Психотерапевтические приемы — психология

Методы, задачи, цели и виды психотерапии: психодрама, позитивные техники

Психотерапевтические приемы - психология

Рассматривая предмет и задачи психотерапии, начать следует с определения, что конкретно представляет собой эта наука.

Понятий направления достаточно много, ее можно назвать совокупностью терапевтических воздействий на человеческую психику, процессом, объединяющим и лечение, и воспитание.

При этом для решения поставленных задач используются многообразные методы психотерапии, направленные на обеспечение и сбережение здоровья пациента.

Существует огромное количество разных методов психотерапии

Задачи и методы достижения целей

Несмотря на множество психотерапевтических направлений и различных подходов можно выделить общую цель психотерапии – оказание помощи пациентам в попытках изменения собственного мышления, поведения для достижения более полного счастья и продуктивности.

Достижение целей производится при помощи использования различных средств – сбора анамнеза, проведения клинического и личностного тестирования, проявления сопереживания, пояснения «игровых» правил, установления терапевтического контакта, применения психотерапевтических техник, постоянного мониторинга и оценки динамики лечения, диагностики и снижения количества сеансов.

При воздействии цели психотерапии могут разделяться на определенные задачи психотерапии, к которым относят:

  • оказание помощи пациенту в лучшем понимании собственных проблем;
  • устранение эмоционального дискомфорта;
  • поощрение открытого выражения чувств;
  • предоставление новых идей либо информации в отношении решения проблем;
  • оказание помощи при проверке новых моделей поведения, также способов мышления вне рамок искусственно выстроенной терапевтической ситуации.

В поисках решений поставленных задач специалист использует различные методы психотерапии, их совокупность, однако основная направленность заключается в:

  1. Обеспечении психологической поддержки – специалист внимательно выслушивает пациента, предоставляя затем взвешенный совет, вписывающийся в создавшуюся сложную ситуацию. Необходимая помощь заключается в предоставлении пострадавшему возможности осознания и использования собственных сил и возможностей.
  2. Методы психотерапии ориентированы на психологические преобразования в отношении дезадаптивного поведения, построения новых поведенческих форм.
  3. Содействии осознанию и последующему самораскрытию, что ведет к улучшенному пониманию собственных мотивов, разладов, ценностей и чувств.

Для более полного понимания проблем можно порекомендовать базовый учебник Нэнси Мак-Вильямс «Психоаналитическая психотерапия. Руководство практика», он будет весьма полезен не только профессиональным психотерапевтам и психиатрам, но и студентам, учителям и консультантам, всем тем, кто заинтересован в подробном изучении глубинной психологии.

Показания к назначению

Прежде чем рассматривать формы и методы психотерапии, поговорим о показаниях к психотерапии. Они достаточно широки, поскольку многие патологии требуют комплексного подхода и применения корректирующего воздействия в качестве дополнительного либо основного лечения.

При этом методики психотерапии, их направленность, глубина и длительность воздействия определяется определенными факторами, которые в данном случае и являются показаниями к проведению лечения, учитываются также и возможные последствия заболевания – текущего либо находящегося в анамнезе.

Если причиной патологии является патологический фактор, понадобится помощь психотерапевта

Основным показанием к использованию специальных методик является наличие психологического фактора, который послужил причиной формирования и протекания патологии.

Чем больше его значимость, тем сильнее будет последующее психотерапевтическое воздействие.

Показаниями могут служить и возможные последствия тяжелой болезни, когда наблюдаются изменения привычного жизненного уклада, перемены в социальном статусе, потребностях и стремлениях, в профессиональной и семейной сфере и прочее.

Но в первую очередь любая кафедра психотерапии будет рекомендовать направление в тех случаях, когда отсутствуют противопоказания к ее проведению. При этом проводиться воздействие может только в случае, когда пациент мотивирован, с его стороны предоставлено информированное согласие относительно участия в терапии.

Основные формы

Теперь рассмотрим формы психотерапии, которые использует специалист, решая поставленные задачи.

Форма воздействия представляет собой способ применения определенного метода, это структура взаимодействия «специалист-пациент» при реализации выбранного метода терапии.

К примеру, метод рациональной терапии применяется как в форме групповой, так и индивидуальной беседы либо проводится в качестве лекции. К основным формам психотерапии, которые используются чаще всего относят:

  • индивидуальную;
  • групповую;
  • семейную.

Стоит увидеть:  Экзистенциальная психотерапия

Основой индивидуальной формы является непосредственное взаимодействие пациента и психотерапевта, задачи при этом заключаются в психотерапии личной истории с изучением личности пациента, выявлении механизмов, ставших «спусковым крючком»формирования и сохранения патологического состояния, коррекции имеющихся уничижительных оценок – как себя, так и давно минувшего периода, будущего. Также в задачи входит определение взаимодействия используемых методов немедикаментозного и медикаментозного воздействия, помощь при подборе целесообразного решения травмирующих состояний, формирующих и поддерживающих патологию.

В целом цели и задачи групповой психотерапии состоят в раскрытии, изучении, обработке проблем пациента, личностных, межличностных конфликтов.

Сюда же относится коррекция неадекватных отношений, стереотипов и установок на фоне анализа применения межличностных взаимодействий.

Эта форма подразумевает применение множества методов, каждый из которых включает определенные техники групповой психотерапии. К базовым методам групповой психотерапии относят:

  • группы встреч;
  • психодраму;
  • тренинг в группах;
  • гештальт группы;
  • трансактный анализ;
  • кино тренинг;
  • арт терапию;
  • телесно ориентированную терапию;
  • танцевально-двигательную терапию.

Групповая психотерапия —
комплекс взаимодействий, развивающихся между участниками и психотерапевтом

Теперь о понятии методов групповой психотерапии, рассмотрим кратко каждый из них:

  1. Основная идея группы встреч – достижение единства сознания с телом. Встреча подразумевает установление межличностных отношений, базирующихся на честности, открытости, осознание себя и собственного «Я».
  2. Тренинги представляют совокупность обучающих, психотерапевтических и корректирующих методов, подбор которых зависит от конечных целей. В данном методе психотерапии техники и упражнения могут включать ролевые игры, невербальную коммуникацию, дискуссии в групповой форме.
  3. Основной долгосрочной целью трансактного анализа является пересмотр ранее принятых решений и изменение жизненного сценария.
  4. Долгосрочной целью гештальт терапии является достижение всеми участниками зрелости путем отрицания непродуктивных поведенческих форм и введения новых.
  5. Телесно ориентированная терапия предполагает познание собственного тела, осознание и принятие собственных внутренних побуждений, что позволяет развить способности к гармонии и саморегуляции соответственно с наличествующими глубинными стремлениями.
  6. Психодрама как метод психотерапии основан на импровизированных ролевых детских играх. Сутью его является создание на сцене материалов для переживания проблемных ситуаций при помощи специалиста и участников группы – первоначально их отыгрывают, после чего обсуждают.
  7. Арт терапия представляет собой метод, основанный на выражении чувств посредством изобразительной деятельности.
  8. Основной целью танцевально-двигательной терапии является развитие чувствования, осознания своего «Я».

