Способности руководителя — психология

Способности руководителя, Психологические основы такта — Общая психология Библиотека русских учебников

Способности руководителя - психология

. Способности руководителя — это определенные психологические особенности личности, являющиеся условием для достижения руководителем высоких результатов в сотрудничестве с подчиненными

Коммуникативные способности занимают в системе способностей руководителя ведущее место

Они представляют собой сложную структуру, состоящую из перцептивных процессов, которые характеризуются высоким уровнем наблюдательности. Важную роль играет эмпатия, т.е. понимание психических состояний подлое еглого, сопереживание его чувствам и эмоциям. Это позволяет руководителю найти правильный индивидуальный подход к своему сотрудникp>

На этой способности основывается и такая важная вещь, как внимание руководителя к подчиненному

В составе коммуникативных возможностей доминирующими должны быть отношения, тесно связанные с потребностью в социальном взаимодействии, со стремлением к общению, к творческому овладеванию знаний, навыков и ум минь в работе, с желанием разумно организовывать процесс деятельности и воспитания, достичь уровня организации настоящего коллектив.

Проектные способности дают возможность руководителю правильно строить планы работы, вести расчеты, строить графики имеющихся и будущих производственных процессов, создавать новые оригинальные проекты. Ва ажливо мысленно забегать вперед и определенным образом прогнозировать психофизиологические состояния пидлеглого.

Конструкторские способности позволяют руководителю подходить к процессу производства с позиции рациональной целесообразности каждого движения мысли и действия, являющиеся частью его содержания, и экономичности всего процесс су. С конструкторскими способностями тесно связаны гностические способности — арсенал средств деятельности руководителя, которые позволят ему самостоятельно добывать знания процессов производства.

Организаторские способности выражаются в упорядочении, отлаженности, достижении единства производственного процесса. Руководитель не только организует деятельность своей группы, но и придает ей определенной направленности, о бгрунтовуе цель, создавая подчиненным правильную ценностных ориентацийю.

Психологические основы такта

Такт — категория этики, по содержанию отражает правила приличия, чувство меры во взаимоотношениях подчиненного и руководителя, их взаимной вежливости

Такт руководителя во многом зависит от стиля руководства процессом производства. Это одновременно и поведение руководителя, которое строится на основе правильно усвоенных социальных ожиданий к нему как вос ователя специалистов новой генерацииї.

Психологическим основанием такта нужно считать:

а) социальные установки руководителя — готовность определенным образом воспринимать, оценивать факты в процессе сотрудничества с подчиненными и действовать по ним, оптимизируя этот процесс;

б) совокупность стереотипов устоявшегося представления о нормах взаимодействия руководителя и подчиненного, что дает ему возможность своевременно реагировать при определенных обстоятельствах и принимать правильные решения

Важным является наличие постоянно действующей установки на изучение и адекватное восприятие сотрудников, их характеров, способностей, темперамента и направленности личности, формируется. Чем лучше руководитель к своих подчиненных, тем больше у него возможностей быть тактичным в работе с ними, эффективно управлять их деятельностьюю.

Установка руководителя на постоянное соблюдение принципа целесообразности иметь желаемый резонанс лишь тогда, когда такой же установкой руководствуются и подчиненные. Это залог взаимопонимания и взаимного содействия ежедн в сформулированных руководителем задач, которые решают подчиненнуюі.

Через потребность в общении подчиненных с руководителем формируется установка на постоянный диалог в деятельности. В диалоге руководитель имеет возможность выявлять процессы, происходящие в сознании подчиненного, у групп пи или коллективе, соответственно воздействовать на них. Взятые руководителем на вооружение стереотипы имеют большое значениеня.

Среди стереотипов выделим следующие: а) вежливость с подчиненным б) сочетание принципиального подхода к личности подчиненного с уверенностью в том, что каждый из подчиненных не может быть плохим, безнадежным в) высокая требовательность как мера уважения к личности подчиненного. Это экономит энергию руководителя и предоставляет его работе эмоциональную окраскуя.

Стиль работы руководителя характеризуется устоявшимися способами духовной и практической деятельности, превращаются в нормативные образы его профессиональной сознания

У некоторых руководителей встречаем ряд негативных стереотипов, затрудняющих их деятельность, в частности в них возможное убеждение, что с подчиненными следует обращаться особенно, чтобы не потерять собственного авторы. Итет. Однако это приводит к отчуждению подчиненных от руководительа.

Существует еще одна нежелательная тенденция: давать оценку подчиненному раз и навсегда, не считая того, что он сам быстро меняется, время становится совсем другим человеком.

