Станислав гроф — психология

Станислав Гроф: «Психология — это не то, что вы о ней думаете»

Станислав Гроф - психология

Этот американский психиатр известен во всем мире как исследователь необычных состояний сознания — интуиции, медитации, гипноза, медиумизма… Один из основателей трансперсональной психологии и изобретатель холотропного дыхания, Станислав Гроф ответил на вопросы Psychologies.

Часть публики еще толпилась у входа, разбирая наушники, когда из-за кулис неторопливо вышел крупный мужчина и сел на приготовленный диван, уютно и спокойно, словно не на сцене, а в своей гостиной.

Первое впечатление — он моложе, чем я ожидала (ему 81 год). Даже моложе собственной фотографии на большой афише справа от дивана. Слева — плакат с известным портретом Фрейда. Я невольно сравниваю их.

Лицо Грофа столь же значительно и неулыбчиво.

Станислав Гроф (Stanislav Grof)

Трансперсональная психология ассоциируется с мистическим (и не только у меня: вот на обложке книги, которую продают там же у входа в зал, Гроф весь в концентрических кругах, с зализанной прической бывалого жиголо, с третьим глазом во лбу). А мистическое нередко бывает делом рук шарлатанов.

На встречу с ним я шла с трепетом и большим желанием проверить, как же на самом деле. Но его поведение очень ровное, в глазах нет стального блеска, в манере нет желания обворожить, в голосе нет стремления убедить. В ответ на вопрос о работе с онкологическими больными он говорит: «Мы не видели волшебства.

Уходила боль, иногда на срок до двух недель, такая, которую уже не снимали наркотики. Но исцелений не было».

Встреча начинается с разговора о психоделиках. Гроф объясняет, что не считает себя пропагандистом ЛСД. Пользоваться психоделическими растениями нельзя ради забавы, подчеркивает он. Они священны и заслуживают уважения и ответственного подхода. Для него это лишь инструмент, «как микроскоп в биологии или телескоп в астрономии».

Он рассказывает, что предпочитает называть состояния сознания «особыми» (nonordinary), а не «измененными». Измененный — значит плохой, ущербный. А это, наоборот, состояние расширенного сознания. К тому же по-английски словом «измененный» (altered) называют кастрированных животных. Владелец кота может спросить другого: «Ну ты как, «изменил» своего?» Конечно, такое слово не годится!

Его путь

  • 1931 Родился в Праге (Чехословакия).
  • 1957 Закончил Карлов университет в Праге.
  • 1965 Получил ученую степень (Ph.D.) по медицине.
  • 1977 Стал одним из основателей Международной трансперсональной ассоциации.
  • 2012 Ведет мастер-классы в разных странах мира, в том числе и в России.

Psychologies:  

Трансперсональная психология — подход, который использует необычные состояния сознания и «сверхъестественные» переживания.

Как бы вы их описали?

Станислав Гроф:  

Любое состояние сознания, которое отличается от обычного, бодрствующего, по определению оказывается «необычным»: медитация, транс, релаксация, работа интуиции, актерская игра, мистический опыт, эротические переживания, гипноз, сны, мечты… Трансперсональная психология исследует именно их.

Они позволяют выйти за пределы нашей личной биологической и психологической истории и получить доступ к прошлому, настоящему и будущему нашей Вселенной и другим уровням реальности, описанным в великих духовных традициях.

Также существуют «сверхъестественные» переживания — например, клиническая смерть, «воспоминания» о предыдущих жизнях и такие парапсихологические феномены, как телепатия, ясновидение, предвидение… То, что необъяснимо в рамках классической психологии. Но надо помнить о том, что трансперсональная психология — не парапсихология.

Она расширяет поле деятельности, включая исследования в области экспериментальной психологии, нейропсихологии, биологии, квантовой терапии. Это открытая система, а не совокупность догм и верований.

Как возник ваш интерес к таким состояниям?

С. Г.:  

Он возник вследствие моего мистического опыта, к которому я совсем не был готов… Я родился в нерелигиозной семье и был воспитан в самом материалистском духе, потому что моя страна, когда мне было 17 лет, попала под советское влияние.

Все, что более или менее напоминало духовность, непримиримо отвергалось. Однажды я открыл для себя работы Фрейда, они меня буквально заворожили. Я увлекся психиатрией, записался в Пражскую медицинскую школу, затем присоединился к небольшой группе психоаналитиков.

Но позже психоанализ меня разочаровал, не теория, а практика, особенно то, что он требовал больших затрат — времени и денег, а результаты давал незначительные.

Даже изучать медицину, которая была у нас весьма ортодоксальной, с механистическим представлением о человеческом теле, более близком к слесарному делу, чем к исцелению, стало мне тяжело. Я почти начал сожалеть о том, что выбрал для себя эту карьеру.

С. Г.:  

Да, так все сложилось… или такова была судьба. В 1956 году наше исследовательское отделение получило от крупной швейцарской фармацевтической лаборатории коробку ампул со странным веществом.

Это был диэтиламид d-лизергиновой кислоты, позднее прославившийся как ЛСД… В письме лаборатория спрашивала нас, не согласимся ли мы экспериментировать с этим препаратом, который имел свойство вызывать особые психотические состояния: вначале мы должны были испытать его на своих пациентах, затем на себе… чтобы узнать на собственном опыте, что такое психоз! Представляете? Я, конечно же, вызвался участвовать. Не буду вдаваться в подробности, но то, что произошло, преобразило мою жизнь: приняв малую дозу этого вещества, я увидел необыкновенный свет. Позже я понял, что именно этот несказанный свет был описан в «Тибетской книге мертвых»: там говорилось, что его нам суждено увидеть, когда мы отойдем в мир иной. Вдруг я почувствовал, что вылетел из своего тела, как будто мое сознание улетело прямо в космос, через галактики и черные дыры, все более расширяясь. Мне казалось, что я слился воедино со всем сущим, оказался внутри физической Вселенной. Я почувствовал эмоции такой силы, которую прежде не мог себе представить. Затем мое сознание как бы «сузилось», покружилось вокруг моего тела и, наконец, возвратилось в него.