При проведении лечения естественным явлением считается сопротивление в психотерапии, которое нельзя воспринимать в качестве слабости либо недостатка пациента – это фактор, который ранее помогал выживать, выходить из затруднительных положений.

Однако именно сопротивление затрудняет прогресс при проведении терапии.

При этом психотерапевтическое воздействие не должно ломать сопротивление, а призвано понимать его, сделать такую защиту более гибкой, обеспечивая пациенту больше возможностей, чтобы вести жизнь, наполненную удовольствиями.

Сопротивление в психотерапии затрудняет прогресс лечения

Методики лечения

Продолжим рассмотрение психотерапии – виды и методы психотерапии весьма разнообразны и охватить их все в достаточно сжатом обзоре невозможно. На сегодняшний день эта область насчитывает свыше 400 методов, потому мы перечислим наиболее используемые:

  1. Рациональная психотерапия основана на логическом переубеждении пациента в необходимости перемены отношения к себе, собственному прошлому, будущему, сформировавшейся болезни, терапии, прогнозу, собственным возможностям и будущим перспективам, она входит в наиболее эффективные методы лечения неврозов.
  2. Суггестивная методика включает множество техник и входит в разнообразные формы проведения, ее осуществляют как в состоянии бодрствования, так и в гипнотическом либо медикаментозном сне.
  3. В любую лечебную процедуру в качестве составной части включается косвенное внушение.
  4. Возможно проведение психотерапии самостоятельно, используя активное самовнушение по Куэ – методика задействуется в переходном состоянии, после пробуждения либо перед отходом ко сну. Внушение закрепляется множественным автоматическим повторением одной формулы, содержащей основной момент болезненных переживаний. Можно использовать и аутогенные тренировки, которые пациент проводит самостоятельно после краткого обучения.
  5. Когнитивная методика обучает пациента воспринимать и себя, и мир боле оптимистично путем переоценки ложных умозаключений. Этот вид терапии входит в методы лечения депрессии легкой, средней тяжести, тревожных расстройств, методы психотерапии ОКР.
  6. Бихевиоральная методика помогает пострадавшему снизить уровень тревожности относительно определенных обстоятельств и задействуется до тех пор, пока наиболее значимый провокационный стимул не перестанет вызывать страх. Применяют метод в качестве обсессивно-компульсивных расстройств – ОКР психотерапии – панических, тревожно фобических, диссоциативно-фобических расстройств.
  7. НЛП – нейролингвистическое программирование – задействует базовые каналы коммуникаций (слух, зрение), выявляя их приоритетность. Показаниями к использованию является панические и адаптационные расстройства, острая реакция на стрессовые ситуации, он входит в методы психотерапии при коррекции СДВГ – синдроме дефицита внимания игиперактивности.
  8. Метод медитативной реинкарнационной психотерапии базируется на медитации, длительность который не превышает нескольких минут. При этом негативные ощущения проецируются из настоящего за пределы этой жизни. Отрицательный потенциал в процессе проведения методики перетекает в положительный.

Еще одной специфической методикой является позитивная психотерапия, техники которой мы рассмотрим ниже. Методика предназначена для обучения пациента принимать окружающий мир во всем его многообразии, избегая противостояния с ним.

Позитивная терапия – это метод краткосрочной терапии, который был предложен Пезешкианом.

При проведении краткосрочной психотерапии практические упражнения позволяют пациенту в дальнейшем принимать позитивные по характеру решения в разнообразных ситуациях при помощи задействования резервов личности.

Рассматриваемая методика основывается на вере в способности людей, которые могут полностью обеспечить счастливую жизнь.

Любому человеку в полной мере доступны возможности, которые являются неисчерпаемыми и способны обеспечить как личностный рост, так и его индивидуальное раскрытие.

При проведении позитивной психотерапии упражнения могут включать различные приемы – техники визуализации либо проговаривания, «вопрос-ответ», составные части арт терапии и так далее.

При этом арсенал данной методики включает техники, свойственные исключительно ей, состоящие как правило из пяти уровней:

  • удаление от проблемной ситуации;
  • проработка сложившегося положения;
  • ситуативное одобрение;
  • вербализация;
  • наращивание пределов жизненных целей.

Техника «вопрос-ответ» достаточно часто используется в психотерапии

Техники, используемые при реализации данной методики, применяются для решения разнообразных проблем, позволяют отследить и понять причины проявляемых поведенческих реакций. Позитивный подход вынуждает взглянуть на проблему с совершенно иной точки зрения, зачастую она полностью противоположна изначальной.

Источник: http://psycholekar.ru/psihoterapiya/metodyi-psihoterapii.html

Прием психотерапевта

Прием психотерапевта

Прием психотерапевта традиционно для многих людей проходит в волнительном и тревожном ожидании. А вот в развитых странах давно уже стало привычным делом посещения врача психотерапевта. Зачастую это связано с тем, что в помощи на определенных жизненных этапах нуждается практически каждый индивид.

Люди в этих странах осознают необходимость посещения таких специалистов, поскольку обращение за консультацией говорит об осознанной насущной потребности изменить свою жизнь и взять ответственность за собственное здоровье.

Поэтому если человек сам решился пойти на прием к психотерапевту, то это является первым шагом на пути к его выздоровлению и главным условием успеха в лечении.

Обращение к специалисту является важным событием и всегда возникает вопрос, к какому специалисту лучше обратиться за помощью и почему.

При наличии каких-либо проявлений тягостных ощущений и переживаний, связанных с психикой, а также при снижении качества жизни из-за непонятных проявлений с психикой, связанных с нервной системой, необходимо обращаться к врачу-психотерапевту, поскольку это человек, получивший специальное образование и имеющий опыт в решении проблем данной направленности.

https://www.youtube.com/watch?v=1r-ueS4vmxc

В каких случаях необходимо отправляться на прием к психотерапевту?

Консультация специалиста необходима при различных психических расстройствах:

— депрессивные и тревожные состояния, неврозы, психозы, расстройства личности, органические психические расстройства и прочее;

— при зависимостях (табакокурение, наркотическая, алкогольная, игровая и др.);

— при нарушениях поведения, вследствие переутомлений, стрессов, отравлений, воздействий химических и физических факторов, болезней внутренних органов и других состояниях.

