Эффект пигмалиона — психология

Эффект Пигмалиона в психологии

Эффект Пигмалиона - психология

Эффект Пигмалиона (по-другому эффект Розенталя) — это особый феномен в психологической науке, который состоит в том, что ожидания человека касательно другого объекта или ситуации во многом определяют специфику его собственных действий и поступков, интерпретацию поведения окружающих, что позволяет этим ожиданиям реализовываться.

Скульптура: Пигмалион и Галатея

Данный феномен по праву считается одним из наиболее угрожающих факторов для внутренней валидности экспериментального исследования. Его особенностью является то, что он способен проявляться как непосредственно во время проведения эксперимента, так и при качественной обработке полученных данных или во время интерпретации результатов.

История

Эффект Пигмалиона был открыт в ходе экспериментальных исследований известным американским ученым и психологом Робертом Розенталем (ему он и обязан вторым названием), первое же наименование эффект получил благодаря параллели с персонажем древнегреческой мифологии — Пигмалионом (который благодаря своей искренней вере и любви смог оживить статую).

В эксперименте Р. Розенталя участникам было необходимо провести определенную работу с различными группами лабораторных крыс: следить за грызунами в специально сооруженном лабиринте. В одной экспериментальной серии участникам говорили, что перед ними находится «смышленая» крыса, а в другой серии — «глупая».

Исследователями было отмечено, что участники, работая с так называемыми «умными» крысами, были более терпеливыми, мягкими, гладили грызунов и всячески положительно подкрепляли их правильные действия. Тем самым участники улучшали экспериментальные условия для одной из групп крыс и влияли на их поведение.

Роберт Розенталь

Затем похожий по смыслу эксперимент был проведен Розенталем снова. Следующее исследование осуществлялось в школе, где в роли «экспериментаторов»-испытуемых были учителя.

Помощники Розенталя проинформировали учителей о том, что определенные дети из класса являются более одаренными (хотя на самом деле они ничем не выделялись среди сверстников), и уже через некоторое время «одаренные» ученики благодаря особому отношению учителей стали неожиданно проявлять большие успехи в учебе.

Розенталь выделил некоторые ключевые особенности данного эффекта:

  1. Ожидания ученого способны качественно менять характер полученных им данных. Экспериментатор, имея определенные ожидания, может неосознанно помогать испытуемым «оправдать» его надежды. Настрой экспериментатора может проявлять различным образом: с помощью интонации, мимики, жестов, неосторожных слов. Данный эффект имеет большую выраженность у тех ученых, которые стремятся к поддержке окружающих и к установлению доверительных, дружеских отношений с испытуемыми.
  2. Вероятность данного эффекта усиливается в разы, если экспериментатор и испытуемый были знакомы ранее.
  3. Экспериментаторы женского пола больше склонны к такому поведению, нежели ученые мужского пола.

В связи с особенностями эффекта Пигмалиона экспериментаторы могут совершать следующие ошибки:

  • корректировка числовых результатов: занижение чересчур высоких баллов и, наоборот, повышение излишне низких отметок;
  • избегание полярных стремление к усреднение полученных данных;
  • качественных акцент на том или ином компоненте эксперимента, неосознанное выделение его как наиболее значимого.

Практическое применение

Несмотря на такое научное происхождение эффект Пигмалиона широко распространен и в обычной жизни.

Например, замечено, что определенные ожидания руководителей крупных организаций способны непосредственно влиять на результаты работы их подчиненных: зачастую чем выше начальники оценивают способности подчиненных, тем более высокие результаты работы они показывают. Та же зависимость действует и в случае негативного отношения к персоналу.

Источник: http://YaPsiholog.ru/chto-takoe-effekt-pigmaliona-v-psihologii/

Эффект Пигмалиона: материализация мыслей и чувств

Эффект Пигмалиона: материализация мыслей и чувств

Денис Крюков

2016-09-20

Рубрика: Саморазвитие и личностный рост

Здравствуйте, уважаемые читатели! 

Ничто не вызывает такой интерес, как материализация мыслей.

Вы никогда не задумывались над этим? Не лукавьте! Каждый размышлял над проблемой: «как изменить жизнь силой мысли».

У людей разное мнение на этот счет.

Кто-то считает, что материализация мыслей – это полная ерунда, выдумки тех, у кого слишком сильно разыгралось воображение.

А кто-то до фанатизма верит в это и даже использует для материализации задуманного разные магические обряды и действия.

А пока давайте разберемся: действительно ли мысли материализуются.

Что на этот счет думают психологи? Они почти все в один голос говорят: «Да, материализуется!». Правда, потом расходятся в объяснении психологических механизмов этого явления.

Тем не менее, даже для человека, далекого от научной психологии, вполне очевидно, что определенная часть нашей жизни – это результат самореализации наших собственных пророчеств, предсказаний, ожиданий, мыслей и чувств. Объясню, как происходит …

Материализация мыслей

на типичном примере

«После их свадьбы прошло 1,5 года, и С. стала подозревать мужа в неверности. Сначала это были всего лишь мимолетные мысли, но постепенно они становились все сильнее и сильнее. При этом С.

сознавала, что все эти мысли не имеют ничего общего с реальностью – муж верен ей и не позволяет себе даже флиртовать с другими женщинами. Просто такой уж у нее характер.

Но время шло, и необоснованный страх не отпускал.

Решив, что дыма без огня не бывает, она стала внимательно наблюдать за супругом. Что-то часто он задерживается на работе? Почему во время телефонного разговора уходит на балкон или в другую комнату?

Тут она стала чувствовать, что ее опасения не напрасны. Что-то есть! Начинается пристальное изучение телефона мужа, звонки на работу, его друзьям и приятелям с целью установления того, где и с кем он проводит время.

Учащаются жесткие расспросы на предмет частых задержек на работе. Аргументы мужа, что он упорно работает на благо семьи, пропускаются мимо ушей и расцениваются как банальные отговорки.

И хотя никаких доказательств не находится (а их и быть не может, ибо нет и факта измены), подозрительность С. нарастает.

Отношения между супругами постепенно охладевают, а потом начинают стремительно портиться. Муж вдруг перестает быть внимательным, из отношений уходят романтика и нежность.

Участившиеся скандалы не только не исправляют ситуации, но ухудшают ее и усиливают убежденность С. в неверности супруга».