Возможно, это могло быть кратковременное расстройство психики?

С. Г.:  

Нет. Я был психиатром и сразу понял, что этот эпизод был не кризисным, а невероятно позитивным. Он преобразил меня настолько, что лишь с этого дня я почувствовал, что действительно стал человеком.

Эта глубокая перемена, которую иногда называют «возвращением к себе», кстати, является одной из характеристик клинической смерти и некоторых спонтанных мистических переживаний.

Вот почему значительную часть своей психиатрической карьеры я посвятил тому, чтобы пересмотреть определение психоза и исследовать терапевтическую эффективность необычных состояний сознания.

Вначале в Пражском институте психиатрических исследований, где в течение 15 лет я проводил исследования, систематизируя все «видения» своих пациентов, «путешествия», переживания, влияние на качество их жизни, в некоторых случаях — их выздоровление… Это была работа первооткрывателя, потому что у меня не было никаких знаний о духе.

Вы не были знакомы с работами Юнга?

С. Г.:  

Нет, потому что в марксистском обществе его книги были включены в список запретной литературы! В 1967 году меня пригласили преподавать в США, и, когда год спустя случилась Пражская весна, я принял решение остаться.

В 1973 году я стал постоянным преподавателем в Институте Эсален по исследованию возможностей человека в Калифорнии. Позднее мы с моей женой Кристиной разработали холотропное дыхание, особую технику гипервентиляции легких, которая позволяет «путешествовать» в бессознательное и потусторонний мир.

При этом подтвердилось мое интуитивное открытие: наше сознание — если хотите, наш «дух» — расположено вне нашего мозга.

На что похоже холотропное дыхание?

С. Г.:  

Это сочетание интенсивного дыхания, специально подобранных физических упражнений и музыки помогает снять биоэнергетические и эмоциональные блоки. Метод холотропного дыхания принципиально отличается от методов традиционной психотерапии и психоанализа, которые основаны на словесном общении.

Но у него есть общие черты с психотерапией, где основной упор делается на непосредственное проявление эмоций и на упражнения для тела (например, гештальт-терапия). Но наш метод единственный из всех использует тот оздоровительный потенциал, который присущ измененным состояниям сознания.

С. Г.:  

Как правило, это групповые занятия. Участники объединяются в пары и по очереди выступают в роли дышащего и «наблюдателя». Во время дыхательных сессий они рисуют мандалы, в которых выражают свои переживания. А затем в небольших группах рассказывают о своем опыте погружения в подсознание.

За процессом постоянно следят профессиональные инструкторы. Их задача — оказать помощь в случае необходимости. В конце занятий они разговаривают с каждым членом группы. Иногда участники прибегают к помощи инструктора, чтобы полнее осмыслить пережитое, поскольку новые впечатления бывают очень необычными.

Для этого используются дополнительные психотерапевтические методики.

«Метод холотропного дыхания кажется легким, но такое впечатление крайне обманчиво», — предупреждает Станислав Гроф. Нетрудно вызвать необычное состояние сознания, если дышать быстро и под побуждающую музыку. Однако делать это можно только под руководством опытных инструкторов.

«Основной риск заключается в том, что подсознание дышащего останется открытым и, если сессия не будет успешно завершена, необычное состояние сознания может сохраняться в течение длительного времени и мешать повседневной жизни человека».

Кроме того, эта практика противопоказана тем, кто страдает сердечными и сосудистыми заболеваниями, тем, у кого в прошлом были серьезные эмоциональные проблемы, приводившие их к госпитализации в психиатрические учреждения. «Известно, что гипервентиляция легких также может спровоцировать приступы эпилепсии, — продолжает Станислав Гроф.

— Существуют и некоторые противопоказания, определяемые с помощью здравого смысла, такие как недавно перенесенная операция, травма или просто тяжелая болезнь».

Большинство ученых объясняют мистические переживания активацией определенных зон нашего мозга. Что вы им ответите?

С. Г.:  

Утверждать это — значит не принимать во внимание значительное число исследований, которые доказывают, что сознание не производится мозгом, как желчь печенью, а находится «где-то еще».

Я сравниваю мозг с телевизором: вы можете разобрать его, изучить, понять, почему в нем есть цветное изображение и разные программы, но это вам ничего не скажет о том, как производятся программы и откуда они берутся.

Сказать, что сознание — всего лишь продукт мозга, все равно что сказать, что передачу порождает телевизор!

Вы утверждаете, что холотропное дыхание меняет жизнь тех, кто его практикует. Как?

С. Г.:  

Те, кто вступил в осознанный контакт с трансперсональной частью своей психики, по-новому ценят свое существование и начинают уважать жизнь любого существа. Их внимание смещается с прошлого и будущего на настоящий момент, они меньше сердятся и обижаются и умеют наслаждаться жизнью.

Им приносят радость простые обстоятельства: ежедневные дела, еда, занятия любовью, природа и музыка. Другое важное следствие — обретение вселенской духовности. В отличие от религиозных догм она основана на глубинном личном опыте и поэтому достоверна и убедительна.

Кроме того, люди, пережившие трансперсональный опыт, всей душой ощущают себя гражданами планеты Земля, а не членами той или иной расовой, социальной, идеологической, политической или религиозной группы.

Как вы познакомились с Абрахамом Маслоу, вместе с которым основали трансперсональную психологию?

С. Г.:  

Приехав в США, я послал ему результаты своих наблюдений, так как он в то время вел исследования спонтанных мистических переживаний, которые называл «пароксистическими опытами».

Его увлекли мои работы и мои выводы о трансцендентном характере человеческого разума, и он пригласил меня участвовать в собраниях его группы гуманистической психологии.

Однажды я выдвинул идею, что, чтобы лучше понимать, почему наша психика способна преодолевать границы пространства и времени, надо учитывать исследования в области нейрофизиологии, биологии и квантовой физики. И предложил основать новую школу трансперсональной психологии, то есть психологии, выходящей «за пределы личности».

Как это движение было принято американским психологическим сообществом?

Читайте также:  Процент ответственности - психология

С. Г.:  

В официальных кругах его полностью игнорировали*. Но нас поддержали известные исследователи, работающие в разных дисциплинах, в том числе лауреаты Нобелевской премии в области физики.

