Жить без веры — психология

Помогает ли вера стать счастливее?

Иногда мы чувствуем, что для настоящей полноты жизни нам не хватает чувства принадлежности к чему-то, что нас самих превосходит. Три человека – каждый со своим отношением к вере – рассказали нам о том, как они обрели свои убеждения и почему без них не мыслят своей жизни.

Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» – сказано в Евангелии (Лк. 11, 28). Блаженны – означает счастливы. Ноу слова «блаженный» существует и другое значение – «юродивый»: «дурачок, отроду сумасшедший»*.

Иными словами – тот, кто «блажит», говорит неизвестно что. И многие именно так, с иронией и недоверием, воспринимают тех, кто признается, что обрел свое счастье в вере.

Но может ли вера в силы небесные автоматически дать нам гарантию земного блаженства? Нет, разумеется. Да и сам вопрос стоит совершенно не так.

Все, что от самых истоков своей истории совершало человечество, неизменно было направлено на поиск счастья. Это стремление свойственно каждому из нас, оно у нас в крови. Разнятся лишь пути и надежды – на всемогущество Бога, на политическую систему или же на социальную модель…

Монотеистические религии призывают христиан, мусульман и иудеев к аскезе ради того, чтобы потом стало возможным наивысшее блаженство в раю.

Восточные мудрецы, напротив, учат не ожидать ничего, но научиться жить в настоящем и получать удовлетворение от того, что с нами происходит «здесь и сейчас». И все же самые различные духовные пути неизменно сходятся в одном – мы не можем быть счастливы в одиночку.

А потому каждая религия побуждает своих адептов нести другим свидетельство того, какими благими дарами их убеждения наполняют их жизнь. Об этом рассказы наших героев – Алены, Ольги и Шломо.

* В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» (Рипол классик, 2006).

Ольга, 46 лет, агностик

«Раньше я даже немного завидовала тем, кто искренне верит. Верующие могут прийти в храм, исповедаться, помолиться, попросить о чем-то своего Господа. И это приносит им облегчение, радость и даже, может быть, счастье.

А я – агностик, и мне не только чуждо упование на высшие силы, но и кажется абсолютно недоказуемой сама вероятность их существования. Поэтому я, как герои Конан Дойла , считаю, что человек сам творец своего счастья. Я счастлива, когда смотрю на морские волны, разбивающиеся о скалы.

Или когда возвращаюсь домой после вечерней пробежки, фитнеса, прогулки на лыжах… Или когда сижу на уютном дачном крыльце и наблюдаю пламенеющий закат… Я научилась наслаждаться тем, что у меня есть сегодня. И мне не хочется глубоко вникать в то, откуда берется это ощущение счастья. Просто мне хорошо, и я ловлю момент.

Стала ли я агностиком потому, что получила математическое образование? С одной стороны, естественные науки приближают нас к пониманию материального мира, а не к разрешению метафизических вопросов. С другой стороны, многие математики Античности и Средневековья были к тому же философами, теологами, писали музыку, слагали стихи.

То есть сочетали занятия естественными науками с напряженной жизнью духа. Мою же потребность в духовной жизни удовлетворяют литература и кино. Но есть и еще один источник счастья – уроки математики. Я не стремлюсь просто научить ученика доказывать теоремы или выводить сложные формулы.

Я хочу, чтобы мои уроки позволили ему ощутить себя более комфортно в мире. Чтобы его перестали ругать родители, чтобы он стал автори-тетом в глазах сверстников, начал спокойнее относиться к ЕГЭ… Решение вот таких вполне земных задач делает меня по-настоящему счастливой».

Шломо, 21 год, иудей

Сразу признаюсь: я не ношу кипу и не отмечаю шаббат – священную субботу, когда принято воздерживаться от любой работы. Зато я молюсь, не ем свинины, и для меня очень важно жениться на еврейке. Так сло-жилось, что в современном обществе мы, с одной стороны, не забываем о своих традициях, а с другой – не соблюдаем их.

Стараемся быть модными, что ли. Вот я, например, не могу, вернувшись в пятницу вечером домой, выключить телефон, телевизор, компьютер… Не могу отказаться от того, к чему привык, хотя понимаю, что это плохо. Соблюдение традиций – это личный выбор человека, его желание не терять своих корней и помнить, для чего он пришел на эту землю.

В моей жизни религия играет огромную роль с самого детства: я ходил в еврейский детский сад и школу с религиозным уклоном, а сейчас учусь на кафедре иудаики. Для меня очень важно ощущать единство с прошлым моего народа, его историей. Я уверен: нет ни смысла, ни счастья жить без веры.

Зачем быть хорошим человеком, если не верить, что все вернется к нам в будущем? Можно, конечно, исполнять заповеди по привычке. Но эффект будет во сто крат слабее, чем если делать это с желанием, верой, одухотворением. Это должно идти из глубины души.

В последнее время я все сильнее сливаюсь с русским обществом и честно могу сказать, что боюсь… влюбиться в русскую девушку. А мне нужно жить так, как живут мои родители. Мне важно продолжить их путь – это и есть счастье».

Алена, 35 лет, православная христианка

«К православной вере я не то чтобы шла – просто лет в пятнадцать начала носить найденный у бабушки крестик. Мне этого очень захотелось. Когда случалось что-то важное, я сжимала его в ладонях и говорила с Богом. Мне казалось, Он меня слышит… Потом я выучила молитву.

Еще через некоторое время пошла в церковь, простояла одну службу, другую. Начала читать Библию, Евангелие. Каждый раз, когда было смутно на душе и никто даже из очень близких людей не мог помочь, я обращалась к Богу. И всегда мне становилось лучше, как-то тише, спокойнее.

Приходили нужные мысли, переставали мучить сомнения… Но однажды в моей душе случился серьезный конфликт. Дело в том, что я давно и серьезно увлекаюсь йогой, преподаю. А от одного из знакомых услышала довольно категоричное суждение: все, кто занимается йогой, предают Бога и не имеют права даже в церковь входить.

Он объяснял: есть первая заповедь: «Я – Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня». Но я-то всегда считала и считаю, что занимаюсь праведным делом – людям помогаю! То, что я пережила тогда, сложно описать словами – разочарование, обида, страх.

Сейчас я понимаю, что это было самое настоящее испытание – хватит ли мне веры, чтобы выстоять, остаться в православии? И теперь вспоминаю то время как самое тяжелое в своей жизни. Я боялась и в церковь пойти, и на йогу. Самое неприятное, что я не могла покаяться в грехе, так как не видела своей вины! И все-таки я выстояла: нашла храм и батюшку…

который благословил меня на занятия йогой. Мне кажется, именно в тот момент я осознала необхо-димость стать не просто православным, а воцерковленным человеком. У каждого из нас собст-венный путь. Во мне есть любовь к Богу и ясная уверенность в том, что я могу обращаться к нему только через православие. Значит, свой путь я уже нашла. И этим я счастлива».

