Психологический эксперимент — психология

Психологический эксперимент — Психологос

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Это упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений.

Смотри Эксперимент как изучение переменных

В широком понимании в психологический эксперимент иногда включают, кроме собственно эксперимента, такие методы исследования, как наблюдение, опрос, тестирование). Однако в узком понимании (и традиционно в экспериментальной психологии) эксперимент считается самостоятельным методом.

Специфика психологического эксперимента

Психологический эксперимент во многом отличается от экспериментов в других областях науки.

В психологическом эксперименте очень трудно быть уверенным, что мы изучаем то, что мы хотим изучить.

Если химик изучает железо, он знает, что он изучает. А что изучает психолог, когда изучает психику? Психику как конструкт невозможно объективно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения.

Экспериментатор хочет изучить, как влияет условия освещенности на эффективность работы. Он меняет освещенность, а люди реагируют не на количество света, а на то, что рядом с ними такой милый экспериментатор…

Вода не кипятится из-за того, что ее переливают в другую колбу. Эксперимент, проводимый над человеком, может влиять на него так сильно, что результаты его говорят скорее о реакции на экспериментатора и эксперимент, нежели об особенностях поведения конкретного человека.

В психологическом эксперименте оказывается важна личность экспериментатора: нередко у одного экспериментатора люди показывают одни результаты, у другого — другие.

Испытуемому диктовали инструкцию, но — как? Людям важно отношение к ним, люди тонко реагируют на внушения от экспериментатора, которые он сам может не осознавать.

Виды экспериментов

В психологии используют лабораторные эксперименты, естественные эксперименты и формирующие эксперименты. В зависимости от этапа исследования различаю пилотажное исследование и собственно эксперимент. Эксперименты могут быть явными и со скрытой целью. См.→

Организация психологического эксперимента

Психологический эксперимент начинается с инструкции, точнее — с установления тех или иных отношений между испытуемым и экспериментатором.

Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки: с кем должен проводиться эксперимент, чтобы результаты его могли считаться достоверными.

Финал эксперимента — это обработка его результатов, интерпретация полученных данных и представление их психологической общественности. См.→

Научное качество психологического эксперимента

Научное качество психологического эксперимента — это объективность, надёжность, валидность и достоверность использованных в нем методик. См.→

Возможности и ограничения эксперимента как метода исследования

Эксперимент — один из самых уважаемых методов научного исследования, но он имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Он надежен, но громоздок, он производит впечатление, но не всегда этичен. А самое главное — что он доказывает? См.→

Известные психологические эксперименты

  • Эксперимент Милгрэма
  • Стэнфордский тюремный эксперимент

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/psihologicheskiy-eksperiment

9 гениальных экспериментов в социальной психологии

Для того, чтобы давать ответы на странные человеческие вопросы и решать глобальные проблемы, психологам и социологам приходилось проводить социальные эксперименты, некоторые из которых были настолько неэтичными, что могли бы шокировать даже защитников животных, как правило, презирающих людей. Но без этих знаний мы бы так и не разобрались в этом странном обществе.

Или, как его еще называют, «гало-эффект» — это классический эксперимент социальной психологии. Вся его суть в том, что глобальные оценки о человеке (например, симпатичный он или нет) переносятся на суждения об их специфических признаках (раз симпатичный, значит, умный).

Проще говоря, человек пользуется лишь первым впечатлением или запоминающейся чертой в оценке индивидуальности. Голливудские звезды прекрасно демонстрируют эффект ореола. Ведь нам почему-то кажется, что такие симпатичные люди не могут быть идиотами. Но увы, в реальности они немногим умнее ручной жабы.

Вспомни себя в детстве, когда хорошими казались только люди с привлекательной внешностью, за что многие не очень любили пожилых людей и артиста Александра Баширова. По сути, это то же самое.

Новаторский социально-психологический эксперимент Фестингер и Карлсмита, проведенный в 1959 году, породил фразу, которую многие до сих пор не понимают.

Лучше всего это иллюстрирует случай, произошедший в 1929 году с художником-сюрреалистом Рене Магриттом, который предъявил публике реалистичное изображение курительной трубки с подписью на хорошем, годном французском языке «Это не трубка».

Это неловкое чувство, когда серьезно задумываешься, кто из вас двоих идиот, и есть когнитивный диссонанс.

Теоретически, диссонанс должен вызывать стремление либо изменить представления и знания в соответствии с реальностью (то есть стимулировать процесс познания), либо перепроверить поступающую информацию на предмет ее подлинности (приятель, конечно, шутит, а его конечная цель — увидеть твою исказившуюся, как у Рона Уизли, рожу). На деле в мозге человека вполне комфортно уживаются самые разные понятия. Потому что люди тупые. Тот же Магритт, давший картине название «Коварство образа», столкнулся с ничего не понимающей толпой и критиками, требовавшими сменить название.

В 1954 году турецкий психолог Музафер Шериф поставил эксперимент «Пещера разбойников», в ходе которого дело дошло до того, что дети готовы были убить друг друга.

Группа мальчишек десяти-двенадцати лет из хороших протестантских семей была отправлена в летний лагерь, руководимый психологами. Мальчики были разделены на две отдельные группы, которые встречались вместе только во время спортивных соревнований или других мероприятий.

Экспериментаторы спровоцировали рост напряженности между двумя группами, в частности, сохранив счет соревнований близким в пунктах. Затем шериф создал проблемы вроде нехватки воды, что потребовало от обеих команд объединиться и работать вместе для того, чтобы достичь цели.

Само собой, общий труд сплотил парней.

По мнению Шерифа, снижению напряженности между любыми группами должно способствовать информирование о противостоящей стороне в позитивном свете, поощрение неформальных, «человеческих» контактов между членами конфликтующих групп, конструктивные переговоры лидеров.

Однако ни одно из этих условий не может быть эффективно само по себе. Позитивная информация о «враге» чаще всего не принимается во внимание, неформальные контакты легко оборачиваются тем же конфликтом, а взаимная уступчивость лидеров расценивается их сторонниками как проявление слабости.

Эксперимент, вдохновивший на съемку двух фильмов и написание повести. Он был проведен, дабы объяснить конфликты в исправительных учреждениях США и в морской пехоте, а заодно изучить поведение группы и важность ролей в ней. Исследователи отобрали группу из 24 студентов-мужчин, которые считались здоровыми, как физически, так и психологически.

Эти люди зарегистрировались для участия в «психологическом исследовании тюремной жизни», за что им платили по 15$ в сутки. Половина из них методом случайной выборки становилась заключенными, а другая половина была назначена на роли тюремных охранников.

