Работа с отношением к проблеме — психология

Как нужно относиться к проблемам?

Работа с отношением к проблеме - психология

Люди не верят в себя из-за страха. Это может быть страх оказаться в неловком положении перед людьми, страх начать что-то новое в своей жизни и страх перед трудностями. В любом случае, если вы испытывайте какой-либо страх, и поддаетесь ему, ограничивая себя — то вы неправильно относитесь к себе, своим возможностям и своей жизни.

Слушайте, жизнь прекрасна, когда к ней правильно относишься! Поэтому бояться нужно только неправильного отношения к ней — того, что несет в нее негатив, холод и отчаяние — неверия в себя, например. Если человеку что-то доверили, то он несет за это ответственность. Ваша жизнь доверена вам, и никому больше. Так что неверие в себя — это безответственное отношение к своей жизни.

Зачем останавливаться перед трудностями? Представьте себе человека, идущего по дороге. И вот вдруг перед ним возникает барьер в виде ступеньки. Неужели стоять перед этой ступенькой, расстроившись и переживая — самый лучший выход? Некоторые, бывает, даже возвращаются назад, лишь бы барьер этот не видеть. А ведь счастье там — наверху.

И ведь это еще не все. На самом деле, взобравшись на ступеньку и пройдя по ней, вы встретите другую, еще более высокую. Ведь проблемы всегда будут! Но чтобы решить их, нужно их решать! От этого не уйти, если хочешь счастья и радости в жизни.

Но, преодолевая каждое препятствие, встречаемое на жизненном пути, человек возрастает во многих отношениях.

По мере того как вы поднимаетесь все выше по этой лестнице, ваше отношение к жизни становится более правильным, потому что растет пространство, охватываемое взглядом.

Также после преодоления каждой ступеньки появляются навыки, с которыми преодоление следующей, не достижимой до сих пор ступеньки, становится возможным. И именно при преодолении трудностей возникает счастье и радость, появляется правильное отношение к проблемами к жизни в целом.

Преодоление препятствий идет только на пользу. Главное — не бояться их, не преодолевать их «из последних сил», опустошая себя при этом эмоционально и психологически — это хорошего не принесет.

Это как влезать на ступеньку с отвращением к ней и проклиная ее на чем свет стоит. Тогда Вы вряд ли увидите что-либо вокруг, а будете думать только о самих ступеньках. Препятствия нужно преодолевать с правильным отношением — оптимизмом, радостью и уверенностью.

Тогда преодоление каждой проблемы будет нести огромную пользу для вас.

Нужно радоваться тому, что в нашей жизни есть проблемы, потому что именно так мы взбираемся наверх. А не взбираясь, никогда не достигнешь вершины.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/2274/

Как решать проблемы. Отношение к проблемам

Как решать проблемы. Отношение к проблемам

Сегодня хочу поговорить с вами о злободневной теме: Наше отношение к проблемам. Ведь часто именно от него зависит то, насколько успешно будут разрешены все наши трудности и проблемы.

Какие бывают проблемы

Проблемы бывают разные:

надуманные, реальные, разрешимые, не разрешаемые.

Обиды, жажда мести и надуманные проблемы

Часто, проблемой является не само обстоятельство, а наши ощущения или отношение к нему. К примеру, вы сильно переживаете из-за каких-то обид или ситуаций. Что можно предпринять в таком случае. Подумайте вот над чем.

Отношение к проблеме — залог решения

По статистике, 80-90% ситуаций, которые рисует в нашей голове «больное воображение», никогда не происходили и не произойдут в нашей жизни.

Эта «проблема» живет лишь в нашем сознании, а на самом деле ее не существует, и она НИКОГДА не будет иметь место в вашей жизни. Это всего лишь наши страхи, надуманные беспокойства.

И даже если что-то из того, чего вы так боялись, вдруг случается в реальной жизни, скорее всего все будет обстоять не так трагично, как рисовалось нам в наших «живописных мечтах».

Если же проблема или глубокая рана, смертельная обида все же имеет место в вашем сердце, и вам никак не удается подчинить ее своей воле или просто забыть об этом, попробуйте провести следующий анализ.

Спросите себя:

«Как я буду относиться к этому через три года, пять лет, десять лет, пятьдесят лет? Действительно ли это та ситуация, которая требует от меня столько сил и душевных переживаний?». Возможно, честные ответы на эти вопросы помогут Вам оценить ситуацию более трезво и взглянуть на все другими глазами.

Отдельная, болезненная для многих тема – жажда отомстить своему обидчику

К примеру, вас оскорбили, унизили, предали. В общем, вы чувствуете, что должны как-то отстоять свою честь и дать отпор. А иногда бывает и так, что оскорбленный и обиженный человек, во что бы то ни стало стремиться отомстить. Иногда вовсе небезобидными способами. Хочу рассказать одну жизненную историю.
Молодой человек влюбился в девушку.

Сиял, просто горел страстными и пылкими чувствами к ней. Некоторое время они встречались, общались, дружили. Он сделал ей предложение. Согласилась. Обрадовалась. Его счастью не было предела! Прибежал домой, всех на уши поднял: «Мам, пап, я женюсь!». Всех друзей обзвонил, никого не забыл. Началась предсвадебная суета, подготовка.

Родственники, друзья, коллеги, знакомые – все были в курсе и уже начали думать о свадебных нарядах и подарках. Не тут-то было.
Когда его родители пришли в гости к этой девушке, чтобы познакомиться с ее родителями, семьей их ждал неприятный сюрприз. Девчонка публично высмеяла их сына, да и в целом всю их семью.

Сказала, дескать, как ОН (такой-сякой) мог всерьез думать, что Я (вся такая-разэтакая) действительно выйду за него, еще чего!

Неприятная ситуация, не правда ли?

Очень даже! Как вы думаете, что в этот момент хотел сделать этот молодой человек? Чего он желал больше всего? Конечно, справедливости. И молил небеса, о том, чтобы она получила по заслугам за нанесенные ему и его семье оскорбления и душевную боль. Да, так было. Но только совсем недолго и в самом начале.

А дальше, он взял себя в руки и пересмотрел свою жизнь и цели. И достиг в жизни такого успеха, о котором она и не мечтала. Позднее, уже она и его семья уговаривали его жениться на ней. Но все прошло, перегорело, улеглось. Хотелось ли ему теперь причинять ей боль, такую же, как когда-то она.

Ничуть! Как девушка она больше его не интересовала, конечно, но кое в чем он был ей благодарен. Однажды он признался, что именно в той смертельной обиде, в том чудовищном разочаровании и кроется его теперешний успех. Именно эта ситуация послужила толчком, отправным пунктом его роста. И он вырос.

