Резервы памяти — психология

Память: возможность, резервы и виды ее проявлния

Резервы памяти - психология

          Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т.е.

отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека.

Например, когда мы запоминаем нечто такое, что можно обозначить словом, то мы этим словом, как правило и пользуемся, мысленно произнося его про себя несколько раз, причем делаем это или осознанно, продуманно, или неосознанно, механически.

         Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только  упрочняет ее следы в долговременной памяти.

         В случаях болезненных нарушений долговременная и кратковременная память могут существовать и функционировать как относительно независимые.

К примеру, при таком болезненном нарушении памяти, которое именуется ретроградной амнезией, страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания о тех событиях, которые имели место в далеком прошлом.

При другом виде заболевания – антероградной амнезии – сохранной остается и кратковременная память. Однако при этом страдает способность ввода новой информации в долговременную память.

         1.2  Механизм памяти

        Поступающая от органов ощущений информация обрабатывается сенсорной памятью, которая обеспечивает удержание этой информации в течение очень короткого времени (обычно меньше одной секунды).

В соответствии с видом стимула сенсорная память может быть иконической (связанной со зрением), эхоической (связанной со слухом) и пр.

Психологи полагают, что в сенсорной памяти удерживаются физические признаки информации: иными словами, на этом этапе происходит различение — мы «запоминаем» глазами или, скажем, носом.

        Процесс забывания начинается сразу же после поступления информации. Исследования показывают, что если испытуемому в течение 50 миллисекунд предъявить 16 букв, а затем попросить назвать эти буквы, то сразу после предъявления он вспоминает около 70% увиденного.       

         Через 150 миллисекунд объем запомненной информации равен 25–35%, а через 250 миллисекунд уже вся информация из сенсорной памяти теряется.

        Но если информация сохранилась (на нее обратили внимание), то она попадает в кратковременную память. Кратковременную память часто называют еще оперативной, или рабочей, потому что она нужна нам для выполнения определенных операций в процессе какой-то деятельности.

Например, при чтении предложения в этом тексте в кратковременную память отправляются значения отдельных букв или предыдущих слов: это нужно, чтобы уловить смысл всего предложения.

Информация в кратковременной памяти долго не задерживается: либо она сразу используется сознанием, либо она отправляется в соседний зал долговременной памяти, либо ее проглатывает ненасытное забывание.

          Для кратковременной памяти верен закон «7 ± 2»: в ней может храниться лишь ограниченный объем информации, включающий от пяти до девяти объектов.

         Например, если обычному человеку предъявить на несколько секунд рисунок, на котором изображено пятнадцать или двадцать предметов, то он по памяти сможет воспроизвести названия не более чем девяти из них.

          Означает ли это, что учителя предъявляют на уроках непосильные требования к учащимся, заставляя их воспроизводить тексты, содержащие количество слов, в десятки раз превышающие объем «7 ± 2»? Ничего подобного! Мы можем запомнить гораздо больший объем осмысленного материала.

Почему? Потому что многое зависит от того, как мы сгруппируем запоминаемый материал. Если его разбить на части так, что в каждой из них будет ярко представлена какая-то одна, самая важная, «опорная» мысль, то мы легко воспроизведем текст. Конечно, при условии что количество частей будет подчинено закону «7 ± 2».

Таким образом происходит укрупнение единиц информации.

           Однако заучивать материал надо так, чтобы он сохранился в памяти надолго, а еще лучше — навсегда. Для этого его следует переправить в долговременную память. Для перевода следов события в долговременную память требуется от пятнадцати минут до часа. Это время называется периодом консолидации.

         Самым простым и привычным способом такого перевода обычно считается повторение. Однако механическое повторение, зазубривание не является эффективным. Давно доказано, что осмысленное запоминание имеет целый ряд преимуществ по сравнению с запоминанием механическим.

         Для того чтобы запомнить материал, нужно: 1) понять его; 2) установить логику изложения или событий; 3) соответственно разбить материал на логические куски и найти в каждом из них «ключевую фразу», или «опорный момент».

          Информация, которая перешла в долговременную память, может быть извлечена через длительное время. В процессе жизни человека часть информации из долговременной памяти теряется, а около 72% остается на всю жизнь. В долговременной памяти данные накапливаются в соответствии с их «значимостью». Извлечение информации из долговременной памяти происходит дольше, чем из кратковременной

           Исследователи установили, что в обычных условиях человек может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв расположенных не по алфавиту, 4-5 цифр, 5 синонимов. И перегрузок практически не бывает.

По мнению специалистов, обычно бывает достаточно запомнить не более 4-х цифр, 5-6 букв, 4 синонима и 6 десятичных цифр. Но объем памяти уменьшается, если альтернатива увеличивается.

Так, например, объем памяти на различные предметы и цвета равен 3, на числа и точки — 8-9, на буквы — 6-9, на геометрические фигуры — 3-8 и т.д.

2 ВОЗМОЖНОСТИ ПАМЯТИ, РЕЗЕРВЫ

И ВИДЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ

        Среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной памяти безграничной по своим возможностям. Приведём несколько примеров. Историки утверждают, что персидский царь Кир, А. Македонский и Ю. Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек.

Такими же способностями обладал знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20-ти тысяч жителей греческой столицы Афины. Академик А.Ф.Иоффе по памяти знал таблицу логарифмов. Современник А.Ф.Иоффе – академик А.А.Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад, случайно и всего один раз.

Все эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти.    

        Замечено, что до 20 — 25 лет память у людей улучшается, до 40 — 45

лет сохраняется примерно на одном уровне, а затем слабеет. Трудно найти человека, вполне удовлетворенного своей памятью.  Между тем очень часто человек просто не умеет в полной мере использовать ее возможности.

Научится использовать  имеющиеся резервы памяти даже важнее, чем заниматься ее развитием! Для этого нужно знать и использовать три фактора:

Первый фактор – использование внешней памяти. Внешняя память  — это фиксация информации вне нашего мозга, преимущественно в виде различных записей (от блокнота до компьютера). Непременное условие: внешняя память должна быть хорошо организована, систематизирована. Внешняя память входит в число компенсаторных средств восполняющих недостаток интеллектуальных способностей.

Второй фактор – правильная организация своей памяти: уметь учитывать ее свойства и особенности, усвоить общие принципы ее действия.

Особенности  своей памяти можно выявить самонаблюдением.

Если человек лучше усваивает материал, читая его про себя,  помнит, как распределен текст в книге и безошибочно находит дорогу в малознакомых местах, быстро запоминает лица, то у него преобладает зрительная память. Если человек отлично воспринимает информацию на слух, то у него слуховой тип памяти.

Для двигательной (моторной) памяти характерно быстрое и легкое усвоение сложных движений. Люди, обладающие ею, лучше впитывают информацию, если сопровождают заучивание жестами, ходьбой, шепотом.

