Публичное выступление — психология

Психология публичных выступлений

Публичное выступление - психология

« Назад

25.04.2016 19:48

Каждый из нас учится на собственном опыте и ошибках. И пока мы не сталкиваемся на своем пути с определенной проблемой, мы не задумываемся о способах ее решения. Пока человеку нет необходимости выступать перед аудиторией или читать лекции, он не учится ораторскому искусству.

На своем опыте я понял, как это важно – уметь удерживать внимание аудитории и интересно читать лекции, и при этом не поддаваться панике.

Начав педагогическую деятельность довольно поздно, я столкнулся с множеством проблем при выступлении, волнением перед незнакомой аудиторией и серьезными слушателями. Это подтолкнуло меня на изучение ораторского искусства.

И эффект не заставил себя ждать – общаться с незнакомыми людьми и аудиториями теперь легче, волнение стало контролируемым, а сама работа и выступления — приносят ещё большее удовольствие.

Каждый из нас осознает, насколько важны слова в нашей жизни. Мы всё объясняем друг другу с помощью речей. Евангелие от Иоанна начинается известной всем фразой: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог».

Великие древнегреческие и древнеримские ораторы ещё много веков назад открыли основные принципы успешного выступления, и в наши дни к их бессмертным произведениям обращаются и используют, чтобы научится формировать свои мысли.

Обучение ораторскому мастерству включает  три стадии:

На первой – выступающий только в начале своей карьеры, поэтому он читает всё с листа, волнение ещё не позволяет свободно выражать свои мысли.

На второй – накопленный опыт прибавляет смелости, и оратор начинает рассказывать без листа, иногда поглядывая в него, порой что-то зачитывая.

На третьей стадии – составленный текст выступления уже практически и не требуется, речь человека свободна и уверена. Листы с текстом в данном случае играют роль страховки – на случай непредвиденного сбоя. Также как опытные гимнасты, выступающие на высоте, должны иметь страховку, так и оратор, обращающийся к большой аудитории, должен знать, что у него есть опора – речь на бумаге.

Ещё великий Цицерон дал очень полезный совет для всех ораторов – если вы хотите, чтобы на ваши выступления с радостью приходили, вы должны учить слушателей чему-то новому, приносить им удовольствие речью, вдохновлять и направлять за собой.

Существует три типа красноречия – низкий, средний и высокий.Давайте подробнее разберемся, чем характерен каждый из них.

Низкий стиль

Применим в доступных лекциях, он отличается своей прямотой и простотой, чтобы каждому было понятно объясняемое, его также называют простой стиль. Речь может быть обычной, разговорной, слушатели легко воспринимают информацию.

Но над такой приятной простотой оратор долго работает, потому что на самом деле, когда ты стоишь на сцене и волнуешься, объяснение даже простых вещей становится очень трудным, ты постоянно сбиваешься и говоришь много лишнего и непонятного.

Именно это волнение и есть причина многих бед, ведь на самом деле каждый может научиться интересно излагать материал.

Причина волнения в нашем желании нравиться всем, стремлению к успеху и признанию. Это ведет к тревожности, которая мешает нам сосредоточиться.

Необходимо смириться с тем, что невозможно нравиться одновременно всем, что с первого раза не получится выступить идеально. Будьте готовы, что, даже при большом опыте, иногда вы будете проваливать выступления.

И это нормально, ведь мы учимся на ошибках и только за счет них – растем и меняемся к лучшему. Поэтому отпускайте тревогу и выступайте спокойно.

При всей простоте низкий стиль не может быть скучным, ровным, слушатель не должен засыпать. Фразы лучше строить короткие – чем длиннее и сложнее предложения, тем тяжелее следить за сутью.

Чтобы внимание аудитории не рассеивалось периодически нужно задавать риторические вопросы, которые будут заставлять их задуматься, вспомнить, пошевелиться. Люди будут чувствовать, что они участвуют в рассуждении, подключаться к объяснению. Также важно применять метафоры и сравнения.

Чтобы слушатели восприняли и запомнили новую информацию, вполне логично приводить примеры и проводить параллели с тем, что они хорошо знают, объяснять, сравнивая одно с другим.

Средний стиль

Больше подходит для торжественных мероприятий, каких-либо ритуалов. Возможно, к нему можно отнести празднества и речи ведущего на свадьбах, юбилеях и т.д. Такая речь должна услаждать слух и дарить приятные эмоции.

Высокий стиль

Как-раз в нем выражается вся мощь оратора. С помощью высокого стиля можно повести за собой толпы. Такое красноречие меняет людей, убеждает, вмешивается в их мысли. Такие великие ораторы правят государствами и народами. Высокий стиль отличается своей красотой, изящностью, пышностью. Слушатели с удовольствием внимают каждому слову, верят, готовы идти за оратором, соглашаться с ним.

Чтобы производить такое впечатление, выступающему нужно уметь вызывать удивление у людей, привлекать внимание, моделировать эмоции толпы.

Помимо радости, слушатели должны испытывать множество других чувств – интерес, любопытство, гнев, шок. Чем больше эмоций вызывает такая речь, тем больше внимание аудитории, которая будет слушать, не отвлекаясь ни на что.

Речь должна быть настолько живой и увлекательной, чтобы ни один человек, слушая, не мог думать ни о чем другом.

Источник: http://litvak.me/statyi/article_post/psikhologiya-publichnykh-vystupleniy

Психология публичного выступления. Типы ораторов. Психологическое айкидо и публичное выступление

Психология публичного выступления. Типы ораторов. Психологическое айкидо и публичное выступление

Часть 4 — «Я и ОНИ»

Психология публичного выступления

В обучении ораторскому искусству можно выделить три этапа. На первом оратор читает текст, не отрываясь от него («как свинья»). И не следует стесняться этого. Если в тексте дело, будут слушать. На втором этапе уже накоплен опыт публичных выступлений. Оратор выступает то без текста, то опять утыкается в него («как курочка»). На третьем этапе — не глядя в бумажку («как соловей»). Но и теперь можно выходить к слушателям с полным текстом лекции или выступления. Текст — это как лонжа для циркового акробата, работающего под куполом цирка. Текст удобно иметь еще и потому, что он, как нить Ариадны, может вывести на свет основной идеи, когда оратор будет делать отступления от основной темы. А отступления необходимы для того, чтобы речь была яркой, образной и запоминалась.