Эксперимент разыгрывался в подвале факультета психологии Стэнфордского университета, где даже создали для этих целей импровизированную тюрьму.

Заключенным дали стандартные инструкции тюремной жизни, которая включала в себя сохранение порядка и ношение формы. Для пущей реалистичности экспериментаторы даже проводили импровизированные аресты в домах испытуемых.

Охранники же никогда не должны были прибегать к насилию по отношению к заключенным, но им необходимо было контролировать порядок.

Первый день прошел без происшествий, но заключенные восстали на второй день, забаррикадировавшись в своих камерах и не обращая внимания на охранников.

Такое поведение вывело охранников из себя, и те начали отделять «хороших» заключенных от «плохих» и даже стали наказывать заключенных, в том числе публичными унижениями. В течение всего нескольких дней у охранников стали проявляться садистские наклонности, а заключенные впали в депрессию и показывали признаки тяжелого стресса.

Не рассказывай об этом эксперименте своему начальнику-садисту, ведь в своем эксперименте Милгрэм пытался прояснить вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности? Фактически это объяснило огромное количество жертв Холокоста.

Милгрэм предположил, что люди по своей природе склонны подчиняться авторитетным фигурам, и устроил эксперимент, который был представлен как исследование влияния боли на память. Каждое испытание было разделено на роли «учитель» и «ученик», который был актером, так что только один человек был настоящим участником.

Весь эксперимент был продуман таким образом, что приглашенному участнику всегда доставалась роль «учителя». Оба находились в отдельных комнатах, и «учителю» давались инструкции. Он должен был нажимать кнопку, чтобы поражать током «ученика» каждый раз, когда тот давал неправильный ответ. Каждый последующий неправильный ответ приводил к увеличению напряжения.

В конце концов актер начинал жаловаться на боль, сопровождая ее криком.

Милгрэм выяснил, что большинство участников просто выполняло приказы, продолжая причинять боль «ученику».

Если испытуемый проявлял колебания, то экспериментатор требовал продолжения одной из предопределенных фраз: «Пожалуйста, продолжайте»; «Эксперимент требует, чтобы вы продолжили»; «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили»; «У вас нет другого выбора, вы должны продолжать». Что самое интересное: если бы ток действительно был проведен к ученикам, то они бы просто не выжили.

Люди склонны полагать, что все остальные думают точно так же, как они сами, что и вызывает впечатление несуществующего консенсуса. Очень многие считают, что их собственные мнения, верования и пристрастия значительно более распространены в обществе, чем это есть на самом деле.

Эффект ложного консенсуса исследовали три психолога: Росс, Грин и Хаус. В одном из экспериментов они попросили участников прочитать сообщение о конфликте, у которого имелось два способа разрешения.

Затем участники должны были сказать, какой из двух вариантов выбрали бы они сами, и какой вариант выберет большинство, а также дать характеристику людям, которые выберут тот или иной вариант.

Исследователи обнаружили, что независимо от того, какой из вариантов выбирали участники, они, как правило, считали, что большинство людей тоже выберет именно его. Кроме того, выяснилось, что люди склонны давать негативные описания людям, которые выбирают альтернативу.

Поведение людей в группах — это крайне увлекательный процесс. Как только люди сбиваются в группы, то начинают делать странные вещи: копировать поведение других членов группы, искать лидера для борьбы с другими группами, а некоторые сколачивают собственные группы и начинают бороться за главенство.

Это и подтвердил упомянутый выше эксперимент «пещера разбойников».

В социальной психологии эффект свидетеля привел к неожиданному выводу, что присутствие других людей сдерживает нас от помощи в чрезвычайных ситуациях. В 1968 году Джон Дарли и Бибб Латане изучали поведение свидетелей преступлений. К этому их привело душераздирающее убийство Китти Дженовезе, молодой женщины, убитой средь бела дня на глазах у прохожих, но никем не спасенной.

Авторы эксперимента запирали людей в комнате поодиночке и в группе, а потом пускали дым. Как ни странно, один участник намного быстрее сообщал о дыме, чем в группе. На принятие решения влияли окружающая среда (если место знакомое — вероятность помощи выше), сомнение, нужна ли пострадавшему помощь или с ним все в порядке, и наличие других в радиусе преступления.

Люди — прирожденные конформисты: мы похоже одеваемся и часто без задней мысли копируем поведение друг друга. Но как далеко готов пойти человек? Неужели ему не страшно потерять собственное «я»?

Это и пытался выяснить Соломон Аш. Участники эксперимента были усажены в аудитории.

Им демонстрировались по порядку две карточки: на первой изображена одна вертикальная линия, на второй — три, только одна из которых такой же длины, что и линия на первой карточке.

Задача студентов довольно проста — необходимо ответить на вопрос, какая из трех линий на второй карточке имеет такую же длину, что и линия, изображенная на первой карточке.

Студенту предстояло просмотреть 18 пар карточек и, соответственно, ответить на 18 вопросов, и каждый раз он отвечал последним в группе. Но участник находился в группе актеров, которые сначала давали правильный ответ, а потом начинали давать заведомо неправильный.

Аш хотел проверить, будет ли участник соответствовать им и также давать неправильный ответ или станет отвечать правильно, принимая тот факт, что останется единственным иначе ответившим на данный вопрос.

Тридцать семь из пятидесяти участников согласились с неправильным ответом группы, несмотря на физические доказательства обратного.

Аш пошел на обман в этом эксперименте, не получив информированного согласия его участников, так что эти исследования не могут быть воспроизведены сегодня.

Источник: https://BroDude.ru/9-genialnyx-eksperimentov-v-socialnoj-psixologii/

Эксперимент в психологии (стр. 1 из 2)

Эксперимент

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Это упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений.

Читайте также:  Делинквентное поведение - психология

Эксперимент как изучение переменных

В широком понимании в психологический эксперимент иногда включают, кроме собственно эксперимента, такие методы исследования, как наблюдение, опрос, тестирование). Однако в узком понимании (и традиционно в экспериментальной психологии) эксперимент считается самостоятельным методом. .

Специфика психологического эксперимента

Психологический эксперимент во многом отличается от экспериментов в других областях науки.

В психологическом эксперименте очень трудно быть уверенным, что мы изучаем то, что мы хотим изучить.

Если химик изучает железо, он знает, что он изучает. А что изучает психолог, когда изучает психику? Психику как конструкт невозможно объективно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения.

