Врожденная база личности — психология

Состояния личности по критерию психического здоровья

Оптимальный уровень работоспособности и жизнедеятельности обычно достигается, когда психическое здоровье человека соответствует норме. Норма не оценивается точечными показателями.

Это — целый диапазон качественных или количественных оценок состояний личности, в пределах которого эти состояния как бы неразличимы, а их влияние на работоспособность и жизнедеятельность человека пренебрежимо мало. Нормы бывают среднестатистические, усредненные по множеству людей и индивидуальные, характерные именно для данного человека.

Например, статистической нормой температуры тела человека является диапазон, составляющий около 36-XI градусов по Цельсию. Однако индивидуальная температурная норма для конкретного человека может находиться на границах этого диапазона.

Несмотря на врожденную способность человека адекватно реагировать на изменения условий внутренней и внешней среды, все же иногда ему бывает не под силу удержать свое состояние на уровне оптимальной работоспособности. В этих случаях иногда наблюдаются личностные изменения, требующие серьезной психотерапевтической и медицинской помощи.

Вот некоторые из них: — нарушение сферы мотивации (объективно неоправданный пересмотр своих потребностей, сопровождающийся деформацией системы мотивов и резким снижением значимости тех из них, которые ориентированы на общечеловеческие ценности); — изменение самосознания индивида до полной потери способности критически оценивать собственное поведение;

— искажение смыслообразующей функции (индивид может совершать асоциальный поступок, хотя ему известно, что так поступать нельзя).

Среди расстройств личности имеется большой класс так называемых пограничных состояний.

Пограничное состояние (пограничное изменение личности) — форма нервно-психического расстройства, при котором человек постоянно находится вблизи условной границы между нормальным, адаптивным функционированием и психической неполноценностью (патологией).

Это состояния на грани психического здоровья и болезни. К нарушениям личности пограничные состояния можно отнести по той причине, что они проявляются в эмоционально-волевой сфере личности.

Пограничные состояния еще не представляют угрозы для жизни человека, но делают его поведение неустойчивым, нестабильным, хотя и с едва заметными признаками.

Примерами такого поведения могут служить резкая и частая смена знака и интенсивности эмоций, чередующиеся скука и эйфория, импульсивные поступки и др.

Статистика показывает, что количество людей с этими расстройствами в девять раз превышает количество истинно душевнобольных.

К наиболее распространенным пограничным состояниям относят неврозы и психопатии.
Неврозы — нервно-психические расстройства, для которых характерно неадекватное (нерациональное) разрешение противоречий между личностью и важными для нее жизненными обстоятельствами.

Человек не подозревает о своем недуге и вместе с тем не в состоянии без посторонней помощи выйти из затруднительного состояния. Именно поэтому неврозы иногда называют «болезнью неведения». Встреча со сложной ситуацией вызывает у невротика продолжительное тягостное переживание. Наиболее уязвимая сфера личности при неврозах — эмоционально-волевая.

Причинами неврозов чаще всего бывают психогенные факторы социального происхождения (горе, сильный испуг, страх, испытание несправедливости и т.д.).

Различают три формы неврозов: — истерия («болезнь воображения», «великая симулянтка») обусловлена противоречием между завышенной самооценкой личности и низкой оценкой ее другими людьми; проявляется иногда через истерические припадки, носящие демонстративный характер, галлюцинации, капризность, театральность поведения, склонность к самовнушению; чаще возникает у людей с «художественным» складом личности; — невроз навязчивых состояний, или психастения («болезнь сомнений»), обусловлен конфликтом между желаниями человека и нравственными барьерами их реализации; проявляется через повышенную рассудочность, чрезмерную критичность к своим действиям, постоянные сомнения, навязчивые мысли, фобии (страхи) и действия; чаще поражает людей с мыслительным складом личности;

— неврастения («болезнь деловых людей, цивилизации, больших городов»), проявляющаяся в повышенной раздражительности, слезливости и склонности впадать в гнев по мелкому поводу, снижении работоспособности, появлении угрюмости, скованности движений, головных болях типа «неврастеническая каска» и др.; чаще возникает у людей со средним складом личности.

