Проблемы с учителем (подросток) — психология

Какой учитель нужен подростку?

Важно помнить об особенностях подросткового возраста, где лень — последствие повышенной утомляемости, хамство и агрессия — попытки самоутвердиться и защитить себя, вычурная одежда и пирсинг — средство выражения своей уникальности, а нежелание учиться вызвано разрывом между мечтами и действиями.

Стремительное физическое развитие заставляет их комплексовать из-за внешности, гормональные всплески делают их ранимыми и раздражительными, а первая любовь вообще затмевает все «житейское» и отодвигает учебу и домашние дела на второй, если не десятый план.

Вот такими они приходят на урок… И как быть несчастному учителю, которому волею судьбы нужно укрощать эти строптивые создания, да еще и обучать их чему-либо? Понимать причины их поведения важно, но ведь нужно и как-то реагировать на них, оберегать себя и свое самолюбие, не разрушая самооценку «штудентов» и не опускаясь до криков и грубости.

Учителю, по утверждениям самих подростков, необходимы такие качества, как честность, гибкость, уважительность, умение слушать, любовь к работе, хорошее знание предмета и умение интересно объяснять. Но те, кто работает в школе, понимают, как непросто быть «хорошим» для «нынешних детишек».

Чего же они хотят?

Если вы работаете с подростками, старайтесь не делать промахов в общении — ваши отношения с классом влияют на отношение к предмету и на успеваемость.

  • Спокойная и уверенная интонация. Если преподаватель говорит спокойным, уверенным голосом, это действует положительно даже на раздраженного подростка. Отсутствие ответной агрессии успокаивает, не дает разгореться конфликту и переложить чувство вины с себя на другого.
  • Уважение. И еще раз уважение. Оно должно быть взаимным. Если не считаться с мнением подростков, отчитывать при всем классе, высмеивать и унижать их, можно лишь нажить врагов, но ничего хорошего из этого точно не выйдет. Тем более наивно будет ждать уважения с их стороны.
  • Хороший помощник преподавателя — здоровое чувство юмора, умение перевести инцидент в шутку, а порой посмеяться вместе с юными школярами над собственной ошибкой. Но не путайте это с ехидством и язвительностью. Язвительное замечание, пусть даже очень остроумное, губительно для отношений с тинейджером.
  • Ни в коем случае не навешивайте ярлыки. Если вы будете называть ребенка «лентяем», это понизит его самооценку и поведение. Клеймо «грубияна», «петрушки», «неряхи» приведет к ощущению его собственной беспомощности и отчаяния.
  • Старайтесь спокойнее относиться к тому, что «они на себя надевают». Одежда в эту сложную пору становится и прикрытием от всего мира, и способом самовыражения. А любая критика того, как они выглядят, и того, что они слушают, ранит, перечеркивает все хорошее в отношениях.
  • Подростки вообще воспринимают критику как нелюбовь, неприятие, не чего-то конкретного, а себя в целом. Замечание и недовольство учителя — подтверждение того, что он хуже всех.
  • Лучше хвалите. Хвалите усилия и старательность ученика, а не его самого. Тогда будет видно, что вы не Петю Васина любите и цените, а его труд и работу по изучению предмета.
  • Нужно обязательно проводить границу в поведении. Договаривайтесь о наказаниях заранее, а не после того, как что-то случилось. Вводите умеренные санкции и выполняйте их. Избегайте пустых угроз, которые вы никогда не исполните.
  • Подростку необходимо преодолевать препятствия, чтобы оценить свои возможности. Когда они полностью свободны и предоставлены сами себе — это потенциально опасно. Ставьте рамки, будьте готовы к компромиссу.
  • Если ученик раздражен, рассержен, расстроен — не спешите выяснять отношения. Отложите разговор на потом.
  • И еще. Говорить на их языке — не значит погружаться в молодежный сленг. Не переборщите — это может выглядеть нелепо, а вот говорить достаточно доступно, не вдаваясь в обратную крайность, — то, что надо.

Как их можно чему-то научить?

Преподавателю важно уметь преподносить материал доходчиво и интересно, связывать материал с контекстом современной жизни, объяснять, где это может пригодиться, устраивать обсуждения спорных тем, рассматривать точки зрения нескольких ученых, терпеливо объяснять трудные места тем, кто не понял.

  • Если у учителя искра в глазах, то и молодежь более заинтересована на уроке. Вопросы учеников не должны оставаться без ответа. Если вы не смогли ответить сразу, пообещайте, что ответите на следующем уроке.
  • Если ученик открыто выражает отсутствие интереса к вашему предмету, задайте ему пару вопросов «на будущее». Например: «Как думаешь, если ты, напишешь девушке смс с тремя ошибками в слове, это добавит тебе шансов на свидание?»
  • Всегда напоминайте своим ученикам, что они могут развиваться. Хорошо учится не тот, кто «умный», а тот, кто стремится к знаниям. Если начать прикладывать усилия сейчас, то можно добиться даже лучшего результата, чем вчерашние отличники. Расскажите, что при подготовке к контрольным и экзаменам можно использовать более эффективные методы, если учитывать, какие типы памяти лучше работают.
  • Можно использовать и более оригинальные способы мотивации. Например, заметьте невзначай, что, по последним исследованиям психологов, чтение книг про активных, целеустремленных героинь помогает девушкам стать активнее и сбросить вес.
  • Укрепить желание работать поможет обещание награды — помощь на контрольной, поездка в музей или в театр всем классом. Будущее великого инженера или бизнесмена еще далеко, а вот конец четверти не за горами. Ради интересной поездки можно постараться убрать хвосты и подтянуть оценки.

Справедливость, гибкость, находчивость и искреннее желание понять и принять их такими, какие они есть, помогут построить прочный мост между вами и классом. Не забывайте, что все мы когда-то были подростками.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/61150/

Взаимоотношения подростков с учителями и родителями

Система взаимоотношений подростков с учителями усложняется по сравнению с младшими школьниками, на смену беспрекословной авторитетности педагогов приходит дифференцированное отношение к ним — если младшие школьники автоматически выражали свое уважение к учителю, то в отношении подростков авторитет ему необходимо завоевать.

Если педагог не видит усилий подростков в сфере саморазвития, это сильно задевает их самолюбие и приводит к разочарованию.