Важно знать, что  во сне человек восстанавливает все знания, которые получил за день.

Сотрудники Университета Чикаго доказали, что во время сна человек восстанавливает те знания, которые получил днем, даже если к вечеру кажется, что он напрочь все забыл, сон не только закрепляет воспоминания, но защищает их и восстанавливает «утраченную» информацию.

Был проведен эксперимент со студентами колледжа, которые должны были разобрать слова, произносимые синтезатором речи. Участников эксперимента разделили  на три группы. Лучше всего с заданием справились те, кто прошел повторное тестирование через час после тренировки, их результаты улучшились на 33 %.

На 19% — те, кто тренировался вечером и повторно тестировался утром следующего дня. Хуже дела шли у тех, кто тренировался утром и проходил тестирование того же дня (10%). Но если тестирование проводили утром следующего дня, результаты были такими же, как у студентов из второй группы.

Третий фактор – улучшение памяти.

Существуют конкретные приемы и методы, позволяющие улучшить память. Пользоваться всей «обоймой» приемов очень трудно, да, видимо, и не нужно. Однако их не должно быть слишком мало. Если на вооружении всего два – три приема, они, скорее всего, будут постепенно «уставать» и все хуже служить, поэтому лучше усвоить десять приемов и время от времени их чередовать.

Существуют шесть методов, позволяющие улучшить память:

1) Метод внешней компенсации:

— физическое воспроизведение обстановки: вспоминать легче там, где запомнили;

— мысленное воспроизведение обстановки: вспомнить фон – место, звучавшую тогда музыку, освещение;

— тонизирующий прием: если информация запоминается с трудом, надо повторять ее с различными вариациями – громко и тихо, нараспев и скороговоркой, с необычным акцентом, сопровождая постукиванием….. Все это тонизирует память.

2) Метод сокращения:

— использование базовых понятий: если вычленить и запомнить понятия, на которых строится текст, то по ним легко восстановить все содержание;

— литературный прием: выписать и запомнить начальные буквы слов;

— редактирование: сделать  текст более лаконичным; заодно нередко откладывается в памяти и то, что выбросили из текста ( конечно не так четко);

— уплотнение материала: в отличие  от предыдущего приема переписываем текст своими словами, делая его максимально компактным, иногда одним словом можно заменить целую фразу;

— блочный прием: составить  блок-схему, подчиняющуюся принципу семерки.

3) Метод цепи:

— прием «крючка»: надо чем-то связать новые сведения с уже имеющимися в памяти  «крючком» – по смыслу, созвучию, цвету, внешнему виду;

— табличный матричный прием: материал заносится в таблицу, форму;     

— смысловое «дерево»: главная мысль становится стволом дерева, а от него отходят ветви-идеи (не больше семи), затем идут веточки, также послушные принципу семерки;

— «город знаний»: для хранения разнородной информации можно «выстроить» целый город и вспоминая, медленно путешествовать по нему;

— перебор цепи: последовательно перебирать звенья воображаемой цепи, в которой должно хранится искомое, если обнаружится в цепи пропуск, то перескочить, пройдя вперед, а потом возвратится; если звено не восстановится – «переключится» на прием релаксации;

— перебор ситуаций: при переборе различных ситуаций возможно, всплывут нужные сведения.

4) Метод противоречия:

— контрастный фон: придумать для запоминания яркий фон, создающий эффект контраста;

— парадоксальное выражение содержания: краткая и образная формулировка, например, «парадокс есть четырехугольный треугольник»;

— абсурдные приемы: суть помогает запомнить абсурдные примеры;

— запоминание через забывания: желая забыть что-то, мы концентрируем на нем свое внимание и в результате запоминаем;

— релаксация: если в течение трех минут не удается что-либо вспомнить, нужно расслабить на несколько минут мускулы и постараться  ни думать.

5) Логический метод:

— поиск закономерностей: найти в запоминаемом какие-либо закономерности – смысловые, числовые, ритмические;

—  использование аналогий: найти на что похож объект;

— прием логического вывода: логическая связь объекта с известной информацией;

— прогнозирование следствий: представить, что будет, если не запомнить (или, наоборот запомнить) нужную информацию;

— доведение выводов до логического конца (абсурда): развить содержащую в материале мысль; возможно, мы придем  к вполне здравому выводу, но может  быть, и к абсурду; в любом случае усвоить материал будет легче.

6) Метод художественного оформления:

— картинное изображение материала: нарисовать зрительный образ того, о чем идет речь;

— распределение ролей: (восемь – толстая женщина, семь – усатый мужчина и т.д.)

-эмпатия: человек мысленно перевоплощается в объект запоминания;

— «улыбка»: найти в материале что-то веселое; можно карикатурно изобразить смысл, найти шутливое сравнение, смешно связать элементы материала.

Также для успешного запоминания материала нужно учитывать общие принципы памяти:

—   принцип селекции: не стоит удерживать в памяти ничего лишнего;

— принцип «эгоизма»: необходима личная заинтересованность в предмете; если ее нет – связать каким- то образом скучную информацию с такой, которая занимает;

— принцип резерва: часть информации необходимо держать в «резерве», то есть во внешней памяти;

— принцип активности: повторение – мать учения;

— принцип семерки: если в материале более семи частей, блоков  — он плохо усваивается; чтобы облегчить восприятие материала, его  нужно разбить  на главы, параграфы, абзацы;

— принцип оптимального режима: 40 – 50 минут работы и 10 – 15 минут отдыха;

— принцип оптимального фона: необходимо определить, какая окружающая обстановка благоприятна действует, и впоследствии придерживаться найденного; из общего правила – необходимость тишины – возможны исключения.

Источник: http://freepapers.ru/18/pamyat-vozmozhnost-rezervy-i-vidy/153304.953352.list2.html

Резервы памяти

Резервы памяти

Каждому, и особенно человеку пожилому, хочется иметь крепкую, «свежую» память. Память — участница всех процессов умственной деятельности.

Без памяти невозможны воображение, воспоминания, даже простое логическое суждение.

Она необходима человеку, чтобы выделить, сохранить навсегда или, по крайней мере, на долгое время самое главное, существенное из прочитанного и узнанного. Наша память — это мы сами, наше отношение к миру, к окружающим.

Читайте также:  Душевная боль - психология

Все, абсолютно все участки коры головного мозга, как говорил И. П. Павлов, могут «запоминать» раздражения, поступающие извне. Никаких особых центров памяти не существует.

Раздражение той или иной группы нервных клеток коры больших полушарий головного мозга оставляет следовую реакцию.

Она может сохраняться продолжительное время, если раздражение совпадает с деятельностью других групп нервных клеток коры головного мозга.

Как известно, существует четыре основных вида памяти.

Зрительная память — когда человек с помощью зрения быстро и прочно усваивает и запоминает новый материал. На занятиях такому человеку следует как можно шире привлекать наглядные пособия, чертежи, схемы, цифровые таблицы — словом, все, что в процессе изучения можно просмотреть или прочитать.

