Уровень осознанности родителя — психология

Уровни общественного сознания человека: философия и психология

Сознание – идеальная форма отражения, воспроизведения и порождения действительности. Это нечто идеальное, что, тем не менее, существует объективно! Уровни сознания – это различные способы отражения и порождения действительности.

Философия и психология сознания

Сознание «живет» не только в голове у каждого человека (как считает большинство людей), но и вне человеческих тел, вокруг и между ними.

Ученые предполагают, что сознание возникло в незапамятные времена, когда люди стали совместно трудиться. Коллективный труд – это труд, при котором личные действия каждого трудящегося приобретают общественный смысл. Совместные, общие знания и смыслы породили сознание.

Как во многих словах великого и могучего русского языка, смысл слова «сознание» в нем самом – «со-знание» – совместное знание. И хотя люди привыкли думать, что сознание их собственное, личное (принадлежащее личности), часть «Я», это не так.

Проблема двойственности (субъективности и одновременно объективности) сознания признается вечной и неразрешимой в психологии. Это также одна из самых сложных для понимания проблем в философии.

По словам выдающегося русского ученого В. И. Вернадского, сознание – громадное тело, находящееся в пульсирующем равновесии, порождающее новые формы и всепроникающее. Это некий невидимый «эфир» в мире.

Психологи, так же как и многие философы, признают, что сознание как идеальная форма существует до и вне отдельного индивида и является движущей силой индивидуального развития.

Сознание субъективируется по мере роста человека, по мере формирования и развития его личности.

Неспроста ведь, до того как предметом изучения науки психологии стала психика, им было сознание! И в наши дни психика часто отождествляется с сознанием.

Сознание по Л.С. Выготскому (советский психолог, основатель культурно-исторической теории) – главное условие и средство овладения собой. Чем более человек сознателен и осознан (умеет концентрироваться на том, что происходит с ним в настоящий момент и понимать эти процессы), тем более он знает себя, тем лучше он живет.

Чем более развито в человеке сознание, тем скорее он – творец своей судьбы, создающий жизнь, а не бессмысленно существующий. Ведь сознание – это идеальная форма порождения действительности.

Классификация уровней сознания по Д. Хокинсу

Сознание – это сложнейшая реальность, имеющая уровни и на каждом из них – структурные компоненты.

Существует несколько классификаций уровней сознания. Одна из них была предложена американским врачом-психиатром Д. Р. Хокинсом (1927-2012). Изложена данная концепция в его книге «Сила против Насилия» (Power vs Force).

17 уровней сознания Д. Хокинса:

  1. Позор (shame). Низший уровень, от которого до смерти один шаг. На этом уровне человек ненавидит себя и мир. Здесь он обдумывает самоубийство либо убийство.
  2. Вина(guilt). На этом уровне у человека, так же как и на низшем уровне, есть тенденции к саморазрушению. В сознании – всепоглощающая вина, мысли о себе как о грешнике, недостойном прощения.
  3. Апатия(apathy). Человек на этом уровне ощущает безнадежность. Главенствует полная убежденность в личной беспомощности. Это уровень выученной беспомощности, отверженности и позиции «вечной жертвы обстоятельств».
  4. Горе (grief). Уровень грусти, тоски, депрессии. Сюда можно попасть после потери близкого человека.
  5. Страх(fear). Уровень, который вводит в бесконечную тревогу, страх, панику, мир кажется опасным и ненадежным. Здесь может развиваться паранойя. Этот уровень – ловушка сознания, из которой можно выбраться, если обратиться за помощью к другим людям, находящимся на более высоком уровне.
  6. Желание (desire). Это уровень стремлений без цели, страстей, похоти, влечений, тяги к всевозможным вредным привычкам. Человек здесь – Потребитель и материалист. Его «Хочу!» затмевает его разум.
  7. Гнев(anger). Уровень ненависти и разочарований. Человек не может исполнить все свои желания и оттого злится. Этот уровень может как подстегнуть развитие личности, так и «потопить» в ненависти. Люди с преобладающим уровнем сознания Гнев часто создают пары с теми, у кого главенствует Страх.
  8. Гордость(pride). Первый уровень, на котором человек чувствует себя хорошо! Но это обманчивое чувство… Дело в том, что оно слишком зависит от внешней среды и условий жизни, поэтому уязвимо.  Это уровень иррационального самоотречения и самообороны. Человек здесь настолько привязан к своей вере, что любую атаку на созданную в сознании картину мира воспринимает как атаку на себя лично. Когда в сознании многих людей преобладает Гордость, рождается национализм, расизм, начинаются войны.
  9. Храбрость(courage). Первый уровень настоящей силы! Отсюда начинается путь к Истине. Здесь человек видит, что жизнь полна испытаний, но это не угнетает его, а напротив, вдохновляет развиваться. На этом уровне люди стремятся повышать мастерство, развивать способности, таланты, заниматься карьерой, образованием, улучшением внешнего вида и личной жизни. Будущее воспринимается как возможность роста.
  10. Нейтралитет (neutrality). Гибкая, расслабленная и необремененная жизнь, удовлетворенность собой. Что бы ни случилось, человек на этом уровне сознания справляется с препятствиями, он чувствует себя в безопасности, доверяет миру. Такие люди работают на себя, умеют ладить с окружающими и в целом довольны жизнью. Очень комфортный уровень.
  11. Готовность(willingness). На этом уровне сознания человек чувствует себя безопасно и комфортно настолько, чтобы начать использовать свою энергию более эффективно, нежели на предыдущем уровне. Просто сводить концы с концами не кажется уже ему хорошей идеей. Люди на этом уровне сконцентрированы на том, чтобы работать хорошо, показывать свои лучшие результаты, приносить пользу обществу. Тайм-менеджмент, продуктивность, трудолюбие и самоорганизация — это все про них. Такие люди — «солдаты» общества, они делают свою работу и не жалуются. Готовность – уровень развития воли и дисциплины, где само сознание становится более организованным и дисциплинированным.
  12. Принятие(acceptance). На этом уровне происходит мощный сдвиг сознания, человек «пробуждается» для проактивной жизни. Это уровень постановки и достижения высоких целей. Только здесь человек действительно начинает брать на себя ответственность за свою роль в этом мире. Здесь люди умеют определять желаемое и достигаешь его, четко видят полную картину своей жизни и стремятся к идеальному образу жизни. Рекомендуем ознакомится со статьей “Как создать идеальный образ жизни”.
  13. Интеллект (reason). На этом уровне сознания человек наконец-то переступает эмоциональные аспекты низших уровней и начинает мыслить ясно и рационально. По достижению этого уровня, появляются способности использования разума на полную мощь. У личности есть дисциплина и проактивность, чтобы полностью выразить свои врожденные способности и  заниматься значительными для мира делами. Хокинс пишет, что это уровень Эйнштейна и Фрейда. К сожалению, до этого уровня «дорастают» немногие.
  14. Любовь(love). Уровень осознания безусловной любви. На предыдущем уровне Интеллекта в какой-то момент человек приходит к осознанию, что жить только умом слишком скудно, узко, что есть что-то более значимое. На уровне Любви интеллект и все другие таланты личности начинают работать на сердце (не на эмоции, но на большие чувства). Здесь человек понимает свою связь со всем, что существует на Земле, узнает Любовь. Это уровень пробуждения для истинного предназначения. Личность начинает руководствоваться силами, большими, чем она сама. Интуиция становится невероятно мощной. Появляется чувство освобождения. Мотивы здесь чисты и не испорчены страстями. Это уровень служения человечеству.
  15. Радость(joy). На этом уровне сознания царит чувство проникающего и непоколебимого счастья. Так мыслят святые и духовные учителя. На этом уровне человек чувствует себя потрясающе, просто находясь среди людей. Здесь жизнь полностью управляется интуицией. Больше нет нужды в целях и детальных планах, расширенное сознание позволяет оперировать более высокими понятиями.
  16. Мир(peace). Полная трансцендентность. Этого уровня достигает один из 10 миллионов. Здесь все совершенство, гармония, блаженство.
  17. Просветление(enlightenment). Высший уровень сознания. Его невозможно описать, здесь все – читая осознанность и единение, Бог – Высшее «Я». Хокинс назвал Просветление уровнем Иисуса. Даже мысли о людях этого уровня могут поднять сознание простого человека на более высокий уровень.

