Секс (подросток) — психология

Сексуальность в подростковом возрасте

В подростковом возрасте начинают формироваться сексуальные влечения, которые характеризуются определенной недифференцированностью и повышенной возбудимостью (обычно это состояние подростка называют гиперсексуальностью). Подросток может легко возбудиться под влиянием сюжета и зрительного восприятия кинофильма, рассказов о сексуальных действиях сверстника, собственных фантазий.

Естественно, при этом возникает внутренний конфликт между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, например физические контакты, и запретами, как внешними — со стороны родителей, так и собственными внутренними табу.

Подростки при этом часто не решаются выступить инициаторами физических контактов. Социально приемлемой формой таких контактов считаются танцы, где приглашение партнера требует от подростка определенной уверенности в себе. Танцы, помимо других причин, в этом контексте становятся особенно значимыми. Первые опыты телесных контактов посредством танцев со временем содействуют их увеличению.

Психологическая фиксация на сексуальных переживаниях может быть направлена на мечту, на взрослого человека, на сверстника своего и другого пола. Поэтому в отрочестве под влиянием комплекса весьма разнообразных ситуаций могут возникать девиации сексуального поведения.

В этом отношении наиболее подвержены сексуальным провокациям подростки с недостаточно развитым чувством моральных запретов, бездуховные, инфантильные, развитые физически, но не способные при этом давать несексуальный выход своей энергии.

Отставание в развитии социальной и психологической зрелости и быстрое физическое созревание открывают путь половому влечению у одних, неадекватное же представление о взрослости подогревает стремление к сексуальным контактам у других.

Интерес к сексуальным контактам у многих подростков в силу своей значимости и одновременно отсутствия средств для выражения зачастую приводит их к карнавализации всего того, что связано с половой идентификацией.

Когда возникает повод, мальчики с интересом переодеваются в девичьи платья, а девочки — в мальчиковую одежду.

В этом случае отрок старается не только передать манеру двигаться и проявить себя в общении как представитель другого пола, но и вчувствоваться в глубинные свойства противоположного пола.

Само по себе переодевание как знак возбуждает и придает особый смысл тому, что происходит в момент идентификации с противоположным полом. Все, что проделывают подростки, представляет собой прорыв из нормативной половой идентификации в карнавальные формы освоения табуированных обществом форм бытия противоположного пола.

Переодевания являются вполне корректной формой раскрепощения подростков и расширения их душевного опыта. Для этого приемлемы театрализованные представления, шоу и карнавалы.

В подростковой культуре нередко пользуются популярностью рассказы о своих любовных победах.

Эти рассказы подростков (особенно мальчиков) о своих невероятных похождениях отличаются гиперболизацией описываемых ситуаций, своего сексуального поведения и невероятных последствий.

Обычно подростки рассказывают друг другу прочитанные, подсмотренные и преувеличенные подлинные истории. Они понимают, что каждый явно присочиняет, но не уличают друг друга — ведь так важно вербализовать свои фантазии, пережить их вместе с другими.

Иногда подростковая гиперсексуальность приводит к реальным сексуальным взаимоотношениям, когда одни подростки могут совращать других (это касается как подростков одного, так и противоположного пола). В более резких формах подростки могут совершать насилие над сверстниками.

Специалисты говорят, что обычно подобные фиксации уходят из эмоциональной памяти человека, и он обретает себя с возмужанием.

Однако в период отрочества подросток может быть переполнен своими сексуальными переживаниями, особенно связанными с экстремальными ситуациями.

Лишь в некоторых случаях насилие, садизм или мазохизм сексуально фиксируются человеком и могут сочетаться с нормальной половой жизнью.

Подростки с высокой сексуальностью часто занимаются онанизмом (принято считать, что около 70 % подростков мужского и 15-20 % женского пола после 14 лет занимаются онанизмом).

В этом же возрасте между подростками может возникать так называемый групповой, совместный, онанизм, когда мастурбацией занимаются несколько подростков на виду друг у друга. Эта форма сексуального поведения чаще проявляется у подростков из неблагополучных семей, у лишенных родительского попечительства.

Неокультуренная сексуальность, соединенная в совместных переживаниях, частично компенсирует нереализованную потребность в недостаточных положительных эмоциях, в любви, частично дает выход самому сексуальному напряжению.

Однако совместная мастурбация может быть и у подростков из полных семей, обучающихся в престижных учебных заведениях и притязающих на высокий уровень интеллектуального развития. В «этом» подростки могут находить для себя некое таинство.

В отрочестве некоторые подростки начинают раннюю половую жизнь. Этому содействуют социально неблагополучные условия (отсутствие надзора, алкоголизация и наркотизация родителей, сиротство) и недоразвитие нравственных ценностных ориентации.

У подростков, живущих в трудных условиях, как правило, отсутствуют чувство стыда, естественная застенчивость и доминирует сексуальное влечение.

Подросток этого типа уходит полностью в сексуальные отношения, и все остальное в мире перестает для него существовать.

Беременность и роды в подростковом возрасте нарушают процесс роста и развития.

Кроме того, беременность создает для девочки-подростка особую ситуацию психологического дискомфорта, последствия которого либо формируют чувство вины, комплекс неполноценности, либо побуждают к еще большему освобождению от нормативного поведения, соответствующего возрасту. Переживания девочки-подростка, связанные с беременностью, усугубляются также отношениями с родителями, которые чаще всего применяют репрессии к своему незадачливому чаду.

Поэтому очень важно просвещать подростков по вопросам любви и секса, готовить их к этой сфере взрослой жизни. И в первую очередь следует воспитывать чувство ответственности за себя и за другого человека, того, к кому подросток испытывает первое чувство любви или половое влечение.

Источник: Мухина В.С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество»

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/teenager/41-sex-education/78-sexuality-in-adolescence

Половое воспитание

Сексуальное поведение подростков и юношей, впрочем, как и взрослых, связано с определенными социально-групповыми и индивидуальными особенностями.

Не удивительно, что раньше других в секс вовлекаются те ребята, кто любит риск и самопроверку, нуждается в самоутверждении, ведь для подростка это нечто запретное и рискованное.

Интересны результаты одного исследования, в котором сравнивались ответы сексуально искушенных и девственных 16-летних подростков.