Думать, что любой духовный порыв — психопатология, и искать ее причины в нерешенных конфликтах раннего детства — значит по меньшей мере на 30 лет отставать от нынешнего уровня наших знаний о человеческом сознании.

В России ваши взгляды вызывают неизменный интерес и в то же время определенный скептицизм, если не страх. Как вы это объясните?

С. Г.:  

Дело в том, что мой метод радикально ставит под вопрос привычные модели работы. Надо признать, что для специалиста нелегко отказаться от теории, на которой он основал всю свою практику и даже свое существование, чтобы принять другую систему мышления.

Но я вижу, что все больше людей с каждым днем осознают свою потребность наладить связь с духовным измерением, своим высшим «Я».

Эта потребность настоятельно и срочно требует удовлетворения! Сейчас у меня нет сомнений: психология XXI века будет трансперсональной, потому что она участвует в преображении сознания планеты.

* Американская психологическая ассоциация не признает трансперсональную психологию как научную дисциплину и Ассоциацию трансперсональной психологии как научную структуру. Однако в Британском психологическом обществе с 1996 года образовано отделение трансперсональной психологии, и она, таким образом, получила признание в профессиональной среде.

Об этом

  • «Исцеление наших самых глубоких ран. Холотропный сдвиг парадигмы» Станислав Гроф (Ганга, 2012).
  • «Путешествие в поисках себя» Станислав Гроф (АСТ, 2004).

Источник: http://www.psychologies.ru/people/razgovor-s-ekspertom/stanislav-grof-psihologiya-eto-ne-to-chto-vyi-o-ney-dumaete/

Гроф Станислав

Гроф Станислав

Чешский психолог и психиатр, с 1973 года работал в Эсалене (США).

Станислав Гроф исследовал необычные состояния сознания и является одним из основателей трансперсональной психологии.

Начиная с 1954 года Станислав Гроф обнаружил, что использование наркотических препаратов:  диэтиламида лизергиновой кислоты (ЛСД) и дипропилта-ритрамина (ДПТ), приводит к таким измененным состояниям  сознания пациента психотерапевта, что Мир воспринимается как нечто многомерное, многослойное… В результате этих исследований им была предложена  новая — отличная от Зигмунда Фрейда — картография психики, которая состоит из трёх областей:

«1) (Фрейдового) личного и биографического бессознательного;

2) Трансперсонального (надличностного) бессознательного (которое включает в себя и более узкие представления Юнга об архетипичном или коллективном бессознательном);

3) Перинатального (околородового) бессознательного, являющегося мостом между личным и надличностным бессознательным и наполненным символизмом и конкретными переживаниями смерти и возрождения. Эта область бессознательного несёт в себе наибольшие возможности к преображению.

[…] По Грофу, травма рождения, смерть и рождение, мистерия смерти — это прототип (или фундаментальная психологическая структура), который активируется всякий раз, когда мы сталкиваемся с ситуацией угрозы жизни или проходим любые другие экстремальные переживания.

Эта структура активируется в нас каждый раз, когда мы делаем некое сверхусилие к тому, что называют ростом, индивидуацией, раскрытием, творчеством.

Пройдя через перинатальный опыт, мы подключаемся к гигантским полям переживаний, которые не случались с нами конкретно как с отдельными существами, но происходили с нами, как с принадлежащими к роду Человек, роду Живых, к роду существ, населяющих эту планету, в которых в свёрнутом виде содержится вся история живого и неживого».

Майков В., Предисловие редактора в книге: Станислав Гроф, Психология будущего. Уроки современных исследований сознания, М., «Аст», 2003 г., с. 8 и 10.

Об относительности нормы / истины: «Опыт и поведение шаманов, индийских йогов и саддху (святых отшельников) или духовных искателей других культур по западным психиатрическим стандартам следовало бы диагностировать как явный психоз.

И наоборот, ненасытное честолюбие, иррациональные побуждения к компенсации, технократия, современная гонка вооружений, междоусобные войны, революции и перевороты, считающиеся нормой на Западе, рассматривались бы восточным мудрецом как симптомы крайнего безумия.

Точно так же нашу манию постоянного прогресса и «неограниченного роста», наше отрицание космических циклов, загрязнение жизненных ресурсов (воды, почвы и воздуха), превращение в бетон и асфальт тысяч квадратных миль земли в таких местах, как Лос-Анджелес, Токио или Сан-Пауло, американский или мексиканский индеец-шаман посчитал бы чудовищной несообразностью и опасным массовым безумием».

Станислав Гроф, За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии, М., «Издательство Трансперсонального Института», 1993 г., с. 323.

«Станислав Гроф — чешский психиатр, который в начале 60-х переехал в США и нашёл пристанище на благодатной земле Калифорнии. Это было то самое место и время, где и когда буйным цветом расцвели небезопасные эксперименты по «расширению сознания» с помощью наркотиков.

Идеологами этого движения выступали местные бескорыстные энтузиасты, кумиры поколения хиппи, Кен Кизи, Тимоти Лири и Теренс Маккена, которым дельцы мирового наркобизнеса должны были бы поставить по золотому памятнику.

К этой сомнительной когорте фактически присоединился и Гроф, успевший ещё на не понявшей его родине поэкспериментировать с употреблением ЛСД.

Молодые бунтари 60-х одно время свободно покупали этот наркотик прямо в аптеках, пока доктора, неосмотрительно выписывавшие рецепты направо и налево, наконец не обнаружили, что этот стимулятор мозговой деятельности вызывает привыкание и очень нехорошие изменения в той самой мозговой деятельности, которую он стимулирует.

Но пока ЛСД не попал под официальный запрет (в США это произошло в 1967 г.) Гроф успел накопить богатые клинические данные. Его работа «Области человеческого бессознательного» изобилует описаниями видений и галлюцинаций, испытанных пациентами, которых он пытался лечить при помощи ЛСД.

