Самоотождествление — упражнение — психология

Клуб Здорового Сознания

Данная методика была разработана в целях определения положения внутреннего Я относительно высшего Божественного Я. В ее основе лежат определенные концепции, которые могут помочь в осуществлении контакта между этими «Я». Однако они также могут и препятствовать ему, здесь нет гарантий. Задача упражнения — сориентировать ваше сознание в нужном направлении.

Наиболее положительный результат достигается при постоянной и длительной тренировке. Она способствует неуклонному усилению связи с Я и росту осознания беспредельности бытия.

В качестве подготовительного этапа выполните упражнение «Разотождествление», которое следует выполнять в течение ряда дней, выбрав любую, наиболее подходящую его форму.

Научившись достигать состояния стороннего наблюдателя, следящего за потоком ощущений в физическом теле, а также за эмоциями и мыслями, сфокусируйте на этом состоянии все свое внимание, то есть постарайтесь «пронаблюдать» процесс наблюдения и понять его суть.

Представьте себе какой-то период времени, например, один час. Постепенно увеличивайте его до одного дня, недели, месяца, десяти, сотни и тысячи лет и т. д. Теперь, когда вы удерживаете в сознании огромный промежуток времени, постарайтесь раздвинуть его до вечности. Зафиксируйтесь на возникшем ощущении, запомните его.

Затем представьте себе сферическое пространство диаметром около 30 сантиметров. Постепенно увеличивайте диаметр до метра, пятисот метров, километра, нескольких десятков тысяч километров и т. д.

Выбор пространства и его дальнейшее увеличение также абсолютно произвольны. Пусть все идет так, как это складывается само. Теперь, когда вы удерживаете в сознании огромное пространство, раздвиньте его до бесконечности.

Зафиксируйтесь на возникшем ощущении и запомните его.

Теперь попытайтесь удержать в вашем сознании одновременно два ощущения: вечности и бесконечности, сконцентрируйте внимание на чувстве, которое возникает, и запомните его.

Сосредоточьтесь на своем дыхании, затем — на мыслях, на физическом теле. Делайте это до тех пор, пока не почувствуете, что полностью осознаете себя и свое привычное окружение.

Затем попытайтесь быстро и на короткое время вызвать ощущение того, что вечность и бесконечность тоже «здесь, рядом», и понаблюдайте, что происходит при этом. Отдохните, прислушиваясь к ритму дыхания, откройте глаза И подключитесь к окружающему через органы чувств.

Определенную пользу может принести запись впечатлений, образов инсайтов и ощущений, возникающих в процессе тренировки.

Источник: https://psy-space.ru/?page=samootozhdestvlenie—uprazhnenie

Психосинтез Ассаджиоли — упражнения для тренинга, психолог в Находке и по скайпу

подробнееподробнееподробнееподробнееподробнееподробнееподробнее

 Психосинтез – это теоретико-методическая концепция психотерапии и саморазвития человека, разработанная итальянским психиатром Роберто Ассаджоли (1888-1974).

Концепция эта явилась результатом глубинного несогласия Ассаджоли с обретавшей все большую популярность в начале ХХ в. психоаналитической трактовкой стадий и движущих сил развития человека, а также природы и значения высших проявлений психической деятельности.

В частности, Ассаджоли ввел в психологию понятие сверхсознательного – неосознаваемой сферы психики, содержания которой несводимы к содержаниям сферы, обозначенной Фрейдом как подсознательное.

Разработка психосинтеза не была для Ассаджоли выдвижением альтернативы психоанализу. Как и подобает синтетическому учению, психосинтез не отрицает, но включает в себя предшествующие этапы развития представлений о предмете.

Более того, в своем анализе, то есть разложении целого на части, психосинтез даже еще более радикален чем психоанализ, указывая на присутствие в человеческой психике не только двух независимых от «я» инстанций – Оно и Сверх-я, – но целого сонма самостоятельно действующих и зачастую враждующих между собой суб-личностей.

Однако Ассаджоли не ограничивается аналитической констатацией расщепленности, он указывает также на присутствие в человеке центростремительных сил, под воздействием которых происходит непрерывный процесс психосинтеза: объединения, интеграции частей в единое целое.

Следовательно, задача психотерапии как деятельности, направленной на восстановление душевного равновесия или психической целостности, состоит в содействии естественным интегративным силам, неотъемлемо присущим человеческой психике как таковой.

В связи с этим Ассаджоли собрал воедино и синтезировал все известные ему методики психологического воздействия, указав на их место и роль в процессе такого содействия; отсюда видимость эклектичности психосинтетической практики, режущая подчас глаз непосвященным ценителям чистоты стиля.

Констатация расщепленности психики «нормального» человека и присутствия в ней неявных интегративных сил служит также отправной точкой психосинтетического подхода к саморазвитию человека.

Источником этих интегративных сил, «центром притяжения», который не дает разбежаться субличностям и объединяет их в одну более-менее гармоничную или дисгармоничную личность, согласно Ассаджоли, служит истинное «я» человека как точка чистого сознавания и воли.