Экспериментатор хочет изучить, как влияет условия освещенности на эффективность работы. Он меняет освещенность, а люди реагируют не на количество света, а на то, что рядом с ними такой милый экспериментатор…

Вода не кипятится из-за того, что ее переливают в другую колбу. Эксперимент, проводимый над человеком, может влиять на него так сильно, что результаты его говорят скорее о реакции на экспериментатора и эксперимент, нежели об особенностях поведения конкретного человека.

В психологическом эксперимента оказывается важна личность экспериментатора: нередко у одного экспериментатора люди показывают одни результаты, у другого — другие.

Испытуемому диктовали инструкцию, но — как? Людям важно отношение к ним, люди тонко реагируют на внушения от экспериментатора, которые он сам может не осознавать.

Виды экспериментов

В психологии используют лабораторные эксперименты, естественные эксперименты и формирующие эксперименты. В зависимости от этапа исследования различаю пилотажное исследование и собственно эксперимент. Эксперименты могут быть явными и со скрытой целью.

Многие исследователи в процессе обсуждения и дискуссии практикуют мысленные эксперименты. Они, очевидно, гораздо более дешевы и оперативны, хотя и не всегда убедительны и надежны.

По способу проведения различают эксперименты:

Лабораторный эксперимент.

Это самый распространенный и уважаемый в научной психологии эксперимент. В нем максимально строго можно управлять зависимыми и независимыми переменными.

Эксперимент как изучение переменных

Роберт Вудвортс (R. S.

Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», 1938), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений.

Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной.

В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула. Схематически это можно выразить следующим образом:

Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:

Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:

Независимая переменная

Зависимая переменная

Дополнительные переменные (или внешние переменные)

Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменной, что выражается в функции R=f(St(r)), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов (примерами систематической ошибки можно назвать фазы Луны, время суток и др.). Для уменьшения вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов (примером случайной ошибки, может быть, например, усталость или же попавшая в глаз испытуемому соринка).

Основная задача экспериментального исследования

Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R=f(S, P) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.).

В данном случае, R — реакция испытуемого, S — ситуация, а P — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы»[3].

То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.

Естественный (полевой) эксперимент.

Это эксперимент, проводимый в обычной жизни, когда вроде бы никакого эксперимента и никакого экспериментатора — нет. См.→

Формирующий (психолого-педагогический) эксперимент.

Эксперимент заключается в том, чтобы человек или группа людей участвуют в обучении и формировании тех или иных качеств и навыков. И если результат сформирован, нам не нужно гадать, что привело к этому результату: именна эта методика к результату и привела. См.→

В зависимости от этапа исследования различаю пилотажное исследование (так называемое черновое, пробное исследование) и собственно эксперимент.

Явные и скрытые эксперименты

В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на

те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,

те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),

и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

Организация психологического эксперимента

Психологический эксперимент начинается с инструкции, точнее — с установления тех или иных отношений между испытуемым и экспериментатором.

Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки: с кем должен проводиться эксперимент, чтобы результаты его могли считаться достоверными.

Финал эксперимента — это обработка его результатов, интерпретация полученных данных и представление их психологической общественности.

Организация психологического эксперимента

Психологический эксперимент начинается с инструкции, точнее — с установления тех или иных отношений между испытуемым и экспериментатором.

Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки: с кем должен проводиться эксперимент, чтобы результаты его могли считаться достоверными.

Финал эксперимента — это обработка его результатов, интерпретация полученных данных и представление их психологической общественности.

Надежность эксперимента: валидность

Валидность эксперимента — уверенность в том, что эксперимент измерил именно то, что исследователи хотели измерить. См.→

Безупречный эксперимент

Ни один эксперимент ни в одной науке не способен выдержать критики сторонников «абсолютной» точности научных выводов.

Однако как эталон совершенства Роберт Готтсданкер ввёл в экспериментальную психологию понятие «безупречный эксперимент» — недостижимый идеал эксперимента, полностью удовлетворяющий трём критериям (идеальности, бесконечности, полного соответствия), к приближению к которому должны стремиться исследователи. См.→

Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым

Проблема организации взаимодействия между экспериментатором и испытуемым считается одной из основных, порождённых спецификой психологической науки. В качестве самого распространённого средства непосредственной связи между экспериментатором и испытуемым рассматривают инструкцию.

Инструкция испытуемому

Инструкция испытуемому в психологическом эксперименте даётся для того, чтобы увеличить вероятность, что испытуемый адекватно понял требования экспериментатора, поэтому в ней даётся чёткая информация относительно того, как испытуемый должен себя вести, что его просят делать.

Для всех испытуемых в пределах одного эксперимента даётся одинаковый (или равноценный) текст с одинаковыми требованиями. Однако в силу индивидуальности каждого субъекта, в экспериментах перед психологом стоит задача обеспечения адекватного понимания инструкции человеком.

Примеры различия между испытуемыми, которые обуславливают целесообразность индивидуального подхода:

одним испытуемым достаточно прочитать инструкцию один раз, другим — несколько раз,

Источник: http://MirZnanii.com/a/203403/eksperiment-v-psikhologii

Эксперимент в психологии

Эксперимент в психологии – это особый опыт, который проводится в специальных условиях с целью получения новых знаний, путем вмешательства исследователя в жизни того, кто согласился на испытания.

Это полноценное исследование, которое соответствует изменению некоторых факторов с целью проследить результаты изменений.

В широком понимании метод эксперимента в психологии может включать в себя дополнительно опрос и тестирование.

Особенности эксперимента в психологии

Стоит отметить, что сами по себе наблюдение и эксперимент в психологии имеют значительные отличия от экспериментов в других областях науки. В данном случае всегда существует вероятность того, что в результате получится исследование вовсе не того объекта, который представлял собой конечную цель.

Например, когда химик изучает свойства вещества, он точно знает, с чем имеет дело. А вот психика человека не поддается конструктивным наблюдениям, и о деятельности ее судят исключительно по ее проявлениям. Т.е. реакцию психики предугадать невозможно.

Например, экспериментатор хочет узнать, как влияет на психику свечение того или иного оттенка, а психика испытуемые реагирует не на это, а на личное отношение к экспериментатору.

Именно поэтому само понятие эксперимента в психологии очень сложно и многогранно.

Виды эксперимента в психологии

Сам по себе такой метод исследования в психологии, как эксперимент, подразделяется на лабораторные, естественные и формирующие эксперименты. Роме этого, возможно подразделение на пилотажное исследование (первичное) и собственно эксперимент. Они могут быть как явными, так и со скрытой целью. Рассмотрим их все.

