Игры-развлечения — психология

Психологические игры и упражнения для детей

Дети стоят в кругу, кто-нибудь из них показывает любое движение, произнося при этом первые слова песенки «Если нравится тебе, то делай так…», остальные дети повторяют движение, продолжая песенку: «Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так…». Затем свое движение показывает следующий ребенок, и так до тех пор, пока не завершится круг

Психологическая игра для детей  «Я  бросаю  тебе  мяч».

Для разрядки и поднятия настроения можно предложить игру с мячом. В кругу все будут перебрасывать друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и произнося слова: «Я бросаю тебе цветок (конфету, слона и т.д.)». Тот, кому бросили мяч, должен  достойно ответить.

Психологическая игра для детей  «Испорченный телефон»

Участники по очереди передают друг другу пословицы, которые ведущий назвал на ухо сидящим с двух концов. Затем каждый из них сообщает пословицу, которая передана ему с другого конца.

-Нет такого человека, чтобы век без греха

-Всякая неправда – грех

-От судьбы не уйдешь

-Риск – благородное дело

-Денег наживешь – без нужды проживешь

-Когда деньги говорят – правда молчит

-И с умом воровать – беды не избежать

-Раз украл — навек вором стал

-Кто сильнее – тот и прав

-С кем поведешься — от того и наберешься

-Умная ложь лучше глупой правды

-Убежал – прав, а попался — виноват

4.Игра «Пойми меня»

Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать.

Психологическая игра для детей «Ярмарка достоинств»

Участники игры получают по 2 листа с названиями  «продаю»  и  «покупаю» Ведущий предлагает на одном листе, под надписью «продаю»  написать все свои недостатки, от которых он хотел бы избавиться, а на другом листе под надписью «покупаю» написать достоинства, которых ему не хватает в общении.

Затем листы прикрепляются на груди участников игры, и они становятся посетителями «Ярмарки», начинают ходить и предлагают купить (или продать) то, что им нужно. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не обойдет и не прочитает все возможные варианты купли-продажи требуемых для него качеств.

Психологическая игра для детей  «Назови эмоцию»

Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в др. сторону и называются эмоции, помогающие общению. Эмоции можно выражать разными средствами – через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.

Методика «Твое имя»

Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет вое полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов его имени (например, Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка, Екатерина). Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями, что чувствовали, когда слышали свое имя.

Игра-упражнение  «Мусорное ведро»

Дети пишут на листах бумаги свои негативные мысли, неприятные случаи, истории, ситуации, сминают листы и выбрасывают их в ведро (забывая это навсегда).

Психологическая игра для детей  «БУРИМЕ»

Стихи сочинять легко, говорил поэт Цветик. Главное, чтобы был смысл и рифма. Каждый берет лист бумаги и ручку и пишет любую пришедшую в голову строчку, хотя бы отдаленно напоминающую по ритмическому рисунку стих.

Далее все бумажки передаются на одного по кругу и пишется еще одна строчка-продолжение к предыдущей строчке, желательно в рифму, и так далее. Для элемента сюрприза лучше заворачивать в трубочку лист, оставляя на виду только последние три строчки.

Когда все листки пройдут один-два-три круга, каждый берет лист, который начинал и выразительно декламирует его под смех публики.

Психологическая игра для детей  «МУХА»

Игра на концентрацию внимания и его проверку. Тех, кто проявляет слабое внимание и концентрацию, в космонавты не берут. Все сидят в кругу или за столом. Инструкция ведущего. Представьте себе поле для игры в крестики-нолики, три на три квадрата. В центре сидит муха. Мы будем муху двигать по-очереди.

Есть только четыре хода: вверх, вниз, вправо, влево. Ошибкой будет задний ход: вверх-вниз, и выход мухи за пределы поля. Задача – всем вместе, по кругу, мысленно двигать муху, озвучивая свой ход и не ошибаться. Если кто-то ошибся – сброс и опять муха в центре.

Можно ввести штрафные очки за ошибки для элемента соревновательности.

Объемная муха. Это более сложный вариант, доступный уже не всем, а только самым внимательным. Представьте себе объемное поле для игры в крестики нолики – кубик рубика три на три. У нас добавляются еще два хода – к себе и от себя. Важно не терять муху, внимательно следить за ее перемещениями и не ошибаться.