Характер общения ученика основной школы с учителями и субъективное отношение к ним меняется в течение подросткового возраста.

Если ведущими мотивами общения младших подростков является желание приобрести поддержку, одобрение учителя за обучение, поведение и школьную работу (по традициям младшего школьного возраста), то старшие подростки ожидают личностного общения на равных, признание учителем их взросления. Несмотря на внешнюю, демонстративную ненужность мнения педагога для подростка, последний очень чувствителен к несправедливости, недоверию учителя.

Учитель может фиксировать и негативно оценивать ухудшение мотивации обучения подростка. Однако, отношение подростков к учебному предмету преимущественно проектируется от отношения к учителю.

В связи с расширением опыта и усложнением мыслительной деятельности подростка, он, воспринимая информацию от учителя, подвергает ее критическому анализу. Поэтому именно во взаимоотношениях учащихся основной школы с учителями впервые фигурирует конфликт поколений.

Какой формы приобретет конфликт поколений: конструктивной развивающей дискуссии или антагонистического конфликтного противостояния — в первую очередь зависит от позиции педагога.

Общение подростка с учителем может приобретать откровенно конфликтного характера, негативно влиять на общую производительность их взаимоотношений. При этом инициатором конфликта может стать каждый из субъектов взаимодействия:

Оптимальным стилем взаимодействия учителя с подростками является демократический, сочетающий в себе поощрение подростков к самостоятельности, ответственности и коллегиальности и постоянный, требовательный контроль, справедливую оценку результатов учения школьников.

Если педагоги замечают процессы взросления учащихся основной школы, признают их, организуют учебную и воспитательную деятельность так, чтобы подростки могли адекватно реализовать себя как личности, которые формируются, то процесс общения между ними носит продуктивный характер.

Семья остается весомым институтом социализации подростков, хотя они сами несколько обесценивает ее роль.

Чувство взрослости как центральное новообразование подростков вызывает их стремление изменить отношения с послушания, подчинения ребенка взрослому на равноправные отношения. Детская любовь к родителям меняется у подростка на анализ и критику их личностных качеств, т.е. вступает в силу эффект «снятия с пьедестала».

Эффект «снятие с пьедестала» — уменьшение авторитетности родителей для подростка, вызванное его критическим, оценочным отношением к личностных качеств и поведения родителей

Эгоцентризм проявляется как сосредоточенность подростков на себе

Данное явление вызывает ослабление эмоциональных связей между подростком и родителями, переключения его интересов в среду сверстников. Сложность взаимоотношений подростков с семьей обусловлено и асимметричностью их интересов.

Так, родители интересуются всеми сферами жизни подростков, тогда как остальные через собственный эгоцентризм и малый жизненный опыт мало озабочены проблемами родителей. В отношениях с родителями подросток стремится наладить новые связи, подтверждая свою идентичность и испытывая свою автономию.

Перестройка взаимоотношений подростка с родителями сопровождается его поведенческим отделением от взрослых, что проявляется в реакциях эмансипации и оппозиции .

Подростковая реакция эмансипации — стремление подростка избавиться от опеки, требовательности взрослых и получить автономность от старшего поколения

Подростковая реакция оппозиции — противопоставление ценностей и норм подростка требованиям взрослых

Эмоциональная эмансипация подростков опирается на предыдущие достижения их воспитания и символизирует противоречивость родительских задач: взрослые должны обеспечить защищенность и поддержку детям и одновременно способствовать становлению их независимости, самостоятельности.

Эмоциональная эмансипация дается подростку гораздо легче, чем его родителям. Переключение интересов подростка на ровесников, ослабление частоты общения и открытости, доверия между родителями и подростком является неизбежным явлением, которое, однако, не отрицает значимости семьи для взросления подростка.

Его тяга к поведенческой и нормативной автономии тоже является весьма относительным явлением. На самом же деле подростки не стремятся к полной свободе, так как она воспринимается ими как отчуждение от семьи. По словам Ф.

Райса, подростки хотят делать собственный выбор, проявляя свою независимость, спорить со старшими и нести ответственность за свои слова и поступки, однако и полная свобода им не нужна.

Изменение взаимоотношений подростков с родителями сопровождаются конфликтами. Их типичными причинами является, родительский контроль за учебой подростка, достижениями, его выбором друзей, необходимость выполнения подростком бытовой работы и способ выбора им одежды, прически.

Частота развертывания и характер разрешения конфликтов подростков и родителей существенно зависят от стиля родительского воспитания. По мнению Э.

Эриксона, в течение детства и отрочества наиболее важными являются два вектора воспитательного влияния семьи — родительское принятие и родительская требовательность, сочетание которых образует четыре стиля родительского воспитания, содержание которых исследовала американский психолог Д.Баумринд.

Практикование родителями одного из указанных воспитательных стилей вызывает определенные изменения личности подростка.

Стили воспитания и их влияние на психическое развитие

Авторитетный. Высокое самоуважение и самооценка, значительные социальные умения, большое внимание к социальным и моральным проблемам, хорошая учебная успеваемость.

Авторитарный. Средние социальные умения, высокий уровень тревожности, неустойчивая самооценка, несамостоятельность и повышенная комфортность к воздействию сверстников.

Попустительский. Низкие социальные умения, пассивность, инфантилизм и эгоизм, слабый самоконтроль, склонность к демонстративном и аморальном поведении.

Отстраненный. Низкие социальные умения, заниженная самооценка, высокая тревожность и агрессивность, склонность к неконтролируемому и аморальному поведению.

Хотя конфликтов подростков с родителями полностью избежать невозможно, однако уменьшить их количество и гармонизировать пути решения вполне реально путем использования взрослыми определенных воспитательных приемов.

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/teenager/44-personal-development/1757-vzaimootnosheniya-podrostkov-s-uchitelyami-i-roditelyami

Как общаться с подростком

Дети растут — растут и проблемы, связанные с их воспитанием. Только  недавно главной проблемой было то, как и чем накормить этого  «нехочуху».  А сегодня подросток уже сам учит нас жить и часто своим поведением ставит взрослых  в тупик.

Как найти взаимопонимание (и можно ли его найти), когда по-детски уже не разберешься, а по-взрослому — еще не успел научиться?Необходимо знание возрастной психологии.