Как найти психотерапевта, который поможет? Выбор врача-психотерапевта дело не из простых. На данный момент интернет и пресса переполнены предложениями по оказанию психотерапевтической помощи.

Перед консультацией специалиста, необходимо ознакомиться с документами врача, который предлагает необходимую услугу. Обязательно это должен быть человек, имеющий полное высшее медицинское образование и в дипломе должно быть указано высшее медицинское учебное заведение, а в строке «специализация» – лечебное дело.

Следует убедиться, что у специалиста есть диплом врача-психиатра или удостоверение об окончании ординатуры по психиатрии, также у него должен быть отдельный диплом врача-психотерапевта.

Поэтому записаться на прием к психотерапевту необходимо к тому, кто имеет высшее медицинское образование по психиатрии, проработал в должности врача-психиатра клиники не менее 5 лет и прошел курсы повышения квалификации по психотерапии. В компетенцию психотерапевта входит все то, что касается врача психиатра, а также дополнительно этот специалист имеет право на проведение психотерапии при лечении психических расстройств.

Читайте также:  Право на личную собственность - психология

Прием у психотерапевта, что говорить

У людей часто возникают вопросы, как вести себя на приеме у психотерапевта? Как проходит прием и какие вопросы задает психотерапевт на приеме?

Не нужно переживать на приеме за то, что психотерапевт не поймет пациента. При правильном подборе врача, он поймет в любом случае, на то он и специалист.

Но это произойдет только тогда, когда установится взаимопонимание и доверие между пациентом и врачом.

Человек должен полностью довериться специалисту и точно выполнять все его указания, а также рекомендации, поскольку без этого лечение будет бесполезным.

Что делает психотерапевт на приеме? Врач-психотерапевт полностью оценивает ситуацию, выясняет особенности развития высшей нервной системы, а также причины проявления тех симптомов, на которые у пациента есть жалобы. На это примерно требуется около одного часа. От врача нельзя скрывать что-либо или искажать истину, поскольку специалист может принять неверное решение, что скажется на качестве лечения.

Первый прием у психотерапевта включает знакомство с пациентом.

На первой консультации врач большую часть времени расходует на то, чтобы оценить эмоциональное состояние пациента и сориентироваться в его жизненной ситуации (настоящее, прошлое, планы на будущее).

Происходит своеобразная «проверка на совместимость» между пациентом и врачом, формируется психоэмоциональный контакт и задачей врача-психотерапевта выступает умение правильно «подстроиться» к пациенту.

На приеме у врача-психотерапевта выясняются все аспекты течения и формирования заболевания, индивидуальные параметры развития организма, особенности адаптации и социального функционирования.

Во время первого приема психотерапевт пытается установить истинные психические реакции, а также возможные нарушения в мыслительных процессах и поведении пациента.

Заканчивая первую консультацию, специалист определяет состояние высшей нервной деятельности человека и уже по результатам направляет его домой с рекомендациями о нормализации режима дня, при необходимости направляет на подробное обследование к смежным специалистам.

Если на приеме психотерапевт обнаруживает по своей специализации какие-либо нарушения, то он принимает решение о начале терапии, при этом он подробно оповещает пациента о предполагаемом плане лечения и применении в случае необходимости медикаментозных средств, получая на это у него письменное согласие.

Примерная схема лечения у врача психотерапевта выглядит так:

  • медикаментозная терапия;
  • назначение диеты;
  • установка режима дня;
  • психотерапия.

Врач-психотерапевт может выполнять все функции самостоятельно либо вместе с клиническим психологом или обычным психологом, но при обязательном условии – наличии у последнего высшего психологического образования.
Ели врач назначил медикаментозную терапию после первой консультации, то пациенту назначается день следующего визита.

Это делается с целью прохождения более детального обследования, а также для подготовки к сеансам психотерапии. Для этого потребуется еще 2-3 посещения, которые назначаются обычно через 2-3 дня. В эти дни посещений, психотерапевт ведет активное обследование с применением лечебных технологий.

Также он контролирует действие медицинских препаратов, в случае необходимости проводит коррекцию медикаментозной терапии и готовится непосредственно к психотерапии.

Пациенту следует понимать, что если специалист принимает решение о проведении медикаментозной терапии, то он руководствуется конкретными основаниями.

А ввиду того, что лечение подбирается индивидуально, то невозможно узнать сразу реакцию организма на препараты, поэтому необходимо время, для отслеживания их действия, чтобы пациенту не навредить.

С другой стороны, если требуется медикаментозная терапия, то, это значит, что организм человека еще не готов принять психотерапевтическое лечение, и необходимо время для начала позитивного действия препаратов.

Психотерапия может помочь пациенту тогда, когда она осуществляется на фоне улучшения состояния, а это достигается медикаментозно и не всегда быстро. Параллельно психотерапевт отслеживает и корректирует четкость и правильность выполнения его рекомендаций по диете и режиму дня.

В лечении пациенту очень важно взять ответственность за свое здоровье. Человек, который желает получить гарантированный результат, должен полностью довериться врачу-психотерапевту и четко выполнять все его рекомендации.

Лечение у психотерапевта является достаточно сложным процессом, который не все пациенты выдерживают. Он включает ежедневный, ежечасный, ежеминутный, кропотливый контроль над собой. Больным зачастую тяжело изменить свои привычки и ход привычного ритма жизни. Но, если пациент желает вылечиться, то следует на период лечения забыть о некоторых желаниях и привычках.

Итак, стоит записываться на прием к психотерапевту, если:

— возникли различные проблемы (личностные, эмоциональные, социальные);

— если человек нуждается в психологической поддержке;

— если есть желание избавиться от чувства психологического дискомфорта и неуверенности;

— если необходима помощь в решении психологических проблем;

— если человек страдает от усталости, депрессии, внутренней напряженности, чувства страха.

Профилирующими направлениями деятельности психотерапевта на приеме являются:

— неврозы;

— психосоматические расстройства;

— депрессивные состояния;

— проблемы в общении;

— навязчивые состояния, фобии;

— синдром хронической усталости.

Итак, психотерапевт на приеме методом беседы, установив личный контакт с пациентом, выясняет проблему, ее причину и начинает лечение, применяя различные когнитивные, поведенческие, медикаментозные и другие методики.