Психологическая игра для детей  «ТРОЕЧКА»

Есть одна несложная по правилам игра на проверку внимания и его концентрацию. Инструкция. Мы будем ритмично считать натуральный ряд чисел по кругу: один-два-три-четыре-пять и так далее.

Сложность в том, что по правилам игры, число «3», числа, оканчивающиеся на три, например «13», и числа, делящиеся на три, например, «6», не говорятся, а хлопаются. Ошибкой считается сама ошибка и сбой ритма.

При ошибке все сбрасывается и начинается сначала («Раз») с этого участника в любую сторону по кругу.

При внешней простоте игры, далеко не всем коллективам удается дойти хотя бы до двадцати. Если дошли до тридцати, это говорит о хорошей концентрации внимания. Упрощение или усложнение игры возможно замедлением или убыстрением ритма.

 Психологическая игра для детей  «ЗООПАРК»

Игра на актерское мастерство. Участвуют 7-8 человек, каждый выбирает себе любое животное: овца, лошадь, свинья, кошка, собака, крокодил, утконос, шакал зимой, марал в брачный период и т.д. Далее знакомство: каждый по кругу выразительно демонстрирует остальным характерное движение этого животного.

После этого, по-очереди, надо показать сначала «себя», а потом любое другое присутствующее «животное». Это «животное» получает ход, показывает себя и далее другого зверя. И так далее. Потом можно объявить «суперзоопарк». Это когда все животные демонстрируются максимально утрированно и ярко! Можно играть навылет.

Ошибся в передаче хода – выбыл из игры.

Психологическое упражнение для детей  «ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ»

В игре участвуют только женщины. Нужно поставить в ряд табуретки (или стулья без мягкой обивки) по количеству предполагаемых участниц (лучше всего 3-4). На каждую табуретку кладется определенное количество круглых карамелек (бывают такие конфетки, по форме -маленькие колобки), можно пуговицы на ножке (желательно покрупнее).

Например, на первую табуретку — 3 конфеты, на вторую — 2, на третью — 4. Сверху табуретки накрываются непрозрачными полиэтиленовыми пакетами. Приготовления закончены. Вызываются желающие. Их рассаживают на табуретки. Включается музыка. Обычно для этого конкурса включается песня «Подвигай попой». И так, танцуя сидя на табуретке, участницы должны определить, сколько под ними конфет.

Победит тот, кто быстрее и правильнее это сделает.

Психологическая игра для детей  «НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА»

Для игры необходимы: табуретка или стул -1 штука, девушка — 1 особь, прищепки — много.

Прищепки нацепляются на платье девушки, девушка ставится на табуретку, из среды компании выбирается 2 молодых человека (можно вообще разделиться на 2 команды), которые снимают с нее прищепки с завязанными глазами.

Тот, кто снимает последнюю прищепку, или тот, у кого окажется больше прищепок, снимает девушку со стула и целует столько раз, сколько прищепок у него оказалось. Игру можно проводить наоборот, т.е. на табуретку встает парень.

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

{odnaknopka} 

Источник: http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov/psichologicheskie-igri-i-uprazhneniya-dlya-detey.html

Бессознательные психологические игры

Знакомые картинки? Что Вы на них видите?

Эта тема стара, как мир, и такая же простая, как и глубокая.

Есть такие понятия в психологии как перенос, проекция… Это очень интересные явления, давайте посмотрим, как они работают на примере.

Жили, были папа и дочка…

У папы была суровая мама. Она была не чувствительна к потребностям своего сына, обращалась с ним, как с куклой. И вместо тепла и материнской чуткости к потребностям малыша, она замещала полностью его восприятие своим. И еда вкусная, если она так считает. И вода в кране не горячая, даже если он кричит.

И, если он говорит о своих чувствах, и это не соответствует маминому, то в ответ будет «нет, это не так, тебе кажется». И если ребенок бунтовал, она подавляла это ремнем и оплеухами. И чтобы не высовывался подкрепляла по мере вдохновения разнообразием оскорблений и унижений.

Читайте также:  Процент ответственности - психология

А еще припугивала сына, что она болеет и умрет, и он в том повинен. И радоваться ему можно было только под настроение мамы, чтобы не нарушал её святой печали. Лепила мама, лепила из своего сына этакое продолжение себя. И сыну нужно конечно соответствовать.