Так, с утверждением «Я получаю настоящее удовольствие, совершая довольно-таки рискованные поступки» согласились 58% сексуально активных подростков и только 43% девственников. Суждение «Мне нравится постоянно испытывать себя, делая что-нибудь немного рискованное» применили к себе 65% первой и 44% второй группы.

Больше половины сексуально активных и менее трети девственных подростков сказали: «Я часто стараюсь проверить, насколько далеко я могу зайти». А 43% сексуально искушенных подростков сказали, что они «иногда делают что-то специально, чтобы шокировать родителей или других взрослых, просто для смеха». У девственников таких ответов на 12% меньше.

Согласно ряду исследований, действительно имеется связь уровня сексуальной активности (возраст сексуального дебюта и число партнеров) и общей эмоциональной раскованности, проявляющейся в любви к риску, необычным поступкам и новым переживаниям, которая особенно характерна для юношей.

Возможно, что это связано с индивидуальными различиями в уровне секреции мужского полового гормона – тестостерона.

Высокая сексуальная активность сочетается у подростков также с целым рядом других психологических черт. Наиболее активные из них более уверены в себе, порой слишком самоуверенны.

Интересно, что психологическая независимость от старших часто оборачивается у них повышенной рабской зависимостью от сверстников, особенно от группового мнения.

Как и на Западе, очень важную, решающую роль в формировании поведения подростков, особенно относительно сексуальности, играет общество сверстников, которое часто подталкивает подростков к раннему сексуальному дебюту.

Несмотря на то, что подавляющее большинство российских подростков отрицает давление со стороны сверстников к раннему началу сексуальной жизни, такое давление, особенно на мальчиков, реально существует и достаточно сильно, что подтверждают несколько исследований.

Отмечено, что учебная успеваемость и дисциплина у сексуально активных подростков несколько ниже, чем у девственников. Среди них в два с половиной раза больше второгодников и тех, кого учителям приходилось отстранять от занятий, а тех, кто планирует продолжить учебу в вузе, на 10% меньше.

Более раннее начало половой жизни статистически связано с совершением поступков, которые противоречат нормам социального поведения в обществе. Так, курящих и пьющих среди сексуально активных шестнадцатилетних втрое больше, чем среди девственников, высока доля тех, кто «пробовал» травку или «сел на иглу».

Заметим, что многие подростки, особенно мальчики, склонны преувеличивать сексуальную «продвинутость» своих друзей и однокашников, что толкает их к рискованным сексуальным и прочим экспериментам: не могу же я отставать от других?! Неудивительно, что в подобных случаях мальчики часто забывают о необходимости использования презервативов.

И все-таки, чем вызвана так называемая сексуальная революция? На этот вопрос уже давно дан ответ. На Западе этот процесс начался значительно раньше, поэтому первые исследования провели американские и европейские ученые. Мы не станем оперировать научными понятиями, а остановимся на фактах.

Известно, что во второй половине ХХ столетия была зафиксирована тенденция к акселерации физического и полового развития детей и подростков, приводящая к более раннему по сравнению с предыдущими поколениями формированию вторичных половых признаков, снижению возраста наступления менструальной функции и т. д.

Особенностью этого периода является то, что в психосексуальном развитии акселерация проявляется увеличением разрыва между формированием половой способности и наступлением психологической и социальной зрелости. Социальный статус нынешних подростков 15-16 лет, соответствующих по физическому и половому развитию 18-19-летним в 20-30-х гг., остается, в лучшем случае, неизменным.

Вместе с тем, в последние годы произошло определенное изменение образа жизни подростков, связанное со снижением внимания государства и общества к проблемам общественного здоровья, с неконтролируемой пропагандой СМИ таких атрибутов «нездорового» образа жизни, как табачные изделия, алкоголь и продукция сексуального характера.

Результатом этого можно считать определенную деформацию социального портрета современного подростка, для которого стала характерно широкое распространение курения, употребления алкоголя, наркотиков, ранняя сексуальная активность.

Как известно, подростковая сексуальность отличается от зрелой сексуальности, т. к. она находится на стадии формирования, когда внутренние гормональные процессы настойчиво ищут своей реализации. Несколько позже мы подробно остановимся на этом. Важно, чтобы развитие этой пробуждающейся сексуальности проходило в соответствии с требованиями общества.

Источник: http://bookap.info/book/kruglyak_polovoe_vospitanie/gl10.shtm

Проблемы подросткового секса

Подростки проводят свои сексуальные эксперименты в самых невероятных обстоятельствах.

Ты возишься с пуговицами и «молниями» в мелькающем свете телевизора и прислушиваешься скорее к звукам, доносящимся от входной двери – а не зазвенят ли ключи? – чем к нежным словам.

Или – как вспомню, так мороз по коже! – ты предаешься ласкам на сиденье родительского автомобиля. Ты весь разгорячен, а сиденье такое холодное… Наверное, предки накрыли сиденья пластиком из чистого садизма.

Если бы только Генри Форд мог предположить, какое чудесное применение найдет его изобретение у подростков! Позвольте мне поделиться уроком, который я сам получил: остерегайтесь пепельницы на центральной консоли – она здорово царапает то место, где кончается спина. Я был длинным парнем, потому мне всегда было трудно приспособиться к размерам машины.

Однажды мне пришлось даже высунуть голову из окна. И вот когда дело уже близилось к вершине, вдруг появляется какой‑то тип, который выгуливал собаку.

«Эй, ну и как, получается?» – орет он мне прямо в лицо… Но даже если вам здорово повезло – есть и время, и место (родители отправились в отпуск в Антарктиду), и из проигрывателя доносится нежная музыка, все равно вы не избавлены от поражения.

Либо один из вас, либо вы оба можете чувствовать подавленность, испытывать комплекс вины, а очень трудно чувствовать себя «сексуальным», когда ты нервничаешь или не уверен в себе. Ирония судьбы заключается в том, что социальное давление толкает подростков к тому, чтобы заниматься сексом, но оно же лишает это занятие всякой радости.

Это мое заявление подтверждается статистикой. Число подростков, жалующихся на сексуальные расстройства, возросло.

Юноши часто жалуются на преждевременную эякуляцию – то есть оргазм наступает либо сразу после, либо еще до введения полового члена во влагалище; или на импотенцию – невозможность сохранить эрекцию во время полового сношения. Обе проблемы по большей части психологические, но порой имеют и чисто физиологические причины.

