Источник я — психология

Что почитать по психологии: правдивые и работающие иисточники

Здравствуйте. В одном из самых первых постов (ссылка на него>>>) я уже говорил о том, что почитать по психологии. Здесь же я приведу книги и иные источники, которые я использую при создании постов. Самое важное: информация из них работает и реально помогает улучшить жизнь.

Проверено личным опытом, и опытом других людей (в т.ч. знакомых). Поэтому и в текстах я опираюсь именно на неё. Для более целостной картины, я рекомендую почерпнуть её именно из оригинала. Давать линки на эти проекты, материалы и книги не вижу смысла, т.к. их легко найти по поисковым запросам.

Итак, поехали.

Психология (счастье, общение, отношения полов)

Сегодня сосредоточимся именно о психологической тематике. По бизнесу я создам отдельный сборник источников.

Константин Шереметьев и его проект «Интеллектика»

На его рассылку я подписался в далёком 2012 году, когда только начал изучать тему саморазвития. Меня зацепил его естественнонаучный беспристрастный подход, основной мыслью которого является следующее:

Каждый способен получать желаемое и радоваться жизни в любой ситуации. Для этого важно правильно настроить свой интеллект.

И большая часть Интеллектики посвящена именно настройке своей психики.

Кстати, его проект очень удачно лёг на назревший в моём уме кризис: с одной стороны все вокруг призывают добиваться своего, дисциплинировать себя, мотивировать, а с другой, в общем-то, никто не говорит как это сделать. Я пытался себя как-то заставлять, на что-то дисциплинироваться, и иногда даже получалось. Но чаще выходил облом.

Подход Шереметьева отличается тем, чтобы не заставить себя что-то делать вопреки психологическим проблемам, а чтобы себя понять. И далее работать с собой уже на основе этого понимания.

Есть у него немало и других достоинств:

  • естественность. Практически все идеи, приводимые в рассылке, книгах и тренингах очень естественны. То есть, они являются не догадками Константина и не его личным мнением, а проверенными и подтверждёнными на практике знаниями
  • ориентировка на счастье и радость жизни. Мудрость состоит в том, чтобы уметь выбирать себе наиболее правильные жизненные ценности. А какой смысл имеют какие-либо другие приоритеты (безопасность, престижность, авторитет), если они не дают счастья?
  • практичность. Излагаемая на Интеллектике информация – не просто красивые рассуждения Константина о идеальной жизни, а вполне конкретные посылы к реальныv действиям.

Шри Бхагван Раджниш, проще – Ошо (книги, видеозаписи бесед)

Вышеупомянутый Константин Шереметьев назвал этого человека великим депрограмматором. Это значит, что если общество нас на что-то программирует, то Ошо совершает нечто обратное – вычищает эти программы. А ведь они и есть самое большое препятствие тому, чтобы радоваться жизни.

Сам Ошо отличается от многих других проповедников тем, что он достиг просветления – того самого, поиском которого занимается вся восточная философия и психология. Это то самое состояние, которое позволяет бесконечно радоваться жизни и праздновать её.

И надо сказать медитативные практики, приводимые в книгах Раджниша, позволяют отсредоточиться от мыслей, стать их наблюдателем и почувствовать вкус жизни.

Именно в такие моменты становится понятные, что жизнь ценна сама по себе, а всё остальное (деньги, связи, машины, любовные отношения) – лишь средства, вносящие в неё больше комфорта, больше новизны, но не могущие стать счастьем.

Я рекомендую по минимуму слушать различные теоретические выкладки Ошо, и сосредоточиться на практиках. В книге «Осознанность», которую я бы рекомендовал всем, приводятся простейшие способы достижения дзен. Более продвинутые методики есть в «Оранжевой книге» и «112 техник медитации». Их рекомендую использовать лишь тогда, когда Вы хотя бы немного освоитесь в учении о просветлении.

Экхарт Толле

Это западный «аналог» Ошо и Будды, историю которого можно прочесть в самом начале его книги «Сила момента сейчас». Она настолько замечательна, что я вкратце повторю её здесь.

До возраста 29 лет Экхарт жил в постоянном состоянии страха и депрессии, и был жутко недоволен своей жизнью.

Хотя во внешнем плане у него было всё хорошо – окончил престижный ВУЗ, устроился на высокооплачиваемую работу.

В одну прекрасную ночь это его хроническое состояние усилилось, и как он пишет: «В моей голове всё время повторялась мысль: мне невыносимо быть с самим собой. И тут я понял всю необычность этой мысли. Кто он, этот «я»? Выходит, нас двое. Но тогда кто-то один из нас настоящий, а другой – нет». Эта мысль и подтолкнула к разрушению весь тот образ «Я», являющийся причиной душевных мук.

Толле очень последовательно и логично раскрывает учение о просветлении, пришедшее из восточной философской традиции. И самое важное, что он делает это в относительно понятных западному человеку (как мы) терминах.

Николай Козлов (Психологос.ру)

Этот проект меня заинтересовал ввиду того, сам его автор Николай Козлов является успешным человеком, и весьма эффективно помогает участникам своих тренингов, консультаций.