Как заметил Цицерон, великий оратор древности, каждый, кто решается на публичное выступление, должен: научить слушателя, доставить ему наслаждение и повести за собой. Об этом я писал в главе «Психологическая диета», но не исключено, что кто-то начал чтение книги с этого раздела, так что можно и повторить.

В соответствии с этим выделяются три красноречия: низкий (тонкий, простой) — для доказательства. Он уместен в педагогическом процессе. Средний — для услаждения. Он хорош в торжественных обстоятельствах. Высокий (бурный) — для подчинения слушателя, ведения его за собой. В последнем проявляется вся сила оратора.

Оратор простого стиля скромен и прост. Его язык близок к обиходному. Когда его слушаешь, создается впечатление, что сам бы так сказал, если бы знал суть дела. Но эта простота кажущаяся. Когда сам выходишь на трибуну и пытаешься рассказать даже то, чем занимаешься ежедневно, получается нечто несвязное. Сердце бешено стучит, покрываешься потом. Слушатели занимаются чем угодно, только не слушают. До сих пор помню, как на одной из первых своих лекций я пытался объяснить, что такое спектральный анализ, которым занимался несколько лет и знал достаточно хорошо. Мой учитель потом спросил меня с известной долей иронии: «Миша, о чем это ты там говорил?» И он был прав! Потом я понял, в чем трудности. Они не столько в незнании, сколько в психологии.Все мы неплохие ораторы. Посмотрите, как мы говорим один на один или в небольших знакомых компаниях. Но здесь же ОНИ, эти незнакомые ОНИ. Кто его знает, что от них ждать! Возникает тревога, которая мешает спокойно выступить и толково рассказать то, о чем ты пять минут назад спокойно рассуждал со своим приятелем. Поэтому прежде чем переходить к изложению правил риторики, давайте снимем это предстартовое волнение. Разберемся в его причинах.

Психологический анализ такого состояния показывает, что на неосознаваемом уровне имеются желание понравиться всем и недоверие к людям, жажда стопроцентного успеха. Вот именно эти теоманические идеи (т. е.

идеи, реализация которых принципиально невозможна) вытесняются в бессознательное и проявляются в виде тревоги. Как их ликвидировать, описано в главе «Психологическая диета».

Как только человек поймет, что неудача дает ему больше в плане личностного роста, чем успех (анализ ошибок, очищение социального окружения от тех, кто над ошибкой или неудачей смеялся, и т. п.), тревога уйдет, и можно приступить к овладению ораторским искусством.

В общем, успокойтесь, настройтесь на неудачу в первый раз, я вам гарантирую провал. Даже сейчас, имея большой опыт публичных выступлений, я раз в три-четыре месяца проваливаю лекцию, и, как видите, жив и даже стал здоровее. Далее на конкретных примерах будет показано, как работать над ошибками.

Итак, хотя этому стилю и не свойственно особое полнокровие, все же он должен обладать известной сочностью, чтобы, несмотря на отсутствие больших сил, производить впечатление крепкого организма. При низком стиле оратор свободен от оков ритма. Речь должна быть свободной, даже несколько несвязной, но не беспорядочной.

«Подгонкой» слова к слову можно пренебречь. Начинающие ораторы стараются нигде ни разу не споткнуться. Речь у них «каллиграфическая», что называется без сучка и задоринки. Слушатели от такой речи великолепно засыпают, хотя изредка и стараются продирать глаза.

Но необходимо очень тщательно отнестись к остальному, раз в этих двух моментах можно чувствовать себя свободнее. Как вы думаете, какие должны быть фразы: длинные или короткие? Лучше говорить короткими фразами. Конечно, они просты, но эта простота продуманная.

Как писал Цицерон, про некоторых женщин говорят, что они не наряжены и что именно это-то им к лицу, так и эта простая речь нравится без всяких прикрас. И тут и там происходит нечто, от чего и то и другое выигрывает в привлекательности — и женщина, и речь. Далее следует устранить всякое бросающееся в глаза украшение.

Наконец, и всякие искусственные средства для наведения белизны и румянца придется отвергнуть. Останутся только одно изящество и опрятность. Прочитайте еще раз отрывок. Как здорово написано! И вот уже тысячи лет работы Цицерона вызывают восхищение.

Но пойдем дальше. Речь такого оратора чиста, ясна и понятна, говорит он, предусмотрительно выбирая приличествующие случаю выражения. Оратор бросает остроумные, быстро смещающиеся мысли, извлекая их из никому неведомых тайников, и осторожен в использовании арсенала ораторских средств (это его основное качество).

Оратору низкого стиля позволительно пользоваться двумя приемами — риторическим вопросом и метафорой, сравнением. Но и здесь следует соблюдать меру.

Почему необходимо пользоваться риторическим вопросом? Вот видите, и в письменной речи он применим. Во-первых, задавая вопрос, я как бы принуждаю слушателя думать, ставлю его во взрослую позицию.

Слушатель обдумывает вопрос, и если я потом делаю небольшую паузу, он сам находит ответ. Через несколько секунд он от меня получает подтверждение, что мыслил правильно! Следовательно, во-вторых, у него возникает чувство радости. Процесс слушания становится творческим. В него постепенно втягивается все большее количество слушателей. Это происходит по механизмам идентификации.

Иногда я прошу слушателей вслух ответить на риторический вопрос. И что я делаю, когда получаю правильный ответ? Правильно, хвалю ответившего. Так создается атмосфера творчества. В такой атмосфере у слушателей в кровь выбрасываются морфиноподобные вещества — эндорфины, которые способствуют усвояемости идей. Слушатели начинают думать так не потому, что я сказал, а потому, что убедил.

Теперь, когда они услышат противоположное мнение, то без доказательств уже не откажутся от той идеи, к правильности которой пришли сами. Я просто помогал.