Источник: http://www.psychologies.ru/people/story/pomogaet-li-vera-stat-schastlivee/

Жизнь без веры — Что в вашей ЖИЗНИ… невозможно… без ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ и ЛЮБВИ ? — 22 ответа

В разделе Прочее непознанное на вопрос Что в вашей ЖИЗНИ… невозможно… без ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ и ЛЮБВИ ? заданный автором Лена Добровольская-Forever•.♥.ツ лучший ответ это Меркнет солнце без Надежды,Цветы вянут без Любви.Жизнь бессмысленна без Веры,Утихают соловьи.Сестры, вечные подруги,Рождены, как дар небес.

В час ненастья, в дни разлукиСотворите мир чудес.(c)Надежда, Вера и ЛюбовьТри дочки матушки СофииОпять волнуют в жилах кровь,Чтоб мы душою не остыли.Поддержка вы, опора, мощьНаграда немощным и сильнымСебя должны мы превозмочь,Чтоб сердце сделать для любви обильным.

Пусть во вселенной воцарится мирСемьи священной славное дареньеИ будет царствие, и пир,И вечное души стремление!(c)С Днем Веры, Надежды, Любви поздравляю,А так же хочу я тебе пожелать,Искренней веры, любви я желаю,Тебе в этот день, повторюсь я опять.Только сегодня мы все вспоминаем,О этих важных и нужных вещах,С верой по жизни мы смело шагаем,Только с любовью бывает промах.

Уныние нужно отбросить подальше,Не придаваться нам грусти никак,Реже грустить, а побольше смеяться,Утро наступит, и будет все так!(c)Вера, Надя и Любовь —Вечные соседи.Не обходится без нихНичего на свете!«Верь, надейся и люби! » —Говорила мама,Всех мудрей на свете женщинСофою назвали!Если быть точней, Софией.. .И с тех пор она спасаетВсех живущих. Вера, НадяС Любой помогают.

(c)Вера, Надежда, Любовь —Три удивительных слова.Их повторять я готовКак заклинание снова.Можно без веры любить,Жить без любви тоже можно.Но без НАДЕЖДЫ прожитьНам на земле невозможно.Когда подходим к круглой дате,Где вехи – не года, а уж десятки лет,Мы гоним мысли прочь о сумрачном закатеИ вспоминаем юности заманчивый рассвет.

Так, стоит ли грустить, коль годы быстро мчатся:Как не пытайся, — их не удержать,И, понимая это, будем же старатьсяБег наших лет хотя б не ускорять.Зато растут и крепнут Ваши внуки,Зато в саду цветут весной цветы,И нет тоски от праздности и скуки,И не бывает в сердце пустоты.Так пусть замедлят шаг оставшиеся годы.

Пусть долгим будет Ваш осенний перелет,Пусть Вас минуют горе и невзгоды.Дай бог здоровья Вам на много лет вперед!(c)ВЕРА… НАДЕЖДА… ЛЮБОВЬ!! !С ДНЕМ АНГЕЛА!!! !ВСЕХ ЗЕМНЫХ БЛАГ! !

Первоисточник С ДНЕМ АНГЕЛА !!!Спасибки за вопрос… ЛЕНОЧКА!!

Ответ от Neo uranium 86[гуру]
Ничего не возможно. Эти компоненты всегда присутствуют.
Ответ от Akvarelika[гуру]
вся наша жизнь — вера, надежда и любовь! ! с праздником!
Ответ от Олег Шишкин[гуру]Как нам без них было бы тяжело… Живут в нашем сердце три преданных слова.

Слова эти Господом посланы нам -Вера, Надежда, Любовь — вот основаВсем нашим твореньям и нашим делам.Кто с Верой живет — никогда не отступит,Не сломит его никакая беда,Он выдержит все и победу добудет,И счастлив он будет везде и всегда.Любовь — есть великое чудо Души.Она, как талант, достается не каждому.

Любовью пародию звать не спеши,Она проявляется в жизни по-разному.Любовь — это гром и нежность зари,Любовь — это солнце и шепот ручья,Любовь — это яркое пламя горит!Любовь! От нее отказаться нельзя.

Любовь — это главная сила на свете -И нет в мире этом счастливей минут!Любовь, от которой рождаются дети,О ней только сердцем песни поют!Надежда — наш верный по жизни попутчик.Она унывать не дает никогда.Любое желанье ты с нею исполнишь,Если уверенным будешь всегда.

Надежда — она умирает последней,Ведь с нами она и в миру, и в беде,Она нас спасает и тянет к победе,Она лучший друг твой всегда и везде.А вместе они составляют ту Мудрость,К которой всю жизнь стремимся мы все.И если ты понял, зачем ты родился,

То, значит, не зря ты прожил на Земле!

Ответ от ЁветлЯчоk[гуру]
ПраздравляЮююююююююююююююююююююю))
Ответ от Zinaida[гуру]
Сама бы жизнь была бы невозможна без ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ и ЛЮБВИ!
Ответ от J UDOV[гуру]
__ Жизнь без ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ и ЛЮБВИ – холостая жизнь : тлеть ещё как – то может, а вот выстрелить – нет.
Ответ от Дед пихто[гуру]
скорее невозможно без решения судьбы однако
Ответ от Валерий Кузьмин[гуру]
Ровным счётом ничего.
Ответ от Kazbaris[гуру]Да, жизнь без НИХ невозможна.
Ответ от .[гуру]
Без ВЕРЫ, НАДЕЖДЫ и ЛЮБВИ невозможно ЖИТЬ!
Ответ от Ёергей Рязанов[гуру]♥♥♥Про судьбу мы наслышаны многоО всех тайнах, секретах еёЗа воротами сразу — дорогаДаже мысль подгоняет — вперёдРади этого вспомнить не лишнеА они помогают всегдаВедь святые навстречу нам вышлиОсвятив все пути на года!Когда придут великие — София,… Надежда, Вера и ещё — ЛюбовьРукой помашут в этом черством мире

У нас наладится, получится всё вновь! ♥♥♥

Ответ от Екатерина))[гуру]
Вся наша жизнь — это вера, надежда, любовь!! ! Поздравляю всех Вер, Надежд и Любовей!!!
Ответ от Ёамые красивые жемчуговые ухи[гуру]Сама жизнь и невозможна!.. .
Ответ от *Qvanta Costa*[гуру]Без них ничего не бывает на свете… .Верьте и сбудется чудо,Надейтесь и время придет,Любовь Вас настигнет из ниоткуда,И все вокруг зацветет.Без них ничего не бывает на свете,Без них только боль и беда,Без них не рождаются дети,Без них не струится жизни вода.И если в минуты душевной простуды,Вы вспомните их — то вновь,К Вам возвратятся и с Вами пребудут,Вера, Надежда, Любовь.Искренние поздравления ВЕРАМ, НАДЕЖДАМ, ЛЮБОВЯМ и СОФЬЯМ с ДНЁМ АНГЕЛА!
Ответ от Лена Шевченко[мастер]
Любовь не бывает без Веры, Вера без Надежды, а Надежда всегда с Любовью! Всех с праздником!
Ответ от AIRina[гуру]Нет жизни без любви, без веры, без надежды!
Ответ от ОТЕЦ[гуру]поздравляю!ВЕРУ НАДЕЖДУ ЛЮБОВЬ)) )

здоровья!!!