При необходимости в каждом конкретном случае проводятся специальные исследования. Зачастую это:

— патопсихологическое обследование;

— лабораторные исследования крови, мочи, электрокардиография, электроэнцефалография;

— при предполагаемом возможном органическом поражении головного мозга или с целью подтверждения диагноза проводятся сложные аппаратные методы обследования — МРТ, КТ головного мозга;

— на основании полученных индивидуальных данных обследования, специалист назначает комплексную терапию;

— во время первой консультации психотерапевт устанавливает «рабочий диагноз», принимающийся за основу, который за окончательный диагноз не принимается. Как правило, окончательный диагноз пациенту устанавливается специалистом в течение 10-15 посещений, что при амбулаторном лечении осуществляется в течение одного месяца;

— прием психотерапевта на периодических консультациях заключается в отслеживании состояния больного в течение всего периода лечения и при необходимости осуществлении коррекции терапии, как психотерапевтического, так и медикаментозного характера;

— на приеме у врача-психотерапевта лечение не должно включать только однонаправленный характер. Должны применяться различные методики психотерапии, варьирующиеся в количестве (4-7), что будет достаточно для достижения терапевтического стойкого эффекта;

— психотерапевт может прибегать в работе к помощи психолога, который ему помогает получить дополнительную, нужную информацию. С этой целью психотерапевт направляет пациента на психологическое консультирование.

Всем людям важно помнить, что психотерапия помогает в лечении не только психических расстройств, но и многих различных соматических заболеваний.

Источник: http://psihomed.com/priem-psihoterapevta/

Основные разновидности и методы психотерапии

Основные разновидности и методы психотерапии

Психотерапия

15.02.2018

719

482

8 мин.

Психотерапия — это система лечебных воздействий на психическую сферу и весь организм пациента, его поведенческие реакции. В узко медицинском смысле психотерапия является одним из методов лечения наряду с физиотерапией, рефлексотерапией, лечебной физкультурой.

В более широком смысле это понятие включает в себя коррекцию поведенческих реакций пациента, организацию его труда и быта, имеющие целью профилактику воздействия на человека психотравмирующих факторов.

В этом случае психотерапия неразрывно связана с понятиями психогигиены и психопрофилактики.

Специфика такой терапии заключается в том, что результат достигается при помощи информационных и эмоциональных факторов воздействия на личность человека.

Как и любая терапевтическая методика, психотерапия имеет разновидности и модификации, каждая из которых применяется в строго определенных случаях, преследует конкретную цель.

Синонимом названия этого метода является психотерапевтическая интервенция.

В различных контекстах термин “психотерапевтическое вмешательство”, имеющее характер техник, обозначает либо общую стратегию поведения и тактики психотерапевта либо отдельный психотерапевтический прием, используемый при работе с пациентом, например:

  • Мы рекомендуем!Высохшая Степаненко выложила рацион для пенсионеров: чтобы сжигать по 7 кг в неделю, пейте густой…
  • конфронтация;
  • разъяснение;
  • уточнение;
  • стимуляция;
  • интерпретация;
  • научение;
  • тренинг;
  • советы.

Группа приемов, называемых психотерапевтической интервенцией, гетерогенна и состоит из трех основных направлений: психоаналитическое, поведенческое и опытное (гуманистическое). Каждое имеет собственную концепцию болезни и здоровья, определенные терапевтические цели, а также плоскость и объем вмешательства и соответствующие средства и приемы.

Данный метод касается сфер профилактики, лечения, реабилитации и развития.

Клинико-психологическое вмешательство состоит из комплекса средств, среди которых психотерапевт выбирает наиболее действенные. Они могут быть вербальными и невербальными. В большей степени эти средства ориентированы в сторону когнитивных аспектов либо на эмоциональную сферу.

Наиболее типичными психологическими средствами в рамках этого метода являются: тренинг (упражнения), беседа или межличностные отношения, влияющие на пациента. Задачи клинико-психологической интервенции: профилактика, лечение, реабилитация и развитие, например:

  • искоренение страха публичных выступлений;
  • тренировка памяти и внимания;
  • тренировка определенных коммуникативных навыков; и т. д.

Традиционно используется несколько подходов к психологическому консультированию:

  • Проблемно-ориентированное направление, задача которого — фокусироваться на анализе внешних причин проблемы и пути их разрешения.
  • Личностно-ориентированное консультирование — анализ индивидуальных личностных причин возникновения конфликтов и других проблемных ситуаций, а также поиск пути профилактики их появления в будущем.
  • Консультирование, направленное на установление наличия ресурсов для решения проблемы.

Позитивное влияние психотерапии обусловлено не только наличием у специалиста академических знаний. Достижение положительного эффекта возможно при определенных условиях.

В таблице представлены предпосылки успешного применения психотерапевтических техник:

Предпосылки эффективности приемов психотерапииПримечание
Позитивное ожидание обеих сторон — психотерапевта и пациентаУстановлено, что эффективность лечения находится в зависимости от ожидания пациентом положительного результата
Установление прочного и надежного терапевтического альянсаПродуктивная работа с психотерапевтом основывается на взаимном доверии, уважении, а также искреннем интересе специалиста к человеку, обратившемуся за помощью, и понимании проблемы пациента
Хоторнский эффектВыявлена закономерность: особо активное внимание психотерапевта к пациенту и его проблемам влечет за собой улучшение состояния обратившегося за помощью человека
Возможность раскрепощения эмоций и уменьшения эмоционального напряжения в ходе сеанса психотерапииПациент приобретает возможность подробно обсудить свою проблему с человеком, от которого он ожидает помощи
Когнитивное научениеИнтерпретации и объяснения психотерапевта дают пациенту основу для понимания причин возникновения его проблем. Это условие способствует и нахождению путей разрешения проблемы
Суггестия (скрытая и явная)Внушение — это фактор, присутствующий в любой из разновидностей психотерапии
ИдентификацияОсновы идентификации — в бессознательном желании воспринимать психотерапевта как объект для подражания. Поэтому пациент постепенно перенимает некоторые ценности специалиста и его поведенческие реакции
Оперантное обусловливаниеЭто разновидность развития условно-рефлекторных связей при помощи демонстрации психотерапевтом своего одобрения или неодобрения, поощрения или осуждения различных форм поведения и эмоциональных реакций пациента. Демонстрация бывает как явная, так и скрытая
Корректирующий эмоциональный опытСпециалист смотрит на проблемы пациента реалистичнее и объективнее, а зачастую и более эмпатично, нежели окружение пациента
Приобретение новых поведенческих реакций (более адаптивных) и закрепление их для применения в реальной жизниДля отработки способов реагирования используются своеобразные тренировки, репетиции и домашние задания
Десенсибилизация (снижение чувствительности) по отношению к травмирующим обстоятельствамДесенсибилизирующий эффект достигается путем многократного обращения к пережитым событиям, которые травмировали пациента. В результате острота негативных эмоций, связанных с отрицательным опытом, постепенно угасает

Применение психотерапевтических установок помогает при комплексном лечении следующих патологических состояний:

  • склонности к паническим атакам;
  • алкоголизма;
  • ожирения;
  • некоторых разновидностей депрессии.

