь не описывать это словами, а именно проживать состояниями. Вспомните ситуации когда вы были искренне и открыто выражали свои чувства. Представьте, как вы могли бы использовать такое восприятие в бою.

Развитие второй позиции же связано с умением становиться как будто другим человеком. Ключевым элементом на этом пути будет являться развитие эмпатии, без которой невозможно наиболее полное принятие безоценочного восприятия другого человека. Так, выделяют 3 базовых способа доступа ко второй позиции другого человека:

1) “Как если бы”. То есть как если бы вы просто стали и были тем человеком, информацию о состоянии которого вы хотите получить. Про этот способ ещё часто говорят “примерить тапки другого человека”, или “посмотреть на мир чьими то глазами.”

2) Визуальный. Подходят любые визуализации, помогающие получить доступ к позиции другого. Так, например, можно представлять, что вы выплываете из своего тела и становитесь другим, входя в его оболочку.
3) Отзеркаливание, или копирование. Способ доступный всем с раннего возраста, так как обучение через вторую позицию, один из наиболее простых и естественных вариантов обретения желаемых навыков. Все мы, когда-то, будучи детьми, стремясь научиться чему-то, просто копировали действия взрослых, в каком то смысле через это становясь ими.
В перспективе, при достаточно хорошо развитом навыке второй позиции, возможно ощущать другого человека как самого себя, а это значит быть в курсе его переживаний и настроя, мышечного тонуса, способностей, задумок, того как он видит и оценивает вас и проч и проч

3 позиция, или взгляд со стороны, связана в первую очередь с умением визуализировать то, что вы ощущаете или чувствуете. Так, чувство страха, или дискомфорта (ощущения в 1 позиции), может быть трансформировано через наблюдение за ним свои мысленным взором (т.е. механизм Диссоциации, разотождествления).

Распространенным примером, так же помогающим в собственном развитии как бойца, является исследование видеозаписей собственных спаррингов и отработок.

Наверняка, все кто смотрел на себя со стороны первые разы, сразу же замечал множество нюансов, которые просто не мог осознавать будучи погруженным (Ассоциированным) в выполнение упражнения или увлеченным динамикой боя. Когда же на видео вы видите кого-то, кто является вами, то и оценивать его, а значит и работать с образом себя проще.

Простым вариантом, частично заменяющим видеокамеру могут быть отработки перед зеркалом, в последствии с заменой их на умение представлять себя со стороны, причем при необходимости делая это довольно детально, и даже меняя точку обзора, как в голливудских фильмах (сверху, сбоку и тд).

Таким образом вырабатываются такие качества как внимательность, контроль, точность, невозмутимость, отрешенность, невосприимчивость к боли, умение отслеживать и паттернизировать (выделять структуру) поведение и стратегии оппонента и проч.

Использование третьей позиции восприятия находит широкое отражение во многих психотехниках, призванных научить бойца отрешенности от самого себя. Так, популярной медитацией у Японских самураев была медитация на смерть, когда изо дня в день отрабатывалась визуализация собственной гибели, в различных вариациях: протыкаемого копьями, стрелами, зарубаемого мечом и тд.

Очевидно, что целью подобных практик было разотождествление или потеря собственного Я (умирание), что и приводило к ясности ума и спокойствию духа, т.к. нервничать становилось просто некому.

Таким образом, очевидным и наиболее успешным решением является умение гибко комбинировать в себе плюсы каждой из позиций, развивая в себе их сильные стороны, и что гораздо важнее – обретая навык самому переходить из позиции в позицию, сообразно целям и задачам. После этого, в дальнейшем, из комбинаций данных способов воспринимать, уже можно будет создавать свои собственные стратегии.

Читайте также:  Нежность - психология

Комбинации

Понимание, и проработка данной модели может дать больше чем вы ожидаете.