Одурманенные наркотиком, люди «вспоминали» самые невероятные вещи — своё младенчество и даже прошлые воплощения, летали на другие планеты, участвовали в исторических событиях прошлых эпох, отождествлялись со сперматозоидами и электронами. (Наркологи могут подтвердить достоверность таких описаний — известны клинические случаи, когда их пациенты, вообразив себя птичкой, «выпархивали» из окна, и т.п.)»

Степанов С.С., Мифы и тупики поп-психологии,  Дубна, «Феникс+», 2006 г., с. 93-94.

В США Станислав Гроф вместе с женой Кристиной разработал технику «холотропного дыхания» для работы с сознанием пациентов без использования наркотических препаратов.

«Он придумал холотропное дыхание — особую технику, позволяющую достигать измененных состояний сознания, схожих с теми, которые достигаются посредством ЛСД.

Метод предельно прост: за счёт глубокого частого дыхания наступает эффект гипервентиляции — в крови значительно повышается концентрация углекислого газа, что приводит к сужению сосудов. Кислород прочнее связывается с гемоглобином и красные кровяные тельца хуже отдают его тканям.

Возникает парадоксальное кислородное голодание от избытка воздуха. Примерно то же происходит у астматиков, при стенокардии и гипертонии, когда кровь в результате частого дыхания насыщена кислородом, а организм, его ткани задыхаются от недостатка кислорода.

Наступает торможение коры головного мозга и активируется подкорка, что вызывает вытесненные из сознания переживания. Разумеется, все прежние проблемы остались — у части клиентов наступает ухудшение, некоторые «подсаживаются» на холотропное дыхание, методику широко практикуют плохо усвоившие её люди и просто шарлатаны.

Правда, в отличие от ЛСД, холотропное дыхание не запрещено, и в России есть немало мест, где его вполне легально практикуют. Ещё бы — ведь Гроф предлагает данный метод в качестве абсолютно безопасной панацеи от всевозможных телесных и душевных недугов. Причём процесс исцеления предполагается очень лёгким и быстрым.

Но, несмотря на активную рекламу холотропного дыхания, у Грофа частенько встречаются ностальгические нотки в отношении ЛСД. Кстати, с его последователями нередко происходит вполне предсказуемая метаморфоза.

Познакомившись с измененными состояниями сознания, наводимыми холотропных дыханием, люди начинают стремиться к чему-то поострее (ситуация, до боли знакомая наркологам). Они находят всевозможные стимуляторы — от «экстази» до вполне доступного (пускай и нелегально) ЛСД — и экспериментируют уже с ними. А там уже происходит «сдвиг мотива на цель» — человек попадает в зависимость от средства наведения желаемого состояния сознания. В наркотическую зависимость».

Степанов С.С., Мифы и тупики поп-психологии,  Дубна, «Феникс+», 2006 г., с. 97-98.

Источник: http://vikent.ru/author/1491/

Читать

Читать

PSYCHOLOGY OF THE FUTURE

Lessons from ModernConsciousness Research

Stanislav Grof

State University of New York Press

Перевод с английского Станислава Офертаса

Научный редактор Владимир Майков

Издательство Института трансперсональной психологии

Издательство К. Кравчука

Издательство АСТ

2001

Моей жене Кристине

С большой любовью и глубокой признательностью

за твой вклад в идеи,

выраженные в этой книге

Среди вершин современного знания о человеке есть очевидные, если так можно сказать, «восьмитысячники». Так на языке альпинистов называют вершины, которые приближаются по высоте к восьми тысячам метров или превосходят их. Одна из таких вершин — Станислав Гроф, которого, наряду с Фрейдом и Юнгом, можно назвать великим новатором и мастером современной психологии и психотерапии.

Мне посчастливилось встретиться с Грофом в 1989 году, когда он в третий раз приехал в Москву для проведения трехдневного семинара по холотропному дыханию и трансперсональной психологии.

До этого моя первая заочная встреча с Грофом произошла в 1980 году, когда я познакомился с «самиздатовской» книгой «Области человеческого бессознательного», которую затем мне было суждено издать и официально.

Человек, который впоследствии стал на многие годы, вплоть до своей смерти, моим близким другом, Виталий Николаевич Михейкин, один из подвижников «самиздата» и подпольной психологии, подарил мне рукопись своего перевода этой книги, после чего я, как и многие, после прочтения труда Грофа ходил, как ошеломленный. Мне казалось, что Гроф нашел концы многих ускользающих тайн человеческого существования и тайн космоса, связал воедино ниточки миров науки и миров экзистенциальных и таинственных.

Гроф действительно нащупал что-то чрезвычайно важное: каждый человек может иметь переживания необычайной интенсивности и насыщенности, каждый представляет собой сгусток мифов, историй, преданий, он та «точка алеф» Борхеса, где все сходится в одном, где начало и конец всего, где каждый может освободиться и существует путь освобождения, обоснованный современными данными. Я тогда понял, что четыре перинатальные матрицы Грофа, описанные в его картографии психики, — это что-то вроде стражей на пути к свободе.

Мы рождаемся, и из-за родовых мук нам сужден человеческий удел.

Те из нас, кому удастся повернуть время вспять и обрести второе рождение, которое в каком-то смысле наследует первое, развеивают чары, навеянные человеческим рождением, этой жизнью, этим воспитанием, этими травмами, освобождаются от того, что делало нас закрытыми, застывшими, обособленными от мира. Все это может рассеяться, и перед ними предстанет другой мир, знакомый по воспоминаниям детства, по героическим историям, — мир свободы и озарения, мир просветления, радости, счастья и исследования.

Гроф очаровал нас возможностью свободы и пробуждения. И мы стали изучать все, что было связано с трансперсональной психологией, одним из виднейших основателей которой он стал.

Он начал свою медицинскую карьеру в 1956 году врачом-психиатром, классическим психоаналитиком, который верил в то, что психоделические вещества, применяемые в психиатрии в контролируемых условиях, могут значительно ускорять процесс психоанализа.

Однако вскоре беспрецедентное богатство и диапазон переживаний во время сессий ЛСД-психотерапии убедили его в теоретической ограниченности Фрейдовой модели психики и лежащего в ее основе механистического мировоззрения.