Из всех его книг наиболее полно я изучил «Как относиться к себе и к людям». И благодаря этому руководству я наработал столь необходимую в продажах внешнюю харизму.

Главное, практиковать то, что говорит Козлов и делать это добросовестно.

Кроме того, многие его советы достаточно легко проверяются на практике. В основном, рекомендую читать статьи на его сайте, где приводится немало работающих фишек общения.

Кроме того, в отличие от большинства психологов и просто ораторов-мотиваторов Николай признаёт всю сложность личности, и предлагает комплексный подход к разрешению личностных трудностей, а не фрагментарные приёмчики латания своих недостатков.

Кстати, не пугайтесь заумного названия его коммуникативной системы «синтон» – на деле те методы, которые в ней приводятся, помогают эффективно выстраивать общения и обходить конфликты (а не оправдывать их как я писал в публикации про оправдывающую психологию).

Михаил Литвак

Изначальной специализацией Михаила были психотерапия и, в частности, лечение неврозов. Позже он понял, что основная причина этой психиатрической напасти – не какие-то нарушения нервной системы, а постоянная ругань, споры и ссоры.

Практикуя такой психологических подход, Литвак организовал КРОСС (Клуб Решивших Овладеть Стрессовыми Ситуациями), в рамках которого весьма успешно помог не только освободиться от невротических состояний, но и существенно подняться по карьерной и социальной лестнице. Многие выпускники его клуба впоследствии стали руководителями и даже политиками, смогши наработать себе необходимые навыки коммуникации.

Далее обобщив своим практики, он создал систему психологического айкидо, о которой я уже отдельно писал. Сейчас у него есть целый сайт и сборник книг, которые я рекомендую прочитать. Самое главное, что его подход чисто практический и работающий.

Анна Лукьянова (Арс Аманди)

Вообще я всегда понимал, что секс в жизни очень важен. Он как специи – можно, конечно, есть супы, плов, картошку без соли, перца, чеснока, соусов, но получится что-то не то. И проект «Арс Аманди» (санскр. искусство любить) на наиболее высоком уровне раскрывает сексуальную тематику.

Дело в том, что проштудировав массу литературы и источников на эту тему, я с удивлением обнаружил, что все они концентрируются на заведомо неверной стратегии.

Почему-то считается, что в интим-сфере важно найти точку «G», которая словно кнопочка «пуск» будет заводить партнёра. Либо определить какую-то специальную позу.

Даже считается, что чем больше поз знает человек, тем он больше понимает в сексе. Хотя я бы сказал, что такой человек больше понимает лишь в позировании.

Интимная сфера очень сложна, и я скажу сразу, что упрощённые подходы не работают. А что же работает? Вот как раз Лукьянова и рассказывает об этом.

Надо сказать, что её курсы, а также те методы, что она приводит в бесплатной рассылке, работают на удовольствие обоих партнёров. Очень важно ещё и то, что она приводит действенные методы защиты от женских манипуляций.

Благодаря ним я сумел обойти многие ловушки всяких хитрых проныр.

Самым полезным считаю то, что Анна призывает партнёров о сексе говорить. Ведь в реальности именно разговор позволяет устранить ту фантастическую кучу фальши и недовольства, присущих отношениям многих пар.

Предлагаю Вам хотя бы вкратце ознакомиться со всеми этими проектами, а также подписаться на блог. Ведь в ближайшее время я выпущу пост с обзором таких толковых источников по теме бизнеса. Будем на связи!

Источник: http://lab-idei.ru/psihologiya-lichnosti/istoczniki-kotoryje-ja-ispoljzuju/

Психология я

одно из направлений психоаналитической психологии, ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и отношений с другими процессами, имеющими место в психике человека.

Психология Я характеризуется смещением акцента исследования с Оно, что было основным объектом осмысления в период становления и первоначального развития психоанализа, на Я, что было инициировано работой З. Фрейда «Я и Оно» (1923).

   Основатели и видные представители психологии Я – А. Фрейд и Х. Хартманн. А. Фрейд (1895–1982) – дочь З.

Фрейда, известный детский психоаналитик, автор работы «Защитные механизмы Я» (1936). Х. Хартманн (1894–1970) – австро-американский психоаналитик, опубликовавший книгу «Психология Я и проблема адаптации» (1939).

   Как самостоятельное направление психология Я возникла в конце 30-х годов. Выдвинутые А. Фрейд и Х. Хартманном идеи о Я получили последующее развитие в работах Р. Шпитца (1887–1974), М. Малер (1897–1985), Э.

Эриксона (1902–1994) и др. психоаналитически ориентированных авторов. Все они так или иначе отталкивались от представлений З. Фрейда о структуре человеческой психики.

Но каждый из них попытался внести свою лепту в понимание природы, содержания и функций Я.

   В классическом психоанализе, особенно в первые два десятилетия его развития, основное внимание уделялось рассмотрению роли и места бессознательных влечений человека в его жизнедеятельности. С публикацией З.

Фрейдом работ «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) и «Я и Оно» (1923) некоторые психоаналитики стали проявлять интерес к проблеме Я.