Поговорим о наиболее распространенных проблемах, связанных с воспитанием подростков.

Часто задают  вопрос: «Какой период подросткового возраста самый трудный во взаимодействии с ребенком и почему?».

Ответ : самое трудное для родителей и учителей время (и для самого подростка  тоже) — это промежуток между 13 и 14 годами.

В это время сомнения в возможностях собственной личности и   чувство неполноценности  достигают наибольшей силы.

Подросток испытывает постоянное давление со стороны взрослых и одновременно чувствует придирчивую оценку по шкале признания со стороны сверстников.

Все, что происходит в это время, накапливается в его психологическом  опыте и имеет огромное значение для того, какой станет его взрослая жизнь.

Именно в этот период времени  у подростка  максимальная  психологическая  неустойчивость к  влияниям извне. Он полон сомнений в себе,  подвергается   сильному  психологическому давлению со стороны взрослых.

В результате  его личность может быть разрушена настолько, что в будущем ее будет сложно (а иногда  невозможно) восстановить.

Читайте также:  Женский и мужской подход в работе над собой - психология

Это необходимо помнить всем  взрослым, воспитывающим ребенка-подростка.

Каковы же  основные проблемы этого возраста?

Проблема 1. Подросток вас не слышит:равнодушие

Пример «14-летняя  девочка совсем от рук отбилась: она вообще не реагирует, когда  взрослые просят ее что-нибудь сделать. Делает такой вид, будто их  вообще   рядом.  «Отстань!» — ее  ответ.» Что же делать в таких случаях, как «достучаться» до   ребенка? Вам помогут следующие правила:

Правило 1.

Обращаясь к ребенку, говорите меньше, а не больше. В таком случае у вас повышается вероятность быть понятым и услышанным.

Почему? Потому, что детям требуется больше времени на осмысление того, что они слышат, прежде чем что-то ответить (у них совсем другая  скорость переработки информации, чем  у взрослых).

Таким образом, если вы задаете подростку  вопрос или просите о чем-нибудь, подождите, хотя бы, пять секунд — ребенок воспримет больше информации и, вполне возможно, даст адекватный ответ. Постарайтесь говорить кратко и точно, избегайте длительных монологов.

В этом возрасте ребенок становится восприимчивее, если знает, что не придется выслушивать целую лекцию. Например: «Убери, пожалуйста, в шкафу перед тем, как пойдешь отдыхать», «Сейчас тебе надо выучить физику» и т. д. Иногда достаточно одного слова-напоминания: «Уборка!», «Литература!»

Правило 2.

Говорите доброжелательно, вежливо — как бы вы хотели, чтобы говорили с вами, — и… тихо. Пониженный, приглушенный голос обычно застает человека врасплох, и ребенок обязательно остановится, чтобы послушать вас.  Учителя  часто  успешно используют этот прием, чтобы привлечь внимание разбушевавшегося класса.

Правило 3.

Будьте внимательным слушателем, не отвлекайтесь на посторонние дела, когда ребенок вам что-то рассказывает. Слушайте его в два раза больше, чем говорите. Подросток  просто не сможет стать внимательным слушателем, если ему не у кого этому учиться. Убедитесь, что сами можете служить примером того, что требуете от  ребенка.

Правило 4.

Если вы очень сильно раздражены, разговор начинать не стоит. Ваше раздражение, агрессия сразу  передадутся подростку, и он вас уже не услышит. Потому что  одной из психологических особенностей этого  возраста является эмоциональная нестабильность,  обусловленная гормональными изменениями, происходящими в организме ребенка.
Правило 5.

Прежде чем что-то сказать, установите зрительный контакт с ребенком. Сначала убедитесь, что он смотрит на вас, а не в сторону (если нет, то попросите посмотреть на вас — этот прием работает и со взрослыми).

Когда вы смотрите друг другу в глаза — ребенок в вашем распоряжении, можно формулировать свою просьбу или вопрос. Если делать так все время, когда вам нужно внимание ребенка, это приучит его слушать вас.

Правило 6.

Часто  подросткам бывает сложно быстро  переключить свое внимание на ваш вопрос, особенно если они заняты тем, что им очень нравится. Кроме  того, он и вправду может вас не слышать (это особенность внимания в данном возрасте).

В таком случае делайте предупреждения — установите временное ограничение: «Я хочу с тобой поговорить через минуту, пожалуйста, отвлекись» или «Мне понадобится твоя помощь через две минуты».

При этом установленный временной интервал не должен превышать пяти минут, иначе подросток просто забудет.

Проблема 2. «Грубость, неуважение к старшим. Подросток все время раздражен.

Пример .Подростку  13 лет, он рос добрым и спокойным воспитанным мальчиком. Сейчас он уже, по его словам, полностью ощущает себя взрослым, но с этой взрослостью в нем появились совершенно новые черты — он перестал слушаться, все время грубит, пререкается, что бы ему ни сказали. Постоянно говорит: «Ага, сейчас!», » не указывайте мне!», «Что вы вообще понимаете?»».

Психологическая причина такого поведения: появление необходимости почувствовать себя взрослыми. Желание чувствовать себя взрослым есть, а истинной взрослости еще нет.

Ребенок-подросток еще не может пользоваться теми привилегиями, которые дает человеку статус взрослого, но  он уже потерял те преимущества, которые у него были в детстве. Вот подросток и не знает, как ему проявить свою «взрослость».

И находит самый простой путь — грубость, дерзкие фразы, которые раньше он не мог себе позволить. Взрослым очень важно правильно повести себя, чтобы не просто накричать и «задавить» авторитетом, а исправить ситуацию.

Правило 1.

Если подросток грубит, сразу же укажите ему на это, чтобы он всегда знал, что перешагнул черту. Направляйте свои замечания на поведение, а не на саму личность ребенка.

Например: «Когда я говорю с тобой, ты закатываешь глаза. Это проявление неуважения. Не надо так больше делать», «Говорить мне «отстаньте», когда я с тобой разговариваю, недопустимо.

Постарайся сделать так, чтобы я больше это не повторяла».

Правило 2.