Психопатии — устойчивое изменение личности, связанное с необратимой патологией («уродством») характера человека. В спокойной ситуации психопат еще не теряет способности рассуждать и целесообразно действовать.

Малейший же эмоциональный фактор превращает его в безрассудную, импульсивную личность с девиантным или деликвентным поведением.

Фактически в случае психопатии об адаптации человека в социальную среду не может быть речи.

Причинами психопатии могут быть: — врожденная неполноценность нервной системы из-за зачатия плода в нетрезвом состоянии («дети субботы»), венерических заболеваний родителей; — черепно-мозговые травмы, различного рода инфекции, поражающие эмоционально-волевую сферу;

— психические травмы «кризисных» жизненных периодов индивида и др.

Примерами ярких типов психопатов являются: — эпилептоиды (вспыльчивость, злобная реакция, бесцеремонность, медленно нарастающая ярость до «звериного» состояния жестокости); — астеники, «самоеды» (высокая впечатлительность, быстрая психическая истощаемость, нерешительность, мнительность, тревожные реакции, комплекс неполноценности, неумение действовать, робость, чувствительность к грубости, утрированная добросовестность, чрезмерная осторожность и застенчивость, нередко скрываемая под маской напускной развязности); — истерические психопаты (жажда величественного, способность к самовнушению, лживость, бесплодная мечтательность и фантазирование как форма ухода от реальных трудностей, обидчивость, самолюбование, игра в мученика, вычурная артистичность поведения, симуляция болезней); — шизоиды, или «робинзоны среди людей» (уход от контактов, замкнутость, отсутствие эмпатии, эмоциональная тупость, непредсказуемость, направленность на свой внутренний мир);

— паранойяльные психопаты (склонность к сверхценным идеям, упрямство, эгоизм, завышенная самооценка, самоуверенность, пренебрежение преградами, «синдром ревности Отелло»).

Источник: https://psyera.ru/sostoyaniya-lichnosti-po-kriteriyu-psihicheskogo-zdorovya-164.htm

Психология личности 8 (стр. 1 из 8)

Русалов В.М

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Пособие для студентов

СОДЕРЖАНИЕ:

ЛЕКЦИЯ 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ

ЛЕКЦИЯ 2. ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ

ЛЕКЦИЯ 3. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ

ЛЕКЦИЯ 4. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ

ЛЕКЦИЯ 5. КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ

ЛЕКЦИЯ 6. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ

ЛЕКЦИЯ 7. СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ

ЛЕКЦИЯ 8. ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ

Настоящее пособие – краткое изложение лекций по психологии личности, читаемых автором студентам, получающим второе высшее образование. Каждая лекция посвящена одному из семи основных подходов к изучению личности. Основное внимание уделено изложению теории и структуре личности.

ЛЕКЦИЯ 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ

Раздел «ЛИЧНОСТЬ» относится к наиболее интересной части психологии. Этот раздел связывает общую психологию и прикладные области психологии в единую систему знаний. Вряд ли можно успешно заниматься прикладной, например, клинической или инженерной психологией, не зная личности и ее индивидуальных особенностей. В то же время сама общая психология, изучающая внимание, память и т.д.

, не имеет большого смысла, если она изучает только абстрактного «человека», без учета личностного фактора, без учета индивидуально-психологических различий. Каждый из нас стихийно, до того как открыл учебник по психологии, имеет какие-то бытовые представления о личности.

Чаще всего личность ассоциируется с обаянием, популярностью, публичным «имиджем», силой воли, высокой уверенностью в себе, развитым самосознанием и т.д. У одних людей эти качества проявляются более отчетливо, у других – менее.

Кто из нас не задумывался, почему это происходит? Действительно, почему, например, одни люди более агрессивны, чем другие? Одни – ведут себя в любой ситуации спокойно, а другие – находятся в постоянном напряжении и т.д.? В предлагаемом кратком курсе мы постараемся дать ответы на подобные вопросы.

В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Вот почему в психологии личности до сих пор не существует единого понимания личности.

Можно предложить лишь некоторое схематическое определение личности: Личность ­это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека. Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности.

Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека (Хьелл и 3иглер, 1997).

Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:

1) являются ли главные источники развития личности врожденными или приобретенными?

2) какой возрастной период является для личности наиболее решающим?

