Рентабельность жизненного проекта — психология

Формула успеха или Философия жизни эффективного человека

Определяя бюджет программы краткосрочного бизнес-образования, надо не забывать о том, что расходы на обучение являются не издержками, а инвестициями, доходность которых при правильной организации является одной из самых высоких среди альтернативных проектов.

Это не реклама

Если человек нравится себе просто потому, что он привык себя воспринимать именно таким, то это человек, скорее всего, душевно здоровый, но не развивающийся и не эффективный. Не бизнесмен.

• Действительно, вот у подростка энурез и плоскостопие, но он не комплексует. Молодец! Но если он собирается оставлять это и дальше, то, похоже, он несколько задержался в развитии.

«Я — такой!» — это не лозунг для оправдания своего ленивого бездействия, а стартовая площадка для планируемых изменений. Универсальный бизнесмен относится к своей личности просто как к тому, что есть пока, как к тому, что может и должно меняться в соответствии с теми задачами, которые он перед собой ставит.

• Для Творца — которые ставит перед ним жизнь.

Личность бизнесмена есть такой же инструмент для его эффективной деятельности, как его ноутбук, мобильник и автомобиль. Если под новыми программами ноутбук начинает тормозить, потому что не хватает памяти — памяти надо добавить.

Если проблемы с памятью возникли у вас в голове, это такая же рабочая проблема, которую можно и нужно решать на общих основаниях. Если ваш автомобиль долго разгоняется и не умеет тормозить, на нем вам нужно доехать только до ремонтной мастерской.

Если без тормозов ваш заместитель, его личность также нуждается в ремонте.

• Аналогия полная.

Кроме текущего ремонта, личность бизнесмена вместе с другим необходимым оборудованием нуждается в регулярном обновлении и апгрейде. Когда это касается его периферических устройств, это чаще называется повышением квалификации, когда затрагивает личностную сердцевину, замену главного процесса и смену операционной системы — личностным ростом.

Все эти процедуры очевидно необходимы, но любой бизнесмен учитывает не только обещанные выгоды, но и стоимость затрат.

Занимаясь на любых психологических курсах, вы в первую очередь тратите: тратите свое время и деньги. К этому обычно все относятся с пониманием, как к походу, например, к врачу — вы знаете, что от этого похода денег у вас не прибавится, а убавится. Так вот: от посещения квалифицированно сделанных психологических курсов вы имеет право ожидать результата другого.

• Собственно, это и есть один из обязательных вопросов перед посещением любого тренинга: как быстро вложенные в эти занятия деньги вам вернутся? И с какой прибылью?

Вклад в повышение психологической компетенции — это такое же нормальное инвестирование, как вклад, например, в обучение сотрудников новым технологиям, и это инвестирование должно быть прибыльным. Как, откуда возможна прибыль? В качестве примера — реальный рассказ реального человека:

«Мне срочно понадобились деньги, я решил попросить их у брата — у него деньги есть. Брат меня выслушал и сформулировал четко: «Дам только под проценты.

Мои условия ты знаешь — три процента в месяц!» Не слабо… На такой (серьезный) процент ставят посторонних, а тут он такое — мне, родному брату! Раньше бы я обиделся «на раз» и высказал ему все, что я о нем думаю, а тут себя притормозил: все-таки занимаюсь в Синтоне.

Подумал на тему верований: «брат, не брат», что мне этот человек должен или не должен, после чего — улыбнулся, обнял брата и сказал ему спасибо. Спасибо за то, что он готов выручить меня деньгами, но этот процент для меня слишком велик и я его не потяну.

Значит, буду искать какой-то другой вариант. Тут же попросил проконсультировать по некоторым вопросам, в которых он является специалистом, — и увидел, как у брата от души отлегло.

Вечером подвел итог: если бы я с братом поссорился (к чему все и шло), то с учетом характера брата ссора могла быть долгой. А в денежном выражении это стоило бы мне… да, с учетом специфики моего бизнеса эта ссора с братом встала бы мне в целом в несколько тысяч долларов. Совершенно реальных долларов — зелененьких и хрустящих, которые достаются мне пока не всегда легко.

А научил меня думать и не обижаться цикл «Мир души», который я проходил в Синтоне. Он стоил мне сто долларов. Рентабельно!»

Если вы начали посещать психологические курсы, возможно даже самые интересные, но непосредственного, в первую очередь денежного, выхода с них вам не видно — значит, вы или плохо смотрите, или занимаетесь не так.

• Или не там — в причинах разберитесь сами. Главное знать: занятия практической, деловой психологией являются для каждого бизнесмена одним из самых рентабельных вкладов.23

23 Подробный анализ и обоснование см. в Приложении с. 244.

Самый прямой и очевидный вклад для большинства бизнесменов дает тайм-менеджмент: учет времени и умение свое время планировать. Еще один короткий репортаж дистантника с полей бизнес-сражений:

«Устраивался на новую работу: о зарплате договорился, поставил вопрос о дополнительных процентах — десять процентов обговорил.

Я уверен, что я стою больше, но как, чем это показать сейчас моим будущим партнерам? Решил рассказать о своей работе по учету и планированию времени, показал отчеты: это произвело такое ошеломляющее впечатление, что моими стали — двадцать процентов! Это очень хорошие деньги. Есть!»

А какие могут быть реальные доходы от повышения психологической компетенции в общении и мастерства в построении взаимоотношений? Вполне реальные и очевидные.

По крайней мере, в нашем Учебном Центре учет этой рентабельности уже встроен в само содержание занятий, и члены группы должны эти подсчеты произвести сами.

Вот выдержки из некоторых отчетов после завершения занятий вводного (базового) цикла:

Благодаря приобретенным навыкам нашел новую работу — добавил 300$ в месяц.

Приобрел умение грамотно общаться, если хотите манипулировать, братом, который обеспечивает работу с компьютером, этим сэкономил деньги и время на собственное обучение, сэкономленное время перекинул на репетиторство и заработал уже 150$.

Научился проявлять жесткость, расстался с потенциальным компаньоном: возросла доля доходов плюс не тратить время и силы на перепроверку ненадежного человека. Примерная оценка — на ближайший год около 700$.

Сравнила месячный бюджет до Синтона и после. Факты: техника «учет времени и денег» в моем исполнении дает от 20 до 200$ в месяц.

Я «разрулил» очень спорную ситуацию (ДТП), спас 300$ и свое лицо (во всех смыслах).

Очень многие специально отмечали техники «бесконфликтное общение», «внутренний переводчик» и «тотальное ДА». Благодаря им:

Хорошие отношения с работодателем. Прощают проколы, идут навстречу, когда надо, разрешают подработать. В деньгах — минимум 150$ в месяц.

