Происхождение ритуалов — психология

Происхождение ритуалов — Психологос

Происхождение ритуалов - психология​​​​​​​ Все ритуалы родились из вполне имеющих жизненный смысл процедур. Рукопожатие — показ того, что в руке нет ножа, демонстрация дружелюбия.

Чокание рюмками — ранее хозяин и гость стукались друг о друга кубками с вином, вино переливалось через край из кубка в кубок, и это было гарантией того, что хозяин преподнес гостю хорошее, а не отравленное вино.

Ритуал «На посошок» (смотри видео) — перед дальней дорогой надо себя приободрить.

Ритуал «Посидеть перед дорогой» — возможность еще раз продумать все детали предстоящего пути и дела.

Позже из всех этих осмысленных процедур первоначальный смысл выветрился, осталась одна форма, имеющая теперь только символическое значение, функцию эмоциональной настройки и сближения людей, вместе практикующих эти ритуал.

Ритуал в этологии

Глава из книги В.Р. Дольника «Такое долгое, никем не понятое детство»

Консерваторы

Далеко не все знают, что животные очень консервативны. У них какая-то идиотическая потребность жить в бесконечно повторяющемся мире, где царит раз и навсегда заведенный порядок, подчас неудобный и даже нелепый. Мой говорящий попугай жако не терпит никаких перемен в комнате.

Если на полу клетки вместо газеты постелить оберточную бумагу, он приходит в крайнее негодование.

Когда его отправляют в клетку, он требует, чтобы сначала сказали: «Рома, в клетку!» Пройдя часть пути, в строго определенном месте он ожидает слова «Давай, давай быстрей!», перед входом в клетку ему следует напомнить, зачем он туда идет: днем — купаться, вечером — спать.

После того как он вошел в клетку, нужно сказать: «Ай, молодец, Рома, ай молодец!» Стоит что-нибудь упустить, и он подсказывает, говоря это за вас. Если что-то напутали — возвращается к исходной точке и повторяет всю процедуру сначала.

Это не результат жизни в домашних условиях. Зоологи знают, что в естественной обстановке поведение животных столь же консервативно.

Они ходят по одной и той же дороге, осматривают одни и те же кормные места, отдыхают в одном и том же месте, останавливаются у одних и тех же предметов. Среди взрослых людей навязчивая склонность к излишнему порядку и строгому соблюдению ритуала проявляется у дебилов.

И у детей.

Вспомните, как в возрасте 2-4 лет ребенок требует, чтобы все лежало на определенных местах, чтобы кормление и одевание происходили по неизменному порядку, чтобы вы держали книгу определенным образом, по сто раз читали одну и ту же сказку, проигрывали одну и ту же пластинку, включали один и тот же мультфильм и т.п. Что это какая-то врожденная особенность поведения, я никогда не сомневался, но смысл ее был темен.

Блестящую разгадку дал Конрад Лоренц. Мозг, не способный безошибочно разбираться в причинно-следственных связях между событиями, не должен пользоваться результатами их анализа, потому что, приняв следствие за причину, можно жестоко поплатиться. Лучше эти события воспринимать как единое целое, запоминать комбинации, оказавшиеся успешными или безопасными, и стремиться их повторять.

Если под этим деревом вчера росли ягоды, поищи их там и сегодня. Если на этой поляне вчера поймал зайца, поищи его там и сегодня. Если по дороге к норе эту ветку перепрыгнул, а под эту подлез и все обошлось, поступай таи и впредь. Кто в детстве не связывал себя уймой подобных табу? Шагая по плитам, не наступай на стыки. Проходя по темному коридору, не оглядывайся.

Благополучно миновав его, подпрыгни и т.п. Поведение нормального взрослого человека тоже сильно ритуализировано. А людей суеверных и верящих в приметы — большинство. Правила хорошего тона, семейные и народные традиции — это ведь тоже ритуалы. Религия же не только в высшей степени ритуализирована, но и требует от паствы не подвергать сомнению и анализу свои догмы.

Так что все мы немножко дети и попугаи.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/proishozhdenie-ritualov

Что такое ритуалы?

Что такое ритуал?

Ритуал (лат. ritualis — обрядовый, от лат. ritus, «торжественная церемония, культовый обряд») — совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт или выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал. И словарное определение, и другие источники показывают, что ритуал является частным случаем более широкого понятия — обычай.

Что такое ритуал? Радислав Гандапас приводит следующее определение: «это церемония, состоящая из набора действий, повторяющихся в определенной последовательности, в соответствии с заданным порядком».

Ритуалы для того и создаются, чтобы их можно было легко воспроизводить бесконечное число раз. В ритуалах недопустимы непредсказуемые моменты и новые вариации. Допускаются мелкие отклонения, но, по большому счету, ритуальные действия всегда едины.

И люди, воспроизводящие ритуал, строго контролируют правильность его исполнения.

Ритуалы многообразны, но в их содержании всегда есть некое общее зерно, некая составляющая. Как правило, это повторяемое, театрализованное, специально обставленное переживание определенного момента, имеющего особую важность для племени, народа или организации.

Например, фрагмент из прошлого: рождение основателя, историческая победа, зарождение нации или религии. Или его смерть и возрождение. Также символически значимый этап жизни – посвящение. Сюда можно включить присвоение нового имени и выяснение своего предназначения.

Ритуал – это игровое изображение того или иного момента, при котором участники берут на себя четко прописанные роли.

Ритуалы могут быть и импровизированными, и даже разовыми, но сохраняют при этом свой символизм.