Второй ораторский прием, который позволителен оратору низкого стиля, — это метафора, сравнение. Обратите внимание на свежесть метафор древних авторов. Кажется, что все это написано сегодня.Давайте поучимся строить метафоры и сравнения.Здесь можно сформулировать два правила.

Читайте также:  Происхождение и особенности употребления понятия "секта" - психология

Правило первое: учет знаний слушателей.

С чем сравнить устройство организма, если я говорю об этом с производственником? Конечно, с заводом. Организм устроен как завод. Его снабжают сырьем, после обработки которого получается готовая продукция, а отходы необходимо как-то ликвидировать.

Если я говорю о воспитании со строителями, то сравниваю его с постройкой здания, а если этот разговор идет с крестьянином, то с выращиванием растений.

Правило второе: наглядность метафоры. Когда я сравниваю человека, живущего по жестким правилам, который четко знает, что такое хорошо, а что такое плохо, то помещаю его на гладкий вертикальный столб. Человек изо всех сил карабкается по нему вверх, а жизнь его сталкивает вниз. Видны все его муки и тщетность усилий.

После этого легко понять, почему, когда обстоятельства меняются в лучшую сторону, самоощущение такого человека не меняется. А теперь, пожалуйста, подумайте, не живете ли и вы на этом столбе? Хотите изменить положение? Повалите столб на землю. Теперь мне уже не надо судить, хороши вы или плохи, дорогой читатель. Мне просто нужно решить, хороши вы или плохи для меня.

Задача, с которой я смогу справить-' ся. Для меня вы хороши! Вы ведь купили мою книгу, читаете ее и уже почти подошли к концу. Конечно, для меня вы хороший и умный человек и я буду с вами общаться. А какой вы есть на самом деле, пусть судит Бог. Мне теперь уже не нужно говорить, что Н. — плохой человек. Просто он не подходит мне.

Так при помощи метафор можно способствовать психологической коррекции, и речь становится увлекательной.

Средний стиль используется на званых обедах, торжественных приемах и других ритуалах и предназначен в основном для услаждения слуха. У нас сейчас не то время, поэтому об ораторе среднего стиля поговорим в лучшие времена.

Оратор высокого стиля. Опять вернемся к М. Цицерону. Третий род — тот пышный, неистощимый, мощный, красивый, который, конечно, и обладает наибольшей силой.

Это и есть как раз тот, восхищаясь красотами речи которого, люди дали красноречию играть такую крупную роль в государстве, но именно такому красноречию, которое неслось бы с грохотом в мощном беге, которое казалось бы парящим выше всех, вызывало бы восхищение, красноречию, до которого подняться они не имели бы надежды.

Оно то врывается в мысли, то вкрадывается в них, сеет новое убеждение, исторгает укоренившееся. Но есть большая разница между этим родом красноречия и простым.

Кто усовершенствовался в том простом и точном стиле, чтобы говорить умно и убедительно и не задаваться более высокими целями, тот, уже одного этого добившись, становится крупным, если не величайшим оратором: ему меньше всего грозит опасность очутиться на скользкой почве, и, раз встав на ноги, он уже никогда не упадет.

Оратору среднему, если он свой стиль в достаточной мере обеспечил соответствующими средствами выражения, не придется бояться сомнительных и рискованных моментов в ораторском выступлении, даже если у него, как это часто случается, иногда не хватит сил: большой опасности для него не будет, ибо с большой высоты ему не придется падать.

А этот наш оратор, которого мы ставим выше всех, мощный, решительный, горячий, если он рожден лишь для этого одного рода красноречия или если он упражняется в нем одном, не попытавшись сочетать своего богатства с умеренностью двух предшествующих родов, то он достоин глубокого презрения.

Ибо тот простой оратор, говоря проницательно и хитро, кажется уже во всяком случае мудрым, средний кажется приятным, этот же со своим неистощимым пылом, если в нем нет ничего другого, производит впечатление человека не в своем уме. Раз человек не может сказать спокойно, просто, стройно, ясно и отчетливо, и, не подготовив слушателей, начинает зажигательную речь, получается впечатление, будто он безумствует на глазах у здоровых и как бы предается пьяному разгулу среди трезвых.

Истинно красноречив тот, кто умеет говорить о будничных делах просто, о величавых — величаво, а о средних — стилем промежуточным между обоими.

Психологическое айкидо и публичное выступление
С точки зрения психологического айкидо, весь смысл контакта с НИМИ — поставить партнеров по общению во взрослую позицию, т. е. позицию разума, интеллекта. Принципы у всех разные, чувства не сходятся, а интеллект в качественном отношении одинаков (2 х 2 = 4, и нет никаких споров). Если в работу интеллекта не вмешиваются с искажениями принципы и чувства, тогда все в порядке, и какая разница, сколько человек слушает: один или сто. И если беседой один на один вы владеете, вам незачем учиться ораторскому искусству. Просто снимите робость, т. е. ликвидируйте в бессознательном малоадаптивные идеи о том, что у вас всегда и все должно получаться.

Учитесь описывать события, а не называть их. Тогда вы будете правильно поняты партнером по общению и не впадете в ошибку. Когда мой пациент говорит, что его любили, а потом сделали гадость, я спрашиваю, как его любили. Довольно быстро выясняется, что любви не было. Если вы хотите правильно понять партнера, попросите, чтобы он описал, как все это происходило.

Люди больше всего любят говорить о том, что их больше всего занимает. А занимает их внимание неудовлетворенная потребность.

А какая потребность у моих слушателей чаще всего не удовлетворена? Из биологических — сексуальная, из социальных — чувство значительности.

Поэтому всегда с удовольствием слушают о том, как удовлетворить эти потребности, или хотят понаблюдать, как это у других не получается.

Человек считает, что в аналогичной ситуации он поступил бы умнее. Вот почему многие с удовольствием смотрят телесериалы. Приятно видеть людей глупее себя!██ М.Е.Литвак — Если хочешь быть счастливым. ██ Всем, потерявшим надежду и опустившим руки.