Исследование содержания Я, его функций и зависимостей от внешнего мира, Оно (бессознательного) и Сверх-Я (совести, идеала, родительского авторитета, самонаблюдения) стало важной и необходимой частью психоаналитических разработок.

   Отталкиваясь от идей З. Фрейда о соотношении Оно, Я и Сверх-Я, представители психологии Я изменили направление анализа, в частности, переключили свое внимание с изучения бессознательных влечений на анализ конкретных защитных механизмов Я, используемых человеком в своей жизнедеятельности.

Читайте также:  Паранойя - психология

Это не означало, что в рамках психологии Я не придавалось никакого значения бессознательному. Напротив, после того, как З.

Фрейд выдвинул идею, согласно которой значительная часть Я не менее бессознательна, чем Оно, роль бессознательного в возникновении неврозов и в человеческой деятельности как таковой приобрела еще большее значение.

Представители психологии Я исходили из того, что, будучи бессознательными, защитные механизмы Я оказывают значительное воздействие на формирование соответствующих реакций человека на его внутренние страхи и переживания. Недооценка или неучет этих механизмов не способствуют пониманию ни причин возникновения неврозов, ни возможностей успешного избавления от них.

   В отличие от бессознательных влечений, выявляемых с помощью психоаналитической техники толкования ошибочных действий, сновидений и симптомов психических заболеваний, анализ человеческого Я представляется делом более трудным.

В первом случае Я (сознание) подключается к осмыслению бессознательного.

Во втором случае само Я становится объектом анализа, то есть оно должно изучать, исследовать самого себя, что неизбежно порождает трудности психологического порядка.

   Трудности изучения Я состоят, в частности, в том, что само Я не является исключительно и полностью сознательным. В образованиях Я присутствуют и элементы бессознательного, на что в свое время обращал внимание З. Фрейд. В одной из своих работ он, например, писал о том, что лишь одному Богу известно, какая часть Я бессознательна.

   Изучение, осознание, понимание бессознательных элементов Я требует особых усилий со стороны человека.

Познание бессознательного Оно оказывается неполным без знания защитных механизмов Я, являющихся, как правило, бессознательными. Как подчеркивала А.

Фрейд, лишь анализ бессознательных защитных операций Я позволяет лучше и глубже понять те изменения, которые претерпевают бессознательные влечения человека.

   Одна из важных задач психологии Я заключается в том, чтобы довести до сознания все, что является бессознательным, независимо от того, относится это бессознательное к Оно или Я.

Дело в том, что Я постоянно использует различные методы защиты при столкновении с инстинктивными требованиями. Имеется постоянная связь между конкретными неврозами и особыми способами, механизмами защиты.

Само собой разумеется, в клинической практике важно выявлять различные механизмы защиты, к которым прибегают невротики.

   Механизмы защиты Я разнообразны: это и регрессия, то есть возвращение на предшествующие стадии психосексуального развития; и вытеснение, предполагающее подавление человеком его сексуальных влечений; и изоляция, проявляющаяся в уходе от реального мира; и проекция, то есть перенос внутрипсихических процессов вовне; и интроекция, благодаря которой внешний мир вбирается вовнутрь, и многие другие способы защиты человека от тех или иных опасностей.

   Психология Я изучает механизмы защиты человека. В частности, ее представители пытаются определить, как и в какой степени эти механизмы оказывают воздействие на сопротивление пациента в процессе его лечения, какие симптомы психического заболевания возникают на их основе, каковы предпосылки их формирования в детском возрасте.

   Благодаря раскрытию и познанию механизмов защиты Я становится возможным лучшее понимание бессознательных влечений человека, открывается перспектива безболезненного перевода их в сознание. Все это может способствовать изменению и укреплению человеческого Я.

   При изучении личности психология Я уделяет особое внимание вопросам развития и адаптации (приспособления) ее к социальным и культурным условиям жизни. Я рассматривается в качестве инструмента адаптации. Нормальное и патологическое развитие личности определяются степенью ее адаптированности к окружающему миру.

   Для Х. Хартманна Я – психическое образование или такая специфическая структура, благодаря которой личность может адаптироваться к внешнему миру. Для Р. Шпитца Я – источник регулирования процессов, протекающих в человеческой психике.

С точки зрения М. Малер, Я – сознательное начало, способствующее общению между людьми. В понимании Э. Эриксона, Я – основа для идентичности личности, то есть формирования чувства собственной тождественности и включенности в общество.

   Многие идеи психологии Я были выдвинуты на основе развития детского психоанализа. Так, А.

Фрейд исходила из того, что при работе с детьми аналитик должен устанавливать такие эмоциональные отношения с ними, которые бы позволяли ему занять место идеала-Я ребенка.

Прежде чем начать свою освободительную аналитическую (терапевтическую) работу, он должен убедиться в том, что ему удалось окончательно овладеть этой инстанцией ребенка. В противном случае он не сможет положительным образом воздействовать на Я ребенка.