Улучшились отношения со старшей дочерью и семейная атмосфера в целом, итого экономия на детском психологе — 200$ в месяц.

Для молодежного контингента как результаты всего трех месяцев занятий — неплохо. В группах бизнесменов с доходами от 3000$ стоимость и ошибок, и находок существенно выше, соответственно по многим пунктам рентабельность также исчисляется цифрами другого порядка.

Источник: http://bookap.info/popular/kozlov_formula_uspeha/gl99.shtm

Бизнес-план психологического центра (с финансовой моделью) :: РБК Магазин исследований

Разработка бизнес-плана психологического центра проведена на основе одного из реально осуществленных проектов аналитической группы Intesco Research Group. Бизнес-план подготовлен по международному стандарту UNIDO.

К данному бизнес-плану прилагается автоматизированная финансовая модель в формате Excel.

Для того чтобы произвести перерасчеты под новый проект, достаточно изменить базовые показатели в финансовой модели.

Сервис, используемый в модели, настолько прост и удобен, что позволяет любому человеку без финансового образования успешно провести расчеты под собственный проект.

Финансовая модель построена таким образом, что позволяет моментально наблюдать изменение показателей эффективности проекта.

Благодаря гибкости финансовой модели, возможна адаптация данного бизнес-плана под новый проект в любом регионе России.

Цели проекта:

привлечение инвестиционных средств для открытия психологического центра;

обоснование экономической эффективности открытия психологического центра;

разработка поэтапного плана создания и развития психологического центра.

Описание проекта:

месторасположение – ЮАО города Москвы;

хорошая транспортная доступность;

расположение в черте города;

наличие удобного подъезда;

целевая аудитория — люди разных возрастов, включая семенные пары и детей;

большая масса потенциальных клиентов центра имеет достаток не ниже среднего;

режим работы: ежедневно с 10:00 до 22:00;

общая площадь – *** кв. м.

Виды услуг:

индивидуальная консультация психолога;

консультация детского психолога;

консультация семейного и супружеского психолога;

on-line консультация;

диагностика;

консультация на дому.

Финансовые показатели проекта:

Объем первоначальных вложений – 62 579 тыс. руб.

Чистый доход (NCF) — *** млн.руб.

Чистый дисконтированный доход (NPV) — *** млн.руб.

Простой срок окупаемости (PB) — *** кварталов

Дисконтированный срок окупаемости (DPB) — 7,79 года

Индекс прибыльности (PI) — *** ед.

Внутренняя норма доходности (IRR) — *** %

Точка безубыточности (BEP) — *** млн.руб. / квартал

Выдержки из исследования:

В 2011 году заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения в Москве выросла на ***% по сравнению с предыдущим годом, или на ***тыс. случаев. В 2012 году, по оценкам специалистов рынка, заболеваемость увеличилась еще на ***%, лишь незначительная часть из которых – пациенты новых присоединенных к Москве территорий. Таким образом, ***

Почти *** пациентов психологических клиник представляют собой людей в возрасте *** года (***%). На этот период приходится кризис ***, который выражается в ***. Стоит заметить, что проблемы могут возникнуть даже у ***.

Согласно опросу, российские психологи в своей практике наиболее часто применяется ***-терапия. Следующими по популярности методами диагностики и лечения являются аналитический подход и арт-терапия: ***% и ***% соответственно.

Однако стоит заметить, что большинство психологов применяют не один метод, а практикуют интегрированный подход (одновременно несколько направлений).

Наиболее часто встречающийся вид консультации – консультация для взрослых, в ЮАО стоит порядка *** тыс. руб. На *** тыс. дешевле обойдется консультация детей и подростков. Наиболее дорогим видом услуг является семейное консультирование – ***тыс. руб. При этом стоит учесть, что по рекомендации психологов, консультации необходимо проводить не реже 3 раз в неделю.

Планируется, что ***% используемого времени будет приходиться на индивидуальные консультации, 20% — консультации детского психолога, ***% — консультации семейного (супружеского) психолога, ***% — диагностику и ***% — консультации на дому.

Основной статьей расходов центра являются расходы на оплату труда персонала с начислениями. На данный вид затрат приходится боле ***% от всех расходов.

В структуре фонда ***% приходится на оплату производственного персонала (психологи) и ***% — на оплату труда административного персонала.

Категории: Россия
Потребительские услуги/Частная медицина/Психология

Источник: https://marketing.rbc.ru/research/29178/

Рентабельность проекта формула расчета

Новый проект всегда связан с инвестициями и финансовыми рисками.

Как узнать – принесет ли он прибыль? Стоит ли отказываться от получения дохода сегодня в пользу прибыльного завтра? Или лучше избежать рисков и необоснованных затрат? Рентабельность проекта – это ключевой показатель, который позволит инвестору принять правильное решение. Рассмотрим формулу расчета рентабельности проекта, приведем примеры.

Используйте пошаговые руководства:

С позиции собственника капитала инвестирование – это всегда определенный риск.

 Оценивая различные возможности вложения денежных средств, инвестор стоит перед непростой проблемой выбора – ведь количество ресурсов ограничено, и проекты подчас исключают друг друга.

Для принятия верного решения необходимо определить, какой из возможных проектов позволит использовать ресурсы наиболее эффективно и принесет наилучший результат.

Базовым показателем, позволяющим оценить возможную отдачу от вложенных инвестиций, является коэффициент рентабельности проекта. Западные специалисты, говоря о данном коэффициенте, как правило, используют термин ARR – сокращение от Аccounting Rate of  Return, что переводится как «коэффициент эффективности инвестиций».

Экономический смысл коэффициента рентабельности

Коэффициент рентабельности проекта с позиции экономического содержания иллюстрирует, сколько в среднем за проект будет создано чистой прибыли на один рубль выполненных инвестиций. Так, если ARR составил 70%, это означает, что  каждый рубль чистых инвестиций принесет 70 копеек чистой прибыли.

Читайте также:  Образ жизни - психология

Формула расчета рентабельности проекта

Алгоритм расчета рентабельности проекта исключительно прост – он не требует использования сложного математического аппарата, или специального программного обеспечения.

Коэффициент ARR фактически представляет собой частное от деления среднегодовой прибыли (PN) на среднюю величину вложений в новый проект.

При этом средняя величина финансовых инвестиций (IC) определяется с помощью деления первоначальной суммы вложений на два.