3) какие процессы являются доминирующими в структуре личности – сознательные (рациональные) или же бессознательные (иррациональные)?

Читайте также:  Рмэс (русская модель эффективного соблазнения) - психология

4) обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением, или же его поведение полностью детерминировано факторами, которые находятся за пределами его сознания?

5) является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов? На первый из этих вопросов существует пять различных ответов.

Главным источником развития личности являются:

1) врожденные биологические факторы – инстинкты, врожденные тенденции;

2) врожденные психологические факторы (идеи, архетипы);

3) средовые, социальные факторы (воспитание, научение);

4) взаимодействие врожденных и приобретенных факторов;

5) субъектно-объектное взаимодействие (деятельностные факторы).

На второй вопрос ученые психологи дают три различных ответа. Наиболее решающим возрастным периодом в развитии личности является:

1) период детства;

2) период детства и юношества;

3) формирование личности и личностные изменения происходят в течение всей жизни человека.

На третий вопрос существует также три ответа. В структуре личности доминируют:

1) бессознательное;

2) сознательное;

3) могут доминировать и те и другие процессы в зависимости от типа поведения.

На вопрос о свободе воли мнения психологов разделяются на три категории, а именно, личность обладает:

1) полной свободой воли;

2) ограниченной свободой воли:

3) личностные процессы полностью детерминированы.

И, наконец, по пятому вопросу специалисты-психологи также делятся на три лагеря. По их мнению, внутренний мир личности:

1) полностью субъективен;

2) частично субъективен и частично объективен;

3) полностью объективен.

Каждый ученый-психолог придерживается определенных ответов на поставленные выше вопросы. Каждый ответ представляет собой предположение, гипотезу о природе личности.

Теоретически можно представить любые сочетания ответов, однако, в реальной науке о личности сложилось семь современных довольно устойчивых комбинаций ответов, которые и называются подходами или теориями личности. Рассмотрим каждый подход более подробно.

В конце изложения каждой теории, попытаемся дать более развернутое определение личности в рамках каждого подхода и дать описание структур, составляющих личность, а также теоретически ответить на один и тот же контрольный вопрос, например, почему некоторые люди более агрессивны, чем другие. Можно было бы спросить «доброте», и об «общительности» и т.д. Но на эти вопросы постарайтесь ответить сами.

Итак, личность – это многомерная система свойств. Обычно выделяют три уровня анализа личности как психологического образования: 1) свойства отдельных «элементов» личности; 2) компоненты, «блоки» личности; 3) свойства целостной личности. Соотношение свойств и блоков личности всех трех уровней называют «СТРУКТУРОЙ ЛИЧНОСТИ».

Некоторые теории, а иногда и разные авторы в рамках одной и той же теории, обращают внимание не на все уровни, а преимущественно на один из них. Название элементов и блоков личности сильно варьирует от автора к автору.

Отдельные свойства часто называют: характеристиками, чертами, диспозициями, особенностями характера, качествами, димензиями, факторами, шкалами личности. Блоки – ­компонентами, сферами, инстанциями, аспектами, подструктурами. Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности.

Большинство моделей являются пока чисто умозрительными, и лишь немногие, в основном диспозициональные, построены с использованием современных математических методов.

ЛЕКЦИЯ 2. ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ

Основоположником этого подхода является австрийский ученый З.Фрейд (1856-1939). Этот подход известен еще и под другим названием: «классический психоанализ».

Источники развития. Главным источником развития личности, согласно З. Фрейду, являются врожденные биологические факторы­-инстинкты, а точнее, — общая биологическая энергия — «ЛИБИДО». Либидо в переводе означает «желания». Чего же желает человек? Во-первых, продлить род (сексуальные влечения) и, во-вторых, ­разрушить жизнь себе и другим – агрессивные влечения (Фрейд, 1989).

Решающий возрастной период. По мнению З. Фрейда, личность формируется в течение первых шести лет жизни.

Сознательное-бессознательное в личности. Согласно З. Фрейду, в структуре личности доминирует «бессознательное». Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, человеком никогда не осознаются.

Свобода воли. З. Фрейд утверждал, что личность не обладает свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл «ОНО». ОНО – нечто темное, биологическое, не знающее законов, требующее немедленной разрядки психической энергии, производимой сексуальными и агрессивными побуждениями.