Он, приняв оценку руководителя (положительную в или отрицательную), соглашается с ней и таким образом самостоятельно прибегает к определенным ограничениям: один начинает»почивать на лаврах», потому что руководитель сказал ему, что он талантлив, а второй — после негатив ной оценки махнет на себя рукой и теряет перспективу своего развитияго розвитку.

Тактичность предполагает, что у подчиненного любого возраста есть внутренняя незавершенность, возможность для развития и совершенствования во многих отношениях»Ненормальности»поведения со временем часто исчезают сам мы собой, без вмешательства руководителя, без его пристального опеки и»подгонка»под взрослые стандартпід дорослі стандарти.

. Тактичность руководителя — это он сам в деятельности, его оценка своих и чужих поступков, видение их причин

А развитие такта — это формирование и развитие в себе таких черт характера, как выдержка, самообладание, чувствительность к потребностям другого, терпимость и глубокое знание своего дела

Источник: https://uchebnikionline.com/psihologia/zagalna_psihologiya_-_maksimenko_sd_/zdibnosti_kerivnika.htm

Психология руководителя

Психология руководителя

Руководитель — это человек, работающий с людьми, управляющий их действиями и отношениями в сфере производства, поэтому, прежде всего, у него должны быть хорошо развиты общие и специфические организаторские способности.

Первые включают: практичность и глубину ума, активность и инициативность, настойчивость в достижении поставленных целей и самообладание в сложных ситуациях, организованность (жесткое планирование своей деятельности и сознательное подчинение необходимому режиму работы), наблюдательность (умение мимоходом замечать значимое, существенное и сохранять в памяти детали), общительность (готовность контактировать с другими людьми). Эти качества могут быть и у лиц, не являющихся организаторами, поэтому их и называют общими.

Что же касается вторых — специфических способностей, то особо значимыми для организационной деятельности личностными качествами являются следующие:

1. Организаторское чутьё, которое проявляется в интуиции. Основными компонентами способностей этой группы являются: эмпатия, от греческого empatheia — сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека; практический ум как находчивость при распределении обязанностей среди членов коллектива с учетом их индивидуальных психических и физических возможностей; психологический такт, слагаемыми которого являются — чуткость, внимательность к людям, простота и естественность в обращении, справедливость и объективность. 2. Эмоционально-волевая воздейственность как вторая группа специальных организаторских качеств включает: общественную энергичность, то есть способность заражать энергией других людей, используя разные средства — от улыбки до строгого приказа; требовательность, для которой характерно разнообразие форм предъявления, основанное на сочетании постоянства и последовательности требований с гибкостью в соответствии с интуицией; критичность, проявляющаяся в самостоятельности суждений руководителя, логичности и аргументированности его замечаний, в их прямоте и смелости на основе доброжелательности. 3. Склонность к организаторской деятельности — избирательная направленность индивида на работу организатора, потребность заниматься ею, которая обеспечивает развитие соответствующих необходимых для этого способностей. Как у инженера должна быть хорошо развита способность к воображению, у живописца к запоминанию зрительных образов, так и руководителя-организатора — к наблюдательности и коммуникабельности.

В психологии под способностями понимают индивидуальные осо-бенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Никто из людей не рождается с готовыми способностями. Например, ни один человек не обучаясь музыке, не может сесть за рояль и сразу начать импровизировать какое-либо музыкальное произведение или исполнять его по нотной записи.

Ни один из нас не сможет так же без предварительного обучения взойти на капитанский мостик и управлять судном или сесть в «руководительское кресло» и управлять, например, коллективом судового экипажа, школы и любого другого предприятия.

Между тем у каждого человека имеются наследственные предпосылки способностей — задатки, которые выражаются в особенностях строения и функций органов чувств и движения, мозга.

Например, хороший от рождения слух является одним из задатков музыкальных способностей, тем не менее, чтобы стать музыкантом необходимо учиться музыке (нотной грамоте, технике игры на том или ином инструменте, основам гармонии, композиции и пр.).

Склонности к организаторской деятельности в виде задатков проявляются стремлением человека брать на себя, не колеблясь, ответственность, не бояться риска, следовать сказанному слову и выполнять свои обещания, быть справедливым и доброжелательным к окружающим людям.

Известно много случаев, когда наделенные от рождения этими качествами люди не развивали свои задатки, так как упорно не занимались предначертанной им судьбой деятельностью.

И наоборот, есть множество примеров, когда даже не имея никаких организаторских задатков, человек становился хорошим руководителем, известным полководцем или политиком.