Слуховая память. Человек, обладающий такой памятью, лучше запоминает, когда в процесс умственной работы вовлекается слух. В этих случаях он больше запоминает то, что услышано, скажем, на лекции, в докладе, или прочитано, но опять же вслух, в книге.

Двигательная память преобладает у людей, которые при запоминании стараются как можно больше записать из прочитанного или услышанного. Иные очень хорошо запоминают тот или иной материал, если при этом ходят, скажем, по комнате, гуляют в парке, на улице.

При смешанном виде памяти человек одинаково хорошо запоминает с помощью слуха, зрения, записывания и т. д. Это самый распространенный вид памяти.

Существуют и врожденные особенности памяти. Так, встречаются люди, способные запоминать длинные колонки цифр, самые сложные формулы. В литературе не раз описывались примеры феноменальной памяти.

Считается, что с годами память слабеет. Но природа, как всегда, подготовила нам и здесь сюрприз.

«У многих долгожителей в 90—100 лет,— рассказывает известный советский писатель и популяризатор науки Виктор Пекелис,— ученые отмечают довольно высокий уровень функциональной активности основных систем организма, и особенно центральной нервной системы.

Центральная нервная система вообще оказывается наиболее устойчивой и наиболее долго живущей. По мнению ученых, определенное снижение активности головного мозга частично компенсируется той перестройкой отдельных полей его коры, которая происходит с годами.

Это и позволяет человеку в преклонном возрасте не только просто трудиться, но и проявлять незаурядные творческие возможности. Например, способность накапливать словарный запас сохраняется у пожилых людей значительное время, а у людей высокого интеллекта она даже может развиваться».

И далее писатель рассказывает об одном любопытном исследовании. Проанализировав около 200 биографий известных живописцев и скульпторов, доживших до 70 лет и более, ученые установили, что их можно с известной долей условности разбить на четыре группы.

Первую группу составили биографии художников с ранним расцветом творческой активности (25—30 лет), но с быстрым ее спадом (40—50 лет), таких, например, как Л. Кнаус, Я. Иордане, Вторая группа: ранний расцвет (25—30 лет) и сохранение высокой творческой активности до преклонного возраста, например у К- Моне, Ж. Гудона.

Третья группа: поздний расцвет (после 40 лет) с быстрым спадом, например, у Э. Дега, О. Родена. Четвертая группа: поздний расцвет (после тех же 40 лет) и сохранение высокой творческой активности до преклонного возраста. Такими были Тициан, К. Коро. Наиболее многочисленными оказались первая группа (38 процентов) и четвертая (30 процентов).

За ними идут вторая группа (20 процентов) и третья (12 процентов) Как видим, группа художников, творивших до преклонного возраста, весьма значительна.

Это что касается людей знаменитых, от природы наделенных большими способностями. Ну а остальные? Можем ли мы даже на склоне лет укрепить свою память? Оказывается, можем.

Если вы хотите иметь хорошую память, собираетесь тренировать и совершенствовать ее, то вам следует обратить особое внимание на свое физическое, телесное здоровье. Прежде всего необходимо регулярно заниматься физкультурой, больше бывать на свежем воздухе.

И конечно, нужно рационально организовать режим дня, найти оптимальное соотношение между трудом и отдыхом. Нельзя постоянно держать память в напряжении, работать без отдыха много часов подряд.

Достаточно бывает иной раз после 2—3 часов работы сделать короткую зарядку у открытого окна или проделать водную процедуру (душ, обыкновенное умывание), как человек сразу же почувствует себя значительно бодрее.

Источник: http://www.medical-enc.ru/kak-sohranit-molodost/rezervy-pamyati.shtml

Использование резервов памяти для улучшения запоминания

Использование резервов памяти для улучшения запоминания

Резервами памяти являются наши ощущения. Природа наградила нас способностью помнить не только то, что мы видим (пусть даже в воображении), но и то, что слышали, обоняли, ощущали кожей…

Какие же ощущения имеются в нашем распоряжении и как мы можем использовать их для укрепления памяти?

Мы располагаем пятью чувствами: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Добавим к ним еще и эмоциональные ощущения и двигательные (моторные).

Свыше 90 % всей информации человек получает через зрительный канал.

Но остаются и другие ощущения, которые могут принять участие в работе. Слуховые ощущения можно использовать не только тогда, когда в тексте о них идет речь.

Можно просто представлять звучание того или иного предмета, шум, сопровождающий то или иное явление.

Такая побочная, но хорошо запоминающаяся информация поможет извлечению из ДВХ основной информации, поскольку прочно с ней связана и служит хорошей зацепкой для памяти.

Осязание также дает много информации, которая «приклеивается» к основной и запоминается лучше ее. Поэтому при вспоминании может служить хорошей зацепкой. Так, мы хорошо помним предметы на ощупь: теплое и холодное, твердое и мягкое, колючее и пушистое, гладкое и шершавое, скользкое и липкое…

Вкусовые и обонятельные ощущения помнятся обычно слабее, но для некоторых людей являются очень важными.

Прочно сидят в памяти и эмоциональные ощущения: радость, веселье, восторг, грусть, печаль, тоска, злоба… – и тоже могут служить зацепками.

То же можно сказать и о двигательных ощущениях. Это моторная память, память наших мышц на движение, например: походка, почерк, жесты, мимика и проч.

Некоторые ученые считают, что у двух-, трехлетних детей феноменальная память. И правда, вызывает изумление их способность запоминать сказки. У них не было тренировок, не было опыта интеллектуальной работы, но попробуйте второй раз прочитать ему сказку, пропуская какие–то детали. Ребенок возмущается и требует читать «как раньше».

Чтобы понять, откуда такие способности, понаблюдайте за ребенком во время чтения: за его мимикой, жестами, эмоциями. Загляните ему в глаза и вы увидите, что во время чтения его нет рядом с вами – он… в сказке! Он вошел в нее и живет там полной жизнью, испытывая совершенно реальные ощущения.

Это и не удивительно, так как язык – это вторая сигнальная система и вызывает у нас те же ощущения, что и в реальной жизни. Но чем старше мы становимся, тем меньше прислушиваемся к своим ощущениям: привыкаем работать на других уровнях.

Чем старше – тем дальше от Природы! И это далеко не всегда оправданно.

Вхождение в текст

Предположим, что нам требуется запомнить очень подробно несколько небольших сообщений. Как говорилось выше, при такой установке человек начинает внимательно вчитываться в

каждую подробность. Это приводит к тому, что количество ЕИ резко возрастает, регистр оперативной памяти переполняется и вместо точного запоминания всех деталей в голове возникает хаос, из которого трудно выудить необходимое.