Психологическое развитие есть процесс становления самим собою: раcтождествления с различными субличностями и постижения себя неподвластным им центром сознавания и воли, способным не только «ставить на место» любые содержания своего сознания, но и обладать ими, а не вытеснять в бессознательное.

Такое самопостижение в какой-то мере знакомо каждому человеку в форме естественного процесса взросления, затухающего как правило по достижении «зрелого возраста». Вместе с тем процесс этот с помощью определенных методик может быть не только ускорен, интенсифицирован, углублен и т.д., но и продолжен; как и образование, взросление может стать непрерывным.

Растождествление, возвращение в себя из не-себя, отделение зерна «я» от плевел субличностей служит первым шагом на пути духовного развития, так называемого «духовного психосинтеза», и дает возможность осуществить себя, то есть явить себя миру в качестве центра излучения интегративных сил; разумеется, осуществить себя человек способен лишь в той мере, в какой он пришел в себя.

Знающие люди могут сказать, что в психосинтетической концепции саморазвития человека нет ничего нового, и в некотором смысле это действительно так, поскольку психосинтез, в отличие от множества мертворожденных «систем самовоспитания», создавался не на голом месте.

Испокон веков вплоть до начала нынешнего столетия вопросы саморазвития человека находились исключительно в ведении «эзотерической психологии», – различных более или менее тайных школ саморазвития, существовавших параллельно наличной культуре, то есть совокупности социальных институтов воспроизводства человека как носителя родового опыта.

Культурным официозом такого рода субкультурная самодеятельность воспринималась как нечто если не вредное, то во всяком случае недостойное просвещенного человека.

Ассаджоли не афишировал истоки своих идей,* поскольку хотел включить хранимый эзотерической психологией родовой опыт саморазвития в ткань наличной культуры, а для этого нужно было обойти цензуру господствующего менталитета академической психологии.

Принципы и методы психосинтеза вполне традиционны в лучшем смысле слова; а то незаметное в своей очевидности новое, что дал нам Ассаджоли, – это сам язык психосинтеза, просто, спокойно, без необходимо присущего эзотеризму защитно-зазывного флера, эпатажа, экзальтации и иносказаний излагающий принципы «вечной философии» самоосуществления.

Вы можете воспользоваться мастером для поиска упражнения для тренинга или креативного решения

Источник: http://www.planerka.info/methods/Samorazvitie/Psixosintez-Assadzhioli

Упражнение в растождествлении

Упражнение в растождествлении.

Опыт сущностного самоосознания, осознания себя собой (я – это «я») неявно присутствует в сознании любого человека. Именно опыт такого рода отличает наше сознание от сознания животных – существ сознательных, но не самосознательных.

Вместе с тем люди сознают себя, как правило, не столько явно, сколько «неявно». Они сознают себя очень смутно и искаженно, ибо самоосознание их обычно смешано с содержаниями сознания и скрыто этими содержаниями.

Непрерывный поток различных восприятий затуманивает ясность сознавания, приводя к ошибочному отождествлению себя с содержанием сознания, а не сознаванием как таковым. Чтобы сделать явным свое самоосознание, нужно сперва растождествить себя с содержаниями сознания.

Конкретно говоря, большинство людей отождествляют себя с тем содержанием сознания, которое вызывает у них в данный момент чувство наибольшей полноты жизни, кажется им самым настоящим, самым глубоким,

Обычно такое отождествление себя с какой-то своей частью связано с ведущей психической функцией или главной ролью, которую мы играем в жизни. Отождествление может принимать самые разнообразные формы. Некоторые люди отождествляют себя со своим телом.

Они переживают себя, а нередко и говорят о себе преимущественно в категориях физических ощущений; иными словами, они живут так, как если бы были своим телом.

Другие отождествляются со своими чувствами; они переживают и описывают свою жизнь языком чувств, считая их центральной и самой близкой себе частью своей натуры, тогда как мысли и ощущения воспринимаются ими как нечто отвлеченное и даже несколько обособленное.

Те, кто отождествляется со своим умом, предпочитают описывать себя языком интеллектуальных конструкций, – даже тогда, когда их спрашивают о том, что они чувствуют. Нередко они считают чувства и ощущения чем-то второстепенным, недостойным внимания и почти не осознают их. Многие отождествляются со своей ролью; при этом они живут, работают и воспринимают себя в рамках этой роли, например, роли «матери», «мужа», «жены», «студента», «предпринимателя», «учителя» и т.д.

Такое отождествление себя с одной из своих частей может какое-то время вполне удовлетворять человека; но оно имеет серьезные недостатки.

Оно не позволяет обрести опыт раскрытия себя для себя, опыт глубинного отождествления с самим собой, познания истинного себя.

Оно исключает или значительно понижает способность к отождествлению с остальными частями личности, способность радоваться им и полноценно использовать их.

В результате такого частичного самоотождествления «нормальное» самопроявление человека ограничено и являет миру лишь часть того, кем он может быть. Осознание или даже смутное ощущение того, что он по какой-то причине не имеет доступа к осуществлению значительной части своих возможностей, может вызвать у человека подавленное состояние и болезненное чувство неполноценности.