Человек может в разное время и в разных обстоятельствах пребывать на разных уровнях сознания, но все же какой-то один является преобладающим.

Сознание можно и нужно развивать! А начать как раз следует с того, чтобы определить свой уровень сознания и поразмыслить над вопросами:

  • Что необходимо изменить в себе, чтобы не опуститься ниже?
  • Что необходимо изменить в себе, чтобы подняться выше?

Интересно, что не только люди, но и события и целые общества могут быть ранжированы в соответствии с уровнями сознания, предложенными Хокинсом.

Описание иной, но не менее интересной и полезной для самопознания, классификации сознания Вы найдете в статье “Три уровня сознания: Жертва, Хозяин, Волшебник”.

Какой уровень сознания является для Вас преобладающим?

Примечание. 

Уважаемый читатель! Если Вы прочитали эту статью, вероятно, Вы находитесь на уровне не ниже Храбрости, скорее всего на уровне Готовности, потому что на более низких уровнях сознания у Вас бы даже не возник сознательный интерес к самопознанию!

Читайте также статью “Как повысить уровень сознания”

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/urovni-soznaniya-ot-nizshego-k-vysshemu-po-d-xokinsu

Список уровней сознания по Дэвиду Хокинсу

О том, что такое уровни сознания человека и почему полезно знать свой – в статье «Эволюция человека по Дэвиду Хокинсу». Здесь — список уровней с кратким описанием каждого.

Уровень 1. Отчаяние и позор

Этот уровень – самый энергетически бедный и опасный. Человек находится в депрессии и ненавидит себя. Для него притягательна смерть, он может романтизировать ее, играть с ней, обдумывать самоубийство.

На духовном уровне это ощущение, что Бог оставил человека, или, если речь идет об атеисте, что ничего не имеет смысла. Здесь находятся люди, совершающие самоубийства, а также немотивированные убийства.

В глубине отчаяния нет сил и желания что-то менять. Многие из нас, возможно, временно проваливались на этот уровень и имеют представление о нем, но когда человек живет на нем – ему необходима помощь.

Путь к росту: принятие помощи и смирение, обращение за психологической или духовной помощью, готовность ее принять.

Уровень 2. Чувство вины и мстительная ненависть

Он энергетически чуть более сильный, чем предыдущий, но также очень сложный. Его основная особенность – чувство вины. Невозможность простить прошлое – как себе, так и другим, размышления о грехе или, в качестве формы протеста – отрицание всякой вины вообще и аморальность.

Такие люди склонны к суициду, самоистязанию, а также жестокости – потому что чувство вины вызывает ненависть. На духовном уровне появляется парадоксальное явление: ненависть к греху – духовная ловушка, в которой мы сами начинаем делать то, что порицаем. Образ гневного и мстительного бога.

Поиск справедливости и насаждение духовности насильно.

Путь к росту: понимание, что грех – это просто ошибка. Принятие ограниченности нашего восприятия и, как следствие, неизбежности ошибок. Культивирование «сдержанного сожаления» вместо самобичевания. Превращение чувства вины в «разумную совесть», которая помогает исправлять ошибки.

Уровень 3. Апатия

Основная эмоция – печаль. Для людей характерны равнодушие, небрежность, бедность и беспомощность. Это потерянная надежда. Здесь находятся бездомные, бродяги, отверженные обществом люди. Низкий уровень энергии и интереса. Позиция жертвы. Зависимые отношения. Неспособность к ответственности.

Путь к росту: воля, но не в том смысле, какой мы обычно вкладываем – сила воли, а воля божественная, которая может помочь человеку перейти на следующий уровень. То есть отказ от гордыни и обращение за помощью к силам, которые больше нас.

Уровень 4. Горе

Уровень печали и опустошения. Каждый из нас знаком с таким состоянием – но обычно оно длится недолго. Но если остаться в таком состоянии, то жизнь наполняется бесконечным сожалением и депрессией.

Человек видит горе и печаль во всем, чувствует, что неспособен заменить утраченное (близкого человека, отношения, социальное положение). Обобщение и перенос негативных эмоций от потери на все сферы жизни.

Горе обладает большей энергией, чем апатия, и переход к этому состоянию от предыдущего – уже большой скачок. Но важно не зациклиться здесь.