Примером тому может служить жизнь Демосфена — выдающегося оратора и государственного деятеля Древней Греции, который от природы имел большие дефекты речи (шепелявил, картавил) и короткое дыхание, мешающее ему произносить длинные фразы. Страстно желая научиться ораторскому искусству, Демосфен одолел нечеткость речи, вкладывая в рот ка-мешки и читая при этом стихи. Во время бега он, не переводя дыхание, про-износил несколько длинных фраз.

Кроме того, каждый день перед зеркалом учился владеть мимикой и жестом. И его старания увенчались успехом. Этот пример рассмотрен не случайно: хороший организатор-руководитель должен уметь говорить с людьми и не только один на один, но и перед широкой аудитории с трибуны.

Читайте также:  Эктоморф - психология

Современному руководителя любого ранга, управляющему людьми и производством, необходимо значительное многообразие личностных свойств и качеств для того чтобы быть хорошим администратором. В частности, он должен иметь широкий круг знаний по экономике, технике, технологии, организации производства и труда, психологии управления.

Очень важным для эффективности его профессиональной деятельности качеством является наличие навыков педагога и воспитателя, а также умений осознавать личные цели, рационально распределять свое время, снимать в социально-нормативных формах нервно-эмоциональное напряжение, нормально одеваться и многие другие, рассмотрение которых предусмотрено специальными разделами психологической науки.

Источник: http://seaman-sea.ru/psihologiya/294-psixologiya-rukovoditelya.html

Психология руководителя. Характеристики руководителя

Психология руководителя. Характеристики руководителя

Руководство – особая разновидность физической и умственной деятельности, направленная на управление коллективом.

Руководитель – управленческая должность, предполагающая контролирование действий подчиненных, направление их усилий в решении возложенных на него задач. Однако характеристики руководителя не сводимы лишь к должности.

Это еще определенный образ жизни, поведения, психологии. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты психологии руководителя а так-же необходимые характеристики для управленца.

Чем отличается руководитель от других людей? Психологов заинтересовал этот вопрос. В одном из исследований они анализировали личность и поведение множества топ-менеджеров. В результате они у них выявили следующие особенности и характеристики руководителей.

Особенности поведения руководителей

  1. Эти люди обладают богатым опытом, который нередко их выручает. Они умеют использовать имеющиеся знания из одной области, применяя их для разрешения сложившейся проблемы в другой области.
  2. Способность к решению нескольких проблем сразу.

    При этом от исполнителя требуется умение гибко мыслить, и легко переключаются с одного на другое.

  3. Устойчивость в ситуации неоднозначности. Даже при недостатке информации руководитель сохраняет самообладание и предпочитает действовать, нежели занимать пассивную позицию.
  4.  Понимание.

    Они могут молниеносно оценить происходящее, выделить главное, вскрыть корень проблемы, а не размениваться на второстепенные компоненты.

  5. Стремление к лидерству. В коллективе, даже новом для них, они стараются занять главенствующее положение.
  6. Настойчивость.

    Такие люди готовы придерживаться своего мнения, намеченной линии поведения, даже если она не находит одобрения у окружающих. Следовательно, они не подстраиваются под людей, а, напротив, стараются их подчинить себе.

  7. Сотрудничество.

    Они налаживают эффективное взаимодействие членов своей группы, стараются подавить возникающую агрессию, конфликты. Их задача состоит в том, чтобы коллектив действовал как единый организм.

  8. Инициативность. Эти индивидуальности очень активны и деятельностны.
  9. Харизма. Они интересны, к ним тянутся, многие хотят им подражать.

    Общаясь с таким человеком, люди словно, энергетически подпитываются. Подобная личность умеет заряжать собственными идеями, мотивировать на реализацию различных задач и так далее.

  10. Умение и готовность передавать свой опыт. Хороший руководитель не пытается утаить от своей команды секретов успешной работы.

    Он с радостью делится со своими подчиненными техниками и стратегиями эффективного разрешения проблем и выполнения поставленных задач. Он старается, чтобы они росли в профессиональном плане, раскрывали свой потенциал, повышая тем самым общий уровень компании.

  11.  Руководители воспринимают себя в качестве части компании.

    Они искренне переживают за благосостояние компании, расстраиваются, если ее постигают неудачи. Такие личности, пытаются привнести что-то свое в ход развития организации, надеясь, что это поможет ее совершенствованию.

  12. Стрессоустойчивость. Они не теряются в сложных, неоднозначных, динамически развивающихся ситуациях. Сохраняют самообладание, спокойствие и трезвость при принятии решений.

