Развитие самостоятельности мышления — психология

Психология мышления. — Индивидуальные особенности и качества мышления

Страница 15 из 42

Индивидуальные особенности и качества мышления.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).

К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: продуктивность ума, самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота мысли, творчество, критичность, инициативность, сообразительность и т.д. (см. рис. 8).

Рис. 8. Составляющие продуктивности ума

Например, для творческой работы необхо­димо обладать способностью само­стоятельно и критично мыслить, про­никать в сущность предметов и явле­ний, быть пытливым, что в значитель­ной мере обеспечивает продуктив­ность умственной деятельности. Все указанные качества индиви­дуальны, изменяются с возрастом, под­даются коррекции.

Быстрота мышления — скорость протекания мыслительных процессов. Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время аварии).

<\p>

Самостоятельность мышления — умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его собственными силами.

Самостоятельность мышления, как умение использовать общественный опыт и независимость собственной мысли, проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышле­ния отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления — способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности. Гибкость мышлениякак умение находить пути решения задачи заключается в умении изменять на­меченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

Инертность мышления – качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

Темп развития мыслительных процессов — минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

Экономичность мышления — число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

Широта ума — умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

Глубина мышления — умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

Последовательность мышления — умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

Критичность мышления — качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Устойчивость мышления – качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

Осознанность мышления – качество мышления, проявляющееся в возможности выразить в слове как результат работы (существенные признаки, понятия, закономерности и т.п.), так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден.

Эти индивидуальные особенности не­обходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

Все перечисленные и многие другие качества мышления тес­но связаны с основным его качеством, или признаком. Важ­нейший признак всякого мышления — независимо от его отдель­ных индивидуальныхособенностей — умение выделять сущест­венное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям.

Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного факта или события, пусть даже яркого, интерес­ного, нового и неожиданного.

Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явле­ний, как бы внешне они не отличались друг от друга.

Источник: http://LibSib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-mishleniya/individualnie-osobennosti-i-kachestva-mishleniya

Индивидуальные различия в мышлении. Самостоятельность мышления

Виды мышления являются вместе с тем типологическими особенностями умственной и практической деятельности людей. В основе каждого вида лежит особое соотношение сигнальных систем.

Если у человека преобладает конкретно-действенное или конкретно-образное мышление, это означает относительное преобладание у него первой сигнальной системы над второй; если же человеку наиболее свойственно словесно-логическое мышление, это означает относительное преобладание у него второй сигнальной системы над первой.<\p>

Индивидуальные особенности мышления

Существуют и другие различия в мыслительной деятельности людей. Если они устойчивы, их называют качествами ума.
Понятие ума шире понятия мышления.

Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Л. Н.

Толстой считал, что умный человек — это человек и высоконравственный.

Понимая сложные связи между предметами и явлениями окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым. Качества мышления — основные качества ума.

К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и некоторые другие особенности мышления.

Гибкость ума выражается в подвижности мыслительных процессов, умении учитывать меняющиеся условия умственных или практических действий и в соответствии с этим менять способы решения задач. Человек гибкого ума чужд шаблона, может подойти к предмету с разных сторон, легко понять мнение другого человека, временно стать на его точку зрения.

Конечно, гибкость ума зависит не только от врожденной подвижности нервных процессов, но также и от объема знаний человека и практики мышления.

Гибкости мышления противостоит инертность мышления. Человеку инертной мысли более свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум—это ленивый ум.

Гибкость ума — обязательное качество людей творчества.

Гибкость и самостоятельность мышления

Самостоятельность ума выражается в способности ставить вопросы и находить оригинальные пути их решения. Самостоятельность ума предполагает его самокритичность, т. е. умение человека видеть сильные и слабые стороны своей деятельности вообще и умственной в частности.

Человек самостоятельного ума имеет свое мнение о предмете мысли, а если не имеет, то стремится его иметь и для этого изучает то, о чем думает. Самостоятельность и критичность мышления еще в большей степени, чем гибкость, зависят от разносторонности знаний человека и богатства его жизненного опыта.

Огромное влияние на развитие этого качества оказывает методика обучения детей в школе. Если ученика постоянно ставить в такие условия учения, при которых он преимущественно усваивает готовое и не добывает знания своим умом, то трудно ожидать развития самостоятельности и критичности его мышления.

Другие качества ума — глубина, широта и последовательность также имеют важное значение. Человек глубокого ума способен «доходить до корня», вникать в сущность предметов и явлений. Обычно такие люди вдумчивы и принципиальны.

Мышление в психологии

Человек широкого ума способен охватить широкий круг вопросов, находить связи между, казалось бы, совершенно разобщенными явлениями. Обычно эти люди поражают необычайной эрудицией. Люди последовательного ума умеют строго логически рассуждать, убедительно доказывать истинность или ложность какого-либо вывода, проверять ход рассуждения.

Все эти качества ума воспитываются в процессе обучения детей в школе, а также путем настойчивой работы над собой. У каждого учителя имеются богатые возможности развивать высокую культуру мысли учащихся.

Он может находить разнообразные пути и средства, необходимые для формирования гибкости, самостоятельности, критичности, широты и последовательности мышления.

Прежде всего он сам должен обладать этими качествами ума.

Ученики, как правило, усваивают логику мысли, оригинальность, самостоятельность и критичность мышления того учителя, который увлекает их и постоянно учит их думать.

Анализ мыслей человека, мыслительные операции (процессы), суждение и умозаключение

Развитие мышления у детей. Особенности.