Читайте также:  Внутренний образ - психология

Возникшая в результате этих исследований новая картография психики состоит из трех областей: 1) (Фрейдового) личного и биографического бессознательного; 2) трансперсонального (надличностного) бессознательного (которое включает в себя и более узкие представления Юнга об архетипичном или коллективном бессознательном); 3) перинатального (околородового) бессознательного, являющегося мостом между личным и надличностным бессознательным и наполненным символизмом и конкретными переживаниями смерти и возрождения. Эта область бессознательного несет в себе наибольшие возможности к преображению.

В своих последних работах Гроф постоянно подчеркивает, что перинатальное не ограничено внутриутробной жизнью и процессом родов, но образует всеохватывающую структуру психодуховной трансформации, справедливой для всех стадий развития сознания.

Громадный клинический опыт самого Грофа и его учеников, а также запротоколированный опыт мировых духовных традиций свидетельствует о том, что регрессия к перинатальному уровню зачастую является необходимым условием для доступа к трансперсональному.

Гроф сам ассистировал во время сеансов психоделической психотерапии, а их было около четырех тысяч, и через его семинары по холотропному дыханию прошли десятки тысяч людей во многих странах мира и на разных континентах.

Сформулируем вкратце итоги исследований Грофа, последовательно изложенные в главах этой книги.

Гроф экспериментально показал возможность для любого человека иметь переживания необычайной интенсивности и насыщенности, что, как правило, характерно для экстремальных ситуаций человеческой жизни, связанных с переживаниями экстаза, катастрофы, смерти, духовного преображения.

Необычные состояния сознания широко практиковались во всех традиционных культурах и сопровождали любое значимое изменение в индивиде и обществе.

Среди этих состояний выделяются холотропные, или целостные, состояния сознания (от holos — «целый» и trepein — «двигаться к…»), обладающие особо мощным терапевтическим и обновляющим потенциалом. Они определяются по отношению к обычным, или хилотропным, состояниям (hile — «земля»).

Европейская картезианская наука основана на опыте хилотропных состояний, возникающая новая научная парадигма основывается на опыте холотропных состояний.

Развитая Грофом расширенная картография психического вбирает в себя не только большинство картографий западной психологии, но и соответствует практически всем известным восточным, в том числе мистическим, картографиям.

Универсальность грофовской картографии состоит в том, что независимо от того, каким путем духовно-философского развития следует человек, ему неизбежно приходится решать одни и те же задачи с точки зрения овладения определенным уровнем энергии.

В «энергетической антропологии» Грофа степень осознавания прямо связана с уровнем доступной энергии и степенью проработки блоков на пути ее освоения в качестве привычного уровня.

Результаты исследования холотропных состояний сознания показывают, что эмоциональные и психосоматические заболевания, включая множество состояний, которые диагностируются сегодня как психозы, не могут быть адекватно объяснены, исходя из проблем послеродового развития, называются ли эти проблемы отклонениями в развитии либидо или искажениями в формировании объективных взаимоотношений. В соответствии с исследованиями Грофа, эти заболевания имеют многоуровневую структуру, уходящую корнями как в перинатальную, так и в трансперсональную области. Таким образом, психопатология наиболее полно объясняется с учетом не только биографической, но также перинатальной и трансперсональной динамики.

Принятие этих данных во внимание открывает новую, более полную картину психопатологии, а также более успешную стратегию лечения.

Неосознаваемые переживания, связанные с рождением, образуют матрицы сложных эмоций и телесных ощущений, которые образуют потенциальный источник для различных форм психопатологии. Чтобы не остаться вечным просителем у врат града сознания, необходимо сделать усилие, чтобы вспомнить себя.

По сути дела вся стратегия вхождения в мир Грофа основана на сверхусилии, особого рода вспоминании о том, что с нами было, и понимании того, кто мы есть сейчас.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=103758&p=1

Революция сознания и ее последствия

Революция сознания и ее последствия

Необычные состояния сознания

Около 50 лет я посвятил изучению необычных состояний сознания, возникающих в экстраординарных ситуациях, таких как участие в шаманских ритуалах и спиритических сеансах, при лечении в психиатрической клинике, приеме психоделических веществ, околосмертных переживаниях. Подобные состояния называются холотропными («холос» означает «целый», «трепейн» — движение в определенном направлении).

Я сам испытывал такие состояния, когда добровольно участвовал в психоделическом сеансе, будучи начинающим психиатром в Праге.

Подвергшись одновременному воздействию ЛСД и cвета стробоскопической лампы, я полностью утратил связь с моим телом; мое сознание, выйдя из своих границ, словно двигалось вокруг тела.

И я вдруг понял, что то, чему меня учили в университете, что сознание магически возникает из нейрофизиологических процессов мозга, оказалось неверным. Сознание показалось мне более фундаментальным, схожим с тем, что описывается в восточной философии.

Изменение представления о сознании

В западной психологии есть понятие «карты психики», которая ограничивается постнатальной биографией и фрейдистским индивидуальным бессознательным. Это понятие ввели психологи, которым была неинтересна tabula rasa новорожденного.

Но потом ученые заметили, что психика человека не умещается в рамках фрейдизма, и они стали обращаться к ощущениям рождающегося человека.

Сильные эмоции при рождении — это также проявление духовного откровения; для новорожденного свет родильной операционной является символом духовного света.

Трансперсональная психология

Познавая процессы рождения, мы вышли за их пределы и подошли к трансперсональной психологии, описывающей состояния, когда сознание человека переходит границы своего тела и индивидуум отождествляет себя с другим человеком, с группой людей, животным или явлением природы.

Самое поразительное, что человек не увидел переживаемые им события когда-то по телевизору и не прочитал о них в книгах — он на самом деле полностью отождествляет себя с объектом природы. Например, если телесный образ человека приобретает вид орла, то он и наблюдает мир глазами этой птицы, его зрение соответствует оптической системе этой птицы.

Таким образом мы можем узнать мир лучше, чем при просмотре канала Discovery.

Возможность переступать границы времени — еще одно открытие трансперсональной психологии.

Человек может не только вспомнить впечатления из раннего детства, но даже собственное рождение, пренатальную жизнь и опыт предков.