Автор, как и Козьма Прутков, считает, что счастье человека в его собственных руках. И если он умеет общаться с собой, находит общий язык с близкими, способен управлять группой и быстро освоиться в новой ситуации, он обречен на счастье.

Автор использует свой богатый клинический опыт и опыт психологического консультирования, дает простые рекомендации, как наладить общение. Жизнь — штука легкая, а если вам тяжело, значит вы что-то делаете не так.

Радость — это то, что ощущается после какого-либо творческого или социально значимого действия, которое производилось не с целью получения выгоды.

Источник: https://anchiktigra.livejournal.com/842555.html

Психология публичного выступления. Как избавиться от страха перед публичным выступлением

Психология публичного выступления. Как избавиться от страха перед публичным выступлениемkantrium.com | MySuomi.com | HELSINKI | TourMANN.com

«Когда ты говоришь перед публикой, помни о ней, но не думай о том, как понравиться ей — лучше старайся понравиться тому потоку, который течет через тебя. Это дает тебе такую уверенность, что ты уже никогда не будешь смущаться»
(Филипп Лавассаль)

Психология публичного выступления

Большую часть жизни современный человек проводит на публике.

От навязчивого людского присутствия не скрыться нигде — ни в парке, ни на природе, где тебя обязательно достанет неожиданно громкий звук транзистора, принадлежащего каким-нибудь туристам-меломанам, ни в тишине собственной квартиры, немедленно взрываемой шумными голосами из телевизора, стоит только его включить.

Однако такое, скорее фоновое, присутствие свидетелей все-таки можно вынести — когда нас никто не знает, и мы не знаем никого, нам все-таки легче, хотя в этом публичном одиночестве есть тоже свои проблемы…

Когда же приходится участвовать в общении на публике, мы можем рассчитывать на что угодно, только не на спокойствие.

Но самое болезненное и неудобное общение на людях — это так называемое публичное выступление.

Страх перед публичным выступлением- это одна из самых болезненных психологических проблем любого начинающего и не очень уверенного в себе человека. Многие люди очень дорого дали бы за то, чтобы кто-то другой публично выступал вместо них.

Виды публичных выступлений

К публичным выступлениям принято относить лекции, семинары, тренинги, концерты, доклады на собраниях, конференциях, симпозиумах, интервью, встречи с представителями прессы и СМИ, совещания и другие мероприятия, на которых человек вынужден какое-то время говорить перед незнакомыми и малознакомыми людьми, подавая какую-то информацию, идею или (и) самого себя.

Понятно, какой стресс и паника начинаются у огромного числа представителей Homo Sapiens, когда им приходится один на один иметь дело с большой аудиторией, которую они видят в первый раз.

Но и в случаях личного знакомства с теми или иными людьми формальная или даже неформальная атмосфера публичного выступления перед ними воздействует на человека весьма тяжело.

Подавляющее большинство начинающих лекторов, педагогов, менеджеров, занимающихся презентацией фирм и товаров, периодически испытывают довольно тяжелый и неприятный стресс, не выдерживая атмосферу задавания самых неожиданных вопросов, массовых проявлений недовольства.

Страх перед публичным выступлением

С чем же связано мощное напряжение и страх , возникающие у подавляющего большинства людей перед публичным выступлением?

Видимо, с неуверенностью в себе и внутренней закомплексованностью, мешающей нам проявить перед другими людьми нашу собственную природу такой, какая она есть.

Человек, привыкший общаться в режиме диалога с одним лицом или даже в небольшой компании с несколькими людьми, внезапно оказывается перед большой и непонятной для него компанией, от общения с которой можно получить что угодно.

В зависимости от характера своего выступления и личных особенностей человек ожидает от этих людей агрессии, насмешек, неожиданных вопросов, пренебрежительной реакции, проявления снобизма, холодного отчуждения, полного демонстративного равнодушия, подчеркнутой холодности.

Иногда он действительно получает от людей такую реакцию, которая в главном совпадает с его ожиданиями.

В некоторых случаях отрицательная реакция людей, пришедших на публичное выступление, минимальна, почти незаметна, но напряженный, словно струна, человек, столкнувшись с самым легким отрицательным отношением к своей личности и самому выступлению, впитывал в себя колоссальную порцию стресса.

Иногда человеку казалось, что его столь плохо примет публика, что он даже разочаровывался, когда все проходило довольно гладко, и его избыточное напряжение оказывалось ненужным.

Порой лицо, выступающее публично, чувствует стресс из-за психоэнергетического перегрева — если его выступление задело аудиторию за живое и при этом не понравилось какой-то части публики, то на тонком плане происходит столкновение ауры выступающего и множество аур недовольных людей.

Даже если люди молчат, это нередко воспринимается ждущим аплодисментов человеком как обида, смертельное оскорбление, пощечина, которую невозможно пережить.

Мне рассказывали артисты, что когда внезапно натыкаешься на холодное молчание зала, то начинаешь чувствовать себя навязчивым паяцем, которому противна своя роль. Потому в таких случаях нередко возникает забвение самой элементарной информации.

Кстати, важной мишенью во время ударов, полученных на публичных выступлениях, оказывается не только энергетическая структура и мир эмоций, но именно сфера памяти.

Актеры в таких случаях могут забыть хорошо выученный монолог, а лектор — важные сведения для слушателей. Страх перед публичным выступлением парализует волю и мозги многих не очень уверенных в себе людей.

Конечно, бывают заранее заготовленные вопросы, которые совершенно выбивают из себя психологически неподготовленного человека, вызывают у него и психологическое напряжение и страх , возникающий как перед началом публичного выступления, так и во время выступления перед недовольными и агрессивными людьми.

Однажды мне на заре перестройки довелось наблюдать, как прямо во время предвыборных встреч кандидатов в депутаты с избирателями группа поддержки одного из будущих народных избранников сочиняла каверзные вопросы своим противникам.

Читайте также:  Визуализация - психология

Один из экспромтов, прозвучавший на всю аудиторию из нескольких сотен человек и адресованный пожилому соискателю депутатского счастья из бывших мидовских работников гласил: «А правда, что ваша жена коллекционирует драгоценности и во время поездки в Париж купила себе бриллиантовое кольцо за миллион франков?»