Ответ от Владимир Поболь[гуру]Веры, Надежды, Любви!любовьИ хочется всех полюбить, Проснувшись как-то ранним утром, Чтоб научиться в мире житьСосредоточенно и мудро. Валентин Смышляев 1930 Как Прометей, прикован духлюбовьИ цветочки не одни в полях растут, И все пташечки сам-друг весной поют. Тошно, тошно без другого сердца жить; Но тошнее без надежды полюбить. О цветок мой несравненный, дорогой! Кто сорвёт тебя холодною рукой? Николай Грамматин<1820>любовьИ что бы мне ни возразили, я снова это повторю. ..Прости меня, моя Россия, что о любви не говорю. Вероника ТушновалюбовьИ что же нас, таких-то молодцов, На пятилетку даже не хватило? Любовь нас подпалила с двух концов — Но пожалела, подлая, тротила, Леша ЕфимовлюбовьИ что не тщетно сердце любитСредь горестных ее забот, И что не все она погубит, И что не все она возьмет. Каролина ПавловалюбовьИ что не тщетно сердце любитСредь горестных ее забот, И что не все она погубит, И что не все она возьмет. Каролина ПавловалюбовьИ шумело только о любви моейГолубое море, словно соловей. Глубокое море у этих детских ног, И не было измены — видит Бог. Георгий Иванов Не было измены. Только тишина.любовьИ это все у нас в крови, хоть этому не обучали: чем чище музыка любви, тем громче музыка печали, чем громче музыка печали, тем выше музыка любви. Булат Окуджава 1985 Все глуше музыка души,любовьИ это слово, этот клич мой Диктует старый непокой: Любовь была и будет личной —• ; только! Больше никакой! Михаил ДудинлюбовьИ я вспомнила, и я узнала — любви слова! Даже брошенные в темноту, сверкают осколком Лучезарным и острым, пусть слышны едва-едва, Даже, может быть, и не расслышаны нами толком. Просияют и тают замедленно — такова Их эфирная суть и жизнь в последействии долгом. Елена УшаковалюбовьИ я забыл, И ты забылаТу суету смешных потерь. Любила или ие любила — Какая разница теперь? ! Анатолий ЖигулинлюбовьИ я припомнюКак это? Люблю. Он говорил: Всю жизнь я в мастерахВсю жизнь я самИ СамыйЯ самею, ГосподствуюИ всё со словом смею, А мне быПорабетьВ учениках. ВИКТОР ШИРАЛИ Он горевал:любовьИ я припомнюКак это? Люблю. Он говорил: Всю жизнь я в мастерахВсю жизнь я самИ СамыйЯ самею, ГосподствуюИ всё со словом смею, А мне быПорабетьВ учениках. ВИКТОР ШИРАЛИ Он горевал:любовьИ я пришел к тебе, любовь, Вслед за людьми приволочился. Сегодня старый посох вновь Пучком веселых лент покрылся. Владислав Ходасевич

Читайте также:  Психология - психология

любовьИ я, любви искатель жадный, Решился в грусти безотраднойНаину чарами привлечьИ в гордом сердце девы хладнойЛюбовь волшебствами зажечь. Спешил в объятия свободы, В уединенный мрак лесов; Александр Пушкин РУСЛАН И ЛЮДМИЛА

Источник: http://22oa.ru/zhizn-bez-very/

Жить без веры просто тяжело

    Человек рождается на свет, чтобы умереть. Перед смертью все равны: больные и здоровые, богатые и бедные. За порогом жизни в неведомой реальности разделение идет по двум направлениям – добро и зло, свет и тьма.

Жизнь земная коротка, и этот миг дается для того, чтобы выбрать, где быть тебе в вечности. Человеку хочется жить на земле счастливо и долго, быть здоровыми и богатым, но такого не бывает со всеми, значит, надо смиряться с тем, что дано.

Просто выбора нет, а когда так, лучше выбрать свет душевный, чем злую темноту. Просветы бывают в душе мирной и спокойной, а мир дает вера.    «Креста на нем нет», — могут сказать про плохого человека даже неверующие. Поговорки народные складывались веками, не просто так.

Именно в них народная мудрость и поразительная точность попадания в цель. Данная поговорка о чем-то очень худом, чего с крестом не совершается – вера останавливает!

    Не бояться своего конца и принять смерть достойно способствует вера. Умирать с озлобленностью на людей, которым больше повезло в здоровье и достатке, умирать с обидой на Бога, который послал утраты и лишения именно мне, умирать без любви очень тяжело.

Вера помогает уйти из жизни спокойно и с надеждой на вечную жизнь души. Чтобы не страшно было умирать, надо чище жить и умягчать свое и чужое сердце добром. Вера помогает человеку достойно жить и достойно уйти,  умереть с миром в душе, без обид на видимый земной мир и невидимого Бога.

Тяжело покидать эту жизнь, но лучше покинуть ее с миром, чем ожесточением.

    Вера помогает не бояться смерти при земной жизни и всегда быть готовым к неизбежности конца. Такое понимание смиряет с тем, что твоя жизнь будет короче другой — все там будем.

И не ощущается уже разницы в десятки земных лет, которые все равно коротки в пределах вечности.

Как подумаешь о канувших в вечность людях за историю существования человечества на земле, да о пережитых ими страданиях, собственная жизнь кажется такой маленькой и ничтожной, что нельзя высказать!

    Неверующие не сознают себя грешниками, зато хорошо видят грехи других.

Вера помогает разглядеть свои недостоинства, а самокритика способствует снисходительному отношению к слабостям ближних и видению причин государственного неблагополучия в такой полноте, где в центре находится каждый из нас.

Вера приводит к пониманию, что глобальные недостатки возникли не вдруг, но постепенно накапливались из маленьких недостоинств каждого члена сообщества.

    Жить без веры просто тяжело. В периоды тягот и невзгод, которые никого не обходят, человеку нужна духовная опора, и когда уже некуда прислониться на земле, человек прислоняется к Богу.

И посылаются от Бога помощь, утешение в скорбях и нужные мысли. Приходит надежда на спасение души, которой хочется жить вечно в царстве радости.

Лучше закончить свой земной путь с верой и надеждой, чем в пустой и страшной безысходности. Все это возможно только с Богом.