Если предполагается, что после реализации проекта будет иметь место некая ликвидационная стоимость активов (RV), то данная величина учитывается в формуле коэффициента ARR – на нее уменьшается сумма исходных вложений.

Как рассчитать рентабельность проекта (формула)

где ARR — коэффициент рентабельности проекта;

PN — среднегодовая прибыль, полученная в результате инвестиций (среднее значение чистой прибыли фирмы, то есть прибыли после уплаты налогов, за период функционирования проекта);

IС — общая сумма вложений;

RV — величина ликвидационной стоимости активов, то есть стоимости активов по окончании срока их полез­ного использования.

Достоинства и недостатки применения коэффициента ARR для оценки финансовой привлекательности проекта

Одним из основных достоинств применения показателя ARR является легкость в расчетах. Чтобы определить рентабельность проекта, нет необходимости проводить масштабные вычисления – достаточно простого калькулятора. Также существенным достоинством ARR является то, что он позволяет относительно быстро спрогнозировать прибыльность проекта.

Минусы ARR

Помимо преимуществ коэффициент рентабельности проекта имеет и ряд недостатков. И главный заключается в том, что подчас спрогнозировать будущие поступления бывает достаточно сложно. Поэтому коэффициент часто применяется для анализа уже существующего проекта.

Кроме того в формуле ARR не учитывается, что одна и та же сумма денежных поступлений в настоящем и в будущем имеет различную реальную стоимость в свете таких факторов, как инфляция например. Иными словами, игнорируется факт неравноценности одинаковых сумм поступлений или платежей, относящихся к разным периодам времени (см.

также, как составить платежный календарь. Пример в Excel).

Коэффициент ARR не позволяет инвестору осуществить сравнение проектов, имеющие разную продолжительность и разную динамику формирования прибыли, что также является существенным недостатком (см. также  про анализ и оценку инвестиционных проектов).

К тому же использование ARR целесообразно лишь в том случае, когда организация  применяет линейный метод начисления амортизации. В случае применения иных методов амортизации формула коэффициента рентабельности проекта утрачивает свою логику.

И все же, несмотря на существенное количество недостатков, коэффициент рентабельности проекта находит очень широкое применение в области оценки эффективности инвестиций.

Истина подкупает своей простотой – чем выше ARR, тем привлекательнее проект.

Примеры расчета коэффициента рентабельности проекта

Пример №1

Допустим, капиталовложения в первый год составили 80 тыс. руб., во второй год – 120 тыс. руб. Чистая прибыль в первый год составила 20 тыс. руб., во второй – 30 тыс. руб.

Рассчитаем рентабельность данного проекта.

IC = (80 + 120) / 2 = 100 тыс. руб.

PN = (20 + 30) / 2 = 25 тыс. руб.

ARR = 25 / 100 = 0,25 или 25%.

Пример №2

Типография планирует приобрести новый печатный станок стоимостью 500 тыс. руб. Срок полезного использования станка – 5 лет, амортизация начисляется линейным методом.

В течение 5 лет, согласно прогнозу, выручка от реализации продукции достигнет следующих значений: 340, 370, 410, 400, 300 тыс. руб. Текущие расходы в первый год эксплуатации составят 170 тыс. руб.

и далее будут увеличиваться на 3% ежегодно. Ставка налога на прибыль составляет 20%.

Имеет ли смысл собственнику капитала инвестировать денежные средства в данный проект?

Определим коэффициент рентабельности вложений в новое оборудование. Для начала рассчитаем чистую прибыль за каждый год реализации проекта, тыс. руб.

ПоказательГоды
12345
Объем реализации340370410400300
Текущие расходы170175,1180,35185,75191,35
Амортизация100100100100100
Налогооблагаемая прибыль7094,9129,65114,258,65
Налог на прибыль1418,9825,9322,851,73
Чистая прибыль5675,92103,7291,46,92

В данном случае:

IC = 500 тыс. руб.  

PN = (56 + 75,92 + 103,72 + 91,4 + 6,92) /5 =66,79 тыс. руб.

 RV = 0 

Воспользовавшись приведенной выше формулой, рассчитаем рентабельность проекта:   

 ARR =66,79/(500/2) *100%= 26.72%

Поскольку значение ARR положительно и достаточно существенно, данный проект прибылен и его целесообразно реализовать.

Изменим условия примера 2 – предположим, что ликвидационная стоимость старого типографского станка составила 20 тыс. руб.

IC = 500 тыс.  руб.

PN = 66,79 тыс. руб.

RV = 20 тыс. руб

ARR = 66,79 / ((500 — 20) / 2) *100%= 27,83%

Варианты формулы расчета рентабельности ARR

В заключение отметим, что существует несколько различных интерпретаций формулы рентабельности проекта.

Так, если по истечении срока реализации проекта ликвидационная стоимость активов будет равна нулю, показатель RV из формулы исключается:

ARR  = Pr / (1/2) Iср.0

где Рr – среднегодовая прибыль  от реализации проекта,

Iср.0 – объем вложенного капитала.

В некоторых случаях в качестве одного из показателей при определении коэффициента рентабельности используется первоначальная величина инвестиций:

ARR = Pr / I0

При расчете ARR первоначальный объем вложений может быть взят за основу в случае, если проект генерирует поток равномерных доходов в течение неопределенного, или достаточно продолжительного срока.

Отметим, что все указанные выше вариации расчета АRR являются производными основной формулы, приведенной в начале статьи.

Источник: https://fd.ru/articles/158898-rentabelnost-proekta-formula-rascheta-17-m10

Показатели эффективности и привлекательности инвестиционных проектов

Эффективность инвестиций оценивается довольно большим количеством показателей. Их используют специалисты — аналитики инвестиционных процессов. Для инвесторов обычно достаточно несколько из них, чтобы принять решение об инвестировании. Ниже приводим этот необходимый перечень.

Показатели оценки эффективности инвестиционных проектов:

  • чистая приведенная стоимость проекта (NPV);
  • индекс доходности (PI);
  • внутренняя норма доходности (IRR, %);
  • модифицированная внутренняя ставка доходности (MIRR, %);
  • срок окупаемости первоначальных инвестиций (РР);
  • период окупаемости первоначальных инвестиций, рассчитанный с учетом дисконтирования денежных потоков (DPP);
  • коэффициент рентабельности инвестиций (ARR).

Группа этих показателей иногда дополняется показателями, характеризующими денежные потоки в процессе инвестирования – денежные поступления (Чистые денежные поступления NV) и денежные оттоки (Максимальный денежный отток Cash Outflow).