Для более полного удовлетворения глубинных мотивов у человека формируются особые структуры личности: «ЭГО» и «СУПЕРЭГО», призванные отражать текущие требования физической и социальной среды. ЭГО – это часть сознания, которая стремится выразить и удовлетворить желания ОНО в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром.

СУПЕРЭГО – это приобретенная система ценностей и норм, принятых в социальном окружении конкретного человека. ОНО, ЭГО и СУПЕРЭГО находятся в постоянном конфликте из-за ограниченного объема энергии либидо. Для снятия (временного) конфликтов личность вырабатывает специальные защитные механизмы.

Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям.

Субъективное-объективное. Мир личности в рамках данного подхода полностью субъективен. Человек находится в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мотива скрыто за «фасадом» поведения. И только описки, обмолвки, сновидения, а также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека.

В рамках психодинамической теории не проводится четкой границы между элементными, блочными и целостными свойствами личности.

Элементные свойства личности. Основные элементные психологические свойства личности часто называют чертами ХАРАКТЕРА (Фрейд, 1989). Эти свойства формируются у человека в раннем детстве.

Например, на первой, так называемой «ОРАЛЬНОЙ» фазе развития (от 0 до 1,5 лет), резкий и грубый отказ матери кормить ребенка грудью формирует у ребенка такие психологические свойства, как «недоверие», «сверхнезависимость» и «сверхактивность», и наоборот, длительное кормление (более 1,5 лет) может привести к формированию «доверчивой», «пассивной» и «зависимой» личности.

На второй (от 1,5 до 3 лет), «АНАЛЬНОЙ» фазе, грубое наказание ребенка в процессе обучения туалетным навыкам порождает «анальные» свойства характера — «жадность», «чистоплотность», «пунктуальность». Попустительское отношение родителей к туалетным проблемам ребенка может привести к формированию «непунктуальной», «щедрой» и даже «творческой» личности.

На третьем, «ФАЛЛИЧЕСКОМ», самом важном этапе развития ребенка (от 3 до 6 лет), происходит формирование «КОМПЛЕКСА ЭДИПА» у мальчиков и «КОМПЛЕКСА ЭЛЕКТРЫ» у девочек. Комплекс Эдипа выражается в том, что мальчик ненавидит своего отца за то, что тот прерывает его первые эротические влечения к противоположному полу (к матери).

Отсюда – агрессивные свойства, незаконопослушное поведение, связанное с неприятием семейных и социальных нормативов, которые символизирует отец. Комплекс Электры (тяга к отцу и неприятие матери), по мнению З. Фрейда, формирует у девочек отчуждение в отношениях между дочерью и матерью.

Источник: http://MirZnanii.com/a/202254/psikhologiya-lichnosti-8

Качества личности — восемь граней человеческой натуры

Мы разобрались со всеми молекулами человеческого тела, полетели в космос, обратились к философии и религии, биофизике и биохимии, но так и не нашли ответов на вопросы, как возникает мысль, почему желания разных людей могут быть диаметрально противоположными, и глядя на один и тот же предмет, мы видим совершенно разные вещи?

1 16853 20 Апреля 2013 в 23:25

Это загадочное существо — Человек.

Чем более высокоорганизованными мы становимся, тем больше нас интересует вопрос, как же этот сложный механизм всё-таки работает? Мы разобрались со всеми молекулами человеческого тела, полетели в космос, обратились к философии и религии, биофизике и биохимии, но так и не нашли ответов на вопросы, как возникает мысль, почему желания разных людей могут быть диаметрально противоположными, чем можно объяснить тот факт, что глядя на один и тот же предмет, мы видим совершенно разные вещи?

Только сейчас с помощью системно-векторной психологии мы пробуем смотреть на других не через себя, не сравнивая с выдуманной «нормой», а по-другому — воспринимая их такими, какие они есть, дифференцируя личностные качества человека, понимая врождённую природу их свойств, а значит, систему ценностей, приоритетов и желаний, стремление к удовлетворению которых и определяет поведение человека.

Системно-векторная психология даёт восемь отправных точек, восемь граней, составляющих психическое человека, восемь векторов, определяющих направления для развития психологических качеств личности.