Фактически за каждой из этих позиций скрывается своё восприятие мира, и лишь практический опыт умения переходить от одной позиции к другой создаст в последствии навык быстрого бессознательного использования этой модели, в том числе в бою.
В простейшем же тренировочном варианте, для отработки можно предложить следующую последовательность:

1 фаза – сбор информации, подготовка 1. Перед началом спарринга. Ассоциироваться в тело и свои переживания. Сфокусироваться на себе, собраться. 2.

Выйти в третью позицию, добиться безоценочного взгляда со стороны на себя, оппонента (спарринг-партнера), и ситуацию в целом. 3. Занять вторую позицию.

В ней собрать информацию о состоянии оппонента, о том как он воспринимает вас.

2 фаза — создание правильного настроя

4. Вновь выйти в третью позицию. Используя полученную информацию в п1-3 дать себе (видя себя со стороны) рекомендации по ведению боя. Мысленно добавить необходимых качеств. Дополнительно, можно так же воздействовать на образ оппонента и поменять его на более удобный. 

3 фаза — действие

5. Ассоциироваться в 1 позицию. Начать спарринг.

Пункты 1-4 можно повторять несколько раз до получения желаемого результата.

Стоит отметить, что в различных вариациях (с другой терминологией) элементы этой модели безусловно применялись и применяются эффективными спортсменамм и тренерами, просто в силу эффективности самих методов.

Так, например, подготовка к чемпионским боям в боксе (или других видах спорта) обязательно включает анализ видеозаписей оппонента, что подразумевает как умение оценивать его способности и качества со стороны (3 позиция ) так и умение становится им чтобы лучше понимать изнутри логику его действий (2 позиция).

Кто — кого ?

И все же у большинства бойцов (спортсменов) есть излюбленная манера вести бой (стиль, школа) которая так же характеризуется ведением боя в какой-то из позиций преимущественно. Здесь стоит отметить, что есть своеобразная логика того, что можно противопоставить одной позиции или другой. В самом примитивном варианте, можно говорить о преимуществах

  • первой позиции над второй,
  • второй над третьей,
  • и третьей над первой.

Перспективы, системное мышление

На текущий момент, можно выделить так же дополнительные позиции восприятия, которые порождаются из интеграции и обобщения предыдущих трех.

Применение их для боевой тематики может быть особенно интересным и перспективным.

4 позиция. «Мы» или «система».
Фактически, данная позиция объединяет в себе все предыдущие три, и включает в себя идентификацию с системой, или с самим взаимоотношением между элементами, давая опыт быть частью чего-то большего, чем отдельные элементы.

И если предыдущие три позиции будут ориентированы скорее на различия между 1 и 2 второй позицией, где цели для каждого будут довольно дискретны, и описываемы в терминах выйгрыш-пройгрыш, что и будет создавать конкуренцию (отличный пример подобной модели в действии – это соревнования), то доступ к 4 позции будет ориентировать на процессуальное, потоковое восприятие происходящего, где та же конкуренция будет лишь основой для целей и ценностей иного порядка, таких как: развитие, обучение, совершенствование себя и проч.
Так, хорошим примером будут тренировочные спарринги одноклубников, у которых может быть достаточно хорошо проявлено объединяющее их «мы», которое не смотря на стремление каждого выйграть, при этом позволяет обоюдно развиваться.

Использование модели трехпозиционного описания при обучении и самообучении

Источник: http://flowknife.ru/stati/treh-pozicionnoe-opisanie-nlp-i-boevie-iskusstva

Предисловие

ПредисловиеПодобный материал:

  • Содержание предисловие  3 Введение, 2760.07kb.
  • Томас Гэд предисловие Ричарда Брэнсона 4d брэндинг, 3576.37kb.
  • Электронная библиотека студента Православного Гуманитарного Университета, 3857.93kb.
  • Е. А. Стребелева предисловие,, 1788.12kb.
  • Breach Science Publishers». Предисловие. [3] Мне доставляет удовольствие написать предисловие, 3612.65kb.
  • Том Хорнер. Все о бультерьерах Предисловие, 3218.12kb.
  • Предисловие предисловие petro-canada. Beyond today’s standards, 9127.08kb.
  • Библейское понимание лидерства Предисловие, 2249.81kb.
  • Перевод с английского А. Н. Нестеренко Предисловие и научное редактирование, 2459.72kb.
  • Тесты, 4412.42kb.