Горе связано с потерями и с ощущением обладания, с привязанностями. Это эгоистичное чувство, которое связано с переносом источника счастья изнутри наружу – например, в другого человека.

Путь к росту: проживание горя, осознание отрицательных эмоций, разрешение себе прожить и прочувствовать их. Просьба о помощи. Неважно, к кому – к духовному учителю, Богу, если вы верите в Бога, к психотерапевту.

Уровень 5. Страх

Мир представляется ненадежным и полным опасностей, а жизнь посвящена способам избежать их. Здесь энергии уже больше, потому что страх мотивирует человека действовать. При этом он может превратиться в паранойю или одержимость, ограничивает возможности развития, подавляет интерес к жизни.

Важно не путать страх, как эмоцию, и страх, как стиль жизни. Эмоция страха неизбежна и даже нужна для выживания, предупреждая нас о реальной опасности, но если бояться всего и всегда, то вся жизнь становится избеганием действительных и мнимых ужасов.

Читайте также:  Невротик - психология

Отрицание страха – тот же уровень и приводит к рискованным действиям, браваде.

Путь к росту: работа со страхом и осознание его причин, проработка негативных чувств и разрешение им быть, принятие страха.

Уровень 6. Желания

Страсти, привязанности, вредные привычки, желание одобрения и внимания, материальных благ и так далее. Это более высокая стадия, чем апатия или горе, и даже страх, потому что, чтобы желать, нужно иметь энергию. Оборотная сторона желания – зависть, ревность и неудовлетворенность тем, что имеешь, постоянное чувство нехватки.

Путь к росту: понять, что стоит за желанием приобрести или получить те или иные блага. Например, задав себе вопрос: что будет, если станешь богатым, и честно на него ответив. Богатство, например, может быть заменой любви, синонимом безопасности или способом добиться признания.

Уровень 7. Гнев

Раздражительные, несдержанные люди, которые становятся зачинщиками ссор, или даже войн. Гневливый человек ищет и находит врага во всем.

Желание вызывает неудовлетворенность, которая порождает гнев. Здесь больше энергии, чем на предыдущих уровнях, но ее можно просто прожигать впустую, а можно использовать, чтобы подняться выше.

Путь к росту: отказ от поиска несправедливостей, отказ от ожиданий того, что мир нам «должен». Смена фокуса с мира на себя – в плане изменений. Принятие ответственности за события своей жизни. Это требует большой честности и готовности к работе.

Уровень 8. Гордыня

Здесь люди чувствуют себя не так уж плохо – самооценка повышается, и мы готовы примириться с собой и миром хотя бы на каком-то уровне. Гордыня в виде стремления к успеху одобряется социумом, и в целом является рывком вперед.

При этом это все еще негативное состояние, которое означает невежество, отрицание и фанатизм. Это оборонительная позиция, занятая вынужденно.

Гордыня – это разделение людей: на своих и чужих, на классы по социальному успеху или богатству, любым другим признакам.

Путь к росту: уязвимость, которую защищает гордыня, закладывается в детстве, когда мы зависимы от мнения взрослых. Таким образом, она возникает, если не формируется нормальная самооценка. Поэтому работа с самооценкой, ее стабильностью – способ перейти на следующий уровень. Отказ от гордыни.

Здесь, в понимании Хокинса, кончаются уровни низшего разума и начинаются уровни «линейного ума». Это качественно новые состояния ума и души, здесь начинается развитие, а не только борьба с прошлым или его продолжение.

Уровень 9. Храбрость

Это первый уровень настоящей силы и уровень расширения возможностей. Здесь – исследования, достижения, стойкость и решимость. Человек готов переживать новое, может использовать возможности, которые дала ему жизнь, а не только выживать. Рост и обучение становятся достижимы.

Появляется способность встречать препятствия лицом к лицу, способность двигаться вперед, несмотря на них. Здесь есть интерес к личному развитию, пока что в виде материальных или социальных достижений, образования, наработки интеллектуального багажа и так далее. Возникает ответственность, честность по отношению к себе и другим.

Смелость – не отсутствие страха, а способность его преодолеть.

Путь к росту: этот уровень становится самоподкрепляющим и здесь человек может работать над собой и без чужой помощи. Стремление к равновесию, самоконтролю, различению истины. Повышению уровня сознания помогают: избегание искушений, принятие ответственности, принятие собственного несовершенства. Социальная ответственность.

Уровень 10. Нейтралитет

Живи сам и давай жить другим. Это гибкая, расслабленная позиция, где уже нет места дуализму и жесткости в суждениях: разные явления мира принимаются, как данность. Ощущение внутренней уверенности – не получу это, получу другое. Относительная непривязанность к результатам.

Внутренняя целостность. Источник счастья не проецируется в окружающий мир, и потому есть относительная свобода от тревоги. С людьми на уровне нейтралитета очень легко ладить: их больше не интересуют конфликты и чувство превосходства, не мучает чувство вины.

Доверие к Богу и Вселенной.

Путь к росту: здесь больше нет долженствований, победителей и проигравших, человек наслаждается отдыхом после предыдущих сложных уровней, испытывая благодарность за свое положение. Необходимо настроиться на дальнейший рост, большую активность и продолжать движение, не оставаясь в сладком равновесии.

Уровень 11. Готовность

Это путь к высшим уровням осознанности. Развитие воли, силы, дисциплины.

Здесь люди становятся искренне дружелюбными и спокойно относятся к различным социальным атрибутам: могут работать на не престижной работе, не испытывая никаких негативных эмоций.

Они с радостью помогают другим или работают на общественных началах.  Сочувствуют и откликаются, имеют высокую самооценку и признаны другими людьми. Легкость работы над собой.

Путь к росту: ограничение этого уровня – в сосредоточении на «Я», в уверенности в том, что оно имеет некие заслуги и реально, является причиной успеха. Духовная практика бескорыстного служения подталкивает сознание на следующий уровень.

Уровень 12. Принятие

Понимание, что человек сам является источником и создателем собственной жизни. Принятие – не пассивность, а вовлечение в жизнь на ее условиях, без попытки подчинить ее планам.

Проактивность, ответственность, человек понимает, что источник любви находится внутри него и не требует ее от других. Эмоциональные столкновения уходят на задний план, приходит спокойствие. Меньше двойственных суждений, дихотомии мышления.