Характеристики руководителя

Итак, хороший руководитель должен быть:

  • управленцем, умело пользующимся имеющимися полномочиями;
  • лидером, способным увлекать за собой;
  • дипломатом, грамотно выстраивающим взаимоотношения с партнерами, коллегами и подчиненными;
  • инноватором, способным, правильно использовать современные веяния и течения;
  • наставником, помогающим справиться со сложными, запутанными ситуациями;
  • мудрой личностью с неординарными способностями, сильной волей, решительностью, рассудительностью и так далее.

От избранного руководителем стиля работы с подчиненными, безусловно, будет зависеть успешность работы всей команды. Скажем, благоприятная обстановка повышает качество и результативность группы.

Как правило, те начальники, что сумели выстроить прочные, здоровые отношения в своем коллективе добиваются большего успеха.

Какие правила помогут руководителю наладить эффективный рабочий процесс и хорошие отношения со своей командой? Перечислим некоторые.

Правила необходимые для продуктивной работы команды

  1. Обеспечить хорошую, позитивную атмосферу в коллективе позволяет психологическая совместимость всех участников. Между членами группы должны сложиться товарищеские отношения. Важно, чтобы они были готовы выручать и поддерживать друг друга.

    Задача руководителя будет состоять в том, чтобы межличностные отношения сохранялись на позитивной ноте.

  2. Если удалось создать крепкую, дружную команду, то каждый ее новый член должен четко соответствовать предлагаемой должности, быть способным выполнять тот функционал, который на него возлагается.

  3. В процессе работы руководителю нельзя демонстрировать личное отношение к сотрудникам, проявлять к кому-либо свою благосклонность и антипатию. Он должен ориентироваться в первую очередь на профессиональные качества и способности подчиненного.

  4.  Он должен понимать, что отвечает за деятельность вверенной ему группы, но в силу объективных причин не всегда может выполнять свою работу. Скажем, на случай болезни или отпуска нужно заблаговременно подготовить себе замену.
  5. Члены группы также должны быть взаимозаменяемы.

    Желательно, чтобы они могли подстраховать друг друга и занять место своего коллеги в случае необходимости. Кроме того, это позволит разнообразить их рабочие будни.

  6. Управленец должен уметь точно рассчитывать свои возможности, силы, прежде чем дать то или иное обещание.

    Поскольку нарушение ранее данного слова влечет за собой ослабление его авторитета.

  7. Нагрузку стоит распределять равномерно. У сотрудников должны быть определены временные рамки выполнения поставленной задачи. После ее реализации перед ними ставится следующее задание, мотивирующее их на достижение общей цели.

  8. Не бойтесь указывать на ошибки и наказывать за проступки. Если ваша реакция будет адекватной происходящему, то это лишь укрепит ваш авторитет. Кроме того, это позволит не допустить дисциплинарного разложения коллектива. В то же время нужно отмечать успехи и самоотверженность в работе.

    Ведь слова благодарности в повседневности нам приходится слышать крайне редко.

Итак, руководящих должностей обычно добиваются те, кто наделен определенными личностными качествами, навыками и компетенциями.  Истинный руководитель, сплотив свой коллектив, стремится привести его к успеху. Это непростая задача, требующая больших сил, отдачи, массы умений и знаний. Однако наградой за самоотверженный труд становится достижение высоких, амбициозных целей.

Источник: https://delovoi-etiket.ru/psihologiya/psihologiya-rukovoditelya.html

Социально-психологические особенности развития управленческих способностей руководителя

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЯ

УДК 159.9

Система личностно-профессионального развития человека заметно усложняется и требует максимальной ориентации на его профессиональный выбор, творческие возможности и требования профессиональной деятельности, особое место в которой занимает управленческая деятельность.

Одним из главных направлений реформирования Вооруженных сил Российской Федерации выступает решение задачи совершенствования подготовки офицерских кадров, то есть, каким должен быть офицер — профессионал, каким требованиям он должен отвечать, какими способностями и качествами обладать, какие возможности существуют для их диагностики, каким образом наиболее эффективно развивать профессиональные способности в процессе обучения в военных высших учебных заведениях (ввузах).

Происходит расширение и усложнение решаемых управленческих задач, требующих от военного руководителя любого уровня наличия и развитости сложного и специфического набора способностей.

Данная проблематика давно заняла свое важное место на теоретико-практическом поле отечественной науки, однако за пределами научного внимания во многом продолжают оставаться такие проблемы и вопросы, как возможности и условия развития управленческих способностей в системе высшей профессиональной подготовки; известные противоречия между изменяющимися социально-экономическими условиями воинской деятельности, требующими определенного набора специфических способностей к управленческой деятельности и реальным уровнем развития этих способностей; между определением структуры управленческих способностей и недостаточной изученностью их диагно-

Т.Н. ПОЛКОВНИКОВА

стики и развития в процессе подготовки управленческих кадров.