Необходимость и адекватность психотерапевтического воздействия определяется степенью связи нарушения и ситуации с личностью пациента.

Современная психотерапевтическая практика использует ряд методов и подходов психокоррекции, начиная с классических:

  • рациональная терапия;
  • поведенческая терапия;
  • классический транзактный анализ.

Примерами наиболее современных, новаторских методик служат:

  • семейная психотерапия;
  • интегративный транзактный анализ.

Классификация психотерапевтических техник:

  • интегративный транзактный анализ;
  • приемы классического гипноза;
  • клиент-центрированная терапия по К. Роджерсу;
  • рациональная психотерапия;
  • психотерапия, имеющая когнитивно-поведенческое направление;
  • использование сократической техники диалога;
  • гештальт-терапия;
  • дыхательные техники медитативного направления.

Все многообразие психотерапевтических техник успешно применяется в рамках различных подходов в психотерапии. Так, личностный подход подразумевает восприятие обратившегося за помощью человека как единой целостной личности с учетом всех ее особенностей и имеет три основных направления:

  • изучение личности клиента, ее специфики, развития и возникновения нарушений с целью оптимизации психотерапевтических воздействий;
  • учет особенностей личности при использовании любых психотерапевтических техник;
  • ориентирование психотерапевтического воздействия на изменение личности.
Читайте также:  Практичность - психология

Индивидуальный подход похож на личностный, но может иметь более ограниченные рамки, например, когда необходимо учесть только отдельные личностные или соматические особенности пациента.

Бихевиоральный (поведенческий) подход заключается в коррекции нежелательных поведенческих стереотипов.

Специалист детально анализирует поведенческие реакции пациента, затем анализируются факторы, запускающие нежелательный симптом.

После этого совместно с пациентом составляется пошаговый план действий по изменению или ликвидации данных факторов и закреплению измененного образа поведения. Подход явно директивен.

Когнитивный — опирается на представление, что механизмы возникновения проблем и образования симптомов обусловлены мыслительной деятельностью пациента, внутренней организацией психических процессов. Задача психотерапевта — изменение ответа на внешние обстоятельства путем перепрограммирования мышления.

В зависимости от принципа классификации выделяют следующие виды психотерапии:

Принцип классификацииВиды психотерапии
По отношению к пихотерапевтическому воздействию
  • аутопсихотерапия;
  • гетеропсихотерапия
По разновидности психотерапевтического воздействия
  • директивная;
  • недирективная
По численности пациентов на психотерапевтическом сеансе
  • индивидуальна;
  • психотерапия
По применяемой технике
  • суггестивная;
  • рациональная;
  • реконструктивно-личностная;
  • аналитическая;
  • бихевиоральная;
  • когнитивная;
  • экзистенциальная

Зигмунд Фрейд является разработчиком принципов психотерапевтического вмешательства. Ему же принадлежит разработка метода свободных ассоциаций и определение основных механизмов многих эмоциональных расстройств, в том числе психоневрозов. В русле психоанализа Фрейда существует 4 основополагающих принципа подхода:

  1. 1. Динамический — объясняющий все психические процессы с точки зрения взаимодействия и столкновения психологических сил. Эти процессы могут усиливать и подавлять, противодействовать друг другу или создавать компромиссное образование. В то же время они имеют определенную направленность. Наиболее мощно на психическую динамику влияют инстинктивные влечения.
  2. 2. Экономический принцип. Его основой стал количественный аспект ньютоновской механики. Фрейд часто подчеркивал значимость сохранения энергии в психологических процессах и приписывал выражениям инстинктивных влечений заряды определенного количества энергии.
  3. 3. Топографический (структурный) принцип. В работах Фрейда эго и суперэго приобретают ньютоновские параметры реальных объектов: протяженность, вес, движение и местоположение. Они могут воздействовать друг на друга, взаимодействовать или противодействовать.
  4. 4. Генетический. Психогенетический подход в психоанализе опирается на опыт и поведенческие реакции личности с точки зрения ее индивидуального развития и опыта.

З. Фрейду принадлежит еще одно определение в психотерапии: «ситуация ребенка». Больной приравниается к ребенку, от «выходок» которого страдают окружающие. В такой позиции отсутствует все, что кажется нормальным взрослому:

  • осознание патологии;
  • добовольное решение к терапии;
  • воля к выздоровлению.

Подобно психоанализу Фрейда, данная методика психокоррекции ограничивается биографическим уровнем.

Отличие состоит в следующем: если Фрейда интересовали история происхождения неврозов и причинно-следственные связи, вызвавшие болезнь, то Адлер интересовался в большей степени результатом, к которому приведет патологический процесс, и целями, которые движут больным. По его мнению, основным принципом формирования невроза является стремление “стать совершенным человеком”.

Индивидуальная психология большое внимание уделяет морфологическим и(или) функциональным нарушениям различных органов. Именно они являются препятствиями в стремлении к превосходству. И они же становятся стимулами к преодолению трудностей. При благоприятном исходе наблюдается преодоление дефекта и восстановление функции; в менее удачных случаях — формирование невроза.

Аналитическая психология Юнга утверждает, что бессознательные сферы человека всегда находятся в равновесии и сами поддерживают себя в этом состоянии. Психологические нарушения и расстройства, согласно теории, — следствие нарушения равновесия. Распознав свои комплексы (с помощью терапевта) и установив контроль над ними, пациент сможет в результате терапии избавиться от своих проблем.

Одной из важнейших черт человеческой личности, согласно определению позитивной теории Пезешкиана, являются способности, как врожденные (базовые), так и сформированные в процессе развития.

От специалиста-психотерапевта требуется стимулирование резервов психики пациента и его способностей, а не устранение расстройств и отклонений. Позитивная психотерапия базируется на содержательной оценке конфликта и поэтапном лечении, в основе которого лежит самопомощь пациента.

Источник: https://neurofob.com/therapeutic-measures/psychotherapy/metody-psixoterapii.html

Эффективность психотерапевтических методов и приёмов психологического консультирования в работе с младшими школьниками и подростками

Эффективность психотерапевтических методов и приёмов  психологического консультирования в работе с младшими школьниками и подростками.  

                                                   Д. Байбикова, педагог-психолог МОУ СОШ №2

                                                Детство – это время расти, познавать мир,

играть и чувствовать себя в полной безопасности.