Способность прощать, принимать и не судить. Мудрость. Свобода от потребности в одобрении другими. Отстранение от споров.

Путь к росту: освобождение от власти эмоций, власти эго, которое считает себя причиной всех хороших изменений и присваивает себе благочестие и доброту, развитие интеллекта.

Уровень 13. Интеллект

Интеллект и рассудительность, ясное и рациональное мышление, независимость от эмоций, использование разума на полную мощность. Понимание информации и логики, способность к синтезу и использованию абстрактного мышления. Это великие мыслители, которые совершали важные открытия и прорывы в разных сферах науки, культуры и  искусства.

Путь к росту: слабость этого уровня – любовь к теоретическим построениям, концептуализации.

Здесь человек может сделать интеллектуальные забавы самоцелью, не понимая ограниченность разума, который может сам по себе стать препятствием к достижению высших уровней сознания.

Смирение, преодоление ограниченности мышления, духовное намерение к росту, духовная практика. Понимание суетности мышления.

Уровень 14. Любовь

Наполненность любовью. Любовь не занимает позиций и смотрит в самую суть. Она исходит от сердца, и поэтому выше разума. Она обладает способностью совершать подвиги и поддерживать других.

Разум имеет дело с частностями, а любовь – с целым. Любовь расширяет чувство «я» и не знает ограничений. Она может быть единым целым с другим.

Здесь счастье – основное качество жизни, но любовь еще зависит от внешних условий, склонностей, от убеждений человека.

Путь к росту: здесь еще есть ограничения, обусловленные прошлым негативным опытом или социальным давлением. Путь на следующий уровень – отказ от «условной любви», как от чувства между двумя людьми, и распространением ее на людей вообще, отказ от понятия «другие».

Уровень 15. Радость и безусловная любовь

Внутренняя радость и безусловная любовь рождаются, когда любовь предыдущего уровня становится всеобъемлющей. Это уровень святых, духовных учителей, целителей. Основное качество – сострадание.

На этом уровне люди видят мир совершенным и светлым, все происходит легко благодаря чудесным совпадениям и развитой интуиции. Здесь не нужны цели и планы – сознание становится шире.

Есть желание использовать свое состояние на благо всей жизни, а не отдельных людей.

Путь к росту: отказ от ограничивающих убеждений, преодоление привязанности к сладкому состоянию безусловной любви, которая сама по себе может стать препятствием на пути к дальнейшему росту.

Следующие три уровня Дэвид Хокинс называет просветленными или нелинейными состояниями. В видеоматериале я описываю их как два этапа – для упрощения восприятия. А здесь вы можете прочитать о них немного подробнее.

Уровень 16. Гармония, блаженство

Трансцендентальность, все вокруг сияет, постоянное состояние блаженства. На этом уровне находятся великие произведения искусства, которые могут на время перенести нас в похожие состояния. Отсутствие отделения между объектом, субъектом и действием, отсутствие интерпретаций.

Путь к росту: отказ от позиции наблюдателя или свидетеля и связанных с ней выгод.

Уровень 17. Осознание «я»

Полная трансцендентность. Уровень мудрецов, великих учителей Адвайты или Веданты. Мощное вдохновение, нет переживания индивидуального.

Путь к росту: смирение на все более глубоких уровнях.

Уровень 18. Полное просветление

Осознание «я». Высший уровень сознания, где человеческое полностью сочетается с божественным. От тех, кто достиг этого уровня, произошли мировые религиозные учения, хотя сами религии находятся много ниже из-за поздних интерпретаций. Личности на этом уровне – Будда, Иисус. Они продолжают влиять на нас и сейчас: к примеру, даже думать о них – уже очищает сознание любого человека.

https://www.youtube.com/watch?v=T4Fmwvf53io

Если вы хотите подробно узнать об уровнях сознания, рекомендую прочесть книгу Дэвида Хокинса «От отчаяния к просветлению: эволюция сознания».

Вадим Куркин

Источник: https://vadimkurkin.com/blog/zanimatelnaya-psikhologiya/spisok-urovney-soznaniya-po-devidu-khokinsu/

Характер и степень влияния родительского отношения к ребенку

Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать – ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей; черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса; семейные роли ребенка; стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе.

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.

Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности.

Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна.

Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения.

Симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А.Я. Варга, 1987).

Поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В.Н. Дружинин, 1996).

Сотрудничество, изоляция, соперничество, псевдосотрудничество.

Авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа (А.С. Макаренко).

Позиции-шаблоны, калечащие семейные, в том числе и детско-родительские отношения: заискивающий «миротворец»; «обвинитель»; расчетливый «компьютер»; сбитый с толку, «отвлекающийся».

Позитивная модель поведения – гибкая, или уравновешенная, где различные приемы используются не автоматически, а сознательно, с учетом последствий своих действий (В. Сатир, 2000).

Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия:

  • его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);
  • возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);
  • темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);
  • религиозность;
  • национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);
  • социальное положение;
  • профессиональная принадлежность;
  • уровень общей и педагогической культуры.

Источник: http://centrparus.ru/roditelskoe-otnoshenie-k-rebenku/

Уровни сознания личности

Мировоззрение

В зависимости от уровней сознания развивается рефлексия человека, его способность глубоко мыслить и рассуждать.

15 июля 2017

1 726 0

Сознание представляет собой модель психического отражения существующей реальности. Сознанием также называют состояние личности, при котором она способна испытывать субъективные переживания по поводу какой-то ситуации.

Эти переживания могут касаться как внешней реальности, так и внутреннего мира данной конкретной личности. Сознание нам необходимо для того, чтобы составить свое индивидуальное представление о мире, стать личностью.

Чем выше уровень сознания у человека, тем более восприимчивым и целостным он становится.

Основные уровни сознания личности

Традиционно в психологии принято выделять три основных уровней сознания: высокий, средний, низкий. В зависимости от уровней сознания развивается рефлексия человека, его способность глубоко мыслить и рассуждать.

Высокий уровень сознания

Данный уровень сознания характеризуется сильно развитой интуицией. При высоком уровне сознания человек даже иногда может прогнозировать какие-то события, видеть для себя новые перспективы и возможности.