Стал зрелым человеком. Успешным и уважаемым. Обзавелся семьей, вполне счастлив с любимой женой. А что было бы тогда, если бы она, та первая «неуклюжая» влюбленность прочно вошла бы в его жизнь.

Каким бы он был тогда? Чего бы достиг? Он с ужасом думает теперь, что могло бы случиться, если бы она тогда не отказала бы ему, не подняла бы его на смех.

А та девушка? Как она живет? Да, правильно. Всю жизнь потом корит себя и кусает локти. Сама себя наказала, получается.

И даже если у вас совершенно другая ситуация. Другая обида. Другая боль. Отпустите ее. Идите вперед. Со временем, все измениться именно так, как должно быть.

Наши любимые проблемы

А как вы относитесь к тем проблемам, которые в принципе, можно разрешить, но необходимо какое-то время.

Проведем небольшой опыт:

Возьмите стакан, наполненный водой. Взяли? Теперь вытяните руку, в которой вы держите стакан в сторону. Трудно вам вот так держать стакан на вытянутой руке? Не очень? Хорошо. Подержите 10 минут.

Ну как? Справляетесь? А если пол часика? А если пол дня? А если больше? Невозможно! Вот именно. А в стакане веса не прибавилось. Просто вас уже вот- вот парализует от такого усердия. Вы устали. Сил нет. Поставьте вы, наконец, этот стакан.

Зачем вам его держать постоянно?

Так и проблемы

Если мы думаем о них минут десять – да, терпимо, можно справиться. Если пол дня – все, такая ломка начинается, голова раскалывается! Ну а если постоянно думать о проблеме??? Так и сума сойти не долго. Не нужно этого делать.

Тем более, если в этой ситуации от вас мало что зависит. Сделали что можете – все, оставили, отдыхаем. Не нужно доводить себя до болезни или истощения сил.
Ведь ученые уже давно доказали, что там, где беспокойства и нервозность – там и болезни.

Мы сами их взращиваем в себе, если ослабляем способности нашего организма бороться с негативными воздействиями и вредоносными клетками. Каждый день в человеке появляются и обитают различные нехорошие клеточки, в том числе и раковые.

Но разовьется ли онкология и поразит ли какой-то орган – это все зависит от общего состояния человека, от его иммунитета.

Лейкоциты справились – отлично. Живем здоровенькими. Не справились – все, болезнь пошла нас разрушать изнутри. А кто ж нам иммунитет подавляет? Так мы же сами и гасим себя такими вещами, как гнетущие чувства, обиды, проблемы… А оно нам надо?

Если сделать ничего невозможно, лучше оставить проблему на время. Не думать о ней, не переживать.

Ну а если, необходимо что-то предпринимать – нужно стараться это делать по мере возникновения проблем. Не оттягивать, не откладывать, не ждать чудесного избавления под названием «авось пронесет».

Решать по мере необходимости, не придумывать лишние проблемы, которые только напряженности придадут.

И тогда, груз ваших проблем и забот станет значительно легче!

Источник: http://vazhnovsem.ru/psihologiya/kak-reshat-problemyi-otnoshenie-k-problemam.html

«Хрестоматия по психологии»

«Хрестоматия по психологии»

Сложнейшие и наиболее динамичные отношения человека к окружающему его миру выражаются и отражаются в его психической деятельности, и объективное психологическое исследование, на пути которого стоит марксистская психология, немыслимо без изучения этих отношений.

Однако именно у человека его отношения выступают в своей наиболее своеобразной, многогранной и сложной форме.

Опираясь на богатейший индивидуальный и общественно-исторический опыт, они приобретают сознательный характер и выражаются не только во внешнем поведении, но и в образовавшемся на основе этого опыта внутреннем мире человека.

Психологически отношения человека в развитом виде представляют интегральную систему избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, вытекающую из всей истории его развития и внутренне определяющую его действия и переживания.

Мы говорим «интегральную», потому что относится к действительности человек в целом. Если действовать может рука, воспринимать — глаз, то относится к чему-либо человек как личность, как субъект в целом.

Мы говорим о «системе связей» потому, что предмет или лицо, к которому относится человек, представляет не раздражитель и даже не совокупность раздражителей, а их системное единство, так же как и действие человека является не совокупностью мышечных сокращений, а их синтезом (по одновременности или последовательности).

Но самое главное — это то, что предмет, лицо, любое обстоятельство представляют не только сенсорную совокупность, но имеют и определенный смысл (точно так же, как и действия человека). Поэтому отношения связывают человека не столько с внешними сторонами вещей, сколько с их существом, с их смыслом.

Так как свойства объекта существуют для всех, а действия и переживания, с ними связанные, избирательно (типически или индивидуально) различны, то, очевидно, что центр тяжести, особенность переживания и действия лежит в индивиде, в человеке как субъекте отношений.

Учитывая огромную и решающую роль индивидуального опыта в развитии деятельности человека, нельзя не подчеркнуть в то же время, что отношения человека обусловлены и общественно-историческим опытом, который является основой богатейшего внутреннего мира человека.

Как известно, действия и переживания человека определяются не непосредственными внешними воздействиями, но их накопленным обобщением во внутреннем мире, который представляет систему отношений человека, определяющих опосредствованный характер его реакций на воздействия окружающего мира и его внешне инициативное и самостоятельное поведение.

К ВОПРОСУ О ВИДАХ ОТНОШЕНИЙ

Существуют различные виды отношений, вернее, стороны единого предметного отношения, определяемые многосторонней возможностью реакций человека и многосторонностью объектов. Но две основные стороны отношения глубоко коренятся в филогенетическом и историческом прошлом человека.

Они представляют основу положительного или отрицательного активного избирательного отношения человека, основу в подлинном смысле тенденции (от латинского слова tendere — напрягать), напряженной направленности психической активности человека.

От простого положительного или отрицательного хемотаксиса, через инстинкты (сложные безусловные рефлексы), до сложных влечений и потребностей человека мы устанавливаем качественное многообразие этих жизненных тенденций.

В этом ряде эволюционных ступеней (в отличие от биологизаторского стремления видеть в простом и сложном тождественное) советская психология подчеркивает их качественное различие и общественно-историческую, а не просто биологическую природу потребностей человека. Потребности — это одна сторона основного отношения. Скорее всего ее можно определить как конативную (от латинского слова сопаге — стремиться, домогаться) тенденцию овладения.

Читайте также:  Эмоции - отражение реальности или выученное поведение? - психология

На ранних (примитивных) стадиях развития отношения носят еще недифференцированный характер. В процессе развития уже на уровне бессознательных отношений высокоорганизованного животного (собака, обезьяна) вычленяется вторая сторона первоначального двуединого отношения — эмоциональное отношение привязанности, любви, симпатии и их противоположности — неприязни, вражды, антипатии.