Корни фобий, депрессии, астмы, по-видимому, лежат в этой области впечатлений, и события текущей жизни могут лишь обрисовать общие контуры этих патологий, скрывая истинную их причину.

Базовые перинатальные матрицы

Эмоции, связанные с переживанием различных этапов родов, являются базовыми перинатальными матрицами. Первая матрица — ребенок еще находится в утробе. Вторая — матка сокращается и стискивает ребенка.

Третья — шейка матки раскрывается, и ребенок с усилием продвигается по родовому каналу. Четвертая матрица — ребенок появляется на свет. Типичный психосоматический симптом будет привязан к одному из этих этапов.

Например, клаустрофобия явно относится ко второй перинатальной матрице.

У психосоматических симптомов могут быть и более глубокие корни, уходящие на трансперсональный уровень, касающийся опыта предыдущей жизни. Так, глубинной причиной бронхиальной астмы может оказаться внешнее воздействие в прошлой жизни человека, например повешение.

Холотропная техника как метод познания

Для выявления этих причин и предназначена техника холотропного дыхания, которую разработали мы с женой. На наших сеансах применяется метод учащенного дыхания, мы используем музыку, вызывающую воспоминания. Люди работают в группах и делятся переживаниями, изображая их графически.

Наблюдения за людьми на таких сеансах подрывают материалистические представления о сознании как о продукте мозга. Ведь есть люди, которые помнят о событиях, происходивших во время их клинической смерти за тысячу миль от здания больницы. Факт этих событий подтверждается другими, «живыми» свидетелями.

Буддийские символы

Духовные наставники буддистов говорят, что для достижения истинного внутреннего спокойствия необходимо пройти через мощную трансформацию.

На одной тибетской танке изображено колесо, разделенное на шесть частей, символизирующих разные миры, в которых человек может рождаться заново: мир богов, мир титанов, борющихся с богами, мир голодных духов, мир диких животных, мир людей и ад. Элементы этих миров можно найти в повседневной жизни.

В центре танки помещены причины человеческих бед в символическом виде: свинья (невежество), змея (агрессия), петух (алчность). Смысл картины состоит в том, что достичь нирваны можно только преодолев собственные невежество, агрессию и алчность.

Холотропные состояния можно использовать для решения этих проблем. Невежество преодолевается, когда человек узнает о далеких событиях, негативно повлиявших на всю его последующую жизнь, — например, о родовой психологической травме.

А агрессия, вроде бы связанная со страданиями, которые причинили человеку в детстве, оказывается следствием воздействий на перинатальном уровне.

Человек, анализируя себя таким образом, проходит через психодуховное перерождение и освобождается от накопленной злости, становясь более умиротворенным.

Духовность и экология взаимосвязаны

Человек во время инкарнации теряет связь с тем, что он есть на самом деле, со своим божественным «я». Пока он думает о себе как о материальном, ньютоновском теле, он не сможет полностью восстановить связь со своей духовной сущностью. Единственный способ достичь этого — пройти через холотропные состояния, в которых можно ощутить свою божественную природу.

Люди, прошедшие через трансперсональный опыт, воплощаясь в другие существа, более бережно заботятся об окружающем мире. Им будет проще создавать законы, которые защищали бы жизнь на планете и устранили силу как средство разрешения конфликтов.

Вопросы и мнения

Гость клуба

— Есть ли ограничения для применения холотропного дыхания?

Гость клуба

— Есть ли статистика влияния холотропного дыхания на раковых больных?

Гость клуба

— Бывали ли случаи невозвращения людей из этого состояния, как это бывает при приеме ЛСД?

Гость клуба

— Выясняете ли вы у людей, с какими проблемами они приходят на холотропные тренинги? Ведется ли какой-то мониторинг того, что происходит с людьми потом, что меняется в их жизни? И есть ли какие-то яркие примеры, как эта практика изменила жизнь человека?

Модератор Анна Качуровская

— Вы очень хорошо объяснили четырехступенчатую матрицу при рождении. А что происходит с человеком, если он родился при помощи кесарева сечения?

Гость клуба

— Вы говорили об ЛСД как о возможности получить духовный опыт. Сталкивались ли вы с ситуациями, когда другие наркотики использовались для того, чтобы получить мистический опыт?

Самвел Аветисян, член клуба «Сноб»

— Можно ли для изучения сознания использовать алкоголь?

Гость клуба

— Наблюдали ли вы близнецов, возможно, они переживают меньшие травмы при рождении?

Гость клуба

— Можем ли мы назвать холотропное состояние наркотическим «трипом»?

Андрей Макаревич, член клуба

— Сходен ли эффект холотропного дыхания с тем, что происходит с фридайверами, то есть бывает ли гипервентиляция легких в результате перенасыщения крови кислородом?

Гость клуба

— Вы вегетарианец?

Гость клуба

— Кем был Кастанеда?

Источник: https://snob.ru/selected/entry/9314

ПСИ-ПОРТАЛ

Автор: Алексей Недозрелов, 02 Май 2013

Давным-давно, в благословенных шестидесятых годах прошлого века, в мире царила счастливая и удивительная эпоха. Это была эпоха хиппи и рок-н-ролла, «битлов» и Карлоса Кастанеды.

И именно в это время возникло чудесное средство, делающее мир волшебным, а жизнь – по-настоящему сказочной. Речь идет о появлении ЛСД.

И именно это средство дало начало новому психологическому движению — трансперсональной психологии Станислава Грофа.

На самой заре своего появления ЛСД начало использоваться по своему прямому назначению, а именно – на радость людям. Разумеется, в психотерапевтической практике.

И были замечены странные вещи – те проблемы, которые решались годами и даже десятилетиями стандартными методами психоанализа, исчезали сами собой после серии сеансов ЛСД-терапии.

Читайте также:  Пуповина - психология

И это вполне объяснимо – в психоделических состояниях сознания из глубин бессознательного на поверхность всплывали такие проблемы и их первопричины, о которых человек не догадывался или боялся признаться даже себе. А коль скоро они всплывали, человек был вынужден как-то с ними работать.