Научитесь говорить с ребенком на равных, не сюсюкайте и не подавляйте — дайте ему почувствовать свою значимость, чтобы он не искал другие способы для получения этого ощущения. Почаще советуйтесь с ним в разных  вопросах — не исключено, что он предложит какое-нибудь свежее решение, да и грубить в такой ситуации нет никакой надобности, более того, грубость здесь будет выглядеть по-детски.

Правило 3.

Разъясняйте подростку, как правильно, а как нет, что можно, а что нельзя. Не думайте, что ребенок сам знает, как надо правильно себя вести. Ваш авторитет ему еще очень нужен. Только постарайтесь сделать это не в виде нравоучения, а во время дружеской беседы, еще лучше — на примере собственного опыта.

Правило 4.

Старайтесь не вступайте в пререкания. Не нужно демонстративно вздыхать, пожимать плечами, показывать, что вы рассержены, уговаривать, ругаться — такая тактика только усугубляет подобное поведение.

Практика показывает, что дети-подростки перестают грубить, дерзить, когда видят, что это неэффективно для привлечения внимания взрослых. Так что держитесь нейтрально, не отвечайте.

Просто откажитесь продолжать разговор, пока ребенок грубит, и делайте так  всегда.

Правило 5.

Даже если подросток неправильно и грубо себя ведет, делайте ему замечание только с глазу на глаз, а не в присутствии других взрослых или подростков. Дети в этом  возрасте  очень  болезненно воспринимают любую критику в свой адрес, это может привести к  оппозиционному поведению и лишь усилит грубость.

Проблема 3. Подросток  все время обманывает.

Пример. Подросток  все время  лжет  — по любому поводу, в таких ситуациях, когда этого можно было бы и не делать. Даже по мелочам, просто так. Ведь во многих случаях вранье сразу же всплывает наружу, и он это понимает. И все равно врет! Почему?

Причина: К сожалению, в подростковом возрасте вранье, тем более если оно имело место и раньше, становится для ребенка привычнее, он врет чаще.

В общении со взрослыми это проявляется потому, что появляется все больше секретов от взрослых, а значит, и причин обмануть. В общении со сверстниками — чтобы приукрасить свои качества, возможности и способности.

Очень плохо, когда это становится привычкой, и утверждение «Само пройдет» здесь  неуместно. Нужно постараться мягко, деликатно, но решительно отучать ребенка врать.

Правило 1.

Предполагайте честность и требуйте правдивости. Постоянно объясняйте свое отношение к честности: «Все должны быть честными друг с другом». Но перед этим проанализируйте, какой пример честности подаете вы сами. Используете ли вы сами «невинную» ложь?

Правило 2.

Попробуйте выявить возможные причины обмана. Обычно, подросток начинает врать  во-первых, для того, чтобы привлечь к себе внимание родителей, взрослых, друзей. На втором месте зависть, отчаяние, обида или злость.

А на третьем — страх перед наказанием или боязнь подвести родителей. Причем прямой вопрос на эту тему не срабатывает: он, как правило, сам точно не знает настоящих причин.

Проанализируйте сами: когда началось вранье, кому он врет — всем или только некоторым?

Правило 3.

Несмотря на то, что подросток   уже не малыш,  объясняйте ему, почему обманывать плохо.

Приводите веские аргументы, сопровождая их наглядными примерами, близкими возрасту ребенка: вранье может привести к неприятностям, часто к очень большим; репутация тоже страдает, группа сверстников перестает тебе доверять (в подростковом возрасте это имеет очень большое влияние); обман обижает, особенно самых близких людей и т. д. Задавайте вопросы, которые помогут ребенку самому понять, к чему может привести подобное поведение, и дожидайтесь на них ответа. Например: «Если ты не будешь держать слово, как я могу верить тебе?» и т. д.

Правило 4.

Знайте, что подростки чаще всего обманывают, чтобы привлечь внимание. Исходя из этого, старайтесь реагировать на преувеличение или искажение правды не слишком остро. Если  ребенок поступил именно так, постарайтесь сохранить спокойствие — от вашего крика и причитаний ему захочется только сбежать куда подальше, но никак не стать честным.

Правило 5.

Введите «штраф» за ложь. Причем выберите такой метод, чтобы  ребенок в результате его использования расхотел обманывать. Например, пусть каждый раз, обманув, пишет извинения «пострадавшему» — матери, отцу и пр.

Проблема 4 . «Постоянное стремление к власти»

Пример. 13-летняя девочка  стала командовать всеми своими друзьями и считает, что все должно быть только так, как ей хочется.

Она сама решает, на какой фильм они с друзьями пойдут в кинотеатр, и добивается этого, как только может, даже если не все «за»; она рассказывает, с кем кому лучше дружить или не дружить, — потому что ей не нравится.

 Это   уже  переходит все границы. Очевидно, что  если она не остановится, то из-за этой чрезмерной самоуверенности растеряет всех друзей».

Психологическая причина: стремление доминировать в подростковом возрасте чаще всего вызвано повышенной потребностью в одобрении, низкой самооценкой это(очень частый спутник пубертатного периода) и просто — отсутствием коммуникативных навыков. «Раз у меня получается добиться своего, значит это хорошо, значит друзья меня уважают», — рассуждает подросток.

Конечно, вы не в состоянии в корне изменить властный дух ребенка, но вы можете научить его считаться с мнением других.

Правило 1.

Внимательно  разберитесь в поведении подростка. В чем бы ни была причина его властного поведения, главное — чтобы он отдавал себе в этом отчет.

Правило 2.

Уловите момент, когда ребенок ведет себя правильно, и похвалите его (не удивляйтесь, этот метод одинаково действенный и для младших школьников, и для подростков) — поощрение всегда стимулирует к тому, чтобы почаще так себя вести.

Правило 3.

Командирам надо дать понять, что их поведение — неуважительное, а зачастую и причиняет боль. Поэтому предложите ребенку «сменить роль»: «Представь, что ты — это…, которой подруга постоянно диктует, что делать, что не делать, что можно, а что нельзя. О чем, по-твоему, она сейчас думает? что чувствует?»

Правило 4.

Объясните, что нужно соблюдать очередность. Это хорошо — всегда быть первым, но не нужно при этом жестко подавлять и ущемлять окружающих.

Ведь хотя в своем маленьком кругу он — командир, не исключено, что в новом будет считаться выскочкой.