Чистая приведенная стоимость проекта

Поскольку главная цель большинства инвестиций является получение от них максимального дохода показателем, отражающим это стремление инвесторов, является чистая приведенная стоимость инвестиционного проекта.

Для его расчета необходимо знать характер денежных потоков, который вызовут инвестиции, и как они будут меняться во времени.

На графике ниже мы видим, как изменяется общий денежный поток. Первая фаза инвестиций, обозначена на графике как «Предпроизводственный период», может рассматриваться как единовременное вложение, если оно производится в течение одного года. А может как процесс во времени от года и более.

В этом случае расчет чистой приведенной стоимости инвестиций должен учитывать изменяющуюся стоимость вложений в инвестиционный проект, то есть рассчитываться с дисконтированием по ставке дисконтирования r, которая определяется исходя из выбираемых инвестором критериев.

Основными критериями при выборе дисконтной ставки могут быть названы:

  • cтоимость капитала инвестируемого объекта;
  • кредитная ставка банков в финансовом окружении;
  • среднеотраслевая доходность капитала для инвестируемого объекта;
  • доходность финансовых инструментов на фондовом рынке;
  • внутренняя норма доходности.

Денежные притоки на инвестируемый объект в виде денежных поступлений NV рассчитываются так:

Где:

  • CIt – инвестиции за весь жизненный цикл проекта;
  • CFt – денежные поступления за весь жизненный цикл проекта;
  • n – жизненный цикл инвестиций.

Здесь денежные поступления за весь инвестиционный цикл не включают в себя денежные потоки от операционной деятельности и финансовой деятельностью Они учитываются в процессе реализации инвестиционного процесса.

Рис. 1. Денежный поток инвестиций и доходов.

Для расчетов чистой приведенной стоимости денежные потоки подвергаются дисконтированию по ставке r.

Расчет чистой приведенной стоимости проекта на предварительной стадии инвестирования осуществляется по формуле:

где:

  • ICt – приток инвестиций в период от i=0 до T;
  • CFt – денежный поток от инвестиций в t–год;
  • n – длительность жизненного цикла инвестиций;
  • r – норма дисконтирования.

Если вложения делаются одномоментно, то формула приобретает вид:

где ICo – первоначальные инвестиции.

Для упрощения расчетов NPV частное от деления

именуют коэффициентом дисконтирования и, их значения, при различных r, сводят в специальные таблицы, где можно легко определить необходимый коэффициент под заданные условия. Эти табулированные значения легко найти в интернете.

Показатель на предварительной стадии инвестирования:

  • служит критерием целесообразности вложений в данный инвестируемый объект,
  • оценочным показателем при выборе вариантов;
  • абсолютным показателем будущей доходности инвестиций.

Одновременно показатель при равенстве его 0, показывает предельный уровень доходности по нижней границе, отраженной выбранной нормой дисконтирования r. Если , они не окупаются, а при , инвестиции принесут инвестору увеличение его капитала. Очевидно, что выбор нормы дисконтирования влияет на конечный результат при решении об инвестициях.

Чем выше эффективность действующего капитала, в который направляются инвестиции, тем меньше будет прирост капитала при прочих равных условиях. Иными словами, в высокоэффективное производство целесообразно делать высокоэффективные инвестиционные проекты.

Например:

  • 1 инвестиционный объект со стоимостью капитала на уровне 25%;
  • 2 инвестиционный объект на уровне 15%;
  • Срок жизни инвестиций – 3 года;
  • Размер первоначальных инвестиций 60 млн. рублей;
  • Среднеотраслевая доходность предприятий данной отрасли 14%.

Поступления дохода от инвестиций:

  1. Для 1 объекта: 1 год – 27 млн.рублей; 2 год – 33 млн. рублей; 3 год 35 млн. рублей.
  2. Для 2 объекта: 1 год – 27 млн.рублей; 2 год – 33 млн. рублей; 3 год 35 млн. рублей.

Для 1 объекта норма дисконтирования в 14% неприемлема, так как инвестиционный проект снизит стоимость его капитала, поэтому она может быть не ниже 25%. Рассчитаем NPV при такой норме дисконта: NPV =-60 +27/1,25 + 33/1,5625 + 35/1,953 = -60 + 21,6 + 21,12 + 18,14 = 0,86.

Для 2 объекта: NPV =-60 +27/1,15 + 33/1,322 + 35/1,52 = -60 + 23,47 + 24,96 + 23,02 = 11,45.

Дисконтированный индекс доходности инвестиционного проекта

Дисконтированный индекс доходности представляет собой отношение всех доходов от инвестиций, дисконтированных по ставке привлечения капитала в инвестиции за жизненный цикл проекта к размеру всех инвестиций также дисконтированный по времени этих вложений. Индекс доходности обозначается как DPI (Discounted Profitability Index) и формула его расчета выглядит так:

Очевидно также, что дисконтированный индекс доходности инвестиций должен быть больше 0.

Индекс доходности инвестиций

Для небольших инвестиционных объектов со сроками реализации около года или несколько больше используют упрощенную формулу индекса доходности инвестиций, которая выглядит следующим образом:

где ICo– первоначальные инвестиции.

Так для предыдущего примера мы получим:

Для 1 объекта  = 60,86 / 60 = 1,014.

Для 2 объекта = 71,45/60 = 1,19.

В данном случае индекс доходности подтверждает, что объект 2 более прибыльный, чем объект 1. Инвестор предпочтет 2 объект, хотя стоимость капитала объекта инвестирования у 1 объекта существенно выше и финансовая устойчивость тоже выше.

Внутренняя норма доходности инвестиционного проекта

Внутренняя норма доходности широко используется при оценке инвестиционных проектов и при их анализе, она обозначается IRR (Internal rate of return) . Математическое выражение внутренней нормы доходности выглядит так:

IRR = r, при NPV = 0, или более подробно:

где:

  • CFt – денежный поток от инвестиций в t -м году;
  • ICt – инвестиционный поток в t–м году;
  • n – срок жизни проекта.

То есть, при равенстве доходов и инвестиций полученная норма представляет собой нижнюю границу ставки доходности, при которой инвестирование не целесообразно. Если полученный показатель IRR будет ниже средневзвешенной доходности капитала инвестируемого объекта, от проекта надо отказываться.

Кроме этого, полученная внутренняя норма доходности может служить нормой дисконтирования денежных потоков при расчетах показателей оценки инвестиционных проектов.

При сравнении нескольких инвестиционных вариантов IRR служит критерием отбора более эффективного варианта. Показатель IRR выражается в процентах, поэтому как относительный показатель, он используется для сравнения даже разномасштабных проектов и с различными жизненными циклами.