Он способен заранее рассмотреть ситуацию под определенным углом зрения и понять, нужно ли в ней участвовать или нет. Как правило, уровень сознания сильно связан со сферой деятельности человека. Высокие показатели встречаются у интеллектуалов.

Человек мыслящий постоянно находится во власти размышлений, у него имеется склонность к рефлексии. С помощью конкретной мысли он может  вытащить себя из начавшейся депрессии или, напротив, погрузиться в глубину тяжелых переживаний.

Такой внутренний анализ происходящих событий позволяет лучше понять самого себя, а также научиться слышать окружающих (их нужды, потребности, желания).

Люди творческих профессий так же могут отнести себя к данной группе. Художники, поэты, музыканты, артисты обладают способностью чувствовать ситуацию изнутри, интуитивно знают, как лучше поступить в сложившихся условиях. Высокий уровень сознания говорит об ответственном подходе к качеству жизни. Такие люди стремятся во всем жить правильно и по совести.

Читайте также:  Конфликт и статус - психология

Средний уровень сознания

Данный уровень сознания имеет большее количество обывателей. Кто такой обыватель и кого можно так назвать? Это среднестатистический человек, который живет только насущными проблемами и не стремится забивать себе голову разными возвышенными поисками.

Его не волнуют вопросы бытия и смысла жизни, какие-то глубоко философские и экзистенциальные темы. Что заботит обывателя? В первую очередь, конечно, удовлетворение собственных нужд и потребностей: еда, сон, хороший заработок, оплата счетов.

На большее не остается ни сил, ни желания.

Средний уровень сознания присущ большинству людей. В этом нет ничего плохого. Эти люди просто живут «как все», не стремятся ничем выделяться из толпы, занимать свое воображение сложными рассуждениями.

Низкий уровень сознания

Данный уровень сознания можно назвать невежественным. Встречаются люди, которые довольствуются малым и не стремятся совсем развивать свою личность. Они живут, основываясь на каких-то примитивных утверждениях и не обременяют себя мыслями о высоком и вечном.

Даже достижения среднестатистического человека представляются им далекими и ненужными. Низкий уровень сознания отмечается примитивным мышлением, неспособностью прогнозировать ситуацию вперед. Такой человек, как правило, никогда не думает о последствиях своих поступков.

Для него все происходящее случается как будто само собой и совершенно неожиданно.

Таким образом, уровни сознания – это сложная и многослойная тема. У каждой личности свои убеждения и стремления.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/mirovozzrenie/urovni-soznaniya.html

Самосознание. Развитие самосознания и Я-концепции

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его Я, его самосознания.

Формирование последнего становится венцом развития сознания. В результате человек не только может отражать внешний мир, но, выделив себя в нем, познавать и свой внутренний, переживать его и определенным образом относиться к себе.

Мерилом этого отношения являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление о себе, делает его более многогранным.

Сознательное поведение — это не столько проявление того, каков человек на самом деле, сколько следствие представлений о самом себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Образ Я, или самосознание (представление о себе), не возникает сразу, а складывается постепенно на протяжении жизни индивида под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину):

  • сознание отличия себя от остального мира;
  • сознание Я как активного начала субъекта деятельности;
  • сознание своих психических свойств, эмоциональную самооценку;
  • социально-нравственную самооценку, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания.

Традиционным является понимание его как исходной, генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущении, самовосприятии человека, когда еще в раннем детстве у ребенка формируется целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает.

Существует и противоположная точка зрения, согласно которой самосознание — это высший вид сознания, возникший как результат его развития. «Не сознание рождается из самопознания, из Я, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности…» (С. Л. Рубинштейн).

Третье направление психологической науки исходит из того, что сознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались вместе, одновременно, будучи взаимообусловленными.

По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений — о самом себе. В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и чувство Я.

Затем, по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления, самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может осмысливать свое отличие в понятийной форме.

Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с аффективным самопереживанием (В. П. Зинченко). Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания — левым.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна при этом оставаться сама собой.

Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: он помнит о прошлом, переживает настоящее, имеет надежды на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и позволить понять, каков он есть на самом деле, оценить себя.

Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самосовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция — защитная: стремление защитить свою уникальность от угрозы ее нивелирования.

С самосознанием связана особая значимость того, что важно стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

Для подобной самоактуализации (быть собой и даже лучше) необходимо: полностью погрузиться во что-либо без остатка, преодолев желание защититься и свою застенчивость, и переживать погружение, не прибегая к самокритике.

Также необходимо делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявиться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности, реализовать свои возможности полностью в каждый данный момент.

Критерии самосознания таковы:

  1. выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от физической, социальной среды;
  2. осознание своей активности: «Я управляю собой»;
  3. осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это, может быть, и мое качество»);
  4. моральная оценка себя, наличие рефлексии: осознание своего внутреннего опыта.

Формирование Я-концепции начинается с раннего детства, проходя ряд этапов:

  1. Физическое выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к 2 годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Тогда ребенок способен узнавать себя в зеркале, устанавливает границы своих владений («мой ботинок», «моя кукла»), осознавая себя и другого ребенка как отдельных существ.
  2. Отношение к себе формируется в дошкольный период. Ребенок, например, считает себя «хорошим» или «неумехой»; в основном такие самооценки прямо отражают отношение к нему окружающих — прежде всего родителей, братьев, сестер. Со временем это становится базисным элементом Я-концепции, хотя впоследствии выявить такие элементы трудно, поскольку они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребенка еще не позволяет их адекватно вербализовать.
  3. Дошкольники очарованы собой, и поэтому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, обнаруживая различия в росте, цвете волос, поле, происхождении, симпатиях. Они сравнивают себя со своими родителями, узнают, что у них есть общие с ними черты, и открывают новые для себя формы поведения, которые стараются перенять, Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники задают множество вопросов: откуда они появились, почему им становятся малы их ботинки, хорошие ли они дети или плохие и т. д. По мере того как дети узнают, кто они и что собой представляют, и начинают расценивать себя как активную силу в своем окружении, они создают из разрозненных знаний когнитивную теорию о себе, или «личный сценарий», помогающий им интегрировать поведение. Наиболее сильное влияние на развивающийся у ребенка образ Я обычно оказывают родители, поскольку именно они предоставляют определения правильных и неправильных действий, образцы поведения и оценки поступков, и все это кладется в основу представлений ребенка. Происходит процесс интернализации, в ходе которого социальные правила и нормы поведения становятся собственностью самого дошкольника, т. е. он принимает их как свои ценности. Как же дети интернализуют эти ценности?
  4. Вначале ребенок может просто копировать словесные формулировки родителей: например, рисуя мелом на стене, он говорит себе: «Нельзя, нельзя, нельзя!», т. е. делает то, что ему хочется, и в то же время пытается сдержать себя. Через несколько месяцев он, вероятно, сможет настолько контролировать себя, что не поддастся побуждению, которое сейчас еще не способен побороть. Развивающаяся Я-концепция и формирующиеся социальные понятия способствуют попыткам детей управлять своим поведением.
  5. В школьном возрасте происходит существенное изменение образа Я, напрямую зависящее от успехов/неудач в учебе, от отношения учителей, родителей и сверстников. Если ребенок добивается хороших результатов в учебе, он включает трудолюбие как составную часть в свой образ Я. Дети, неуспевающие в школе, могут начать чувствовать себя неполноценными по сравнению со сверстниками, и есть опасность, что это чувство останется у них на всю жизнь, особенно обостряясь в ситуациях оценивания. Если, однако, они все же смогут преуспеть в чем-то, что ценится в их среде (в спорте, музыке, искусстве или иных занятиях), у них сохраняется шанс сберечь трудовой настрой, положительный образ Я и желание доводить дела до конца. Способность видеть себя отличным от других людей, обладающим определенными свойствами, составляет образ Я. Самоуважение означает видение себя человеком, обладающим положительными качествами, т. е. способным достигать успеха в том, что является для него важным. В младшем школьном возрасте оно связано преимущественно с уверенностью в своих академических способностях, которая соотносится со школьной успеваемостью. Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если ребенок принадлежит к социальной среде, где образованию не придается большого значения, его самоуважение может быть вообще не связано с достижениями в учебе.
  6. В отрочестве и юности самооценки принимают более отвлеченный характер, подростки заметно озабочены тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится первостепенной задачей. Именно в этот период интеллект подростков и юношей достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. С обнаружением этих новых познавательных способностей у юношей и девушек развивается эгоидентичность — целостное, связное представление о себе.
  7. На протяжении всего взрослого периода жизни человек стремится и сохранить достаточно устойчивую Я-концепцию, и изменить ее. Важные события жизни — смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе. На рис. 4.4 приведены различные факторы, влияющие на Я-концепцию.
  8. Рис. 4.4. Факторы, влияющие на Я-концепцию

Я-концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте и тем более во взрослом периоде жизни должны быть согласованными, не противоречащими друг другу, иначе личность распадется на отдельные фрагменты и человек будет страдать от смешения ролей.

Я-концепция включает в себя как реальное, так и идеальное Я — наши представления о том, каковы мы на самом деле и какими бы нам хотелось и следовало быть.

Человек, воспринимающий эти два Я как не слишком далеко отстоящие друг от друга, скорее приобретет зрелость и окажется приспособленным к жизни, чем тот, который ставит свое реальное Я намного ниже идеального.

Если какая-то информация идет вразрез с нашими представлениями о себе, мы, скорее всего, не пропустим ее через наш «фильтр». Когда поведение человека согласуется с его образом Я, он часто может обойтись и без одобрения со стороны окружающих: он доволен собой и ему не надо других наград. Это означает, что Я-концепция может выполнять функцию самопоощрения.

Но порой она выступает как обвинение человека. Люди, считающие себя неудачниками, могут подсознательно подрывать свои усилия, направленные на исправление ситуации, чтобы сохранить свой привычный образ. Резкая его перемена — даже в лучшую сторону — может восприниматься человеком весьма болезненно, так как ему придется вновь вести борьбу за свою идентичность.

При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: текущее Я и личностное Я. Первое обозначает конкретные формы осознания себя в настоящем, т. е. непосредственные процессы деятельности самосознания. Второе — это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

Так как отражаются все процессы сознания, человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

В структуре самосознания можно выделить:

  1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я («Я как действующий субъект»);
  2. осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я);
  3. познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
  4. эмоциональное, чувственное представление о себе.
Читайте также:  Шизоид подробно - психология

Таким образом, самосознание включает в себя:

  • самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
  • самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К. Г. Юнгом и основана на противопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики. Он выделяет два ее уровня.

Первый — субъект всей человеческой психики — «самость», которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы и поэтому есть как бы тотальная личность.

Второй уровень — форма проявления самости на поверхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное Я.

Когда человек думает «Я знаю себя», «Я чувствую, что устал», «Я ненавижу себя», то в этом случае он является одновременно и субъектом, и объектом. Несмотря на идентичность Я-субъекта и Я-объекта, все же необходимо их различать. Первую сторону личности принято называть Я, а вторую — самостью.

Различие между ними относительно. Я является наблюдающим началом, самость — наблюдаемым. У современного человека первое наблюдает за самостью и чувствами, как если бы те были чем-то отличным от него.

Однако может быть и наоборот: Я отслеживает свою склонностью наблюдать, и в этом случае оно становится самостью.

Психологи рассматривают последнюю как направленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.

Мерилом для самоотношения человека являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление о себе, делая его более многогранным. Сознательное поведение — не столько проявление того, каков человек на самом деле, сколько результат его представлений о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

  • непосредственно-чувственный уровень: самоощущение, самопереживание психосоматических процессов и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате чего достигается простейшая самоидентификация личности;
  • Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

Источник: https://pro-psixology.ru/razvitie-soznaniya/59-samosoznanie-razvitie-samosoznaniya-i-ya-koncepcii.html

Осознанность и осознавание. Статья. Здоровый образ жизни. Самопознание.ру

Вопрос об осознавании, интересующий меня как в теоретическом плане, так и как набор конкретных методов в работе психолога, является одними из наиболее интересных, часто встречающимся в самых различных направлениях практической деятельности психологов, но вместе с тем и наименее разработанных вопросов современной психологии.

Сложность данного вопроса определяется ещё и тем, что единого понимания феномена сознания нет ни в философии, ни в психологии, и каждое из многочисленных направлений в этих науках по своему расставляют акценты на осмыслении этого понятия. В настоящее время про осознанность и осознавание пишут много. Проводятся практики, тренинги по развитию осознанности и осознаванию.