Объясните ему, что во многих случаях, чтобы тебя признавали первым, надо сначала уметь «стать в очередь», намного важнее уметь контролировать перепады настроения, уметь ждать и соблюдать очередность.

Правило 5.

Объясняйте подростку, что «командовать» также означает брать на себя ответственность за свои команды. «Вожак» должен понимать и даже чувствовать, какие действия группы наилучшим образом подходят для ее членов.

Он должен заботиться о группе в целом и о каждом человеке в частности. Даже если это иногда в каком-то конкретном случае идет вразрез с личными желаниями лидера.

Только тогда «командир» может стать настоящим лидером успешной группы, которая уважает своего предводителя.

Как общаться с подростком

Источник: http://edu-lider.ru/kak-obshhatsya-s-podrostkom/

Учителя и трудные подростки

ПодробностиКатегория: УчителямДата публикацииАвтор: ValeПросмотров: 1769

Конфликтные отношения между педагогами и учащимися – серьезное переживание для обеих сторон. Попытки воздействия со стороны учителя — сопротивление со стороны ученика. Тут уже не до учебного процесса: выяснение отношений, предъявление обид и претензий, привлечение третьих лиц (директора, психолога, родителей)…

Подросток обвиняет учителя в несправедливости и предвзятости, а то и в некомпетентности; педагог объявляет своего ученика двоечником, лентяем, хулиганом — в общем, трудновоспитуемым.

На ком лежит ответственность за возникновение конфликтов и ухудшение отношений между педагогами и учениками? Есть ли тут правые и виноватые? Что может сделать школьный учитель для разрешения ситуации?

Одна из распространенных жалоб, с которыми обращаются подростки, приходящие на прием к психологу (также это и причина для беспокойства многих родителей) – это трудности и конфликты во взаимоотношениях учащихся и педагогов.

«Она нарочно ко мне придирается, занижает оценки», «все время делает мне замечания, выгоняет с уроков». Учителя тоже растеряны и раздражены: «Он ведет себя на уроке отвратительно – всё время опаздывает, не выполняет заданий, хамит», «я уже не знаю, что с ним делать, никаких сил нет»…

Читайте также:  Афазия - психология

Перед учителем на уроке стоит много задач: надо решить организационные вопросы, проверить домашние задания, объяснить и закрепить новый материал, подготовить класс к контрольной или самостоятельной работе, а в перспективе – и к экзамену. И это очень важные задачи.

Не только потому, что учитель ответственен перед вышестоящими инстанциями и перед родителями учащихся за качество образования, которое впоследствии должно открыть подросткам путь во взрослую жизнь и мир профессий.

Еще и потому, что педагогу важно делиться своими знаниями и, обучая детей, чувствовать удовлетворение от выполненной работы – видеть растущую грамотность и компетентность своих учеников.

Однако сложность заключается в том, что мотивация, способности, личностные особенности, уровень предшествующего образования и жизненные ситуации школьников слишком различны для того, чтобы они в одинаковом темпе и с одинаковым прилежанием и успешностью могли усваивать учебный материал.

Каждый подросток – отдельная история. Которая всегда с ним, на каждом уроке, на каждой перемене.

«Когда я была в восьмом классе, мои родители развелись. Мама всё время плакала, а старшего брата посадили в тюрьму за наркотики. Мне было плохо и стыдно, я никому ничего не могла ничего рассказать. Я попала в плохую компанию, перестала учиться. Учителя ничего не понимали, заставляли меня делать уроки. А мне все это стало неинтересно».

«Я дружил с «ролевиками» и часто приходил в школу странно одетым — например, в длинном плаще и в шляпе. Читал на уроке «Властелина колец», подписывал тетради своим сказочным именем. По-моему, учителей это раздражало, они считали меня странным, сумасшедшим, что ли. Была только одна учительница, которая ко мне хорошо относилась, но потом она уволилась».

«В девятом классе я влюбилась и совсем не могла слушать учителя. Всё время думала про своего парня. Получила две двойки. Даже хорошая учительница Наталья Ивановна сказала, что разочаровалась во мне. Было обидно…».

«Мои родители не могли помочь мне с уроками – папа пил, а мама всё время работала. Кажется, я с самого начала не понимал школьную программу. Мама сначала пыталась что-то мне объяснить, но очень быстро раздражалась и начинала кричать, даже рвала мои тетрадки. Её все время вызывали в школу и всё время ругали.

Все следующие годы были сплошным мучением и для меня, и для педагогов. Чем больше они меня заставляли учиться, тем хуже я себя вел. Не мог же я им сказать, что я уже давно ничего не понимаю и вряд ли научусь. Я грубил и прогуливал уроки.

По-моему, все радостно вздохнули, когда я после восьмого класса ушел из школы».

Процесс обучения – это не просто обмен знаниями между их носителем (учителем) и получателем (учеником).

Жизненный опыт учителя, его ценности, симпатии и антипатии, представления о правильном и неправильном, уровень его общей и психологической культуры – всё выходит на арену взаимодействия с таким же живым, чувствующим и думающим подростком.

Каким бы «трудновоспитуемым» не был ученик, он всё равно нуждается в благоприятном доверительном общении со взрослыми, нуждается в одобрении и поддержке.

В противном случае у него (порой уже в младших классах!) формируется негативное представление о самом себе как о человеке, лишенном каких-либо положительных качеств, недостойном и бесперспективном. От школьника с такой самооценкой не стоит ждать хороших результатов в учебе и примерного поведения: он уже «запрограммирован» на плохую успеваемость и проблемное поведение.

По результатам исследований:

В педагогической среде существует значительный риск стереотипного оценивания личностных качеств ученика в зависимости от его академической успеваемости.

Так, например, более половины учителей стремятся облегчить ориентацию в сложной педагогической ситуации с помощью схематической типизации учащихся. Выделяют пять следующих типов:

Первый тип. Ученики-отличники, сотрудничающие с учителем. Учитель доверяет им, гордится ими, надеется на них. Он видит в них результат и смысл своей педагогической деятельности.

Во взаимодействии учителя с отличными учениками много положительных проявлений: похвала, побуждение брать пример, демонстрация доверия, предсказывание великолепной перспективы в учебе и в жизни, поручение почетных обязанностей; возможная неудача интерпретируется скорее как проявление временного недомогания или как досадная случайность.