Чтобы облегчить задачу, мы воспользуемся приемом образного группирования. Но если текст насыщен мелкими деталями, которые необходимо запомнить, то ЕИ окажется слишком громоздкой, неудобной для хранения. Можно помочь делу приемом «вхождение в текст», который предполагает активизацию ощущений при запоминании.

Рассмотрим его на примерах. Вначале пробегите глазами два предлагаемых для запоминания сообщения, а потом внимательно прочтите комментарий к выполнению приема.

1. Казахстанские геологи подтвердили прогноз ученых Алма–Аты, по которому неподалеку от космодрома Байконур расположен крупный нефтегазоносный бассейн. По мнению специалистов, нефть месторождения оказалась легкой, то есть пригодной для производства автомобильного и авиационного топлива.

2. В последнее время богатые люди из Германии все чаще стали посещать Могилевскую область, а точнее, ее лесные угодья. Они приезжают, чтобы поохотиться на дичь, которая здесь еще не перевелась. Эта забава стоит каждому пару тысяч марок. После охоты они увозят с собой только рога и клыки, оставляя все остальное. А областная казна пополняется валютой.

Итак, вхождение в текст – это активизация ощущений. Прием проводится совместно с приемом образного группирования. Начинаем читать текст: «Казахстанские геологи подтвердили

прогноз ученых Алма–Аты…» – и сразу формируем ЕИ. В воображении появляется карта, скажем, бывшего СССР, где–то на юге расположен Казахстан (не страшно, если границы размыты – достаточно самого общего представления), по которому бредут геологи.

Ставим мысленно точку, где расположена Алма–Ата (если не знаем точно, ставим в любом месте), где сидят ученые и показывают руками (прогнозируют), где надо искать.

Этот зрительный образ дополняется другими ощущениями: коротко, всего на мгновение представим себя на месте геологов (походка под тяжестью рюкзаков, запах пота, пыль, дымок сигарет, влажная обувь…). Представим себя и на месте ученых: уютное помещение, запах одеколона, галстуки, очки…

«…по которому неподалеку от космодрома Байконур расположен крупный нефтегазоносный бассейн».

– Не отпускаем предыдущие образы, а на их базе формируем дальше ЕИ: рядом с геологами видим взлетающую ракету, с другой стороны – нефтяное озеро… И одновременно ощущаем запахи газа, гари (от взлетающей ракеты), ощущаем нефть на руках (просто что–то жирное, маслянистое), слышим рев ракеты, испытываем чувство усталости и восторга одновременно… и проч.

«По мнению специалистов, нефть месторождения оказалась легкой, то есть пригодной для производства автомобильного и авиационного топлива».

Можем представить неподалеку от геологов здание, где сидят специалисты–химики (колбы, запахи…) и откуда по трубам течет топливо (запах, а может быть, и вкус) к стоящим рядом автомобилю и самолету (снова запахи, звук переливающегося бензина, шум двигателей, эмоции…).

Ощущения, которые мы вызывали у себя, мимолетны, неявны, но… Их много, и они, словно крючками – маленькими, но многочисленными – впиваются в информацию, как бы привлекают ее к зрительному образу.

В результате происходит следующее: с помощью группирования мы собрали разбегающиеся элементы информации в единую «картинку» и скрепили ее многочисленными ощущениями.

После этой двойной операции уже нет необходимости волноваться за сохранность информации – достаточно позаботиться только о ключе к ней. Ключом к информации послужит любой образ из ЕИ – наиболее яркий.

Хотя лучше, конечно, брать в качестве ключевого тот образ, на котором лежит основная смысловая нагрузка, в данном случае – нефть.

В следующих главах Вы можете научиться запоминать 10–15 сообщений со всеми подробностями и в том же порядке, как читали их, – без всяких записей. Ну а пока запишем ключевое слово: нефть.

https://www.youtube.com/watch?v=BQlLc8a83b4

После нескольких дней тренировок вы убедитесь, что о дальнейшей сохранности информации можно не беспокоиться. Главное, надо помнить ключевое слово (образ). При припоминании активно начнут работать те многочисленные крючки–зацепки, которые мы разбросали по тексту в виде ощущений. А за ними припомнится и общая «картинка». Останется только оживить ее, озвучить текст.

Следует знать, однако, что ЕИ, сформированные только на образах, не могут храниться вечно – для этого нужно выйти на уровень логического запоминания. Однако если приемы выполнялись правильно, то хранение их в течение 5–7 суток, даже без повторения, обеспечено.

Образное группирование помогает запомнить общий смысл высказывания, а ключевой образ, благодаря вхождению в текст, как ежик, прокатившись по сообщению, нанижет на свои иголки все мелкие детали и выведет на общую «картинку».

Поэтому, взяв с собою только ключевое слово, перейдем к следующему сообщению.

«В последнее время богатые люди из Германии все чаще стали посещать Могилевскую область, а точнее, ее лесные угодья».

Формируем ЕИ: карта – Германия – Беларусь _ Минск – Могилев – самолет – леса… И одновременно: звук, вибрация, ощущение скорости и комфорта в самолете; одеколон, сигарета, довольный иностранец; ощущение движения…

«Они приезжают, чтобы поохотиться на дичь, которая здесь еще не перевелась». – Мы как будто снимаем фильм: от общего плана (Германия–Беларусь – самолет) камера наезжает на лес, план укрупняется… и дальше множество ощущений: движение зверья, хруст сучьев, выстрелы, глаза умирающего оленя, кровь, хохот довольных охотников…

«Эта забава стоит каждому пару тысяч марок. После охоты они увозят с собой только рога и клыки, оставляя все остальное. А областная казна пополняется валютой». – Видим сцену у самолета: богатые немцы с рогами и клыками (в руках), толстые кошельки, казначей с довольным видом считающий марки…

Подержим «картинку» 5 – 20 секунд, запомним ключевой образ (например, охотник над умирающим оленем) и возьмем с собой (запишем) ключевое слово – дичь!

Ключевые слова

У многих людей складывается впечатление, что запоминание – это тяжелая, неприятная работа. Очень трудно переубедить себя в том, что это не так, но сделать это необходимо. И никто, кроме вас самих, не сможет вам помочь. Убедить себя можно только тренировкой.

Сейчас вы будете запоминать еще 6 сообщений. Напомним, что необходимо делать: читать сообщение, группируя материал в ЕИ, активизируя при этом свои ощущения (вхождение в текст).

После этого запишите ключевое слово. Когда проработаете все сообщения, отложите их на несколько часов.

А потом, пользуясь только списком ключевых слов, постарайтесь вспомнить их как можно подробнее, хотя и не дословно…

3. На старейшем в России Тульском оружейном заводе разработано не имеющее аналогов оружие – трехствольный пистолет. Он стреляет пулями, дробью и сигнальными ракетами. Пистолет предназначен для геологов, егерей, охотников. Оружие имеет съемный приклад–мачете, с помощью которого можно прокладывать тропы в зарослях, заготавливать дрова, рыть ямы.