По способу проведения различают следующие типы экспериментов в психологии:

  • лабораторный эксперимент. Это наиболее престижный, уважаемые, и вместе с тем распространенный вид эксперимента. В нем доступно максимально точное управление переменными — как зависимыми, так и независимыми.
  • естественный (полевой) эксперимент. Это самый необычный эксперимент, поскольку он проводится в обычной жизни. Т.е. по факту практически никаких перемен не происходит, и экспериментатор практически не вмешивается, но в то же время наблюдение проходит.
  • формирующий (психолого-педагогический) эксперимент. В данном случае человек или группа людей принимают участие в обучении с целью формировании неких навыков или качеств. В данном случае, если результат оказывается сформирован, нет необходимости гадать, почему произошли перемены – эксперимент считается успешным.

Кроме этого, существует деление на явные и скрытые эксперименты. Это влияет на уровень осознанности эксперимента со стороны испытуемого.

  1. Явный эксперимент — испытуемому даны исчерпывающие сведения обо всех целях и задачах, которые ставит перед собой данное исследование.
  2. Промежуточный вариант – испытуемому дается лишь какая-то необходимая часть информации, другая же часть либо утаивается, либо искажается.
  3. Скрытый эксперимент — испытуемому неизвестно зачастую не только о целях эксперимента, но и вообще о самом его факте.

Таким образом, исследования проводятся самыми разными способами. Одни из них наиболее пригодны для изучения поведения взрослых людей, иные идеальны для рассмотрения особенностей детей.

Кстати, именно на детской аудитории чаще всего приводятся скрытые эксперименты, поскольку дети нередко склонны замыкаться и менять свое поведение, если им сообщить все напрямую.

Таким образом, скрытый эксперимент не является чем-то из области обмана – это необходимая мера для получения адекватных результатов.

Источник: https://womanadvice.ru/eksperiment-v-psihologii

Психологический эксперимент, Лабораторный эксперимент, Природный психологический эксперимент — Общая психология Библиотека русских учебников

ГлавнаяПсихологияОбщая психологияПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Понятие об эксперименте

Осуществление экспериментов в психологии было начато еще в XVIII веке. Как научное направление психологии экспериментальная психология сформировалась во второй половине XIX века. Она основывалась на теоретических основах эмпирической психологии и фактических данных исследований психофизиологии органов чувствтя.

Представители экспериментальной психологии основном прибегали к эмпиризму с его неосведомленностью в вопросах философии. С развитием психологии отпала необходимость выделять экспериментальную психологию как самостоятельное направление психологической науки, поскольку экспериментальный метод стал общепризнанным методом психологического исследованияя.

. Психологический эксперимент — это способ чувственно-предметной деятельности в науке, метод познания психической реальности. Изучение явлений психики, сознания и деятельности человека осуществляется в специально созданных и контролируемых дос слидником условиях. Психологический эксперимент и является активным приемом эмпирического познанияня.

Эксперимент является одним из ведущих методов в психологии. Особенность его заключается в том, что исследователь сам создает условия, при которых явление, которое привлекает к себе внимание исследователя, возникает непременно и законо омирно.

Моделируя определенные условия, исследователь имеет возможность четко определять те факторы, которые действовали в момент возникновения и развития явления, выяснить причины, его обусловившие.

Эксперимент дает также возможность повторить опыт, если в этом есть необходимость, для накопления дополнительных сведений, обоснование полученных результатетів.

Разработка и внедрение психологического эксперимента способствовали утверждению психологии как самостоятельной науки

Существует три вида психологического эксперимента — лабораторный, естественный и экспериментально-генетический

Лабораторный эксперимент

Он осуществляется в психологических лабораториях, специально оборудованных соответствующей аппаратурой, которая измеряет и регистрирует показатели психических явлений

Естественный эксперимент осуществляется в обычных для исследуемого условий деятельности (во время игры, урока, привычной деятельности, на производстве, в экстремальных условиях и т.п.)

Лабораторный эксперимент проводится по искусственно созданных условиях, когда исследователь имеет возможность подбирать целесообразные средства, искусственно создавать такие условия, которые бы обеспечивали научную чистоту эксперимента и оптимальное продвижение исследователя к истинам.

Естественный эксперимент, как и лабораторный, проводится по определенной программе, но так, что человек не догадывается, что за ним наблюдают, и выполняет свои задачи спокойно, в привычном для нее темпе, с пр ритаманнимы ей характерологическими чертами и отношением к выполнению учебных, трудовых, спортивных и других зада.

Читайте также:  Память рода: сила семейного предания - психология

Природный психологический эксперимент

Естественный эксперимент осуществляется так, чтобы в исследуемых не возникло подозрение, что их психологически изучают, т.е. по привычных условий (игры детей, учеба в школе, деятельность работника на рабочем месте эти т.п.). В естественном эксперименте различают два вида: а) констатирующий и б) преобразующий (задачи обучения или воспитания).

сравнению с лабораторным при естественном психологического эксперимента труднее достичь научной чистоты. Природный психологический эксперимент широко применяется в педагогической психологии в форме учеб. Ання и воспитаниюя.

Особенность осуществления психологического эксперимента в современных условиях заключается в невиданном расширении его масштабов, перерастании лабораторного эксперимента в промышленный (инженерная, космическая психолог гия), все более широком применении для его осуществления современных технических средстве.

Затрудняет осуществления психологического эксперимента то, что изучение психологических явлений, функций и процессов всегда в значительной мере субъективное. Как форма познания психологический эксперимент имеет не только положительные нет, но и негативные аспекты. Ограниченность психологического эксперимента проявляется в том, чтоо:

а) не все объекты психологического изучения могут стать объектом чисто научного экспериментального изучения (например, инсайт, способности, интуиция);

б) технические средства, которые помогают исследователю осуществлять психологический эксперимент, влияют на протекание психических процессов, в известной мере искажает картину исследования;

в) психологический эксперимент, как и наблюдение, направлен на единичное явление, он не выходит за пределы непосредственного отражения психически реальности

Разновидностью естественного эксперимента является преобразующий (учебный и воспитательный) эксперимент

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: https://uchebnikionline.com/psihologia/zagalna_psihologiya_-_maksimenko_sd_/psihologichniy_eksperiment.htm

Эксперимент

Эксперимент – это один из доступных научному мировоззрению методов познания окружающей реальности, обоснованный принципами повторимости и доказательности. Этот метод строится индивидуально в зависимости от выбранной области, на основании теорий или выдвинутых гипотез и происходит в специально контролируемых или управляемых условиях, удовлетворяющих запросу исследования.