Продолжительное отождествление со своей ролью или ведущей функцией часто и почти неизбежно приводит в конечном счете к осложнению жизненной ситуации, рано или поздно давая о себе знать чувством утраты и даже отчаяния, как в случае со спортсменом, который теряет с возрастом свою силу, актрисой, очарование которой блекнет, матерью, дети которой вырастают и покидают ее, или учеником, который оказывается подавлен грузом новой ответственности после окончания школы. Подобные ситуации могут вызвать серьезный и нередко весьма болезненный кризис. Его можно расценивать как своего рода психологическое «умирание». Никакие судорожные попытки сохранить свою жизнь в рамках прежней самотождественности здесь не помогут. Единственно верным решением проблемы может быть лишь «второе рождение», то есть новое и более широкое отождествление. Иногда в этот процесс вовлекается вся личность, что приводит к ее пробуждению или «рождению» на новом уровне бытия. Процесс такого умирания и возрождения был символически представлен в ритуалах различных мистерий, он переживался и описывался в религиозных терминах многими мистиками. В настоящее время он заново открыт и осмыслен как процесс обретения надличного опыта.

Читайте также:  Цивилизованное решение конфликта - психология

Нередко этот процесс протекает без ясного понимания его значения, а зачастую и вопреки воле и желанию вовлеченного индивида. Но сознательное, целенаправленное и добровольное содействие со стороны последнего может в огромной степени облегчить протекание кризиса и ускорить его благополучное разрешение.

Лучше всего это делать путем целенаправленного упражнения в растождествлении и самоотождествлении.

Благодаря этому вы можете обрестисвободу и способность выбирать отождествление или растождествление с любой из сторон своей личности, в зависимости от того, что вам представляется в той или иной ситуации более уместным.

Тем самым вы можете научиться владеть, управлять и пользоваться всеми составляющими своей личности, объединяя их в одно гармоничное целое. Поэтому данное упражнение в практике психосинтеза считается основным.

Предлагаемое упражнение служит средством прояснения самоосознания и развития способности сосредоточивать внимание на любом из основных элементов личности. При этом вы будете все яснее сознавать их отличительные особенности и сможете изучать последние, сохраняя позицию невовлеченного наблюдателя, понимающего, что наблюдатель отличается от наблюдаемого.

Первый этап описываемого ниже упражнения – растождествление – состоит из трех частей, связанных с физической, эмоциональной и умственной составляющими личности. Затем следует этап самоотождествления. Как будет показано далее, с обретением некоторого опыта вы сможете при необходимости расширить или видоизменить это упражнение.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Сядьте удобно и расслабьтесь; медленно сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов (перед этим можно выполнить упражнения по расслаблению). После этого медленно и осмысленно скажите себе следующее:

  1. Я обладаю телом, но я не тело. Мое тело может быть здоровым или больным, усталым или отдохнувшим, но все это никак не затрагивает меня самого, моего подлинного «я». Я ценю свое тело как инструмент познания и деятельности в окружающем меня мире, но оно не более чем мой инструмент. Я берегу его и стремлюсь поддерживать в добром здравии, но я – не оно. Я обладаю телом, но я не тело.

Теперь закройте глаза и повторите про себя вкратце общий смысл этого утверждения, а затем постепенно сконцентрируйте свое внимание на основной идее: «я обладаю телом, но я не тело». Попытайтесь по мере возможности сознавать это как факт личного опыта. Затем откройте глаза и переходите к следующим двум частям упражнения.

  1. Я обладаю чувствами, но я не чувства. Мои чувства многообразны, изменчивы, подчас противоречивы. Они могут переходить от любви к ненависти, от спокойствия к гневу, от радости к горю, тогда как сущность моя, истинная моя природа не меняется. «Я» остается неизменным. Иногда меня может захлестнуть волна гнева, но я знаю, что со временем это пройдет, и поэтому я – не гнев. Совершенно очевидно, что мои чувства – не я. Поскольку я могу наблюдать и понимать свои чувства, постепенно учиться управлять ими, пользоваться ими и гармонично их интегрировать, совершенно очевидно, что я – не чувства. Я обладаю чувствами, но я не чувства.
  2. Я обладаю умом, но я не ум. Мой ум – ценный инструмент исследования и самовыражения, но он не представляет собой моей сути. Его содержание постоянно меняется, обогащаясь новыми идеями, знаниями и опытом. Иногда он меня не слушается. Следовательно, он не может быть назван мною. Это не я, а мой орган познания внешнего и внутреннего мира. Я обладаю умом, но я не ум.

Далее следует этап отождествления. Говорите себе медленно и осмысленно:

  1. После растождествления себя с содержанием своего сознания (ощущениями, чувствами, мыслями), я сознаю, что я – центр чистого самосознавания. Я – центр волеизъявления, способный наблюдать все свои психические функции и физическое тело, а также управлять ими и применять их.

Сосредоточьтесь на основной идее: «Я – центр чистого самосознавания и воли». Попытайтесь по мере возможности осознать это как факт личного опыта.

Цель настоящего упражнения – войти в особое состояние сознания; как только эта цель будет достигнута, большинство процедурных деталей упражнения может быть опущено.