Врождённые свойства развиваются до определенного уровня развития: либо развиваются вплоть до самого высокого уровня современного члена общества, либо остаются на элементарном уровне отношений в первобытной стае — от этого зависит способ реализации этих врождённых качеств личности в течение всей взрослой жизни.

Читайте также:  Любить - значит знать любимого - психология

Воровство и инженерные технологии — это разные проявления одного и того же врождённого качества кожного вектора, стремления добыть и сэкономить.

В первом случае это добыча ДЛЯ СЕБЯ, т. е. неразвитое свойство, направленное внутрь личности, а во втором случае — это добыча и экономия разнообразных ресурсов общества, которая, безусловно, принесёт пользу и лично автору этих разработок, но уже как ЧЛЕНУ СОЦИУМА, а не просто голодному охотнику.

От чего же зависит уровень развитости врождённых качеств личности?

Почему, воспитываясь в одной и той же семье, один из братьев становится выдающимся врачом, известным общественным деятелем, а другой — преступником, несущим разрушения и страдания людям?

Какие качества личности определяют её поведение?

Каковы составляющие психологического портрета современной личности?

Можно ли развить или искоренить определённые личностные качества человека намеренно?

Меняются ли психологические качества с годами?

Пряник — наслаждение, кнут — отсутствие пряника

Природа обеспечивает нас от рождения определёнными психологическими свойствами, реализуя которые мы получаем наслаждение. Нет реализации — мы страдаем, растут нехватки, нарушается биохимический баланс головного мозга и… нас сбрасывает в архетипичную программу, т. е.

мы идём удовлетворять свои желания напрямую, как-нибудь, только бы снять напряжение, получить пусть не наслаждение, но хотя бы убрать это внутреннее давление. Это сильнее нас, это Природа.

По большому счёту она не даёт нам выбора — мы в любом случае будем выполнять свою видовую роль, но каким образом — это уже зависит от нас.

Варианты реализации врождённых качеств личности могут различаться между собой, словно небо и земля.

Человечество развивается вот уже 50 тысяч лет, и умение ловко и метко бросать копьё сегодня уже не актуально.

Многие из нас даже не знают, как правильно держать в руках лопату или топор, зато большая часть городского населения знает, что такое Интернет и владеет навыками пользования компьютером.

В современном обществе те психологические свойства, которые позволяли древнему человеку с кожным вектором быстрее всех убить мамонта или организовать воинов для победы над врагами, реализуются в бизнесе, инженерии и законотворчестве — при высоком уровне развития векторальных свойств. Или же остаются на уровне «добычи мамонта», т. е. воровство, спекуляция и обвешивание на рынке, мошенничество или разного рода аферы.

В каждом векторе врождённые качества личности могут быть реализованы на высоком уровне и принести блага всему обществу — в таком случае человек получает максимальное наслаждение от своей деятельности, так как его поступки соответствуют уровню темперамента (силы желания) современного человека.

Если же реализация свойств идёт на первобытном уровне — напрямую, личностные качества человека используются только для себя, тогда удовлетворение мизерное, так как это вариант для древнего человека, для его невысокого темперамента.

И воспринимается индивидуумом как снятие давления, временное, мелкое, куцее и толкает его снова и снова повторять свои поступки, так как полноценного удовлетворения так и не наступает.

Это напоминает бег по кругу: «украл — выпил — в тюрьму — украл — выпил — в тюрьму».

Ступеньки психологической эволюции

Время до окончания пубертата (12-15 лет) — самый важный и единственно возможный период для того, чтобы развить врождённые качества личности.

Воспитание, адекватное векторальному набору ребёнка, создаёт условия для максимального развития всех имеющихся свойств подрастающего поколения.

За этот период каждый вектор ребёнка в своём развитии успевает достичь какого-либо уровни развития, всего их четыре:  неживой, растительный, животный и максимальный — человек.

Например, развитие зрительного вектора малыша начинается с самого низшего уровня — неживого.  В этом состоянии его привлекает все яркое и красивое в окружающем мире: от цветочков до картинок, от ярких аппликаций до мягких игрушек.