Избирательно позитивное отношение учителя к ученикам этого типа ограничивает их возможности в получении необходимого опыта преодоления интеллектуальных и эмоциональных трудностей. Кроме того, у учеников могут развиться такие отрицательные черты характера как эгоистичность, надменность, излишняя самоуверенность.

Второй тип. Ученики, которых учитель считает способными, или просто талантливыми, но в определенном смысле трудными — например, ненадежными и недисциплинированными, «преступно» не использующими свои способности. У учителя часто возникают с ними конфликты, но он ценит способности и возможности таких учеников.

Третий тип. Так называемые хорошие (послушные) ученики, благодарные учителю за каждое проявление симпатии и помощи, но считающиеся малоспособными, со слабой успеваемостью.

Учитель не ждет от них больших успехов, но, тем не менее, проявляет к ним определенную симпатию, стремясь сделать приемлемыми их учебные неуспехи. Всеми средствами он стремится помочь им сохранить уровень успеваемости, не снижая его.

К сожалению, в результате «малоспособные» ученики привыкают к снисходительному отношению к своим слабым результатам и могут утратить потребность к саморазвитию.

Четвертый тип. Это явно проблемные ученики, с которыми у учителей часто возникают с противоречия и конфликты.

Именно им адресована подавляющая часть отрицательных проявлений учителя: наказания, недооценка, выговоры и угрозы, предсказания жалкого будущего.

Их поведение приводят в качестве дурного примера, лишают выгод, демонстративно проявляют недоверие в случае неожиданного успеха.

Одним словом, эти ученики находятся в затруднительном положении: шансы на успех минимальны, а условия, в которых они находятся, крайне неблагоприятны для развития их личности.

Увы, такая же участь может постичь способных, и даже талантливых, но слишком активных, энергичных и недисциплинированных учеников. Склонные к стереотипному мышлению учителя нередко «переводят» таких одаренных, но создающих помехи учеников в категорию «проблемных».

Пятый тип составляют ученики, которые могут быть обозначены как неопределенная, слабо дифференцируемая группа. Это дети, почти не привлекающие к себе внимания учителя. Их редко вызывают к доске, и порой учитель долго не может вспомнить их имена и фамилии. Возможности развития этих учеников также ограничены из-за отсутствия подлинного интереса к их личности.

Педагог, склонный подобным образом классифицировать своих учеников, ориентирован, скорее, не на живое взаимодействие с реальной личностью учащегося, а на лишь соблюдение правил и ролевого функционирования.

Обезличенный подход, недостаточное внимание к особенностям, интересам и потребностям учеников или открытая неприязнь к ним провоцирует возникновение целого ряда психологических проблем во взаимоотношениях учитель — ученик: непонимания, недо¬верия, конфликтов.

Учащиеся, оказавшиеся в ситуации хронического конфликта или напряженных отношений с педагогом, не в силах разрешить эту ситуацию самостоятельно.

Они не обладают необходимыми для решения такой сложной задачи статусом, способностями, уровнем зрелости и рефлексивности.

Возможность разрешения конфликта зависит, безусловно, от учителя: только педагог сможет грамотно организовать ситуацию общения с подростками.

Считается, что для успешного взаимодействия с подростками учитель должен обладать эмоциональной устойчивостью, эмоциональной зрелостью и коммуникативной компетентностью.

Что это означает?

Эмоциональная устойчивость – способность контролировать колебания настроения и справляться со стрессом, уравновешенность, оптимизм.

Эмоционально устойчивые учителя способны при взаимодействии с подростками демонстрировать терпимость, оставаться спокойными, честными, открытыми и искренними. Эмоциональная устойчивость учителя благотворно влияет на эмоциональное развитие самих подростков.

«Такой учитель реально оценивает факты, открыт для различных ответов и вопросов.

Он готов рассмотреть любую точку зрения и позволяет высказывать школьникам свое мнение, что чрезвычайно важно в подростковом возрасте, требуя не «правильных», а аргументированных ответов»2 

Эмоциональная зрелость – качество, характеризующее способность личности уважать других, сохранять адекватное нервно-психическое состояние в условиях, требующих концентрации энергии и сопротивления эмоциональным напряжениям, психологическому дискомфорту. В целом эмоциональная зрелость отражает высокий уровень развития позитивных эмоций и чувств личности: способность к сочувствию и переживанию, проявление доброты, любви и уважения по отношению к окружающим, взаимопонимание, гуманность.

Коммуникативная компетентность – сформированные навыки оптимизации общения, умение устанавливать психологический контакт, слушать, ориентироваться в сложных ситуациях взаимодействия и использовать в них широкий операциональный репертуар (темп речи, интонационное и лексическое разнообразие…)

Компетентность в общении позволяет любить и уважать подростков, принимая их такими, какие они есть. Эмоционально зрелый и компетентный учитель открыт получению нового опыта и вступает в ситуацию взаимодействия с подростками без стереотипных убеждений и установок.

Такой учитель стремится не только воздействовать и управлять другим человеком (учащимся), но и быть открытым к его воздействию на себя.

Он старается действительно узнать и понять каждого из своих учеников, он ищет творческие путь решения нестандартных педагогических ситуаций.

Индивидуальные проявления детей воспринимаются ими как норма, а не отклонения от нее. Он строит отношения с учениками на принципах уважения личности каждого ученика.

Стиль взаимодействия такого педагога с учащимися можно назвать авторитетно-демократическим3 .

Именно такие учителя остаются в нашей памяти после того, как мы окончили школу и стали взрослыми самостоятельными людьми, именно их мы вспоминаем с теплотой и благодарностью, именно таких учителей мы желаем нашим детям.

«Павел Иванович – отличный педагог и очень интересная личность. Он рассказывал нам много интересных историй, умел увлечь и заинтересовать, поддерживал, помогал. С ним легко было поверить в свои силы. Он будто бы заражал нас своей энергией и уверенностью – и у нас все получалось!»

«Учился я плохо, даже очень плохо. И в основном с учителями у меня были плохие отношения. А эту учительницу я до сих пор по имени помню – Вера Ильинична.