Расчет показателя ведется методом последовательного приближения. Функция NPV(r) имеет нелинейный характер, поскольку знаменатель в вышеприведенном уравнении имеет степенную функцию. Поэтому определяются r, близкие к показателю NPV = 0, и в этом диапазоне осуществляется подбор r, при котором выполняется уравнение NPV = 0.

Читайте также:  Любовь-страсть - психология

График, приведенный ниже, показывает, как это выглядит:

Находится значение NPV≥0, на графике и значение NPV≤0, на графике .

Далее для расчета IRR принимаем, что отрезок между обозначенными на кривой точками имеет линейный характер. Тогда легко определяем IRR из линейного уравнения:

Данный расчет показывает для 1 варианта 25,88%, что означает, что проект должен обеспечить такую среднюю норму доходности на весь срок существования проекта и поскольку IRR > r, который мы приняли равным 25%, проект реализуем.

Для 2 варианта 18%, средневзвешенная стоимость капитала равна 14%, а среднеотраслевая доходность предприятий в отрасли 15%. и может быть предложен инвестору для реализации.

Модифицированная внутренняя ставка доходности

Модифицированная внутренняя ставка доходности необходима при расчетах эффективности инвестиционных проектов, в которых прибыль от него ежегодно реинвестируется по ставке стоимости совокупного капитала инвестируемого объекта. В этом случае формула приобретает вид:

где:

  • MIRR — модифицированная внутренняя ставка доходности;
  • d – средневзвешенная стоимость капитала;
  • r – ставка дисконтирования денежных притоков;
  • CFt – денежные притоки в t-ый год жизни проекта;
  • ICt – инвестиционные денежные потоки в t-ый год жизни проекта;
  • n – срок жизненного цикла проекта.

Оба показателя и имеют общий недостаток: денежные притоки от инвестиционной деятельности должны быть релевантными, т.е. на всем процессе приростными. В случае возникновения разно знаковых потоков расчет показателей не будет отражать реальную картину.

Срок окупаемости первоначальных инвестиций

Этот показатель говорит инвестору о сроке возврата ему первоначальных вложений.

Общая формула расчета срока окупаемости выглядит следующим образом:

Где:

  • PP – срок окупаемости инвестиций;
  • Io – первоначальные инвестиции в проект;
  • CFt – денежный поток от инвестиций в t-том году;
  • t – период расчета срока окупаемости .

Если есть возможность определить среднегодовой или среднемесячный доход от вложенных средств, то:где CFcr — среднегодовой доход от инвестиций.

Данный показатель прост и нагляден, но не учитывает фактор изменения стоимости денег во времени.

Если этот фактор ввести в расчет показателя окупаемости, то он будет называться период окупаемости первоначальных вложений, рассчитанный с учетом дисконтирования денежных потоков (DPP):

  • CFt – денежный поток от инвестиций в t-том году;
  • r – норма дисконтирования денежных поступлений.

Из сравнения этих формул очевидно, что всегда DPP > PP.

Есть еще один недостаток этих показателей: за пределами сроков окупаемости денежные потоки могут изменяться разными темпами и при одинаковых сроках окупаемости сумма накопленного денежного потока может оказаться различной.

Иными словами, нельзя ориентироваться на данный показатель в случае сравнения вариантов инвестирования, необходима обязательная абсолютная оценка накопленного денежного потока за жизненный цикл проекта.

Коэффициент эффективности инвестиций

Если внимательно посмотреть на формулу расчета коэффициента инвестиций, нетрудно заметить, что он по смыслу является обратной величиной срока окупаемости инвестиций:

If — остаточная (ликвидационная) стоимость вложений в проект, определяемая путем продажи имущества и оборудования после его завершения.

CFcr — среднегодовой приход денежных средств от проекта в течение жизни проекта. Особенно это видно когда If=0.Тогда нет необходимости ее учитывать в формуле, и она приобретает вид:

РР – срок окупаемости проекта.

Все приведенные показатели характеризуют инвестиции с экономической точки зрения. Инвестора интересуют еще показатели характеризующие степень риска инвестиционного проекта.

К этим показателям относятся вероятностные оценки достижения заложенных в инвестиционный проект параметров. Показатели риска характеризуются математическим ожиданием рисковых событий в заданном диапазоне.

Рисковые события определяются при анализе характеристик инвестируемого объекта, таких как доходность его капитала, финансовая устойчивость инвестируемого объекта, оборачиваемость его активов и ликвидность капитала.

Показатели экономической эффективности вкупе с показателями риска образуют показатели инвестиционной привлекательности проекта. На их основе инвестор и принимает решение о целесообразности инвестиций в тот или иной проект.

Читайте далее

Методы оценки экономической эффективности инвестиций.

Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта.

Анализ эффективности инвестиций и их оценка.

Оценка инвестиционных проектов по уровню их рентабельности.

Источник: https://kudainvestiruem.ru/proekt/pokazateli-ehffektivnosti-investicionnogo-proekta.html

Практическое руководство по планированию жизни (часть 1)

Этой публикацией я хотел бы открыть цикл из 4 постов, посвященных планированию жизни. В ней я изложу свой практический опыт перехода в состояние полного контроля над собственной жизнью, который занял у меня чуть меньше года.

Для начала поясню, с чего все началось. Сейчас мне 36 лет, я вполне успешный руководитель небольшой компании.

С момента моего выхода во взрослую жизнь в конце 90-х до начала четвертого десятка я проживал вполне себе обычную жизнь, мало чем отличающуюся от жизни многих других людей моего поколения.

Важной особенностью этой жизни было то, что на 90% она проходила в неуправляемом режиме: не были ясны ее долгосрочные и среднесрочные цели, ежедневная деятельность осуществлялась в реактивном режиме, аналогичным образом принимались решения, связанные с карьерой, деньгами, личной жизнью, здоровьем и т.д.

Конечно, как и многие другие, я прочитал всю классику от «7 навыков» до «Тайм-драйва», но все знания, почерпнутые из этих источников, не сделали из меня человека, который мог бы гордиться тем, что контролирует свою жизнь.

Несколько лет назад я, можно сказать, случайно, добился видимых результатов в области самосовершенствования, таких как расставание с курением, похудение на 13 килограмм или изучение иностранного языка с почти нулевого уровня. Все это, а также появление семьи и ребенка, окончательно подвело меня к мысли, что жизнь нужно проживать в режиме «управляемого драйва» или, как это называет Дэвид Ален, круиз-контроля. Лучше поздно, чем никогда! Задавшись целью спланировать жизнь и взять ее под контроль, я начал изучать общеизвестные книги и публикации на эту тему и столкнулся с удивительным фактом: несмотря на многообразие источников по этой теме, мне не удалось найти ни одной пошаговой методики. Т.е. не было ни одной, скажем так, «методички», которая бы четко говорила, что и в какой последовательности нужно делать, чтобы достичь того состояния, когда я проживаю жизнь не «как получится», а «как мне хочется».