«Бывший министр обороны при Ельцине — Павел Грачев рассказывал, как закрепился ближний круг президента: «Когда Россия фактически получила свою независимость в августе 1991-го, после этих событий мы собрались у него и пошли в лес. Человек шесть-семь было. Борис Николаевич сам предложил: “Давайте брататься.

Я вас в жизни никого не кину, и давайте клясться на крови”. Взяли нож, порезали друг другу руки и стали лизать кровь…» О подобной клятве поведал бывший охранник президента Александр Коржаков в своих мемуарах.

В чем заключается назначение ритуала? Безусловно, оно дает чувство единения. Это переживание объединяет людей на пути к сверхзадаче, которую перед ними ставят. Оно не дает человеку почувствовать свою инаковость, претендовать на особое положение.

Ритуал констатирует однородность исполнителей. «Мы с тобою одной крови». Также закрепляет корпоративные или религиозные нормы.

Когда человек находится в измененном состоянии сознания, под властью ритуала, ему трудно сопротивляться этим нормам, трудно ставить их под сомнение. Он принимает их и испытывает облегчение.

Ритуал позволяет насаждать корпоративную и политическую идеологию, ощущение принадлежности к группе. Он закрепляет в сознании общие цели, открывает перед людьми понимание пути, принадлежности к истории. Соединяет для них прошлое и будущее.

Для примитивных племен ритуалы – это одна из главных форм совместного бытия. Ритуалы организуют и упорядочивают жизнь группы или племени.

Они регулируют многие события и аспекты в жизни этих людей, от брачных отношений до сбора урожая.

Ритуалы обеспечивают связь с богами, предками и иными потусторонними покровителями, а, в конечном счете – чувство безопасности и защищенности от внешних угроз.

Подобные  эффекты ритуала могут и сегодня играть значимую роль для отдельной организации (нации). Главный практический смысл ритуала в контексте лидерского влияния состоит в том, что ритуал приводит участников в нужное настроение, задает правильные ожидания. Он приучает людей совершать предписанные действия беспрекословно. Не задумываясь. Автоматически.

Не раздумывая над смыслом и не пытаясь объяснить его себе. Туземцы, пляшущие на празднике урожая, хиппующие менеджеры, приехавшие на фестиваль «Горящий человек» в пустыне Невады, чтобы раздеться догола и расширить сознание под действием ЛСД, или молодожены, венчающиеся в церкви, не задаются вопросом, почему они так делают. Они пришли – и этого достаточно.

Это-то и есть самое важное для лидера.

Ритуал снижает уровень интеллекта последователей лидера – или, во всяком случае, их умственную активность. Еще Гюстав Лебон заметил, что люди в своей высшей нервной деятельности отличаются друг от друга, но в части базовых мыслительных процессов практически идентичны.

В толпе различия исчезают, а базовые процессы усиливаются ввиду их однонаправленности.

«Исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действия внушенные идеи – вот главные черты, характеризующие индивида в толпе, – писал Густов Лебон.

 – Он уже перестает быть самим собой и становится автоматом, у которого своей воли не существует. Таким образом, становясь частицей организованной толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации».

Ритуал практически всегда лишен рационального объяснения. Ритуал может быть смешон. Он может быть абсурден. Его форма может не выдерживать никакой критики.

Последовательность ритуальных действий, на взгляд постороннего человека, может быть произвольной. Истинное предназначение и происхождение ритуала могут объяснить лишь антропологи и знатоки древних текстов.

Но для людей, выполняющих ритуал, эти объяснения не будут иметь никакого практического смысла.

Многочисленные последователи лидера выполняют предписанные им ритуалы многократно и тщательно. Выполняя ритуальное действие, они живут в особом пространстве мифа со своими координатами и своей системой смыслов. Со своей игровой, мифологизированной целью, которую и преследуют участники ритуала.

Дело не только в автоматизме, но и в эмоциональном отклике, который вызывают ритуальные действия. Ритуал должен быть приятен для тех, кто его исполняет. Он может вызывать страх или дрожь, но при этом и радость предвкушения.

Ожидание ритуала, подготовка к ритуалу всегда обставляется особым образом. Это тоже часть ритуала, обеспечивающая правильные ожидания участников, задающая правильные эмоции. Они должны хотеть совершать ритуал, ждать этого.

Если ритуал лишается эмоциональной окраски и превращается в ненавистную рутину, он перестает работать. А авторитет лидера разрушается.

Под воздействием ритуалов, последователи (подчиненные) берут за правило именно такое, не предполагающее сомнений отношение к поступкам и распоряжениям руководителя. Таким образом, задача ритуала – поддерживать лидерство в актуальном состоянии. Ритуалы способствуют влиянию лидера на тот случай, когда ему понадобится что-то сделать, а чаще что-то потребовать.

Церковь, армия, секты, монашеские ордена – кузницы исполнительского мышления. Они с помощью догматики, тренировки и ритуалов насаждают образец поведения: быстро сделать, а уже потом задаваться вопросом: «Зачем?». Ну, или вообще не задаваться данным вопросом.

В современных структурах немало ритуалов, связанных с опасностью для жизни или подразумевающих такую опасность. Ритуалы посвящения в число верующих, воинов или членов братства проводят человека через смерть. Хотя обычно это столкновение со смертью – символическое.

В процессе посвящения в христианство центральную роль играет утопление и последующее «воскрешение», начало новой жизни. Принятие монашества предполагает «снятие головы» – пострижение. В иудаизме и мусульманстве новообращенные сталкиваются с обрезанием.

В армии один из ритуалов посвящения в «деды» – символическое избиение пряжкой солдатского ремня. Моряки-подводники, проходящие инициацию, должны выпить забортной воды и коснуться лбом качающейся под потолком кувалды.

Риск для жизни немалый, если не усвоить простые правила поведения во время ритуала.