Вы, наверное, уже догадались, чем закончилась эта история.  Вскоре знакомые С. передали ей, что видели ее мужа с другой. И действительно, через неделю она застала его с любовницей.

Эта история одной из моих клиенток (публикуется с ее согласия). Это вполне типичная история, в ней нет ничего нового.

Спустя время, когда эмоциональная буря улеглась, и С. смогла более критично оценить ситуацию, когда, наконец, наладились отношения с мужем, она осознала, что его неверность – это результат ее собственных пророчеств. Не пойди она на поводу своей подозрительности и навязчивых убеждений, муж даже не помыслил бы посмотреть на другую. Ложная мысль создает истинную ситуацию.           

В психологии это называется

Эффект Пигмалиона

или самоисполняющееся пророчество.  Суть его проста: у человека есть ложное, то есть несоответствующее реальному положению дел убеждение (например, я отношусь к своему ученику с пренебрежением, полагая, что из него не выйдет ничего путного).

Это убеждение настолько устойчивое и сильное, что вызывает соответствующее ему поведение и действия (я мало уделяю времени этому ученику, практически не занимаюсь его развитием, а он это видит и неосознанно принимает роль и образ мысли отстающего).

В конечном итоге, мое изначально ложное убеждение становится истинным – мой ученик превращается в двоечника.  

Эффект Пигмалиона известен давно.

Назван он в честь героя древнегреческих мифов, скульптора Пигмалиона. Он создал статую прекрасной женщины, наделив ее достоинствами, с которыми не могла сравниться ни одна из земных женщин. Он дни и ночи проводил у себя в мастерской, совершенствуя свое творение, обращаясь с ним как с живым человеком и, в конце концов, влюбился в него.

Однажды, влюбленный скульптор попросил богиню Афродиту дать ему жену, столь же прекрасную, что и созданная им статуя. Но она, подумав, оживила его творение. И из мастерской скульптора ему навстречу вышла та, которую Пигмалион видел только в своих фантазиях и сновидениях. Так он получил все, что соответствовало его ожиданиям. 

К сожалению, не всем так везет, как Пигмалиону. В большинстве случаев в жизни людей реализуются негативные пророчества и ожидания: если в голове засела мысль, что «все будет плохо и ничего не получится», то это действительно произойдет.                              

Кроме того, эффект самосбывающегося пророчества усиливается эффектом подтверждения реальностью, когда ранее ложные ожидания человека доказываются реализацией пророчества. Это еще более подкрепляет убеждение человека, запуская тем самым порочный круг. «Вот видите, я же был прав!» — всякий раз говорит такой человек.  

Другие примеры

самосбывающегося пророчества

Эффект Пигмалиона имеет альтернативное название «Эффект Розенталя».

Роберт Розенталь очень долго изучал самоисполняющиеся пророчества. В частности, был проведен следующий эксперимент.

 В одной из школ, где Розенталь исследовал IQ учащихся, было отобрано несколько учеников и объявлено, что у них очень высокие умственные способности, но пока они не проявились, нужно немного подождать. За выбранными учениками в действительности не замечалось ничего выдающегося, это были совсем обычные дети. Но к концу учебного года они и впрямь показывали очень высокие результаты в учебе.

Что же произошло? Учителя, убежденные в наличии высоких умственных способностей у выбранных детей, неосознанно передали им свои ожидания и стали относится к ним, как к одаренным детям. А те, в свою очередь, приняли роли одаренных детей и стали вести себя как преуспевающие ученики.

Другой эксперимент был проведен Ребеккой Кёртис и Ким Миллер.

Незнакомых друг с другом студентов разбили на пары. Половине студентов из каждой пары тайно сообщили, что они якобы нравятся своим партнёрам, а другой половине сказали, что партнеры испытывают к ним антипатию.

Затем пары встречались и общались друг с другом. Как и ожидалось экспериментаторами, те студенты, которые полагали, что нравятся своему партнеру, вели себя соответствующим образом: были корректными и обходительными, выражали больше согласия по обсуждаемым темам. Те же, кто полагал, что не нравится своему партнеру, проявляли больше напряженности, были более закрытыми и отчужденными.

Кроме того, те, кто считал, что нравятся своему партнеру, действительно нравились ему больше, чем те, что были убеждены в антипатии другого.

Вот скажите, как, будет вести себя ваш новый коллега, если он искренне полагает, что в новом для него коллективе, все люди относятся к нему с подозрением и не хотят общаться?

 Скорее всего, он будет себя вести в соответствии со своей установкой: он будет замкнутым и отстраненным. Как начнут к нему относиться окружающие? Правильно, с подозрением, и будут общаться с ним только в крайнем случае.  

То, как мы воспринимаем мир, самих себя и других людей, в конце концов, реализуется в нашем поведении и в отношениях окружающих, что, в свою очередь, подтверждает многие наши восприятия, убеждения, мысли и опасения, хотя изначально они могут быть совершенно не верными.

Как уже говорилось в самом начале, в данной статье я рассмотрел только сам эффект Пигмалиона и связанную с ним материализацию мыслей. В следующей статье мы поговорим о том, как можно использовать данный эффект для улучшения качества своей жизни, а также о трудностях, которые стоят на этом пути.

Дело в том, что если сам по себе психологический механизм самосбывающегося пророчества достаточно прост для понимания, то управление этим эффектом имеет свои трудности.

Казалось бы, если хочешь улучшить качество жизни и стать успешным, то достаточно изменить негативные мысли и убеждения на позитивные, и тогда жизнь преобразиться, ведь материализуются твои самые сокровенные мечты и желания. Но не все так просто.

Загвоздка как раз в смене негативного мышления на позитивное. Очень сложно избавиться от отрицательных мыслей и убеждений, от страхов и неуверенности. Даже если и удается их изгнать из сознания, они продолжают воздействовать на нас так, что мы совсем не осознаем этого.   

Но есть психологические техники, позволяющие разобраться с этой проблемой. С ними вы можете познакомиться в статье:

Негативное мышление и техники борьбы с ним.

Читайте также:  Православное воспитание - психология

На этом все. До встречи!

Берегите себя!

© Денис Крюков

Вместе с этой статьей читайте:  

Устали от ссор? Вам поможет техника активного слушания

Если любовь зла, то что же с нею делать?

Свободные мысли на тему: в чём счастье человека

Вам понравилась статья?