Парень может так же бояться секса, как и девушка. А если ты чувствуешь себя неуютно, это напряжение лишает напряжения ту самую твою часть, которая за все дело ответственна – то есть, если ты не испытываешь желания, если ты не взволнован душевно, та штуковина тоже скорее всего желания не испытывает и, извини, не встанет.

Читайте также:  Гордость - психология

А для парней это еще дополнительный страх – а вдруг… От ребят ждут сексуальной агрессии, считается, что они должны быть много знающими и опытными, хотя они скорее не уверены в себе и стыдливы.

Парни часто видят в сексе доказательство своей мужественности, и ничего удивительного, что среди всех безумных мыслей, что в данный момент проносятся по их мозговым извилинам, к сексуальному удовольствию относится как раз самая последняя мысль.

Твой первый сексуальный опыт влияет на все твое отношение к сексу. Парень, который «провалился» в первый раз, боится повторить свою неудачу, начинает избегать девушек, он уверен, что повторная неудача напрочь вычеркнет его из жизни.

Этот страх включает в действие так называемый механизм самовыполнимого пророчества, и проблема может быть решена только в том случае, если удастся встретить понимающую, не осуждающую и не подавляющую тебя партнершу, либо придется прибегнуть к помощи врача‑сексопатолога, ибо такой страх склонен бесконечно питать самого себя.

Наиболее распространенный тип сексуального расстройства у женщин – это псевдофригидность или неспособность достичь оргазма.

И снова та же причина: сложные обстоятельства, в которых девушка получает первый сексуальный опыт, не дают возможности расслабиться и сосредоточиться полностью на самом удовольствии.

Ну как тут думать об удовольствии, если перед твоим носом маячит рулевая колонка или если ты прислушиваешься к шагам старика, прогуливающего в парке хромую собаку? К разочарованию также ведут неверные ожидания – тебе же твердили, что в этот момент моря должны расступаться и в голове взрываться маленькие бомбочки! Дело в том, что в первый раз, да и некоторое время потом женщинам трудно достичь оргазма, но девушки, которым это не удается с первого раза, убеждены, что с ними что‑то не так. Не волнуйтесь – все в порядке.

Источник: http://survincity.ru/2011/01/problemy_podrostkovogo_seksa/

Как рассказать подростку о сексе

Потеря невинности
Вопреки распространенному в родительской среде мнению, подростки теряют невинность вовсе не под действием великих страстей и всепоглощающей любви. Все гораздо прозаичнее. Чаще всего такое событие, как потеря девственности, планируется заранее, причем иногда специально с таким партнером, длительные отношения с которым в дальнейшем маловероятны.

Многие современные подростки знают о том, что начальный опыт часто приносит разочарование и стыд. Именно поэтому многие и не хотят продолжать встречаться со своим первым партнером — свидетелем их неумения и источником неприятных ощущений.

Американский психолог Мелоди Грехэм отмечает: «Современная молодежь очень прагматично подходит к вопросам секса. Они буквально планируют, когда лишиться невинности, с кем, и отдают себе отчет, зачем им это нужно.

Для нынешних подростков секс — своего рода ритуал, посвящение во взрослую жизнь. Это как получение паспорта — один из признаков того, что ты стал взрослым, полноправным членом общества и теперь с тобой должны считаться.

Прощание с невинностью означает прощание с детством и вступление во взрослую жизнь».

По сообщению специалистов американского института планирования семьи, в ходе одного из социологических опросов на заданный вопрос: «Почему вы занимаетесь сексом?» — 100% юношей и девушек ответили: «Потому что все занимаются этим». Как это ни печально, но такова система ценностей в современном обществе. Быть нормальным — означает иметь половые контакты, а оставаться девственником — значит прослыть по меньшей мере «белой вороной».

Говорить или не говорить?

Многие родители думают, что если с ребенком откровенно поговорить о сексе, то тем самым можно подать ему идею не ограничиваться теорией, а попробовать попрактиковаться в данной области. На самом же деле это не так.

Специалист по вопросам планирования семьи Джудит Патт считает: «Ждать, пока сам ребенок спросит об этом, значит, очень рисковать.

Начните этот разговор тогда, когда ребенок еще зависит от вас эмоционально, когда вы еще являетесь для него авторитетом, только в этом случае вы добьетесь у спеха».

Некоторые родители опасаются, что поскольку они не являются специалистами в области сексологии, то они не смогут надлежащим образом передать ребенку сексуальную информацию. Мастере и Джонсон замечают по этому поводу: «На самом же деле научить детей разбираться в вопросах пола не труднее, чем научить их множеству других вещей.

К примеру, чтобы показывать ребенку, как надо работать на огороде, совсем не обязательно иметь ученую степень по сельскому хозяйству. Бессмысленно ждать, что ребенок начнет расспрашивать вас о буквах, если вы не покажете ему букварь.

Точно так же не следует ждать, когда он заговорит о сексе, возьмите на себя инициативу обсуждения этой темы».

Чем больше либеральничать с подростками, тем распущеннее они становятся

Как это ни странно, но все как раз наоборот. Например, в США относятся к проблеме подросткового секса с жестких пуританских позиций. И каковы результаты такого подхода? В настоящее время в Соединенных Штатах более 50% девушек и 60% юношей в возрасте от 15 до 18 лет уже вступали в половые контакты.

А вот в Европе (во Франции, Германии, Нидерландах) к этой проблеме подходят более либерально и считают половую жизньтинэйджеров нормой. И как показывают исследования, несмотря на либеральное отношение к сексу, принятое в Европе, подростки начинают жить половой жизнью на год или даже на два позже по сравнению с американскими.

В США подростки становятся сексуально активными в среднем примерно лет в 16, а в Голландии — почти в 18 лет. Во Франции на 1000 девочек-подростков в возрасте от 15до 19 лет приходится 9 родов, в Германии — 13, а в Голландии, славящейся своей сексуальной раскрепощенностью, на каждую тысячу приходится всего 7 молодых матерей.

Соответствующие показатели США — 54,7 случая рождения ребенка девушками-подростками на каждую тысячу. По мнению ученых, эти различия объясняются не тем, что европейские тинэйджеры чаще делают аборты.

Наоборот, в Голландии аборты делают в три раза реже, чем в США, а во Франции в два раза реже. Что касается СПИДа, то и здесь та же картина.