Источник: http://net22.ru/individualnye-razlichiya-v-myshlenii-samostoyatelnost-myshleniya/

Самостоятельность мышления

Подсознательный разум способен самостоятельно решать, какую информацию нам преподнести, при этом что-то опуская, что-то искажая, а что-то обобщая. Но

делает он это в соответствии с нашей программой поведения, в соответствии с нашими позитивными намерениями.

Например, трехлетняя девочка, неосторожно раскачиваясь на кресле-качалке, падает с него. После этого она боится садиться не только на кресла, но и на стулья тоже. Детское подсознание еще не знает различий между стулом и креслом.

Для него это предметы, на которых сидят. Оно обобщает все предметы для сидения. В данном случае, вызывая страх перед стульями, подсознание выполняет защитную функцию для ребенка.

Позже, когда ребенок делает различия между креслом-качалкой и стулом, его страх перед стульями проходит.

Другой пример, но уже из жизни взрослых. Женщина, однажды обманутая или оскорбленная близким мужчиной, делает вывод, обобщая: «Все мужчины сволочи» или «Нет ни одного порядочного мужика».

И теперь в ее личной жизни встречаются именно такие мужчины, так как соответствующие мысли буквально притягивают таких мужчин.

И даже если какой-то мужчина отнесется к ней уважительно и окажет знаки внимания, все равно ее подсознание исказит внешнюю информацию.

У меня на приеме сидит семейная пара. Муж, абсолютно убежденный в том, что не заслуживает внимания других людей, жалуется на то, что его жена не проявляет к нему никаких знаков внимания и заботы. Побеседовав с ними достаточно долго, я убедился в том, что жена, напротив, относилась к нему с вниманием, заботой и уважением и проявляла их определенным образом.

Но так как эти проявления противоречили его обобщению в отношении собственной ценности, то он в буквальном смысле слова не слышал слов жены. Когда я обратил его внимание на определенные высказывания жены, он заявил, что не слышал, чтобы она говорила ему это.

Когда же я буквально заставил его заметить знаки внимания жены, то он тут же исказил их, сказав: «Она так говорит, потому что чего-то хочет от меня».

«Может быть, внутри нас сидит кто-то посторонний?» — спросите вы. Конечно нет. Человеческая личность — целостная личность, И деление на сознание и подсознание условно.

Такое разделение — это всего лишь способ говорить о неизведанной стороне человеческой личности. Просто в каждом из нас есть неизвестная и до конца не познаваемая область, что делает нас, людей, загадочными существами.

И мы должны стремиться разгадать эту тайну, во что бы то ни стало. Тем более, что от этого зависит наша жизнь.

Все проблемы у людей (болезни, стрессы) — это результат несоответствия сознательных желаний и подсознательных намерений.

Все дело в том, что наш подсознательный разум знает гораздо больше о нас самих и о наших жизненно важных намерениях. Кроме того, помните — подсознание напрямую связано с самой РЕАЛЬНОСТЬЮ или с Богом.

И наш внутренний разум осуществляет свой вклад в процесс Вселенской эволюции.

Поэтому очень важно, чтобы было соответствие, гармония между сознательным и подсознательным.

КАК ВСТУПИТЬ В ПРЯМОЙ КОНТАКТ С ПОДСОЗНАНИЕМ

Теперь, после того как вы получили общее представление о том, как работает подсознательный разум, реализуя программу поведения, осталось лишь вступить с ним в прямой контакт. Тогда можно вскрыть непосредственные причины возникновения болезненных явлений или личностных проблем и подключить наш разум к оздоровительной работе. Сделать это можно несколькими способами.

Но прежде я хотел бы, чтобы вы подумали вот о чем. В течение длительного времени вы боролись со своей

Читайте также:  Домашняя встреча - психология

болезнью. Вы воспринимали ее как нечто чуждое, мешающее вам. Теперь вы знаете, что все в своей жизни мы создаем себе сами, своими мыслями и своим поведением. Поэтому, прежде чем начать общаться со своим подсознательным разумом, измените отношение к себе самому и к своей болезни. Ведь болезнь эта ваша, и вы ее «взрастили» в своем теле.

Люди привыкли к такому стереотипу мышления, согласно которому болезнь — это враг и с ней нужно бороться любыми способами, несмотря на последствия. Но бороться с болезнью — это значит бороться с самим собой.

Потому примите ее и откажитесь тем самым от борьбы с собой. Во Вселенной нет такой силы, которую нельзя было бы использовать позитивным образом. И ваша болезнь — это именно такая сила.

Пользуйтесь ей как средством для саморазвития.

Общение со своим подсознанием — это великое таинство. Это прикосновение к великим и неописуемым силам Вселенной. Если вы готовы приступить к познанию этих сил, то делайте это только с чистыми помыслами.

Способы общения

Для того чтобы успешно общаться с подсознанием, необходимо установить с ним определенные сигналы, или язык знаков. Будет лучше, если вы не станете навязывать подсознанию определенный стереотип общения, а предоставите ему возможность самому решить, какой сигнал выбрать для ответа.

Теперь расположитесь поудобнее и будьте готовы задать вопрос внутрь себя, своему подсознанию. После того как вы зададите этот вопрос, ваша задача состоит в том, чтобы быть очень внимательным и чутким к тем изменениям, которые будут происходить в вашем теле.

