Спутник и балласт — психология

Книга Начнем сначала, или Как разглядеть свое Завтра. Содержание — Спутник и Балласт

Историю жизни мамы помог мне вспомнить и восстановить Кирилл Федорович Сунко: ему сейчас 91 год, после четырех инфарктов он по-прежнему бодр, я бы сказал – спортивен, по крайней мере его осанке я завидую каждый раз.

Жить будущим

– Меня зовут Аня. На сегодняшний день картинка моей жизни – это болото. Черное, беспробудное, куда меня засасывает с головой и мне оттуда не выбраться.

После этого я постаралась найти картинку, которую я хотела бы увидеть: это мыс над океаном, я стою на этом высоком мысе, свежий, даже холодный, обжигающий ноздри воздух, вокруг бескрайнее море в тумане, я на лошади.

Потом стала думать дальше: а как спроецировать эту картинку в свою сегодняшнюю жизнь? Ведь вокруг меня никого нет, я никого не вижу!

– А ты на этой лошади, на мысе что делаешь? Кроме того, что подставляешь себя обжигающему ветру?

– Смотрю. Созерцаю. И больше ничего…

– Вот. Чтобы переживать свой героизм и одиночество, да? Пока ты будешь жить такой картинкой, даже лучшие твои намерения будут превращаться в пустые переживания.

– Я это уже поняла. Я поищу себе другую картинку!

Скорость и направление вашего развития зависят от того, как вы понимаете себя, кем вы понимаете себя, как вы представляете свою личность.

Это вопросы не абстрактные, не теоретические, ваша «теория» сразу же становится вашей практикой.

А какие здесь могут быть варианты? И что предпочтительнее?

Я – личность?

Личность – это что?

Когда милиция устанавливает вашу личность, точнее, «лицо», ее интересует ваше ФИО, прописка и отсутствие нарушений перед законом.

И если вы сказали себе: «Конечно, я личность, паспорт имеется!» – вы успокоились. И задач к развитию не получили.

Для юриста личность – это то, что имеет те или иные гражданские права и свободы, и новорожденный с юридической точки зрения уже личность: субъект прав. Но ответственность за поступки детей вменяется их родителям, и пока у ребенка немного ответственности, у него немного и прав. Поэтому с точки зрения юриста он еще неполная, несформировавшаяся личность.

Личность, но маленькая. Впрочем, мы уже взрослые, соответственно эти проблемы детей нас снова не касаются.

Для подростков, как правило, личность – это то, что позволяет одному имиджево или социально выделяться среди других. Непохожесть на других. Взрослые критически оценивают такую «личность», обзывая ее только воинствующей индивидуальностью, но для подростков и это подвиг.

Чтобы выделяться среди других подростков, уже нужна смелость. Еще точнее – ум, сила и смелость. Потому что без смелости ты не решишься выделиться даже силой, а если ты осмелишься выделяться тупой силой без ума, ты прослывешь не личностью, а дубом. А личность – это подвиг.

Это уже интереснее. Возможно, это уже как-то касается и вас.

Для психологов личность – нечто более спокойное.

Это то, что есть у каждого – здорового – человека: тот внутренний стержень, который сформировался у него в процессе жизни среди людей и теперь определяет его дальнейшие взгляды и поступки.

Если же этот стержень не сформировался, если человек только пассивно отражает ожидания окружающих и в чем-либо самостоятельным не является, он – не личность.

К сожалению, такое происходит при олигофрении. Только мы-то здесь при чем?

Чем больше достойного ты несешь другим людям как свободный и самостоятельный человек, тем более ты Личность

Если у человека внутренний стержень уже сформировался – а это можно сказать практически о любом взрослом человеке, то для психолога личность – это своеобразие черт и особенностей человека.

Для психолога преступник – личность. Личность со своим неповторимым, уникальным набором черт и особенностей. И вы отличаетесь от преступника только другим набором… – это уже неплохо, хотя хочется большего.

Если же о личности говорит этик, он говорит о Личности с большой буквы, и это о другом.

Личностью с большой буквы этик называет не тех, кто в чем-то особенен и неповторим, а тех, кто вносит в жизнь окружающих людей настоящую ценность.

Можно сказать так: чем больше достойного ты несешь другим людям как свободный и самостоятельный человек, тем более ты Личность. Сколько ты всей своей жизнью принесешь людям?

И это уже хороший вопрос самому себе: «Насколько я – Личность?»

Личность – не данность, а заданность

Я предложу видеть в личности не данность, а заданность. Не то, что уже в нас есть, не прошлые заслуги и прегрешения, а то, что человеку предстоит, то задание, которое нужно человеку сделать.

Ситуация: вы прошли психологическое тестирование и достоверно узнали свои личностные черты и особенности.

Согласно результатам, вы не очень свободный, мало самостоятельный, сильно ленивый, нередко трусливый и часто мстительный субъект с развитой логикой.

Сопоставив это с историей своих жизненных неуспехов, добавив сюда мнение шефа и соседей, вы логично пришли к умозаключению, что вы определенно – не Личность и вам это по всем признакам не светит. И что дальше? Делать-то с этим что?

Личностью не рождаются, личностью становятся

Делать себя Личностью. Потому что человек – это проект, а не история. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Хорошо, но будет ли момент, когда мы можем уверенно сказать: «Мы это сделали! Все! Задание выполнено!»?

Будем реалистами. Совершенно нормально, если состоявшийся, взрослый и успешный человек чувствует себя достойной личностью. Он и без тестов знает, что он порядочный и трудолюбивый, творческий и ответственный, он – личность! Если быть личностью – это награда, но должны быть и награжденные.

С другой стороны, едва ли правильно, когда кто-то начинает прикрываться своими личностными особенностями: «А вот такой я человек! У меня такие черты характера! Вот такая я личность!»

Не торопитесь ставить себе ограничения. Личность – не забор, чтобы ею прикрываться.

Личность: проект, который вам предстоит всегда

– Я себя ищу…

– А я себя – делаю.

Пожелаем им успеха!

Ты сегодняшний – это твое прошлое. Ты таким стал, верно. Но ты, смотрящий на себя сегодняшнего, – можешь больше, потому что у тебя есть твое будущее. А свое будущее, как и свою личность, творишь ты: можешь творить, если создашь такой замысел.

Ты не заготовка, но в работе над собой ты можешь стать другим человеком: таким, каким построишь себя в соответствии со своим замыслом. Человек – это замысел о человеке, это его будущее.

Ты будущий – это твой замысел о себе, и в этом смысле личности нет, потому что наша личность всегда впереди нас, как наше «Завтра».

Все знают, что такое «Завтра», а ведь его – нет. Когда наступает «Завтра», это самое «Завтра» оказывается снова впереди, и его снова невозможно поймать за хвост. «Завтра» никогда не существует сегодня, сегодня его нет – но именно наличие нашего «Завтра» делает нас людьми с будущим.

Ты сегодняшний – это твое прошлое. Твои сегодняшние мысли – это не совсем ты, а то, что к тебе пришло из твоего «Вчера». Это то, что ты принимаешь как свое прошлое и можешь изменить, поправить, уточнить.