Ритуалы обязательно предполагают выдержку и стойкость. Подростки, проходящие инициацию, обязаны вести себя мужественно. Во время обряда нельзя дергаться, кричать от боли, даже стонать.

Отступление от этих правил строго карается. Во время исполнения ритуалов недопустимо смеяться, выказывать свое неуважение или пренебрежение к происходящему. Нельзя зевать, расслабляться.

Все это может разрушить созданную атмосферу, паттерны, контекст.

Не все ритуалы придумываются лидерами. Многие из них существуют десятки лет, и сейчас уже совершенно невозможно определить, кто же придумал их проводить. Лидер может просто опереться на уже существующий ритуал.

Это особенно уместно в тех случаях, когда лидер провозглашает, что получил свою власть и влияние свыше. Если лидер «послан сверху» богами, то естественно, что он подкрепляет свое влияние ритуалом, также данным богами.

Руководствуясь этой логикой, лидеры крупных церквей превозносят и воспевают традиционные порядки.

Президенты стран, где имеет место конкурентная политика, апеллируют к устоявшейся демократической процедуре или к независимости суда.

Руководители компаний, основанных легендарными личностями, отсылают всех сомневающихся к идеалам основателя и ритуалам, которые тот сочинил и утвердил. Так сложилось веками и новым умам не постигнуть сей догмат.

Яркие, энергичные личности стремятся создавать собственные ритуалы, иногда переписывая под себя версии существующих. Ритуал собственного изобретения заметно усиливает лидерское влияние. Его участники не забывают, кого они чтут своими действиями, кто подарил им эту радость причастности и вовлеченности.

Нужно отметить при этом, что сам создатель ритуала соблюдает определенную дистанцию между собой и людьми. Лидер может присутствовать на этом действе (хотя и это вовсе не обязательно). Он может играть роль божества, которому поклоняются в этом ритуале, и распорядителя, отправляющего ритуал.

Но он ни в коем случае не участвует в ритуале наравне с рядовыми адептами или последователями! Он дистанцируется от организационных вопросов и мелочей. Посмотрите на священника во время литургии или главнокомандующего во время парада.

В их поведении, в манере держать себя вы с легкостью найдете множество отличий от поведения прихожан или рядовых солдат. Лидер специально «отодвигается» в сторону, держась отстраненно.

Это позволяет подчиненным возможность самим выработать решение в соответствии с правилами ритуала.

В итоге жизнеспособность ритуала определяет уже не лидер, а подчиненные. Исполнители сами его воспроизводят, все больше усложняя с каждым годом. При этом следя, чтобы новички выполняли все предписанные правила.

Для того чтобы разрушить ритуал, нужно просто проанализировав, разобрать все составляющие и задать самый главный вопрос – Зачем? В повседневной жизни люди не задумываясь, исполняют огромное количество ритуалов, порой деструктивно влияющих на жизнь. «Зачем?» и «Кому это выгодно?», — отличные контрольные вопросы для выявления скрытого воздействия.

Лидер своей жизни создает собственные ритуалы для себя и других, а не исполняет чужие. Старайтесь в нужный момент, перед исполнением, какого-либо повседневного ритуала, сделать паузу и задуматься. Именно так поступают лидеры своей жизни!

(С) Ссылка для публикаций — http://www.psixolog24.blogspot.ru/2014/08/blog-post_26.

html

Источник: http://www.xn--80aefehgbmmrrx4a9b.xn--p1ai/2014/08/blog-post_26.html

Сущность и функции ритуала. Типы ритуалов

Сущность и функции ритуала. Типы ритуалов

Объект и предмет социально антропологии. Специфика антропологического подхода.

Подходы:

— собственно предметный: традиционный предмет – архаические структуры. Исчезает акцент на человека, может возникнуть риск исчезновения предмета изучения;

— парадигмальный: некий подход к описанию объекта, особое видение объекта.

Понимание не наблюдателя – «видеть глазами туземцев».

Т.е., могут исследоваться не только архаичные, но и современные общества, любая социальная наука может использовать антропологию.

Предмет: жизненный мир человека, структура его повседневного опыта.

Специфика антропологического подхода:

— особый тип объективности, характеризующий позицию исследователя – нельзя вносить в исследование свою систему ценностей, научных убеждений;

— целостность – антропология видит в социальной жизни целостную систему, целостность – в наличии культурных универсалий;

— интерес к изучению иного в культуре и жизни людей;

— описание и объяснение повседневной жизни людей на уровне ближайшего социального окружения и межличностных отношений.

Теоретические подходы и методы социальной антропологии.

— культурный эволюционизм (вторая половина XIX века)

Ф. Энгельс (представитель); Морган – дикость, варварство и цивилизация;

— структурный функционализм (первая половина XX века)

Малиновский, Радклифф-Браун; поиск внутренних организующих принципов каждой кульутры;

— структурализм

Клод Леви-Стросс; обнаружение глубоких структур человеческого опыта, зафиксированных в языке. Использование методов лингвистического анализа.

— метод понимания (продолж. структур.)

Хайнс Кохут. 2 вида понятия: близкие к опыту – понятия, которые индивид мог бы естественно и не прилагая специальных усилий использовать, определяя то, что он и его окружение думает и чувствует; далекие от опыта – понятия, которые различают специалисты и используют для достижения своих научных философских и практических целей.

Сущность и функции мифа (Элиаде)

Миф – история подвигов сверхъестественных существ, которые действовали в начале времен. Миф – история, которая представляется как абсолютно истинное и сакральное сказание.

Миф всегда рассказывает о происхождении, создании вещей, устанавливает определенные модели, формы поведения людей, составляет парадигму всем актам поведения.