В настоящее время современная Россия переживает серьезные потрясение во всех сферах жизнедеятельности человека. Реформы и инновации накладывают особый отпечаток на сознание подрастающего поколения, возрастает количество детей с высоким уровнем агрессии, тревожности.

Утрата значимости института семьи, семейных ценностей и традиций, дегуманизация педагогического процесса, отсутствие благоприятного эмоционально — психологического климата в семье и доверительных детско-родительских отношений, свидетельствуют о возникшей потребности в активном внедрении психотерапевтических методов в практику психологического консультирования при работе с семьей и детьми.

Рассмотрим основные подходы к определению психотерапия.

Термин психотерапия в последнее время используется не только в медицинском значении – как лечение психических нарушений, осуществляемое врачами –психиатрами, но и в более широком смысле – как оптимизация психологического состояния в повседневной жизни, столь богатой тревогами, стрессами, депрессиями и другими пограничными состояниями, ухудшающими качество жизни, снижающими эффективность деятельности и создающими угрозу развития выраженных нарушений психического здоровья.

Термином  психотерапия обозначается широкий диапазон воздействий, которые осуществляются специалистами — сторонниками различных теоретических подходов и которые направлены на ослабление состояния дистресса у клиента, обратившегося или направленного за помощью в связи с эмоциональными или поведенческими проблемами с целью улучшения его состояния.

Психотерапевтические воздействия являются воздействиями психическими, в первую очередь словом (а также мимикой, жестом, поведением и действием) и влиянием окружающей обстановки (лечение средой).

В настоящее время терапевтическое воздействие в работе с клиентами – детьми решает ряд основных задач: уменьшение выраженности явных проблем, обеспечение нормального развития ребёнка, развитие самостоятельности и уверенности в своих силах, генерализация терапевтических изменений и их сохранение.

Несмотря на многообразие подходов к определению понятия психотерапия, можно сказать, что данное понятие, как вид психологической практики – это деятельность по избавлению от различных психологических и соматических проблем с помощью психотерапевтических методов.

Одним из наиболее эффективных методов в психотерапевтической деятельности педагога – психолога является психологическое консультирование, которое направлено на оказание непосредственной психологической помощи людям, нуждающимся в ней в виде рекомендаций.

Консультативная работа психолога начальной школы проводится по следующим направлениям:

1.

Консультирование и просвещение педагогов.

2. Консультирование и просвещение родителей.

3. Консультирование школьников.

В свою очередь, консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка, а также в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе.

Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

Особенностью консультативной работы психолога в начальной школе является то, что непосредственным «получателем» психологической помощи (клиентом) является не ее окончательный адресат — ребенок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Таким образом, психолог оказывает подчас лишь косвенное воздействие на ребенка. Он только дает рекомендации; реализовывать их — задача клиента.

Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьных проблемах ребенка. Также целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.

Запросы родителей младших школьников к психологу по своему содержанию отнюдь не сводятся к проблемам школьной неуспеваемости. Практика работы психологов-консультантов позволяет типизировать случаи обращения родителей за психологической помощью.

Случаи, группирующиеся вокруг проблемы плохой успеваемости: плохая успеваемость по всем или некоторым предметам; плохая память; невнимательность; неорганизованность; отсутствие желания учиться; побеги из школы; эмоциональные срывы по поводу учебных успехов или неуспехов и др.

Итак, психологическое консультирование направлено на коррекцию поведенческих отклонений, решение трудных жизненных ситуаций, связанных с обеспечением полноценного развития и функционирования индивида. Иногда в консультировании применяются специфические методы психологического тестирования.

Особое значение в применении психотерапевтических приемов и методов играет личность педагога – психолога (эмпатийность, умение создать доверительные, откровенные отношения, как с родителями, так и с педагогами).

Владение приемами и методами педагогической психотерапии должно входить в задачи и сферу компетенции всех педагогов и психологов, работающих в образовательных учреждениях.

Педагогическая психотерапия – это следующая после педагогической психогигиены ступень заботы о психологическом здоровье школьников, где акцент делается уже не на защиту от патогенных воздействий, а на коррекцию эмоционально – психологического состояния, помощь в самокоррекции, формировании и укреплении нервно – психологического здоровья.

В  школе при работе с детьми, имеющими проблемы в коммуникативной, эмоциональной, поведенческой, социальной сфере, (но нужно уточнить, что до 90% случаев обращений происходят от родителей, педагогов по поводу эмоциональных и поведенческих нарушений)  используются и являются  наиболее эффективными следующие  психотерапевтические методы:

1.

 Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально – личностной сферы).

Психогимнастика примыкает к психолого – педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

Для снятия психоэмоционального напряжения, внушения желательного настроения, поведения и черт характера, при работе с детьми младшего школьного и подросткового возраста наиболее часто используется саморегуляция, релаксация, психомышечные тренировки, которые помогают управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность, снимать напряженность. 

Умение расслабиться – важный навык для современной жизни. Так как стресс сопровождается длительным, застойным мышечным напряжением, отсюда и разнообразные боли, хроническая усталость.

С детьми при угрозе или возникновении напряженной ситуации используются следующие простые приемы:

  • Сильно сжать руки в кулаки на несколько секунд и медленно отпустить. Повторить 2-3 раза с небольшими паузами. Обратить внимание на то, какое приятное тепло ощущается в кистях, как они потяжелели, расслабились, как это приятное расслабление медленно охватывает всю руку.
  • Мысленно отключиться от взволновавшей ситуации, минуту – другую заставить себя во всех подробностях какой-то образ, картину природы важно постараться воспроизвести именно детали образа.
  • Медленно, с удовольствием потянуться (если позволяет ситуация), размять мышцы тела, сделать несколько физических упражнений, самомассаж. Особенно полезно промассировать пальцы рук, шейно- затылочную зону.
  • Любая физическая нагрузка (в разумных пределах) – лучший способ избавиться от стресса, сжечь его. (другие возможности ликвидировать стресс – заесть его, засмеять, проспать и эмоционально отреагировать.)

Источник: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/02/03/effektivnost-psikhoterapevticheskikh-metodov-i

Приемы психотерапии

Кромемедикаментозных способов регулирования эмоционального стресса, широкое распространение получили различные приемы саморегуляции, т. е. приемы психотерапии. В основу психотерапии лиц, испытывающих чрезмерное нервно-психическое напряжение, положены принципы патогенетического подхода, установленные В.Н. Мясищевым .

Сущность этого подхода состоит в том, что функциональные нарушения нервно-психической деятельности теснейшим образом связаны не только с объективными характеристиками психогении, психотравмирующей ситуации, но и, в первую очередь, с особенностями системы отношений личности индивида, оказавшегося в экстремальной ситуации и действующего в ней. Тип нервно-психических нарушений, их глубина и клинические проявления зависят не только от специфики ситуации, но и от того, каким образом к ней относится субъект, как он ее оценивает, какое значение ей придает и какую позицию в данной ситуации занимает.