Таким образом, обретя некоторую практику, вы можете видоизменить упражнение и быстро проходить этапы растождествления, используя лишь основное высказывание каждого этапа и сосредотачиваясь на его непосредственном переживании:

  • Я обладаю телом, но я не тело. Я обладаю чувствами, но я не чувства. Я обладаю умом, но я не ум.

После этого полезно будет глубже поразмыслить над этапом самоотождествления в следующем ключе:

  1. Кто я в таком случае? Что остается после того как я растождествился со своим телом, ощущениями, чувствами, желаниями, умом, действиями? Сущность моего «я» – это центр чистого самосознавания. Это то, что остается неизменным в вечно изменчивом потоке моей жизни. Это то, что дает мне ощущение бытия, постоянства, внутреннего равновесия. Я утверждаю свое тождество с этим центром и сознаю его устойчивость и силу.

    (Пауза)

    Я признаю и утверждаю себя центром чистого самосознавания и творческой энергии.

    Я сознаю, что из центра истинной самотождественности я могу научиться наблюдать, управлять и согласовывать между собой все свои психические функции и физическое тело.

    Я хочу постоянно пребывать в этом центре, чтобы облегчить свою повседневную жизнь и придать своей жизни в целом более глубокий смысл, сделать ее более целенаправленной,

По мере того, как внимание в ходе освоения упражнения будет смещаться на соответствующее состояние сознания, процедуру этапа отождествления можно будет сократить. Конечная цель совершенствования в данном упражнении состоит в том, чтобы, быстро пройдя все фазы растождествления, пребывать в «я» столько, сколько нужно.

Когда это достигнуто, то при желании можно в любой момент растождествиться с любой слишком сильной эмоцией, раздражающей мыслью, неуместной ролью и т.п., заняв позицию невовлеченного наблюдателя, которая позволяет яснее увидеть значение ситуации, ее причины и наилучшую линию поведения при сложившихся обстоятельствах.

Было обнаружено, что это упражнение дает больший эффект, если выполняется ежедневно, лучше всего в начале дня.

Желательно выполнять его вскоре после пробуждения и рассматривать как символическое второе пробуждение.

Кроме того, очень полезно повторять его в сжатой форме по несколько раз в день, входя в состояние растождествленного сознавания себя собой, сознавания себя как «я».

Вы можете видоизменять это упражнение в соответствии со своими целями и жизненными потребностями, добавляя новые стадии растождествления, которые бы охватывали другие составные части личности помимо трех основных (физической, эмоциональной и умственной), а также различные субличности, роли и т.д. Его можно начинать также с растождествления со своей материальной собственностью. Ниже приводятся некоторые примеры:

Я обладаю желаниями, но я не желания. Желания порождаются физическими или эмоциональными влечениями и другими воздействиями.

Нередко они изменчивы и противоречивы, сопровождаются чередованием симпатии и антипатии; следовательно, они не я. «Я обладаю желаниями, но я не желания«.

(Лучше всего поставить это высказывание между эмоциональной и умственной фазами растождествления.)

Я вовлечен в различные виды деятельности и играю множество ролей. Я должен играть эти роли, и я хочу играть их как можно лучше, будет ли это роль сына или отца, жены или мужа, учителя или ученика, художника или чиновника.

Но я не только сын, отец или художник. Это не более чем роли – частные роли, которые я добровольно играю, будучи в состоянии наблюдать за своей игрой. Следовательно, эти роли – не я.

Я – это я, и я не только актер, но и режиссер данного представления.

Это упражнение может выполняться в группах. Ведущий читает соответствующие высказывания, а участники слушают с закрытыми глазами, чтобы глубже воспринять значение слов.

Примечание: Существует еще два широко распространенных варианта фразы «я обладаю., но я не.»:

  1. «Я обладаю., и я не.»
  2. «Я обладаю., но я нечто большее чем.»

По материалам книги Тома Йоуменса «Практикум по психосинтезу».

Источник: https://multiurok.ru/blog/uprazhnieniie-v-rastozhdiestvlienii.html

Упражнение в самоотождествлении

Это упражнение рассчитано на то, чтобы обратить «я» к высшему Я, указать координаты последнего. В упражнении использованы некоторые концепции, которые могут облегчить соприкосновение с высшим Я, но могут и помешать ему. Гарантий нет.

Цель упражнения – указать вашему сознаванию определенное направление и дать почувствовать, как приблизительно может переживаться соприкосновение с высшим Я.

В действительности оно переживается каждым человеком различно, и в сущности этот опыт невыразим; предлагаемое упражнение указывает лишь некоторые линии его обретения.

Упражнение дает наибольший эффект, если выполнять его поэтапно в течение некоторого периода времени. Это способствует постепенному утверждению «я» в постижении себя как чистого бытия.