Познавая миф, человек познает происхождение что позволяет овладевать и манипулировать ими по своей воле. Миф – не абстракция, люди отождествляют его с собой, повторяют действия богов.

Функции мифа: мировоззренческая; моделирующая (образец для подражания); интегративная (сплочение); коммуникативная (передача опыта другим поколениям).

Структура и диалектика мифа (Леви-Стросс). Глубинная символика мифа.

Миф – совокупность бинарных оппозиций, которые могут трансформироваться одна в другую. Миф – логический инструмент разрешения фундаментальных противоречий, с помощью медиации (медиатор – элементы, которые сглаживают или нейтрализуют оппозиции).

Например, оппозиция травоядных (ассоциируются с жизнью) и плотоядных (ассоциируются со смертью). Ворон – медиатор: питается падалью, о не есть траву.

Русский формалист Пропп: гармоническое состояние – потеря – появление героя – приобретение/восстановление.

Функции героев: отлучка (один из членов семьи отлучается); запрет; нарушение запрета; выведывание.

Глубинная символика мифа

3 подхода к интерпретации мифов:

— метеорологический: Зевс – громовержец, Деметра – богиня плодородия;

— персонажи и явления в мифе ассоциируются с социальными явлениями и отношениями: тотем символизирует единство;

— психологический: мифические персонажи символизируют психологические состояния человека: Нарцисс.

Мифологическое программирование повседневной жизни.

Классификация оппозиций

1.Пространственная: внутреннее – внешнее (не заглядывать в окно снаружи), верх – низ (не поднимать дохлятину с земли), право – лево (с левой ноги), спереди – сзади (возвращаться – плохая примета), открытый – закрытый (открытые ножницы – к ссоре), связывать – развязывать ;

2.Временные: свет – тьма, день – ночь, зима – лето;

3.Прочие оппозиции: полный – пустой, целый – битый, мужской – женский, жизнь – смерть, свой – чужой.

Сущность и функции ритуала. Типы ритуалов.

Ритуал – стереотипическая последовательность действий, имеющих символический характер и предназначенных для воздействия на сверхъестественные силы или существа в интересах исполнителей. Используется для снижения вариативности человеческого поведения. Один из самых действенных способов защиты в сложной ситуации.

Функции ритуалов: социализация индивида (человек усваивает нормы, ценности); социальная интеграция (коллектив утверждает свое единство); коммуникативная (между людьми и сверхъестественным); воспроизводство (актуализация социального опыта); психотерапевтическая (ритуалы-переходы позволяют пережить кризисные моменты жизни).

Типы ритуалов:

— имитативные (воспроизводят тот или иной миф или часть мифа);

— позитивные (освящение какого-либо объекта) и негативные (наложение табу в отношении объекта);

— жертвоприношения (контакт со сверхъестественным): кровавые (майя), бескровные (использовались заменители крови – вино, вода), жертвоприношения бога;

— ритуалы перехода.

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/18377.html

РИТУАЛ

РИТУАЛустоявшаяся и традиционно осуществляемая людьми религиозная или светская церемония; в психоанализе – стереотипная последовательность действий человека, навязчивое повторение им одних и тех же форм поведения.

   Психоаналитическое понимание ритуала основывается на признании того, что каждый его элемент имеет смысл, символически отражающий внутрипсихические конфликты человека.

За стереотипной последовательностью действий скрываются бессознательные влечения и желания, принявшие форму компромиссных образований, отражающих созданную человеком систему защит от различного рода страхов и тревог.

   Ритуальные действия наблюдаются при многих психических заболеваниях, но чаще всего они имеют место у пациентов, страдающих неврозом навязчивых состояний.

Навязчивые действия таких пациентов полны смысла, отвечают их жизненным интересам, выражают их переживания и сопровождаются соответствующими аффектами мысли.

Другое дело, что сами пациенты не осознают причины, лежащие в основе их навязчивых действий, и не понимают того, что эти действия служат для проявления бессознательных мотивов и представлений.

   В работах З. Фрейда неоднократно обращалось внимание на природу навязчивого повторения отдельных форм поведения у пациентов с обсессивным неврозом.

Так, в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) он показал, что за навязчивыми действиями стоят конфликты, уходящие своими корнями в интимную жизнь пациентов, в их инфантильные переживания.

Психоанализ вскрывает то обстоятельство, что в патологическом церемониале находят отражение вытесненные сексуальные и агрессивные желания человека.

   Анализ навязчивых действий показывает, что подверженный этим действиям и запретам больной ведет себя так, как будто он находится под властью бессознательного чувства вины. Это ощущение вины коренится в ранних душевных переживаниях, но находит постоянное проявление в искушении и ожидании беды.

В начале развития невротической церемонии больному известно, что он должен сделать, чтобы не случилась беда. Однако связь между причиной, вызывающей тревогу ожидания, и грозящими последствиями остается для больного скрытой. Ритуал, церемония возникают, по словам основателя психоанализа, «как оборона или застрахование, как защитная мера».

Таким образом, ритуалы, церемонии, навязчивые действия, с одной стороны, объясняются необходимостью обороны против искушения, а с другой – являются защитой от ожидаемой беды. Однако в борьбе с искушениями эти защитные меры оказываются недостаточными и поэтому на передний план могут выступать запреты, замещающие собой навязчивые действия.

Что касается ритуалов и церемоний, то они «являют собой совокупность условий, при которых некоторое, еще не абсолютно запрещенное, разрешено».

   З. Фрейд исходил из того, что ритуалы характерны не только для больных, но и для здоровых людей. Любой нормальный человек имеет сложившиеся с годами церемониалы, связанные, например, с отходом ко сну.