Иначе и незачем жить такому.

Вот так, рос, рос сын и вырос взрослым дядей.
 И накопилось у него раздражение, обид, гнева и претензий к маме очень много. Из страха повредить других, прежде всего маму, сын складывал все эти негативные чувства, и к моменту рождения своей дочери уже порядочное «наследство» набралось.

И что же мы наблюдаем. Папа знает на своей шкуре, что значит тяжелое детство. И дочка получает много внимания. Там есть подлинное тепло и забота.

При этом есть еще кое-что. В свое время папа, будучи ребенком, застрял в своих обидах. И чтобы, будучи маленьким, сохранить себя в семье, вошел в роль, что с ним не всё в порядке, поэтому и мама злится.

Реабилитируя так маму, малыш поддерживал внутри себя ее образ светлым и любящим. И это помогало выживать. Но во взрослой жизни папа не достиг того, что мог бы и хотел. От это обида и гнев усиливались.

И теперь мы можем наблюдать очень интересные эпизоды в отношениях папы со своей дочкой. Когда что-то у дочки не так, папа соприкасается со своим детским опытом, когда у него не было созвучия со своей мамой. И если в детстве он боялся проявить гнев, то теперь его уже ничто не может остановить. Бессознательно папа выплескивает на дочь то, что предназначалось его маме.

Что же происходит дальше. В новом поколении сюжет выходит на новый виток.
Дочка, получив чрезмерный импульс гнева от папы встает перед тем же выбором: либо ей уменьшить себя, принять, что с ней не всё в порядке, пойти в роль жертвы, либо отстоять себя прямо здесь и сейчас.

И здесь всё зависит от личностной силы ребенка и реальной угрозы повреждения. И если в нашем примере представить, что дочке было так страшно, что для неё опасность была чрезмерной, то она пошла в слезы, рассыпаться, обижаться. При повторе гневных сцен с отцом, это состояние закреплялось.

И вот уже дочь осваивается в этом настолько, что уже сама может провоцировать скандалы с отцом и уже по своему «желанию» получать очень интенсивное эмоциональное внимание в виде пинков и упреков.

Так утверждается в жизни альянс: папе нужна дочь, которая подставляется, чтобы продолжать мстить маме в лице дочери. А дочь выживает и осваивает такой тяжелый и болезненный способ получения внимания.

Каждая скандальная сцена может заканчиваться чистосердечным раскаянием отца.  
Он понимает, что реакция его чрезмерна, испытывает вину, восстанавливает отношения и компенсирует моральный ущерб: вкусняшки, подарки, развлечения и т. п. Но дальше всё идет по кругу снова и снова.

И как же вырваться из этой ямы?

Отцу нужно отделить реальность от прошлого опыта и найти безопасное пространство и способ прожить свою боль из детства.

Дочери нужно набраться сил и смелости выйти из роли жертвы, прямо и сразу отстаивать себя, когда это безопасно. Ведь можно предположить, что дочь, когда вырастет, будет впадать в ступор, например, от крика начальника.

При том, что она уже будет взрослой, и ничто не будет угрожать ее здоровью, она может по инерции снова и снова западать в роль жертвы и собирать уже свою коллекцию пинков и обид, готовя наследство для своих будущих детей.

И это можно остановить. И первым шагом на этом пути будет осознание того, что мы проецируем на другого, какой свой опыт мы переносим на другого, кому мстим в его лице, что отыгрываем. Вторым шагом будет честный разговор и признание того, что происходит.

https://www.youtube.com/watch?v=-bg8DNVzN2M

А дальше будет изменение отношений, путь, который может быть длинным, но качество жизни уже изменится.

А оно того стоит! 

Источник: http://mability.ru/stat_i/psihologicheskie_igry/

Психологические игры для взрослых

19 ноября 2012, 00:30 | Липа Москвичёва

В детстве воспитатели, родители, учителя нередко затевают для нас игры — на проявление коммуникативных навыков, для развития ассоциативного мышления, для аналитических способностей, на память, на скорость реакции и так далее.

Заметьте, многие игры, которыми мы развлекаем себя вырастая, немногим от них отличаются, только задания посложнее.

Однако стоит обратить внимание и на игры, которые имеют скорее характер тренингов: они помогут узнать лучше и нас самих, и наших друзей; помогут более эффективно находить общий язык с любым человеком. Вот, например.