Она ни разу не сказала мне плохого слова, хотя иногда было видно, что она расстраивалась из-за моего плохого поведения и плохих отметок. Всегда разговаривала очень спокойно, старалась помочь.

Наверное, благодаря ее поддержке я всё-таки окончил школу, а не «скатился в пропасть». Вспоминаю ее с благодарностью».

«Карина Александровна – очень хорошая учительница. Видно, что ей интересно наше мнение. Она всегда внимательно выслушивает, переспрашивает, старается понять чужую точку зрения, а не навязывает свою. С ней очень приятно общаться. Здорово, когда тебя уважают».

Источник: http://psihologn.org/index.php/uchitelyam/257-uchitelya-i-trudnye-podrostki

Подросток и преподаватель. Конфликтная ситуация

Подростковый возраст учащихся средних школ и гимназий – время достаточно опасное и конфликтное для педагогов, которые этих самых подростков учат. Всегда возлагаются большие надежды, что поймут друг друга и будут дружить подросток и учитель. Конфликтная ситуация в этом тандеме — увы, не редкость в последние дни.

Подростковый возраст — самое опасное время

Если ребенок не хочет учиться, то его не смогут заставить ни учителя, ни родители. Подобное отношение к учебе было заложено задолго до начала посещения школы

Подростковый период осложнен и опасен тем, что в это время подрастающий человек абсолютно не считается с мнением старших. На первом месте стоит суждение его сверстников.

Подростки очень обидчивы, раздражительны. В этот период жизни все они воюют за правду со справедливостью. И если учителя где-то не делают им поблажек, разгораются скандалы, перерастающие в длительные конфликты, которые иногда, к сожалению, заканчивались криминалом.

Известны случаи нападения на учителей и нанесение тем телесных повреждений, в трубках домашних телефонов неоднократно раздавались угрозы, а в окна домашних квартир летели булыжники. Так взрослеющие дети мстили своим не любимым преподавателям.

Способы примирения между учителем, подростком и родителями

Истина, как говорится, в наших руках. Если учитель опытен и мудр, он обязан сам уладить конфликтную ситуацию с подростком во избежание не предсказуемых последствий.

Если на стороне недовольного ученика присутствует еще и родительская группировка, тогда решение проблемы необходимо срочно выносить на заседание педагогического совета с приглашением матери, отца и самого подростка.

Читайте также:  Внутренний мир - психология

А там открыто поставить недовольному семейству на вид: «Раз наша школа не нравится, раз учителя плохие и высокие оценки за примитивные знания не ставят, переводитесь в иное учебное заведение, их в городе много».

Идти против коллектива учителей рискнут не все папы и мамы.

Но и незаинтересованного в подростках учителя дети не станут слушать открыв рот

Роль родителей в подобных ситуациях — далеко не второстепенна!

В урегулировании различных конфликтов подросток – учитель-предметник должны принимать участие родители, их ребенок, преподаватель, администрация школы и обязательно социально-психологическая служба.

Ссоры, обиды возникают по разным причинам, но 90% конфликтов все-таки из-за оценок. Ребенку хочется отметку повыше, а принципиальная наставница ее не ставит. Тут и крики, тут и угрозы, тут и жалобы в высшие инстанции. Склока, одним словом.

Когда родителям трудно самим повлиять на свое чадо, целесообразней обратиться за помощью к классному руководителю, социальному педагогу, психологу или предметнику.

Учитель профессионал никогда не пойдет на поводу у взбунтовавшихся тинейджеров

Мальчишки и девчонки в подростковом возрасте еще достаточно несмышленые индивиды, которым очень быстро можно и нужно закрывать рот, отбивая охоту «качать права» там, где речь идет исключительно об ученических обязанностях. Выучил недостаточно урок, получил заслуженную «тройку». Ни о какой «четверке» или «пятерке» не может идти речь, если пройденный материал полностью не усвоен.

Вот основные аргументы, которыми должен оперировать всякий учитель, если на него «наезжает» наглый ученик.

По детям всегда видно, кто болеет за оценку, а кто за знания. Если ученик не доволен результатом, наставник обязан предложить альтернативу. Выучи, как положено, следующий урок, ответь и исправь предыдущую ошибку.

Индивидуальный подход — это фундамент педагогики!

В педагогике, как нигде больше, важен индивидуальный подход к детям

Только при индивидуальном подходе к каждому ученику наши педагоги смогут уладить все возникающие конфликтные ситуации. А это именуется примирением.

Но если у сотрудника школы нет желания и времени расположить к себе, своему предмету подростка, то этот человек – не учитель, это случайный элемент в системе народного образования, который своим самоустранением от прямых обязанностей педагога будет провоцировать новые и новые конфликтные ситуации.

Источник: http://mammypage.ru/podrostok-i-prepodavatel-konfliktnaya-situatsiya/

Психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст (с 10-11 до 14-15 лет) можно назвать переходным периодом от детства к взрослости. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении.

Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений.

В связи с этими изменениями у подростков может возникнуть эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, конфликтность, чувство тревоги, резкая смена настроений, депрессивные моменты. Следствием таких переживаний является снижение самооценки.

Поэтому физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным не только для родителей, педагогов, но и для самого подростка. 

В подростковом возрасте могут заметно обостряться патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний. Специалисты считают, что риск начала шизофрении в подростковом возрасте в 3–4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни.

С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность, независимость ребенка, стремление к признанию своих прав со стороны других людей, формируется его сознательное отношение к себе как члену общества, значительно расширяется сфера его деятельности.

Так, сформированная в учебной деятельности в младшем школьном возрасте способность к рефлексии «направляется» школьником, прежде всего, на самого себя. Подросток, сравнивая себя с взрослыми и с младшими детьми, приходит к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Чувство взрослости – это психологический симптом начала подросткового возраста.

Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Но реализовать эту потребность в серьезной деятельности школьник, как правило, не может.

Отсюда стремление к «внешней взрослости»: курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, копирование способов развлечения и ухаживания, подражание взрослым в одежде и прическе.

Противоположной к внешней взрослости является так называемая социальная взрослость, которая часто возникает в неполных семьях, где ребенок в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки стремятся овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную поддержку и помощь взрослым.