Читайте также:  Избегание - психология

4. В Сибири и на Дальнем Востоке растет кедр – дерево сюрпризов. Дело в том, что в кедровой посуде долго не скисает молоко. В шкафу из кедровых досок не заводится моль. Комары и клещи пуще огня боятся эфира, выделяемого этим деревом. Из кедровых орехов сибиряки умеют делать растительные сливки, которые почти в три раза питательнее коровьих, так как кедровый орех содержит 79 % жира.

5. По склонам Забайкальских гор растет низкий, ничем не примечательный кустарник – багульник: голые веточки с маленькими продолговатыми листьями. Но есть у багульника одна интересная особенность.

Если даже в самый сильный мороз наломать его веток, принести их домой и опустить в теплую воду, то багульник опушится листочками, а через неделю на столе зацветет яркий букет – символ нетленной жизни.

6. Исполинский кит–полосатик – самое крупное животное морей. Нередки экземпляры длиной в 30 метров. Новорожденный китенок весит до двух тонн.

Этот «малыш» так быстро развивается, что через пять дней после рождения удваивает свой вес. Длина его тела в это время равна трети длины матери, то есть составляет более десяти метров.

Через полчаса после рождения китенок вполне осваивается в водной среде и начинает свободно плавать.

7. Не многие знают, что студенистые нежные медузы один из самых древних представителей земных океанов. Из–за непрочности их «телосложения» сохранилось очень мало отпечатков этих животных.

Но вот недавно во время поисков знаменитых алмазных трубок в Сибири открыли около 30 новых уникальных отпечатков.

Медузы были погребены в слое известкового ила на дне тропического моря, затоплявшего когда–то Центральную Сибирь.

8. Диковинной формы плод дерева манго обнаружили в Кении. Он представляет собой «скульптурный слепок человеческой головы с четко обозначенным носом, ртом, подбородком, щеками и разрезом глаз».

Золотистый тропический фрукт, который приобрели у местного жителя оптовые торговцы, так поразил их воображение, что они решили принести его журналистам.

У здания местного корпункта несколько дней вилась очередь – местные крестьяне спешили воочию увидеть чудо природы, пока его не съели.

Выводы

1. Некоторые ученые считают, что у двух-, трехлетних детей – феноменальная память. А ведь ребенок запоминает сказки только с помощью своих ощущений. Следовательно, это немалый резерв памяти, который стоит использовать.

Нельзя читать текст механически! Нужно «входить» в него: представить себя не только режиссером и оператором фильма, который «снимается» по тексту, но и героем его, испытывающим совершенно реальные ощущения.

Запоминая сообщения, нужно «войти» в текст, сформировать ЕИ, подержать ее 5–20 секунд, а после этого «взять» с собой только ключевое слово.

Источник: http://biofile.ru/chel/710.html

Как развить память у взрослого человека

Как развить память у взрослого человека

Главная / Саморазвитие

Прекрасная память — ценнейший инструмент жизнедеятельности человека в любом его возрасте, но в большинстве случаев, ценить этот инструмент люди начинают лишь тогда, когда возникает острое понимание того, насколько важна хорошая память и как сильно портят жизнь забывчивость и рассеянность. С возрастом любые тренировки становятся сложнее.

Так, для того чтобы без особого труда удавалось запоминать любую информацию, детям необходима заинтересованность, подросткам — высокий уровень мотивации, взрослым людям — регулярные тренировки. И вместе с тем постоянные тренировки этого психического процесса влекут за собой и поддержание активности мозга, а, значит, полноценную жизнь взрослого человека на всем её протяжении.

Виды памяти

Психологи классифицируют память следующим типам:

  1. Зрительный тип. В случае преобладания этого типа полученную информацию человек лучше запомнит, если у него будет возможность увидеть событие своими глазами или прочитать информацию в каком-либо источнике.
  2. Слуховой тип. При преобладании слухового типа человеку бывает достаточно услышать один раз, и он уже будет способен даже спустя какое-то время воспроизводить услышанную информацию. Так, людям с более развитым слуховым типом памяти, для лучшего запоминания текстов, рекомендуется проговаривать их вслух.
  3. Двигательный (моторный, тактильный) тип предполагает способность человека «автоматически» запоминать все часто осуществляемые действия. Например, при уверенном вождении автомобиля с механической коробкой передач работает именно этот вид памяти, точно так же, как и в случае с навыками написания текста. В случае преобладания двигательного типа индивиду необходимы ассоциации с двигательной физической активностью. Так, например, прекрасно владея «слепым» методом печати, человеку с двигательным типом памяти достаточно сложно воспроизвести на бумаге всю последовательность расположения букв на клавиатуре, до тех пор, пока он не начнёт с помощью движения рук вспоминать о том, где какая буква расположена.
  4. Смешанный тип. В этом случае, отсутствует единственный приоритетный способ запоминания, но активно используются два типа или (что случается значительно реже) способности к запоминанию распределяются равномерно по всем типам памяти.

Кроме этого, выделяют кратковременный и долговременный виды памяти.

Кратковременный тип возникает в результате реакции на происходящие события и способна храниться в голове не дольше 3 месяцев.

На этом этапе происходит анализ полученных данных и на уровне работы нейронов головного мозга принимается решение о том, нужно или нет «переносить» данные сведения в долгосрочный тип.

Благодаря этому свойству, человеческий мозг не переполняется неактуальной информацией.

Долговременный тип обеспечивает сохранность информации в течение длительного времени, часто на протяжении всей жизни. Вся имеющаяся информация в долговременной памяти может воспроизводиться неограниченное количество раз. Этот тип памяти позволяет в нужный момент времени вспомнить необходимую информацию и применить имеющиеся сведения в жизни.

У каждого человека преимущественный тип памяти зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей. Этот параметр считается врождённым и не меняется в течение жизни.

И точно зная о том, какой из типов памяти наиболее развит, можно не только с большим успехом запоминать полученную информацию и пользоваться ей в профессиональной или повседневной деятельности, но и развить способности к запоминанию, и тренировать память в более «слабых» местах.

Приёмы тренировки памяти

Существует огромное количество методов и способов тренировки памяти.

Суть любого из методов заключается в возможности переноса получаемой информации в долговременную память, для дальнейшего использования этой информации при необходимости.

 Практически все упражнения предназначены для тренировки того типа памяти, который развит у конкретного человека в наименьшей степени. Наиболее распространённые методики тренировки памяти можно классифицировать следующим образом.

