Видение мира в любви — психология

8 высказываний учёных, в которых они излагают своё видение любви

Откдуа и зачем появляется любовь?Человек во многих своих проявлениях — существо иррациональное, особенно это касается эмоций и чувств: порой их не так-то просто обосновать с логической точки зрения.

Если же говорить о таком сложном явлении, как любовь — здесь закон причин и следствий совершенно перестаёт работать, потому что состояние любви слишком сложное и многогранное, чтобы его можно было разобрать, что называется «по кирпичикам».

Тем не менее, специалисты не оставляют попыток объяснить любовную страсть химическими реакциями, животными инстинктами или, скажем, социальными закономерностями. Далее приведены восемь высказываний учёных, в которых они излагают своё видение любви.

Переживания влюблённого похожи на чувство жажды, которая может быть утолена только присутствием объекта страсти.

Все мысли, действия, стремления — всё вдруг подчиняется желанию быть рядом с возлюбленным (или возлюбленной).

Конечно, у каждого свой темперамент, и романтические чувства все выражают по-разному, но любой человек, влюбляясь, испытывает состояние, подобное эйфории, причём оно возникает только в присутствии «второй половинки».

Изучив мозговую деятельность нескольких пар влюблённых с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ), мы пришли к выводу, что когда влюблённые находятся вместе, или думают друг о друге, у них активизируются области мозга, которые также ответственны за ощущение радости от какого-либо вознаграждения или признания, причём по силе это чувство вполне сравнимо с жаждой или голодом. Можно сказать, что влюблённость — это часть репродуктивного механизма заложенного в нас самой природой: она способствует установлению прочных эмоциональных связей между половыми партнёрами и таким образом повышает шансы рождения детей.

2. «Любовь — это как будто в твоей голове кто-то поселился», — Хелен Фишер, антрополог из Ратгерского университета, штат Нью-Джерси

Любовь бывает разная, но я думаю, можно выделить три основных её разновидности: сексуальное влечение, влюблённость и глубокая привязанность.

Мы с коллегами давно занимаемся изучением функционирования мозга влюблённых, в одном из наших экспериментов участвовали 60 мужчин и женщин в возрасте от 18-ти до 57-ми лет, которых мы обследовали с помощью МРТ, анализируя основные проявления романтических чувств.

Первое, что начинает испытывать человек, когда влюбляется, — некое чувство «особенности» и «уникальности» всего, что связано с объектом любви — его (или её) одежды, автомобиля, улицы, чего угодно. Влюблённый начинает во всём ориентироваться на свою пассию: хандрит, когда он (она) не звонит и «светится» от счастья, когда отношения налаживаются.

Состояние влюблённости также характеризуется учащённым сердцебиением, повышенным потоотделением и физиологическим состоянием, которое ещё называют «бабочки в животе».

Это связано с увеличением выработки гормона дофамина, вызывающего у человека восторг, прилив энергии и побуждающего к действиям — эти ощущения можно сравнить с тем, что кто то, поселившийся прямо в голове, постоянно призывает куда-то бежать, предпринимать меры и всё ради трёх самых главных слов: «Я тебя люблю».

Я полагаю, что любовь служит для более надёжного воспроизводства потомков: она заставляет нас сосредоточить всё внимание на одном партнёре и не распыляться на случайные половые связи.

3. «Любовь в качестве строительного материала», — Дэниел Крюгер, психолог из Мичиганского университета, город Энн Арбор, штат Мичига

Любовь — это положительный опыт, который способствует налаживанию устойчивых социальных связей и формированию стабильных отношений и как следствие облегчает создание семьи как основополагающей ячейки общества. Без неё мы бы чаще действовали исключительно из собственных краткосрочных эгоистичных побуждений и соображений личной выгоды, что неминуемо сказалось бы на обстановке в обществе.

Чувства, испытываемые нами к любимым, укрепляют длительные отношения, что в свою очередь положительно сказывается на рождении социально защищённых детей. Любовь позволяет людям заботиться об отпрысках, пока они не станут самостоятельными, и это, как мне кажется, её основная социально значимая функция.

4. «Любовь выражается в настойчивом стремлении позаботиться», — Дэвид Гивенс, директор Центра невербальных исследований, город Спокан, штат Вашингтон

Прежде всего, любовь — это эмоция, чувство привязанности и преданности, которое человек испытывает по отношению к кому-либо или чему-либо. Пылкая страсть может оказаться сильнее, например, любви к членам семьи или даже к собственным детям, а может выражаться лишь в сексуальном стремлении.