Следите за ощущениями в той или иной части тела, мысленными образами и внутренними звуками или внутренним голосом. Не пытайтесь как-то влиять на ответ. Подсознание выберет самостоятельно способ для ответа.

Вы должны быть достаточно чувствительны, чтобы уловить ответ.

Вопрос такой: «Готово ли мое подсознание сейчас общаться со мной на сознательном уровне».

Ответ может быть любым, — это зависит от вашего подсознания. Например, через некоторое время появилось чувство жжения в области желудка. Вы еще не знаете, что означает этот ответ — «да» или «нет». Поэтому поблагодарите подсознание за ответ и скажите: «Подсознание, я хотел бы понять твое сообщение.

Если чувство жжения в области желудка означает — «Да, я хотело бы общаться», — то пусть это ощущение снова повторится или станет сильнее и четче. Если это сообщение означает — «Нет, я не готово общаться», — то, наоборот, сделай это ощущение очень слабым, вплоть до того, что оно исчезнет совсем».

Если сигнал снова повторился и стал более сильным, то это означает ответ «да», следовательно, подсознание выражает готовность пообщаться с вами на сознательном уровне. Снова поблагодарите его (кстати, не забывайте это делать после каждого ответа). Теперь у вас есть канал связи с вашим подсознанием. И вы можете задавать ему вопросы, на которые оно будет отвечать «да» или «нет».

Если вдруг вы на вопрос получите ответ «нет» или «не знаю» — не огорчайтесь. Ведь ответ вы все равно получили. Такое бывает в тех случаях, когда подсознание не готово общаться по тем или иным причинам (усталость, плохое настроение, неблагоприятная внешняя обстановка, шум).

Или вам необходимо изменить отношение к своему подсознанию и относиться к нему (то есть к себе) более уважительно. В таком случае извинитесь перед ним, попросите у него прощения за недоверие к себе, за борьбу с болезнью. Обратитесь к нему уважительно, ласково. А может быть, подсознание просто напугано, и его нужно успокоить.

Или вы просто не верите в возможность такого общения. Подождите некоторое время, устраните возможные препятствия и попробуйте снова.

Вместо ощущений подсознательный разум может дать ответ в виде зрительного образа или какой-то мысленной картинки. Причем на ответ «да» — один образ, а

на ответ «нет» — другой. Или вы можете сделать картинку ярче для ответа «да» и темнее — для ответа «нет». Если ответом будет мысленный звук, то можно сделать его громче в случае «да» и тише — «нет».

Иногда с подсознанием можно общаться с помощью «внутреннего голоса», то есть мысленно получать конкретные ответы.

Вот еще несколько примеров. Одна женщина использовала для ответа «да» ускорение сердечных сокращений, а для ответа «нет» — замедление. Другой моей пациентке нравилось, когда у нее для ответов поднимались руки. У одного мужчины для ответа «да» появлялось урчание в животе. У другого — ответы визуализировались в виде неоновых надписей, так, что он мог их читать.

В принципе, сколько людей — столько и способов общения. Каждый подбирает себе более подходящий. Лично мне нравятся пальцевые сигналы, мысленное и образное общение. Это позволяет мне общаться с подсознанием даже в транспорте — никто ничего не замечает.

И не бойтесь сойти с ума. Мы давно уже все сумасшедшие.

Разве это нормально, когда люди создают себе болезни, причиняют себе и другим боль и страдание и живут со всем этим только потому, что не хотят взять на себя ответственность за свою собственную жизнь? Я хотел бы, чтобы вы уяснили, что нет плохого или хорошего подсознания.

Оно всегда готово общаться с вами, если вы искренне этого хотите. Подсознательный разум всегда заботится о вас, но делает это по-своему, опираясь на опыт всей вашей личной истории, то есть так, как вы сами его обучили. Поэтому доверьтесь своему внутреннему разуму, и он сделает все самым лучшим образом.

Подсознание функционирует у всех одинаково, вне зависимости от образования и интеллектуального уровня, будь то ученый или кочегар. Я бы даже сказал, что последнему это сделать гораздо легче, так как ученая степень часто способствует росту чувства собственной важности, которое мешает человеку замечать простые и удивительные вещи.

Еще раз упомяну о том, что человек — целостная личность. И, обращаясь к своему подсознанию, вы просто стремитесь разгадать непостижимую тайну, каковой является сам человек!

Пальцевые сигналы

Предыдущие способы основаны на том, что вы предлагаете своему подсознанию выбрать способ для общения. Но иногда бывает проще предложить подсознанию язык знаков: будь то движения пальцев или маятник.

Простейшим языком знаков будет приподнимание того или иного пальца: например, приподнимание указательного пальца на правой руке для ответа «да» (если вы правша) и приподнимание указательного пальца на левой руке для ответа «нет». Приподнимание обоих пальцев одновременно для ответа «не знаю» и неподвижность пальцев — «не хочу отвечать».

Как вы понимаете, такое деление чисто условно, и вы можете сами установить язык знаков. Движения пальцев должны быть бессознательными, автоматическими. Не пытайтесь двигать пальцами сознательно. Просто не мешайте своему подсознанию, доверьтесь ему полностью.

Вопросы нужно задавать четко и однозначно — ведь подсознание все понимает буквально. Хочу сразу предупредить — нет таких людей, которые не могли бы общаться с подсознанием и нет плохих подсознаний. Если у вас не получается один способ, попробуйте другой. Я советую испробовать все способы. Может быть, какой-то вам понравится больше.

Результат будет обязательно, если вы намерены получить ответ из глубин своего разума.