К тебе пришли ненужные, лишние мысли – ты их прогнал. Правильно. Мысли – это не всегда ты.

Ты сегодняшний – это твое прошлое

Твои чувства – это также еще не ты, у тебя есть твое отношение к твоим чувствам. Можно радоваться своим красивым чувствам и сердиться на чувства глупые и неуместные. Ты был таким, потому у тебя и чувства такие. Эти чувства пришли из твоей личной истории, продиктованы твоими прошлыми мыслями, воспоминаниями и позициями. Ты станешь другим, и к тебе придут другие чувства.

Источник: https://www.booklot.ru/genre/nauchnoobrazovatelnaya/psihologiya/book/nachnem-snachala-ili-kak-razglyadet-svoe-zavtra/content/2204238-sputnik-i-ballast/

Как жизнь прожить?

Версия для печати

Как нам всем определить свои жизненные позиции и стратегии, а затем создать собственные приоритеты и личные цели, которые приведут нас к достижению желаемых результатов? В нашей жизни для достижения личных целей иногда не хватает средств, концентрации и внутренней собранности, а ещё хуже бывают и схватки, и преследования. Поэтому, чтобы иметь действительно необходимую позицию и стратегию жизни, нам необходимо знать правила, план и карту победителя. Для этого нам нужно постоянно спрашивать себя: 1)»Я на правильном пути, или заблудился?» 2)»Мне нужно ли это делать сегодня или я делаю это потому, что делал это же вчера, месяц и год назад? 3)»Действительно ли то, что я делаю, мне необходимо для моей жизненной стратегии и позиции, или все это для облегчения моей безопасности или моего спокойствия?

Жизненные стратегии

Авторы: Н.И. Козлов, Е. Прокофьева align:right|src:/images/YDJUypNmf0_1364787652.JPG|width:350|banner:|alt:Жизненная стратегия — способ реализации жизненной позиции. Описывая основные жизненные стратегии, легче всего воспользоваться языком метафор: этот язык и глубок, и достаточно точен. Итак, мы все куда-то движемся по жизни, но у каждого свой путь и своя стратегия.

Жизненных стратегий множество, и стратегия Выживания, к примеру, отличается от стратегии Достижения и Процветания. Однако важнейшие жизненные стратегии определяются главным выбором: выбором жить и двигаться на собственной энергии – или на энергии чьей-то, какой-то внешней для себя энергии.

Двигать себя по жизни самостоятельно, жить собственной энергией – либо пристроиться к кому-то или чему-то, что будет везти и двигать вас по жизни. Люди, которые выбирают двигаться по жизни самостоятельно, на собственной энергии, по своей стратегии чаще всего либо Снаряды, либо Ракеты.

Снаряду не хватает энергии на постоянное движение вперед, но он может когда-то напрячься, принять решение и зарядить себя на выстрел – на активную деятельность, после чего летит в выбранном направлении, не сворачивая: отключив голову, чтобы следующим решением случайно не отменить предыдущее.

Стратегия Ракеты – стратегия гибкая, здесь человек движется к цели с открытыми глазами, может свободно менять маршрут и делать остановки, не теряя при этом общее направление и видение конечной цели. Главная трудность – иметь достаточно энергии, чтобы день за днем двигаться по жизни на собственной энергии.

Впрочем, самые энергичные люди люди-Ракеты живут, как Факелы, горя в движении сами и зажигая своей энергией окружающих, превращая их также в Звезды. Стратегия пристроиться к кому-то или чему-то, что будет везти его по жизни, это обычно стратегия Пассажира.

Обычный Пассажир достаточно ленивое существо и едет по проложенным за него путям, только изредка пересаживаясь со станции на станции: детсад – школа – вуз – работа – семья и дети — пенсия. Если Пассажир засыпает настолько, что перестает обслуживать себя и о нем уже нужно заботиться другим, он из Пассажира превращается в Груз. Груз лежит и сам не перемещается даже до ближайшего буфета.

Три активные формы стратегии Пассажира – это Парусник, Цветок и Несчастная Жертва. Несчастная Жертва ловит в свои сети тех, в ком он(она) сумеет вызвать жалость и возьмет его (ее) на содержание. Человек-Цветок обычно убежден, что он (она) радость, мечта и приз для любого, кто оказался с ним (с нею) рядом, умеет вызывать к себе восхищение и награждает окружающих только своей красотой.

Человек-Парусник не любит себя напрягать и, не включая собственный мотор, прокладывает свой путь мягкими галсами, перекидываясь с ветра на ветер и ища тот поток, который понесет его, как на крыльях, к острову его мечты (если он результатник) или просто по просторам жизни, если он процессник. Однако стратегии «пристроиться» этим не исчерпываются.

Если Человек-Парусник ценит свое право выбирать направление и любит держать руки на штурвале, управляя галсами своей судьбы, то стратегия, которую Джек Траут назвал «Чувство Лошади», ценит не возможность управления, а возможность удачно прокатиться по жизни.

Эта стратегия учит не ставить дальние цели по жизни, но все время держать широко открытые глаза — не появилась ли рядом Лошадка, в которую можно вложиться, и тогда, возможно, она тебя вывезет куда ты захочешь? Лошадкой может быть перспективная компания, за счет которой ты обогатишься, или человек, за которого можно так удачно выйти замуж… Человек, живущий как Живой Родник – удивительная жизненная стратегия. Этот человек живет той энергией, которые идет из него или сквозь него, и его жизнь полностью подчинена потоку этой идущей через него энергии. Человек-Живой Родник может ставить цели и жить, как самый энергичный результатник, однако на самом деле Человек-Живой Родник — только и исключительно процессник. Это не он ставит цели своей волей, это его внутренняя энергия кидает его от одной цели к другой, он только проводник толкающей его изнутри внутренней энергии. В отличие от Ракеты, у которого главное цель, а собственная энергия только средство, Живой Родник живет ни для чего внешнего, а лишь для того, чтобы актуализировать внутреннее течение его собственной энергии, которая в нем рождается и куда-то толкает его. Не его энергия служит ему, а он служит своей энергии. Он выбрал пристроиться к своей энергии и подчинить себя ей. Его жизнь – процесс самоактуализации. А вот стратегия Спутника объединяет в себе и готовность жить на собственной энергии, и двигаться с чьей-то помощью. Это человек, который выбрал быть рядом с кем-то, чтобы двигаться с ним по жизни, помогая ему в его движении. Женщина, которая стала спутницей энергичного мужчины, во многом живет его энергией и его достижениями, но при этом дает ему то, что так необходимо ему: тепло, поддержку, вдохновение, радость жизни.

Как эти стратегии достижения цели могут по-разному себя проявить в процессе, например, написания курсовой работы в институте? align:right|src:http://www.univerpp.ru/sites/default/files/429/dostigatory.jpg|width:250|banner:|alt:

Постоянство жизненной стратегии

Читайте также:  Ошибка - психология

Одна жизненная стратегия может быть основной на протяжении всей жизни. Успешный бизнесмен стартовал как Ракета и летит так до пенсии. Либо от цели к цели летит снарядом. Либо красивая девушка, которую воспитали Цветком, так им до конца жизни может остаться. Но чаще бывает, что стратегия меняется.