автор:

Источник: http://www.inva-life.ru/news/zhit_bez_very_prosto_tjazhelo/2011-03-05-106

Женщина без веры жить не может

14 декабря 1908 г.
Батюшка мне не раз говорил, что про него распускают различные клеветы и выдумки, иногда очень смешные и глупые. Например, в Шамордине про Батюшку говорят, что он всякую картошку “описывает”, т. е. что он очень скуп и жаден.

А это не так, даже совсем наоборот.

Теперь я имею возможность видеть его жизнь полнее благодаря тому, что все утро провожу с Батюшкой… 

Сам Батюшка довольствуется скитской трапезой, находит ее вкуснее всего, что он кушал в миру, а у него, по его словам, в руках была “вся благая”.

Келейная жизнь Батюшки отличается простотой. Также он прост и в обращении с братией.

—Простота была во время первого монашества в обращении Аввы с учениками. Авва был отцом, а не господином или начальником, к которому нельзя подойти. Эта же простота была и при наших старцах в нашем скиту. Потом после о. Амвросия и о.

Анатолия эта простота стала исчезать. Теперь мне даже говорят, что я слишком просто обращаюсь. А я иначе как-то не могу. Если же некоторые злоупотребляют моей простотой, то я не виноват.

Не могу же я из-за некоторых стать в холодные официальные отношения ко всем.

Однако я начал с того, что про Батюшку распускают клеветы. Так вот, однажды Батюшка, только что услышав о себе новую клевету, сказал мне:

— Все может быть. Может быть, вы будете впоследствии духовником. Там вот, я и говорю вам: опасайтесь женского пола, с ними надо быть чрезвычайно осторожным… Так сплетут, так сплетут… и смысла-то никакого нет…

Так говорил и в другой раз:
— С ними, т. е. с послушницами и монахинями, нужно быть осторожным. Мне они жалуются на о. Иосифа, а о. Иосифу — на меня. Однажды мне келейник о. Иосифа и говорит: “Вы, Батюшка, пожалуйста, им не верьте, все врут. Также они у себя в монастыре шатаются по кельям, да занимаются сплетнями… И это постоянно”.

Но при этом я должен сделать оговорку, что такое шатание продолжается до той поры, пока она еще не встала на монашеский путь. Как только она встала на монашеский путь, получила монашеское устроение, все это кончается, и она прямо пойдет по рельсам. Есть монашенки очень высокого устроения…

15 декабря 1908г.
Батюшка благословил поминать, т. е. записать в свое поминание каждому из нас непрославленных подвижников, известных своею жизнью. “Это великое дело. Не столько они нуждаются в наших молитвах, сколько мы — в их молитвах. И, если мы за них молимся, то они сейчас же отплачивают нам тем же”. 19 декабря.
Батюшка говорил, что надо знать наизусть тропарь “Заступница усердная” (Казанской Божией Матери) и читать его ежедневно. Затем псалом 90-й “Живый в помощи Вышняго” читать также ежедневно, а молитву “Богородице Дево, радуйся” утром и вечером читать по 12 раз. Эта молитва имеет также великую силу: ее надо читать каждый час не по одному разу, но о. Амвросий говорил, что “читать за дневные 12 часов — утром, а за вечерние — вечером. Так передайте и брату Ивану…” 

Женщина без веры жить не может. Или она после временного неверия опять возвращается к вере в Бога, или же начинает быстро разлагаться. Другое дело мужчина: он может жить без веры. Окаменеет совершенно, станет соляным столбом, — таким окаменелым и живет. А женщина так не может.

—Вы знаете, какой для меня день 17 декабря?

—Нет.

—В этот день я оставил Казань в 1891 году, чтобы уже более никогда в нее не возвращаться. Сегодня память трех отроков, вышедших из печи невредимыми. И меня Господь сподобил уйти из мира, который тоже есть печь страстей, именно в этот день.

Отроки были брошены в печь за то, что не хотели поклониться идолам, поэтому Господь и вывел их из печи невредимыми. Также и мы, монахи, и я, и вы вышли из мира, конечно, потому что не хотели поклониться идолам. А идолы там везде расставлены: идол блуда, идол гордости, чревоугодия и т. д.

Будем молить Господа, да сподобит Он нас Царства Своего Небесного. А там красота, которую воистину и “око не виде, и ухо не слыша… и на сердце человеку не взыде”…

Однажды Батюшка с преосвященным Кириллом, пораженные чудным видом в лунную ночь в Казани, невольно перешли к разговору о вечной, нетленной красоте в Царстве Небесном.

—”А там-то как? А там-то как, Павел Иванович?” — говорил преосв. Кирилл. И теперь, конечно, наслаждается он тем, чего мы даже вообразить себе не можем. Блаженная душа… С ним я любил побеседовать. Да вот и с вами поговорить мне все-таки доставляет утешение…

20 декабря 1908г.
Батюшка не раз говорил мне, что к нему приходят “блаженные души”. Да и вообще при разговоре употреблял неоднократно это выражение. А вчера Батюшка объяснил мне, почему он называет их блаженными. 

—Я их называю блаженными, — говорил Батюшка, — потому что у них есть великое сознание своей немощи, греховности, и при этом сознании — твердая вера в Бога…

А также недавно говорил следующее:
—Был человек богат, стал вдруг нищим. Это тяжело, но поправимо. Был здоров, стал больным. И это поправимо, ибо и с нищим, и с больным есть Христос. А потерять веру — великое несчастье. Оно тем ужасно, что нет у человека никакой опоры…

21 декабря.
Нужды материальной я никогда не испытывал. Даже напротив, от пелен до смерти дедушки, т. е. до 13-летнего возраста, я жил чуть ли не в роскоши. Кроме того, был любимцем бабушки, да кажется, и дедушки. Одним словом, мне хорошо жилось. Помню, устраивалась у нас елка на Рождество: детское веселье, конфеты, блеск украшений — все это меня радовало. 

Но хорошо помню один вечер. Я один около елки. В комнате полумрак: горит лампа, и тень от елки падает на большую половину комнаты.

И вот какая мысль у меня в голове: я сыт, одет, родители утешили меня прекрасной елкой, я кушаю сладости, в комнате тепло… Но есть, я знаю, такие дети, у которых нет даже необходимого.

Об елке и речи быть не может: они полураздеты, просят милостыню на морозе или, голодные, сидят в холодных подвалах…

Помню еще, как-то в Рождественский сочельник, мне было как бы грустно, скучно. Трудно выразить то состояние словами — ничем не хотелось заняться, я ходил из одного угла комнаты в другой…, неудовлетворенность какая-то, но вполне безотчетная. Теперь я думаю, что душа моя жаждала духовного утешения, ибо в церкви я в тот день не был.