Основными приемами саморегуляции являются внушение и самовнушение.

Среди первых следует указать внушение наяву (если человеку внушают что-либо, когда он бодрствует) и внушение в состоянии естественного и гипнотического сна (когда перед сеансом внушения врач погружает человека в своеобразный сон).

В любом случае под внушением понимается такое воздействие на психику, при котором слова начинают восприниматься «на веру», почти беспрекословно, бездумно, как бы в обход логики.

К методам самовнушения относятся самовнушение по Куэ (ежедневное сознательное*, утром, днем и вечером повторение по двадцати и более раз определенных фраз, например: «Страх мой совершенно нелепый, он полностью исчезнет»; «Мой организм способен вырабатывать вещества, которые помогут мне сохранить спокойствие и преодолеть любые трудности» и т. п.) и аутогенная тренировка в ее многочисленных вариантах.* Е. Куэ в свое время утверэвдал, что самовнушение — подсознательный, а не сознательный процесс, но принципиально на его методике это не отразилось.

Читайте также:  Работа с отношением к проблеме - психология

Система аутогенной тренировки (AT) предложена и разработана И.Г. Шульцем. Она направлена на выработку у человека навыков произвольной регуляции тонуса мышц и работы физиологических систем, обычно не подлежащих контролю сознания.

В состоянии полной релаксации субъект получает возможность нормализовать режим их функционирования, снимать неприятную эмоциональную окраску ощущений, произвольно влиять на формирование положительного отношения к окружающему.

В основе аутогенной тренировки лежит установление связей между словесными выражениями или образными представлениями и регуляцией состояния различных органов. Это достигается тем, что пациент систематически приучает погружать себя в особое состояние, напоминающее легкую дремоту. И.Г.

Шульц рекомендовал шесть циклов упражнений, которые в сочетании с определенными формулами самовнушения считаются классическими. Эти шесть упражнений составляют низшую ступень тренировки. Она предназначена главным образом для снятия нервного напряжения, успокоения, нормализации функций организма. Для овладения ею требуется в среднем три месяца ежедневных занятий по 20-30 минут.

Источник: http://o-psihologii.info/klinika/397-priemy-psixoterapii.html

Методы психологического консультирования: возможности и результаты применения

Методы психологического консультирования: возможности и результаты применения

Многие люди, даже уже осознав, что им необходима психотерапия, не спешат идти на прием к психологу или психотерапевту.  Потому что страшно! Потому что непонятно, а что там со мной будут делать? Это вполне объяснимое волнение, ведь все новое всегда вызывает тревогу, особенно когда дело касается вмешательства во внутренний мир, в психику.

А ну-ка попробуй — доверь незнакомому человеку самое сокровенное… не так это просто. И может быть Вам знаком по рассказам знакомых, по фильмам и статьям примерный сценарий консультации, но что именно будет делать психотерапевт вам неизвестно. Вы ждете помощи, идете на психотерапию за поддержкой.

А уж что у вас будут спрашивать, какие предлагать варианты проработки ваших проблем — это вам пока неведомо.

Для того, чтобы снять страх ожидания перед консультацией психолога или врача — психотерапевта, и написана эта статья! Она о том, что делает специалист в ходе консультации, а главное — с помощью чего он это делает!

 Метод — как инструмент в руках психолога

Процесс психотерапевтической работы направлен на решение 2х основных задач: залечить травмы, если таковые у Вас имеются, и научить Вас вырабатывать в себе новые черты характера, которые помогут Вам в дальнейшем уверенно идти по жизни, выстраивая гармоничные отношения с окружающими вас людьми, а главное — чувствовать себя то, что называется, в гармонии с самим собой!

Основной инструментарий психотерапии собран из методов психотерапии — то есть способов лечебного воздействия на психику, а через психику на организм человека в целом.

Существует около 300 психотерапевтических методов. Всех их знать невозможно — слишком большой объем информации — а по большом счету и не нужно! И врач психотерапевт и психолог работают с методами, но у каждого свой, так сказать, уровень мастерства владением этими инструментами.

Врач-психотерапевт знает много методов психотерапии, понимает их принципиальное отличие друг от друга, понимает, с помощью каких методов надо решать ту или иную задачу, а какие из методов, напротив, категорически нельзя применять в той или иной ситуации. Этот специалист обучен смотреть на психику системно.

Он в силу своей профессиональной подготовленности умеет распознать симптомы, сделать вывод о том, как и чем лечить пациента и либо приниматься за его исцеление самостоятельно (в случае выявления синдромов относящихся к 1- 3 уровням пирамиды психопатологических симптомов и синдромов), либо направить его, исходя из полученных сведений, к психиатру или психологу. Причем психолога врач-психотерапевт может и должен порекомендовать исходя из того, какими методами психотерапии владеет психолог лучше всего. Хороший психолог владеет обычно1-2 методами психотерапии и владеет ими мастерски, на уровне высшего профессионализма.

Правильный подход к выбору метода

Стоит отметить, что в рамках каждого метода может быть несколько сотен или даже тысяч техник (психологических упражнений).

И квалификация специалиста зависит от того, сколько техник он знает, а также понимает ли он в какой последовательности их нужно применять, а главное — зачем.

Ведь у каждой техники есть заданный эффект, вот почему упражнения даются в определенной последовательности с определенной целью.

Каждый метод служит для достижения строго определенных психотерапевтических целей

Каждый метод хорош для решения определенных ситуаций. Ровно как и наоборот — есть методы, которыми определенные задачи решить невозможно. Это зависит и от типа личности, с которым работает психолог или психотерапевт, и от характера проблем, которые следует исправить.

Например при психотравмах, связанных с физическим или сексуальным насилием нельзя применять трансовые техники, например эриксоновкий гипноз — потому что использование этих методов может привести к повторному переживанию всей той боли, тех страданий, которые травмировали человека в прошлом.

Это было бы по-сути, повторным травмированием. Поэтому в таких ситуациях лучше идет комбинация арт-терапии, телесно-ориентированной терапии и элементов экзистенциальной терапии — поиска нового смысла жизни после утраты.

(Например женщина, потерявшая всю семью во время наводнения, нашла новый смысл жизни в благотворительности, и основала мини-фонд помощи жертвам, пострадавшим от природных стихий).

А вот при конверсионных, или как их классифицировали раньше— истерических нарушениях, нарциссизме и проблемах, связанных с влечениями, хорошие результаты дает психоанализ, но плохо помогают такие методы как эмоциональное реагирование типа гештальт- терапии.