Каждый вечер одинаковым образом он повторяет одни и те же действия, связанные с переходом от состояния бодрствования ко сну, включая соблюдение определенных условий, невыполнение которых мешает ему заснуть. Такое поведение рационально объяснимо и не вызывает какого-либо беспокойства у самого человека.

Если внешние обстоятельства привносят необходимые изменения, то нормальный человек легко подчиняется им и быстро адаптируется к новой ситуации. Другое дело патологический церемониал, который, по мнению З. Фрейда, неуступчив, «умеет добиться своего ценой самых больших жертв».

Он также прикрывается рациональным обоснованием и на первый взгляд отличается от нормального лишь преувеличенной тщательностью. Однако при более глубоком рассмотрении «можно заметить, что покрывало рациональности слишком коротко, что церемониал включает требования, далеко выходящие за рациональное обоснование, и другие, прямо противоречащие ему».

   Патологический церемониал, навязчивые ритуалы включают в себя элементы магического мышления, состоят из таких формальностей и ограничений, от которых больной не может отказаться, поскольку каждое отклонение от них сопровождается невыносимым страхом. По своему исполнению и природе они напоминают собой обряды, совершаемые верующими людьми.

Это сходство между навязчивыми действиями нервных больных и обрядами верующих не ускользнуло от внимания З. Фрейда, который провел аналогию между невротическими церемониями и религиозными ритуалами, что нашло отражение в его статье «Навязчивые действия и религиозные обряды» (1907).

Сходство между ними состоит, по его мнению, в том, что в обоих случаях речь идет о добросовестном выполнении мелочей и об угрызениях совести при неисполнении соответствующих действий.

Наряду со сходствами имеются и различия, состоящие в том, что невротические церемонии отличаются большим индивидуальным разнообразием, в то время как религиозные ритуалы в значительной степени стандартизированы, первые носят частный характер, а вторые – публичный, общественный характер.

   В случае невроза навязчивых состояний психоаналитическая терапия ориентируется прежде всего на то, чтобы сделать для пациента понятным смысл его ритуалов, церемоний, навязчивых действий.

Тем самым раскрываются мотивы, побуждающие пациента к осуществлению навязчивого повторения, выявляются глубинные причины его страданий и открываются перспективы для сознательного разрешения вну-трипсихических конфликтов, позволяющие избавиться от патологического церемониала.   

Источник: https://vocabulary.ru/termin/ritual.html

Заевшая пластинка: что такое обсессивно-компульсивное расстройство

Заевшая пластинка: что такое обсессивно-компульсивное расстройство

Герой Джека Николсона в известном фильме «Лучше не бывает» отличался не только сложным характером, но и целым набором странностей: он постоянно мыл руки (причем каждый раз новым мылом), ел только своими столовыми приборами, избегал чужих прикосновений и старался не наступать на трещинки на асфальте.

Все эти «чудачества» — типичные признаки обсессивно-компульсивного расстройства, психического заболевания, при котором человек одержим навязчивыми мыслями, заставляющими его регулярно повторять одни и те же действия.

ОКР — настоящая находка для сценариста: это заболевание чаще встречается у людей с высоким интеллектом, оно придает персонажу своеобразие, заметно мешает его коммуникации с окружающими, но при этом не ассоциируется с угрозой для общества, в отличие от многих других психических расстройств.

Но в реальности жизнь человека с обсессивно-компульсивным расстройством нельзя назвать легкой: за невинными и даже забавными, на первый взгляд, действиями скрывается постоянное напряжение и страх.

В голове у такого человека словно заедает пластику: ему регулярно приходят на ум одни и те же малоприятные мысли, имеющие под собой мало рациональных оснований.

Например, ему мерещится, что везде опасные микробы, он постоянно боится причинить кому-то боль, потерять какую-то вещь или оставить включенным газ, уходя из дома.

Его может сводить с ума протекающий кран или несимметричное расположение предметов на столе.

Оборотная сторона этой одержимости, то есть, обсессии — компульсия, регулярное повторение одних и тех же ритуалов, которые должны предотвратить надвигающуюся опасность.

Человек начинает верить, что день пройдет хорошо только если перед выходом из дома трижды прочесть детскую считалочку, что он обезопасит себя от страшных болезней, если несколько раз подряд помоет руки и будет пользоваться собственными столовыми приборами.

После того, как больной совершает ритуал, он на какое-то время испытывает облегчение. 75% больных страдают и от навязчивых идей, и от компульсий одновременно, но бывают случаи, когда люди переживают только обсессии, не совершая ритуалов.

При этом обсессивные мысли отличаются от шизофренического бреда тем, что сам пациент воспринимает их как абсурдные и нелогичные. Ему совершенно не в радость мыть руки каждые полчаса и по утрам по пять раз застегивать молнию на ширинке — но избавиться от навязчивой идеи по-другому он просто не может.

Уровень тревожности слишком высок, а ритуалы позволяют больному добиться временного облегчения состояния. Но при этом сама по себе любовь к ритуалам, спискам или раскладыванию вещей по полочкам, если она не приносит человеку дискомфорта, к расстройству не относится.

С этой точки зрения эстеты, прилежно раскладывающие морковные очистки по длине в Things Organized Neatly, абсолютно здоровы.

Больше всего проблем у больных ОКР вызывают обсессии агрессивного или сексуального характера. Некоторые начинают бояться, что сделают что-то плохое с другими людьми, вплоть до сексуального насилия и убийства.