1   …   10   11   12   13     15   16   17   …   24

^     В немалой степени искусство НЛП связано с умением увидеть обстоятельства иначе, с другой точки зрения. Это позволяет нам выявлять чужие карты действительности и обогащать свою собственную. Благодаря этому мы добиваемся большего взаимопонимания, устанавливая более непосредственный раппорт и делая общение более свободным и продуктивным, что и способствует достижению нужных результатов.   На седьмом уроке были введены такие понятия, как «ассоциированность» и «диссоциированность». При ассоциированных переживаниях вы видите все «от первого лица», собственными глазами, и воспринимаете происходящее так, словно это действительно происходит именно с вами. При диссоциированной же точке зрения вы занимаете роль внешнего наблюдателя и следите за собой со стороны. Эти две точки зрения отражают субъективный и объективный способ мышления. Соответственно в языке они связаны с грамматическими категориями первого лица («я») и третьего лица («он, она, они»). Такие «точки зрения» мы будем называть позициями восприятия. ^   Первая позиция, или «ассоциированная точка зрения», отражает субъективную точку зрения от первого лица: «Какое влияние все это оказывает лично на меня?» При такой фиксации переживаний, то есть их запоминании, вы видите все «как в жизни», словно смотрите вокруг собственными глазами, запоминая при этом, в частности, связанные с происходящим ваши ощущения.   Чтобы попробовать себя в этой позиции, вспомните любое важное событие своей жизни – например, первую встречу с каким-то человеком или первый день на новой работе. Ассоциируйтесь со своими воспоминаниями, активизируя все модальности (см. шестой урок).   При описании таких переживаний мы обычно пользуемся первым лицом: «я чувствую», «с моей точки зрения» и т. п. Эта позиция восприятия равнозначна индивидуальному «сознанию». Как вы думаете, воспринимают ли «красный» цвет другие люди так же, как вы? Ученые, которые уже по роду деятельности привыкли стремиться к объективности в оценках и суждениях, обычно мало доверяют такому субъективному отношению (чем, кстати, во многом объясняется крайне вялый темп развития наук о познании и человеческом мышлении). Для этого у них есть основания: пребывая в ассоциированной, первой позиции восприятия, мы не в состоянии мыслить вполне объективно, и это следует учитывать. ^   В этой позиции переживания рассматриваются с точки зрения «другого», то есть с точки зрения соучастника общения или событий, еще одного заинтересованного лица. Смещаясь в эту точку зрения, вы можете понять, что чувствует собеседник. В любом общении и в любых совместных переживаниях вообще люди воспринимают происходящее по-разному, – в этом мы убедились, обсуждая пресуппозицию первого урока: «карта – не территория». Проецируя себя на карту действительности другого человека, вы можете перейти к иной, не менее значимой точке зрения.   Для этого вам достаточно себе представить, что вы смотрите глазами другого человека, воспринимаете мир так, как это делает он. Прислушайтесь к этому новому «себе» и обратите внимание на реакции. Мы связываем эту позицию восприятия с сопереживанием, умением «оказаться в чужой шкуре». Способность переходить ко второй позиции предоставит вам намного больше сведений, чем попытки просто угадать, что чувствует другой человек.   Занять вторую позицию восприятия узловой проблемы в общении или во взаимоотношениях в целом обычно понуждает конфликт. Когда для вас станет более очевидным то, как видит происходящее другой, что он при этом чувствует, – скорее всего, изменятся ваши собственные ощущения. Такое изменение отношения к собеседнику, как правило, будет способствовать укреплению раппорта, что, в свою очередь, вызовет перемены в поведении соучастника общения. Кроме того, укрепившийся раппорт даст вам возможность более глубоко и всесторонне уяснить точку зрения другого.   «Переключение» позиции восприятия может послужить точкой отсчета удачного общения. При восприятии с позиции другого его поступки, которые прежде казались вам странными или неправильными, могут обрести новый смысл. Вообще говоря, в большинстве случаев каждый из нас убежден, что ведет себя правильно, здраво и нормально, то есть на основе веских причин. Явный, то есть произвольный переход во вторую позицию означает, что вы признаете обоснованность тех точек зрения, которые отличаются от вашей. Кроме того, вашему пониманию начинают открываться истинные цели, стоящие за поступками и словами окружающих (хотя люди далеко не всегда сами понимают эти скрытые побуждения). Знание этих целей может послужить для вас ключом к правильному общению и, следовательно, скорейшему достижению намеченных результатов.   Разумеется, нам никогда не удастся во всей полноте выявить субъективное сознание другого человека. НЛП не приносит «сверхъестественных» способностей, но оно может послужить верным проводником на долгом пути, научить видеть мир так, как видят его другие, независимо от того, согласны вы с ними или нет. Чтобы раскрыть в себе способность занять иную позицию восприятия, требуется активное воображение, развить которое может каждый. Даже малыши пользуются плодородной почвой воображения, умеют сопереживать братьям, сестрам и друзьям. Для большинства из нас способность занимать вторую позицию восприятия означает прежде всего умение отказаться от зашоренного мышления и отвыкнуть от устоявшихся шаблонов. И тогда со временем каждый из нас сможет возродить в себе дремлющую естественную способность к сопереживанию. ^   Переходя к третьей позиции, вы начинаете вести себя как третья сторона, совершенно посторонний человек, а не непосредственный участник общения; вы становитесь в собственном смысле слова независимым, предельно объективным наблюдателем. Вы занимаете отстраненную, научную точку зрения, исполняете роль бесстрастного зрителя. При этом вы отстраняетесь от обстоятельств и ключевых фигур, вы как бы отступаете в тень и просто наблюдаете за происходящим.   Эта позиция может отражать любую точку зрения, отличающуюся от точек зрения участников общения. Например, вы можете взглянуть на события с позиции консультанта, или одного из родителей, или случайного свидетеля, или школьного учителя и так далее, переходя на любой уровень отстраненности. Спросите себя: «Как это выглядело бы с точки зрения того-то и того-то?» Такой подход раскроет перед вами поистине бесконечное число точек зрения. ^    У каждой позиции есть свои преимущества. Они просто отличаются друг от друга, предлагают различное содержание в разных контекстах, разных обстоятельствах. Совмещением этих точек зрения открывается возможность наиболее полного восприятия любого переживания.   Хотя позиции восприятия выглядят очень разными, на практике мы обычно перемещаемся между ними, осознавая лишь то, что «обдумываем» вопрос. Конечно же, каждый человек отдает предпочтение тому или иному образу мышления. Тот, кто склонен размышлять с отстраненной, объективной, обезличенной и абстрактной точки зрения, с большой легкостью пользуется третьей позицией восприятия, а человек, который без труда сопереживает другим, «чувствует их настроение», естественным образом склоняется ко второй позиции. Наконец, тот, кто обычно погружается в собственные, субъективные переживания, тем самым автоматически, руководствуясь инстинктом, занимает первую позицию восприятия.   Вы можете развить свои способности и научиться смещаться ко всем трем позициям, подстраиваться к позиции собеседника и таким образом укреплять раппорт. Опытные продавцы, посредники и консультанты чаще всего пользуются в своей работе всеми позициями.   Помимо выгод в общении, смена различных позиций восприятия способствует возникновению творческих идей и поискам решения трудных проблем. Подобный образ мышления буквально создает у нас в голове новые нейросети. Необычность восприятия, его «своеобразие» заставляет разум уделить особое внимание новым ощущениям. При переходе к непривычным позициям восприятия у нас начинаются неожиданные прозрения и интуитивные открытия. Итак, преимущества этого приема дают возможность выйти за границы сферы общения и совершенствовать все стороны нашего мышления.   