Взросление не гарантирует развитие вектора, если правильно не направлять ребенка в этом направлении, тогда все на что он будет способен в дальнейшем — это замечать исключительно внешнюю красоту людей или животных, природы или дизайна.

Но все это не будет вызывать в нем глубокий эмоциональный отклик, выражение чувств останется на уровне: красиво, но бездушно.

При правильном подходе ребенок способен перейти на следующую ступень восприятия окружающего мира — растительный уровень зрительного вектора. В нем по-прежнему останется любовь и восхищение красотой, но к этому прибавится сопереживание  живой природе. Вот цветочки сорвали и бросили, жалко, погибают. Вот собачонок бездомный бродит, и сердечко от одного его вида сжимается.

При этом такой же бездомный человек вовсе не вызовет в зрительнике сочувствия. Он не ощущает его страдания.

Во взрослой жизни личностные качества человека, находящиеся на этом уровне развития зрительного вектора может проявить свои зрительные свойства в защите окружающей среды, организации благотворительных фондах по защите животных, ветеринарных лечебницах и приютах, спасении исчезающих видов и тому подобном.

Следующий уровень развития, который можно достигнуть до пубертата, животный. К сопереживанию братьям нашим меньшим и живой природе добавляется умение сострадать людям, такой человек уже умеет создавать эмоциональную связь с человеком. 

Высший уровень развития зрительного вектора — человеческий. В этом состоянии любовь первична. Она распространяется на все вокруг и выражается общей эмпатией ко всему живому и в первую очередь к человеку.

Животные все также вызывают сострадание, как и цветы, и деревья, но человеческая жизнь всегда ставится во главу угла. Зрительник, развитый до этого уровня, посвящает себя помощи нуждающимся людям.

Человеческая жизнь и людские несчастья всегда будет вызвать в нем наибольший отклик, чем вся животная природа вместе взятая.

Каждый следующий уровень не исключает предыдущего, а, наоборот, включает его в себя. Основательница благотворительного фонда помощи детям вполне может быть известной топ-моделью, как Наталья Водянова.

Любовь к животным или цветам, пристрастие к живописи или фотографии может сопровождать зрительного человека всю жизнь, но при высоком уровне развития векторальных качеств личности человеческая жизнь для него всегда будет приоритетом № 1, поэтому спасение исчезающего вида африканских птиц отойдёт на второй план, когда потребуется помощь пострадавшим от наводнения людям.

Психологический портрет современной личности

Удовлетворяя свои потребности на более высоком уровне, человек получает и более выскокое ощущение качества жизни: даже наслаждение от своей деятельности, которое не идёт ни в какой сравнение с ощущениями от реализации на низших уровнях.

Поэтому даже имея не самый высокий уровень развития врождённых свойств, но осознавая личностные качества человека и потребности в реализации, любой человек может определить для себя деятельность, пусть не основную, а в качестве увлечения, которая позволяла бы ему более полно реализовать свои врожденные свойства и желания, получая от этого занятия наслаждение.

Таким образом, психологический портрет личности формируют его векторальный набор, врождённый темперамент (сила желания в каждом векторе), уровень развития врожденных качеств личности (векторов) и степень реализации данных качеств в данный момент жизни.

Овладев базовыми знаниями по природе всех восьми векторов, слушатели тренинга могут с лёгкостью самостоятельно составить психологический портрет любого человека, а значит разобраться в его поведении, характере, понять его ценности, приоритеты и образ мышления, узнать подлинные причины его поступков, скрытые зачастую даже от него самого, и увидеть весь его возможный потенциал и пути решения имеющихся психологических проблем.

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/kachestva-lichnosti

Психологическая характеристика личности

Существует большое количество факторов, составляющих общую характеристику личности человека. Этим объясняются уникальные особенности характера каждого субъекта. Мир наполнен личностями, среди которых невозможно отыскать людей с одинаковыми характеристиками, все отличаются друг от друга уникальными особенностями, присущими только ему одному в этом мире.

Читайте также:  Работа с отношением к проблеме - психология

Особенности характеристики личности

Психология личности рассматривает характерные особенности человека, имеющие систематическое проявление. Например: большинство людей часто забывают необходимые им знания, однако данный случай нельзя назвать регулярным, присущий абсолютно всем.