Стратегия эксперимента предполагает целенаправленно выстроенное наблюдение за выбранным явлением или объектом в заранее определенных гипотезой условиях. В психологической отрасли эксперимент предусматривает совместное взаимодействие экспериментатора и обследуемого, направленное на выполнение разработанных предварительно экспериментальных заданий и изучение возможных изменений и взаимосвязей.

Эксперимент относится к разделу эмпирических методов и выступает критерием истинности установленного явления, поскольку безоговорочным условием построения экспериментальных процессов является их повторная воспроизводимость.

Эксперимент в психологии используется как основной способ изменения (в терапевтической практике) и исследования (в науке) реальности, и имеет традиционное планирование (при одной неизвестной переменной) и факторное (когда неизвестных переменных несколько). В случае, когда исследуемое явление или его область представляются недостаточно исследованными, применяется пилотажный эксперимент, помогающий уточнить дальнейшее направление построения гипотез.

Отличается от исследовательского метода наблюдения и невмешательства активным взаимодействием с объектом изучения, намеренным вызыванием изучаемого явления, возможностью изменения условий процесса, количественного соотношения параметров и включает в себя статистическую обработку данных.

Возможность контролированного изменения условий или составляющих эксперимента позволяет исследователю более глубоко изучить явление или заметить ранее не выявленные закономерности.

Основная трудность применения и оценки достоверности экспериментального метода в психологии заключается в частой включенности экспериментатора во взаимодействие или общение с испытуемыми и косвенным образом, под воздействием подсознательных мотивов, может оказать влияние на результаты и поведение обследуемого.

Эксперимент, как метод исследования

При изучении явлений возможно использование нескольких видов методов: активные (эксперименты) и пассивные (наблюдение, архивное и биографическое исследование).

Метод эксперимента подразумевает под собой активное влияние или вызывание исследуемого процесса, присутствие основной и контрольной (максимально схожая с основной, но не подвергающаяся влиянию) экспериментальных групп.

По своему смысловому назначению выделяют исследовательский эксперимент (при неизвестности наличия взаимосвязи между выбранными параметрами) и подтверждающий (когда взаимосвязь переменных установлена, но необходимо выявить характер этой связи).

Для построения практического исследования необходимо изначальное формулирование определений и изучаемой проблемы, постановка гипотез, последующая их проверка. Полученные результативные данные обрабатывают и интерпретируют, используя методы матстатистики, учитывающей особенности переменных и выборок испытуемых.

Отличительными чертами экспериментального изучения являются: искусственная самостоятельная организация условий для активизации или появления определенного изучаемого психологического факта, возможность изменять условия и устранять некоторые из влияющих факторов.

Все построение экспериментальных условий сводится к определению взаимодействия переменных: зависимой, независимой и побочных.

Под независимой переменной понимается то условие или явление, которое может варьировать или изменять экспериментатор (выбранное время суток, предлагаемая задача), чтобы проследить его дальнейшее влияние на зависимую переменную (слова или ответные на стимул действия испытуемого), т.е. параметров другого явления. В ходе определения переменных важно обозначить и конкретизировать их так, чтобы они поддавались регистрации и анализу.

Помимо качеств конкретности и регистрируемости, должно быть соответствие валидности и надежности, т.е.

тенденция сохранять устойчивость показателей ее регистрируемости и сохранении полученных показателей только при условиях, повторяющих экспериментальные, касательно выбранной гипотезы.

Побочными переменными являются все факторы, которые косвенным образом влияют на результаты или течение эксперимента, будь то освещение или уровень бодрости испытуемого.

Метод эксперимента обладает рядом преимуществ, среди которых повторяемость изучаемого явления, имеющаяся возможность влиять на результаты путем изменения переменных, возможность выбора начала осуществления эксперимента. Это единственный метод, дающий наиболее достоверные результаты.

Среди причин критики данного метода находится непостоянность, спонтанность и уникальность психики, а также субъект-субъектные отношения, которые своим наличием не совпадают с научными правилами.

Еще одной негативной характеристикой метода является то, что условия лишь частично воспроизводят реальность, и соответственно подтверждение и стопроцентное воспроизведение полученных в лабораторных условиях результатов в условиях реальности не возможно.

Виды экспериментов

Однозначной классификации экспериментов нет, так как понятие состоит из множества характеристик, на основании выбора которых и строится дальнейшее разграничение.

На этапах постановки гипотезы, когда еще не определены методы и выборки, стоит проводить мысленный эксперимент, где учитывая теоретические предпосылки, ученые проводят воображаемое исследование, стремящееся к обнаружению противоречий внутри используемой теории, несопоставимость концепций и постулатов. В мысленном эксперименте исследуются не сами явления с практической стороны, а имеющаяся теоретическая информация о них. Построение реального эксперимента включает в себя планомерное манипулирование переменными, их коррекция и выбор в реальности.

Лабораторный эксперимент присутствует при искусственном воссоздании специальных, организующих необходимую обстановку условий, при наличии аппаратуры и инструкции, определяющей действия испытуемого, сами испытуемые осознают свое участие в методе, но от них могут утаивать гипотезу, для получения независимых результатов. При такой постановке возможен максимальный контроль переменных, но полученные данные тяжело сопоставимы с реальной жизнью.

Естественный (полевой) или квазиэксперимент происходит, когда исследование проводится непосредственно в группе, где не возможна полная корректировка необходимых показателей, в естественных для выбранной социальной общности условиях.

Используется для изучения взаимовлияния переменных в реальных жизненных условиях, происходит в несколько этапов: анализ поведения или отзывов исследуемого, фиксация полученных наблюдений, анализ результатов, составление полученной характеристики исследуемого.

В психологической исследовательской деятельности наблюдается применение в одном исследовании констатирующего и формирующего эксперимента. Констатирующий определяет наличие явления или функции, тогда как формирующий проводит анализ изменения данных показателей после этапа обучения или иного влияния на выбранные гипотезой факторы.

При постановке нескольких гипотез применяется критический эксперимент, для подтверждения истинности одной из выдвинутых версий, при этом остальные признаются опровергнутыми (для реализации нужна высокая степень разработки теоретической базы, а также довольно сложное планирование самой постановки).

Проведение эксперимента актуально при проверке пробных гипотез, выбора дальнейшего хода исследования. Такой проверочный метод называется пилотажным, проводится при подключении меньшей выборки, чем при полном эксперименте, с меньшим внимаем к анализу деталей результатов, и стремится выявить лишь общие тенденции и закономерности.