На базе этих двух основных сторон, или видов, отношений возникают другие виды, имеющие особые генетические корни и выступающие у человека благодаря высокому развитию его интеллекта как относительно самостоятельные образования. Сюда прежде всего следует отнести интересы, привлекающие большое внимание педагогов и психологов.

Усилие в отношении к учебным обязанностям является частной формой усилий человека, вытекающих из ответственного отношения к своим обязанностям, характеризующим морально-правовые отношения человека.

Ответственное отношение к своим обязанностям, формируясь в процессе взаимодействия людей, выполнения требований родителей, учителей, начальников, перерастает во внутренние образования, такие, как долг, совесть.

Моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой. Этот внутренний процесс приводит к образованию оценочных отношений, определяющих этические, эстетические, юридические и другие критерии поступков и переживаний человека.

Соответственно формированию этических оценок и связанной с этим критикой себя и других возникает требовательность, или требовательное отношение к окружающим и к самому себе.

Отсюда же вытекает и особый вид этического отношения к другому человеку — уважение в положительном случае и пренебрежение или презрение в противоположном случае.

Значение этих явлений во всех сторонах жизни, в частности в области школьных взаимоотношений между учащимися, отношений к учителю, его авторитету, достаточно ясно.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ОТНОШЕНИЯ

Потенциальный план личности и отношений не исключает процессуального или функционального плана рассмотрения психики, а, наоборот, ставит вопрос о связи отношений и психических функций.

Центральным вопросом в указанной области является проблема саморегуляции высшей нервной деятельности, которая выражается в воле и внимании.

Наиболее существенное различие в структуре волевого поведения заключается в том, что усилие в примитивных условиях мобилизуется непосредственным импульсом эмоционального отношения.

Рациональные мотивы необходимости и долга оказываются в этих условиях малодейственными. Только в структуре развитого волевого акта эти мотивы приобретают господствующую силу.

Их роль возрастает по мере развития личности и характеризуется ростом интеллектуализации поведения и образованием идейно-нравственных мотивов.

Различные виды деятельности человека сами являются предметом отношений. От отвращения до страстного увлечения деятельностью существует множество переходов, причем наряду с непосредственным отношением существует и сознание вынужденной необходимости деятельности, а также деятельность по моральной обязанности. Эти оттенки создают сложную структуру отношений к деятельности.

В экспериментальной, а также в учебной и производственной работе выступает совершенно ясная общая закономерность: функциональные возможности человека в любом направлении деятельности могут быть определены лишь на уровне его активно-положительного отношения к задаче.

ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА В СВЯЗИ С ПСИХОЛОГИЕЙ ЕГО ОТНОШЕНИЙ

Общий тип высшей нервной деятельности отражается на всех сторонах личности. Можно поэтому говорить и о «темпераменте отношений». Равнодушие и страстность, устойчивость и неустойчивость проявляются и в реакциях, и в отношениях. Высказывались мысли о том, что отношения превращаются в черты характера (В.Н. Мясищев, Б.Г.

Ананьев). Нужно, однако, признать, что эта формула имеет несколько внешний характер. Отношения в сущности ни во что не превращаются. Они могут приобрести устойчивость, выраженность, большую значимость и, продолжая оставаться отношениями, становятся характерными для личности. В этом смысле они и являются чертами характера.

Определенность и устойчивость характера связывается с определенностью и устойчивостью отношений, но в то время как ряд черт характера непосредственно выражает отношения (например, принципиальность, эгоизм, добросовестность), ряд других свойств (например, прямота, решительность, цельность, волевые черты характера) не представляет собой отношений в собственном смысле слова. Тем не менее и эти свойства связаны с отношениями человека и выражают способ их осуществления (Б.Г. Ананьев). Поэтому с позиций отношений мы считаем возможным рассматривать характер как единство системы и способа отношений. Нельзя также не упомянуть и о том… что свойства реакции человека выражающие его Темперамент и характер, проявляются лишь на уровне активных отношений. Можно даже сказать, что отсутствие реакции на что-либо свидетельствует не столько о темпераменте или характере, сколько об отношении человека.

Нельзя, наконец, не подчеркнуть, что многие психологические работы, в сущности вся педагогическая психология, показывают, что особенности личности — это продукт ее взаимоотношения с людьми в процессе развития, продукт влияния примера, привязанности, авторитета (как отдельных лиц, так и коллективов — школьных или производственных).

РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА

Отношения как сознательные избирательные связи являются продуктом индивидуального развития. В сущности вопрос о развитии человека неразрывно связан с формированием его отношений. Здесь мы сталкиваемся с труднейшими вопросами, которые поднимались и раньше, но освещались несколько иначе.

С момента рождения формируются реакции ребенка… В два года можно отметить, правда, еще неустойчивые, но определенные реакции, сопровождаемые словами: «хочу — не хочу», «интересно — неинтересно», «люблю — не люблю». Речь идет, конечно, не о том, что ребенок понимает смысл этих слов, а о том, что смысл его реакции находится в соответствии со смыслом этих слов.

Исследования на детях дошкольного возраста позволяют выявить характерные особенности этого периода… Здесь уже можно говорить о выраженных и определенных отношениях, среди которых отчетливее всего выступают отношения к родителям, к детям, к воспитателям, к играм.

Отдельные стороны отношений даже в этом возрасте выступают как черты характера: самостоятельность, инициативность, добросовестность, общительность. В этом периоде развития отношения характеризуются ситуативной мобильностью, легко меняются контрастно под влиянием преходящего эмоционального состояния. Они тесно слиты с поступком и реакцией.

Характер и уровень развития отношений определяются в этом возрасте прежде всего взрослыми (родителями, воспитателями).

Изменения в положении ребенка в школьном возрасте влекут за собой, помимо функционального развития, обогащения опыта и многообразия отношений, новый момент — внесемейные обязанности и обязательный учебный труд.

На новую ступень поднимается управление своими действиями и структура отношений, определяемая требованиями объективной необходимости. Формирование принципов, принципиальных отношений и поведения, убеждений и идеалов характеризует развитие отношений в старшем школьном возрасте.

Высший уровень развития идейного и принципиального поведения является следствием не столько функционального развития, сколько общественной структуры, условий общения и общественного воспитания.

ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ

Как известно, основными проблемами педагогики являются проблема образования (обучения) и проблема воспитания. Давно известно, что предпосылками успешности обучения являются подготовка ученика, его способности и усилия. Но подготовленность сама обусловлена способностями и учебными усилиями ученика.