   При работе со взрослыми аналитик ограничивается тем, что помогает пациенту приспособиться к окружающему миру путем укрепления его Я. По выражению А. Фрейд, психоаналитик не имеет ни намерения, ни возможности преобразовать окружающий человека мир в соответствии с его потребностями.

   Ориентация психологии Я на приспособление человека к существующим условиям жизни вызвала критику среди психоаналитиков, усмотревших в подобной позиции конформистские (приспособительские) тенденции психоанализа. Так, например, французский психоаналитик Ж.

Лакан (1901–1981) выступил против американского варианта психологии Я с ее ярко выраженной направленностью на приспособление к американскому образу жизни. Один из представителей неофрейдизма Э.

Фромм (1900–1980) критически отнесся к соответствующим концепциям психологии Я, которые, как он считал, изменили бунтарский дух психоанализа на конформистский.

   Однако в любом случае переход от анализа психологии бессознательного Оно к исследованию механизмов защиты Я способствовал обогащению психоаналитической теории и практики, в частности, результаты исследований представителей психологии Я способствовали формированию новых представлений о механизмах функционирования человеческого Я и защитных образованиях, возникающих в недрах психики.    

Источник: https://vocabulary.ru/termin/psihologija-ja.html

Отношения между людьми: источники счастья и причины страданий, психология хороших отношений

Методом проб и ошибок мы учимся взаимодействовать с людьми, получаем опыт общения – положительный или отрицательный. Именно опыт отношений навешивает на нас якорёчки или якорища, оставляет незаживающие следы-раны, глубокие травмы или, как мы говорим, «комплексы».

3 42344 17 Декабря 2011 в 01:54

Отношения – это мир, в котором мы живем. С того самого момента, когда утром открываю глаза, и до того последнего, когда мысль покидает мое сознание и наступает сон, я понимаю… нет… ощущаю постоянную связь с людьми.

Эта связь — Я-и-Другой — пульсирует во мне мыслью, рвется из сердца любовью, сжимается страданием или страхом, обращается словом, взглядом, прикосновением… Они – любимые, родные и близкие, далекие и незнакомые — в моих мыслях, желаниях и поступках.

Я есть в этих отношениях с первого и до последнего своего вздоха. Мое существование возможно только во взаимодействии с Другим.

Ощущение ближнего — Другого… Да кто ж он, этот ближний, который… вот он, рядом, но почему-то такой дальний от меня? А я для него кто? Что он хочет от меня? Что он думает обо мне? Какое у него намерение в отношении меня?

Мы смотрим на жизнь, на других людей и не понимаем ни их, ни себя… Мы читаем книги и журналы по психологии, погружаемся в религии и эзотерики…

Вдруг на какой-то момент мы начинаем думать, что наконец, после двадцать первого шкафа прочитанных книг и двух лет странствий по коучам мы разгадали тайну человеческой души, ну или по крайней мере находимся где-то очень близко… И так до следующего неудачного опыта, за которым — очередные разочарования, тоска, истерики, депрессии, страдание психолог которые объяснить не в силах.

Отношения в паре, семье, группе, обществе… Разве можно постичь все то, что нужно для идеального взаимодействия со всеми людьми, которых мы встречаем на жизненном пути? Психология дружеских отношений, психология рабочих отношений, психология отношений подростков, психология виртуальных отношений, наконец! Мы их настраиваем, создаем, удерживаем, терзаемся ими и терпим, мучаемся, хотим разорвать, страдаем или наслаждаемся. А все потому, что мы хотим радоваться и получать удовольствие от жизни. Всё ведь очень просто! Разве мне многого надо? Всего лишь быть счастливым и видеть счастливыми других людей! Хочу, чтобы в жизни был смысл, хочу знать почему и зачем, понимать предназначение и замысел… Это возможно?!

Ключ – в самопознании, понимании себя, а значит, и других людей.

Как строить гармоничные отношения с самим собой, в паре, семье, группе, обществе? Как разгадать премудрости психологии эмоциональных отношений? Все просто — нужно понимать и видеть человека, его желания, мысли, намерения, которые складывают действия. Нам кажется, что все люди одинаковые. Отсюда – непонимание, обманутые ожидания, сломанные жизни…

Мы разные: коллектив и личность — вектор взаимодействия

Мы разные в своей одинаковости: системно-векторная психология дает единственно научную по своей очевидности и наблюдаемости систему мер, которая раскрывает психическое каждого человека. Восемь мер – восемь векторов – восемь характеров. В смешениях они складывают целостную личность. Каждый характер определяется группой желаний, которые руководят поведением человека в различных ситуациях.

В системно-векторной психологии это возможно – осознание себя и понимание Другого. А это и есть основа взаимопонимания и гармоничных отношений.

Системное мышление позволяет нам взаимодействовать с людьми наиболее комплементарно, то есть понимая свои и их особенности.

Тренинги по системно-векторной психологии – это тренинги мышления, когда человек впервые начинает осознавать, что же им мыслит, и видеть, какие мысли и намерения управляют поведением другого человека…

Главный источник наслаждения и страдания – это Другой. Точнее, это отношения, которые мы создаем с людьми и группами и которые, в свою очередь, создают нас.