Буду очень Вам признателен, если оставите свой комментарий

Источник: http://formaetsensum.ru/yeffekt-pigmaliona-materializaciya-myslej-i-chuvstv.html

Эффект Пигмалиона — Здоровье, гармония, радость жизни! almaz.tv

Эффект Пигмалиона - Здоровье, гармония, радость жизни! almaz.tv

ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ГЛОТАТЬ ЗМЕЮ?

    Существует старое предание о глупом крестьянине, которого послали с визитом в дом своего хозяина. Хозяин провел его в кабинет и предложил суп, но как только крестьянин взялся за ложку, то заметил в своей тарелке маленькую змею.

Чтобы не обидеть хозяина, он все-таки съел суп. Через несколько дней он так тяжело заболел, что вынужден был снова вернуться в дом к хозяину. Тот вновь провел его в кабинет и приготовил лекарство в маленькой чашке, которую затем и передал крестьянину.

Собравшись сделать первый глоток, крестьянин вновь заметил в своей чашке маленькую змею. На этот раз он решил не молчать и громко сказал, что именно по этой причине он и заболел в прошлый раз. Захохотав, хозяин указал на потолок, где висел большой лук.

«В своей чашке ты видишь не змею, а отражение лука, — сказал он. — Никакой змеи нет».

    Крестьянин вновь взглянул на свою чашку и, конечно же, там была не змея, а простое отражение. Он покинул дом своего хозяина, так и не выпив лекарства, и 'был здоров уже через день.

    Воспринимая ограниченные взгляды и убеждения о себе или окружающем мире, мы проглатываем воображаемую змею. И она всегда реальна… до тех пор, пока мы не убедимся в обратном,

    Стоит только подсознанию воспринять какое-то убеждение или идею, независимо от того, верна она или нет, как оно начнет методично вырабатывать мысли, подтверждающие это убеждение.

теги, поисковые слова: Ошо, Рерих, Блаватская, Лапин, Раков, Где взять силы для успеха, Свияш, Синельников, Лев Выготский, Психология искусств, Вадим Зеланд, Транссерфинг реальности, Бернард Вербер, Империя ангелов, Анатолий Некрасов, Эгрегоры, Елена Рерих, Письма, Сергей Лазарев, Диагностика кармы, Ричард Бах, ипноз для Марии, Иллюзии, Дипак Чопра, Путь любви, Дэн Милман, Путь мирного воина, Аршавир Аванесян, Сыроедение, Экхарт Толле, The power of Now, Виктория Бутенко, Зелень для жизни, Сидерский, Привалов, Око возрождения, Валерий Синельников, Возлюби болезнь свою; Тайна подсознания; Сила намерения, Лиз Бурбо Слушай свое тело, Николай Рерих Агни Йога, Учение живой этики, Елена Блаватская, Тайная доктрина, Татьяна Гинзбург, Дыхательные психотехники, Фрэнк Кинслоу, Секрет мгновенного исцеления, Александр Свияш, Здоровье в голове, а не в аптеке, Мирзакарим Норбеков, Тренировка тела и духа, Сидерский, Третье открытие силы, Владимир Мегре, Анастсия, Ицхак Пинтосевич, Живи, Лууле, Виилма, Без зла в себе, Георгий Сытин, Исцеляющие настрои, Владимир Жикаренцев, Жизнь без границ, Мантек Чиа, Исцеление космосом, Лев Толстой, Предисловие к Евангелию, психосоматика, болезнь, проблема, развод, ЦЕНТР РАЗВИТИЯ, ЛИЧНОСТИ, АЛЬТЕН, гороскоп, водолей, рыбы, весы, овен, телец, близнецы, рак, лев, дева, скорпион, козерог, Веста – это Дева, обучение, премудрости, замужество, ведающий, знающая, будущее, заботливая мать, хорошая хозяйка, верная, мудрая, любящая, жена, муж, семья, осознание, осмысление, МАСТЕР-КЛАСС, РУДНИЦКий, Сайгоны, Психотерапия рак, психология, психотехники, Инструкции, пользователя, вселенная, мироздание, Турмалин, аметист, алмаз, рубин, мира, блект, мир, путешествие, шамбала, баланс, Лагадек, теория, катастрофа, отче наш, киприана, Лицо, восток, вдох, дыхание, холотроп, холотропное, вайвэйшн, жизнь, омоложение, вернуть молодость, массаж, уверенность, купание в проруби, моржевание, закалка, зарядка, йога, пять тибетцев, расстановки, Хеллингер, Дева премал, мантры, колокол, гонг, чаша,простукивание, нлп, неоэтика, этика, нейробика, адидас, найк, спорт, турник, телесно-ориентированная, векторная, системная, тело, тайланд, отдых, малазия, индия, ашрам, тибет, море, воздух, польза, вода, песнопения, страсть, эмоция, гипноз, голодание, диета, реберфинг, соматика, флоатинг, цигун, пульсации, свами, манада, монада, резонанс, парадигма, курение, водка, кодирование, велосипед, спортзал, тренажер, Молитва, Бог, христианство, православие, мусульманство, судьба, миссия, буддизм, индуизм, нирвана, рейки, рэйки, энерготерапия, аура, анахата, Муладхара, Свадхистхана, Манипура, Вишуддха, Аджна, Сахасрара, прана, праноедение, третий глаз, энерго-оболочка, рами блект, просветление, параллельные миры, сновидение, медитация, Эфирное тело, Астральное тело, астрал, Ментальное тело, Каузальное тело , Будхиальное тело, Атманическое тело, космоэнергетика, нумерология, Библия, тора, ветхий завет, новый завет, каран, хиромантия, астрология, скипетр, адепт, сетка хартмана, песочная терапия, дендротерапия, просветление, энерго-информационное, торсунов, белые облака, путь к себе, clouds, inwardpath, открытый мир, инь, янь, дзен, сущности, инвольтация, инкарнация, реинкарнация, рай, ад, воплощение, таро, сферот, сеферот, лопатин, амелькин, раджниш, мельхиседек, саибаба, притча, видеопритча, эго, личность, разум, дух, настроение, психотип, психоанализ, психоаналитика, Петров, Кастанеда, донхуан, дон Хуан, палиенко, Лившиц, Грабарь, цветотерапия, ароматерапия, Моцарт, Бетховен, Григ, Чайковский, Бах, Вагнер, формула судьбы, формула счастья, методика, успех, саморазвитие, самореализация, Крайон, как начать здоровую жизнь, депрессия, тревоги, фобии, стресс, страхи, трудности в общении, одиночество, чувство неудовлетворения, отсутствие удовольствия, радости в жизни, ощущение, что ходишь по замкнутому кругу, творческий кризис, кризис среднего возраста, горе, потеря близкого человека, измена, предательство, аватар, семейные отношения, проблемы со здоровьем: частые простудные заболевания, головные боли, состояние хронической усталости, мышечные зажимы, проблемы с позвоночником, лишний вес, сок нони, Урания, символика, зодиак, Фирмик, ангел, глоба, Астрологическая мандала, дэйл рэдьер, Джйотиш , Герметизм, Асклепий, каббала, типология, Майерс, Бриггс, Гермес, Трисмегист, Закон Рита, кэхо, руны, уголев, неумывакин, болотов, блект, рами, Марва, Оганян, iq, хаду, Сет, две жизни, Антарова, мантек, гипократ, Сыроедение, сыромоноедение, монотрофное питание, проростки, живая еда, греча, овес, сон, суджок, Артефакт, парадокс, эффект, Парадокс Карри, Парадокс лжеца, Эффект Барнума, Эффект Махариши, Эффект Пигмалиона, Эффект Фокса, Эффект Хоторна, далай лама, ошо, ритмы мозга, лидерский тренинг, лайфспринг, е621, e621, эйнштейн, шишковидная, железа, эпифиз, отжимания, подтягивания, жертва, эгоизм, мистика, телесно ориентированная, нейробика, дамир, березка, омоложение, ваджра

