Разум и рассудок — психология

Разум и рассудок

уровни мыслительной деятельности. Рассудок — способность строго оперировать понятиями, приводить знание в определенную систему. Разум — раскрытие сущности действительности, основывающееся на понятиях рассудка.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

два взаимосвязанных понятия, характеризующих разные сферы логического мышления. Зона действия рассудка — сложившиеся знания, представления, понятия о предмете, то есть общезначимый круг суждений, действия мышления как «духовного автомата» (Спиноза). Разум — выход из обычных представлений и поиск новых форм знаний, познавательных целей высшего уровня.

Источник: История и философия науки

филос. категории, означающие два уровня мыслительной деятельности. Различение Р. и Р. как двух «способностей души» намечается уже в антич.

философии: если рассудок — способность рассуждения — познает все относительное, земное и конечное, то разуму, сущность к-рого заключается в целеполагании, открывается абсолютное, возвышенное и бесконечное. У Николая Кузанского, Бруно, Якоби, Шеллинга и др.

сложилось представление о разуме как высшей по сравнению с рассудком способности познания: разум непосредственно схватывает единство противоположностей, к-рые рассудок разводит в стороны. Разум, след-но, синтетичен, рассудок — аналитичен.

Кант определял рассудок как способность к систематизации, упорядочиванию чувственного материала, к образованию понятий, суждений, правил, а разум — как способность образования метафиз. идей, не ограниченных рамками конечного опыта. Однако разум, по Канту, не достигает своей цели, впадает в противоречия — антиномии. Диалектика Р. и Р.

развита Гегелем: на стадии разума мышление делает своим предметом собств. формы, наличные определения мысли и, преодолевая их абстрактность и односторонность, вырабатывает «разумное», или конкретно-диалектич., понимание. Вместе с тем, Гегель отмечал и безосновательность самого по себе разума: разум без рассудка — ничто, а рассудок и без разума — нечто. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

понятия, выражающие две взаимно необходимые стороны развития научного познания, а также нравственного и художественного мышления, две взаимно помогающие друг другу способности.

Рассудочная способность отличается тем, что в ее пределах понятия не находятся в процессе преобразования и сохраняют устойчивую форму; они выступают как готовые теоретические “мерила” для эмпирического материала, для конструирования результатов.

Отсюда — отвлеченный характер рассудочных операций и результатов, дающий почву для культа абстракций и формализмов, для приписывания им самодовлеющей созидательной роли. Вооруженный одним лишь Рас., человек и самую свою жизнь делает все более рассудочной — сферой утилитарной рациональности. Разумная способность отличается, напротив, тем, что здесь понятия ввергаются в процесс преобразования.

Гл. отличие Раз. в том, что он не чужд нравственной и художественной культуре, а устремлен к соединению с ними познания ради развития самого субъекта. Если научное исследование, основанное лишь на рассудочной способности, резко расходится с нравственностью и искусством, Раз. создает атмосферу их содружества. Проблема Р. и р.

пронизывает всю европейскую историю философии, переходя от их различения у Платона и Аристотеля к пониманию их как ступеней познания у Николая Кузанского, Бруно и Спинозы. Через Лейбница она становится предметом рассмотрения нем. классической философии. У Канта Раз. ограничен лишь “регулятивными” функциями, Фихте делал упор на Раз.

как на творческую “полагающую способность”; Шеллинг же его эстетизировал. Гегель глубоко критиковал недостатки Рас., но лишь ради обожествления Раз. Нигилистическая критика Рас. — излюбленная тема иррационализма. Маркс использовал в теоретическом исследовании диалектически разумный способ, метод восхождения от абстрактного к конкретному (“Капитал”). В марксизме проблема Р. и р. решается на основе понимания человека в его целостности, единстве многообразных проявлений его деятельности.

Источник: Философский энциклопедический словарь

филос. категории, сформировавшиеся в домарксистской философии и выражающие два уровня мыслит. деятельности. Различение Р. и р. как двух «способностей души» намечается уже в антич.

философии: если рассудок — способность рассужде­ния — познает все относительное, земное и конечное, то разум, сущность к-рого состоит в целеполагании, открывает абсолютное, божественное и бесконечное. У Николая Кузанского, Бруно, Якоби, Шеллинга и др.

сложилось представление о разуме как высшей по сравнению с рассудком способности познания: разум непосредственно «схватывает» единство противополож­ностей, к-рые рассудок разводит в стороны.

Детальная разработка представления о двух уровнях. мыслит. деятельности — Р. и р. принадлежит Канту. «Всякое наше знание начинает с чувств. переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше ко

торого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления». Осн. функция рассудка в познании мыслит_упорядочение, систематизация явлений, материала чувст­венности.

Рассудок, по Канту, привносит форму в знание, содержание к-рого есть результат чувств. со­зерцания. Рассудок всегда носит конечный, ограничен­ный характер, поскольку конечно и ограничено содер­жание, порождаемое чувств. познанием.

Вместе с тем, согласно Канту, мышлению свойственно стремление к выходу за пределы этой конечности, к поиску безуслов­ных оснований, не ограниченных рамками конечного опыта. Таким мышлением является разум, стремящийся найти бесконечное, безусловное и абсолютное.

Однако разум не достигает этой цели и впадает в нераз­решимые противоречия — антиномии.

Продолжая кантовскую традицию различения Р. и р. как двух ступеней рационального познания, Гегель противопоставляет разум (как «бесконечное» мышление) рассудку (как «конечному» мышлению). Конечность рассудка обусловлена тем, что он, фиксируя ограничен­ные определения мысли, не способен выйти за пределы их содержания.

Однако устойчивость, определенность и конечность рассудка лежит, согласно Гегелю, в основе систематизирующей деятельности мышления, упорядо­чивания доставляемого восприятием материала. При­знавая правомерность рассудка, Гегель вместе с тем подчеркивал, что возможности мышления не исчер­пываются рассудочной деятельностью.

В отличие от Канта, Гегель признавал способность разума выполнять в познании конструктивную функцию. Достигнув ста­дии разума, мышление выступает как свободная, не связанная к.-л. внеш. ограничениями спонтанная ак­тивность духа. На стадии разума мышление делает своим предметом собств.

формы, наличные определения мысли и, преодолевая их абстрактность и односторон­ность, вырабатывает «разумное», или «конкретное», понятие. В разуме находит выражение диалектика по­знания: Гегель рассматривал деятельность мышления на стадии разума как развитие, конкретизацию его понятийного содержания.

Однако он мистифицировал этот процесс, представив его как саморазвитие поня­тия. Ф. Энгельс отмечал, что «… гегелевское различе­ние (Р. и р. — Ред.), согласно которому только диалек­тическое мышление разумно, имеет известный смысл»; он указывал также что «… диалектическое мышление…

имеет своей предпосылкой исследование природы самих понятий…» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 20, с. 537-38).