Позиции восприятия образуют часть подхода под названием тройное представление, разработанного Джоном Гриндером и Джудит Делозье в их совместной книге «Черепахи на спуске». Смысл этого подхода сводится к тому, что благодаря свободным перемещениям между тремя позициями восприятия мы можем лучше понять карту собственного мышления и чужие карты действительности. Мы можем ощутить привкус богатства и разнообразия человеческого восприятия. Это умение поможет вам устанавливать раппорт, который необходим для того, чтобы вызывать перемены в себе и других. ^    РЕЗЮМИРУЮЩАЯ ПРЕСУППОЗИЦИЯ   Обучение – это жизнь. Мы не можем не учиться    Все родители знают, насколько быстро учатся дети до школы. Жизнь в эти годы кажется им захватывающим приключением. К сожалению, после того, как ребенок начинает отождествлять обучение со школой (которая нередко оставляет печальные воспоминания), темпы подлинного обучения резко снижаются. Мы не в силах ограничить обучение стенами школьного класса: обучение просто означает естественный для нас, людей, процесс жизни, выживания и достижения желаемого.   Мы учимся всякий раз, когда «промахиваемся» мимо цели, пробуем что-то новое и добиваемся того, чего хотели (а это прекрасно удается даже новорожденным). Мы остаемся в режиме обучения все то время, пока нам приходится извлекать смысл из целого потока поступающих сенсорных стимулов. Действительно, мы не всегда называем этот (в основном подсознательный) процесс обучением, но, несмотря на это, наша система продолжает действовать безукоризненно – мы просто не можем не учиться. ^    Вспомните человека, с которым вам трудно наладить отношения, и попробуйте занять вторую позицию. Постарайтесь видеть, слышать и ощущать так, как это делает выбранный вами человек. Обратите внимание на то, как меняется ваше отношение к этому человеку, какие перемены возникают в вашем поведении.   Вспомните человека, вызывающего у вас крайне отрицательные чувства. Попробуйте перейти к третьей позиции восприятия. Вы можете «примерять» взгляд самых разных наблюдателей: умудренного опытом друга, старика, пятилетнего ребенка, почтенного наставника и так далее. Обратите внимание на то, что проблемы теряют эмоциональный накал, а вы словно отдаляетесь от происходящего, благодаря чему можете рассмотреть картину под неожиданным углом.   Представьте реальное собеседование или встречу с глазу на глаз, которые предстоят вам в будущем. Выбирайте то событие, в котором вы хотите добиться определенного результата, но испытываете сомнения в успехе. Расставьте в комнате стол и стулья так, словно устраиваете настоящий разговор, займите «свое» место и мысленно произнесите то, что намерены сказать (первая позиция). Пересядьте на место собеседника, «войдите в его шкуру», и выслушайте самого себя, задаваясь вопросом о том, чего «он» хочет (вторая позиция»). Вернитесь на свое место, вспомните реакцию собеседника и подумайте о том, какие изменения нужно внести в свое поведение, чтобы вызвать более удачный отклик.   Отойдите в другой конец комнаты и сыграйте роль «режиссера» (третья позиция). Мысленно прокрутите «увиденную» сцену и оцените (с точки зрения режиссера), какие изменения нужно внести, чтобы улучшить разговор и добиться намеченного результата беседы. Оказавшись на этой, более объективной позиции, вы можете испытать совершенно иные впечатления и соответственным образом перестроить свои планы. Конечно, вам не обязательно переходить на различные позиции восприятия именно таким, «театральным» способом, но он может помочь вам овладеть этим искусством.   Найдите в опыте прошлого те случаи, когда, по вашей оценке, вы потерпели неудачу. Возможно, вам вообще хотелось бы забыть об этих провалах. Постарайтесь найти по меньшей мере три примера того, какую пользу этот опыт уже принес или может принести в будущем. Обратите внимание, что даже болезненные обстоятельства приносят полезные уроки. Воспользуйтесь своими творческими способностями. Начните замечать в любых событиях признаки обучения, а также извлекать урок из давних воспоминаний. Следите за тем, какие позиции восприятия вы при этом занимаете.   Вспомните различные примеры письменных материалов, которые служат иллюстрацией тем или иным позициям восприятия. Какую форму письменного изложения вы понимаете лучше? Какая из них оказывает на вас большее влияние? Какими способами вы можете отразить разные позиции восприятия на письме и в речи?
Читайте также:  Энтони роббинс - психология