Источник: http://www.almaz.tv/home/interesnye-effekty/effekt-pigmaliona

Эффект Пигмалиона: как это происходит

Лилия Илюшина

Эффект Пигмалиона – это явление, которое состоит в том, что человек, убежденный в верности той или иной информации, непроизвольно ведет себя таким образом, что данная информация получает подтверждение.

История вопроса

Мифологический царь Кипра и, по совместительству, греческий скульптор Пигмалион, по легенде, создал статую девушки удивительной красоты. И чем дольше любовался он делом свих рук, тем больше находил в нем замечательных достоинств.

Вскоре Пигмалиону стало казаться, что ни одна из земных женщин не способна сравниться со статуей, которую он изваял.

Назвав свое творение Галатеей, Пигмалион проводил дни и ночи напролет, восхищаясь красавицей из слоновой кости, любуясь ее нагими прелестями, одаривая ее щедрыми дарами, шепча нежные слова любви…

В день праздника влюбленный скульптор обратился к Афродите со страстной мольбой оживить его любимую, и богиня любви откликнулась на его просьбу. Не помня себя от счастья, помчался Пигмалион в свою мастерскую, где ждала его прекраснейшая из женщин.

Живая, теплая и любящая – Галатея оказалась именно такой, какой и хотел видеть ее тот, кто ее придумал. Пигмалион получил то, что хотел, — его вера и страстное желание помогли мечте воплотиться в реальность.

Подобный психологический феномен оправдывающихся ожиданий и лежит в основе эффекта Пигмалиона.

Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя) — это психологический феномен, который заключается в том, что ожидания человеком реализации пророчества во многом определяют характер его действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества.

Или, проще говоря, когда мы твердо убеждены, в достоверности какой-либо информации, мы зачастую действуем таким образом, что эта самая информация получает реальное подтверждение. Убедительным доказательством этому служит знаменитый эксперимент, проведенный в 1968 году американскими психологами Робертом Розенталем и Ленорой Якобсон.

Дети Розенталя
Исследователи Розенталь и Якобсон в самом начале учебного года явились в одну из школ Сан-Франциско для того чтобы определить уровень интеллекта учащихся.

В результате, в каждом из классов ими было отобрано по несколько учеников, которые, по мнению психологов, были наделены выдающимися умственными способностями.

«Если даже пока эти дети никак не заявили о себе, — в ближайшее время их интеллектуальный потенциал непременно раскроется! Ждите!» — заверили порядком удивленных учителей Якобсон и Розенталь.

У педагогов был повод для удивления, — дело в том, что учащиеся, которых исследователи прочили в интеллектуальные светила, пока никак не демонстрировали особой склонности к умственной деятельности. Ну, то есть в числе отстающих они не значились, но и «звезд с неба» тоже не хватали. «Что ж, исследователям, наверное, виднее» — рассудили учителя и стали ждать от перспективных учеников обещанных результатов.

Между тем, учащихся с якобы высоким уровнем IQ психологи выбрали абсолютно случайно, «от фонаря»! Самое интересное, что когда в конце учебного года Розенталь и Якобсон снова пожаловали в уже знакомую школу с целью измерить коэффициент интеллекта учеников, они обнаружили, что те самые дети, которые были объявлены ими особо способными, и впрямь показали высокий уровень IQ!

То есть, эксперимент вполне убедительно доказал: мы получаем то, во что верим. Так, школьные учителя, уверовавшие в высокий интеллектуальный потенциал отдельных учеников, вольно или невольно передали свои ожидания этим ученикам, а те, в свою очередь, оправдали надежды поверивших в них учителей и достигли значительных результатов. Одним словом, что хочешь – то и получишь.

Особенно это касается детей из неблагополучных семей, от которых зачастую никто и ничего хорошего не ждет. Не удивительно, что худшие ожидания окружающих в подобных случаях оправдываются. И напротив, нередко, стоит иногда авансом похвалить такого ребенка, поверить в него, как, окрыленный этой верой, он «расправляет плечи» и преображается буквально на глазах.

Впрочем, речь идет, конечно, не только о детях. Руководители, связывающие свои позитивные ожидания с определенными сотрудниками, оптимистично настроенный врач, уверенный в том, что его пациент благополучно излечится от болезни, – тоже так или иначе, создают особый микроклимат, в котором самооценка и вера в себя у подчиненного или пациента растет, а его успехи – множатся.

Источник: http://sova-golova.ru/?p=784

Эффект Пигмалиона в психологии, педагогике или в сфере управления

Самосовершенствование 1 января 2015

Все психологические науки – это поистине что-то необыкновенное. Благодаря им действительно можно объяснить вещи, которые обычному человеку покажутся фантастикой.

Еще в далекой древности люди замечали тот факт, что их разум способен порой выдавать самые удивительные видения, производить знания и информацию, которая меняет практически все. При этом психология для людей того времени была способом управления себе подобными. Сейчас задачи прикладной психологии менее прозаичны.