Методом проб и ошибок мы учимся взаимодействовать с людьми, получаем опыт общения – положительный или отрицательный. Именно опыт отношений навешивает на нас якорёчки или якорища, оставляет незаживающие следы-раны, глубокие травмы или, как мы говорим, «комплексы».

Они прорастают в нас семейными драмами, несчастьем наших детей, тяжелыми переживаниями, негативными жизненными сценариями…

С другой стороны, именно опыт отношений, взаимодействия с другими людьми помогает нам развиваться, наполниться ощущением радости жизни, видеть красоту каждого ее мгновения в диапазоне тысяч цветов и оттенков! Именно в отношениях мы реализуемся, раскрываем свой потенциал и обретаем состояние наполненности жизни смыслом. Можно сказать, что человеческое в человеке формируется в отношениях: в разделении и единении с Другим – ближним и дальним.

Процесс становления человека проходил постепенно, каждый из векторов внес свой вклад в развитие человечества. Последняя ступень была преодолена звуковой мерой. Звуковик 6 тысяч лет назад впервые произнес: «Я!» И этим сделал первый шаг из животного в человека.

Читайте также:  Вопросник максимума жизни - психология

Тогда мы впервые ощутили свое «Я» и «Я» другого, отдельное от моего, противопоставленное мне и ограничивающее меня. Мой ближний… Первое ощущение его — ближнего — это неприязнь. С этим чувством мы выходим на встречу с Другим, отгораживаясь от него.

И только со временем зрительный вектор – зрительная мера, создавшая культуру и искусство, – надстроил эмоции и чувства над животными желаниями и их наполнением, «научила» все остальные вектора любви и состраданию…

И это еще одно откровение, которые делают для себя слушатели тренингов, — понимание природы любви, ее сущности и корней. Философы, психологи и даже физиологи сломали много перьев, разбили много сердец, пытаясь разгадать этот феномен. Малоуспешно… Системно-векторная психология дает нам ясное представление об этом.

Только один из векторов способен переживать любовь и отдавать это чувство в полной мере – это зрительный вектор.

Парадоксальная связь любви и страха удивительно ясным и очевидным образом вскрывается на тренингах. Страхи и фобии – то, что терзает зрительных людей.

Во время тренинга они естественным образом уходят, их место занимают сострадание, любовь, эйфория, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы.

При этом требовать любви, например, от анального или кожного человека в чистом виде просто бессмысленно. В каждом из векторов – свой набор ценностей, о которых необходимо знать прежде чем «заводить» отношения.

Благодаря системно-векторной психологии вы сразу будете видеть, что, например, вот этот человек будет красиво любить, тот будет хорошим семьянином и отцом, а Вася, что поделать, способен на измену, а Петя… Петя — на садизм и насилие.

А дружба!.. Ошибочно мы предполагаем, что дружить, как и любить, могут все… А потом удивляемся предательствам, неверности и по этой причине даже разочаровываемся в людях… Дружбу как особую – «братскую» — связь между людьми способны создавать представители анального вектора. Для них дружба – самая высшая ценность.

Если бы мы могли сразу понимать и четко видеть человека, с которым общаемся, мы бы точно могли определить, можно ли с ним дружить, можно ли ожидать от него любви, или он по природе своей предназначен для другого? Такое знание дает системно-векторная психология.

Человек – существо коллективное, и психология межличностных отношений в коллективе — тема фундаментальная. Свое собственное предназначение, свой смысл он обретает именно в обществе себе подобных: «Кто Я? Зачем Я? Если Я для себя, то зачем Я?». «Вся наша жизнь – это хождение по группам»…

Группу как целостность объединяет некая общая задача. В коллективе каждый человек со времен первобытной стаи и по сегодняшний день стремится к выполнению своей – уникальной по задачам и требованиям — видовой роли. Неспособность выполнить ее, реализоваться, доставляет человеку огромные страдания. Причиной этому является, прежде всего, непонимание себя, своего предназначения.

Системно-векторная психология дает точное представление о том, какие задачи человек способен выполнять в группе, в какой профессии, должности он будет успешен, в чем он принесет своему коллективу наибольшую пользу и успех. Насколько человек реализует свои таланты и способности в коллективе, настолько он внутренне сбалансирован, спокоен, а значит, находит личное взаимопонимание с членами группы.

Одним из важнейших факторов успешного, благополучного группового взаимодействия является коммуникация.

Если бы мы могли правильно понимать другого человека, его желания, намерения, видеть его личностные особенности, возможности и способности, то не стали бы ожидать от него невозможного, как это часто бывает, не стали бы требовать от него того, на что он не способен. А значит, меньше бы испытывали разочарований, меньше бы страдали от непонимания, исчезли бы конфликты.

Каждый из векторов имеет свой набор ценностей, свои желания и нехватки.

Тренинги по системно-векторной психологии формируют в человеке особую «языковую» чуткость, которая основывается на том, что вы можете видеть через речь психическое человека и общаться на его языке, исходя из его системы ценностей, его потребностей. Так вы научаетесь разговаривать с людьми – вы понимаете их, они понимают вас.