  1. Для начала посвятите определенное время практике упражнения в растождествлении, используя наиболее подходящий для вас его вариант.
  2. Почувствовав удовлетворительную связь с наблюдателем, способным наблюдать ваше тело, чувства и ум, сместите фокус внимания на наблюдение как таковое, то есть наблюдайте за наблюдением и смотрите, на что оно похоже.
  3. Теперь, заняв позицию наблюдателя, осознайте какой-то отрезок времени, – скажем, один час. Постепенно увеличивайте этот отрезок до суток, недели, месяца, года, десяти лет, столетия, тысячелетия и т.д., стремясь, чтобы это возрастание протекало как можно более естественно. Затем, сознавая этот огромный отрезок времени, растворите его в вечности и удерживайте в своем сознании вечность. Переживайте вечность. Теперь отпустите ее и просто сознавайте то, что находится в поле вашего сознавания.
  4. Теперь осознайте полую сферу диаметром, скажем, в футбольный мяч. Расширяйте это пустое пространство постепенно до метра, ста метров, километра, десяти километров, ста километров, тысячи и т.д., опять стремясь к тому, чтобы расширение это было как можно более естественным. Затем, сознавая это огромное пустое пространство, растворите его в бесконечности и удерживайте в сознании бесконечность. Теперь отпустите ее и просто сознавайте то, что находится в поле вашего сознавания.
  5. Теперь, сознавая одновременно и вечность и бесконечность, наблюдайте за своим переживанием. Затем опять отпустите их и просто сознавайте то, что находится в поле вашего сознавания.
  6. В заключение сконцентрируйте внимание на дыхании, после чего постепенно распространите его на ум, чувство и тело – так, чтобы ощутить, что вы полностью присутствуете в настоящий момент здесь, на этой земле. При этом на короткое время опять осознайте, что вечность и бесконечность все еще здесь, и посмотрите, что произойдет. Затем расслабьтесь, сосредоточившись на ритме своего дыхания; после этого откройте глаза и соприкоснитесь с окружающим вас чувственным миром.
Читайте также:  Кому нужна синтез-технология - психология

Полезно будет записывать, как развиваются ваши переживания по мере обретения опыта в выполнении этого упражнения, включая сюда отмеченные вами впечатления, озарения, образы, ощущения и т.д. Периодически просматривая свои заметки, наблюдайте, как продвигается практика самоотождествления. И, прежде всего, получайте от нее радость.

ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ

Каждый из нас обладает внутренним источником понимания и мудрости, который знает, кто мы, откуда и куда идем. Этот источник сонастроен с развитием нашего целеполагания и ясно ощущает каждый следующий шаг, необходимый нам для осуществления своей цели.

Соприкоснувшись с этим источником, мы сможем лучше понять препятствия, которые стоят на пути нашего роста, а также применить свою волю и сознательность для их устранения.

При правильном с ним обращении он может помочь нам использовать свои силы для объединения личных и надличных измерений нашего существа в единую живую реальность и для привнесения этой реальности в нашу повседневную жизнь.

С этим источником внутреннего наставления связаны многие образы. К их числу относятся солнце, родник, звезда или точка света, ангел, орел, голубь или птица Феникс, Христос или Будда. Разные образы порождаются разными потребностями. Однако чаще всего с ним связывается образ мудрого, любящего нас старца или женщины.

Примечание: У этих двух архетипов много общего, но есть и свои специфические особенности. Предпочтительно поэкспериментировать с обоими, чтобы хорошо прочувствовать их и знать, в какой ситуации к какому из них обращаться. В общем говоря, образ старца обычно поощряет, стимулирует, вдохновляет; образ старой женщины больше связан с воспитанием, поддержкой, приятием.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Это упражнение призвано помочь вам соприкоснуться со своим внутренним источником мудрости.

Простейший порядок выполнения его таков: закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, а затем представьте себе лицо старца (или старой женщины), глаза которого излучают любовь.

(Если вам трудно вызвать этот образ, можете представить сперва неподвижное пламя свечи, а затем лицо в центре пламени.)

Заговорите с ним и попытайтесь как-то воспользоваться его присутствием и наставлениями, чтобы лучше понять те вопросы, задачи и решения, с которыми вы имеете дело в настоящий момент.

(Ваша беседа может быть словесной, но может проходить также на невербальном, чисто визуальном уровне общения и понимания).

Беседуйте с ним столько, сколько найдете нужным, а по завершении беседы опишите случившееся, особое внимание уделяя своим прозрениям, если таковые имели место, чтобы оценить их в дальнейшем.

Попрактиковавшись, вы сможете обходиться и без зрительного образа, так как вам все легче будет соприкасаться с этим источником мудрости, который будет являть себя, возможно, в форме внутреннего голоса (примером которого может служить «даймон» Сократа) или просто в форме непосредственного знания о том, как следует поступать в той или иной ситуации. Со временем связь с ним будет усиливаться, так что любовь и мудрость, которые живут у вас в глубине души, смогут все больше проявлять себя в вашей повседневной жизни.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Выполнение этого упражнения необходимо связано со следующими двумя процессами: различением и объяснением. Нужно учиться различать образы, от которых исходит истинная мудрость, и образы, от которых она не исходит. Например, вам может явиться критичная, властная фигура, не испытывающая к вам безусловной любви.