Обсессивные мысли могут принимать форму отдельных слов, фраз или даже стихотворных строчек — хорошей иллюстрацией может послужить эпизод из фильма «Сияние», где главный герой, сходя с ума, начинает набирать на машинке одну и ту же фразу «all work and no play makes Jack a dull boy». Человек с ОКР испытывает колоссальное напряжение — он одновременно ужасается своим мыслям и мучается чувством вины за них, пытается им противостоять, а заодно старается, чтобы совершаемые им ритуалы остались незамеченными для окружающих. При этом во всех остальных отношениях его сознание функционирует совершенно нормально.

Есть мнение, что обсессии и компульсии тесно связаны с «магическим мышлением», возникшим еще на заре человечества — верой в возможность взять мир под контроль с помощью правильного настроя и ритуалов.

Магическое мышление проводит прямую параллель между мысленным желанием и реальным последствием: если нарисуешь на стене пещеры буйвола, настраиваясь на успешную охоту, тебе непременно повезет.

Судя по всему, такой способ восприятия мира зарождается в глубинных механизмах человеческого мышления: ни научно-технический прогресс, ни логические аргументы, ни печальный личный опыт, доказывающий бесполезность магических пассов, не избавляют нас от потребности искать взаимосвязь между случайными вещами. Некоторые ученые считают, что она заложена в нашей нейропсихологии — автоматический поиск шаблонов, упрощающих картину мира, помогал нашим предкам выживать, и самые древние участки мозга все еще работают по этому принципу, особенно в стрессовой ситуации. Поэтому при повышенном уровне тревожности многие люди начинают бояться собственных мыслей, опасаясь, что они могут воплотиться в реальность, и в то же время верят, что набор каких-то иррациональных действий поможет предотвратить нежелательное событие.

История

В древности это расстройство часто связывали с мистическими причинами: в Средневековье людей, одержимых навязчивыми идеями, сразу отправляли к экзорцистам, а в XVII веке концепция сменилась на противоположную — стало считаться, что такие состояния возникают из-за чрезмерного религиозного рвения.

В 1877 году один из основоположников научной психиатрии Вильгельм Гризингер и его ученик Карл-Фридрих-Отто Вестфаль выяснили, что в основе «невроза навязчивых состояний» лежит расстройство мышления, но при этом оно не затрагивает другие аспекты поведения.

Они использовали немецкий термин Zwangsvorstellung, который, будучи по-разному переведен в Британии и США (как obsession и compulsion соответственно), и превратился в современное название болезни.

А в 1905 году французский психиатр и невролог Пьер Мария Феликс Жане выделил этот невроз из неврастении как отдельное заболевание и назвал его психастенией.

Мнения по поводу причины расстройства расходились — например, Фрейд считал, что обсессивно-компульсивное поведение относится к бессознательным конфликтам, которые проявляются в виде симптомов, а его немецкий коллега Эмиль Крепелин относил его к «конституциональным душевным заболеваниям», вызванным физическими причинами.

От обсессивного расстройства страдали в том числе и известные люди — например, изобретатель Никола Тесла подсчитывал шаги при ходьбе и объем порций еды — если ему не удавалось это сделать, обед считался испорченным.

А предприниматель и пионер американской авиации Говард Хьюз панически боялся пыли и приказывал сотрудникам перед визитами к нему «вымыться четыре раза, каждый раз используя большое количество пены от нового куска мыла».

Защитный механизм

Точные причины возникновения ОКР не ясны и сейчас, но все гипотезы можно условно поделить на три категории: физиологические, психологические и генетические.

Сторонники первой концепции связывают заболевание либо с функционально-анатомическими особенностями головного мозга, либо с нарушениями в обмене нейромедиаторов (биологически активных веществ, передающих электрические импульсы между нейронами, либо от нейронов к мышечной ткани) — в первую очередь, серотонина и допамина, а также норадреналина и ГАМК.

Некоторые исследователи отметили, что у многих больных обсессивно-компульсивным расстройством были родовые травмы при появлении на свет, что также подтверждает физиологические причины ОКР.

Сторонники психологических теорий считают, что заболевание связано с личностными особенностями, складом характера, психологическими травмами и неправильной реакцией на негативное воздействие среды. Зигмунд Фрейд предположил, что возникновение обсессивно-компульсивных симптомов связано с защитными механизмами психики: изоляцией, ликвидацией и реактивной формацией.

Изоляция предохраняет человека от вызывающих тревогу аффектов и импульсов, вытесняя их в подсознание, ликвидация направлена на то, чтобы бороться с всплывающими вытесненными импульсами — на ней, собственно, и основан компульсивный акт.

И, наконец, реактивное образование — проявление паттернов поведения и сознательно переживаемых установок, противоположных возникающим импульсам.

Также есть научные свидетельства того, что возникновению ОКР способствуют генетические мутации. Их обнаружили в неродственных семьях, члены которых страдали от ОКР — в гене переносчика серотонина, hSERT.

Исследования однояйцевых близнецов тоже подтверждают существование наследственного фактора.

Кроме того, у больных ОКР с большей вероятностью есть близкие родственники с этим же расстройством, чем у здоровых людей.

Максим, 21 год, с детства страдает от ОКР

— У меня это началось примерно в 7-8 лет. Первым про вероятность ОКР сообщил невролог, уже тогда было подозрение на навязчивый невроз.

Я постоянно молчал, прокручивая у себя в голове различные теории, как «умственную жвачку».

Когда я видел что-то, что вызывало у меня беспокойство, начинались навязчивые мысли об этом, хотя поводы были с виду совсем незначительные и, возможно, никогда бы меня и не коснулись.

Одно время была навязчивая мысль, что может умереть моя мать. Я проворачивал в голове один и тот же момент, и это захватило меня настолько, что я не мог спать ночами.

А когда я еду в маршрутке или в машине, я постоянно думаю о том, что сейчас попадем в аварию, что кто-то в нас врежется или мы улетим с моста.