Индивидуальный случай не доказывает наличие качественной характеристики индивидуума. Особенности людей, склонных к агрессии, выражаются в раздражительных, вспыльчивых чертах.

Тем не менее, данные особенности так же не доказывают, будто всякий, кто может разгневаться, считается склонным к агрессии.

Существует необходимость важного замечания: формирование особенностей человека продолжается на протяжении всей жизни, пока личность приобретает опыт, знания.

Уникальные качества субъекта претерпевают постоянные изменения, не оставаясь в одном состоянии. Увлечения, особенности характера, навыки всегда находятся в процессе развития и формирования.

Этот процесс не останавливается никогда, пока субъект живет.

Существует точка зрения, будто человек рождается как чистый лист бумаги, не имея врожденных личностных качеств. Их приобретение начинается по ходу его развития.

Только что рожденный индивидуум обладает физиологической базой, включающей функционал нервных систем, мозга, органов чувств.

Данная основа служит сырьевым материалом для формирования неповторимой психологической характеристики личности.

Характерные особенности личности: способность и даровитость

Психология личности определяет способность человека как особенности психики, обеспечивающие эффективное исполнение определенного рода занятий.
Имея комплекс некоторых предпосылок, оказывающих влияние на формирование способностей личности, можно говорить о его даровитости.

Характерные особенности индивидуума: темперамент

Свойства темперамента человека психология описывает четырьмя типами:

  • Холерик: присуща крайняя эмоциональность, реактивность, вспыльчив;
  • Сангвиник: быстро реагирует, однако имеет неустойчивые чувства, склонные быстро изменяться;
  • Меланхолик: принимает любой событие близко к сердцу, эмоции держит под замком.
  • Флегматик: ярко выраженное спокойствие, медлительность, имеет взвешенную реакцию на события, практически не выводится из себя;

Совокупность данных и иных особенностей субъекта формирует неповторимые характеристики любой личности.

Психологическая характеристика творческой личности

Не существует людей, с отсутствием творческих наклонностей. Объясняется это тем, что у каждого данная склонность имеет разную степень выраженности. Зависимо от спектра заинтересованности индивидуума, выявляется объективная склонность человека.

Заинтересованность личности проявляется в желании внимательного изучения интересующего объекта, постоянные позывы искать новые знания, касающиеся данной темы. Например: личность, заинтересованная кинематографом, может увлекаться историей данной области, постоянно искать, вычленять из общих разговоров необходимую для него информацию, посещать кино.

Наклонностью личности в психологии называется особое увлечение конкретным видом занятий.

Личность, заинтересованная игрой на гитаре, скорее всего может знать имена известных исполнителей, посещать их выступления. Но склонность к данному инструменту выражается в стремлении самому играть на нем.

Заинтересованность и наклонность часто проявляются по отдельности, однако не исключено их объединение в одной личности.

тэги: личностный рост, о психологии, популярная психология

Источник: http://anima-vita.ru/2015/08/psihologicheskaja-harakteristika-lichn/

Психология личности

Психология личности представляет собой раздел науки, предметом изучения которого является личность и индивидуальные особенности.

Этот раздел достаточно обширен, поскольку на сегодняшний день не существует единого определения, которое было бы согласовано со всеми внутренними направлениями и удовлетворяло позиции каждой теории, а описание характеристик и доказательная база также разнятся в зависимости от направлений внутри него.

Большое количество концепций было решено объединить в более объемные общие теории, в каждой из которых личность понимается иначе.

Теории личности

Психодинамические. Главные принципы принадлежат всем известному Зигмунду Фрейду, при этом они были сформулированы в рамках классического психоанализа. Основными факторами, стимулирующим личность к развитию, являются врожденные инстинкты, разделенные на две основные группы:

  • Эрос – влечение к жизни;
  • Танатос – влечение к смерти.

В первом случае потребности имеют проявление в сексуальном, конструктивном, творческом поведении человека. Сексуальная энергия была именована либидо, однако чуть позднее автор понимал под этим термином все проявления влечения к жизни.

Это – не только секс, но и созерцание прекрасного, творчество, продуктивное общение и т.д.