Любовь зарождается в том же отделе мозга, что и материнская привязанность, желание заботиться о потомстве, поэтому я считаю, что она развилась именно из материнского инстинкта. Тот факт, что возлюбленные чувствуют необходимость ухаживать друг за другом, во всём помогать и поддерживать это подтверждает.

5. «Любовь — это секс», — Луис Гарсия, профессор психологии Ратгерского университета

Науке известно множество доказательств того, что сексуальность играет в отношениях очень важную роль.

Ряд исследований говорит о том, что удовлетворённость интимной жизнью напрямую влияет, например, на общие впечатления от брака, кроме того, согласно результатам наших экспериментов, человек, живущий полноценной сексуальной жизнью, имеет больше шансов на обретение долгосрочных и плодотворных отношений.

Мы вместе с коллегой, доктором Шарлоттой Марки, опросили несколько пар, достаточно долго живущих вместе — в гражданском браке или зарегистрированном, неважно.

Оказалось, что одним из основных стимулов в совместный жизни было их сексуальное влечение друг к другу.

Также на интимной жизни, а значит и на чувствах, положительно сказывается богатый сексуальный опыт, и если у партнёров он примерно одинаков, их союз имеет все шансы долгие годы быть счастливым.

6. «Любовь немыслима без уважения», — Кейт Вакс, психолог, автор книги «Отношения для чайников»

Любви без взаимного уважения и доверия не бывает. Влюблённые стараются проявить себя с лучшей стороны, поэтому успешные отношения всегда складываются из честности, верности, эмоциональной поддержки и самопожертвования.

Любовь даёт каждому чувство его уникальности и заставляет принять уникальность другого: каждый считает, что если его партнёру хорошо с ним, необходимо принимать меры, чтобы не разрушить хрупкий баланс.

Поэтому любой любящий человек стремится отстаивать интересы своей «второй половинки» и удовлетворять её потребности.

Я считаю, что чувство, противоположное любви, — не ненависть, а равнодушие: если вы перестали беспокоиться о человеке и не испытываете потребность заботиться о нём, это говорит об утрате уважения, а значит о любви уже и речи быть не может.

7. «Любовь — это долгоиграющие отношения», — Стэфани Ортиг, невролог из Сиракьюсского университета, город Сиракьюс, штат Нью-Йорк

Что такое любовь, знают все, но никто не может дать чёткого согласованного определения. В своей интерпретации я использую результаты своих психологических исследований и нейровизуализации работы мозга влюблённых.

По моему мнению, любовь — это сложное позитивное и мотивирующее психическое состояние, характеризующееся стремлением к единению с определённым человеком.

Это состояние включает в себя ряд химических, эмоциональных и когнитивных процессов.

Если при общении с партнёром наблюдается активность определённых участков нейронов, это говорит о наличии любви, причём нам неизвестны никакие доказательства того, любовь не может продолжаться сколько угодно времени, но проблема в том, что на неё влияют слишком многие факторы, изменение которых порой спрогнозировать невозможно. Однако, если рассматривать любовь как устоявшееся приязненное отношение к кому-либо, под это определение попадают такие виды любви, как материнская и отцовская, любовь детей к родителям и любовь между сексуальными партнёрами.

8. «Любовь как историческая константа», — Стефани Кунц, историк из Вечнозелёного государственного колледжа, город Олимпия, штат Вашингтон

Люди всю свою историю влюбляются друг в друга, однако пылкие романтические чувства до относительно недавнего времени не считались достойным основанием для отношений или тем более брака. Большинство выходили замуж и женились, повинуясь воле родителей, которые при выборе спутника жизни для сына или дочери учитывали, как правило, лишь меркантильные соображения.

Ситуация начала меняться в XIX-м веке — любовь стала играть в семейных отношениях гораздо более значимую роль. Людям пришлось заново осознать, что их влечёт противоположный пол и признать, что в основе любого успешного брака должна быть любовь.

Читайте также:  Систематическая десенситизация - психология

Я полагаю, что в наше время супруги и влюблённые должны испытывать друг к другу не только любовную страсть, но и дружеские чувства. Сочетание любви и дружбы обеспечит партнёрам длительные, счастливые и плодотворные отношения. опубликовано econet.

ru

Источник: https://econet.ru/articles/57659-8-vyskazyvaniy-uchyonyh-v-kotoryh-oni-izlagayut-svoyo-videnie-lyubvi

Психология влюбленности, любви и брака в лекциях Бориса Шапиро — Моноклер

Сегодня на Моноклере — любовь. Кто не испытывал этого чувства? Оно знакомо всем, у каждого есть представления на этот счет, свои критерии люблю/не люблю, любишь/не любишь.