Так же эксперименты различают по количеству информации, доступной испытуемому о самих условиях исследования. Выделяют эксперименты, где испытуемый владеет полной информацией о ходе исследования, те, где некоторая информация утаивается, те, где испытуемый не знает о проводимом эксперименте.

По полученным результатам различают групповые (полученные данные характерны и актуальны для описания явлений, присущих определенной группе) и индивидуальные (данные, описывающие конкретную личность) эксперименты.

Психологические эксперименты

Эксперимент в психологии имеет отличительную особенность от особенностей его проведения в других науках, поскольку объект исследования имеет собственную субъектность, что может вносить определенный процент влияния, как на ход изучения, так и на результаты исследования. Основная задача, которая ставится перед психологическим экспериментом – вывести на обозримую поверхность сокрытые внутри психики процессы. Для достоверности передачи такой информации требуется полный контроль максимального количества переменных.

Понятие эксперимента в психологии, помимо исследовательской сферы, используется в психотерапевтической практике, когда происходит искусственная постановка актуальных для личности проблем, для углубления переживаний или проработки внутреннего состояния.

Первые шаги на пути экспериментальной деятельности заключаются в установлении определенных взаимоотношений с испытуемыми, определение особенностей выборки. Далее испытуемые получают инструкцию для выполнения, содержащую описание хронологичности порядка выполняемых действий, изложенную максимально подробно и в лаконичной форме.

Этапы осуществления психологического эксперимента:

— постановка проблемы и выведение гипотезы;

— анализ литературных и теоретических данных по выбранной проблематике;

— выбор экспериментального инструмента, позволяющего как управлять зависимой переменной, так и регистрировать изменения независимой;

— формирование релевантной выборки и групп испытуемых;

— проведение экспериментальных опытов или диагностики;

— сбор и статистическая обработка данных;

— интерпретация результатов исследования, составление выводов.

Проведение психологического опыта привлекает к себе внимание социума значительно чаще, чем экспериментирование в других областях, так как затрагивает не только научные понятия, но также этическую сторону вопроса, ведь при постановке условий и наблюдений экспериментатор непосредственно вмешивается и влияет на жизнь испытуемого. Существует несколько всемирно известных экспериментов, касающихся особенностей поведенческих детерминант человека, часть из которых признаны антигуманными.

Хоторнский эксперимент возник вследствие снижения производительности работников одного предприятия, после чего были предприняты диагностические методы по выявлению причин.

Результаты исследования показали, что производительность зависит от занимаемого социального положения и роли человека, а те работники, которые попали в группу испытуемых, начали работать лучше лишь от осознания факта участия в эксперименте и того, что на них направленно внимание работодателя и исследователей.

Эксперимент Милгрэма был направлен на установление количества боли, которое может нанести человек другим, абсолютно невинным, если это входит в их обязанности.

Участвовало несколько людей – сам испытуемый, начальник, который отдавал ему приказ в случае ошибки направлять на провинившегося разряд электрического тока и непосредственно тот, кому предназначалось наказание (эту роль выполнял актер).

В ходе данного эксперимента было выявлено, что люди способны нанести значительные физические страдания другим невиновным, из чувства необходимости подчинения или страха ослушаться авторитетных лиц, даже при условии возникновения конфликта с их внутренними убеждениями.

Эксперимент Рингельмана устанавливал изменение уровня производительности в зависимости от количества человек, привлеченных к выполнению задачи.

Оказалось, что чем больше человек участвует в выполнении работы, тем ниже производительность каждого и группы в целом.

Это дает основания утверждать, что при осознаваемой индивидуальной ответственности есть стремление максимально выложиться в стараниях, тогда как при групповой работе можно переложить на другого.

«Чудовищный» эксперимент, который некоторое время успешно скрывали его авторы, опасаясь наказания, был направлен на изучение силы внушения.

В его ходе двум группам детей из интерната говорили об их навыках: первую группу хвалили, а вторую постоянно критиковали, указывая на недостатки в речи.

В дальнейшем у детей из второй группы, ранее не сталкивавшихся с речевыми затруднениями, начали развиваться дефекты речи, некоторые из которых сохранились до конца жизни.

Есть еще много других экспериментов, где вопросы морали не были учтены авторами, и, несмотря на предполагаемую научную ценность и открытия, восхищение не вызывают.

Эксперимент в психологии имеет своим назначением изучение психических особенностей для улучшения его жизни, оптимизации работы и борьбы со страхами и поэтому первоочередным требованием к разработке методов исследований является их этичность, ведь результаты экспериментальных опытов могут вызвать необратимые изменения, изменяющие последующую жизнь человека.

Источник: http://vseopsycho.ru/eksperiment/

Компьютеризованный психологический эксперимент | Учеба-Легко.РФ — крупнейший портал по учебе

В современных исследованиях лабораторные условия проведения эксперимента часто выглядят как компьютеризованные процедуры.

Иногда говорят об особом типе подобного эксперимента, противопоставляемого по форме проведения некомпьютеризов энным — без аппаратурным и аппаратурным, но с использованием других приборов.

Чтобы представить компьютеризованный тип эксперимента, обратимся сначала к истории вопроса.

Первые шаги компьютеризации психологических исследований

Публикации, в которых осмысливались возможные пути и преимущества компьютеризации психологических исследований, появились за рубежом в начале 1960-х гг. Причем изначально речь шла об использовании электронно-вычислительных машин (ЭВМ) учеными других специальностей. Лишь позже они стали использоваться психологами. Были намечены следующие линии рассмотрения:

ü    организация последовательностей стимулов и фиксация данных;

Читайте также:  Нонконформизм и нонконформисты - психология

ü    обработка данных и обнаружение взаимосвязей между переменными;

ü     проверка гипотез путем моделирования и имитации исследуемых процессов.

Существенна при этом первоначальная ориентация авторов на возможности так называемых больших машин. Они в то время функционировали в вычислительных центрах, т. е.

находились в ведении профессиональных пользователей. Психологам стали доступны ЭВМ другого поколения — мини-ЭВМ.

Эти малые машины стали включать в экспериментальные установки для предъявления стимуляции, фиксации ответов испытуемых и обработки данных.

Об изменении подходов к планированию психологических экспериментов начали говорить в связи с разработкой программ для гибкого управления стимуляцией по ходу эксперимента (в соответствии с заданными правилами) и информирования испытуемого о его результатах.