И большинство людей за жизнь бывают когда-то Родником, а когда-то и Грузом. Студент из провинции когда-то посмотрел вокруг себя и решил, что не хочет жить, как его знакомые. Он хочет большего. И студент покупает билет в Москву и становится Снарядом. Мужчина более стабилен в жизненной стратегии, чем женщина. Женщина — скорее лабильная, гибкая.

Её стратегия часто подстраивается под окружающую среду и под мужчину, который рядом. Если женщина-ракета встречает сильного мужчину, она может стать Спутницей, может – Цветком, может – Грузом, может – Живым Родником. Если достойный мужчина не встретился, то женщина в Авторской позиции останется Ракетой, либо превратится в Жертву.

Таким образом, люди выбирают жизненные стратегии. Синтонные люди выбирают сильные стратегии – Ракета, Снаряд, Парусник. Как правило, это стратегии, направленные на результат. Если человек понимает, что его стратегия – не самая удачная, он меняет убеждения и меняет постепенно всю свою жизнь.

Жизненные стратегии женщины Большинство авторов разделяют мужское Активное и женское Пассивное начало. На женских тренингах учат получать блага за счет мужчин. Использовать все возможности, чтобы ничего не делать самой, получать подарки взамен на улыбки и флирт.

Это приводит к тому, что большинство женщин считают правильной женской стратегией, по сути, либо стратегию Цветка, либо стратегию Груза. Тем не менее, женщина может делать выбор. Вести паразитический образ жизни, либо жить как Творец. Быть счастливым и праздным Пассажиром, либо двигаться по жизни самой. Да, сегодня женщин-Ракет, как и женщин-Родников – мало.

Но их жизнь имеет больше смысла, имеет миссию, в отличие от тех, кто живет за счет других. В Синтон-подходе лучшей женской стратегией считается стратегия Спутника. Спутника объединяет в себе и готовность жить на собственной энергии, и двигаться с чьей-то помощью.

Это человек, который выбрал быть рядом с кем-то, чтобы двигаться с ним по жизни, помогая ему в его движении. Женщина, которая стала спутницей энергичного мужчины, во многом живет его энергией и его достижениями, но при этом дает ему то, что так необходимо ему: тепло, поддержку, вдохновение, радость жизни.

Единственная сложность стратегии Спутника — чтобы вращаться вокруг кого-то, нужно, чтобы этот кто-то был сильнее, его цели — масштабнее, его Максимум жизни — достойнее. Иначе Спутник не будет держаться на орбите. «Хорошие» и «плохие» стратегии Психоаналитики и гуманисты, скорее всего, сказали бы, что нет хороших и плохих стратегий. Но у нас другие традиции.

Синтон-подход приветствует позиции результативные – Ракета, Снаряд, Умный Парусник, Спутник. Идти по жизни на своей энергии считается в нашем подходе достойным и правильным. Существуют интересные направления, которые пересекаются с темой жизненных стратегий.

Например, Достигаторство проповедует идею о том, что напрягаться самому на пути к достижению цели – глупо, когда всё можно получить за счет других людей и удобного случая. Настоящие Достигаторы по жизненной стратегии – Парусники. Они плывут, используя попутные ветры. Куда ветер дует – туда и поворачивают. Где больше «фишек» – там и цель. Их главная цель – благополучие, успех. Не что-то конкретное, а в целом. И чтобы при этом процесс приносил удовольствие. К сожалению, многие трактуют идеи Достигаторства неверно, так получаются недалекие достигаторы – это паразиты, Автостопщики и Грузы.

Заключение

align:right|src:http://www.univerpp.ru/sites/default/files/429/zvezda_i_planety.jpg|width:250|banner:|alt:Похоже, что бывают люди-Звезды, люди-Планеты и люди-Черные дыры. Звезды светят, дарят тепло, дарят жизнь. Звезды имеют имена, которые все знают. Черные дыры – потребляют энергию Звезд. В них можно бесконечно много вкладывать, но отдачи не будет. Считается, что Черные дыры имеют колоссальную энергию, но пользы от неё – никакой. К счастью, в обществе, как и в космосе, Черных дыр очень мало. Кроме того, в этой космической метафоре во Вселенной есть еще Планеты. Их – огромное множество. Они получают тепло и свет от Звезд. На некоторых из них есть жизнь. Но в большинстве своём они – космический мусор, скопления вещества, которые только вращаются по своим небольшим орбитам. Кажется, моя метафора пересекается с темой Жизненные стратегии. Выбор прекрасной женщины: по жизни светить, как Звезда, лететь, как Ракета. И стать верной Спутницей.

Жизненная позиция

Жизненная позиция — проявляющееся в мыслях, высказываниях, делах и поступках, общее отношение (целостное, системное) человека к окружающему миру, людям и самому себе. Не просто способность, а готовность действовать определенным образом.

Например, ответственность — это способность нести жизненную нагрузку. Позиция ответственности — это готовность себя этим нагружать.

Примеры жизненных позиций: • Активная и пассивная жизненная позиция

Автор, авторская позиция

Источник: https://www.chitalnya.ru/work/871882/

Стратегии достижения цели

Добрый день!

Мы все куда-то движемся по жизни, но у каждого свой путь и своя стратегия. Большинство трясутся Пассажирами на подручном транспорте, самые энергичные устремляются к цели Ракетой, менее энергичные, но более сообразительные предпочитают путь свободного Парусника. Есть стратегии и другие, но пока расскажем об этих.

Пассажир и Груз

Пассажира везет транспорт.

Детсад, школа, работа, уволили, устроился, женился, ребенок, дача, пенсия… По колее, все как у людей. А куда ты денешься?

Есть транспорт — есть движение, транспорт буксует или кружит на месте — пассажир трясется вместе с ним и торчит на месте.

Пассажиру не нужно думать о маршруте, он приблизится к цели настолько, насколько его к ней привезут (или не привезут), и по жизни Пассажир думает только о том, как свой процесс перемещения сделает возможно более комфортным.

Бодрые и веселые Пассажиры делают свое путешествие ярким и незабываемым, вялые и сонные во время перемещения кряхтят и охают. Если Пассажир засыпает настолько, что перестает обслуживать себя и о нем уже нужно заботиться другим, он из Пассажира превращается в Груз.

Груз лежит и сам не перемещается даже до ближайшего буфета.

Ракета и Снаряд

В стратегии Ракеты человек сам ставит себе цель и несется к ней. Когда-то он может использовать и транспорт, но ровно тогда и столько, насколько это приближает его к цели. У него есть энергия, свой внутренний мотор, и для него любой транспорт — только очередная стартовая площадка, чтобы сделать следующий рывок.

Ракета летит по гибкой траектории и препятствия предпочитает не пробивать, а аккуратно огибать. Если же Ракета теряет гибкость и начинает бодаться со стенами, она превращается в прямолинейный и туповатый Снаряд. Впрочем, когда объезда нет, и единственный путь только напролом, именно Снаряд и оказывается победителем.