А теперь давайте попробуем. Сядьте в мягкое, удобное кресло или ложитесь на диван. Пусть руки лежат свободно и ничто им не мешает.

Сразу договоритесь с подсознанием, какой сигнал будет соответствовать тому или иному ответу.

Теперь мысленно или вслух обратитесь внутрь себя и задайте такой вопрос: «Готово ли мое подсознание общаться со мной? Если «да» -приподними указательный палец на правой руке бес-

сознательными движениями; если «нет» — на левой руке». Не пытайтесь угадать ответ — просто терпеливо ждите. Через несколько секунд в определенном месте вы почувствуете легкий зуд, покалывание или онемение.

Это значит, что мышцы приняли подсознательный сигнал, напряглись и вот-вот начнут поднимать палец. Еще секунда, и кончик пальца медленно, слегка подрагивая, двигается вверх. Палец может закончить свое движение, поднявшись' достаточно высоко, а может, лишь слегка оторвавшись от поверхности.

Как только вы получили и осознали ответ, поблагодарите свое подсознание и опустите палец.

Если вы получаете ответ «нет», то это означает только то, что есть какие-то препятствия для общения, о которых я уже упоминал: плохое самочувствие или настроение, неблагоприятная внешняя обстановка, страх перед общением, недоверие к самому себе. Устраните возможные препятствия и попробуйте снова.

Метод маятника

Для освоения этого метода вам понадобится маленький люцитовый шарик, подвешенный на нитке, длиной 20 сантиметров. Вместо шарика можно использовать обручальное кольцо или простую гайку.

Теперь поставьте локоть на стол и зажмите конец нити между большим и указательным пальцами. Шарик при этом начнет свободно раскачиваться. Пораскачи-вайте его вперед-назад, влево — вправо, по часовой стрелке и против. Это нужно для того, чтобы подсознательный разум определил, какие мышцы участвуют в этих движениях.

После этого остановите шарик и обратитесь к подсознательному разуму: «Подсознательный разум, выбери одно движение маятника из четырех возможных, которое впоследствии ты будешь использовать для ответа «да», и продемонстрируй мне это движение». Ждите ответ и не спускайте глаз с маятника.

Старайтесь как бы «гипнотизировать» шарик.

Уже через несколько секунд маятник приходит в движение. Иногда нужно больше времени на «раскачку». Амплитуда движений может быть разной. Как правило, она достаточно велика для того, чтобы ответ был понятным.

Получив ответ, остановите маятник, поблагодарите подсознание и попросите его выбрать другое движение из оставшихся трех для ответа «нет». Затем попросите выбрать соответственно движения для ответа «не знаю» и «не хочу отвечать».

Это старый, проверенный метод, которому всегда придавалась определенная доля мистицизма. Вид «живого» маятника, который осмысленно реагирует на вопросы, просто завораживает. Однако в этом нет ничего сверхъестественного. Просто подсознание способно самостоятельно принимать решения, мыслить и брать под контроль определенные группы мышц. Важно только доверять своему подсознательному разуму.

Как задавать вопросы

То, как задан вопрос, очень важно для процесса общения. Чтобы достичь в этом совершенства, вам потребуются определенные знания и опыт. Приобрести их помогут мои примеры из практики и ваши личные попытки.

Так как подсознание понимает все буквально, то вопросы должны быть ясными, простыми и недвусмысленными. Произносите именно то, что действительно хотите сказать. Вначале я рекомендую записывать вопросы и ответы на листке бумаги.

Если вы получите какой-то необычный ответ, то это может означать, что вы задали неподходящий вопрос. Попробуйте сформулировать вопрос иначе.

Подсознание всегда дает честные ответы (конечно, если вы не отъявленный лжец).

От чего я вас действительно хочу предостеречь, так это от попыток заглянуть в будущее. Это та область, с которой нужно обращаться очень осторожно. Это то, что мы сами себе создаем. Об этом пойдет речь в следующих моих книгах.

Не опасно ли общение с подсознанием? Нет! Не только не опасно, но и желательно. Этому нужно обучать с раннего детства. Сейчас, в современных условиях, на человеческое сознание обрушивается такой огромный поток информации, что разобраться в ней бывает очень сложно.

Хотим мы того или не хотим, но на наше с вами сознание и подсознание все равно идет воздействие, нас программируют с самого рождения.

Мы можем воспользоваться потоком информации позитивным образом только в том случае, если разберемся в самих себе, если возьмем на себя ответственность за свою жизнь.

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/158.html

Развитие мышления человека | Упражнения на развития мышления

Автор: pikacho · 25.04.2016

Высшей ступенью познания у человека считается мышление. Развитие мышления это психический процесс создания очевидных, не требующих доказательств закономерностей окружающего мира. Это мыслительная деятельность, у которой есть цель, мотив, действия (операции) и результат.

Развитие мышления

Ученые предлагают несколько вариантов определения мышления:

  1. Наивысший этап усвоения и переработки человеком информации, установление причинно-следственных связей между объектами действительности.
  2. Процесс отображения явных свойств объектов и, как следствие, создание представления об окружающей реальности.
  3. Это процесс познания реальности, в основе которого лежат полученные знания, постоянное пополнение багажа представлений и понятий.

Мышление изучают несколько дисциплин. Законы и виды мышления рассматривает логика, психофизиологическую составляющую процесса – физиология и психология.

Мышление развивается в течение всей жизни человека, начиная с младенчества. Это последовательный процесс отображения реалий действительности в человеческом мозге.