  • Метод взаимосвязи внимания и впечатления. Здесь имеется в виду, что наилучшим образом запоминается те сведения, которые интересны человеку и на чём он сконцентрирован больше всего. Таким образом, для того чтобы научиться лучше запоминать какую-либо информацию, важно освоить способ концентрации на ней и научиться получать эмоциональную отдачу. Например, чтобы запомнить все нудные правила дорожного движения, нужно чётко определить для себя пользу от полученных знаний и для окраски эмоционального фона можно добавить элемент игры или азарта. Скажем, чем быстрее и точнее будут выучены правила, тем быстрее можно будет сдать экзамен в ГАИ, получить водительское удостоверение и наконец-то, сесть за руль автомобиля.
  • Метод использования ассоциаций. Ассоциации позволяют сконструировать воображаемую связь между сведениями, уже имеющимися в долгосрочной памяти и информацией, которую необходимо запомнить. Использование этого метода позволяет запоминать больший объем данных за меньшее количество времени. Так, для успешного запоминания нового материала необходимо найти соответствующие яркие ассоциации, способные помочь воспроизвести усвоенный материал. Главное правило этого метода — ассоциация должна быть необычной, понятной, лёгкой для запоминания и воспроизведения.
  • Метод структурирования. Прекрасный способ для целенаправленного запоминания. Он заключается в разделении информации на тематические блоки, основанные на логике и ассоциативном мышлении. Основное правило метода структурирования заключается в необходимости создания удобной и логичной структуры изучаемой информации.  Здесь выделяют следующие способы структурирования:
  1. Способ римской комнаты (цепочка Цицерона). Суть метода заключается в мысленном расположении запоминаемых объектов в хорошо знакомом помещении в строго зафиксированном порядке. Для последующего воспроизведения информации необходимо вспомнить помещение и «что где лежит».
  2. Способ ментальных карт Бьезена (диаграмма связей, ассоциативная карта, майндмэппинг) — использование блок-схем для изображения структуры запоминаемого материала.
  • Метод повторения — самый простой и привычный метод тренировки. Для того чтобы информация надолго сохранилась в памяти взрослого человека, необходимо время от времени возвращаться к когда-то выученному материалу. И чем свежее изученная информация, тем чаще необходимы повторения для наилучшего запоминания. В дальнейшем просто необходимо периодически «освежать» когда-то усвоенную информацию. Этот нехитрый приём позволяет не только закрепить в голове полученные знания, но и развить функцию памяти.
  • Мнемотехника или использование совокупности перечисленных выше методов для запоминания определённых типов сведений. Под определёнными типами сведений в этом случае понимается объединение информации в условные группы, например, «имена и лица», «цифры и числа», «иностранные слова» и т. д. Основными инструментами мнемотехники считается использование свободных ассоциаций и условного кодирования.

Так, например, чтобы выучить новые иностранные слова, можно использовать метод ассоциаций или созвучия с русскими словами и, безусловно, метод повторения.

Тренировка памяти в повседневной жизни

Для выполнения рекомендованных ниже упражнений не требуется выделять специальное время для занятий, однако, выполнять их можно ежедневно.

  1. Рекомендация о ежедневном чтении и извлечении из этого занятия новой для себя информации была, есть и будет актуальной во все времена.
  2. Пересказывайте прочитанные книги — не только способ мотивировать ближайшее окружение к прочтению, но и прекрасное упражнение для тренировки слухового типа памяти.
  3. Один из лучших «бытовых» приёмов развить способность к запоминанию — изучение иностранного языка, новых иностранных слов, пословиц, устоявшихся выражений.
  4. То же самое можно сказать о ежедневном разучивании новых стихов и песен.
  5. Очень эффективно для ежедневной тренировки памяти упражнение по запоминанию телефонных номеров, номеров проезжающих мимо машин и т. д.
  6. Это же относится и к запоминанию точных дат дней рождения родственников, друзей, коллег и т. д.
  7. Отправляясь в магазин, список необходимых покупок можно держать в голове, безусловно, храня «в рукаве» заранее подготовленную шпаргалку.
  8. Возвращаясь из магазина, полезно вспоминать все совершённые покупки и их стоимость.
  9. Отправляясь спать, полезно вспомнить и «прокрутить» в голове в мельчайших деталях события прошедшего дня, вплоть до того, из каких продуктов состояло сегодняшнее меню в течение дня.

Приведённые в данной статье методы и техники рассчитаны главным образом на взрослого человека, лично заинтересованного в улучшении качества своей памяти.

 В случае необходимости развития памяти у детей, психологи и педагоги рекомендуют проводить занятия в форме игр.

К счастью, сегодня достаточно информации о развитии любых детских способностей, в том числе и о совершенствовании памяти.

Но независимо от возраста, для укрепления памяти абсолютно всем одинаково полезны свежий воздух, качественный полноценный сон и употребление продуктов питания, благоприятствующих улучшению работы психических процессов, связанных с безупречной работой этой до сих пор малоизученной области человеческого мозга.

Как очищение ума влияет на память и когнитивные способности

Не секрет, что все существа и люди, в частности, обладают ограниченным энергетическим ресурсом. Ежедневные заботы, работа, быт – несомненно забирают не мало сил, но такие дела необходимость. На ряду с этими энергозатратами есть совсем необязательные траты – так сказать, паразиты – это ментальный мусор. Что такое ментальный мусор? Это:

  • негативные эмоции (страхи, тревоги, обиды, ревность, злость и т.д.)
  • комплексы (напр.: я толстая, у меня кривые ноги/зубы и т.д.)
  • ограничивающие убеждения (“я это не смогу”, “так не делается” и т.д.)
  • негативные установки (у многих людей есть целые мета-программы по самоуничтожению, которые провоцируют вредные привычки, разрушительный образ поведения и т.д.)
  • и многое другое

А ведь это только вершина айсберга. Известно, что эмоции поглощают огромное количество биоэнергии. Так какая же связь очищения ума с улучшением памяти и когнитивных способностей?

Во-первых: человек, в подавленном или подпорченном настроении, имеет способности к запоминанию хуже (как, впрочем, и когнитивные в целом); во-вторых: ограничивающие убеждения и представления ограничивают когнитивные способности; в-третьих: ментальный мусор, подъедая ваши энергетические запасы, опять же, ограничивает способности к мышлению и запоминанию, ведь чем больше у вас энергии, тем легче происходит запоминание и тем лучше мышление вообще.

Для ускоренного очищения ума используйте систему – Турбо-Суслик (скачать бесплатно). Система хороша тем, что задействует ресурсы подсознания и фактически, перекладывает основную часть работы на него. А вам, в основном, остается только зачитывать готовые инструкции для подсознания. Безусловно, интересная штука.

Загрузка…

Источник: https://kladvsebe.ru/samorazvitie/metody-trenirovki-pamyati.html

Реферат — Память человека и её возможности — Рефераты на репетирем.ру

Реферат - Память человека и её возможности - Рефераты на репетирем.ру

Национальный институт им. Екатерины Великой

Реферат

по дисциплине

Концепции современного естествознания

на тему

Память человека и её возможности

Выполнила студентка вечернего отделения факультета “Экономика и менеджмент”<\p>

Котельников Алексей Михайлович

Москва 2002 год

Содержание

Введение

Виды памяти

Механизм памяти.