Парусник и Челнок

Легче всего плыть по течению жизни, но тогда ваш путь определяет течение, а не вы, и обычно это путь — вниз. Трудно и героически плыть против течения, но и в этом случае ваш путь определяете не вы, а текущее против вас течение. Мудрый и свободный человек плывет ни по, ни против течения: он туда, куда ему надо.

С удовольствием используя течение, если это оказывается по пути.

Зачем тратить собственную энергию, когда можно поймать попутный ветер? Зачем набивать мозоли, работая веслами, если можно найти подходящее течение? Парусник не любит включать мотор, он прокладывает свой путь мягкими галсами, перекидываясь с ветра на ветер и ища тот поток, который понесет его, как на крыльях, к острову его мечты.

Но без надежного мотора в открытом море плавать опасно: ветер может смениться штилем, а мощное течение понесет прямо на скалы, и несмелый Парусник, помня об этом, часто уменьшает себя до Челнока, снующего в уютной лагуне от причала к причалу. Может, тут и скучно, и мелко, но — безопасно. А остров мечты… Да полно жить сказками, ничем там пряники от нашенских не отличаются!

Если вы не держите Паруса крепкими руками, ваш прекрасный Парусник обрубается до бестолкового Челнока.

Спутник и Балласт

Человек находит Ракету (или Парусник) и движется по жизни на этой внешней энергии. Если такое партнерство полезно для Ракеты, это партнерство по типу Спутника. Если пользы нет — это Балласт. См.→

Например

Как эти стратегии достижения цели могут по-разному себя проявить в процессе, например, написания курсовой работы в институте? См.→

Вебинар «Призвание: как реализовать себя в жизни»

Завтра, 15 июня в 20.00 по московскому времени я провожу вебинар «Призвание: как реализовать себя в жизни». Вопросы: Зачем искать свое призвание? (Можно ли жить без призвания, нужно ли?) Призвание и миссия жизни.

(Что значит быть большим человеком, уровни жизни) 3 составляющих для определения вашего призвания. (Четкий алгоритм, который позволит вам понять, как свое призвание найти) Максимум жизни: технология постановки глобальных жизненных задач, вытекающих из призвания.

Ну, и ответы на ваши вопросы. Если вам это важно, смотри подробности…

PS

Если вы не хотите получать рассылку, нажмите на кнопку «Отписаться от рассылки» вверху страницы.

Психологос выпускает свою ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ РАССЫЛКУ, где обсуждаются вопросы теории и методики практической психологии, рассматривается «кухня» работы практического психолога. Чтобы подписаться на профессиональную рассылку, заполните форму внизу на www.psychologos.ru или напишите об этом на адрес syntone@syntone.ru

Если у вас возникли вопросы и вы хотите обсудить свои взгляды, удобнее всего сделать это на форуме Синтона.

Источник: https://nkozlov.livejournal.com/32450.html

Что делать с «балластом» в Вашем окружении?

Навряд ли Вы окружены исключительно мыслящими и развивающими Вас людьми. Если так, то Вам очень повезло… (хотя это еще вопрос: повезло ли, или просто Вы тормоз?

Но чисто статистически каждый из нас в своем кругу будет иметь и Лидеров (тех, кто развивает Вас своим мышлением) и Балласт (тех, кто тормозит Вас и тянет в болото). Усредненная статистика говорит, что это где-то 10/90. (Вообще-то, 5/95 со слов Дэна Кеннеди, но Вы же не поверите, что все так плохо?
Скорость эскадры определяется скоростью самого медленного корабля

Особенно печально, когда этот «балласт» — Ваши близкие.

И совершенно непонятно почему Вы так с собой поступаете, если это Ваши коллеги или (тем более) Ваши подчиненные. Потому что «скорость эскадры определяется скоростью самого медленного корабля».

Генри Форд, кстати, гордился тем, что может не знать ответов на самые простые вопросы по своему бизнесу. Потому что его окружали отличные спецы, которые знали их за него.

Так что же делать, если Вы УЖЕ тесно связаны с теми, кто для Вас балласт?

В бизнесе — понятно. Тем кто может развиться нужно дать шанс, определить критерии и поставить дедлайн. Остальных дешевле заменить.

Нет, можно, конечно и дальше играть в благотворительность, давая им шанс за шансом. Если Вы готовы за это платить своим бизнесом, своим временем, своей энергией и, в конечном счете, своей жизнью. Но дешевле (не в деньгах) действительно заменить. А лучше сразу создать такую команду, которая будет сама Вас двигать, а не Вы ее тащить. (Как это сделать — я расскажу в другой раз.)

Но если говорить о семье и друзьях, то для многих такой ход будет невозможен (кроме супругов, разве что). Пытаться же изменить людей или «заставить» их развиваться — это заведомо обреченный путь. (Многим, кстати, требуются годы, чтобы понять это.) Не буду объяснять почему, это букварь.

Как же быть тогда?
95% уникальных тормозов

Единственный известный мне способ, который очень хорошо работает у многих — это развивать людей собственным примером. Поясню.

Несколько лет назад я был склонен часто спорить дискутировать со своими друзьями, коллегами и родными, пытаясь продвинуть им те идеи и принципы, которые узнавал на очередном тренинге или из новой классной книги. Я верил, что это именно то, что им нужно! И, в общем-то, никогда не ошибался — опыт, все-такиНо…

Результат был нулевой. Те, кто прислушивался к моим рекомендациям, как правило, были из Лидеров. А все из Балласта находили тысячу отговорок «почему это не сработает». Начиная со слов «тебя просто разводят на бабло» и заканчивая «мне это не поможет, я уникальный»

Они все так любят быть в чем-то уникальными… Надо же хоть как-то ублажить самооценку, когда годков не мало, а жизнь в… печали и тоске. Но, объективно, какая миру польза от уникального тормоза, который может тормозить уникальным способом и по уникальной траектории?
Пытаются что-то доказать только те, кто сам не уверен в этом

Тогда я просто перестал толочь воду в ступе и продолжил развиваться сам, обрастая новыми знакомствами на тренингах, которые посещал. Количество Лидеров вокруг меня вскоре стало значительно больше, чем раньше, а прежний круг «балласта» начал потихоньку отдаляться. На связи из них остались лишь самые дорогие и интересные мне люди. И то я их видел крайне редко. 

Через год моя жизнь изменилась. Еще через пол года — изменилась очень сильно. А главное — изменилось мое мышление. Я даже сам не заметил, насколько.

И вот, как-то я в очередной редкий раз встретился с одним из своих старых друзей (который по прежнему жил в болоте). И когда начался разговор «за жизнь», я заметил удивительную вещь.

Читайте также:  Типы акцентуаций - психология

Я поймал себя на том, что совершенно не спорю с ним и не пытаюсь ни в чем убедить, как раньше.