Уяснению сути проблемы в значительной мере помогло конкретное социологическое исследование, проведенное автором в период с 2005 по 2010 годы*. В итоге, удалось уточнить содержание управленческих способностей офицеров, определить их структуру и описать особенности поведенческих проявлений каждого из компонентов управленческих способностей.

В структуре управленческих способностей присутствуют два компонента — процессуальный компонент (психические процессы, качества) и операциональный компонент (операции, действия по их применению).

При этом в структуре аналитико-прогностических способностей преобладает процессуальный компонент, а в структуре исполнительских способностей наибольшая нагрузка ложится на операциональный компонент.

В структуре управленческих способностей офицеров выделяются общие (базовые) способности, интегративные и специальные способности, содержательно-структурные характеристики и уровень развития управленческих способностей, детерминированные психологическим содержанием профессиональной деятельности офицеров.

Основными критериями выделения компонентов управленческих способностей являются: деятельностно-функциональный — признаки свойств психики и качеств личности, необходимых для управленческой деятельности; структурно-психологический — признаки сформиро-ванности психической готовности и подготовленности руководителя выполнять управленческие функции.

Социально-психологическими условиями развития управленческих способно-

* Исследованием было охвачено 196 офицеров — слушателей командного и инженерного факультетов, 134 офицера факультета переподготовки кадров Военной академии им. Петра Великого и других вузов ракетных войск. Всего в исследовании приняли участие 330 человек. Исследование проводилось на базе Военной академии РВСН имени Петра Великого и других вузов ракетных войск.

стей, позволяющими достичь нового качественного уровня деятельности и обеспечить переход личности военнослужащего на более высокую ступень своего развития, выступают: профессиональная мотивация к деятельности и самосовершенствованию; адекватная самооценка, профессионально-важные интеллектуальные и управленческие качества; а также навыки регуляции эмоционально-волевой сферы личности военнослужащего.

Анализ управленческой деятельности офицерских кадров позволяет выделить общие и специальные способности руководителя. К общим способностям мы относим интеллект, креативность, обучаемость, способность к саморегуляции, психическую устойчивость, активность, рефлексию.

Под специальными способностями мы понимаем систему свойств человека, которая помогает достичь высоких результатов специальной деятельности. По своему характеру они могут быть двух типов. Интерсоциальные способности ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими. Конструктивные — направлены на создание конкретных объектов в тех или иных сферах.

В отличие от общих способностей специальные способности принято связывать с успешностью в управленческой деятельности.

Общие профессиональные способности — это психологические свойства личности, требуемые от человека данной конкретной профессиональной деятельностью. Они определяются предметом труда в профессии (человек, техника, природа и др.).

Специальные профессиональные способности — это психологические свойства личности, требуемые от человека в рамках данной профессии, но при более узкой специализации.

Специальные профессиональные способности определяются конкретными условиями труда, в том числе особыми (дефицит времени, информации, перегрузки).

Среди общих и специальных качеств военного руководителя называют, как правило, развитый интеллект, мотивированность на профессию, эмоционально-волевую устойчивость, личностный рост. Однако главными факторами эффективности управленческой деятельности выступают специфические управленческие способности.

При рассмотрении общей структуры управленческих способностей мы ис-

ходим из использования двух критериев — функционально-деятельностного и структурно-психологического и выделяем основные категории качеств, а именно, управленческие, общеорганизационные и локальные способности.

Каждая из названных категорий подразделяется на две основные группы. При этом третья категория является психологической основой для первых двух, она обусловливает уровень развития входящих в них способностей.

Общая структура управленческих способностей (включающая все три их категории) схематично представляется следующим образом (рис. 1).

Исходя из структуры управленческих способностей офицеров, представляется возможность обосновать акмеологическую модель их развития.

По своей сути она представляет концепцию системного и продуктивного использования сил и средств, обеспечивающих развитие и совершенствование творческого потенциала руководителя для обеспечения его эффективной управленческой деятельности. По содержанию она объединяет цель, содержание, организационные компоненты и условия развития управленческих способностей.

Кроме субъективных условий, влияющих на мотивацию, интеллектуальные и управленческие возможности личности офицера, требуется определить в качестве возможного психологического условия развитие управленческих способностей, необходимые эмоционально-волевые качества.

Большое значение в развитии человека придается волевым процессам. Сущность волевого поведения офицера выражается в способности подчинить свое поведение сознательно поставленным целям даже вопреки непосредственным (импульсивным) побуждениям.