Да, чувствительна детская душа, она, хотя и бессознательно, но любит Бога. И блаженны те дети, которых родители учат молиться, говорят им о Боге, читают духовные книги. К таким блаженным детям принадлежал и я…

Я вижу, что все благоприятствовало мне в духовном отношении, поэтому я жестоко отвечу и расплачусь, если не принесу должного плода, ибо “ему же много дано, много и спросится”, и “Ведевый волю Господина и не сотворивый, биен будет много…”

23 декабря.
Сегодня ровно год, как мы приехали в Оптину уже для постоянного жительства в скиту, а в скит пришли 24 декабря. 

20 числа скончался великий светильник земли русской — протоиерей о. Иоанн Кронштадтский. Скончался на день памяти св. Игнатия Богоносца. До нашего скита весть об этом дошла только 21 декабря. Как только узнали, сейчас же Батюшка пришел в церковь (за вечерней в воскресенье), и была отслужена панихида.

После панихиды Батюшка сказал краткое слово об о. Иоанне.
—Он был светильником горяй и светяй: он имел дар высокой внутренней молитвы. Его деятельность была так велика, что только удивляешься, как могло выносить это его слабое тело. И вспоминаются слова апостола: “Сила Божия в немощи совершается”.

Замечено, что люди высокой духовной жизни обыкновенно отходят из этой жизни за день памяти такого святого, который в свое время подвизался подобным, сродным подвигом или имел одинаковый с ним дар. Так и о. Иоанн скончался в день памяти св. Игнатия Богоносца, который был родоначальником Иисусовой внутренней молитвы… Помолимся по силе о упокоении его души…

Читайте также:  Метод: страшилка - психология

Батюшка привел мне текст из Евангелия:
— Апостол Филипп уверовал в Господа и возвестил благую весть о Христе Нафанаилу, но тот не поверил. А когда Господь сказал ему: “Прежде даже не возгласил тебе Филипп, суща под смоковницею видех тя…”, и он уверовал. Господь, видя веру его, рече ему: “Зане рех ти, яко видех тя под смоковницею веруеши: больша сих узриши…”

Это начало очищения ума, когда человек начинает видеть то, чего прежде не замечал, чего и другие не замечают, чего он даже не предполагал. Господь постепенно снимает покров с внутренних очей.

Вот Георгий-затворник, хотя он и был в глубочайшем затворе, но переписку имел, и вот что однажды писал он:
—Я прежде читал светские книги, но теперь решил не читать; там красивые слова, красивые мысли… и больше ничего. А Св. Писание все тайнами повито… Там глубина, там смысл неисчерпаемый. Всего уразуметь нельзя. Подобно тому, как можно снимать с луковицы одну чешуйку, затем другую, третью и т. д. — вот то же и в св. Писании:

уразумел человек один смысл, за этим смыслом есть другой, более глубокий, за вторым — третий и т. п. Вот так Господь и просвещает разум Своих подвижников…

24 декабря 1908г.
Ныне день великий и блаженный для меня: мы начали свою жизнь в скиту в числе братии в этот святой день,ождественский сочельник. Да, велика и неизреченна Бо-жия милость ко мне, недостойному. Мое поступление в скит есть великое чудо милости Божией. Итак, сегодня ровно год, как мы в скиту. Богу нашему слава. 25 декабря 1908г.
Сейчас я узнал из разговора братии, что в монастыре во время обедни был пожар на кирпичном заводе, и что недавно скончался скоропостижно о. Илиодор — благочинный. Он служил обедню где-то в деревне, и был даже после обедни, т. е. часа в два, у Батюшки на благословении. Значит он скончался всего несколько часов назад и, как говорят, от разрыва сердца. 28 декабря 1908г.
Как-то Батюшка говорил мне о том, что в Библии, кроме внешней стороны, есть еще и внутренняя, т. е., что помимо голых фактов есть глубокий преобразовательный смысл этих же самых фактов. Этот смысл открывается по мере очищения ума человека. 

Так, например, “Переход евреев через Чермное море” прообразовал собою новозаветное крещение, без которого никто не может войти в Царство Небесное.

Этот факт — переход через Чермное море — действительно был… Так вот все это было и составляет внешнюю сторону фактов.

А внутренний смысл таков: первое движение Моисеева жезла начертало прямую линию в вертикальном положении, а второе — прямую в горизонтальном положении, ударив жезлом в сторону, повелевая таким движением сомкнуться водам… Обе линии вместе составляют крест.

Понимал ли это Моисей, исполнявший в точности Божий повеления? Надо полагать, что понимал. Вся совокупность этих событий, как я уже сказал, прообразовала таинство крещения. Человек при крещении погружается в воду и оставляет в купели, которую прообразовало Чермное море, всю свою греховность: оттуда выходит совершенно чистым, святым.

Таким образом, фараон с воинством означает насилующий человека грех, власть диавола, ибо до крещения, т. е., до искупления человека Христом, все были под властью диавола, независимо от праведности их жизни.

Крещением человек освобождается от всего этого, как израильтяне избавились от фараона, выйдя из моря в безопасности от погони…

29 декабря 1908г.
Батюшка при огне с трудом занимается. 

—Смотрите, как поздно светает… Кроме того, самые дни-то сумрачные, небо в облаках. Вот за всю зиму два-три дня всего и было ясных. Солнышка нет. Невольно вспоминается знаменитая проповедь о. Иоанна Кронштадтского:

—Смотрите, — говорил он, постукивая пальчиком по аналою, — смотрите, уже не третья ли часть солнца померкла, как это говорится в Апокалипсисе…

Да вот и я помню, хоть и не велика моя жизнь, ясные, светлые дни. Помню, что на Пасху, на Светлый праздник бывала обыкновенно чудная, ясная погода…

Источник: http://www.pravmir.ru/zhenshhina-bez-very-zhit-ne-mozhet/

О вере и неверии

Беседа со священником Димитрием Байбаковым,
настоятелем храма Святого Целителя Пантелеимона.
(Православная газета № 6)

— Что такое вера? Может ли человек жить без веры?

Наверное, будет уместно напомнить, что сам термин «вера» употребляется в Ветхом Завете в смысле «устойчивости», то есть все же передает определенное качество человека. Соответственно неверие можно определить, как противоположную установку человеческой личности, которую определяет отрицание, скепсис, сомнение.

И вот эти две противоположные установки на веру или неверие формируются, как это ни странно, по двум одинаковым механизмам: рациональному – то, что принято относить к сфере разума, фактов, личного опыта; и иррациональному – то есть берущему начало не в собственном опыте, собственных чувствах, а основанному на эмоциональном подчинении чему-то внешнему.

Чтобы ответить на вопрос о возможности жизни без веры, давайте попробуем смоделировать такую ситуацию, тем более, что это несложно, ведь она вокруг нас: все больше людей чувствуют себя запутавшимися. Запутавшимися во всем – в работе, в политике, в морали. Люди ничему не верят.

Такое пассивное и иррациональное неверие превращает людей в автоматы; в разобщенных, сбитых с толку, бессильных людей-роботов. Причем эта запутанность воспринимается уже как нормальное состояние, хотя таковым, конечно, не является.