Дело было еще в советское время.

Тогда еще не было настоящих политтехнологов, имиджмейкеров, пиарщиков, и дипломатический работник, плохо проинструктированный, что надо говорить в таких случаях, на публичных выступлениях, весь покрылся пятнами и с дрожью в голосе начал оправдываться: «Что за ложь! У нас таких зарплат нет… А если бы были, нам бы совесть не позволила. Что вы себе позволяете?»

Конечно, это вызвало смех, шум в зале, свист и ропот неодобрения.

После встречи мы с моим товарищем, тоже психологом, пришли к выводу, что нужно было ответить примерно так: «А почему вы так низко оцениваете мою жену?

Ни за миллион, а за миллиард, не франков, а долларов, не кольцо, а ювелирный магазин на Елисейских Полях. Но если серьезно, то мы с женой коллекционируем не драгоценности, а умно заданные вопросы, но ваш вопрос к этому жанру не относится».

Искусство публичного выступления

Однако когда начинаешь изучать психологию публичного выступления, то быстро убеждаешься, что далеко не всегда шок или неприятные эмоции, переживаемые человеком, который выступает публично, есть результат сознательных действий со стороны отдельных людей или групп лиц из зала.

Неуверенный лектор и незащищенный артист чаще всего бывают выбиты хаотической энергией большой массы людей или отсутствием того восторга и положительного приема у публики, на который он рассчитывал.

Это действует на многих, как холодный душ, и почти полностью парализует их активность, как оказывается, целиком зависящую от отношения других людей.

Данный закон можно проследить не только в профессиональной публичной деятельности начинающих актеров, недостаточно опытных преподавателей и докладчиков на конференции, но и в ситуациях неформального общения человека с большими компаниями и группами людей.

Вспомните, разве не было в вашей жизни случаев, когда вы рассказывали в компании из десяти-двадцати и больше человек какую-то историю, случай, анекдот, передавали информацию, казавшуюся вам важной не только для вас, но и для них, но в ответ получали такую реакцию, после которой впору было уходить или даже убегать?

Разве вы не сталкивались со случаями, когда на вашу улыбку, шутку, деловое или чисто человеческое предложение вам коллективно отвечали внезапной грубостью, издевательствами, насмешкой, холодом, равнодушным молчанием, непонятной паузой?

Если да, то вам будет лучше понятна моя мысль о том, что жизнь любого самого незаметного человека в отдельные моменты становится публичным выступлением, где ему не только аплодируют, но и освистывают.

Любой весельчак и душа компании, знающий не меньше тысячи анекдотов (один мой друг, живущий на Кавказе, по нашим совместным подсчетам, знает их не меньше 5 тысяч), — это миниактер и кумир публики, срывающий аплодисменты, пусть не на стадионе, но в масштабе квартиры, а любой закомплексованный человек, безуспешно претендующий на внимание людей, — это освистанный актер, роль или этюд которого не понравились случайным зрителям на подмостках жизни.

Вся жизнь есть непрерывная самопрезентация. Поэтому все, кто не хочет быть освистанными или отвергнутыми публикой, пришедшей на ваше представление, должны учиться искусству публичного выступления.

Обычный человек с не очень высокой самооценкой, столкнувшись с коллективным неприятием его выступления в малой, средней или большой группе, реагирует на это примерно так же, как и неуверенный в себе актер на свой сценический провал, — у него перехватывает дыхание, садится голос, возникают мышечные зажимы, становятся неловкими движения, делается бессвязной речь, возникают провалы в памяти.

Чем слабее человек, тем заметнее его переживания, возникающие в ответ на реакцию аудитории.

Чем сильнее человек, тем он, как правило, лучше в таких случаях скрывает свою досаду.

Сильный, уверенный и тем более самоуверенный человек не позволяет себе ни показывать свою слабость на публике, ни впадать в депрессию по поводу отвержения или насмешек в свой адрес.

Он держит марку и внешне и внутренне. И в этом ему помогает хорошо освоенное искусство публичного выступления.

Источник: http://www.Kluchnikov.ru/stati-avtorskie/psihologiya-obsheniya/225-psixologiya-publichnogo-vystupleniya-kak-izbavitsya-ot-straxa-pered-publichnym-vystupleniem.html

Особенности публичного выступления: правила подготовки речи

Особенности публичного выступления: правила подготовки речи

Хотите стать успешным человеком и достичь больших высот в бизнесе? Тогда учитесь общаться с людьми! На пути к вершине карьерной лестницы вам не раз придется произносить речь перед большой аудиторией слушателей. Чтобы такое мероприятие прошло для вас максимально успешно, нужно предварительно изучить особенности публичного выступления.

Чтобы избавиться от лишних страхов и неуверенности в себе очень тщательно готовьте свою речь, учитывайте даже самые мелкие, на первый взгляд незначительные нюансы.

Как правильно подготовить речь?

Организация публичного выступления, как правило, начинается с подготовки текста речи. Вне зависимости от вашей специализации, речь должна быть четко сформулированной и правильно составленной.

Иногда выступление на публике занимает очень много времени и выучить наизусть длинный текст не представляется возможным. Мастера ораторского искусства утверждают, что делать этого и не нужно. Для правильного построения публичного выступления перепишите свой текст на бумагу, а затем кратко сформируйте план. Это поможет вам понять, насколько логична и последовательна ваша речь.

Чтобы выступать перед большой аудиторией без страха и сомнения, нужно досконально разбираться в теме своей лекции. Если вы уверенны, что знаете предмет дискуссии хорошо, то сможете рассказать о нем, используя только простой план речи.

Чтобы упростить себе задачу, во время подготовки выступления воспользуйтесь советами опытных ораторов.