Теоретико-методологический анализ рассмотренных подходов к определению психологических условий развития способностей, позволяет утверждать, что развитие специфических управленческих способностей офицеров, слушателей ввузов РВСН — необходимо вести с учетом индивидуального своеобразия личности, наряду с учетом и созданием внешних условий, что позволяет систематизировать социально-психологические условия продуктивного развития управленческих условий (рис.2).

Управленческие способности

и В а В И в

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-osobennosti-razvitiya-upravlencheskih-sposobnostey-rukovoditelya

Психология руководителя — Всё об индивидуальном предпринимательстве

Руководитель — это не должность,
а психология, образ жизни и образ мысли.

Как часто приходится видеть руководителя, который буквально выбивается из сил, но ничего в компании изменить не может, да и не сильно хочет.

А еще у таких директоров полностью отсутствует понимание, что же надо делать, какова перспективная цель компании. И главная проблема заключается в том, что они не знают, как надо руководить, и не хотят этого знать.

Печально это осознавать, но эта статья адресована тем, кто хочет меняться, кто понимает необходимость образования и саморазвития для руководителей.

С того момента, когда в вашем подчинении оказываются люди, директором вы стали или владельцем собственного индивидуального предприятия, вам надо постоянно совершенствовать свои навыки управления, пойти учиться, записаться на курсы менеджмента и управления персоналом, надо регулярно повышать свой уровень профессионализма.

Руководитель – не только стратег, он – человек, который собирает все маленькие винтики производства в один большой механизм, который при правильной организации начинает работать и приносить прибыль.

И никогда не надо забывать, что непосредственно работой и производством занимаются люди, то есть подчиненные.

Поэтому одним из главных направлений руководящей деятельности является изучение и применение на практике психологии управления.

Психология управления – глобальная сфера знаний и практических приемов, которая изучает закономерности деятельности руководители и способы воздействия на подчиненных, направленных на повышение эффективности работы предприятия.

Если руководитель овладевает основами психологии управления, то он начинает анализировать психологические условия в коллективе и корректировать их, если они не работают на главную цель – по повышение качества работы.

Психология управления подразумевает несколько этапов работы: диагностику состояния системы управления, прогноз изменений в данном процессе, формирование поведенческих схем для подчиненных, создание плана выполнения намеченных действий и его реализация.

Задачи, как видите, глобальные.

Для этого руководить, как правило, доверяют людям разносторонне развитым, способным анализировать и принимать ответственные решения, людям, которые сочетают в себе опыт, образование, знания, умения, профессиональное чутье и талант психолога.

Еще важно руководителю иметь здравый рассудок, оптимизм, способность повести за собой, вдохновить. Как видим, психологических талантов в руководителе должно быть не меньше, чем управленческих и профессиональных.

Директор должен знать основы психологии еще и для того, чтобы вовремя увидеть в человеке его особенные черты, но не просто для того, чтобы их обсудить с соседом, а для того, чтобы использовать их для достижения производственной цели.

Если же эти таланты спят или находятся в зачаточном состоянии, то надо их увидеть и создать почву для развития, для того, чтобы ваш подчиненный стал со временем профессионалом, гордостью компании.

Кроме того, руководитель должен практически мгновенно замечать и недостатки сотрудника, чтобы еще на стадии принятия его на работу предусмотреть будущие проблемы и оценить все возможные риски для здорового психологического климата формы.

Руководитель также должен постоянно изучать влияние внешних факторов на сотрудников компании. Воздействие «со стороны» всегда присутствует и воздействует на вашу компанию массово. К примеру, повысились цены на КЖХ, ваша фирма стала автоматически платить больше по коммунальным счетам.

Но не только вы в числе пострадавших, но и ваши сотрудники! Они тоже начали платить больше, и негатива в их душе прибавилось. Отсюда мысли о том, что все повышается, кроме зарплаты, директор — … (стандартное ругательство), и никто не может помочь. Лояльность к компании снижается.

И руководитель, как хороший психолог, должен понять, что происходит, и не допустить снижения производительности, что неизбежно в ситуации недовольства.

Что же можно предпринять? Подумайте, как можно стимулировать работников к труду. Если нет возможности прибавить зарплату, то дайте им другой бонус, товарно-материальный, или измените систему премирования, когда за больший труд сотрудник получит большие деньги.

А может, вам достаточно будет переговорить с неформальным лидером, убедить его в том, что нельзя поддаваться панике и если именно в этот момент начать работать лучше, можно вырваться в лидеры рынка.

Вариантов масса, и выбор конкретного пути действия зависит от индивидуальных особенностей вашего предприятия.

Еще раз подчеркнем, что руководитель всегда должен стремиться к знаниям, и овладев ими – должен стремиться активно использовать их на практике. И только в этом случае процесс управления в целом будет грамотным, труд на вашем предприятии для сотрудников станет комфортным.