Не касаясь сложного вопроса о способностях, нужно только сказать, что в условиях нормального развития они находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые выступают как движущая сила развития способностей.

Вместе с тем склонность представляет собой не что иное, как избирательно-положительное отношение, как более или менее стойкую потребность в определенном виде деятельности. способности развиваются в связи с напряжением и усилиями, которые мобилизуются склонностью.

Таким образом, мы подходим к усилиям в учебной или профессиональной деятельности, которые в свою очередь определяются интересом, умственной активностью, сознанием необходимости и ответственным отношением к обязанностям…

Интерес как выражение непосредственной потребности познавательного овладения находится в известном соотношении с сознанием общей обязательности учения, с формированием ответственного отношения к учебной работе.

Но если он имеет тенденцию к концентрации на некоторых определенных областях, то сознание необходимости и ответственности, наоборот, распространяется на все учебные предметы. В этом пункте неразрывно связываются воспитательные и образовательные моменты. Заслуживает внимание и то, что умственная активность и учебная активность хотя и тесно связаны друг с другом, но могут не совпадать.

Дисциплина учащихся является выражением их сознательного отношения к школе и ее требованиям. В основе формирования этого отношения лежит отношение к руководству в школе, исходной фигурой которого, естественно, является педагог. Но, как показал А.

С. Макаренко, на разных ступенях формирования школьного коллектива все большее значение в формировании поведения и личности отдельных учащихся приобретает коллектив… В своей педагогике А.С. Макаренко более всего опирался на психологию отношений.

Нельзя… не сказать, что успехи производственной работы и дисциплины производства с психологической стороны опираются также на отношение к производству. Наиболее характерно, что передовики производства, рационализаторы, изобретатели показывают образцы самоотверженно преданного отношения к производству, определяющего мобилизацию их творческих возможностей и их непрерывное развитие.

Если И.П. Павлов называл свои замечательные труды плодом «неустанного думанья», то и здесь мы имеем дело с плодом неустанного думанья и деланья, с творческим трудом, который реорганизует все отношения человека, мотивы его поведения и деятельности.

В формировании такого отношения важнейшую роль играет подлинно трудовое Воспитание, в котором основное значение имеет производственный коллектив.

Научно обоснованная разработка психологии отношений стала возможной лишь на основе овладения методологией марксизма-ленинизма, развития учения о высшей нервной деятельности и марксистской педагогики. Она осуществляется в борьбе со взглядами тех зарубежных ученых, которые стоят на чуждых нам идеологических позициях (Адлер, Штрассер, Дессуар, Са-ливен и др.

) — отнюдь не претендуя на освещение всех сторон психической деятельности и поведения человека, психология отношений изучает его как личность, развивающуюся в связи с многообразием условий действительности. Развитие человека, обусловленное его объективным положением, в наибольшей степени Определяется характером его взаимодействия с окружающими его людьми.

Его отношения к действительности, так же как и его деятельность, представляя сложнейшее синтетическое образование, обусловлены всей историей его индивидуального развития и общественно-историческими условиями его жизни и деятельности.

В динамичности отношений человека адекватно отражается сама жизнь, а перспективность отношений в наибольшей степени характеризует не только отражающую, но и преобразующую природу сознания человека.

Разработка психологии отношений тесно связана с психологическими понятиями, которые долго не поддавались психологическому пониманию, — с такими, как интересы, убеждение, оценка, долг, привязанность, склонность и др. Психология отношения вырастает из практики взаимодействия людей, из педагогической, медицинской и производственной практики.

Вопросы психологии, 1957, №5, с.142-154  

Источник: http://www.persev.ru/book/vk-myasishchev-problema-otnosheniya-cheloveka-i-ee-mesto-v-psihologii

Отношение к проблеме — часть её решения. Статья. Психология. Самопознание.ру

Отношение к проблеме — часть её решения. Статья. Психология. Самопознание.ру

Проблемы — это прекрасно! Я серьёзно. С одной стороны, понятно, проблемы могут нести разочарования, страхи, неуверенность и прочие вещи, которые обычно называют просто болью.

И что интересно, боль — это сигнал о чрезмерно интенсивном воздействии. Слишком громкий звук, сильный холод, высокая температура или давление.

Поэтому метафорически боль душевная — это сигнал о переизбытке проблем.

С другой стороны, кто будет отказываться от всего спектра чувств только из-за угрозы испытать их слишком много? К тому же такой отказ приведёт к обратной стороне вопроса.

Слышали про камеру сенсорной изоляции? Это такая специальным образом оборудованная штука, в которой человек ничего не видит, не слышит и не чувствует.

Вроде, ничего особенного, но абсолютно здоровые люди, помещённые туда, через очень небольшой отрезок времени сначала начинают испытывать острые приступы паники, а потом проваливаются в галлюцинации.

А всё от того, что мозгу нечего обрабатывать, нет информации от органов чувств. А когда мозгу нечего обрабатывать, он начинает придумывать. И обычно его выдумки — это не детские сказки с пони и единорогами, а что-то ближе к творчеству Лавкрафта.

Чувствуете аналогию? Образно говоря, проблемы образуют прямую, один конец которой уходит в галлюцинации и бред, а другой — в безысходность и боль.

А прекрасное находится где-то между этими бесконечностями, но на той же прямой. Избавление от проблемы даёт нам чувства облегчения, успокоения, удовлетворения, триумфа и многие другие.

Однако не только результат несёт в себе все эти замечательные переживания.

Вспомните себя в моменты своей значимости, увлечённости, полезности, причастности к чему-то большому и важному. Помните? Многое из этого приходит тогда, когда в проблеме вы видите задачу, в которой приятно даже не столько решение, которого часто нет, сколько процесс его поиска.

Мастерство балансирования между полюсами заключено в умении менять своё отношение к ситуации и прикладывать усилия к её изменению. Если упрощённо, отношение варьирует между двумя крайностями — полным избеганием ситуации и стремлением преодолеть её любой ценой.

О способах избегания я уже писал раньше, поэтому остановлюсь на том, как изменение отношения может повлиять и на способы решения.