Случайное распределение испытуемых по заданным экспериментальным условиям, случайное варьирование признаков стимуляции, предъявляемой с помощью индикаторов на электронно-лучевых трубках (ЭЛТ), реализация много факторных схем внутри предъявляемых последовательностей — вот те функции, которые характеризовали использование мини-ЭВМ. Например, с использованием ЭВМ в 1970-е гг. появилось немало исследований по инженерной психологии, и эта отрасль стала бурно развиваться. В ней преимущественно автоматизировались условия искусственного эксперимента. В исследованиях когнитивных психологов в это же время проходила компьютеризация лабораторных экспериментов.

Само слово «компьютер» в отечественной психологии впервые появилось в публикации 1971 г., когда крупнейшим отечественным психологом Олегом Константиновичем Тихомировым, вернувшимся в 1970-м г. со стажировки из США, была поставлена проблема психологического изучения взаимодействия человека с ЭВМ при решении разного рода профессиональных и интеллектуальных задач.

Появление персональных компьютеров в отечественных психологических лабораториях в середине 1980-х гг. означало использование техники нового поколения уже не на электронных лампах.

И сегодня компьютеры используются во многих областях психологических исследований.

Однако вернемся к первым экспериментальным установкам на базе мини-ЭВМ. В отличие от тахистоскопа предъявление информации посредством безынерционного электронного луча решило такие «технические» проблемы, как ручная перезарядка кассет, следование жесткому порядку предъявления стимулов, контроль за временем реакции испытуемого.

Были созданы автоматизированные системы для проведения психофизиологических исследований, в частности чтобы создавать различные состояния человека-оператор а и фиксировать показатели их изменений при эмоциональном напряжении, стрессе, утомлении и т. д.

Использование ЭВМ позволило при этом сопоставлять качественные и количественные характеристики деятельности человека в задаваемых «модельных» ситуациях с фиксируемыми психофизиологическими показателями.

Таким образом, применение компьютеров позволяло моделировать те или иные условия деятельности, предполагающие ориентировку испытуемого в сложных стимульных ситуациях (включавших построение человеком их образно-концептуальных моделей) и принятие решений о переходе к тем или иным исполнительским действиям.

Компьютерное управление экспериментально варьируемыми факторами (независимыми и дополнительными переменными) и фиксация показателей в качестве зависимых переменных изменили направленность проверяемых психологических гипотез с точки зрения объяснительных схем.

«Компьютерная метафора», сложившаяся в это время в психологии, означала развитие подхода, в котором структуры психических процессов рассматривались по аналогии с системами переработки информации ЭВМ. Это было влияние новой техники на мир психологических теорий.

Однако рассмотрим пока только методический аспект влияния, оказываемого применением компьютеров, на организацию психологических экспериментов: это подчеркиваемая обычно в качестве существенного преимущества стандартизация процедуры проведения опытов.

Стандартизация экспериментальной процедуры мыслилась в основном как обеспечение максимального и гибкого контроля в первую очередь за визуальными стимулами, предполагающими актуализацию определенных сенсорно-перцептивных процессов и процессов запоминания. В исследования мышления подобные управляемые ЭВМ экспериментальные стенды вошли вместе с модернизацией Дж. Брунером методики образования искусственных понятий.

Дисплей позволял обеспечивать динамику и синхронизацию предъявления разных стимулов, точность рисунков и давал прочие преимущества, сочетаемые с возможностями использования ЭВМ для создания так называемых адаптивных методик. Алгоритм подобных методик учитывал, например, необходимость повторения проб, в которых испытуемый сделал ошибку.

И наряду со стандартизацией условий для групп испытуемых стали разрабатываться программы управления процедурой опытов, адаптировавшие условия для отдельного человека (в зависимости от его индивидуальных особенностей, к которым могли быть отнесены пороги чувствительности, стрессоустойчивость, уровень предварительной обученности и т. д.).

Следующим шагом стало включение в экспериментальные ситуации on-line-связи, или режима «реального времени» взаимодействия человека с компьютером.

Это оказалось возможным с переходом от «больших» к «малым» машинам, что позволило также избежать ряда проблем, связанных с использованием центров коллективного пользования (для больших машин).

Осуществляя взаимодействие с компьютером по типу «запрос — ответ» в режиме реального времени, испытуемый мог, например, сам принимать решения относительно того, что далее исполнять машине.

Не определяя целостной структуры экспериментальной ситуации, он, однако, смог теперь управлять последовательностью стимулов, разворачивать разные стратегии изменения ситуации, решать в диалоге мыслительные задачи. Цифровое печатающее устройство или экран дисплея в последнем случае превратилось в средства анализа самим испытуемым его стратегий.

Переход к персональным компьютерам и широкому использованию программного обеспечения, ориентированного на «пользователя», не являющегося специалистом в области вычислительной техники, также обусловил новую направленность гипотез, проверяемых в компьютеризованном эксперименте.

Это были гипотезы, формулируемые в контекстах сравнения деятельности «профессиональных» пользователей (программистов) и «непрофессионалов», использующих компьютеры для решения своих исследовательских и прикладных задач; в конце концов их стали называть пользователями (а не программистами). В области психологии программирования произошла переориентация с одной выборки испытуемых (программистов) на другую (пользователей).

Изменились и типы независимых переменных: сравнение разных режимов профессионального использования ЭВМ (например, эффективности деятельности программиста при on-line и off-line-связи, предполагающей режим пакетной обработки информации); сравнение разных типов программ, адаптированных для пользователей, отличающихся по степени предварительной обученности.

Одновременно стали развиваться и другие способы включения компьютера в психологический эксперимент, например в социально-психологических исследованиях. Использование игр, когда компьютерная программа симулировала стратегию противника, или обеспечение взаимодействия посредством

ЭВМ с находящимся в другом месте партнером — эти и другие новшества в экспериментальном контроле существенно раздвинули рамки управления ситуациями общения, в которые включался испытуемый.

Как и в случае нацеленности психологических гипотез на микроструктурный анализ познавательных процессов (например, при построении моделей кратковременной памяти), использование компьютера в социальной психологии позволяло проверять более точные гипотезы.

В основном при этом сохранялась сформулированная Бартлеттом позиция: «От начала до конца психолог, использующий машину, может полагаться на собственную психологию, которая говорит ему, где применять и как интерпретировать возможности компьютера».

Такая методология отношения к компьютерной технике существенно изменилась в современных условиях, когда пользователи, в том числе и психологи, столкнулись с реалиями Интернета.