С т. зр. диалектич. материализма процесс развития теоретич. мышления предполагает взаимосвязь Р. и р._ С рассудком связана способность строго оперировать понятиями, правильно классифицировать факты и явления, приводить знания в определ. систему.

Опи­раясь на рассудок, разум выступает как творч. познават. деятельность, раскрывающая сущность действи­тельности. Посредством разума мышление синтезирует результаты познания, создает новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем знания. См.

также Теория.

Источник: Советский философский словарь

Источник: http://terme.ru/termin/razum-i-rassudok.html

Как управлять эмоциями? Разум и чувства

С того момента как вы появились на свет чувства и эмоции служат вам проводником в мире людей и вещей. Если чувства проживаются полностью — они дают вам энергию меняться к лучшему, а если скрываются, замалчиваются или считаются недостойными, то тянут вас вниз. Бытует мнение, что от чувств больше вреда, чем пользы, но это заблуждение.

Давая себе право на любое чувство и эмоцию, мы, условно выражаясь, движемся по местности с картой  и компасом в руках. Лишая себя права на какие либо эмоции — мы загоняем их вглубь, но не избавляемся от них.

В итоге, чувства и эмоции усиливаются и нарастают, чтобы обратить на себя внимание, к полному неудовольствию человека — обладателя этих чувств.

Если представить душу  в виде сгустка энергии, то источники энергии и ее поглотители как раз чувства и эмоции,  но чтобы превратить чувства и эмоции в двигатель движения и роста, необходимо подключить разум.

Если вы обратите внимание,  люди, которые  пребывают в апатии, практически не чувствуют. Они не в силах что-либо делать, они словно заморожены, законсервированы. Потому что перекрыли себе доступ к эмоциям, а значит к движению.

Почему так происходит? Потому что природа каждого из нас нацелена на выживание. Точно не известно, есть ли душа у растений, но они растут всегда, если нужно — выбиваются среди камней,  цепляются корнями за обрывы, выживают в пустыне и на севере.

Их никто не заставляет это делать — так предусмотрено природой, это естественно.

Ваши негативные эмоции сегодня, такие как боль, страх, гнев, и т.д. — это ваше топливо для движения завтра или даже сегодня, но чуть чуть позднее. В зависимости от человека, нужно различное время, чтобы трансформировать энергию негативных эмоций в тот вид энергии, который вам сейчас нужнее всего.

Единственное правило, которое касается всех людей — непереплавленные боль, страх, гнев, т.е. энергия никуда не девается, она остается в вас и не найдя нужного выхода, может разрушать вас. Именно так появляются психосоматические болезни и зависимости.

Верно и то, что потенциал любого организма огромен, он как и Бог готов вас простить практически всегда, нужно только «покаяться», попросить прощения у себя и простить себя!

Если этого не делать, человек начинает тратить энергию негативных эмоций на саморазрушение, то есть процесс противоположный росту и развитию, движению и борьбе. Когда такое продолжается не первый день, независимо от желания человека включаются защитные механизмы, потому что природа всячески оберегает жизнь!

Не надо игнорировать любые эмоции, которые вы чувствуете, вам следует их осознать, понять, что стоит за этими эмоциями, когда, после чего появились и для чего они нужны. Тогда вы сможете ответить на самый важный вопрос: как трансформировать их в энергию развития?

Обратите внимание,  люди достигшие успеха на том или ином поприще далеко не всегда были наделены природными задатками необходимыми для триумфа. Взять хотя бы, думаю известного всем, Жан Клод ван Дамма.

В детстве он был слабым болезненным мальчиком, к тому же носил очки. Для будущего чемпиона такая участь на всю жизнь была непосильным бременем.

Кем он стал благодаря своему упорству и труду, в том числе над самим собой — вы прекрасно знаете.

Актриса Мерилин Монро родилась далеко не красавицей, у нее был не идеальный вес и не рост модели, как вы можете убедиться по ее ранним фотографиям.

Ее мать и бабушка страдали любовной зависимостью, сама Мерилин воспитывалась в чужих семьях, и очень страдала из-за отсутствия материнской любви.

Ново многом именно благодаря суровым жизненным обстоятельствам ее детства она стала звездой двадцатого века.

Известный семейный психолог Вирджиния Сатир росла  на фоне постоянных конфликтов и разногласий между ее родителями. Однажды она чуть не умерла из-за того что ее родители не могли прийти к взаимному согласию касательно ее лечения.

Став взрослой она пережила два развода, но все эти трудности жизни не смогли сломить ее или заставить бежать от проблем.

Благодаря этому она навсегда останется в истории семейной психологии одним из самых именитых специалистов, внесших бесценный вклад в развитие медицины и науки.

Можно привести бесчисленное количество примеров того, что сильные эмоции переплавленные в энергию и направленные на достижения приводят к ошеломляющим результатам.

Поэтому не мешайте себе чувствовать, не лишайте себя энергии жить и бороться во имя лучшего будущего. Насколько сильны ваши эмоции — настолько сильна ваша энергия. Кто совсем ничего не чувствует, а также ничего не хочет и ничего не делает? Правильно, покойники.

Вы чувствуете, в вас живут эмоции? Поздравьте себя — вы живы! Некоторые уверены, что даже покойники, которые при жизни до конца что-то не прочувствовали  или не сделали бродят среди нас призраками…Но оставим эту теорию мистикам и вернемся к эмоциям живых людей.

Что вам нужно сделать, когда вы чувствуете любую эмоцию, считаете ее негативной и не хотели бы ее чувствовать? Самое главное принять ее как свершившийся факт. Она есть, значит она зачем-то нужна и точка. Порадуйтесь тому, что у вас есть источник энергии.

Может вы пока не догадываетесь, как можно трансформировать эту негативную эмоцию на  пользу вашему развитию и благополучию.

Осознав какая это эмоция,  безоговорочно приняв ее, спросите себя прямо и конкретно:  «Как я могу трансформировать мою эмоцию в нужную для моего движения и успеха энергию?»

Сделайте из данного вам лимона лимонад, как сказал бы Дейл Карнеги. Простите и любите себя, как говорит Луиза Хей. Прежде чем решить задачу, уясните для себя, каковы ее условия, что нам известно, как говорят  математики.

Не прячьте голову в песок, смотрите правде в глаза, задавайте себе конкретные вопросы и вы не пожалеете ни об одной своей эмоции.

psycabi.net

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

  • Назад: Как жить астенику?
  • Вперед: Какие чувства и эмоции бывают и что они означают?

Источник: https://psycabi.net/psikhologiya-krasoty-i-zdorovya/kak-borotsya-so-stressom/48-kak-upravlyat-emotsiyami

Концепция стратегической психологии. Тезис 2

Когда то проф. В.А.Ганзен установил, что все учебники психологии содержат не совпадающие наборы психологических переменных, которые характеризуют человека. Психология — наука о стохастических процессах, которые могут происходить или не происходить с некоторой долей вероятности.

Читайте также:  Метод: страшилка - психология

И поэтому сама современная психология описывает вероятностный список феноменов поведения, характеризующий психику человека.