Но что, если наши представления о любви — это иллюзия? Что, если настоящая любовь одинаково далека как от мучительной страсти, терзающей человека, так и от блаженства и счастья, к которому он стремится и о котором также мало что знает? Что же в таком случае можно назвать любовью? Кого мы любим и кто любит нас? И — самое главное — как выбирать в таком случае человека, с которым пройти рука об руку по жизни? На все эти вопросы в двух потрясающих лекциях отвечает член Академии педагогических и социальных наук, кандидат психологических наук, доцент Борис Шапиро.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Психология города в видеолекциях: неврозы, нарциссизм и любовная зависимость

«Любовь или…?»

Тема любви стара как мир и очень широко представлена в мировой литературе и произведениях искусства, однако в реальной жизни с ней связано очень много мифов и заблуждений. И нередко человеку бывает трудно разобраться в своих чувствах и чувствах другого. Именно по этой причине любовь является предметом изучения многих научных дисциплин, в том числе психологии.

На лекции «Любовь или…?», которая прошла в рамках «Открытой среды» в Шанинке 16 апреля 2014 года, Борис Шапиро рассказал об основных психологических теориях любви, перечислил виды любви и обозначил её отличия от симпатии, дружбы, увлечения, влюбленности, рассмотрел основные «ловушки влюбленности», коснулся темы любви и секса, неразделённой любви и любовной зависимости, а также поразмышлял о том, как любовь связана со счастьем и может ли быть счастье без любви.

От знакомства к браку

Сегодня брак и семья претерпевают очень серьезные изменения (однополые браки, свободные отношения, шведские семьи и т.д., и т.п.). Неизменным остаётся одно — большинство людей по-прежнему ориентированы на создание семьи. Однако, как показывает практика, причины неудачных браков очень часто закладываются на этапе выбора спутника жизни.

В лекции «От знакомства к браку» психолог Борис Шапиро поразмышлял о том, нужна ли семья современному человеку, объяснил, что притягивает людей друг к другу, рассказал о «ловушках влюбленности», психологии предбрачного общения, важности предпочитать «информационный обмен» «информационному обману» и факторах успеха и рисках при принятии решения о вступлении в брак.

Источник: Шанинка Shaninka/Youtube.

Обложка: Кадр из х/ф «Из прошлого» (1947 г.).

Источник: https://monocler.ru/psihologiya-vlyublennosti-i-lyubvi/

Психология любви, как одно из направлений психологии

Многие и многие великие умы человечества пытались постичь великую тайну любви, главную загадку человеческой жизни. Философы и психологи, религиозные мыслители, представители всех творческих сфер деятельности пытались прояснить этот вопрос. До сих пор не существует приемлемого для всех определения любви.

Тайна в философском смысле — это не то, что где-то спрятано, не то, что рано или поздно можно открыть, тайна — это то, что лежит на поверхности, всем видимое и, тем не менее, недоступное. Но это не значит, что все усилия оказались напрасными.

Человеку и невозможно найти такой ответ на «вечные вопросы», который бы удовлетворил всех представителей человечества. Ему важно найти ответы на свои жизненные вопросы. И этого будет достаточно для достижения счастья, гармонии и полного удовлетворения.

* «В любви, как и в искусстве, не нужно говорить того, что было сказано другими: нужно говорить то, что чувствуешь; и тот, кто торопится говорить, когда ему еще нечего сказать, очень рискует никогда ничего не сказать.» Ромен Роллан.

* Почему вообще некоторые люди посвящают себя исследованию психологии или исследованию «вечных проблем»? Почему не живут «как все» (хотя я лично не встречал ни одного человека, живущего «как все»)? Может, психологами становятся те, у кого серьезные личные проблемы? А математиками — те, у кого проблемы с вычислениями; культурологами — невоспитанные и очень неприятные хамы. Эту тему можно развивать дальше, перебрав исследователей всех сфер познания, дойдя до безобидных энтомологов и тихо улыбнувшись:) Но на самом деле, людям просто оказалось очень важным и интересным знать ответы на некие вопросы.

* Объяснение феномена – первый шаг к овладению им. Люди испокон веков пытаются бороться с неопределенностью мира, извлекать из хаоса гармонию, систематизируя его. Владея объяснительной системой, даже не меняя ситуацию во внешнем мире, человек получает изменение своего состояния и мироощущения.