  1. Принять как данность. Некоторые обстоятельства действительно невозможно изменить. Они устойчивы, как законы физики, а в психологии называются экзистенциями (неотъемлемыми условиями самой жизни). К ним относятся смертность, неопределённость смысла жизни, несправедливость мира, принципиальная невозможность полностью понять другого человека или быть понятым и так далее. Пока вы пытаетесь с этим бороться, это неразрешимая проблема, которая бесконечно истощает. Это как сокрушаться по поводу 24 часов в сутках. Что вам это даст? Просто максимально используйте день (или ночь), и это принесёт плоды.
  2. Принять как общественную условность. Оглянитесь по сторонам и получите массу примеров среди так называемых инвалидов. Почему «так называемых»? Да потому, что в сам термин давно устарел. Он происходит от английского «valid» — надёжный, веский, эффективный. Приставка «in» означает отрицание. Т.е. «invalid» — значит ненадёжный, неэффективный. Паралимпийские спортсмены, Хокинг, Вуйчич и многие другие уже доказали, что важен ваш дух, а не простое соответствие принятым нормам. Даже если вы куда-то или во что-то не вписываетесь по отдельным параметрам, само по себе это не мешает чувствовать себя лучше самого эталонного представителя общества.
  3. Принять как личный вызов. Это как индивидуальная данность. Не будем отрицать, что люди с очевидными и социально принятыми особенностями, как в предыдущем пункте, поддерживаются сочувствующей общественностью. Но в зависимости от этой общественности, ей могут быть безразличны сложности, которые вы испытываете в связи с цветом кожи, происхождением, сексуальной ориентацией, психическими или физическими особенностями и многим другим. Однако не будем забывать и о том, что когда-то была первая феминистка, первый гей, первый человек с непризнанным цветом кожи, заболеванием или личностной особенностью, который добился признания. Это сложный путь, но кто сказал, что вы не сможете его пройти?
  4. Принять как правила игры. И тут важно определить для себя, так ли уж вы хотите, чтобы в вас видели что-то особенное? В конце концов, какое вам вообще дело до того, как вас видят? Да, каждый отличается по условиям начала игры (если вы вспомните хоть карты, то согласитесь, что каждый начинает со случайным набором). Когда игра не на победу, а на интерес, вы не останетесь в проигрыше, вы всегда возьмёте удовольствие из процесса.
  5. Принять как интерес. И тут нужно понимать, что вообще никто наверняка не знает, как правильно, как нужно, как что. Мало кто задумывается, но каждый из нас вносит вклад в эволюцию. Поддерживая или отрицая тенденцию, мы меняем будущее всего общества. Это как выборы, когда вы голосуете за того кандидата, который вам симпатичен. Поступайте со своей жизнью аналогично: голосуйте за то, что вам нужно, а не за то, что принято. И даже если победит другая модель, вы хотя бы будете знать, что сделали всё возможное. Или что были неправы — это тоже полезно.
Читайте также:  Гены - психология

И это далеко не все способы, а только те, что я нашёл навскидку. Но, думаю, уже понятно, что, принимая проблему, вы становитесь творцом собственной жизни. Вы учитесь находить в ней пользу и получать удовольствие от процесса. Отрицая её, вы становитесь щепкой в океане чужих убеждений и решений. И шаг от второго к первому всегда за вами.

Как известно, средний гражданин шикарно играет в футбол, отлично разбирается в геополитике и потенциально является самым лучшим родителем. И если первые две компетенции редко проверяются, то последнюю рано или поздно ожидает суровый жизненный экзамен. Можно, конечно, понадеяться на память предков и всезнающий… Читать дальшеПожалуй, каждому знакома такая ситуация. Сообщаешь человеку о каком-то своём решении, предложении, мнении или о чём-то ещё, а он реагирует как-то совершенно непредсказуемо или нежелательно. Вы получаете в ответ на свои слова гнев, обиду, разочарование — в общем, эмоцию, вам совершенно не желательную… Читать дальше
Глядя на безумное количество поп-психологических статей, написанных на тему отношений с родителями, как-то предполагаешь, что тема давно себя исчерпала. Уже, вроде, и добавить нечего: всё рассказано и про обиды, и про травмы, и про прочее нехорошее. Однако проблема… Читать дальшеБольшинство людей считают, что прекрасно осведомлены о своих проблемах, и я с ними солидарен. Однако интересно то, что зачастую усилия направлены не на решение, а на уход от проблемы. Как ни парадоксально, на уход при этом тратится куда больше сил, чем могло бы быть достаточно для решения. Данная… Читать дальше
Вам знакома ситуация, когда в трудный жизненный период устремляешь взор в своё прошлое, чтобы найти в нём опору, а видишь только пустоту? Когда кажется, что решал одну и ту же проблему всю жизнь, но так и не решил? Когда возникает ощущение, что все прошло впустую да вхолостую? Я называю это переживанием… Читать дальшеВам доводилось слышать: «Тебе сколько лет, чтобы так себя вести?», «Это не солидно!», «Так нельзя ходить/делать в сорок лет!», «Ну что ты, как маленький!», «Уже за тридцать, а всё никак с детством не расстанешься…»?Мне всегда было интересно, ну чем же окружающим так не угодило детство и этот маленький… Читать дальше
Невозможно объяснить в 2 словах, и это не удивительно, т.к. экзистенциальная ориентация имеет глубоко интуитивный фундамент.Начну с того, что «Экзистенция» — одно из основных понятий экзистенциализма, означающее способ бытия (житья)… Читать дальшеМногие мужчины, как за спасительную соломинку, хватаются за мысль, что женщина не умеет любить мужчину. У нас в крови — обвинять другого, но это оправдание для глупых. Я хочу особо подчеркнуть для мужчин их роль.Поскольку мужчины в предыдущих жизнях бывали женщинами и будут ими и в будущих жизнях… Читать дальше

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/otnoshenie_k_probleme__chast_ejo_resheniya/

Проблемы в отношениях. Советы психолога

Проблемы в отношениях. Советы психолога

Вступление в серьезные отношения – важный этап в жизни любой пары. Отношения подобны живому источнику, за которым нужно бережно ухаживать, и который требует много сил, терпения, времени и внимания. Однако партнеры представляют близкие отношения по-своему и стремятся воплотить в них свои мечты и идеалы. А это может привести к первым проблемам совместной жизни.

Учимся сохранять отношения

Вступая в серьезные отношения, необходимо четко представлять человека, с которым Вы хотите провести свою жизнь. Изучите его достоинства, недостатки, увлечения. Не переделывайте избранника, уважайте его как личность.

Если Вам не нравятся определенные качества партнера, не спешите сразу указывать на них. Помогите советом и подскажите, как превратить недостатки в достоинства.

Главное не учить, а поддерживать и уделять внимание своей половинке.

Важно уметь не зацикливаться на партнере, а оставлять ему место для личного пространства и интересов. Давайте друг другу определенную степень свободы, и тогда вы никогда не устанете от совместной жизни.

Крепкие отношения должны быть основаны на доверии, понимании, прощении. Если у Вас случаются ссоры, старайтесь вовремя остановиться, не выходите из себя. Возможно, ссора началась не по вашей вине. Но, если Вы хотите сохранить хорошие отношения, извинитесь первым. Это заставит партнера одуматься. Он увидит в Вас не врага, а друга, готового понять и простить.