Вероятно, что психология человека не исчерпывается оглавлениями учебников и необходимо рассмотреть, чем психологическая наука может помочь интеллектуалам вернуть свое место в жизни общества? Для этого можно попытаться расширить принятую сегодня дифференциацию психологического знания.

1. Психология Разума

Психология Разума — содержание классической психологической науки и практики, которая и выстроила современное общество. Это не только наука — это почти религия нашей цивилизации.

Мы оцениваем достоинства человека по критериям развития его мышления, памяти, внимания, речи, восприятия, измеряя качества его знаний, умений и навыков для овладения своим поведением и внешним миром.

Начало психологии разума в современном понимании, условно говоря, положил Френсис Бэкон около 1272 года. Он переориентировал психологию мышления на обобщение реалий, а не слов, и сформулировал основы психологии разума. Менее осознанно это начиналось с открытия Академии в Лангедоке в 792 г. Генри де Желоном. Основная проблема психологии разума формулируется в 1122г.

Абеляром в сочинении «Да и нет», не желавшего веровать в то, что он не «расколол» предварительно рассудком. Плодами психологии разума являются компас (1150г.), часы (1220г.), географические карты и угломер (1250г.). Затем Оккам заложил основы эмпирически ориентированной психологии научения и мышления (1345г.).

Психологию разума укрепляли такие аргументы, как работа Коперника » Об обращении небесных сфер» (1543г.), которая прозвучала как «сигнал страшного суда над ложной философией». После этого, в 1590 г. Гоклениус вводит в науку понятие «психология».

Плоды психологии разума: закон всемирного тяготения, теория света, химия газов, превращение энергии, паровая машина, электромагнетизм создали условия для принципиально новой системы образования.

Современная педагогика выросла именно из психологии разума, когда в 1631г. Я.А. Коменский в своем труде «Великая дидактика» потребовал «познавать и исследовать реальный мир, причем познавать и исследовать самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Почти одновременно, в 1640г.

, появляется труд Декарта «Правила для руководства ума», где единственным бесспорным объектом интроспекции объявляется мысль. К 1690 г. широко распространяется динамический принцип Ньютона, доказывающий, что за реальными объектами могут быть признаны физические свойства, доступные опытному познанию и математическому обобщению.

Из психологии разума естественно следуют психолого-педагогический труд Д.Локка «Опыты о человеческом разуме» (1689) и ответ на него В.Г.Лейбница «Новые опыты о человеческом разуме» (рукопись датирована 1705 г., издана в 1765г.).

Дифференциальное исчисление (1684), интегральное исчисление (1693), исчисление бесконечно малых (1702) Лейбница-Ньютона являются символом могущества психологии разума.

Педагогика продолжала точно и последовательно реализовывать психологию разума, совершенствуя свои методы приблизительно каждые 30 лет. Педагоги «Волны Гельвеция» (р.1715) совершают отход от психологии веры и дрейф к психологии разума. Затем педагогическая «волна Песталоцци» (р.1746) способствует идее развития мышления вопреки механическому накоплению. «Волна Гербарта» (р.

1776) разрабатывает новый инструментарий психологической науки, критериями которого стали ясность, система и метод. «Волна Ушинского» (р.1813) добивается того, что наука стоит вне всякой религии, ибо опирается на факты, а не на верования. «Волна Кеттела» (р.1860г.

) систематизирует, классифицирует работу разума: люди стали оцениваться с точки зрения способности много и долго помнить, сохранять устойчивое внимание, делать логически верные умозаключения. Времена «волны Макаренко» (р.1888) пришлись на сложный период всеобщей «технологизации» всех наук, когда работали Корнилов (1879), Блонский (1884), Рубинштейн (1889), Выготский (1896), Теплов (1896).

Их ровесниками за рубежом были Келлер (1887), Вертгаймер (1880), Коффка (1886), Левин (1890), Торндайк (1874), Уотсон (1878), Кёлер (1887), Кречмер (1888). Они довели измерение разума человека до совершенства, а технологию его развития до ремесла. Их трудами мы живем в ауре поклонения разуму так естественно, словно ничего иного не существует.

Однако люди, воспитанные по модели «психологии разума», все более становятся интеллектуальными рабами примитивов. Чего же они не знали? Они не могли поверить, что продукты разума подменят его мнимыми эквивалентами.

2. Психология Бессознательного

Психология бессознательного до начала 90-х годов былаза пределами психологического и педагогического образования в СССР. Поэтому многие и сейчас считают, что «она» пылится в книгах З.Фрейда или ограниченно применяется в медицинских и зрелищных целях.

Между тем она вторглась в жизнь каждого из нас посильнее, чем эпидемия СПИДА: современная реклама, средства массовой информации, масс-культура, кино и телевидение, избирательные кампании, политическая пропаганда и агитация — ее производные.

Все коммерческое и политическое давление на поведение масс людей целиком строятся на законах и механизмах психологии бессознательного. Иммунитета у населения у нее нет, однако интеллектуалы игнорируют ее коммерческо-политические притязания.

Признаком этого служит то, что они презирают политические кампании, не участвуют в выборах, не смотрят шаманствующее ТВ и пр. В результате, они постепенно становятся ее социально-экономическими рабами

Психология бессознательного исторически зарождалась как инструмент различного рода ересей — т.е сомнения в тех областях, где психология разума не все объясняет. Если признаком психологии разума является открытость, то психологии для бессознательного характерно прежде всего «таинство».

Скрытые, неявные методы управления, стремление влиять мягко, опосредовано, требуют избегания прямого силового противодействия и, значит, нуждаются в формировании тайных объединений, структур. Первым ересистом считается Валентин, уроженец Александрии (150г.

), потом следуют основатель манихейства Мани (240 г.), Арий из Александрии (324 г.), Либерий (360г.), Пелагий (405г.) и другие монофизиты. Позднее, в 300 г. печатаются труды астролога Фирлика Матерна, первого физиогномика Петера фон Альбано (1380 г.).

Далее следуют работы алхимика Василиса Валентина (1415 г.), в 1518 г. выходит книга «О магии кристаллов» Альберта Вели, предсказания Парацельса (1536 г.) и Нострадамуса (1575).

К сегодняшнему дню часть из этих дисциплин стали общепризнанными науками: психометрия породила экспериментальную психологию, травники — фармакологию и т.д. Она имеет несомненные достижения в виде общепризнанной психотерапии, психометрии и др.

Когда психология разума породила атомную энергетику, генную инженерию, системы компьютерной связи, валютную систему и потеряла контроль над этим беспределом возможностей человека, психология бессознательного взяла на себя лидерство в разрешении проблем общества.

Легализации этого направления психологии происходила усилиями гипнотизера Месмер (1760-1815г.г.), первыми демонстрациями в 1813 г. словесного погружения в гипноз аббатом Фариа, в 1848 г. сестры Фокс в США демонстрируют сеансы спиритизма. После 1900 г. широкую поддержку получает психоанализ Фрейда. С 1928 г.