Кстати, крайней формой иррационального сомнения можно считать навязчивое невротическое сомнение, когда человек не может решить, какой костюм надеть, идти куда-то или нет, и т.д. Это уже не просто личностное, а болезненное состояние, нуждающееся в лечении.

В противоположность иррациональному неверию, сомнение рациональное ставит под вопрос то, что человек лично не пережил, это неверие в навязываемые извне взгляды и, опять же, установки.

Какова роль такого неверия? Такое неверие развивает личность, такое неверие является одной из главных движущих сил здорового мышления и в конечном итоге ведет к формированию веры. Вот две стороны: порабощение и развитие, возрастание.

А вера? Вот посмотрите на крайний пример иррациональной веры – ситуация гипноза. Человек отдает себя во власть авторитета другого человека, он готов думать, чувствовать то, что велит ему гипнотизер.

А полугипнотическая реакция людей на личность лидера? Ведь безоговорочное признание его идей обусловлено не раздумьем, не критической оценкой, а эмоциональным подчинением оратору, его авторитету, его способности к убеждению, то есть, опять же – внушению. Гитлер, например. Можно найти примеры и в сегодняшнем дне.

Эта вера в вождя – пожалуй, самый поразительный феномен иррациональной веры.

Я никогда не забуду, как на одной встрече с жертвами политических репрессий пожилая женщина рассказывала о своей судьбе, о том, как ее, восемнадцатилетнюю девочку, отправили на Колыму только за то, что ее отец – враг народа.

Судья еще иронично показал это место на карте – вон, мол, куда. А она только ответила: «Для любимой Родины нигде трудиться не в тягость». Вот такая фанатическая установка, коренящаяся в подчинении внушенному авторитету Партии, Вождя.

И, наконец, рациональная вера. Она коренится не в давлении авторитета или большинства, а в собственной, разумной, основанной на опыте и наблюдении, убежденности.

Такая вера плодотворна, она творит, она обладает даром позитивной деятельности. Не пассивного ожидания, а именно деятельности. Такая вера граничит, если хотите, со знанием.

Таким образом, и здесь у медали две стороны: порабощение и развитие.

Что представляет из себя религиозная вера? Она может быть и иррациональной, слепой, бездумной; верой – как костылем в неверии; и может быть верой рациональной, осмысленной, пропущенной через сердце, а не взятой напрокат. Гармоничной жизнь человека без веры стать не может. Но решающим является вопрос: будет ли это иррациональная вера в вождей, машины, успех – или вера рациональная, основанная на опыте нашей собственной жизни.

— Что заслуживает веры? Есть ли какой-то критерий: во что верить можно и во что не следует?

— Не хочу воздействовать как-то своим авторитетом. К такому выводу каждый должен прийти сам за себя, сам для себя и только своим путем.

Но я твердо убежден в том, что если человек освободится от иррационального неверия, если он вооружится рациональным сомнением, если он не опустится до иррациональной веры, то он неизбежно придет к рациональной вере в Бога. Как это ни странно, именно она наиболее близка к знанию.

Меня вообще смущает контекст употребления этого выражения: верить в Бога. Чаще всего оно ставится где-то между верой в НЛО и верой в светлое будущее. А ведь действительно верующий человек не просто верит, что Бог есть. Он знает, что Бог есть. Это его личный опыт, опыт Богопознания.

И такой, если хотите, эксперимент, стал переломным в жизни многих людей. Нужно попробовать не становиться слепо на чью-то сторону, а встать на позицию нейтральную и выполнить следующие три условия.

Во-первых: активно искать истину, стремиться к ней, искать смысл жизни.

Во-вторых: нравственно совершенствовать себя.

И в-третьих: приобщаться к жизни церковной.

Вот такой несложный, доступный каждому, опыт Богопознания.

Но если мы поставили опыт, то его результат будет просто верой или все же знанием? А когда Богопознание перерастает в то, что является сущностью всей религии – Богообщение? Религия намного глубже, чем то представление о ней, которое прочно внедрено в общественное сознание. Что же до критериев, то, как говорил кто-то из великих: «Время, время – лучший ценитель работы!» Время и – смерть, конечная точка нашего земного бытия.

Мне вспоминается рассказ об одном пожилом человеке, который пришел к священнику и поделился такими сомнениями: вот, батюшка, я всю жизнь прожил честно. Не убил никого, не украл ничего, не обманывал, не завидовал, всегда старался помочь своим ближним. А вдруг умру я – а там ничего нет? Значит, я зря делал добро? Что заслуживает веры? То, что не обесценивается смертью.

— Вера и знание. Не противоречат ли они все-таки друг другу?

– Отчасти я уже ответил на этот вопрос. Суррогаты веры действительно могут быть иррациональны. Но подлинная вера ни в коей мере не противоречит знанию, не противоречит науке. Вот что писал об этом М. В. Ломоносов: «Наука и религия – суть родные сестры, дети Всевышнего Родителя.

Они никогда между собою в распрю прийти не могут. Разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрствования на них вражду всклеплет. Наука и вера взаимно дополняют и подкрепляют друг друга». И его же слова: «Не здраво рассуждает математик, если он хочет Божественную волю вымерять циркулем.

Таков же и богословия учитель, если он думает, что по Псалтири научиться можно астрономии или химии». Можно привести слова Галилея о том, что «Библия учит нас не тому, как движется небо, а тому, как нам взойти на небо». Можно привести слова Эрстеда о том, что «всякое основательное знание природы ведет к признанию Бога».

Но эти мнения авторитетов могут вызвать к жизни лишь иррациональную веру.

Поэтому пусть каждый сам основательно познает природу, ищет истину, нравственно преображается, приобщается к жизни Церкви и так приходит к познанию Бога.

Счастья вам на этом пути.

Печатается с сокращениями Ред.

Источник: https://azbyka.ru/o-vere-i-neverii

«Человек без веры вообще не может жить» / Православие.Ru

Об Иване Ильине

Иван Александрович Ильин (1883-1954) – выдающийся русский мыслитель, правовед, политолог. Автор более 40 книг и 300 статей на русском и немецком языках.

К сожалению, имя Ивана Ильина сегодня не широко известно, и его труды только приобретают в России популярность, но именно они достойны быть настольной книгой каждого.

Они изобилуют искренностью, созерцанием Божественного, настоящим патриотизмом и болью за наше многострадальное Отечество. В них затрагиваются самые важные и насущные для каждого человека темы. Это неоценимый духовный опыт истинного сына России, любящего свой народ и свою веру всей душой и всем сердцем.

Предлагаем познакомиться с его размышлениями о вере.

О вере

Есть у нас довольно распространенное воззрение, будто люди могут прожить жизнь без всякой веры и будто «образование», а в особенности «научное образование», несовместимо с верою.