Уважайте людей, которые дороги вашему избраннику. Теплые отношения, поддерживаемые с его родственниками и друзьями, помогут Вам добиться гармонии и в собственной семье.

Что делать, если проблемы уже появились? Спасаем отношения!

Первый шаг к решению проблемы – это ее осознание. Если Вы уже поняли, что что-то не так, значит, первый шаг уже сделан. Проблемы в отношениях бывают самые разные, но неразрешимых среди них нет. И принципы решения проблем – тоже общие:

  • Не закрывайте глаза на проблему и не пускайте дело на самотек – иначе итог может быть совсем не таким, как Вам бы хотелось.
  • Постарайтесь «отключить» эмоции и проанализировать, почему возникла проблема. Все имеет свое объяснение. Попробуйте встать на место партнера и подумать, почему он (она) ведет себя таким образом.
  • Берите инициативу по решению проблемы на себя. Возможно, Ваша половинка даже не осознает, что что-то не так.
  • Если Вы хотите поставить партнера в известность о проблеме, делайте это не намеками, а скажите прямо. Говорите спокойно. Заранее подготовьтесь к разговору. Подумайте, какие именно фразы Вы произнесете. Если знаете, что сохранять спокойствие Вам будет сложно, лучше заранее примите успокоительное. Выберите время для разговора, не начинайте его, если Ваш собеседник устал или раздражен.
  • Не опускайте руки, если с первого раза разговора не получилось или Ваша инициатива не нашла понимания. Возможно, стоит избрать другой способ решения проблемы.
  • Если самостоятельно решить проблему не получается, посетите консультацию семейного психолога. Психолог рассмотрит вашу проблему, выявит причину и вместе с вами найдет выход из сложившейся ситуации. На консультацию не обязательно приходить вместе с партнером, особенно если он не готов говорить о личных отношениях с посторонним человеком.
  • Помните, что проблемы – это нормально, с ними сталкиваются все без исключения пары. Главное – достойно встретить сложности и не дать им разрушить ваши отношения.

Цените каждый момент ваших отношений. Не забывайте заботиться и строить их каждый день. Только тогда они станут источником радости, семейного счастья и гармонии.

Источник: http://my-self.ru/stati/semeienaya-psixologiya/problemi-v-otnosheniyax.-soveti-psixologa.html

Общие проблемы психологии (стр. 1 из 2)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИИ

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА: ТРАДИЦИИ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Предметом психологииявляется человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики, его способности отражать, познавать и регулировать свое взаимодействие с миром. Психология изучает общие закономерности и особенности взаимодействия человека с внешней средой, обусловленные системно-структурными механизмами его психики. Основные проблемы психологии:

· возникновение и развитие психики;

· сознание человека как высшая форма психики;

· обусловленность психики человека биологическими и социально-историческими факторами;

· нейрофизиологические основы психической деятельности;

· структура психики человека;

· закономерности формирования психических образов;

· отражательно-регуляционная сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов;

· индивидуально-психологические особенности личности;

· психологические особенности поведения человека в социальной среде;

· психология конкретных видов человеческой деятельности.

Психологические знания необходимы человеку для правильной организации его взаимоотношений с другими людьми, для эффективной организации деятельности.

Они нужны ему также для самоанализа и личностного самоусовершенствования.

Не случайно основная заповедь древних мыслителей гласит: «Человек, познай себя».

Современная научная психология все глубже познает закономерности психической деятельности человека — закономерности психического отражения действительности и психической регуляции поведения, выявляет условия и средства оптимизации человеческой деятельности.

1. ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИИ

Принадлежность каждого психического процесса конкретному индивиду, в жизнь которого он включается как его переживание, и отношение его к внешнему предметному миру, который он отражает, свидетельствуют о связи психического с физическим и ставят так называемую психофизическую проблему, т.е. вопрос о взаимоотношении психического и физического.

В принципе, в философском плане душа и тело, психика и организм были дуалистически разъединены. Между тем факты сначала обыденной жизни, а затем и данные все более углубленного научного исследования на каждом шагу свидетельствовали о наличии между ними определенных взаимоотношений.

Особенно яркие доказательства взаимосвязи психики и организма дали генетическое исследование и патология. Изучение развития нервной системы в филогенезе с показательной ясностью вскрыло соответствие между уровнем развития центральной нервной системы и психики.

Изучение патологических случаев, особенно нарушения деятельности различных участков коры больших полушарий головного мозга, которые влекли за собой выпадение или нарушение психических функций, с полной доказательностью установило зависимость, существующую между психикой и деятельностью коры.

Наконец, и в пределах нормального функционирования организма многообразно обнаруживается взаимосвязь в изменении физиологических и психологических функций. Эти факты нужно было теоретически интерпретировать, чтобы согласовать их с философскими предпосылками.

В этих целях на основе дуалистических предпосылок, установленных Декартом, были выдвинуты две основные теории: теория психофизического параллелизма и теория взаимодействия.

Обе эти теории исходят из внешнего противопоставления психических и физических процессов; в этом противопоставлении и заключается их основной порок. Этим дуалистическим теориям, господствовавшим в традиционной психологии, противопоставляются теории тожества. Теории тожества сводят психическое к физическому или, наоборот, физическое к психическому.

Сведение психического к физическому лежит в основе поведенческой психологии.

С точки зрения этой механистической психологии данные сознания могут быть безостаточно сведены к физиологическим процессам и в конце концов описаны в тех же терминах механики и химии, что и физические данные; они не являются своеобразным видом существования.

Это позиция вульгарного механистического материализма. Она совершенно не в состоянии объяснить те в высшей степени сложные взаимоотношения между мозгом и психикой, которые раскрыла современная психоневрология.

Наряду с этой механистической теорией выступает и идеалистическая теория тожества в духе феноменализма или откровенного спиритуализма.

В противовес как дуализму, противопоставляющему психическое и физическое, так и учению о тожестве психического и физического в духе механистического материализма у одних, спиритуализма у других, психология исходит из их единства, внутри которого и психическое и физическое сохраняют свои специфические свойства.

Принцип психофизического единства — первый основной принцип психологии. Внутри этого единства определяющими являются материальные основы психики; но психическое сохраняет свое качественное своеобразие; оно не сводится к физическим свойствам материи и не превращается в бездейственный эпифеномен.

Признанием этих общих философских положений дело психологии в разрешении психофизической проблемы не заканчивается. Не достаточно признать принцип психофизического единства как руководящее начало, надо конкретно реализовать его. Это трудная задача: о чем свидетельствуют многократные попытки как со стороны психологов, так и со стороны физиологов разрешить эту задачу.