Влечение к смерти представляет собой противоположную тенденцию – готика, творчество, имеющее негативную окраску – суицидальные предпосылки, мрачные мысли и т.д.

Также главной идеей теории является структура личности: Ид, Эго и Супер-Эго. Ид или оно есть источник всех проявлений энергии. Значительную часть Ид составляют сексуальные и агрессивные побуждения.

Сверх-Я или Супер-Эго – некая система ценностей, установок, общественных норм и правил, эта сила имеет сдерживающее действие.

Эго – подструктура, которая отвечает непосредственно за сознание, осознанность, за принятие решений, она призвана отыскать баланс между потребностью и моралью так, чтобы удовлетворить первую, не повлекши наказания со стороны второй.

В дальнейшем были сформулированы еще несколько теорий, основывающихся на психоаналитической. Например, теория К. Г. Юнга понимала термин «либидо» в качестве творческой энергии, способствующей личностному росту. Структура личности выглядела следующим образом:

  • Эго – понимается в привычном смысле, т.е. сознание;
  • личное бессознательное – вытесненные травмирующие воспоминания, чувства и эмоции, комплексы с целью избегания наносимой травмы;
  • коллективное бессознательное – система архетипов, включающая опыт человечества – например, архетип матери – некоторый прообраз, включающий в себя определенные характеристики.

Другой автор – А. Адлер, — понимал личность как целостный конструкт, движущей силой развития при этом выступает попытки обрести превосходство и компенсировать чувство неполноценности, приобретенное в детском возрасте в связи с младенческой беспомощностью.

Феноменологическая теория. Поведение, согласно теории, понимается как субъективное восприятие и ответ на действительность исходя из личных интерпретаций.

Действительность – это реальность, которая интерпретируется человеком в определенный момент времени.

Личность самостоятельно принимает решение вне влияния подсознательных тенденций и несет ответственность за них, поэтому человек в этом случае предстает хозяином собственной судьбы.

Природа человека является позитивной – он стремится к созиданию, самосовершенствованию, самореализации.

Согласно взглядам К. Роджерса, человек является не только осознающим и разумным существом, но и позитивным – в нем присутствует желание выстроить гармоничные окружения с окружающим миром, а также достичь личной гармонии. Движущей силой является самоактуализация – она представляет собой желание сохранить свои лучшие качества и развить их для оптимального выражения.

Диспозициональная теория. Иначе направление именуется теорией черт, потому как в ее основе лежит утверждение о том, что человек обладает некоторой предрасположенностью к реагированию на обстоятельства тем или иным образом, а именно – чертами.

Это значит, что человек в большей или меньшей степени является постоянным вне влияния внешних факторов, и реагирует на происходящее так, как это предполагает наличие определенных у него черт. Личность каждого является уникальной, а хорошо понять ее можно при помощи детального описания черт, ей присущих.

Поведенческие теории. Согласно им, личность представляет собой по большей части приобретенный и зафиксированный ею опыт. Источником развития выступает среда, в которой живет человек. Основными структурными элементами являются навыки, рефлексы.

Существует два основных направления:

  1. Основа – идеи бихевиоризма. Поведение предопределяется обстоятельствами внешней среды и представляет собой реакцию на происходящее. (Уотсон, Скиннер).
  2. Поведение регулируется внутренними составляющими – целями, идеями, ценностями, самовосприятием (Бандура, Роттер).

Когнитивные теории. Человек является своего рода исследователем, который пробует понять самого себя и закономерность происходящего с ним, а также в той или иной степени предсказать возможные варианты развития. Большое влияние на личность оказывают познавательные, интеллектуальные процессы – мышление, внимание.

Личность воспринимает мир через определенные модели, именуемые конструктами, поэтому она является тем, как именно человек понимает и объясняет собственный личный опыт жизни.

Несмотря на то, что вышеописанные теории достаточно разнятся, а за основу развития личности принимают противоположные факторы, можно резюмировать понятие личности следующим образом:

Личность – это система, состоящая из социально значимых черт и качеств индивида, а также мера овладения им общественными ценностями и его способность к успешной их реализации.

Статью подготовила психолог Полторанина Маргарита Владимировна

Источник: https://stanzdorovei.ru/zdorove/psikhologiya-lichnosti.html

Ссылка на основную публикацию