Более того, получив доступ к знанию, мы можем лучше ориентироваться в окружающей действительности и получаем возможность влияния, если не на все события, то на собственное восприятие этих событий и сможем адекватно реагировать. Поэтому и ведутся исследования в разных сферах, в том числе и психологии любви. Эти знания могут облегчить жизнь людям.

Тем более, что, по мнению многих великих мыслителей прошлого и настоящего, — любовь — это самое важное в жизни.

* Сложность и важность любви продиктованы тем, что в ней сфокусированы в органическом соединении физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое, интимное и общепринятое. Любовь — это тоже одна из форм выражения стремления преодолеть свою ограниченность, стремления к совершенству и вечности. Человек – единственное животное, призванное стать богом. Любовь преодолевает не только ограниченность человека на пути к совершенству, истине, но и делает его ближе другому человеку.

* По-видимому, настоящая любовь встречается не часто, и огромное большинство людей такой любви не переживают, а удовлетворяются только жизнью с «элементами любви», редкими проблесками. Но и эти элементы помогают нам тем, что приоткрывают для нас завесу тайны любви.

Любовь многолика и её мир неисчерпаем, потому что каждый человек любит по-своему. Любовь – это личное переживание, которое каждый может пережить только сам и для себя; вряд ли найдётся хоть кто-то, кто не имел или не имеет этого переживания хотя бы в малой степени. Эти проблески любви дают нам силы и опыт в познании тайны любви.

Читайте также:  Ассоцианизм - психология

Любовь — это и есть та самая Живая вода, с которой не сравнится ничто остальное.

* Но, несмотря на это, многие, по уважительным причинам, разочаровываются в любви. Рожденному ползать нужно ещё научиться летать.

Неспособность чувствовать, утрата понимания друг друга и боязнь близости приводит к тому, что любовь кажется невероятной редкостью, иллюзией.

Реальностью нашей жизни становятся отчуждение, отстраненность, полное равнодушие и одиночество человека, единственным способом преодоления которых является любовь.

Любовь — это состояние, в котором человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость. В любви человек может почувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Любовь помогает человеку проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в нём хорошее, положительное, ценное.

Это высший синтез смысла существования человека. Только любя, отдавая себя другому и проникая в него, я нахожу себя, я открываю себя, я открываю нас обоих, я открываю человека (Эрих Фромм).

* Любовь представляет собой средство социализации человека, вовлечение его в систему общественных связей. Педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М.

Бим-Бада (ректор УРАО) трактует любовь как «высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности личности к другому лицу или персонализированному объекту». Без этой глубокой привязанности и интереса невозможно познавать окружающих. А зачем? Поэтому проблемы в этой важнейшей сфере приводят к проблемам во всех сферах взаимодействия человека и мира.

Любовь позволяет увидеть перспективу, открывает уникальные возможности человека, которого любишь. Любовь – это единственный способ понять другого человека в его глубочайшей сущности (Эрих Фромм). Только в любви и через любовь человек становится человеком.

Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины и не способное ни действовать эффективно, ни понимать адекватно других и себя.

* Любовь является высочайшей степенью осознания самого себя как личности и высочайшей степенью погруженности в другого (Ролло Мэй). В служении делу или любви к другому человеку человек осуществляет себя сам, — подтверждает Виктор Франкл.

Чем больше он отдает себя делу, чем больше он отдает себя своему партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой.

Таким образом, он, по сути, может реализовать себя лишь в той мере, в какой он забывает про себя.

* Желание межличностного слияния – наиболее мощное стремление в человеке. Это наиболее фундаментальное влечение, это сила, которая заставляет держаться вместе членов человеческого рода, клана, семьи, общества. Неудача в его достижении ведёт к разрушению себя и других.

Не каждое достижение межличностного слияния можно назвать любовью. Слияние может быть достигнуто различными способами.

Зрелая любовь – это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими; любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества; при этом позволяет оставаться самим собой, сохранять свою целостность.

«Более сорока лет я вел прием и выслушивал людей всех возрастов и социальных положений, которые доверяли мне свои надежды и страхи… Теперь, по прошествии долгих лет, я отчетливо осознал одну истину: существует всеобщая потребность в любви… Люди просто не могут жить без любви, они должны получить ее, или они погибнут». (Смайли Блантон).

* Стремление отыскать и осуществить настоящую любовь, заложено в самой сущности человека. Эта потребность свойственна каждому человеку с самого раннего детства. Нормальное удовлетворение этой потребности ведет к развитию способности любить.