в публикациях Фореля осуществляется мощная кампания защиты гипноза как приемлемой лечебной процедуры. В 1939-1957г.г., широко обсуждается психология подсознательного восприятия, открытого Петцлом, Сидисом, Диксоном, Миллером и др. В 1955 г.

во Франции снимается запрет Наполеона Бонапарта 1801 года на книги графа де Сада, и на Западе начинается сексуальная революция. Психотерапия превращается в рутинную медицинскую процедуру и около 1980г. становится мощным орудием изменения сознания, например, в варианте Вирджинии Сатир. В рамках подготовки управленческого персонала с 1982 г.

в СССР начинается широкая практика применения методов психологического программирования по методикам Бэндлера, Гриндера и др.. После 1985 г. сеансы массового суггестивного воздействия в исполнении Кашпировского транслировались по ТВ на многомиллионные аудитории телезрителей. С 1992 г.

начинаются мощная кампания коммерческой и политической рекламы на базе психологии бессознательного во всех средствах массовой информации России. Порождением психологии бессознательного являются пропаганда и реклама в средствах массовой информации, масс культура, избирательные кампании, искусство кино и ТВ.

3. Психология Веры

Психология Веры давно и полностью изъята из психологического образования и воспитания, а массы людей оказались лишены мощнейшего инструмента психологической поддержки. Психология веры опирается на психологические механизмы убеждения, которое широко применялась со времен богословских споров.

Человек, обладающий верой в «нечто» психологически чрезвычайно силен. Этим «нечто» может быть вера в Бога или в свою Родину, в свою семью или в свои способности, в свою судьбу или в свое предназначение. Верить во все сразу или хотя бы во что либо отдельное — обязательное и непременное условие жизнеспособности человека.

Психология веры — позвоночник всей структуры психики человека.

Психология веры формировалась в процессе богословских дискуссий, которые были, по существу, спорами о том, чем руководствоваться человеку в поисках своего места в жизни. Согласно христианству, «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11.1.).

Человек успешно противостоит тяготам жизни только отождествляя себя с родом человеческим, с конкретным народом, государством, местностью, профессией, с членами своего коллектива и семьи. Сам факт отождествления — уже факт веры, дающей ему душевные силы. Булгаков С.Н.

писал, что то, во что можно верить, нельзя знать — оно выходит за пределы знания, а в то, что можно знать, нельзя и не должно верить. Кто верит в таблицу умножения, или Пифагорову теорему? Ее знают. По мнению Соловьева В.С.

, кто не верит, например, в бытие и познаваемость истины и не принимает достоверности первых оснований разумного мышления, тот, конечно, ничего не сделает для науки. Е.Н.Трубецкой утверждает, что, вера, — как уверенность, присуща всякому человеку независимо от его убеждений, и не от его свободы зависит, верить или не верить в бытие внешнего мира и собственное существование.

Суть веры заключается по его словам в том, что если искания нашей немощной мысли не увенчались успехом, мы должны быть непоколебимо уверены, что ответ есть. Вера разрешает загадки, которые ставят в тупик теоретический ум. Понимание веры как способа изжития противоречий наиболее кратко воплощено в августиновском изречении «верую, чтобы понимать» (credo ut intelligam).

Одним из наиболее ярких создателей психологии веры был Афанасий Александрийский, чья судьба связана с «Новым заветом» Библии (393г.). Он говорил о необходимости различения истины, которая кажется истиной в глазах человеческого мнения, и настоящей истины, которая является таковой благодаря человеческой вере.

Другой теоретик психологии веры, Августин Блаженный, утверждал, что начало зла в душе — своеволие. Воля, свободная в своем решении, является причиной того, что человек творит зло. Психология веры самым существенным образом определяет общественно-политическую и личную жизнь людей. Следствием борьбы вокруг веры стал раскол христианства (343г.

) и объявление взаимной анафемы Римской католической и Византийской православной церкви (послание Гумберта, 1054г.). Классиком психологии веры является Мартин Лютер, положивших начало движению протестантов (1517г.). Вера обусловила появление в 1520 г. секты менонитов в Саксонии, из-за веры в 1532 г. происходит разрыв Англии с Римом и начинается движение англикан.

Вера заставляет в 1592 г. признать кальвинизм государственным исповеданием в Шотландии, дает начало движению пуритан.

Борьба вокруг веры никогда не прекращалась: ее не остановил во Франции Нантский эдикт (1598г.), в России она не закончилась вместе с окончание Смутного времени 1602-1612г.г. Вера побудила заявить о себе баптистов в Англии в 1639 г., квакеров Г.Фокса в Америке в 1647 г.

Кардинал Ришелье вел долгую борьбу с Корнелием Янсением, который основал во Франции движение янсенистов в 1637 г. и верил, что человеческая порода порочна, отрицал свободу воли, защищал идею предопределения.

Имена Монтескье, Вольтера, д»Аржансона, Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Руссо, Мабли, Рейналя, Кондорсе, Мирабо, Сьейса, д»Антрега, Лафайета, Камилла, Демулена — имена идеологов Великой Французской революции, а это имена создателей новой веры для множества своих современников. В рамках борьбы вокруг веры в 1865г.

опубликован «Силлабус» папы Пия 1Х: отлучение от церкви повинных в симпатии к пантеизму, натурализму, рационализму, либерализму, протестантизму, социализму.

Тем не менее, имена Канта, Фейербаха, Гегеля, Маркса, Энгельса, Ленина, Мао-Цзедуна, Гитлера, Сталина стали не просто известны, но созданная ими вера увлекла многие миллионы людей, перекроила карты мира, переселила народы, перераспределила власть и ресурсы. В 70-х годах появились имена новых идеологов волны психологии веры: Тоффера, Нэйсбита, Ферраротти, Маркузе, заложивших основы веры нового информационного общества. Порождением психологии веры являются не только классические религии, но и политические, общественные организации, партии, корпорации и т.п.

4. Психология Воли

Психология воли и ее эквивалент — деньги. Воля незаметно стала принадлежностью военной и спортивной психологии и почти полностью исчезла из арсенала классической науки и педагогики.

Множество людей сегодня продолжают демонстрировать предельные достижения личной храбрости, прыгая с заоблачных высот, погружаясь в пучины океана, спускаясь на лыжах по отвесным кручам, преодолевая в одиночку мировой океан, взлетая в Космос и терпя там невыносимые страдания ради науки.

Но в то же время масса людей отказывается от малейших усилий для того, чтобы утром приступить к труду, отказаться от роковых наслаждений, заставить себя вдуматься в нерешенный вопрос, представить себе перспективу собственной жизни.

Забвение психологии воли, как самостоятельного направления, сравнимого с психологией разума, ошибочно.

Важность психологии воли для человека определяется тем, что без нее невозможно применение принуждения и самопринуждения: самоконтроля, саморегуляции, самоуправления, самовоспитания. Все, что «Само» — это воля.