По прошествии полутора лет я могу констатировать, что эта цель достигнута.

И я хотел бы поделиться своими знаниями и накопленными методиками со всеми, кому так же как и мне, возможно, не хватает конкретного руководства к действию.

Я уверен, что это далеко не единственный подход и порядок действий, но, как я уже сказал, мне не удалось найти ни один из них, поэтому я и предлагаю свой.

Итак, для начала я хотел бы обратить внимание на то, что контроль над жизнью подразумевает наличие ответа на два фундаментальных вопроса: «куда я хочу попасть» (цели жизни) и «как быть уверенным в том, что я двигаюсь именно туда» (ежедневная деятельность, приближающая нас к достижению наших жизненных целей).

Существуют классические симптомы, которые демонстрируют отсутствие ответов на эти вопросы. Вот они.

Касательно целей жизни:

  • отсутствие видения/смысла/целей всей жизни;
  • отсутствие четкого описания личных ценностей;
  • проживание года за годом по течению;
  • отсутствие «драйва», «путеводной звезды» или икигама;
  • чувство надвигающегося так называемого «кризиса среднего возраста».

Касательно ежедневной деятельности:

  • отсутствие прямой связи между пусть и не оформленными жизненными целями и ежедневной деятельностью;
  • постоянное беспокойство о невыполненных задачах или о том, что выполняемые задачи не являются важными в контексте всей жизни;
  • наличие «червяков», которые точат наш разум, каждый день;
  • непреходящее ощущение перекоса в work-life balance;
  • отсутствие движения в некоторых сферах жизни и работы;
  • непрерывная работа над срочными делами вместо важных;
  • регулярный time wasting и прокрастинация;

Идея, изложенная во многих источниках, очень проста: сформулировать главную цель жизни и декомпозировать ее на ежедневные действия. Однако на поверку она оказалась не так легко достижимой. Дело в том, что «непрокаченному» человеку, который только что вступил на путь взятия свой жизни под контроль, очень и очень тяжело сформулировать многие постулаты, которые лежат наверху пирамиды жизненных целей: личная миссия, ценности, глобальные цели всей жизни по областям и так далее. Книги говорят: «размышляйте и формулируйте». Необходимо размышлять? Как можно размышлять о таких высокоуровневых вещах, если любой среднестатистический человек попросту не готов к этому? Таким образом, по моему мнению, рекомендации 90% книжек в стиле “цели на жизнь — цели на десятилетие — цели на год – цели на день” не работают и только демотивируют и отдаляют нас от построения системы управления собственной жизнью.

Здесь мы подходим к первой практической рекомендации любому человеку, решившему встать на этот нелегкий путь: «начать с середины» 🙂 Что имеется в виду? Речь идет о том, чтобы спланировать первый год своей новой жизни просто по наитию, используя только интуицию и включить в этот план цели, необходимые для создания полной системы управления жизнью. Преимущества такого подхода: 1) легко начать, 2) нет шансов вечно планировать, 3) быстрый переход к использованию хоть какой-то системы, 4) наличие достаточного времени (год) на формирование всех компонентов жизненного плана.

Возьмем для примера простейший способ планирования года: 101 задача на год. Несмотря на критику этого подхода, я считаю его вполне работающим. Включаем в этот план все, что придет в голову, систематизируя задачи по областям. У каждого они могут быть разными. У меня, например, это было:

  • Саморазвитие;
  • Бизнес, деньги;
  • Здоровье и красота;
  • Самоорганизация;
  • Друзья;
  • Обучение, образование;
  • Семья;
  • Дом;
  • Культура, искусство, религия;
  • Отдых;

В разделе «Саморазвитие» кроме того, что может вам просто прийти в голову, мы пишем такие задачи как «Сформулировать личную миссию», «Определить личные ценности», «Определить сферы моих долгосрочных интересов», «Создать описание моих дней через 10, 20, 30 лет» и, что самое главное, «Создать план на жизнь». У меня формирование первого в моей жизни «плана 101» заняло 2-3 недели, плюс к этому в течение первых двух месяцев план дописывался и корректировался.
Затем в течение года необходимо, используя любой приглянувшийся вам инструмент (у меня это был GTD), поступательно двигаться по этим задачам. Особенности и практические приемы, которые я обнаружил в использовании GTD, я опишу в одном из следующих постов. В заключение первой публикации я хотел бы описать несколько рекомендаций, касающихся формирования вашего первого «списка 101».

Первое. Доверяйте интуиции. Отпустите мысли о том, что у вас нет долгосрочных целей, которые дали бы вам надежные ориентиры относительно того, что нужно делать в этом самом первом году. Жизнь долгая, и вы еще придете к тому, когда все цели на год будут четко связаны с вашим жизненным планом.

Второе. Примите во внимание, что существует пять типов целей, которые вы можете перед собой ставить:

Одномоментные. Цели, которые вы можете достигнуть в любой момент времени в течение года. Например, прыгнуть с парашютом. Для того чтобы достигнуть эту или подобную цель вам нужно просто решить, когда именно вы хотите сделать это и… сделать это. Все просто.

  1. Одномоментные, требующие мониторинга.

    Цели этого типа похожи на предыдущие с одним лишь уточнением, что вам необходимо будет в течение года, а может быть и всей жизни осуществлять мониторинг, что эта цель по-прежнему находится в статусе «достигнута». Например, просыпаться рано.

    Вы можете с завтрашнего дня начать вставать в 6 утра, и цель будет таким образом достигнута, но вам необходимо контролировать, что вы не вернулись к своей старой привычке валяться в постели сколько душе угодно.

  2. Цели, требующие времени. Для того чтобы достигнуть этой цели нужно предпринять несколько шагов, которые могут занять недели или даже месяцы.

    Мой опыт показывает, что здесь кроется подводный камень, который заключается в том, что необходимо заблаговременно определить, сколько времени вам нужно, чтобы достичь этой цели и определить временной промежуток внутри года, когда бы будете над ней работать. Пример такой задачи из приведенного выше скриншота ― «Пройти курс в западном университете или аналоге».

    Чтобы достичь этой цели необходимо выбрать курс, записаться на него и потратить несколько недель на то, чтобы его успешно закончить. Как только это случается ― цель достигнута.