Источник: http://waytosoul.ru/node/7214

Вклад фрейда в психологию — мертвый балласт

⇐ ПредыдущаяСтр 260 из 363Следующая ⇒

Джон Ф. Килстром, Калифорнийский университет, Беркли

Если XX век был «веком Америки», то он был и веком Зигмунда Фрейда (Andersen & Glassman, 1996; Grits-Ghristoph, Cooper & Luborsky, 1990), потому что этот ученый изменил наше представление о самих себе.

Коперник доказал, что Земля не является центром Вселенной, Дарвин утверждал, что человек произошел от «низших» животных, а Фрейд стремился показать, что человеческий опыт, мысли и поступки определяются не нашим сознанием, а иррациональными механизмами, находящимися вне нашего контроля, механизмами, которые можно понять и контролировать только с помощью сложного процесса, называемого психоанализом.

Фрейд внес изменения и в наш лексикон, с помощью которого мы познаем себя и окружающих. Вы знали, что такое ид и суперэго, зависть к пенису и фаллические символы, кастрационный и эдипов комплексы еще до того, как открыли эту книгу.

В обычном понимании психотерапия отождествляется с психоанализом. Теория Фрейда, которая уделяет особое внимание случаям, допускающим двоякое толкование, основана на «постмодернистском» подходе к научному критицизму, частью которого является выявление и объяснение противоречий.

Фрейд, как никто другой, оказал глубокое влияние на современную культуру.

Влияние Фрейда на культуру основано, по меньшей мере косвенно, на предположении, что его теория имеет научную ценность. Но с научной точки зрения, классический фрейдистский психоанализ мертв и как теория психики, и как метод психотерапии (Crews, 1998; Macmillan, 1996).

Ни одно предположение теории психоанализа, например, идеи о том, что развитие проходит оральную, анальную, фаллическую и генитальную стадии, или о том, что мальчики испытывают половое влечение к своим матерям и ненависть и страх по отношению к отцам, не подтверждается на практике.

Нет эмпирических доказательств, что психоанализ более эффективен, чем другие методы психотерапии, такие как систематическая десенситизация или аутогенная тренировка.

Также не доказано, что психоанализ достигает результатов с помощью именно тех механизмов, которые предсказывались теорией, например с помощью переноса и катарсиса.

Фрейд жил в особый период времени, и можно утверждать, что его теория была правильной в отношении европейской культуры того момента, даже если теперь она таковой не является.

Однако недавно проведенный исторический анализ показал, что фактический материал, который Фрейд использовал в качестве доказательства своих теорий подсознательного конфликта и детской сексуальности, систематически искажался, а имеющиеся в его распоряжении научные данные ошибочно истолковывались или были представлены в ложном свете. Теории Фрейда — это не только продукт своего времени: они были ошибочны, даже когда автор впервые публиковал их.

Дрю Уэстен (Westen, 1988), психолог из Гарвардской медицинской школы, согласен, что теории Фрейда давно устарели и вышли из употребления, но утверждает, что его научное наследство живет в ряде теоретических предположений, которые в настоящее время широко признаны учеными: существование подсознательных психических процессов; важность конфликтов и амбивалентного поведения; наличие стадий психического развития; утверждение о том, что индивидуальность взрослого человека закладывается в детстве; влияние ментальных представлений на социальное поведение. Однако некоторые из его предположений весьма сомнительны. Например, нет доказательств того, что детские переживания оказывают существенное влияние на формирование личности. И что еще важнее, Уэстен обходит стороной вопрос о том, правильна ли точка зрения Фрейда на этот счет. Одно дело утверждать, что подсознательные побуждения оказывают большое влияние на поведение, и совсем другое — заявлять, что каждая наша мысль и любой поступок определяются сдерживаемыми сексуальными или агрессивными побуждениями, что ребенок испытывает половое влечению к родителю противоположного пола и что мальчики враждебно относятся к своим отцам, которых ревнуют к матерям. Так считал Фрейд, и теперь мы можем сказать, что Фрейд был не прав в каждом из этих утверждений. Например, лабораторные опыты показали, что процессы, происходящие в подсознании, не имеют ничего общего с теми процессами, которые описывает теория психоанализа (Kihistrom, 1998).

Уэстен также утверждает, что теория психоанализа со времен Фрейда претерпела значительные изменения и что, следовательно, несправедливо тесно связывать психоанализ со взглядами Фрейда на подавляемые, детские, сексуальные или агрессивные побуждения.

Но опять-таки это утверждение не является ответом на вопрос, верна ли теория Фрейда. Более того, вопрос о том, действительно ли все эти «неофрейдистские» теории более правильны, чем классическая теория Фрейда, остается открытым.

Например, все еще не ясно, является ли теория стадий психологического развития Эрика Эриксона более обоснованной, чем соответствующая теория Фрейда.

Несмотря на то что Фрейд оказал значительное влияние на культуру XX века, его вклад в психологию — не более чем мертвый балласт.

Те общие вопросы, о которых пишет Уэстен, обсуждались и до Фрейда или, напротив, были сформулированы совсем недавно, независимо от него.

В лучшем случае Фрейд представляет интерес для психологов только как историческая фигура. Возможно, у него был талант писателя, а не ученого.

⇐ Предыдущая253254255256257258259260261262Следующая ⇒

Источник: http://mykonspekts.ru/1-56723.html

Что такое Балласт

Если пользы нет — это Балласт. В этой книге много балласта. Балласт — А. Некоммерческий груз, перевозимый порожним судном для получения устойчивости, дифферента или осадки.

Значение слова Балласт по Ефремовой: Балласт — 1. Груз, помещаемый на днище корабля или аэростата для обеспечения необходимых мореходных качеств судна или для регулирования высоты полета аэростата.

Балластовый, балластный, относящийся к балласту, к пустогрузу, огрузке; балластить судно,сгружать,класть огрузку. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БАЛЛАСТ англ.

balast, от кельт, bal, песок, и lasd, lad, груз, тяжесть.

БАЛЛАСТ — (Ballast) жидкий или твердый груз (вода, чугунные и свинцовые болванки, камень, песок и пр.), принимаемый на суда для придания ему надлежащих мореходных качеств.

Балласт — груз, используемый на дирижаблях и свободных аэростатах для изменения высоты полёта и статического уравновешивания. Человек находит Ракету (или Парусник) и движется по жизни на этой внешней энергии.

Если такое партнерство полезно для Ракеты, это партнерство по типу Спутника.

Спутник и Балласт

Стратегия Спутник — это типовая женская стратегия. В этой стратегии женщина вкладывается в своего любимого мужчину, как в свой перспективный проект. Этот мужчина — ее проект, ее Ракета. Спутник успешного человека — звучит гордо.

Важно только не превратиться в Балласт, потому что Ракета, стремящаяся ввысь, от Балласта рано или поздно освобождается. Кроме того, при работе схемы нет шума. Балласт используется во всех типах ламп холодного зажигания («Jazzway», «Legrand», «Maxus», «Philips»), т.к.

именно он отвечает за включение устройства.

Что такое электронный балласт для люминесцентных ламп

Для замены этой детали люминесцентной лампы, Вы можете посетить любой магазин электрических приборов. Люминесцентные лампы, в которых применяются схемы электронного балласта, имеют значительно меньший срок годности.