Во Франции на 1000 подростков и взрослых приходится в среднем 0,75 ВИЧ-инфицированных или больных, в Германии — 0,20, в Голландии — 0,28, в США-2,33.

Чтобы подростки не начинали рано жить половой жизнью, их нужно запугать печальными последствиями этого

Вовочка сидит на уроке в третьем классе и думает: «Курить, что ли, бросить? Привык уже. Пить, что ли, бросить? В классе засмеют. А тут еще Танька из 2-го «Б» забеременела. Светка из 3-го «А» налево гуляет…» — Вовочка! Сколько будет дважды два? — спрашивает учительница. — Четыре, — со вздохом отвечает Вовочка. — Эх, Марья Ивановна, мне бы ваши заботы.

Из школьных историй.

Именно такой подход во многом характерен для США. В настоящее время Соединенные Штаты — это единственная индустриально развитая страна Запада, имеющая официальную государственную программу, направленную на поощрение сексуального воздержания среди подростков.

Согласно законодательной реформе 1996 года, запрещено использование каких бы то ни было федеральных средств на распространение информации о контрацептивах, презервативах и венерических заболеваниях.

По мнению американских государственных мужей, «утечка» подобных сведений способствует неразборчивым связям. Тем не менее подобных связей среди американских подростков меньше не становится.

А, к примеру, во Франции из информации о сексе, методах профилактики венерических заболеваний и средствах контрацепции секрета не делают, она общедоступна. И никакого увеличения развращенности молодежи не наблюдается.

Сексологи и психологи в последнее время приходят к выводу, что подростков не надо запугивать и стыдить, их надо правильно воспитывать. И тогда будет все в порядке.

Мастере, Джонсон и Колодни предлагают несколько простых правил, которыми следует руководствоваться, обсуждая вопросы пола с детьми:

Постарайтесь вести беседу в самой естественной манере, как при обсуждении любой другой темы.

Избегайте длинных поучительных лекций по половым вопросам. Вам может потребоваться четверть часа, чтобы изложить все, что вы считаете нужным. Однако ребенок не может оставаться внимательным так долго, ему хочется задавать вопросы и получать конкретные короткие ответы.

Позаботьтесь, чтобы ваш рассказ не ограничивался одними биологическими фактами, ребенку захочется узнать о вашем к ним отношении, переживаниях и решениях.

Не бойтесь сказать ребенку о сексе «слишком много». Из его памяти почти наверняка выветрится все, что он не понял.

Если ваш ребенок употребляет непристойные слова, спокойно объясните ему их значение, а потом скажите, почему вы не хотите, чтобы он делал это. Можно, например, сказать: «Другим людям будет очень неприятно услышать такие слова» или «Не думаю, что это лучший способ рассказать о том, что ты чувствуешь».

Помните, что злость или шутки по поводу употребления ребенком непристойных слов чаще всего побуждают его повторять их.

Старайтесь правильно называть половые органы, избегая для их обозначения таких слов, как «пипка» или «пиписька».

Даже дети дошкольного возраста должны знать, как защитить себя от сексуального насилия. Это значит, что вы должны научить ребенка говорить «нет» взрослым.

Вот пример беседы на эту тему с четырех- или пятилетним ребенком:
«Ты знаешь, что взрослым людям бывает иногда трудно найти себе друзей. Поэтому они знакомятся с детьми. В этом нет ничего плохого.

Но если они просят делать такие вещи, о которых взрослые не должны просить детей (например, залезть руками в брюки), ты должен(на) ответить «нет» и тотчас прибежать и обо всем рассказать мне» (Залога, 1982).

Беседы о приближающемся половом созревании следует начинать прежде, чем ребенок достигнет подросткового возраста. Физические изменения (в том числе развитие молочных желез, менструации и поллюции) могут появиться и раньше десяти лет.

Мальчикам надо рассказать о менструациях, а девочки должны понимать, что означает эрекция. Не пренебрегайте обсуждением таких вопросов, как гомосексуальность и проституция.

Большинство детей узнают об этих явлениях из телевизионных передач или читают о них, что пробуждает вполне естественное любопытство.
Расскажите, ничего не скрывая, о СПИДе и других болезнях, передаваемых половым путем.

Но постарайтесь сделать это с учетом реакции ребенка. В конце концов, нет никакой необходимости запугивать пяти- или шестилетнего ребенка, рассказывая ему о фатальном исходе СПИДа.

С другой стороны, если вы отложите этот разговор до тех пор, пока ребенок достигнет подросткового возраста, это вряд ли принесет ему пользу. Даже школьники младших классов должны знать, что такое СПИД и как он передается.

Постарайтесь, чтобы ребенок не испытывал смущения, задавая вам вопросы на половые темы. Не говорите ему: «Ты еще слишком мал, чтобы понять это». Если ребенок задает конкретный вопрос, он должен получить четки и ответ в доступной для него форме.

Если вы не можете ответить на вопрос ребенка, не бойтесь признаться в этом. Обратитесь к более знающему человеку, например вашему семейному врачу; он поможет найти нужные сведения.

Ответив на вопрос ребенка, убедитесь, что он понял ваши слова. Проверьте также, насколько ваш ответ соответствует тому, что действительно хотел узнать ребенок. Очень хорошо, если после вашего разговора у него появятся новые вопросы».

Источник:

Источник: http://www.eltuicia.ru/kak-rasskazat-podrostku-o-sekse.html

Подростковые отношения

Что делать, когда межличностные отношения подростков, школьников старшего возраста, приводят к нервным расстройствам, депрессиям и тупиковым ситуациям?

Многие молодые люди, юноши и девушки, начиная со старшего подросткового (школьного) возраста, часто пишут психологу о проблемах в межличностных отношениях и взаимодействиях со своими возлюбленными.

Проблемы межличностных отношений подростков, школьников старшего возраста

Подобные, хоть и частые, но все же неадекватные взаимоотношения между подростками, как со стороны парней, так и девушек, ни к чему хорошему не приводят — молодые люди, как правило, расстаются с кучей сохраненных негативных эмоций, незаконченных ситуаций и переживаний.

Многие подростки, особенно девушки, еще долго переживают расставание, находясь в депрессивном состоянии, на грани нервного срыва, тайно надеясь на возобновление межличностных отношений.

Читайте также:  Способности: от задатков к мастерству - психология

Возникает извечный вопрос, что же делать, чтобы дружить и любить друг друга в старшем школьном возрасте и не превращать свои подростковые отношения в драму или трагедию?