Также адаптация в группе и в целом в социуме зависит от развитости векторов человека – чем более они развиты, тем большие возможности для реализации. Реализованный человек – наиболее счастливый, его способности-свойства работают, и значит, его желания наполняются максимально, он получает удовлетворение от жизни, видит себя на своем месте, ощущает наполненность жизни смыслом.

Психология отношений очень проста! Она строится на осознании себя и понимании Другого, ощущении психического восьмимерного целого.

Тогда — через системное мышление — возможна гармония и красота отношений, любовь и взаимопонимание.

Только представьте себе коллективы и общества, где люди понимают друг друга, где каждый воспринимает себя и каждого согласно своей/его реальной внутренней природе. Нет предубеждений, стереотипов, ложных ожиданий и заблуждений!

Если бы мы могли знать… уже сейчас…

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/psikhologiya-otnoshenii

Я – источник мира?…

Я – источник мира?…

Зеркало мира

Как часто слышим мы с церковных кафедр о необходимости прощения, о том, что мир в нашей душе будет способствовать миру и вокруг нас, о том, как важно не желать ближнему зла и не осуждать его! Однако, соглашаясь с этим всей душой, мы нередко снова сталкиваемся нос к носу с собственным гневом, раздражением, обидами и осуждением. Покаяние, отпущение грехов, искреннее желание преодолеть собственные страсти, и снова — гнев, обида, раздражение. Так рождается порочный круг, выйти из которого под силу далеко не всем.

Прощение — универсальный принцип этого мира. И когда ко мне на консультацию приходят люди, не считающие себя верующими, я говорю им то же, что и священник с амвона.

А вместо цитат из Писания рассказываю про то, как и по каким законам из наших собственных отрицательных эмоций рождаются такие болезни как рак, язва желудка, бесплодие или гипертония.

Но для всех — верующих и неверующих — принцип остается тем же: прощение, умение отпустить от себя отрицательные переживания, изжить обиду и гнев.

И всегда я сталкиваюсь с вопросом «как»? Некоторым с самого начала ясно, что прощать надо, и что мир в душе — необходимое условие здоровья, долголетия и комфорта, не говоря уж о бессмертной душе и вечной жизни. Но как прощать, если вокруг лгут, предают, унижают, если день ото дня сталкиваешься с теми же обидными словами и поступками, если кто-то делает карьеру, наступая тебе на голову, или изменяет за твоей спиной?

Попробуем разобраться, как на самом деле строится эта цепочка и поищем пути выхода из нее.

Начнем с общих истин. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк.6:31) — сказано в Писании.

Можно уподобить мир зеркалу, он — отражение наших мыслей и эмоций, нашего умонастроения, убеждений и веры. Если я не доверяю людям, то и они не будут доверять мне.

И если я сам себя не уважаю, то откуда у других возьмется ко мне уважение? Дело ведь не только в поступках.

Человек может быть внешне вежлив и корректен, а в душе — озлоблен, завистлив и злопамятен. И отражением мира по отношению к нему станет не его подчеркнутая вежливость, а истинное его отношение к окружающим. Практика показывает, что от мира невозможно скрыть правду.

Например, человек ведет себя по отношению к вам корректно, но отчаянно вам не нравится. Это может значить, что вы улавливаете его подсознательные и сознательные программы, в которых содержится агрессия.

То же будет происходить и с вами — если вы пришли в какой-то коллектив с подспудным недоверием и озлобленностью, будьте уверены — если не все, то хоть кто-то почувствует это, и ваши отношения с людьми рискуют не сложиться вовсе, как бы внешне вы ни были любезны.

То же самое можно отнести и к событиям. Как известно, «в начале было слово…» (Ин,1:1), и слово обладает огромной силой. Если мы отчаянно боимся чего-то, то усиленным потоком мыслей и слов на эту тему мы формируем нежелательное событие.

Если человек боится и ожидает от других предательства, обмана или измены, они неизменно будут ему сопутствовать. И дело тут вовсе не в мистике, а в стереотипе, который сформировался у человека еще в детстве, и теперь он подсознательно ищет подобные ситуации, продолжая подтверждать свое мнение о мире.

Масса работающих методик психологии строится на том, что в некое желательное событие (исцеление от болезни, к примеру) вкладывается эмоциональная энергия. Человек представляет себе погружение в океан или представляет промывающую его насквозь серебряную струю — что угодно.

Главное, что в этот момент его энергия, внимание и эмоции направлены на образ исцеления. А в случае, когда вы активно боитесь чего-то, вы также сильно концентрируетесь на образе страха и отдаете ему все свои эмоции.

Вспоминается известный анекдот.

Мужчина едет в автобусе и про себя бубнит:

— В жизни — кругом проблемы: начальник — сволочь, жена — стерва, дети — хулиганье…

За его плечом стоит ангел и думает:

— Зачем ему все это надо? Но раз надо — придется исполнять…

Все в мире едино, и пространство будет всегда чутко реагировать на наши установки. А мир послушно будет предоставлять человеку все новые и новые доказательства своей «несправедливости». «По вере вашей да будет вам» — исчерпывающе, не правда ли?