Образованный человек, думают люди, не может верить: он слишком много «знает», и, «самое существенное», он уже «понял»; так, например, он знает, что все совершается по законам природы и что эти законы природы рано или поздно будут изучены; во что же ему еще «верить»? Сущность современной культуры и прогресса сводится к следующему: идет просвещение, а вера уступает и исчезает. Бесспорно, есть немало людей, которые не верят в Бога. Но это совсем не значит, что они ни во что не верят и что поэтому их можно причислить к людям, живущим без всякой веры. Ведь возможно, что они верят не в Бога, а во что-то другое… Во что же? В нечто такое, что они принимают за главное и существенное в жизни; что действительно для них и есть самое важное, чем они дорожат и чему они служат; что составляет предмет их желаний и стремлений. Такое отношение и есть отношение веры; и кто имеет такой предмет, тот верит в него.

Мы все считаем «истиною» таблицу умножения, геометрические теоремы, химические формулы, географические данные, установленные исторические факты, законы логики; мы совершенно уверены в том, что они верны, что мы спокойно можем пользоваться этими истинами и применять их в жизни. Но о вере здесь нет еще и речи…

Читайте также:  Возбужденный оптимист - психология

«Верить» – это гораздо больше, чем «признавать за истину». Есть холодные истины, к которым мы и относимся холодно; мы устанавливаем их и пользуемся ими равнодушно или, самое большее, с некоторым «уважительным интересом». Они дают нам известную уверенность, но только во второстепенных делах, не в главных и важнейших вопросах нашей жизни.

Они светят нам наподобие уличных фонарей, без которых нам было бы и неудобно, и неуютно; но душу нашу они не согревают и не воспламеняют.

Тысячу раз мы пройдем мимо них или примем их во внимание без того, чтобы могучие и творческие источники нашей души пришли в движение; напротив – там все остается безразличным, молчаливым и неотзывчивым.

Кто из нас начнет «верить» – в классификацию химических элементов, открытую Менделеевым, в таблицу логарифмов, в хронологический обзор событий XIX века, в горную карту Европы или Азии? И даже тот из нас, кто усомнится в этих «законах» или «истинах» и начнет критиковать их или опровергать, – поколеблется не в вере, а только в познавательной уверенности.

Нестеров М. Мыслитель. Портрет Ивана Александровича Ильина.

1921-1922    

О вере позволительно говорить только там, где истина воспринимается глубиной нашей души; где на нее отзываются могучие и творческие источники нашего духа; где говорит сердце, а на его голос отзывается и остальное существо человека; где снимается печать именно с этого водного ключа нашей души, так что воды его приходят в движение и текут в жизнь.

Человек верит в то, что он воспринимает и ощущает как самое главное в своей жизни. Скажи мне, что для тебя самое важное в жизни, и я скажу, во что ты веришь.

Душа твоя прилепляется к тому, во что ты веришь, и как бы живет и дышит им; ты желаешь предмета своей веры, ты ищешь его; он становится источником твоей радости и остается им даже тогда, когда тебе его не хватает. Здесь пребывают твои чувства и твое воображение.

Словом, здесь реальный центр твоей жизни: тут твоя любовь, твое служение, тут ты идешь на жертвы. Здесь твое сокровище, а где сокровище твое, там и сердце твое, так и вера твоя.

И вот, сколько бы мы ни искали, мы не найдем такого человека, который ни во что не верил бы. Чем глубже заглянем мы в человеческую душу, тем скорее мы убедимся, что человек без веры вообще не может жить, ибо вера есть не что иное, как главное и ведущее тяготение человека, определяющее его жизнь, его воззрения, его стремления и поступки.

Одни сознают, что они верят, другие верят, не сознавая этого. Человек может заблуждаться в своей вере и идти по ложным путям; он может разочаровываться в своей прежней вере и отходить от нее; хуже того, он может изменять своей вере по расчету и «продавать» ее. Но в одном человеку отказано, одного он не может: именно – жить без веры.

Кто однажды поймет и продумает это, тот перестанет делить людей – на живущих «с верой» и живущих «без веры». Верят все: и тепло-прохладный «свободомыслящий», и воинствующий безбожник, и ожесточенный материалист; верят и социалисты, и коммунисты, и гонители христианства…

И чем решительнее эти «враги веры» нападают, чем ожесточеннее их преследование и воздвигаемые ими гонения, тем яснее они обнаруживают, что у них есть в виду нечто такое, что они считают «главнейшим» и «важнейшим». Они считают себя «неверами»? Они объявляют себя «безбожниками»? Пусть.

Они не входят ни в какую церковную общину, кроме своей собственной общины, которую они не хотят называть «церковью» (обозначая ее как «партию», или как «орден», или как «международное общество»)… Да, они не верят в Бога; но это означает, что они верят не в Бога, а во что-то иное. Они критикуют или поносят веру вообще…

Этим они, как настоящие фанатики своей веры, объявляют, что они признают только свою веру обоснованной, единственно верной и единственно допустимой; все же остальные веры и исповедания они относят к «глупым предрассудкам» или «вредным суевериям».

Но во что же верят те люди, которые верят не в Бога и потому считают себя «неверами» вообще или «безбожниками»? Они верят во всевозможные небожественные силы и обстояния.

Большинство верит, по-видимому, в наслаждения или особливо в чувственные наслаждения, во все, что к ним ведет и с ними связано; это для них – важнейшее в жизни; это их цель; этому они служат, ради этого они жертвуют всем остальным; здесь у них критерий, по которому они отличают «хорошее» от «дурного»; здесь их «сокровище» и сердце.

Есть такие люди, которые признают и выговаривают это открыто: «Я хочу земного счастья, наслаждения и спокойствия, ибо это главное в жизни» (гедонизм); «я ищу в жизни денег и власти» (мамонизм); «главное в том, чтобы все люди несли одинаковую работу и имели одинаковые права, ибо только тогда они смогут одинаково наслаждаться жизнью, быть равно счастливыми» (социализм); «все дело в том, чтобы дерзновенно завладеть земными благами и безоглядно наслаждаться ими» (большевизм); «главное в том, чтобы дать массам земные блага и удобства, а для этого надо у всех все отнять (всеобщая пролетаризация) и всех подчинить монопольному работодателю (всеобщее хозяйственное и политическое порабощение, коммунизм)» и т.д. Иные ссылаются на свое неотъемлемое право – оставаться «безразличными», и на свою обязанность – относиться терпимо ко всякому чужому верованию; иные же отступают в сферу проблематического «свободомыслия»… В известном смысле они правы: верить можно только искренно и свободно, а свобода требует веротерпимости; нельзя принудить человека к той или иной вере; и никто не обязан рассказывать другим людям вслух, во что именно и как именно он верит… Но видимое «безразличие» и явное умолчание, действительная скромность и насмешливая мистификация – не освобождают человека от неизбежности верить.Нельзя человеку не иметь определенной жизненной цели и жизненной ценности, в которые он верит и которым он служит.