Люди постигают эту науку, дабы потом помогать другим. Однако психология все равно осталась поистине удивительным феноменом. Даже по прошествии веков она способна объяснить множество невероятных вещей.

Сбываются ли пророчества?

Что собой представляет пророчество? Это определенное предсказание будущего, которое может варьироваться, в зависимости от степени конкретизации фактов в нем. Чем конкретнее рассказывается будущее, тем качественнее считается пророчество.

Большая часть населения верит в подобные вещи, но никто не задумывался о том, что настоящим источником любых будущих событий являемся мы сами. В психологии существует такое понятие, как эффект Пигмалиона. Согласно этому научному термину, совершенно не важно, кто предсказывает будуще, и как он это делает. При этом статус мага или колдуна не важен.

Читайте также:  Что такое "принятие" и зачем оно нужно? - психология

Пророчества сбываются, но не потому что так предначертано судьбой, а потому, что человек сам этого ожидает.

Эффект Пигмалиона – реальность или вымысел?

Перед тем как рассказывать об эффекте Пигмалиона, следует окунуться в глубины истории, дабы лучше представить, о чем идет речь. Сам по себе Пигмалион – это герой одной древнегреческой легенды. Согласно мифу, он был скульптором.

Пигмалион был настоящим мастером своего дела и поэтому создал настолько чарующую скульптуру, что сам влюбился в нее. Пигмалион настолько поверил в «реальность» скульптуры, что убедил богов оживить её.

Этот сюжет потом был многократно отражен в произведениях литературы.

Теперь вернемся в современность и попытаемся понять, что такое эффект Пигмалиона в психологии. Ранее был указан факт того, что данное психологическое понятие обуславливает процесс внутренней идентификации окружающего мира, при которой человек является источником ожидаемых событий.

Таким образом, можно сделать вывод, что эффект Пигмалиона – это ожидание личностью пророчества, которое сбывается из-за поведения человека, другими словами, человек сам для себя создает ожидаемый результат. Эту психологическую категорию открыл знаменитый американский врач и психолог Розенталь в 1966 году.

После этого открытия термин носит название «эффект Розенталя».

Суть термина

По своей сути, понятие ничего сложного и заоблачного не несет. Эффект Пигмалиона достаточно легко объяснить, а еще легче проверить. Этот термин обуславливает вполне реальный процесс ожидания, при котором человек сам создает свое будущее.

При этом теория эффекта основана не на паранормальных силах предвидения, а на реальной силе ожидания. Когда человек во что-то верит и знает, что это случится, то он, в силу своих поведенческих признаков, обусловит ожидаемый результат. Не имеет совершенно никакого значения правдивость или ложность предсказания.

Все дело в убеждении человека, ожидающего этого самого события.

Примеры эффекта Розенталя

На сегодняшний день можно привести большое количество примеров данного эффекта. Со времени открытия эффект Розенталя собрал массу приверженцев.

Проблема состоит в том, что он действительно работает! Например, статистика показывает, что в большей части случаев эксперименты по проверке некоторых паранормальных явлений заканчиваются с позитивным результатом для парапсихологов, а не для тех, кто пытается их опровергнуть. Существуют и другие примеры экспериментов по проверке эффекта Розенталя. Один из них является самым знаменитым.

Эксперимент Розенталя

«Дети Розенталя» – это один из экспериментов, проведенный Розенталем для подтверждения своей теории относительно эффекта Пигмалиона. Суть его состояла в следующем: Розенталь провел в одной из школ Сан-Франциско анализ умственных способностей учеников.

В ходе эксперимента были обнаружены дети, обладающие незаурядными умственными способностями. Розенталь говорил их учителям, что в будущем эти дети будут показывать чудеса интеллектуального развития, но в данный момент они еще не раскрыли себя полностью.

Такое заявление было очень смелым, так как все отобранные дети совершенно не показывали никаких результатов в учебе. С точки зрения науки, они были на уровне среднестатистического учащегося, «хорошиста».

Однако уже к концу года все указанные дети показали невообразимые результаты IQ.

Казалось бы, что эксперимент не является каким-то особым. Психолог отлично справился со своей работой, если бы не одно «но»! Все дети, получившие высокие результаты IQ в конце года, в самом начале эксперимента были отобраны наугад. Не было абсолютно никаких критериев или системы отбора.

Розенталь отметил первых попавшихся учеников. В данном случае суть эффекта Розенталя состояла в том, что ожидание, которое питали преподаватели, по отношению к этим ученикам, каким-то образом передалось им.

Своими действиями учителя осознанно тянули своих «гениев» к вершине науки и, что самое главное, у них это получилось.

Эксперимент не только доказал правоту Розенталя, но он также показал всем силу убеждения. Ведь мир и человек – это одно неделимое целое.

Своими мыслями люди создают для себя действия, а действиями они строят весь окружающий мир.

В таком случае эффект Пигмалиона – это особое соотношение мыслей и действий, при котором человек интерпретирует окружающий мир согласно заранее известному результату.

Итог

В целом, эффект Розенталя объясняет множество необъяснимых явлений. Теория достаточно серьезная и спорная, однако факт её действенности доказан многими годами практики и реальными примерами. Пока еще ни один известный опыт, целью которого было доказательство реальности эффекта, не провалился.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Самосовершенствование
Эффект бумеранга в психологии: определение, особенности и примеры

Эффект бумеранга – это весьма любопытное явление, с которым все люди рано или поздно сталкиваются. Вот только лишь единицы знают о том, как он работает на самом деле. А ведь эта информация способна в корне измен…

Самосовершенствование
Эффект Барнума в психологии: примеры, содержание, применение

Эффект Барнума — это способ психологической манипуляции (воздействия на человека) при помощи обобщённых фраз и характеристик. В 1830 годах работал в цирке искусный манипулятор Фи́неас Те́йлор Ба́рнум, в честь ко…

Самосовершенствование
Эффект гало в психологии: описание, применение и определение

Гало-эффект (или эффект ореола) – это неверная оценка человека, его поступков и личных качеств. Другими словами, ошибочное первое впечатление. Преувеличение качеств как положительных, так и отрицательных.