Пару раз возникала мысль, что балкон подо мной развалится, или меня кто нибудь выкинет оттуда или я сам поскользнусь зимой и упаду.

С врачом мы особо никогда не общались, я просто принимал разные лекарства. Сейчас я перехожу с одной навязчивой идеи на другую и соблюдаю некоторые ритуалы. Постоянно до чего-либо дотрагиваюсь, вне зависимости от того, где я нахожусь.

Хожу из угла в угол по всей комнате, поправляю шторы, обои. Может быть, я отличаюсь от других людей с этим расстройством, у каждого свои ритуалы. Но мне кажется, что больше везет тем людям, которые принимают себя такими, какие они есть.

Им намного лучше, чем тем, кто хочет избавиться от этого и очень сильно из-за этого переживает.

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/8264-obsession

1.1 Основное понятие ритуальное поведение

Ритуал — это совместная деятельность, осуществляемая в виде церемониала, которая предполагает участие двух и более лиц. Которые несут в себе особый эмоциональный заряд, содержащийся вокруг четко определенного набора социальных объектов, предоставляющая участникам специфическое чувство торжественности и выхода за пределы обыденной реальности Носкова О.Г. Психология. М., 2008.- 123с..

Ритуалы совершаются под строгим контролем и не допускают вариаций, его исполнение обладает чертами драматического действия. Например, Эмиль Дюркгейм разделял ритуалы на две категории: позитивные и негативные, мирские или сакральные.

Позитивные ритуалы сводят участников, вместе поддерживая их социальное отношение.

Негативные ритуалы или по другому ритуалы избежания защищают от посягательств на их собственность других людей, или по другому «табу».

На основании многих наблюдений в современных западных обществах пришли межличностные ритуалы на смену сакральным. В отличие от социальных отношений, которые недоступны непосредственному изучению, между людьми взаимодействия могут изучаться.

Ритуалы могут исполняться по религиозным соображениям, мистическим с той целью, чтобы приобрести контроль над происходящим или контролировать частые происходящие события в естественном мире, к примеру, нарушения нравственных норм или факты рождения и смерти.

Значение ритуала в повседневной жизни можно объединить в трех утверждениях, во-первых, то, что вызывает проблему, может также вызывать усилия направленные на предотвращение проблематичных объектов, событий, где необходимым является отношение, которые не должны быть предприняты как организованные действия.

Во-вторых, группы обнаруживают признаки постоянно ведущейся борьбы, что считается проблематичным и предсказуемым.

В-третьих, в основе групповой организованной жизни находится сложная сеть ритуалов, таких как межличностных, позитивных и негативных, сакральных и мирских, которые после освоения и успешного воспроизводства представляют собой систематические способы превращения повседневной жизни в предсказуемую.

Понимание связей людей, само собой разумеющихся черт в жизни требует изучения ритуала, который находится на пересечении границ между обществом и конкретными людьми и требуют изучения на основании социальной психологии, религии и философии.

Само понятие религия за период своего существования постоянно менялось и поэтому дать однозначное определение очень сложно, но можно сказать с абсолютной уверенностью, что каждый человек определяет для себя ту или другую религию, что не обязательно в какой-то конкретной религии, это может быть и атеизм и поклонение солнцу, луне, дереву, увеличениям, что накладывает свой отпечаток на психику человека и считается одним из главных факторов Матецкая А.В., Самыгин С.И. Религиоведение. Краткий курс. Издательство Феникс. 2008. — с.224 .

Само понятие религии остается одним остается трудным для определения и для этого есть определенные основания: по мнению П. Бергера, принятие религии считается делом вкуса, а Э. Даркгейм и М.

Вебер создали основу для выделения двух типов религии номинального и реального. Дюркгейм стремился дать определения религии почти всем системам, которые признавались религиозными, включая теистические и нетеистические системы верования.

Такое определение он основывал на различии духовного и светского и выделении общих функций религии.

Источник: http://rel.bobrodobro.ru/3541

Ритуалы в современной жизни человека

Ритуалы в современной жизни человека

Ритуал – «(от лат. ritualis — обрядовый, от ritus — религиозный обряд, торжественная церемония) одна из форм символического действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей и лишённая какого-либо утилитарного или самоценного значения» [1].

Важность ритуала была осознана еще на самых ранних этапах развития цивилизации и человеческого общества. Без ритуалов инициации невозможно представить себе жизнь древнейших племен и некоторых современных малоразвитых обществ.

Таинство родов, достижение мальчиками 7-летнего возраста, а потом юношеского, переход девушки в статус невесты, становление главы семьи, племени или рода, смерть человека, обряд захоронения – все эти архетипические события сопровождались определенными ритуалами, несущими важный трансформационный смысл. До ритуала и после были совершенно разные реальности, но важным фоном любого ритуала была вписанность в систему общественных отношений. Смысл ритуалов – в упорядочении жизни, возможности внести в нее иное, неявное, архетипическое значение. Лишенные утилитарной функции, ритуалы ценны как вехи психологической жизни общества.

Сегодня, после революций, войн и потрясений, ниспровержения религиозных ценностей ритуал оказался вытесненным из жизни общества в своей классической форме – как таинство. Он сохранился в жизни религиозных сообществ и отдельных народностей.

Но если взять среднестатистического европейца, то его жизнь бедна классическими ритуалами. Однако, потребность в них столь сильна, что человек привнес новые ритуалы в свою повседневность.

Они не столь символичны, лишены помпезного сопровождения и осуществления, но, изменив форму, все еще продолжают существовать и даже активно влиять на повседневную жизнь.