  1. Начало любой речи – это одна из самых важных составляющих выступления на публике. С первых минут вы должны произвести на людей приятное впечатление, заинтересовать их своими словами. В качестве яркого вступления можно использовать какую-либо известную цитату или афоризм. Пообещайте слушателям рассказать в процессе выступления очень важный «секрет» и они будут слушать вас очень внимательно. Избегайте общих фраз, неуместного юмора, никогда не извиняйтесь за какие-то свои недочеты или забывчивость.
  2. Психологические особенности публичного выступления предусматривают использование в тексте речи специальных приемов для привлечения внимания слушателей. Ваш доклад или лекция будет считаться успешной только в том случае, если вы сумеете удержать внимание слушателей от начала и до самого конца выступления. Если вы будете «играть» с эмоциями зрителей, можете быть уверенны, что они обязательно запомнят вас, поймут смысл сказанного вами. Не нужно часто «якать» и заострять внимание на собственных достижениях. Идеальный оратор должен быть скромным, с чувством собственного достоинства.
  3. Выделите в вашей речи несколько важных ключевых слов, и повторяйте их время от времени. Тогда главная мысль выступления отложится в памяти слушателей.
  4. Финал речи не менее важен, чем вступление. В последней части своего выступления вы можете активно использовать цитаты, афоризмы, удачные шутки. Не забудьте поблагодарить слушателей за то, что они внимательно выслушали вашу речь.
  5. Чтобы конец вашего доклада не показался аудитории слушателей смазанным и неуверенным, ни в коем случае не показывайте окружающим свою усталость. Будет идеально, если последний блок вы прочитаете наизусть.

Оратор должен не просто читать доклад, но и активно взаимодействовать с аудиторией. Обязательно учитывайте реакцию публики на ваши слова. Заранее подготовьте несколько вариантов финала, и используйте тот или иной блок, в зависимости от настроения слушателей.

Психологические особенности

Даже идеально подготовленная речь не принесет результата, если вы сами не будете верить в то, о чем говорите. Во время процесса подготовки обязательно учитывайте психологические особенности публичного выступления.

Известные ораторы утверждают, что на слушателей действует не то что вы говорите, а то как вы это говорите. Всегда помните о том, что на вас устремлено множество глаз. Публичное выступление – это не обычная беседа между людьми в неформальной обстановке.

Чтобы научиться правильно себя держать на сцене, воспользуйтесь следующими полезными советами.

  • Тема вашего доклада должна быть вам интересна и близка. Если вы прочувствуете на себе всю важность того, что хотите донести до слушателей, то сможете сделать свою речь эмоциональной и интересной. Постарайтесь отыскать самую актуальную тему для обсуждения, которая затрагивает каждого слушателя в аудитории.
  • Имейте в виду, что зрители могут в любой момент задать вам очень неожиданный и сложный вопрос по теме лекции. Чтобы не растеряться и не впасть в ступор, нужно досконально изучить предмет, прочитайте тематическую литературу. Не используйте термины, значения которых вы не знаете.
  • Идеальный оратор должен быть предельно внимательным и уверенным в собственных знаниях. Чтобы выступление прошло «на ура» вы должны максимально успокоиться и расслабиться. Правильная одежда, багаж знаний и практического опыта – все это поможет оратору достичь желанной цели.
  • Донести свою мысль до слушателя можно не только при помощи слов, но и используя невербальные методы – жесты, интонацию, мимику.
  • У каждого публичного выступления должна быть своя конкретная цель. Если она актуальна и вы хотите ее достичь, то сможете сделать все, чтобы ваша речь была убедительной и запоминающейся.

Психология публичного выступления на самом деле не так сложна, как может показаться на первый взгляд. Оратору для достижения успеха достаточно хорошо выучить речь, держаться на сцене свободно, говорить громко, внятно, правильно расставляя акценты.

Публичное выступление в суде

Судебная речь имеет несколько важных отличий от любого другого выступления на публике. Особенностями публичного выступления юриста можно считать:

  • Высокий профессионализм;
  • Краткость;
  • Подтверждение предположений фактами (процессуальная аргументированность).

Произнося речь в суде, юрист обращается к судье, а также ко всем присутствующим в зале. Рассмотрим основные нюансы такого мероприятия.

  • Вне зависимости от того, на какой стороне вы выступаете – обвинения или защиты, ваша речь должна быть направлена на поиск объективного и правдивого заключения, обоснованного фактами, аргументированного.
  • Главная цель выступления юриста на суде – формирование у судейской коллегии и присяжных полного убеждения в виновности или невиновности подсудимого.
  • В процессе выступления юрист должен задавать как можно больше провокационных вопросов, и анализировать ответы на них.

Чтобы добиться поставленной цели при помощи публичного выступления в суде, юрист должен предварительно проделать большую работу – собрать как можно больше информации о деле, найти свидетелей преступления, опросить понятых и т.д.

Язык жестов

По мимике и жестам оратора во время произнесения речи можно многое понять. Вы обязательно должны учитывать тот факт, что движения вашего тела могут рассказать даже больше, чем ваши слова. Если хотите выступить идеально, продумайте все до мелочей, постарайтесь делать только выверенные и осознанные жесты.

Движения тела человека могут быть условными и не условными. Второй вариант чаще всего используется профессиональными ораторами. Во время выступления вы можете задействовать следующие жесты руками:

  • Указывающие. Помогут обратить внимание аудитории на дополнительные наглядные примеры – слайды, диаграммы, таблицы и пр.
  • Подчеркивающие. При помощи таких жестов можно обратить внимание аудитории на важный тезис. Чтобы добиться желаемого эффекта, такое движение нужно дополнить изменением интонации.
  • Ритмичные – выражаются мимикой и движениями рук. Позволяют передать публике настроение оратора.
  • Передающие. При помощи простых движений рук можно показать размер предмета или его форму. Слишком часто использовать не рекомендуется, так как зрители могут решить, что у вас не хватает словарного запаса, чтобы выразить мысль до конца.

Когда выступает оратор, аудитория в основном воспринимает его речь на слух. Если же вы хотите активизировать еще и зрительное восприятие людей, используйте свой голос и жесты на полную. Так вы сможете взбодрить слушателей и привлечь их внимание. Если не знаете, как это сделать правильно, выполните дома во время подготовки к выступлению несколько простых упражнений.