Виды мышления человека

Чаще всего психологи разделяют мышление по содержанию:

наглядно-образное мышление;

абстрактное (словесно-логическое) мышление;

наглядно-действенное мышление.

Наглядно-образное мышление

Развито у художников, скульпторов, модельеров – людей творческой профессии. Они преобразовывают реальность в образ, и с его помощью у стандартных предметов выделяются новые свойства, устанавливают нестандартные сочетания вещей.

Наглядно-образное мышление подразумевает зрительное решение проблемы, не прибегая к практическим действиям. За развитие этого вида отвечает правое полушарие мозга.

Многие считают, что наглядно-образное мышление и воображение – одно и то же. Вы заблуждаетесь.

В основе мышления лежит реальный процесс, предмет или действие. Воображение же включает в себя создание выдуманного, нереального образа, того чего нет в действительности.

Упражнения на развитие наглядно-образного мышления:

1. Вопрос-ответ:

Если заглавную букву N из английского алфавита перевернуть на 90 градусов, какая в результате получится буква? Форма ушей у немецкой овчарки?

Количество комнат в жилой комнате вашего дома?

2. Создайте образ последнего семейного ужина. Мысленно нарисуйте событие и ответьте на вопросы:

Сколько членов семьи присутствовало, кто в чем был одет? Какие блюда подавались? О чем была беседа? Представьте вашу тарелку, где лежали ваши руки, лицо рядом сидящего родственника. Ощутите вкус блюд, которые вы ели. Представленная картинка была черно-белой или цветной?

Опишите зрительный образ помещения.

3. Опишите каждый из представленных предметов:

зубная щетка; сосновый лес; закат; ваша спальня; капли утренней росы;

парящий в небе орел.

4. Вообразите Красоту, Богатство, Успех

Опишите выделенный образ при помощи двух существительных, трех прилагательных и глаголов, одного наречия.

5. Представьте людей, с которыми вы сегодня общались

Как они выглядели, в чем были одеты? Опишите их внешность (цвет глаз, волос, рост и телосложение).

Словесно-логический тип мышления (Абстрактное мышление)

Человек видит картину в целом, выделяет только значимые качества явления, не замечая несущественных деталей, которые лишь дополняют предмет. Такое мышление хорошо развито у физиков, химиков – людей, которые имеют прямое отношение к науке.

У абстрактного мышления выделяют 3 формы:

понятие – предметы объединяются по признакам;
суждение – утверждение или отрицание какого-либо явления или связи между предметами;
умозаключение – выводы на основе нескольких суждений.

Пример абстрактного мышления:

У вас есть футбольный мяч (вы можете даже взять его в руки). Что можно сделать с ним?

Варианты: поиграть в футбол, бросить в кольцо, сесть на него и т.д. – не абстракты. А вот, если представить, что хорошая игра в мяч привлечет внимание тренера, и вы сможете попасть в известную футбольную команду…это уже запредельное, абстрактное мышление.

Упражнения на развитие абстрактного мышления:

1. «Кто лишний?»

Из ряда слов выберите одно или более слов, которые не подходят по смыслу:

осторожный, быстрый, веселый, печальный; индюк, голубь, ворона, утка; Иванов, Андрюша, Сергей, Владимир, Инна; квадрат, указка, окружность, диаметр.

тарелка, кастрюля, ложка, стакан, бульон.

2. Чем отличаются:

поезд – самолет; лошадь-овца; дуб-сосна; сказка-стихотворение;

натюрморт-портрет.

У каждой пары найдите минимум 3 отличия.

3. Главное и второстепенное

Из ряда слов выберите одно или два, без которых понятие невозможно, не может существовать в принципе.

Игра – игроки, штраф, карты, правила, домино. Война – пушки, самолеты, сражение, солдаты, командование. Юность – любовь, рост, подросток, ссоры, выбор. Сапоги – каблук, подошва, шнурки, застежка, голенище. Сарай – стены, потолок, животные, сено, лошади.

Дорога – асфальт, светофор, движение, автомобили, пешеходы.

4. Прочитайте словосочетания наоборот:

завтра премьера спектакля; приходи в гости; пойдем в парк;

что на обед?

5. За 3 минуты напишите как можно больше слов на букву ж (ш, ч, я)

(жук, жаба, журнал, жестокость…).

6. Придумайте по 3 самых необычных мужских и женских имен

Наглядно-действенное мышление

Подразумевает решение мыслительных задач через преобразование возникшей в реальности ситуации. Это самый первый способ перерабатывать полученную информацию.

Такой вид мышления активно развивается у детей дошкольного возраста. Они начинают объединять различные предметы в единое целое, анализировать и оперировать ими. Развивается в левом полушарии мозга.

У взрослого человека этот вид мышления осуществляется через трансформацию практической пользы у реальных предметов. Наглядно-образное мышление крайне развито у людей, которые занимаются производственным трудом – инженеров, сантехников, хирургов. При виде предмета они понимают, какие действия с ним надо совершать. В народе говорят, что у людей подобных профессий «набита рука».

Наглядно-образное мышление помогало древним цивилизациями, например, измерять землю, ведь во время процесса задействованы и руки, и мозг. Это так называемый ручной интеллект.

Отлично развивает наглядно-действенное мышление игра в шахматы.

Упражнения на развитие наглядно-действенного мышления

  1. Самое простое, но очень эффективное задание на развитие этого вида мышления – это сбор конструкторов. Деталей должно быть как можно больше, не менее 40 штук. Можно использовать наглядную инструкцию.