Эта фигура может быть проекцией на сверхсознательное одной из ваших субличностей или какого-то известного вам лица; чтобы «разоблачить» ее, чтобы понять, кого представляет собой эта фигура, нужно прибегать к различению.

Подобным же образом в случае положительной проекции на сверхсознательное вы услышите то, что вам хотелось бы слышать, а не то, что вам действительно сообщается.

Во-вторых, получаемая информация не всегда ясна, и поэтому нужно уметь правильно ее проинтерпретировать, объяснить. Известным примером могут служить слова Господа св.

Франциску: «Иди и построй мою церковь заново».

Поначалу Франциск думал, что ему велено заново отстроить маленькую разрушенную церквушку Сан-Дамьяно близ Ассизи, и лишь впоследствии понял суть повеления – перестроить всю католическую церковь!

И наконец, несмотря на важность такой связи, нужно не злоупотреблять ею. Необходимо сперва как можно более полно и всесторонне изучить стоящую перед вами проблему, и лишь затем, не найдя самостоятельного решения, обратиться за помощью к внутреннему источнику мудрости.

При соблюдении этих условий методика внутреннего диалога становится эффективным средством содействия процессу личного и духовного психосинтеза.

7. ПРОБУЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
ЖЕЛАЕМЫХ КАЧЕСТВ

Цель упражнения – создать внутренние и внешние условия, благоприятствующие развитию и усилению необходимых вам качеств. Предполагается, что оно будет выполняться ежедневно.

Приводимая ниже схема рассчитана на развитие такого качества, как спокойствие, но по той же схеме можно развивать и другие качества – смелость, терпение, радость, сострадание и т.д.

Важно, чтобы выбор качества и решение развивать его исходили от самого индивида, чтобы работа эта была не навязана, но свободно и целенаправленно избрана как очередной шаг на пути саморазвития.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Расслабьтесь и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Думайте о спокойствии: сосредоточьтесь на понятии«спокойствие» и размышляйте над ним. Что это за качество, какова его природа, смысл и т.д.? По мере того, как у вас будут возникать какие-то озарения, идеи или образы, связанные с этим понятием, заносите их в рабочую тетрадь.
  2. Попробуйте раскрыть себя другим, еще неизвестным вам идеям или образам спокойствия, которые могут возникнуть из бессознательного, и также занесите их в тетрадь.
  3. Осознайте ценность спокойствия, его назначение, его пользу в нашем бурном изменчивом мире. Мысленно воздайте хвалу спокойствию. Возжелайте его.
  4. Примите установку на физическое спокойствие. Ослабьте мышечное и нервное напряжение. Дышите медленно и ритмично. Пусть на лице у вас отразится спокойствие. Для этого мысленно представьте свое лицо с выражением спокойствия.
  5. Постарайтесь непосредственно вызвать спокойствие. Представьте, что вы находитесь в месте, которое вызывает у вас чувство спокойствия: пустынный тихий пляж, храм, прохладная зеленая лужайка… возможно, это место, где вы испытали в прошлом чувствоспокойствия. Попытайтесь ощутить спокойствие. Повторите несколько раз слово «СПОКОЙСТВИЕ». Пусть спокойствие, по мере возможности, наполнит вас вплоть до отождествления с ним.
  6. Представьте, что вы находитесь в обычной для вас повседневной ситуации, которая в прошлом выводила вас из себя или вызывала чувство раздражения: это может быть встреча с враждебно настроенным к вам человеком – или столкновение со сложной проблемой – или необходимость быстрого выполнения нескольких дел сразу – или угроза опасности. Попробуйте увидеть и почувствовать себя в этой ситуацииспокойным и безмятежным. (Этот этап можно отложить до времени, когда упражнение будет хорошо освоено).
  7. Решите оставаться как можно более спокойным в течение всего дня… быть живым примером спокойствия… излучатьспокойствие.
  8. Сделайте табличку с написанным на ней словом «СПОКОЙСТВИЕ», используя тот цвет и шрифт, которые, по вашему мнению, наиболее полно выражают это качество. Поместите табличку в месте, где вы сможете видеть ее ежедневно, причем, по возможности, в такое время, когда вы более всего нуждаетесь в спокойствии. Глядя на табличку, всякий раз вызывайте в себе ощущение спокойствия.

Приведенное упражнение можно положить в основу более широкой программы. Вы можете собирать произведения поэзии, музыки, живописи, балетного искусства, символы, фотографии, открытки, отрывки из биографий, драматических произведений и т.п., вызывающие у вас или символизирующие для вас спокойствие.

Окружив себя такого рода материалами, вы сможете развить в себе чувство глубокогоспокойствия или любое другое качество. Чтобы усилить чувствоспокойствия, вы можете использовать любые элементы окружающей среды, создавая из них свою собственную среду спокойствия.

Возможное противопоказание: В редких случаях возможна отрицательная реакция на упражнение, т. е. попытки вызватьспокойствие могут вызвать, наоборот, напряжение, беспокойство, тревогу и т.д.

Обычно это свидетельствует о наличии ядра отрицательных эмоций, блокирующих развитие желаемого качества. Наиболее вероятна такая реакция на шестой фазе упражнения.