Закономерности запоминания и сохранения информации.

Общие условия успешного запоминания:

Список литературы:

Введение

Классик французской психологии Пьер Жане сказал: «Память — это преодоление отсутствия». Наш современник — российский психолог Г.К.

Середа дал такое определение: «Память — это психический процесс, представляющий собой продукт предшествующего и условие предстоящего действия (процесса, опыта)».

Иными словами, память нужна нам для того, чтобы сохранять и в дальнейшем использовать полученный нами опыт.

Читайте также:  Фетишизм - психология

Наш опыт — это информация, полученная по каналам восприятия (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Но человек не просто впитывает внешнюю информацию, как песок дождевую воду. Он активно ищет эту информацию, он как бы опрашивает внешний мир, пытаясь удовлетворить врожденный интерес к новому. И при этом он изменяет, преобразует факты и явления окружающего.

«Мозг скорее ржавеет от неупотребления, чем от перегрузок» — остроумно заметил один из психологов.

Конечно, можно испытать переутомление от долгой и непрерывной умственной работы, но это только потому, что мы еще попросту не умеем использовать все наши ресурсы (по расчетам создателя кибернетики ,фон Неймана, человеческий мозг способен вместить примерно 1020 единиц информации; это означает, что каждый из нас может усвоить все то, что написано в миллионах томов знаменитой Государственной публичной библиотеки).

Рассмотрим память в психологическом контексте. Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящим и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого «я» и выступает таким образом в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.

Особое значение, которое с древних времён придавалось памяти., можно усматривать уже в том, что в древнегреческой мифологии именно богиня памяти.- Мнемосина слыла матерью муз, покровительницей ремёсел и наук. По преданию, древнегреческим поэтом Симонидом (6 в. до н. э.) была разработана первая мнемотехническая система.

Так изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.

Древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.

Две тысячи лет спустя французский философ и естествоиспытатель Р.

Декарт, создатель «гидравлической» модели нервной системы, предположил, что частое использование одних и тех же пустотелых трубок (так Декарт представлял себе строение нервных волокон) приводит к их растяжению и снижению сопротивления движению «жизненных духов», что сопровождается формированию навыков — т.е. запоминанием.

Позже — уже в 19 и начале 20 веков — в связи с созданием таких систем, как телефонная сеть, электронно-вычислительные машины, магнитофоны и другие устройства, механизмы памяти трактовали в соответствии с принципами, на которых основаны механизмы действия перечисленных выше устройств.

Наконец, в связи с развитием исследований в области генетики и молекулярной биологии, раскрытием механизмов хранения генетической информации к объяснению механизмов памяти привлекли уже биологические аналогии.

В частности, предполагали, что механизмы, по крайней мере одного из видов памяти имеют молекулярную основу (запечатление информации сопровождается изменениями в системе ферментов, локализующихся в нервных клетках, увеличением содержания в них нуклеиновых кислот и т. д.).

Виды памяти

Существует много подходов к классификации видов памяти.

Наиболее часто выделяют:

Моторная памятьявляется эволюционно самым древним видом. Она отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Эти движения запрограммированы, например: ходьба, подъем по ступенькам, плаванье и т.д. Именно моторная память помогает нам воспроизводить привычные действия на уровне автоматизма.

Эмоциональная памятьсвязана с фиксированием переживаний, которыми сопровождаются те или иные события. Эмоции выполняют регуляторную функцию в обеспечении поведения и адаптации организма к окружающей среде. Биологический смысл эмоциональной памяти заключается в выработке системы предупреждения.

Эмоционально окрашенные ощущения фиксируются непроизвольно и практически мгновенно. Эмоциональная память самая прочная, поэтому имеет очень большое значение в процессе обучения.

Если вы хотите лучше усвоить учебный материал, привлекайте резервы эмоциональной памяти: придумайте способы насытить информацию эмоциями, сделайте ее интересной для себя, например, нарисуйте комические иллюстрации к скучному тексту.

Образная памятьимеет несколько подвидов, поскольку связана с работой сенсорных систем или органов чувств. Она включает в себя зрительную, осязательную, обонятельную, вкусовую, слуховую память. Информация запоминается в виде образов определенной модальности. Образная память спонтанна, гибка и обеспечивает длительное хранение следов воздействия.

Логическая памятьи в филогенезе, и в онтогенезе возникает позже всех остальных видов памяти. Логическая память формируется только на базе второй сигнальной системы в процессе обучения. Вторая сигнальная система, по определению физиолога И.П. Павлова, — это человеческая речь. Сложно запомнить какой-либо материал без понимания, без логического восприятия.

Никаких природных готовых программ у этой памяти нет. Логическая память — результат тех интеллектуальных возможностей, которые есть у человека. Логическая память у младших и старших школьников различна. Лучше выражена она у старшеклассников.

  • Эйдетическая память — особый вид памяти, проявляющийся далеко не у всех людей. Ее особенностью является сохранение и воспроизведение чрезвычайно яркого, детализированного образа события. Наличие эйдетических образов установлено у некоторых выдающихся мнемонистов, художников, музыкантов.

    В России наибольшую известность получил (прежде всего благодаря работам психолога А.Р. Лурия) репортер Ш. Его особый дар раскрылся в двадцатые годы прошлого века. Это был человек, который не забывал ничего. Он мог безошибочно воспроизвести после одного предъявления ряд, состоящий из пятидесяти (и более) чисел или не связанных между собой слов.

    Причем он легко и абсолютно точно воспроизводил такие ряды и через неделю, и через месяц, и через пятнадцать лет после предъявления. Как показали исследования памяти Ш., он обладал сильно выраженной способностью к эйдетизму. Любые сигналы (звуковые, вкусовые и др.) он мог «перевести» в яркий зрительный образ.

    Так, например, он вспоминал, что у знаменитого режиссера Сергея Эйзенштейна был голос, «как будто какое-то пламя с жилками».

  • Эйдетическая память связана с такой особенностью восприятия, как синестезия.

  • Синестезия– возникновение ощущений при воздействии на какой-то орган чувств не только модальности, специфичной для этого органа чувств, но и других модальностей.

    Например, возникают ощущения тепла при восприятии оранжевого цвета, или зрительных картин — при восприятии музыки. Композиторы Римский-Корсаков и Скрябин отличались наличием «цветного слуха». Скрябина недаром считают изобретателем цветомузыки.

    В обыденном языке явление синестезии нашло отражение в таких привычных оборотах речи, как «кислый вид», «светлая печаль», «холодный голос».

С точки зрения временной характеристики сохранения способности к воспроизведению запечатленной информации., различают следующие виды памяти:

Сенсорная (иконическая, следовая) память, которая обеспечивает сохранение воспринятого образа на протяжении долей секунды.