Запоминаем правила межличностных отношений подростков старшего школьного возраста

Так же, как и я не должен жить по ожиданиям другого человека.

Каждый человек уникален и единственен в своем роде; каждый имеет свободу своей личности, и у каждого есть свои собственные желания и потребности — все это нужно принимать и уважать, таким как есть, и у себя и у другого.

Также, каждый отдельный подросток (школьник) имеет свой темперамент и характер; свое воспитание и мировоззрение; свою карту реальности (модель мира), и свое личное мировосприятие.

Социальная маска в межличностных отношениях подростков

Очень важно: Следует заметить, что большинство людей носят социальные маски, которые образуются в позднем детстве под воздействием воспитания и социализации, и часто не снимаются в межличностных отношениях, на протяжении всей жизни.

Отсюда, человек в маске может Вам показаться весьма привлекательным и положительным (или наоборот), и вызвать у Вас высокие чувства и симпатию. Но когда, при сближении, маска приспустится и обнажиться истинное лицо, реальная суть — Вы можете испытать всю «прелесть» разочарования.

Еще одна проблема межличностных отношений, это то, что Вы и сами можете не осознавать собственную социальную маску. В которой, Вы может и приглянулись и понравились своему партнеру. Но когда Вы вдруг заметите, что отношения портятся — это может быть, что из под маски начал выходить некий негатив.

Поэтому, желательно понять и осознать свое истинное лицо, свое внутреннее «Я», словом, познать себя, чтобы можно было познать другого и выстраивать прекрасные, настоящие и долгосрочные взаимоотношения.

Человеческие взаимоотношения, вещь довольно тонкая и хрупкая, но истинные межличностные отношения, построенные на любви, уважении и взаимопонимании, стоят того, чтобы беречь, холить и лелеять эту тонкость и хрупкость.

психолог-психоаналитик Матвеев Олег Вячеславович

Первые отношения подростков: как себя вести родителям, чтобы сохранить доверительные отношения

Первые отношения подростков: как себя вести родителям, чтобы сохранить доверительные отношения

Когда приходит время, каждый родитель понимает, что его ребенок, который еще недавно был розовощеким карапузом и смеялся от щекотки, изменился.

По рассеянному взгляду, мечтательному выражению лица, повышенной эмоциональности легко догадаться, что именно случилось с человеком: это первая любовь.

Такое щемящее чувство иногда бывает взаимным – тогда подростки создают пары и делают первые попытки построения отношений с противоположным полом.

Просматривая фильмы про отношения подростков и родителей или глядя на реальную жизнь, часто можно услышать такое выражение как «щенячья любовь».

Это некое снисходительное и даже немного пренебрежительное выражение, которое означает, что дети, испытывающие симпатии друг к другу, еще ничего не понимают в чувствах, и их эмоции смешны.

Очень важно вовремя понять, что это не так, и признать, что взрослые понимают в отношениях не больше, а то и меньше искренних детей.

Поскольку такие вещи подростки, которым и так непросто совладать с эмоциями, воспринимают крайне болезненно, реагируют агрессивно или, наоборот, замыкаются в себе. Этого нельзя допустить – особенно в такой непростой период. Подростки и родители должны пройти его достойно, детям важно постоянно ощущать поддержку пап и мам.

Родители часто склонны критиковать друзей и возлюбленных своих детей. Заслужена их критика или необоснованна, важно понимать, что это больно ранит подростков. Они делают свой первый выбор, и им больно осознавать, что папа с мамой его не приемлют.

Даже если сын или дочь начали отношения с кем-то, кто, по убеждению родителей, оказывает негативное влияние.

Критика, осуждение, категорическое невосприятие не отталкивают от человека, а обычно даже наоборот – стимулируют ребенка к тому, чтобы защитить свой выбор и продолжить общение назло, отстоять свою территорию.

Все свои опасения и сомнения можно и нужно озвучивать, но делать это конструктивно, без оскорблений и упреков.

В этом словосочетании одинаково важны обе части.

Это крайне важный момент. Конечно, когда сын или дочь заводят отношения, родителям очень хочется лично познакомиться с избранником или избранницей ребенка. И сделать это желательно.

Молодым людям важно знать, что:

  • Знакомство не превратится в настоящий допрос;
  • что подростка не поставят в неловкое положение – например, показывая детские фотографии, где он в детстве сидит на горшке, или рассказывая такого рода истории.

Родители не любят об этом не только говорить, но и думать. Но такое поведение больше подходит страусам, которые в любой непонятной ситуации прячут голову в песок, а никак не взрослым ответственным людям, обязанным быть поддержкой своим детям.

Ведь среди них – ранняя беременность и заболевания, передающиеся половым путем.

Половое воспитание – важнейшая часть общего воспитания. Конечно, делать это важно правильно: на помощь придут специальные обучающие книги и видео для родителей – о том, как правильно рассказывать детям «про это», к такому разговору обязательно нужно готовиться.

Дело в том, что если в семье эта тема с самого детства – табу, ожидать того, что подросток вдруг начнет откровенно разговаривать на эту тему с родителями, бесполезно. Ребенок будет стыдиться и всячески ее избегать. Лучше, когда на такие щепетильные вопросы в семье всегда можно поговорить.

Это повышает, а не понижает вероятность того, что подростки будут относиться к вопросам интимного характера более ответственно, понимая все возможные риски.

Обычно приходится быть более изворотливым: например, можно поговорить в целом о том, как сейчас принято у молодежи, или поговорить о каком-то знакомом вам молодом человеке, у которого тоже завязались отношения, и узнать, что об этом думает сын или дочь.

Трудно поверить, что еще вчера ты была той девчонкой, которая с нетерпением ждала любовных записок; замирала, когда объект обожания проходил мимо; краснела от первых поцелуев и даже писала стихи, вдохновленная первой любовью.

Сегодня все эти эмоции переживает твой сын или дочь.

Что таят в себе подростковые отношения? На что толкают? К чему приводят? Как поддержать своего ребенка в первых взрослых чувствах и как помочь справиться с несчастной любовью? Ответы на все эти вопросы читайте в нашей сегодняшней статье.

Подростковый возраст сам по себе — очень непростой период в жизни ребенка. А что творится в голове влюбленного подростка, и вовсе сложно предположить.