Самосовершенствование
Эффект Зейгарник в психологии

Иногда нам приходится оставлять то или иное действие незаконченным ввиду различных причин. Ну а после мы можем мучиться ночами, и это незавершенное дело будет напоминать о себе снова и снова надоедливыми мыслями даже …

Автомобили
Микроавтобусы «Рено Мастер» — незаменимые помощники в сфере грузоперевозок!

Если вы планируете заниматься коммерческой деятельностью и хотите беспроблемно осуществлять грузовые перевозки на ближние и дальние расстояния, остановите свой выбор на французских грузовиках «Рено Мастер»…

Бизнес
Бизнес-идея в сфере услуг и сервиса: советы и варианты

Надоело за свой труд получать зарплату ниже средней? Хотите открыть свое собственно дело, но при этом нет возможности вложить в его старт большой капитал? Тогда вам стоит остановиться на таком варианте, как бизнес-иде…

Бизнес
Как управлять управляющей компанией ЖКХ? Лицензирование, организация и деятельность управляющей компании в сфере ЖКХ

На сегодняшний день на современном отечественном рынке полностью отсутствует конкуренция в сфере управления жильём. А большинство тех компаний, которые имеются, зачастую безынициативны либо вовсе проблемные. И это при…

Бизнес
Социальное партнерство в сфере труда

Российское социальное партнерство в сфере труда отражено в «Кодексе законов о труде». Особое внимание в нем уделено социально-экономической жизни страны. Понятие «социальное партнерство» означа…

Бизнес
Документирование Процессов При Внедрении Процессного Подхода В Сфере Услуг

 При внедрении процессного подхода одним из этапов является документирование процессов. Это один из основных этапов внедрения и в реальности это очень долгий и трудоемкий процесс, требующий много времени и…

Бизнес
Резервы снижения себестоимости продукции в сфере нематериальных факторов производства

Интеграция в любые интеграционные образования предоставляет отечественным производителям возможность идти по пути использования интеллектуального потенциала, в свою очередь, являющегося фактором завоевания рынков. Для…

Источник: http://monateka.com/article/213791/

Эффект Пигмалиона – ожидания оправдываются?

«…Разница между леди и цветочницей — не в том,

как они ведут себя, а в том, как с ними обращаются»

«Пигмалион» Бернард Шоу 

В середине прошлого века группа молодых ученых-психологов Гарвардского университета под руководством Р. Розенталя изучала влияние предвзятости экспериментатора на результаты научных исследований.

Был поставлен оригинальный эксперимент, где в роли испытуемых вступали:

  1. Лабораторные мыши, которые должны были найти выход из сложного лабиринта, на основании чего делались выводы об умственных способностях каждой особи;
  2. Студенты, которые якобы проводили эксперимент с мышами.

На самом деле целью данного исследования было вовсе не изучение интеллектуального развития мышек, а наблюдение за тем, как влияет на результаты эксперимента предвзятость «экспериментаторов». Для этого перед началом эксперимента молодым людям были озвучены мифические предварительные данные о каждом животном —  эти «умные», а те – «тупые».

Самое удивительное, что результаты эксперимента подтвердили это! Мышки, которые были названы умными (совершенно от фонаря!) первыми нашли выход из лабиринта.

Этот результат очень заинтересовал ученых с точки зрения применения его в педагогике. Для этого был проведен еще один длительный масштабный эксперимент в начальной школе, где в роли мышек выступали ученики, а псевдо-экспериментаторов – педагоги. Среди психологов он известен под названием «Дети Розенталя»

В начале учебного года психологи протестировали учащихся с помощью якобы специального теста на IQ и произвольным образом назвали часть детей перспективными, обладающими огромным потенциалом. В отличие от первого эксперимента, из гуманных соображений ярлык «глупый» на остальных учеников не навешивали.

В конце учебного года именно «перспективные» дети показали существенный рост не только итоговых годовых но, что самое важное, показателей IQ, хотя до этого никакими выдающимися способностями не отличались.

Этот поразительный феномен был назван в честь ученого эффектом Розенталя, хотя сам он его называл первоначально эффектом предвзятости экспериментатора, а в дальнейшем эффектом Пигмалиона – по имени древнегреческого скульптора, который по легенде изваял скульптуру девушки и смог оживить своей любовью холодный мрамор.

Действительно, что в первом эксперименте с мышами, что во втором с детьми, экспериментаторы (студенты и учителя) к «умным» мышкам и «способным» ученикам относились инстинктивно предвзято и с большей любовью и вниманием, чем к остальным. Именно это положительное подкрепление и спровоцировало рост интеллектуального развития.

В 1968 году Р. Розенталь в соавторстве с Л. Якобсон выпускает книгу «Пигмалион в школьном классе», которая вызвала эффект разорвавшейся бомбы в педагогике и психологии тех лет.

Действительно, выявленный эффект оправдания ожиданий (еще одно название открытого феномена) позволяет сделать очень оптимистичные выводы:

  • Однократное тестирование не является поводом для категоричного психологического диагноза и/или прогноза развития ребенка;
  • Под большой вопрос ставится бытующее в профессиональной среде и в обществе мнение о неизменности врожденных умственных способностей;
  • Открываются широкие перспективы для педагогического воздействия на развитие интеллектуального потенциала учащихся.

Таким образом становится понятно, почему «любимчики» учителей обычно учатся хорошо, а у учеников, по каким-то причинам попавшим в «опалу», например, у детей из неблагополучных семей, велик шанс остаться до конца обучения в неуспевающих. Это обратная негативная сторона эффекта Розенталя.

Другим негативным моментом могут стать неоправданные ожидания, которые наносят огромный вред несформировавшейся психике ребенка, впрочем, как и самому педагогу. Чаще всего причиной неоправданных ожиданий являются завышенные требования и неозвучивание своих ожиданий в открытую.

Замечательно, если у ребенка есть свой Пигмалион — учитель, который верит в него, ожидает от него большего, чем он пока может, не объявляет за малейшую ошибку «бесперспективным» или вообще тупицей. В этом случае даже у самого среднего ученика повышаются и самооценка, и оценки в дневнике, как следствие действия эффекта Розенталя.

Точно так же родители тоже могут выступать в роли Пигмалиона и с помощью своих ожиданий формировать будущее своих детей.

Эффект Пигмалиона давно с успехом используется в бизнесе и HR- менеджменте. Если руководитель ожидает от своих подчиненных большего, то они действуют в соответствии с этим посылом и дают превосходные результаты.