Быстрого отключения неисправной лампы. В схеме балласта есть специальный регулятор неисправностей осветительного прибора.

Балласты для подключения современных люминесцентных ламп типа «Ultralight», «Osram», «Juwel» помогают экономить электроэнергию.

Для такой работы, балласты используют свой независимый стартер, который отвечает за зажигание и передачу напряжения. Многие специалисты используют такую систему запуска даже в тех лампах, где нет нитей накала.

Это позволяет найти оптимальный режим работы осветительного прибора. Ремонт балластов люминесцентных ламп чаще всего необходим из-за сгорания транзистора.

Толковый словарь является некоммерческим онлайн проектом и поддерживается специалистами по русскому языку, культуре речи и филологии. Важную роль в развитии проекта играют наши уважаемые пользователи, которые помогают выявлять ошибки, а также делятся своими замечаниями и предложениями. 1. груз, обеспечивающий равновесие и посадку судна (мор.). Самойлов К. И. Морской словарь.

Платформы, груженые балластом. Купить электронный балласт для люминесцентных ламп можно в любом магазине электротехники или на радиорынках. Электронный балласт или регулируемый высокочастотный инвертор – это специальная схема люминесцентных ламп, которая преобразует переменный ток в постоянный. Специалисты рекомендуют использовать для дневных ламп балласты фирмы «Эпра».

Популярное сегодня:

Источник: http://ytrubaser.ru/chto-takoe-ballast/

Путешествие на Марс: кто желает в один конец?

Все более активно обсуждаются планы безвозвратной миссии на Красную планету

МОСКВА —  В конце 1950-х годов из динамиков радиоприемников жителей США, а вскоре практически всего мира полилась песня «One Way Ticket» («Билет в один конец»), почти сразу же ставшая шлягером. Ее написал американский композитор турецкого происхождения Нил Седака.

В 1970 году ее впервые исполнил в Советском Союзе ансамбль «Поющие гитары». В русском переводе она, правда, называлась «Синяя песня», а потом – «Синий иней». Затем, уже в 1978 году британский ансамбль «Ирапшн» придал этой песне на Западе «второе дыхание».

«One Way Ticket» стала одним из гимнов поколения 1960-х -1970-х годов.

Почему? Наверное, потому, что помимо красивой, ритмичной музыки она, при всей своей эстрадной легкости, невольно несла в себе глубокий философский смысл, отражала те внутренние искания, которые были свойственны поколению «Битлз», «Аполлона» и массовых антивоенных движений.

Разве человеческая жизнь, это не «билет в один конец»? И кто может знать, что ждет тебя на «конечной станции», и что придется испытать и пережить по пути к ней? Но, похоже, что ряд специалистов и ученых из разных стран готовы вполне конкретно ответить на этот философский вопрос, и ответ этот лежит за пределами нашей планеты.

Добрался до Луны и там живи и жди, пока корабль за тобой не прилетит с Земли

Впервые протоидея космического путешествия в один конец в виде экспедиции с отложенным возвращением была выдвинута еще в начале 1960-х годов во времена «лунной гонки» между СССР и США.

Тогда президент Джон Кеннеди поставил на победу в этом соревновании престиж не просто космической отрасли и научно-технического потенциала США в целом, но всего американского государства. Несмотря на то, что программа «Аполлон» взяла «хороший старт», на первом этапе ее осуществления у НАСА не было 100-процентной уверенности в способности выиграть данную гонку.

Чтобы гарантировать победу была выдвинута идея, позже оформившаяся в так называемый «Проект Пилигрим». Вот, в чем он заключался: на Луну в автоматическом режиме садится обитаемый модуль. Несколько позже рядом прилуняется космический корабль с астронавтом на борту.

Чтобы сэкономить время и средства на создание такого корабля, решено было построить его на базе уже испытанных «Меркуриев». Способности стартовать с Луны и вернуться на Землю, у этого корабля не было.

Поэтому астронавт должен был перейти в уже находившееся на Луне пристанище и дожидаться, когда за ним прилетит полноценный, пилотируемый экипажем взлетно-посадочный модуль, создававшийся в рамках программы «Аполлон».

Потом, когда в 1965 году стала осуществляться программа «Джемини», рассматривался тот же самый проект, но уже с использованием корабля типа «Джемини» вместо «Меркурия».

В этой связи невольно вспоминаются возражения, которые были у Президента АН СССР Мстислава Келдыша против «минимального» лунного пилотируемого проекта, предложенного Главным конструктором Сергеем Королевым. Согласно плану Королева, на Луну должен был сесть модуль лишь с одним космонавтом на борту, который после «прогулки» по Селене должен был вернуться на окололунную орбиту, где его ожидал космический корабль с напарником, и уже после этого лететь назад на Землю. Возражения Келдыша носили не технический, а психологический характер. «Вы представляете, – спрашивал он, – вы один… на Луне?! Это же прямая дорога в психиатрическую больницу!». Но поскольку «Проект Пилигрим» так и не был осуществлен, проверить предположение Келдыша на практике не удалось.

Джеймстаун на Марсе?

Напомню: Джеймстаун – это первое постоянное поселение в Америке британских колонистов, основанное в 1607 году в местности, которая теперь входит в штат Виржиния. Именно там и пустила свои первые «ростки» страна, известная теперь, как Соединенные Штаты Америки.

И, похоже, что некоторые ученые и предприниматели всерьез намерены перенести американский опыт на другие небесные тела. Среди них – основатель и руководитель компании SpaceX Элон Маск.

SpaceX – серьезное и успешное космическое предприятие, которое уже доказало свою состоятельность собственными силами разработав, построив и запустив к МКС первый частный корабль «Дракон». Но что еще более важно, эту компанию отличает инновационность и амбициозность проектов. Один из них – полет на Марс.

В 2011-2012 годах Маск заговорил о возможности осуществления пилотируемой экспедиции на Красную планету в течение ближайших 10-20 лет, что, по меньшей мере, на 15 лет раньше, чем это в настоящее время планирует сделать НАСА.

Первоначально Маск намеревался осуществить это с помощью техники созданной его компанией – тяжелого варианта ракеты-носителя (РН) «Фалькон» и космического корабля «Дракон», модифицированного для посадки на Марс. При этом он полагал, что сможет продавать «билеты» на полет по маршруту Земля-Марс-Земля за сумму, не превышающую 500 000 долларов.

Однако дальнейшая проработка этого проекта внесла в него некоторые коррективы. Маск по-прежнему считает, что может доставить людей на Марс по цене 500 000 долларов за человека, но скорее всего лишь по маршруту Земля-Марс.

По его мнению, по крайней мере, в ходе первой фазы колонизации Марса, полеты «туда и обратно» придется исключить, ограничившись полетами лишь «туда». Сделать это придется для того, чтобы удержать цену «билета» в районе полумиллиона долларов.

Как полагает Маск, к тому времени, когда население Земли достигнет численности 8 миллиардов человек (а это по прогнозу ООН случится к 2025 году), как минимум 100 000 из них будут готовы сменить постоянное место жительства с Земли на Красную планету. Но вначале речь будет идти лишь о 10 переселенцах, которые создадут ядро будущей колонии на Марсе.