1   …   10   11   12   13     15   16   17   …   24Скачать, 4412.42kb.Поиск по сайту:
DoGendocs.ru

Источник: http://do.gendocs.ru/docs/index-304176.html?page=14

Точность восприятия партнера по общению

Точность восприятия партнера по общению

Люди как правило высказывают одно, а думают совсем другое, поэтому очень важно понимать их истинное состояние.

При передаче информации лишь 7% от нее сообщается посредством слов (вербально), процентов 30 выражается звучанием голоса (тональностями, интонацией…) и более 60% идет по прочим невербальным (взгляд, жесты, мимика…) каналам.

Для правильного понимания говорящего оценивать произносимое желательно в неразрывной связи слов, речи, пантомимики и других «сопроводителей» общения, доводя свое восприятие до некоторой завершенности.

Испытываемые в душе эмоции люди обычно выражают:

  • — конвенциально (стандартно принятым в данной среде общения способом);
  • — спонтанно (непроизвольно).

Когда партнер стремится не выдать то, как он относится к сообщаемому, все может ограничиться простым конвенциальным невербальным намеком, бывающим иной раз истинным, но чаще дезориентирующим.

Люди нередко взвешивают свои слова и контролируют мимику, однако человек способен следить одновременно не более чем за двумя-тремя из всех рождаемых внутри реакций. Благодаря такой «утечке информации» при наличии у Вас соответствующих знаний и опыта имеется возможность выявлять те чувства и стремления, которые объект предпочел бы утаить.

Непроизвольно возникающие у людей реакции сугубо индивидуальны и хорошо читаются лишь при отменном знании партнера. Непонимание сего момента способно привести к фатальному самообману в познании другого человека.

Оценивая персональную экспрессию, в учет берут не только врожденные различия, но и влияние традиций, воспитания, среды и общей жизненной культуры.

Осознавать желательно как фоновое состояние (настроение) индивида, так и его реакцию на некий появляющийся стимул (зондаж, поступок, ситуацию…).

Значительно отчетливее, чем у мужчин просматриваются наличествующие эмоции у женщин, которые обычно (хотя и не всегда) легко читаемы.

Успешность в сокрытии своих чувств зависит от натуры человека (холерику это труднее, чем флегматику…), сопутствующих обстоятельств (затрагиваемости, неожиданности…) и опыта воспринимающего.

При стимулировании личных чувств, для большей убедительности все экспрессивные средства обычно применяют в избытке. Не забывайте этот факт оценивая искренность других людей и пробуя изображать свои переживания.

Эмоциями человека повелевает правое из полушарий мозга, а логикой и речью — левое. Вдобавок каждое из этих полушарий координирует свою всегда разноименную сторону тела. Поэтому: все то, что человек старается продемонстрировать другим, отображается на правой половине его тела, а то, что он в реальности переживает — на левой.

Переживания, возникающие в душе какого-либо человека, высвечиваются в его облике и движениях вполне определенным образом, и то как это происходит мы здесь подробно рассмотрим.

Мимика лица

Под действием испытываемых индивидом чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых структур, которые определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать.

Об искренности человеческой эмоции обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины.

Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды…) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее нужна порядочная практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие…) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение…).

Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно (усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, ну а скривленный в одну сторону рот — о скепсисе или насмешке…).

Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

  • чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении;
  • кривая улыбка — знак контролируемой нервозности;
  • улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться;
  • улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства;
  • улыбка без подъема нижних век — неискренность;
  • улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза.
Читайте также:  Сверхъестественное - психология

Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

  • радость: грубы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;
  • интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;
  • счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;
  • удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;
  • отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;
  • презрение, бровь приподнята, лицо вытянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;
  • страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции…); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх;
  • гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;
  • стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;
  • скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

Взгляд и глаза

Откровенно говорят о внутренних переживаниях человека его глаза, недаром опытные «игроки» пытаются скрывать их выражение за стеклами темных очков.

Людей обычно выдают:

  • какие-либо изменения в обычном выражении глаз — возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул;
  • непроизвольные движения глаз (заметно «бегающие глаза») — тревога, стыд, обман, страх, неврастения;
  • блестящий взгляд — горячка, возбуждение;
  • остекленелый взгляд — чрезвычайная слабость;
  • увеличение зрачков — ощущение интереса и получение удовольствия от информации, общения, фотографии, партнера, пищи, музыки и прочих внешних факторов, принятие чего-либо, но также и сильное страдание; употребление некоторых лекарств и наркотиков (марихуаны, кокаина…);
  • сужение зрачков — накатывание раздражения, злобы, ненависти и сходных отрицательных эмоций, непринятие чего-либо; действие определенных наркотиков (морфия, героина…);
  • сумбурные движения зрачков — знак опьянения (чем больше таковых движений, тем человек пьянее);
  • усиленное моргание — возбуждение, обман.

Люди всегда предпочитают смотреть на тех, кем они явно восхищаются, или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения с близкого расстояния; женщины при этом проявляют больший визуальный интерес, чем мужчины.

В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза когда слушают, а не когда говорят, хотя осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.

Субъект, который смотрит Вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения либо не честен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза испытывает к Вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.

Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку:

  • «отсутствующий взгляд» — сосредоточенное размышление;
  • переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок — падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнера;
  • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) — признак враждебности и явного желания доминировать;
  • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) — знак сексуальной заинтересованности;
  • отвод и опускание взгляда — стыд, обман; — взгляд сбоку — недоверие;
  • взгляд то отводится, то возвращается назад — отсутствие согласия, недоверие.

Поза и ее детали

Значительную информацию о внутреннем настрое человека дает статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности.

Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида.

Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:

  • руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен — чувство уверенности в себе и превосходства над другими;
  • корпус подан вперед, руки (подбоченясь) на бедрах — уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца;
  • стояние, опираясь руками о стол или стул — ощущение неполноты контакта с партнером;
  • руки с расставленными локтями заведены за голову — осознание превосходства над другими;
  • закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов; — знак агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе;
  • высовывание больших пальцев рук из карманов — знак превосходства;
  • скрещенные конечности — скептическая защитная установка;
  • нескрещенные конечности и расстегнутый пиджак — установка доверия;
  • наклон головы в сторону — пробуждение интереса;
  • наклон головы вниз — отрицательное отношение;
  • легкий отклон головы назад — знак агрессивности;
  • сидение на кончике стула — готовность вскочить в любой момент чтобы: либо уйти, либо действовать в создавшейся ситуации, либо унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подключиться к разговору;
  • закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди — знак «отключения» от разговора;
  • забрасывание ноги на подлокотник кресла (сидя на нем) — пренебрежение к окружающим, потеря интереса к разговору;
  • скрещенные лодыжки у сидящего — сдерживание неодобрительного отношения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, негативное защитное состояние;
  • положение (сидя или стоя) с ногами ориентированными на выход — явное желание прекратить разговор и уйти;
  • частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость — внутреннее беспокойство, напряженность;
  • вставание — сигнал о том, что некое решение принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало…;
  • сцепленность пальцев рук — разочарование и желание скрыть отрицательное отношение (чем выше расположены при этом руки, тем сильнее негатив);
  • кисти рук соединены кончиками пальцев, но ладони не соприкасаются — знак превосходства и уверенности в себе и в своих словах;
  • руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены — перед ртом — скрывание своих истинных намерений, игра с партнером в кошки-мышки;
  • поддерживание головы ладонью — скука;
  • пальцы, сжатые в кулак расположены под щекой, но не служат для опоры головы — признак заинтересованности;
  • подпирание большим пальцем подбородка — знак некоей критической оценки;
  • обхватывание своего бокала двумя руками — замаскированная нервозность;
  • выпускание дыма от сигареты вверх — положительный настрой, уверенность в себе;
  • выпускание дыма от сигареты вниз — негативный настрой, со скрытыми или подозрительными мыслями.