Если бы удалось однажды пронизать все человеческие сердца без исключения таинственным лучом света так, чтобы у всех выступила и въяве обнаружилась главная ценность жизни, составляющая предмет веры, то очень возможно, что все мы просто ужаснулись бы…

Потому что, вероятно, оказалось бы, что большинство людей верит в нечто такое, что не только не обещает им ни блага, ни спасения, но что прямо ведет их к погибели.

Люди живут и верят очень часто в слепоте и беспомощности, и не знают, и не догадываются о том, что человеку надлежит строить свою веру, а не предоставлять ей расти наподобие полевой травы. И вследствие этого люди очень часто верят, т.е.

прилепляются не только своим «правдоподобным» мнением, а сердцем, волею и делами, служением и жертвенностью к таким жизненным содержаниям, служить которым и идти на жертвы ради которых поистине нет никакого смысла…

Вот ключ к современному духовному кризису, охватывающему все человечество. И овладев этим ключом, и поняв, что происходит в мире, мы не можем не подивиться тому, что современному человечеству, в общем и целом, живется все еще так хорошо и слишком хорошо по сравнению с теми бедами и страданиями, которые могут возникнуть из этого кризиса.

    

Есть некий духовный закон, владеющий человеческой жизнью; согласно этому закону, человек сам постепенно уподобляется тому, во что он верит. Чем сильнее и цельнее его вера, тем явственнее и убедительнее обнаруживается этот закон.

Так обстоит всегда. Если человек верит только в чувственные наслаждения, принимая их за главнейшее в жизни, их любя, им служа и предаваясь, то он сам превращается постепенно в чувственное существо, в искателя земных удовольствий, в наслаждающееся животное; и это будет выражаться в его лице и в его походке, смотреть из его глаз и управлять его поступками.

Однако тот же самый закон обнаруживается и на благих путях, но с тем различием, что человек будет не «верить», а «веровать», и это придаст его вере особую силу и глубину.

Замечательно, что русский язык придает идее «веры» два различных значения: одно связывает веру с потребностью верить, а другое – со способностью веровать.

Верят – все люди, сознательно или бессознательно, злобно или добродушно, сильно или слабо.

Веруют же – далеко не все: ибо верование предполагает в человеке способность прилепиться душою (сердцем и волею, и делами) к тому, что действительно заслуживает веры, что дается людям в духовном опыте, что открывает им некий «путь ко спасению».

В карты, в сны, в гадание, в астрологические гороскопы – верят; но в Бога и во все божественное – веруют. В суеверия «верят», верят от страха и боятся от своей веры; и чем больше боятся, тем сильнее верят, и обратно. Но в то, что подлинно есть, – «веруют», и от этой верующей веры получают спокойствие и перестают бояться.

«Верящие» люди чаще всего не имеют единого и общего им всем духовного предмета, и потому их вера разъединяет их, не создавая ни религии, ни церкви. Но «верующие» люди имеют единый и общий им всем духовный Предмет; они вступают в творческое единение с Ним, а через это объединяются между собою: слагается религия и церковь.

Если человек верует в Бога или хотя бы в божественное начало, проявляющееся в земных явлениях и обстояниях, то божественные содержания становятся для него жизненным центром и в созерцаниях, и в поступках, чем-то важнейшим и главнейшим, любимым, искомым, желанным и уже в силу одного этого – всегда присутствующим в душе обстоянием.

Веровать в Бога значит стремиться к созерцанию Его, молитвенно «медитировать» о Нем, стремиться к осуществлению Его воли и Его закона; от этого возрастает и усиливается божественный огонь в самом человеке; он очищает его душу и насыщает его поступки.

На высших ступенях такой жизни возникает то живое и таинственное единение между человеком и Богом, о котором так вдохновенно и ясновидчески писал Макарий Великий, характеризуя его как внутреннее «срастание» или «срастворение», от которого душа становится «вся – светом, вся – оком, вся – радостью, вся – упоением, вся – любовью, вся – милосердием, вся – благостью и добротою»… Естественно, что от такого перерождения души изменяется и внешний вид человека, о чем он сам может и не знать, но что другим людям бывает трудно не заметить.

Кто во что верует, тот тем и живет, и обратно: скажи мне, чем ты живешь как самым важным для тебя, и я скажу тебе, во что ты веришь или веруешь. Ибо человек есть не что иное, как живая целокупность того, чем он живет и что он осуществляет, и притом именно потому, что он это любит и в это верит. Вот почему: «по плодам их узнаете их» (Мф. 7: 16, 20).

Жить стоит только тем и верить стоит в то, за что стоит бороться и умереть, ибо смерть есть истинный и высший критерий для всех жизненных содержаний. Достаточно самому применить этот критерий, со всей надлежащей серьезностью и во всем его глубоком значении, и осветить им любое жизненное содержание – и его верность и убедительность раскроется перед очами.

Смерть ставит перед нами вопрос о самом главном, об основах нашего земного существования, о личной жизни в ее целом.

Смерть есть та сила, которая обрывает поток повседневных обстоятельств и впечатлений и выводит человека из него; она ставит нас перед основным вопросом: ради чего ты живешь? во что веришь? чему ты служишь? в чем смысл твоей жизни? верен ли твой выбор, или ты до сих пор даже и не удосужился выбрать что-нибудь? стоит ли жить тем, чем ты живешь, и верить в то, во что ты веришь? если стоит, то за это стоит бороться и умереть! Ибо то, что не стоит смерти, то не стоит ни жизни, ни веры!

И еще каждый из нас должен спросить себя: способен ли я, готов ли я умереть за то, во что я верю? Если да, то моя вера сильна, глубока и действенна.

А если нет, то сила моей веры невелика, и, может быть, она невелика именно потому, что прилепилась к нестоящему.

Ибо поистине – огонь веры усиливается от прикосновения к подлинно священному и становится необоримым пламенем от единения с подлинно божественным; этот огонь истинной веры, хотя и живет в личной душе человека, но источником своим имеет не только ее одну…

Человек не может жить без веры, но он может иметь веру слабую и дурную, ибо далеко не всякое жизненное содержание заслуживает веры. Человеку не дана возможность создать из нелепости или из любого порока – религию и церковь.

Религия и церковь возможны только при наличности совсем особых условий, а именно: глубокого и искреннего чувства и сильной, творческой веры, а это дается только жизненно здоровому духу; и далее необходимо такое содержание веры и такой уровень ее, которые были бы свободны от душеразрушительного влияния, от духовных ценностей и от начатков внутреннего предательства.

Однако во всех случаях и на всех путях жизни человек живет и умирает – или влача земные оковы своей веры, или несомый ее духовными крыльями…

Источник: http://www.pravoslavie.ru/92554.html

Ссылка на основную публикацию