Термины «осознанность» и «осознавание» используются в достаточно в широких кругах — как научном, так и бытовом.

Данные термины прочно вошли в лексикон современного человека, несмотря на то, что многие особо не задумываются над их значениями и использованием в полной мере в своей повседневной жизни, продолжая жить в скоростном режиме, или, как многие говорят, «на автопилоте»…В психологическом консультирование всё чаще и чаще встречаются эти понятия.

Существует огромное разнообразие техник и методов обучения осознанности и осознаванию. В этом процессе принимают участие уже не только духовные учителя и западные школы психологии, но и в нашем отечестве в процессе интеграции появляются новые направления в психологическом консультировании, непосредственно связанные с терапией осознавания.

Что такое осознанность? Что такое осознавание? Именно такие вопросы задала я себе, выбрав тему дипломной работы «Осознанность: от буддизма до наших дней».

Прежде чем обращаться к каким-либо источникам, я воспользовалась «картой ума» и попробовала дать определение осознанности и осознаванию — так как я их понимаю, и так как оно у меня сложилось в ходе прочтения самых разных источников. У меня получилось следующее: «Осознанность — конкретное состояние в данный момент времени (здесь и сейчас).

Это состояние достигается в результате процесса, называемым осознаванием. Осознавание — процесс, приводящий к состоянию осознанности».

Понимаю, что такой подход к определению понятий не претендует на полноту, и всё же считаю, что он отражает субъективное понимание этих понятий на данный момент времени и включает в себя то, что мной было услышано, прочитано. Продолжая свои поиски в направлении определения интересующих меня понятий, я обратилась к Большой Советской энциклопедии.

Определения «осознанности» или «осознавания» в энциклопедии не нашла. В этом источнике термин «осознание» отождествлён с термином «сознание»…Дальнейшие мои поиски привели меня в различные интернетовские источники:

В материалах свободной энциклопедии «Википедия» я нашла определение осознанности: «В современной психологии осознанность (англ. awareness) определяется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, стараясь не отвлекаться на события прошлого или мысли о будущем.

Это способность сознания к интроспекции собственной деятельности. Такое определение осознанности подразумевает, что субъективные переживания могут восприниматься самим субъектом непосредственно, без концептуализации, и принимаются как таковые (англ. acceptance), тем самым осознанность включается в более общее понятие внимательности (англ. mindfulness)».

В интернетовской энциклопедии практической психологии «Психологос» дано определение осознания: «Осознание (в психотерапии) — достижение пациентом в процессе психотерапии понимания ранее неосознаваемых аспектов и взаимосвязей собственной психической жизни, внутренних (интрапсихических) проблем и конфликтов, особенностей своего поведения и эмоционального реагирования, взаимоотношений с окружающими, а также причин формирования и развития этих психологических феноменов».

Встретились и такие определения:

«Осознание — осмысление, понимание, постижение».

«Осознанность — способность трезво ориентироваться в окружающей реальности и отдавать себе отчёт: где я нахожусь, что в данный момент делаю, почему именно так и зачем»,

 — Вадим Зеланд.

Ещё я обратилась к преподавателям института акмеологии и психологии Бахчиевой Э.П. и Ивановой О.И.

 — людям, непосредственно связанных с психологией и психологическим консультированием, и попросила ответить на следующие вопросы: «Что для вас означают термины «осознанность» и «осознавание»? По вашему мнению, это тождественные понятия? Какую роль эти понятия играют в психологическом консультировании?» — и получила следующие ответы.

Бахчиева Эмилия Петровна — доцент кафедры психологии личности института психологии и акмеологии: «…сами термины не так уж, чтобы из психологии. Для меня скорее так: осознавание — это процесс, который должен бы приводить к осознанности как состоянию или как к устойчивой характеристике, способности осознавать.

Если говорить о человеке, то «осознающий» или «обладающий осознаннностью» — где-то рядом. Конечно, на уровне техник, медитация — самый простой путь к осознанности, поэтому буддизм, даосизм понятны в этом ключе. Следовательно, можно из психологов «сканировать» тех, кто сам заявлял, что интересуется ими. Это могут быть Юнг, Перлз, Ассаджиолли, наверное, М.

Эриксон и современные, которые используют сходные термины, например, «направленное внимание».

Иванова Ольга Ильинична — старший преподаватель Санкт-Петербургского института психологии и акмеологии: «Лично для меня «осознанность» — это скорее результат, который можно обозначать критериями: например, уровень осознанности… А «осознавание» — это процесс.

Причём я — опять же для себя — различаю «осознавание», именно как процесс, и «осознание», как опять же результат.

В таком случае, для меня «осознанность» — это состояние ума относительно чего-то или кого-то… я обычно понятие «осознанность» применяю к личности — «осознанность личности», а к явлениям — «осознание».

Например, в процессе осознавания своих комплексов человек может прийти к высокому уровню осознания стереотипов, управлявших его поведением, и этот новый уровень осознанности своей личности даёт возможность выстроить более эффективные стратегии взаимодействия с собой, другими людьми и миром».

В статье Старостина Олега Альбертовича «Методы холистической психотерапии как модели современной целостной психокоррекции и терапии» говорится о том, что термины «осознание» и «осознавание» часто используются в психотерапии, но понимаются они по-разному.

И далее: «Например, фраза «я осознаю свою проблему, но ничего не меняется с ней» говорит о том, что осознавание может истолковываться как некая «информированность», «осведомлённость», что говорит о непонимании сущности процесса Осознавания.

Вероятно, целесообразно в психологическом языке отличать термины «Осознавание» и «осознание».

Если «осознание» — это синоним понимания и знания о предмете, в том числе и открытое в ходе психотерапии, инсайта, например, то «Осознавание» — это целостный процесс, который включает, кроме инсайта, также эмоциональные, катарсические переживания, позитивную динамику образов и телесную релаксацию.

Осознавание означает прямое и непосредственное восприятие окружающей внешней и внутренней действительности, в котором присутствуют ясность, доброжелательная заинтересованность и открытость новому опыту. Осознавание действует прямо на субъективном уровне и достаточно быстро меняет внутреннее состояние клиента.