Работать не с помощью терапевта, а по принципу «спасение галлюцинирующего – дело рук самого галлюцинирующего». И потому, на зависть психоанализу, застарелые проблемы чудесным образом разрешались, человек находил в себе такие ресурсы, о которых ранее и не подозревал.

Здесь нужно отметить, что не все психотропные средства и наркотические состояния влекут положительные изменения. Не все и не всегда.

Психотропные средства могут как разгонять, так и тормозить психику, могут как расширять сознание, так и сужать его. И при своих побочных последствиях имеют намного больше вреда, чем пользы.

В ученом мире это поняли очень быстро, потому прогрессивный метод ЛСД-терапии умер молодым, так и не развившись. Как это часто случается со многими наркоманами.

Но идея похоронена не была. Памятуя эффективность метода, добрые люди начали искать другие способы «туманить крышу», на этот раз без побочных последствий. Были изучены традиционные методы саморегуляции культур Востока и Запада, шаманские практики и технологии мистицизма.

Большая часть из этих методик была отвергнута как слишком сложная для «нормального европейца». Результатом этих изысканий стал созданный чешским, а впоследствии американским психиатром Станиславом Грофом метод холотропного дыхания.

И именно так появилась трансперсональная психология Грофа.

Полный процесс холотропной терапии основан на сочетании дыхательных психотехник, звукового воздействия, направленной работы с телом и элементов арт-терапии.

За счет этого достигаются интегративные состояния сознания, которые позволяют актуализировать нерешенные жизненные задачи и запустить естественные процессы их решения; это состояния, когда бессознательное само ищет способы решения нерешенных проблем, а тело запускает процессы самовосстановления.

Это состояния, в которых все стремления личности сливаются в один вектор, усиливая друг друга и создавая энергию для реализации. Интегративные состояния раскрывают сущность холотропной терапии, название которой означает «расширяющая, восстанавливающая целостность».

Кроме того, интегративные состояния сознания характерны запуском процессов самовосстановления организма, гармонизацией работы всех систем, в первую очередь нервной и сердечно-сосудистой, снятием напряжения и увеличением скорости восстановительных процессов.

Потому они полезны не только для высвобождения скрытых ресурсов психики, но и для оздоровления организма.

Также было замечено, что холотропные техники позволяют прорабатывать проблемы, связанные с перинатальными травмами – психотравмами, полученными при рождении, которые обуславливают многие особенности характера человека.

При этом зажимы и заблокированные эмоции начинают проявляться, что сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, болевыми ощущениями, бесконтрольными неистовыми движениями и скручиванием тела, что может выглядеть со стороны как «беснование». В этом холотропные практики схожи с шаманскими техниками камлания и могут быть определены как психотехники экстаза.

Холотропное дыхание дало толчок развитию новых систем дыхательных психотехник: ребефинг Леонарда Орра, вайвейшн Джима Ленарда, связное дыхание.

Со временем эти техники были интегрированы в дыхательную систему нового поколения – ДМД (дыхание-музыка-движение), разработанную Владимиром Козловым.

Впрочем, в силу своей технологической сложности ДМД по популярности до сих пор уступает место старому доброму холотропу.

Дыхательные психотехники быстро вплелись в психотерапевтическую практику, дав начало Трансперсональной психологии – психологии, ставящей своей целью выход человека за рамки своей собственной персоны, доступ к состояниям взаимосвязанности с глобальными космическими процессами. Основным инструментом для этого служат интенсивные интегративные психотехники, куда входят как дыхательные практики, так и традиционные техники экстаза, практикующиеся в мировых религиозных и мистических системах.

В силу бесперспективности освоения дыхательных психотехник «по учебникам», мы не будем приводить их подробного описания. Дадим лишь общую схему, которая может служить их основой:

  • Связное дыхание, отсутствие пауз между вдохами и выдохами;
  • Глубина и частота дыхания – дыхание глубже и быстрее, чем обычно;
  • Доверие к процессу – обязательна вера в то, что дыхательный процесс неизменно принесет положительный результат.

Несмотря на то, что интегративные психотехники несут колоссальный оздоровительный эффект, имеющим серьезные заболевания лучше проконсультироваться с врачом.

Источник: http://portal.psymodelling.ru/transpersonal/

Станислав Гроф — Биография

  • Главная
  • Биография
  • Статьи
  • Расписание
  • Книги
  • Видео

Стен Гроф картирует тайну и широкие возможности, хранящиеся в человеческой психике и представляет богатства, обнаруженные в сознании и человеческом духе, таким образом, что мы можем обрести понимание и проникнуть в самую суть индивидуальных и коллективных переживаний

Энжелес Эрриен, доктор философии, антрополог, автор книг “Путь четырех дорог” и “Знаки жизни”

Профессиональная карьера Станислава Грофа охватывает более 50 лет, в ходе которых его основным интересом было исследование эвристического и терапевтического потенциала необычных состояний сознания.

Сюда входят и первые четыре года лабораторных исследований психоделиков — ЛСД, псилоцибина, мескалина и производных триптамина (1956-1960), и четырнадцать лет исследований психоделической психотерапии.

Семь из них (1960-1967) он провел в качестве ведущего исследователя программы психоделических исследований в Институте психиатрических исследований в Праге, Чехословакия. Затем последовали семь лет исследований психоделической психотерапии в США.

Первые два года С. Гроф работал в качестве научного сотрудника по клинической и исследовательской работе в Университете Джона Хопкинса и в исследовательском отделении городской больницы Спринг Гроув в г. Балтимор, штат Мэриленд.

Последующие 5 лет он занимал должность руководителя психиатрических исследований в Мэрилендском центре психиатрических исследований.

В этой должности на протяжении нескольких лет он возглавлял последний существующий официальный проект исследований психоделической терапии в США.

С 1973 по 1987 Стен жил, работал и занимался научной деятельностью в институте Эсален, в Биг Суре, Калифорния, где совместно с женой Кристиной разработал мощный немедикаментозный метод самоисследования и психотерапии, который они назвали Холотропное Дыхание.

Этот метод они применяют на семинарах и профессиональном тренинге в Северной и Южной Америке, Европе, Австралии и Азии. Наряду с этим, Стен и Кристина работали со многими людьми, переживающими спонтанные эпизоды необычных состояний сознания, психодуховные кризисы, или “духовные обострения”.