Но самый потрясающий результат можно получить, если рефлексивно использовать свои собственные ожидания. Про успешных людей говорят «Он сделал себя сам» — но ведь никто не мешает каждому из нас стать самому себе Пигмалионом!

Читайте также:  Виды запоминания - психология

Источник: http://iqjournal.ru/ehffekt-pigmaliona-realnost-ili-vymysel/

В гармонии с собой

Уважаемый читатель, как вы относитесь к утверждению, что мысль материальна?

Мнения на этот счет расходятся. Кто-то считает, что это абсурд, чепуха, вымысел и фантазии. А кто-то твердо уверен в том, что это реальность. Большинство психологов считает, что мысль материальна.

Эффект Пигмалиона – психологический эффект, состоящий в том, что если человек твердо убежден в верности, истинности некоторой информации, если он абсолютно уверен, что произойдет некое событие, то неосознанно будет вести себя так, что с большой долей вероятности через некоторое время его желание материализуется, и это событие станет реальностью. Иными словами, чем больше уверенность человека в достоверности некоторой информации, тем больше шансов, что она подтвердится. А свое название данное явление получило в честь героя древнегреческого мифа Пигмалиона.

Согласно этому мифу, некогда Кипром правил царь Пигмалион. Он не был женат, так как каждой из женщин находил множество недостатков и изъянов. Будучи талантливым скульптором, Пигмалион решил создать статую идеальной женщины, которая бы обладала всеми достоинствами, которые только можно вообразить.

Из драгоценной слоновой кости он высек статую девушки изумительной красоты, которую назвал Галатеей. Статую была так прекрасна, что казалось живой. Дни и ночи проводил Пигмалион, созерцая свое творение. Он приписывал статуе  многочисленные достоинства, разговаривал с ней, словом, относился к Галатее, как к живой женщине.

И чем дольше смотрел Пигмалион на статую, тем более совершенной она ему казалась. Влюбленный в Галатею Пигмалион обратился к богине любви Афродите с мольбой дать ему жену такую же божественно прекрасную, как созданная им статуя. Афродита снизошла к его мольбам влюбленного скульптора и вдохнула жизнь в его творение.

Прекрасная статуя ожила и стала женой Пигмалиона и царицей Кипра.

Эффект Пигмалиона иначе называют еще эффектом Розенталя по имени психолога Роберта Розенталя, которым совместно с Леонорой Якобсон в 1968 году было проведено исследование, убедительно подтвердившее существование данного феномена.

Суть эксперимента Розенталя заключалась в следующем: вместе со своей помощницей Розенталь в начале учебного года пришел в одну из школ якобы для определения уровня интеллекта учеников.

В каждом классе психологи выделили несколько учащихся, которые, как было сказано учителям, по результатам тестирования обладают исключительными интеллектуальными способностями.

 Многие педагоги были в недоумении, так как по их мнению отобранные дети ничем не выделялись среди своих одноклассников.

«Если эти ученики пока никак не проявили себя, через некоторое время это обязательно произойдет.» – заверили психологи недоумевающих преподавателей. А повод для недоумения был, так как якобы талантливые ученики на самом деле были обычными «середнячками», не более того.

И отобрали их экспериментаторы без видимой причины, методом случайного отбора.

Что примечательно: когда через несколько месяцев Розенталь и Якобсон вновь пришли в эту школу для того, чтобы заново проверить уровень интеллекта учащихся, оказалось, что уровень IQ отобранных в начале года учеников действительно значительно повысился.

Почему это произошло? А вот почему. Вера педагогов в то, что отобранные ученики обладают исключительными способностями, безотчетно передалась этим ученикам, а те, в свою очередь, не обманули ожиданий преподавателей и в конце года показали замечательные результаты.

Вот основные принципы того, как работает  эффект Пигмалиона: общаясь с тем или иным человеком, мы, зачастую неосознанно, ожидаем от него определенного поведения, определенных поступков.

Наши ожидания невольно будут проявляться в нашем поведении – словах, интонациях, жестах, поступках, что будет вызывать безотчетный отклик  и действия человека, с которым связаны наши ожидания.

 А это, в свою очередь, может повлечь за собой осуществление пророчества.

Эффект Пигмалиона очень ярко проявляется в отношениях детей и родителей. Если родитель искренне верит в своего ребенка, он будет всячески помогать ему и развивать его сильные стороны.

Если же постоянно обращать внимание только на недостатки ребенка, унижать его и говорить, что он бездарь, лентяй, что от него нет никакого толку и пр., не удивительно, что ребенок так и будет себя вести.

Не случайно существует поговорка:

Источник: http://v-garmonii-s-soboi.ru/psihologicheskie-yavleniya/effekt-pigmaliona-effekt-rozentalya

Что такое эффект Пигмалиона?

Эффект Пигмалиона изучался Робертом Розенталем, который смог доказать, что человек, который чего-то очень хочет и твердо уверен, что это произойдет, начинает вести себя таким образом, что его мечта становится реальностью. То есть, то, о чем человек думал осуществилось само по себе, без каких-либо усилий.

Эффект назван по имени древнегреческого скульптора и царя Кипра Пигмалиона. Он изваял статую прекрасной девушки и назвал ее Галатеей. И чем дольше он любовался ею, дарил украшения, украшал голову венками, одевал в дорогие одежды, шептал слова любви, тем меньше его привлекали девушки из плоти и крови, а красавица из слоновьей кости казалась все прекраснее и желаннее.

И тогда Пигмалеон обратился с мольбой к богине любви Афродите, он просил оживить его возлюбленную . И богиня согласилась исполнить его просьбу. Когда Пигмалион прибежал в свою мастерскую, то там он увидел ожившую Галатею. Так скульптор, благодаря своему страстному желанию и вере, добился того, что его самая заветная мечта осуществилась.

Именно оправдавшиеся ожидания лежат в основе эффекта Пигмалиона.

Изучение этого явления взяли на себя в 1968 голу американские ученые Роберт Розенталь и Ленора Якобсон. Они провели свой знаменитый эксперимент в ряде школ города Сан-Франциско в самом начале учебного года.

Для эксперимента им потребовались испытуемые, а данном случае это были учащиеся младших классов этих школ.

Проведя с ними ряд тестов на определение уровня умственных способностей, психологи запротоколировали свои исследования и сообщили учителям о полученных ими результатах.

Из всех испытуемых была выделена группа детей, которые, по словам ученых, обладали выдающимися умственными способностями.