Врем с умом

Пишем на отдельных листочках утверждения вроде: «Больше всего в свободное время я люблю…», «Лучше всего у меня получается…», «Я бы хотел научиться…», «В людях я не терплю…» — фразы могут быть любыми, в зависимости от компании.

Затем каждый игрок правдиво заполняет эти листочки, но на одном из них намеренно пишет ложь. И когда все будут по очереди зачитывать свои ответы, задача игроков – определить, где «гражданин соврамши».

Угадавшему – очко, а тому, кто читал ответы – очки по количеству людей, не смогших определить, где обман.

Снимаем стресс

Как играем? Очень просто! Задача обругать всех присутствующих. Придумайте, повод: например, человек сильно опоздал на встречу или дал обещание и не выполнил его. А зачем это нужно? Ну, во-первых, вы сможете избавиться от скрытой агрессии или от накопившегося раздражения.

Просто вспомните все, что вас злит: пробки, начальник-идиот, плохая погода, сорвавшийся отпуск, соседка, которая никогда не здоровается; и дайте этому выход в игровой форме. Во-вторых, это станет неплохим тренингом для речевого творчества: ведь вам будет необходимо подбирать наиболее выразительные приемы, цветистые обороты, яркие метафоры.

А в-третьих, правильно проведенная игра научит контролироваться себя и свои эмоции даже в самой накаленной обстановке: вы всегда должны будете помнить, что это игра, и в ней нельзя переходить на личности.

Ни в коем случае, категорически запрещено припоминать другому игроку какую-то реальную обиду, случившуюся между вами когда-то, или бить в больное место! Так, глядишь, и в реальной жизни вы сможете сдержаться и в сердцах не сказать что-то, о чем потом будете сожалеть.

Кто это?

Ведущий загадывает одного из присутствующих в комнате, но не говорит кого. Игрокам предстоит самим угадать, кого он имеет в виду. Для этого они выясняют его ассоциации, задавая вопросы: «Если бы этот человек был цветом, то каким», «Если бы он был погодой, как ее можно было бы описать», «Если бы он был животным, страной, спортом…» — в общем, не ограничивайте фантазию.

Или есть другой вариант – ведущий выходит из комнаты, оставшиеся загадывают одного из игроков. Вернувшийся ведущий задает вопросы, аналогичные указанным выше, и по ответам пытается понять имя загаданного.

А в какие игры играете с друзьями вы?

Липа Москвичёва, etoya.ru

Источник: https://iledebeaute.ru/psihologiya/2012/11/19/28894/

Игра

Игра
ИГРА, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (англ. play) — один из видов активности человека и животных. Игра — форма жизнедеятельности молодых животных, возникающая на определенной ступени эволюции животного мира.

Детская игра — исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра (по определению А. Н. Леонтьева) является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е.

такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Игра как конфликтная конструкция
Большинство исследований, посвященных игре, начинается с утверждения о необыкновенной многозначности и неопределенности слов языка, описывающего это явление.

И действительно, под словом «игра» может подразумеваться многое, что на первый взгляд относится к совершенно разным областям жизни: спорт, лотерея, правосудие, театр, война, казино и т.п.. В связи с этим игру исследовали в рамках самых различных научных дисциплин.

Но если из любого описания игры и из любой «живой» игры попробовать извлечь конфликт, можно смело утверждать, что исчезнет сама игра. Органическую связь между игрой и конфликтом достаточно отчетливо отмечал З. Фрейд.

Он не излагал своей собственной теории игры, а в попытках «проникнуть по ту сторону принципа удовольствия» предложил следующее: …Оставить темную и мрачную тему травматического невроза и обратиться к изучению работы психического аппарата в его наиболее ранних нормальных формах деятельности. Я имею в виду игру детей.

Ролевая игра как средство развития коммуникативной компетенции
Результаты исследований свидетельствуют об эффективности изучения иностранных языков с помощью метода ролевой игры.