При разрешении психофизической проблемы, с одной стороны, необходимо вскрыть органически-функциональную зависимость психики от мозга, от нервной системы, от органического «субстрата» психофизических функций: психика, сознание, мысль «функции мозга»; с другой — в соответствии со специфической природой психики, как отражения бытия,- необходимо учесть зависимость ее от объекта, с которым субъект вступает в действенный и познавательный контакт: сознание осознанное бытие. Мозг, нервная система составляют материальный субстрат психики, но для психики не менее существенно отношение к материальному объекту, который она отражает. Отражая бытие, существующее вне и независимо от субъекта, психика выходит за пределы внутриорганических отношений.

Читайте также:  Системное мышление - психология

Вульгарный материализм пытается свести решение психофизической проблемы к одной лишь первой зависимости. В результате приходят к представлению об однозначной детерминированности сознания изнутри одними лишь внутриорганическими зависимостями.

В какие бы модные одежды такая трактовка психофизической проблемы ни рядилась, принципиально она не выходит за пределы старой мудрости Л. Бюхнера и Я. Молешотта. Вместе с Д.И.

Писаревым и его западноевропейскими единомышленниками, отожествившими мышление с выделением желчи и мочи, вульгарные материалисты забывают о специфике психики; являясь отражением мира, она принципиально выходит за пределы лишь внутриорганических отношений.

Поскольку психика — отражение действительности, поскольку сознание — это осознанное бытие, они не могут не детерминироваться также своим объектом, предметным содержанием мысли, осознаваемым бытием, всем миром, с которым человек вступает в действенный и познавательный контакт, а не только лишь одними отправлениями его организма как таковыми. Иногда — особенно отчетливо у Б. Спинозы — этот второй гносеологический аспект психофизической проблемы, выражающийся в зависимости сознания от объекта, вытесняет или подменяет первую функционально-органическую связь психики с ее «субстратом».

Единство души и тела с точки зрения Спинозы основывается на том, что тело индивида является объектом его души. «Что душа соединена с телом, это мы доказали из того, что тело составляет объект души». В попытке так установить психофизическое единство реальная связь структуры и функции подменяется идеальной, гносеологической связью идеи и ее объекта.

В отличие как от одной, так и от другой из этих попыток разрешить психофизическую проблему в плане только одной из двух зависимостей, действительное ее разрешение требует включения обеих.

Первая связь психики и ее субстрата раскрывается как отношение строения и функции; она, как будет видно дальше, определяется положением о единстве и взаимосвязи строения и функции. Вторая связь — это связь сознания как отражения, как знания, с объектом, который в нем отражается.

Она определяется положением о единстве субъективного и объективного, в котором внешнее, объективное опосредует и определяет внутреннее, субъективное. Речь при этом, очевидно, не может идти о рядоположном существовании двух разнородных и между собой никак не связанных детерминаций.

Ведущая роль принадлежит здесь связи индивида с миром, с которым он вступает в действенный и познавательный контакт

Оба выделенные анализом соотношения, детерминирующие психику, включаются в единый контекст, которым они в целом и определяются. Для разрешения психофизической проблемы особенно существенно правильно их соотнести.

Психический процесс, который принципиально не сводится к только нервному физиологическому процессу, выступает по большей части как действие, направленное на разрешение задачи, предмет и условия которой заданы прямо или косвенно, непосредственно или опосредованно предметным миром. Природа этой задачи определяет характер неврологических механизмов, которые включаются в процесс ее разрешения.

https://www.youtube.com/watch?v=29StQiyGgoU

Это положение отчетливо выступает, например, в правильно поставленном психофизиологическом исследовании движения, которое показывает, что с изменением задачи, которая разрешалась движением, отношения к ней со стороны субъекта, его мотивации, составляющей внутреннее психологическое содержание действия, изменяются также неврологический уровень и механизмы осуществления движения. Действие человека является подлинным психофизическим единством.

Источник: http://MirZnanii.com/a/198100/obshchie-problemy-psikhologii

Теоретические проблемы исследования психологического отношения к соблюдению нравственных норм

Понятие «отношение» является междисциплинарным, оно используется в целом ряде естественных, общественных и точных наук. В отечественной психологии понятие «отношение» является одним из центральных, оно разрабатывалось В.Н. Мясищевым, К.К. Платоновым, Б.Ф. Ломовым, Г.М. Андреевой, А.В.

Петровским и др. Близкие понятия изучались Л.И. Божович, В.А. Ядовым. Межличностные и межгрупповые отношения в различных сферах деятельности являются предметом исследований Н.Н. Обозова, B.C. Агеева, И.Г. Сушкова, Е.В. Шороховой, А.Л. Журавлева, В.П. Познякова, П.Н. Шихирева, В.Д. Попова, Н.Г. Хвесюк, М.В.

Кирюхиной и др.

Одно из первых определений психологического отношения принадлежит В.Н. Мясищеву: «психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания. И.Р. Сушков считает, что «под психологическим отношением следует понимать субъективную меру изменения событий, которые могут быть вызваны связью субъекта с объектом».

Основываясь на многочисленных отечественных исследованиях психологического отношения В.П. Позняков предлагает обобщающее определение: «психологические отношения — это феномены или характеристики сознания личности, то есть осознаваемые психические явления.

Это особые состояния сознания, которые предшествуют реальному поведению и выражают готовность к этому поведению (в чем выражается мотивационная и поведенческая сторона отношений).

Они включают в себя наряду с готовностью к определенному поведению когнитивный аспект, выражающийся в знании об объектах отношения, и эмоциональный аспект, выражающийся в эмоциональной оценке объектов отношения, в эмоциональных переживаниях по отношению к ним.

Для психологических отношений характерно сочетание стабильности, устойчивости (по сравнению с психическими процессами и состояниями) и одновременно динамичности, изменчивости (по сравнению с психологическими свойствами). Мы считаем, что психологические отношения выступают специальным, самостоятельным классом психических явлений». Понятие «психологическое отношение» выполняет важную гносеологическую функцию, позволяя проследить взаимосвязь внутреннего, субъективного мира личности и объективно существующей окружающей действительности.

Важной теоретической проблемой выступает проблема соотношения общественных отношений и психологических отношений. В отечественной психологии существует несколько подходов. Один из них выражает Н.Н. Обозов, который рассматривает психологические отношения в одном ряду с другими формами общественных отношений, такими как политические, правовые и т.д. Деловые отношения у Н.Н.

Обозова дифференцированы от межличностных отношений, т.е. межличностные отношения (как отношения отдельных людей друг к другу) противопоставлены отношениям между социальными группами. По мнению Г.М.