Половое созревание связано с каждодневными терзаниями: девочки обеспокоены тем, как замаскировать угри и прыщи, а тут еще грудь растет слишком медленно или, наоборот, быстро; мальчики не понимают, идут ли им юношеские усики, страдают от потливости и ломки голоса… Всем этим проблемам, кажется, нет конца.

Но любовь никто не отменял.

И это чувство приносит еще миллион неразрешенных вопросов: а правильно ли я себя веду, как долго держаться за руки, как научиться целоваться, хороша ли моя прическа, что одеть и т.д.

При всем при этом родители требуют, чтобы дети хорошо учились, вовремя приходили домой и помогали с уборкой. Стоит ли удивляться, что подростки временами бывают очень грубыми и нервными?

Взрослая любовь соединяет в себе две составляющие: духовную и телесную. В основе подростковых отношений — буйство гормонов. Уже не-ребенок, но еще и не-взрослый, подросток пытается поскорее повзрослеть. Зачастую, ему кажется, что именно любовь и первый секс волшебным образом перенесет его в чудесный взрослый мир. Но мы-то знаем, что все совсем не так.

Очень редко подростковые отношения перерастают в любовь на всю жизнь. Но если первые романтические чувства взаимны, не встречают серьезных препятствий на пути и развиваются своим чередом, они, безусловно, очень важны в становлении личности.

Не стоит полагать, что первая любовь — это несерьезное и поверхностное чувство. Практически все подростки сталкиваются со следующими проблемами.

  • Любовь — слепа! Это утверждение относится не только к зрелым, но и к подростковым отношениям. Романтическая привязанность и любовь — настолько сложные чувства, что разобраться в них подчас совершенно невозможно. Все влюбленные идеализируют своих избранников, что часто приводит к разочарованию.
  • Безответная любовь очень тяжело переживается подростками. Буквально каждый второй подросток страдает от безответных чувств. Здесь очень важно, чтобы отвергнутый возлюбленный имел мощную поддержку (со стороны родителей или любого близкого человека). Тогда все переживания не обернуться возникновением комплексов, а лишь поспособствуют укреплению духа и закалке характера.
  • Сильный прессинг со стороны родителей. Многие родители считают подростковую любовь ерундой и блажью. По их мнению, на первом месте должна быть учеба, ни о чем другом они и слышать не хотят. Это еще одна из причин, почему родители с ужасом вспоминают переходный возраст своих детей. А дело-то не только в детях, достаточно поменять свое отношение к некоторым ситуациям, и между вами и вашим ребенком установится близость и взаимопонимание. Как этого достичь? Прислушайтесь к нашим советам, и у вас все получится.

Как относится к подростковым отношениям: советы родителям

  • Примите тот факт, что ваш ребенок уже не малыш, он взрослеет и скоро станет совсем самостоятельным. Не навязывайте своего мнения, выступайте скорее в роли друга, чем наставника.
  • Не бойтесь потерять свой авторитет, позволяйте подростку самостоятельно принимать решения.
  • Позаботьтесь о сексуальном воспитании своего ребенка, не стесняйтесь говорить на тему секса и физического развития. Это убережет вас от волнений, а вашего ребенка от глупостей.
  • Доверяйте своему ребенку.
  • Желая побольше узнать об объекте воздыханий своего повзрослевшего ребенка, не стройте разговор в форме допроса. Вспомните о своей первой любви и расскажите о тех чувствах, которые вы испытывали в то время. Если вы будете откровенны с ребенком, он не станет бояться доверить вам свои переживания.
  • Почаще приглашайте друзей подростка к себе домой на день рождения или просто дружеские посиделки.

Подростковые отношения не знают компромиссов и полутонов.

Подросткам кажется, что это чувство навсегда. Хочется верить, что первая романтическая привязанность не принесет серьезных разочарований и останется в памяти как нечто светлое и доброе.

А здесь мы подготовили для вас еще больше интересных материалов!

Плохая компания: «лучше предотвратить болезнь, чем ее лечить»

«Я никогда тебе этого не говорила»: о чем в отношениях лучше молчать?

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Исследования американских ученых доказали связь между просмотром телевизора (по сути, сидячим видом деятельности, который сжигает меньше .

Прически под шапку: будьте неотразимы в любое время года

«Зачем делать укладку или модную стрижку зимой, если под шапкой все равно ничего не видно!» — .

День свадьбы — один из самых торжественных и волнующих дней в жизни каждой женщины. С детства .

Давно хотела написать статью на эту тему и все откладывала с мыслью: «Вот разберусь основательно в .

Профориентация для взрослых — не самое привычное словосочетание, ведь считается, что годам к 17 человек уже .

Место в общежитии — то, за что борются все иногородние студенты. Но не всегда победа приносит .

«Светка! Меня развели!» – проорала в телефон блондинка лет 19-ти, пробегая мимо меня. В мозгу моем .

День свадьбы — один из самых торжественных и волнующих дней в жизни каждой женщины. С детства .

Был у меня поклонник, которого я ценила за его философию отношений, которая умещалась в такую фразу: .

Роды — процесс непредсказуемый. Иногда они проходят без сучка и задоринки, иногда возникает необходимость кесарева сечения. .

Плохая компания: «лучше предотвратить болезнь, чем ее лечить»

Вчера ваш ребенок был отличником, дружил с хорошими ребятами, играл на виолончели…Сегодня он курит у дома, .

Роды остались позади, малыш мирно сопит в своей кроватке. Казалось бы, можно расслабиться, ведь закончились девять .

Скажите, как часто вы собираетесь за столом всей семьей? Мне кажется, что счастливыми в этом смысле .

Осень — хандра, слякоть, дождь, холодрыга! Почему-то осень чаще всего навевает именно такие ассоциации. Мучительно трудно .

Наша Вселенная представляет собой гигантский организм, в котором важна каждая мелочь. Все, что создано природой и .

Читайте также:  Внушение тела - психология

Womie продолжает знакомить вас с самыми интересными авто. Dodge Challenger является культовым автомобилем, который был создан, чтобы .

Продолжаем наши автообзоры, и сегодня расскажем вам о настоящей легенде! Chevrolet Corvette считается одной из самых .

Womie продолжает серию текстов, посвященную обзору популярных моделей авто. В прошлый раз мы писали об автомобиле с .

Как пережить День Святого Валентина и не поссориться

14 февраля с нетерпением ждут все влюбленные — еще бы, ведь это их главный праздник! Однако, .