Жесты и телодвижения

«Жест есть не движение тела, а движение души». Он сообщает о желании человека и о том, что тот в этот момент испытывает, а привычный для кого-то жест — свидетельствует о черте его характера.

Внешне одинаковые жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие вещи, но существуют и тождественные моменты:

  • активная жестикуляция — частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;
  • чрезмерная жестикуляция — признак беспокойства или неуверенности.

При определении мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию:

  • демонстрация открытых ладоней — показатель откровенности;
  • сжатие кулаков — внутреннее возбуждение, агрессивность (чем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее сама эмоция);
  • прикрывание рта рукой (или бокалом в руке) в момент речи — удивление, неуверенность в произносимом, ложь, доверительное сообщение, профессиональная подстраховка от чтения по губам;
  • прикосновения к носу или легкие почесывания его — неуверенность в сообщаемом (как собой, так и партнером), ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента;
  • потирание пальцем века — ложь, но иной раз — ощущение подозрительности и лжи со стороны партнера;
  • потирание и почесывание различных фрагментов головы (лба, щек, затылка, уха…) — озабоченность, смущение, неуверенность;
  • поглаживание подбородка — момент принятия решения;
  • суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и раскручивание авторучки, троганье частей одежды…) — настороженность, нервозность, смущение;
  • пощипывание ладони — готовность к агрессии;
  • покусывание ногтей — внутреннее беспокойство;
  • всевозможные движения руки поперек тела (поправить часы, прикоснуться к запонке, поиграть пуговицей на манжете…) — маскируемая нервозность;
  • собирание «ворсинок» с одежды — жест неодобрения;
  • оттягивание от шеи явно мешающего воротничка — человек подозревает, что другие распознали его обман, нехватка воздуха при гневе;
  • протирание стекол очков либо помещение дужки их оправы в рот — пауза для обдумывания, просьба подождать;
  • снятие очков и бросание их на стол — чрезмерно острый разговор, трудная и неприятная тема;
  • гашение или откладывание сигареты — период максимального напряжения;
  • слишком частое сбивание пепла с сигареты — тягостное внутреннее состояние, нервозность;
  • наклон головы набок — пробуждение интереса;
  • быстрый наклон или поворот головы в сторону — желание высказаться;
  • постоянное отбрасывание якобы «мешающих» волос со лба — беспокойство;
  • явное стремление опереться на что-либо или прислониться к чему-либо — ощущение сложности и неприятности момента, неразумение того, как выкрутиться из создавшегося положения (всякая опора повышает уверенность в себе…).

Интонации голоса

Голос довольно точно сообщает окружающим о текущем состоянии человека (о его переживаниях, отношении к фактам, самочувствии, а нередко — и о темпераменте, о чертах характера).

Уловить эмоции объекта (гнев и печаль — легче, ревность и нервозность — сложнее…) позволяет ТОН его голоса.

Источник: http://voindao.ru/tochnost-vospriiatiia-partnera-po-obshcheniiu/

Ссылка на основную публикацию