Читайте также:  Забывание - горе или необходимость? - психология

В процессе овладения иностранными языками в условиях ролевой игры обучаемые придают всё больше внимания процессу практического овладения иностранным языком в ситуациях учебного общения, чаще стремятся выражать свои мысли, не боясь допустить грамматические ошибки, чаще запоминают новую лексику непроизвольно, в ходе общения, легче формируют свои высказывания, стремятся к глобальному пониманию общего смыслового содержания устного и письменного текста, не обращаясь к словарю за выяснением деталей и, наконец, все больше удовольствия им доставляет живое общение на иностранном языке. Игры тренируют освоение норм речевого этикета в условиях игрового взаимодействия и социального общения на иностранном языке.

Игровая терапия
ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ (англ. play therapy) — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.

В качестве психотерапевтического средства игра стала использоваться в нач. 1920-х гг. в форме игровых инсценировок-драматизаций (т. н. психодрама, предложенная Я. Морено) для перестройки отношений и системы переживаний больного человека.

В современной психотерапии взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывания различных ситуаций и др.

Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Проблема потребности в игре
Исследования феномена игры неоднократно предпринимались с различных позиций. «Материалистическая психология» и педагогика описывали игру как «средство социальной адаптации», иногда — как «развлечение», противостоящее и «труду», и «учению».

Игра определена как «организуемая взрослыми форма подготовки ребенка к будущей жизни в человеческом обществе» (С.Н.Карпова, Н.Г.

Лысюк) и как «своеобразная форма деятельности детей, предметом которой является взрослый человек» и «такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».

Использование словосочетаний «игровая деятельность» и «дидактическая игра», явно свидетельствует о неспособности авторов различать игру и целенаправленную деятельность! Радикальное отличие деятельности от игры состоит в том, что в первой необходимо сознательное целеполагание. В игре целеполагание необязательно и носит условно-символический характер.

Проявление дошкольников в сюжетно-ролевой игре
Вопрос о появлении и развитии творческого мышления детей дошкольного возраста является одним из важных вопросов педагогики и психологии. Период дошкольного детства является сензитивным в формировании творческого мышления.

Максимальные возможности для этого заложены в основных видах деятельности ребенка, в первую очередь в сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевая игра является ведущим типом деятельности ребенка дошкольного возраста, благодаря которой в психике ребенка происходят главнейшие изменения, развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Развивающие игротехнологии как средство социальной адаптации подростка
Социальное влияние на личность подростка может быть как позитивным, так и негативным.

Воздействие социума (группы) на психику и поведение индивида, проявляющееся в подростковом возрасте как стремление быть принятым в группу, помимо стремления к принятию может приводить и к появлению страха отвержения. Все это формирует тревожность, эмоциональное напряжение и зачастую агрессию в поведении ребенка (асоциальное поведение).

Необходимо также учитывать специфику психики и поведения, которые носят дезадаптивный характер у детей, находящихся в закрытых и полузакрытых учреждениях, подростков, лишенных родительского попечительства. Такие подростки порою изолированы от общества, отчуждены от него.

И в то же время они, находясь зачастую в постоянном непрерывном контакте друг с другом, испытывают еще более сильную эмоциональную напряженность, тревожность, рост агрессии. Адекватное ситуации поведение формируется редко, сменяясь пассивной, игнорирующей, агрессивной позицией по отношению к другому, к миру и жизни в целом.

Разрешение возрастных противоречий в игре подростков
Исследование подростковой игры актуально, поскольку такого рода самопроизвольные формы поведения подростков, которые мы относим к игровым, а) многочисленны, б) не имеют своей атрибуции в отечественных психологических концепциях. По литературе мы имеем данные об игре дошкольников и даже младших школьников.

Игре в этих возрастах посвящено большое количество исследований. Глубоких исследований игры в подростковом возрасте не существует.

Результаты проводимого нами исследования, предметом которого были игровые характеристики подросткового поведения, показали, что игровые формы в этот период не только активно эксплуатируются, но и играют важную роль в психическом развитии подростков.

Психологические механизмы мотивации подростка в ролевой игре
Исследование механизмов мотивационной сферы человека сочетает в себе высокую теоретическую и практическую значимость.

Со времен древних философов рассматривались проблемы обусловленности поведения, проблемы о взаимовлиянии сознания и деятельности, смысловых образований и деятельностных возможностей личности. Исследования Л.С.Выготского, И.С.Кона, Д.Б.

Эльконина раскрывают важную роль ролевой игры в развитии подростка, которая обеспечивает общение как ведущую деятельность в этом возрасте. Наряду с различными видами стихийно создающейся ролевой игры (Н.П.Аникеева, С.А.