«Само» — это психическое усилие, которое связывает воедино мотив и действие человека. Это усилие может быть применено к собственному поступку, а может быть использовано для формирования поступков других людей.

Читайте также:  Релятивизм - психология

Без волевого усилия не совершается ни один поступок, ни выполняется ни одно действие, не реализуется никакая деятельность. Любой успех непременно имеет в своей основе огромный ресурс волевых усилий для преодоления внешних и внутренних препятствий. Обладание высокими волевыми качествами — залог успеха любого и каждого.

Все натуральное поведение человека строится на психологии смелости, решительности, выносливости. Волевые люди, независимо от иных их достоинств, высоко ценятся и поныне, особенно в спорте, в военном деле, в экстремальных видах человеческой деятельности.

Безвольные в подобной среде презираются, отвергаются, даже уничтожаются. Психология воли трудно поддается лабораторному экспериментированию, наблюдению, описанию. Исследователи и творцы психологии воли после себя склонны оставлять факты сражений, побед и очень мало аналитических материалов.

Средоточием науки о воли являются вооруженные силы, правохранительные органы, спецслужбы, овеянные романтикой силы прямого противоборства, физического и морального подавления оппонентов. Дар достигать результата ценой непосредственного и чрезвычайного усилия не так часто встречается.

Хотя никакой успех в жизни не приходит к безвольному человеку.

Выводы

Предложенное для обоснования стратегической психологии обобщение психологического знания не отменяет, а максимально эффективно использует имеющиеся знания в области психических процессов, свойств и особенностей личности и психических состояний человека.

Речь идет только о том, что они возвращаются в практику в оболочке терминов, понятий, явлений, признанных и принятых человечеством много ранее, чем современная психологическая терминология.

Одно не мешает другому, и они вместе объясняют сущность поведения человека в современном мире.

Александр Юрьев

Источник: http://www.yuriev.spb.ru/globalization/koncepcia-strateg-politic-2

Рассудок и разум

Понятия рассудок и разум[1] выражают не два совершенно различных мышления, а две стороны развития единого познания.

В дальнейшем речь будет идти главным образом о рассудке и разуме как сторонах научного познания, а проблема рассудка и разума применительно к обыденному сознанию и мышлению животных будет затронута в связи с характеристикой рассудочного и разумного мышления как сторон научного познания. От рассмотрения нравственного и художественного мышления мы отвлекаемся.

Предварительно  кратко определим, что имеется в  виду под понятиями рассудок и  разум как сторонами научного познания. В рамках рассудка, или  рассудочной способности, понятия  предстают в качестве готовых, устойчивых, неизменяющихся, в пределах же разума понятия выступают в их развитии.

Уже здесь необходимо заметить: рассудочное и разумное мышление не есть совершенно то же самое, что метафизический (в смысле антидиалектический) и диалектический методы.

В первом случае имеют дело с мышлением, а во втором — с разными способами мышления о мышлении.

Отношение рассудочного и разумного мышления нельзя сводить к отношению формальной и диалектической логик, так как последнее отношение, есть отношение наук о мышлении.

Однако вместе с тем проблема рассудочного и  разумного мышления теснейшим образом связана с проблемой методов мышления и наук о мышлении.

Предварительный характер сказанного выше означает, что  оно подлежит в дальнейшем изложении  раскрытию и уточнению.

Рассудочное и  разумное мышление должны быть рассмотрены  в их взаимной связи и в связи  с общим ходом дознания, так  как они представляют собой стороны  познания.

§ 1. Рассудочное  мышление

Диалектический   путь   познания   истины, — писал В. И. Ленин,—«от живого созерцания 4 абстрактному мышлению и от него к практике» [4, 29, 152-153]. К. Маркс, критически переосмысливая логику Гегеля и выявляя ее рациональное содержание, выделял движение познания от хаотического представления о целом, от чувственного конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.

Если соотнести  обе эти мысли, то можно убедиться  в том, что путь познания к истине от живого созерцания к абстрактному мышлению есть путь познания от хаотического представления о целом, от чувственного конкретного к абстрактному, а  путь познания от абстрактного мышления к практике — это путь, который совершается способом движения познания от абстрактного к конкретному. Нам представляется, что на первом пути практика предстает как непосредственно данная, на втором пути осознается не только непосредственность, но и всеобщность практики.

Рассудочное мышление непосредственно доминирует на пути познания от хаотического представления  о целом, от чувственного .конкретного к абстрактному, от живого созерцания к абстрактному мышлению. Напротив, разумное мышление господствует на :пути движения познания от абстрактного к конкретному, от абстрактного мышления к практике.

В реальном человеческом познании как тот, так и другой путь в общем и целом существуют в единстве друг с другом, хотя это единство не всегда осознается и может нарушаться.

В реальном человеческом познании рассудочное и разумное мышление не существуют в полном отрыве друг от друга.

Тем не менее для первого из названных путей познания характерно именно рассудочное мышление, а для второго — разумное.

Поскольку рассудочное  мышление господствует на пути познания от хаотического представления о целом, от чувственного конкретного к абстрактному, поскольку вообще рассудочное мышление относительно самостоятельно, постольку оно может быть рассмотрено само по себе.

Однако так  как в реальном человеческом познании в общем и целом рассудочное и разумное мышление никогда полностью не могут быть оторваны друг от друга, то и рассмотрение рассудочного мышления самого по себе необходимо происходит через отвлечение от разумногомышления, то есть через отрицательную связь с последним.

Рассудочное мышление, взятое само по себе, есть результат  движения познания от хаотического представления  о целом, от чувственного конкретного к абстрактному, от живого созерцания к абстрактному мышлению.

Вместе с тем рассудочное мышление представляет собой не только результат, но и одну из противоположных сторон этого пути познания.

Другой противоположной стороной, если иметь, в виду рассматриваемый путь познания, служит чувственное конкретное, хаотическое представление о целом, живое созерцание.

Чем дальше познание продвигается по названному пути, тем  в большей мере развивается различие между абстрактным и чувственно конкретным, между рассудком и чувствами. И наоборот» чем ближе к началу этого пути, тем менее развито различие между рассудком и чувствами.

Рассудочное мышление имеется уже у животных. Ф. Энгельс  писал: «Нам общи с животными все  виды рассудочной деятельности: индукция, дедукция, следовательно, также абстрагирование….

 анализ незнакомых предметов (уже разбивание ореха есть начало анализа), синтез (в случае хитрых проделок у животных) и, в качестве соединения обоих, эксперимент (в случае новых препятствий и при затруднительных положениях).

По типу все эти методы — стало быть, все признаваемые обычной логикой средства научного исследования — совершенно одинаковы у человека и у высших животных. Только по степени (по развитию соответствующего метода) они различны.

Основные черты метода одинаковы у человека и у животных и приводят к одинаковым результатам, поскольку оба оперируют или довольствуются только этими элементарными методами» [1, 20, 537].