Какими психологическими навыками должен владеть руководитель

Первое и основное умение руководителя – создать из разношерстных сотрудников коллектив. Слаженную и сплоченную команду. Это самое сложное, особенно, если в коллективе есть творческие специальности. Поэтому каждый руководитель подбирает таких сотрудников, в которых он уверен, как в отличных воплотителях его идей.

Даже если руководитель приходит в действующее укомплектованное предприятие, кадровые перестановки считаются совершенно логичным явлением. Данные меры тогда лишь оправданы, когда ситуация на рабочем месте развивается и становится лучше, когда увеличивается прибыль и зарплаты работников.

Для того, чтобы такой результат стал возможным, руководитель должен обладать определенными навыками.

  1. Руководитель должен видеть будущее, он должен уметь здраво фантазировать, его мышление должно быть разумно творческим, его воображение должно быть реалистичным.
  2. Каждый сотрудник – это набор ценных для производства качеств, надо их разглядеть и развить, негативные черты попытаться блокировать. Причем все это определять необходимо на стадии собеседования при приеме на работу.
  3. При развитии положительных качеств работника необходимо грамотно стимулировать его рост продвижением по службе.
  4. Подбирать сотрудников не только по степени профессиональной подготовки, но и по совместимости друг с другом.
  5. Обладать основами диагностики психологических качеств сотрудников для подбора в структурные подразделения компании.
  6. Видеть психологические проблемы в коллективе, как постоянные, так и временно возникающие. Обладать умениями купировать последствия и причины таких проблем.
  7. Развивать аналитические способности, проводить работу в этом направлении не только в коллективе, но и с собой. Стремиться к развитию, к познанию нового, быть примером во всем для своих подчиненных.
  8. Много читать и на основе чужого опыта выводить свои постулаты и принципы психологической работы. Совершенствование навыков убеждения, что позволит создать эффективную команду.
  9. На собственном примере убеждать сотрудников в ответственности за свои дела. Если вы принимаете решение, то несете полную ответственность за него. Сотрудник принимает решение в размере своей компетенции, и за него он также несет полную и безоговорочную ответственность, эту мысль необходимо доходчиво, но верно вложить в понимание подчиненных.
  10. Научитесь грамотно советоваться с сотрудниками. Если вы заведете такое правило, совместно принимать совещательное решение относительно какого-либо вопроса, то каждый сотрудник будет чувствовать долю ответственности за тот путь, по которому идет предприятие. Заметьте, решение вместе принимается совещательное, а директором лично – окончательное.
  11. Развивайте скорость мышления, умение грамотно излагать свои мысли и быстро анализировать то, что говорят вам. От скорости принятия решения иногда зависит судьба всего бизнеса. И только глядя на деловые качества руководителя, подчиненные смогут понять, куда им идти и к чему стремиться.
  12. Проявляйте свои волевые качества, и подводите подчиненных к их проявлению, но совершенно обдуманному, деловому. Волевыми качествами являются инициативность, самостоятельность, смелость, здравый риск и самостоятельность. Отмечу, что в первую очередь это качества руководителя, и только избранные работники кроме него могут позволить себе проявить их в производственном процессе. Совершенствуйте свои навыки, оттачивайте их ежедневно, показывайте подчиненным, что вы – впереди планеты всей, что вы – трудитесь и на благо компании и над собой. И они пойдут за вами, непременно и бесповоротно.

Важные моменты, на которые должен обращать внимание руководитель

При обсуждении проблем руководитель должен обращать внимание на определенные моменты, при такой работе в коллективе будет складываться правильная конструктивная психологическая атмосфера, способствующая развитию, а не моральному подавлению желания работать.

К примеру, сотрудник не выполнил вашего поручения.

Можно сказать: как ты мог, ты провалил дело, что тебе вообще можно доверить? А можно еще и так отреагировать: что тебе помешало выполнить поручение, у тебя все нормально, ты ведь способен на много большую работу выполнить, а тут такое прокол, расскажи, в чем дело?

Понятно, что реакция сотрудника будет совершенно разная. Поэтому придерживайтесь основных правил создания позитивного настроя на работу.