  3. Цели, требующие времени и мониторинга. Эти цели аналогичны предыдущей группе, плюс добавляем мониторинг, о котором говорилось во второй группе целей. Пример такой цели — подтягиваться 20 раз.

    Необходимо не только потратить время, чтобы научиться подтягиваться, но и сохранять этот навык в течение длительного времени.

  4. Последняя группа целей ― это цели, достижение или недостижение которых мы сможем определить только по прошествии всего года. Простейший пример такой цели — получить X рублей пассивного дохода по результатам года.

Третье.

Много написано про целеполагание, поэтому просто выделю те, рекомендации, которые именно мне показались наиболее полезными:

  1. Цели должны быть именно вашими. Не позволяйте стереотипам или внешнему мнению определять, что важно, а что не важно для вас.
  2. Цели должны быть интересными и перспективными.

  3. Цели должны быть реалистичными осмысленными, измеримыми и конкретными. На это я хотел бы особенно обратить внимание, потому что, когда первый раз составляешь план на достаточно долгий срок, есть достаточно большие шансы сформулировать нереалистичную, неизмеримую (как я пойму, что цель достигнута?) и не конкретную цель (пример такой цели ― «быть хорошим другом»).

  4. Цели должны быть гибкими. Не надевайте на себя железные кандалы. Если к середине года вы поймете, что план выполнен на 10%, уровень мотивации упадет настолько низко, что, скорее всего, год вы закончите с показателем 20% выполнения. Я рекомендую добавить в план несколько совсем не сложных целей, которые вам будет легко достичь.

    Это позволит вам увидеть динамику и удовлетворение от того, что движение по плану происходит.

  5. Цели должны быть сбалансированными. Убедитесь в том, что в каждой сфере вашей жизни есть несколько целей, и нет перекосов в ту или иную сторону.
  6. Цели требуют усилий.

    Как вы понимаете, заниматься самообманом, делая абсолютно все цели излишне легкими, ― последнее дело, на которое должен идти человек, решивший изменить свою жизнь.

На этом все. В следующей публикации я расскажу, какие приемы можно использовать для того, чтобы достичь цели «Сформулировать управляемый и дающий ориентиры план на жизнь».

Продолжение: Практическое руководство по планированию жизни (часть 2)

Источник: http://betteri.ru/post/prakticheskoe-rukovodstvo-po-planirovaniyu-zhizni-chast-1.html

Статья «Конкурентоспособность профессионального психолога» в журнале «Психология для всех» :: Тренинговая компания «Person»

Сегодня существует множество психологических школ и курсов. И главным вопросом среди всего этого многообразия остается профессиональная востребованность психолога.

Психологические услуги на рынке Украины нынче не редкость. Но можно ли назвать рентабельным бизнесом кабинет психологической помощи? Часто — нет.

Что такое рентабельность? Рентабельность — это показатель эффективности использования вами различных ресурсов. В самом простом смысле рентабельность означает прибыльность.

Рентабельность кабинета психолога — результативное и эффективное использование ресурсов самого кабинета и интеллектуальных ресурсов психолога. Кабинет психолога будет рентабелен, если вы, реализовав свои психологические консультации, покрываете все издержки на производство данных услуг, сбыт, и получаете прибыль.

Сегодня я хочу дать несколько советов начинающим психологам.

На нашем курсе «Я — практический психолог» учатся ребята, которые мечтают практиковать. Исходя из опыта своей работы, я могу сказать, что быть профессионалом-практиком для этого категорически недостаточно. Для того, чтобы реализоваться в практической деятельности, психолог должен обладать навыками предпринимательства, реализуя свои бизнес-стратегии на рынке психологических услуг.

Такая услуга, как консультация психолога, психотерапевта — это нечто неосязаемое, в отличие от многих других товаров и услуг. Более того, она существует реально лишь в тот момент, когда клиент её покупает. Обычно сразу видно, если товар неисправен или услуга некачественна.

Понять, подведет ли клиента услуга психолога, гораздо сложнее. Большинство товаров имеет гарантию на случай неисправности. По отношению к услугам психолога, как правило, это невозможно.

В результате единственным выходом в случае плохого качества оказанных психологом услуг становится потеря его потенциальных долгосрочных клиентов (лояльных).

Быть успешным психологом означает не только уметь чувствовать клиента, но и мыслить определенным способом, понимать отличительные особенности своих услуг, их невидимости и неосязаемости, понимать особенности своих потенциальных клиентов.

Психологическая услуга обычно имеет ярлычок с конкретной ценой. Психолог с уверенностью проговаривает клиенту конкретную стоимость. Часто в этот момент новый клиент не знает, будет ли он удовлетворен консультацией. В результате он может испытывать неуверенность и страх.

Как же организовывать продажи и стимулировать сбыт такой услуги, продукта, дотронуться до которого невозможно?

Открыть свой кабинет, начать частную практику — мечта большой части нынешних студентов психологических факультетов. Но в большинстве современных ВУЗов, как это ни горько, не уделяют внимания отработке практических навыков работы психологов с клиентами, а предпринимательским — тем более.

Давайте начнем с того, о чем вам вряд ли говорили на университетских лекциях. Современный кабинет психолога – это 20% профессиональной компетенции и 80% стратегии. Другим словами — 20% — это то, что вы умеете как психолог, и 80% — то, как вы это будете реализовывать.

На начальном этапе новоиспеченные психологи сталкиваются с рядом проблем, которые существуют, потому что ими не наработаны предпринимательские навыки. Появляется ряд вопросов, на которые необходимо искать правильные ответы.

Умелое разрешение определенных проблем и поиск правильных ответов на появляющиеся множественные вопросы развивает предпринимательские способности (например, дефицит денежных средств — психолог, который открывает кабинет, обязан разбираться и в вопросах финансового планирования).

В данном случае проблемы не стоит называть проблемами. Давайте назовем их нашими возможностями. Ведь каждый раз, одерживая победу над обстоятельствами, вы будете становиться сильнее, мудрее, опытнее. У вас появятся умения, которых раньше не было.

Вы найдете пути и идеи, которых раньше не замечали. Это и станет вашей личной конкурентоспособностью.

А вот ряд первоначальных стандартных вопросов, на которые многие психологи ищут ответы еще до того, как начать свой маленький бизнес с нуля:

  • С чего начинать?
  • Какой и где снять офис? Как оформить офис (мебель, дизайн и т.д.)?
  • Где взять деньги?
  • Приглашать ли партнеров?
  • Какие необходимы документы?
  • Будет ли мой кабинет рентабельным, безубыточным (с учетом постоянных изменений в налогообложении нашей страны)? Как этого добиться или кто должен этим заниматься?
  • Как создать очередь клиентов?
  • Каков план развития моего кабинета?
  • В чем моя конкурентоспособность?
  • Как долго я собираюсь этим заниматься?