Если она очень сильна, желательно временно отложить упражнение, изучить возникшие отрицательные чувства, а затем высвободить их посредством катарсиса. После этого упражнение можно продолжить.

НАДЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

Благодарность – Признательность – Восхищение Благородство Вдохновение Верность Вечность – Бесконечность – Всеобщность Возрождение Воля Гармония Доброжелательность Доброта Доверие – Вера Жизненность Красота Любовь Мудрость Понимание Порядок Простота Радость – Счастье Разумность Реальность – Истина Свет Свобода – Освобождение – Независимость Синтез – Целостность Служение Смелость Сопереживание Сострадание Сотрудничество – Дружба – Братство Творчество Терпение Тишина – Спокойствие – Умиротворенность Энергия – Сила

Читайте также:  Испорченное животное - психология

Юмор

Источник: https://cyberpedia.su/6xe27b.html

Психотехнические игры и упражнения для тренингов

Упражнение «Горящая свеча»

Цель: для расслабления, снятия повышенной тревожности.

Расслабляющее свойство выдоха используется при дыхании с горящей свечой. Поставьте зажженную свечу на стол и сядьте перед ней таким образом, чтобы пламя находилось на расстоянии 15-20 см от ваших губ. Округлите губы и медленно выдыхайте на пламя свечи. Не тушите огонь, но отклоняйте его осторожной, медленной и сильной струёй воздуха.

Постарайтесь дуть так, чтобы угол наклона пламени был одинаковым с начала выдоха до его полного завершения. Выполняйте это упражнение в течение пяти минут.

Таким способом вы обучитесь ровному, продолжительному расслабляющему выдоху, который будет «выносить» из вас и сжигать в пламени свечи весь накопившийся ментальный «мусор», высвобождать от всего, что мешает вам быть свободными и спокойными.

Упражнение «Ресурсное состояние»

Цель: повышение уверенности.

Самый надежный источник ресурса – вы сами, ибо всё, что вам нужно, в вас уже давно есть. Важно только уметь этим вовремя воспользоваться. Технология актуализации ресурсных состояний предоставляет такую возможность. Допустим, вы видите, что для оптимального поведения вам необходимо чувство уверенности.

Вспомните ситуацию, в которой вы всегда чувствуете себя уверенно: за рулем своего велосипеда, на теннисном корте или где-то еще. Неважно, что это за воспоминание. Главное, что в данный момент оно является для вас позитивным и сильным. Еще раз во всей полноте переживите его, как если бы все это происходило сейчас. Ощутите в себе уверенность и силу.

С этим чувством войдите в стрессовую ситуацию и действуйте на основании вашей уверенности. Действуйте исходя из того, что на первом плане у вас стоит уже не драма, а имеющийся шанс справиться с ней. Используйте его. Одержанная победа приносит чувство гордости за себя, ощущение силы и способность ответить на серьёзный вызов.

В вас укрепляется уверенность в себе и вы обнаруживаете, что имеете достаточный запас прочности, чтобы вынести любое выпавшее на вашу долю испытание. С помощью приёма актуализации ресурсных состояний вы можете призвать к себе на помощь любое нужное вам чувство: спокойствие, компетентность, сосредоточенность, выдержку и так далее.

Все, что для этого надо сделать – это взять его оттуда, где оно у вас было, и перенести туда, где вы в нем нуждаетесь сейчас. Если опыта переживания нужного чувства у вас нет, используйте прием – как будто вы овладеваете этим чувством.

Единственное, что вы можете сделать, не обладая, например, смелостью, так это притвориться смелым, и согласовывать с этим свое поведение. Вы также можете позаимствовать требуемый ресурс у вашего героя, подражая его манере поведения.

Упражнение «Скульптура состояния (настроения)»

Цель: содействие формированию навыка самоконтроля.

Необходимые материалы: проволока (любая какую найдете), кусачки для проволоки.

Ход работы:

Из проволоки сделать скульптуру своего состояния (настроения), придумать название и легенду (что, откуда, почему и т.п.).

Выставка-презентация скульптур. Пространство класса организуется таким образом, чтобы подростки могли выбрать удобное место для своей скульптуры, разместить ее там и поставить табличку с названием. Рядом с скульптурами ведущий приклеивает чистые листочки. Задача участников группы походить по «музею» и подписать названия к каждой скульптуре (свои ассоциации).

В результате на каждом чистом листочке должен появиться список названий к каждой скульптуре. Затем вся группа отправляется на экскурсию. Когда группа останавливается около скульптуры, ее автор презентует свое произведение, рассказывая, какое настроение она отражает, как называется, легенду, а так же свои мысли по поводу ассоциаций группы, написанных на листочке.

Обсуждение:

Участники делятся впечатлениями от работы и выставки, высказывают свои чувства. Если кто-то из участников сделал плохое настроение или деструктивное состояние и хотел бы избавиться от него, предложите ему изменить скульптуру, что-то убрать или добавить.

С целью усложнения задания предложите подросткам сделать не одну, а несколько скульптур, которые будут отражать противоречивые состояния (настроения). Между скульптурами можно провести диалог, договориться о чем-то и т.п.