  2. Не менее полезны для развития такого вида мышления и различные пазлы, головоломки. Чем больше будет деталей, тем лучше.
  3. Составьте из 5 спичек 2 равных треугольника, из 7 – 2 квадрата и 2 треугольника.

  4. Превратите в квадрат, разрезав один раз по прямой линии, круг, ромб и треугольник.
  5. Слепите из пластилина кошку, дом, дерево.
  6. Определите без специальных приборов вес подушки, на которой вы спите, всей надетой на вас одежды, размер комнаты, в которой вы находитесь.

У каждого человека должны быть развиты все три типа мышления, но преобладает всегда один вид. Определить это можно еще в детстве, во время наблюдения за поведением ребенка.

Читайте далее «Развитие логического мышления«

«Развитие творческого мышления«

«Развитие критического мышления«

Источник: http://pikacho.ru/razvitie-myshleniya/

Психологические условия формирования навыков самостоятельного мышления у учащихся

Санакулова З. А., Соибназарова М. Н., Бойтураева Н. И., Юлдашев Ш. Э. Психологические условия формирования навыков самостоятельного мышления у учащихся // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1022-1024. — URL https://moluch.ru/archive/112/28428/ (дата обращения: 31.05.2018).

Происходящие сегодня изменения в системе народного образования, а именно ориентация на развитие личности учащегося, на формирование самостоятельной личности, способной осуществлять прогрессивные преобразования в своей стране, предполагает необходимость дальнейшего анализа, что и каким образомдолжно меняться в современной системе образования.

Психолого-педагогические исследования показывают, что процесс обучения в реальной школьной жизни, да и вообще в системе образования превращается на деле в информационное насыщение учащихся.

Учитель выполняет в основном функцию передачи знаний, специальной учебной информации учащемуся и осуществляет контроль их усвоения. Функция же учителя должна заключаться в обучении ученика самостоятельному овладению знаниями, т. е. учитель учитучащегося учиться.

При таком подходе к цели образования меняется акцент в предмете работы учителя — формирование самостоятельной учебной деятельности ученика.

Навыки самостоятельного умственного труда, умение самостоятельно планировать свою работу, определять ее состав, намечать этапы и принимать самостоятельные решения и т. п.

и в частности, в умственной, учебной деятельности, возможно сформировать, если это становится специальным объектом воспитания и формирования. Известно, что быстрое и прочное усвоение знаний, умение быстро найти правильное решение в новой обстановке во многом зависит от правильного воспитания внимания, памяти и, в особенности, мышления учащихся. При существующей практике обучения мыслительная деятельность учащихся складывается, как правило, стихийно.

В предыдущей статье мы попытались кратко изложить нетрадиционный подход в виде интеллектуальных упражнений и игр, которые можно вводить как в урок, так и проводить в виде дополнительных, факультативных занятий. Целью этих тренинговых упражнений является совершенствование различных процессов мыслительной деятельности.

Вместе с тем в психологии доказано положение о том, что результативность, продуктивность мыслительной деятельности зависит не только от уровня сформированности мыслительных операций, но и в большой степени от личностных особенностей человека, принимающего решение в мыслительной деятельности.

Иными словами, продуктивность и эффективность мыслительной деятельности зависит и от эмоционального состояния, и от мотивационно-потребностной сферы, и от отношения учащегося не только к учебе, но и к себе, сверстникам, учителю.

В связи с этим мы остановимся на обсуждении, каким образом учитель может способствовать эффективности мышления через личностное взаимодействие с учащимися.

Зарубежными и отечественными психологами доказано, что факторами, мешающими учащимся полноценно проявить свои знания, являются высокая тревожность, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. Безусловно, научная диагностика этих особенностей должна проводиться школьным психологом.

Но и сам педагог может увидеть среди учеников, учащихся страдающих от неуверенности, тревожности.

Как правило, это проявляется в слабой или неровной, «скачущей», успеваемости; когда ученик контрольные выполняет хуже, чем классные и домашние задания, отвечает у доски слабее, чем с места; в повышенной утомляемости учащегося при отсутствии для этого объективных медицинских показаний; конфликтах школьника со сверстниками и т. п.

Остановимся кратко на проблеме преодоления тревожности. Эта проблема распадается на две: проблема овладения тревожностью как состоянием, снятие ее отрицательных последствий и устранение тревожности как относительно устойчивого состояния личности.

В преодолении тревожности старшеклассников значительное место уделяется развитию двигательных навыков, ловкости, культуры движений, умения держать себя и т. п. Существенная роль отводится развитию правильных приемов самоанализа, формированию умения понимать себя и других.

В преодолении школьной тревожности основное значение придается правильному (психологически грамотному) отношению учителя к ученику: созданию в классе атмосферы «эмоциональной защищенности», правильной оценки ребенка.

Таким образом, можно сказать, что работа по преодолению тревожности может осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:

1) обучение учащегося приемам и методам овладения своим волнением;

2) расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний и т. п., ведущих к повышению результативности деятельности, созданию «запаса прочности»;

3) перестройка особенностей личности школьника, прежде всего его самооценки и мотивации.

Перечислим некоторые приемы, снимающие тревожность:

«Переинтерпретация» симптомов тревожности. Часто учащихся с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки появления этого состояния: «Как только З. И. начинает смотреть, кого вызвать, у меня пересыхает в горле, сердце колотится, и я уже точно знаю, что опять отвечу на двойку».