Наличие мышления у животных доказано целым рядом  исследований. Особенно интересны результаты исследования мышления антропоидов. Так, шимпанзе способны выделять признаки ситуации, существенные для достижения успеха деятельности, и отвлекаться от признаков, несущественных для успеха их деятельности.

Весьма примечателен эксперимент Б. Ренша [см.: 385]. Шимпанзе Джулия пытается открыть ящик, закрытый деревянными шурупами. В ее распоряжении имеется Т-образный железный предмет, заостренный спереди подобно лезвию с достаточно узким и ровным краем.

После ряда проб и ошибок Джулия открывает ящик, используя имеющийся у нее предмет в качестве отвертки.

Затем ей на выбор предъявляются самые различные предметы, среди которых находятся две отвертки, различающиеся между собой внешне: одна обычная крупная с длинной ручкой, другая — совсем маленькая, изготовленная из красноватого непрозрачного материала. Джулия безошибочно выбирает именно отвертки.

Ренш приводит примеры использования антропоидами различных предметов подобно стамеске, они поддевают крышку заколоченного ящика и после больших или меньших усилий открывают его. В дело пускаются палки, зонты и даже теннисные ракетки.

Приведенные примеры  свидетельствуют о том, что животные обладают способностью к абстрагированию, к образованию чего-то весьма похожего на понятия.

Но деятельность животных, в том числе и антропоидов,—  деятельность по поддержанию биологического существования. И признаки, выделяемые антропоидом в приведенных примерах, как существенные для ситуации, в которой он действует, необходимы для удовлетворения биологических потребностей и отражаются в чувственно-образной форме.

Аналогичная ситуация, видимо, наблюдалась и в процессе возникновения человечества. «Известные советский исследователь В. В.

Бунак (1951; 1966; 1973) приводит многочисленные аргументы в пользу того, что самые первые понятия представляли собой не строго дизъюнктивные образования, а наглядно-образные репрезентации вещей и событий, в особенности эйдетические репрезентации их изменений в ходе выполнения тех или иных действий. Он рассматривает эйдетическую память как исторически исходную форму памяти человека» [138, 106].

У животных рассудочное  мышление происходит в наглядно-образной форме.

По мере становления  человеческой речи звуковые комплексы  разделяются на возможно более мелкие единицы (фонемы), и из этих единиц образуются все новые комбинации звуков.

«С этим связан и другой исключительно важный процесс: отделение устной речи от системы аффективно-эмоциональной оценки успешности практических действий. Происходит замена непосредственной, прямой сигнализации о внутренних состояниях опосредствованным символическим наименованием.

Это процесс подстановки символических знаковых форм вместо прямой сигнализации о внутренних состояниях — восприятии, представлениях, понятиях» оценках или схемах действий» [там же, 109].

С образованием речи образуется и мышление в символах и при помощи символов. Рассудочное  мышление с образованием речи приобретает  две основные формы.

Наглядно-образные репрезентации вещей и событий полностью не исчезают из состава человеческого мышления, сохраняются в нем в снятом виде, рассудочное мышление у человека также может осуществляться в наглядно-образной форме.

Но вместе с тем рассудочное мышление с образованием речи приобретает и новую форму: оно отделяется от непосредственной связи с чувствами и осуществляется в символах и при помощи символов.

Речь образуется как продукт социального общения, образование речи внутренне связано с образованием рефлексирующего мышления. Язык, речь позволяют осуществить рефлексию над собой и окружающей природой.

Но мышление, поскольку оно становится рефлексивным, становится разумным.

Продолжая приведенное  выше рассуждение, Ф. Энгельс пишет: «Наоборот (по сравнению с рассудком.—В. В.

), диалектическое мышление — именно потому, что оно имеет своей предпосылкой исследование природы самих понятий,— возможно только для человека,, да и для последнего лишь на сравнительно высокой ступени развития (буддисты и греки), и достигает своего» полного развития только значительно позже, в новейшей философии…» [1,20,537—538].

Разумное мышление в отличие от рассудочного предполагает исследование природы самих понятий.

Разумное мышление появляется тогда, когда образуется способность рефлексивного мышления, когда возникает способность осмысливать мышление [см.: 105]. Способность разумного мышления проходит длительный путь развития, пока становится возможным достижение научной уровня постижения мышления.

Рассудочное мышление с образованием речи, с одной стороны, развивается как рассудочное, обособляется от чувств, приобретает сложно расчлененную понятийную структуру, а с другой стороны, рассудочное мышление существует и действует как подчиненный  момент способности разумного мышления, подчиненный момент рефлексивного  мышления.

С этой точки  зрения наука о рассудочном мышлении, поскольку она истинно постигает свой предмет, есть проявление способности разумного мышления.

Рассудочное мышление как всякое мышление есть отображение чего-то, что существует вне и независимо от мышления. В наиболее обособленной от связи с разумом форме рассудочное мышление совершается не в речевой форме.

Таково рассудочное мышление животных, так мыслит и человек при первоначальном постижении новых объектов, когда и поскольку он не может облечь совершающееся познание нового в словесную форму, а оперирует подчас довольно неясными образами, чувственными данными.

Специфическим для людей является существование  рассудочного мышления в речевой форме. Но речевая форма есть форма рефлексивная. И поэтому рассудочное мышление в этой форме не осуществляется в «чистом» виде; оно оказывается единым с разумным мышлением.

Рассудочное мышление, выраженное в речи и через речь, есть рассудочное мышление в его  внутреннем единстве с разумным мышлением.

Рассмотрим  рассудочное мышление в его наиболее «чистом» виде.

В таком случае следует охарактеризовать рассудочное  мышление в процессе движения от чувственного конкретного, от хаотического представления о целом к абстрактному.

В этом процессе мышление осуществляется как абстрактное, отвлекающее, выделяющее мышление. Мышление здесь главным

образом расчленяет, и состоит оно в отвлечении от каких-то из выделенных, отвлеченных  сторон, моментов и т. п.

Рассудочное мышление есть абстрактное, абстрагирующее, то» есть отрицающее мышление. Главное в рассудочном мышлении —отрицание.

Но рассудок представляет собой мышление; отрицание, которое в нем и им осуществляется, есть отрицание для выделения и сохранения существенного.

Тем не менее в рассудочном мышлении существенное выступает именно через отрицание несущественного: как результат отвлечения/абстрагирования, как абстракция. Позитивно на уровне мышления существенное, сущность рассудком не отображаются.

Рассудочное мышление образует собой переход к мысленному отображению существенного, сущности, переход, совершающийся какотрицание чувственного уровня отображения.

Отрицание всегда есть отрицание чего-то, а позитивное, положительное этого отрицания есть то, от чего происходит отрицание. По своему позитивному содержанию отрицание определяется отрицаемым, непосредственно тождественно последнему. Крайности сходятся. То же верно и по отношению к абстрактному мышлению.

Оно развивается и существует как отрицание чувственного отображения, а по своему позитивному содержанию оказывается с необходимостью непосредственно тождественным чувственному.