Упражнение «Ревизия взаимоотношений»

Нарисуйте себя и окружающих Вас в жизни людей символически, в виде кружочков.

Нарисуйте стрелки от Вас к другим людям и от них к Вам.

Обозначьте, что именно Вы даете другим, и что они дают Вам. Это может быть что угодно: чувства, предметы, явления, действия.

Подпишите эти стрелки.

Нарисуйте также стрелки, обозначающие то, что Вы отдаете не этим людям, а в остальной окружающий мир, а также нарисуйте такие же знаки от других людей: что они отдают не Вам, а другим людям.

Теперь взгляните на свой рисунок и ответьте на вопросы:

С кем и как Вы контактируете: с кем больше, с кем меньше?

От кого Вы больше получаете? От кого – меньше?

Кому Вы больше даете? А кому – меньше?

Что есть общего, какие закономерности Вы видите?

Избегаете ли Вы контактов с кем-либо? Почему?

Хотели ли Вы контактов с кем-либо? Почему?

Избегаете ли Вы чьего-либо желания контактировать с вами? Почему?

Хотели ли Вы, чтобы кто-либо еще контактировал с Вами?

Получаете ли Вы от других все, в чем вы нуждаетесь?

Удается ли Вам отдавать в окружающую среду все, что Вы хотите отдать, и все, что Вам не нужно?

Теперь нарисуйте длинную линию потребностей в контактах, один конец которой соответствует полному избеганию контактов, а второй – полному и непрерывному стремлению к контактам.

Ответьте на следующие вопросы:

Где Вы расположите себя на этой линии?

По каким признакам своей жизни и событий Вы узнаете, что находитесь именно в этом месте этой линии?

Где Вы хотели бы быть расположены?

По каким признакам Вы сможете узнать, что пришли к тому, к чему хотели бы прийти?

Упражнение «Жизненное пространство»

Вам потребуется чистый лист бумаги, простой карандаш и цветные карандаши или фломастеры.

Нарисуйте окружность, и, разделив площадь круга на секторы, обозначьте сферы деятельности Вашей жизни. Например, воспитание детей, работа, хобби, спорт, Интернет и др.

Поделите площадь круга на сферы деятельности в процентном соотношении. Все Ваше время возьмите за 100%.

Теперь раскрасьте каждую из сфер деятельности в цвет, который, по Вашему мнению, ей более всего подходит.

Ответьте на вопросы и запишите ответы:

Красочная ли получилась картина?

На что Вы в основном тратите свое время?

Все ли Вас устраивает в этой схеме?

Что бы Вы хотели изменить?

Теперь возьмите новый чистый лист и организуйте свое жизненное пространство так, как желаете Вы, со всеми «хочу» и «не хочу».

Дайте волю своей фантазии, и не важно, что «…. в моей жизни этому не быть никогда».

Создайте для себя условия, которые важны для Вас, пока хотя бы на листе бумаги.

Упражнение «Убеждения»

Когда у Вас есть проблема в делах или в жизни и Вы испытываете страх, отчаяние, бессилие или что-то подобное, задайте себе вслух следующие вопросы, так же вслух отвечая на них:

Что для меня означает… (вставьте здесь проблему, с которой вы столкнулись)? (Ответом на этот вопрос как раз и будет негативное убеждение, с которым нужно разобраться.)

Почему я так считаю?

Действительно ли это так?

Что было бы, если бы я в это не верил(а)?

Что я могу взять для себя полезного из этого?

Ответы на эти вопросы помогут Вам нейтрализовать негативное убеждение.

Упражнение «Включение позитивной мотивации»

Цель: отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

Тренер предлагает участникам занять удобное положение, закрыть глаза и расслабиться; сосредоточиться на своих ощущениях.

Далее тренер задает вопрос для всех: «Что делает вашу жизнь интересной (радостной, творческой и т.п.)? Что является «спусковым крючком» для возникновения интереса (радости, творчества и т.п.) в вашей жизни?»

Через некоторое время (5-7 минут), даваемое для индивидуальной визуализации заданной темы и выхода из состояния расслабленности, тренер предлагает участникам обсудить в группе результаты.

Упражнение «Коллаж»

Цель: раскрытие потенциальных возможностей человека, предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества.

Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат.

Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.

Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.

Тема для создания коллажа может быть разной в зависимости от потребностей группы («Мужчина и женщина», «тело», «я», «прошлое – настоящее – будущее» и мн. др.)

Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, фотографии, природные материалы, предметы, изготовленные или преобразованные его создателями.

Инструкция: вырежьте из журналов фигуры людей, животных и пр., а затем оформите их в композицию. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить работу надписями, комментариями, закрасить и декорировать пустоты, быть конкретным или абстрактным.

Анализ коллажа: расположение элементов на листе, размер элементов, их расположение относительно других элементов, основания выбора того или иного элемента, элементы пристраиваются друг к другу, дополняют общую идею коллажа, прослеживается общий сюжет.

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

Источник: http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov/psichotechnicheskie-igri-i-uprazhneniya-dlya-treningov.html

Ссылка на основную публикацию