От колыбели и до конца жизни все мы ищем того, кто будет любить нас и кого бы могли любить мы. И действительно, любовь просто необходима, она жизненно важна.

Без нее мы теряем волю к жизни, наши умственные способности и физическая энергия ослабевают, сопротивляемость падает, пропадает и смысл того, чем мы занимаемся, для чего живем. Всё это сильно сказывается и на состоянии нашего телесного здоровья. Неутоленная жажда человеческой привязанности не даст нам покоя.

И чем сильнее мы стремимся закрыться от нее, тем тяжелее становится наша жизнь. Любовь — эта та сила, что движет миром, и если нам не удается удовлетворить свою потребность в любви, от этого страдает все в нашей жизни. (Данте).

* В жизни каждого человека бывают такие моменты близости и единения с другими, которые подпитывают в нем устремленность к другому.

В моменты близости человек испытывает совершенно особое состояние — когда вдруг пропадает время, и все временное вдруг исчезает, и вечность как будто касается души.

Человек в периоды, когда его касается любовь, выходит из цепи пространства и времени, остается только одно ощущение величайшей силы и благодати. Такие проблески любви оставляют более яркий след, чем миллионы его мыслей, понятий, привычек, чувств, воспоминаний.

* Бытие неполноценно и неустойчиво, если не несет в себе стремление к чему-то находящемуся за его пределами. Любовь – это связь людей. Там, где появляется такая связь, жизнь отдельного человека перерастает рамки его собственного, конечного, ограниченного существования. Живя среди людей, человек учится любить, всем существом своим понимая не только необходимость, неизбежность другого человека, но и глубокую осмысленность, благодатность этого факта: бытия другого человека.

* Мы все жаждем любви, и потребность в ней безгранична; порой кажется, что мы никогда не насытимся. В сущности, любовь — это то, от чего зависит наше благополучие. Под действием ее живительной силы мы способны пережить самые горькие моменты жизни, перенести обиды и жестокость.

Любовь имеет величайшую ценность ещё и благодаря тому, что она является одним из самых сильных источников положительных эмоций, удовольствия, наслаждения и радости. А значение положительных эмоций трудно переоценить.

Они ободряют, мобилизуют и, с другой стороны, смягчают действие жизненных испытаний.

Любви нужно учиться. Это искусство, как называет любовь Эрих Фромм, требует от человека определенных психологических затрат.

Если я хочу овладеть искусством любить, я должен смотреть на мир объективно, развивать «способность видеть людей и вещи такими, какие они есть, объективно, и уметь отделять эту объективную картину от той, которая складывается под влиянием собственных страхов и желаний».

Способность судить объективно, — есть эмоциональная установка, стоящая за разумом, есть установка скромности.

* Любовь – это деятельность человека, а любой деятельности можно научиться и творчески совершенствоваться в ней, это дается накоплением своего опыта, усвоением опыта человечества, познанием, исследованием, пробами и ошибками, экспериментированием, дерзанием. Творческие люди обычно не ждут вдохновения, а настраивают себя, приводят себя к этому состоянию.

Читайте также:  Теория множественного интеллекта гарднера (ввп) - психология

* О любви важно думать как о жизненной позиции. Феномен любви не раскрывается в рамках лишь отношения к другому, связанного с чувствами и эмоциями; любовь – это активная деятельность, непрерывная работа, в основе которой экзистенциальная потребность соединения с другим человеком.

* Интенсивность и качество любви объясняется и определяется способностью любить. Человек любит потому, что не может не любить. Так же и с теми, кто не любит. Любящего переполняет огромная энергия, требующая выхода, он находится в состоянии любви, в которой не только созидает сам себя как человека, но и помогает созидать другим.

Поэтому для умеющего любить человека не будет проблемы с выбором себе достойного партнера. В этом смысле любовь к ближнему, к человеку есть творчество, излучение творческой энергии. Любовь не объясняется ни физическими, ни физиологическими, ни психологическими условиями человеческого существования.

Нет таких законов природы, по которым мы должны любить друг друга. Человек любит как метафизическое существо, когда он поднимается выше своей природной стихии.

* Наиболее ценное, что один человек может дать другому, — это дать себя, самое драгоценное, что имеет. Он даёт ему то, что есть в нём живого, он даёт ему свою радость, свой интерес, своё понимание, своё знание, свой юмор, свою печаль – все переживания и все проявления того, что есть в нём живого. Этим дарением своей жизни он обогащает другого человека, увеличивает его чувство жизнеспособности. В акте дарения что-то рождается, и оба вовлеченных в этот акт человека благодарны жизни за то, что она рождает для них обоих. Бессилие – это невозможность порождать любовь.