  1. Станьте перед зеркалом и произнесите какую-либо фразу без движений. Затем попробуйте повторить эти же слова, сопроводив их эмоциональной окраской и жестами – просьбой, жесткостью, разочарованием.
  2. Выучите не менее 5 разных жестов и представьте как они будут выглядеть в контексте вашего выступления. Произнесите свою речь перед зеркалом. Движения вашего тела дополняют слова эмоциями. Такое выступление не останется незамеченным, и запомнится каждому.
Читайте также:  Социальный статус - психология

Помните о том, что для достижения желаемой цели нужно много и упорно трудиться. У вас может не все получиться с первого раза. Это не повод расстраиваться и опускать руки. Если ваше неудачное выступление снималось на видео, просмотрите его в записи. Проанализируйте все ошибки, чтобы в будущем избежать обидных промахов.

Источник: https://VseoRechi.ru/ritorika/orator/osobennosti-publichnogo-vystuplenija.html

Как побороть страх публичных выступлений

Представителям многих профессий по долгу службы довольно часто приходится выступать публично.

В основном это касается артистов, топ-менеджеров, адвокатов и других специалистов, чья деятельность — это непрерывный контакт с аудиторией.

Впрочем, практически у каждого человека в жизни возникают ситуации, когда появляется необходимость выступить публично. Вот почему уметь побороть страх выступления перед аудиторией, важно практически любому человеку.

Причины страха публичных выступлений

К чему перечислять возможные причины страха публичных выступлений, если можно сразу перейти к советам о том, как побороть боязнь выступать публично? Понимание и осознание этих причин – первый шаг к борьбе с этой фобией!

Воспитания в большинстве случаев является основой того, почему человек боится выступать перед другими людьми. Родители нередко запрещают своим детям громко разговаривать или кричать в общественных местах. Мамы и папы закрывают рот своим чадам, аргументируя это тем, что все смотрят на ребенка и что это некрасиво.

В итоге, когда подрастающей или уже взрослой созревшей личности приходится выступать на публике, голос куда-то пропадает, внутри все сжимается, а со лба льются ручьи пота.

Очень часто негативный детский опыт закрепляется уже в школе или в институте, когда человек подвергается критике со стороны преподавателей или других студентов.

Многие психологи связывают страх перед публичными выступлениями с порядками, которые существовали в первобытной общине, когда человек был неотъемлемой частью племени (изгнание было равносильно смерти) и все его действия проходили через фильтр общественного поощрения. Очень часто боязнь потерпеть неудачу или услышать негативный отзыв о своих действиях не только заставляет человека отказаться от какой-либо идеи, но и является причиной боязни выступать перед аудиторией.

Для некоторых публичные выступления могут представлять некоторую сложность из-за отсутствия достаточного опыта. Кто-то, возможно, в прошлом имел далеко не лучший контакт с большой аудиторией. Некоторые же люди намеренно избегали публичных выступлений, из-за чего теперь им сложно сделать их частью своей повседневной жизни.

В первую очередь человеку нужно понять то, что он совсем не одинок в своей фобии. По статистике, 9 из 10 выступающих испытывают так называемый страх сцены. При этом нервничают перед выступлениями практически все. Те же, кто панически боится говорить что-либо на публике, в психологии носят имя глоссофобов.

Учеными было подтверждено то, что у большого числа людей в процессе публичного выступления выделяется количество адреналина, соизмеримое с тем, что выделяется во время прыжка с парашютом. Удивительно то, что боязнь публичных выступлений занимает второе место в классификации фобий после страха смерти. Поразительно, что у некоторых личностей страх перед аудиторией выходит на первый план.

Как преодолеть страх перед выступлением

Подготовьтесь и прорепетируйте

В первую очередь нужно тщательно проанализировать своих слушателей. Боязнь выступлений зачастую являет собой тандем нескольких фобий. На человека оказывает немалое негативное влияние страх перед неизвестным. Чтобы избавиться от него, следует заранее узнать, где и перед какой аудиторией вам предстоит демонстрировать свое ораторское искусство.

Проанализируйте, насколько это возможно, сколько человек вас будут слушать, какие у них интересы и жизненные позиции, что они ожидают от выступающего, и какую реакцию вы хотите от них получить. Нужно помнить, что преодоление страха публичных выступлений неразрывно связано с вашей информированностью. Понимание того, кто будет вас слушать, сведет на нет фактор неизвестности.

[ad#Реклама в текст поста]

После того, как вы узнали, какой будет ваша аудитория, следует начать тщательную подготовку к выступлению. Свою речь стоит строить, ориентируясь на средние показатели интеллекта.

Нет смысла формировать непростые логические цепочки, применять профессиональный жаргон и сложные термины. Выбирать такую речь следует только в том случае, если вам предстоит выступать перед профессионалами.

Кроме того, стоит избегать использования слов, значение которых вам понятно не до конца.

Даже если вам предстоит краткое выступление, не стоит игнорировать необходимость хотя бы малейшей подготовки. Изучайте как можно тщательнее тему, о которой планируете говорить. Главный принцип, который нужно держать в голове, заключается в том, что, чем больше вы боитесь выступать, тем качественнее следует готовиться.

По окончании написания текста выступления и приготовления других дополнительных материалов подумайте о том, какие вопросы вам могут задать слушатели. Если вы планируете презентовать данные в виде графиков и диаграмм, имеет смысл проверить актуальность и корректность каждой цифры. Думайте о том, чтобы любому вашему тезису соответствовал весомый аргумент.

Обязательно потренируйтесь дома, представив себе состояние, в котором вы чувствуете себя максимально комфортно. Если в вашей жизни были случаи, когда вам вербально удалось решить какой-то непростой вопрос или выйти из трудной ситуации, используйте то состояние для того, чтобы поднять свою уверенность. Не забудьте также перед самим выступлением смоделировать у себя в голове это состояние.

Не будет лишним выступить перед одним слушателем. Это должен быть ваш знакомый, который хорошо ориентируется в данной конкретной тематике. Именно такой слушатель сможет выявить в вашем выступлении недостатки, а также задать вопросы. Если вы плохо отвечаете на них, стоит глубже разобрать материал. В противном же случае вы можете быть уверены в том, что вступление пройдет как нельзя хорошо.