Во внешнем мире приобретаемая в результате Осознавания ясность позволяет осознанно менять своё поведение и принимать необходимые решения. Осознавание от нашего обычного сознания отличают большая глубина, широта, свобода и непредвзятость… Опорой для Осознавания мы избираем наше собственное тело в его уникальной роли субъекта и объекта Осознавания одновременно, что делает его мостом между внешним и внутренним миром, сознательным и «бессознательным».

И ещё несколько взглядов на осознанность и процесс осознавания.

Из книги М.Уильямса и Д.Пенман «Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире»: «Осознанность… помогает избавиться от моделей мышления и поведения, которые мы не осознаём, но которые препятствуют полноценной жизни.

Многие оценочные суждения и самокритика возникают из привычных мыслей и действий. Избавившись от этих привычек, вы постепенно сможете нейтрализовать негативные мыслительные процессы и действовать более осознанно и чутко.

Вы удивитесь, насколько счастливее вас сделают такие незначительные изменения».

«Осознанность — понимание причинно-следственных связей, что из чего-то всплывает и что в результате получается. Если не хватает осознанности, то работает мысль — «всё что происходит — во благо.

Из всех возможных вариантов выбирается лучший относительно нашего внутреннего состояния». Изменяя внутреннее состояние — меняем события в жизни, где внутреннее состояние — это то, что я думаю и чувствую, оно основано на законах, через которые я воспринимаю мир.

Это то, что создаёт события и ситуации. Осознанность делает минимальными затраты энергии на преодоление сопротивления в процессе реализации. Всё осознать невозможно, важнее понимание основных принципов.

Главный из них — всё, что вокруг нас происходит, было сформировано нами: нашими чувствами, нашими мыслями, нашими убеждениями, нашим Состоянием!» — Александр Палиенко.

Из книги Тит Нат Хана «Древний Путь. Белые облака»: «Тот, кто живёт осознанно, знает, что он думает, говорит и делает. Такой человек избегает мыслей, слов и действий, которые могут причинить страдания ему и другим… жить осознанно означает жить в настоящем моменте.

Такой человек отдаёт себе отчёт в том, что происходит в нём самом и вокруг него. Он находится в прямом контакте с жизнью. Если он продолжает так жить, он может глубоко понять свою сущность и своё окружение. А понимание ведёт к терпению и любви. Когда все существа поймут друг друга, они примут и полюбят друг друга.

И тогда в мире не будет столько страданий…»

Из книги Джанетт Рейнуотер » Это в ваших силах»: «Тот, кто хочет добиться положительных внутренних изменений, должен научиться задавать себе два простых вопроса. Ответив на них, вам легче будет разобраться в себе:

  • Первый магический вопрос: что происходит со мной в данный момент? А именно: «Что я сейчас делаю? Что чувствую? О чем я думаю? Как я дышу?»
  • Второй магический вопрос: чего бы мне хотелось в следующий момент? То есть хочу ли я продолжать делать, думать, чувствовать и дышать так же? Или же хочу что-то изменить?

Многие важные изменения вы можете ощутить в результате одного лишь осознания того, что происходит, без всяких специальных усилий с вашей стороны. Например, вопрос: «Осознаёте ли вы, как вы дышите?» — сразу же вызывает определённые изменения в процессе дыхания.

Человек начинает ощущать, что он на некоторое время как бы задерживает дыхание, и лишь потом «позволяет» себе с облегчением сделать сначала глубокий вдох, а затем выдох (кстати, что происходит с вашим дыханием сейчас, когда вы прочли этот абзац?).

Один из важнейших психотерапевтических принципов гласит: внутренние изменения происходят с человеком тогда, когда он становится самим собой, а не тогда, когда старается быть, как другие.

Ни от решения «быть лучше», ни от «старания» измениться, ни от требований начальства, ни от просьб и уговоров Значимых Других никаких изменений не произойдёт.

Как это ни парадоксально, но внутренние изменения происходят лишь тогда, когда человек отказывается от погони за тем, чтобы стать таким, каким он хочет (или должен) стать, а просто понимает — и полностью осознаёт — себя таким, каков он есть на самом деле.

Осознание того, что с вами происходит, и того, к чему вы стремитесь, поможет вам ощутить, насколько всё в ваших силах, и понять, что в любой ситуации, любом решении, любом выборе — слово за вами».

В самом первом рассуждении о осознавании я написала, что оно является одним из наиболее интересных (я исходила из своего собственного интереса) и наименее разработанных вопросов современной психологии. Первое не только не потеряло актуальности на данный момент времени, но и напротив: этот интерес подталкивает меня на новые поиски.

Именно это «подталкивание» привело меня к изучению одной из древнейших религий мира — буддизма.

В ходе знакомства с буддизмом я выделила из его многочисленных направлений дзен, который, по моему мнению, оказался ближе всего к интересующей меня теме осознанности… А вот во втором, отнеся вопрос осознавания к наименее разработанных вопросов современной психологии, я заблуждалась… Я знала, что в психологии есть много разделов, в том числе и когнитивный раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики. Из викепидии: «Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Выводы когнитивной психологии широко используются в других разделах психологии, в частности, социальной психологии, психологии личности, психологии образования». Но оказывается, это не всё. Есть ещё и MBCT (Mindfulness-Based Cognitive Therapy) — Когнитивная Терапия на основе осознанности, основанная на MBSR (Mindfulness-Based Stress Reduction) — Программе снижения стресса на основе осознанности.

«MBCT — это подход, разработанный на базе программы снижения стресса MBSR, и соединяющий концепцию осознанности (mindfulness) с идеями когнитивной психологии, для решения психологических проблем пациентов. Основная цель MBCT — освободить пациентов от склонности автоматически реагировать на мысли, эмоции, события жизни.

Программа доказала свою эффективность при депрессиях, повышенной тревожности, биполярном аффективном расстройстве, синдроме хронической усталости, бессоннице, нарушениях пищевого поведения…Ядром программы является освоение навыка осознанности путём медитации (mindfulness meditation).

Структура программы, упражнения, методические рекомендации, стиль обучения заимствованы из программы снижения стресса MBSR. Теоретические модели депрессии (и других расстройств) взяты из когнитивно-поведенческой терапии (CBT).

В настоящее время программа признана на официальном уровне в качестве эффективного средства терапии, рекомендуется National Institute for Clinical and Health Excellence (NICE) в Британии».

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/osoznannost_i_osoznavanie/

Ссылка на основную публикацию