Вы знаете, что некоторые пары специально договариваются не дарить друг другу никаких подарков на праздники, кроме, .

Осень — хандра, слякоть, дождь, холодрыга! Почему-то осень чаще всего навевает именно такие ассоциации. Мучительно трудно .

Что делать, когда межличностные отношения подростков, школьников старшего возраста заходят в тупик

Как понять, что подросток влюбился. Как себя вести. О чем говорить можно, а чем — нужно, о чем — нельзя. Как разговаривать о сексе. Как себя вести, чтобы сохранить доверительные отношения.
Подростковые отношения: советы родителям тинейджеров.

Источник: http://psiholog4you.ru/podrostkovyie-otnosheniya/

Агрессивное поведение подростков

Нынче нередко сплошь на улице можно встретить агрессию и враждебность. Особенно отмечается всплеск распространения агрессивности среди школьников. Враждебные действия несовершеннолетних зачастую нацелены или на конкретного ребенка или группу с целью показать свою силу, превосходство или вседозволенность.

Несовершеннолетние, которые ощущают себя не любимыми, не принятыми социумом, все чаще показывают аморальное поведение через способ воссоздания своего внутреннего мира и внутренней боли.

Пытаясь избавиться или сбросить внутренний негатив, подростки выражают противоречия через агрессивное поведение, нацеленное на унижение слабых. В период ограничения внутренних потребностей скапливается напряжение внутри подрастающего ребенка.

Не умея справляться с внутренним перенапряжением, подросток разряжается при помощи агрессивного поведения.

За детьми, ведущими себя враждебно, закрепляется ярлык «трудный подросток». Нередко они изолированы от группы, окружающих мало беспокоит, что испытывает внутри детская личность, ей пророчат негативное будущее.

Такая реакция способствует развитию у них агрессивности и своеволия. Если школьник не имеет психологических отклонений, то с его агрессивным поведением, можно еще справиться при помощи взаимодействия родителей, учителей, психолога.

Важно не пренебрегать несовершеннолетним ребенком.

Причины

Враждебность, направленная на более слабого – это показатель проблемы внутри характера ребенка. Зачастую трудные дети растут в проблемных семьях или сами пострадали от личностного унижения. Объектом их мести является не обидчик (он гораздо сильнее несовершеннолетнего), а личность слабее, чаще это младшие дети, которые ниже по социальному статусу и воспитываются неполными семьями.

Агрессивность несовершеннолетних вызвана нарушениями в эмоциональной сфере. Совершая насилие, ребенок не может соотнести насколько это физически и эмоционально болезненно тому, над кем он издевается.

Задатки к проявлению эмпатии формируются еще в дошкольном возрасте, ответственность за это несут родители.Это значит, что причиной возникновения агрессивного поведения является безответственность родителей. Это не единственная причина развития агрессивности у несовершеннолетних.

Нередко агрессивность ребенка происходит под давлением группы. Механизм давления в группе может склонить к насилию несовершеннолетнего без его желания проявлять данный поступок. Инициатор насилия, демонстрируя членам группы, что способен на многое, а значит он «крутой», подбадривает каждого из окружения и убеждает, что на их стороне сила.

Психологические исследования выявили, что в три года малыш пребывает на пике своей агрессивности. Это вызвано тем, что крохам нереально трудно в этот период усвоить запреты, а также правила поведения.

От родителей будет зависеть, как неадекватное поведение малыша они перенаправят в мирное русло. Перво-наперво, это зависит от самого поведения родителей, насколько они миролюбивые и доброжелательные.

Таким образом, описывая причины зарождения агрессивного поведения подростков, следует учитывать семейное воспитание.

Равнодушие к детским проблемам, отсутствие поддержки формирует эмоциональный вакуум у подростка, который перерастает в неспособность контролировать самостоятельно эмоции.

В пубертатный период ребенок подвержен, как эмоциональному, так и психологическому давлению и наиболее нуждается в понимании близких. Родители, увлеченные работой, карьерой, игнорируя потребности подростка, откупаются от него различными подарками и свободой действий.

Взрослым следует развивать у ребенка умение понимать собственные чувства, учиться контролировать их. Подросток должен видеть, как негативные проявления выразить более спокойно, не доставляя вред другим и самое главное себе.

Противоположностью безразличия в воспитании детей выступает чрезмерная, «слепая» родительская забота. Такая родительская любовь пренебрегает желаниям подростка принимать самостоятельно решения.

Принятие ребенком самостоятельных решений способствует обучению на своих ошибках. Со временем несовершеннолетний, окруженный мега заботой, становится неуправляемым с навязчивым стремлением доказать родителям свою самостоятельность. Это выражается в агрессивном поведении со сверстниками или с животными, гораздо реже с собой.

Также причиной возникновения агрессивного поведения подростка является неблагополучие самой семьи. Если малыш с детства вырос среди агрессии, то не исключено, что он проявит склонность к идентичному поведению.

Безусловно, не каждый несовершеннолетний из неблагополучной семьи вырастает агрессивным. Однако негативный пример, подающийся родителем, окажет свое отрицательное влияние на развитие психики подрастающего ребенка. Агрессивность несовершеннолетнего нацелится на сверстников, у которых не было проблем в семье.

В школе влияние одноклассников, учителей оказывает особое воздействие на развитие агрессивного поведения подростков. Частые конфликты с педагогами, учебная нагрузка выводят из равновесия шаткую психику несовершеннолетнего, ко всему вышеперечисленному присоединяется неразделенная любовь.

Поскольку социум обладает воздействием на формирование поведения, то феноменом возникновения агрессивного поведения подростка может являться группа сверстников, среди которой общается ребенок. Замечено, что если вчера еще школьник был спокойный, то завтра он может «травить» сверстника, доказывая тем самым свою «крутость», чтобы быть принятым в группу значимых сверстников.

В социуме постоянно обсуждается проблема агрессивного поведения подростков. Появление данного качества личности отмечается у представителей обоих полов.Алкоголь, курение, нецензурная лексика, оскорбления и травля других сегодня уже стали нормой.

Подростки не осознают, за что их наказывают, если так делают все. Уже нередкость, когда несовершеннолетний из хорошей школы превращается в агрессивную личность. Зачастую это говорит о том, что ему не уделяют дома внимания.