Шмаков) выделяется ситуационно-ролевая игра, являющаяся «специально организованным соревнованием в решении коммуникативных задач и имитации предметно-практических действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, регламентированным правилами» (Б.В.Куприянов, М.И.Рожков).

Компьютерные игры: жизнь и виртуальная реальность
«И не может ли получиться так, что растущее племя уйдет в виртуальные миры и мы не сумеем понять, вернется оно к нам или нет» — написал А.Г.Асмолов в комментарии к книге Бурлакова И.В. «Homo Gamer: Психология компьютерных игр».

Недавно в программе «Вести» показали сюжет: в США подросток застрелил несколько своих одноклассников; когда его схватили полицейские, произнес: «GAME OVER». Действительно: игра закончилась, став реальностью.

В одном из компьютерных клубов Санкт-Петербурга мы провели исследование с использованием методов опроса, интервью и наблюдения. Опрошены были все посетители, купившие ночной пакет: 21 человек, возраст — от 8 до 26 лет, мужчины, средний возраст — 17 лет.

Опрос показал, что 81% из них иногда играют в компьютерные игры больше суток подряд; 14% прогуливают уроки в школе для того, чтобы поиграть в клубе; 52% хотели бы играть каждый день; у 48% испытуемых бывает ощущения продолжения игры после выхода из клуба.

Л.С.Выготский о роли игры в развитии рече-мыслительной деятельности
Л.С.Выготский определял игру как главный “тракт” культурного развития ребенка, прежде всего, его символической деятельности. В игре ребенок осваивает новый тип взаимоотношений мысли и слова.

Она является новым видом поведения, в котором действие в мнимой ситуации освобождает ребенка от ситуационной связанности и он учится определять поведение не только непосредственным восприятием вещи или непосредственно действующей на него ситуацией, а ее смыслом.

Переживание присутствия игрушки как форма игрового контакта с ней
1. Игровое поведение имеет иерархическую структуру. Развиваясь, малыш осваивает все новые виды игры, не теряя уже освоенное, а гибко используя весь свой игровой репертуар в зависимости от потребностей, желаний и требований игровой среды. Исследователи выделяли несколько видов игры.

Одна из самых известных классификаций принадлежит Д.Б.Эльконину, который описал: манипулятивную игру; ролевую игру; символическую игру; игру по правилам. 2. Однако результаты нашего исследования показали, что существует еще одна форма игрового контакта, которую удобно назвать игровое соприсутствие и которая выпала из поля зрения исследователей игры.

Преодоление подавления в практике игротерапии
Долгое время считалось, что причины психологических нарушений у детей и способы помощи следует искать в обучении и воспитании. Игра ребёнка оставалась в тени. Впервые в психотерапии она была использована З. Фрейдом.

На основании наблюдений за игрой Ганса он определил, что трудности мальчика связаны с эмоциональной сферой, и дал свои рекомендации о том, как родителям реагировать на поведение сына.

Маленькие дети не обладают достаточными языковыми возможностями, когнитивными навыками, чтобы использовать для общения такие абстрактные сущности, как слова (Piaget, 1951). В книге «Дети и война» А. Фрейд2 (1944) обращает внимание на особенности реагирования детей на бомбёжку Лондона.

Пережитое они выражали в игре: под завывание сирен сбрасывали «бомбы» на построенные из кубиков дома, спасали раненых, снова строили, снова сбрасывали, снова пожары, разруха и жертвы — и так несколько недель. По наблюдениям А. Фрейд, в отличие от взрослых, дети не испытывали потребности рассказать о том, что они пережили.

Ролевые (моделирующие) игры
«Ролевые Игры» — название молодежного движения, имеющего своей целью проведение мероприятий, в которых имитируются условия фантастических и исторических миров.

Читайте также:  Врожденная база личности - психология

Движение РИ своим появлением объявляет первое массовое мероприятие, проведенное в 1990 году (Хоббитские Игрища). Термин «Ролевая Игра» (РИ) практически не имеет определения по отношению к тому социокультурному явлению, которое возникло в конце 80-х – начале 90-х годов в нашей стране.

Суть «предмета» РИ – моделирование межличностных и микросоциальных отношений между людьми, играющими определенные роли.