Вот им-то, марсианским «пионерам» и придется выстраивать свою жизнь с расчетом на то, что на Землю им, скорее всего, вернуться не удастся, по крайней мере, в обозримом будущем.

Разумеется, никто не говорит о том, что им придется жить в посадочных модулях типа «аполлоновских», рассчитывая лишь на те запасы воздуха, воды и продовольствия, которые они привезут с Земли. Еще до прилета на Красную планету первых колонистов туда прибудут установки для получения воздуха из марсианской атмосферы, состоящей в основном из углекислого газа, устройства для получения удобрения из грунта Красной планеты и добычи воды из ее подповерхностного льда. Первопроходцы привезут с собой строительные материалы, из которых будут построены не только обитаемые жилища, но и оранжереи, где они станут выращивать свежие овощи и фрукты. Маск настаивает на том, чтобы «пионеры» были вегетарианцами, но делает это не столько из-за личных гастрономических предпочтений, сколько по вполне рациональной причине: выращивать салат и свеклу на другой планете значительно легче, чем коров и баранов.

Читайте также:  Отрицание - психология

«Марс Один»: с Землей навеки распрощаться, на Марсе чтоб обосноваться

Буквально неделю назад в мире произошел небольшой фурор. Его произвела до того мало кому известная голландская компания «Марс Один» (Mars One). Она обнародовала планы отправить в 2023 году первых колонистов на Красную планету в количестве 40 человек, которым суждено остаться там навсегда.

Планы эти, по собственному признанию компании, она разрабатывала в «секрете» начиная с января 2011 года, и решилась придать их огласке лишь тогда, когда убедилась в их технической и финансовой осуществимости. «Марс Один» совсем небольшая: 8 постоянных сотрудников, 15 советников и 6 так называемых «послов», которые доносят идеи «Марса Один» до мирового сообщества.

В этих списках специалисты в области исследования космоса, физиологии, психологии, публицистики и культуры, но громких имен среди них нет. Большинство голландцы, но есть также представители США, Канады, Англии, Германии, Японии, Бразилии и Перу. Что касается технического аспекта колонизации, то вот, что он из себя представляет.

В 2013 году начнется отбор кандидатов в переселенцы. В следующем – постройка спутника связи и подготовка «миссии обеспечения».

Спутник должен обеспечить связь колонистов с Землей, а «миссия обеспечения» доставить на Марс до прибытия туда людей 2,5 тонны груза, включая разного рода запасные части, солнечные батареи и «тысячу мелочей», необходимые для жизни на Красной планете. Большую надежду «Марс Один» возлагает на 3D принтеры, которые будут у колонистов.

С помощью этих устройств они во многом смогут обеспечить себя необходимыми предметами и инструментами. В 2016 году спутник связи будет выведен на околомарсианскую орбиту и в том же году на поверхность Марса опустится грузовой модуль с «миссией обеспечения».

В 2018 году на Красную планету осуществит посадку ровер-разведчик, который должен отыскать на ней наиболее подходящее для высадки колонистов место.

А в 2021 году подготовка к основанию первой колонии на Марсе вступит в свою заключительную стадию: планеты коснутся шесть посадочных «грузовиков»: два с жилыми отсеками, два с модулями жизнеобеспечения, один – с очередной «тысячей мелочей» и один – со вторым ровером на борту.

Эти два ровера-робота в буквальном смысле слова «надуют» на Марсе «поселок», ибо жилые отсеки представляют собой надувные конструкции. В 2022 году те же роверы-роботы завершат в поселке все работы по приведению установок для производства воды и воздуха в полную «боевую готовность».

В том же году на околоземной орбите начнется сборка пилотируемого комплекса для полета на Марс, а уже в сентябре все того же 2022 года комплекс этот с четырьмя первыми колонистами на борту стартует к Красной планете, чтобы прибыть на нее в 2023 году. Эта группа первопроходцев получила условное название «Марсианская команда один». Через два года на Красную планету прибудет также состоящая из четырех человек «Марсианская команда два», которая присоединится к первой. Ожидается, что за два года первая команда поработает на Марсе «засучив рукава», так что вторая команда сможет уже не тратить время на обустройство быта, а сразу включиться в работу по исследованию Красной планеты. Еще через два года на Красную планету прибудут еще четыре человека в составе «Марсианской команды три» и так каждые два года до тех пор, пока на Марсе не окажутся 40 землян.

Кто построит «Мэйфлауэр»?

Как и Джеймстаун, корабль «Мэйфлауэр» стал одним из символов колонизации Америки. На нем в 1620 году на побережье, которое теперь относится к штату Массачусетс, высадились 102 пилигрима. В проекте «Марс Один» тоже нужен свой «Мэйфлауэр», не говоря уж о «хижинах» – модулях для первых марсианских колонистов.

Кто все это построит? «Марс Один» приводит список семи компаний, согласившихся сотрудничать с ней. В этом перечне нет «тяжеловесов» типа «Боинга», «Локхида-Мартина», РКК «Энергия», Центра имени Хруничева, или «Ариан».

Из наиболее крупных и известных – уже упоминавшаяся SpaceX, канадская MDA (спутники и электронное оборудование), и «Тале Алениа Спэйс» (также спутники и электронное оборудование).

Именно эти «три богатыря» плюс еще 4 менее известных компании, занимающихся, в том числе разработкой систем жизнеобеспечения и логистическим обеспечением космических миссий, должны создать «Мэйфлауэр» и дома для колонистов.

Вопрос вопросов: сколько все это будет стоить? «Марс Один» называет сумму 6 миллиардов долларов за доставку на Марс первых четырех человек. Именно к такой цифре пришла компания после обсуждения затрат вместе со своими семью партнерами. В эту сумму входит разработка и постройка корабля и «хижин», включая расходы по полету на Марс и размещение на нем.

Колонизация, или шоу обреченных?

Но даже 6 миллиардов долларов нужно где-то взять. У компании «Марс Один» есть бизнес-план, осуществление которого, как полагают ее сотрудники, гарантированно поможет достать необходимую сумму. В основу этого бизнес-плана положено освещение СМИ Олимпийских игр.

Телевидение и пресса тратят огромные средства на то, чтобы в реальном времени информировать зрителей и читателей о ходе соревнований. Точно так же и с подготовкой колонистов, их полетом на Марс и жизнью там. «Марс Один» намерена освещать этот процесс по принципу 24/7/365, то есть круглосуточно и круглогодично.

«Вообразите, – говорят ее представители, – это же все равно, что освещать в реальном времени экспедицию Колумба!». Действительно, какой телеканал, радиостанция, или газета откажутся от такой возможности.

В этой связи можно вспомнить, что еще в конце 1990-х годов американский режиссер Джеймс Камерон предлагал вложить 3 миллиарда долларов в марсианскую миссию за право ее эксклюзивного освещения, включая подготовку к старту, полет до Марса и обратно.