Зато для алекситимиков (людей, которые имеют затруднения в осознании и выказывании своих чувств, и рискуют в связи с этим заработать психосоматические болезни) гештальт, как метод психотерапии, подходит идеально.

А вот техники работы с воображением у них не получаются.

 Как оценить эффективность психотерапии

Вообще, оценить, правильно ли идет работа, и верную ли методику выбрал специалист, можно довольно просто. Попробуйте ответить на следующий ряд вопросов:

  • стали ли Вы более способным на эмоциональную близость по отношению к людям, которых Вы любите ?
  • стали ли Вы более открытым и искренним человеком  в ходе совместной со специалистом работы?
  • проще ли Вам находить ответы на вопросы психолога — стали ли вы более осознанным человеком, чем ранее?
  • легче ли стало Вам выполнять предложенные в ходе терапии упражнения?
  • сократилось ли время, которое вы тратите на обдумывание ответов или выполнение упражнений, то есть стали ли вы более спонтанны в процессе психотерапии?

Если ваш ответ на эти вопросы положительный, то работа идет грамотно и выбранные для коррекции методы Вам подходят!

Двигаемся снизу вверх! Из глубины на поверхность!

Для успешной психотерапии очень важно соблюдать принцип проработки проблем по уровням и двигаться снизу вверх, то есть от более глубоких неспецифических проблем к более поверхностным.

То есть, если вы пришли к психотерапевту с просьбой помочь вам наладить отношения с противоположным полом, и психотерапевт, анализируя ваш случай, обнаружил проблемы, уходящие корнями в детство, например, созависимость , то Вам совершенно правильно будет предложена проработка этих незавершенных как следует в прошлом, глубинных детских процессов, а только когда эти проблемы будут решены, ваш психотерапевт плавно поведет вас наверх, в настоящее, где даст вам набор техник для создания навыков общения с противоположным полом.

Яркий пример правильной последовательности решения проблем можно увидеть в описании курсов и программ краткосрочной психотерапии, которые мы предлагаем вам, дорогие читательницы. Все они построены по принципу от фундамента к крыше, то есть снизу вверх.

Эти программы как шаги к цели. Как кирпичики, из которых строится целое

В наших программах использованы разные методы. Иногда целиком вся программа построена на одном методе, иногда на их комбинации.

Например, «Управление тревогой» — содержит техники из когнитивно-бихевиральной или поведенческой терапии (Этот метод основан на починке автоматических способов мышления, приводящих к чувствам тревоги, униженности, стыда и вины) и технику нервно-мышечной релаксации по Джекобсону (упражнение на попеременное напряжение — расслабление мышц тела). А вот курс «Уверенность в себе» — содержит комбинацию нескольких методов (несколько упражнений идут из транзактного анализа, а несколько из когнитивно-поведенческой психотерапии.

«Системное планирование жизни» содержит элементы психосинтеза — метода, направленного на продумывание глубинного смысла жизни и элементов построения своего желаемого образа жизни. И так далее.

Феномен сопротивления и защитных реакций

Представьте, что вы всю жизнь ходили через лес по одной и той же тропинке. Вы уже точно знаете, где споткнетесь о кочку, помните, где надо перепрыгнуть через ручеек, знаете, откуда выскочит волк, а где ждет любимая полянка. Но вот однажды вы признаетесь себе, что надоело! Надоело спотыкаться, пугаться волка, прыгать через ручеек.

Вы начинаете задумываться о том, а стоит ли эта самая полянка всех сопутствующих мучений? А может быть в этом же лесу есть другая, новая тропинка? Спокойная, ровная и безопасная. Вы понимаете, что пора искать новый путь! И вот вы решили пойти сегодня новой дорожкой! Во что бы то ни стало! Вы привычно подходите к линии деревьев….

и вдруг понимаете, что эту самую новую тропинку надо еще правильно выбрать, найти, исследовать. Вы осознаете, что она вдруг может оказаться еще страшнее чем та, привычная! Признайтесь, что вы сделаете в итоге? Пойдете напролом, рискуя нарваться на новую порцию неприятных сюрпризов? Или вздохнете, и ступите на привычную уже старую тропку.

Ту, где волк, кочки и ручей?

И в жизни, и в процессе психотерапии мы ведем себя точно так же. Мы вроде хотим решить проблему, на уровне сознательного хотим выбрать новый для себя путь, но все новое всегда страшнее привычного, и на уровне подсознания мы невольно делаем все, чтобы перемен не было, потому что последствия перемен могут таить опасность.

И зачастую получается так, что человек активно работает, идет к решению своей основной проблемы, коррекция которой могла бы привести к переходу на новый уровень личностного развития, но когда подходит к ней вплотную, то включается подсознательное сопротивление, и человек пугается и убегает по привычному пути.

Психотерапевт — специалист по работе с защитными реакциями и реакциями сопротивления

Иногда каждый психотерапевт борется с искушением написать на двери своего кабинета «специалист по работе с сопротивлением и защитными реакциями», потому что самое сложное в его работе — провести пациента через этот барьер сопротивления.

Ну посудите сами, ведь если бы этого феномена не было, человек мог бы просто почитать книгу по психологии и применить к себе полученные знания. Но этого не происходит, потому что есть сопротивление. И только чуткий, грамотный специалист, умеющий правильно работать с сопротивлением переменам и защитными реакциями, сможет помочь Вам успешно прийти к своей цели.

В том самом лесу нам было бы гораздо проще ориентироваться, проведи нас за руку лесник!

 В качестве эпилога:

Методы и комбинации методов, с которыми работает психотерапия — это, пожалуй, основное Ваше подспорье на пути к формированию целеустремленной, волевой сильной личности.

Вашей личности, которая может действовать и добиваться поставленных целей. Потому что обычно человек мечтает, но не действует. Потому что иногда стоит только начать, как бы страшно и тяжело не далось это решение.

Зато потом вы получите потрясающий результат!

Психотерапия словно фитнесс для разума.

Даже если сейчас Вы собой во многом недовольны, то обратившись за помощью к психотерапии, проделав ряд упражнений, проработав посредством психотерапевтических методов и их комбинаций каждый уголок своего внутреннего «я», вы станете гармоничной, красивой Личностью — искренним, способным на глубокие чувства, создающим эмоционально близкие отношения, уверенным в себе человеком, способным к активным действиям по построению гармоничного образа жизни

Источник: http://thesolution.ru/psihoterapevticheskiy-instrumentariy-metodyi-psihoterapii-vozmozhnosti-i-rezultatyi-primeneniya/

Ссылка на основную публикацию