Игротерапия как метод коррекции поведения
Социальная изоляция детей с ограниченными возможностями является важной проблемой в настоящее время . У большинства из них нет друзей и товарищей по играм, они избегают социальных контактов.

Их мир ограничен стенами квартиры, а общение — семьей. Поэтому дети с ограниченными возможностями больше всего нуждаются в свободной и безопасной межличностной коммуникации.

Для подтверждения гипотезы о положительном влиянии групповой игротерапии на поведение детей с ограниченными возможностями проводится исследование на базе научного центра Тамбовского государственного университета.

Задача работы состоит в разработке комплекса групповой игротерапии, позволяющего корректировать те особенности поведения этих детей, которые вызваны их социальной изоляцией.

Психологические игры в развитии творческих способностей школьников
Объем общечеловеческих знаний о мире увеличивается с такой скоростью, что происходит обесценивание знаний, полученных человеком не только в средней, но и в высшей школе.

В связи с этим я считаю целесообразным разработку и применение новых программ, целью которых является активизация познавательных процессов и развитие творческих способностей учащихся. Одну из таких программ я разработала в 1995 г.

и применяю на практике на базе Харьковской областной санаторной школы-интерната для детей больных диабетом. Теоретически данная программа опирается на концепцию гуманистической теории личности, признающей приоритет творческой стороны в человеке. А.

Маслоу указывал, что творчество является наиболее универсальной чертой людей, которых он изучал или наблюдал. Описывая ее как неотъемлемое свойство природы человека, он рассматривал творчество, как черту потенциально присущую всем от рождения.

Система игр, развивающих интеллектуальные способности детей
В нашем исследовании мы придерживались функционально-уровневой интерпретации интеллекта (Б.Г.Ананьев) как определённой иерархически организованной структуры познавательных способностей индивида.

В основе этой иерархии находятся сенсорно-перцептивные способности, в частности целостность, аналитичность, структурность образа восприятия, выявляемые тестом прогрессивных матриц Равена и субтестами Векслера («Недостающие детали», «Кубики Косса», «Складывание фигур из разрозненных деталей»).

При обнаружении у испытуемых недостаточности перцептивного компонента интеллекта используются игры, развивающие логичность образа восприятия: «Сложи узор» Б.Никитина, «Реставратор», «Сложи изображение животных или автомобиля», «Мозаика».

Влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков
Миллионы людей со всего мира увлекаются компьютерными играми, уделяя этому занятию, много времени, зачастую в ущерб работе, учебе и т.д.

Все это, в совокупности с фактом увеличения числа компьютеров и увлекающихся играми людей, говорит о том, что вопрос требует изучения со стороны ряда наук, и психологии в первую очередь. Цель работы: исследовать степень влияния разных типов компьютерных игр на уровень агрессивности подростков.

Были поставлены следующие задачи: проанализировать разные подходы к изучению агрессивности человека; проанализировать разные подходы к изучению влияния компьютерных игр на подростков; сформулировать гипотезу относительно уровня агрессивности подростков, увлекающихся разными типами компьютерных игр; провести исследование психического состояния личности подростков 13-15 лет увлекающихся разными типами компьютерных игр; провести исследование агрессивности подростков 13-15 лет увлекающихся разными типами компьютерных игр.

Игротерапия как метод коррекции поведения и общения у трудных школьников
Важной в работе психолога является проблема трудных детей с малоадаптивными стереотипами поведения и общения. Возникает потребность в изучении этой проблемы и путей ее разрешения. Одним из методов изменения малоадаптивных стереотипов является метод игротерапии.

Задачами работы выступили: организация экспериментов по игротерапии, включая методическое обеспечение занятий; анализ проведенных занятий; общие выводы по использованию метода игротерапии. Целью данной работы являлось изучение опыта применения игротерапии с трудными детьми, выявление проблем применения, создание системы коррекционных занятий и анализ результатов.

Исследовательская работа состояла из 4 направлений.

Источник: http://www.psyhodic.ru/igra-001.html

Психология детской игры. Разнообразие детских игр и чему они учат?

      Продолжая тему детской игры, поговорим о разных видах игр и о том, чему каждая из них может научить ребенка.

      Классификации игр посвящено немало работ как наших, так и зарубежных психологов. Однако не хочется загружать читателя сложной систематикой, поэтому предлагаю вашему внимаю обобщенно-упрощенный список из 5 типов игр.