Но, к сожалению, в нашем обществе все–таки доминирует первый вид взрослости. И все реже наблюдается интеллектуальная взрослость, связанная у подростка с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования как учения, выходящего за рамки школьной программы.

Но, тем не менее, подросток продолжает оставаться школьником, учебная деятельность сохраняет свою актуальность, хотя, нужно заметить, в психологическом отношении отступает на задний план. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, поэтому ведущей деятельностью этого возраста становится интимно–личностное общение.

Главная потребность подросткового периода – найти свое место в обществе, быть значимым – реализуется в сообществе сверстников. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит из школы и психологически, и даже буквально». Хочу привести пример из собственной жизни.

У моей двоюродной сестры, когда она находилась в подростковом возрасте, родители получили новую квартиру, и она стала ходить в другую школу. Но так получилось, что класс ее не принял, и она просто перестала ходить в школу.

От родителей она это тщательно скрывала, то есть утром собиралась, как обычно, в школу, и целый день гуляла (хотя в старой школе училась на «отлично» и была примерной, послушной девочкой). Все это, конечно же, вскоре обнаружилось. Но она родителям твердо поставила условие: или она возвращается в старую школу, или перестает вообще ходить в школу.

Родители, чтобы полностью не потерять свою дочь, вынуждены были согласиться со вторым вариантом. Именно в подростковом возрасте поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний выделяются в самостоятельную область внутренней жизни.

Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших друзьях на всю жизнь. Но наряду с приятельством возникает настоящая дружба, начинаются первые влюбленности. Внешние проявления поведения подростка тоже весьма противоречивы.

С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все; с другой, – желание выделиться, отличиться любой ценой. С одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой, – бравирование собственными недостатками. Часто даже в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками.

Главная ценность отметки для подростков в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если же такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей.

Поэтому нередко подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний. Нужно заметить, что в этом возрасте в учителе личностные качества (такие, как доброта, справедливость, порядочность, умение понимать, сочувствовать, сопереживать) ценятся больше, чем интеллектуальные.

Приведу пример из собственной жизни. У нас в школе преподавала учитель математики. В нее был влюблен весь наш 7 класс. Но однажды мы с классом отправились в кино. Стояли на остановке и долго ждали автобус. Подошла «математичка». И тут подъехал автобус, у входа которого собралась толпа. Мы стали свидетелями такой картины.

Учительница растолкала всех пассажиров, даже женщин с детьми, и сама благополучно залезла в автобус. После этого случая она «упала» с воздвигнутого нами пьедестала.

Кроме всех ранее перечисленных особенностей подросткового возраста, можно отметить следующие характерные для подростков поведенческие реакции:

  1. Реакция отказа выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы. Причиной чаще всего бывает резкая перемена привычных условий жизни: отрыв от семьи, перемена школы, развод родителей.

  2. Реакция протеста проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулах, побегах, кражах и даже нелепых, на первый взгляд, поступках, совершаемых как протестные.
  3. Реакция имитации обычно проявляется в подражании. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, который теми или иными качествами импонирует его идеалам.

    Неслучайно стены в комнате подростков часто бывают увешаны фотографиями певцов, спортсменов, киногероев.

  4. Реакция компенсации выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Чаще всего хулиганят неуспевающие подростки, которые пытаются добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.

  5. Реакция гиперкомпенсации обусловлена стремлением подростка добиться успеха именно в той области, в которой он обнаруживает наибольшую несостоятельность. Так, физически слабый подросток настойчиво стремится к спортивным достижениям, а стеснительный и ранимый — к общественной деятельности.

  6. Реакция эмансипации выражается в стремлении подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных условиях это может быть побег из дома, школы, аффективные вспышки против родителей, учителей.
  7. Реакция группирования чаще всего проявляется тогда, когда подросток не встречает понимания среди своего близкого окружения.

    Самореализоваться и самоутверждаться подросток начинает в подростковых компаниях, неформальных группах с определенным стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений со своим лидером. К сожалению, в процессе стихийно–группового общения устойчивый характер у подростков приобретает агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость.

  8. Реакция увлечения.

    Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию характерны для подростков-мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой), более типичны для девочек.

    Интеллектуально–эстетические увлечения, отражающие глубокий интерес к какому–либо определенному предмету, могут наблюдаться у подростков обоих полов.

  9. Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь).

При этом нужно отметить, что, хотя проблемы во взаимоотношениях с родителями, конфликты с учителями – типичное явление для подростка, отношение подростка к взрослому сложное и двойственное.

Взрослый важен и значим для подростка, он по–прежнему нуждается в его помощи, защите и поддержке, в его оценке, но протестует против сохранения в практике воспитания «детских форм» контроля, требования послушания, выраженной опеки. Однако сила, частота, резкость проявлений конфликтов во многом зависит от позиции взрослых, от стиля семейного воспитания, от умения реализовать уважительную, но не попустительскую тактику по отношению к поведению подростка. Необходимым и обязательным условием благополучных отношений подростка и взрослого является расширение сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия, лучше всего — по инициативе взрослого. Особенно это важно в кризисный период, когда происходит резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания. 13 лет – переломная точка кризиса. Этому возрасту свойственны неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Часто встречающийся у подростков «аффект неадекватности» (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу) связан с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний. Подростковый период — период наиболее интенсивного личностного развития ребенка, который проявляется, прежде всего, в интересе к собственной личности. Поскольку подросток более всего заинтересован собой, происходящими с ним психофизиологическими изменениями, он интенсивно анализирует и оценивает себя. Феномен «воображаемая аудитория» состоит в убеждении, что его постоянно окружают некие зрители, а он как бы все время находится на сцене. При этом у него возникает иллюзия, будто другие люди озабочены тем же самым, то есть непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей и чувств. «Личный миф» — это вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях. К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных (побороть лень, развить смелость). Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности. Завершается же социально–психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами. Литература:

Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология (психология развития). Электронный учебник// http://kpip.kbsu.ru/eluch/vozr_psih.doc

Об авторе: Тукубаева Ильсияр Амировна, заместитель директора по УВР Межшкольного учебного комбината № 1, учитель 1 квалификационной категории.

Источник: http://pedsovet.su/publ/28-1-0-3399

Ссылка на основную публикацию