Работа с обидами

Традиционные психологи идут, как правило, одним путем — путем поиска тех ситуаций из детства и юности, которые и сформировали негативный опыт. Ведь недоверие к миру безосновательным не бывает.

Читайте также:  Сознание, подсознание, бессознательное - психология

Обнаружить эти ситуации не так уж и сложно — думаю, до сих пор в душе у многих еще живы воспоминания об обидах, нанесенных родителями, братьями и сестрами, учителями или товарищами по школе.

И обладая хоть малой толикой интеллекта, человек может проследить путь от пустячного бойкота одноклассников до убеждения «весь мир — против меня!» Но что с этим делать дальше? Один из методов гештальт-терапии таков:

Выберите время, поставьте перед собой пустой стул, мысленно посадите на него вашего обидчика (даже если это была группа, в ней всегда есть зачинщик) и выскажите ему все ваши претензии. А после пересядьте на этот стул сами, и попытайтесь от лица вашего обидчика ответить на ваши же собственные претензии. Увидите, вам тоже будет что сказать.

Особенно это эффективно при попытках разобраться с обидами на родителей — с высоты вашего нынешнего опыта вам куда проще будет представить себе, каково было состояние вашей матери или отца в тот момент, когда вы были обиженным ребенком.

Еще одним хорошим способом справиться с обидами является работа со свечей.

Поставьте свечу перед собой, постарайтесь освободиться от всех сиюминутных мыслей. Вспомните то событие, которое вас более всего беспокоит, рождая постоянное чувство боли.

Эмоции, само собой, не замедлят — не гоните их. Сконцентрировавшись на свече, начните проговаривать вслух, «на пламя» то, что вас так беспокоит.

Плачьте, если надо, ругайтесь — негативные эмоции «сгорят» в пламени не причинив никому вреда.

Когда мы обижаемся, мы видим в другом только обидчика. А меж тем обидевшая вас мать, к примеру, была несчастлива в браке, измотана работой и заботами, и в душе у нее вызревало отчаяние: жизнь перевалила за половину, а счастья так и не было! Почему мы так сосредоточены на своем несчастье, что не видим несчастья другого?

Возьмите детскую фотографию вашего родителя. Всмотритесь в нее. Чего ждал от жизни этот ребенок? Какие надежды у него были и чаяния? А что получилось? Что сбылось? И чего ему так не хватает? А теперь закройте глаза и представьте: этот ребенок стоит перед вами — что вы сделаете? Приласкаете его? Подарите подарок? Или у вас хватит духа отшвырнуть ребенка?

Маленький ребенок живет в каждом из нас, и наших обидчиках тоже. И наши обидчики тоже кем-то унижены и преданы, а иначе им незачем было бы выплескивать на вас, как часть этого мира, агрессию, сформировавшуюся из-за собственной обиды.

Эту порочную цепочку, где каждый калечит другого только потому, что кто-то когда-то покалечил его самого, можно прекратить только на уровне самого себя.

Не стоит забывать о своей ответственности за все происходящее вокруг вас. Если кто-то повел себя в отношении вас агрессивно, это ваша задача — понять, что притянуло к вам эту агрессию.

Если есть агрессия рядом с вами, то она есть и в вас, а уж какой травмой, переживанием или убеждением это было рождено — исследуйте сами или попросите помощи.

Стратегия будущего

Я привел три примера, как прорабатывать прошлые обиды. Но этим, конечно же, все не исчерпывается.

Допустим, вы начали прорабатывать обиды и даже стало легче — начало меняться отношение к людям, вы стали добрее и снисходительнее.

Но по инерции, на уровне рефлекса, вы продолжаете испытывать ужас перед изменами, ложью, предательствами. И тут на помощь нам может прийти иная стратегия, рассчитанная не на проработку прошлого, а на вложение в будущее.

Давайте вспомним исходную точку. Мир отражает как в зеркале то, что творится у нас в душе. Даже если не все еще эмоции нам подвластны и не все обиды изжиты, мы можем выбирать собственные мысли о мире.

Это ведь в нашей власти — думать, что мир, Бог, заботится о нас, что мир всегда доброжелательно настроен, что люди по природе своей добры и любое событие, произошедшее с нами — к нашему же благу.

Приведу пример. Вы приходите в какой-то коллектив, и вам тут же докладывают «доброжелатели», что Иванов — подлец и карьерист.

Многие по инерции слушают и формируют мнение об Иванове на основе сказанного кем-то. Возможно, находятся и факты, подтверждающие нелицеприятное поведение Иванова. Но вам-то он ничего плохого пока не сделал. Более того — вы не были свидетелем факта. И уж точно не против вас этот факт был направлен.

Стоит ли формировать мнение в соответствии с мнением окружающих? На собственном примере я не раз убеждался: если хочешь, чтобы человек вел себя по отношению к тебе достойно — старайся видеть в нем хорошее. Самое интересное, что результаты этого опыта были таковы: пресловутый подлец продолжал порой подставлять других, но лично меня это никогда не касалось.