Агрессивное поведение подростка – это своеобразная форма протеста, вызванная непринятием его, как личности.

Подростки, проявляющие агрессию, наделены низким уровнем интеллекта, тяготеют к подражанию. У таких несовершеннолетних отсутствуют ценностные ориентации, нет хобби, им свойственна узость, а также неустойчивость в увлечениях.

Такие школьники часто озлоблены, тревожны, грубы, страдают эгоцентризмом, а также выражением крайней самооценки (положительной или отрицательной).

Агрессивное поведение подростков выступают средством в поднятии самостоятельности, а также собственного престижа.

Профилактика

Профилактической работе асоциального поведения среди молодежи уделяется в системе образования достаточное внимание. Проблема агрессивности среди молодежи считается наиболее рассматриваемой на собраниях в школе. В образовательных заведениях проблемными школьниками занимаются психолог и социальный педагог.

Агрессивное поведение подростков чаще отмечается в кругу школьных проблем. По этой причине педагогам стоит быть внимательными к школьникам и, обнаружив изменения в детском поведении, следует отслеживать негативные проявления, чтобы искоренить агрессивность на ранней стадии.

Работа психологической службы нацелена на профилактику противозаконных действий, на предупреждение развития подростковой агрессии.

При всей квалифицированной помощи педагогов, родители являются главными людьми способными воспитать правильно ребенка и не превратить его в агрессивную личность.

Поэтому работа по предупреждению развития агрессивного поведения должна проводиться, как среди школьников, так и среди родителей. Совместная работа даст хороший результат и будет действенна.

Коррекция

Подростковая агрессивность устраняется представленными ниже принципами коррекционной работы:

– необходимо установить контакт с подростком;

– безоценочно воспринять и уважительно относиться к нему, как личности;

– положительно относиться к его внутреннему миру.

Направления коррекционной работы включают:

– обучение подростка навыкам контролирования себя (умение управлять гневом);

– обучение понижения уровня тревожности;

– формирование понимания личностных эмоций, развитие эмпатии;

– развитие положительной самооценки.

При появлении первых признаков агрессии можно рекомендовать подростку сделать паузу, отвлечь свое внимание, переключившись на что-либо иное, более приятное. Эффективно будет закрыть глаза, сосчитать до десяти или мысленно «набрать в рот воды» если перед ним стоит человек, который раздражает своим разговором. Такие действия могут уберечь от проявления ненужной враждебности.

Необходимо научить подростка относиться к тем вещам в жизни, которые изменить уже нельзя – спокойно. Безусловно, можно на них и позлиться, но смысла в этом нет никакого.

Есть другой выход: принять их, относиться к ним более спокойно. Важным моментом выступает не допускать хроническое нервное истощение и усталость, поскольку они лежат в основе агрессии и раздражительности.

При возникновении первых признаков усталости, следует делать отдых и вносить в жизнь моменты, которые будут радовать. Важно научить подростка быть внимательным к себе, внедрять в жизнь позитивные изменения, стараться быть довольным, поскольку только такой человек сможет быть спокойным, а также уравновешенным.

Источник: http://psihomed.com/agressivnoe-povedenie-podrostkov/

Психология подростка

Подростковый возраст имеет много сложностей и не редко взрослые, позабыв, что они также были детьми и может быть, испытывали подобные проблемы, не хотят понять своего подростка. Как отыскать общий язык с детьми, вы узнаете из данной статьи.

Переходный возраст

Период полового созревания называют переходным возрастом. У разных детей этот период наступает в разное время. Переходный возраст в девочек, как правило, наступает раньше, чем у мальчиков. В основном он начинается в 11-13 лет. У девочек наступает менструальный цикл, а у мальчиков – эякуляция.

У подростка появляется резкая смена настроения, упрямство, беспокойство, раздражительность, возможны проблемы в учёбе, ему хочется находиться среди сверстников. Взрослым обязательно нужно учитывать эти закономерные психологические и физические изменения. Конфликты  могут встречаться очень часто.

Если взрослые создают конфликты, не редко упрекать подростка, показывать личное недовольство, это только усугубит ситуацию. Говорят, что переходной возраст проходит тяжелее там,  где в семье один ребенку.  Такой период сложен и для взрослых и для подростков, но заранее никто не может сказать, как точно он будет проходить.

Если не проявлять нужного терпения у подростка может развиваться невроз. Обычно, ситуация налаживается к 15 годам.

Трудный подросток

Нельзя точно ответить, почему ребенок становится «трудным». Причины кроются в его воспитании и в той атмосфере, где он был в детстве. Нужно понимать, что не надо всех детей, имеющих некоторое плохое поведение относить к «трудным».

Некоторые, в силу своей непоседливости, любознательности, активности не могут соответствовать всем понятиям о «идеальности». К таким детям нужен индивидуальный подход, важно их энергию направить  в нужное направление и помочь им найти себя.

К сложным детям, как правило,  относят тех, у которых присутствуют отрицательные качества, такие как жестокость, грубость, конфликтность и лживость. В такой ситуации нужно обратиться к психологу. С его помощью нужно правильно организовать воспитание такого подростка, научиться  переносить импульсивное поведение.

Воспитание ребенка – работа тяжёлая, она требует всестороннего подхода и терпения. По статистике трудными детьми становятся подростки, которые находились в плохой среде или были полностью предоставлены сам себе.

Подростковые страхи

Психологическая проблема, которая возникает именно в подростковый период, называется «мнимые уродства». Девочки и мальчики став взрослее хотят быть похожим на своих идеалов, не редко воспринимая свою внешность за «нестандартную». Такой страх приносит большое страдание или может быть навязчив.

Ежедневно убежденность в своём «уродстве» все сильнее развивается. Проблема может заключаться в том, что ребенок хранит свои опасения по поводу внешности от друзей и близких и не желает обсуждать эту проблему. Как правило, это может привести  к большим неблагоприятным последствиям.

Подросток весь день сидит дома, начинает прятать собственное лицо или другие части тела. Такой страх может очень сильно завладеть подростком. Взрослым нужно внимательно отнестись к такой проблеме, чтобы не развивался комплекс. Нужно деликатно говорить на такую тему.

Если тяжелая ситуация необходимо обратиться за помощью к психологу.

Источник: https://mamapedia.com.ua/razvitie-rebenka/podrostok/psihologiya-podrostka.html

Ссылка на основную публикацию