Это заключение очень удивило и учителей и родителей выбранных учеников, ведь, по мнению окружающих, все эти дети не обладали никакими выдающимися способностями. На эти сомнения был дан ответ, что для того, чтобы дети смогли раскрыть свой истинный потенциал, надо подождать, поэтому учителям пришлось поверить психологам на слово и ждать обещанных результатов.

  Как избавиться от страха перед операцией?

На самом же деле эти группы детей были выбраны совершенно случайно, но для чистоты эксперимента данная информация не разглашалась.

Эксперимент был завершен в конце учебного года, когда психологи снова отправились в те школы, где обучались избраннее ими дети. После снова проведенных тестов, было выявлено, что уровень IQ этих детей был в разы выше первоначальных результатов в начале учебного года.

Таким образом Розенталь и Якобсон доказали, что действительно можно получить то, в чем твердо уверен.

Так учителя, зная о том, что способности учеников должны проявиться, вели себя по отношению к ним не так, как с остальными, тем самым невольно передавая свои ожидания этим детям. А те, в свою очередь, старались оправдать надежды поверивших в них учителей и стали лидерами в классе, достигли высоких результатов.

Из этого можно выделить несколько составляющих:

— человек, наблюдая за другим человеком, осознанно или неосознанно, сигнализирует ему о своих ожиданиях;

— человек осознанно или неосознанно понимает, чего же хочет от него наблюдающий, и начинает вести себя соответственно этим ожиданиям;

— если педагог верит в своего ученика, ждет от него достижений, то он непроизвольно стимулирует его умственное развитие;

— родитель, который относится к своему малышу, как к самому умному, талантливому, верит в его способности, тем самым запускает процесс самосовершенствования ребенка;

— руководитель, ожидая от своих подчиненных хороших результатов в работе, создает в коллективе такие условия, что подчиненные без труда способны справиться со своими заданиями.

Материал подготовлен при участии сайта limanskaya.cn, на котором вас ждет репетитор китайского языка в Москве. Возможно выполнение удаленных переводов с китайского. Переводы устно и письменно. Более подробная информация на limanskaya.cn.

Источник: http://psyhotests.ru/archives/3023

Эффект Пигмалиона. Пророчим себе счастье?

Предлагаю напророчить себе счастье, удачу и здоровье. Эффект Пигмалиона (самоисполняющееся пророчество) работает в любом случае. Пророчим себе счастье или несчастье — все равно получим все, что напророчили, согласно этому эффекту. Написал эту статью специально по просьбе моей подписчицы Татьяны из Казахстана.

 Эффект Пигмалиона

Самоисполняющееся пророчество

ЭФФЕКТ ПИГМАЛИОНА

Проявите небольшую долю самокритичности и задайте себе такие вопросы:

«С какими людьми я беседую чаще и дольше: с теми, кто мне симпатичен, или с теми, кто мне не нравится?» 

«С кем из моих знакомых я больше беседую о личных, семейных делах, требующих особенно доверительных отношений: с теми, кто мне по душе, или с теми, кто мне неприятен?»

«Каким образом то, что я думаю о себе, влияет на то, как другие относятся ко мне?»

«Каким образом то, как я думаю о других, влияет на мои поступки по отношение к ним?»

«Как Ваши ожидания относительно какого-нибудь проекта, влияют на исход этого дела?»

Как оправдываются предвзятые мнения. 

Чаще всего именно наши неверные ожидания и оценки  другого человека не позволяют полностью раскрыться его способностям и возможностям.

Налицо действие «эффекта Пигмалиона», который еще называют осуществляющееся самопредсказание или самоисполняющееся пророчество.

Эффект Пигмалиона в отношениях

Как можно понять из рисунка выше наше «самопророчество» сперва влияет на наше поведение, подробно это механизм рассмотрен в моем вебинаре . Затем наши действия вызывают ответную реакцию окружающих и действия по отношению к нам, которые только усиливают нашу оценку себя. Круг замыкается, цикл повторяется ровно столько раз, сколько нужно, чтобы пророчество сбылось.

Пример пророчества в отношениях

Пройдемся по циклу Эффекта Пишмалиона в отношениях нашего рисунка на конкретном примере.

К примеру, Вы считаете, что Ваши действия по организации быта в Вашей семье менее важны, чем действия Вашего мужа по зарабатыванию денег (такая низкая самооценка, исходит из Ваших убеждений, переданных Вам Вашей мамой, что женщина — существо второго сорта). Вы убеждены, что Вам нельзя доверять принимать самостоятельные действия в области финансов.

Такая оценка своих действий, принижение своей роли в семейных отношениях проявляется в неуверенном поведении, в Вашей позиции «собака снизу» по отношению к мужу. Вы редко высказываете свое мнение по важным вопросам и отдаете инициативу в принятии финансовых  решений Вашему партнеру (наши действия по отношению к другим).

Все! Пророчество сбылось. Круг замкнулся.

Кстати, а Вы понимаете, каким образом разомкнуть этот круг? Каким образом изменить ситуацию?

Механизм самоисполняющихся пророчеств

В Вашем мозге есть 3 механизма мышления:

К примеру, если Вы постоянно думаете, что не очень умны, подсознание тут же принимается искать доказательства и Вы то и дело, будете избегать всего, что требует Вашего ума, доказывая себе, что Вы «правы». Перестанете читать книги, обучаться и, в конце концов, станете глупее.

Как Вы понимаете ключевое звено самоисполняющихся пророчеств — это ваш подсознательный ум.

Особенности подзознательного ума:

  • Он понимает все буквально.
  • Он имеет разум 6-летнего ребенка.
  • Если Ваша мысль имеет 2 смысла, то он докажет и исполнит оба смысла.
  • Он не понимает чувство юмора.
  • Он «мыслит» образами, корнями слов.
  • Он НЕ воспринимает частицу «НЕ».

Теперь Вы понимаете, механизм действия аффирмаций?

Исходя из этого знания о подсознательном уме, будьте очень осторожны и предусмотрительны в Ваших высказываниях (и мыслях) о себе самой.

Напишите в комментариях, свои примеры самоисполняющихся пророчеств и Эффекта Пигмалиона.

Поделитесь счастьем!

Источник: http://PsymanBlog.ru/formula-schastya/effekt-pigmaliona-prorochim-sebe-schaste/

Ссылка на основную публикацию