Во многих случаях оказывается полезным объяснить учащимся, что готовность человека действовать (признаки активации, которые испытывает большинство людей) помогает ответить, выступить как можно лучше.

Опыт показывает, что при определенной тренировке этот прием может помочь школьнику выбраться из заколдованного психологического круга.

В данной статье мы приводим упражнения, которых нет в учебных пособиях и при выполнении которых желателен контроль педагога.

«Дыхание». Рассказывается о значении ритмичного дыхания, предлагаются способы использования дыхания как снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20–30 сек. и т. п. (кстати, это дыхательное упражнение может быть рекомендовано и учителю в случае сильного волнения или раздражения).

«Улыбка». Это — обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Учащимся объясняется значение улыбки для снятия нервно-мышечного упражнения. Великий психолог Джеймс говорил, что мы иногда плачем не потому, что нам плохо, а потому, что текут слезы.

Большое значение здесь, конечно, имеют отношения, складывающиеся между учениками и учителем.

Когда между ними не возникает доверительных отношений, предъявление различных приемов часто не вызывает ничего, кроме негативной реакции: учащиеся высмеивают эти приемы, называют их наивными; это объясняется тем, что тревожность во многом выполняет защитную функцию. Преодолеть эту защиту можно лишь в процессе создания соответствующих отношений между учащимися и учителем.

Одной из объективных причин, создающих необходимую дистанцию между учителем и учеником, является оценка действий ученика педагогом. Это необходимый рычаг учебно-воспитательного процесса, но «пользоваться» им надо очень осторожно. Хвалить значит демонстрировать позицию оценщика свыше.

Сейчас вы хвалите, чуть позже можете наказать — это глубокий межличностный барьер между учениками и учителем. Сам статус педагога предполагает, что он старше, сильнее, опытнее, более знающий. А ученик не обладает ни опытом, ни знаниями, что есть у взрослого.

С психологической точки зрения более грамотно не хвалить саму личность учащегося, например, «Ты молодец», «Умница», «Хороший», а хвалить действия, поступки, результат этих действий. Например: «Прекрасно решил задачу», «Это задание выполнено на отлично». Еще лучше, если в оценке будет выражено эмоциональное отношение взрослого: «Я горжусь тобой», «Очень рад за тебя» и т.

п. Учет и реализация этого тонкого психологического аспекта оценки является важнейшим терапевтическим шагом в коррекции неуверенности учащегося и способом создания доверительных отношений с учащимися.

Важным этапом в работе с такими школьниками является выработка у них критериев собственного успеха.

Оценка успеха у них часто затруднена, они сомневаются в ней, в связи с этим многие достаточно удачные ситуации рассматриваются ими как неуспешные.

Продуктивным в таких случаях оказывается обсудить вместе со школьниками объективные показатели успеха в той или иной ситуации, как бы «договориться» с ними, какой результат считать успешным.

Опыт показывает, что наиболее эффективной мотивацией для таких учащихся является обучение самоанализу как средству, способствующему саморазвитию.

В заключение отметим, что неуверенность и тревожность — это два самых серьезных барьера к успешности, самостоятельности и самореализации. Эти барьеры можно преодолеть, если специально над этим работать. Мы надеемся, что учебное пособие и эти две статьи будут началом работы над собой.

Литература:

  1. Зимбардо Ф. Застенчивость / пер. с англ. — М.: Педагогика, 1991. — С. 208.
  2. Прихожан А. М. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления / В кн.: Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. — М., 1987.
  3. Атватер И. Я вас слушаю… — М.: Экономика, 1988. — С. 111.

Основные термины (генерируются автоматически): мыслительная деятельность, учащийся, ученик, учитель, прием, тревожность.

Источник: https://moluch.ru/archive/112/28428/

Развитие самостоятельности мышления современных школьников

Развитие самостоятельности мышления

современных школьников

Математику уже затем изучать надо, что она ум в порядок приводит.

                 М.В.Ломоносов

Развитие личности во все времена интересовало общественное сознание.

В последние годы стала актуальной проблема развития самостоятельности мышления молодежи. Цель современной педагогики – воспитать интеллектуально-развитую и нравственно-ориентированную личность, обладающую способностью свободно мыслить.

Один из путей развития самостоятельности мышления – сотворчество, которое произойдет, если привлечь школьников к активному участию в процессе обучения.

Творческое овладение знаниями, навыками и умениями есть главное условие формирования современного специалиста. В.И.

Андреев в своем труде «Педагогика творческого саморазвития» отмечает: «Без организации в учебном процессе самостоятельной работы невозможно создать на занятиях творческую атмосферу, пробудить мыслительную активность учащихся, выработать у них желание приобретать новые знания, сформировать интерес и вкус к продуктивной работе. Важно только из всего многообразия форм самостоятельной работы выбрать наиболее приемлемые для данной группы обучаемых» (Андреев В.И. «Педагогика творческого саморазвития». М.: Просвещение, 1996).

Формы организации самостоятельной работы школьников разнообразны, учителя школы широко и успешно применяют их как на уроке, так и во внеурочное время. Это и работа с книгой (учебник, первоисточник, справочная литература и т.д.

), программированное обучение, реферативная, лекторская работа, использование жизненного опыта школьников, практические работы, решение задач с практическим содержанием, решение устных и логических задач, упражнения с набором ответов, среди которых нужно выбрать верный, составление задач самими учащимися, задания по моделированию, олимпиады, математические вечера, выпуск математических газет. Эти формы работы давно используются педагогами школы для выявления различного уровня познавательной активности учеников.