Многие тратят деньги на обучение профессиональным навыкам психолога, и это правильно. Однако профессиональному психологу придется потратить такие ресурсы, как время и деньги, на предпринимательские навыки.

По опыту могу сказать, что существуют две основные стандартные ошибки у психологов-любителей:

  1. Отсутствие постоянного профессионального роста: умения правильно заключать контракт с клиентами; знания структуры сессии с клиентами/консультации; понимания и использования с клиентами долгосрочной и краткосрочной терапии; чтения профессиональной литературы и др.
  2. Отсутствие предпринимательских навыков: финансового планирования; способов повышения узнаваемости и товарооборота; знания и повышения ассортимента психологических услуг. (Кстати, чем отличается лояльный клиент психолога от приверженного? Знаете? А знать нужно.)

Итак, с чего начать?

Ответьте себе на вопрос: какова причина существование вашего «проекта»? Каждая организация, каждый проект должен иметь причину своего существования, в данном случае этой причиной является ряд клиентов, ради которого кабинет и существует. Без клиентов нет ни организации, ни менеджмента…

Психологу необходимо делать акцент на тех идеях и возможностях, которые сулят будущее. Прежде всего, необходимо убедить самого себя, что вам этого хочется. На начальном этапе давать обещания просто, ведь пока еще нет никаких материальных активов.

Этот тест будет вами успешно пройден тогда, когда вы будете готовы принять на себя все возможные риски. Какие риски могут быть в самом начале? Это не только подписание регистрационных документов.

Это и смелость оставить прежнее место работы, и подписание договора об аренде, и необходимость вовремя вернуть кредитные или заемные деньги, и нехватка материальных средств, и отсутствие необходимого количества клиентов, и терпение к неудачам.

Очень дорого, уничтожением своего новоиспеченного проекта, можно поплатиться за ошибки, допущенные на самом раннем этапе. Такими ошибками могут стать, например, краткосрочные денежные займы, или понижение стоимости услуг.

Все это влияет на вашу мотивацию и энтузиазм. Когда вы принимаете на себя риск, вы переходите на новый этаж, новый виток работы, — и это дальнейшая зона вашего роста.

Обо всем этом мы подробно говорим на тренинге «Конкурентоспособность профессионального психолога».

Часто бизнесмены рискуют «эмоциональным аутизмом», если в их работе отсутствует осознанность предпринимательских действий. Чем больше у вас будет осознанных действий, тем больше у вас будет материальных результатов в работе.

Если в ваших планах, уважаемый начинающий психолог-практик, быть не любителем, а профессионалом, необходимо учиться отвечать на ряд вопросов:

  • Как удержать прибыль в нынешнее время перемен?
  • Как эффективно управлять своим бизнесом? 
  • Какова ваша компетентность психолога-предпринимателя?
  • Каковы жизненные признаки кабинета психолога?
  • Какие проблемы развития кабинета психолога нормальные, а какие — аномальные?
  • Как составить бизнес-план? Какие инструменты планирования просты и эффективны?
  • В чем состоит рентабельность вашего бизнеса?
  • Каковы основные ошибки психолога-бизнесмена?
  • Какие существуют способы повышения товарооборота психолога?
  • Какие существуют программы лояльности для долгосрочных клиентов?
  • Каков «ассортимент» товара психолога?
  • Каким должен быть интерьер кабинета психолога?
  • Как и зачем составлять личный план развития?
  • Каковы «симптомы» современных психологов (мы такие умные, но почему такие не результативные)?

Жизненный цикл клиента

Практически в любом бизнесе приобретение новых клиентов является основой роста.

Но еще важнее для успеха кабинета психолога — решить этот вопрос максимально прибыльно. Оценивая соотношение расходов кабинета и ответной реакции клиентов (расходы на потенциального клиента, аренда кабинета), легко заметить, что они достаточно высоки, а значит, прибыльность не всегда велика.

Очень важный инструмент приобретения клиентов с высокой прибыльностью — собственная клиентская база и её сегментация.

Как можно провести сегментацию клиентской базы? Вероятно, основным является известное правило Парето «80/20»: примерно 80% доходов приносят 20% долгосрочных клиентов, поэтому максимальное внимание стоит уделить этим 20%.

Что такое жизненный цикл клиента? Это поведение клиента по отношению к услугам психолога в течение времени.

Клиенты вступают во взаимоотношения с психологом, психотерапевтом, и со временем решают, продолжить эти отношения или прекратить их.

В любой момент жизненного цикла клиент с той или иной вероятностью может эти отношения продолжить. Этапы жизненного цикла клиента проиллюстрированы на рис. 1.

Рис.1 Жизненный цикл клиента

Жизненный цикл клиента зависит, в частности, от рода деятельности специалиста: психолога-консультанта или психотерапевта. Как в зарубежной, так и в отечественной практике вопросы различия между консультантом и психотерапевтом (как видом деятельности), остаются достаточно спорными. Эти различия определяют следующие критерии:

  1. Время, затрачиваемое на индивидуальную работу, количество встреч с клиентом. Краткосрочный визит клиента к консультанту (1-5 встреч), или долгосрочная терапия.
  2. Формирование ответственности за происходящее — основная задача как психолога-консультанта, так и психотерапевта.
  3. Изменения, происходящие у клиента в результате визита к психологу. В психотерапевтическом процессе, как правило, это структурная перестройка личности. У консультанта, как правило, клиент получает ответы на вопросы, касающиеся улучшения межличностных отношений. Иногда это советы и рекомендации, например, для воспитательного процесса ребенка.

Подробно об этом можно прочитать у Ю. Алешиной в книге «Индивидуальное и семейное психологическое консультирование».

Где можно применять жизненный цикл клиента?

  • Приобретение клиентов. Кто мои лучшие клиенты? Как я их могу привлечь? Сколько необходимо потратить, чтобы приобрести новых клиентов?
  • Сохранение клиентов.

    Какие средства нужно потратить, чтобы сохранить и приумножить этот уровень?

  • Прогнозирование.

    Насколько хорошо будет функционировать кабинет в будущем?

Инструменты управления жизненным циклом клиента помогают выявить покупательское поведение и повысить продажи.

Источник: http://www.person-training.info/article-professional-psychologist-competitivness.html

Ссылка на основную публикацию