Кратковременная (первичная) память — позволяет удерживать информацию воспринятую информацию на протяжении около 20 с.

Долговременная (вторичная) память — простирается на очень большой временной диапазон, начиная от нескольких десятков (точнее, 20) секунд и простираясь на минуты, часы, дни, месяцы, годы. По всей видимости, это понятие включает несколько достаточно существенно различных видов памяти.

Так, в частности, во вторичной памяти выделяют оперативную память, т.е. по существу, пролонгированную кратковременную память.

Суть ее заключается в том, что под влиянием внутренней мотивации или каких-либо внешних обстоятельств способность к воспроизведению продлевается на промежуток времени более 20 с.

Выделяют еще так называемую «вечную» или третичную память, когда способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию сохраняется на протяжении всей оставшейся жизни (например, имена свое и ближайших родственников и т.п.). И только в патопсихологических ситуациях разрушается и этот вид памяти.

Механизм памяти

Поступающая от органов ощущений информация обрабатывается сенсорнойпамятью, которая обеспечивает удержание этой информации в течение очень короткого времени (обычно меньше одной секунды).

В соответствии с видом стимула сенсорная память может быть иконической (связанной со зрением), эхоической (связанной со слухом) и пр.

Психологи полагают, что в сенсорной памяти удерживаются физические признаки информации: иными словами, на этом этапе происходит различение — мы «запоминаем» глазами или, скажем, носом.

Процесс забывания начинается сразу же после поступления информации. Исследования показывают, что если испытуемому в течение 50 миллисекунд предъявить 16 букв, а затем попросить назвать эти буквы, то сразу после предъявления он вспоминает около 70% увиденного.

Через 150 миллисекунд объем запомненной информации равен 25–35%, а через 250 миллисекунд уже вся информация из сенсорной памяти теряется.

Но если информация сохранилась (на нее обратили внимание), то она попадает в кратковременную память. Кратковременную память часто называют еще оперативной, или рабочей, потому что она нужна нам для выполнения определенных операций в процессе какой-то деятельности.

Например, при чтении предложения в этом тексте в кратковременную память отправляются значения отдельных букв или предыдущих слов: это нужно, чтобы уловить смысл всего предложения.

Информация в кратковременной памяти долго не задерживается: либо она сразу используется сознанием, либо она отправляется в соседний зал долговременной памяти, либо ее проглатывает ненасытное забывание.

Для кратковременной памяти верен закон «7 ± 2»: в ней может храниться лишь ограниченный объем информации, включающий от пяти до девяти объектов.

Например, если обычному человеку предъявить на несколько секунд рисунок, на котором изображено пятнадцать или двадцать предметов, то он по памяти сможет воспроизвести названия не более чем девяти из них.

Означает ли это, что учителя предъявляют на уроках непосильные требования к учащимся, заставляя их воспроизводить тексты, содержащие количество слов, в десятки раз превышающие объем «7 ± 2»? Ничего подобного! Мы можем запомнить гораздо больший объем осмысленного материала.

Почему? Потому что многое зависит от того, как мы сгруппируем запоминаемый материал. Если его разбить на части так, что в каждой из них будет ярко представлена какая-то одна, самая важная, «опорная» мысль, то мы легко воспроизведем текст. Конечно, при условии что количество частей будет подчинено закону «7 ± 2».

Таким образом происходит укрупнение единиц информации.

Однако заучивать материал надо так, чтобы он сохранился в памяти надолго, а еще лучше — навсегда. Для этого его следует переправить в долговременную память. Для перевода следов события в долговременную память требуется от пятнадцати минут до часа. Это время называется периодом консолидации.

Самым простым и привычным способом такого перевода обычно считается повторение. Однако механическое повторение, зазубривание не является эффективным. Давно доказано, что осмысленное запоминание имеет целый ряд преимуществ по сравнению с запоминанием механическим.

Для того чтобы запомнить материал, нужно: 1) понять его; 2) установить логику изложения или событий; 3) соответственно разбить материал на логические куски и найти в каждом из них «ключевую фразу», или «опорный момент».

Информация, которая перешла в долговременную память, может быть извлечена через длительное время.

В процессе жизни человека часть информации из долговременной памяти теряется, а около 72% остается на всю жизнь. В долговременной памяти данные накапливаются в соответствии с их «значимостью».

Извлечение информации из долговременной памяти происходит дольше, чем из кратковременной

Исследователи установили, что в обычных условиях человек может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв расположенных не по алфавиту, 4-5 цифр, 5 синонимов. И перегрузок практически не бывает.

По мнению специалистов, обычно бывает достаточно запомнить не более 4-х цифр, 5-6 букв, 4 синонима и 6 десятичных цифр. Но объем памяти уменьшается, если альтернатива увеличивается.

Так, например, объем памяти на различные предметы и цвета равен 3, на числа и точки — 8-9, на буквы — 6-9, на геометрические фигуры — 3-8 и т.д.

Закономерности запоминания и сохранения информации

Память состоит из запоминания, сохранения и последующего воспроизведения информации.

Один из самых первых исследователей памяти — Герман Эббингауз (кстати, именно он открыл закон «7 ± 2»), экспериментируя на самом себе, проверял, сколько повторений потребуется для запоминания без специальных приемов набора бессмысленных слогов и насколько прочным будет это запоминание.

Он обнаружил, что быстрее всего забывание происходит в течение первого часа после предъявления материала (теряется почти 60% информации). Потом процесс забывания замедляется.

Через шесть дней остается уже не более 20% от общего объема информации, и эта часть сохраняется в памяти достаточно прочно.

Общие условия успешного запоминания:

  1. Когда материал интересен для запоминающего.

  2. Когда у запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал.

  3. Когда у запоминающего сформирована установка на длительность, полноту и прочность запоминания.

  4. Когда материал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации.

  5. Когда при заучивании материала до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги обычных размеров), он внимательно прочитан один — два раза с разбивкой его на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных и с подглядыванием повторений.

  6. Когда число таких повторений на 50% превышает то количество их, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятью человек может безошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов — после 17 повторений, 24 слова — после 40 повторений).

  7. Когда между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью 24 часа.

  8. Когда процесс заучивания, разделенный на отрезки по 45-60 минут, прерывается паузами отдыха 10-15 минут.

Список литературы:

  1. Вартинян Г.А, Пирогов А.А. Механизмы памяти ЦНС. Л., Наука, 1988г.

  2. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Изд. Мгу,1968г

  3. Розанов С.И. «Память в психологии» из «большой Российской энциклопедии» 2001

  4. Файгенберг И.М. Память и обучение. Цолитув, М. 1974г.

Страничка автора работы www.et-1-98.narod.ru

С уважением Котельников Алексей

Источник: http://referat.store/referat/pamjat-cheloveka-i-ejo-vozmozhnosti

Ссылка на основную публикацию