Ритуальная природа Персоны

Интересными ритуалами сопровождается самая насущная тема – отношения противоположных полов.

Издавна на Руси костюмы девушки и замужней женщины имели принципиальные различия (вплоть до разности орнамента вышивки), но сегодня они сглаживаются: и девушки, и женщины могут носить футболки, джинсы, откровенные платья и любые другие наряды, стирающие отличия в их статусе. Однако, если женщина или девушка идет на свидание, сознательно или бессознательно наступает преображение: платье, каблуки, бижутерия, косметика – любое существо женского пола знает, что особенно ценят мужчины. Если раньше украшения нередко имели сакральную символику, отгоняли злых духов, свидетельствовали об уровне благосостояния родителей невесты, то сегодня они используются для привлечения внимания и проявления оригинального вкуса.

Специальный наряд, предназначенный для свидания, сигнализирует о том, что женщина готова к отношениям и заинтересована в них, она нуждается в мужском восхищении, и при правильном поведении мужчины возможно продолжение свидания.

По сути, внешнее преображение – это система невербальных сигналов, которые безошибочно угадываются мужчинами.

Если рассмотреть ритуалы, связанные с одеждой, в других областях человеческих отношений (дресс-код, форма, одежда для праздничных случаев), то в любом случае можно выйти на ее архетипическую функцию.

Сакральный смысл еды

Издревле важные ритуалы были связаны с приемом пищи – например, рядом с умершим клали воду или что-то из пищи «в дорогу», свадьба не мыслилась без обильного угощения, которое имело целью не только сытно накормить присутствующих, но и несло смысл объединения двух родов, выражения доверия (отказ от еды в доме хозяина часто принимался как выражение неуважения, агрессии, угрозы). Сакральное значение еды – именно в выражении любовных или доверительных отношений, закреплении их совместным актом принятия пищи. И сегодня эта традиция не исчезла: часто мужчина приглашает женщину в кафе или ресторан. Совместное принятие пищи сближает, позволяет лучше узнать человека, закрепляет союз. В каких-то странах женщина предпочитает платить за себя сама – этим выражается ее независимость от партнера и некоторое дистанцирование. В славянских странах принято, чтобы мужчина расплачивался за совместную трапезу, и тогда его влияние усиливается – тем самым, женщина подпускает его ближе к себе.

Подарки как ритуальное действо

Мы помним легенду о дарах волхвов (во многих культурах есть феи-дарительницы) – с этим связана традиция дарения в дни рождения человека. Принесение даров – это еще одна древняя ритуальная традиция, распространенная практически во всех известных культурах.

В древности принесение в жертву использовалось для своеобразного обмена материальной вещи (или живого существа) на благодать, защиту от верховного гнева, неприкосновенность племени.

Сегодня эта архетипическая модель работает в самых разных областях: мужчина дарит женщине подарки и цветы, сигнализируя тем самым о своей заинтересованности и, если женщина принимает дары, она принимает обмен и соглашается сопровождать этого мужчину.

Принцип «отдать – принять» работает и в заключении свадеб (приданое, выкуп, калым за невесту или, наоборот, родители невесты могут платить жениху). Если жених вносит выкуп – он фактически «покупает» невесту у родителей, заявляя на нее свои права.

Если платят родители невесты – они вносят залог того, что дальнейшую жизнь жену будет содержать муж (и тогда это тоже передача полномочий). В разных культурах приняты разные традиции, но суть архетипической модели не меняется – материальное приносится в обмен на нематериальное.

Ритуальный союз мужчины и женщины

Если на Руси издавна свадебный ритуал имел свои этапы – до заключения брака (венчания), непосредственно бракосочетание, период после свадьбы – то сегодня они претерпели некоторые изменения.

Люди сами придумывают собственные ритуалы (например, сделать предложение на яхте, перед прыжком с парашютом, в необычном месте), но суть ритуала остается прежней: используется система вербальных и невербальных сигналов, направленных на то, чтобы акцентировать архетипическое событие, придать ему важности и значимости.

До сих пор, делая предложение, мужчина преподносит избраннице кольцо – символ самости, гармонии, завершенности. Кольцо на невербальном уровне означает решение остаться с этим человеком до конца своих дней, необратимость выбора.

Обмен кольцами молодоженов – это принятие своеобразной «метки» об изменении статуса, оно сопровождается клятвой в любви и верности. Круговая структура кольца имеет еще один символический смысл – повторяемость, нелинейность времени. То есть, супруги клянутся быть вместе в вечности, в коловращении любых событий жизни.

У них одинаковые кольца, которые относят их к одной природе, единому целому. Что характерно, предлагается, что они заявляют об этом прилюдно – то есть, в обряде свадьбы ярко ощущается именно социальная природа.

В любом случае, природа ритуала остается выражением социальных отношений. Важно транслировать миру и обществу новый статус человека, подразумевающий обретение им новых качеств.

Конечно, мы сейчас современны, амбициозны, активны, креативны.

Но на каком-то глубинном уровне сохраняется потребность в архетипическом переживании через ритуал – это важное свойство психики, несущее, в том числе, терапевтический потенциал.

Литература

  • 1. Ритуал// Философская энциклопедия. Электронный ресурс. Режим доступа: https://goo.gl/Wi2C3P Дата доступа – 19.03.2017.
  • 2. Элиаде, М. Мифы, сновидения, мистерии — Киев: Рефл-бук, Ваклер, 1996.
  • 3. Топоров, В. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. Москва: Изд. группа «Прогресс-Культура», 1995.

Источник: https://PsychoSearch.ru/teoriya/pozitsionirovanie/357-ritualy-v-sovremennoj-zhizni-cheloveka

Ссылка на основную публикацию