Андреевой общественные отношения (экономические, социальные, политические, идеологические) «обусловлены объективно, они есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп.

Это означает, что общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но скорее во взаимодействии конкретных социальных ролей. Межличностные отношения не стоят в одном ряду с общественными отношениями, а представляют собой «особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их».

«Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа». Разделяя точку зрения Г.М. Андреевой на понимание природы межличностных отношений и их соотношения с общественными отношениями, В.П.

Позняков считает более подходящим термин социально-психологические отношения между людьми по сравнению с термином межличностные отношения. Свое видение проблемы соотношения общественных отношений и психологических отношений предлагает И.Р. Сушков: «под влиянием психического отношения, т.е.

психического моделирования, сфера отношений субъекта делится на сферу объективных отношений, существующих независимо от организма и сферу субъективных отношений, которые являются результатом преломления первых через сложившуюся систему психических моделей данного организма». В.П.

Позняков делает заключение о том, что для исследований, выполненных в отечественной социальной психологии, характерно особое внимание к проблеме взаимосвязи и взаимной обусловленности субъективных психологических отношений и объективных социальных условий: «обусловленность социально психологических отношений между людьми общественными, в том числе — производственно-экономическими отношениями отнюдь не является линейной и однозначной. Более правильно говорить о взаимной связи и взаимной обусловленности этих отношений». Этот вывод демонстрирует разработанная B.C. Агеевым теоретическая схема детерминации межгруппового взаимодействия. Отношениями взаимного обусловливания, с точки зрения B.C. Агеева, связаны: объективные условия, в которых действуют социальные группы, когнитивные процессы социальной категоризации и сравнения, а также, межгрупповое взаимодействие. Межгрупповое взаимодействие обуславливается не только объективными внешними условиями ситуации и когнитивными переменными, но и само определяет специфические особенности социальных условий.

Несмотря на достаточно длительную историю изучения психологического отношения, нерешенными остается немало проблем. Современные авторы указывают на некоторую логическую и стилистическую некорректность определения «психологического отношения», сформулированного В.Н. Мясищевым. Однако, как отмечают B.C. Ивашкин и В.В.

Онуфриева, эти замечания не следует рассматривать как критику теории отношения и его автора. Замечания, сделанные спустя десятилетия являются чрезмерными для работ того времени, тем более, что сам В.Н. Мясищев писал, что современное состояние теории отношений является лишь начальным этапом его развития.

Основными научными проблемами, нерешенными на сегодняшний день, являются проблема уточнения структуры отношений, механизмов их функционирования в регуляции деятельности личности, а также, проблема взаимосвязи психологического отношения с другими психическими явлениями и рад других.

Предлагая свой взгляд на «психологическое отношение» B.C. Ивашкин и В.В. Онуфриева определяют отношение как «переживание объектом своей готовности к действию».

Таким образом, авторы считают психические отношения одним из видов «переживаний» (наряду с психическими напряжениями и эмоциями) и отводят им место «связующего звена между отражательной и регуляторной функциями психики».

Разделяя точку зрения о некоторой «размытости» понятия «отношения» П.Н. Шихирев, тем не менее, считает его базовой категорией социальной психологии: «Социальное качество развертывается в процессе обмена в системе субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, а также отношений к этим отношениям.

Поэтому максимально кратко предмет социальной психологии можно определить как исследования отношения (оценки) к отношению (связи)». Таким образом, П.Н. Шихирев указывает на основные аспекты феномена «отношение»: отношение понимаемое как «связь», отношение — как «оценка» и взаимоотношение — как «обмен».

Все три аспекта тесно связаны: «Ценностное отношение и формы его существования неразрывно связаны с процессом их производства, суть которого составляет обмен оценками и их интерпретациями». Прослеживая этимологическую связь понятий «отношение» и «относительность» П.Н.

Шихирев, рассматривает процесс формирования отношения к объекту через сравнивание позиций (равенство, доминирование, подчинение).

Развитие теории психологии отношения, в частности, уточнение структуры психологического отношения и его связей с другими психическими явлениями невозможно без исследования всех вышеназванных аспектов «отношения»: как «связи», как «оценки», как «обмена» и без учета «относительности».

Исследования отечественных психологов последних лет, с одной стороны, углубили понимание «психологического отношения» как базовой категории социальной психологии, с другой, обнажили ряд назревших проблем.

Многообразие подходов и точек зрения на структуру и природу «психологического отношения» позволит расширить дискуссию, посвященную этому явлению. Примером является региональная научно-практическая конференция «Психология отношений», прошедшая в июле 2001 г. в г.

Владимире, на которой специалисты различных отраслей психологии предлагали свое видение и свои пути решения основных проблем психологии отношений.

Развитие теории психологии отношений интересует ученых- исследователей и психологов, ориентированных на практику. Для них поиск эмпирических индикаторов отношения затрудняется «смешением границ понятий, как по содержанию и смыслу самого понятия «отношение», так и по его границам с другими близкими понятиями», отмечает В.Н. Недашковский.

Как было сказано выше, понятие «отношение» является интер дисциплинарным, в частности, оно широко употребляется в философских исследованиях. В работе, посвященной изучению содержания и структуры нравственных отношений Е.В.

Беляева анализирует несколько подходов к философскому пониманию отношения. Основной подход определяет отношение как единство сознания и поведения. С точки зрения Е.В.

Беляевой «нравственные отношения образуют устойчивые типические связи между людьми в ту или иную историческую эпоху. Они же составляют особую общественную форму деятельности, которая придает явлениям нравственную специфику.

Эта общественная форма находит свое выражение в особом способе регуляции и ориентации человеческого поведения». Этот взгляд на содержание понятия отношения довольно близок к психологическому пониманию отношения.

В психологической науке существует ряд понятий схожих с психологическим отношением личности по функциям и значению для жизнедеятельности человека в социуме: аттитюд, социальная установка, смысловая установка, ценностные ориентации, направленность личности. В.Я. Ядовым разработана теория иерархической системы диспозиций личности.

Низший уровень составляют элементарные фиксированные установки, второй — уровень социально фиксированных установок, третий — общая направленность интересов личности в определенные сферы социальной активности, высший уровень — система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства их достижения.

В зарубежной психологии на протяжении ряда десятилетий разрабатывается понятие аттитюда (социальной установки). Содержание этого понятия значительно отличается у различных исследователей, что затрудняет проведение сравнительного анализа аттитюда и психологического отношения.

Однако богатый теоретический, методический и эмпирический материал, накопленный исследователями аттитюдов, безусловно должен учитываться и использоваться в дальнейшей разработке понятия «психологическое отношение».

Источник: http://www.jourclub.ru/6/1323/

Ссылка на основную публикацию