Главное – постоянно повышать эффективность проведения таких форм организации самостоятельной работы.

Постоянный творческий поиск эффективных методов и средств обучения позволяют придать учебно-познавательной деятельности школьников творческий характер.

Результат ощутим только в том случае, если ученик осознанно выбирает оптимальный вариант той  или иной формы самостоятельной работы.

Поставленные цели определяют содержание и объём материала для самостоятельной работы.

Например, если цель – простое запоминание определённой информации, то объём самостоятельной работы может быть сравнительно невелик.

Если же целью служит формирование умений и навыков, объём самостоятельной работы может быть выше. Познавательная активность учащихся при этом значительно возрастает.

Для самостоятельной работы необходимо отбирать материал, ориентированный на потенциальные возможности учащихся. Содержание и объём этого материала также будет влиять на степень самостоятельной работы.

У школьников необходимо воспитывать веру в возможность преодоления учебных трудностей. Она увеличивает активность мыслительных процессов при самостоятельной работе.

Один из важнейших путей развития самостоятельности мышления – средства коммуникации (общение), соотношение этих средств.

Средства коммуникации как неотъемлемый компонент деятельности учеников в процессе самостоятельной работы определяется содержанием учебного материала, поставленными целями, а также уровнем подготовленности учащихся к самостоятельной деятельности.

Деятельность учителя, его личностные качества также влияют на степень познавательной активности школьников. Если учитель в достаточной мере владеет классом, умеет настроить ребят на самостоятельную работу, может обеспечить их необходимыми материалами и пособиями, то он может рассчитывать на хороший результат.

Для этого необходимо чаще организовывать их домашнюю работу, давая задания творческого характера.

При выборе средств коммуникации необходимо учитывать их тесную взаимосвязь со всеми компонентами педагогической системы.

В подростковом возрасте проблема общения «учитель-ученик», «ученик-ученики» стоит порой остро, и педагогу в этом случае приходится учитывать личностные качества ученика, а также потенциал воспитательных возможностей его родителей, социально – бытовые условия, в которых живёт ученик и т.д.

Важный компонент самостоятельной работы – деятельность и личностные качества самих учащихся. Объём самостоятельной работы зависит от их образовательной и воспитательной готовности.

Готовность сельских учащихся не всегда позволяет прибегать к самостоятельному изучению материала, самостоятельному формированию умений и навыков.

Недостаточная организованность многих учащихся, отсутствие у них должной дисциплины, чувства долга, элементарной воспитанности приводит к усилению роли педагога в процессе обучения и, как правило, к уменьшению степени самостоятельности обучаемых.

Здесь свою роль должны сыграть профессиональные качества настоящего учителя (врождённый такт, педагогическая мудрость, глубокая заинтересованность в судьбе ученика, требовательность к себе и другим).

Добиться желаемых результатов на пути развития самостоятельности мышления юной личности поможет так называемая система самопрограммирования действий преподавателя и учащихся как оптимальный вариант построения урока.

Э.Ш. Натанзон в своей работе «Приёмы педагогического воздействия» пишет: Схематично структура самопрограммирования выглядит так:

·        постановка перед учащимися познавательной задачи;

·        инструктирование учащихся о порядке выполнения заданий;

·        повторение учащимися ранее изученного материала;

·        восприятие новых знаний и планирование предстоящей работы;

·        выполнение учащимися работы на основе своих познавательных возможностей, жизненного опыта и т. д.;

·        контроль преподавателем качества выполненных заданий;

·        организация самоконтроля и взаимоконтроля учащихся в процессе самопрограммирования;

·        проверка знаний и умений учащихся;

·        подбор преподавателем последующих заданий по самопрограммированию в соответствии с познавательными возможностями учащихся;

Вышеизложенная структура не является жёсткой. В каждом конкретном случае она может существенно видоизменяться в зависимости от характера самопрограммирования задач, решаемых в его процессе, от подготовленности класса. Основная задача школы — научить детей трудиться и мыслить.

Учитель должен уметь создавать творческий, деловой настрой на уроке. Требованиям современного процесса обучения и воспитания отвечает умелое применение на уроке наглядности и технических средств.

Каждое средство обучения имеет свои дидактические функции, свои возможности использования; отсюда следует и комплексное использование всех видов наглядности.

Если слово учителя подкреплено хорошо продуманным зрительным образом, если на помощь приходят разнообразные средства, то урок становится живым и интересным для каждого ученика. Перед учителями школы поставлена важнейшая задача —  осуществлять комплексный подход к воспитанию школьников.

Ее невозможно решать без воспитания активной познавательной деятельности, развития самостоятельности мышления обучающихся, вооружения их общими приемами пространственного воображения, развития способности понимать смысл поставленной задачи, умения логически рассуждать, усваивать навыки алгоритмического мышления.

Математический смысл мышления нужен сегодня всем: не только специалисту-математику, инженеру, ученому-физику, но и врачу, и рабочему, моряку и спортсмену, даже художнику и литературу.

Наблюдения показывают, что умение самостоятельно мыслить повышает и общую грамотность человека.

з организации в учебноммоуправлениями есть главное условие формирования современного специалиста. ыслить.

Источник: http://kolichevoschool.ucoz.ru/load/razvitie_samostojatelnosti_myshlenija_sovremennykh_shkolnikov/1-1-0-3

Ссылка на основную публикацию