1) Имитационные

      Самую первую игровую деятельность детей принято считать имитационной. Малыши внимательно следят за взрослыми и стараются копировать их действия. Зачатки такой игры можно наблюдать уже в 5-6-месячном возрасте, когда ребенок, например, повторяя за мамой, хлопает ладошкой по столу или трясет погремушкой.

      К 1,5-2 годам творческие способности только-только начинают развиваться, зато умение копировать просто потрясающее! Каждый раз восхищаюсь, глядя на 2,5-летнюю дочку моей подруги – малышка с невероятной точностью перенимает жесты и интонации мамы. Невозможно сдержать смех, когда Женюля в непростых жизненных ситуациях (например, когда что-то упало со стола) закатывает глаза и разводит ручки со словами «узас какой-то!».

      На самом деле, такое трогательное подражание — не только потеха для взрослых, но очень важный аспект процесса обучения. Это начало ролевой игры (о ней речь пойдет дальше), которая необходима для адаптации ребенка во взрослом мире.

2) Ролевая игра 

      Ролевые игры обычно подразделяют на сюжетно-ролевые и драматические.

      Во время сюжетно-ролевых игр разыгрываются сюжеты взрослой жизни – так хорошо известные всем «дочки-матери», «магазин», «больница» и т.д.

Ребенок, с одной стороны, следует общим правилам взрослых (например, мама хвалит или наказывает дочку, врач лечит пациента, а не наоборот), а с другой стороны, волен самостоятельно развивать сюжет и добавлять все новые и новые детали.

В такой игре ребенок пробует себя в роли людей разных профессий, внешностей и полов, тем самым, обучаясь вставать на место другого человека и с уважением относиться к их точке зрения. Кроме того, сюжетно-ролевые игры хороши для развития творческого мышления и применения уже полученных знаний и навыков в различных выдуманных ситуациях.

      Для драматических игр характерен точный изначально выбранный сюжет, которому ребенок должен следовать. Это разнообразные постановки, как индивидуальные, так и групповые.

Театральная игра развивает артистизм, умение контактировать с публикой (пусть даже сначала она представлена узким кругом семьи), память (ведь свою речь и действия нужно выучить), ну и творческий подход, конечно, тоже, особенно, если стоит задача приготовить декорации и костюмы.

3) Дидактические игры 

      Это обучающие игры, превращающие учебный процесс, зачастую скучный и быстро утомляющий малышей, в настоящее развлечение. Типичный пример дидактической игры – лото, причем это может быть не классическое лото с цифрами, а лото-времена года или лото-страны и пр.

     Дидактические игры направлены на изучение каких-то систем, явлений, процессов, поэтому их основная цель – получение новых знаний и их применение. Однако этим их польза не ограничивается, потому что дидактические игры могут включать в себя и сюжетно-ролевые, и творческие аспекты, а также прививать навыки взаимодействия с другими людьми и коллективного решения задач. 

4) Строительные

      В строительные игры дети начинают играть довольно рано – 1-1,5 года. Сначала это складывание примитивных башенок, платформ, домиков из кубиков или просто подручных предметов, уже потом – настоящее конструирование.

Всем известный и многими любимый ЛЕГО — хоть и замечательный, но далеко не единственный пример хороших конструкторов.

Свободное строительство прекрасно развивает конструктивные и творческие способности, а сбор по схемам приучает к внимательности и терпению. 

5) Подвижные

      Что такое подвижное игры, объяснять не приходится! Да и польза их очевидна – физическое развитие, тренировка координации, скорости реакции и т.д. Наверное, нет ни одного ребенка (и взрослого тоже!), который не играл бы в догонялки, салки, жмурки…

       На народные игры мне хочется обратить особое внимание. Их названия у всех на слуху – «Гуси-Лебеди», «Фанты», «Лапта». Но очень немногие знают их правила, не говоря уже о замечательных, иногда очень поэтичных, присказках, которые не только украшают игру, но и придают ей театральность. Вот, например, как начинается игра в «Горелки»:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

— Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

На мой взгляд, просто восхитительноJ!   

Расскажите про любимые игры ваших детей! А во что вы играли в детстве?

 Читать также:

Психология детской игры. Как научить ребенка проигрывать?

Источник: https://kubirubi.livejournal.com/40100.html

Ссылка на основную публикацию