  1. Выделяйте в своих беседах с подчиненными не то, чего им не хватило, а то, чего все же удалось достигнуть. И, что называется, «танцуйте от печки», от достигнутого уровня, даже если вы это делаете в восемнадцатый раз. Помните, что неудача сотрудников, это в первую очередь промах руководителя.
  2. Анализируя произошедшее, конечно, надо говорить о негативе, но так стройте беседу, чтобы на первом месте оказалось позитивное будущее, а не негативный предыдущий опыт.
  3. Всегда акцентируйте внимание на том, чем обладает компания, а не на предстоящих трудностях. У вас есть позитивные ресурсы? Вот и отталкивайтесь от них, но не забывая упомянуть об опасностях, и принимая все меры, чтобы их минимизировать. Не программируйте неудачу, не детализируйте предстоящие неприятности, но подробно объясняйте подчиненным о преимуществах компании и их личных, если задача будет отлично выполнена.
  4. В каждом сотруднике замечайте позитивное и все время напоминайте коллективу о том, что в каждом из них есть масса достоинств, которые, если их сложить, станут мощным инструментом к достижению успеха.
  5. Обязательно вспоминайте почаще о том, что когда-то вы вместе уже достигли успеха, анализируйте этот путь, берите из него самое лучшее и совершенствуйте, делайте этот опыт стартовой площадкой для новых свершений.

И в завершении позволю себе процитировать одного из самых находчивых и предприимчивых героев человечества по фамилии Мюнхаузен: «Улыбайтесь господа. Умное лицо ещё не признак ума, все величайшие глупости на земле, совершаются именно с этим выражением лица». Жаль, что персонаж этот литературный, вот бы с ним поболтать на позитиве о психологии!..

Е.Щугорева

Источник: http://indivip.ru/sovety/psixologiya-rukovoditelya.html

Основные качества и способности руководителя

Чтобы компания успешно развивалась и приносила прибыль, ее руководитель должен обладать набором качеств, которые условно можно разделить на несколько групп: профессиональные, личностные и предпринимательские. В эти группы входит целый ряд необходимых способностей, которые должны быть у главы любого успешного предприятия.

Читайте также на тему руководящей карьеры

Для тех, кто хочет стать руководителем: факторы успешной карьеры
Перечень стрессов для руководителя

Способность руководить

Эта способность относится к профессиональным навыкам и выражается в наличие у руководителя умения создавать сплоченный коллектив, который будет эффективно выполнять поставленные перед ними задачи, поэтому он еще должен:

  • Обладать достаточными для руководителя навыками и умениями, которые он будет подкреплять, изучая современные методы управления;
  • Развивать способность организовывать рабочий процесс так, чтобы подчиненные имели возможность развиваться профессионально и приобретать новые знания.
  • Иметь психологическую устойчивость – очень ценно для руководителя, ведь он лицо компании и не должен проявлять качества, которые смогут навредить имиджу предприятия. К тому же, здоровая психика руководителя помогает создать в коллективе комфортную обстановку и благоприятный психологический климат.
  • Иметь присущую ему потребность брать на себя ответственность: за успешность предприятия, за сотрудников, за принимаемые решения. Зачастую это требует от человека не только отсутствия страха ответственности и определенной смелости, но и самого настоящего мужества.

Умение управлять собой

Это умение можно отнести к личностным качествам руководителя, ведь это прежде всего выражение лидерских качеств, благодаря которым руководитель сможет вывести предприятие на новый уровень.

Выдержать «удары судьбы», когда бизнес или организация будут переживать трудные времена, и при этом сохранить рабочую атмосферу, которая не позволит подчиненным выполнять свои обязанности менее эффективно. За эти умения также отвечает навык решать проблемы.

Обладать способностью влиять на окружающих

Он включает в себя следующие качества:

  • Умение подать себя и свои идеи – это важное качество способствует продвижению и развитию всего предприятия;
  • Обладание даром убеждения – необходимо, для осваивания новых контактов, которые в будущем обеспечат развитие компании;
  • Быть разумным и здравомыслящим человеком, важно всегда, особенно если перед тобой стоят сложные и ответственные задачи, а их решение напрямую зависит от личностных качеств управленца.

Способность и склонность к инновациям

Наличие предпринимательских качеств у руководителя – это гарантия прибыльности предприятия, ведь для того, чтобы успешно вести дела, необходимо видеть изменения, происходящие в обществе и вовремя успевать изменить стратегию, если этого требуют новые условия.

Постоянно развиваться и совершенствоваться – эти качества присуще не только хорошему руководителю, но и просто хорошему человеку, ведь если нет развития, то неизбежно наступит деградация.

Современный руководитель обязан быть зрелой личностью, обладать интуицией и обаянием, а также уверенным в себе, энергичным и уравновешенным человеком.

Как известно – лидерами не рождаются, а значит каждый, кто хочет преуспеть в должности руководителя может развить в себе все необходимые способности.

Источник: http://nataliaprahova.ru/soveti-psihologa/osnovnye-kachestva-i-sposobnosti-rukovoditelya/

Ссылка на основную публикацию