Существенное, сущность позитивно постигаются рассудочным мышлением в чувственной форме, мысленное отображение выступает здесь как непосредственно тождественное с чувственным отображением.

В мысленной  форме существенное, сущность отображаются рассудком через отрицание несущественного, а несущественным представляется какая-то часть, сторона и т. п. опять-таки чувст-венно данных сторон отображаемого предмета (ситуации и т. д.).

Источник: http://stud24.ru/psychology/rassudok-i-razum/312157-933846-page1.html

Разум, дух и душа | Психология взаимоотношений

В настоящее время мы привыкли говорить, что разделение тела и разума есть продукт человеческой мысли, что разум и тело в действительности есть единое целое. Слишком долго мы рассматривали их как влияющие друг на друга, но не связанные друг с другом напрямую части. Это отношение практически не изменилось.

Наш образовательный процесс все еще разделен на умственное и физическое, у которых нет ничего общего. Некоторые учителя физкультуры верят, что они могут повлиять на способность детей учиться, занимаясь с ними гимнастикой или атлетикой. Но на самом деле так случается редко.

Однако если разум и тело составляют единое целое, правильное физическое воспитание может быть в то же время правильным духовным воспитанием, и наоборот.

Я думаю, что вся бела заключается в том, что мы просто болтаем о концепции единства, но не применяем ее в нашей повседневной жизни. Мы предполагаем, что можно воспитать разум ребенка, не обращая внимания на его тело. Под угрозой провала на экзамене или наказания мы можем впихнуть какую-то информацию в его голову.

Читайте также:  Телеска - психология

К несчастью, информация не переходит в знания, пока она не соприкасается с опытом. Мы постоянно недооцениваем тот факт, что опыт есть телесный феномен. Человек ощущает только то, что происходит в его теле. Степень живости тела определяется тем, насколько человек бодр или подавлен.

Когда события, происходящие во внешнем мире, действуют на тело, человек переживает их, но то, что он действительно чувствует, является результатом их воздействия на его тело.

Недостаток психоаналитической техники заключается в том, что она игнорирует тело в его попытках помочь пациенту проработать эмоциональные конфликты. Так как она не в состоянии представить любой важный телесный опыт, то идеи, возникающие в курсе лечения, бессильны вызвать значительные изменения в личности.

Слишком часто я встречал пациентов, которые за годы психоанализа собрали много информации и знаний о своем состоянии, но чьи основные проблемы остались незатронутыми. Знания становятся понятными, когда они соединяются с чувствами.

Только глубокое понимание, заряженное сильными чувствами, способно изменить структурированные паттерны поведения.

В предыдущих книгах я глубоко изучал проблемы разума — тела. Здесь я хотел бы остановиться на определенных ментальных функциях, которые имеют важное отношение к биоэнергетике. Во-первых разум имеет направляющую функцию относительно тела.

Посредством разума человек может направлять свое внимание на различные части тела и таким образом воспринимает их более отчетливо. Позвольте мне предложить простой эксперимент.

Вытяните вашу руку прямо перед собой, сохраняя ее расслабленной, и сфокусируйте ваше внимание на руке Сосредоточьте внимание на руке примерно на минуту, в течение которой вы дышите легко и вы можете по-другому ощутить вашу руку.

Вы можете почувствовать движение энергии в вашей руке которая сейчас ощущает нагрузку и покалывание. Она может начать вибрировать или немного дрожать. Если вы чувствуете это, вы можете представить себе что вы направили поток возбуждения или энергии в вашу руку.

На биоэнергетических семинарах я использую различные варианты этого эксперимента, чтобы сделать переживания более интенсивными.

Я прошу надавить растопыренными пальцами одной руки на пальцы другой, держа ладони и запястья по возможности дальше друг от друга. Теперь, продолжая держать руки вместе, поверните их вовнутрь таким образом, чтобы они указывали на грудь, и продвиньте кисти рук вперед не разнимая их (рис. 2).

Рис. 2.

Держите их в этом положении сверхрастяжения в течение минуты, легко дыша в это время. В конце минуты руки расслабляются и свободно разнимаются. Человек может снова пережить движение, нагрузку, покалывание и вибрацию. Если вы проделаете это телесно-ощущаемое упражнение, то вы сможете заметить, что ваше внимание сосредоточено на руках из-за увеличивающейся нагрузки на них.

Ваши руки находятся в состоянии возрастающего напряжения или заряжения, что может быть объяснено так, что на них обращено все внимание.

Если вы медленно будете подносить две руки навстречу друг к другу, пока ладони не будут на расстоянии двух или трех дюймов* друг от друга, полностью расслабленными, то пока они еще заряжены, вы можете почувствовать между ними заряд, как если бы у него было вещество или тело.

Разум может направлять внимание человека внутрь или наружу, внутрь тела или наружу к внешним объектам. По существу, человек направляет свою энергию или на себя, или на внешний мир. Здоровый человек может чередовать эти два направления легко и быстро таким образом, что почти одновременно он осознает и свое тело и окружающий мир.

Такой человек внимателен к тому, что происходит с ним и с другими. Но не у каждого есть такая возможность. Некоторые люди становятся слишком внимательными к себе и развивают повышенное самосознание. Другие настолько внимательны к тому, что происходит вокруг них, что они теряют осознание себя.

Такое часто встречается у людей с повышенной чувствительностью.

Забота о вашем теле есть один из принципов биоэнергетики, так как только этим способом вы можете узнать, кто вы есть, т. е. познать свой собственный разум. В этой связи разум функционирует как воспринимающий и реагирующий орган, ощущающий и определяющий настроение, чувства, желания и т. д.

Познать свой разум — это в действительности узнать, что вы хотите или чувствуете. Если у вас нет чувств, вам не о чем беспокоиться (не на что обращать внимание), и, таким образом, у вас нет ума.

Когда действия человека находятся под влиянием других людей, а не под влиянием собственных чувств, то у него нет своего ума.

Когда человек не может составить свое мнение, это означает, что он осознает два различных чувства, равнозначно сильных. В таких случаях принять решение практически невозможно, пока одно чувство не станет сильнее и не возобладает.

Потерять разум, как в случае помешательства, это означает не знать, что вы чувствуете. Это случается, когда разум подавлен чувствами, которые он не может принять и не осмеливается сосредоточиться на них. В таком случае человек разъединен и разобщен, его сознание не воспринимает его тело.

Он может лишиться индивидуальности или потерять над собой власть, оставив все попытки к самообладанию.

Если человек не заботится о своем теле, то это потому, что он боится осознавать или ощущать свои чувства. Когда чувства имеют угрожающий характер, они обычно подавляются.

Это происходит посредством развития хронического мышечного напряжения, которое не дает любому потоку возбуждения или спонтанному движению развиться в соответствующих областях.

Люди часто подавляют свой страх, так как он вызывает парализующий эффект, свою ярость, потому что она слишком опасна, и свое отчаяние, потому что оно слишком обескураживающе.