Каждый человек хочет любить и быть любимыми, иметь счастливую семью. Но существуют некие бессознательные механизмы, заложенные в детстве, сильно влияющие на восприятие окружающего мира. Так, ребенок, которого не любили родители, всегда считает себя недостойным любви, и ему трудно понять, что у его родителей может быть дефект способности любить.

Для маленького ребенка, весь мир человеческих отношений представляют родители или люди, их заменяющие.

* Трудно оспорить то, что многие беды общества уходят корнями к негативным факторам, порожденным супружескими конфликтами и развалом семей.

Мы, сами того не замечая, учимся быть мужем или женой у своих родителей, с самого раннего детства перенимая у них модели поведения, стереотипы отношений. В своей взрослой жизни мы продолжаем жить по этим «родительским предписаниям», не осознавая их и редко замечая их проявления. Из отношений родителей между собой мы учимся относиться к человеку рядом с нами.

Джеймс Макхейл, профессор клинической психологии в Университете Кларка, говорит: «Лучшие дети — те, которые чувствуют теплое отношение своих родителей не только по отношению к ним, но и по отношению друг к другу».

* Ребенок воспринимает и перенимает не то, что в «минуты воспитания» пытаются заложить в него родители, а их отношение к людям, к себе, к жизни, причем подсознательное отношение. Если потом выросший человек считает (в силу своего негативного прошлого опыта), что любви не бывает, то ее и не будет в жизни этого человека. Если считает, что невозможно быть счастливым в таком мире, то и будет несчастным (пока не пересмотрит своих взглядов). Недаром говорят: хочешь быть счастливым, — будь им.

* Любовь и уважение человека к себе не может появиться просто из неоткуда. Точно так же, как ребенок не может заговорить, если не услышит речь других людей, он не научится любить — ни себя, ни других, если сам не будет любим, если на его жизненном пути не встречаются люди, способные дарить человеческое тепло.

Любить своих детей так, чтобы научить их любить мир, — это очень трудная задача, но именно в этом и заключается главное предназначение родителей по отношению к детям.

Только при условии доброкачественной родительской любви можно помочь усвоить ребенку весь предшествующий опыт живущих на Земле людей, не заглушая при этом творческих возможностей нового человека.

* Человеческое общество, несмотря на тысячелетия своего культурного развития, не научилось гарантировать психологическое благополучие каждому своему члену. А это благополучие зависит от психологического климата той среды, в которой он растет, живет и работает. И еще — от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А психологический климат в семье зависят от способности самих родителей дарить любовь и человеческое тепло друг другу и детям. Потребность в принимающем и поддерживающем общении, прикосновениях, других знаках внимания и любви может оказаться неудовлетворенной и привести к страданию и разрушительным эмоциям.

* Вот что говорит российский профессор психологии Юлия Гиппенрейтер: «Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. В этом смысле у маленького ребенка нет внутреннего зрения. Его образ строится извне; рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие.

Однако в этом процессе ребенок не остается пассивным. Здесь действует еще один закон всего живого: активно добивайся того, от чего зависит выживание. Положительное отношение к себе — основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет его и даже борется за него.

Он ждет от нас подтверждений, что он хороший, что его любят, что он может справиться с посильными (и даже немного более сложными) делами».

* Несмотря на разницу начальных условий, заданных при рождении, воспитании и образовании, любой человек имеет все шансы осуществить свое человеческое предназначение. У каждого оно своё. И мера счастья сильнее всего зависит от осуществленности того, что задумано о данном человеке.

* Только в состоянии любви возможна подлинная встреча с внутренним существованием мира. То, что не познано сердцем, вообще не познано в точном смысле слова, не затрагивает глубин человека.

Многие современные психологи и педагоги выстраивают терапевтические взаимоотношения, акцентируя внимание на любви как основе этих отношений и гаранте позитивных результатов взаимодействия. Если вы стремитесь разрешить какую-нибудь проблему, делайте это с любовью.

Вы поймете, что причина вашей проблемы в недостатке любви, ибо такова причина всех проблем. (Кен Кэрри). Любовь — единственный реальный способ изменить жизнь (и свою, и окружающих) к лучшему.

© Поздняков Василий Александрович, Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.

Источник: http://heatpsy.narod.ru/06/psyoflove.html

Ссылка на основную публикацию