В ходе психотерапевтических исследований этих лет, Станислав Гроф сделал следующее:

  • разработал теорию и практику психотерапии с применением психоделических веществ и описал ее в своей книге “ЛСД психотерапия”, которая по сей день является единственным всесторонним научным трудом на эту тему;
  • опубликовал более 150 статей и 20 книг, в которых обсуждаются теоретические и практические выводы современных исследований сознания для психиатрии, психологии и психотерапии;
  • создал новую расширенную картографию психики, которая, помимо биографическо-коллективного уровня и индивидуального бессознательного Фрейда, включает 2 дополнительных уровня психики: перинатальный (связан с травмой рождения) и трансперсональный (включает родовую, расовую, коллективную, филогенетическую, кармическую и архетипическую матрицы);
  • вместе с женой Кристиной разработал Холотропное Дыхание (метод психотерапии, который использует необычные состояния сознания, вызванные учащенным дыханием, побуждающей музыкой и фокусированной работой с телом) и Трансперсональный тренинг Грофа, расширенную тренинговую программу для фасилитаторов Холотропного Дыхания, в ходе которой было сертифицировано более 1000 практиков из различных уголков мира;
  • совместно с Абрахамом Маслоу, Энтони Сьютичем, Соней Маргулис и Джимом Фейдиманом сформулировал основные принципы трансперсональной психологии, дисциплины, которая исследует полный спектр человеческого опыта и пытается интегрировать духовность и новую парадигму в науке. Он получил особую награду за свой вклад в развитие этой области от Ассоциации Трансперсональной Психологии (ATP) на конференции в Асиломаре, Калифорния, по случаю празднования 25-летней годовщины существования Ассоциации. Трансперсональная психология стремительно развивается с момента своего зарождения в конце 1960-х гг. В настоящее время она преподается в нескольких университетах и аккредитованных школах США, выпускает два профессиональных журнала и проводит симпозиумы на профессиональных конференциях. Ассоциации Трансперсональной психологии существуют во многих странах мира;
  • попытался предоставить прочную теоретическую основу для трансперсональной психологии, исследуя в своих публикациях взаимоотношения этой дисциплины с различными революционными открытиями новой парадигмы в науке.

Основатель и бывший Президент Международной Трансперсональной Ассоциации (ITA).

Совместно с женой Кристиной организовал девять крупных международных конференций Ассоциации в Бостоне, штат Массачусетс, в Мельбурне, Австралия, в Бомбее, Индия, в Санта- Розе, штат Калифорния, в Юджине, штат Орегон, в Атланте, штат Джоржия, в Праге, Чехословакия, и в Манаусе, Бразилия (подробности читайте в статье «The Past and Future of the International Transpersonal Association», опубликованной в The International Journal of Transpersonal Studies (Vol. 28, 2008).

Вместе с женой Кристиной, они были приглашены компанией “Метро-Голдвин-Майер” в качестве специальных консультантов для научно-фантастического фильма “Мозговой штурм” и позднее для фильма “Тысячелетие”.

В настоящее время Стен Гроф заинтересован в возвращении к этой работе в рамках проекта, в котором бы использовались лучшие спецэффекты, доступные сегодня, для изображения различных необычных состояний сознания в контексте фильмов с трансперсональной направленностью.

Источник: http://www.stanislavgrof.ru/bio.html

Станислав Гроф

Гроф Станислав – Психология будущего. Уроки современных исследований сознания – читать книгу онлайн бесплатно

Станислав Гроф получил широкое признание как основатель и теоретик трансперсональной психологии, а его новаторские исследования необычных состояний сознания являются важным вкладом в понимание природы сознания и исцеления.

В этой итоговой книге Гроф предложил читателям невиданный объем данных, переживаний и фактов о необычных состояний сознания, собраных им в ходе почти полувековых исследований.

PSYCHOLOGY OF THE FUTURE

Lessons from ModernConsciousness Research

Stanislav Grof

State University of New York Press

Перевод с английского Станислава Офертаса

Научный редактор Владимир Майков

Издательство Института трансперсональной психологии

Издательство К. Кравчука

Издательство АСТ

2001

Моей жене Кристине

С большой любовью и глубокой признательностью

за твой вклад в идеи,

выраженные в этой книге

Среди вершин современного знания о человеке есть очевидные, если так можно сказать, «восьмитысячники». Так на языке альпинистов называют вершины, которые приближаются по высоте к восьми тысячам метров или превосходят их. Одна из таких вершин — Станислав Гроф, которого, наряду с Фрейдом и Юнгом, можно назвать великим новатором и мастером современной психологии и психотерапии.

Мне посчастливилось встретиться с Грофом в 1989 году, когда он в третий раз приехал в Москву для проведения трехдневного семинара по холотропному дыханию и трансперсональной психологии.

До этого моя первая заочная встреча с Грофом произошла в 1980 году, когда я познакомился с «самиздатовской» книгой«Области человеческого бессознательного», которую затем мне было суждено издать и официально.

Человек, который впоследствии стал на многие годы, вплоть до своей смерти, моим близким другом, Виталий Николаевич Михейкин, один из подвижников «самиздата» и подпольной психологии, подарил мне рукопись своего перевода этой книги, после чего я, как и многие, после прочтения труда Грофа ходил, как ошеломленный. Мне казалось, что Гроф нашел концы многих ускользающих тайн человеческого существования и тайн космоса, связал воедино ниточки миров науки и миров экзистенциальных и таинственных.

Гроф действительно нащупал что-то чрезвычайно важное: каждый человек может иметь переживания необычайной интенсивности и насыщенности, каждый представляет собой сгусток мифов, историй, преданий, он та «точка алеф» Борхеса, где все сходится в одном, где начало и конец всего, где каждый может освободиться и существует путь освобождения, обоснованный современными данными. Я тогда понял, что четыре перинатальные матрицы Грофа, описанные в его картографии психики, — это что-то вроде стражей на пути к свободе.

Источник: http://www.ezobox.ru/grof-stanislav/books/358/read/

Ссылка на основную публикацию