Они будут также подавлять свое осознание боли, такое, как боль несбывшегося сильного желания, потому что не могут выдерживать эту боль. Подавление чувств уменьшает состояние возбуждения в теле и снижает возможность разума сосредоточиваться. Это — первичная причина потери силы разума. В большинстве случаев наш разум занят потребностью все контролировать в ущерб более живому восприятию жизни.

Разум и дух также взаимосвязаны. Духовное состояние человека определяет, насколько он энергичен и полон жизни, буквально говоря, сколько у него энергии. Связь между энергией и духом непосредственна. Когда человек становится возбужденным и его энергия увеличивается, его дух поднимается.

В этом смысле мы говорим об энергичном человеке, или горячей лошади. Поэтому я хотел бы определить дух как жизненную силу внутри организма, проявляющуюся в самовыражении индивидуума. Сила духа человека характеризует его как личность, и когда она сильна, она выделяет человека из его окружения.

Жизненная сила, или дух организма, ассоциировалась с дыханием. В Библии сказано, что Бог вдохнул свой дух в кусок глины, давая ей жизнь. В теологии Дух Господний, или Святой Дух, называется пневма, что в словаре обозначается как «живая душа, или дух».

Слово «пневма» пришло из Греции, где оно обозначает ветер, дыхание или дух и близко к греческому phein, что обозначает дуть, дышать. Многие восточные религии делают ударение на дыхании как средстве связи со Вселенной.

Дыханию отводится важная роль в биоэнергетике, потому что только дыша глубоко и полно можно собрать энергию для более энергичной и одухотворенной жизни.

Душа — это более сложное понятие, чем разум или дух. Ее первичное значение — это «принцип жизни, ощущение, мысль и действие человека, рассматриваемые как определенная сущность отдельно от тела» /10/.

Она ассоциируется с жизнью после смерти, с небесами и адом, идеями, которые отвергаются сейчас искушенными людьми. На самом деле само упоминание этого слова в такой книге, как эта, которая претендует на объективность, может оттолкнуть некоторых людей.

Они не могут примирить идею существования чего-то отдельного от тела с концепцией единства, которую представляет биоэнергетика. Но я тоже не могу достичь такого примирения. К счастью, каждый рассматривает душу как субстанцию, существующую в теле до смерти.

Что случается с ней в момент смерти и после, я не знаю. Этот вопрос не беспокоит меня, так как мой основной интерес связан с телом при жизни, или живым телом.

Есть ли у живого тела душа? Это зависит от того, как определять термин «душа».

Словарь Random House дает четвертое определение этого слова: «эмоциональная часть природы человека; место эмоций или чувств». Его синонимы также дух, сердце.

Это помогает не настолько, чтобы можно было разобраться в терминах. Это слово имеет совершенно иное значение для меня, оно помогает моему пониманию человека.

Я рассматриваю душу как чувство или ощущение человеком того, что он является частью чего-то большего или вселенной.

Такое чувство должно возникать из некоторого действительного переживания принадлежности к чему-то или связанности с неким жизненным или духовным аспектом вселенной.

Я использую слово «духовный» не в его абстрактном или мысленном дополнительном понимании, а как дух, пневма или энергия. Я верю, что энергия в наших телах находится в контакте и взаимодействует с энергией вокруг нас в мире и во вселенной. Мы не являемся изолированным феноменом.

Однако не каждый чувствует эту связь или контакт. Мое впечатление от людей таково, что изолированный, отчужденный и не связанный ни с чем человек теряет качество душевной полноты, которое, я чувствую, присутствует в людях, ощущающих себя частью чего-то большего, чем есть сами.

Мы рождаемся соединенными, хотя эта наиболее видимая связь — пуповина — рвется при рождении. Пока функционировала эта связка, младенец чувствовал себя частью своей матери.

Хотя он начинает вести полностью независимое существование после рождения, он все еще связан со своей матерью энергетически и эмоционально. Он реагирует на ее волнение и находится под влиянием ее настроения.

Я не сомневаюсь, что младенец чувствует эту связь и принадлежность к своей матери. У него есть душа, а его глаза часто принимают то глубокое выражение, которые мы называем душевным.

Процесс роста растянут на много уровней. Устанавливаются и переживаются новые связи: первая — с другими членами семьи. При устанавливании такой связи образуется энергетический обмен между младенцем и каждым человеком в семье, плюс еще один — с семьей как с группой. Люди становятся частью его мира, так же как он становится их частью.

По мере роста сознания и увеличения контактов человек развивает расширяющиеся круги отношений. Существует мир растений и животных, который он принимает и с которым идентифицируется.

Существует общество, в котором он живет, которое становится его обществом, так же как и он становится его членом. И так продолжается с увеличением возраста. Если человек не прерывает связь, он будет ощущать свою принадлежность к великому естественному порядку нашей земли.

Так как он принадлежит ей, то она принадлежит ему. На следующем уровне осмысления маленькое общество становится расширенным и включает нацию и человечество. Дальше всего находятся звезды и вселенная.

Глаза пожилых людей иногда имеют обращенный вдаль взгляд, как будто их взор сосредоточен на небесах. Кажется, что ближе к концу жизни душа устанавливает контакт со своим последним пристанищем.

В последующей диаграмме расширяющиеся отношения человека показаны как ряд сконцентрированных кругов (рис. 3).

[Надписи (сверху — вниз): Звезды и космос, Природа и земля, Животные и растения, Люди, Младенец — мать, Семья, Общество, Нация и мир, Вселенная.]

Рис. 3.

Диаграмма схожа с подобной в предыдущем разделе, которая в ином контексте иллюстрирует уровни развития сознания индивидуума. По мере расширения сознание включает все больше внешнего мира в психику и личность индивидуума.

Как энергетически, так и физически новорожденный организм подобен цветку, который медленно раскрывается и открывается миру. В этом смысле душа представлена при рождении, но рудиментарно.

Как аспект живого существа она также проходит естественный процесс роста и созревания, в конце которого она становится полностью отождествленной с космосом и теряет свое индивидуальное качество.

Мы можем представить себе возможность того, что при смерти свободная энергия организма покидает тело, чтобы объединиться с всеобщей или космической энергией. Мы говорим, что душа уходит из тела во время смерти.

Жизнь приходит в мир как существование, но именно существование, кажется, уменьшает чувство наполненности. Один пациент прояснил это для меня, когда сказал: «Существования недостаточно. Я хочу участвовать в жизни, а я не чувствую, что делаю это».

Расширение существования в мире через идентификацию и взаимоотношения дает начало чувству общности. Существование стремится к этому расширению, принадлежности к единому целому. Чувство стремления, одно из самых важных ощущений в организме, отражает потребность в контакте с окружающими средой и миром.

Через связь с миром душа избегает узкой ограниченности себя без утраты чувства себя.

Posted in Терапия, которая работает с телом

Источник: http://pciholog.com/terapiya-kotoraya-rabotaet-s-telom/razum-dux-i-dusha/

Ссылка на основную публикацию