Подобное «шоу за стеклом» не означает, что у переселенцев не будет на корабле, а после в модулях на Марсе места, где они могли бы укрыться от объективов телекамер, но как подчеркивают сотрудники «Марс Один», колонисты должны понимать, что за такую возможность, как стать первыми на Красной планете, им придется пожертвовать частью личного пространства.

А кому придется жертвовать? «Марс Один» набирает кандидатов со всего мира. Основные требования: быть в возрасте 18+ лет и иметь хорошее физическое и психическое здоровье. Желательно иметь хотя бы базовые знания английского и конечно быть готовыми пройти восьмилетнюю подготовку к запланированному на 2023 год старту на Марс. Предпочтение отдается тем, кто отличается стойкостью, креативностью, способностью адаптироваться к различным ситуациям, любознательностью и мастерством «на все руки».

А что думает академическая наука?

В 2010 году западными учеными (в основном американскими) был подготовлен и опубликован почти 1000-страничный сборник под названием: «Пилотируемая экспедиция на Марс: колонизируя Красную планету». Не обошли его авторы и возможность отправки на Марс переселенцев без перспективы возвращения на Землю.

Вот какие, по мнению ученых, есть «плюсы» у этого варианта:

  1. Снижение риска по сравнения с возвратной миссией. Людям не нужно будет снова подвергать себя риску многомесячного перелета, включая небезопасные старт и приземление.
  2. Снижение на 80% стоимости миссии в один конец по сравнению с возвратной.

  3. Отсутствие необходимости вновь адаптироваться к многомесячной невесомости в условиях полета Марс-Земля, а также к земной гравитации после пребывания на Марсе.
  4. Максимальное стимулирование и использование возможностей колонистов по освоению Марса, ибо им придется рассчитывать лишь на его ресурсы.

  5. Закрепление у человечества приверженности колонизации Марса, а в более широком смысле – космического пространства.

Авторы исследования полагают, что при существующих технологиях обслуживаемая роботами база на Марсе может быть создана в течение ближайших 20 лет, а вскоре после этого – и обитаемая.

«И где же вы этих безумцев сыщете, что сами на смерть пойдут?»

Этот вопрос задал в фильме «Земля Санникова» промышленник Перфильев географу и исследователю Ильину, когда тот убеждал его профинансировать экспедицию на поиски этой земли. О том, что открытие и освоение новых территорий дело опасное говорит и опыт Джеймстауна.

Через два года после того, как первые британские переселенцы основали в 1607 году колонию в Америке, численность колонистов достигла 500 человек, но к 1610 году их количество сократилась до 61. Остальные умерли от голода и болезней.

Авторы вышеупомянутого сборника «Пилотируемая экспедиция на Марс» признают, что ожидаемая продолжительность жизни колонистов на Красной планете будет заметно сокращена по сравнению с той, которая у них могла бы быть на Земле, и вряд ли превысит 20 лет. Поэтому отправлять на Марс, полагают они, нужно людей старше репродуктивного возраста.

Но главное даже не это. Основная проблема в планировании первой на Марсе постоянной колонии, члены которой не смогут вернуться на Землю, заключается в психо-эмоциональном аспекте данного предприятия.

Все за «немного зелени»

У этого аспекта есть две стороны. О первой сказал Сэм Гиббс, сотрудник британского научно-технического сайта Gizmodo UK: «Чтобы отправиться на Марс в один конец нужно либо всей душой ненавидеть Землю, либо не иметь на ней ничего такого, что могло бы удержать».

Зададим теперь себе вопрос: что это за люди, которые по какой-то причине «всей душой ненавидят» свою родную планету, или у которых нет никакой привязанности к ней? Возьму на себя смелость предположить, что это либо реальные, либо потенциальные клиенты, если не психиатров, то психотерапевтов.

И если даже такие люди прилетят на Марс, то какие отношения сложатся у них в тесном и немногочисленном коллективе себе подобных? Ну а вторая сторона – это «колумбовская».

Предположим, что на Красную планету отправятся сильные телом и духом исследователи, готовые встретиться лицом к лицу с любыми трудностями и опасностями ради великого дела расширения среды обитания человечества за пределы Земли. Но при этом они все равно останутся детьми своей планеты. У американского писателя-фантаста Фредерика Брауна есть рассказ «Немного зелени».

Он повествует об астронавте по имени Макгэрри, корабль которого потерпел аварию на планете Крюгер-3. На этой планете, чем-то весьма похожей на Марс, есть все условия для жизни. Нет только одного – зеленого цвета. Вокруг все красное – почва, растительность, огромное темно-красное солнце, пылающее в фиолетовом небе.

Мечта астронавта – увидеть хоть немного зелени, которая ассоциируется у него с Землей. Эта мечта в течение тридцати лет (хотя ему казалось, что прошло только пять), дает ему силы искать в джунглях Крюгера-3 обломки другого корабля, когда-то тоже потерпевшего крушение на этой планете.

Макгэрри надеялся, что сможет найти какие-нибудь сохранившиеся приборы, которые сможет установить на своем изрядно поврежденном корабле и улететь назад, на Землю. На плече у астронавта сидит созданное его воображением существо по имени Дороти. Он периодически с ней разговаривает, чтобы не сойти с ума от одиночества.

«Да, Дороти, Земля – единственная планета, на которой стоит жить! Зеленые поля, зеленые луга, зеленые леса… Знаешь, Дороти, если мне удастся вернуться на Землю, я больше никогда не покину ее. Построю себе хижину в дремучем лесу. Но нужно будет выбрать полянку, где почти нет деревьев, и где бы могла расти трава. Зеленая трава! И хижину я тоже покрашу в зеленый цвет».

Неожиданно в небе Крюгера-3 появляется корабль. Макгэрри подает ему сигнал из лучевого пистолета и о чудо! – тот его замечает и совершает посадку рядом с ним. Из него выходит астронавт в звании лейтенанта. Его зовут Арчер. Разумеется, он тут же соглашается увезти Макгэрри.

Пока двигатель корабля остывает, Арчер рассказывает ему, что тот другой корабль, обломки которого искал Макгэрри, разбился на самом деле не на Крюгере-3, а на Крюгере-4. Но это не самые плохие новости. Хуже всего то, что Земля погибла в результате космической катастрофы. Правда, все земляне успели переселиться на Марс. Туда же он предлагает отвезти и Макгэрри.

Макгэрри отказывается поверить в услышанное. Он распыляет своим лучевым пистолетом сначала Арчера, потом ракету, предпочитая, чтоб все этого оказалось лишь дурным видением. На его плече снова сидит Дороти и он продолжает вместе с ней искать в джунглях Крюгера-3 обломки другого корабля, чтобы починить свой и улететь на нем на Землю… В песне «Билет в один конец» есть такой куплет: Где-то город стоит удаленный Там отель есть разбитых сердец Сам за глупость собой непрощенный В нем слезами зальюсь наконец…

И именно это – слезы за непростительную глупость навсегда покинуть родную планету могут стать главным препятствием, которое помешает «безвозвратным» колонистам прижиться на Марсе.

Источник: https://www.golos-ameriki.ru/a/1583799.html

Ссылка на основную публикацию