Проблема психологических последствий компьютеризации

В отечественной литературе соответствующий этап обсуждения проблем компьютеризации психологических исследований оказался связанным и с другой проблемой — анализом психологических последствий компьютеризации. Школой О. К.

Тихомирова эти последствия связывались, в частности, с изменениями в интеллектуальной деятельности человека в условиях использования им новых орудийных средств.

В отечественной психологии изначально развивались две разные линии компьютеризации экспериментов. Они представляли:

·  позиции, аналогичные сложившимся первоначально за рубежом и указанным выше направлениям изменения ситуации эксперимента;

·  позиции, связавшие компьютеризацию психологических исследований с возможностями преодоления компьютерной метафоры в самой психологии. Подход О. К.

Тихомирова по отношению к возможностям включения ЭВМ в экспериментальные процедуры был оригинальным в том плане, что противопоставил схемам взаимодействия, где человек замещался компьютером или дополнял его в процессах переработки информации, третий вид схем.

В этих новых схемах компьютеризация деятельности человека рассматривалась как предмет анализа, исходящего из ряда предположений:

·  сам факт взаимодействия с компьютером может не только расширять, но и сужать возможности интеллектуальной деятельности человека;

·  анализ новообразований, идентифицируемых психологом в ходе реализации человеком решений тех или иных задач, должен служить основанием для квалификации достигнутого уровня взаимодействия и ряда других.

В то же время это был новый виток обоснования сложившихся ранее в отечественной психологии позиций к пониманию культурно-исторического пути развития высших психических функций человека. В работах этой школы ряд идей Л. С. Выготского о развитии второй — социальной — природы человеческого мышления получил такую окраску, о которой сам автор не мог и предполагать в 1920-30-е гг.

Новый подход сложился как вариант психологического осмысления развития тех искусственных средств человеческого познания, которые не были известны до появления компьютеров. Сейчас же они вошли в нашу культуру, изменяя нормативы мышления человека, способы его познания и общения с другими людьми.

При этом имеется в виду не контекст проблемы обучения с помощью компьютеров (хотя и здесь сложились уже разные подходы к проблеме детерминации мышления в этой новой ситуации обучения).

Речь идет о развитии идеи опосредствованности высших психических функций человека в современных условиях использования им как субъектом труда и познания принципиально новых информационных технологий.

Так, создание систем «искусственного интеллекта» стало самостоятельным видом разработок способов работы со знаками.

Само по себе последовавшее в результате этого удвоение уровней опосредствания интеллектуальной деятельности человека (знаковые системы и технологии работы с ними) могло бы рассматриваться как сравнительно автономная область, куда «дотягиваются» познавательные усилия только специалистов в области вычислительной техники.

Однако ориентировка на пользователя как человека, не являющегося таким специалистом, но включающего компьютер в системы социальных взаимодействий, принятия решений на основе экспертных систем, в новые технологии обучения и т. д., заставило укрупнить проблему «человек и компьютер» до уровня общепсихологической значимости.

Сформулированные основные проблемы психологических последствий компьютеризации таким образом развивали положения Выготского применительно к пониманию психологической сути новой сложившийся социальной ситуации.

Раньше «зона ближайшего развития» характеризовалась тем, что ребенок не может сделать сам, но может сделать с помощью взрослого; теперь же он с помощью компьютера может сделать то, что ему не под силу в одиночку.

Идея «пра-мы» может принять теперь вид «мы-с-компьютер ом», а точнее — «наше мышление в опосредствовании его мыслительными структурами программиста и создателя техники» (Тихомиров, 1983, с. 115). И в такой новой системе можно «ожидать появления новых качеств осознанности и произвольности».

Диалог с компьютером при решении человеком мыслительных задач ведет к известным феноменам персонификации этого сложного средства, к изменению направленности целеобразования субъекта (будь то школьник или взрослый), к выраженности у человека новых, причем не только операционально-технических, но и мотив анионных компонентов общения.

Предполагалось, что использование компьютерных, т. е.

полученных в результате использования программного обеспечения, данных в реальном диалоге или при имитации такого диалога может привести к преобразованию интеллектуальной деятельности (изменению предпочитаемых субъектом стратегий, уровней контроля, оценок принимаемых к сведению ориентиров и т. д-).

Но компьютеризация процедур принятия решений, предполагающих мысленную ориентировку субъекта в закономерностях изменяемой «действиями» компьютера проблемной ситуации, может также породить незримые для самого пользователя управляющие воздействия на его мыслительные стратегии.

Пример. При компьютеризации процедуры образования искусственных понятий нами сравнивались качественные и количественные показатели интеллектуальных решений человека в управляемом компьютерном диалоге.

Диалог с компьютером предполагал активность самого испытуемого в организации запросов, чтобы проверить гипотезы о «задуманном машиной» понятии или образцы объектов, подводимых под то или иное понятие.

Задание разных уровней независимой переменной осуществлялось благодаря возникновению двух видов диалога — стандартного и модифицированного.

При внешне идентичных условиях режимы диалога отличались следующим:

·  в первом испытуемый раскрывал действительно выбранное изначально машиной понятие (из 30 возможных);

·  во втором испытуемый раскрывал несуществующее заранее понятие, которое строилось машиной в зависимости от осуществленных в диалоге
запросов.

При варьировании условий диалога нами были получены значимые эффекты зависимости показателей реализуемых субъектом интеллектуальных стратегий (Корнилова, Тихомиров, 1990).

Они выражались в изменениях времени обдумывания попыток, их числа (на задачу) и общей направленности стратегий.

Фиксация времени действий по решению задачи, отражающих проверку испытуемым гипотез о понятии и примеров «объектов», которые подводятся под это понятие, позволила выявить взаимосвязи показателей мышления с особенностями когнитивных стилей и личностных свойств испытуемых.

Важно, что эти изменения в показателях интеллектуальных стратегий происходили без осознания самим субъектом особенностей заданной во втором условии «игры» с ним. Это могло интерпретироваться не только как изменение, но и как «искажение» произвольности в регуляции своих решений, а также их осознанности и самостоятельности.

В этом и ряде других исследований выявлено, что использование компьютера ведет к неосознаваемым изменениям интеллектуальных стратегий у человека. Компьютер может как расширять, так и сужать возможности человека. К негативным последствиям следует отнести возрастание роли рутинных компонентов в интеллектуальной деятельности человека.

Источник: http://uclg.ru/education/psihologiya/eksperimentalnaya_psihologiya/lecture_kompyuterizovannyiy_psihologicheskiy_eksperiment.html

Ссылка на основную публикацию