Обязательно осмотрите помещение, где вы планируете выступить. Продумайте место, где вам будет комфортно налаживать контакт с аудиторией. Оцените, где находится освещение, а также уточните, есть ли возможность использовать проектор. Когда вы осваиваете таким методом территорию, вы существенно облегчаете себе предстоящее выступление.

Успокойтесь

Если вы не имеете понятия, как преодолеть страх перед публичными выступлениями и расслабиться, можете использовать следующие упражнения, которые помогут снять напряжение.

  • Техника медитации включает известный прием, который носит название осознанного дыхания. Суть метода заключается в фокусировании вашего внимания на вдохе и выдохе. При этом дышать следует глубоко, задерживая на несколько секунд дыхание. В процессе выдоха нужно считать про себя от 1 до 5. Этот метод помогает снять напряжение и расслабиться. Выполнять упражнение стоит не менее пяти минут.
  • Напрягите каждый мускул вашего тела и пробудьте в этом состоянии в течение пяти секунд. Затем расслабьтесь и повторите данную процедуру еще несколько раз. Если вам позволяют условия, пройдитесь быстрым темпом по помещению или улице, присядьте несколько раз или отожмитесь от пола.

Есть мнение, что стимуляторы или транквилизаторы помогают справиться со страхом выступлений. На самом деле такие препараты абсолютно бесполезны, а в некоторых случаях могут даже испортить вам выступление, особенно если вы не рассчитаете дозу. Это может вылиться в заторможенность. Вот почему не стоит использовать такие препараты.

[ad#yan4megduabzacami]

Найдите поддержку

В том случае, если среди слушателей есть ваши знакомые или друзья, попросите их всячески поддержать вас. Любой тактильный контакт пойдет вам на пользу, как бы это ни было удивительно. Это может быть дружеское рукопожатие, похлопывание по плечу или даже теплые объятия.

Перед тем, как начать свое выступление, поищите среди присутствующих знакомое лицо. Если в рядах слушателей нет близких людей, найдите человека с одобряющим выражением лица. Улыбка и позитив в ваш адрес помогут вам справиться с неуверенностью.

Продумайте невербальную часть выступления

Не стоит недооценивать важность невербальной части вашего выступления. Интересно, что около 60% информации каждый из нас потребляет именно из невербальных источников.

Если словами можно ввести кого-то в заблуждение, то ваши жесты на подсознательном уровне будут прочитаны аудиторией правильно.

Внешний вид выступающего, расстояние до него, тембр голоса, манера повествования, мимика и интонация относятся к невербалике.

Продумывая свой внешний вид перед выступлением, стоит учитывать, что любое сходство со среднестатистическим слушателем играет вам на руку, поскольку увеличивает влияние на аудиторию. Это относится к одежде, прическе, украшениям и манерам. Если люди воспримут вас как своего, то ваши слова будут цениться выше. При этом артикуляция и дикция речи должны быть проработаны вами до выступления.

Как побороть страх во время публичных выступлений

Даже если вы полностью успокоились перед выступлением, чувство страха может вернуться в тот момент, когда вы будете выходить на сцену. Существует несколько советов, которые помогут справиться с данной проблемой.

Весьма популярным способом, помогающим побороть напряженность, является произнесение аффирмаций с подбадривающим контекстом. Нужно выбирать положительные фразы, такие как «Я люблю аудиторию, а она любит меня», «Все ждут моего выступления», «Я умею заинтересовать слушателей» и т.п.

Второй путь заключается в принятии своего страха. Позвольте себе иметь право на волнение, ведь вы же человек. Если вы примите данный факт, вам сразу станет значительно легче. Однако не стоит забывать о том, чтобы настроится на достижение положительного результата. Не надо тратить силы на прокручивание в голове своего негативного опыта.

Специалисты также советуют особо волнующимся личностям признать публично свой страх. Тем самым вы снимаете с себя часть ответственности, если вдруг что-то забудете сказать или собьетесь.

Однако не стоит часто применять этот способ, поскольку слушатели в следующий раз могут отреагировать на подобное заявление без особого энтузиазма. Вы можете быть откровенны только во время первого выступления.

Используйте этот метод только в том случае, если другие способы побороть страх оказались недейственными.

Если вы неопытный оратор, не стоит практиковать экспромты. Немногие люди имеют врожденный навык выпутываться из сложных ситуаций. Поэтому лучше не попадать в нелегкое положение.

Если же нужно отвечать на вопросы, то лучше произносить банальности, уместные в данной конкретной ситуации.

На общем фоне это будет незаметно, и вы останетесь незапоминающимся оратором до момента, пока сами не пожелаете приковать к себе внимание окружающих.

Есть множество советов, которые дают ответ на вопрос, как побороть страх публичных выступлений. Вы можете представить, будто в аудитории сидят не бизнесмены, а пушистые кролики. Также весьма эффективно бывает подумать о чем-то хорошем.

Однако такие советы дают в основном опытные ораторы, которые будут действенны лишь для тех, кто не испытывает особого страха. Те же люди, что панически боятся публичных выступлений, могут использовать любой из указанных в данной статье методов, чтобы справиться с напряжением.

Если вы будете много практиковаться, вскоре вы заметите серьезный прогресс.

P.S. Опыт – основной ключ к тому, чтобы стать хорошим оратором. Начните с произнесения тостов в знакомой компании. После этого практикуйте громкий голос в общественных местах. Это поможет вам преодолеть боязнь негативной реакции окружающих. Затем вы заметите, что ваш тон станет более вальяжным и покровительственным.

Приобретя некоторую уверенность, начните действовать уже на работе. Старайтесь задавать вопросы докладчикам. Это поможет вам преодолеть страх оказаться в центре внимания. В итоге у вас появится тяга к самостоятельным выступлениям.

Узнав все средства выразительности речи и избавившись от фобии, вы, несомненно, станете чудесным оратором.

Источник: https://constructorus.ru/psixologiya/kak-poborot-strax-publichnyx-vystuplenij.html

Ссылка на основную публикацию