Как будто прививку ему кто сделал в отношении моей персоны — все только диву давались! Подобная тактика работает даже тогда, когда человек уже поступил в отношении вас некрасиво, но вы все же полны желания наладить с ним отношения. Стоит только начать целенаправленно рассматривать, что же в нем есть хорошего — он начинает менять к вам свое отношение на глазах.

Иногда подобные установки можно время от времени проговаривать, писать их в тетради, вешать на стены — все это похоже на игру, однако в действительности это реально работающие психологические методики. Что происходит?

Я приведу примеры таких установок — они носят название аффирмаций:

Я чувствую себя с каждым днем все более сильным и здоровым,

Я свободен от страхов и обид,

Я люблю и любим,

У меня — прекрасная, интересная работа,

С каждым днем мои отношения с близкими становятся доверительнее и теплее,

У меня всегда есть то, что мне нужно на данный момент, и если мне что-то понадобится, то мир (Бог) заботиться обо мне,

Я чувствую возрастающую уверенность в себе и т.д.

Вы можете составить свои фразы для конкретных жизненных ситуаций. Есть только одно правило: все аффирмации должны быть в настоящем времени (если вы пропишете в программу «будет», желаемое рискует остаться в будущем навсегда), и без частиц «не». Наше подсознание не распознает эту частицу, а потому фраза «не боюсь» будет понята подсознанием наоборот — «боюсь».

Однако не стоит ждать от мира немедленной реакции. Как бы ни была конструктивна и быстра мысль, материя все же инертна.

И вам придется прожить несколько неприятный отрезок на пути к душевному равновесию и гармонии с миром: вы будете полны надежд, будете усиленно работать над собой, закладывать фундамент будущего, а результатов какое-то время видно не будет.

И здесь самое важное — не сбиться с пути.

Вы будете твердить, что мир доброжелателен, а люди будут делать гадости, вы будете искать в сослуживцах и родственниках хорошее, а они будут продолжать ставить вам палки в колеса, вы будете отрабатывать обиды, а новые обидчики станут пополнять ряды исчезнувших. Стойте на своем. «Терпение и труд все перетрут».

Если вы посадили яблоню — станете ли вы ждать яблок немедленно? Бросите ли ухаживать за деревом? Конечно нет, ведь вы знаете, что плоды появятся не сразу. Так и здесь — не бросайте начатую работу, дайте миру и своей психике время перестроиться. Уверяю вас, результаты будут.

Несколько слов об эмоциях

Еще об одной вещи хочется сказать отдельно. Эмоция — неотъемлемая часть психики, и таковой психику сотворил сам Создатель. Поэтому давить и глушить эмоции чем попало, даже негативные, не стоит. Как-то знакомый мне священник сказал интересную фразу: «можно ненавидеть грех, но нельзя ненавидеть человека».

Казалось бы, сложно отделить грех от самого человека. Но рассмотрим это на примере матери и ребенка. Ребенок совершил проступок. Если мать скажет «ты плохой», это будет не то же самое, что «ты поступил плохо». Мы никуда не можем уйти от эмоций и от ошибок, поэтому возмущаться поступком человека порой совершенно естественно.

Но отказать ему в изначальной доброте и внутреннем совершенстве, если он — творение Бога, мы не имеем права. Нелицеприятный поступок — следствие травм, нанесенных ребенку в детстве. Но потенциал доброты заложен в каждом. А негативные эмоции — не просто душевный мусор, и их нельзя не испытывать вовсе.

Их надо уметь грамотно переформировывать.

Если вы чувствуете, что вас накрывает волна гнева, а вы — в общественном месте, вы можете использовать дыхательную технику для того, чтобы безболезненно растворить эмоцию и не наделать глупостей в запале.

Самая простая — вдох должен быть в два раза короче выдоха, после выдоха — небольшая задержка. Этот тип дыхания расслабляет соответствующий отдел нервной системы, и вы постепенно успокоитесь.

Если же вас никто не видит, можете «выбить» гнев в подушку или займитесь физической работой — она тоже хорошо снимает напряжение такого рода.

Естественно потом стоит задуматься обо всем, что было написано вначале — как и за счет чего вы сами создали эту ситуацию? Но давиться этой первой волной эмоций — совершенно непродуктивно. И главное, вредно для здоровья, что уже давно доказано целым рядом исследователей и не раз подтверждалось практикой.

Постепенно будут уходить прошлые обиды, отношение к людям будет становиться все более доброжелательным, вокруг вас будет все меньше неприятностей и агрессии. И, естественно, в вашу жизнь будет приходить все больше людей, мыслящих и относящихся к жизни так же.

И спустя несколько лет, когда кто-то со стороны спросит вас об изменах, предательствах и обидах в вашей собственной жизни, вы будете вспоминать это как сон, который почти забылся. И рядом с вами любому человеку, если он ищет мира, будет просто тепло и хорошо.

Он найдет этот мир в вашей душе.

Автор — Антон Несвитский

Источник: http://www.psychology.su/tag/istochnik/

Ссылка на основную публикацию